Институт брака и семьи – . ., ,

Социальные институты брака и семьи

В статье рассматривается место и роль брака и семьи в обществе. Проведен анализ изменений, происходящих в характере брачно-семейных отношений и функциях современной семьи.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз.

Говоря о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья – главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др. [1; 2].

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, отношения с родителями супругов.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака [3; 4].

Будучи объектом социального воспроизводства, семья испытывает как прямое, так и опосредованное воздействие со стороны общества и его социальных институтов. Общество с помощью государства и права регулирует порядок наследования, регламентирует возраст вступления в брак, накладывает определенные обязанности на родителей и детей. Брачно-семейные отношения составляют часть правовых отношений и находят отражение в российском законодательстве. Одна из статей Закона о браке и семье гласит, что цель брака – это создание семьи, если не доказано, что данный брак не порождает семьи, то его можно признать недействительным. С помощью прав регулируются сексуальные отношения (браки между ближними родственниками запрещены законом), право наследования, родительские права [5].

Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность. Функции семьи – это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов [6].

Одной из важнейших функций семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семью нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Если до трех лет ребенок лишен достаточного внимания, заботы и тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то формирование многих социально значимых качеств детей растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [7; 8].

Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и других. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни [9; 10].

Как малая социальная группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

В определении семьи как малой социальной группы значимыми являются три признака: общее хозяйство, общие дети. Существует точка зрения, согласно которой малая группа признается семьей, если она обладает двумя любыми из перечисленных признаков. Если есть лишь один какой-либо из этих признаков, – это не семья.

Таким образом, современная семья в отличие от традиционной, может не иметь общего хозяйства и все-таки быть семьей. Может находиться в статусе официально зарегистрированного брака и все-таки не быть семьей.

В этом случае для всех фрагментарных «осколочных» форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание и т.д.) лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую-либо долю в семейный бюджет и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под определение семейной группы попадает неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства [11; 12].

Итак, семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

novainfo.ru

Институт семьи и брака

Институт семьи

— это комплекс норм, образцов поведения, прав и обязанностей, а также санкций, которые регулируют отношения между родственниками и призваны удовлетворять их потребности.

Если для психологии семья важна, как малая группа, то для социологии семья — это, в первую очередь, ее функции важные для общества. А для общества особенно важно, чтобы семья воспроизводила новые поколения и социализировала (включала в социум) свое потомство.

Пройдемся по основным характеристикам института семьи

Семейные роли — роли человека в семье (жена, муж, отец, мать, сын, дочь, брат, дедушка, бабушка и т.д). Здесь важнее всего ролевые ожидания всех членов семьи по отношению друг к другу. Что означает быть мужем или женой? Какого ждут поведения?

Все роли завязаны на определенных нормах (стандартах) и ценностях

, которые возникают в обществе и передаются через поколения в виде обычаев, привычек, традиций. Некоторые нормы могут быть закреплены и законодательно.

Брак — это одобряемые обществом семейные и сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Это удобно с позиции общества, так как привязывает женщину к мужчине и гарантирует наследование его биологических характеристик. В мусульманских странах, некоторых племенах сохраняется полигиния (многоженство). Но общемировая тенденция заключается в моногамном браке (мужчина-женщина).


В целом, путь развития общества выравнивает права мужчин и женщин, вероятно, в связи с увеличением количества возможностей для развития женщин в профессиональном и финансовом плане. Например, сейчас запрещается сексуальное или физическое доминирование над женщиной, хотя еще несколько десятилетий назад это было возможно во многих странах.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Добавить новость и получить деньги

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

uchilegko.info

Институт семьи стремится к неформальности – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Незарегистрированный брак, или партнерство, может быть одинаково похож как на официальное супружество, так и на одиночество. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова в статье «Мы просто живем вместе» анализирует причины роста популярности сожительств

Факторов «экспансии» гражданских браков среди молодежи и людей средних лет множество: от неуверенности в отношениях, нежелания брать на себя обязательства, «фобии» развода или желания жить с человеком того же пола – до непризнания любых государственных институций, в числе которых и «официальный» брак. В статье «Мы просто живем вместе», опубликованной в сетевом журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп», Ольга Исупова приводит географическую и социальную типологию сожительств.

Брак «вне закона» – «облегченное» супружество

Институт семьи меняется и в развитых, и в развивающихся странах. И, как бы это ни объяснялось теоретически, ясно, что эта трансформация должна облегчить «тяжесть» супружеских уз, подчеркивает Ольга Исупова.

Показательно, что в этом заинтересованы и мужчины, и женщины. Чем больше государство «настаивает» на официальных браках, тем чаще люди не заключают их вообще.

Правда, по разным причинам.

Теория Второго демографического перехода человечества от баланса высокой смертности и высокой рождаемости к равновесию низкой смертности и низкой рождаемости объясняет сожительство идейными причинами. С одной стороны, отступают общественные нормы, предписывающие «обязательность» брака. С другой стороны, сами люди выбирают не традиционную семейную жизнь, а более равноправное, хотя и более автономное и индивидуалистичное, партнерство. Эта теория популярна в Европе. Согласно ей, типичными сожителями должны быть «высокоресурсные» люди – с хорошим образованием и доходом.

Сожительство – отнюдь не для элиты, утверждает теория, распространенная в США, – Pattern of Disadvantage (Паттерн неблагоприятных условий). Она гласит, что партнерство предпочитают малообразованные люди с низкими доходами. Причина такого выбора – неуверенность в своих возможностях. Такие люди «не являются привлекательными для брака сами, и на брачном рынке также могут претендовать на не самых привлекательных, с точки зрения человеческого капитала, партнеров», – поясняет эксперт. В этом случае сожительство служит альтернативой одиночеству.

Впрочем, на практике сожительство – более многослойный феномен, и его сложно объяснить какой-либо одной теорией. С одной стороны, среди сожителей действительно больше тех, у кого мало денег и возможностей. С другой стороны, они также называют идейные причины для выбора своего пути в духе Второго демографического перехода. Это стремление не брать на себя материальную ответственность за семью (для мужчин), попытка избежать превращения в «бесплатную домработницу» (для женщин), боязнь связывать себя серьезными отношениями с ненадежным человеком и пр.

Возможно, ответ на некоторые вопросы связан с построением типологии сожительств по различным критериям – такой, что для разных типов партнеров будут актуальны разные причины выбора своей судьбы.

Одну из таких типологий предложила голландский демограф Николь Хайкель в 2012 году (Hiekel, N., Liefbroer, A.C., & Poortman, A.R. The meaning of cohabitation across Europe).

Социальная «панорама» сожительств

По типологии Хайкель, сожительство – или прелюдия к браку (и тут возможны три варианта), или альтернатива браку (тут два варианта), или альтернатива одиночеству. Все опции Ольга Исупова рассматривает в деталях.

Сожительство как этап на пути к браку. В этом случае супружество остается значимым для людей, но сожительство также становится нормой – как предшествующая законному браку стадия совместной жизни. Тем самым складываются новые стандарты демографического поведения, согласно которым перед браком должен быть этап внебрачного сожительства. Тут возможны три опции.

Во-первых, сожительство может быть новым аналогом «обручения» – при том, что партнеры намерены пожениться, причем достаточно скоро. Во-вторых, сожительство может служить испытательной площадкой, пробным браком – проверкой партнера в совместной жизни. Наконец, в-третьих, сожительство может быть связано с определенными социо-экономическими ожиданиями, как-то: завершение учебы, стабильная работа, жилье и пр. Как только ситуация улучшится, партнеры, скорее всего, поженятся.

Сожительство как альтернатива супружеству. В этом случае брак теряет привлекательность для людей, сожительство занимает его место. Тут возможно «идейное» сожительство – борьба против брака как анахронизма. Вместо него создается стабильное долговременное партнерство – при важности индивидуальной автономии, либерализации гендерных ролей и разделении семейных обязанностей. Впрочем, партнеры могут не вступать в законный брак потому, что лично им это не подходит. Логика такова: штамп в паспорте не влияет на отношения. В сущности, такие люди женаты, хотя их статус и не оформлен юридически.

Сожительство как альтернатива одиночеству. В этом смысле есть сходство не только между браком и партнерством, но и между партнерством и одиночеством. С этой точки зрения, сожительство – это отношения между людьми, которые периодически встречаются и имеют сексуальные контакты, но при этом не рассматривают их как нечто серьезное. Любопытно, что такое сожительство может быть длительным.

Есть еще одна опция сожительства – «гостевые» отношения. Такую жизнь «вместе-раздельно» обычно выбирают те, кто просто встречается время от времени и не уверен в необходимости постоянства этих отношений. В этой «номинации» браков встречаются и пары, которые раньше жили вместе, но устали друг от друга и решили пожить отдельно.

Географическая панорама сожительств: бывший СССР

На рис. показана ситуация с внебрачной рождаемостью в бывших республиках Советского Союза. Явный лидер – Эстония: там уже в советскую эпоху много детей рождалось вне брака, а в 2000-е годы внебрачная рождаемость достигла почти 60%.

Кстати, Эстония по этому показателю – европейский рекордсмен, наряду с Данией, Норвегией и Швецией (там почти половина детей рождаются у партнеров). Возможно, одна из причин распространения сожительств в Эстонии – разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами в пользу женщин. В Латвии уровень внебрачной рождаемости также достаточно высок – 44%.

Уровень внебрачной рождаемости в России – средний, в районе 26% (среди западноевропейских стран примерно такой же показатель у Великобритании – 25%). Сопоставимые показатели у Литвы (28-29%), Украины (22-23%, в 2005 году было 20%) и Молдавии (24%).

Кейс Грузии стоит выделить особо. Эта страна занимает второе место после Эстонии по внебрачной рождаемости среди стран постсоветского пространства, – ее показатель 55%. Такая цифра, скорее, связана, со слабостью государственной власти и с негативным к ней отношением. «Огромная часть браков не регистрируется в государственных органах, но происходит венчание в церкви или общесемейное празднование», – поясняет Ольга Исупова.

Рисунок. Внебрачная рождаемость в некоторых постсоветских странах

Источник: Демоскоп Weekly

Негативный оттенок «сожительства»

В России этот термин имеет отрицательные коннотации. Отношение к неофициальным бракам напоминало в СССР маятник.

До Октябрьской революции 1917 года браком считался союз, оформленный по религиозным канонам.

С 1926 по 1944 год «фактические брачные отношения» были отчасти приравнены к супружеству. Позволяло считать их браком, например, при распаде отношений и разделе имущества, только наличие совместного проживания и общего хозяйства. Права на имущество, наследство, пенсии и пособия у сожителей были те же, что и у законных супругов. Однако такая ситуация в итоге нередко приводила к многоженству: один человек мог состоять одновременно в фактических брачных отношениях с несколькими женщинами.

Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый в 1969 году, признает законным зарегистрированный брак. Семейный кодекс РФ 1995 года содержит сходные положения о браке. Правда, в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 15 1998 года говорится о «зарегистрированных» и «незарегистрированных» браках, что означает некое признание вторых.

Пионеры партнерств

В то время как в Скандинавии, Франции и Нидерландах сожительство стало нормой (см. статью «Гражданские браки защищают институт семьи»), в Европе сохраняются регионы, где оно слабо распространено. Это южноевропейские страны, а также Фландрия и Шотландия. Однако существуют межстрановые различия: в Греции и Португалии мало сожительств, но много браков.

В Италии и Испании мало союзов любого типа у людей молодого возраста. Молодежь там оттягивает супружество, а когда решается на него, то выбирает законный брак.

В «патриархальных» странах, где консервативно относятся к браку, произошли некоторые послабления. Так, в странах Ближнего Востока, по исламским законам, сожительство недопустимо, но возможны «облегченные» формы брака (например, среди студентов).

В Индии по канону незарегистрированный брак тоже неприемлем, однако молодежь в больших городах все чаще предпочитает именно такие отношения.

В странах, в которых развод запрещен (как было в латиноамериканских странах), наблюдался «протестный» рост сожительств – среди тех, кто избегал тесных семейных уз, и тех, чей брак де-факто распался. В Аргентине и Бразилии в начале 2000-х годов сожительство охватывало по 21% союзов.

Таким образом, чем больше государство упорствует в жесткой политике в отношении браков, тем чаще это вызывает сопротивление со стороны пар. «Более оправданной представляется политика тех государств, которые идут по пути придания законного статуса бракам фактическим, или путем их своеобразной регистрации, или же путем приравнивания фактических браков, при условии их достаточной стабильности, к бракам законным», – заключает Ольга Исупова.

См. также:

Гражданские браки защищают институт семьи
Неравенство содействует низкой рождаемости
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Семья уменьшается и меняет облик
«Осколочные» семьи явление частое, но временное
Американская семья отдаляется от брака

 


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о