Методика чаплыгина обучение чтению – в чем ее уникальность и интерес?

Содержание

в чем ее уникальность и интерес?

Здравствуйте, дорогие родители!

Многие родители придерживаются стратегии о раннем развитии, что ребенок должен получить максимум информации в свои первые годы жизни.

Я отчасти тоже разделяю это мнение, но стараюсь слишком не перегружать информацией своего двухлетнего сына, если он не хочет заниматься, я не настаиваю.

Многие методики у всех на устах, такая как Монтессори или Г. Домана, к примеру. Но так же, не менее популярна и методика Евгения Чаплыгина. В чем ее уникальность и вызванный интерес?

Об авторе и его методике

Автором данной методики является российский педагог и тренер Евгений Васильевич Чаплыгин. Проработал с детьми 35 лет в детской спортивной школе. А так же многодетный отец троих детей, в данное время еще и внуков.

В его семье много читали и любили читать. И детям в том числе было прочитано не одна сотня различных книг и книжечек.

Для обучения своего младшего сына Евгений Васильевич встретил на полках магазина «Азбуку Льва Толстого». Азбука была необычной и что удивляло больше всего: алфавит был размещен на самой последней странице.

Лев Толстой применял в своем обучении детей склады, и настоятельно рекомендовал учить буквы только после того, как ребенок уже научился читать.

Так этот метод схож с методом Зайцева, именно с него все и началось. Чаплыгину было понятно и приемлемо такое обучение по складам, которое позиционировал Зайцев, ведь своего младшего сына он тоже учил чтению по складам.

Но Чаплыгин счел методику слишком сложной. Он хотел максимально упростить процесс обучения как для детей, так и для родителей и конечно, чтобы детям было интересно заниматься.

Появилась идея разработки динамических кубиков Чаплыгина. Было подобрано несметное количество сочетаний, проделана трудоемкая работа.

Два кубика, соединенные вместе: гласная и согласная, при вращении получаем новый звук и другое слово Да-Ду-Де.

Ребенку понятно, он улавливает эту закономерность и САМОСТОЯТЕЛЬНО обучается дальше, и не нужно ничего лишнего объяснять, чем мы только ему мешаем. В этом и есть особенность метода.

Тогда Евгений Васильевич всерьез задумывается о внедрении своего продукта в мир. Совместно со студией образовательных инноваций «Развивающие технологии» внедряет свою методику по сей день.

Все пособия запатентованы, имеют золотые награды и дипломы.

Данная методика включает себя волшебные кубики для чтения и домино для обучению счета и получила название «читаю и считаю легко».

Как говорит автор, чтение — это легко и просто! Мы — взрослые, все усложняем и только путаем и захламляем голову ребенка ненужной информацией, отсюда и потерянное время и нежелание ребенка учиться.

Занимаясь по таким кубикам можно за считанные дни обучить ребенка чтению. Даже на коробке указано, что это произойдет за три дня.

Но вы должны понимать, что все зависит от первоначального уровня знаний вашего малыша: если он знаком с буквами, может и за три дня, а если он не имеет понятия про них, тогда времени уйдет однозначно больше.

Не торопитесь сами и не торопите ребенка, путь он вдоволь наиграется.

Динамические кубики

 

В комплект для обучения чтению входит: 10 обычных кубиков, на сторонах которых написаны буквы и 10 динамических кубиков, которые соединены между собой платформами на которых они могут вращаться в любую сторону, таким образом образуя слог.

Данный вид конструкции запатентован и является уникальной разработкой автора. Ребенок крутит кубик и для него это игровой процесс.

Автор убежден, что посредством данной методики ребенок легче и быстрее понимает, как из букв образуются слова. Здесь задействовано несколько факторов: это и зрительное восприятие и тактильный эффект. Ребенок держит и вертит в руках кубик — работает мелкая моторика, тут же и произносит данный слог или склад.

Домино

Это еще одна из разработок, на этот раз для обучению детей цифрам и счету. Домино это непростое, бамбуковое и содержит в наборе аж 90 плашек с цифрами — точками и плашки с арифметическими знаками.

Казалось бы что выглядит, как обычное домино, что может заинтересовать ребенка? — точки?

А вот и не угадали, как показывает практика, дети охотно играют в Чаплыгинское домино. Главное правило здесь: только игра, никаких теорий и занудных тетрадей, все операции с цифрами можно провести в этом домино.

За 8 несложных шагов, описанных в книжке -шпаргалке, которая прилагается к набору, ваш ребенок освоит цифры, счет и математические действия.

Играя в подобные игры у ребенка активно развивается мышление, воображение, развивается память, внимание и интеллект. Он учится самостоятельно анализировать, делать выводы, принимать решения.

Для какого возраста

 

Автором рекомендован возраст от трех лет. Мы купили в два года. Предложите ребенку, все детки разные — кого-то сразу заинтересует, кому-то понадобится время. Нам лично первое время очень нравилось просто крутить кубик, как игрушку и перевозить их на большом игрушечном камазе.

Минусы и плюсы методики

  • Одним из неприятных факторов могу указать опять же на ценовую категорию. Когда я впервые заинтересовалась данными кубиками была просто убита ценой комплекта. Это было мое первое впечатление. Но потом, если сравнивать с другими развивающими методиками, то они тоже в этом же диапазоне цен. Не каждый родитель готов выложить такую сумму за набор.

 

  • Ребенок может как самостоятельно работать с кубиками или домино, так и в компании.

 

  • Домино и кубики можно использовать и не по назначению, например,  в качестве стройматериала, которого постоянно не хватает, чтобы заполонить детскую.

 

  • Гласные отмечены красным цветом, а согласные черным, чтобы сразу ребенок понимал и визуально запоминал какая буква гласная, какая согласная. Работает память как визуальная, так и слуховая, постоянно проговаривайте слова и слоги.

 

  • Ребенок сразу все запоминает правильно, ему не придется переучиваться или что-то доучивать потом.

 

  • Небольшой по габаритам набор не займет много места в детской комнате и полностью готов после покупки к эксплуатации и освоению: ничего не нужно дополнительно вырезать или клеить.

Читайте и считайте, играйте и улыбайтесь!

Всего доброго, до новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Методика Чаплыгина: быстрое чтение, или фокусы с кубиками

Вопрос обучения ребенка чтению рано или поздно встает перед каждой мамой. Посадить кроху за азбуку или букварь? Заняться склеиванием кубиков Зайцева? Может, учить малыша по карточкам с картинками или применить ребус-метод? Попробуйте показывать малышу фокусы, вращая деревянные кубики. Автор методики обещает, что малыш на первом занятии прочтет первое слово, а еще через пару таких веселых уроков поймет сам принцип чтения.

Вслед за Толстым

Складовый метод обучения чтению, который лежит в основе методики Евгения Чаплыгина, не новое изобретение. Такой способ был предложен Львом Николаевичем Толстым. Склады использует для обучения и Николай Зайцев. Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!

«Все буквы знает, – говорят родители, — а читать не умеет». Знакомо? Сам ребенок особо не произносит отдельные фонемы: почти с рождения он «разговаривает» целыми складами: гулит, лепечет. А это значит, что и учиться читать по складам будет гораздо проще. Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога. В русском языке слог может состоять и из одной буквы, и из десяти. Например, в слове «яма» первый слог – «я», в слове «взрыв» – один слог, состоящий из пяти букв, а из восьми букв состоит слог в наречии «вскользь».

Складом называется слияние согласной с гласной (МА, ША), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (БЬ, СЪ…) – не более.

Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.

Чаплыгин vs Зайцев

Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звуко-буквенный анализ  не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.

Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.

Но это не все отличия! У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати. Причем, двадцать кубиков объединены попарно в десять (то есть в наборе всего двадцать элементов). Сами сочетания букв не случайны. Это, как пишет автор, результат многолетних трудов и исследований. Какой-то понятной и прямой логики в расстановки букв не найти – это, скорее,  сочетание наиболее часто встречающихся складов. Для набора некоторых слов, однако, потребуется поставить двойные кубики торцом, чтобы хватило букв (например, при написании слова «здравствуйте», ведь одинарные буквы «Д» и «З» находятся на одном кубике).

Сделай сам

Конечно, тот факт, что кубики Чаплыгина продаются в готовом виде, делает их привлекательными для многих родителей. Производители выделяют это преимущество, намекая на методику Зайцева, кубики которого нужно склеивать и наполнять. Однако мамы разные бывают, и для некоторых покупка готовых, но недешевых кубиков не является таким уж очевидным плюсом.

Все в сборе

В комплект Чаплыгина входят десять двойных кубиков и десять одинарных. Другими словами, вам потребуется тридцать деревянных кубиков. С одинарными все просто: нужно наклеить или написать маркером или прибором для выжигания на их гранях буквы и пометить для удобства значками. Вверх кубика – значок, а на четырех сторонах – буквы.

Одинарные кубики выглядят так:

* треугольник и Л, М, Й, Ш

* рыбка и М, П, Т, К

* птичка и Р, Д, Б, З

* крестик и С, Ж, Ч, Х

* месяц и Ц, Ф, Г, Щ

* слоненок и Ь (более светлый цвет), В, С, Ъ (светлый)

* машинка и красным О, Е, У, Э

* клубничка  и (тоже красным, как и все гласные) А, И, Е, У

* снежинка  и О, У, Ю, А

* колечко и  Ё, И, Ы, Я.

Двойные кубики придется сколачивать деревянной планкой. Можно просто аккуратно забить недлинные гвозди в деревяшку, посадив на нее два кубика так, чтобы они могли вращаться вокруг своей оси, но при этом быть на минимальном расстоянии один от другого.  С нахождением десяти деревяшек могут возникнуть проблемы. Но кто сказал, что будет легко? Подойдут палочки от строительного материала или рейки от старой детской кроватки (главное при этом добиться безопасности для малыша – кубики не должны сниматься с гвоздей, а на дереве не должно быть зазубрин и неровным краев). Двойные кубики помечаются на планке значками – это будет верхом. Так же, как на одинарные, на них любым способом наносятся буквы. Один кубик из двойного с согласными (черные буквы), второй с гласными (красные).

Двойные кубики имеют следующий вид:

Квадрат и буквы М, П, К, Ш; А, И, Е, У. (таких двойных кубиков надо сделать два)

Круг и  Н, К, Т, Д; А, О, И, Я (тоже два)

Звездочка и С, Р, Л, Б; А, О, И, Я

Елочка и В, Б, Д, З; А, О, Е, У

Сердечко и Р, Л, С, Н; Е, Ы, У, Ю

Цветок и Б, Ж, Х, Ч; А, И, Е, У

Яблоко и Р, Т, М, Л; Ё, У, Я, Ы

Домик и Ц, Ф, Ч, Г; А, И, Е, У.

Вот и все. В комплект кубиков Чаплыгина входит также «пояснялка» для родителей, которая является готовым вариантом организации занятий.

Поворот кубиков превращает занятие в фокусы. При каждом движении получаются новые склады, а значит и слова. Из двух кубиков можно составить двадцать слов, а из трех – целых пятьсот. Одним движением руки Маша превращается в Мишу. чудеса и привлекают детей. Кто же не любит фокусы?!

Шпаргалка

Книжечка с описанием каждого занятия, безусловно, облегчает мамин труд: не нужно специально готовиться, подбирать нужные кубики и соединять их в слова. Занятия разделены на одиннадцать блоков. Новый блок ознаменовывается добавлением нового кубика или нового способа работы с уже имеющимся материалом. Переход от одного занятия к другому индивидуальный – все зависит от темпа усвоения материала ребенком.

Принцип работы несложен. Мама составляет слово из кубиков, называет его. Предлагает ребенку прочитать слово, составить самому и отыскать такой же склад. Работа начинается с составления первого слова – «мама». Сначала взрослый показывает склад «МА» на двойном кубики с квадратом, называет его и просит ребенка отыскать такой же на других кубиках. Для закрепления можно нарисовать мамин портрет или приклеить фотографию прямо в книжечку. На втором занятии – фокус! – вращая кубики, получаем из слова «мама» слово «папа». Следующее занятие будет строиться на цепочке превращений «мама-Маша-каша». Затем «папа» превращается в «Паша». Далее следует изменение слова «мама» по падежам, то есть изменяется окончание («Мама» — «маме» — «маму»). Так же изменяется слово «папа» и «Паша». Потом вводится буква «И», и появляется «Миша»…

Вроде сложного ничего нет и можно импровизировать и заниматься с малышом самостоятельно? Но сходу подобрать нужные кубики не получается. Поэтому вновь приходится обращаться к методичке. После изменения окончания слова «Миша», составляется слово «пиши» и сразу «пишу». Таким образом, подбираемся к четвертому блоку, на первом занятии которого предстоит показать ребенку «закрытые» слоги и написать кубиками слова «кашка», «Машка», «шишка», «Мишка», «мушка». На втором занятии вводятся буквы Н, Й, Л на двойных кубиках с квадратами и одинарном с треугольником. Получаются слова «манка», «Майка», «шайка», «палка», «пилка». 

В пятом блоке поочередно вводятся буквы Д, Т, О, Я.  На кубиках с квадратом, кружками и треугольником ребенок прослеживает превращения «каша-наша-Даша» и «Дима-дома-кино», «Петя-Маня-Митя», «Нина-куда-кошка». Конечно, все в игровой форме с веселыми историями. Ход самого занятия можно придумать самостоятельно, исходя из интересов  ребенка, а вот последовательность ввода материала пока заменить сложно. Пора показать малышу обратный порядок сочетания звуков на примере слов «Ам-ам», «Умка» «Анка» «Ян», «Янка» «ушки», «окно», «окна».

В седьмом блоке, наконец, присоединяется кубик с рыбкой и читаются слова «мел», «кит», «шум», «кот», «ням», «тук», «дам», «кап» и другие. Для знакомства с буквами С, Р и В понадобиться кубик со звездой и вот уже малыш читает «Саша», «Вика», «киса», «липа», «лапа», «Толя» «Коля», «ваша», «вата», «Саня», «мало», «пила», «сами».

С каждым блоком количество слов увеличивается. В девятом ребенок уже читает слова из трех слогов: было слово «наша», а стало слово «Наташа». Десятый блок прибавляет кубик со слоном, а в одиннадцатом после слов «галка-галька», «мел-мель», «Гулька» и «лебедь» уже можно составлять целую сказку. Кстати, обыгрывать каждое занятие можно очень интересно..

Однако…

  • Не стоит рассчитывать, что обучение чтению решит логопедические проблемы ребенка. Даже так: не решит точно, а вот усугубить может! Неправильно произнося слова и запоминая определенное их звучание, ребенок наживет себе проблемы, которые будет не так-то просто преодолеть. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, логопед посоветует вам привести речь в порядок до того, как закреплять ее обучением чтению (особенно следует обратить внимание на свистящие и шипящие).
  • Автор методики обещает, что малыш начнет читать после третьего занятия. Но не гонитесь за быстрым результатом. Старайтесь не обучать, а развивать малыша! Научится ребенок читать в три года или в шесть важно, по сути, только для амбиций родителей на детской площадке. Сам Чаплыгин отмечает, что лучше учить ребенка после трех лет и уж точно тогда, когда он начнет говорить (к этой фразе следует добавить, как минимум, слово «чисто»).
  • Обучение «по Чаплыгину» сулит «природную грамотность». Якобы, наблюдая за составлением слов, малыш станет запоминать, как правильно пишутся слова, и в будущем не будет делать ошибок. Сомнительно! Обратим особое внимание на правильность набора слов на кубиках. Есть ли гарантия, что, играя с кубиками самостоятельно, ребенок не наберет слово «малако» или «карова» и не запомнит такое их написание до того, как вы исправите ошибку? Говорить об одинаковом размере всех букв (отсутствие заглавных) не приходиться. «Маша», «Паша» и «Миша» будет до поры до времени записаны так же, как «каша» и «мама» и «папа».
  • Не каждому ребенку понравится учиться по кубикам Чаплыгина. Дело, скорее всего, не столько в индивидуальных особенностях малыша (не любит кубики и никогда не любил), сколько в умении и неумении мамы или даже в желании обыграть уроки и заинтересовать кроху. Вот если мама полна энтузиазма, если ей самой интересно показывать фокусы и  рассказывать истории, то и малышу ничего не останется, как начать читать.

www.parents.ru

Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина

Основатель: Евгений Чаплыгин – педагог, автор – разработчик кубиков «Читаю легко». У автора трое детей.

Кубики Евгения Чаплыгина так же, как и кубики Н. Зайцева, помогают учиться чтению по слогам. Они предназначены для детей с 3 лет. Малышам помладше они тоже подойдут, если они умеют говорить и могут связать проговоренное слово с написанным. Главное — ничего нельзя навязывать и торопиться.

Методика называется «Читаю легко». В отличие от программы Н. Зайцева, здесь больше внимания уделяется игровой составляющей обучения. Евгений Чаплыгин гарантирует результат прямо с первого занятия. Многообещающее описание методики гласит: «ваш ребёнок самостоятельно составит и прочитает своё первое слово сразу же после знакомства с кубиками». Несколько дней игр — и ребёнок приобретает навык самостоятельного чтения.

В комплект входят 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и «книжка – шпаргалка» для родителей, в ней занятия разбиты на блоки и подробно расписаны для пап и мам. Сегодня многие детские дошкольные центры используют кубики Е. Чаплыгина в своих развивающих программах. Но заниматься с ребенком может человек с любым уровнем подготовки.

Секрет методики — в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами — малышу легко их крутить и вертеть. Просто вращая их, он САМ получает всё новые склады, а значит, и новые слова. Собрали «МАМА» — один поворот кубика — и к ней пришла тётя «МАША». Повернули кубик в этом слове — у тёти есть муж дядя «ПАША». Ещё один поворот — «ПАПА» дружит с дядей Пашей. Ребёнок сам собирает новые слова, играя, запоминает буквы и быстро учится читать.

Буквы, размещенные на боках кубиков, — результат тщательного подбора сочетаний. Из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трёх — 500. Вы можете создавать длинные слова, простые предложения и даже целые сказки (примеры есть в книжке-шпаргалке).

Начиная занятия, скажите малышу, что сейчас будет весёлый и интересный фокус, который он потом сможет повторить сам.

Покажите ребёнку сочетание букв МА на кубике №1, скажите: посмотри, когда вот эти две буквы стоят вот так, это читается МА. Дайте ребёнку кубик №2 (на нём тоже есть эти буквы) и ещё 2-3 других кубика, где букв М и А уже нет. Скажите: покрути их сам, давай, поищем ещё такие же буквы, чтобы получилось МА. А что получится, если мы возьмём вот этот кубик МА и поставим рядышком вот это МА? Давай попробуем! Прочитай теперь сам, что тут написано!

Ребёнок ставит кубики вместе и прочитывает их по очереди. Что получилось? Получилось МА-МА. Мама!

Обязательно похвалите малыша, пусть он запомнит своё первое слово и этот успех.

Если малыш готов двигаться дальше, можно перейти к следующему уроку. Но, как правило, на первом занятии одного урока бывает достаточно. Можно заниматься по книжке-шпаргалке или же придумывать собственные игры — конструкция и состав кубиков позволяют огромное количество вариантов и идей!

Плюсы методики

  • кубики не придётся собирать или склеивать, они продаются полностью готовыми. Отличаются кубики от методики Зайцева тем, например, что на них отсутствует информация о звонких, глухих, твёрдых, мягких звуках.

Автор принципиально против всех отвлекающих и запутывающих «добавок», вроде картинок. Евгений Чаплыгин убежден, что малыши могут воспринимать картинки не так, как этого хотел художник. Например, рисунок «шуба» ребёнок может запомнить и как «пальто», и как «тулуп». Поэтому, автор предпочитает не вводить отвлекающих элементов. Более того, он уверен, что ассоциативная память не участвует в процессе чтения, поэтому считает картинки отвлекающим фактором.

А в книжке-шпаргалке, которая входит в комплект, предусмотрена возможность самому нарисовать картинки для прочитанных слов. Действительно, на процессе запоминания слова «папа» прекрасно отразится, если малыш нарисует на карточке папу.

Сайт Евгения Чаплыгина.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

кубики для ума. Методики Чаплыгина.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

cubicum.ru

Как научить ребенка читать? Кубики Евгения Чаплыгина

Родитель, который решился научить своего ребенка читать, как и врачи, должен придерживаться принципа «не навреди» в этом ответственном деле. Бывает, многие мамы и папы начинают либо слишком рано учить ребенка, либо выбирают неподъемный для его возраста метод. Из-за этого у него может пропасть желание продолжать учиться. По этой причине родители должны выбирать интересный и легкий способ обучения чтению. Об одной из таких методик мы поговорим в этой статье.

Когда начинать учить ребенка читать?

Прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, стоит понять как работает его мозг на данном возрастном этапе. Особенно это касается тех родителей, которые пытаются погрузить своего малыша в раннее развитие.

Мозг человека созревает снизу вверх: от самых нижних участков, которые отвечают за регуляцию сна и тела до самых высоких — моторика, координация.

После этого активное развитие перемещается в правое полушарие, где формируются нейронные связи. И только после этого в 5 лет и старше созревает левое полушарие, а потом и лобные доли.

Чтение — это процесс в головном мозге, который задействует зрительное восприятие, звуко-буквенный анализ, запоминание, удержание изученной информации, смысловые догадки, а также понимание прочитанного. Для этого мозг задействует сразу 17 отделов. Для того, чтобы запомнить, как выглядит буква, ее образы и эталоны, мы запоминаем алфавит при помощи правого полушария. А вот левое уже отвечает за смысловую нагрузку изучаемого.

Стоит понимать, что чтение — это работа сразу двух полушарий. А активное развитие левого происходит лишь после пяти лет. По этой причине, когда мы начинаем учить ребенка читать в 3-4 года, для него эта информация просто не важна и не интересна. Сейчас ребенку нужно «подпитывать» развитие правого полушария, а вместе этого чтением мы нагружаем левое.

Все это может привести к регрессу от любого стресса (первый класс, перестройка гормонального фона, ум подростков), эмоциональная незрелость, проблема с волей, с общением, со здоровьем (бессонница, неврозы, аллергия).

Мой сын начал учиться читать в 6 лет. И я этому несказанно рада! Это тот возраст, когда мозг готов к тому, чтобы учиться читать, а у ребенка есть внутренняя мотивация для этого.

С маленькими детьми обучение чтению — это больше механическая работа. А дети постарше подходят к этому занятию более осознано. А когда есть внутренний мотив и интересный способ изучения в игровой форме, то обучение будет происходить гораздо легче, качественней и быстрей.

Как научить ребенка читать: методика Чаплыгина

Я просмотрела множество способов, как научить детей читать, и больше всего мое внимание привлекала методика «Я сам читаю» от Е.В. Чаплыгина.

Этот метод придумал педагог и отец троих детей Евгений Чаплыгин. Принцип работы методики очень похож на кубики со слогами Зайцева. Но в отличие от второго, у Чаплыгина кубики состоят не из слогов, а из букв. То есть они основаны не на слогах, а на складывании букв. Еще одно преимущество таких кубиков — магниты. Они притягиваются друг к другу, что наглядно показывает принцип слияния букв в слоги и словообразование.

У дошкольников мышление наглядно-действенное. Это значит, что сначала им нужно увидеть принцип действия, и только тогда они поймут, как что-то работает. И магниты в этом играют большую роль. Благодаря им ребенок видит не только как составляются слоги, но и понимает принцип изменения окончания слова.

К примеру, составляем из четырех кубиков слово МАМА. При вращении последнего будет образовываться новое слово с другим окончанием и звуком: МАМУ, МАМЕ, МАМЫ.

Учить буквы нужно не по отдельности, а в контексте слова.

Особенность методики заключается в том, что ребенок понимает закономерность образования слов и слогов и самостоятельно продолжает учиться дальше. При этом не нужно объяснять ничего лишнего. По мнению самого Чаплыгина, так мы только мешаем ребенку обучаться.

Мой сын уже понял эту технику. Теперь у него с каждым разом получается читать все быстрее и быстрее. Он практически перестал «мэкать». Даже если он затрудняется где-то, то быстро понимает что не так, и старается быстро исправить ошибку.

В наборе Чаплыгина 16 кубиков. Из них можно составить более 150 слов. Только из четырех получается 60 слов. Благодаря этой методике малыш понимает, как составляются буквы алфавита в слоги. Он может понять принцип смены окончания, прокрутив магнитный куб.

Если очень хочется заняться ранним развитием ребенка, то кубики можно использовать для этого. Такая методика подходит и для здоровых детей и с задержкой развития речи. Однако для ребенка со сложными особенностями развития кубики не рекомендуются.

imom.me

Кубики Чаплыгина — учим читать ребенка за 3 дня?

Кубики Чаплыгина появились совсем недавно, но весьма стремительно завоевывают популярность.

Автор методики — Чаплыгин Евгений Васильевич – педагог и отец троих детей.

Он утверждают, что с динамическими кубиками Чаплыгина ребенок научится читать за 3 дня.

Давайте вместе с Вами рассмотрим, что собой представляют кубики Чаплыгина.

Насколько интересна методика Чаплыгина «Читаю легко» для ребенка и родителей?

Реально ли научить ребенка читать за 3 дня?

Кубики Чаплыгина

Динамические кубики Чаплыгина – что это такое?

В состав комплекта «Кубики Чаплыгина» входят:

  • 10 кубиков с буквами (на каждом кубике – 4 буквы – по одной с каждой стороны)
  • 10 блоков с парными динамическими кубиками.
  • «Книжка-шпаргалка»

Шпаргалка к кубикам Чаплыгина

Кубики изготавливаются из дерева, буквы на них печатаются нетоксичной краской.

Гласные буквы обозначаются красным цветом, а согласные – черным.

Кубики в блоках свободно вращаются вокруг своей оси. Благодаря этому из 8 букв на двух кубиках каждого блока можно составить 32 слога-склада. Подробно о складах я писала в статье «Кубики Зайцева».

Буквы на блоках и кубиках подобраны так, что из них можно собрать множество слов.

К примеру, из двух блоков кубиков можно составить 20 слов, из трех блоков – уже 500 слов.

Используя все кубики и блоки можно составлять сложные слова, предложения и даже небольшие тексты.

Методика обучения чтению по динамическим кубикам Чаплыгина

Методика обучения чтению по динамическим кубикам Чаплыгина основана на принципе естественного обучения.

Занятия с кубиками позволяют задействовать различные каналы восприятия ребенка.

Малыш смотрит на кубики, крутит их, конструирует слова, слышит и произносит составленное  слово.

Ребенок анализирует, сравнивает, думает, размышляет, учится делать выводы.

Все это способствует освоению принципов и навыков чтения.

Кубики Чаплыгина

Как проходят занятия с динамическими кубиками Чаплыгина?

  1. В самом начале занятий необходимо заинтересовать ребенка кубиками. Это сделать очень легко, ведь кубики такие интересные: их приятно потрогать руками, они хорошо пахнут деревом, их можно весело крутить.
  2. Показываем ребенку, что кубиками можно не только играть, но и составлять интересные слова. Самое приятное слово для каждого человека – это его собственное имя. Составляем имя малыша из кубиков.
  3. Самые простые слова для обучения чтению – слова с повторяющимися слогами (складами): мама, папа, баба, дядя, няня. Находим на одном блоке слог «ма» и просим малыша найти такой же слог.
  4. Показываем чудесные превращения слов. Вращая кубик, делаем из мамы – машу, из маши – дашу, сашу, пашу, кашу и т.д.
  5. Закрепляем полученные знания – читаем вывески на улицах и детские книжки.

Вот таким образом, проходят веселые занятия с малышом. Играясь, ребенок с легкостью осваивает принцип чтения и начинает читать.

В наборе имеется «Книжка – шпаргалка», в которой подробно описано как проводить занятия с динамическими кубиками Чаплыгина.

Программа обучения по кубикам Чаплыгина

С какого возраста обучать детей по кубикам Чаплыгина

Автор рекомендует заниматься по данной методике с детьми от 3 до 7 лет.

В принципе с детьми можно заниматься и с более раннего возраста, но до трех лет рекомендуется просто играть кубиками.

А в три года, когда малыш начнет хорошо говорить, можно уже обучать его чтению.

Но, наиболее эффективно обучение 4-5-7 летних детей.

Реклама кубиков Чаплыгина гласит, что ребенка можно легко научить читать всего за 3 дня.

Но это не более, чем рекламный трюк. За такой срок можно научить читать ребенка 5-7 лет, который уже знает буквы.

А от трехлетних малышей не нужно и требовать, чтобы они научились читать за 3 дня. Для них кубики Чаплыгина пока только игрушки.

Главное не просто научить ребенка читать, а привить ему интерес к чтению.

Поэтому сам процесс обучения чтению должен быть приятен малышу.

Отличие кубиков Чаплыгина от кубиков Зайцева

Евгений Чаплыгин создал свою методику, опираясь на методику Николая Зайцева.

Тем не менее, кубики Чаплыгина являются уникальным запатентованным изобретением.

Кубики Чаплыгина получили Золотую медаль за простоту и эффективность на международной выставке «Игрушки и игры» в г. Москве.

Преимущества кубиков Чаплыгина в сравнении с кубиками Зайцева:

  • Простота использования
  • Ребенок понимает принцип составления слова, а не заучивает склады, как в кубиках Зайцева
  • Занимают мало места – одна компактная картонная коробка
  • Изготавливаются из дерева (кубики Зайцева бумажные или пластмассовые)
  • Дешевле стоимость

Недостатки кубиков Чаплыгина в сравнении с кубиками Зайцева

  • Методика обучения по кубикам Зайцева способствует более широкому развитию ребенка, т.к. изучаются твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие и т.д.
  • По кубикам Чаплыгина можно составить 32 склада, а по кубикам Зайцева 52
  • В методике Зайцева для обучения чтению используются оригинальные попевки и таблицы.

Здесь Вы можете посмотреть видеопрезентацию кубиков Чаплыгина:

Кубики Чаплыгина – это очень интересная методика обучения чтению дошкольников. Буду рада если мой обзор окажется Вам полезным.

wunderkind-blog.ru

Кубики Чаплыгина. Методика Чаплыгина.

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

  • Доставка
  • Оплата
Магазины 8 800 775 80 25 с 9-00 до 22-00

Все разделыКаталогСтатьиКаталог

  • Каталог
    • Книги
      • Книги
      • Художественная литература и книги для чтения
      • Развивающие книги
        • Развивающие книги
        • Интерактивные книжки, книжки-игрушки
        • Книжки-активити
        • Развивающие методики
      • Познавательная литература
      • Книги для родителей
      • Книги для ДОУ
      • Наглядные пособия
    • Игры и игрушки
      • Игры и игрушки
      • Игрушки развивающие

      shkola7gnomov.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о