Консультация все о развитии детской речи: «Всё о развитии детской речи»

Содержание

«Всё о развитии детской речи»

Консультация для родителей на тему:

«Всё о развитии детской речи»

Воспитатель: Колесниченко Елена Михайловна

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.

Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет.

Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, к становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии.

Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма — это вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы – каковы причины речевой патологии, как вообще должна развиваться речь ребенка, как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей 

памяткой.

От 1,5 месяца до 3 – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

От 3 до 6 месяцев — так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

От 6 до 9 месяцев — «лепет», не слова, а именно лепет — ба-ба-ба,па-па-па-па, м-ма-ма.

C 9 месяцев до 1,5 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

С 1,5 года до 1 года 9 месяцев – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

С 1 года 9 месяцев до 2 лет период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 и более слов. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап — первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к самому родному человеку – маме, папе, бабушке, дедушке. Не отмахивайтесь от вопросов, отвечайте на них.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?»

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка.

Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии. Причем довольно связно и последовательно.

В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи.

Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (р, л, с, щ), то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Это болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей — алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промахов еще до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с таким ребенком выясняется, что главной причиной речевых нарушений является значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один — невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками — зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги.

Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте для него. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок как например, «Водичка, водичка, умой наше личико» и т.д.. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не кривляя и не ломая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь, малопонятна и вредна для его речевого развития. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение.

Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника — «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

И еще один очень важный момент. Это стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! По началу возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам.

Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, «свалившимся на его голову». Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того, чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приобщать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь — о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, как держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами: насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки», когда щелчком сбиваются шашки с доски, разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения. Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное — руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка – это важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастит. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА»

Loading…

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома.

1. Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.                  2. Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.                    3. Скажи наоборот. Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.                                                                          4. Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)                                                                           5. Большой — маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например , ложку- ложечка, стул- стульчик, лисонька, заинька, коровушка.                                                                                                     6. Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор) 7. Назови, какой. Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.             8. Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?                                9. Подбери слово. Например: Птица — перья. Огурец — овощ. Ромашка — цветок.                                                                                                           10. Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. — Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! — Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. — В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу. — Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка. — Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

— Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. — Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Развитие правильной речи

             Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (всё это по – научному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.

     Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

     На пятом — шестом году жизни речь ребёнка становится более разнообразнее, правильнее, богаче. В этом возрасте следует продолжать знакомство ребёнка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф – из дерева; банка, ваза, стакан – из стекла и т. д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа —  слева, впереди – сзади, наверху – внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребёнку такое задание: «Внимательно рассмотрим два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?». Ребёнок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое – маленькое, зелёное, кислое. Если ребёнок упускает какие – то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.

     Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведённая ниже игра научит ребёнка ориентироваться в таких, ещё очень сложных для него понятиях.

·       «Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребёнку предложите определить, о каком времени года идёт речь:

     — Когда дети катаются на санках? (Зимой. )

— Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)

— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)

— Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)

Уточните и закрепите знания ребёнка о временных и пространственных отношениях.

— Когда заходит солнышко? (Вечером.)

— Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)

     Необходимо обращать внимание на грамматическую правильность речи ребёнка. Проверьте, как он связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла (машинка). «Красивая», — ответит ребёнок. «А ещё какая? Большая или маленькая?» — «Большая», — говорит он. «А карандаш какой?» — «Красный, длинный».

     Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребёнка связной речи. В этом возрасте  малыш очень любит рассказывать о чём – то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его и тактично исправить, допущенные в речи грамматические ошибки.

 

     Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

·       Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

·       В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно.

·       Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами, так как всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

·       Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним.

·       Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Наша миссия

Оказание медицинской помощи международного уровня в сфере нейрореабилитации на основе междисциплинарной работы, индивидуального подхода, с использованием современных научных знаний и опорой на традиции отечественной школы.

Платные


услуги

В нашем Центре мы предоставляем большой спектр медицинских услуг.

Наша


команда

Мы команда высококвалифицированных специалистов разного профиля.

Сомнологическая


лаборатория

Уникальное подразделение, оснащенное современным полисомнографическим оборудованием и специалистами, которые способны оказать помощь в диагностике и подборе терапии широкого спектра расстройств: бессонница, эпилепсия, резистентная гипертония, депрессия, синдром обструктивного апноэ сна, ожирение, головные боли и многое другое.

Обратная связь

assignment_turned_in

Почему выбирают нас

Специалисты Центра являются лидерами в области восстановления высших психических функций (речь, память, внимание).

insert_comment

Отзывы

Нам важно получать отзывы о нашей работе, и мы благодарим Вас за время, уделённое их написанию.

short_text

Форма обращения

Вы можете написать нам вопрос, и наши специалисты обязательно Вам ответят.

CHECK-UP ЗДОРОВЬЯ

Программа экспресс-диагностики всего организма — удобное решение для всех, кто понимает ценность здоровья и дорожит своим временем. Программа включает оптимальный объем исследований и консультаций согласно принятым международным стандартам.

Новости и события

Госпитализация не должна мешать человеку реализовывать свое фундаментальное право на участие в различных формах выражения . ..

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета, Всемирная ассамблея здравоохранения объявила 17 сентября …

Сон…Это слово у большинства людей ассоциируется с безмятежностью и отдыхом.Однако не все так однозначно.Если человек здоров, сон …

Развитие речи по возрастам | Детская Академия Речи

Развитие речи ребенка – процесс, который заложен природой. Ведь речь – основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.

В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.

Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:

  • Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
  • У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
  • Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т. п.)
  • С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
  • В 6-9 месяцев  продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
  • Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
  • В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
  • В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
  • В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
  • В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
  • Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
  • В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
  • В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
  • К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
  • Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Опубликованные материалы на сайте СМИ «Солнечный свет». Статья Консультация для родителей: «Значение развития речи в жизни ребенка». Автор: Кадырова Фидалия Вазиховна.

Автор: Кадырова Фидалия Вазиховна
Консультация для родителей: «Значение развития речи в жизни ребенка. Как правильно развивать речь детей».

Мы, взрослые хотим видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и с взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Наша задача — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Очень важно вовремя обнаружить проблему, т. к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно. 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек»» Козловского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

«Значение

развития речи в жизни ребенка»

 

 

Подготовила:

Учитель-логопед Кадырова Ф.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

«Значение развития речи в жизни ребенка. Как правильно развивать речь детей»

 

Мы, взрослые хотим видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и с взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Наша задача — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Очень важно вовремя обнаружить проблему, т. к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно. 

Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить»? 

Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

 Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

 

Этапы речевого развития ребенка.

 

2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

Словотворчество: «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.

4 года

В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет

В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т. д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т. п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам

 

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

 

Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни.

 

  Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т. д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления.
  У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка? Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т. п. 
  Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки семеро козлят» — эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.
  Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: [ш], [ж], [т], [щ], [с], [з], [ц], [л], [р] – они заменяют на более простые.

 

Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни.

 

  На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
  Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т. п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество». Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т. д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.
  Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме произношение твёрдых согласных [с], [з], [ц]; нередко в речи малышей появляются согласные [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р].
  Каждый артикуляционно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например, произношением звука [ж] ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на [д’], потом на [з’], далее на [з]. Следовательно, в разные возрастные периоды слово «жук» будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука [ж] ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на [з], пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить [ж] в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука [з], произнося «жуб» вместо «зуб». В таких случаях родители должны помочь ребёнку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название 
«возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

 

Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни.

 

Увеличение активного словаря ( слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова в роде, в числе.
  В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
  У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками [с], [з], [ш], [р], [р’], [л], [л’], например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

• 1-2 года — звуки: А, У, О, И, П, Б, М
• 2,5 года — звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
• З года — звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
• 4 года — звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
• 5 лет — звуки: Л, Р.

 

Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни.

 

  У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся в связи с новыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.  В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения.   Ребёнок пробует обосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказано правильно, а это неправильно. Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать».  При правильной организации воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному языку старшие дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать речь, осознавать её особенности.

 

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.

  Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

— чёткой, неторопливой;

— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

— грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

 Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.
  Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Консультации учителя-логопеда — БУ СО ВО «КЦСОН «Забота» Череповец

  1. Установить режим дня.
  2. Сократить количество используемых игрушек (до 6 наименований в пользовании), затем менять.
  3. Приучить к горшку.
  4. Приучить орудовать ложкой во время кормления.
  5. Ввести поощрения, например, просмотр мультфильма, сладкое – на своевременное выполнение какого – либо задания или режимного момента.
  6. При повышенной саливации – следить за закрытым ртом, давать ребёнку определённый знак – словом, движением (закрыть рот)
  7. Создать речевую среду:
Подробнее…

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.

Подробнее…

Очень важную роль в правильном произношении звуков играет и правильное речевое дыхание. Родители могут заниматься его развитием в домашних условиях, выполняя следующие упражнения.

Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Когда ребенок делает вдох, игрушка поднимается, когда делает выдох – игрушка опускается.

Подробнее…

Для массажа лица используются «рубящие» и скользящие движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев (как по часовой стрелке, так и против).

Упражнение 1. Потрите каждую щечку по кругу варежкой из махровой ткани. Движения равномерные и энергичные: поглаживание лба от середины к вискам, поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам, разминание щечек.

Подробнее…

В первые недели жизни  у ребенка нет никаких явных способов взаимодействия с окружающими. Большую часть времени он спит, просыпаясь только от голода или неприятных ощущений. И конечно же, малыш не умеет говорить. На 2 месяце малыш начинает улыбаться и даже смеется, когда с ним разговаривает мама, и каждый новый звук вызывает восторг у родителей.

Подробнее…

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов не доступных для его понимания.

Подробнее…

Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребенок учится различать звуки окружающего мира, а затем понимать речь людей.  Слуховое восприятие бывает физическим и фонематическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для развития речевых навыков.

Подробнее…

Массаж лица перед кормлением

Поглаживание одним пальцем вокруг угла рта, поглаживание лица от щек ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем десен и неба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребенка в «трубочку».

Подробнее…

Зрительный контакт

Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится: общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного контакта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть своему собеседнику в лицо. Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу.

Подробнее…

У неговорящих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому прежде всего тренируйте дыхание: научите ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с водой, чтобы привести его в движение; играть на дудочке; надувать шары.

Подробнее…

Страница 1 из 2

Задержка развития речи или языка (для родителей)

Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может варьироваться. Небольшие знания о речи и развитии языка могут помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.

Чем отличаются речь и язык?

  • Речь — это словесное выражение языка, включающее артикуляцию (способ, которым мы формируем звуки и слова).
  • Язык дает и получает информацию.Это понимание и понимание посредством общения — устного, невербального и письменного.

Что такое задержка речи или языка?

Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:

  • Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить слова, но соединять только два слова.
  • Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.

Каковы признаки задержки речи или языковой задержки?

Младенца, который не реагирует на звуки или пение, следует немедленно осмотреть врачу.Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь речевого или языкового рубежа, или есть проблема.

Вот некоторые вещи, на которые стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:

  • к 12 месяцам: не использует жесты, такие как указание или машет рукой до свидания
  • к 18 месяцам: предпочитает жесты вокализации для общения
  • к 18 месяцам: имеет проблемы с имитацией звуков
  • имеет проблемы с пониманием простых словесных запросов
  • через 2 года: может только имитировать речь или действия и не воспроизводит слова или фразы спонтанно
  • через 2 года: повторяет только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общаться больше, чем их насущные потребности
  • в 2 года: не может следовать простым указаниям
  • в течение 2 лет: у него необычный тон голоса (например, хриплый или носовой звук)

Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка труднее понять, чем ожидалось для их возраста:

  • Родители и постоянные опекуны должны понимать около 50% речи ребенка в 2 года и 75% в 3 года.
  • К 4 годам ребенка должны понимать в основном даже люди, которые его не знают.

Что вызывает задержку речи или языка?

Задержка речи может быть вызвана:

  • оральным поражением, например проблемами с языком или небом (нёбо)
  • короткой уздечкой (складка под языком), которая может ограничивать движение языка

Многие дети с задержкой речи имеют орально-двигательные проблемы. Это случается, когда возникает проблема в областях мозга, отвечающих за речь.Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.

Проблемы со слухом также могут влиять на речь. Поэтому аудиолог должен проверять слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. Дети с проблемами слуха могут плохо говорить, понимать, имитировать и использовать язык.

Инфекции уха , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух.Но пока в одном ухе есть нормальный слух, речь и язык будут развиваться нормально.

Как диагностируются задержки речи или языка?

Если у вашего ребенка могут быть проблемы, важно сразу же обратиться к патологу речи (SLP). Вы можете найти патолога речи самостоятельно или попросить своего поставщика медицинских услуг направить вас к нему.

SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.

SLP также проверит:

  • то, что ваш ребенок понимает (так называемый рецептивный язык),
  • , что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
  • развитие звука и ясность речи
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, нёбо и т. д. работают вместе для речи, еды и глотания)

Основываясь на результатах теста, речевой патолог может порекомендовать вашему ребенку логопед .

Как помогает логопедия?

Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речь и языковые навыки, и покажет вам, что нужно делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.

Чем могут помочь родители?

Родители — важная часть помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.

Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:

  • Сосредоточьтесь на общении. Разговаривайте с малышом, пойте и поощряйте имитацию звуков и жестов.
  • Читайте своему ребенку. Начните читать, когда ваш ребенок еще младенец. Ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
  • Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, говорите в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, чем вы занимаетесь, когда готовите еду или убираетесь в комнате, и указывайте на предметы в доме. Делайте вещи простыми, но избегайте «детской болтовни».»

Распознавание и лечение задержки речи и языка на ранней стадии — лучший подход. Позвоните своему врачу, если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка.

12-минутная консультация: основанный на фактах подход к ведению ребенок с задержкой речи и языка

Фон: Задержка речи и языка — распространенное нарушение развития.Постоянные задержки могут отрицательно сказаться на грамотности, образовательной успеваемости и психосоциальном развитии. Больных детей обычно направляют к отоларингологу; следовательно, необходим структурированный подход к лечению, чтобы облегчить диагностику и позволить раннее вмешательство и улучшение результатов.

Методы: 5 ноября 2012 г. был проведен поиск литературы с использованием баз данных MEDLINE, EMBASE и Cochrane с поисковыми запросами педиатрия, дети, речь, язык, задержка, расстройство, расследование и лечение.Соответствующие ссылки из выбранных статей были просмотрены после прочтения аннотации.

Полученные результаты: Задержка речи и языка может быть первичной, что означает, что нет сопутствующей сопутствующей патологии, объясняющей задержку, или вторичной, если ее можно отнести к другому состоянию или синдрому. Вторичные причины включают потерю слуха и такие синдромы, как синдром Дауна, среди многих других.Речевая и языковая терапия доказали свою эффективность при первичных расстройствах. Если выясняется, что задержка носит вторичный характер, требуется дальнейшее направление к соответствующему специалисту в области здравоохранения.

Выводы: Амбулаторная консультация ребенка с задержкой речи и языка должна состоять из структурированного анамнеза и обследования с целью определения, является ли задержка первичной или вторичной по своей природе.Соответствующие целевые обследования должны привести к правильному диагнозу задержки и обеспечить соответствующее лечение. Это часто требует междисциплинарного подхода и всегда требует полного сотрудничества со стороны родителей ребенка.

предупреждающих знаков, которые могут означать, что вашему ребенку нужна логопедия: маленькие чудеса Детская терапия: трудотерапевты

Дети так многого достигают в первые пару лет. За несколько месяцев они учатся ползать, ходить, разговаривать и общаться с другими людьми.Большинство навыков, которым овладевает ваш ребенок, относится к ожидаемому возрасту. Например, большинство детей начинают ползать в возрасте от 6 до 10 месяцев, а подавляющее большинство уже умеют ходить к 15 месяцам.

Те же вехи существуют и для речи. Ваш ребенок должен сказать свое первое слово к 1 годам, а к 18 месяцам он должен знать около 20 слов. Если ваш ребенок отстает от этих целей, не нажимайте кнопку паники. Ваш ребенок может просто медленно развивать свои языковые навыки, и ему может быть полезно поработать с логопедом.

Если у вашего ребенка проблемы с развитием, приходите к нам в Little Wonders Pediatric Therapy. Мы предлагаем доброжелательную и комфортную среду для детей, которая может помочь им развить основные навыки, необходимые им для процветания и ведения полноценной жизни. С тремя педиатрическими эрготерапевтами и детским логопедом в штате мы можем помочь вашему ребенку развить навыки, необходимые для решения любых задач.

О речи и языке

Логопедия может помочь вашему ребенку развить речевые и языковые навыки.Хотя речь и язык частично совпадают, в деталях они немного отличаются. У детей могут быть проблемы с речью, но не с языком, с языком, но без разговора, или с тем и другим вместе.

Выступление

Речь включает артикуляцию, голос и беглость. Все три аспекта речи должны объединиться для эффективных вербальных навыков. Артикуляция связана с тем, как наши губы, язык и рот двигаются, производя определенные звуки. У ребенка с трудностями при артикуляции могут возникнуть проблемы со звуками «р» или «й».Голос — это использование дыхания и голосовых связок для создания звуков. Хотя вашему ребенку не обязательно быть громким, он должен уметь говорить с неизменно понятной громкостью. Беглость — это ритм речи. Дети, которым сложно говорить, могут заикаться или заикаться.

Язык

Язык относится к словам, которые мы используем, и к тому, как мы используем их, чтобы делиться идеями и получать то, что мы хотим. Язык включает говорение, понимание, чтение и письмо. У ребенка с языковым расстройством могут быть проблемы с одним или несколькими из этих навыков.

Язык включает:

  • Что означают слова. Некоторые слова имеют несколько значений. Например, «звездой» может быть яркий объект на небе или кто-то известный.
  • Как составлять новые слова. Например, мы можем сказать «друг», «дружелюбный» или «недружелюбный» и означать что-то другое.
  • Как складывать слова. Например, на английском языке мы говорим «Peg walk to the new store» вместо «Peg walk store new».
  • Что надо говорить в разное время. Например, мы могли бы быть вежливыми и сказать: «Не могли бы вы пошевелить ногой?» Но если человек не двигается, мы можем сказать: «Слезь с ноги!»

Проблемы с пониманием того, что говорят другие, является расстройством рецептивной речи. Проблемы с обменом мыслями, идеями и чувствами — это расстройство экспрессивной речи.

Когда пора идти к логопеду

Каждый ребенок развивает речь и языковые навыки в своем собственном темпе, и вехи для его развития широки.При этом, если вы заметили, что некоторые из следующих признаков относятся к вашему ребенку, возможно, пришло время для логопеда:

Количество слов

Ваш ребенок использует менее 20 слов в 18 месяцев и менее 50 слов в возрасте 2 лет.

Количество звуков

Ваш ребенок произносит все слова несколькими звуками. Это восходит к артикуляции.

Понимание

К 2 годам большинство детей понимают более 300 слов. Если вашему ребенку сложно понять простые предложения, например «достань пальто», возможно, пора обратиться к логопеду.

Социальные ситуации

Ваш ребенок нечасто разговаривает и испытывает затруднения при общении с другими языками.

Нечеткая или незрелая речь

Ваш двухлетний ребенок должен уметь общаться с приемлемой громкостью и сочетать разные слова.

Если вас беспокоит какая-либо из этих проблем, самое время пройти оценку.

В Little Wonders Pediatric Therapy наши терапевты проводят индивидуальную терапию, которая может помочь вашему ребенку улучшить и улучшить свои речевые и языковые навыки.Чтобы узнать больше, запишитесь на прием по телефону сегодня.

Почему у моего ребенка задержка речи и языка

Соседская игровая группа должна быть прекрасным местом для родителей, где они могут поделиться опытом, обсудить дошкольные учреждения и немного пообщаться со взрослыми за чашкой кофе, пока дети осваивают социальные навыки. Но если несколько не по годам развитые друзья вашего ребенка болтают предложениями из двух или трех слов, в то время как ваш ребенок все еще не усвоил мама , трудно не вызвать ямку в животе, беспокоясь о том, почему ваш ребенок не усвоил догнал.

Хотя проблемы с речью и языком являются наиболее распространенными нарушениями в раннем детстве, не все задержки являются признаком более общей проблемы обучения. Ознакомьтесь с этими тремя причинами, по которым ваш ребенок может испытывать проблемы с овладением искусством болтовни.

Препятствия во рту
Иногда проблема носит физический характер. У детей, рожденных с волчьей пастью, часто возникают проблемы с речью, особенно в первые годы до операции. Менее заметная проблема может существовать под языком ребенка.Если складка кожи под языком (так называемая уздечка) слишком короткая, это ограничит диапазон движений языка и, возможно, помешает вашему ребенку издавать некоторые звуки. Быстрое посещение педиатрического врача по лечению ушей, носа и горла (ЛОР) может диагностировать такие проблемы и предложить способы их облегчения.

Препятствия при слухе
Если младенец или малыш не слышит речи родителей, то у него, по понятным причинам, будут трудности с развитием речи и речи. Любое беспокойство по поводу способности ребенка слышать должно сопровождаться поездкой к аудиологу для экспертного обследования.Чем раньше будет диагностирована проблема со слухом, тем быстрее можно будет предпринять шаги для улучшения слуховых способностей и, таким образом, способствовать улучшению речи и речевого развития.

Важно отметить, что не все нарушения слуха могут быть связаны с биологическими нарушениями. Дети, у которых в анамнезе были хронические ушные инфекции, могли иметь пробелы в речевом и речевом развитии, когда они не могли хорошо воспринимать звуки. Однако, если инфекции лечить должным образом, малыш должен легко догнать своих сверстников.

Разум важнее материи
Некоторые задержки речи и языка возникают из-за необычной проводки в мозгу, которая замыкает механизм орально-моторного функционирования. Если проблемы с кормлением сочетаются с задержками в устной речи и понимании, это может быть основной причиной трудностей вашего ребенка.

Важно отметить, что в некоторых случаях задержка речи и языка может быть единственным симптомом общей задержки в развитии. Иногда эти «глобальные» задержки трудно диагностировать, пока ребенок не достигнет дошкольного возраста или возраста начальной школы.Речевые и языковые трудности могут указывать на более системную проблему.

Каждый ребенок учится с разной скоростью. Обратитесь к педиатру, если у вас есть какие-либо опасения по поводу понимания речи и / или развития речи вашего младенца, малыша или дошкольника. После того, как проблемы со слухом и ротовой полостью исключены, дефектолог может детально изучить специфику любого отложенного диагноза и предложить позитивные шаги на будущее.

Вехи речи и языка, возраст от 3 до 5 лет

Обзор темы

Вехи развития речи и языка связаны с восприимчивым языком (способность понимать слова и звуки) и выразительным языком (способность использовать речь и жесты для передачи смысла) .

Речевое и языковое развитие ребенка становится более продвинутым в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речевые навыки восприятия становятся более сложными; ребенок учится тонко различать предметы и отношения. Также ребенок может понимать многоступенчатые запросы. Большинство детей также постепенно говорят более бегло и более последовательно используют правильную грамматику.

Основные этапы развития речи и языка

Восприимчивый язык

Выразительный язык

3-летних:

  • Выполняйте просьбы, состоящие из двух частей, например «положите пижаму в корзину, а тапочки в шкаф.«
  • Учите новые слова быстро; знать наиболее распространенные имена объектов.
  • Разберитесь в концепции «двойки».
  • Разберитесь в гендерных различиях.
  • Знаю собственное полное имя.
  • Начните правильно использовать множественное число, местоимения и предлоги более последовательно.
  • Часто спрашивают «почему» и «что».«
  • Часто используйте полные предложения из 3–4 слов.

4-летних:

  • Знайте названия цветов.
  • Поймите разницу между одинаковыми и разными вещами, например разницу между детьми и взрослыми.
  • Можно выполнять трехэтапные инструкции, например: «Подойдите к раковине, вымойте руки и вытрите их полотенцем».«
  • Используйте прошедшее время слов.
  • Используйте предложения из 5–6 слов.
  • Может описать то, что с ними произошло, или рассказать небольшую историю.
  • Может говорить достаточно четко, чтобы быть понятным для посторонних почти все время.

5-летних:

  • Поймите отношения между объектами, такими как «девочка, которая играет в мяч» и «мальчик, прыгающий через скакалку».«
  • Обычно может поддерживать разговор с другим человеком.
  • Часто называют людей (или объекты) по их отношению к другим, например «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
  • Может определять такие слова, как «ложка» и «кошка».

Кредиты

Текущий по состоянию на: 27 мая, 2020

Автор: Healthwise Staff
Медицинский обзор:
Susan C.Ким, доктор медицины — педиатрия
Джон Поуп, доктор медицины — педиатрия
Кэтлин Ромито, доктор медицины, семейная медицина
Луи Пеллегрино, доктор медицины — педиатрия развития

По состоянию на 27 мая 2020 г.

Автор: Здоровый персонал

Медицинский обзор: Сьюзан К. Ким, доктор медицины — педиатрия и Джон Поуп, доктор медицины — педиатрия, Кэтлин Ромито, доктор медицины — семейная медицина, Луи Пеллегрино, доктор медицины — педиатрия развития

Восприимчивый и выразительный язык | Детская Миннесота

Что такое восприимчивый и выразительный язык?
Восприимчивый язык относится к тому, как ваш ребенок понимает язык.Выразительный язык относится к тому, как ваш ребенок использует слова, чтобы выразить себя.

Маленькие дети с языковыми трудностями могут иметь:

  • Плохой зрительный контакт
  • Затруднения в общении с другими детьми
  • Ограниченный словарный запас (менее 50 слов в возрасте двух лет)
  • Сложность следования указаниям (двухэтапные указания в двухлетнем возрасте)
  • Затруднение в общении с желаниями и потребностями

Дети дошкольного возраста с языковыми трудностями могут иметь трудности:

  • Пересказ сказок в четыре года
  • Использование правильных слов (напр.используя «я» вместо «я», например «я хочу это» вместо «я хочу это»)
  • Создание новых / новых предложений — любит повторять слова или фразы из фильмов, телешоу и т. Д., Чтобы общаться с другими.
  • Отвечая на вопросы о себе (например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?»)
  • Взаимодействие со сверстниками

У детей школьного возраста с языковыми трудностями могут быть трудности:

  • Использование правильной грамматики
  • Правильный порядок слов в вопросах и предложениях
  • Отвечая на вопросы типа «WH» (напр.кто, что, когда, где, почему)
  • Выполнение академических задач, таких как запоминание фактов, последовательность рассказов и систематизация словесной информации
  • Взаимодействие со сверстниками

Когда рекомендуется оценка речи?
Если семья обеспокоена коммуникативным развитием своего ребенка, рекомендуется проконсультироваться с логопедом. Общие рекомендации о том, когда следует назначить оценку, включают, когда ребенок:

  • Не использует отдельные слова до 15 месяцев
  • Не использует 50 слов или словосочетаний из 2 слов (напр.«Больше файлов cookie») через 24 месяца
  • Не выполняет двухэтапные инструкции (например, «Получите пальто и обувь») к двум годам.
  • Непонятен в 90% случаев, когда говорит четырехлетний ребенок, или его легко расстраивать, потому что другие не могут его понять
  • Имеет трудности при взаимодействии со сверстниками
  • Имеет проблемы с памятью или навыками решения проблем
  • Демонстрирует похожее на заикание напряженное повторение слов или звуков (например, «Я-Я хочу печенье») или производит слова, которые звучат «застрял» или «навязчиво», особенно если такое поведение длится 6 месяцев или дольше и / или если ребенок отрицательно реагирует на свою речь
  • Имеет грубый, хриплый или напряженный голос
  • Звучит «гнусаво» или при разговоре через нос выходит слишком много воздуха

Чего ожидать во время языковой оценки
Во время 60-минутной языковой оценки речевой патолог соберет информацию о истории болезни вашего ребенка, этапах развития и ваших текущих проблемах.В зависимости от возраста и коммуникативных навыков вашего ребенка патологоанатом может также:

  • Соберите образец языка, пока ваш ребенок играет
  • Вовлеките ребенка в разговор
  • Попросите ребенка следовать указаниям возрастающей сложности
  • Попросите ребенка ответить на вопросы об историях, которые он читал или читал ему
  • Проведение стандартизированного языкового тестирования, которое обычно включает идентификацию картинок, выполнение указаний, ответы на вопросы и описание картинок.
  • Оцените навыки артикуляции вашего ребенка

Результаты и рекомендации будут обсуждены в конце оценки. Если возможно, будет рекомендована языковая терапия, а также будут обсуждены и продемонстрированы домашние занятия.

Что взять с собой на языковую оценку

  • Пакет разговорного языка
  • Копии предыдущих оценок, включая IEP / IFSP, если ваш ребенок получает услуги в рамках программы «От рождения до трех лет» или школы.
  • Результаты недавнего теста слуха (если доступно)

Чего ожидать во время языковой терапии
По результатам обследования вашего ребенка может быть рекомендована языковая терапия. Во время лечения дефектолог может работать с:

  • Следуя направлениям
  • Понимание разговора
  • Ответы на вопросы
  • Понимание историй
  • Использование правильных времен глаголов, местоимений, множественного числа и т. Д.
  • Понимание социальных ситуаций и адекватное реагирование на них
  • Fast ForWord

В зависимости от возраста и способностей вашего ребенка занятия могут выполняться во время игры или более структурированным образом, например, сидя за столом.

В Детском доме мы считаем, что очень важно, чтобы семьи принимали участие во всех аспектах ухода за своими детьми. В зависимости от потребностей ребенка родителям рекомендуется просматривать сеансы через мониторы, зеркала наблюдения или в терапевтическом кабинете.Кроме того, речевой патолог вашего ребенка обсудит прогресс, предоставит рабочие листы для домашней практики и продемонстрирует полезные методы терапии, чтобы гарантировать получение максимальной пользы от терапии.

Основные этапы развития речи

Щелкните следующие ссылки, чтобы получить информацию о вехах развития речи для детей младшего возраста и мероприятиях, способствующих развитию общения:

Найдите дополнительную информацию о развитии речи, а также о диагнозах, обычно связанных с языковыми расстройствами:

расстройств речи — педиатрия развития и поведения — детская больница Голизано

Какие языковые расстройства у детей?

Большинство младенцев и детей ясельного возраста могут понять, о чем вы говорите, еще до того, как они смогут ясно понять, о чем вы говорите. разговаривать.По мере взросления и развития коммуникативных навыков большинство детей учатся как выразить свои чувства словами.

Но у некоторых детей есть языковые расстройства. Их может быть:

  • Расстройство рецептивной речи. Ребенок плохо понимает слова, которые он слышит и читать.

  • Расстройство экспрессивной речи. Ребенку сложно разговаривать с другими и выражать мысли и чувства.

У ребенка часто одновременно возникают оба заболевания.Такие расстройства часто бывают диагностирован у детей от 3 до 5 лет.

Что вызывает языковые расстройства у ребенка?

Нарушения речи могут иметь множество причин. Языковое расстройство у ребенка часто бывает связаны с проблемами со здоровьем или инвалидностью, например:

  • Заболевание мозга, такое как аутизм

  • Травма головного мозга или опухоль головного мозга

  • Врожденные дефекты, такие как синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы или церебральный паралич

  • Проблемы во время беременности или родов, такие как плохое питание, алкогольный синдром плода, раннее (преждевременные) роды или низкий вес при рождении

Иногда языковые расстройства имеют семейный анамнез.Во многих случаях причина не в известный.

Важно знать, что изучение более одного языка не вызывает языковых расстройств. у детей. Но у ребенка с языковым расстройством во всех отношениях будут одни и те же проблемы. языков.

Какие дети подвержены риску языковых расстройств?

Причина часто неизвестна, но дети с риском языкового расстройства включают: те, у кого:

  • Семейный анамнез языковых расстройств

  • Преждевременные роды

  • Низкая масса тела при рождении

  • Потеря слуха

  • Аутизм

  • Нарушения мышления

  • Генетические заболевания, такие как синдром Дауна

  • Расстройство алкогольного спектра у плода

  • Ход

  • Травма головного мозга

  • Опухоли

  • Детский церебральный паралич

  • Плохое питание

  • Неспособность процветать

Какие симптомы языковых расстройств у ребенка?

Дети с расстройством рецептивной речи плохо понимают язык.Они имеют проблемы с пониманием значения слов, которые они слышат и видят. Это включает людей разговаривают с ними и слова, которые они читают в книгах или на табличках. Это может вызвать проблемы с обучение. Лечить нужно как можно раньше.

У ребенка с расстройством рецептивной речи могут быть проблемы:

  • Понимание того, что говорят люди

  • Знакомство с жестами

  • Понимание концепций и идей

  • Понимание прочитанного

  • Учим новые слова

  • Ответы на вопросы

  • По направлению

  • Опознавательные объекты

У ребенка с расстройством экспрессивной речи проблемы с речью.Ребенок может уметь понимать, что говорят другие люди. Но у них возникают проблемы при попытке разговаривают и часто не могут выразить то, что чувствуют и думают. Расстройство может влияют как на письменную, так и на устную речь. И дети, которые используют язык жестов, все еще могут есть проблемы с самовыражением.

У ребенка с расстройством экспрессивной речи могут быть проблемы:

Как диагностируются языковые расстройства у ребенка?

Лечащий врач вашего ребенка спросит об использовании вашим ребенком языка.Провайдер также изучит историю здоровья вашего ребенка. Ваш ребенок может пройти медицинский осмотр и слуховые тесты. Лечащий врач вашего ребенка, скорее всего, направит вашего ребенка к речевой патолог (SLP). Этот специалист может помочь диагностировать и лечить ребенок.

SLP оценит вашего ребенка во время игры. Это можно сделать в групповой настройке с помощью другие дети. Или это можно сделать один на один с вашим ребенком. SLP рассмотрит как ваш ребенок:

  • Говорит

  • Прослушивает

  • Следует указаниям

  • Понимает названия вещей

  • Повторяет фразы или рифмы

  • Занимается другими языками

Как лечат языковые расстройства у ребенка?

Программа SLP поможет ребенку научиться расслабляться и получать удовольствие от общения. через игру.SLP будет использовать различные соответствующие возрасту методы, чтобы помочь вашему ребенку с языком и общением. SLP поговорит с вашим ребенком и может:

  • Используйте игрушки, книги, предметы или картинки, чтобы помочь в развитии языка

  • Предложите ребенку заняться чем-нибудь, например поделками

  • Попросите ребенка попрактиковаться в том, чтобы задавать вопросы и отвечать на них.

SLP расскажет больше о методах, которые лучше всего подходят для состояния вашего ребенка.

Как я могу помочь своему ребенку жить с языковым расстройством?

Языковое расстройство может расстраивать родителей и учителей, а также ребенок. Без диагностики и лечения дети с таким заболеванием могут плохо себя чувствовать. в школе. Они также могут плохо себя вести из-за своего разочарования из-за того, что не могут общаться. Но языковые расстройства — частая проблема у детей. И они можно лечить.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка речевое расстройство, обратитесь в медицинское учреждение. провайдер сразу.Исследования показали, что у детей, рано начавших терапию, лучший результат. Убедитесь, что выбранный вами SLP сертифицирован American Speech-Language-Hearing. Ассоциация.

SLP поможет вашему ребенку в лечении. Но важно знать, что родители играют решающую роль. Скорее всего, вам нужно будет поработать со своим ребенком, чтобы помочь ему с использование и понимание языка. SLP также поговорит с воспитателями и учителями. чтобы помочь им работать с вашим ребенком.

Спросите SLP, что вам следует делать дома, чтобы облегчить процесс.SLP может посоветовать простые действия, такие как:

  • Чтение и разговор с вашим ребенком, чтобы помочь ему выучить слова

  • Слушать и отвечать, когда ваш ребенок говорит

  • Побуждение ребенка задавать вопросы и отвечать на них

  • Выделение слов на знаках

Когда мне следует позвонить поставщику медицинских услуг для моего ребенка?

Позвоните лечащему врачу вашего ребенка, если у вашего ребенка есть:

Основные сведения о языковых расстройствах у детей

  • Дети с языковыми расстройствами плохо понимают язык и общаются.

  • Различают 2 вида языковых расстройств: рецептивные и экспрессивные. Дети часто иметь и то, и другое одновременно.

  • Ребенок с расстройством рецептивной речи плохо понимает слова, которые он слышать и читать.

  • Ребенок с расстройством экспрессивной речи не может разговаривать с другими людьми и выражение мыслей и чувств.

  • Нарушения речи могут иметь множество возможных причин, например травма головного мозга или роды. дефект.

  • Специалист по речевой патологии может помочь диагностировать и лечить языковые расстройства.

  • Родители могут помочь своему ребенку в использовании и понимании языка с помощью простых действий.

Следующие шаги

Советы, которые помогут вам получить максимальную пользу от посещения лечащего врача вашего ребенка:

  • Знайте причину визита и то, что вы хотите.

  • Перед визитом запишите вопросы, на которые хотите получить ответы.

  • Во время посещения запишите название нового диагноза и любые новые лекарства, методы лечения, или тесты. Также запишите все новые инструкции, которые ваш поставщик дает вам для вашего ребенка.

  • Узнайте, почему прописано новое лекарство или лечение и как они помогут вашему ребенку. Также знайте, какие бывают побочные эффекты.

  • Спросите, можно ли вылечить состояние вашего ребенка другими способами.

  • Знайте, почему рекомендуется тест или процедура и что могут означать результаты.

  • Знайте, чего ожидать, если ваш ребенок не принимает лекарство, не проходит обследование или процедуру.

  • Если вашему ребенку назначен повторный прием, запишите дату, время и цель. для этого визита.

  • Узнайте, как можно связаться с лечащим врачом вашего ребенка в нерабочее время.Это важно если ваш ребенок заболел, и у вас есть вопросы или вам нужен совет.

Медицинские онлайн-обозреватели:

  • Ашутош Какер MD
  • Раймонд Терли младший PA-C
  • Стейси Войчик, MBA BSN RN

Сопутствующие услуги

Мы не лечим детей с языковыми расстройствами в качестве основного диагноза; однако мы лечим детей с нарушениями развития, а также с языковыми расстройствами.

Сотрудничество URMC

  • Физическая медицина и реабилитация — Обеспечивает амбулаторную оценку и программы интенсивной и целевой терапии для детей и подростков.
  • Патология речи — Удовлетворяет потребностям детей, которые испытывают трудности с речью, общением, орально-моторным контролем и кормлением / глотанием.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *