Мерцених упражнения для мозга: Зарядка для ума | Forbes.ru

Содержание

Зарядка для ума | Forbes.ru

Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США), почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями.

Пластичность мозга, область, которую начал осваивать Мерцених, стала теперь одной из самых модных в медицине — она сулит стареющему обществу обнадеживающие перспективы. Заинтересованных в новейших методах исследования мозга все больше: шесть лет назад 450 млн людей, или 7% населения планеты, были старше 65 лет, к 2050 году 65-летний рубеж перешагнет 16% населения, то есть около 1,5 млрд человек.

Мерцених, чей мозг в употреблении уже 63 года, недавно превратил свои научные изыскания в рыночный продукт. Он вместе с партнерами основал компанию Posit Science, которая начала продажу программного обеспечения, способного, если верить его создателям, «омолодить» мозг. Цена вопроса — $495. На тренировку мозга нужно потратить 40 часов; сидя перед монитором компьютера, вы будете отвечать на вопросы, задаваемые программой, и решать поставленные ею задачи. Программа напоминает видеоигру, которая просит вас перестраивать рассказы и последовательности слов или отличать восходящий тон от нисходящего. Когда ухо внимательно и усердно работает, оно передает в мозговые центры, отвечающие за память и восприятие, более чистую информацию.

Реклама на Forbes

Майкл Мерцених заявляет, что его программа позволяет мозгу выполнять когнитивные тесты так, как будто он как минимум на десять лет моложе. Хотя притязания Posit Science пока не находят поддержки у американского Управления по продовольствию и лекарствам (FDA), Мерцених говорит, что в некоторых случаях его метод может заставить семидесятипятилетнего человека думать и запоминать так же хорошо, как если бы ему было 55 лет. Программы мозговой тренировки от Posit предлагаются обитателям пятидесяти домов престарелых в США и Канаде. Компания уже получила $23 млн венчурного капитала от инвесторов и заработала $1 млн на продажах.

Даже если FDA скажет, что Мерценихова игра — это полная чушь, спрос на нее может быть невероятным. Ведь никакой закон не запрещает продавать в США компьютерные программы, если продавец не называет их лечебным средством. К примеру, игра «Brain Age: тренировка для мозгов, три минуты — и готов» для карманных приставок Nintendo стала одной из самых популярных игр в Японии в прошлом году, было продано 1,7 млн копий. Вскоре она появится и в США. Brain Age с помощью математических и словесных задачек вроде как заставляет голову работать лучше.

Но для Майкла Мерцениха развивающие мозг компьютерные игры — только начало. На основе бета-версии его программ компания Posit Science разработала методику лечения таких серьезных неврологических заболеваний, как болезнь Альцгеймера и шизофрения.

Сейчас эта методика проходит клинические испытания. «Большинство людей ждут решения проблемы старения от новых лекарств, стволовых клеток, генной инженерии или медицинского оборудования, — говорит Мерцених. — Я же думаю, что лучший результат даст наша работа».

Конечно же не только Мерцених исследует пластичность мозга. Рэндольф Нудо, ранее работавший в лаборатории Мерцениха, сейчас руководит Ландонским центром изучения старения в Университете штата Канзас. В ходе лабораторных опытов над животными Нудо выяснил, что мозг способен самопроизвольно возводить новые соединительные мосты после травмы или инсульта. Цель ученого — изобрести метод лечения, совмещающий медикаменты, электростимуляцию и развивающую терапию, чтобы каждый год помогать 700‑000 американцев, перенесшим инсульт. В университете немецкого города Констанца профессор нейропсихологии Томас Элберт применяет метод лечения, основанный на идее пластичности мозга, к постинсультным пациентам, которые утратили речь или не могут пользоваться одной из конечностей.

Девять из десяти пациентов, которым восстанавливали речь, существенно улучшили свое состояние за две недели, тренируясь каждый день по три часа. Это впечатляющий результат. Хотя не стоит забывать, что многие больные афазией поправляются сами или же при помощи традиционной терапии.

Коллега Мерцениха из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист по физиотерапии Нэнси Бил, работала с гитаристами и пианистами, у которых непрерывная игра вызывала ощущение, будто два пальца сливаются в один, — этот синдром известен как точечная дистония кисти. Простые, но эффективные стимулирующие упражнения постепенно заставляют пальцы снова двигаться по отдельности. Психиатр Джеффри Шварц из Лос-Анджелеса проводит больных, страдающих навязчивым неврозом, через цикл упражнений, чтобы они могли концентрироваться, скажем, на сочинении или исполнении музыки, а не‑на однообразных действиях, как, например, навязчивое мытье рук. Из тысячи пациентов, которых он лечил, 80% существенно улучшили свое состояние.

Изучение пластичности также показало, что наши пять чувств, которые раньше считались изолированными системами в мозге, на самом деле взаимозаменяемы. Американский нейробиолог Пол Бачирита ошеломил своих коллег серией экспериментов, во время которых легкая электрическая стимуляция языка пациента помогала частично восстановить нарушенное зрение.

Если изучение высшей нервной деятельности человека к чему и привело, так это к тому, что интуитивно понятное правило — используй мозг или он атрофируется — теперь стало научным фактом. Синапсы, загруженные в молодости обучением и запоминанием, к старости производят меньше химических нейромедиаторов, посредством которых передаются сигналы в мозге. У восьмидесятилетнего человека производится в пять раз меньше дофамина (вещества, тесно связанного с вниманием и памятью), чем у двадцатилетнего. А без достаточного количества химической «смазки» стареющие мозги уже не могут с достаточной четкостью различать звуки и фрагменты реплик в разговоре.

Происходящие с возрастом неврологические ухудшения в мозге приводят к эффектам, которые Мерцених называет «шумами».

Расслышать и запомнить становится все труднее. «Все эти штуки летят к черту из-за бездействия, если только вы не будете их подзаряжать специальными упражнениями», — говорит он.

[pagebreak]

Чтение, работа и насыщенная жизнь — вполне достаточный набор, чтобы постоянно поддерживать здоровье мозга. Но для повышения его производительности необходимо невероятное количество упражнений: учить новый язык, регулярно брать уроки музыки, собирать сложные мозаики — и все для того, чтобы мозг вырабатывал достаточно вещества, укрепляющего синапсы.

Майкл Мерцених впервые понял, насколько податлив мозг, проведя серию опытов в середине 1980-х. Он решил обучить обезьянок саймири вытаскивать кусочки еды из пластикового сосуда. После тысячи попыток (при этом размер сосуда уменьшали от раза к разу) обезьянки освоили эту процедуру в совершенстве. Мерцених тогда зафиксировал нервную активность в коре их головного мозга, в височной доле больших полушарий, ответственной за обработку информации (у людей этот участок мозга отвечает за язык). Он сравнил данные с замерами, сделанными до начала эксперимента. «Куда бы я ни взглянул в мозге, везде механизмы изменились», — говорит он.

В конце 1980-х Майкл Мерцених вместе с коллегами из своего университета начал разработку первого настоящего улиткового имплантата для людей с нарушениями слуха — в основу были положены результаты его прежней работы с обезьянами. Улитковый имплантат — это крошечный внешний микрофон, передающий звук на хирургически вставленный электрод, который раздражает все еще действующий слуховой нерв во внутреннем ухе. Пациентам, получившим такой имплантат, требуется от 6 до 15‑месяцев, чтобы восстановить слух до нормального уровня.

Мерцених утверждает, что на протяжении всего времени, когда пациенты слушают и повторяют услышанные слова, их мозг создает новые активные кластеры для представления отрывков осмысленной речи. Таким образом они заново учатся слышать. «Я пытался объяснить конструкторам, что чудо не в конструкции, а в самом мозге, — говорит Мерцених.

— В конечном счете получается, как будто ухо заменили».

Способность мозга к самоизлечению поражает воображение. Мерцених уверен, что недалек тот день, когда все люди старше 40 лет будут проходить «фитнес-курс» для мозга, позволяющий мозгу хранить информацию так же хорошо, как в 20 лет. Добавьте к этому средство от морщин — и вот вам вечная молодость.

11 простых упражнений для мозга, которые помогут сохранить хорошую память до старости

Нейробика — это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац на основе результатов исследований, проведенных в конце ХХ века. Они доказали: хотя ум действительно слабеет к старости, есть способы держать его в тонусе даже в почтенном возрасте.

Дело в том, что при решении однотипных, рутинных задач в мозге истощаются отростки нервных клеток — дендриты. И наоборот, новые дендриты синтезируются во время поиска нестандартных решений. Упражнения нейробики основаны именно на этом механизме.

Мы в AdMe.ru собрали самые интересные упражнения нейробики и делимся ими с вами.

1. Изучайте новые запахи

Утром, сразу после пробуждения, вдыхайте новые запахи, к примеру, ароматы эфирных масел. Это будит мозг. Нейробиологи утверждают: наше обоняние является единственным проводником, напрямую связанным с эмоциональным центром мозга.

2. Читайте журналы не по интересам

Покупайте новые журналы (или читайте статьи в интернете), которые вообще не относятся к кругу ваших интересов. Про рыбалку, если вы увлекаетесь модой, про бизнес, если вы рыбак. Не нужно глубоко изучать вопрос — достаточно просто менять тему того, что читаешь.

3. Подключайте ноги

На наших стопах расположено огромное количество нервных окончаний, которые напрямую взаимодействуют с мозгом и со всеми остальными частями тела. Попробуйте выполнять некоторые действия ногами. Упала декоративная подушка с дивана? Подцепите ее пальцами ног и забросьте обратно. Нужно выбрать новую обувь? Подойдите к вопросу осознанно и максимально сконцентрируйтесь на ощущениях своих ног.

4. Читайте друг другу вслух

Читайте друг другу вслух, чередуя роли слушателя и читателя. Во время чтения вслух и слушания мозг задействует новые нейронные цепи, которые не работают, когда мы читаем про себя. Так мозг активнее подключается к процессу.

А психологи говорят, что чтение вслух еще и укрепляет отношения в паре.

5. Думайте новыми словами

Отвечайте на вопросы, не используя стандартные клише и штампы. Или хотя бы думайте новыми словами, новыми фразами. Формулируйте одну и ту же мысль в своей голове по-разному, в разных ключах.

6. Меняйте привычный темп

Меняйте темп привычных действий. Попробуйте, например, в новом темпе мыть посуду или причесываться. Если вы привыкли все делать быстро, осознанно замедлите себя, а если вы по жизни медлительный человек, заставьте себя совершать привычные действия быстрее.

7. Пользуйтесь другой рукой

Привычные бытовые действия периодически выполняйте нерабочей рукой: левой, если вы правша, и правой, если вы левша. Попробуйте, к примеру, другой рукой чистить зубы, набирать текст на смартфоне, мыть посуду или наносить крем.

8. Ищите взаимосвязи

В качестве игры-разминки для мозга поищите взаимосвязь между совершенно не связанными между собой предметами. Попробуйте остановиться на двух любых вещах вокруг вас и найти между ними как можно больше общего. К примеру, что общего есть у компьютерной мыши и кресла?

9. Передвигайтесь по дому вслепую

Периодически передвигайтесь по дому вслепую, пытаясь ориентироваться с закрытыми глазами. Особо уверенные в своих силах могут попробовать вслепую принять душ. Когда зрение заблокировано, все остальные органы чувств резко активизируются.

10. Занимайте мозг во время ожидания

В очереди или, к примеру, во время долгой поездки на автобусе также можно играть с мозгом: внимательно ощупывать монетку, изучая ее рельеф, или играть с собой в слова по какому-либо принципу (вспоминать слова на букву «к», города, имена и так далее).

11. По-новому готовьте привычные блюда

Привычные блюда готовьте по-новому, экспериментируя со вкусом, порядком подачи на стол или температурой. Можно добавить новый соус, приготовить пасту аль денте, а не разваренную. А можно экспериментировать со способом готовки: к примеру, менять порядок действий.

Бонус: главные принципы, по которым работает нейробика

Упражнения нейробики задействуют все 5 органов чувств человека, причем как минимум один из них обязательно должен работать в новом для себя контексте. При этом вырабатывается нейротропин — вещество, способствующее образованию новых нервных клеток и связей между ними.

Нейробика предполагает вовлечение в работу разных видов внимания: произвольного, непроизвольного и послепроизвольного. Самый полезный метод — чередование сильной концентрации внимания с легкими видами действия.

При выполнении упражнений для тренировки мозга важно вовлекать эмоциональный фон: делать что-то, что вызывает новые эмоции. Попробуйте, например, понюхать телефон или ежедневник — это точно вас удивит.

А как вы развиваете свою память? Делитесь в комментариях!

Популярные упражнения признали бесполезными для здоровья мозга

Возраст — самый большой фактор риска для многих заболеваний головного мозга, большинство из которых влияют на его структуру и функции. Ученые задались вопросом, какой вид спорта является лучшим для предотвращения болезни Альцгеймера и других форм деменции. Бег или йога: что лучше для мозга?

В жизни не бывает периода, когда мозг и его функции остаются в стабильном состоянии. Известно, что одни когнитивные способности с возрастом становятся слабее, в то время как другие улучшаются.

Некоторые области мозга, включая гиппокамп, уменьшаются в размере, замедляется скорость связи между нейронами. Но факт остается фактом: тот, кто много двигается, долго остается в хорошей форме. Поэтому физические упражнения являются важным фактором в профилактике деменции и болезни Альцгеймера. Однако многое зависит от типа движения. В конце концов, не каждый вид спорта должен оказывать одинаковое воздействие на мозг.

Так каков лучший способ предотвратить потерю памяти, слабоумие и в целом отсрочить приход старости? Бег, езда на велосипеде, ходьба, йога или цигун?

Одно из исследований на крысах дало удивительные результаты: некоторые формы упражнений могут быть гораздо более эффективными для увеличения объема мозга, чем другие.

Например, бег, силовой фитнес и высокоинтенсивные интервальные тренировки оказывали разное неврологическое воздействие.

8-недельный эксперимент показал, что «аэробные упражнения, такие как бег, усиливают нейрогенез гиппокампа у взрослых грызунов».

Но очевидно, что крысы не люди. Мириам Нокиа, руководитель исследования, уверенно предполагает, что «длительные занятия аэробикой могут быть наиболее полезными для здоровья мозга и у людей». Почему бег трусцой более мощный стимул для нейрогенеза, чем другие тренировки, пока неясно. Нокиа считает, что бег на длинные дистанции стимулирует выброс определенного вещества в мозг, который и регулирует нейрогенез.

А вот силовые и интервальные тренировки могут, например, стимулировать создание дополнительных кровеносных сосудов или новых связей между нейронами.

Об этом говорит и наблюдение за мозгом 876 пожилых людей с интервалом в 5 лет: ученые проверяли их память и способность устанавливать причинно-следственные связи.

Оказалось, что здоровью мозга больше способствуют кардиотренировки: бег трусцой, езда на велосипеде, плавание и др. Участники эксперимента, которые выбирали виды спорта с низким уровнем интенсивности движения, например ходьбу или йогу, показывали скромную активность мозга.

Конечно, это не означает, что надо отказаться от йоги и других видов тренировки баланса и гибкости. Идеально сочетать разные виды активности ради долгого здоровья гиппокампа, который отвечает за эмоции, кратковременную память и ее превращение в долговременную.

Тренируем извилины.

14 полезных упражнений для мозга | Инфографика

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова

.

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

Инфографика АиФ

Нейробика

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин. И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации. Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает. А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением – мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности. Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж. Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе, еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле­вую – тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения – каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.

Смотрите также:

Два действия, чтобы до седин сохранять мозг молодым — Английского языка жемчуга


Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, США, почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями.

Основная причина ухудшения памяти с возрастом — это снижение скорости обработки информации. Из-за снижения скорости мозг начинает плохо фиксировать новые события в наших нервных системах. Что в свою очередь снижает точность, силу и остроту восприятия. Возникает проблема «сигнал — шум», когда нейроны передают расплывчатые сигналы всем последующим нейронам в цепи: «неясные как на входе, так и на выходе». Проще говоря, как можно что-то хорошо запомнить, если мы не способны это четко зафиксировать, потому что получаем расплывчатые сигналы.

Система становится более зашумленной по двум причинам. «В детстве, — пишет Мерцених, — мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили».

Проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят.

Именно поэтому изучение нового языка в пожилом возрасте улучшает и сохраняет память в целом. Это занятие, требующее высокой концентрации внимания, активирует систему управления пластичностью и поддерживает ее в хорошей форме. Это помогает сохранять четкие воспоминания любого типа.

Мерцених поясняет, что полезно все, что требует высокой концентрации внимания: обучение новым видам двигательной активности, решение сложных головоломок или смена рода деятельности, связанная с приобретением новых навыков. Мерцених — ярый сторонник изучения новых языков в пожилом возрасте: «Постепенно вы будете оттачивать все заново, и это принесет вам огромную пользу».

То же самое можно сказать о подвижности нашего тела. Если вы будете просто исполнять те танцы, которые выучили много лет назад, это не поможет вам сохранить двигательную кору мозга в должной форме. Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому, требующему высокой сосредоточенности.

Физическая деятельность необходима нам не только потому, что она помогает создавать новые двигательные нейронные карты, но потому, что… мозгу постоянно нужен кислород. Ходьба, езда на велосипеде, плавание или кардиоваскулярные упражнения укрепляют сердце и снабжающие мозг кровеносные сосуды и помогают людям, занимающимся этими видами деятельности, чувствовать себя в лучшей психической форме. Об этом говорил еще римский философ Сенека две тысячи лет назад.

На самом деле мозг укрепляется под действием всего, что поддерживает сердце и сосуды в хорошей форме, включая здоровую диету. При этом не обязательно заниматься длинными и утомительными тренировками в спортзале — достаточно согласованных естественных движений конечностями. Даже простая ходьба в хорошем темпе стимулирует рост новых нейронов.

Физические упражнения стимулируют нашу сенсорную и двигательную кору, а также поддерживают систему равновесия нашего мозга. С возрастом эти функции начинают ослабевать, делая нас подверженными падениям и лишая возможности выйти из дома. А ничто так не ускоряет атрофию мозга, как пребывание в одной и той же обстановке. Однообразие разрушает нашу допаминовую систему и систему внимания, которые очень важны для сохранения пластичности мозга.

Чтение, работа и насыщенная жизнь — вполне достаточный набор, чтобы постоянно поддерживать здоровье мозга. Но для повышения его производительности необходимо невероятное количество упражнений: учить новый язык, регулярно брать уроки музыки, собирать сложные мозаики — и все для того, чтобы мозг вырабатывал достаточно вещества, укрепляющего синапсы. (c) источник

Майкл Мерцених впервые понял, насколько податлив мозг, проведя серию опытов в середине 1980-х. Он решил обучить обезьянок саймири вытаскивать кусочки еды из пластикового сосуда. После тысячи попыток (при этом размер сосуда уменьшали от раза к разу) обезьянки освоили эту процедуру в совершенстве. Мерцених тогда зафиксировал нервную активность в коре их головного мозга, в височной доле больших полушарий, ответственной за обработку информации (у людей этот участок мозга отвечает за язык). Он сравнил данные с замерами, сделанными до начала эксперимента. «Куда бы я ни взглянул в мозге, везде механизмы изменились», — говорит он.

В конце 1980-х Майкл Мерцених вместе с коллегами из своего университета начал разработку первого настоящего улиткового имплантата для людей с нарушениями слуха — в основу были положены результаты его прежней работы с обезьянами. Улитковый имплантат — это крошечный внешний микрофон, передающий звук на хирургически вставленный электрод, который раздражает все еще действующий слуховой нерв во внутреннем ухе. Пациентам, получившим такой имплантат, требуется от 6 до 15‑месяцев, чтобы восстановить слух до нормального уровня.

Мерцених утверждает, что на протяжении всего времени, когда пациенты слушают и повторяют услышанные слова, их мозг создает новые активные кластеры для представления отрывков осмысленной речи. Таким образом они заново учатся слышать. «Я пытался объяснить конструкторам, что чудо не в конструкции, а в самом мозге, — говорит Мерцених. — В конечном счете получается, как будто ухо заменили».

Способность мозга к самоизлечению поражает воображение. Мерцених уверен, что недалек тот день, когда все люди старше 40 лет будут проходить «фитнес-курс» для мозга, позволяющий мозгу хранить информацию так же хорошо, как в 20 лет. Добавьте к этому средство от морщин — и вот вам вечная молодость. (с) источник

Практический комплекс упражнений для тренировки мозга

Автор: Людмилa Ивaнoвнa Baнcoвcкaя, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского гocyдарственного унивepcитета.

 

Наш мозг нельзя растянуть: он не сокращается подобно мышцам ног при ходьбе. Однако чем больше человек упражняет свой мозг, тем больше нервных связей создается в нем. Чем выше активность мозга, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом.

Если человек мало привлекает свой мозг к работе, существующие связи слабеют, мозг получает меньше кислорода, начинает хуже работать. Интеллектуальное здоровье человека непосредственно зависит от того, в каком состоянии находится информационная нейронная сеть мозга. Именно она отвечает за объединение нервных клеток. Ее можно упражнять. Каждое свежее раздражение оказывает содействие появлению новых связей — этот процесс не имеет возрастной зависимости.

Жизнь идет. Количество прожитых лет умножается. Теперь необходимо специально активизировать мыслительные процессы коры головного мозга свежими впечатлениями. В период детского и подросткового возраста, а также в период юношества процесс обучения в школе, институте и еще свое личное любопытство стабильно поставляли мозгу свежие впечатления. С годами в поле деятельности восприятия начинает господствовать рутина. Поэтому очень важно приобрести навыки нестандартного мышления, учиться решать проблемы новыми методами.

Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария. Этому поможет комплекс упражнений на координацию и целенаправленное расслабление.

 

Создать базу для формирования высокой умственной активности можно несколькими способами:

  • Энергичные движения будут являться стимулом для активного кровообращения, обеспечат приток кислорода в мозг.
  • Питательные вещества создадут основу для надежного информационного обмена между клетками серого вещества.

 

Упражнять способности мозга можно, действуя в двух направлениях.

 

1. Тренировка:

  • упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
  • упражнения на движение превратят мозг в работоспособный орган;
  • тренинги памяти поднимут творческие способности на новый уровень.

 

2. Релаксация:

  • для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;
  • сопротивление стрессу и напряжению приведет к повышению концентрации внимания;
  • процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

 

Чтобы данное сложнейшее устройство действовало без особых проблем, клетки серого вещества мозга затрачивают немалую долю энергии. Им требуется около 20% всего объема энергии, который организм получает в процессе приема пищи. Следовательно, то, что человек употребляет в пищу, играет большую роль. От продуктов питания зависит работоспособность головного мозга:

  • при полноценном питании и тело, и мыслительная структура получают необходимые витамины и минеральные вещества, крайне необходимые для непрерывного обмена информационным материалом, который находится в нервных клетках;
  • для полноценного обмена необходимыми веществами между клетками и другими органами необходимо выпивать около двух литров жидкости в день.

 

Активное движение поможет избежать стрессовых ситуаций и предупредит застойные явления в мыслях.

Тренировка координации считается одной из своеобразных форм движения. Среди множества положительных аспектов этих упражнений выделяют целенаправленное повышение работоспособности головного мозга.

Одновременная работа и правого, и левого полушарий достигается при помощи упражнений, которые содержат движения, связанные с перекрещиванием рук и ног. Выполнение этих упражнений приводит к расслаблению внимания, которое, в свою очередь, поможет достичь пика работоспособности.

Итак, выполните комплекс упражнений, направленных на развитие координации и умственных способностей.

 

Упражнение мозга «Сведение пальцев рук и ног»

1. Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.

2. Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.

3. Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание, соедините пальцы ног. Совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. Когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

 

Упражнение мозга «Скрещивание рук и ног»

1. Выполняйте перекрестные маховые движения руками перед туловищем на высоте плеч в горизонтальной плоскости. При этом сначала правая рука проходит над левой, потом наоборот. Ладони обращены к полу. После того как вы некоторое время помашете руками перед корпусом, начните перекрещивать руки позади корпуса примерно на уровне ягодиц. Продолжите выполнение упражнения, присоединив к движению рук перекрещивание ног. Ведите левую ногу перед правой при движении вправо и соответственно правую ногу перед левой при движении влево.

2. Теперь двигайтесь вправо и выполняйте перекрестные движения ногами. Сделайте шаг в сторону, заведите левую ногу за правую, сделайте еще один шаг правой и приставьте левую ногу. Затем повторите движения в обратную сторону. Чем больше будет тренировок, тем увереннее будете себя чувствовать.

 

Упражнение мозга «Марионетка наоборот»

1. Встаньте прямо, ноги поставьте вместе, руки сложите над головой. В прыжке сделать мах руками в стороны назад, одновременно расставляя ноги. Так же прыжком вернуться в исходное положение.

2. Ногами выполнять те же движения, что и раньше, а руки вытянуть перед туловищем и по очереди двигать вверх-вниз.

3. Теперь выполнять руками уже привычное движение в стороны, а ногами — прыжки вперед-назад, переступая с ноги на ногу, как при ходьбе.

 

Упражнение мозга «Великий дирижер»

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.

2. Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.

После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.

 

Упражнение мозга «Путаница»

1. Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.

2. Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.

 

Упражнение мозга «Рисование носом»

1. Нужно представить себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.

2. Когда эта техника будет освоена, попробуйте «написать» в воздухе несложные слова или имена.

 

Упражнение мозга «Перекат с лимоном»

Для выполнения этого упражнения необходимы лимон и стул.

1. Нужно лечь на спину на пол, а стул поставить за головой. Теперь зажмите лимон ступнями. Затем нужно медленно поднять ноги и отвести их за голову так, чтобы положить лимон на стул. Затем снова возьмите ногами лимон и вернитесь в исходное положение. Дыхание должно быть равномерным.

2. Если вы находитесь в хорошей физической форме, можно положить лимон не на стул, а на пол за головой. Нужно заметить, что такие позы, как березка и стойка на голове, также стимулируют мозговое кровообращение.

 

Упражнение мозга «Дыхание йогов»

1. Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.

2. Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

 

Упражнение мозга «Расслабление и концентрация»

1. Необходимо сесть по-турецки и закрыть глаза.

2. Затем сделать несколько вдохов, тщательно контролируя дыхание и направляя воздух глубоко вниз живота. Нужно заставить работать диафрагму.

3. Нужно сконцентрировать внимание на дыхании. При вдохе мысленно произносите «омммммм», при выдохе — «ах».

4. Можно произносить эти звуки вслух, не сбиваясь с ритма дыхания.

 

Только практические современные знания. Выберите интересные вам курсы из нашего каталога и меняйте свою жизнь к лучшему прямо сейчас.

Два действия, чтобы до седин сохранять мозг молодым


Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, США, почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями.

Основная причина ухудшения памяти с возрастом — это снижение скорости обработки информации. Из-за снижения скорости мозг начинает плохо фиксировать новые события в наших нервных системах. Что в свою очередь снижает точность, силу и остроту восприятия. Возникает проблема «сигнал — шум», когда нейроны передают расплывчатые сигналы всем последующим нейронам в цепи: «неясные как на входе, так и на выходе». Проще говоря, как можно что-то хорошо запомнить, если мы не способны это четко зафиксировать, потому что получаем расплывчатые сигналы.

Система становится более зашумленной по двум причинам.«В детстве, — пишет Мерцених, — мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили».

Проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят.

Именно поэтому изучение нового языка в пожилом возрасте улучшает и сохраняет память в целом. Это занятие, требующее высокой концентрации внимания, активирует систему управления пластичностью и поддерживает ее в хорошей форме. Это помогает сохранять четкие воспоминания любого типа.

Мерцених поясняет, что полезно все, что требует высокой концентрации внимания: обучение новым видам двигательной активности, решение сложных головоломок или смена рода деятельности, связанная с приобретением новых навыков. Мерцених — ярый сторонник изучения новых языков в пожилом возрасте: «Постепенно вы будете оттачивать все заново, и это принесет вам огромную пользу».

То же самое можно сказать о подвижности нашего тела. Если вы будете просто исполнять те танцы, которые выучили много лет назад, это не поможет вам сохранить двигательную кору мозга в должной форме. Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому, требующему высокой сосредоточенности.

Физическая деятельность необходима нам не только потому, что она помогает создавать новые двигательные нейронные карты, но потому, что… мозгу постоянно нужен кислород. Ходьба, езда на велосипеде, плавание или кардиоваскулярные упражнения укрепляют сердце и снабжающие мозг кровеносные сосуды и помогают людям, занимающимся этими видами деятельности, чувствовать себя в лучшей психической форме. Об этом говорил еще римский философ Сенека две тысячи лет назад.

На самом деле мозг укрепляется под действием всего, что поддерживает сердце и сосуды в хорошей форме, включая здоровую диету. При этом не обязательно заниматься длинными и утомительными тренировками в спортзале — достаточно согласованных естественных движений конечностями. Даже простая ходьба в хорошем темпе стимулирует рост новых нейронов.

Физические упражнения стимулируют нашу сенсорную и двигательную кору, а также поддерживают систему равновесия нашего мозга. С возрастом эти функции начинают ослабевать, делая нас подверженными падениям и лишая возможности выйти из дома. А ничто так не ускоряет атрофию мозга, как пребывание в одной и той же обстановке. Однообразие разрушает нашу допаминовую систему и систему внимания, которые очень важны для сохранения пластичности мозга.

Чтение, работа и насыщенная жизнь — вполне достаточный набор, чтобы постоянно поддерживать здоровье мозга. Но для повышения его производительности необходимо невероятное количество упражнений: учить новый язык, регулярно брать уроки музыки, собирать сложные мозаики — и все для того, чтобы мозг вырабатывал достаточно вещества, укрепляющего синапсы. (c) источник

Майкл Мерцених впервые понял, насколько податлив мозг, проведя серию опытов в середине 1980-х. Он решил обучить обезьянок саймири вытаскивать кусочки еды из пластикового сосуда. После тысячи попыток (при этом размер сосуда уменьшали от раза к разу) обезьянки освоили эту процедуру в совершенстве. Мерцених тогда зафиксировал нервную активность в коре их головного мозга, в височной доле больших полушарий, ответственной за обработку информации (у людей этот участок мозга отвечает за язык). Он сравнил данные с замерами, сделанными до начала эксперимента. «Куда бы я ни взглянул в мозге, везде механизмы изменились», — говорит он.

В конце 1980-х Майкл Мерцених вместе с коллегами из своего университета начал разработку первого настоящего улиткового имплантата для людей с нарушениями слуха — в основу были положены результаты его прежней работы с обезьянами. Улитковый имплантат — это крошечный внешний микрофон, передающий звук на хирургически вставленный электрод, который раздражает все еще действующий слуховой нерв во внутреннем ухе. Пациентам, получившим такой имплантат, требуется от 6 до 15‑месяцев, чтобы восстановить слух до нормального уровня.

Мерцених утверждает, что на протяжении всего времени, когда пациенты слушают и повторяют услышанные слова, их мозг создает новые активные кластеры для представления отрывков осмысленной речи. Таким образом они заново учатся слышать. «Я пытался объяснить конструкторам, что чудо не в конструкции, а в самом мозге, — говорит Мерцених. — В конечном счете получается, как будто ухо заменили».

Способность мозга к самоизлечению поражает воображение. Мерцених уверен, что недалек тот день, когда все люди старше 40 лет будут проходить «фитнес-курс» для мозга, позволяющий мозгу хранить информацию так же хорошо, как в 20 лет. Добавьте к этому средство от морщин — и вот вам вечная молодость. (с) источник

8 практических способов сохранить ясность ума | Майк Мерзенич

Доктор Майкл Мерценич, соучредитель, Posit Science Corporation

Доктор Майкл Мерцених провел плодотворные эксперименты, которые привели к открытию пожизненной пластичности — того, что мозг изменяется химически, физически и функционально на основе сенсорных и других данных в любом возрасте. В прошлом году доктор Мерцених был удостоен высшей награды в области нейробиологии Кавли. Он был избран членом Национальной академии наук США и Национальной академии медицины.

Вы можете многое сделать, чтобы задействовать механизмы мозга таким образом, чтобы он оставался здоровым как орган.

Пластичность мозга — его способность изменяться не только функционально, но и физически и химически — наиболее активно задействована в интенсивных, повторяющихся и все более сложных действиях. Те, которые делают упор на повышение скорости и точности сенсорных систем мозга, больше всего подходят для выполнения других действий в повседневной жизни.

Ищите занятия, которые требуют внимания и по своей сути приносят удовлетворение, и которые постоянно требуют освоения новых элементов.Эти виды деятельности задействуют химический состав мозга, который полезен для обучения, запоминания и настроения — за счет стимуляции выработки ацетилхолина (при внимании), норадреналина (при встрече с чем-то новым) и дофамина (при ощущении вознаграждения).

Вот некоторые из моих любимых занятий, полезных для мозга, и почему каждое из них входит в мой список.

Обязательно выберите тот, который будет для вас сложным — не менее 500 штук! Каким бы обыденным они ни казались, головоломки служат хорошей тренировкой для вашего мозга.Выполнение одного требует, чтобы вы сильно задействовали свою систему визуальной обработки — сканирование целевых частей, четкое различение форм и цветов и мысленное вращение частей в своем уме. Он также задействует систему мозга, контролирующую движение, когда вы манипулируете фигурами в руке и переключаете внимание с маленькой части на «большую картину».

Как показывают исследования, обучение игре на музыкальном инструменте — фантастическая тренировка для мозга. В этом есть смысл: он задействует множество взаимосвязанных функций мозга, в том числе очень внимательное слушание, точный контроль движений, ритм (координация времени и движения) и перевод письменных нот (вид) в музыку (движение и звук).

Если прошло какое-то время, сейчас самое время заново познакомиться с мячом. Потренируйтесь подбрасывать его в воздух и ловить. Возможно, вы даже захотите заняться жонглированием. Это может улучшить зрительные, тактильные и зрительно-моторные реакции вашего мозга. Ученые зафиксировали улучшения в мозге людей, которые овладевают этими видами сенсорных двигательных навыков. Практика навыков, позволяющих быстро и правильно использовать ощущения от слушания, зрения и осязания, оказывает положительное влияние на весь мозг.

Выберите многосложное слово. Например, запомнить. Дайте себе пять минут, чтобы перечислить как можно больше слов из букв в слове (например, «я», «памятка», «ноль», «гнев», «мемуары» и т. Д., Просто…). Этот тип упражнений работает над тем, что психологи называют беглостью — способностью находить слово. Создание как можно большего количества слов за ограниченный период времени заставляет мозг практиковать навык поиска слов, который вам нужен в той паузе, когда вы ищете слово. Во многих словесных играх отсутствует элемент временной задачи, и не было доказано, что они улучшают беглость речи.Я все еще играю в такие словесные игры, но на самом деле просто для развлечения.

Вязание и вязание крючком — отличные упражнения для развития процессов управления мелкой моторикой мозга. Но не довольствуйтесь тем, что вы медленный и осторожный художник: постоянно заставляйте себя становиться быстрее и лучше. Это еще одна деятельность, требующая пристального внимания для достижения быстрой и безошибочной работы. Это хорошее упражнение для мозгового механизма, который контролирует и поддерживает бдительность и внимание, одновременно задействуя зрение и движение.

Слегка уменьшите громкость телевизора по сравнению с обычным значением. Посмотрите, сможете ли вы, концентрируясь, следовать так же успешно, как когда громкость была выше. Как только это станет легким, уменьшите его еще на одну ступень. Почему? Одна из причин, по которой люди начинают увеличивать громкость, заключается в том, что слуховой аппарат мозга перестает работать. Хотя вы не можете избавиться от этого внутреннего статического электричества, увеличив громкость, люди все равно делают это, чтобы усилить целевой сигнал (то, что говорят по телевизору).Это просто привыкает к очень громкому сигналу. Вместо этого выключите телевизор, чтобы перенастроить свой мозг и слушать информацию более разговорным тоном.

Научитесь пользоваться «другой» рукой. Если вы правша, используйте левую руку в повседневных делах. Начните с чистки зубов и практикуйтесь, пока не добьетесь совершенства. Постарайтесь заняться более сложными задачами, такими как еда. Это пример упражнения, которое берет то, что вы знаете, и помещает это в новый и требовательный контекст.Выполнение такой деятельности может повысить пластичность в больших масштабах, поскольку миллионы нейронов приспосабливаются, чтобы лучше контролировать вашу «другую» руку.

При правильном использовании компьютер является отличным инструментом для обеспечения мозга интенсивными, повторяющимися и все более сложными действиями. Вам следует искать упражнения для мозга, подкрепленные высококачественными исследованиями. В последние десятилетия я занимался эффективными и полезными компьютерными упражнениями для мозга. Моя собственная работа привела к созданию BrainHQ (www.brainhq.com), онлайн-платформа (и приложение) с десятками упражнений, ориентированных на разные системы мозга. Недавний независимый академический отчет показал, что BrainHQ была единственной программой тренировки мозга, в ходе которой было проведено множество высококачественных исследований, показывающих, что она улучшает познавательные способности у пожилых людей. Мы стараемся сделать его доступным для всех, и многие местные библиотеки предлагают его бесплатно. Вы можете попробовать.

Секреты мозга с доктором Майклом Мерценихом

Эта программа является частью нашей ТВ-кампании.Поддержите качественное программирование, от которого вы зависите от KPBS. Дай сейчас!

С выходом в 2006 году «Программы Brain Fitness» зрители были удивлены, узнав, что у них есть возможность улучшить свой мозг.

Более десяти лет спустя доктор Майкл Мерзенич, пионер нейробиологии, обнаруживший, что даже взрослый мозг можно «перестроить» для улучшения здоровья и функционирования, вернулся с последними исследованиями, раскрывающими еще больше секретов мозга.

В «Секретах мозга» д-р.Мерцених ведет зрителей в путешествие, чтобы понять, как мы, люди, превратились в людей, которыми мы являемся сегодня, и как мы можем развить свой мозг, чтобы стать лучше и сильнее людьми, которыми мы хотели бы стать.

С практическими советами, которым может следовать каждый, доктор Мерцених показывает, что никогда не поздно улучшить свои умственные способности.

Он объясняет, как «нейропластичность» — способность мозга реорганизовываться путем формирования новых нейронных связей — влияет на мозг на протяжении всей жизни и показывает, как использовать секреты мозга, чтобы справиться с неизбежным фактом, что по мере старения нашего мозга они склонны снижаться.

С его набором из семи секретов доктор Мерцених показывает, как улучшить и поддерживать когнитивные способности, и демонстрирует реальные способы защиты от симптомов широкого спектра неврологических заболеваний.

Предоставлено Inky Dinky Worldwide, Inc.

Д-р Майкл Мерцених

В дополнение к увлекательным описаниям того, как наш мозг произвел уникальные воспоминания, навыки, причуды и эмоции, он предлагает разумные советы по оценке мозга и дает четкие, конкретные, научно подтвержденные рекомендации по омоложению, ремоделированию и изменению формы нашего мозга, чтобы улучшить его в любой момент. возраст.

Снятый в документальном стиле, доктор Мерцених присоединился к другим светилам в области нейробиологии, а также к журналистам, авторам и исследователям, занимающимся передовыми разработками в области изучения изменений мозга.

Интересуетесь мыслями доктора Мерцениха по широкому кругу тем, связанных с нейробиологией — от черепно-мозговой травмы, связанной с войной, до аутизма и когнитивных тренировок? Загляните в его блог!

Ведет «Brain Secrets» Мария Шрайвер, мать четверых детей, журналист и продюсер, удостоенный премий Пибоди и Эмми, автор бестселлеров New York Times, специальный ведущий NBC News и основательница женского движения по борьбе с болезнью Альцгеймера.

Присоединяйтесь к разговору:

Soft-Wired, Майкл Мерзенич, доктор философии на Facebook.

Мария Шрайвер в Facebook, Instagram, и вы можете следить за @mariashriver в Twitter.

Кредиты:

Производитель: Inky Dinky Worldwide, Inc. Исполнительный продюсер: Боб Марти.

DVD с программой Brain Fitness Program (Майкл Мерзенич)

Самый популярный вопрос, который мы получили, когда мы объявили, что в декабре у PBS было большое специальное предложение по Brain Fitness Program и Neuroplasticity, было, когда будет доступен DVD?

Ну вот, наконец-то.Вы можете нажать на изображение или название, чтобы перейти в магазин PBS, узнать больше и купить.

DVD-диск с программой Brain Fitness (24,95 долл. США, отправлено 2 января 2008 г.). «Эта программа представляет собой тренировку, которая помогает зрителям привести свой мозг в лучшую форму. Программа Brain Fitness основана на нейропластичности, способности мозга изменяться и адаптироваться — даже перестраиваться. За последние два года группа ученых разработала компьютерные наборы стимулов, которые вызывают полезные химические, физические и функциональные изменения в мозге.Д-р Майкл Мерзенич из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и его коллеги по всему миру возглавляли эту работу; он представляет результаты исследования вместе с научно обоснованным комплексом упражнений для мозга зрителям PBS в этой новаторской и изменяющей жизнь программе. Рассказывает Питер Койот. ”

Для покупки : нажмите Здесь .

Вы можете посмотреть трехминутный трейлер: нажмите здесь.

———-

Примечание : Как можно заботиться о своем мозге, если каждую неделю появляется новый поток статей и исследований, которые кажутся противоречащими друг другу?

Добавки улучшают память? Вам нужны как физические, так и умственные упражнения — или достаточно одного из них? Почему управление стрессом так важно для внимания и памяти? Какой подход к тренировке мозга стоит вашего времени и денег?

Если у вас есть эти вопросы, ознакомьтесь с новой книгой, The SharpBrains Guide to Brain Fitness:

«Наконец, проницательный и полный обзор науки, продуктов и тенденций, чтобы развенчать старые мифы и помочь нам всем поддерживать наш мозг в отличной форме.Обязательно к прочтению »
Глория Кавано, бывший президент и главный исполнительный директор Американского общества по проблемам старения и член учредительного совета Национального альянса по уходу »

Престижность за отличный ресурс! Это руководство SharpBrains полно информации высочайшего уровня, дает практические советы и помогает отделить шумиху от надежды в сфере здоровья мозга ».
Элизабет Эджерли, доктор философии, руководитель программы, Ассоциация Альцгеймера

«Мастерское руководство к революции в тренировке мозга.Обещает стимулировать столь необходимый разговор, который подтолкнет общество к построению новой культуры фитнеса мозга на прочном, основанном на исследованиях фундаменте ».
П. Мурали Дорайсвами, доктор медицины, профессор психиатрии, Университет Дьюка и соавтор Плана действий по борьбе с болезнью Альцгеймера

Д-р Майкл Мерзенич, PhD — DynamicBrain

Соучредитель и главный научный сотрудник, Posit Science
Почетный профессор Калифорнийского университета, Сан-Франциско

Как соучредитель, главный научный сотрудник Posit Science и мозг, стоящий за BrainHQ, Майкл Мерзених возглавляет научную группу компании.Более пяти десятилетий доктор Мерцених был ведущим пионером в исследованиях пластичности мозга. В конце 1980-х доктор Мерцених возглавлял команду, которая изобрела кохлеарный имплант, который сейчас распространяется лидером рынка Advanced Bionics. В 1996 году он был генеральным директором-основателем Scientific Learning Corporation (Nasdaq: SCIL), которая занимается маркетингом и распространением программного обеспечения, которое применяет принципы пластичности мозга для помощи детям в изучении языка и чтении.

Доктор Мерцених опубликовал более 150 статей в ведущих рецензируемых журналах (таких как Science и Nature ), получил множество наград и премий (включая премию Ипсена, премию Цюльха, патентную премию Томаса Альвы Эдисона и медаль Пуркинье). ) и получил около 100 патентов на свои работы.Он и его работа отмечены в сотнях книг о мозге, обучении, реабилитации и пластичности. Работа доктора Мерцениха также часто освещается в популярной прессе, включая New York Times , Wall Street Journal , Time , Forbes , Discover и Newsweek . Он активно появлялся в телевизионных программах в Соединенных Штатах и ​​Канаде, включая «Природа вещей» Дэвида Судзуки, а также «Повестку дня» TVO со Стивом Пайкиным.

Доктор Мерцених получил степень бакалавра в Портлендском университете и докторскую степень в Университете Джона Хопкинса. Он получил докторскую степень в Университете Висконсина в Мэдисоне, прежде чем стать профессором Калифорнийского университета в Сан-Франциско. В 2007 году он ушел из своей долгой карьеры в UCSF в качестве профессора Фрэнсиса А. Суя и содиректора Центра интегративной нейробиологии им. Кека. Он был избран членом Национальной академии наук в 1999 году и Института медицины в 2008 году; ДокторВажнейший вклад Мерцениха заставил многих считать его «отцом пластичности мозга».

По словам доктора Мерцениха:

« Мы много работали в наших лабораториях и сделали все, что в наших силах, чтобы помочь людям понять свой мозг и показать им, как предотвратить ненужное старение мозга или исправить его, пока не стало слишком поздно; после этого они обязаны принять это или бросить. ! »

Почему Brain Fitness, доктор Майкл Мерзенич

История Fast ForWord — Sonic Learning

Четыре преданных делу человека.Одна важная миссия.

Необычно большой объем исследований Fast ForWord отчасти связан с тем, что Fast ForWord был разработан нейробиологами, которые посвятили себя тестированию, повторному тестированию и постоянному улучшению своих программ.

Д-р Майкл Мерцених

В 1997 году д-р Паула Таллал и д-р Майкл Мерзенич опубликовали исследование о революционном методе лечения детей с проблемами речи, памяти и обработки информации. Вмешательство включало упражнения на распознавание звуков речи, упражнение на определение последовательности двух тонов и упражнения на рецептивную речь.Новым в их вмешательстве стало применение нейробиологических исследований проблем пластичности мозга и обработки слуха, которые возникли в результате более чем двадцатипятилетних исследований в области нейробиологии.

Д-р Паула Таллал

Соответственно, упражнения были разработаны для развития когнитивных навыков, необходимых для изучения языка и чтения: памяти, внимания, обработки и последовательности. Многие из задач были аналогичны тем, которые традиционно используются логопедами при лечении нарушений речи и обработки информации.Однако вмешательство Таллала / Мерцениха отличалось тем, что речевые стимулы в упражнениях были акустически усилены, чтобы соответствовать потребностям восприятия детей с проблемами обработки слуха. Кроме того, участники должны были интенсивно выполнять упражнения — пять дней в неделю в течение четырех-шести недель.

Д-р Уильям Дженкинс

Этот интенсивный тренировочный протокол основан на исследовании д-ра Майкла Мерзенича и д-ра Уильяма Дженкинса, показывающего, что существует четыре характеристики тренировки, которые максимизируют реорганизацию мозга: частота предъявления стимулов, адаптивность, одновременная стимуляция нескольких когнитивных областей и своевременная мотивация.Программы Fast ForWord построены на этих четырех оптимальных принципах обучения.

Д-р Стивен Миллер

В национальном полевом испытании первой программы (Fast ForWord Language) приняли участие почти 500 детей. Результаты были ошеломляющими: дети показали средний прирост языковых навыков почти на два стандартных отклонения (что означает рост языковых навыков на полтора года) после всего лишь четырех недель обучения. С тех пор было разработано еще 10 программ, и участники обычно тренируются над упражнениями по 30-50 минут в день, 5 дней в неделю в течение минимум 3 месяцев.

Посмотреть демонстрационное видео Fast ForWord

Пройти скрининговую оценку

Поговорите со специалистом

Мы здесь, чтобы помочь. Чтобы задать вопрос или получить бесплатную консультацию по телефону, позвоните по телефону 1300 135 334 или свяжитесь с нами по электронной почте.

Действительно ли работают приложения для тренировки мозга?

Интервью с доктором Майклом Мерценихом, проведенное Эйприл Кашин-Гарбут, Массачусетс (Кантаб)

Не могли бы вы дать обзор ряда доступных на рынке приложений для тренировки мозга? Сколько из них подтверждено научными данными?

На рынке представлены десятки приложений для тренировки мозга.К сожалению, очень мало исследований, показывающих эффективность.

В недавнем систематическом обзоре, проведенном экспертами пяти исследовательских центров по борьбе с болезнью Альцгеймера, были рассмотрены 32 программы тренировки мозга, и было обнаружено, что только в семи из них были проанализированы какие-либо исследования, показывающие воздействие на целевую группу пожилых людей.

Они обнаружили, что только упражнения из Posit Science (которые есть в нашем приложении BrainHQ и на онлайн-платформе) показали эффективность в нескольких высококачественных исследованиях. Вы можете прочитать обзорную статью «Улучшение когнитивных функций у здоровых пожилых людей».

Почему вы разработали BrainHQ и чем он отличается от других приложений?

Наша ранняя работа в UCSF (и в других лабораториях по всему миру) по открытию пожизненной пластичности была основана на сотнях экспериментов на животных. Мы показали, что мозг взрослого человека пластичен — он способен к химическим, структурным и функциональным изменениям в любом возрасте в ответ на сенсорную и другую тренировку.

В конце концов, мы показали, что можем добиться аналогичных преимуществ, связанных с пластичностью, у людей.Мы создали Posit Science и BrainHQ, чтобы передать эту технологию из лабораторий в руки миллиардов людей, которые могли бы получить от нее пользу.

Что включало в себя процесс разработки и на каком этапе находится приложение?

Эта работа велась более трех десятилетий и финансировалась за счет грантов и венчурного капитала на многие десятки миллионов долларов.

Мы работаем с сотнями сотрудников университетов над разработкой, тестированием, уточнением и проверкой наших упражнений и оценок.

В настоящее время в BrainHQ есть 29 упражнений, направленных на большинство основных систем мозга. У нас есть еще баллы в разработке, и мы добавляем их по мере проверки.

Сколько доказательств того, что BrainHQ улучшает здоровье мозга?

Существует более 150 рецензируемых статей в научных и медицинских журналах о пользе упражнений и оценок BrainHQ для различных групп населения.

Мы видим улучшение стандартных показателей познания (например, скорости, внимания, памяти и управляющих функций), качества жизни (например, настроения, уверенности, функциональной независимости и самооценки здоровья) и активности в реальном мире (например, походки, равновесия). , вождение и повседневное познание).

В настоящее время проводится более 100 дополнительных исследований. Мы основываемся на фактических данных и сосредотачиваемся на том, что мы видим в исследованиях, но я знаю, что многих людей больше впечатлило откровение Тома Брэди незадолго до Суперкубка о том, что он является активным пользователем BrainHQ. Мы благодарны Тома за добрые слова, которые он не попросил.

Что включают в себя онлайн-упражнения?

Упражнения BrainHQ сосредоточены на самых элементарных частях обработки мозга, особенно на скорости и точности обработки изображений и слуха, которые являются основой высших когнитивных функций.

Интеллектуальные алгоритмы

позволяют персонализировать упражнения для каждого пользователя в течение нескольких минут и постоянно корректировать, чтобы определять, измерять и расширять пределы ваших возможностей.

Как вы решаете, какие упражнения вам следует делать?

Персонализированный тренер в BrainHQ использует интеллектуальные алгоритмы для непрерывного измерения способностей человека в мозгу и выбора ежедневных тренировок, нацеленных на области для улучшения. Пользователи также могут проходить курсы, направленные на достижение конкретных целей, или могут выбирать индивидуальные упражнения в зависимости от своих предпочтений.

Какие дальнейшие исследования необходимы для изучения влияния приложений для тренировки мозга?

Мы находимся в начале революции в фитнесе мозга, сравнимой с началом 1970-х годов в области физической подготовки. Есть чему поучиться.

Потребители должны требовать тренировок для мозга, подтвержденных доказательствами — многочисленными рецензируемыми исследованиями. Каждый провайдер в этом бизнесе должен заниматься исследованиями.

Как вы думаете, какое будущее ожидает тренировки мозга?

В ближайшем будущем мы все сможем постоянно контролировать и улучшать здоровье своего мозга с помощью устройств, которые стали повсеместными в нашей жизни и которые мы носим с собой повсюду.В результате миллиарды людей будут действовать быстрее и точнее, что приведет к повышению производительности, более счастливой и здоровой жизни.

Где читатели могут найти дополнительную информацию?

BrainHQ.com — это не только платформа для наших упражнений, но и огромный объем информации о здоровье мозга. Вы можете начать упражнения бесплатно онлайн или с помощью бесплатного приложения из Apple App Store.

Годовая подписка

стоит 96 долларов (8 долларов в месяц) или 14 долларов за помесячную подписку.Многие публичные библиотеки теперь предлагают BrainHQ бесплатно.

О докторе Майкле Мерценихе

Д-р Майкл Мерзених — главный научный сотрудник компании Posit Science, которая разрабатывает и распространяет программы тренировки мозга на основе пластичности и оценки, которые оказались эффективными в более чем 100 исследованиях.

Основополагающие эксперименты доктора Мерцениха привели к открытию пластичности на всю жизнь и ее первому практическому применению, когда он стал соавтором кохлеарного имплантата. Его открытия и переводческие работы в области пластичности принесли ему множество наград, в том числе избрание в Национальную академию наук и Национальную академию медицины.

В 2015 году он был удостоен награды Russ Prize, высшей награды в области биоинженерии, от Национальной инженерной академии, а в 2016 году он получил лауреат Кавли в области нейробиологии, среди высших наград в этой области, от короля Норвегии. .

13,7: Космос и культура: NPR

Коммерческие программы тренировки мозга получают очередной удар.

Как обсуждалось здесь ранее, FTC оштрафовала Lumosity на несколько миллионов долларов в прошлом году за необоснованные заявления о том, что их «игры могут помочь пользователям лучше работать на работе и в школе, а также уменьшить или отсрочить когнитивные нарушения, связанные с возрастом и другими серьезными заболеваниями. .«(Lumosity оказывает финансовую поддержку NPR.)

На самом деле, согласно FTC, у Lumosity просто нет науки, чтобы подкрепить свою рекламу. Как говорит Джессика Рич, которая руководит Бюро защиты потребителей FTC:» Lumosity использовала опасения потребителей по поводу возрастного снижения когнитивных функций, предполагая, что их игры могут предотвратить потерю памяти, слабоумие и даже болезнь Альцгеймера ».

Новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Neuroscience , содержит и другие плохие новости для Lumosity.В документе, озаглавленном «Отсутствие влияния коммерческой когнитивной тренировки на нейронную активность во время принятия решений», не обнаружено никаких поведенческих или нейронных преимуществ игры в когнитивные обучающие игры по сравнению с обычными видеоиграми. Ни участники контрольной группы, которые играли в обычные онлайн-игры, ни те, кто использовал игры Lumosity, не показали каких-либо улучшений (по поведенческим или нейронным показателям), кроме улучшения в конкретных играх, в которые они играли. Нет никаких доказательств того, что это улучшение конкретной задачи переносится на другие когнитивные задачи.

Конкретная мотивация для этого исследования заключалась в том, чтобы изучить возможность того, что игры, которые призваны стимулировать нейронную активность в областях мозга, связанных с «исполнительной функцией» (префронтальная кора), могут улучшить процесс принятия решений и, в частности, оценку рисков и способность откладывать немедленное удовлетворение. Установлено, что дефицит в этих областях играет роль в развитии зависимости. Если игры помогут нам лучше управлять процессом принятия решений, возможно, они смогут помочь наркоманам. Такого преимущества не обнаружено.

Эти результаты очень неутешительны для Lumosity и для всех, кто жаждет быстрого решения когнитивных эффектов малоподвижного и повторяющегося образа жизни.

В электронном письме от Сары Колвин Фрайдей из Lumosity говорилось: «Это гигантский скачок, чтобы предположить, что это исследование доказывает, что когнитивная тренировка« не лучше видеоигр в улучшении функции мозга »: на самом деле, исследование имеет гораздо более узкую область охвата, сосредотачиваясь на чувствительность к риску у молодых людей «.

Но в аннотации к журнальной статье говорится: «Коммерческая адаптивная когнитивная тренировка, по-видимому, не имеет преимуществ у здоровых молодых людей по сравнению со стандартными видеоиграми для измерения активности мозга, поведения выбора или когнитивных способностей.«

Конечно, жюри еще не принято. В этом исследовании были протестированы молодые здоровые испытуемые. Авторы отмечают, что вполне возможно, что испытуемые с когнитивным снижением или наркоманы действительно выиграют от игр. И, возможно, есть некоторые когнитивные обучающие игры, которые, как будет показано, принесут пользу.

Но ничего из этого еще не было показано.

Но мужайтесь, есть все основания для оптимизма в том, что с помощью упражнений и активности можно улучшить свое здоровье, в том числе когнитивное здоровье.Тренировка ума полезна для мозга (а, может быть, и для души!). Как нейробиолог Майкл Мерзених доказывал в течение многих лет, мозг очень пластичен, и освоение новых навыков окажет благотворное влияние на когнитивные функции вашего мозга. Но Мерцених подчеркивает, что эти преимущества недешевы. Тебе нужно заботиться. Вам нужно много работать. Вам нужно стремиться к совершенствованию.

Вам необходимо избавиться от старых привычек и сформировать новые навыки, чтобы добиться устойчивых или значимых изменений в своей голове. Как я уже говорил здесь ранее, на самом деле не должно быть так удивительно, что для этого нет приложения.

Альва Ноэ — философ из Калифорнийского университета в Беркли, где он пишет и преподает о восприятии, сознании и искусстве. Он является автором нескольких книг, в том числе его последней, Strange Tools: Art and Human Nature (Farrar, Straus and Giroux, 2015). Вы можете быть в курсе того, что думает Альва, на Facebook и в Twitter: @alvanoe

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *