Карманные деньги детям – Как правильно давать карманные деньги ребенку

Содержание

Карманные деньги для ребенка — Психологос

​Родители должны понимать, что карманные деньги — не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель — научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

Сколько выдавать?

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

​​​​​​​Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц — это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки не бывают бесплатными.

Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:

— Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

— С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги — не прожиточный минимум.

Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

— Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Сколько денег давать подросткам на карманные расходы

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! — говорила мне старшая дочь. — Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на «Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» — и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р), в месяц.

Ирина зафиксировала решения в блокноте, чтобы потом было проще вспоминать и анализироватьИрина зафиксировала решения в блокноте, чтобы потом было проще вспоминать и анализировать

Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р, на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.

Ирина зафиксировала решения в блокноте, чтобы потом было проще вспоминать и анализировать

Как научить ребенка копить

Юля установила в телефон программу, чтобы вести свой бюджетЮля установила в телефон программу, чтобы вести свой бюджет

Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Юля установила в телефон программу, чтобы вести свой бюджет

Как говорить с близкими о деньгах

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.

Свежие покупки: косметика, модная одежда и игрушки — то, на что маме всегда было жаль денегСвежие покупки: косметика, модная одежда и игрушки — то, на что маме всегда было жаль денег

За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

journal.tinkoff.ru

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это

знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

www.adme.ru

Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога.

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.


Елизавета Филоненко, семейный психолог,

специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.


Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть. 

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах, которыми, как правило, руководствуются родители, решая этот вопрос. Они не всегда точны, и нуждаются в рассмотрении. Остановимся на каждом из них в отдельности.

Убеждение: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Убеждение: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. В ряде случаев среди детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни.

Также читайте: Карманные Деньги — Руководство для родителей. Сколько, Когда и За Что давать.

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Дети и Деньги — Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная  с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг. Смотрите здесь!

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье. Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка. Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также читайте: 7 детских мифов о деньгах

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.  Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу по дому.

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной  мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Также читайте: Как воспитать благодарных детей?

Платить ли за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Как ребенку заработать в собственной семье?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семья и пример родителей.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Также читайте: Разговор с сыном, который изменит его жизнь навсегда

Как научить детей правильному обращению с деньгами?

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

Ссылка на полную версию статьи здесь.


Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.


👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

ADD_THIS_TEXT

moneypapa.ru

Карманные деньги ребенку: шесть правил от психолога | Материнство

Как давать ребенку карманные деньгиТолько от вас, родителей, зависит, в каком возрасте ваш ребенок получит свои первые карманные деньги. Но если вы почувствовали, что он уже достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться некоторой суммой денег, то прежде, чем выдать ему первую «зарплату», познакомьтесь с несколькими простыми правилами.

1. Мотив выдачи карманных денег

Устройте что-то вроде семейного совета, и в присутствии всех членов семьи объявите ребенку, что вы считаете его уже достаточно взрослым и ответственным, чтобы владеть деньгами. Ответственность и ваше доверие – вот единственный мотив, который должен толкать вас к этому решению.

2. Сумма в неделю

Установите приемлемую для вас сумму, которую будете выплачивать ребенку еженедельно. Размер суммы роли не играет, он зависит от вашего благостостояния и от потребностей ребенка. Выберите день, в который будет происходить выплата. Пусть это будет нейтральный день в середине недели (вторник, среда, четверг), чтобы он не ассоциировался у ребенка с завершением недели, подведением итогов учебы и т.п.

3. Эти деньги не контролируются родителями

С учетом первого пункта, вы не должны осуществлять контроль за тратами ребенка, диктовать ему, как и на что потратить его личные деньги. Поскольку ваша цель – научить чадо владеть деньгами, вам следует предоставить ему эту возможность. Он может откладывать деньги на какую-то крупную покупку, или тратить их в течении недели или за один день, но это должно быть его собственным выбором.

4. Этих денег нельзя лишить

Когда ребенок схватил двойку, надерзил или натворил что-то еще, достойное наказания, — вас так и подмывает лишить его еженедельной выплаты. Этого не следует делать.

Наш мотив – доверие и ответственность, поэтому не будем превращать карманные деньги в метод воспитательного воздействия и манипулирования ребенком.

По этой же причине не следует увеличивать сумму за отличные успехи или хорошее поведение. Эти понятия не должны смешиваться в голове у ребенка. Выдавая деньги, не говорите ему: «Ты на этой неделе хорошо потрудился, честно заработал» или «Выдаю тебе деньги, хотя и не следовало бы, учитывая твое поведение». Воздерживайтесь от таких фраз. Выдача денег должна быть будничным событием, на котором не следует заострять особого внимания и придавать ему кукую-либо эмоциональную окраску.

5. Не выдавайте карманные деньги раньше назначенного срока

Даже если ребенок очень просит, не поддавайтесь и не выдавайте карманные деньги раньше срока. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами рационально и ответственно.

6. Не перекладывайте свои расходы на ребенка

То, что вы считаете нужным купить ребенку, покупайте на свои деньги, как делали это и раньше. Но бывает, ребенок просит купить что-то такое, чего вы не купили бы ни при каких обстоятельствах. В таком случае нужно обосновать свою позицию, и если ребенок продолжает упорствовать, не препятствовать ему купить желанную вещь на его личные карманные деньги.

Дата публикации 21.03.2019
Автор статьи: Юлия Савельева, психолог

materinstvo.ru

надо ли, когда, на что, за что

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Часто у современных родителей возникают вопросы нужны ли карманные деньги детям как и сколько их давать? Или не давать? Стоит ли начинать?   Должны ли дети как-то заслужить свои «карманные»? Должны ли суммы корректироваться поведением? И многие другие!

Если давать, и давать много, есть риск разбаловать свое чадо. А не давать совсем как-то неудобно, не хочется же держать сына (дочку) «в черном теле», тем более если возможность есть…

Давайте попробуем сейчас разобраться в такой непростой теме, как карманные деньги детям . Что же об этом говорят современные психологи? Тема эта сложная и актуальная. Если и для вас она такая же, читайте дальше!

Зачем вообще нужны карманные деньги?

Каждая семья решает эти вопросы по-своему. Кто-то дает деньги без всяких заморочек. Кто-то дает, но на определенных условиях. Нужны ли школьникам, дошкольникам финансы на текущие расходы? Ведущие современные педагоги и детские психологи склоняются к мнению, что нужны. Потому что карманные деньги —

  • способ научить чадо ориентироваться в мире денег: научиться тратить, рассчитывать, экономить, откладывать;
  • шанс научиться расставлять приоритеты;
  • возможность научиться самоограничению и дисциплине;
  • способ научиться ценить средства и их зарабатывать;
  • формирование ответственности и самостоятельности;
  • залог вероятного процветания и успеха в будущем.

Наконец, умение «вертеть» финансами обеспечит вашему ребенку уверенность в себе.

О важных тонкостях финансирования ребенка

карманные деньги детям, картинкаЗапомните, уважаемые родители! Если вы решили выделять карманные деньги детям, периодически, то делать это нужно постоянно. Право на них может быть отозвано (временно) лишь в одном случае.

Если ребенок вдруг нарушит важное правило, установленное и оговоренное вами вместе, причем заранее. Например, вы запретили ему покупать Колу и чипсы, а он это сделал. Во всем остальном – предоставьте свободу!

Как рассчитать сумму? Сколько давать? Она должна зависеть от таких факторов, как ваши возможности, договоренность с отпрыском, его возраста, среднего уровня затрат его основного окружения. При этом сумма не должна зависеть от поведения детей (исключение – опасные крайности), настроения родителей, полученных в школе оценок, выполненной по дому работы.

Таким образом дети не зарабатывают свои карманные деньги. И вы им не оплачиваете какую-либо  работу  по дому. Я считаю, что если оплачивать детям помощь по хозяйству, то мы лишим их возможности с достоинством нести груз домашних обязанностей.

При этом если вам самим не хочется делать какую-то работу по дому и вы просите детей сделать ее за вас. Тогда и только тогда, стоит  им заплатить  за нее.

С какого возраста нужно начинать? Психологи рекомендуют начинать выплаты с первого года в школе. Или же – с 6-летнего возраста. Считается, что дошколята еще вовсе не умеют обращаться с финансами, да им этот навык и не требуется. А вот первоклассники, и младшие школьники в целом, уже психологически созрели, чтобы этому учиться. У них есть свои четкие желания и потребности.

С какой периодичностью давать? Здесь все тоже относительно. И работает принцип «чем меньше возраст, тем чаще выдавать».

Младшему школьнику не нужно выдавать сумму сразу на весь месяц. Так он точно не сможет ее распределить, и верно ею распорядиться. Есть вероятность, что «протрынькает» все в первые же дни.

Важное правило про карманные деньги детям как и сколько выделять: карманные деньги нужно выдавать каждую неделю в один и тот же день.

Подростку уже можно делать выплату раз в месяц. Это поможет приучить его верно распределять финансы, планировать свои расходы. Подведет к осознанию столь важного понятия, как «бюджет».

По мере того, как ребенок становится старше, вы можете применять еще более сложные технологии и схемы. К примеру, можно договориться с дочерью (сыном) о том, чтобы купить что-то пополам – 50% от суммы даете вы, родители. А другие 50% — вкладывает ребенок, из тех, что накоплены или отложены из карманных сумм.

Может случиться и так, что родители «на мели». Или, например, нужны средства на незапланированную покупку (сломалась стиральная машина). Денег родителей отложено недостаточно. А у сына отложено как раз столько, сколько нужно добавить. В этом случае родители могут занять необходимую сумму. Например, на три дня до зарплаты.

карманные деньги детям, картинка, фото

Но при этом родители никогда не должны настаивать, чтобы сын или дочь копили свои карманные деньги. Потому, что они не смогут научиться правильно обращаться с деньгами, если будут складывать их в копилку в дальнем углу шкафа. И ожидая потратить их когда подрастут.

Напротив, наши дети должны пройти через период, когда очень сильно нужны деньги, а они уже истрачены. Так как, именно  период полного экономического упадка и безденежья позволит им овладеть искусством экономно и правильно тратить деньги.  И это касается не только детей, но и взрослых.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги на неделю или на месяц, обсуждайте с ребенком, чему он научился, как он собирается в этот раз потратить деньги? Будет ли он это делать как-то по-другому?

Самое главное в карманных деньгах – это именно такие разговоры, а не денежная сумма, как таковая. По сути, через этот диалог родители дома излагают прикладную экономику.

Видео «Карманные деньги детям как и сколько»

 

К тому же есть еще одна важная сторона для чего нужны карманные деньги детям. Думаю вы тоже согласитесь в справедливости такого подхода. В этом случае, родители выделяют сыну или дочери деньги в первую очередь на конкретные их нужды а не развлекательные походы в магазин одному или со сверстниками.

Например, на обеды в школе или на поездки в транспорте в течение недели. Таким образом, выделенная сумма соответствует конкретным нуждам ребенка. Но вся фишка в том, что родители теперь уже не следят как будут потрачены выделенные средства.

Бюджет распределяет сам школьник. Но при этом денег вашему сыну или дочери должно хватить на всю неделю. Однако возникает закономерный вопрос, что делать если ваш ребенок истратил все деньги, а до конца недели еще далеко?

Примечательный диалог

Попробуем представить эту ситуацию на примере диалога.

Сын говорит отцу: «Пап, у меня кончились деньги!»

— Какой сегодня день недели? — спросил отец

— Понедельник, — неуверенно ответил сын, и тут же добавил. — Мы ходили с друзьями в кафе в воскресенье…

— Ну что же это был твой выбор, — спокойно произнес отец.

— Но как же мне теперь быть и что мне есть на обед в школе? — c надеждой в голосе спросил сын.

— Тебе была выделена в конверте сумма, которой бы с лихвой хватило на всю неделю на обеды и не только.

— И я больше не могу тебе ничего предложить до начала следующей недели. — непреклонно произнес отец и добавил.

— Давай попробуем представить, что у меня кончились деньги и я прихожу к своему начальнику и прошу у него  еще. — предложил отец.

— Конечно, он скажет мне, что свои деньги я уже в этом месяце получил. И опять я смогу их получить только в следующем месяце.

— Как ты думаешь, что будет, если продолжу требовать у директора деньги? — задал он сыну вопрос и в воздухе повисла тишина.

— В результате, он  может или уменьшить мое жалованье, или мне просто придется искать другую работу. — с грустью сказал отец.

— Сочувствую сынок, тебе предстоит непростая  неделя.

— Однако бюджет есть бюджет, мама и я уже заплатили за твои обеды на этой неделе и нам совсем не хочется делать это дважды — подытожил  отец.

— Постарайся как- то выйти из положения.

— Единственное, чем мы можем тебе помочь — так это постараемся сделать  твой завтрак и ужин питательными и сытными.

— Желаю удачи сынок!

А вы, друзья, что думаете по этому поводу. Каким бы вы назвали такого отца мудрым или жестоким? Свои мысли вы можете изложить в комментариях.

Вывод

Думаю, что за эту «тяжелую » неделю этот сын научился многому.

Потому что карманные деньги — это важный этап подготовки к суровой взрослой жизни. Здесь главное  условие:  если   все деньги  потрачены, то больше ни копейки до следующего конверта.

Таким образом, мы применяем различные способы, которые помогут ребенку научиться обращаться с деньгами, выстраивать отношения с ними, планировать, рассчитывать. По мере того, как дети становятся взрослыми, они обычно сами интересуются, и мы отвечаем на их вопросы, что и сколько стоит, что дорого, а что дешево, мы рассказываем, сколько стоит квартплата, сколько стоит электроэнергия и т. д.

Карманные деньги детям как и сколько — пять видео советов:

 

Вот и все, уважаемые читатели! Я искренне надеюсь, что этот материал был для вас и интересным, и полезным, и актуальным.  Напишите, пожалуйста, в комментариях, выделяете ли вы средства для карманных расходов своего чада? Какими правилами и принципами руководствуетесь? Какие результаты это приносит?

Также не забывайте подписываться на мой блог. Особенно если вам интересны темы психологии, здоровья, саморазвития и воспитания детей. И поделитесь этим материалом с друзьями, через репосты в социальных сетях. Они точно будут вам за это благодарны. Удачи вам!

familystr.com

Сколько карманных денег нужно ребенку и почему бесполезно платить ему за хорошие оценки

Насчет оплаты за домашний труд не знаю, не задумывалась пока об этом. Но
я считаю, что платить за учебу — это самый лучший способ показать, что хорошая работа должна хорошо оплачиваться. Обычно детям всегда говорят «учеба — это твоя работа», «будешь хорошо учиться, потом поступишь в институт, а потом у тебя будет хорошая работа и ты будешь много зарабатывать». Так вот же — плати ребенку за хорошие оценки, а за плохие не плати. И он не только быстрее поймет, для чего ему нужна хорошая учеба, и почему надо прикладывать усилия, но и не будет потом, как лох, хорошо работать а копейки, а будет стараться только там, где это будет вознаграждено достойным образом. А-то у нас целое поколение воспитано в духе «работать за идею», когда человек вкалывает, получает за это сущие гроши, но боится подвести начальство и коллег, поэтому продолжает впахивать, как лошадь.
Мне платили за хорошие оценки и это одна из причин, почему я хорошо училась по тем предметам, которые мне на самом деле не были интересны (химия, биология, например). Это позволило мне иметь знания на уровне средних, хотя бы. Если бы не оплата, то, может быть, я бы тоже, конечно, успевала по этим предметам, и ненавидела их при этом. А так я к их изучению относилась, как к заданию — надо сделать хорошо, меня за это поощрят. И это совершенно нормально. На работе тоже надо делать иногда много ерунды, которая раздражает, но без нее никак.
Кстати, вот моими карманными как раз были деньги, которые мне выдавали за учебу. И родители сразу сказали, что я их могу тратить, как посчитаю нужным. В рамках разумного (имеется ввиду, не покупать наркотики гыы). Ну вот от мамы прямо помню фразу: «хочешь, можешь пойти на улице всем раздать, хочешь, накопить себе на что-то стоящее, хочешь, на ерунду трать, мы тебе запрещать не будем, если это не что-то противозаконное». И самое интересное, что как раз заработанные деньги спускать на ерунду мне не хотелось. Я и одежду себе сама покупала, причем, ту, которая мне нравится. И на подарки родителям с этих денег откладывала, покупала мелочь, конечно, но им было приятно, это главное.

Насчет оплаты за домашний труд не знаю, не задумывалась пока об этом. Но я считаю, что платить за учебу — это самый лучший способ показать, что хорошая работа должна хорошо оплачиваться. Обычно детям всегда говорят «учеба — это твоя работа», «будешь хорошо учиться, потом поступишь в институт, а потом у тебя будет хорошая работа и ты будешь много зарабатывать». Так вот же — плати ребенку за хорошие оценки, а за плохие не плати. И он не только быстрее поймет, для чего ему нужна хорошая учеба, и почему надо прикладывать усилия, но и не будет потом, как лох, хорошо работать а копейки, а будет стараться только там, где это будет вознаграждено достойным образом. А-то у нас целое поколение воспитано в духе «работать за идею», когда человек вкалывает, получает за это сущие гроши, но боится подвести начальство и коллег, поэтому продолжает впахивать, как лошадь. Мне платили за хорошие оценки и это одна из причин, почему я хорошо училась по тем предметам, которые мне на самом деле не были интересны (химия, биология, например). Это позволило мне иметь знания на уровне средних, хотя бы. Если бы не оплата, то, может быть, я бы тоже, конечно, успевала по этим предметам, и ненавидела их при этом. А так я к их изучению относилась, как к заданию — надо сделать хорошо, меня за это поощрят. И это совершенно нормально. На работе тоже надо делать иногда много ерунды, которая раздражает, но без нее никак. Кстати, вот моими карманными как раз были деньги, которые мне выдавали за учебу. И родители сразу сказали, что я их могу тратить, как посчитаю нужным. В рамках разумного (имеется ввиду, не покупать наркотики гыы). Ну вот от мамы прямо помню фразу: «хочешь, можешь пойти на улице всем раздать, хочешь, накопить себе на что-то стоящее, хочешь, на ерунду трать, мы тебе запрещать не будем, если это не что-то противозаконное». И самое интересное, что как раз заработанные деньги спускать на ерунду мне не хотелось. Я и одежду себе сама покупала, причем, ту, которая мне нравится. И на подарки родителям с этих денег откладывала, покупала мелочь, конечно, но им было приятно, это главное.

www.adme.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *