Игры для развития моторики: игры для самых крохотных ручек

Содержание

игры для самых крохотных ручек

С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми. А затем начинается этап сенсорного развития. В это время совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих его предметов. И чем больше интересных вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.

Мама, я готов!

После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки — к примеру, учится брать ложку. К 8 месяцам осваивает щипковый захват двумя пальцами. Мама может помочь малышу развить мелкую моторику — а значит, и поспособствовать развитию его речи. Ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.

Массаж для маленьких пальчиков

Если малышу еще рано осваивать премудрости пальчиковой гимнастики, мама может делать ему массаж ладошек и пальцев. И массировать можно не руками, а специальными массажными маленькими мячиками-«ежиками». Такие продаются в ортопедических магазинах. А еще лучше — делать массаж при помощи грецких орехов. Как же делается такой массаж? Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.

Игры на развитие мелкой моторики

Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка. Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.

На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.

«Ёжик»

Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».

Игра «Разбуди соседей»

Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:

  • «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
  • «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
  • «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).

Проделывается для каждой ручки.

Игра «Апельсин»

  • «Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
  • «Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
  • «Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
  • «Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
  • «Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Ищем клад

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.

Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.

Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.

Рисуем манкой

Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.

Сортируем зернышки

В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.

Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.

Пластилин, пастель, фломастер

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц).

Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.

Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.

У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.

С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.

Важно

Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Все родители знают, что необходимо развивать мелкую моторику у своего ребёнка, но не все знают, зачем это делать и как.

ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

Доказано, что систематическое развитие пальцев рук влияет на внимание, мышление, воображение, а также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь ребенка и его трогательно-сенсорный опыт взаимосвязаны. Понаблюдайте за своим малышом. Если его пальчики двигаются соответственно возрасту, то и речь будет развиваться нормально. Если же пальчики отстают, то скорее всего произойдет и 

задержка речевого развития.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разные игры и упражнения.

1. Застегиваем пуговицы.

Каждой маме бывает известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. А ведь это относится не только к сенсорному опыту и привитию самостоятельности, но и отлично тренирует мелкую моторику. Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны, пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её. Можно попросить малыша соединить разноцветные полоски друг за другом, чтобы получились «вагончики», а можно предложить ему составить целую разноцветную цепочку из этих тканевых звеньев. Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило —

 чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.

2. Сортировка.

Наверное, в каждом доме есть конструкторы LEGO, его детали можно использовать для сортировки в качестве маленьких контейнеров. Также вы можете взять для этой цели разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики — всё, что угодно. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета. Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет. Детям старшего возраста можно усложнить задание — предложите ему сложить в красный контейнер 2 шарика, в зелёный — 3 шарика, в желтый — 4 шарика. Ребёнок будет тренировать не только мелкую моторику, но ещё и память.

3. Подбери палочку.

Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.

4. Накорми поросенка.

Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки. Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив бусинки в горлышко. Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет. Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 красных шариков, 3 желтых и 1 зеленый.

5. Лепим ежика.

Возьмите пластилин, и сделайте тельце для ежика. Задача ребенка — прилепить к нему иголки. В качестве иголок могут выступать спички, ватные палочки, зубочистки, семечки, макаронные изделия — всё, что хотите. Можно сделать сразу несколько разных ежиков и потом ими играть. Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки.

Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер — закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено. Также можно использовать обычные нитки для вязания — привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку — фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно. Запомните одно правило — чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.

Главное в этом деле — аккуратность. Вы всегда должны быть рядом и наблюдать за тем, что делает ваш малыш. Эти несложные игры для развития мелкой моторики принесут вашему ребенку не только пользу, но и доставят море положительных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики | Советы педиатра (Первый год жизни малыша)

Развитие мелкой моторики

Роль мелкой моторики в формировании речи и её развитие у детей с рождения до 6 месяцев.

В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»


Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног при участии нервной, мышечной, костной, а также зрительной систем. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации.

Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Японские врачи доказали, что на кистях рук расположено много точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти и мышления, что лежит в основе акупунктуры. Исследования российских физиологов также подтверждают эту взаимосвязь. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных учебных и бытовых действий. Развитие у ребёнка мелкой моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому работу по её развитию нужно начинать с самого раннего возраста.

В первые месяцы это поглаживание и легкий массаж пальчиков. Возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это очень полезное и приятное занятие, которое оказывает положительное влияние на общее развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.

 


К 3 месяцам малыш с интересом разглядывает свои ручки и пытается ими управлять, рассматривает пальчики. В этом же возрасте начинает формироваться навык захвата предмета. Вложенная в ручку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Не давайте детям тяжелые погремушки, чтобы во время игры малыш не ударил ими себя по голове!

К 4 месяцам ребенок уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 месяцам удерживает ее двумя руками, изучает пальчиками предметы более детально. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине. Одна из самых простых игр — это знакомство с миром на ощупь. Дайте малышу возможность прикоснуться к новому предмету. Проводите его ручкой по разным предметам и поверхностям (стенка, шкаф, меховое пальто, ковер и т.д.). Это дает возможность крохе больше узнать о том, что находится вокруг. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Особенно интересно играть в эту игру на улице в теплое время года: маленький исследователь может изучить наощупь листочки, цветы, кору деревьев, песок и т.д.

 

Пальчиковые игры
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простых из них – это 5 — 6 месяцев.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка — он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении. Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые укрепляют ручки ребенка, делают их более сильными, подвижными и ловкими. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения — помогайте ему. Читая малышу стихотворение или потешки поочередно загибайте пальчики, немного их массируя и поглаживая:

«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка), деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его):
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал.»
*********************
«Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальчики гулять.
Этот пальчик — самый первый,
этот пальчик — самый смелый,
этот пальчик — кашу ел,
этот пальчик — песни пел,
этот пальчик в лес пошел и большущий гриб нашел»

Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут. Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.

В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»:

«Ладушки, ладушки,
Где были? — у бабушки.
Что ели? — кашку.
Что пили? — бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.»

Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например, салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно потрясти и перемещать в них детали.

В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для развития детей навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками — «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали. Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите ребенку собрать предметы в банку или коробку. Только будьте очень внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами!

 


К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать «каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и т.д.

Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм — показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить. Например:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.

Важные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!

Врач-невролог, Лемеш О.Ю.


  • Дата публикации: 29.04.2019
  • Поделиться:

Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»


Учитель-логопед  Волкова М. В.

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.Сухомлинский

Современная логопедия как наука настолько многогранна, что многие приёмы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях. Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребёнком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Связь мелкой моторики и ревой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В.Атакова-Фомина, Е.И.Исенина и др.). Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У большинства детей, имеющих нарушение речи, наблюдаются отставания движения пальцев рук от нормы: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, некоординированностью.

Работая над мелкой моторикой, мы формируем  у ребёнка не только моторные функции пальцев рук, готовя его руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль  игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.

Упражнения для развития мелкой моторики предлагаются детям в форме игры, они важны для ребёнка ещё и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Фундамент успешного образования, и полноценного развития ребёнка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведённое  с ребёнком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.

 Возрастные критерии развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации

3-6 месяцев

Малыш направляет руки ко рту. Следит за движениями своих рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 месяцев

Малыш развивает «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года

Ребёнок держит два предмета в одной руке; чиркает «каракули» карандашом, переворачивае5т страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.

2-3 года

Ребёнок умеет открывать ящики и опрокидывать содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает крупные бусы. Может крутить диск телефона. Рисует крестики по образцу. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.

 

3-4 года

Ребёнок держит карандаш пальцами (не в кулаке), может копировать формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ловит катящийся к нему мяч. Застёгивает, расстёгивает крупные пуговицы.

4-5 лет

Ребёнок рисует карандашами и цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали), человечка (от 2 до 3 частей тела человека: голова, туловище, руки, ноги). Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей). Умеет завязывать шнурки, застёгивает и расстёгивает мелкие пуговки.

  5-6 лет

Ребёнок аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа печатным шрифтом. Дорисовывает недостающие детали в картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Ребёнку доступны вышивание, вязание, работа с мелким конструктором, с различными формами художественного творчества (лепка, конструирование, аппликация). В рисовании появляется большое количество мелко прорисованных деталей, ребёнок овладевает разными стилями работы, осваивает различные техники. Постепенно переходит от написания печатных букв к  буквам прописным. 

 Пальчиковый игротренинг

     Педагоги, использующие на своих занятиях игры с пальчиками, часто отмечают, что эффект от этих занятий не столь велик. Следует заметить, что при выполнении упражнений применяются в основном движения первых трех пальцев (большой, указательный и средний), а также смежной с ними частью ладони, которые и так постоянно активны и в быту,  и в общении. Но практически не используются движения безымянного пальца и мизинца. Также в этих упражнениях в основном используются движения захвата предмета, сжатия, напряжения, что приводит в свою очередь к повышению тонуса пальцев рук. И очень редко  — упражнения на растяжения пальцев, и практически никогда – на расслабления.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.

Этим критериям полностью отвечает пальчиковый игротренинг. Методика пальчикового игротренинга  при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику.

 Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.

 

Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.

Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Занятия по пальчиковому  игротренингу занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.

1.    Создание положительного настроя на занятие, разминка — 3 минуты. На этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать лёгкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты. Например:

               В гости к пальчику большому

               Приходили прямо к дому:

               Указательный и средний, безымянный,

               И последний – сам мизинчик-малышок

               Постучался о порог.

               Вместе пальчики – друзья,

               Друг без друга им нельзя!

2.    Повторение «старых» игр и упражнений (1-2 игры) – 3-5 минут.

3.    Обучение новой игре и упражнению – 5-7 минут.

4.    Окончание занятия. На этом этапе очень важно поддержать у ребёнка положительный интерес к вашему совместному творчеству, желание продолжать  занятия.

 Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными.

Такой подход позволяет:

·       Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;

·       Совершенствовать психически процессы — внимание  и память,  тесно связанные с речью; активизировать мыслительные процессы.

·       Облегчить дошкольникам усвоение навыков письма, предупреждать дисграфию и дислексию, так как у детей с нарушение речи наблюдается недоразвитие мелкой моторики: неточность, недиференцированность произвольных, сознательных движений, трудности в выполнении тонких движений руками.

·       Устанавливать полный эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми.

·       Развивать зрительно-моторную координацию.

·       Развивать творчество и фантазию детей.

 Основой пальчикового игротренинга стали народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые игры очень эмоциональные, простые. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность,  а также процессы происходящие в природе. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.

Работу по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр лучше проводить в несколько этапов. На первом этапе предлагаются детям упражнения, не требующие большого усилия. В соответствии с принципом последовательности обучения первые упражнения даются для одной (ведущей) руки, а затем для двух рук с вовлечением всех пальцев.

На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, при выполнении которых необходимо произносить стихотворный текст.

 Для детей, имеющих нарушение звукопроизношения, проговаривание стихотворного текста одновременно с движением рук имеет ряд преимуществ: речь делается более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.

Вся описанная выше работа по использовании пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки детей, но и помогает развивать их эмоциональную сферу, умение сопереживать, учит культуре общения, что является необходимым условием для воспитания культурного человека.

Детский сад №304 компенсирующего вида

Педагог-психолог:

Березина Л.В.

Развитие мелкой моторики у детей. Игры и упражнения.

 

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, что является мелкой моторикой, какие особенности она имеет и как правильно это делать.

 

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

  

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

 

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Вот некоторые из них:

 

Массаж ладошек


Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой

 

Бусы


Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

 

Рисование на песке


Насыпьте на поднос песок или крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

 

Лепка


Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

 

Вырезание


Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

 

В кабинете психолога представлены вы можете познакомиться с комплексами игр на развитие мелкой моторики. Не забывайте, что игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

  

   

  

    

 

Картотека игр для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Статья:

Игра «Ножницы»

Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.

Необходимые материалы: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры: Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

 

Игра «Маленький аптекарь»

Цель игры: развитие мелкой моторики; движений пальцев рук, координации.

Необходимые материалы: на маленьком подносе лежат пинцет, чашка с бусами и платформа с ячейками для бус. Бусинок в чашке ровно столько, сколько ячеек в платформе. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет бусинок. В начале можно использовать больше бусинок.

Ход игры: Ведущий рассказывает про аптекарей, как они готовят различные лекарства. Показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины. Затем предлагает ребенку заполнить ячейки бусинами. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно. Игру можно усложнить, изменяя размер бусинок и ячеек платформы. Однако следует учесть, что игра достаточно сложная и требует от ребенка при работе предельной концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина упадет на поднос, он всегда сможет исправить ошибку.  Поскольку игра требует большой точности в движениях, необходимо отмечать каждое удачное действие малыша.

Игра «Цветные капли»

Цель игры: развитие мелкой моторики, движений пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике.  Сверху платформа делится тремя перекрытиями красного, синего и желтого цвета. Рядом с подносом стоят 3 пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красителями желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.

Ход игры: Ведущий показывает, как из разных пузырьков с помощью пипетки перенести воду в соответствующие ячейки платформы. Ребенок повторяет, и постепенно ячейки наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью пипеток вода вновь переносится в пузырьки.

Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в их сравнении и различении.

 

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Необходимые материалы: фантики (10-15 штук), мелкие предметы (значки, пуговицы, камушки и т.д.).

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

 

Игра «Вышивальщицы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, уточненные движения пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях имеются отверстия, куда пройдет иголка с ниткой (в более сложных заданиях эти отверстия лишь намечены точкой). Клубок шерстяных ниток, 1-2 толстые иголки.

Ход игры: Ведущий рассказывает о вышивальщицах, если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребенку поиграть, объясняя, как вышивают. Затем ребенок берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. Сначала в этом ему помогает взрослый. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается в узелок. Затем ребенок делает стежки на картонках с отверстиями (для более облегченного варианта можно использовать вместо иголки шнурок), продевая иглу то вверх, то вниз. Следует учесть, что работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка. Вначале лучше не просто показать, а терпеливо проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку ребенка и предложить ему действовать самостоятельно.

 

Игра «Зашнуруй ботинок»

Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.

Необходимые материалы: пара кроссовок и шнурки.

Ход игры: Ведущий показывает, как можно зашнуровать кроссовок, и просит ребенка зашнуровать так же второй кроссовок. Во время игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать вместе с ребенком. По мере усложнения игры можно только показывать готовые образцы.

 

 

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Необходимые материалы: нитка, пуговицы разной величины и цвета.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

 

 

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Необходимые материалы: 2 набора корзинок с  прищепками . Прищепки раскрашены в красный, жёлтый, синий, зеленый цвет (по З каждого цвета). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Если малыш не знает, то ведущий называет цвет сам. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины.

Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета,  выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т.к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно чтобы ребенок работал обеими руками.

 

Игра «Разложим по порядку»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

 

Игра «Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.

 

Игра «Ну-ка, вылови!»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

 

Игра «Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

 

Игра «Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.

 

Игра «Перекладываем лопаткой пирожные»

Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице — слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.

 

Игра «Была лужа и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игра «Взбиваем крем»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат — появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

 

Игра «Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

 

Игра «Собираем грибы в лесу»

Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

Игра «Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

 

Игра «Соберем все бусинки»

Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте на поднос). Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насылать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

 

Игра «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя

Игра «Найди пару»

Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары — в один пакет, другой предмет из пары — в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Игрушки для развития мелкой моторики для детей своими руками

Мы собрали для вас самые интересные DIY-идеи по созданию игрушек для развития мелкой моторики для детей. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода.

Многие родители знают, что с раннего возраста очень важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи. Специальные развивающие игрушки можно купить в магазине, а можно сделать своими руками, прочитав нашу сегодняшнюю статью, в которой мы собрали интересные DIY-идеи по созданию таких игрушек. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить. К тому же игрушка, сделанная мамиными руками, точно понравится вашему малышу и будет для него полезным пособием.

1. Сортер

Сортер – это коробочка, в которую нужно засовывать различные фигурки. Он способствует развитию внимания и усидчивости у ребенка. Вкладывание фигурок в соответствующие по форме и размеру отверстия развивает мелкую моторику и тренирует глазомер. Кроме того, в процессе игры ребенок знакомится с различными геометрическими формами, цветом и размером предметов. Нам понравился забавный сортер в виде слоника, который можно сделать собственноручно из того, что есть под рукой. 

2. Сенсорные мешочки

Специальные мешочки, наполненные крупой, фасолью, бусинами или чем-то еще, тоже отлично подойдут для развития мелкой моторики. Сшить такие мешочки очень просто! Вот, например, очень простая идея сенсорных подушечек из фасоли. Ещё мы нашли видеоролик, как сделать оригинальные мешочки с крупой из воздушного шарика.

                

3. Шнуровки

Игрушки, которые можно зашнуровывать, очень полезны для мелкой моторики, к тому же они помогают развивать усидчивость и глазомер. Интересную идею по шитью мягких пуговиц-шнуровок мы подсмотрели в блоге у Жанны.

4. Объемная книжка

Для раннего развития малыша часто используют книжки, с которыми можно играть и развивать различные навыки. Посмотрите, какую удивительную мягкую книжку-игрушку сделала своими руками Ольга! Немного фантазии и творчества — и вы тоже сможете сделать что-то подобное.

5. Мягкий куб

Малыши любят играть с яркими разноцветными кубиками. А если куб сделан из ткани и имеет всевозможные ленточки, кармашки, звенелки и шуршалки, то это не просто игрушка, а отличное развивающее пособие! Подробный мастер-класс по шитью такого куба вы найдете здесь.

6. Развивающий коврик

Ещё одно дидактическое пособие, помогающее сделать пальчики малыша более ловкими и умелыми, — мягкий развивающий коврик. Это может быть тематический коврик, где в виде аппликации нарисован целый город, каждый дом или дерево имеет различную фактуру, а с фигурками можно активно играть. Отличная идея такого коврика есть в блоге у Ольги. А на Ярмарке Мастеров мы заметили очень классные коврики у мастера Галины. Зарядившись вдохновением и идеями, можно сделать для своего ребенка поистине уникальный коврик, с которым он сможет не только играть, но и развиваться.

  

7. Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — еще одна увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики и развивает воображение. Сшить таких забавных игрушек-зверушек из кусочков фетра можно своими руками. Отличную идею по шитью таких игрушек мы нашли в блоге у Натальи. 

  

8. Развивающий планшет

Стоит отметить, что из фетра можно сшить много различных пособий для развития малыша, поскольку этот материал не крошится и с ним удобно работать. Ещё одна DIY-идея — развивающий планшет: в нем используются различные фигурки, с которыми малыш может играть и развивать новые навыки. Мы нашли интересный видеоролик с подробным описанием процесса шитья игрового развивающего планшета из кусочков фетра и ткани.

                 

Рекомендуем также почитать:

Где хранить игрушки в детской: 6 идей

Оформляем детскую комнату вместе с детьми: 5 DIY идей

Первый день рождения ребенка: идеи для декора

Фотографии: syters com, livemaster.ru

для детей, комната для игр, своими руками

8 Максимальная двигательная активность детей | Разобрался

Использование батута — отличное занятие для улучшения равновесия. Это также может быть частью сенсорной диеты. Крытые батутные парки — отличное место для общения с другими детьми. Но если вы не уверены, что ваш ребенок будет следовать указаниям или если ваш ребенок еще недостаточно взрослый для батутного парка, вы также можете купить мини-батут для использования дома под присмотром. Помните, что важно соблюдать правила безопасности, например иметь планку для прыжков.

Прыжки и прыжки требуют сильной крупной моторики, равновесия и координации. Классики — это простой способ практиковать эти навыки. (В качестве бонуса, это также может помочь отработать навыки числа!) Если у вас нет тротуара, на котором можно рисовать, или детской площадки поблизости, вы можете установить классики в коридоре с помощью малярной ленты.

Игра на детской площадке может принести много пользы детям. Покачивание на качелях может помочь детям развить равновесие. Это также помогает им научиться координировать перемещение веса и движение ног вперед и назад.Вы также можете посоветовать своему ребенку использовать «нестабильное» игровое оборудование, такое как веревочные лестницы и качающиеся мостики. Хотя они могут напугать детей до того, как к ним привыкнут, они помогают прорабатывать мышцы туловища.

5. Игра с шариками и пузырями

Воздушные шары и пузыри — это уникальный способ развить грубую моторику, потому что вы не можете предсказать, куда они направятся. Дети могут гоняться за пузырями и пытаться лопнуть как можно больше. Преследуя их, они должны бегать, прыгать, делать зигзаги и двигаться, что требует резких изменений баланса и веса.То же самое касается бросания и попытки поймать или пнуть воздушные шары. Для более структурированной игры вы можете настроить игру в волейбол на воздушном шаре.

6. Трехколесные велосипеды, самокаты и педальные автомобили

Некоторые дети, у которых проблемы с развитой моторикой, могут научиться ездить на трайке или велосипеде позже своих сверстников. Но есть альтернативы, которые они могут использовать, чтобы занять места и практиковать равновесие. Некоторые трехколесные велосипеды поставляются с ручками, чтобы вы могли толкать их, пока ваш ребенок крутит педали. Или вы можете приобрести прочный скутер или педальный автомобиль.Все они ступеньки к катанию на велосипеде. Как только ваш ребенок научится, вы даже можете установить полосу препятствий или нарисовать дорожку мелом. (Только не забудьте о шлеме!)

Будь то уроки танцев или танцевальная вечеринка в помещении, танцы — хорошая практика грубой моторики. Это помогает детям развивать баланс, координацию и двигательные навыки. Это также помогает научить ребенка понимать ритм. Для маленьких детей попробуйте использовать песни с текстами, которые добавляют движение, например «I’m a Little Teapot» или «The Hokey Pokey.”

Полосы препятствий заставляют детей двигаться и ставят перед ними цель. Для занятий в помещении используйте мебель, подушки и одеяла, чтобы создать зоны, по которым можно ползти, под и сквозь них. На открытом воздухе вы можете использовать такие вещи, как хула-хупы, чтобы прыгать, прыгать, ползать на животе, ходить медведем и другие творческие движения, которые заставляют вашего ребенка балансировать, ползать, прыгать и бегать.

Упражнения для развития мелкой моторики для младенцев

Вот коллекция простых и увлекательных упражнений на мелкую моторику для младенцев и детей ясельного возраста, которые помогают развивать мышечную силу, координацию и концентрацию во время игрового веселья! У этих занятий так много других преимуществ, они просты и значимы для маленьких умов, используют материалы из дома и так быстро готовятся.

Младенцы и малыши учатся через свои чувства и взаимодействуют с материалами вокруг них, как только они могут схватить, ущипнуть и схватить их. Младенцам не нужно слишком много стимуляции в мире, который уже переполнен изображениями, цветами, движущимися объектами и мигающими экранами. Вы можете создать здесь простую и увлекательную игровую площадку для детей от 0 до 6 месяцев, такую ​​как игровое пространство, вдохновленное Монтессори и Реджио, и больше игр с открытым концом в течение 6-18 месяцев + в специально созданном пространстве.

Помимо этих открытых игровых площадок, есть несколько прекрасных увлекательных занятий, в которые вы можете играть вместе с малышом в течение коротких периодов времени, следуя его указаниям и интересам.

Я всегда предлагаю начать с корзины с сокровищами и оттуда переходить к другим идеям. Нажмите на связанные слова фиолетового цвета, чтобы перейти к полному тексту статей и узнать, как мы делали предметы и как с ними играли.

Исследуйте текстуры в корзине сокровищ

Бросьте предметы в приспособленный кувшин для молока

Вытяните кусочки ткани из коробки для салфеток

Играть с гигантскими кусочками войлока

Открытие, наполнение и опорожнение яиц

Палка и отдельные бигуди

Положить булочки в формы для кексов

Брось, тяни и катай эти игрушки для самостоятельной моторики

Узнайте, как наклейки прикрепляются к войлоку

Стопка с гнездовьями

Бросать и стрелять помпоны

Сложить и опрокинуть стопки чашек

Краска водой по цветному мелу

Наклеить и удалить пену с окна или ванны

Придавите и нанесите маркировку с помощью краски для рук своими руками

Хотите увидеть больше идей и занятий для детских игр и творчества? Поищите здесь наши архивы!

Ищете занятия с мелкой моторикой для детей старшего возраста, дошкольников и детей школьного возраста? В этой очень популярной коллекции их более 40:

Если вам понравился этот пост, поделитесь им! Закрепите его для использования в будущем, используя кнопку «Закрепить» вверху сообщения.Спасибо

Нарезание резьбы с помощью очистителей труб и буртиков

Создайте небольшое Приглашение в игру для малышей и дошкольников, используя цветные приспособления для чистки трубок и соответствующие цветные бусины, для отличной мелкой моторики, отцовства и сопоставления!

Нить бисером — это фантастическое занятие для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Это требует концентрации, навыков мышления, поощряет использование клещей между большим и указательным пальцами и естественным образом укрепляет маленькие мышцы рук, которые жизненно важны для того, чтобы держать карандаш для письма в дальнейшем.

Использование устройства для чистки трубок для нарезания нити — особенно хорошая идея для детей младшего возраста от 2 лет, так как его легче удерживать и сохранять форму во время нарезания резьбы. Затем им можно придать любую форму и скрутить, чтобы закрепить их на концах, сделав буквы алфавита, цифры, ожерелья или браслеты, среди многих других идей! Ваш ребенок будет воображать в этой области.

Помещение одного конца устройства для очистки труб в шар с пластилином или блок упаковки из полистирола еще больше увеличивает стабильность и помогает детям младшего возраста сохранять контроль, когда они добавляют шарики один за другим.

Для этого несложного задания я разложил несколько бусинок пони в маленьких тарелках, отсортированных по цветным группам (дети, конечно, тоже могут сделать этот шаг для дополнительного обучения!). Рядом с ними я разложил несколько цветных очистителей трубок аналогичных оттенков. к бусинам, но не совсем по размеру, чтобы им пришлось подумать, какие цвета были наиболее похожими. Я помог им перевернуть один конец, чтобы бусинки не соскальзывали, а затем они выбрали понравившиеся цвета и заправили бусины нитками, чтобы сделать нитки, гусениц и украшения.

Pop с удовольствием втыкала свои творения в пластилин и крутила готовые детали, чтобы сделать маленькие проволочные скульптуры, при этом совершенствуя моторику и координацию!

Cakie очень гордилась своими творениями и, конечно же, надевала их, чтобы показать папе, когда он вернется домой!

Что они изучают во время игры:
математика: сортировка и сопоставление по цвету и оттенкам цвета
физический: управление и координация тонкой моторики, заправка мелких деталей, захват клещей, рука: координация глаз
phse: концентрация, мыслительные способности, настойчивость
креативность: создание новых творений из комбинированных материалов

Чтобы узнать больше о развитии мелкой моторики и мероприятиях по продвижению этой области, посмотрите видеовстречу в прямом эфире, которая была организована сегодня в Google+ между мной, Эллисон из No Time for Flashcards и Джейми из Hands on as We Grow! Вы можете видеть, как мы обсуждаем способы практиковать эти навыки дома с детьми.

Смотрите и другие виды мелкой моторики здесь!

Узнайте все о преимуществах игры с пластилином здесь.

Cakie: 4,6
Pop: 2,11
Bean: 12 мес

Никогда больше не упускайте игровую идею! Зарегистрируйтесь, чтобы все сообщения доставлялись прямо в ваш почтовый ящик.

Введите свой адрес электронной почты:


Доставлено FeedBurner

Присоединяйтесь к нам на странице Facebook «Древо воображения», чтобы поделиться идеями о ежедневных играх и поговорить с сообществом молодых людей!

Совершенствуйте навыки мелкой моторики детей с помощью 30 материалов и занятий

Всегда есть , что мы можем открыть для себя, а также старые фавориты.Я так благодарен за то, что нам вручили задания … Веселые и простые, которые можно объединить в мгновение ока! Ты классный, Джейми, и я признателен тебе за то, что ты поделился своими делами и идеями !! — Мелисса К.

«Мне очень нравится, что этот снимает с себя всю подготовительную работу по привлечению моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке». — Участник Activity Room, Рэйчел

Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать себя, купить расходные материалы и т. Д. Это именно то, что я искал! Спасибо, что сделали что-то настолько организованное и простое в использовании. — Пользователь ранних летних планов, Мелисса К.

Это избавляет от необходимости рыскать по Интернету в поисках идей. Это похоже на поиск рецепта в Интернете, где так много вариантов, что часто бывает не так утомительно, если смотреть в книгу на полке, чем беспокоиться о слишком большом количестве вариантов. — Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.

Большое спасибо за эту деятельность.Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! — 7 Day Challenge, Кэти М.

Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же изо дня в день, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.

Вы изменили то, как я провожу время со своим ребенком, во многих положительных аспектах! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт впервые стал спасением жизни папы! — Джек С.

Трудно придумать что-то, что могло бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы до сих пор пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами. НЕБЕСА! — Карен И.

Мероприятия по развитию моторных навыков для маленьких детей

Маленькие дети могут развивать свои общие моторные навыки с помощью различных забавных занятий. Активная игра, в которой задействуются большие мышцы ног, рук и туловища, важна для здоровья и физического развития вашего дошкольника.Научиться использовать силу своих мышц, чтобы бегать, прыгать, бросать, ловить и пинать, жизненно важно для роста их тела и мозга. Кроме того, это очень весело.

Общая двигательная активность в помещении

Игра с движением мышц не должна занимать много места. Имея небольшую площадь на полу, ваш ребенок может наслаждаться этими занятиями по развитию навыков внутри.

  • Строительство и навигация . Создавая полосы препятствий с помощью мебели, подушек, ящиков и одеял, вы разовьете большую моторику.
  • Танцы . Они могут заниматься вольным стилем или следовать песням с движениями, такими как «Голова, плечи, колени и пальцы ног», «Я маленький чайник», «Колеса в автобусе» или «Попкорн»)
  • Прыжки . Просто прыгать с места на место на полу (устанавливать мишени с помощью клейкой ленты или картона) может быть забавным занятием.
  • Масштабное декоративно-прикладное искусство . Они стимулируют как большую моторику, так и творческие способности.
  • Играем в притворство .Дети развивают моторику, когда они используют свое тело, чтобы стать переваливающимися утками, жестконогими роботами, скачущими лошадьми, парящими самолетами и т. Д.
  • Тянуть и толкать . Повозки, большие грузовики, кукольные коляски или тележки для покупок могут быть двигательной частью детской игры.

Формальные классы для дошкольников

Уроки танцев и движений, такие как подготовка к балету или акробатика, могут быть интересными и способствовать развитию моторики, но могут быть дорогими.Эти организованные действия ни в коем случае не являются необходимыми для развития ребенка; более важно, чтобы у детей было время и возможность двигать своим телом.

Максимальная двигательная активность на открытом воздухе

У детей есть много места на улице, чтобы усердно играть и тренировать свои мышцы. Вот несколько занятий, которые они могут попробовать:

  • Попросите ребенка пройтись на детской площадке по ближнему брусу или доске или по самодельному бревну.
  • Полосы препятствий с камнями, бревнами или игровым оборудованием.
  • Катание на трехколесных велосипедах, самокатах и ​​прочих детских игрушках.
  • Плавание и другие водные развлечения.
  • Раскачивание, скольжение и лазание на детской площадке
  • Прогуляйтесь по окрестностям или местному парку. Для разнообразия добавьте марши, бег трусцой, скакалки или даже музыкальные инструменты, чтобы сформировать парад. Во время прогулки рассказывайте истории, ищите цвета, считайте или играйте в игры.
  • Метание, ловля, удары ногами и перекатывание больших легких мячей для софтбола.

Игры по развитию моторных навыков

Некоторые упражнения для развития крупной моторики лучше всего выполнять на улице, а другие можно выполнять в помещении.Мотивируйте основные движения такими играми, как:

  • Попасть в цель . Используйте обручи или мел, чтобы обозначить цели на земле, а затем попросите детей прицелиться в мешки с фасолью или мячи (даже снежки).
  • Перейти ручей . Разложите две скакалки или нарисуйте мелом две линии, изображающие ручей, и пусть дети попытаются перепрыгнуть через них. Попробуйте сделать его шире в одних местах и ​​уже в других для некоторых уровней сложности.
  • Коньки для бумажных тарелок . Используйте бумажные тарелки, чтобы скользить по ковру.Попробуйте подражать конькобежцам, хоккеистам или фигуристам.
  • Футбол . Вместо того, чтобы играть в настоящую игру, просто дайте детям удовольствие пинать мяч и направлять его в сторону ворот или большой картонной коробки или корзины для белья, перевернутой на бок. Вы можете попробовать легкую домашнюю версию, в которой вместо шариков используется мятая бумага.
  • Тег. Или другие классические игры, такие как Follow the Leader, Mother May I и Simon Says.

Избегайте или изменяйте игры, которые заставляют детей сидеть на месте или исключают их из игры, например, Duck Duck Goose или Musical Chairs.

Навыки мелкой моторики для дошкольников

Дети этого возраста также развивают мелкую моторику, которая имеет решающее значение для их способности выполнять такие задачи, как держать карандаш, резать ножницами, использовать столовое серебро для еды и многое другое.

Вот несколько занятий, которые помогут детям укрепить свои силы и научиться использовать мелкие мышцы пальцев и рук.

  • Раскрашивание и рисование мелками, карандашами или маркерами
  • Приготовление пищи (заливка, встряхивание, разбрызгивание, замешивание, разрывание, резка ножом для масла)
  • Резка безопасными ножницами
  • Игра пальцами (такие песни, как «The Itsy Bitsy Spider» «с сопровождающими движениями рук
  • Шнуровка карт или нанизывание бус
  • Манипулятивные игрушки, такие как кубики, пазлы или куклы с одеждой, которую можно надевать и снимать
  • Кукольные представления
  • Игра с песком (заливка, черпание, просеивание, построение)
  • Мел для тротуаров или любой художественный проект, например рисование пальцами или игра с глиной

Слово Verywell

Вашему дошкольнику нужно много времени, чтобы поиграть и изучить различные занятия, которые помогут ему развить моторику.Ищите занятия, которые помогут им укрепить все мышцы, большие и маленькие.

игровых мероприятий для поощрения двигательного развития в сфере ухода за детьми — eXtension Alliance for Better Child Care

Игра имеет решающее значение для развития у детей крупной и мелкой моторики. Играя, дети отрабатывают совершенный контроль и координацию больших движений тела, а также маленьких движений рук и пальцев. Поставщики услуг по уходу за детьми могут поддерживать моторное развитие маленьких детей, планируя игровые занятия, которые предоставляют детям регулярные возможности двигать своим телом.

Мероприятия по поддержке общего моторного развития

Общая моторика включает контроль рук, ног, головы и туловища. Поставщики услуг по уходу за детьми могут помочь детям развить общие моторные навыки, открывая для детей возможности до

  • пробег
  • прыжок
  • хмель
  • брось и поймай
  • лазать вверх, вниз, над, под и сквозь предметы
  • трехколесные велосипеды или прочие игрушки для катания на велосипеде
  • тяни и толкай
  • сброс и залив

Конкретные виды деятельности, способствующие развитию крупной моторики, включают бег с разной скоростью, прыжки со скакалкой, игры в классики, подбрасывание и ловля мячей разного размера, бросание мешков с фасолью, лазание в разных направлениях, катание на педалях, катание на игрушках, буксирование повозок или игрушек, толкание игрушек. прогулочные коляски или метлы, а также наполнение и опорожнение ведер и других контейнеров.Помните, что развитие крупной моторики происходит как внутри, так и снаружи. Туннель для ползания, автомобиль или игрушка-тягач могут помочь детям отработать большие движения руками и ногами.

Мероприятия по поддержке развития мелкой моторики

Мелкая моторика включает тщательный контроль мелких мышц рук, стоп, пальцев рук и ног. Управление мышцами языка и губ, чтобы говорить или петь, также является мелкой моторикой. Поставщики услуг по уходу за детьми могут планировать занятия, способствующие развитию у детей мелкой моторики.Попробуйте некоторые из следующих упражнений, которые тренируют координацию рук и пальцев:

  • пластилин или пластилин с пластиковыми инструментами, такими как ножницы или формочки для печенья, для придания им различных форм
  • блоков разного размера для штабелирования и расположения
  • бусинки, макароны, ригатони или хлопья в форме колеса для нанизывания на пряжу или шнурки
  • пазлов с ручками или ручками разного размера
  • ножницы, краски, кисти, маркеры, мелки и крупный мел, безопасные для детей

Совместное чтение — также отличное время для развития мелкой моторики.Поощряйте детей переворачивать страницы книги. Помните, что настольные книги лучше всего подходят для очень маленьких детей, потому что страницы прочнее и ими легче манипулировать.

Для получения дополнительной информации

Крупная и мелкая моторика — важный инструмент, который дети используют в классе, дома и на игровой площадке. Игра — один из лучших способов укрепить моторику. Получив широкие возможности поиграть с различными интересными материалами, маленькие дети вырастут по-новому и увлекательно.

Чтобы узнать больше о планировании мероприятий, которые поддерживают физическое развитие детей и поощряют активные игры, ознакомьтесь со следующими статьями eXtension Alliance for Better Child Care:

Если вы ищете конкретные занятия для использования в программе ухода за детьми, посетите нашу базу данных практических занятий по уходу за детьми.

Поощряйте развитие ребенка с помощью игр и игр

Родители и опекуны помогают малышам учиться и расти, активно вовлекая и поощряя развитие ребенка.

Игры — прекрасный способ сделать это, поскольку они предлагают увлекательную возможность увидеть, как развивается ребенок. Следующие ниже игровые идеи способствуют развитию ребенка.

Для детей от 3 до 9 месяцев: Peek-a-boo — идеальная игра, которая стимулирует реакцию ребенка и зрительный контакт, когда его глаза следят за вашими движениями.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *