Как формируется самооценка – Как формируется самооценка человека? | Психолог в Москве

Содержание

Как формируется самооценка человека? | Психолог в Москве

Чтобы решить проблемы, связанные с самооценкой, необходимо знать, как она формируется. В этой статье мы разберем этот вопрос, а также узнаем, что такое самооценка, зачем она нужна, чем она нам может быть полезна.

Что такое самооценка?

Самооценку можно определить, как навык, способность воспринимать и оценивать себя как личность, свои действия, свои результаты. То есть самооценка — это некий фильтр между тем, что проецируется в голове человека и тем, кто он есть на самом деле. Самооценка — это внутренний образ «Я», призма восприятия. Самооценку можно сравнить с зеркалом или сенсором, благодаря которому человек получает обратную связь на свои действия.

Чем  полезна самооценка?

Во-первых, благодаря самооценке человек может развиваться. С её помощью он воспринимает себя, как часть социума, и видит, что  у него в каких-либо проявлениях жизни есть слабые стороны. Во-вторых, при помощи самооценки он может понять, как это можно исправить. Т.е. получая объективную информацию через инструмент самооценки, человек может себя трансформировать, менять, улучшать и, соответственно, получать лучшие результаты, меняя свою жизнь в качественную сторону, становиться более счастливым. Самооценка помогает улучшать свою жизнь в материальном, духовном плане, делать её эмоционально насыщеннее. Но всё это возможно только в том случае, если человек реально воспринимает  себя и получает объективную информацию с помощью своей самооценки.

Как формируется самооценка?

Важно понимать, что самооценка — это динамическая часть личности. В процессе жизни она постоянно меняется. Это может происходить раз в несколько лет, может чаще, в зависимости от того, что окружает человека. Начав формироваться в раннем детстве, в течение жизни самооценка постоянно меняется. Это динамичный показатель.

Самооценка начинает формироваться, как только ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, примерно в возрасте 1-1,5 года. Ребёнок считывает различные навыки взрослых, копирует их, в том числе и самооценку. То есть, он учится воспринимать мир так же, как люди, с которым он взрослеет, как принято в той среде,  в которой он растет. Ребёнок копирует различные моменты поведения,  в том числе и самооценку. Именно в детстве закладывается базис – то, как человек относится к себе. Так же на формирование базиса самооценки оказывает влияние эмоциональное отношение к ребёнку. Если к нему относятся с любовью, то будет адекватное восприятие себя. Если к нему относятся пренебрежительно, то самооценка будет значительно ниже, и себя он будет воспринимать по-другому. Таким образом, в детстве закладывается глубинный уровень самооценки. Но это только начало.

Дальше ребенок попадает в социум. Например, в детский сад, или сразу в школу. Его круг общения расширяется. Он начинает взаимодействовать с друзьями, в школе со сверстниками, одноклассниками, может быть, с более старшими ребятами. И уже в социальном взаимодействии на самооценку влияет отношение к нему –  то, как его воспринимают. Если он попадает в достаточно адекватный, здоровый социум, самооценка у него будет выше. Если к нему относятся хорошо, уважительно. Если в том социуме, куда он попал, принято уважительно относится друг к друг, то его самооценка будет выше. Отношения формируют дальнейшие слои структуры самооценки.  Если ребёнок попадает в низкоранговый, маргинальный социум, например, в класс, где учатся одни двоечники или дети алкоголиков, то и отношения в этом коллективе, и собственная самооценка других детей будет другая. Если с раннего детства к ним относились, как к чему-то,  чего не существует, то соответственно, и самооценка у них «ниже плинтуса». Через взаимодействие, через коммуникацию в таком социуме самооценка ребёнка страдает.

Следующий уровень

– это непосредственно оценки, которые дети получают, начиная со второго класса. И хотя в первом классе оценки не ставят, учителя интонационно по привычке показывают своё отношение, что тоже оказывает влияние. Вся система образования в школе и институте построена на том, что человек приучается сдавать экзамены, его постоянно оценивают в числовом варианте. С одной стороны, это объективный показатель качества учебы, а с другой стороны, он имеет негативное влияние, потому что и школа, и институт отучают людей ошибаться. Человек делает ошибку — ему ставят двойку. Это влияет на самооценку, на его внутренний образ «Я». Он воспринимает это так: «Раз мне поставили двойку, значит, я стал хуже». А на самом деле, количество ошибок – это активность, вероятность того, что он чего-то достигнет, чему-то новому научится.  Чем больше человек ошибается, тем больше практических навыков  и результатов он может получить. В этом смысле наша система образования имеет существенный минус.

На дальнейшее формирование самооценки влияют непосредственные результаты, когда человек начинает взаимодействовать с другими людьми в рабочем порядке. Например, он устраивается на наемную работу, или у него появляются какие-то коммерческие взаимоотношения с окружающими людьми, он что-то продает, предлагает какие-то услуги. На самооценку влияет само это взаимодействие, заработанные деньги. Если человек работает на наёмной работе, то там компания выстраивает систему правил, мотивации, определяет, что можно, что нельзя. Через обратную связь в виде премиальных выплат, отношения начальника, также оказывается влияние на самооценку сотрудников. В зависимости от системы мотивации в компании, люди могут себя воспринимать и ощущать совершенно по-разному.

Если человек находится во фрилансе, то, на мой взгляд, это более здоровая среда для формирования самооценки. Человек получает более  объективную обратную связь. Не компания выстраивает для него правила, а живые клиенты. Им не интересно влиять на его самооценку, им интересно получать результат, что-то полезное. У них есть свои реальные интересы. Благодаря такому реальному взаимодействию с клиентами, формируется и даже видоизменяется самооценка. Поскольку постоянно идет объективная обратная связь, то это самый здоровый и полезный вариант взаимодействия. Человек  понимает, чего ему не хватает, что он хорошего даёт людям, за что они готовы платить, за что не готовы платить. Это даёт возможность оперативно обучаться, развиваться, предлагать более качественные услуги. И в результате  человек очень быстро растет,  в отличие от наёмной работы, где система выстроена и она стабильна. Так же и в предпринимательской деятельности, в свободном плавании,  человек более динамично развивается, потому что сами условия взаимодействия заставляют его меняться и выходить на новый уровень. Тогда он может получать больший доход, меньше работать, достигать своих личных целей, преследовать личные интересы.

Даже пройдясь по  этим четырем уровням, можно понять, как поднять самооценку. Самооценка – это динамический параметр, она меняется. И если человек занимается правильной деятельностью, самооценка будет с каждым новым чеком, с каждой полученной премией подниматься сама по себе.

Что делать, если проблема с самооценкой сформировалась в раннем детстве?

Другая ситуация, если есть негативное влияние прошлого. При формировании самооценки слои накладываются последовательно. Детство находится в самых глубоких слоях психики, оно уже забыто, и детский опыт влияет на самоощущение как фоновое состояние. Если ребёнок в детстве скопировал пример плохой самооценки от родителей, то во взрослом возрасте, когда он получает хорошие результаты, внутренне, на эмоциональном уровне, опыт детства будет мешать радоваться своим достижениям. Результаты хорошие, а приятных эмоций и ощущений от этого мало.

И наоборот, если в детстве ребенок был, допустим, единственным в семье, получал большое количество внимания, ему всё разрешали, всё прощали, то на уровне эмоций и ощущений у него формируется мнение, что он центр земли. Он принимает решение, что он самый главный. При чём, он неосознанно это принимает, а на уровне ощущений. В самых глубинных слоях это отпечатывается. И у него формируется внутренняя потребность быть в центре внимания, быть самым лучшим. Если попадая в социум, взаимодействуя с людьми,  он не реализует эту потребность в его работе, в его социальном окружении, поскольку у других людей свои интересы и его эгоцентризм никому не нужен, у человека возникает конфликт. Это конфликт между глубинным самоощущением, которое заложилось в детстве, и теми реальными результатами, которые он получает во взрослом состоянии.

Психика так устроена, что эти глубинные слои медленно меняются. Человек приходит в этот мир и сначала формирует правила, они запечатываются в его психике, и потом он по ним живет. Известны случаи, когда дети вырастали в среде животных. Детский период, когда они обучаются копированию проходил, и в дальнейшем такие дети уже не были способны социализироваться и взаимодействовать в людском обществе. Человеку дана возможность научиться в детстве очень быстро и многому. И то, что он вобрал в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. Точечно, не  полностью все, но самые насущные, наболевшие проблемы детства можно прорабатывать подробными и глубинными методами психологической работы. Например, гипнозом, трансовыми техниками.  Это устраняется не за один-два раза, а целенаправленной работой, в течение одного,  двух, трёх месяцев. В основном это связано с измененными состояниями сознания, с трансовыми техниками. С их помощью можно каким-то образом подкорректировать, изменить эмоциональный фон на более полезный и адекватный.

web-nrg.ru

понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

psylogik.ru

Как формируется самооценка и как ее повысить

Самооценка — это отношение к самому себе, психическое состояние индивида, связанное с его собственной личностью, в результате самооценки и принятия себя. Влияет на настроение, поведение, социальные и личные отношения.

Как повысить самооценку ©lifehackney.ru

Самооценка основана на самопознании, суждениях и чувствах, которые человек относит к себе. Она формируется с раннего детства. Низкая или высокая самооценка зависит от индивидуального опыта.

 Загрузка …

Как формируется самооценка?

Первоначально самооценка формируется в отношениях с ближайшей семьей, затем в группе сверстников и школьных друзей, а со временем в личных и профессиональных отношениях. Самооценка также зависит от личного баланса жизненных успехов и неудач.

Ребенок, которого любят, понимают, воспринимают и удовлетворяют потребности, учится ценить и любить себя. Скорее всего, во взрослой жизни он будет иметь высокую самооценку. В свою очередь отрицательный опыт детства препятствует принятию себя.

Высокая самооценка

Люди с высокой самооценкой имеют положительное мнение о себе, доверие и уважение к себе. Они знают свои сильные и слабые стороны, умело используют возможности, открыты для критики, умеют принимать комплименты.

Чаще всего они делают то, что им нравиться и что дает удовлетворение. Ставят перед собой амбициозные цели, смело принимают новые вызовы. Они считают, что заслуживают успеха и счастья, и обычно достигают их.

Они открыты для перемен, справляются со сложными ситуациями и принимают правильные решения. Высокая самооценка помогает устанавливать контакты с другими людьми. Они общительны, строят стабильные отношения, но напористые, потому что они не боятся отказа и не ищут в отношениях подтверждения своей ценности. Они довольны жизнью и могут наслаждаться ею.

Низкая самооценка

Люди с низкой самооценкой недовольны собой, не любят и не принимают. Сосредоточены на слабостях, не ценят свои достоинства. Они измеряют свою ценность внешним видом, физическим состоянием, профессиональным или социальным положением. Сравнивают с другими людьми, что обычно усиливает их разочарование.

Самооценка зависит от мнения окружающих. Не могут принимать комплименты и плохо переносят критику. Они тревожные, неуверенные в себе, часто не имеют собственного мнения. Они не защищают свои права, пренебрегают своими потребностями и, следовательно, уязвимы к манипуляциям. Не доверяют людям, с трудом налаживают более тесные отношения.

Плохо переносят неудачи, поэтому неохотно берут на себя новые вызовы. Они винят себя за неудачи, обесценивают успехи, считая их результатом счастливых обстоятельств. Они обычно не осознают свои мечты и амбиции, не используют свой потенциал.

Разочарование, неуверенность или смущение нередко маскируют высокомерием. Склонны к агрессивному поведению, наркомании, иногда впадают в невроз или депрессию.

Причины низкой самооценки

Низкая самооценка возникает из-за накопления негативных, обычно ложных сообщений о себе (полученных с самого раннего детства от важных людей) и из-за отсутствия объективного понимания самого себя. Заниженная самооценка отрицательно влияет на жизненный опыт, выбор и достижения, что приводит к эффекту замкнутого круга.

Наиболее распространенными причинами формирования низкой самооценки у ребенка являются:

  • неразделенные чувства,
  • недостаток внимания,
  • систематическая критика,
  • постоянное сравнение с другими,
  • установка чрезмерных требований,
  • игнорирование эмоциональных потребностей,
  • наказание за малейшие проступки,
  • психическое или физическое насилие в семье,
  • отсутствие признания в группе сверстников.

Как повысить самооценку?

Требуется работа над негативными воспоминаниями. Этот процесс облегчает психотерапия. Ее цель — опровержение ложных оснований низкой самооценки, открытие собственного потенциала.

Полюби себя ©lifehackney.ru

Важным условием для хорошего представления о себе является способность адекватно оценивать свои недостатки и сильные стороны. Стабильная самооценка при этом зависит от другой способности, которую можно развить в процессе терапии – умение принимать себя, давать себе безусловную любовь, заботиться о себе и своих собственных потребностях.

Людям, которые решили повысить свою самооценку, рекомендуется разбить основную цель на промежуточные, а затем стремиться к реализации этих небольших, легко достижимых задач. Они должны соответствовать заранее определенным желаниям и приоритетам, касаться личных страстей и талантов.

Нужно прекратить попытки оправдать ожидания других. Стоит окружить себя доброжелательными людьми, которые приветствуют новые цели, избегать токсичных людей и чрезмерно критических.

Повышение самооценки требует взятия на себя ответственности за свою жизнь. Если вы хотите создать сильное чувство собственного достоинства, нужно открыться миру, с готовностью постоянно учиться, принимать решения и нести свои последствия. Не стремитесь к идеалу. Наоборот – хорошо дать себе право потерпеть неудачу. Самооценка не формируется, если вы не ошибаетесь.

( Пока оценок нет )

lifehacky.ru

Как формируется самооценка

Самооценка не заложена в нас при рождении, она формируется в раннем детстве, фундамент формируется до трехлетнего возраста. И от этого периода жизни зависит какой она будет: высокой или низкой. И формируют ее окружающие нас люди, в самую первую очередь – наши собственные родители.


Если родители относятся к своему ребенку как к способному и умному маленькому человечку, если они сами — образец гармоничных и открытых отношений между женщиной и мужчиной, то у ребенка формируется вполне адекватная самооценка, он получает от родителей базовые знания о том, какими действительно должны быть отношения между мужчиной и женщиной.
Правильная самооценка дает человеку ощущение уверенности в себе, а также в собственных силах, дает желание пробовать новое, исследовать окружающий нас мир и учит строить отношения с окружающими людьми, самое гллавное с ровесниками обоих полов. В таком случае ребенок год за годом, становясь взрослее, становится более самостоятельным.

Когда ребенок идет в школу, в его жизни появляются новые взрослые – учителя, которые помогают получать знания, а также родители его одноклассников, от этих людей ребенок получает новую информацию о самом себе (оценки поведения и знаний, рекомендации, мнения).
Чем больше ребенок взрослеет, тем больше он начинает обращать внимания на друзей и особенно на противоположный пол. Теперь для него на первом месте стоит не родительское одобрение и принятие, а одобрение друзьями, с противоположным полом в том числе.
Подсознательно он начинает искать того человека, с которым он будет чувствовать себя в полной безопасности, кто всегда будет поддерживать его – как всю жизнь делали его родители. И если у человека адекватная самооценка, он знает, на что способен, он относительно независим от того, что думают остальные (это в общем-то важно, но кардинально мнения о самом себе не изменит). И только тогда он готов вступать в любовные отношения, не теряя при этом самого себя.
Но если у человека сформировалась низкая самооценка (недостаточное признание родителями на первых годах жизни), он привязывается к родителям насколько сильно, что только с ними чувствует себя в безопасности, тогда отношения с противоположным полом не будут конструктивными – человек будем стремиться найти того, кто будет похож на его родителей . при этом речь уже не идет о самостоятельности и цельности личности. Такой человек в отношениях ищет продолжение себя.Впрочем возможно, что никаких отношений и вовсе не будет. Ведь такой человек имеет следующие проблемы:
– человек надолго остается в отчем доме и не стремится создать свою собственную семью;
– он остается сильно вовлечен в дела родителей, решает их бытовые проблемы и принимает все на свой счет;
– перед тем, как сделать что-то, он будет просить совета и будет поступать именно так как ему посоветоветуют родители нам, даже если это противоречит его собственным желаниям и потребностям;
– даже если он живет отдельно, то квартиру покупает преимущественно рядом с родительской, чтобы было проще навещать своих родителей.

Означает ли это, что родители хотят, чтобы мы навсегда остались их детьми и всегда были рядом с ними? Отчасти это именно так, но ведь никто из родителей такую задачу специально не ставит. Все родители мечтают, чтобы их дети крепко встали на ноги и начали свою жизнь.
Родители, которые формируют у ребенка заниженную самооценку, обычно сами:
– разочарованы собственными супружескими отношениями или слишком заняты собой, и, даже осознавая, что их дети – настоящие маленькие личности, не могут понять их потребностей;
– имели таких же родителей с очень низкой самооценкой, и вместо того, чтобы направлять внимание на изменение личностных установок и отношений с окружающими людьми, с головой окунулись в роль родителей, очень надеясь на то, что их собственные дети в дальнейшем помогут им поднять их самооценку и решить многие другие проблемы личного характера;
– рассматривают процесс воспитания своих детей как процесс не связанный с их болезненными супружескими отношениями, при этом им даже в голову не может прийти, что они одной рукой рушат то, что только что выстраивают другой

Подпишитесь на рассылку последних новостей
с этого сайта

talumala.com

Самооценка формируется в первые пять лет. Занимательная психология

Самооценка формируется в первые пять лет

Чтобы не пришлось обращаться к методике С. Грофа, следует очень внимательно относиться к формированию личности ребенка, особенно в первые пять лет его жизни, когда в основном формируется структура личности, закладываются основы характера, отношение к себе и к миру.

Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудача. Как отношения в семье могут влиять на формирование самооценки ребенка?

Вот наиболее распространенные ситуации:

1. В семье, где родители требуют от ребенка беспрекословного послушания, ставят его в зависимое, подчиненное положение, у малыша быстро формируется крайне низкая самооценка.

Родителям хочется, чтобы ребенок умел подстраиваться, не спорил со взрослыми и не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от старших в повседневной жизни. Здесь в ходу выражения: «Это нельзя!», «Ты еще слишком мал!», «Не перебивай!», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Такие родители вполне искренне считают, что их ребенок плох абсолютно во всем. Их наказания не содержат даже намека на желание принять ребенка, помочь ему, убедить его. Ребенок становится неуравновешенным, он не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что его любят.

В школе такой ребенок в большинстве случаев терпит неудачу как в учебе, так и в отношениях со сверстниками. А повзрослев, он скорее всего станет несамостоятельным и неконтактным человеком.

2. Дети со средней самооценкой обычно живут в семьях, где родители занимают покровительственную, снисходительную позицию. И хотя родители достаточно терпимы, но самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Они ценят своих детей не очень высоко и считают их неспособными к каким-то достижениям и успехам.

Дети таких родителей обычно очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди. Хорошо, если в школе им повезет с учителями и одноклассниками. Тогда есть вероятность, что успехи в учебе или лидерство среди сверстников помогут повысить самооценку, придадут уверенности в своих силах.

3. В семьях, где царят добрые, теплые отношения, где четко определены авторитеты и все члены семьи равноправны, у детей формируется высокая положительная самооценка.

Обычно матери удовлетворены отношениями детей с отцом. Один из родителей чаще всего принимает решения, посоветовавшись со всей семьей.

Ребенок видит, что родителям сопутствует успех, и тоже привыкает настойчиво решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах и поддержку со стороны близких. К школе такие дети обычно готовы, трудности в учебе их не пугают, они открыты и дружелюбны, а значит, им опять-таки сопутствует успех и в делах, и во взаимоотношениях.

Естественно, что во взрослой жизни они тоже будут привычно ставить себе цели и добиваться их. Неудачи не выбивают их из колеи — напротив, дают возможность проверить свои силы и поработать над собой.

Конечно, эти три типа семейных отношений обозначены достаточно схематично. И все же многие наверняка смогут отнести себя к какой-либо из этих групп.

Папа с сыном очень сообразительные? Тест

Это несложный тест, заняться которым можно вместе с ребенком, чтобы оценить ваше умение абстрактно мыслить и определить, насколько легко вы делаете логические обобщения. А способность логически мыслить необходима в любом возрасте и во всех жизненных ситуациях.

Перед вами 14 рядов слов. Каждый из них включает по пять слов, четыре из которых можно объединить по общему признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в ряду слов: «Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов» первые четыре — имена, а последнее — фамилия, поэтому исключать надо слово «Иванов»).

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

4. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

5. Лист, почка, кора, дерево, сук.

6. Дом, сарай, постройка, изба, хижина.

7. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

8. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

11. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

12. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

13. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

14. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Сверьте свои варианты с правильными ответами на этот тест.[5]

Если вы ошиблись более одного раза, это значит, что вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Самооценка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2015; проверки требуют 48 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2015; проверки требуют 48 правок.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная – обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
  • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
  • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
  • Отражающая (или сигнальная) – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
  • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
  • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.
  • Прогностическая – регулирует активность человека в начале выполнения деятельности.
  • Корригирующая – обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности.
  • Ретроспективная – обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе её выполнения.
  • Мотивирующая – побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости).
  • Терминальная – заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих и достижения индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д.

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • адекватная
  • завышенная

Неуверенность в себе, стеснительность и т.п.

ru.wikipedia.org

Идеальная косметика. Макияж. Маникюр. Масла. Массаж. Окрашивание

  • Волосы
  • Крем
  • Лаки
  • Лицо
  • Макияж
  • Маникюр

Поиск

  • Маски
  • Масла
  • Массаж
  • Ногти
  • Окрашивание
Главная

24mylove.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *