Метод песочной терапии – мой мир, мое увлечение: Песочная терапия

Содержание

Песочная терапия для детей — значение, показания, оборудование

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Рисование на песке

Рисование на песке

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии  для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Детские рисунки на песке

Детские рисунки на песке

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

 Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3.  «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

logoprav.ru

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ — ЧТО ЗА МЕТОД И КАК ОН РАБОТАЕТ — VALUE

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Песочная терапия — что за метод и как он работает

Многие люди интересуются именно этим способом работы с психологическими проблемами. Часто можно услышать вопрос: «Это у вас для детей?» Да, Сэндплей используется в работе с детьми, однако он абсолютно также успешно применяется для помощи взрослым клиентам психологов. За исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов (например, при проблемах с кожей) песочная терапия подходит всем, и нет разграничения, в каких вопросах она помогает, а в каких нет.

Сегодня метод песочной терапии, или Сэндплей (от англ. sandplay — игра в песке), становится все более популярным. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослы, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе, эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается с другими методами и используется различными школами и направлениями практической и теоретической психологии.

Сэндплей возник в рамках юнгианского аналитического подхода, и ключевой его момент — контакт с содержаниями бессознательной части нашей души. Этот контакт устанавливается через богатые смыслами символические образы — те, что появляются в песочных композициях, а также сновидениях, воображении и творчестве. Свободно, не задумываясь, творчески создав композицию из песка и фигурок, можно своими глазами увидеть как бы слепок своего душевного внутреннего состояния. Это важно для того, чтобы заметить нюансы, ранее незаметные, глубже проанализировать все причины и связи и, таким образом, создать условия для нормального протекания психической жизни. Важен сознательный анализ, а еще важнее — сам факт такого контакта со своим внутренним миром, ведь при правильном обращении он способен быть для нас источником роста и развития, опорой и ресурсом поддержки в трудных состояниях.

Происхождение метода песочной терапии

В мемуарах Карла Густава Юнга мы читаем о том, как в очень трудный период, когда жизнь практически рушилась после дружеского и профессионального разрыва с Фрейдом, он вдруг почувствовал, что нуждается в каком-то простом занятии, чтобы успокоиться, побыть с собой и привести мысли в порядок:

«Первое, что всплыло в памяти, это мои ощущения, когда мне было лет десять или одиннадцать. В то время я увлеченно играл в кубики. Хорошо помню, как строил из них замки и домики с воротами и круглыми арками из бутылок. Несколько позже строительным материалом стали обычные камни, когда я использовал грязь вместо раствора. Это увлечение длилось достаточно долго. Странно, но воспоминания оказались очень живыми, эмоциональными и вызвали множество ассоциаций.
«Вот оно что, — подумал я, — стало быть, все это еще имеет для меня значение. Маленький мальчик созидает нечто, живет творческой жизнью, и сейчас мне недостает именно этого. Но я уже не могу оказаться вновь на его месте. Разве можно преодолеть расстояние между взрослым человеком и одиннадцатилетним мальчиком?» И все же, если я хотел восстановить эту связь, мне не оставалось ничего другого, как снова стать ребенком и безмятежно играть в свои детские игры.
Этот экскурс в прошлое во многом повлиял на мою дальнейшую судьбу. После длительного внутреннего сопротивления я в конце концов вернулся к играм, хотя и не без болезненного и унизительного чувства принуждения. Но ведь у меня действительно не было иного выбора.
Я принялся собирать подходящие камни: какие-то находил на берегу озера, какие-то — в воде. Я построил замок и несколько домиков — этакую маленькую деревню. Поняв, что в ней должна быть церковь, я сложил квадратное здание с куполом и колокольней. Оставалось лишь соорудить алтарь, но здесь я заколебался.
Это мучило меня как некая задача, которую необходимо было решить. Однажды я, как обычно, брел вдоль озера, подбирая камни, попадавшиеся в прибрежном песке, и вдруг увидел красный камень в форме пирамидки, высотой около четырех сантиметров. Камень был отшлифован волнами, его форма была как бы задана самой природой. Я подумал: «Вот и алтарь!» Я поместил его в центре под куполом и, когда устанавливал, вспомнил подземный фаллос из моего детского сна. Такую ассоциацию я нашел вполне удовлетворительной.
Строительством я занимался ежедневно после обеда, если только позволяла погода. Быстро поев, я включался в игру и играл до прихода пациентов. Если удавалось закончить работу раньше, вечером я вновь возвращался к своим камням. Мысли мои при этом становились удивительными, позволяя предаваться фантазиям, которые прежде казались мне туманными, почти неощутимыми.
Естественно, я много размышлял, пытаясь проникнуть в смысл того, что делал, задавая себе вопрос: «Чем же ты, собственно, занимаешься? Строишь маленькую деревню так, будто совершаешь некий ритуал!» Ответить на этот вопрос я не мог, но почему-то был уверен в том, что нахожусь на пути к своему мифу. Мое строительство послужило началом некоего нового этапа, когда фантазии хлынули нескончаемым потоком. Я старательно их записывал.
«Игры» стали для меня необходимостью. Когда мне приходилось сталкиваться с затруднениями, или с неразрешимой ситуацией, я начинал рисовать или играть с камнями. И всякий раз это было неким rite d’entree (ритуальным действом. — фр.) — я находил спасительную мысль и возвращался к работе. Все, написанное в этом году, написано благодаря моей работе с камнем. Я целиком отдался этой работе после смерти жены. Последние дни ее жизни, ее смерть и все, что мне пришлось передумать за это время, совершенно выбили меня из колеи. Мне стоило больших усилий вновь прийти в себя, и работа с камнем помогла мне.»

И далее:

«Когда мне удавалось перевести чувства в образы, то есть найти в них какие-то скрытые картины, я достигал покоя и равновесия. Если бы я не сумел объяснить себе собственные чувства, они захлестнули бы меня и в конечном счете разрушили бы мою нервную систему. Возможно, на какое-то время мне и удалось бы отвлечься, но это лишь усугубило бы мой неизбежный невроз. По своему опыту я знал, как полезно, с терапевтической точки зрения, объяснять эмоции, находить скрытые за ними образы и картины».

Неслучайно идея игры с песком и камнями пришла к Юнгу как детское воспоминание. Именно ощущение себя ребенком оказывается целительным для взрослого человека, который отчаялся решить свои проблемы привычными способами. Проживание так называемого архетипа Ребенка открывает перед ним гораздо большие возможности. Поэтому, конечно, первыми пациентами, которые охотно взялись за игру, стали дети, — именно с ними работали первые песочные терапевты, и первая из них — Дора Калфф. Она была юнгианским аналитиком и объединила юнгианский подход к бессознательному с интересным методом работы с детьми, который в 1920-е годы придумала английский врач Маргарет Ловенфельд. Сначала это называлось «техникой мира» и заключалось в том, что клиенту предоставляют два подноса с песком и водой и набор миниатюрных фигурок. В соединении игры и юнгианской теории и возник метод песочной терапии.

Детям еще трудно описать, что с ними происходит, им проще выразить все свои переживания в игре. При помощи наблюдений и комментариев психолога маленькие пациенты могли выражать свои страхи, боль потерь, внутренние конфликты и различные трудные и еще непонятные им чувства. Именно по этому принципу Сэндплей оказался полезен и взрослым. Ведь мы точно также порой затрудняемся назвать то, что с нами творится, а даже если находим слова, они ничего не меняют, а лишь дают упрощенные ярлыки нашим сложным переживаниям. А в процессе выбора фигурок, создания композиции и ее обсуждения человек выносит вовне, делает видимым и осязаемым тонкий мир чувств — и оказывается, что о самых невыразимых вещах можно говорить, с ними можно иметь дело, и они становятся более понятными, выносимыми, что-то сдвигается, и появляется новая перспектива. Мы словно сами в себе обнаруживаем целительную силу, которая способна нам помочь, ответить на наш запрос и облегчить нашу боль.

В начале ноября 2014 года в Москву с лекцией приезжал действующий президент Международного общества Сэндплей-терапии (ISST) доктор Александр Эстерхайзен. Приведем несколько его высказываний об этом методе:

«Сегодня многие используют в психологической работе песочницы и фигурки и называют это песочной терапией. Наше Международное общество песочной терапии (ISST) отличается тем, что мы используем метод, основанный на работе Доры Калфф и Карла Юнга, то есть мы работаем с бессознательным. … Если практиковать Сэндплей и для того, чтобы его практиковать, мы должны научиться понимать язык бессознательного и то, как оно проявляет себя в песочных композициях».

«Этот вид терапии отличается от терапии разговорной. Разговоры подразумевают работу той части мозга, которая отвечает за рациональное мышление и использование слов. Работа же с песком, игра и образы – это другая часть нас. Мы всегда представляем собой нечто большее, чем мы осознанно считаем. Это похоже на многие жизненные ситуации, в которых мы иногда оказываемся. Некоторые вещи очень трудно выразить в словах. Сэндплей помогает нам почувствовать другую сторону себя и выразить, осознать и проработать и наши сильные стороны, и трудности в совершенно ином ракурсе. Полезно сделать серию песочных композиций, чтобы основные мотивы стали очевидными».

«Я впервые столкнулся с песочной терапией в конце 1970-х годов, когда был студентом-медиком в Кейп-Тауне. К тому времени у меня уже был интерес к Юнгу и работе со сновидениями. Сесил Берни (который работал с Дорой Калфф и был вместе с ней одним из основателей Международного общества песочных терапевтов – ISST) приехал к нам из США и провел воркшоп, в котором представил Сэндплей-путешествие одного молодого человека. Это меня очень вдохновило и подвигло на собственное путешествие, в котором я мог использовать мощное средство для исследования моего внутреннего мира – и его соотношение с моим внешним миром… Впоследствии я получил квалификацию песочного терапевта и стал обучающим членом ISST. Мне привелось сопровождать много людей в своей стране и по всему миру в их собственном личном путешествии за открытиями в более полном узнавании себя, за исцелением и ростом».

«Сэндплей — это сопровождение человека в его «путешествии за открытиями», в узнавании себя и своего внутреннего и внешнего мира, — то, что делает песочный терапевт и что делает для людей песочная терапия. Мы будем рады, если заинтересовали вас этим методом, и вы захотите прикоснуться к этой вдохновляющей возможности открытий».

Как выглядит работа методом Сэндплей?

Для классической юнгианской песочной терапии в кабинете психолога присутствуют песочницы — деревянные или пластиковые лотки с песком. Лотки обычно прямоугольной формы, их размер (50 х 70 х 10) примерно соответствует размерам поля зрения человека — чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду в соответствии с фантазией клиента. Если разгрести песок, голубое дно играет роль озера, моря или реки. В игре может использоваться и реальная вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить из него любые формы. Кроме того, для создания песочной картины используются миниатюры — небольшие фигурки, коллекция которых как правило состоит из нескольких сотен единиц и включает в себя по максимуму все, что есть в нашем мире — реальном и воображаемом. Это люди разных эпох, культур и возрастов, животные — реальные и воображаемые, сказочные и мифические существа (ведьмы, драконы и т.п.), предметы человеческой культуры (дома, мебель, транспорт, посуда и т.д.) и природные материалы и объекты (камни, шишки, ракушки, ветки). Фигурки сделаны из разных материалов (дерево, металл, пластик, стекло), в разных стилях, имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы наших душевных образов. Они служат материалом, посредниками, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.

Если позволить своим рукам не думая выбирать фигурки, как бы действуя из состояния транса, свободного спонтанного действия, фигурки и песочные формы смогут отразить то, что в этот момент происходит в душе. Тогда запутанные внутренние содержания можно будет увидеть в более внятной и наглядной форме, и это даст возможность их проанализировать. Поэтому песочные композиции полезно строить, когда в рациональном анализе проблемы образовался тупик, и доводы ходят по кругу, не принося решения и облегчения. Игра с песком и фигурками отвлечет уткнувшееся в стенку сознание и даст проявиться чему-то еще, на что раньше не обращалось внимание. В других случаях песочница приходит на помощь, когда эмоции сильны и непонятны, берут верх и пока никак не могут быть осмыслены, — тогда Сэндплей помогает унять слишком сильное волнение, взглянуть на свое состояние со стороны, вернуть себе ощущение реальности через буквальное прикосновение к материи — песку, воде, фигуркам — и вернуть способность называть вещи своими именами.

Бывает и так, что нет определенной идеи — о чем именно говорить с психологом на очередной встрече. Это моменты утомления, печали, скуки или некоего внутреннего сопротивления, — тогда песочница помогает и успокоиться, и заменить слова, и выразить все эти неприятные ощущения без принуждения, притворства и наклеивания ярлыков. Конечно, бесценна помощь Сэндплея для того, чтобы иметь дело с травматическим опытом — таким, который воспринимается как очень разрушительный, болезненный, невыносимый, такой, что о нем нельзя запросто поговорить. Песочница дает возможность прикасаться к таким переживаниям невербально, без слов, — не вторгаясь, не раня, а лишь обозначая связь с этим опытом, создавая возможность включить его в целостный контекст своей жизни самым бережным, утешающим и уважительным образом. Это как раз тот случай, когда важен не какой-то там определенный результат, а сам факт прикосновения к этим чувствам, возможность просто побыть с ними и таким образом вернуть жизнь в запустелые, давно позабытые пространства.

В юнгианском подходе не дается никакой инструкции, что и как делать в песочнице. Вы сами выбираете момент, когда вам хочется «пойти в песочницу», потрогать песок, подобрать фигурки, сделать композицию, что-то прокомментировать или поговорить о чем-то ином, что родилось в процессе игры с песком. Не обязательно делать песочную картину на каждой встрече с психологом, пусть это происходит тогда, когда вы сами этого захотите, почувствуете потребность или надежду на некое открытие или поддержку в такой форме.

В не-юнгианских подходах практикуется использование разных упражнений, игр, фокусировка на отдельном изолированном вопросе (теме, проблеме, отношениях с одним конкретным человеком и т.д.), инструкции («выберите фигурку, похожую на вашего мужа»). Также можно встретить варианты работы с песочницей в группе, с супружеской парой или семьей в целом. В версии, близкой к арт-терапии акцент делается на творческом самовыражении клиента без глубокого осмысления конкретных картин. В детской терапии возможны игры и упражнения для пары «ребенок и родитель». Иногда песочная картина используется как подсобный материал в игровой терапии, в сочинении сказок и историй с участием игрушек и песка. Выбор того, как именно, в каком подходе использовать песочную терапию, делает для себя психолог (от этого зависит обучение, которое он проходит), и клиент может выбирать специалиста в соответствии со своими пожеланиями.

Песочная терапия vs анализ сновидений

Оба метода в классическом варианте имеют единый фундамент — юнгианский метод анализа, то есть внимание к символизму образов, сообщающих о бессознательных процессах, а также представление о целенаправленности (а не причинной обусловленности) психической деятельности. И там, и там мы присматриваемся к образам и пытаемся понять, что именно они нам сообщают. Значение имеют не столько общие значения образов (иначе можно было бы обойтись сонником), сколько их сочетание с личным, индивидуальным их смыслом для автора (сновидца или создателя песочной композиции).
В отличие от довольно похожей работы со сновидениями, опыт песочной терапии — это опыт, который вы разделяете с вашим психологом непосредственно. Вы не пересказываете сновидение, которое увидели ранее, а как бы создаете его прямо на сессии с психологом, и он также может видеть этот процесс и результат своими глазами, разделить с вами ваше переживание — а значит и получает возможность более эффективно помочь вам в понимании того, что творится в вашей душе.
Впрочем, интересно сочетание методов — анализа сновидений и песочной терапии. Например, некоторые сложные (содержательно или эмоционально) сновидения можно попробовать пересказать языком Сэндплея, сделать что-то вроде экранизации или постановки сновидения на сцене песочницы, где роли персонажей и объектов сна выполнят фигурки из коллекции. Так образы, всплывшие из бессознательного в сновидении, получают возможность сделать еще один шаг к сознанию и быть еще лучше понятыми, дать ответы на актуальные вопросы повестки дня.

В любом случае песочные композиции, как и сновидения, важно рассматривать в серии (последовательности) и в контексте других содержаний терапии/анализа (текущие события, воспоминания, мысли о будущем, происходящее в отношениях с близкими людьми, соматические состояния и расстройства и т.д.). Так что сновидения и песочные картины прекрасно дополняют друг друга, помогая видеть разные грани одних предметов, и таким образом выступают своеобразными опорами, материалом, субстратом, в котором реализуется движение психического процесса к разрешению трудностей и к очередным целям развития.

Символическое понимание песочных композиций

Метод Сэндплей основан на методе аналитической психологии Карла Густава Юнга и опыте работы Доры Калфф, впервые соединившей песочную игру с юнгианскими идеями. Поэтому все, что можно прочитать о юнгианском анализе, полностью относится к методу песочной терапии. Вкратце ключевые составляющие юнгианского фундамента:
— признание того, что у человека есть не только осознаваемая, но и неосознаваемая область психики;
— бессознательная область психики имеет уровни — индивидуальный и коллективный;
— индивидуальное бессознательное — это то, что есть в индивидуальном опыте человека, но по разным причинам недоступно его сознанию (сюда относится и все, что Фрейд считал подцензурными, вытесненными недопустимыми желаниями, но не только),
— коллективное бессознательное (или объективная психика) — уровень, общий для всех людей, что-то вроде всечеловеческой общекультурной матрицы, которая (и в этом отличие от фрейдистского подхода) не просто является скопищем отброшенных содержаний, а сама порождает различные переживания, образы, смыслы (их самые общие единицы называют архетипами), оно выражается не в индивидуальных, а в коллективных образах — тех, что мы встречаем в мифах, сказках, фильмах, социальных фигурах.
— состояния/содержания из бессознательного не в прямом виде доходят до сознания, а в виде образов — таких форм, которые сознание умеет понимать и перерабатывать; с этими образами мы и имеем дело в сновидениях и песочных картинах, а также в соматических симптомах и т.д..
— в отличие от фрейдовского подхода («где было Оно, будет Я») сознание не должно и не может заменить или захватить бессознательное, скорее между ними в процессе анализа устанавливается живая образная и энергетическая связь, бессознательное подпитывает наше сознание, помогая понимать себя и получать энергию для деятельности,
— психика действует по принципу не «стимул — реакция» и не «причина — следствие» (это формулы, удобные для сознания), а по принципу «цель — и энергия, текущая в направлении к ней» (телеологический, целевой, финалистский подход, противоположный каузальному, причинному), и психическая энергия составляет этот живой поток нашей душевной жизни.

Существует довольно много литературы, доступной и интересной не только специалистам в юнгианском анализе или песочной терапии, но и всем интересующимся. Например, можно рекомендовать такие книги: список на сайте МААП.

Конкретнее о Сэндплей в настоящее время литературы на русском языке мало, в переводе находятся несколько книг. Советуем прочитать такие статьи:

* Песочная терапия (статья в Википедии)
* Песочная терапия. Когда Ребенок спасет Взрослого. Обращение к архетипу Ребенка. Виктория Андреева
* Аналитическая игра в песок (сэндплэй) — дверь в королевство детства. Анна Скавитина

Также можно рекомендовать следующие публикации, часть которых относится к не-юнгианским подходам:

Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ „РОН“», В. Секачев, 2001. — 329 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.

Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.

Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

Имеет смысл ориентироваться на список литературы, рекомендуемый ISST (Международным обществом Сэндплей-терапии) для обучающихся песочных терапевтов (русский перевод Регламента работы со списком литературы в конце):

Основная:
К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. В особенности глава 5: встреча с бессознательным.
К.Г. Юнг. Человек и его символы.
Энтони Стивенс. Короткое введение в работы Юнга. Anthony Stevens: A very Short introduction to Jung.
Верена Каст. Динамика символов. Verena Kast: The Dynamics of Symbols.
Верена Каст. Основы юнгианской психологии. Verena Kast: Fundamentals of Jungian Psychotherapy.

Дополнительная:
Эстер Хардинг. Я и не-Я. Esther Harding: the I and the not – I.
Иоланда Якоби. Комплекс, символ и архетип. I. Jacobi: Complex, Symbol and Archetype.
Эмма Юнг. Анимус и Анима. Emma Jung: Animus and Anima.
Эдвард Уитмонт. Символическое приключение. Edward Whitmont: The Symbolic Quest.

Для углубленного изучения: (ключевые работы К.Г. Юнга для метода Сэндплей-терапии)
— Воспоминания, сновидения, размышления. Memories, Dreams and Reflections.
— Человек и его символы. Man and his Symbols.
— Трансцендентная функция. Собрание сочинений, т. 8, параграфы 131 – 193. The transcendent function. Collected works (CW) 8, paragraph 131 to 193.
— Процесс индивидуации. Собрание сочинений, т. 9(i). The Individuation Process CW 9(i).
— О психической энергии. Собрание сочинений, т. 8, пар. 1 – 130. On Psychic Energy CW 8 paragraph 1-130.
— Обзор теории комплексов. Собрание сочинений, т.8, пар. 194 – 219. A Review of the Complex Theory CW 8 paragraph 194 – 219.
— Тавистокские лекции. Собрание сочинений, т.18, пар. 1 – 415. The Tavistock lectures CW 18 paragraph 1 – 415.
— Психология и алхимия. Собрание сочинений, т.12, особенно с. 274: медитация и воображение. Psychology and Alchemy CW12 esp page 274: meditation and imagination.
— Отношения между эго и бессознательным. Собрание сочинений, т.7, пар. 202 – 373. The relation between the ego and the unconscious CW 7, paragraph 202 – 373.
— Психология переноса. Собрание сочинений, т.16. The Psychology of Transference CW 16.


Автор: Юлиана Пучкова, 2014

http://www.hitrovka-studio.ru/песочная-терапия-что-за-метод-и-как-он/

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Похожие записи

value-psychology.com

Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании. г. Москва

Оказание психологической помощи

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, НЛП-мастер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10   E-mail: [email protected]      г. Москва

Метод «Песочная терапия»
в психологическом консультировании

Обзорная статья по теме: «Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании». Дается определение песочной терапии, краткая история создания метода «Песочной терапии». Определяются цель и задачи песочной терапии. Показания и противопоказания к песочной терапии. Краткая классификация миниатюрных фигурок для песочной терапии. Использование метода «Песочной терапии» в индивидуальной, семейной и групповой терапии, при работе с детьми в детском саду. Рекомендуемая литература ведущих российских авторов по данному вопросу.

История создания метода «Песочная терапия»

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.

Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Dora Kalff является автором книги «Sandplay». (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира»,  который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента».


Существенное отличие
от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии — соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

— Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

— Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

— Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

— Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

— Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

 
Видео. Песочная терапия. Ответы на вопросы (2017 г)

 

 

Психотерапевтическая работа  позволяют психологу решать следующие задачи:

— Диагностические:

— Коррекционные;

— Терапевтические;

— Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.



Видео. Песочная терапия. Часть 1. Работа с агрессией. Фрагмент рабочей видеозаписи. (сентябрь 2017 г)

 

 

 

Видео. Песочная терапия. Часть 2. Работа с фобиями. Фрагмент записи. (сентябрь 2017 г)

 

 

 

Видео. Песочная терапия. Часть 3. Работа с мамой особого ребенка. Фрагмент записи (декабрь 2018 г)

 

 


Видео. Арт-терапия. Песочная терапия при работе с травмой. Фрагмент передачи. Съемки СТРИМ телевидение, 2016


Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

— неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

— ограничен в проявлении своих чувств;

— переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

— имеет психологическую травму;

— имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

— дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

— эпилепсия или шизофрения.

— клиент с очень высоким уровнем тревожности.

— клиент с неврозом навязчивых состояний.

— аллергия на пыль и мелкие частицы.

— легочные заболевания.

— кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

Песок для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок  маркировки «кварцевый песок 0,1-03». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка — от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

__________

Вопрос: «Где можно купить песок?»

Ответ. «Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.
В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком».

__________

В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. Для работы достаточно одного кг песка.
Еще один вариант для создания песочных картин — использование  песочницы со специальным экраном с подсветкой.  В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация) с различной подсветкой. В этом случае используется один кг песка.

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.

На плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем. Застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.


Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы — ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

 


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха) 

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

— Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

— Но как это может произойти?

— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

— Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

— Но как я могу проверить это?

— Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

— Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

— Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? — что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

— Да, теперь я узнала истинную сущность, — размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

— Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
 

 

Коллекция миниатюрных объектов

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете  желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и  абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

— Большие и крошечные;

— Бесцветных и ярких цветов;

— Прозрачные и непрозрачные;

— Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

__________

Вопрос: «Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?»

Ответ. «Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в  магазине «Детский мир», в киосках «Сувениры». Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов».
__________
 

Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день.  Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок.

Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть.

Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те,  которые для него актуальны в настоящее время.

_____________

Вопрос: «Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?»

Ответ: «Однозначного ответа нет. Ребенку можно дать, но в обмен на другую фигурку. Взрослому человеку лучше не отдавать, т.к. в какой-то момент может произойти обесценивание терапии».

___________________


Семейная песочная терапия

Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.

При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.
 

Песочная терапия с детьми

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.

В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной Феи» даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.

Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.

Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).

А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.

У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.

Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;  в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.

 

Библиография

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. — СПб.:Речь, 2010. — 176 с.

2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. — 340 с.

3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

4.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010. — 256 с.

5. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. — 61 с.

6.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. — 176 с.

7.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.

8.Интернет-ресурсы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Песочная терапия.
9.Логинова О.И. Песочная терапия, 2010

 

 

 

   

 © ЛОГИНОВА О.И. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ», 2005-2019.
     ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
      допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
      Гиперссылка на сайт www.olga2901L.narod.ru обязательна.

 

olga2901l.narod.ru

Песочная терапия — успокоение и самоисцеление