Институт семьи и брака это – . ., ,

Тема 6. Брак и семья как социальный институт.

1. Понятие брака. Классификации браков.

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

3. Функции семьи.

4. Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

  1. Брак — исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет — отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове «gamos», что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

  1. Групповой брак — несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

  2. Полигамию — один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого «andros», т.е. мужчина) — когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого «gyne», т.е. женщина) — когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

  1. Моногамию

    — или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

  1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

  1. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

  1. Законный брак (т.е. зарегистрированный).

  1. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

  1. Гражданские (т.е. зарегистрированные в РАГСах).

  1. Церковные.

2. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

  1. Общее проживание.

  1. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей мужа и жены.

Типы семей:

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

  1. Нуклеарная (простая) — состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

  1. Расширенная — состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

  1. Неполные – в которых отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец — муж, мать — жена, сын — брат или дочь — сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи.

  1. Бездетные.

  1. Малодетные (1-2 ребенка).

  1. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи — те семьи, в которых «мало детей» с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов — увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей — в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределения власти различают:

  1. патриархальные семьи, где отец является «главой семейного государства».

  2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

  3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В зависимости от возраста супругов различают:

  1. Молодежную семью

    — когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

  2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи — однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

  3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

  1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

  1. Матрилокальные — супруги живут с родителями жены.

  1. Неолокальные — супруги живут отдельно от родителей в собственном доме.

  2. Унилокальные — супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

  1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

  2. Дистантные семьи — юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украине. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

  3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка — возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. В определении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целей, к удовлетворению личных нужд. Поэтому функции семьи можно анализировать

с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

studfile.net

Тема 10. Семья И Брак Как Социальные Институты – SOOCIETY

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Выделяют следующие классификации семьи.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В настоящее время различают следующие виды брака.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– добровольность брачного союза мужчины и женщины;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

• сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

• сокращение числа патриархальных семей;

• развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

• разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

• преобладание нуклеарной семьи;

• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Семьи.

Тема 10. Семья И Брак Как Социальные Институты

Оценка

soociety.ru

Институт брака: история и современность

Всем известно, что институт брака переживает сегодня острый кризис. В развитых странах процент разводов держится на уровне около 50%, и всё больше молодых осознанно отказывается вступать в брак, отвергая саму идею подобного союза, как безнадежно устаревшую.

Особенно актуально это для больших городов в развитых странах и менее актуально для развивающихся стран и сельской местности. Но подобная тенденция наблюдается во всём мире, особенно среди прогрессивной молодежи с высшим образованием и уровнем доходов выше среднего.

Почему так происходит? Является ли это временным кризисом или необратимым процессом? Можно ли утверждать, что в будущем брак вообще исчезнет как явление?

История брака

Чтобы понять, какие тенденции переживает институт брака, рассмотрим его историю с социально-экономической стороны.

В первобытном обществе, которое занималось охотой и собирательством, института брака не существовало вообще, и отношения между мужчиной и женщиной строились приблизительно на тех же принципах, что и у остальных млекопитающих. Но с развитием земледелия у человечества впервые появляется избыточный продукт. Люди начали соревноваться друг с другом экономически, накапливая избыточный продукт и используя эти ресурсы, чтобы доминировать над другими.

Возникли экономические иерархии, города, страны. Появились короли, лорды, феодальная система, организованное военное ремесло и первые империи.

Если у охотников и собирателей экономическая роль мужчины и женщины была приблизительно одинаковой – по большому счету, каждый просто обеспечивал едой сам себя, то в новом социально-экономическом строе, мужчины благодаря своим большим размерам и физической силе получили существенное конкурентное преимущество. Женщины, которые теперь стали бесполезными для войны и тяжелого физического труда, потеряли свою экономическую роль и стали рассматриваться, как «источник» секса и произведения потомства.

В новой социальной системе у мужчин появились новые потребности и задачи. Во-первых, им захотелось быть уверенными в том, что именно они являются отцами своих детей. Во-вторых, у них появилась потребность управлять своим политическим и социальным соревнованием через брак – путем женитьбы и выдачи замуж своих дочерей стало возможным устанавливать родовые связи и альянсы. Потребность в потомстве переросла с биологической в социально-экономическую — сыновья должны были продолжить создание и накопление материальных благ, а дочери — выгодно выданы замуж. Таким образом, целомудрие женщины, супружеская верность и способность рожать стали важными элементами.

Секс стал элементом экономико-политической сделки, который продавался в обмен на ресурсы, приданое, политические альянсы и землю. Браки заключались по соображениям выгоды и по согласию семейств, зачастую не имея ничего общего с романтическими желаниями и взаимностью.

Мужчина, который хотел получить источник секса и потомства, должен был получить одобрение женщины и её семьи, доказать свою социально-экономическую значимость. От женщины требовалось только быть целомудренной и послушной.

Так сформировался традиционный институт брака, и он существует уже около 7000 лет. Разумеется, он немного деформировался в процессе и приобрел более благовидный фасад (сегодня в обязательном порядке должно быть продемонстрировано наличие романтических чувств), но суть брака осталась прежней – это союз для экономической, социальной или бытовой выгоды.

Институт брака в наше время

Но времена изменились. Сегодня в развитых странах люди больше не вступают в брак из экономических соображений. У женщин есть работа, они зарабатывают собственные деньги, и их экономическая роль стремительно выравнивается с мужской. Вследствие этого появилась борьба за равноправие полов, распределение обязанностей, и брак потерял все бытовые выгоды – современные муж и жена всё чаще делят равномерно домашние работы и участие в семейном бюджете.

Социально-политических выгод тоже больше нет – сегодня уже практически невозможно получить политическое влияние или поднять социальный статус через брак.

Современные средства контрацепции отделили секс, как средство получения удовольствия, от средства произведения потомства, а прогресс в борьбе с венерическими заболеваниями сделал его более безопасным. Целомудрие до брака и верность одному партнеру сохранили свою моральную окраску, но потеряли всю объективную необходимость. Организованная армия и система правопорядка сняли с мужчины функцию защиты семьи, а занятие интеллектуальным трудом вместо тяжелого физического значительно расширило экономически-активный период жизни.

Совокупность этих факторов и привела к сегодняшнему кризису института брака. Особенно отчетливо видно его среди прогрессивной молодой части населения мегаполисов. Они просто не видят смысла вступать в брак.

И действительно, в условиях экономического равноправия мужчины и женщины, традиционный брак ничего им не даёт, а зачастую даже портит существовавшие до того отношения между ними.

В современном развитом обществе формируется новая форма отношений – отношения, построенные на духовной близости и взаимоуважении. Но для того, чтобы такие отношения были прочными, партнеры должны ценить друг друга и бояться потерять. Они должны понимать, что нельзя принимать их союз как должное, и их отношения могут прекратиться в любой момент.

Новая форма отношений подразумевает постоянный их пересмотр, ежедневный добровольный выбор оставаться вместе. У традиционного брака, к сожалению, другие функции – он скрепляет пару обещаниями быть друг с другом, во что бы то ни стало и до конца дней. Потому эта форма постепенно отмирает, она полностью себя отжила, и это нормальный эволюционный процесс развития человечества.

familyexpert.ru

Брак как социальный институт

Сущность института брака и семьи

Сегодня семья чаще всего представляет собой сложную систему, так как включают в структуру различных родственников со стороны мужа и со стороны жены, а также детей пары.

Определение 1

Семья — это общность людей с совместным бытом, основанная в том числе на кровных отношениях, и ответственностью за детей.

Семьи имеют следующие признаки:

  • различные виды связей (в том числе усыновление)
  • совместное проживание;
  • ведение бюджета.

Обычно семья из двух человек является центром большой «семейной группы».

Определение 2

Брак — это оформленная по закону форма отношений обычно между мужчиной и женщиной. Она определяет их взаимодействие в финансовой, социальной и других сферах.

Пока не было устоявшегося института брака, существовал промискуитет — не было ограничения на сексуальные связи — каждый мужчина мог быть партнёром всех женщин.

Виды семьи

Семья может быть:

  • нуклеарной — включает двух людей и детей;
  • расширенной — обычно состоит из нескольких нуклеарных семей;
  • неполной.

Чаще всего семья включает несколько нуклеарных семей с небольшим количеством социальных ролей — муж, жена, сестра, брат и пр. Люди могут быть частью разных семей из двух людей, но это не полноценная расширенная семья, так как эти семьи не живут вместе.

Замечание 1

Расширенная семья позволяет разгрузить родителей от заботы о детях, но может быть много вмешательства в жизнь взрослых детей. Кроме того в нуклеарных семьях большое значение имеют именно отношения мужа и жены друг с другом, а не отношения их с детьми.

Кроме того, семьи бывают:

  • многодетные (больше 3 детей)
  • малодетные (1-2)
  • бездетные;

Интересно, что некоторые социальные психологи считают, что для хорошего функционирования семьи нужно минимум три ребёнка, так как между ними возникает взаимодействие. Однако достаточно сегодня в семьях всего один ребёнок. С точки зрения демографии этого недостаточно. Кроме того считается, что большее количество детей удерживает семью вместе.

Кроме того семьи могут делиться на:

  • патриархальные (главенство мужчины)
  • матриархальные (главенство женщины)
  • эгалитраные (относительное равенство)

Помимо этого семьи делят по возрасту:

  • молодежные семьи — до 30 лет. У этой семьи чаще всего есть сложности с финансами и трудоустройством, заботой о детях.
  • семьи среднего возраста. В семьях может возникать рутина, присутствовать ощущение, что всё самое интересное уже случилось.
  • семьи с пожилыми супругами. Такие семьи чаще всего сталкиваются с проблемами со здоровьем, освоение новых ролей в семье.

Кроме того семьи делят по тому, где живут вступившие в брак: с родителями мужа, с родителями жены, живут отдельно или просто по принципу, у кого из родителей есть жилье.

Виды брака

По количеству партнёров выделяют следующие виды брака:

  • моногамный;
  • полигамный;
  • групповой брак;

По социально-демографическим характеристикам (возраст, финансовое положение, этничность):

  • гомогамные — когда показатели равны;
  • гетерогамные — когда показатели сильно отличаются;

По типу оформления:

  • законный;
  • свободный;

По форме:

  • церковный;
  • гражданский;

Специфика различных видов брака

Браки бывают совершенно разные. Например, студенческие семьи чаще всего полностью зависят от родителей, но зато имеют большую эмоциональную вовлеченность. Дистантные семьи имеют юридический статус, но фактически они не существуют: это семьи людей, которые практически не проживают вместе. Так как люди видятся редко, то брак может распасться. Семьи, которые ждут ребёнка, имеют другие проблемы.

При этом сегодня браки могут существовать не только между мужчиной и женщиной, но и между парами, в которых супруги одного пола.

spravochnick.ru

Как меняется институт семьи и брака?

Семья – подвижная система. На нее влияет и государство, и общество, и экономика. Как семейные ценности и методы воспитания изменились за прошедшие 20 лет, мы спросили у психолога и социолога.

Новая версия

Комментирует Анна Крайнова, семейный психолог:

«Сегодня многим из нас приходится балансировать между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, мы все испытываем потребность в привязанности и близости. С другой, растет разобщенность и социальная изоляция. Благодаря соцсетям круг наших знакомых существенно расширяется, но само общение становится более поверхностным, «виртуальным» и приобретает новые характеристики. Нам важно не только свободно высказывать свое мнение, но и получать одобрение в виде лайков. Инициировать знакомство стало проще, как и закончить общение. В результате в реальной жизни нам уже сложнее находить компромиссы и преодолевать трудности. По этой причине брак становится менее устойчивым. Вернее, его традиционная версия, потому что на смену ей приходят новые формы партнерских союзов, которые 20 лет назад общество не понимало и не принимало. Раньше неузаконенные отношения осуждались, на матерей-одиночек смотрели косо, а развод воспринимался как нечто непоправимое. Сегодня этим уже никого не удивить. Брак может быть не только официальным, гражданским или гостевым, но и открытым, когда оба партнера по обоюдному согласию заводят многочисленные связи на стороне. На первый взгляд тенденция намечается нерадужная: крепких семей становится все меньше, разводов все больше, причем вторые и третьи браки тоже бывают недолговечны. Однако у новоиспеченного права на «активные поиски» тоже есть свои преимущества. Это во времена наших бабушек и мам было принято мучиться и терпеть. Супруги очень редко проговаривали проблемы вслух, а тема секса и тем более сексуальной неудовлетворенности и вовсе были под жестким запретом. Люди, рожденные в 80‒90 годы, уже не боятся уходить от токсичных партнеров и не хотят мириться с пагубными привычками, разрушающими брак. Они стремятся найти человека, с которым будет по-настоящему хорошо и рядом с которым можно оставаться самим собой. Отсюда берется и их готовность работать над отношениями. Обсуждение того, что чувствует партнер, какие потребности имеет, к чему стремится и чего ждет, становится нормой.

столько мнений!

В советскую эпоху родители руководствовались общепринятыми нормами и растили детей как под копирку. Сейчас в мире столько информации, столько разнообразия и столько возможностей, что, не найдя своей индивидуальности, мы рискуем раствориться как личность и потерять себя. По этой причине современные родители чувствуют острую необходимость искать свой собственный, уникальный метод воспитания.


Но, несмотря на это, брак на глазах теряет свою ценность. Раньше он давал те возможности, которые по-другому получить было нельзя. Мужчине гарантировал дополнительные статусные преимущества и ароматный борщ на столе, женщине – шанс стать матерью, а им обоим – как минимум регулярный секс, который вне брака осуждался. Сейчас все эти бонусы мы можем получить без печати в паспорте. И даже мощный стимул сохранить семью и жить вместе «только ради ребенка» перестал работать. Мы наблюдаем совершенно новую тенденцию: вступая в очередной брак, родители стремятся сохранить дружеские отношения и все чаще начинают общаться семьями. Раньше на отцов, которые поддерживали связь с детьми от первого брака, смотрели как на перебежчиков. Это было не принято. В наши дни такое поведение называется «цивилизованным подходом» и всячески поощряется.


Есть и сплачивающие тенденции. Правда, они не такие позитивные, какими могут показаться на первый взгляд. На современную семью действует очень много стрессовых факторов, а в трудные времена партнеры всегда сплачиваются. Выживать проще коллективно, тем более что кризис в нашей стране продолжается. Взять хотя бы тот факт, что раньше молодые супруги часто жили с родителями, а сейчас они предпочитают либо снимать квартиру, либо брать ипотеку. Чтобы расплатиться с взятыми на себя финансовыми обязательствами, приходится закрывать глаза на многие вещи и руководствоваться не чувствами, а скорее разумом.

Что говорит статистика?

◗ В 2013 году мужчины чаще всего вступали в брак в возрасте 25 лет, а женщины – в 24 года. Сегодня средний возраст уже 25–29 лет. ◗ Сейчас в моде двухдетные семьи. За такую модель воспроизведения голосуют и мужчины, и женщины. ◗ Между первым и вторым ребенком сократился временной интервал. Сейчас он в среднем составляет 4 года. ◗ 60% браков распадаются. ◗ После развода почти треть женщин не стремятся официально оформлять отношения, даже если новая пара ждет малыша. ◗ Вне брака в России сейчас рождается около 24% детей. В 2012 году этот показатель равнялся 44%, причем первенцев среди них было 60%. Но в среднем показатель в 25–40% считается нормой для развитых стран. Меньше всего детей вне брака рождается в Японии: только 2%.

Источник:  www.hse.ru/demo/kdemo

В вопросах воспитания тоже наблюдаются кардинальные перемены. Для наших бабушек и мам главной задачей было накормить ребенка, одеть и обуть, то есть удовлетворить физиологические потребности. Если им нужен был совет, они читали Спока, но в целом придерживались авторитарного стиля в воспитании. При этом часто в эмоциональном плане не откликались на потребности ребенка. Современные родители более демократичны и чутки. Им хочется понять, что происходит с ребенком, что он чувствует, что ему нравится. При этом они стремятся быть идеальными родителями, поэтому сильно переживают по поводу того, справляются ли они со своей ролью.
Трудности возникают еще и потому, что наше общество приобретает нарциссические черты. Когда поощряются всевозможные достижения и стремление быть успешным, нам становится сложнее любить детей просто так. Многие имеют завышенные требования к себе и непомерные ожидания от ребенка».

Ответственные родители

Рассказывает Мария Озерова, кандидат социологических наук, основатель исследовательской компании Sreda:

«Все мы считаем себя современными родителями, и с этим утверждением трудно поспорить. Живем ведь мы в одну эпоху. Правда, одни и те же проблемы решаем по-разному. Одни из нас идут в ногу со временем, отказываются от ненужных догм и сворачивают с проторенных троп. Другие боятся перемен, не любят экспериментировать и ищут опору в установках прошлого века. В этом смысле отличия между нами есть, и их можно изучать с научной точки зрения. Так в Фонде общественного мнения и родилась идея придумать проект «Новые родители», который стал частью глобального социологического исследования «Люди-21». Цель – нарисовать портрет самых продвинутых наших современников, которые действительно отличаются от большинства. Их немного. Например, по нашим оценкам, родителей «новой формации» примерно 13‒15%. Концентрируются они в основном в крупных городах.
Сегодня воспитывать детей приходится в совершенно новых условиях. За последние 15‒20 лет социальная роль родителей – комплекс ожиданий, которые к нам предъявляет общество, ‒ сильно изменилась. Прежде всего, как отмечает Катерина Поливанова из Центра исследований современного детства, «родительство перестало быть естественным». Раньше в воспитании детей участвовала вся семья. Нашим бабушкам и мамам было предельно ясно, что делать с ребенком, потому что правила были для всех одинаковыми. А еще потому, что семьи были большими. В 25 лет почти каждая женщина имела опыт общения с младенцами, будь то ее братья или племянники. Сегодня даже в 35 лет таких навыков может не быть. После рождения малыша «новые родители» записываются на курсы, читают книги известных психологов, изу­чают статьи в интернете. То есть получают необходимые знания не от старшего поколения и не из круга близких родственников, а из внешних источников. Мы видим, что индустрия «техподдержки» для новоиспеченных мам и пап сегодня процветает.


Важные перемены коснулись и самого процесса воспитания: теперь это целе­направленный акт. Нам приходится с самого начала решить, какими родителями мы хотим стать. При этом каждый из нас выбирает свой путь. Это касается абсолютно любых аспектов воспитания и ухода за ребенком. Доказательства лежат на поверхности. Вспомните, каким жарким становится спор, когда вы с подругами начинаете обсуждать насущные вопросы: делать прививки или нет, водить кроху на развивающие занятия или нет, отдавать в сад или нанять няню. Раньше такие темы дискуссий не вызывали. У родителей было объективно гораздо меньше вариантов для маневра. Существенную роль в воспитании играли госучреждения: детские сады, школы, поликлиники. Педагоги и врачи придерживались единых и однозначных взглядов. А современным родителям фактически приходится нести единоличную ответственность за своих детей, поэтому тревогу они испытывают колоссальную. Понятно же, что именно они будут в ответе за каждое свое решение.Проблема в том, что результат заранее предвидеть невозможно. Чего стоит только выбор школы! В советское и постперестроечное время система образования была более единообразной. Сегодня вариантов масса: можно выбрать государственную школу или частную, организовать обучение на дому или он-лайн, наняв репетиторов. Чтобы воспользоваться новыми возможностями, обо всех этих альтернативах нужно вовремя узнать, критически их оценить и выбрать тот единственный вариант, который ребенку подойдет больше всего. И как раз «новые» родители такие расследования проводить готовы, потому что хотят сделать осознанный выбор. Они понимают, что образование бывает разным и ответственность за ребенка в этом отношении лежит полностью на семье, а не на государстве.

ответственность родителей за судьбу ребенка повысилась, и это прекрасно чувствуют директора школ. Мамы и папы все чаще задают вопросы, которые раньше считались неудобными. Они отслеживают ошибки учителей, требуют отчета, предлагают нестандартные варианты решения возникающих проблем. 


Параллельно меняется и роль матери. Сейчас мы становимся свидетелями пересмотра гендерного контракта. В нем отражаются общественные представления о том, что полагается делать мужчине, а что женщине во всех сферах жизни. Так вот, сейчас у тех родителей, которые стоят в авангарде, граница между ролью отца и ролью матери размывается. Сфера услуг, СМИ и маркетинг эту тенденцию только укрепляют. Взять хотя бы ­рекламу детских товаров. Она с завидным постоянством поддерживает образ «нового» папы, который способен не только подгузник поменять, но и накормить ребенка и даже вылечить его от простуды. Пусть медленно, но мода на отцовство в России появляется. Это связано с тем, что современные женщины стремятся реализовать себя за пределами семьи. Не обязательно в профессии. Это может быть любимое хобби или спорт. Многим женщинам важна и работа, и саморазвитие. При этом отказываться от роли мамы они совсем не хотят. Учитывая, что забота о ребенке и самореализация требуют времени и эмоциональной отдачи, приходится совмещать обе ипостаси. Как? Проводить свободное время вместе с детьми и брать их с собой всюду, где для них есть специальные условия. А они создаются повсеместно. Это комнаты матери и ребенка, игровые пространства с аниматором, семейные отели. Сейчас малышей можно спокойно брать и в кафе, и в крупный торговый центр, и в спортклуб, и даже на горнолыжный курорт. Раньше родители тоже брали детей и на лыжи, и в походы. Отличие нашего поколения в том, что мы требуем грамотно продуманной инфраструктуры, которая снимает бытовые неудобства и экономит драгоценное время. А еще у нас есть желание организовывать совместный досуг с развивающим или обучающим уклоном. Отсюда и мода на семейные мастер-классы и познавательные курсы. И, безусловно, при таких запросах домашнее хозяйство любая «продвинутая» мама тоже ведет иначе. Чтобы высвободить на себя и на общение с ребенком больше времени, она превращается в «менеджера быта»: покупает посудомоечную машину, нанимает домохозяйку, заказывает готовую еду или продукты через интернет».

www.parents.ru

Социальные институты семьи и брака

Содержание

Введение

Понятие социального института, его виды

Жизненный цикл семьи

Распределение ролей в семье

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Социальные институты семьи и брака

Введение

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивной команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальной организации.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья – это лично дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохраниться ли семья в будущем?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процесс распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, — вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социологическая семья – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отросли социологии Э.К. Васильев, А. Г. Вишневский, С.И. Голод, И. С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н.Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В.Г. Харчева и многие другие.

Понятие социального института, его виды

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный социальный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношение с родителями супруга.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством другие относятся к культурным и регламентируются морально обычаями и традициями. Эти нормы регламентируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.

Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, — это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и тд. Хотя в законе специально не оговаривается что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным союзам.

Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющие определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.д., которые являются стандартными для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позиции. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

История института семьи в разных культурах – предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, ритуалы обучения, сватовство, рождения, смерти, достижения половой зрелости инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных холостяков, лишенных родительских прав сирот, незаконнорожденных.

Институт семьи различен в каждом обществе, отражая специфику этого каждого общества. Но всем без исключения общества присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других животных самое протяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится от 15 до 18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к личной жизни происходит только в полноценной семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е генеалогию.

Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность – социальную прописку в данном обществе.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д.

Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигаться понятие семьи как социальной либо демографических, либо экономической ячейки общества.

Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей.

В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака и опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства.

Под домохозяйством в статистике понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, которые возникают при организации их совместного быта, ведении общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Из этого определения видно, что в отличии от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно как экономическая ячейка общества. Принципиальное отличие понятие «домохозяйства» от понятия «семьи» состоит в том, что домохозяйство шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Чаще всего такими лицами являются домашняя прислуга, няни, воспитатели, секретари, гувернеры, если они живут в семьях нанимателей. Это могут быть лица различного возраста, есть среди них и те, кого семья приняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособности самим обслуживать себя. Еще одно отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что один отдельно живущий человек «одиночка», не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению домашнего хозяйства представляет собой домохозяйство. Домохозяйство может также состоять из одной или нескольких семей.

mirznanii.com

Институт семьи и брака

Подробности
Категория: Социология

Исторические формы семьи и брака

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трех ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака:

1. Дикость – полигамия (групповой брак, матриархат). Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению хозяйства являлось общественно необходимым.

2. Варварство – парная семья (господство мужа, патриархат). Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень развития семьи.

3. Цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь). Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак.

 

Семья – это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества  в физическом и духовном воспроизводстве населения.

 

Основа семьи – брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

 

При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристика группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти в семье).

2. Характеристика связей и отношений в семье с более широкими социальными системами.

 

Семья – это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

 

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

 

Функции семьи:

1. Репродуктивная (воспроизводство),

2. Воспитательная,

3. Хозяйственно-экономическая,

4. Рекреативная (взаимопомощь),

5. Коммуникативная,

6. Регулятивная,

7. Реализация личности человека, удовлетворение его потребностей,

8. Социализация (процесс обучения и воспитания),

9. Культурно-просветительская.

 

Типы семьи:

1. Полигамная и моногамная

2. Патриархальная и матриархальная

3. Полная и неполная

4. Бездетная и многодетная

5. Нуклеарная (семья, состоящая из родителей и детей, которые находятся на иждивении родителей и не состоящих в браке)

6. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

 

Стадии семьи:

1. Вступление в брак (образование семьи).

2. Начало деторождения.

3. Окончание деторождения.

4. «Пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка

5. Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

 

Социальные проблемы современной семьи:

1. Проблема кризиса в семье (семья перестает выполнять свои функции, распадается как институт, кризис моногамии),

2. Проблема рождаемости (коэффициент рождаемости снизился в 2 раза, высокий процент внебрачной рождаемости),

3. Проблема разводов,

4. Проблема совмещения женщиной хозяйственно-бытовой и производственной функции,

5. Проблема безработицы,

6. Проблема полового воспитания и подготовки молодежи к семье и браку,

7. Внебрачные половые отношения,

 8. Проблема психологической совместимости.

eksdan.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о