Кризис раннего детства: 2.3. Кризис раннего детства – становление самодействующего субъекта (2,5 года – 3,5 года)
Феноменология кризиса трех лет
Кризис раннего детства или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Из отечественных психологов одним из первых кризис трех лет описал Л. С. Выготский. Он отмечает, что в этот период «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период».[102] Л. С. Выготский приводит описание таких симптомов кризиса трех лет.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, – негативизм. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е.
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.
Третий симптом кризиса – строптивость ребенка. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых,
Четвертый симптом кризиса трех лет – своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.
Пятый симптом – протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Седьмой симптом кризиса трех лет двойственен; в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.
Все перечисленные симптомы составляют первый пояс симптоматической картины или семизвездие кризиса трех лет. К другим – вторичным – проявлениям кризиса трех лет психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; фантазирование без всякой практической цели; фантастические мотивировки отказа взрослому; хитрость и изворотливость и т. п.
Психологи единодушны в мнении, что кризис трех лет – при всей его типичности и общности – наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка
Взрослые испытывают определенные трудности во взаимоотношениях с детьми этого возраста. Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными. Дети проявляют обидчивость или острую аффективную реакцию на замечание, порицание, критику. Нередко обычное предложение или просьба взрослых вызывает у ребенка неадекватно бурную эмоциональную реакцию; при этом видимых – наблюдаемых в самой ситуации – причин такого поведения нет. Известный французский психолог А. Валлон так описывает протекание кризиса трех лет: «К трехлетнему возрасту это слияние ребенка с окружающим неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка к целому ряду конфликтов. Прежде всего это противопоставление себя окружающим, часто совершенно негативное. В результате этого ребенок невольно оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость, ощутить собственное существование. В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа. Побежденный более сильной волей другого лица или необходимостью, ребенок болезненно переживает умаление своего существа».[104]
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Любые родители рано или поздно сталкиваются со странным поведением ребенка, совсем ему не свойственным. Многие из-за незнания сути вопроса начинают бить тревогу, считая, что дело в плохой компании или никудышном воспитании. Но это в корне ошибочное мнение.
У данного явления есть собственное название – возрастной кризис у детей.
Перед достижением совершеннолетнего возраста у человека отмечается 6 возрастных кризисов и это вполне нормально. Просто следует найти правильный подход к ребенку и не терять собственного самообладания, впадая в состояние раздражительности и злости на ситуацию. Данная статья поможет узнать, что такое кризисы и как с ними справляться.
Кризисы возрастного развития детей
В период взросления у ребенка чередуются два состояния – стабильное и кризисное. Стабилизация представляет собой его адаптацию к жизни, получение новых знаний и умений, развитие речевых навыков и так далее. Данные периоды проходят плавно и спокойно, в отличии от кризиса.
У детей возрастной кризис проявляется внезапно, при этом сильно влияя на поведение и взаимоотношения с окружающими. Выражается в капризах, истериках, нелогичных поступках, эмоциональных срывах на близких.
Календарь кризисных периодов
Изучением этого вопроса занимался Блонский П.П., а далее перенял эстафету Выготский Л. С. Они обратил внимание на имеющуюся закономерность в детском поведении и разработал классификацию обострений состояний по годам.
Каждый ребенок и его семья до совершеннолетия переживает следующие опасные периоды:
- У новорожденного;
- У младенца, в пределах одного годика;
- Раннее детство, когда малышу 3 года;
- Детство, когда ребенок достиг 7-милетнего возраста;
- Подростковый период в 13 лет;
- Кризис юности, за год до совершеннолетия.
В списке приведены примерные возрастные периоды.
Реальное время наступление сложного периода зависит от индивидуальности малыша и его психологии.
Кризис после появления на свет
Процесс рождения сопровождается изменением среды пребывания ребенка и это естественно относится к стрессовым ситуациям. Малыш вынужден адаптироваться совсем в другом мире, привыкать к его устройству.
Это будет длиться на протяжении одного – двух месяцев и в этот период требуется море заботы, ласки и понимания от мамы и отца.
Кризис младенца 1 год
Первый год представляет собой освоение малышом пространства, знакомство с окружающими людьми, незнакомыми предметами. В это время ребенок может проявлять негатив из-за невозможности действовать обособленно и получать то, что он хочет.
Следует избегать агрессии на малыша или же потакания капризам. Если что-то вы вынуждены запретить, то лучше всего аргументировать свое решение, попытаться договориться с ребенком. Когда он начинает капризничать, попытайтесь отвлечь внимание младенца на что-нибудь интересное.
Кризис раннего детства 3 года
3 года – это время бунтарства, и попыток обрести полную самостоятельность. На протяжении этого периода у родителей зачастую возникают большие сложности. Кризис раннего детства может включать в себя:
- Негативное отношение к указаниям взрослых, выражение собственного мнения и желаний;
- Стремление все делать самостоятельно, даже если это ему непосильно, и проявление агрессии при неудачных попытках;
- Бунт против устоявшегося семейного режима, выражающийся в нежелании ложиться спать, употреблять пищу, когда родители это делают, гулять и так далее;
- Попытки настоять на своем и получить желаемое, ребенок изо всех сил и всеми методами станет доказывать свою правоту и наставить на немедленном выполнении его прихотей;
- Отказ от авторитетности матери и отца, критика их действий и просьб;
- Частые истерики, приступы ревности.
В случае подобных признаком следует набраться терпения и применить всю хитрость, чтобы поберечь свои нервы и справиться с неугомонным чадом. Попытайтесь наоборот запретить ему спать днем и его бунтарский дух вынудит сделать обратное.
Кризис возрастного развития 7 лет
Ребенок осознанно пытается влиться в общество и наладить контакты с окружающими его людьми, в частности с ровесниками. Период выражается в странном поведении: кривлянии, неуместных действиях, вычурном поведении.
Помогут справиться с кризисом детства учебные заведения и квалифицированные педагоги.
Подростковый кризис 13 лет
Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.
Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:
- Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
- Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
- Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
- Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
- Попытки смены имиджа.
Особенности кризиса юности 17 лет
Кризис юности вызван чувством повышенной ответственности, возникающей перед самостоятельной жизнью вне родительского дома. Молодой человек испытывает волнения и его одолевают тревоги.
Тут важна поддержка семьи, но не сопровождающаяся пристальным контролем и диктатурой.
Более подробную информацию вы можете получить, ознакомившись с работой Поливановой К. Н. «Психология возрастных кризисов».
Периоды взросления – время, которое проходил каждый человек. В воспитании ребенка они играют очень важную роль. Попытайтесь понять своего родного человечка и помочь справиться с возникшими трудностями. Кто, как не семья, лучше всего проявит понимание и поддержку в нужные минуты.
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста – единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно – каждый предмет, попадающий в его поле зрения, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка.
О наступлении кризиса трех лет свидетельствует:
1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием;
2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие – стремление все делать самому;
5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждения собственного «Я». Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными.
Для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим».
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо».
У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.
Возрастные кризисы психического развития у детей
На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению о том, как именно происходит психическое развитие и отчего возникают периоды кризиса. Человеческая психика развивается неравномерно. Бывают периоды затишья, когда все идет постепенно. А бывают скачки, тогда все быстро и резко.
Содержание статьи
Причины скачков в развитии
Ученые пришли к выводу, что у детей в возрасте от года до шестнадцати лет, этапы психического развития совпадают с всплесками мозговой активности. До года, у ребенка таких мозговых волн, которые влияют на поведение малыша, аж целых 12 штук.
Кризисные и стабильные периоды развития
Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.
Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.
Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.
Общие признаки кризиса:
- Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
- Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
- Все, что работало раньше, перестает действовать;
- Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.
Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:
- Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
- Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
- Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
- Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
- Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
- Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.
Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.
Кризис новорожденных
Непосредственно сам момент рождения — это очень сложный период для ребенка. Отделение от мамы. Новые условия жизни — окружающая температура, необходимость дышать легкими, смена метода питания, освещение. Сосредоточения слуховые и зрительные — все это ступеньки в психическом развитии.
Крохе приходится осознавать, что ему надо выживать в этом огромном незнакомом мире. В этот сложный период чувство страха доминирует. Крик и плач малыша в моменты пробуждения от незащищенности и неуверенности.
Совет!
Идеальным средством успокоить ребенка в этот момент будет материнская грудь. Для того, чтобы успешно преодолеть вместе с ребенком кризис новорожденного, маме надо стараться максимально быстро реагировать на призывы малыша. Ощущение защищенности и покоя в этот весьма непростой период — хорошая база для закладки степени доверия к окружающим в будущей жизни.
Признаком того, что этот кризис закончился, послужит комплекс оживления. Когда кроха станет узнавать близких, улыбаться и радостно дрыгать ручками и ножками. Эти события скажут вам, что ваш кроха подбирается к кризису младенчества.
Кризис 1 года
Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.
Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.
В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.
Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.
Признаки этого кризиса:
- Завышенные требования внимания к своей персоне;
- Излишнее упрямство;
- Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
- Повышенная обидчивость, агрессивность;
- Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;
Совет!
Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.
Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.
Кризис 3-х лет
Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.
В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!
Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.
Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.
Признаки кризиса 3-х лет:
- Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
- Ежедневные проверки рамок дозволенного;
- Истерики по поводу и без него;
- Слово «нельзя» перестало работать вообще;
- Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
- Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
- Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
- Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.
Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.
Совет!
Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит. Кризис трех лет надо просто переждать.
Кризис 7-ми лет
Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.
Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.
Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.
Признаки этого кризиса:
- Начал кривляться, манерничать;
- Активно вступает в спор с родителями;
- Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
- Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
- Подражание поведению и манерам взрослых;
- Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
- Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
- Появление самостоятельных занятий.
Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.
Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.
Совет!
Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.
В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.
Разрешайте спорить с вами.
Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.
Подростковый кризис
Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.
Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.
Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.
Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.
Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.
Признаки этого кризиса:
- Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
- Решение подростка единственно верное, без вариантов;
- Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.
В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.
Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.
Совет!
Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом. Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.
Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.
Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.
Юношеский кризис (кризис 17 лет)
Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.
Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.
В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.
Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.
В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.
У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.
Признаки этого кризиса:
- Излишний эгоизм;
- Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
- Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
- Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.
Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.
Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка.
Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого.
Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
Кризис трех лет. А.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность2.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся, осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отде-ление ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социаль-ного развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой3 девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «не-действие». Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен.
Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет4. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижения (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого) Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим».
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, не смотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны и обозначить.
У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Чем отличаются собственно предметные действия от простых манипуляций с предметами? Почему ведущую деятельность раннего детства на-зывают орудийно — предметной ?
2. Какие функции выполняет взрослый в совместной предметной деятельности с ребенком?
3. Какова мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?
4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.
5. Какова роль взрослого в становлении детской игры?
6. Как возникает знаковая функция сознания?
7. Как складываются отношения со сверстниками в раннем детстве?
8. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?
9. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологическая сущность?
ЗАДАНИЕ 1
Побеседуйте с родителями детей одного—трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка волнуют их более всего, что в поведении ребенка радует, огорчает, удивляет;
— попробуйте сформулировать вопрос для дискуссионного обсуждения с коллегами;
— резюмируйте идеи, высказанные в процессе обсуждения, с точки зрения оказания психологической помощи или консультации родителям.
ЗАДАНИЕ 2
Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из произведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лет.
«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придерживаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок ру-кой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать наконец дверную ручку…
Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания. <…>
…Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой гневом, слезами» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 50).
ЗАДАНИЕ 3
Какие особенности психики ребенка раннего возраста, какие принципы взаимодействия ребенка и взрослого выявляются в приведенном примере Как можно охарактеризовать уровень достижений ребенка в условиях отли-чающейся культуры?
«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плыв-щими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыш трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. На первый взгляд эта процессия выглядит либо как грубейшая разновидность демонстрации роди-тельской власти, либо как особо возмутительная форма эксплуатации детского труда. Отец, мужчина пяти футов девяти-десяти дюймов, весящий сто пятьдесят фунтов, сидит в расслабленной позе. Каноэ — длинная и тяжелая лодка, выдолбленная из твердого ствола; неуклюжий аутригер затрудняет управление ею. И в конце этого длинного судна, вскарабкавшись своими худенькими ножками на его узкие планширы и напряженно балансируя, стоит коричневый малыш, мужественно сражаясь с шестифутовым рулевым шестом. Он так мал, что скорее напоминает малоприметный орнамент кормы, чем лоцмана неуклюже двигающегося судна. Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Но это не эксплуатация детского труда и не праздный парад родительского престижа. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение» (Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 181-182).
Дополнительная литература:
Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой и др. М., 1996.
Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1985.
Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С. 3-13, 51-57.
Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
Родительский клуб «Моя дружная семья»
Консультация для родителей на тему «Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»
Дата проведения: 17.02.20017.
Участники: педагог-психолог, родители воспитанников.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей от раннего возраста до подготовительной группы, повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Задачи:1. Формирование у родителей практические знания в области взаимодействия с детьми разных возрастных групп. 2. Развитие интерес к познанию своего ребенка, правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка от младенчества до школы. 3. Максимально сблизить всех участников образовательного процесса.
На этапе раннего возраста (от 1 года до 3 лет) начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое отделение от матери, которое связано с тем, что возникают не только новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное «Я» ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное «Я» ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребёнка. В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым моментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.
Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение своего Я, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого
Новое видение «Я» через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.
Кризис 3 лет – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, выделения своего «я». Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности и, если самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.
Характеристики кризиса 3 лет:
1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главное, сделать с точностью наоборот тому, что ему сказали, даже если ему что-то хочется и ему разрешают это сделать, он тут же выражает свое нежелание.
2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с ним считались.
3) строптивость – она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системе отношений, против принятых в семье норм.
4) своеволие – гипертрофированная тенденция к самостоятельности;
5) протест-бунт – регулярные конфликты ребенка с родителями, состояние войны.
6) деспотизм – чаще в семье с 1-м ребенком, жестко проявляющий свою власть над окружающими, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти или нет и т.д.; ревность – чаще в семье с несколькими детьми;
7) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше, ребенок может сломать любимую игрушку, начать ругаться и т.п. Все эти явления говорят, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослого.
На этом наше мероприятие закончилось. Большое спасибо родителям за внимания. Желаю всем всего доброго , понимать и помогать в развитии своих деток.
Феноменология кризиса младенчества
Кризис младенчества стоит в начале новой ступени психического развития ребенка – одушевления. Два главных события лежат в начале кризиса младенчества – прямохождение и речь. Способности передвигаться без помощи взрослого и строить с ним речевое общение обусловливают появление трудностей и противоречий в развитии ребенка в период от года до полутора-двух лет.
С началом самостоятельной ходьбы значительно расширяется жизненное пространство ребенка и круг непосредственно доступных ему предметов. Прямохождение изменяет характер контакта ребенка с предметами: он может не только рассматривать ранее недоступные ему предметы, но и трогать их, действовать с ними. Самое главное – ребенок попадает в то же четырехмерное динамическое пространство, что и взрослый. Он начинает ориентироваться не только среди предметов, относящихся непосредственно к нему, но и среди предметов и явлений, относящихся к взрослым, к их жизни и деятельности. Самое главное – ходьба дает возможность приблизиться к желанному предмету, взять его и действовать с ним. При этом на первых порах овладение ходьбой выступает для ребенка как особая потребность и задача, поощряемая и поддерживаемая взрослыми. Начало второго года жизни – это время необычайной подвижности, буквально действенной ненасытности (телесный голод к движениям), идет интенсивное практическое освоение своего движущегося тела – орудия всех орудий – и построение жизненного пространства с помощью этого универсального орудия.
С года начинается период интенсивного развития речи ребенка. Примерно к 11 мес. дети все чаще и чаще обращаются к ухаживающему за ним взрослому. Эти обращения связаны, как правило, с какой-либо просьбой. Реагирование взрослого на просьбу, понимание желания ребенка и исполнение ее выступают необходимыми моментами развития речи детей. В кризисе младенчества речевые способности ребенка развиваются очень быстро. Особенно быстро растет пассивный словарь ребенка: от десятка слов в один год до нескольких сотен понимаемых слов к двум годам. Ребенок знает по именам свое ближайшее окружение, способен понять довольно много простых указаний, включая запреты и предостережения.
Большинство детей в этот период начинают говорить, т. е. овладевают активной речью. Речевое развитие ребенка впрямую связано с возникновением его сознания, приводит к изменению социальных отношений ребенка и взрослого. Появление первых слов, с которыми ребенок обращается ко взрослым, составляет важное содержание кризиса младенчества.
Первые активно употребляемые ребенком слова имеют ряд особенностей, отличающих их от речи взрослых. Эти отличия настолько существенны, что ряд исследователей называют начальную детскую речь ребенка автономной речью. Л. С. Выготский выделяет четыре основных признака автономной речи. Во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава слов нормативного языка. Между речью взрослого и речью ребенка существуют большие фонетические различия. Используемые детьми слова, как правило, представляют собой обрывки слов взрослых, искаженные слова языка, звукоподражательные слова, вовсе не похожие слова и т. п.
Во-вторых, слова автономной речи отличаются от речи взрослых по значению. Первые детские слова многозначны, т. е. относятся не к одному, а к ряду предметов. Многие дети, например, называют словом «кх-кх» кошку, мех, волосы, другие мягкие и пушистые предметы. В-третьих, общение с помощью автономной речи возможно только между ребенком и взрослым, который понимает значение его слов, может «расшифровать» смысл уникальных слов ребенка. Поэтому, как правило, речевое общение между ребенком и взрослым первоначально возможно только в конкретной ситуации. Слово может быть употреблено в общении только тогда, когда предмет, обозначаемый им, находится перед глазами.
В-четвертых, отличительной особенностью автономной речи является то, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна. Этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения слов и значений в связную речь. Ребенок объединяет слова в предложения по логике желания, аффекта.
Л. С. Выготский высказал предположение, что главной причиной негативизма ребенка этого возраста (кризиса первого года жизни) является непонимание взрослым ребенка. Из трудностей взаимного понимания, точнее – из непонимания взрослым ребенка, вытекают все негативные формы его поведения.[92]
О начале новой ступени в развитии ребенка свидетельствует новое поведение ребенка. В связи с кризисом у ребенка появляются первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя взрослому. Негативизм во взаимоотношениях со взрослыми фиксируется как нормальное явление в развитии ребенка второго года жизни. Ребенок начинает вести себя как независимое существо, сопротивляется самым простым требованиям и указаниям взрослых.
Это время, когда ребенок стремится противопоставить свою волю воле ухаживающего за ним взрослого. Он проявляет самостоятельность – слова «нет», «не буду», «не хочу» становятся для него обычными. Обычным делом становится и неподчинение ребенка указаниям и требованиям взрослого. Конфликтные ситуации возникают в этот период у ребенка и со старшими своими братьями и сестрами. В отношении их он может вести себя агрессивно.
Негативные реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой. Обычно ребенок, которому в чем-то отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта: бросается на пол, отказывается ходить и т. п. В своем поведении ребенок как бы возвращается к более раннему периоду своего развития. Все дети этого периода проявляют подобные реакции, даже те из них, которые развиваются благополучно. У некоторых детей негативизм может продолжаться 6–7 мес. Все зависит здесь от поведения взрослых, от их терпения, мудрости и тактичности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Почему развитие детей в раннем возрасте?
© UNICEF / HQ00-0739 / Pirozzi |
Малыш смеется, когда он и двое других детей моют руки в пластиковом тазике перед обедом в Санкт-Бернадетте, католическом центре развития детей в раннем возрасте (ECD) в Масеру, Лесото. |
7,6 миллионов детей в возрасте до 5 лет умирают каждый год. Более чем в 25 раз больше — более 200 миллионов детей — выживают, но не полностью раскрывают свой потенциал. В результате в их странах производительность труда взрослого населения оценивается примерно в 20 процентов. То, что происходит в первые годы, имеет решающее значение для развития каждого ребенка. Это период больших возможностей, но также и уязвимости к негативным воздействиям.
Многие дети не в полной мере раскрывают свой человеческий потенциал из-за уровня доходов их семей, географического положения, этнической принадлежности, инвалидности, религии или сексуальной ориентации. Они не получают адекватного питания, ухода и возможности учиться. Этим детям и их семьям можно помочь. Это их право развиваться и выживать. Хорошее питание и здоровье, а также постоянная любовная забота и поощрение к обучению в первые годы жизни помогают детям лучше учиться в школе, быть здоровее, получать более высокие заработки и больше участвовать в жизни общества.Это особенно важно для детей, живущих в бедности. Хорошая основа в первые годы имеет значение во взрослом возрасте и даже дает следующему поколению лучшее начало. Образованные и здоровые люди участвуют и вносят вклад в финансовое и социальное благосостояние своих обществ.
Ранние годы детства составляют основу интеллекта, личности, социального поведения и способности учиться и воспитывать себя как взрослого. Существуют существенные доказательства, которые связывают обстоятельства бедствий и привычки, сформировавшиеся в первые годы, с неинфекционными заболеваниями взрослой жизни
Есть последовательные и убедительные доказательства, которые показывают, что:
- Развитие мозга наиболее быстрое в первые годы жизни. Когда качество стимуляции, поддержки и воспитания является недостаточным, развитие ребенка серьезно нарушается.
- Влияние раннего неблагополучия на детей может быть уменьшено. Ранние вмешательства для детей из неблагополучных семей приводят к улучшению их выживания, здоровья, роста и когнитивного и социального развития.
- Дети, которые получают помощь в раннем возрасте, достигают большего успеха в школе. Будучи взрослыми, они имеют более высокую занятость и заработок, лучшее здоровье и более низкий уровень зависимости от благосостояния и уровня преступности, чем те, у кого нет таких ранних возможностей.
- Усилия по улучшению раннего развития ребенка — это инвестиции, а не затраты. Имеющиеся соотношения затрат и выгод от раннего вмешательства указывают на то, что на каждый доллар, потраченный на улучшение раннего развития ребенка, отдача может быть в среднем в 4–5 раз больше вложенной суммы, а в некоторых случаях намного выше.
Службы здравоохранения, работники здравоохранения и общественные организации играют важную роль в содействии развитию детей младшего возраста. Сосредоточение внимания исключительно на целенаправленных вмешательствах, таких как здоровье и питание, без учета целостного характера развития в раннем возрасте, ставит под угрозу полное развитие и развитие детей. Как биологические, так и экологические факторы влияют на развитие и поведение мозга. Например, маленькие дети, которые испытывают экстремальный стресс, подвергаются большему риску развития когнитивных, поведенческих или эмоциональных трудностей.Эти препятствия могут оказывать длительное воздействие на готовность детей к школе, а затем и на их успеваемость в школе. Для детей из неблагополучных семей первоначальный дефицит вмешательств в целях развития имеет мультипликативный эффект: дети, выросшие в нищете, получают гораздо меньше образования, чем дети из среднего класса, отчасти из-за их низкой способности учиться в школе. Возможность помочь обездоленным детям добиться более равного начала обучения в школе есть в самые ранние годы жизни, когда мозг детей развивается наиболее быстро и формируется основа для их когнитивного, социального и эмоционального развития.Приверженность сокращению бедности и увеличению шансов на успех для всех детей требует инвестиций в самые ранние годы.
. Право на развитие ребенка было признано международным сообществом. Конвенция о правах ребенка четко подчеркивает важность раннего развития ребенка, утверждая, что ребенок имеет право развиваться «в максимально возможной степени». (Статья 6) и что «государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, достаточный для его физического, умственного, духовного, морального и социального развития.»(Статья 27).
На основе новых исследований и нового понимания полного благополучия ребенка раннее развитие детей все чаще включается в повестку дня в области прав детей. Обеспечение здорового когнитивного, социального и эмоционального развития детей младшего возраста заслуживает самого высокого приоритета каждого ответственного правительства, организации, сообщества, семьи и отдельного человека в целях воспитания здоровых детей во всем мире. Чрезвычайно важно охватить детей целостным подходом и включить вопросы здравоохранения, питания, водоснабжения и санитарии, образования и мероприятий, способствующих их полному развитию.
,В этом двухстраничном сводном документе профессор Хекман утверждает, что лучший способ сократить дефицит — это инвестировать в качественное развитие детей в раннем возрасте для детей из неблагополучных семей. Это способствует улучшению образования, здравоохранения, социальных и экономических результатов, которые увеличивают доходы и уменьшают потребность в дорогостоящих социальных расходах.
«Самая высокая доходность в раннем детском развитии достигается благодаря тому, что как можно раньше, с рождения до пяти лет, инвестируют в неблагополучные семьи.Начиная с трех или четырех лет, это слишком мало, слишком поздно, так как не понимает, что навыки порождают навыки взаимодополняющим и динамичным образом. Усилия должны быть направлены на первые годы для максимальной эффективности и результативности. Лучшее вложение в качественное развитие детей в раннем возрасте от рождения до пяти лет для обездоленных детей и их семей ». — Джеймс Дж. Хекман, 7 декабря 2012 г.
Те, кто стремится сократить дефицит и укрепить экономику, должны сделать значительные инвестиции в дошкольное образование.
Новаторская работа профессора Хекмана с консорциумом экономистов, психологов, статистиков и нейробиологов показывает, что развитие в раннем детстве напрямую влияет на экономические, медицинские и социальные результаты для отдельных людей и общества. Неблагоприятные ранние условия создают дефицит в навыках и способностях, которые снижают производительность и увеличивают социальные издержки, тем самым увеличивая финансовый дефицит, который несет общественность.
Развитие детей в раннем возрасте способствует успеху в школе и жизни.
Критическое время для формирования продуктивности — от рождения до пяти лет, когда мозг быстро развивается, чтобы заложить фундамент когнитивных и характерных навыков, необходимых для успеха в школе, здоровья, карьеры и жизни. Обучение в раннем детстве способствует развитию познавательных навыков, а также внимательности, мотивации, самоконтроля и общительности — навыков характера, которые превращают знания в ноу-хау, а людей в продуктивных граждан.
Инвестиции в образование детей младшего возраста для детей из групп риска — эффективная стратегия снижения социальных издержек.
Каждый ребенок нуждается в эффективной поддержке в раннем детстве, и дети из групп риска из неблагополучных семей с наименьшей вероятностью его получат. Они происходят из семей, которым не хватает образовательных, социальных и экономических ресурсов для обеспечения раннего стимулирования развития, которое так полезно для успеха в школе, колледже, карьере и жизни. Плохое здоровье, уровень отсева, бедность и преступность — мы можем решить эти проблемы и существенно сократить их расходы для налогоплательщиков, инвестируя в возможности развития для детей из групп риска.
Инвестиции в образование для детей младшего возраста — это экономически эффективная стратегия содействия экономическому росту.
Наше экономическое будущее зависит от предоставления инструментов для повышения мобильности и создания высокообразованной, квалифицированной рабочей силы. Дошкольное образование является наиболее эффективным способом достижения этих целей:
- Анализ профессором Хекманом программы дошкольного образования Перри показывает, что прибыль от инвестиций составляет 7–10% в год, что объясняется увеличением успеваемости в школе и карьерой, а также сокращением расходов на коррекционное образование, расходы на здравоохранение и систему уголовного правосудия.
В последнем исследовании профессора Хекмана анализировались комплексные высококачественные программы Abecedarian / CARE для детей из неблагополучных детей, от рождения до пяти лет, которые приносили 13% прибыли на одного ребенка в год за счет улучшения образования, экономики, здравоохранения и социальные результаты.
Вложить больше средств в детей младшего возраста, чтобы увидеть большую отдачу в сфере образования, здравоохранения и производительности.
Помните об этих принципах, чтобы сделать эффективные и действенные государственные инвестиции, которые уменьшат дефицит и укрепят экономику:
- Инвестиции в дошкольное образование — экономически эффективная стратегия, даже во время бюджетного кризиса. Сокращение дефицита произойдет только за счет более разумного вложения государственных и частных долларов. Данные показывают, что одной из наиболее эффективных стратегий экономического роста является инвестирование в развитие детей младшего возраста, подверженных риску развития. Краткосрочные расходы более чем компенсируются непосредственными и долгосрочными выгодами за счет сокращения потребности в специальном образовании и реабилитации, улучшения результатов в отношении здоровья, сокращения потребностей в социальных услугах, снижения затрат на уголовное правосудие и повышения самообеспеченности и производительности среди семей
- Приоритетное направление инвестиций в качественное дошкольное образование для детей из групп риска.Все семьи находятся в возрастающей нагрузке; неблагополучные семьи напряжены до предела. У них меньше ресурсов для инвестирования в эффективное раннее развитие. Без таких ресурсов, как «обучение родителей» и программы дошкольного образования, многие дети из группы риска пропускают рост, который является основой успеха. Они будут страдать всю оставшуюся жизнь, и все мы заплатим за это более высокие социальные издержки и снижение экономических благ.
- Развивайте познавательные и характерные навыки на ранней стадииИнвестируйте в «целого ребенка». Эффективное образование в раннем детстве объединяет когнитивные навыки с навыками характера, такими как внимательность, импульсивный контроль, настойчивость и командная работа. Вместе познание и характер способствуют образованию, карьере и жизненному успеху, причем развитие характера часто является наиболее важным фактором.
- Предоставить ресурсы для развития детям и их семьям. Прямые инвестиции в раннее развитие ребенка дополняются инвестициями в родителей и семейную среду.Качественное дошкольное образование с рождения до пяти лет в сочетании с родительскими тренингами, такими как программы посещений на дому для родителей и матерей-подростков, доказало свою эффективность и требует больших инвестиций.
- Инвестируйте, развивайте и поддерживайте, чтобы приносить прибыль. Инвестируйте в ресурсы развития для детей из группы риска. Развивайте свои когнитивные и характерные навыки с рождения до пяти лет, когда это имеет наибольшее значение. Устойчивое развитие на раннем этапе развития благодаря эффективному обучению до зрелого возраста.Получить более способных, продуктивных и ценных граждан, которые платят дивиденды для будущих поколений.
Модуль 1 [ZIP] | |
1,1 | Перспектива прав ребенка в раннем возрасте |
1,2 | СССП и важность развития детей раннего возраста в достижении ключевых результатов |
1,3 | Защита детей и раннее развитие детей |
1,4 | Право маленьких детей на безопасную и здоровую окружающую среду |
1.5 | Регистрация рождений как поддержка раннего развития детей |
1,6 | Подход жизненного цикла к раннему развитию детей |
1,7 | Области сотрудничества в поддержку развития детей в раннем возрасте |
Модуль 2 [ZIP] | |
2,1 | Зачем инвестировать в развитие детей младшего возраста? |
2,2 | Важность мозга в раннем развитии ребенка |
2.3 | Позиционирование развития детей в раннем возрасте на национальном и глобальном уровнях |
Модуль 3 [ZIP] | |
3,1 | Гендерная социализация в раннем детском развитии |
3,2 | Детская бедность и ее влияние на раннее развитие детей |
3,3 | Социальная изоляция и развитие детей в раннем возрасте |
3,4 | ВИЧ / СПИД и развитие детей в раннем возрасте |
3.5 | Вех в развитии раннего детства |
3,6 | Недоедание и смертность в возрасте до 5 лет в раннем детском развитии |
3,8 | Разработка стандартов для детей младшего возраста — процесс |
3,9 | Оценка развития в раннем детстве — заявка |
3,10 | Развитие детей в раннем возрасте и готовность к школе |
3.11 | Важность игры в развитии раннего детства |
3,12 | Влияние изменяющейся семьи на раннее развитие детей |
3,13 | Отцовство и развитие детей в раннем возрасте |
3,14 | Концепции заботы о раннем развитии ребенка |
3,15 | Поддерживающие семейные практики, влияющие на развитие детей в раннем возрасте |
3.16 | Поддерживающее взаимодействие взрослого с ребенком в раннем развитии ребенка |
3,17 | Поддерживающие практики кормления для раннего развития детей |
3,18 | Диалог с семьями и общинами о раннем развитии детей |
3,19 | Раздел 1: Полевое руководство по посещению на дому с акцентом на развитие детей в раннем возрасте |
Раздел 2: Полевое руководство по посещению программ с акцентом на развитие детей в раннем возрасте | |
Модуль 4 [ZIP] | |
4.1 | Ситуационный анализ раннего развития детей |
4,2 | Установление приоритетов в поддержку развития детей раннего возраста |
4,3 | Программирование, ориентированное на результат, в поддержку развития детей раннего возраста |
4,4 | Показатели и цели, связанные с ранним развитием ребенка |
4,5 | Документация и оценка развития детей раннего возраста |
4.6 | Программные мероприятия в поддержку развития детей раннего возраста |
4,7 | родительских программ для раннего развития детей |
4,8 | Поддержка раннего развития детей в чрезвычайных ситуациях |
4,9 | Психосоциальная поддержка маленьких детей в чрезвычайных ситуациях |
4,10 | Аварийный комплект в поддержку развития детей раннего возраста |
4.11 | Комплексное ведение болезней детского возраста и развития детей раннего возраста: IMCI, Care for Development и c-IMCI |
4.12 | Развитие детей раннего возраста в сфере здравоохранения: акцент на здоровье новорожденных (IMNCI) |
4,13 | Больница, доброжелательная к ребенку (BFHI) и Развитие в раннем детстве |
Модуль 5 [ZIP] | |
5,1 | Стратегии поведения и социальных изменений для поддержки развития детей в раннем возрасте |
5.2 | Участие сообщества в поддержке развития детей раннего возраста |
5,3 | Реализация качественных мероприятий по развитию детей в раннем возрасте |
5,4 | Фронтальные работники в программах в поддержку раннего развития детей |
5,5 | Эффективное лидерство в поддержку развития детей раннего возраста |
5,6 | Тематическое исследование, связанное с ранним развитием ребенка |
5.7 | Страновая программав поддержку развития детей раннего возраста |
5,8 | Адвокация для раннего развития детей |
5,9 | Адвокация для развития детей в раннем возрасте — заявка |
5,10 | Введение в политику в поддержку развития детей в раннем возрасте |
5,11 | Разработка политики в поддержку развития детей раннего возраста |
5.12 | Затраты и финансирование программ для детей младшего возраста |
5,13 | Международные показатели раннего развития детей |
5,14 | Развитие партнерских отношений для развития детей в раннем возрасте |
5,15 | Заключительное заседание
Забота о развитии ребенка
Для каждого ребенка — хорошее начало — длится всю жизнь — строит наше общество
Что такое забота о развитии ребенка (CCD)?
«Забота о развитии ребенка» (CCD) — это знаковое и целостное мероприятие по развитию детей в раннем возрасте, основанное на наилучших имеющихся данных о развитии ребенка.Он включает в себя самые последние данные о выявлении критически важных навыков ухода, влияющих на здоровый рост и развитие ребенка (чувствительность и отзывчивость), и исследования, демонстрирующие, что эти важные навыки можно преподавать лицам, обеспечивающим уход. 7,6 миллиона детей в возрасте до 5 лет умирают ежегодно, более 200 миллионов детей — выживают, но не полностью раскрывают свой человеческий потенциал
Воспитатели и семьи имеют наилучшие возможности для поддержки роста и развития детей, но семьям часто требуется помощь, чтобы сосредоточиться на наиболее важных мероприятиях по развитию детей младшего возраста — игре и общении.Таким образом, CCD стремится помочь семьям заботиться о своих детях и помочь им выжить, расти и развиваться в полной мере. Вмешательство предоставляет информацию и рекомендации, способствующие развитию чувствительных и чутких взаимодействий между опекуном и ребенком. CCD помогает медицинским работникам и другим консультантам помогать семьям строить более крепкие отношения со своими детьми и решать проблемы по уходу за детьми дома.
Пакет CCD сфокусирован на развитии основных навыков по уходу, таких как чувствительность — знание о ребенке и его или его действиях и адекватное реагирование на сигналы младенца.
Пакет состоит из:
- рекомендаций, которые медицинские работники могут дать семьям для улучшения развития детей
- учебных материалов для работников здравоохранения и общественных организаций
- поддержка семей для решения общих проблем в обеспечении хорошего ухода за маленькими детьми
- агитационных материалов
- рамки мониторинга и оценки
Как работает уход за развитием ребенка?
Care for Child Development — это гибкий, адаптируемый учебный пакет.Первоначально разработанный в 1990-х годах (ЮНИСЕФ ВОЗ и другими партнерами) в рамках регулярных посещений по вопросам здоровья детей, как указано в «Интегрированном ведении болезней детского возраста» (IMCI). Хорошее питание и здоровье, постоянная любовная забота и побуждение учиться в первые годы жизни помогают детям лучше учиться в школе, быть более здоровыми, получать более высокие заработки и больше участвовать в жизни общества. Пакет обучения, ориентированный на людей и организации, которые работают с «Дети» предназначен для тех детей и семей, которые в ней больше всего нуждаются, и предоставляет лицам, обеспечивающим уход, информацию и рекомендации для клинических визитов или посещений на дому.
За последнее десятилетие CCD обучил службы здравоохранения, работников здравоохранения, работников сферы питания, работников по планированию семьи и различных других общественных организаций и добровольцев в более чем 40 странах. Свободно доступный пакет был обновлен, чтобы обеспечить возможность его использования через большее количество платформ для доставки, и был интегрирован в такие инициативы, как Ускоренное выживание и развитие детей (ACSD), Кормление детей раннего возраста (IYCF), Охрана здоровья матери и новорожденного (MNHC). ) и каждая женщина, каждый ребенок.
Пакистанское исследование по расширению раннего развития детей (PEDS) продемонстрировало, что вмешательство по уходу за развитием ребенка имело значительно лучшие результаты, такие как улучшение когнитивного, языкового и моторного развития в возрасте 12 и 24 месяцев по сравнению с контрольной группой и с большей эффект больше, чем отдельное вмешательство по усиленному питанию.
Процесс PEDS включал оценку экономической эффективности, предназначенную для измерения того, какие вмешательства оказали наибольшее влияние при наименьших затратах.Четырехфазная оценка показала, что стоимость интеграции ПЗС в существующие медицинские и общественные услуги составляет 4 доллара США в месяц на ребенка. Ежемесячные расходы на одного ребенка снижаются по мере увеличения масштабов деятельности.
Как осуществляется уход за развитием ребенка?
CCD легко вписывается в спектр услуг по уходу за детьми. Он был успешно интегрирован в выживание и здоровье детей, реабилитацию питания, уход за младенцами и раннее образование, услуги для семей с детьми с нарушениями развития, а также предотвращение насилия и жестокого обращения с детьми.Подход основан на навыках существующих поставщиков; это не отдельная программа и не требует новых типов работников. Нынешние профессионалы учатся использовать игру и инклюзивное общение для содействия развитию ребенка через работу, которую они уже выполняют
В Пакистане CCD была интегрирована в общинную, поддерживаемую правительством программу Lady Health Worker Program. Дети в возрасте до 2 лет, проживающие в сельской местности, находящейся в крайне неблагоприятном положении, получали вмешательство в связи с ПЗС в течение 3 лет.CCD была частью регулярных ежемесячных посещений на дому и групповых встреч, сочетающих консультирование по вопросам развития ребенка с заботой о здоровье и базовым образованием в области питания.
Результаты оценивались для каждого ребенка в возрасте двух лет. Учитывая продолжительность программы, были достигнуты как краткосрочные, так и долгосрочные результаты. Результаты показали, что дети, которые получили подходы CCD, имели значительно лучшую учебную среду и значительно большую вовлеченность воспитателя в игру.Оценки взаимодействия опекун-ребенок были значительно выше в группе вмешательства, чем в группе сравнения.
В Турции CCD была интегрирована в амбулаторию в городских условиях, ориентированную на детей младше 2 лет. Популяция пациентов была в основном из бедных социально-экономических условий. педиатр доставил консультаций для детей и их опекунов, которые посещали клинику для лечения.Последующая встреча состоялась через неделю.
Результаты оценивались через 1 месяц после второго клинического визита. Учитывая низкую интенсивность вмешательства (2 контакта), краткосрочных выгод были ожидаемыми . Доля детей с обогащенной учебной средой была значительно выше в группе вмешательства, чем в группе сравнения, и доля родителей, участвующих в содействии обучению.
Как контролировать и оценивать
Цель мониторинга и оценки (МиО) — выяснить, насколько хорошо работает программа.В этом случае приносит пользу интеграция подходов, рекомендованных в пакете CCD, в службу здравоохранения для предполагаемых получателей — маленьких детей и их основных опекунов? В идеале, структура МиО должна планироваться с самого начала и основываться на теории изменений (TOC).
Комплексная система мониторинга и оценки будет измерять эффективность программы и то, насколько хорошо она реализована (процесс), чтобы информировать поставщиков услуг и разработчиков программ о том, как повысить качество реализации программ.
CCD Partners
Этот сайт предоставляет материалы для поддержки принятия и адаптации тренинга во многих странах мира.
,