Как понять что у меня переходный возраст – Как понять, что у подрост­ка начался переходный возраст? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Переходный возраст

Как быстро бежит время! Кажется, что совсем недавно вы привезли из роддома драгоценный свёрток, в котором безмятежно спал ваш малыш. Ребёнок рос, менялся, развивался. И как бы нам ни хотелось этого избежать, но наступает время, когда вчерашний малыш начинает готовиться к вступлению во взрослую жизнь.

Наши дети вступают в переходный возраст, а вместе с ним приходят и трудности переходного возраста. У детей меняется не только физическое состояние, но и происходит изменение в мироощущении и сознании. Их организм стремительно растёт, в нём происходят удивительные процессы – происходит половое созревание; меняется психика, мировоззрение. Нервная система подростка перегружена всеми этими изменениями.

Дети становятся раздражительными, а часто даже агрессивными. Порой родители теряются и не понимают, как правильно вести себя с подростком. Для того чтобы помочь им, прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое переходный возраст и что происходит с нашими детьми во время взросления.

Переходной возраст – это такой промежуток времени у подростка, когда у него происходит половое созревание, сопряжённое с ускоренным ростом и физическим развитием. Все внутренние органы и системы организма в этот период окончательно формируются. В это время происходит интенсивный процесс выработки целого ряда гормонов, что является залогом всех физиологических изменений.

Переходный возраст у мальчиков начинается на год-два позже, чем переходный возраст у девочек. Уже в пятом-шестом классе становится видна эта разница между мальчиками и девочками – все мы помним то время, когда в одном классе учились ребята, которые выглядели ещё совсем по-детски, и девочки, которые уже начинали превращаться в девушек, и выглядели уже вполне взрослыми.

Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма есть свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. С оговоркой, что эти показатели варьируются как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Уже с самого начала переходного возраста у подростков начинают проявляться и половые различия даже в характере протекания и в разнице в возрасте, когда начинается переходный возраст и когда он заканчивается. Как уже говорилось, у девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.

Переходный возраст психология и медицина признают довольно сложным этапом в процессе взросления ребёнка. Причём, сколько бы ни длился переходной возраст, его условно можно разделить на три фазы.

Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям. Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным. Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования. Первую фазу переходного возраста у детей условно можно приравнять к младшему подростковому возрасту, а вот постпереходный возраст можно отнести к поре юношества. Время, когда заканчивается переходный возраст, характеризуется растущим интересом к противоположному полу, появляющейся и растущей сексуальной активностью.

Теперь вечерние прогулки интересны из-за свиданий, а мячи и скакалки позабыты. Девочки переходного возраста возле зеркала теперь проводят большую часть своего свободного времени. Ведь не только прыщи переходный возраст приносит с собой, изменения во внешности и радуют, и пугают юных девушек. Мальчишкам тоже приходится нелегко, ведь их мировосприятие подвергается психологическим испытаниям. Они ещё не готовы самостоятельно вступить во взрослую жизнь, но и вернуться в детство тоже уже невозможно.

В переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, и одному ему очень тяжело ориентироваться в меняющейся для него действительности. Задача взрослых – подсказать своему подросшему ребёнку, как пережить переходный возраст с наименьшими потерями. Поэтому необходимо знать симптомы переходного возраста, а также быть психологически готовыми к тому, что сложности переходного возраста в той или иной степени настигают каждую семью.

Симптомами переходного возраста становится целый ряд изменений во внешности. Причём, изменения эти у мальчиков и у девочек происходят по-разному. Поэтому и рассматривать признаки переходного возраста у мальчиков и признаки переходного возраста у девочек мы будем по отдельности.

Признаками переходного возраста у мальчиков являются следующие физиологические изменения:

  • примерно в 10-11 лет начинают увеличиваться в размерах яички и половой член;
  • в 11-12 лет начинается рост волос на лобке, появляется пигментация мошонки;
  • в 12-13 лет происходит дальнейший рост полового члена и яичек, а волосы на лобке становятся длиннее и гуще;
  • переходный возраст 14 лет приносит «ломку» голос. Ломка голоса происходит из-за увеличения размеров голосовых связок и развития мускулатуры и хрящей горла. Голос грубеет, становится более «мужественным». Окончательное становление голоса происходит примерно за два года;
  • появляются волосы в подмышечных областях, над верхней губой появляется первый пушок. Постепенно волосами покрываются руки, ноги, пах, лицо. Окончательно волосяной покров сформируется ко времени, когда переходной возраст закончится;
  • в этом же возрасте – в 13-14 лет – начинает бурно развиваться мускулатура. Плечи мальчиков становятся шире, да и сами они становятся выше и сильнее.
  • Практически у каждого мальчика-подростка появляются поллюции – так называется самопроизвольное семяизвержение во время сна. Это абсолютно нормальное явление, а появляется оно обычно в период от 10 до 14-16 лет.

Физиологическими признаками переходного возраста у девочек становятся такие возрастные изменения, как:

  • в 8-10 лет начинают расширяться кости таза, заметно округляются бёдра и ягодицы;
  • в 9-10 лет усиливается пигментация околососкового кружка, он припухает и начинает выступать;
  • в 10-11 лет на лобке и в подмышечных впадинах появляются первые волосы. Молочные железы продолжают расти и развиваться;
  • уже в 11-12 лет может наступить менструация, хотя чаще она начинается позже, в 13-14 лет;
  • в 15-16 лет менструальный цикл уже стабилизируется, месячные становятся постоянными и регулярными. Продолжается рост волос на лобке и подмышками.

И у мальчиков, и у девочек во время полового созревания наступает период усиленного роста. Пик роста выпадает примерно на 12 лет и может достигать в год 9-10 сантиметров. У девушек рост останавливается в 16-18 лет, юноши продолжают расти примерно до 20-22 лет.

В период полового созревания у большинства подростков появляются прыщи и чёрные точки на лице, спине и груди. Прыщи переходного возраста, так же как и чёрные точки и угри, появляются из-за изменения состояния кожи, которое происходит на фоне гормональных изменений в организме.

Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.

Вегетососудистая дистония – это нарушение в работе вегетативной нервной системы, являющейся регулятором внутреннего равновесия в организме. Такие нарушения возникают из-за гормональных процессов, происходящих в организме, а так же из-за психо-эмоциональных перегрузок, которым подвержены подростки. Симптомами этого заболевания являются учащённое сердцебиение, головокружение, потливость, пониженное давление, зябкость, боли в животе непонятного происхождения, повышенная утомляемость, раздражительность. Как правило, все эти явления исчезают, когда проходит переходный возраст.

Прыщи в переходном возрасте появляются почти у всех подростков – и у мальчиков, и у девочек. Появиться они могут на лице, спине, груди, реже – и на других участках тела. А причиной их появления является увеличившаяся выработка кожного сала вместе с закупоркой выводных протоков сальных желез.

Подростковые прыщи – проблема временная. Она актуальна только в подростковом и юношеском возрасте, а после завершения периода полового созревания обычно самостоятельно проходит. Но в особо серьёзных случаях следы от прыщей в виде шрамов и рубцов могут остаться на всю жизнь. В таких случаях необходимо обращаться за лечением к дерматологу. Помимо лечения, необходимо также постоянное очищение кожи от загрязнения и излишнего жира. А сбалансированное питание поможет ускорить борьбу с прыщами в переходном возрасте.

Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков – особенности переходного возраста девочек.
В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста у девочек, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Необходимо прислушиваться к своей дочери, помогать ей ненавязчивым советом, тактично направлять её к правильному решению. Ни в коем случае не стоит читать нотации или принуждать её что-либо сделать. И очень важно помнить – когда наступает переходный возраст у вашей дочери, все замечания по поводу её внешности вы должны делать как можно деликатней!

Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

Существует два вида подростковой депрессии:

  1. всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
  2. маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.

В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

  • глубокая депрессия;
  • семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
  • нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.

Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

Тревожными признаками можно считать:

  • резкое снижение успеваемости без видимых причин;
  • потеря интереса к прежним увлечениям;
  • потеря аппетита и болезненное состояние;
  • появившаяся потребность в деньгах;
  • появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
  • настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
  • появляется асоциальное поведение;
  • сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

  • полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
  • постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
  • резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
  • изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
  • состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
  • появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
  • появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.

В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.

С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.

В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.

Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.

Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.

Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.

Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.

Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

Идеальный вариант – своя комната, в которой он может установить свои порядки и поддерживать чистоту без вмешательства взрослых. Конечно, не у всех семей есть такая возможность. Но в любой квартире можно предоставить в личное распоряжение подростка полку в шкафу, свою тумбочку и стол. И ни в коем случае не вторгаться на его территорию! Безусловно, старшим очень важно знать, что происходит в жизни их ребёнка, с кем он общается, какие мысли у него в голове, что творится у него в душе. Но если вы будете рыться у него в карманах или в ящиках стола, читать его письма или дневники, подслушивать, о чём он говорит по телефону – вы навсегда потеряете доверие подростка.

Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём – о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.

Можно рассказать ему и о своих друзьях детства, вспомнить, какие казусы случались с ними или с вами, когда вы были его ровесником, как вы поступили тогда и как бы вы поступили в такой же ситуации, обладая своим сегодняшним опытом. При этом такие истории должны содержать не только нравоучительные, но и забавные детали. Ребёнок будет рад открыть для себя, что вы чувствовали тогда то же самое, что и он сам сейчас, а значит – «вы с ним одной крови!» И не сомневайтесь, что «мораль сей басни» он примет к сведению.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?

Единственное, что можно было бы посоветовать для сохранения здоровья физического – это занятие спортом или любым другим увлечением, которое требует применения физических усилий.

Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно – как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!

jlady.ru

Переходный возраст: спасайся, кто может!

Многие из родителей разводят руками, сталкиваясь с подростками в переходном возрасте. Сколько лени! Сколько агрессии! Сколько хамства! И ведь учиться не хотят совсем!  Всё так, но у любой из этих моделей поведения есть свое объяснение. Далеко не всегда подростки виноваты в том, что они «такие…». Многие свои реакции и поступки они еще не могут анализировать, не понимают, что с ними происходит. И самыми надежными помощниками в прохождении этого трудного возраста должны стать те, кого дети сгоряча записывают во враги номер один, то есть мы, родители. О том, как пережить кризисное время и сохранить дружбу с собственными детьми, мы беседуем с психологом Ольгой Исаевой, старшим преподавателем кафедры клинической психологии Московского медико-стоматологического университета.

И пусть они бьют тарелки!

— Ольга, не хотелось бы брюзжать на тему, что раньше вода была мокрее, сахар слаще, а дети послушнее, что мы с Вами не были такими, как нынешние подростки, но…

— Вы удивитесь, но брюзжание это оправданное. Ведь меняемся не только мы, меняется и само время, культурная среда, а подростковый, или переходный возраст, как считают психологи, — это культурный феномен. Еще некоторое время назад его не было. Например, при Иване Грозном…

— То есть как? Трудных подростков секли розгами, и они оттого предпочитали не показывать характер?

— Не совсем. Смысл подросткового возраста — это переход от детства к взрослой жизни. В традиционном обществе, где есть иерархия, где жизнь четко регламентирована, есть ритуал, переводящий человека из мира детства в мир взрослых, поэтому проблем с подростками не возникает. А вот в условиях нашей цивилизации все гораздо сложнее. Попробуйте ответить на вопрос, что для вас значит быть взрослой?

— Не знаю. Наверное, уметь сдерживаться. Но вообще это сложно сформулировать.

— Вот так и миллионы родителей затрудняются с ответом. А что спрашивать с детей? Смотрит подросток на себя в зеркало, на свои длинные руки и ноги, на почти уже усы, и видит «не мальчика, но мужа». Но все остальные смотрят на то же самое, а видят почему-то ребенка и обращаются соответственно: «Шарфик надень, холодно!» Он огрызается в ответ, потому что не понимает, что же нужно сделать, чтобы окружающие признали его взрослость.

Самый простой ответ: взрослый — тот, кому можно то, чего нельзя детям, а именно: пить, курить, ругаться матом и гулять допоздна. И если все это себе разрешить, то, якобы, все поймут, что ты вырос.

Сразу скажу: меньше всего проблем у тех родителей, кто с детства воспитывает в ребенке взрослость, чувство ответственности. Но некоторые дети, конечно, взрослеют не от хорошей жизни — например, когда в семье нет отца и его роль выполняет старший сын. Подростковая дурь в таких случаях обычно редкое явление, ведь на ребенка с детства рассчитывают, как на большого. Так зачем ему кому-то что-то доказывать?

— А лет через десять он предъявит маме счет: ты лишила меня детства!

— Практически с каждым ребенком придется хлебнуть забот. И конечно, пример неполной семьи — это пример экстремальной ситуации. Здесь, что называется, сама жизнь решает проблему переходного возраста. Но ведь в любой семье есть обязанности, которые ребенок способен выполнять. Уже в три-четыре года можно помыть свою тарелку. И дети обычно охотно помогают — через это они чувствуют себя взрослыми. Родители, конечно, рискуют: и возни больше, и опасность для посуды есть, да и гораздо проще сделать все самим. Но именно так и отбивают у детей желание помогать. Когда ребенок что-то делает, а родитель его корректирует, результат для обоих — радость. Поэтому лучше не давайте ему дорогую тарелку — пусть разобьет ту, которую не жалко, только бы с раннего детства у него был хоть какой-то участок своей ответственности.

Если же чаду уже пятнадцать, а мы впервые задумываемся, почему он безучастен в быту и пытаемся привлечь его к работе по дому, то и удивляться не стоит, что он нас «посылает». Он не привык к обязанностям и уже не в том возрасте, когда охотно включаются в жизнь семьи. Да и объяснить пятнадцатилетнему подростку, почему именно теперь на его долю выпадает помощь по дому, невозможно. Вы можете втолковывать ему, что он уже взрослый, а в ответ услышите упрек, что еще месяц назад его считали маленьким и позволяли ничего не делать, а теперь он почему-то резко вырос.

Здесь родителям остается лишь идти на хитрость. Например, сослаться на усталость и попросить помочь с посудой. Не упрекайте ребенка в лени, просто попросите, ведь вы действительно устаете после работы… Скорее всего, реакция будет положительной.

Фото Павла Гонтаря

«Немедленно надень шарф!»

— Вы упомянули шарф, который родители просят надеть, когда на улице холодно. Как же сделать, чтобы шарф действительно оказался на шее, а не в кармане — из духа противоречия?

— Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Принцип очень простой: чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Но признаемся, далеко не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти. Подросток просто постарается эту власть нейтрализовать, если не признает ее авторитета. Вот и получается, что вы, заботясь о ребенке, требуете: «Немедленно надень шарф!» — а он в ответ: «Да иди ты… Я уже взрослый, будешь мне тут указывать!»

Решать проблему нужно тем же способом, что и с посудой. Просить, объяснять свое волнение и беспокойство: «Ну пожалуйста, там так холодно… Честное слово, мне будет спокойней». Ваши шансы быть услышанными сразу возрастут.

Садимся делать уроки…

— Другая ситуация: садимся делать уроки. Завтра контрольная, в голове у ребенка пусто, желание готовиться — ноль. Двойка обеспечена. А ему все равно…

— Начало уже хорошее: садимся делать уроки. Задайте себе вопрос: кому это больше надо, вам или ему? Если вам — то вы получили ровно то, к чему стремились, то есть вы учитесь вместо него, и значит, уроки — ваша, а не его проблема, вплоть до окончания школы. В психологии это называется синдромом выученной беспомощности. Если вы с первого класса садились вместе делать уроки, то нечего ждать, что подросток сам будет этим заниматься. С какой стати? Это же вы боитесь двойку получить, это вы хотите «поступить его в институт». К тому же, дети не могут думать и рассчитывать с далеким прицелом, чтобы понять, что плохой аттестат — это реальная проблема. А вот с другом в «аське» не поговорить — это для них действительно беда…

Вы замечали, наверное, что дети еще до школы играют в ролевые игры: в магазин, в парикмахерскую, в учителей… Им хочется скорее стать взрослыми. Поддержите в них это начало! И когда ребенок пойдет в первый класс, объясните ему, что он уже взрослый и у него появилась работа, которую нужно делать хорошо. Обычно дети, пусть и инстинктивно, но с радостью принимают эту новую ответственность. Задача родителей просто не испортить дело.

— Ну а если чадо повзрослело и не справляется со сложными уроками? Ведь именно с этого начинается родительское участие в алгебре, физике, сочинениях… Иначе он просто бросит учиться.

— Вот именно что участие, и только. Нужно объяснить ребенку, что двойка — это его проблема. Пусть он для начала попытается понять, в чем именно у него сложности, имея в виду, что всегда может обратиться к вам при затруднениях. Ну а вы должны быть готовы помочь ему разобраться с этой конкретной проблемой, чтобы дальше он снова работал сам.

— А если в ответ на предложение помочь я услышу: «Отстань! Занимайся своими делами!»

— Пусть так. А вы и занимаетесь своими делами: ходите на работу, зарабатываете деньги для семьи. Вы свои обязанности выполняете. Напомните ему, только в очень дружелюбном тоне, что и у него тоже есть обязанности, но он, в отличие от вас, их не выполняет. Тогда возникает вопрос: а почему? Пусть он разберется, в чем сложность, и подойдет к вам с конкретным вопросом, не перекладывая на ваши плечи домашнее задание. До тех пор, пока его плохие оценки — ваша, а не его беда, не ждите, что в нем что-то изменится.

В подростковом возрасте тема с учебой осложняется и тем, что хорошие оценки перестают работать как самодостаточный стимул. Детям уже не страшно быть двоечниками. Даже наоборот — зазорно быть отличниками. Им интересно гулять, встречаться, школа становится местом тусовок. И тут родителям надо прилагать усилия, чтобы дисциплинировать ребенка. Отправной точкой могут стать его интересы. Кому-то нравится история или география, кто-то книги «глотает»… Подбрасывайте «топлива» в этот котел.

— А если ребенок ничем не интересуется? И у него только одно желание — чтобы его не дергали?

— Если подростку ничего не интересно, значит, проблема в семье. Значит, в доме нет приоритета знаний, а родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, кроме газет, никуда не ходят… И для чего тогда ребенку напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?

Ценность знаний должна культивироваться в семье. Ходите вместе в музеи, занимайтесь фотографией, путешествуйте (не обязательно далеко, можно и в соседний город, лишь бы вместе), общайтесь. Если эти интересы разбудить, то ребенку будет проще учиться. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

— Да, но если ребенку интересны только телевизор и компьютерные игры? И запрещать их бесполезно. Есть же друзья, у которых тоже компьютеры, он просто пойдет к ним в гости…

— Любой запрет вызывает в подростке лишь дополнительный интерес, поэтому правильнее давать альтернативу. Вместо тупого мультика посмотрите вместе классное кино. Да, вы потратите свое время. Но за детей надо бороться.

О компьютере разговор отдельный. Конечно, вы должны и имеете полное право ограничить время пребывания ребенка у монитора. (Если компьютер в семье один, скажите, например, что вам надо за ним поработать). Но знайте, что как правило детям совсем не просто выйти из виртуального мира. И иногда, для того чтобы вытащить подростка оттуда, родителю нужно самому туда спуститься. Играйте вместе, отдавая предпочтение более мирным вариантам игр, постепенно переключайтесь на другие совместные дела, не связанные с компьютером. Если же игра стала для ребенка наркотиком, зовите на помощь психологов! Этой темой —зависимостью от игры, или лудоманией — сейчас очень серьезно занимаются.

Впрочем, зачастую самим родителям удобно, что ребенок сидит за компьютером и никого не трогает. Но это состояние жизни в виртуальном мире сродни беспризорности. Просто выглядит вполне социально приемлемо — ребенок вроде бы по подвалам не лазит, под забором не валяется, а сидит дома и чем-то занят. Но это опасное спокойствие. В виртуальном мире у него десять жизней, и он герой, а тут у него — проблемы в школе, ссоры с родителями… Зачем ему возвращаться в реальность?

Бейте тревогу, если вы заметили, что ребенок становится фанатиком. Ищите ему альтернативное занятие, которое было бы не менее увлекательно. Может быть, вам подойдут секции по борьбе, походы…

— Еще к слову о виртуальном мире. Многие дети рисуют ручкой в тетрадке. И порой эти рисунки приводят в ужас, потому что там — железные чудовища, горгульи и другие несовместимые с жизнью, агрессивные существа. Как на это реагировать? Всему виной компьютерные игры?

— Рисунки — это воплощение внутренних образов ребенка. Значит, всё это у него в голове, и сформировано, скорее всего, тем же телевизором и играми. Ужасы беспричинно в сознании не возникают. Знаю случай, когда подросток вытащил из рамки на стене свою фотографию и засунул на ее место рисунок с таким железным чудищем. Наверное, так он видит свой настоящий портрет. Представляете, что у него внутри?.. Подобные эпизоды должны стать для родителей очень серьезным сигналом: действуйте, стучитесь к ребенку, не бросайте его на произвол виртуальной судьбы с десятью жизнями! Он проиграет свою единственную, и вы проиграете вместе с ним.

Фото Юлии Кузенковой

 

Есть такой термин — лень

— Многие дети ходят в художественную или музыкальную школы, но не все их заканчивают. Казалось бы: и способности есть у человека, и интерес какой-то был… Но дело брошено на полпути, ребенку надоело. Стоит ли заставлять заниматься дальше?

— Во всем нужна мотивация. Если ребенок, например, рисует, значит, должны быть выставки и конкурсы, в которых он участвует. Он должен понимать, на какой результат работает, и соревновательный дух здесь — лучший двигатель. Просто рисовать или играть на скрипке, без конкретной цели — на этом интерес долго не продержится. Если в вашем городе не проходит выставок детских рисунков и музыкальных фестивалей — найдите их в Интернете! Познакомьте ребенка с художниками, музыкантами, у которых есть свои блоги (опять же, сначала сами их найдите, посмотрите, что за люди), пусть они общаются там. Для подростков ведь важны не столько занятия, сколько круг общения, тусовка, которая складывается в процессе работы. Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, а его друзья — нет, а он именно в их компании реализуется как личность, то вряд ли ему эта школа будет нужна. Скорее, у него возникнет тот же вопрос: а оно мне зачем?

— Допустим, я завожу группу в социальной сети, предлагаю ему вывешивать там свои работы и рисунки одноклассников по художке. Результат тот же — сначала он совершает телодвижения, потом сдувается. Как же быть?

— То, что вы описываете, психологи называют подростковой ленью (да, это термин!), которая имеет свои физиологические причины. В связи с бурным ростом в организме возникает дефицит энергии, а значит, ее надо экономить. Правда, если к какому-то делу просыпается подлинный интерес — эта энергия будет бить через край. Но это значит, что в другом деле ее убавится. Есть еще одна важная причина — у подростков слабо развита волевая регуляция. С точки зрения воли это вообще провальный возраст, заставить себя что-то делать очень трудно. У них постоянное чувство апатии, потери сил. Родителям нужно этот период переждать, перетерпеть, при этом периодически «пиная» подростка, возвращаясь к вопросу его личной ответственности. Главное, чтобы школьные задания он все-таки выполнял сам, а вы бы лишь оказывали конструктивную помощь и создавали условия для развития его интересов. Дайте ребенку возможность самому проявить себя в жизни.

Пить или не пить

— Есть еще одна угроза: в тринадцать-четырнадцать лет многие уже пробуют алкоголь.

— Застраховать ребенка от этого вы не сможете. Но в ваших силах не создавать ажиотажа вокруг темы. Принцип все тот же: если в семье взрослым можно немного выпить, но есть жесткое табу для подростка («Ты еще маленький, тебе нельзя!»), то алкоголь становится искусительным плодом. И чадо обязательно дорвется до выпивки, причем вы узнаете об этом последними. Поэтому задача родителя — выработать у ребенка спокойное отношение к алкоголю. Если вы сидите за праздничным столом с бокалом вина и подросток просит попробовать, не говорите: «Это только для взрослых», не будите интерес. Объясните, что на вкус вино не так приятно. Предложите сок. Если ребенок настаивает, дайте глоточек. Детям вино действительно кажется невкусным, и если оно не под запретом, то вряд ли вызовет дополнительный интерес. Если же вы не пьете вообще и за этим стоит определенная философия, очень важно поделиться своими мыслями с ребенком.

— А не лучше ли придерживаться охранительной тактики, чтобы чадо вообще ничего не знало о спиртных напитках?

— Такая тактика распространена в наших православных семьях, православных школах. Кажется, что лучше спрятать ребенка от соблазнов мира, и тогда он вырастет благочестивым человеком. Но соблазнов из мира не изъять, а подросток не будет готов к встрече с ними. Сколько есть примеров, когда, выйдя из стен православного лицея, ученики стоят за углом и дымят, как паровозы. Именно так дети и привыкают лицемерить.

Важно не столько уберегать ребенка от соблазнов, сколько быть рядом, когда он начнет с ними знакомиться. Говорите с ним о своих опасениях по-дружески. Если кто-то из знакомых сильно пьет, не скрывайте, что это настоящая болезнь, пусть подростку будет ясна причинно-следственная связь между алкоголем и алкоголизмом.

Когда я работала в наркоцентре, некоторые мои коллеги привозили детей на работу и показывали, что такое наркоманы, что такое ломка, как это выглядит и как это лечится, давали детям поговорить с больными… Те рассказывали о кайфе, но им самим было в тот момент так не в кайф! Одного визита ребенку было вполне достаточно, чтобы сформировать стойкое впечатление и отношение.

Авторитеты

— Многие Ваши советы, как мне кажется, воплотимы в жизнь при условии, что родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Но пока у того переходный возраст, разве он будет слушать, разве родители — авторитет?

— Родители могут и должны быть авторитетом для своих детей. Но, к сожалению, удается это не всегда. Дело в том, что в подростковом возрасте ребенок делает важное для него открытие — оказывается, у него есть свой внутренний мир, и этот мир чрезвычайно интересен. И если родителям нет до этого дела (а часто именно так и бывает: мы стремимся одеть, обуть, накормить и прочее, а поговорить, например, по душам — ну, если будет время), то у них крайне мало шансов сохранить свой авторитет, и подросток тут ни при чем. Дети часто не прощают такого невнимания к себе, и именно из-за того, что остро начинают понимать: внутреннее важнее внешнего. Они видят себя изнутри, свою сущность, мысли, черты характера… Им хочется этим поделиться. А не с кем. У родителей одно на уме: «Уроки сделал? Ботинки почему не убраны? Ты мусор вынес? Молодец!»

Чтобы сохранить родительский авторитет, нужно поддерживать с подростком доверительные отношения, и самим жить интересной жизнью.

— Доверительные отношения? В переходном возрасте?

— Если у вас не было доверительного общения на протяжении тринадцати — пятнадцати лет, и в один прекрасный вечер вы решили поинтересоваться, что же там чадо пишет в дневнике, то реакция будет резкой и грубой. Но идти на контакт все же надо, и здесь есть беспроигрышный прием, который любят использовать манипуляторы: люди будут открываться вам, если вы начнете открываться им. У вас за плечами жизнь, вы тоже были в переходном возрасте, как-то чудили: пробовали первую сигарету, писали на заборе или нецензурно ругались… Все было, и не надо считать, что наши дети — непонятно в кого такие. Вспоминайте, что вы чувствовали, о чем переживали, и делитесь с ребенком. Конечно, не стоит рассказывать подробностей, как вы напились, но ваш опыт проживания кризисных ситуаций для него незаменим и гораздо интересней, чем истории из книг. Ребенок часто не видит в родителе человека, потому что мы усиленно его прячем, оставляя на поверхности только то, что можно назвать машиной по жизнеобеспечению. И когда мама или папа начинают постепенно открываться, когда оказывается, что у них тоже была молодость, разочарования и влюбленности, то ребенку становится понятно, что родители у него — нормальные люди, с ними можно иметь дело.

Например, владыка Сурожский Антоний все свои истории начинал словами: «Знаете, был со мной такой случай…». Он никогда не говорил в лоб, что нужно делать, а чего нет. Он рассказывал о своем личном опыте, о своем переживании Бога. Думаю, мы должны брать с него пример.

А вам жить интересно?

— Вы говорите, родители должны быть интересными людьми и тогда будет к ним уважение. Что имеется в виду?

— Часто, становясь родителями, мы перестаем жить собственной жизнью. Первые годы после рождения ребенок забирает столько внимания, что у мамы не остается сил ни на какие книги, кроме детских, а папа ничем не успевает интересоваться, кроме работы и обеспечения семьи. Дети растут, как и их запросы, и мы, взрослые, привыкаем к чисто технической функции — «накормить, одеть, обеспечить…». И ничего сверх того, чем мы должны заниматься как родители. Так мы отчасти перестаем быть собой. Но когда родитель превращается в круглосуточного воспитателя и теряет свою личность, он перестает быть интересным ребенку. Тем более подростку. Ведь первый вопрос, который он задает в ответ на наши претензии: «Ну а вы-то что? Требуете, чтобы я книжки читал, а сами-то читаете? Вы хоть чем-то интересуетесь?» И это серьезно.

— Но откуда родителю, который приезжает с работы выжатым лимоном, пока ужин, уборка, пока уроки проверишь, взять время на увлечения?

— А это вопрос приоритетов. Среди моих знакомых есть несколько профессорских семей. Приходишь к ним в дом: много-много книг, которые не умещаются в шкафы и лежат повсюду — на полках, стульях, подоконниках… Какой уж тут порядок. В этих семьях часто нет обеда, практически никогда нет ужина, а в холодильнике то, что сын-подросток успел купить по дороге из школы. Ведь в итоге ребенок сам начинает делать то, чего ему не хватает. Он знает: дома нет еды, мама придет после лекции в десять вечера, ее тоже надо накормить, ведь она же сама себе ничего не приготовит, да и сил у нее нет. Поэтому он сам купит еду, приготовит, поможет по дому, и у них с мамой, представляете, вечером будет время поговорить.

Женщина часто видит свое материнское предназначение в обеспечении быта, но за этим не только пропадает все остальное, зачастую в таком объеме этот быт и не нужен. И начинаются обиды, что муж отказался ужинать (ел на работе), хотя она старалась, сил не жалела. Как только вы решите для себя: что вам важнее — быт или что-то большее, тут же появится время на личные интересы.

— Думаю, проверку себя нужно начать с вопроса: приносит ли мне радость моя собственная жизнь?

— Очень полезный вопрос. Если ваш ответ «да», то в целом все у вас в порядке. Если же никаких страшных событий не произошло, а вы злитесь и унываете, — значит, пора что-то менять. Часто причиной уныния становится загнанность, трагическая усталость. Если так — пора остановиться. Всех денег нам не заработать, да и то, что есть, мы на тот свет забрать не сможем, а завтрашнего дня может и не быть! Помните, как сказано у Булгакова: человек смертен, и что еще хуже — внезапно смертен. Даже е

foma.ru

Как проявляется переходный возраст и как понять что он уже прошёл?

как оволосение начинается-так переходный возраст начинается грубят хамят огрызаются дети зачастую-типа взрослые прошел-после лишения девственности

у кого когда переходный возраст а проходит, когда уходит вредноватость

ты взрослеешь и знаний больше

Во время переходного возраста происходит гормональный взрыв в организме подростка, а это значит что некогда послушный и милый ребёнок становится взрывным, резко меняется настроение, критично начинает относиться к своей внешности, часто полон противоречий, становится «борцом за правду, справедливость»…

У всех по разному

да, больная тема, у меня сын и дочь, погодки самое трудное время становления их личности было для меня самым тяжелым испытанием в жизни, я рада что справилась! вернее мы справились! нужно быть готовым к переменам в характере и поведении детей вдруг повзрослевших чисто психологический Удачи Вам, счастья, и с Рождеством!

Проявления: подросток протестует против родителей, больше тянется к друзьям, чем к ним, может стать агрессивным, неуправляемым, начать пить, курить, ругаться матом, обращает внимание на подростков противоположного пола. Ну а когда прошел — подросток взрослеет, становится спокойнее.

touch.otvet.mail.ru

Переходный возраст у подростка: сложное время и для родителей, и для детей

У ребенка переходный возраст. А что делать родителям? Как себя вести? Для взрослых людей переходный возраст детей является не меньшим стрессом. Повзрослевшее чадо не слушает советов, поступает, как ему вздумается и вопреки разуму. А значит родителям необходимо выстраивать новые отношения со своим ребенком. Очень важно не пропустить первые признаки переходного возраста и серьезно отнестись к происходящим переменам. Здесь важно суметь найти золотую середину: не считать подростка маленьким ребенком, но и не превращать дитя в подростка раньше времени.

Ребенка необходимо слушать внимательно и с интересом, какими бы нелепыми не были его выводы. В противном случает подросток не придет к родителям с более сложной проблемой. Один самых из главных и сложных моментов для родителей — это решиться дать подростку максимум самостоятельности.  Важно советоваться с детьми по любому поводу, обязательно выполнять свои обещания. Придется делать все то, что обычно требуете от детей. Например, звонить, если задерживаетесь, сообщать о своих передвижениях и планах на день. Самое время позволить подростку самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. Можно выдавать деньги не на каждый день, а сразу на неделю. Пусть подросток почувствует себя финансово независимым и научится планировать расходы.

 Подростку как никогда необходимо личное пространство. Хорошо, если у него есть своя комната, которую он может обустроить по свой вкус. Не стоит брать без разрешения его личные вещи и телефон. Однако это не означает, что ребенка не нужно контролировать. Переходный возраст именно то время, когда родители должны держать руку на пульсе.  Многое решает и сам стиль общения, вряд ли теперь возможный конфликт может быть разрешен с помощью силы. Подростки не воспринимают категорических запретов, значит убедить их способно лишь дружеское общение на равных и четкая аргументация.  А чтобы аргументы найти было проще, лучше быть в курсе того, чем ребенок интересуется: новая музыка, стиль в одежде, увлечения. Можно взять на вооружение пару модных словечек из его речи. Не стоит требовать внимания или отчетов, лучше время от времени болтать с подростков как бы ни о чем — о музыке, о новых фильмах, невзначай спрашивать о его друзьях. В доверительной беседе проще предупредить об опасности или дать совет.

Порой слова и поступки подростков бывают обидны. Однако мудрость родителей в том, чтобы простить и понять, что от конфликта ребенок эмоционально страдает не меньше. Однако в силу отсутствия жизненного опыта разрешить этот конфликт он еще не в состоянии, а значит рука помощи родителей придется как нельзя кстати.

www.jvlife.ru

Переходный возраст что делать | Women Planet

Переходный возраст – период, часто вызывающий у родителей не меньшие сложности, чем младенчество их детей. Именно подростки доводят мам и пап до нервного тика. Бояться переходного возраста родители начинают задолго до его наступления. Но оправданы ли эти страхи? Обязательно ли переходный возраст полон проблем? Попробуем разобраться.

В конце текста вы найдете советы по облегчению трудного подросткового периода. Но не спешите пролистывать остальные разделы. Они помогут вам лучше понять, что происходит с сыном или дочерью.

 

Определение переходного возраста

Переходный возраст не зря получил свое название. Это время, когда личность совершает переход от детства к взрослой жизни. Границы этого переходного возраста определяются, государством, религией, и такой наукой как психология.

На государственном уровне взросление ознаменуется получением прав и обязанностей, которых у человека не было в младшем возрасте. Так, в России после своего 14-го дня рождения ребенок получает паспорт, а также начинает нести ответственность за совершенные им противоправные действия. Это начало переходного возраста.

Завершается он в 18 лет. С этого возраста молодой человек вправе вести полноценную трудовую деятельность, определять место своего жительства, вступать в брак без разрешения родителей, приобретать алкоголь и сигареты. Подобные «ритуалы» взросления существуют и в других странах, а также религиозных обществах.

Во сколько начинается переходный возраст с точки зрения психологов? Специалисты считают, что за все детство ребенок проходит несколько этапов, которые можно назвать переходными. Это те самые детские кризисы одного года, трех, семи, одиннадцати, тринадцати и шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из них характеризуется изменениями в детском самосознании, но самые большие преобразования проходят в промежутке с одиннадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

 

Физиологические и психологические изменения

Итак, время того самого, пугающего родителей переходного периода — это подростковый возраст. На этом этапе происходит существенный скачок в физическом развитии. У подростков меняется гормональный фон, наступает половозрелость, появляются вторичные половые признаки, органы и системы организма достигают размеров, близким взрослым и начинают функционировать несколько иначе, чем раньше.

Дети подросткового возраста одновременно с физическими переживают психологические изменения. Они все в большей степени осознают себя отдельной личностью, со своими особенностями, желаниями, устремлениями и планами.

Влияние семьи и учителей в это время ослабляется. Ребенок уже не чувствует себя обязанным беспрекословно подчиняться велениям взрослых. Он имеет свое мнение, и может противопоставить его чужому.

Особенности подросткового возраста включают в себя повышение важности общения со сверстниками. Дети стремятся проводить больше времени вне дома, со своими друзьями, обсуждают с ними волнующие их темы. Подростки прислушиваются к мнению товарищей часто больше, чем к родительскому.

 

Признаки начала переходного возраста

Гормональная перестройка и следующие за ней психологические изменения проходят не бессимптомно. Первое, что помогает родителям определить начало переходного возраста – перепады настроения их ребенка. Периоды печали и радости теперь сменяются существенно чаще. Во многих случаях для того, чтобы на несколько часов или даже дней подросток стал подавленным и обиженным, хватает неосторожно брошенного слова.

Склонность впадать в депрессивные состояния в подростковом возрасте проявляется наиболее ярко. Характерна раздражительность. При этом дети сами не понимают, что с ними происходит. Проявляя грубость, как нам кажется без повода, юноши и девушки потом зачастую жалеют о том, что поддались эмоциям. Не стоит принимать все их слова за чистую монету и обижаться на негативные комментарии. На самом деле они, скорее всего, не думают о вас ничего плохого.

В связи с процессом развития самосознания, дети начинают искать в себе то, что отличает их от других. Поэтому в их гардеробе могут появляться странные на взрослый взгляд вещи, часто меняться стрижки и цвет волос.

Переходный возраст у девочек можно определить и по тому, что они начинают более активно следить за собой, интересоваться модными журналами, заботиться о фигуре.

Переходный возраст у мальчиков обычно внешне проявляется не столь ярко, но это совершенно не означает, что они не испытывают глубокие переживания.

 

Проблемы подросткового возраста

Несмотря на то, что признаки перехода от детства к взрослому состоянию достаточно определенны, поведение в переходном возрасте полностью предугадать нельзя. У кого-то взросление проходит почти незаметно, выражаясь только в физическом росте, повышенной обидчивости и длительных разговорах с приятелями по телефону. Для других семей кризис переходного возраста у подростков становится неприятной реальностью, в которой присутствуют скандалы и хлопанье дверьми.

Совершенно необязательно, что вы столкнетесь с основными проблемами подросткового возраста в их ярком проявлении, но о них все же лучше знать. Это поможет быстрее сориентироваться в трудной ситуации.

Переходный возраст становится проблемой, когда его особенности (они описаны выше) проявляются в гипертрофированном масштабе. Например, если ребенок не просто становится более самостоятельным, а убегает из родительского дома. Или если молодая девушка перегибает палку в стремлении к стройности, и почти полностью отказывается от еды. Много неприятных эмоций взрослым доставляет и чересчур сильно проявляющийся нигилизм, когда авторитет мам, пап, и педагогов падает настолько, что их начинают обзывать непристойными словами.

 

Что делать?

Если вас мучают проблемы подросткового возраста ребенка, есть несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет значительно облегчить ситуацию.

Помните, что до скольки переходный возраст не длился бы, как ярко бы он не проявлялся, ваш ребенок в этом не виноват. Он не «испортился», он просто взрослеет. Половое созревание, возрастающий груз ответственности, мысли о будущем – все это стало для него первым серьезным жизненным испытанием. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к изменениям.

Будьте терпеливы с сыном или дочерью. Продолжайте показывать, что любите своего ребенка. Не отталкивайте его, не наказывайте путем игнора. Это может только оттолкнуть подростка.

Почаще разговаривайте с отпрыском, но не пытайтесь вытягивать «клешнями» информацию. Встаньте на позицию друга, расскажите что-то о себе и своих переживаниях. Возможно, тогда, вашему ребенку будет легче открыться.

Не осуждайте подростка за кажущиеся вам неправильными мысли или поступки. Иначе нарветесь на истерику в стиле «Никто меня не понимает, никто меня не любит!». Лучше спокойно объясните к каким последствиям могут привести те или иные действия, и вместе выберите самую выигрышную стратегию.

Эти советы помогут вам избежать паники на тему «Ребенку 15 лет, у него переходный возраст! Что делать», а также позволят сохранить хорошие отношения на долгие годы.

womplanet.ru

Подросток. Инструкция по применению — как пережить переходный возраст ребенка

Ищите ответы на вопросы о поведении вашего чада у своего отражения в зеркале и не смотрите на другие семьи — психолог Екатерина Сиванова рассказывает, как пережить подростковый возраст у своего ребенка.

Собрала воедино свои знания, которыми делюсь на консультациях с родителями подростков. С радостью отдаю свой багаж вам. Пользуйтесь во благо!

Екатерина Сиванова

Подросток. Инструкция по применению. Или что делать, когда «сил уже нет, мой родной ребёнок неузнаваем, что же это такое делается с моей жизнью»?

1. Да, это ваш ребёнок. Его не подменили. Он был таким с момента рождения .

2. Все испытания подросткового возраста — повод для радости родителей. Просто потому, что всё надо делать вовремя. Чем круче человек проходит кризис, положенный по возрасту, тем продуктивней и, в какой — то мере, легче будет следующий ( всего в жизни человека бывает (обычно) 8-9 возрастных кризисов ).

3. Источник нескончаемого терпения в общении с ребёнком-подростком в ответе на вопрос : «А что делала/делал я в этом возрасте?». Как только на этот вопрос внутри вас возникает ответ : «Я был нормальным ребёнком и у моих родителей со мной не возникало никаких проблем»,- улыбайтесь! Ваш «подростковый» кризис догнал вас в то же время, что и вашего «малыша», и вот-вот всё начнётся. Только называться это будет «Кризис среднего возраста».

4. Ищите ответы на вопросы о поведении вашего чада у своего отражения в зеркале.

5. Подросток — временное состояние. «Этот» возраст однажды закончится , проблемы уйдут. Начнутся другие, но эти уйдут точно.

6. Всё то время, пока вы будете родителем подростка, вы будете говорить так много, что узнаете как это, когда болит язык. Но здесь нет других вариантов. Говорить , говорить, говорить. Важно (!) понимать разницу между «выносить мозг» и «говорить».

7. Да, вам надо взвешивать каждое своё слово и делать каждый шаг исходя из того, что вы на минном поле. Других вариантов не существует. Но доверие, которое возникнет между вами и подростком в этот сложный период, не исчезнет никогда, а предательство может навсегда вас лишить возможности общаться друг с другом.

8. Большими помощниками для родителей подростка могут стать бабушки и дедушки подростка. Просто потому что наши родители уже пережили подростковый кризис у своих детей и хорошо знают, что «и это проходит».

Здесь важна ремарка: этот пункт работает при условии, что в семье нет внутреннего межпоколенного конфликта и все участники процесса воспитания «смотрят в одну сторону».

9. Общение с очень разными и очень странными сверстниками подростку нужно для того, чтобы всё попробовать и примерить на себя все из возможных ролей в обществе.

10. Формируйте круг общения подростка. Изучайте вместе информацию о курсах — кружках- лагерях — проектах . Важно (!) предварительно изучить вопрос самостоятельно и быть готовым предлагать и предлагать новое, а так же вместе с сыном или дочкой ходить на встречи ( если, конечно, сын или дочь не против)

В этом же пункте : значимые взрослые . Это учителя, тренеры , репетиторы, наставники. Для подростка порой «чужие» имеют гораздо больший авторитет, чем «свои». У вас всегда есть опция «взаимодействия» с взрослыми, которые окружают моего ребёнка.

11. Страх «он может что-то сделать с собой» один из основных. Здесь вам помогут только разговоры с подростком ( см. п.11) и ваша собственная любовь к жизни ( последнее распространяется на наших детей как вирус гриппа).

12. Даже не пытайтесь сравнивать свою ситуацию с тем, как и что происходит в таких же обстоятельствах в других семьях. Вы — родитель и ваш ребёнок-подросток уникальны, вы — единственные. Повторения нет и не будет никогда.

13. «Я тебя не люблю», «У других родители нормальные люди и только ты меня не понимаешь» — эти фразы ваш подросток говорит для того, чтобы научиться их говорить в принципе. Он (подросток) «тренируется на кошках», как герой Вицина в фильме «Операция «Ы».

Радуйтесь. Этот навык ( озвучивать свои чувства- эмоции) очень пригодится вашему ребёнку в жизни.

Про «Я тебя не люблю» вообще не берите себе в голову. Ребёнок любит своих родителей безусловно. Так же как и родители детей. Уж мамы точно.  

14. Если подростку остро не хватает любви и тепла в семье, он будет их искать в другом месте. Это был пункт про секс среди подростков.

15. Любое враньё — это всегда крик о помощи (каждая ситуация индивидуальна, но по сути — да, человеку нужна помощь). Сюда же отнесу воровство. Оно очень распространено среди подростков из семей, где есть зависимые ( любовь тоже может быть зависимостью) .

16. Ему ( ей) ничего не интересно, он (она) ничего не хочет».

Как правило, дальше следует : «Приходит из школы , делает тяп-ляп уроки, и сидит в компьютере».
Очевидно ведь , что человеку интересно то, что происходит в компьютере и интересно, соответственно, это же. Идите туда. Если вас это так тревожит, регистрируйтесь в той же игре и становитесь командой. Ну, или противниками.

17. Можно не замечать запах сигарет. Можно не обратить внимание на то, что твой ребёнок пришёл домой пьяный. Можно устроить из всего этого грандиозный скандал. Можно пробовать запретить. Можно … Вам всё можно. Выбирайте. Я разговаривала и рассказывала о том, где случилась первая сигарета и как я узнала, что такое похмелье.

18. Навести порядок в комнате подростка невозможно. И не нужно.

19. Вы имеете право принимать жесткие решения во всех случаях, связанных с безопасностью жизни вашего ребёнка на том простом основании, что по закону до 18 лет именно вы несёте ответственность за его жизнь и здоровье.

Пункт «вне конкурса» :

И у вас, и у подростка всегда есть возможность обратиться за помощью к психологу. Не отказывайте себе в этом. Порой нам — родителям просто нужна поддержка, а подросткам она ( поддержка) жизненно необходима.

Источник — Фейсбук Екатерины Сивановой

Фото: rawpixel.com

www.pravmir.ru

Когда начинается переходный возраст 🚩 Переходный возраст у мальчиков 🚩 Развитие ребенка

В широком смысле переходный возраст – это момент превращения ребенка в подростка. С психологической точки зрения этот период определяется как стремление ребенка освоить взрослую жизнь, желание быть максимально независимым от родителей и занять определенное место в обществе.

Переходный возраст связан и с пикантным моментом – в этот период подросток достигает половой зрелости. Чаще всего этот факт становится причиной постоянных переживаний и соответственно конфликтов с окружающим людьми.

У девочек переходный возраст начинается на несколько лет раньше, чем у мальчиков. Половое созревание у них выражается в наступлении менструации и изменении пропорций тела. Одновременно происходят и психологические перестройки организма. У девочек период полового созревания длится всего один-два года, а у мальчиков может затянуться даже на пять лет.

Девочки во время переходного возраста начинают критично относиться к своей внешности. Обусловлено это не только традиционным появлением угрей, которые доставляют массу дискомфорта, но и чувством неразделенной любви.

Переходный возраст у девочек наступает, как правило, с 10 до 14 лет. Однако существуют и исключения, которые касаются не только возраста наступления полового созревания, но и поведения девочек. Некоторые юные представительницы прекрасного пола испытывают настоящий восторг от процесса увеличения груди или округления бедер.

У мальчиков переходный возраст наступает, как правило, в период с 12 до 20 лет. Чаще всего он отмечается в 14-18 лет. Самым необычным для подростка изменением в организме является формирование половых функций. Выработка характерных химических веществ может сопровождаться резкими перепадами настроение, а также внезапными приступами агрессии. Мальчик не понимает, что с ним происходит, а все изменения воспринимает слишком болезненно. Некоторые подростки не могут справиться со своим половым влечением, что доставляет им чувство дискомфорта.

Независимо от того, в каком возрасте происходит переходный возраст, чаще всего он становится причиной многочисленных проблем. Ребенок практически постоянно находится в раздраженном состоянии. Задача родителей – оказать максимальную поддержку и постараться отвлечь подростка от проблем. Больше разговаривайте с ребенком, но не пытайтесь оказывать психологическое воздействие или давление. В противном случае может дойти до того, что ваше чадо решит покинуть дом в поисках взрослой жизни. Обернется такой поступок серьезными неприятностями.

Не думайте, что абсолютно все дети во время переходного возраста становятся неуправляемыми и проблемными. Нередко происходят случаи, когда родители даже не замечают этот период.

www.kakprosto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о