Ментальная арифметика минусы и вред – Ментальная арифметика – 12 причин не отдавать ребенка на Соробан

Содержание

плюсы и минусы / TeachMePlease

Ментальная арифметика — это методика счёта в уме при помощи древних китайских счёт. Она стала популярной благодаря детским образовательным центрам, которые предлагают её в качестве способа гармоничного развития полушарий мозга. Разберёмся, действительно ли ментальная арифметика может улучшить умственные способности ребёнка, и какие плюсы и минусы методики известны на данный момент.

Что даёт ментальная арифметика?

Большинство учёных сходятся во мнении: выполнение устных вычислений полезно для развития мозга и борьбы с нарушениями в его работе. Например, они приносят эмоциональную устойчивость, предотвращают тревожность и депрессию, выяснили исследователи из Университета Дьюка. Работа дала первые прямые доказательства того, что способность контролировать страх и гнев коррелирует с возможностью совершать вычисления в уме. Казалось бы, в чём связь между «разумными» вычислениям и «интуитивным» контролем эмоций. Дело в том, что оба явления связывает хорошее умение мозга обрабатывать поступающую информацию.

Также при выполнении арифметических действий усиливается связь между левым и правым полушарием мозга, обнаружили исследователи из университетов Дьюка, Мичигана и Техаса. Благодаря этому у учащихся повышается концентрация и улучшается память.

Исследователи из Гарвардского, Стэндфордского и Калифорнийского университетов отмечают, что у некоторых детей ментальная арифметика развивает способность выполнять арифметические действия лучше, нежели дополнительные занятия школьной математикой.

Подведём итог, вот несколько основных плюсов ментальной арифметики для детей:

  • усидчивость,
  • улучшение памяти,
  • трудолюбие,
  • освоение базовых арифметических операций,
  • быстрый счёт в уме,
  • пробуждение интереса к математике.

Есть ли минусы?

В доступных исследованиях не отмечено негативное влияние ментальной арифметики на детей. Как правило, учёные проверяют степень её эффективности.

Так, в уже упоминаемом нами исследовании группа учёных из Гарвардского, Стэндфордского и Калифорнийского университета отмечает, что не все дети лучше справляются с вычислениями за счёт ментальной арифметики. Так, дети, у которых плохо развита рабочая пространственная память, смогут освоить только базовые техники, им сложно будет продвинуться дальше.

Ещё одним минусом может стать то, что для достижения высоких результатов придётся заниматься каждый день самостоятельно по 15-20 минут. Дети, которые не тренируются дома, быстро отстают от группы. Правда, многие школы предоставляют для этого онлайн‑тренажёры — что облегчает процесс.

Минусы ментальной арифметики:

  • нет прямых доказательств развития неарифметических способностей;
  • не все дети могут достичь очень высоких результатов;
  • необходимы регулярные занятия.

В данный момент мы не имеем больших исследований ментальной арифметики, которые бы подтверждали развитие каких‑то других способностей помимо арифметических. Тем не менее многие работы подтверждают пользу устных вычислений для работы мозга как детей, так и взрослых. Так что даже если занятия ментальной арифметикой не сделают ребёнка гением, они точно не повредят его развитию, главное, выбрать качественную программу обучения.

blog.teachmeplease.ru

когда начинать обучение, плюсы и минусы системы

Автор Екатерина Чеснакова На чтение 8 мин. Опубликовано

Все родители мечтают, чтобы их наследники преуспевали в танцах, спорте, играх, музыке. А что нет? Родители готовы все больше и больше вкладывать сил в умственное и физическое развитие собственных чад. Малыши идут на различные тренинги, раннее развитие, обучение скорочтению, а так же изучают счеты Абакус.

Тема сегодняшнего разговора, ментальная арифметика для детей: с какого возраста изучать, какие плюсы обучения, а так же отрицательные моменты, рассмотрим, как проходят уроки для 4-5 лет и 6-7, можно ли учить в 12.

Полезно прочитать: Что такое ментальная арифметика?

Нужно ли малышам учить ментальную арифметику?

Существует ряд преимуществ у деток, которые изучают ментальный счет. Первое и самое главное, они действительно очень хорошо считают в уме. Математика становится для них очень легкой наукой.

Но что более важно, есть тонкие преимущества, такие как улучшение концентрации внимания, фокуса, памяти, логического мышления. А это помогает им успевать и по другим предметам.

Когда ребенок работает на счетах Абакус, он использует обе руки для перемещения шариков инструмента. Движение пальцев активирует датчики мозга, правые координируются с левой стороной мозга и наоборот. Это, в свою очередь, обеспечивает неограниченные преимущества для мозга детей. Ниже перечислены некоторые из преимуществ использования для развития мозга.

уроки ментальной арифметики для детей

Вот некоторые из них:

  • Помогает повысить навыки счета, что делает их лучше и быстрее, как никогда раньше;
  • Помогает в улучшении способности детей решать проблемы. Эта учебная программа очень эффективна для тех, кто не любит изучать математику;
  • Ментальный счет учит логическим рассуждениям;
  • Помогает в усилении концентрации внимания и наблюдательной способности;
  • Укрепляет навыки умственной визуализации;
  • Улучшает фотографическую память, а также помогает лучше читать и писать;
  • Одним из основных преимуществ обучения ментальной арифметики, является то, что она делает математику значимой, полезной и интересной для детей.

Идеальный возраст для изучения ментального счета ребенком

На мой взгляд, любой ребенок, который умеет читать и писать цифры с 1 по 99, является отличным кандидатом на знакомство с ментальной математикой. По моему опыту ближе к 5-6 годам — ​​хороший возраст, так как у них хорошо развиты моторные навыки, чтобы с уверенностью манипулировать счетами Абакус.

Более важный вопрос, в каком возрасте вашему чаду будет трудно начинать занятия? Если родители не помогают в освоении материала, я бы сказала, что это возраст 10 лет. У них так много других видов деятельности и интересов, что без посторонней помощи справиться будет сложно, особенно когда начнется умножение и деление.

Однако если родитель продолжает заниматься с крошкой и работает с ними, ученики демонстрируют впечатляющие результаты и развивают умственные способности ума примерно до 12-13 лет.

обучение ребенка ментальной арифметике

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Напрашивается вопрос, если счет по Абакусу не такой как в школе и используются другие приемы запоминания, не будет ли проблемы в освоении школьного материала?

Существует два мнения и соответственно два ответа на этот вопрос. Так, учителя счета говорят, что проблем не будет, так как детский мозг на много более гибкий и способен обрабатывать и фильтровать много информации. К тому же, развитие двух полушарий мозга будет способствовать лучшему запоминанию школьного материала.

А так же есть мнение родителей, которые говорят, что на первых порах ребенок может запутаться с методами вычисления в школе и на уроках ментальной арифметики. Но дети быстро адаптируются и подстраиваются и впоследствии не имеют с этим проблем.

Но если родители волнуются, что кроха не справится с нагрузкой в школе и на курсах, рекомендуется попробовать заниматься на летних каникулах. Но лучший вариант, если кроха начал свои занятия еще до школы.

как занимаются дети ментальной арифметикой

Как быстро ждать первых результатов?

Начну с того, что обучение ментальной арифметики детям это марафон, а не спринт. Это означает, что обучение счету и развитие умственных навыков это процесс, который лучше всего работает медленно с последовательной практикой.

Сверхагрессивные занятия не принесут долгосрочных результатов быстрее, чем занятия последовательные неделю за неделей.

Обучение визуализации развивается в течение 12-24 месяцев с последующими поддерживающими упражнениями раз в неделю. Эта перестройка мозга ребенка происходит постепенно и способности развиваются.

Занятия дают отличные результаты, но есть одно но. Самое главное это систематичность. То есть нельзя прозаниматься две недели и ждать чудодейственного счета от вашего дитя. Это труд, заниматься надо постоянно.

Как проходят уроки ментальной арифметики с крохами?

Как правило, в школах 12 уровней. Каждый из них длится 3-4 месяца. Занятия проводят два раза в неделю и еще дают домашнее задание.

Многие учителя говорят о том, что на много проще учить деток, которые еще не имеют знаний в счете. Их не нужно переучивать. А вот более старшие ученики, которые уже умеют считать, не сразу готовы принимать систему, так как там есть свои особенности. Таким ребятам приходится переучиваться.

основы ментального счета с учителем

Оптимальный возраст для начала 5-6 лет. Некоторые детки готовы уже в 4 года, все очень индивидуально. Но это не значит, что в 12-14 лет дети не смогут учить ментальный счет. Это тоже вполне реально.

Особенность занятий в том, что ученику приходится одновременно работать как правой, так и левой рукой. А это в свою очередь ведет к активации двух полушарий мозга, и все действия становятся более эффективными.

Особенности занятий ментальному счету с детками 4-5 лет?

Чтобы начать заниматься в 4 года ребенок должен:

  • Свободно произносить и записывать цифры от 1 до 99;
  • У крохи должны быть хорошие двигательные навыки, чтобы можно было производить действия со счетами;
  • Желательно, чтобы ребенок был активным, не стеснительным, разговорчивым. Чем увереннее малыш, тем легче с ним заниматься. Но это не значит, что застенчивые детки не освоят материал, просто учителю необходимо найти контакт с таким крохой.

Занятия с 4-х лет это, прежде всего игра. Не стоит давить на малютку, пусть он увлечется этими упражнениями.

При всем желании, но в 4 года кроха не будет умножать, и делить в уме четырехзначные цифры. Но, согласитесь, это не самое важное.

Главное научить ребенка пользоваться знаниями не только для счета (хоть это и первостепенно), но и для решения любых логических или житейских задач.

Занятия начнутся со знакомства с Абакусом.  Малыши будут учиться набирать цифры на счетах. Им объяснят первые шпаргалки, которыми стоит пользоваться при счете. Это, например, состав числа 5 и 10. Про шпаргалки вы можете прочесть, а так же посмотреть видео №2 в моей статье про обучение ментальной арифметике в домашних условиях.

Затем дети перейдет к простому счету: сначала сложению в пределах 10, а затем и вычитанию. Потом примеры будут усложняться. И к концу первого года обучения вы можете наблюдать вот такую картину с вашим малышом. На видео девочке 3 года и 8 месяцев, посмотрите как она считает:

Что изучает ребенок 6-7 лет?

Считаю, возраст 6-7 лет оптимальным для начала занятий ментальным счетом. Кроха уже точно считает в пределах 99. Может записать эти цифры. Он более усидчивый, чем младшие детки. А мозг готов к принятию нового материала.

Полученные знания помогут с легкостью учиться в школе. Вашему малышу на много легче будет запоминать полученную информацию, а с математикой вообще проблем не будет.

Примеры уроков: вы удивитесь, как могут быстро считать наши малютки

Теперь давайте посмотрим, что же могут делать маленькие ученики, которые занимаются ментальной арифметикой. Их результаты просто поражают.

Выводы: плюсы и минусы упражнений ментального счета крохе

Так получилось, что практически вся статья рассказывала, как же классно заниматься ментальным счетом. Неужели нет никаких отрицательных моментов?

Они конечно есть. Постараюсь их оформить в список:

  • Дорого. Да, обучение достаточно дорогое;
  • Долго. Если вы хотите достигнуть хороших результатов, то не получится прозаниматься пару месяцев, придется делать это несколько лет;
  • Многое зависит он учителя, насколько хорошо он может заинтересовать детей и найти к ним подход;
  • Хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в ментальной математике – занимайтесь вместе с ним. Без вашей поддержки результат будет на много хуже;
  • Бывают детки, которым эти уроки не подходит. И это не значит, что система плохая, просто это не для вас. Не все же танцуют или играют в шахматы. У каждого дитя свои предпочтения и к этому надо относиться с уважением;
  • Даже если вы прошли все уровни и стали специалистом, придется все время поддерживать свои знания и постоянно практиковаться. Это как в изучении языков, если не практикуетесь, знания теряются.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Жду ваших комментариев и дополнений к статье. Возможно, я о чем- то забыла сказать, смелее, не стесняйтесь, пишите мне, я с удовольствием добавлю полезную информацию.

chesnachki.ru

Нужна ли Ментальная Арифметика детям?

Многие родители спешат занять своих чад различными активностями – от спортивных секций до кулинарных мастер-классов. Сейчас в тренде – школы ментальной арифметики. Это новая бизнес-идея или реально полезная методика? Центр интеллектуального развития Mind Work ответит на все вопросы.

Центр интеллектуального развития Mind Work

Наверняка, Вы уже достаточно слышали о ментальной арифметике, от своих знакомых, или же Вам высылали видео по WhatsApp или вы видели в интернете, как маленькие дети очень быстро выполняют математические операции. Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим волшебным словосочетанием:

Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем  на калькуляторе.

В Казахстане широкую популярность набирают школы ментальной арифметики. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Многие центры в Казахстане открыты по франшизным линиям и имеют уже филиальную сеть в крупных городах.

Но мнения казахстанцев расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?

Что такое Ментальная Арифметика и для чего она нужна?

Это методика развития умственных способностей детей от 5 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь этой методике, ребенок может решить арифметические задачи за несколько секунд (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа) в уме, при помощи тренировки на специальных счетах (абакусе).

Какую пользу приносит Ментальная Арифметика?
Обучаясь данной методике у ребенка развиваются очень важные навыки, что способствует эффективному и быстрому обучению новых дисциплин. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Что данная методика развивает работу двух полушарий головного мозга и заставляет работать их синхронно, развивается фотографическая память и концентрация внимания, открываются каналы восприятия: тактильные, визуальные, аудиальные.

Левое и Правое полушарие головного мозга

Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов. Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Еще великий Эйнштейн говорил:

«Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

На начальной стадии обучения ребенок использует обе руки для тренировки на абакусе, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все арифметические действия. Далее дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему в последствии он сможет производить те же расчеты в уме, только уже представляя абакус перед собой и совершая те же арифметические действия, которые он совершал бы на физическом абакусе (Работа с воображаемыми счетами). В итоге ребенок сможет сложить любые числа за несколько секунд.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – это один из основных навыков, который ребенок начинает осваивать уже с первых минут обучаясь ментальной арифметике, с помощью этого навыка ребенок учится моментально концентрировать на важных деталях информации и с легкостью сможет ее запомнить.
ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – это способность зрительно, запоминать информацию за доли секунды. Информация просто запечатлеется на нашем внутреннем экране, откуда мы ее можем в последствии считывать. При помощи флэш карт мы развиваем в детях способность за несколько секунд запоминать картинку и выдавать обработанную информацию с нее. Ведь всем известно, что 80% детей воспринимают всю информацию в основном через зрительные каналы восприятия.
И благодаря этой методике в короткие сроки можно раскрыть почти весь потенциал каждого ребенка, ускорить и улучшить процесс развития, запоминания и обработки информации.

Левое и Правое полушарие головного мозга
А Как же развивается ЛОГИКА?
Все школы ментальной арифметики утверждают, что занятия данной методикой развивают логику у детей…
-Преподаватели ЦИР MIND WORK на этот вопрос отвечают «НЕТ!» Логику ментальная арифметика не развивает,  это лишь хорошо продуманный алгоритм, который до автоматизма усваивается детьми. Для активизации и развития мыслительной деятельности детей мы чередуем занятия с неучебными заданиями, которые в целом ряде случаев оказываются для детей более привлекательными. Неоценимый вклад в развитии логического мышления оказывают задачи и головоломки, ситуационные задания, стратегические игры и игры для развития скорости мышления, где ребенок учится находить нестандартные решения. У него формируется наглядно-схематическое мышление, когда ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертеж), когда ребенок начинает понимать и абстрактные взаимосвязи: между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей различных предметов в школе с опорой на наглядно-условные отображения основных закономерностей внутри учебного материала.

Левое и Правое полушарие головного мозга
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА не МАТЕМАТИКА!!!

Очень большая ошибка некоторых взрослых, что приведя ребенка на курсы по ментальной арифметике, они думают, что ребенок сразу же будет блистать знаниями в математике, или думают, что если ребенок отстает в математике, то надо отдать его н

yvision.kz

Почему детям важна ментальная арифметика

Многие родители понимают, что мир быстро меняется и детям необходимо развивать новые навыки, но далеко не все школы удовлетворяют эту потребность. Поэтому во многих странах активно развиваются современные программы дополнительного образования, например, такие как ментальная арифметика. Вопрос актуальности развития подобных курсов и того, как ментальная арифметика сможет помочь ребенку в мире будущего, уже давно волнует умы передовых преподавателей. И вот какие аргументы мы можем привести в пользу абакуса, второго инструмента по силе влияния на формирование человеческой цивилизации.

Для детей от 5 до 7–8 лет можно выделить условно три основных направления развития. Это родной язык, иностранный язык, а также математика. Эти три направления во многом определяют потенциал ребенка. Конечно же, есть спорт, но это уже физическая составляющая. Заметим, что математика для этой возрастной категории включает в себя прежде всего четыре основные операции (сложение, вычитание, умножение, деление), что и изучается в курсе ментальной арифметики. Однако главная цель курса состоит не только в том, чтобы улучшить отметки по математике, хотя это достигается автоматически.

Программа ментальной арифметики формирует у ребенка навык быстрого устного счета, развивая при этом оба полушария. Методика обучения способствует развитию и улучшению концентрации внимания, нестандартного мышления, увеличению скорости мыслительных процессов. Все перечисленное помогает повысить собственную эффективность детей в современном мире. Любой счет, как известно, делает наш мозг активным и более гибким. Благодаря данной программе мы с ранних лет закладываем навык обработки большого по количеству и разновидности (метапредметность) объема информации, что крайне необходимо в наш век информационных технологий.

В программу по ментальной арифметике также включены логические и нестандартные задачи, интеллектуальные и групповые игры для развития необходимых навыков критического мышления и комплексного решения проблем. Большинство детей в рамках школьной программы испытывают проблемы с геометрией. Решая во время занятий по ментальной арифметике «простые» математические задачи в уме, ребенок развивает образное и пространственное мышление.

Мы верим, что все дети по-своему особенные, одаренные и талантливые. Именно благодаря такому подходу ребенок может развиваться без стресса, раскрывая свой потенциал. Все дети — гении, с этим никто не поспорит! Но, как говорил Эйнштейн, если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой. Массовое образование зачастую не считается с индивидуальными особенностями ребенка. Маленькие группы в Абакус-классах дают нам возможность учитывать эти особенности и, полагаясь на них, развивать необходимые навыки и умения будущего. А благодаря неформальной обстановке обучения в наших центрах, игровой форме и гуманным методам преподавания, детям легче привить интерес к математике и логическим задачам в целом (например, в естественных науках, программировании и т. д.). А интерес и любовь — это и есть самые главные мотиваторы в учебе и деятельности детей сегодня и в будущем.

mel.fm

Ментальная арифметика в начальной школе: за или против

Отличный инструмент для работников торговли

Изначально ментальная арифметика использовалась японскими торговцами для быстрых расчетов со своими покупателями. Не случайно в ней используется абакус, старинный аналог калькулятора.

Абакус содержит четыре костяшки на каждой линеечке и отдельно костяшку, обозначающую пятерку. Таким образом, любое число до 10 может быть обозначено как набор единиц, либо как пятерка и ещё сколько-то единиц.

От привычных счётов с десятью костяшками в ряду, которые и сейчас ещё можно увидеть в магазинах, абакус отличается тем, что помимо структуры числа в десятичной системе, одновременно добавляется структура внутри десятка. Чем нам помогает деление на пятерки? Это заставляет нас считать так, как если бы мы считали на пальцах. Это делает расчёты молниеносными. То есть абакус идеально подходит торговцам, как и было задумано.

Спорный инструмент обучения

Адепты ментальной арифметики преподносят её как подходящий детям способ освоить устный счёт на «отлично». Так ли это? Скорее нет.

Обучение, в отличие от бытовой задачи быстрого расчёта, подразумевает, что нужно научить ребёнка понимать, как он считает. Любое понимание математики – это освоение математических понятий, которые подаются через наглядные пособия, затем иллюстрации и затем абстрактные образы. В ментальной арифметике всё так – счёты с костяшками, затем мнемонические карточки, затем счёт в уме. Но проблема в том, что ученику даётся только один алгоритм и не предлагается вообще никаких других моделей, кроме абакуса.

Кроме того, ментальная арифметика предполагает, что ребёнок уже умеет быстро раскладывать в уме семь как 5+2, девять как 5+4, знает состав всех чисел, может легко сложить 8 и 5, разложив 5 на 2 и 3, и прибавив 3 к 10.

Нет наглядного изучения состава чисел до 10, только до 5, а от 6 до 10 приходится зубрить, что совсем нездорово. Ментальная арифметика не дает понимания арифметических действий, ее цель – получение быстрого ответа.

Недостатки раннего обучения

Предположим, что ребёнок научился быстро считать до семи лет с помощью ментальной арифметики. Что происходит дальше? Он попадает в школу, объяснения учителя ему уже не интересны, потому что считает он быстро – и шансов понять математику очень мало.

Ментальная арифметика не дает возможности делать приближенные вычисления, так как ребенок будет автоматически обращаться к одному алгоритму, который для него прост и понятен. В то время как в жизни требуется гибкость, использование разных способов эффективного счёта. Хороший устный счёт означает, что сначала мы выбираем метод счёта, который лучше подойдёт в данном случае.

Помните про взаимосвязь математических операций и их многомерность

Ребёнку, рано освоившему ментальную арифметику, будет сложнее понять, что существует не только десятичная система строения числа, но и двоичная, восьмеричная, двенадцатеричная и так далее. Привязка к десятичной системе значительно усложнит жизнь ученика в дальнейшем.

Также этот метод хуже готовит к освоению корней, степеней, логарифмов. Он делает трудным освоение дробей, переход от десятичных дробей к обычным. Десятичные дроби после ментальной арифметики даются легко, а вот обычные дроби – одна из основополагающих тем школьной программы — станут проблемой.

Лобные доли, которые отвечают в мозгу за функции программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. Даже в 10 лет они находятся в стадии формирования. Поэтому та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей начальной школы, а тем более дошкольников, может оказаться чрезмерной.

Даже цифровые технологии выигрывают у «старой-доброй» ментальной арифметики когда речь идёт именно о том, чтобы ребёнок понял устройство математики и в дальнейшем легче осваивал темы в средней школе.

Возьмём задания в Яндекс.Учебнике – во-первых, можно решить много вариантов по одной теме, старый добрый принцип «повторение – мать учения» никто не отменял.

Во-вторых, не приходится писать от руки, больше времени получается уделять собственно счёту, дети успевают прорешать больше за то же время.

В-третьих, и родители, и учителя отмечают высокую мотивацию у детей и интерес к подаче и содержанию. И при всём этого задания выдаются учителем, соответствуют ФГОС и общей логике учебной программы

И все же – когда ментальная арифметика полезна?

Обучать детей ментальной арифметике до школы я бы точно не рекомендовала. Это может быть полезно тем детям, которые уже в школе испытывают трудности. Знание этого метода даст им уверенность и свободу в вычислениях. При этом школьную программу ментальной арифметикой лучше не предварять и не обгонять. Она может быть также полезной в 3-4 классах, когда в школе проходят умножение в столбик.

Ментальная арифметика может помочь детям 9-11 лет, когда они уже обладают определенными навыками и знанием, но столкнулись с какими-то трудностями или отстали.

Абакус полезен тем, что он нагляден, ребёнок может «посчитать руками». Она также развивает функции программирования и контроля: нам нужно сделать одну операцию в рамках другой, помнить предварительный результат, использовать его в следующей операции и так далее. Это даёт высокую нагрузку на рабочую память, на зрительно-пространственные функции и это неплохо.

Вообще же я скорее бы рекомендовала ментальную арифметику пожилым людям, просто как гимнастику для мозга.

vogazeta.ru

понятие, плюсы и минусы методики

Плюсы методики

Выделают как минимум 5 важных достоинств данной методики.

  • Способность быстро вычислять в уме.

На практике это умение полезно не только на уроках в школе, но и в обычной жизни. Например, при походе в супермаркет за покупками.

  • Она развивает мышление и мелкую моторику.

Перебирание косточек счет – это массаж и развитие детских пальцев. В свою очередь мелкая моторика рук стимулирует умственную активность.

  • Хорошая память.

Натренировав память в математических расчетах, школьник будет легко запоминать материал по другим учебным предметам.

  • Мотивация к получению знаний.

Освоив непростой метод вычислений, узнав много интересной информации, ребенок приобретет уверенность в своих успехах. Начнет интересоваться другими науками. Так можно подстегнуть интерес малыша к учебе.

  • Внимательность и сосредоточенность.

Концентрируясь на каждом занятии ментальной арифметикой, ученик приобретает важное умение слушать и слышать учителя. Что полезно и в школе и в подготовке домашних заданий.

Пара минусов

В каждой бочке меда найдется капля дегтя, так и у чудо-методики есть недостатки.

  • Решая, обучающийся торопится и ошибается

Это явление временное, с каждым днем, тренируясь, дети разовьют навык до автоматизма. А в начале в пылу азарта они торопятся решить всё быстрей, поэтому иногда ошибаются.

  • В ходе занятий возможны перегрузки.

Несмотря на то, что метод интересный и необычный – это сложный умственный труд. Поэтому в тренировках нужна мера и режим. Долгие занятия могут отбить у детей интерес к счету надолго. Лучше немного недодавать, чтобы ребенок с нетерпением ждал следующего урока.

Особенности обучения ментальному счету и первые результаты

Если занятия проводятся с детьми раннего возраста от 4 лет, то информация преподносится в игровой форме. Цель первых дней – увлечь ребенка миром чисел, мотивировать его к дальнейшим упражнениям.

Заметные результаты появляются не сразу, примерно месяца через 3 после старта. Уроки проводятся каждую неделю, кроме того ежедневно ученик должен выполнять небольшие задания на дом. Полное освоение методики происходит к концу 2-го года тренировок.

Первый год занятий посвящается сложению и вычитанию, на втором году задача усложняется – дети учатся делить и умножать в уме.

Решив отдать свое чадо в класс по обучению ментальной арифметике, не поленитесь побеседовать с педагогом. Проведя тесты, он подскажет, готов ли малыш к математическим занятиям, есть ли у него задатки в этом направлении. Чтобы в будущем ваш ребенок смог достичь больших результатов и успешно окончить школу, прогрессивная методика ментальной арифметики — хороший помощник.

clever-h.ru

Ментальная арифметика: в чем польза?

Курсы по ментальной арифметике очень популярны, потому что математика не всем детям легко дается. А тут еще результат почти мгновенный. Попробуем разобраться, хорошо ли это.

Ментальная арифметика – это методика обучения устным вычислениям с помощью специально сконструированных счетов под названием абакус. Сначала ученик учится решать задачки, передвигая кос­точки на спицах, а со временем начинает то же самое делать в уме. С бешеной скоростью.

Методика существует примерно с XVII века, а придумали ее специально для купцов. Сегодня функции воображаемого абакуса легко может выполнить калькулятор. Несмотря на это курсы по ментальной арифметике пользуются безумным спросом, особенно в Китае, Индии и Японии. Организаторы обещают обучить детей не только сложению, вычитанию, делению и умножению многозначных чисел, но и развить мозг буквально во всех направлениях. Только вот зачем из ребенка делать робота, мало кто задумывается.

От любви до ненависти

Эксперты говорят, что за-нятия ментальной арифметикой способствуют развитию двух нейропсихологических функций. Прежде всего речь идет о так называемом «факторе программирования и контроля». Это когда в уме нужно совершать сложный набор последовательных действий и весь алгоритм ­выполнять без ­оши­бок. А еще ментальная арифметика тренирует зрительно-пространственные функции, ведь конечная цель – научить ребенка считать на воображаемых, а не на реальных счетах. Такой вид работ для мозга полезен – с одной оговоркой.

Лобные доли, которые отвечают за блок программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. В 10 лет они находятся в стадии формирования. Та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей младше этого возраста оказывается чрезмерной. Кроме того, если ребенка просят выполнять задания, которые не подходят ему по уровню физиологического развития, обучение может ­худо-бедно продвигаться, но пользы будет все-таки мало. А если ученика еще и заставлять, рано или поздно он возненавидит и ментальную арифметику, и математику, а там и учебу со школой вместе взятые. Мотивация получать знания пропадет.

Если вы хотите, чтобы ребенок был силен в математике, фишка не в том, чтобы научить его считать. Эту функцию выполняет сегодня калькулятор. А в том, чтобы он понял, как посчитать легко, то есть умел подыскивать подходящий способ в каждой конкретной ситуации, а не действовал всегда по одному алгоритму.  

Перспективы на будущее

Есть и другие опасности, о которых организаторы модных курсов не предупреждают. Освоение метода ментальной арифметики в раннем возрасте может тормозить развитие математических способностей.

Представление о числе формируется у нас постепенно. Сначала нужно уловить суть понятий «больше – меньше» и научиться на глаз судить об объеме и количестве предметов. Здесь на помощь приходят счетные палочки и игры с подручными материалами – яблоками, шишками или кубиками, которые нужно посчитать. Каждая из таких моделей обогащает наше «математическое восприятие» и развивает «интуицию больших чисел». Так мы учимся чувствовать, например, что 327 бананов – это слишком много, а 17 – совсем другое дело.

Ментальная арифметика подразумевает обучение только одному способу оперирования с числами. Ребенок действительно научается быстро складывать, вычитать, делить и умножать. Но представление о числе у него складывается очень бедное, а сама суть математических действий остается для него тайной.

В 2018 году первое место на чемпионате мира по ментальной арифметике заняла 6-летняя Алиса Гусева из Екатеринбурга.

Если ребенок знакомится с абакусом в возрасте 4–6 лет, сложностей будет еще больше. Другие способы обращения с числами, с которыми он встретится в начальной школе, покажутся ему ненужными: он же и так прекрасно считает. В итоге получится, что весь «базовый» материал усвоится не в ходе разнообразных предметных игр, а в виде зубрежки. Дальше начнутся дроби, знакомство с десятичной системой и логарифмами, извлечение корня. А для освоения этих понятий, помимо прочего, крайне важно уметь делать приблизительные вычисления. Но таких навыков ментальная арифметика не дает.

Здоровые ориентиры

Чтобы освоение абакуса принесло ребенку только пользу, наш эксперт советует применять его по таким принципам:

До школы ментальная арифметика больше навредит, чем поможет, если не будет игрой от случая к случаю, среди прочих математических игр.

Чтобы улучшить оценки по математике, вместо абакуса имеет смысл освоить с ребенком обычные «советские» счеты. Они помогут закрыть пробелы, подтянуть знания.

Абакус можно использовать для снятия «математической тревожности». Если вы чувствуете, что ребенок входит в ступор на уроках математики, он переживает, что все это слишком сложно и он не справится, ментальная арифметика поможет снять стресс.

Если вы решили предпочесть абакус, пусть ребенок оттачивает на нем только тот материал, с которым возникли проблемы, и не забегает далеко вперед. Например, в школе проходят сложение в пределах двадцати – значит, в этих же пределах стоит заниматься и ментальной арифметикой.

Абакус – хорошая модель для оперирования десятичными дробями. Но, опять же, ограничьтесь только этим «узким» материалом, если к моменту его освоения в школе ребенку вообще нужны будут объяснения на пальцах.

Если вы отдали детей на занятия по ментальной арифметике, дома делайте с ними побольше заданий на удобные приемы счета. Например, если в задаче просят вычесть 17, а потом прибавить 27, спросите сразу: «А как можно проще?» Пусть догадаются, что легче просто прибавить 10. Цель – не применять только абакус, а прибегать к нему, только ­если ­по­­-другому ­решить задачу невозможно.

www.parents.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о