Когда начинают говорить мальчики норма – , . :

Содержание

Когда начинают говорить мальчики норма — Детишки и их проблемы

В первый год жизни ребенка родители часто задаются вопросом — когда ребенок начинает говорить, как научить своего ребенка говорить как можно раньше. И самое волнительное когда к 1 году ребенок еще не разговаривает и общается жестами и звуками. Чтобы малыш заговорил к концу 1 года нужно следовать нескольким советам и учитывать возрастные особенности развития речи малыша.

Содержание статьи:

Интересный факт!

Есть немало предположений, что основы речи у малышей формируются задолго до появления на свет. — Ученые считают, что общее развитие ребенка начинается еще в утробе матери. — Еще неродившийся малыш способен воспринимать различные звуки, которые приходят из внешнего мира, в том числе слова, произносимые мамой и окружающими ее людьми. Далее, первые месяцы жизни ребенка — это наиболее активный момент в развитие речи.

Так что начинать учить ребенка говорить, точнее, настраивать малыша на устную речь, можно уже с утробного периода, когда он еще не появился на свет. Если правильно и последовательно развивать рабенка, можно уже в 4 месяца услышать от него первые слова — «мама», «папа».

Учить говорить

Ступени развития речи от рождения

Во сколько же месяцев ребенок начинает гулить и агукать, говорить первые слова, выстраивать первые простые предложения:

  1. Гуление (агуканье) — может появиться и в 1 месяц и в 3 месяца после рождения. Ребенок помимо плача и крика  начинает произносить первые звуки, состоящие из отдельных букв с упором на протяжные гласные, в просторечии «агукать»: а-а-ггу-у, э-э-э, гы-ы-ы. Агуканье или гуление с каждым месяцем жизни становится все интенсивнее, разнообразнее и продолжительнее.
  2. Лепет — появляется у некоторых к 4 месяцем, а у других в 7 месяцев, что  тоже нормально.  Дети начинают монотонно повторять одинаковые слоги: па-па-па, ма-ма-ма, гы-гы-гы, да-да-да. Подмечено, что именно в этот период ребенок старается подражать интонациям окружающих его людей, голоса которых он слышит, пока еще разговаривая на своем, только ему понятном, языке. На этапе лепета речевое развитие ребенка идет максимально активно.
  3. Первые слова — появляются у некоторых уже к 6 месяцев, но чаще их можно ждать до 10 месяцев. Большинство детей начинает складывать слоги в односложные и наиболее простые слова, смысл которых уже воспринимается с пониманием: мама, нет, дай. Обычно именно с этими словами связана огромная радость родителей, ведь малыш начал говорить свои первые слова!
  4. Обычно к 2 годам малыши имеют в своем словарном запасе до 200 слов и могут связывать их воедино в небольшие предложения.
  5. В возрасте 3 лет основная группа детей знает, как правильно строить предложения и практически полноценно разговаривать с окружающими.

Как вы видите невозможно указать конкретный возраст, когда ребенок начинает говорить, поэтому так разнится возраст начала каждого периода развития речи ребенка. Бывает такое, что родители ждут первых слов в 6-7 месяцев, а ребенок даже к 2 года не начинают говорить. В редких случаях и в 3 года ребенок может играть в молчанку.

Это зависит от многих моментов и возможностей организма. Поэтому никогда не стоит ориентироваться на уровень речевой подготовки и достижений других детей в силу того, что развитие речи для каждого малыша индивидуально.

Как помочь ребенку быстрее научиться говорить

Ребёнок разговаривает по телефонуЧасто факт того, когда ребенок начинает разговаривать, зависит от частоты занятий с ребенком, — провоцируют ли родители ребенка на произношение слов или потворствуют интуитивному общению с ребенком.

Именно потому, насколько полноценно разговаривает ваш ребенок соответственно возрасту, можно определить, как он развит в общем. Уделяя время развитию речи вашего малыша, вы параллельно формируете его интеллект.

Чтобы ребенок заговорил как можно раньше, необходимо наличие определенных факторов. Конечно, то, что ребенок еще не разговаривает, можно оправдывать особенностями биологических факторов (наследственностью), наличием различных психологических моментов и психического функционирования нервной системы — и это действительно имеет место.

Но не стоит недооценивать грамотный и своевременный подход родителей к развитию своего ребенка: ведь систематическое, настойчивое и спокойное общение с ребенком в процессе игр и каждодневных занятий, играет большую роль в раннем развитие речи ребенка. А одно только то, что родитель каждый раз мгновенно дает ребенку все, на что тот указывает пальцем, тормозит развитие речи ребенка. А вы так делаете?

Правила

  • Общайтесь с ребенком ежедневно, комментируйте все происходящее. Уделяя этому достаточно внимания, и рассказывая о происходящем вокруг, объясняйте ему, зачем строить дома, почему летают птицы, куда течет река, когда цветут деревья и т. д.
  • Читайте малышу книжки. Книги должны соответствовать его возрасту, так как это один из самых эффективных методов развития речи у детей, способствующий накоплению пассивного словарного запаса, рассматривайте с детьми картинки, рассказывайте о том, кто изображен на них, учите малыша отвечать на вопросы по иллюстрациям: кто? зачем? где? когда?
  • Играйте с ребенком в игры. Игры тоже должны соответствовать его возрасту, чтобы он легко с ними справлялся: «качайте лялю», стройте домик из кубиков, рисуйте, играйте в «ладушки», сопровождая свои действия подробными комментариями.
  • Разговаривайте медленно, внятно и чётко, делая паузы. Для лучшего усвоения ребенком ваших слов, используйте простые доступные фразы, избегая сложных и плохо воспринимаемых оборотов.
  • Называйте предметы своими именами. А не односложными, уменьшительно-ласкательными, названиями из детского лепета .
  • Повторяйте одинаковые слова до тех пор, пока ребенок не запомнит их.
  • Не заставляйте детей общаться, если они устали и плохо концентрируют внимание. Они все равно в этом случае не смогут адекватно реагировать на речевой процесс.
  • Пресекайте варианты общения жестами. Делайте вид, что вы понимаете просьбу малыша исключительно в речевом аспекте.
  • Обязательно хвалите своего ребенка за успехи! Не ругайте за неправильно произнесенные слова, не перебивайте, если малыш долго не может выговорить фразу, дети должны чувствовать, что у них в большей степени многое получается, иначе они потеряют интерес.

Упражнения

Вышеуказанные правила общения с детьми необходимо взять на вооружение каждому из родителей и последовательно применять на практике. Однако есть еще несколько важных факторов позволяющих не только научить ребенка разговаривать как можно раньше, но и поспособствовать общему раннему развитию, что вдвойне полезно. Эти упражнения важно применять всем детям без исключения, а детям которые отказываются разговаривать в указанный выше возраст наиболее активно.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики это один из ключевых и действенных моментов для тренировки речевого аппарата и стимуляции зон мозга, которые влияют на речь. С раннего возраста начинайте массировать ребенку ладошки, играйте в пальчиковые игры, постоянно давайте в руки малыша погремушки и различные предметы, которые он может удерживать самостоятельно.

Детям постарше (непременно под присмотром родителей) можно давать рисовать пальчиковыми красками, разминать пластилин, нанизывать на веревку бусинки, соединять различные мозаики и пазлы, собирать конструкторы, перекладывать маленькие предметы из одной баночки в другую.

Подробней о развитие мелкой моторики вы узнаете из статьи по ссылке.

Физические упражнения (артикуляционная гимнастика)

Мама с дочкой показывают языкиТакие занятия можно проводить с детьми, которым уже исполнился 1 год. Упражнения заключаются в том, что вы учите ребенка в домашних условиях некоторым логопедическим приемам: закрывание и открывание рта, поднимание и опускание языка. Тренировка мышц происходит не только когда дети лопочут или гулят, а и когда жуют, глотают, сосут грудь.

Подмечено, что «искусственники» сталкиваются с речевыми проблемами чаще детей, находившихся на грудном вскармливании. Тренируйте артикуляционный аппарат малыша, заставляя делать язык «узким» и «широким», удерживать в нужном и верном положении, облизывать им губки, вылизывать ложку, снимая остатки еды. Пусть ребенок цокает, как лошадка, чмокает, сплевывает кусочки пищи и т. д.

Голосовые упражнения

Их можно уже начинать делать примерно с 6 месяцев. Так как дети с удовольствием подражают голосовым интонациям окружающих, нужно учить повторять их различные звуки, добиваясь определенного результата. Мычите, тарахтите, войте, каркайте вместе с ребенком для тренировки языка.

Упражнения на согласные звуки

Ребёнок говорит в фонендоскопПрорабатывайте с малышом отдельно произношение согласных звуков, которые являются наиболее трудоемкими для ребенка в его работе над речью. Проговаривайте ребенку различные поговорки и пословицы, заостряющие внимание на какой-либо отдельной согласной букве, акцентируя на ней внимание: Кар-ррл у Клар-ры укр-рал кор-раллы, Антош-шка как кош-шка залез на окош-шко и др.

Дыхательная гимнастика

Для вырабатывания правильной регуляции при выдохе силы воздушной струи, которая нужна для произнесения большинства звуков, необходимо просить ребенка в игровой форме дуть на различные предметы без раздувания щек. Для поддержания интереса детей к процессу, это могут быть бумажные самолетики и кораблики, одуванчики, мыльные пузыри, детские вертушки, кусочки ваты и бумаги, любые другие предметы, на изменение формы или состояния которых действует воздушная струя. Следите, чтобы выдох производился ртом, был мягкий и бесшумный, а вдох обязательно был носом.

Подробней о развитие речевого дыхания вы узнаете из статьи по ссылке.

Если ребенок не разговаривает

Волнение у взрослых из-за возможных нарушений речи у детей может быть обоснованно лишь в следующих ситуациях:

  • Ребенок имеет врожденные пороки речевого аппарата: расщелины неба и губы.
  • Ребенок не понимает вашу речь и не реагирует на собственное имя.
  • К двум годам жизни у малыша не появилось осмысленных слов, либо у него имеются близкие к словам формы, не используемые им для какого-либо общения с окружающими.
  • Ребенок заикается и запинается во время попытки разговаривать, судорожно всхлипывает и задыхается.
  • Во всех подобных случаях необходимо обратиться за консультацией к логопедическому работнику для постановки диагноза, учитывая и другие важные факторы: аномальное протекание беременности, тяжелые роды и пр.

В остальном — всему свое время, от вашего упорства и желания самого малыша зависит то, когда ваш ребенок начнет говорить. Рано или поздно, если нет патологий, все начинают говорить. Тем детям, которые даже после занятий в домашнем окружении так и не начали разговаривать в отведенный им возраст, всегда придут на помощь профессиональные педагоги: логопеды, психологи и невропатологи. Поэтому никогда не нужно переживать, опускать руки и расстраиваться по этому поводу. Много положительных случаев, когда дети не говорили даже в 3 года, а после занятий с профессионалами нагнали своих ровесников и даже перегнали их.

В видеоролике дефектолог-логопед рассказывает, — как разговорить ребенка и научит делать дыхательную гимнастику:

Source: MaryPop.ru

detki.shukshin-net.ru

Когда (в каком возрасте) ребенок начинает говорить первые слова

Первые словаВряд ли найдется мамочка, которую не интересовал бы вопрос о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить свои первые слова. Эти волнительные моменты часто запоминаются родителям на всю жизнь. Давайте узнаем, когда же малыши произносят первые слова, что влияет на этот процесс и как помочь своему чаду в этом непростом деле.

От А до Я или этапы развития речи

Основы речи маленького человечка закладываются в довольно раннем возрасте, приблизительно до полугода. В этот период важно много разговаривать с крохой, читать ему сказки, стихи, петь песни. С каждым днем ваш карапуз будет радовать вас своими новыми достижениями. Давайте узнаем, какие умения присущи для детей различного возраста.

Достижения крохи до 6 месяцев

Во сколько ребенок начинает говорить свои первые слова? Примерно к 1 месяцу младенец начинает реагировать на слова своих родителей. Он успокаивается при мамином разговоре, фиксирует взгляд на ней, прислушивается. К 3 месяцам начинается гуление. Карапуз оживляется при разговоре взрослых, машет ручками и ножками, поворачивает головку. Его речь включает такие звуки, как «у», «г», «к» и другие. Примерно к 5 месяцам малыш во время разговора со взрослыми четко ловит, откуда идет звук, поворачивает головку, фиксирует взгляд. К 7-8 месяцам маленький человечек издает звуки «ба», «ма», «бу» и другие.

Достижения детей до года

Что должен уметь карапуз до года? В 8-9 месяцев ребенок впервые говорит уже некоторые слоги, например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да», «агу». В его речи слышны такие звуки, как «к», «м», «б» и прочие.

Умения детей до года

С 10 месяцев кроха произносит первые слова «ляля», «мама», «папа» и другие. К 12 месяцев карапуз имеет в своем арсенале уже около 5-7 слов, например, «дай», «мама», «сам», «папа», «баба» и так далее.

Достижения ребенка от года до двух

После 12 месяцев ваш сыночек или дочка будет иметь в своем арсенале уже от 5 до 15 слов, что зависит от индивидуальных особенностей развития. К возрасту 1.5 лет ваше чадо начнет говорить уже приблизительно 15-20 слов. Кроме этого, он уже вполне сможет показывать и называть основные части тела. К двум годам появятся первые предложения. Например, «дай мама» или «пальчик бо-бо».

Словарный запас от 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок уже вполне может осознанно произносить до 20-25 слов. Кроха уже четко различает понятия «я», «ты», «мне», «тебе». По просьбе мамы он выполняет элементарные действия, такие как «подай игрушку», «отойди от двери». К трем годам малыши учатся считать от одного до пяти, могут сказать, кто стоит или лежит, кто идет. Сыночек или дочка может назвать свое имя (Миша, Шура, Ваня), сказать, где живет, как зовут маму и папу. От одного до трех лет словарный запас малыша быстро пополняется, он начинает говорить целыми предложениями.

Возраст 3 года часто называют возрастом «почемучки». Связано это с тем, что кроха начинает всем интересоваться, часто задает вопрос «почему», «зачем».

Когда ребенок начинает говорить «мама»

В среднем слова «мама» и «папа» дети говорят в период от 10 месяцев до полутора лет. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от того, сколько времени крохе уделяют родители, насколько часто они разговаривают с младенцем.

Первые слова у детей

Немалое значение также имеют генетические особенности и индивидуальное развитие малыша, а также его физическая активность.

Первые слова: есть ли определенные сроки

Девочки и мальчики начинают говорить свои первые слова, как правило, к возрасту 12 месяцев. Но это не означает, что, если ваш кроха не произнес первых слов к году, у него обязательно есть какие-либо проблемы. Каждый ребенок индивидуален, соответственно, его речь также может развиваться в индивидуальном порядке. Родители должны помнить, что в семье необходимо создать благоприятную обстановку, ни в коем случае не разговаривать на повышенных тонах, обращаться к малышу и друг другу ласково, спокойным голосом. В противном случае крохе удастся заговорить нескоро.

Многие мамочки делают большую ошибку, стараясь понять свое чадо с первого жеста. Сыну или дочке достаточно просто указать пальчиком на нужный предмет, и мамочка спешит скорее дать ему желаемую вещь. Правильно было бы стимулировать карапуза сказать слово «дай» или «хочу». Так он скорее поймет взаимосвязь между словами и действиями.

Первые слова кроха произносит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Здесь многое зависит от поведения родителей и индивидуальных особенностей карапуза. Это абсолютная норма.

Когда детки начинают говорить букву «Р»

Вопрос о произношении буквы «Р» является актуальным для многих родителей. Специалисты считают, что оптимальное время для правильного произношения этой буквы – это период от 4 до 6 лет. Иногда малыши начинают заменять ее другими буквами или произносить так называемое гортанное «Р». В такой ситуации не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой. Лучше сразу обратиться к логопеду.

Когда дети говорят букву Р

Случается и так, что эту букву карапузы начинают произносить гораздо раньше. Звук «Р» получается сам по себе, например, во время игры. Родители должны обязательно использовать игры, подразумевающие произношение этой буквы. Это может быть имитация работы двигателя машины, самолета, катера.

Важные советы родителям по развитию речи

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Забота о речи младенца еще до его рождения

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.

Забота о речи еще до рождения ребенка

Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения. Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левши и правши

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

Правши и левши, особенности речи

Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

Причины нарушения речи

После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние. Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

Плохое развитие мускулатурных функций в области рта

Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.

Причины нарушения речи

Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:

  • Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
  • Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.

Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

Недостаточная концентрация слухового внимания

Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:

  • Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
  • Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
  • Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

Очень скоро вы заметите первые результаты. С каждым днем ваше чадо будет все лучше концентрировать свое внимание.

Плохой слух

Снижение слуха у детей обязательно влечет за собой замедление развития речи и кроха может значительно позже начать говорить. Родителям важно своевременно заподозрить проблему и немедленно обратиться к специалисту.

Нарушение слуха у детей

Симптомы нарушения слуха для различных возрастов:

  • Новорожденные младенцы. Если хлопнуть в ладоши вблизи от младенца, он вздрагивает. Если этого не произошло, можно заподозрить снижение или отсутствие слуха.
  • О проблеме может свидетельствовать отсутствие реакции на разговор с ним у ребенка 3-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев нет лепета и гуления.
  • В 9-12 месяцев кроха должен поворачиваться к маме, услышав ее разговор, улыбаться, лепетать в ответ.

Если вы заподозрили проблему, не стоит оттягивать визит к врачу. Ранняя диагностика той или иной патологии и ее правильное лечение помогает справиться с различными заболеваниями без последствий для маленького человечка.

Бывают ли исключения или кто такие дети «молчуны»?

Встречаются случаи, когда до трех лет дети мочат и произносят те или иные слова крайне редко. Это является, скорее всего, исключением из правил. Такие карапузы начинают говорить целыми предложениями после трех лет.

Дети молчуны

При этом произносят слова правильно и быстро пополняют свой речевой запас. Так бывает довольно редко, поэтому, если ваше чадо молчит, рекомендуется показать его специалисту.

Советы, чтобы ребенок заговорил быстрее

Уделять должное внимание развитию речи у детей следует с самого рождения. Это очень важно, так как помогает малышу быстрее освоить нужные навыки. Итак, что делать родителям:

  • Старайтесь, чтобы в детской комнате не было телевизора. Это создает дополнительные помехи для восприятия слов родителей маленьким человечком.
  • С самого рождения часто разговаривайте с сыном или дочкой, читайте сказки, стихи, произносите фразы, касающиеся быта.
  • Проговаривайте слова четко и ясно, не сюсюкайте. Коверканье слов только усложнит задачу для карапуза в будущем.
  • Не разговаривайте слишком быстро. Речь должна быть размеренной. В будущем ребенок также не будет торопиться.
  • Отвечайте на лепет, гуление, вступайте в разговор с крохой, даже если он произносит невнятные звуки.
  • Слушайте внимательно детские вопросы и старайтесь ответить на них. Не отмахивайтесь от сына или дочки, даже если вы сильно заняты.
  • Читайте вслух как можно чаще, пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.

Не пренебрегайте этими советами. Чем больше усилий и стараний вы вложите в занятия со своим карапузом, тем раньше он порадует вас первыми словами.

В каких случаях следует волноваться

Специалисты придерживаются мнения, что до возраста трех лет дети могут развиваться индивидуально, не оглядываясь на своих сверстников. Если же дошкольник так и не разговаривает после трех лет, необходимо обращаться к таким специалистам, как детский невролог, психолог, дефектолог.

Когда обращаться к врачу

Иногда малышу необходимо пройти тщательное медицинское обследование, которое поможет выявить те или иные отклонения.

Видео

Советы о том, как помочь ребенку научиться раньше разговаривать дает известный педиатр Евгений Олегович Комаровский.

malishzdorov.com

Логопед Надежда Батулева: теперь встречают по речи, а не по одежке

Относиться к развитию речи ребенка настолько серьезно, насколько это возможно призывают родителей логопеды. Ведь правильная речь, заложенная в детстве, в будущем будет одним из ключевых факторов на пути к успеху.

«Нынче встречают даже не по одежке, а по умению говорить», — отметила в интервью Naviny.by логопед медицинского центра «ЛОДЭ» Надежда Батулева.

— В каком возрасте надо впервые показать ребенка логопеду?

— Мы начинаем консультировать с раннего возраста, примерно с шести месяцев. В полгода малыш обычно гулит, интересуется игрушками и следит взглядом за предметом, реагирует на звуки. Если этого не происходит, надо обратиться к логопеду, специалисту по развитию речи.

Первое, на что надо обращать внимание, когда малыш растет — это понимание ребенком того, что говорят другие люди. Если он не понимает, что ему говорят, его собственная речь никогда не будет хорошей.

Обязательно надо идти к логопеду, если к двум годам ребенок не говорит или в три говорит так, что его никто не понимает. Перед школой важно показаться специалисту, и если есть проблемы, желательно успеть их скорректировать. Ведь любые нарушения устной речи отражаются на письменной. Таким образом, имеет значение как речь в целом, так и звукопроизношение. Бывает, что приходят на прием семилетние дети, которые ни разу не были у логопеда, а им нужна его помощь.

— Современный тренд в педагогике — индивидуальный подход. Как при этом, с одной стороны, не пропустить какие-то проблемы у ребенка, а с другой, не навесить на него ярлык отстающего в развитии, имеющего проблемы с развитием речи?

— Есть определенные рамки речевого развития, есть нормы. Когда идет речь об индивидуальном подходе, имеется в виду индивидуальный подход к коррекции, когда мы ориентируемся на возможности ребенка. В плане диагностики мы ориентируемся на норму.

— По норме во сколько ребенок должен начать говорить слова и предложения?

— К году дети говорят слова, а к двум простые предложения. Только надо понимать, что «дядя би-би» — это уже предложение. И если в два года малыш к месту говорит, что «котик мяу и ам-ам», значит, все хорошо. Со временем таких слов и предложений станет больше, а фразы будут разнообразнее и состоять из большего числа слов.

— Верно ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?

— Да. И если мы видим, что мальчик понимает речь, но его речевое развитие задерживается, знаем, что можно чуть-чуть подождать как раз потому, что это мальчик.

— Почему может отставать речевое развитие?

— Причин много. Например, не созрели какие-то зоны коры головного мозга. Чтобы в этом убедиться, надо обратиться к неврологу, который может назначить специальные лекарственные препараты, стимулирующие речевое развитие. Опыт показывает, что работают они очень хорошо, особенно если параллельно проводится логопедическая работа.

Самый тяжелый вариант задержки речевого развития — на фоне органических поражений.

— Насколько однозначна корреляция между развитием умственных способностей и речи?

— Это аксиома. Нарушение интеллекта будет всегда отражаться на речи. Не может быть так, что ребенок с задержкой психического развития имеет норму речевого развития. Нарушение интеллекта — это прежде всего нарушение понимания обращенной речи. Случаются временные задержки речевого развития, но при этом ребенок понимает обращенную к нему речь. Если же интеллект нарушен, очень сложно корректировать речь. Безусловно, ребенок может заговорить, но останется вопрос, сможет ли он обучаться по массовой программе в дальнейшем.

Здесь важна квалифицированная профессиональная помощь и систематические занятия. Принципиально начинать их как можно раньше.

Есть определенные периоды интенсивного развития речи. Это возраст до трех лет. Все, что мы успеваем вложить в ребенка до этого возраста, он потом развивает и использует.

— Кто это делает обычно лучше — родители или специалисты?

— Лучше, если у ребенка с задержкой речевого развития в жизни будет детский коллектив. Мама неговорящего ребенка быстро понимает, чего он хочет, стоит ему лишь показать пальчиком. Малыш в результате находится в такой ситуации, когда ему не нужно разговаривать. Когда он приходит в сад, то вынужден общаться с людьми. Даже неважно, как это происходит на первом этапе, важна коммуникация. Если она есть, значит, речь развивается и наоборот.

Таким образом, порой общение с другим ребенком оказывает большее влияние на этот процесс, чем общение с мамой и папой. Очень важно создать к трем годам для ребенка условия, когда ему будет необходимо заговорить. Только давить на малыша не нужно. Это может привести к речевому негативизму, отказу разговаривать.

— Есть анекдот о том, что ребенок, молчавший до трех лет, вдруг сказал, что суп несоленый. У него спросили, что ж он раньше ничего не говорил. Малыш ответил, что до сих пор все было нормально. Подобную ситуацию в жизни можно представить?

— Да. Такое действительно может быть, хотя очень редко. Это речевой мутизм, отказ от речи на фоне сохранности других функций. От рождения такого быть не может, все дети, у которых нет органических нарушений, лепечут, гулят.

Затем в какой-то момент ребенок решает замолчать. Причиной может быть проявление невроза, возникающего вследствие психической травмы. Помните советский фильм «Мужики»? Это как раз про это. Мальчик в этом фильме заговорил, когда посчитал нужным.

— Есть запущенные дети, которые не говорят чуть ли не до пяти лет. Каковы их перспективы?

— В Беларуси таких детей мало, потому что их вовремя выявляют соответствующие службы. Если сохранен интеллект, нет неврологических проблем, такая задержка речевого развития корректируется проще всего. Дети, лишенные внимания, испытывавшие дефицит информации, очень благодарные ученики и впитывают на лету, если с ними начинаешь интенсивно заниматься.

— Однако корректировка речи является очень трудоемким процессом, не так ли?

— Безусловно, это сложно. Чтобы ввести звук в речь, нужно много потрудиться. Логопедическая работа — это сотрудничество семьи и специалиста. Навык может сформировать логопед, но чтобы его довести до автоматизма, нужно работать дома. Речь идет о ежедневных занятиях, хотя бы по несколько минут.

Есть разные родители и установки. Порой нарушения звукопроизношения родители воспринимают спокойно, говорят даже, что это будет фишкой сына или дочери. И ничего нельзя сделать, если родителям неинтересно, чтобы ребенок говорил четко и правильно.

— В каком возрасте ребенок должен говорить чисто?

— Примерно к пяти годам. Самый последний звук, который появляется у ребенка — мягкий «Р». Если этого не случилось, надо обращаться к специалистам.

— Люди, которые на всю жизнь остаются с картавостью, шепелявостью, имеют какие-то особенности строения речевого аппарата?

— Нет, это лишь значит, что с ними не занимались. Не исключено, что родители дали ребенку всё, кроме правильной речи. Я всегда говорю родителям, что их ребенка везде в первую очередь будут оценивать по речи. Поэтому стоит вложить силы в ее постановку, корректировку произношения. Есть много взрослых и детей, не умеющих говорить хорошо и правильно, причем среди публичных людей.

Бывает, что у ребенка словарный запас хороший, соображает очень хорошо, но неумение пользоваться речевым аппаратом, лексикой создает проблемы. Случается, один малыш владеет пятью словами, а может рассказать «Репку» в два года. А бывает, что у его одногодки и слов много в лексиконе, а не получается. В детстве эти проблемы корректируются, детей можно научить общаться.

— Как вы оцениваете значение различных школ раннего развития в контексте развития речи?

— Современные дети к шести годам и пишут, и читают, хотя по большому счету эти навыки должна прививать школа. Выросло поколение детей-жертв гонки вооружения между родителями. Мне кажется, что дети могли бы получить намного больше, общаясь с окружающим миром, чем просиживая за партой в 4-5 лет. Для учебы все же есть школьная программа.

Мы живем очень быстро, торопим детей научиться писать, считать, читать. К шести годам некоторые малыши порой говорят не на одном иностранном языке и усердно занимаются в школах раннего развития. Передозировка информации, речевой нагрузки может привести к тому, что у ребенка в пять лет могут появиться запинки в речи. Когда параллельно идет интенсивное развитие речи не в одном языке, головной мозг не справляется с этим и посылает сигналы, что пора остановиться. Это может привести к заиканию.

— Какие еще причины заикания?

— Это миф, что люди начинают заикаться только после испуга. Часто это случается в момент радости. Однако не каждый ребенок, который обрадовался или испугался, будет заикаться. Проблема возникает на определенной почве, которой может являться наследственность, частые соматические, неврологические заболевания. Я знаю случай, когда ребенок заикался, реагируя на детский сад.

Заикание волнообразно, никогда нельзя исключать появление рецидивов. Проблема может вернуться в момент переживания сильных эмоций, причем не всегда отрицательных. Понятно, что проблема решается комплексно. Отмечу, что это одно из немногих речевых нарушений, корректировка которого включает и логопедию, и медикаментозное лечение, и помощь психолога.

На мой взгляд, избавляться от заикания лучше всего в группе, так как там ребенок учится общаться. Ведь отличительная особенность заикания еще и в том, что наедине с собой человек может не заикаться, но стоит ему обратиться к собеседнику, проблема возникает.

— Именно об этом шла речь в фильме «Король говорит»?

— Да. И картина показывает, как важна мотивация для взрослых для исправления всех речевых проблем, если, конечно, речь не идет о распаде речи.

В настоящее время есть требования к звукопроизношению для поступления на ряд специальностей, причем не только артистических. Теперь заключение логопеда надо при поступлении в Суворовское училище, в Лингвистический университет. Таким образом, лучше обратить внимание на то, как говорит ваш ребенок и поставить ему звуки как можно раньше. Ведь теперь по речи встречают, а не по одежке.

naviny.by

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *