Логические уровни дилтса – Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса

Содержание

Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса

Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни, но это не вполне точно) — концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:

  1. Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
  2. Поведение, Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
  3. Способности, Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
  4. Убеждения. Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
  5. Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
  6. Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
  7. Личная миссия. Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?

Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.

Упражнение на «Нейрологические уровни»

Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:

  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины. Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.
  • Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в … лицо.
  • Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например:
    Важна свобода. Важна крутость. А быть крутым, значит хамить.
    Быть свободным, значит игнорировать сигналы опасности
  • Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…
  • Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.

После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:

  • Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
  • Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
  • Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.

Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.

Из отчетов студентов Университета практической психологии

Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий. В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.

Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.

С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа! )


Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.

Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.

Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).

Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.

Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.

Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.

Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.

Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).

Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.

Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.

Ценности: семья занимает 1 место в списке ценностей.

Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.

Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.

Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.

Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.

Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.


Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.

Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.

Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.

Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.

После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.

И еще пример с Анной. У нас было общение по скайпу. Одна из задач, которая стояла перед энергичной и крайне эмоциональной женщиной – спокойно и мягко, с юмором относиться к негативным ситуациям.

Анна сидела перед ноутбуком, я попросила ее закрыть глаза. И упражнение от начала до конца она делала именно с закрытыми глазами. В итоге вы бы слышали ее голос! Он преобразился до неузнаваемости! Он стал мягок и спокоен, речь томной и размеренной, а не как раньше – тараторила на повышенных тонах. Она не могла поверить в то, что с ней происходило, такое состояние она почувствовала в первые за 40 лет! Так же она сказала, что в самом конце чуть не потеряла сознание. С чем это связано, не знаю. Но результат на лицо! Передо мной сидел новый человек – полный счастья, покоя, умиротворения. Она и так с большим уважением ко мне относилась, теперь вообще супер гуру меня считает )))))

www.psychologos.ru

Практическое применение модели логических уровней Дилтса

Если на душе тяжко, в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все в порядке по местам.

В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по-другому – пирамида Дилтса. Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений  многих сложных и проблемных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и, в целом, разобраться в себе и навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать отдельно взятый человек, либо целая компания или общество. Модель состоит из 6 уровней. Уровни этой системы (пирамиды), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир.

Давайте подробно рассмотрим «полочки» пирамиды Дилтса, остановимся на каждом уровне и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

 

Каждая «полочка» пирамиды отвечает за определенный сорт информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта.

Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние, либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Это базовый, самый нижний уровень. Он включает в себя условия, нашу среду обитания, наш окружающий мир, предметы, людей, места, даты, сроки, и все все все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя всё, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем — окружением.

На двух нижних уровнях поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обуславливают наше поведение, является источником движения и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности.  Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал – здесь только ответы на вопрос: «Как этого достичь?» Этот уровень, ответов «почему человек сделал именно так?».

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с вашей личностной ролью. Это роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.  На этом уровне главный вопрос – «Кто я?» Каким я представляю себя и мир вокруг себя? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия.  Это уровень духовности, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?» Он строится на нашем видении за пределы себя. Это видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

Итак, мы описали «полочки» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, какую практическую пользу они нам могут принести и как с ними работать. Сделаем это на примере проблем нескольких категорий:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с NN.

Приступаем к разбору наших проблем. Вначале берем проблему и разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, какая часть этой проблемы на каком уровне пирамиды расположена.

Уровни (снизу вверхВопросыМеня никто не любит, я никому не нужен.

 

Не могу вставать по будильнику.Не могу найти общий язык с NN
ОкружениеКто? Что? Где? Когда? С кем? Как?Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?Какое это оказывает воздействие на мое окружение?Как ко мне должен относиться NN?
ПоведениеЧто делать? Каковы действия?Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?Какое поведение для меня самое подходящее?Как должен вести себя NN по отношении ко мне а я к нему?
СпособностиКак? Благодаря чему?Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать?Благодаря чему можно изменить ситуацию?Какие способности помогут в решении?
Убеждения и ценностиПочему это так важно?Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным?Для чего мне вставать именно с первым сигналом?Почему так важно соблюдать интересы NN?
ИдентичностьКто я? С какой ролью я себя ассоциирую?Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?С кем я ассоциирую себя, человека встающего точно по будильнику?С кем я ассоциирую себя, научившегося договариваться с NN?
МиссияЗачем? В чем смысл? Ради чего?Ради чего я все это делаю?В чем глубинный смысл этого?Каковы действительные мотивы всего этого?

 

«Меня никто не любит, я никому не нужен».

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить вкусняшки, завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным?

Те, кого не любят – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде тете. Те, кого не любят – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того я очень люблю внимание, которое мне оказывают. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравится самой себе.

 

Энштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход в решении своих внутренних проблем.

Решение проблемы или то, что может существенно сдвинуть проблему с мертвой точки, надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на 2 уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с NN. Допустим, уже на уровне окружения, определена главная проблема. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с NN? Приобретение каких навыком поможет в этом?

В случае «Меня никто не любит» найдя главную сложность, например, на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии.

Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравится окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая – это, банально, получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельностью. В результате, самыми главными мотивами становятся то, что про вас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр истинных ценностей всеобщей любви. Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. Поэтому, в таком случае, нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и, первое время, искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравится себе, например, в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, в личной – поищите то, что доставляет вам удовольствие, сделайте из этого хобби. А может быть просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания – начните заботиться о себе как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы, уровень значимости оценочного мнения снизится (вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравится всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

 

После того как вы определились с подходящим решением, пройдитесь с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с мисси, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть оно попадет в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое, либо скорректируйте выбранное.

 

Таким образом, пирамида Дилтса – это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего я, помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

 

Впечатляющих вам результатов!

Сергей Дубовик.

 

sdubovik.ru

Шаблон. Нейро-логические уровни Дилтса — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

Краткая история логических уровней

Понятие логических уровней относится к тому факту, что некоторые процессы и явления являются результатом отношений между другими процессами и явлениями.

Любая система деятельности — это подсистема, включенная в другую систему, которая включена в другую систему и т. д.

Этот вид отношений между системами производит особые уровни процессов относительно системы, в которой действует человек.

Структура нашего мозга, язык и социальные системы формируют естественные иерархии, или уровни, процессов.

В качестве простого примера рассмотрим темп изменения, или скорость автомобиля. Скорость — это отношение расстояния, которое преодолевает транспортное средство, ко времени, которое ему на это требуется (например, 10 миль в час). Таким образом, скорость — это отношения между расстоянием и временем. Можно сказать, что скорость автомобиля при движении от гаража до шоссе находится на ином уровне, чем сам автомобиль, гараж, шоссе или часы, потому что это свойство отношений между ними (и она не существует без них).

Точно так же «доходность» компании находится на ином уровне, чем машинное оборудование, используемое этой компанией; и мысль находится на ином уровне, чем нейроны в мозге, генерирующие эту мысль.

Мысль находится на ином уровне, чем отдельные нейроны в мозге, генерирующие эту мысль

Логические уровни научения и изменения

Понятие логических уровней научения и изменения было первоначально сформулировано для описания процесса обработки информации в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном на основе работ Бертрана Расселла в области логики и математики. Бейт-сон выделил четыре основных уровня научения и изменения.

Каждый уровень заключает в себе и организовывает элементы нижнего уровня, и чем выше уровень, тем большее влияние он оказывает на человека, организм или систему.

Термин «логические уровни» в том значении, в котором я использую его в НЛП, был адаптирован из работ Бейтсона и относится к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе.

Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне.

Любое изменение на верхнем уровне обязательно распространяется вниз, ускоряя изменение на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни. Эти уровни включают (снизу вверх):

1) идентичность,

2) убеждения и ценности,

3) способности,

4) поведение и

5) окружение.

Шестой уровень, называемый «духовным», можно определить как некую «область отношений», которая охватывает многие идентичности, формируя ощущение принадлежности к большей системе, выходящей за рамки индивидуальной идентичности.

Немного истории

Я впервые познакомился с понятием различных логических типов и уровней научения, изменения и коммуникации, посещая курс Грегори Бейтсона «Экология разума» в Калифорнийском университете в Сайта- Крусе в 1976 году. Бейтсон (1904-1980), по образованию антрополог, отличался поразительной глубиной и масштабностью мысли, которой я не встречал ни у кого другого. Его лекции охватывали такие темы, как теория коммуникации, искусство жителей острова Бали, уравнения Максвелла для электромагнитных полей, шизофрения и генетические уродства лапок жуков. Эти лекции, однако, никогда не были бессвязным набором мыслей или путаных идей, что можно заподозрить, судя по разнообразию тем. Излагаемая Бейтсоном версия кибернетики и теории систем касалась более глубокой структуры, или «паттерна, который объединяет» все эти темы в единый чарующий узор жизни и бытия.

Сейчас я могу с уверенностью сказать, что посещение курса лекций Бейтсона было одним из самых сильных и вдохновляющих пере-

живаний в моей жизни. Его низкий голос и характерный кембриджский акцент звучали для меня как глас мудрости. Он был и остается моим «духовным руководителем». В моем сознании вспыхивали мысли, идеи и откровения; некоторые относились к содержанию лекции, а другие — к совершенно иным областям моей жизни, образования и опыта. Обычно они приходили так быстро, что я не успевал их записать. (Именно на лекциях Бейтсона я познакомился со своей будущей женой Анитой. Нас всегда связывало понимание мудрости Бейтсона.)

Это были «головокружительные» времена, когда НЛП начало обретать форму. Годом ранее Ричард Бэндлер и Джон Гриндер издали свою первую книгу («Структура магии». Т. I). Гриндер, профессор лингвистики в Калифорнийском университете в Санта-Крусе, показал Бейтсону рукопись книги, в которой были выделены паттерны языка,-известные в НЛП как «метамодель». Эта работа произвела на Бейтсона большое впечатление, и он написал в предисловии:

«Джон Гриндер и Ричард Бэндлер сделали нечто подобное тому, что мы с коллегами пытались сделать пятнадцать лет назад… У них есть инструменты, которых не было у нас или которыми мы не умели пользоваться. Им удалось превратить лингвистику в основу теории и одновременно в инструмент психотерапии.., выявив синтаксис того, как люди избегают изменения, и, следовательно, как помочь им в изменении».

Именно после прочтения «Структуры магии» Бейтсон устроил Бэндлеру и Гриндеру встречу со своим давним коллегой и другом Милтоном Эриксоном, чтобы посмотреть, не удастся ли им создать подобную модель сложных паттернов коммуникации, используемых Эриксоном в его гипнотической и психотерапевтической работе. Это привело к изданию других книг и стало самым плодотворным исследованием в области НЛП.

Более ранняя работа Бейтсона, на которую oft ссылается в своем предисловии к «Структуре магии», была попыткой применить к психотерапии и пониманию психопатологии принципы кибернетики и теории коммуникации. Вдохновленный работами основателя кибернетики Норберта Винера, Бейтсон адаптировал кибернетическое мышление к человеческой коммуникации и взаимодействию, чтобы сформулировать обобщения о поведении и психических особенностях индивидуумов, групп и семейств и влияний, приводивших к образованию функциональных и дисфункциональных систем. На идеях Бейтсона выросло целое поколение исследователей поведения и психотерапевтов. Вирджиния Сатир, Мара Сельвини Палаццоли, Джей Хейли, Джон Викланд и другие светила психологии применяли формулировки Бейтсона для разрешения индивидуальных и семейных проблем.

Одна из центральных идей, введенных Бейтсоном в поведенческие науки, — идея «логических типов» коммуникации и научения, которые он назвал «самым важным» критерием «разума» в своей книге «Разум и природа» (Bateson, 1979).

Бейтсон вывел понятие различных логических типов коммуникации и научения из математической теории логических типов Бертрана Расселла, которая постулирует, что класс объектов не может быть членом самого себя. По Бейтсону («Экология разума»):

Наш подход базируется на той части теории коммуникаций, которую Расселл назвал теорией логических типов. Центральный тезис этой теории состоит в том, что существует разрывность между классом и его членами. Класс не может быть членом самого себя, и при этом один из членов класса не может быть классом, так как термин, используемый для обозначения класса, находится на другом уровне абстракции — то есть относится к другому логическому типу — по отношению к терминам, используемым для обозначения членов этого класса.

Например, класс четных чисел не может сам по себе также быть четным числом. Точно так же класс котов не является отдельным котом. Аналогично физический объект «кот» нельзя рассматривать как тождественный классу котов. (Классу котов не нужны молоко и подстилка, а членам класса они очень даже нужны.) Другими словами, понятие логических типов проводит различие между конкретной «картой» и «территорией», с которой имеет отношение карта, то есть между мысленной «формой» и ее «содержанием».

Истоки модели Бейтсона

Бейтсон впервые формально ввел понятие «логических типов» в статье «Теория игры и фантазии» (Bateson, 1954). В этой работе Бейтсон утверждал, что «игра» предполагает проведение различия между логическими типами действий и сообщений.

Бейтсон отметил, что когда животные и люди участвуют в «игре», они часто демонстрируют те же самые формы поведения, которые связаны с агрессией, сексуальностью и другими «более серьезными» аспектами жизни (например, когда животные борются в процессе игры или дети играют в «доктора»). Однако, так или иначе, животные и люди большей частью способны понять, что игровое поведение — это особый тип или класс поведения, и оно «не настоящее». По Бейтсону, проведение различий между классами поведения требует сообщений другого типа. Бейтсон называл эти сообщения «метасообщениями» — сообщениями о других сообщениях, утверждая, что они также относятся к иному «логическому типу», чем содержание конкретной коммуникации. Он полагал, что эти «высокоуровневые» сообщения (которые обычно передаются невербально) имеют большое значение для эффективной коммуникации и взаимодействия.

Например, животные при игре могут передавать сообщение «Это — игра», виляя хвостом, подпрыгивая или выполняя некоторые другие действия, чтобы показать, что их поведение не стоит воспринимать как настоящее. В такой ситуации укус — это укус «понарошку», а не реальный. В исследованиях, проведенных на людях, также обнаружено использование особых сообщений, которые позволяют другим распознавать игру почти таким же способом, каким это делают животные. Фактически люди могут передать вербальное «метасообщение», заявив, что «это игра», или же они могут смеяться, подталкивать собеседника локтем или сделать что-либо необычное, чтобы показать свое намерение.

Бейтсон утверждал, что многие проблемы и конфликты — это результат смешения или неверного истолкования этих сообщений. Хороший пример — трудности, с которыми сталкиваются люди из различных культур при интерпретации тонкостей невербальной коммуникации друг друга.

Затем Бейтсон применил понятие логических типов для объяснения некоторых симптомов серьезных психологических проблем и психических расстройств.

В «Эпидемиологии шизофрении» (Bateson, 1955) Бейтсон утверждал, что неспособность правильно распознавать и интерпретировать метасообщения и проводить различия между разными классами, или логическими типами, поведения лежит в основе многих явно психотических или «ненормальных» форм поведения.

В качестве примера Бейтсон приводит молодого пациента психиатрической клиники, который зашел в больничную аптеку. Медсестра за прилавком спросила его: «А что для вас?..» Пациент не мог понять, было ли это сообщение угрозой, сексуальным заигрыванием, замечанием за нахождение в неправильном месте, искренним любопытством и т. д.

Бейтсон утверждал, что если человек не способен проводить подобные различия, он, как правило, будет действовать неадекватно. Он сравнивал это с телефонной системой, которая не может отличить «код страны» от «кода города» и местного номера телефона. В результате система переключения неадекватно рассматривала бы номера, относящиеся к коду страны, как часть телефонного номера или части телефонного номера как код города и т. д. Вследствие этого человек, набравший номер, как правило, попадал бы «не туда». Даже при том что все числа (содержание) были бы правильными, классификация чисел (форма) была бы ошибочной, что создавало бы трудности. [Следует отметить, что описанная проблема коммуникации существенно отличается от простого «шума» на телефонной линии, который делает неясными набранные цифры. Причины путаницы логических типов совершенно иные, чем причины шумовых сигналов.]

В работе «К теории шизофрении» (в соавторстве с Доном Джексоном, Джеем Хейли и Джоном Викландом, 1956), Бейтсон применил понятие различных логических типов в качестве ключевого элемента «двойной связи». По Бейтсону, двойные связи (особые ситуации, в которых человек обнаруживает, что он «не прав, если делает это, и не прав, если этого не делает») — это следствие беспорядков и парадоксов, созданных противоречивыми сообщениями различных логических типов, которые приводят к противоречиям в поведении.

Бейтсон полагал, что способность выделять различные логические типы сообщений и классификации, лежащие в основе двойных связей, существенна для эффективного лечения. Исследование идеи Бейтсона о применении теории логических типов к коммуникации и психотерапии продолжили его коллеги Вацлавик, Бэйв-лас и Джексон в книге «Прагматика человеческой коммуникации» (Watzlawick, Bavelas & Jackson, 1967).

Приложение к процессу научения

Следующая область применения теории логических типов Бейтсона связана с процессом научения. В работе «Логические категории научения и коммуникации» (Bateson, 1964) он расширил понятие логических типов для объяснения различных типов и феноменов научения и коммуникации. Он определил два фундаментальных типа, или уровня, научения, которые необходимо учитывать во всех процессах изменения:

«Научение I» (выработка условных рефлексов типа «стимул — реакция») и

«Научение II», или вторичное научение (обучение распознаванию более широкого контекста, в котором возникает стимул, так что можно правильно интерпретировать его значение).

Основной пример Научения II — это формирование установки, или ситуация, когда животное становится «осведомленным о тесте», то есть когда лабораторные животные могут все быстрее и быстрее обучаться выполнению новых задач, которые относятся к одному и тому же классу действий.

Это имеет отношение к обучению целым классам действий, а не отдельным действиям.

Например, животное, у которого выработана реакция избегания, сможет быстрее обучаться различным типам избегания. Однако другим типам обусловленного поведения (например, слюноотделению при звуке звонка) оно будет обучаться медленнее, чем животное, у которого ранее вырабатывали условную реакцию в данном классе действий. То есть оно быстро научится идентифицировать объекты, связанные с ударом электрическим током, и избегать их, но будет медленнее обучаться реакции слюноотделения при звуке звонка. С другой стороны, животное, имеющее опыт выработки условных рефлексов павловского типа, будет быстро обучаться реакции слюноотделения в ответ на новые звуки и цвета и т. д., но медленнее научится избегать объектов под электрическим напряжением.

Бейтсон указывал, что эта способность изучать паттерны или правила целого класса процедур обусловливания — научение другого «логического типа», она не функционирует согласно простым последовательностям «стимул — реакция — подкрепление», используемым для научения отдельным формам поведения. Бейтсон отмечал, например, что подкрепление «исследования» (средства «научения научению») у крыс имеет иную природу, чем подкрепление «тестирования» конкретного объекта (знакомство с исследуемым содержанием). Он пишет (Bateson, 1972):

…можно дать крысе подкрепление (положительное или отрицательное), когда она исследует отдельный незнакомый объект, и она научится приближаться к нему или избегать его. Но цель исследования состоит в том, чтобы получить информацию, к каким объектам вообще нужно приближаться, а каких следует избегать. Поэтому обнаружение того, что данный объект опасен, — успех в деле получения информации. Этот успех не будет мешать крысе в будущем при исследовании других незнакомых объектов.

Способность исследовать, решать задачи на дифференциацию или проявлять креативность — более высокий уровень научения, чем определенные действия, составляющие эти способности, и на этом более высоком уровне существуют иные движущие силы и правила изменения.

Бейтсон также выделил несколько других уровней научения, каждый из которых ответствен за осуществление корректирующих изменений и усовершенствований в другом классе научения.

Нулевое научение характеризуется конкретностью реакции [то есть определенным поведением в определенном окружении. Р. Д.], которая — независимо от того, правильная она или неправильная — не подвержена коррекции.

Научение I — это изменение в специфике реакции путем коррекции ошибок выбора из имеющегося набора альтернатив.

Научение II — это изменение в процессе Научения I, например корректирующее изменение в наборе альтернатив, из которых делается выбор, или же это изменение в пунктуации последовательности.

Научение III — это изменение в процессе Научения II, например корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор.

(Bateson, 1972)

Бейтсон также определил уровень Научения IV, который предполагает изменение в Научение III.

То есть Научение IV предполагает изменения в большей «системе систем».

«Логические уровни научения» по Бейтсону

Я подробно рассмотрел данную модель в главе 6 этой книги, предоставив примеры и упражнения, в которых применяется каждый из уровней научения Бейтсона, чтобы помочь в модернизации «стратегии выживания».

В главе 6 уровни научения Бейтсона резюмированы следующим образом.

•  Научение 0 — это отсутствие изменения. Оно включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются «внутри ящика», — привычки, сопротивление, инерция.

•  Научение I — это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь расширить способности отдельной группы или организации, они все еще остаются «внутри ящика»; это может быть развитие и усовершенствование новых приемов и способностей.

•  Научение II — это быстрое, резкое изменение. Оно предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа «ящика» на другой, например изменение в политике, ценностях или приоритетах.

• Научение III — это эволюционное изменение. Оно характеризуется существенными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности человека, группы или организации. Мы могл

codenlp.ru

Пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Коучинг-техники

Пирамида логических уровней, разработанная Дилтсом, описывает структуру личности человека, а также организации. Можно сказать, что каждая ступень — это «полочка», на которой разложены и упорядочены составляющие внутреннего мира человека или взаимоотношений в коллективе. Эта разработка относится к сфере нейролингвистического программирования, которое активно применяется в коучинге.

Зачем нужна пирамида Дилтса?

Пирамида логических уровней Роберта Дилтса имеет большое значение в психологии. Если вас что-то не устраивает в жизни и окружающей ситуации, данная модель поможет вам следующим образом:

  • Позволит понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась именно так. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые нуждаются в корректировке.
  • Дает четкое понимание того, какие проблемы нужно решить на низшей ступени, чтобы подняться на более высокую и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Уровень № 1: окружение

Пирамида логических уровней базируется на реальном окружении. К нему относится все, что есть во внутренней и внешней среде. В первую очередь это сам человек, особенности его внешности, одежда и прочие характеристики. Также это люди, с которыми мы контактируем, материальные ценности и прочие вещи. Характеристика данного уровня подразумевает ответ на следующие вопросы:

  • Комфортно ли вы чувствуете себя?
  • Что происходит в вашем окружении?
  • Где вы находитесь или хотите находиться?
  • Каково ваше место в окружении, соответствует ли оно желаемому?
  • Кто находится рядом с вами, кого бы вы хотели видеть, а кого — отсеять?
  • Кто из окружающих помогает вам в достижении целей?

Уровень № 2: поведение

Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Каковы ваши действия на данный момент и каков их результат?
  • Что нужно делать, чтобы добиться желаемого результата?
  • Что делают люди, авторитетные в той сфере деятельности, в которой вы бы хотели добиться успеха?

Уровень № 3: способности и возможности

Человек должен определиться с тем, на что он способен. На самом деле он может самостоятельно расширить или же значительно ограничить свои способности. Главное — это найти причину и стимул для совершения действия. Вопросы данного уровня можно сформулировать следующим образом:

  • Каковы сильные стороны вашей личности, сможете ли вы добиться результатов, опираясь на них?
  • Какие способности и навыки нужно приобрести, чтобы добиться желаемого?
  • Можете ли вы воспользоваться способностями других людей?

Уровень № 4: убеждения и ценности

Пирамида логических уровней особое внимание уделяет мировосприятию человека. Пожалуй, это наиболее значимое положение рассматриваемой концепции. Речь идет о том, что для человека хорошо, а что плохо, что для него имеет наибольшую ценность, а чему не придает значения. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне. А все потому, что убеждения — это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такие вопросы:

Уровень № 5: идентичность и своеобразие

Это важнейший уровень, который оказывает существенное влияние на более низкие. Он подразумевает осознание человеком своего места и роли в этом мире. Причем ответ не лежит на поверхности. Роль не ограничивается половой принадлежностью, семейным положением или профессией. На самом деле эта категория более широка.

  • Как вы относитесь к людям, которые имеют цели и убеждения, аналогичные вашим?
  • Какова ценность вашей цели для людей, находящихся в вашем ближайшем окружении?

Уровень № 6: миссия

Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Причем миссия не должна быть озвучена сложными высокопарными выражениями, которые не несут никакой практической ценности. Она должна быть сформулирована простыми и понятными словами.

Дополнительные вопросы

Ответив на ключевые вопросы каждого уровня, вы сможете составить объективную картину происходящего. Но для того чтобы прийти к окончательному решению проблемы, придется ответить на дополнительные коучинговые вопросы по пирамиде логических уровней:

  • Что будут делать окружающие после того, как вы достигнете своей цели? Будут ли они рады этому?
  • Как должно измениться восприятие вас окружающими после того, как цели будут достигнуты?
  • Будет ли результат вашей деятельности нести какую-то ценность для ваших близких или коллег?
  • Изменится ли ваша миссия после того, как вы достигнете желаемого состояния?
  • Есть ли какие-то простые шаги, которые вы можете сделать в течение двух дней для достижения конечной цели?
  • Как ваши близкие воспринимают ваши намерения? Возможно, они помогут внести вам некоторые коррективы в план действий?

Как работать с пирамидой?

Все коучинг-техники основаны на глубоком самоанализе. Решение проблем трудно найти на поверхности, а потому придется «покопаться» в себе. Как применять пирамиду логических уровней? Алгоритм выглядит следующим образом:

  • Сформулируйте задачу и запишите ее. Дело в том, что мысли, как правило, мимолетны и не всегда воспринимаются всерьез. А вот то, что написано на бумаге, приобретает окраску четкого плана и руководства к действию. Таким образом, у вас появится стимул и энергетический толчок.
  • Определите уровень, на котором находится ваша проблема.
  • Проанализируйте ситуацию последовательно с точки зрения каждого уровня. Дойдя до верхушки пирамиды, представьте, что цель достигнута, и постарайтесь на несколько минут погрузиться в это состояние. Затем проанализируйте свои ощущения на предмет того, почувствовали ли вы удовлетворение.
  • Двигайтесь в обратную сторону, к низу пирамиды. Это нужно для того, чтобы внести дополнительные коррективы в характеристику каждого конкретного уровня. Это поможет вам детализировать план действий и выявить какие-то новые важные для себя ценности.

Почему задачу нужно формировать в письменном виде?

Пирамида логических уровней в коучинге используется достаточно часто. При этом обязательным условием является письменное оформление целей и фиксирование результатов обработки каждой конкретной ступени. Этому есть логическое объяснение, которое может быть сформулировано следующим образом:

  • В процессе написания текста приходит осознание многих существенных моментов. Это позволяет найти путь к решению проблемы и выходу из сложившейся ситуации.
  • Во время письма возникают новые нервные импульсы, передающиеся в мозг. Это позволяет вам точнее формулировать проблему, что поспособствует скорейшему поиску правильного решения.
  • При написании ваша цель приобретает определенную форму, ведь вы невольно визуализируете будущую ситуацию. Таким образом, представив себя наглядно в выигрышном положении, вы получаете дополнительный стимул к активным действиям.
  • Даже за несколько минут до начала коучинга или в процессе его проведения восприятие ситуации может измениться. Если у вас перед глазами будет письменное описание проблемы, вам будет легче внести коррективы.

Осмысление логических уровней жизни

Модель логических уровней, несмотря на свою простоту, может загнать новичка в тупик. Тем не менее не стоит откладывать в долгий ящик самоанализ. Если вы хотите изменить положение дел, вам обязательно поможет пирамида логических уровней. Пример разбора ситуации выглядит следующим образом:

  • Окружение. Где вы работаете, как выглядит ваше рабочее место, где вы живете, что ежедневно вас окружает, какие люди находятся рядом с вами, какая атмосфера царит вокруг вас?
  • Поведение. Какими делами заполнены ваши будни, как спланировано ваше время, сколько времени вы тратите на работу и личные встречи, как вы ведете себя на работе, в семье и в кругу друзей, как вы можете себя характеризовать?
  • Способности. Какие сильные стороны вашего характера, в каком деле вам нет равных, для чего вам не хватает навыков?
  • Убеждения. Что для вас наиболее ценно, какие характеристики вам нравятся в других?
  • Идентичность. Как вы себя представляете, в каких условиях вы росли, какие роли вы играете в присутствии разных людей, каковы ваши стремления, чем ваша жизнь отличается от жизней других?
  • Миссия. Формулируется на основе анализа предыдущих уровней.

Решение нерешаемых проблем

Пирамида Дилтса — это эффективный механизм, который позволяет решить проблемы, остающиеся актуальными на протяжении длительного периода времени. Человек может осознавать наличие трудности и даже понимать, как она мешает ему в жизни. Но никаких конкретных действий по устранению проблемы не предпринимается.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо прибегнуть к помощи технологии Дилтса. Считается, что решение проблемы находится на два уровня выше. Проще всего разобраться на конкретном примере:

  • Вы постоянно опаздываете — на работу, на встречу и так далее. Вы никогда не приходите вовремя.
  • Эта проблема находится на поведенческом уровне. Значит, ее решение стоит искать в плоскости ценностей.
  • Таким образом, вы должны научиться стать человеком слова, иначе из-за вашей непунктуальности окружающие утратят к вам доверие.

Научитесь раскладывать проблемы «по полочкам»

Коучинг-техники — это отличное средство для тех, кто не может решить какую-либо проблему. Теория Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, а если конкретнее, то по уровням пирамиды. Так, достаточно часто люди приходят на тренинги с проблемой, что их никто не любит, что они не пользуются благосклонностью окружающих. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.

УровеньВопросОтвет
ОкружениеКто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие?Ближайшие родственники, друзья и коллеги. Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность.
ПоведениеКакие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя?Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время.
СпособностиЧто мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям?Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой.
УбежденияПочему я хочу, чтобы все любили меня?Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем. Мне нравится быть в центре внимания.
ИдентичностьКаким должен быть человек, который всеми любим?Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом.
МиссияКакова конечная цель?Понравиться самому себе, научиться самоуважению.

Заключение

Пирамида логических уровней Дилтса — техника работы с целями личности. Она помогает человеку понять сущность событий, происходящих с ним. Благодаря анализу уровней личности происходит выявление и осознание проблемных зон. Это задает направление для работы по изменению себя и устранению лишнего. Одно из основных достоинств техники — отсутствие необходимости в работе на всех уровнях сразу. Достаточно определить ступень, на которой находится проблема, и подняться на два шага выше.

Для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно уяснить, что если вас что-то не устраивает, значит, пришло время менять свое поведение. Если проблема кроется именно в ваших действиях, искренний ответ на вопросы подскажет вам путь к выходу из ситуации. Это можно назвать экспресс-анализом проблемы, по результатам которого у человека появляется мотивация к продвижению вперед.

fb.ru

Пирамида Дилтса — это мощный инструмент решения многих вопросов

Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?». Нередко посещают мысли, которые могут поставить нас в затруднительное или безвыходное положение. Так или иначе, о жизни мы начинаем задумываться, когда представится удобный случай.

Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.

И когда проблемы берут верх, справиться с ними помогают специальные занятия, куда относится направление коучинг. С английского термин coaching обозначает способы, сочетающие консультирование и обучение.

Их цель – помочь человеку достигнуть определенных целей – улучшить качество жизни или обрести карьеру мечты. Немного напоминает менторство (наставничество), но коучинг подразумевает не общее развитие личности, а достижение поставленных целей.

Один из инструментов, применяемый на практике на таких занятиях – это пирамида Дилтса, позволяющая решить многие жизненные дилеммы, а также отыскать ответы на давно мучившие вопросы. Это неплохой шанс для понимания своего истинного предназначения. Но прежде чем перейти к ознакомлению с этим «сооружением», стоит вкратце познакомиться с биографией создателя.

Биографическая справка

Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.

Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.

Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:

  • Авиакомпания «Alitalia»!
  • Компьютерная фирма «Apple Computer»!
  • Известная большинству киноманов компания «Lucasfilm Ltd.»!
  • Популярный производитель автомобилей «Fiat»!
  • Корпорация «Xerox»!
  • Итальянская компания «State Railway»!

Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития фирмы «IBM Europe».

Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.

Определение пирамиды

Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.

Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.

Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.

Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.

Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.

В чем необходимость?

Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.

Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:

  • Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
  • Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень

Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.

Уровни египетского аналога

Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.

Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.

Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.

Уровень первый – окружение (реакция)

Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:

  • Комфортно ли мне?
  • Что творится в окружении?
  • Где я нахожусь или желаю быть?
  • Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
  • Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
  • Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?

Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

Уровень второй – поведение (действия)

На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.

Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.

Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.

Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!

Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

Уровень третий – способности (направление)

Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • здоровье;
  • цель;
  • в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.

Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.

Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.

Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:

  • какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
  • Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
  • Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?

Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

Уровень четвертый – ценности (мотивации)

На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!

Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.

Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.

Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.

Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.

На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:

  • Какой важностью для меня обладает данная цель?
  • Насколько ценным окажется результат?
  • Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?

Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?

Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)

Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.

Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.

Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.

Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!

Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:

  • Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
  • Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?

Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.

Уровень шестой – миссия (духовное постижение)

Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.

При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!

Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.

Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.

Ряд дополнительных вопросов

Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:

  • После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
  • В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
  • Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
  • Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
  • Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
  • Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?

Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.

Принцип работы

Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.

Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.

В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».

Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:

  • Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
  • Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
  • Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
  • Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.

Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.

При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.

Важность физического фиксирования задач

На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:

  • При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
  • Написание теста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
  • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
  • По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.

Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

В качестве заключения

В процессе применения творения Дилтса на практике иной раз задумываешься, почему кому-то все дается легко и непринужденно, а другим приходится прилагать немало усилий. Вполне очевидно, что все дело кроется не в количестве затраченного времени и размерах оклада, если речь идет о рабочих вопросах. Здесь таинство заключено в чем-то ином, что сокрыто в глубине каждого из нас на уровне подсознания. И пирамида Дилтсаэто шанс изменить направление течения своей жизни по нужному руслу.

Если кого-то не устраивает материальное или финансовое обеспечение, отношения с родными и коллегами натянуты, следовательно, необходимо пересмотреть личные действия. Но если все выполняется правильно, но результат все равно не удовлетворительный, значит стоит пересмотреть стратегию, убеждения и прочие моменты по уровням.

talktomen.ru

Пирамида Дилтса, которая объясняет, почему вы имеете именно то, что имеете

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, почему в жизни все происходит именно таким образом и почему мы все живем по-разному: кто-то успешен, а кто-то никак не может наладить дела.

AdMe.ru делится принципом пирамиды Дилтса, поняв который, можно изменить жизнь в лучшую сторону.

Главный смысл пирамиды

Пирамида Дилтса — это то, что должен знать и понимать абсолютно каждый человек. И на это есть как минимум две веские причины:

  • возможность проанализировать свою жизнь; анализ с помощью вопросов в данной пирамиде поможет выяснить моменты жизни, которые влияют на ваш путь;
  • шанс повлиять на жизнь; когда вы разберетесь со всеми проблемами, появится четкое представление о том, как же нужно действовать, чтобы дорога жизни повернула в нужную именно вам сторону.

Уровни пирамиды

Прежде чем переходить к разбору уровней пирамиды и поиску ответов, нужно знать главную хитрость: ответ на вопрос каждого уровня можно найти на вышестоящем уровне.

Уровень 1. Что я имею?

Вопрос этого уровня напрямую связан с вашими бытовыми делами, финансами, семьей и всем, что касается вашего окружения. Здесь разумным будет вопрос, касающийся того, почему вы имеете то, что имеете. А чтобы найти на него ответ, нужно перейти на уровень выше.

Уровень 2. Что я делаю?

Вопрос этого уровня, как это очевидно, связан уже с действиями. Логично, что именно действия влияют на то, что мы имеем в итоге. И разумным будет задуматься о том, почему же мы делаем то, что делаем. Ответ на этот вопрос даст следующий уровень.

Уровень 3. Как я выбираю?

Безусловно, далеко не последнее место в жизни занимают сделанные нами выборы. На них могут влиять разные факторы: цели, состояние здоровья, степень увлеченности и т. д. Но и здесь просится дополнительный вопрос: почему мы выбираем то, что выбираем? Разгадку по традиции нужно искать на ступеньку выше.

www.adme.ru

как с помощью уровней Дилтса вызвать доверие аудитории / Habr

Решение по проекту или финансирование стартапа может зависеть всего от одной презентации. Особенно это цепляет, когда выступать приходится профессионалу, который мог бы направить это время на разработку. Если в вашей компании нет отдельных менеджеров, которые занимаются маркетингом и продажами, можно всего за час освоить пирамиду спича, метод недирективного воздействия на аудиторию и правила разработки бизнес-презентаций. Читайте подробнее в этой статье.



Пирамида спича


Когда вы разрабатываете презентацию для доклада на конференцию или другое мероприятие, помните, что аудитория обычно не мотивирована соглашаться с каждым вашим словом. Это нормально — у каждого свой опыт и убеждения. До того, как сказать «Сделайте это…», автор книги SpeechBook Алексей Андрианов рекомендует подготовить аудиторию. Для этого он дает пирамиду cпича. Опытные менеджеры могут в ней узнать пирамиду логических уровней Роберта Дилтса.

1. Уровень окружения

Чтобы настроить аудиторию, достаточно пары фраз о том, что окружает слушателей. Фразы должны быть очевидны и понятны для всех присутствующих. Например: «Коллеги, сегодня середина месяца, мы собрались обсудить результаты» или «Друзья, сегодня мы в этой аудитории вместе разберем кейс компании…».
2. Уровень поведения

Кратко скажите о действиях аудитории. Действие формулируйте в глаголах в настоящем времени: «делаем», «решаем», «меняем». Например: «Ежедневно мы встречаемся с клиентами» или «Рыночная ситуация меняется каждую минуту».
3‍. Уровень способностей

Предложения этого уровня отражают вашу оценку озвученных действий. Говорите прилагательными: «быстро», «здесь лучше — там хуже», «ниже» и т. д. Примеры: «Результаты у подразделений разные, вот рейтинг» или «Этот продукт вышел на рынок за 3 месяца, а в этот раз лонч растянулся на год».
4‍. Уровень ценностей и убеждений

Переходный от уровней низшего порядка к сущностям. Одного короткого предложения хватает, чтобы обозначить ценность. Слова-маркеры: «Верим», «Важно», «Главное», «Ценно», «Любим». Например, «Нет ничего важнее независимости компании» или «Я верю, что этот подход поможет победить конкурентов».
‍5. Уровень идентификации

Самый короткий в речи. К какой группе вы относите присутствующих? «Мы — HRы», «Мы — продавцы», «Мы — инвесторы», «Мы — маркетологи». Вспомните, для кого вы создали презентацию для конференции или оцените, кто перед вами. Возможно, появится еще более мощная идентификация «Мы — эксперты по продаже уникального оборудования».
6. Уровень миссии

Именно здесь нужно говорить о том, ради чего все делается. Напомните аудитории об этом и активизируйте ее к действию. «От нас сегодня зависит, какой будет завтра компания», «Ради запуска новой технологии для лечения детей», «Чтобы наши родные жили в достатке» — вот несколько примеров.
‍7. Скоростной спуск

Только после того, как вы подняли аудиторию по всем уровням, можно призывать к действию. Что вы хотите, чтобы аудитория сделала? Немного повысьте свой голос и скажите это. Начните с глагола в повелительном наклонении.

Недирективное воздействие


Какое еще недирективное воздействие? Есть цифры, данные, графики! Безусловно, но их достаточно только для одной части полушария, а человек принимает решение еще и на эмоциональном уровне. Чтобы активизировать, нужно обратиться к репрезентативной системе слушателя, дать возможность аудитории представить вашу информацию у себя в голове. Лучше всего с этим справляется история, потому что она помогает слушателю найти примеры из своего опыта и совместить их с данными во время презентации.

Помните знаменитое выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета? Он рассказал три истории из своей жизни, обосновывая свою позицию и свой призыв к действию для слушателей. Используя только язык бизнеса, этого эффекта добиться невозможно. Мы принимаем решение мозгом, но пропускаем их через эмоции. История быстро поднимает слушателя на уровень личных ценностей.

Для подготовки презентации для публичного выступления с историей автор предлагает использовать структуру:

  • Вступление
  • Персонаж
  • Завязка (проблема, кризис, препятствие)
  • Нарастание напряжения
  • Кульминация
  • Развязка

Логика бизнес-презентации


Логика бизнес-презентации зависит от ее цели, предмета обсуждения, целевой аудитории и контекста. Автор предлагает две схемы, которые в общих случаях сработают. Это последовательности «Прошлое-настоящее-будущее» и «Проблема-предложение-план».


Структура схемы «Прошлое — настоящее — будущее»


Структура схемы «Проблема-предложение-план»

Напишите в комментариях, что вам было бы интересно читать о создании презентаций.

habr.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *