Методика скорочтения и развития – .

Содержание

10 простых упражнений для развития навыков скорочтения — www.maximonline.ru

Прежде чем приступить к упражнениям, выясни свою нынешнюю скорость чтения. Прочти какой-нибудь текст. Желательно отключить телефон и удалить из комнаты посторонних. Не подгоняй себя, читай с обычной скоростью. Нам все равно не удастся проверить правдивость твоего результата, поэтому мы не будем смеяться над тобой, даже если ты покажешь очень слабые навыки чтения по складам. Засеки время на секундомере и приступай к тестированию.

Теперь справься с таблицей и определи, на каком уровне находятся твои читательские способности.

«С помощью приемов скорочтения любой темп можно повысить в 2—5 раз», — уверяет Юлия Орлова, преподаватель курсов скорочтения при Президентской бизнес-школе. Правда, для этого тебе придется не только прочесть эти упражнения, но и заниматься ими по часу в день. Задания можешь чередовать в любой последовательности: навыки, приобретенные в одном упражнении, пригодятся и в других.

 1. Смертельный проговор 

80% людей при чтении проговаривают слова. У одних (ведущих новостей, пользующихся телесуфлером) это выражается явно, у других — опосредованно. Иногда немую артикуляцию можно заметить по легкому движению губ читающего, но чаще — только при проведении рентгенокиносъемки гортани.

По словам Юлии Орловой, эту вредную привычку, тормозящую чтение, ты приобрел, учась читать — проговаривая текст про маму, моющую раму, по буквам, потом по слогам, затем складывая их в слова. В результате ты привык усваивать текст лишь после того, как проговоришь его. Но для понимания необязательно задействовать мышцы гортани.

Рассматривая фотографию, ты не объясняешь себе, что на ней изображено. («Так, что у нас тут? Девушка сидит на диване, волосы распущены, ноги расставлены… А-а! Понял!) Информация со снимка сразу передается в мозг, минуя органы речи. Того же самого можно добиться и при чтении.

Чтобы подавить движение губ, читая, прижимай их пальцем. Для борьбы с внутренним проговариванием читай текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Мышцы гортани окажутся задействованы, и мозг начнет принимать информацию напрямую. Первую неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму.

 2. Следуй за белой указкой 

Несмотря на то что тебе кажется, будто твои глаза при чтении плавно движутся по строке, в действительности зрачки совершают регулярные остановки через каждые 1,5—2 слова (кажущаяся плавность достигается за счет способности глаза оставлять на сетчатке увиденный образ). Хотя эти притормаживания и кратковременны, в сумме они могут занимать до двух минут на одну страницу.

Чтобы снять глаза с тормозов, используй особенность, приобретенную глазом в процессе эволюции. Помимо всего прочего, самый первый глаз был создан много миллионов лет назад еще и для того, чтобы улавливать движение (второй глаз был создан только для симметрии). Именно в движении и заключена основная информация о происходящем вокруг.

Возьми в руку карандаш и, ведя им под строкой, начни читать текст. Глаз, уловив движение, бросится за указкой, попутно читая то, что ты ему подсунул.

Освоившись с первоначальной скоростью, каждый раз ускоряй движение указки. Постепенно глаза привыкнут к возросшей нагрузке, и скорость заметно увеличится.

3. Не отступать 

«Кроме периодической фиксации взгляда и проговаривания самой распространенной ошибкой неискушенного читателя является регрессия глаз», — говорит Юлия. Определенное время при чтении занимает «отскок» зрачков влево для того, чтобы перечитать еще раз уже пройденное слово, которое, как тебе подсознательно кажется, ты пропустил или не понял.

Пристраститься к такому способу чтения ты мог в начальных классах школы и к настоящему времени уже не осознаешь этого, как не замечаешь давно выработанные рефлексы.

Здесь тебе пригодится визитная карточка, уже два года валяющаяся на столе, которую ты время от времени машинально перечитываешь, хотя и знаешь, чем там все заканчивается. Переверни визитку обратной (пустой) стороной, чтобы тебя не отвлекали буквы. Теперь начни читать любой попавшийся текст, закрывая каждое прочитанное слово карточкой (рис. 1).

Стремиться к понимаю текста необязательно. Сейчас для тебя важнее научиться не дать глазу совершить скачок в обратном направлении.

www.maximonline.ru

разбор методик / Университет ИТМО corporate blog / Habr

Краткое содержание первой части: скорочтение – это набор разных механик, которые [в некоторых случаях] помогают получать информацию из текста быстрее, чем при обычном чтении. Тем не менее, даже скорочтение не поможет читать с «пулеметной» скоростью – ваши способности возрастут, но вряд ли превысят 500-600 слов в минуту (среди комментаторов к предыдущей части материала, правда, были и те, кому удалось развить скорость чтения и до 700 слов в минуту). Большинство громких заявлений скорочтецов, ставивших мировые рекорды в тысячи слов в минуту, – не более чем самореклама и неподтвержденные данные (исключение – «человек дождя» Ким Пик).

Однако, как свидетельствуют исследования, не все методики скорочтения «одинаково полезны». Эффективность некоторых не подтверждена или спорна, но есть и такие техники, которые попросту идут вразрез с тем, что мы знаем о человеческой физиологии. Попробуем разобраться в возможностях наиболее популярных методик быстрого чтения.

/ Фото Kevin Thai / CC

Чтение «по диагонали»


Под этим собирательным названием можно объединить сразу несколько техник скорочтения: во-первых, чтение «зигзагами» (зигзагообразные движения взгляда по странице), во-вторых, «охватывание» страницы целиком, «одним взглядом». По словам скорочтецов, практикующих эти методики, подобный подход позволяет им читать, используя периферийное зрение.

Что говорят ученые: читать таким образом едва ли возможно. Вся проблема в том самом периферийном зрении. Ученые доказывают, что периферийное зрение (при всех его плюсах) не позволяет нам адекватно воспринимать и распознавать текст – в таких условиях мы просто не можем его прочесть.

Мы можем читать только тот текст, который попадает в зону нашего фовеального зрения (центральное в 1.5–2° поле зрения): для сравнения, примерно в эту область попадает наш большой палец, если вытянуть руку перед собой. Поэтому человеческому глазу не удается прочесть абзац или даже всю страницу целиком – вы просто не увидите текст.

При «чтении по диагонали» наш взгляд выхватывает отдельные слова или фразы, что не позволяет нам полноценно читать. Тем не менее, используя этот подход, мы можем, к примеру, получить некоторое представление о материале, если мы его уже когда-то прочли, и с тех пор в текст не были внесены изменения.

Вердикт: физиологически этот вид чтения невозможен.

Вы можете читать немного быстрее 500 слов в минуту, но вы ограничены возможностями ваших глаз и анатомией сетчатки. Чтобы понимать текст, вам нужно перемещать взгляд так, чтобы область фовеального зрения находилась в том участке [страницы], на котором вы хотите сфокусироваться. Вне этой области острота зрения заметно ниже – вы не можете различать слова и текст далеко за пределами центрального поля зрения. Это – фактор, ограничивающий скорость чтения и обработки информации мозгом

– Кит Рейнер, один из наиболее известных исследователей чтения (работал в Массачусетском университете в Амхерсте), книга «Движения глаз и обработка информации в процессе чтения»


Чтение без остановки


Еще одна стратегия скорочтения предполагает чтение без остановки. Для того, чтобы понять, чем оно отличается от обычного чтения, придется вспомнить то, о чем мы рассказывали в первой части: наше «стандартное» чтение – это дискретный процесс. Мы фиксируемся на определенной группе слов, затем скачкообразным движением переводим взгляд на другую группу и так далее. После нескольких скачков (или саккад), мы делаем небольшую паузу (во время которой мозг получает дополнительную возможность обработать прочитанное).

На эти регулярные паузы уходит от четверти до половины секунды – и скорочтение без остановки направлено на их подавление. Однако не все так просто: таким образом вы не только экономите время, но и не даете себе возможность лучше осознать и запомнить прочитанное. Более того, полностью подавить желание «дать себе передышку» не так-то просто – скорее всего, такие паузы у вас все-таки будут (пусть и реже), но качество восприятия прочитанного все равно ухудшится.

Вердикт: физически такое чтение вполне возможно. Проблема лишь в качестве восприятия текста. Некоторые читатели нашей первой части разграничивали «чтение с пересказом» и «чтение без пересказа» и не случайно – чтобы пересказать прочитанный текст, важно не просто пробегать глазами по строчкам «на одном дыхании».

Подавление субвокализации


Субвокализация – это «голосок у нас в голове», который звучит, когда мы читаем текст. На субвокализацию или проговаривание также уходит драгоценное время, которое экономят скорочтецы. В некоторых случаях такое проговаривание приводит к тому, что скорость чтения про себя оказывается равной скорости чтения вслух. Поэтому многие техники скорочтения учат подавлять желание проговорить про себя прочитанный материал и помогают настраиваться на «чтение глазами».

Проблема здесь в том, что субвокализация – важный элемент распознавания текста, и подавляя это желание, мы начинаем хуже понимать прочитанное:

Вы можете попрактиковаться и, вероятно, ваша скорость чтения возрастет, но, читая слишком быстро, вы перестанете понимать текст. Избавление от субвокализации применяется в большинстве методик скорочтения. Исследования [1, 2] показывают, что если текст при этом достаточно сложный, его становится невозможно понять.

– Кит Рейнер, там же


Более того, и Рейнер, и Рональд Карвер (другой исследователь скорочтения и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити) в своих исследованиях показали, что полностью избавиться от проговаривания текста невозможно – субвокализацию используют даже те, кто читает со скоростью 720 слов в минуту, и те, кто бегло просматривает текст (они проговаривают ключевые слова).

Доказано это было следующим образом – к горлу испытуемых подключали электромагнитные сенсоры, которые фиксировали слабые нервные импульсы, посылаемые к мышцам. В итоге выяснилось, что проговаривают текст даже те, кто утверждает, что не делает этого вовсе – наш мозг попросту не может обойтись без субвокализации.

Этот внутренний голос или «subvocal speech» даже стал предметом исследований NASA – там хотели понять, можно ли использовать эту особенность, чтобы отдавать «беззвучные команды»:

Биологические сигналы возникают при чтении или внутреннем диалоге – вне зависимости от того, фиксируется ли при этом движение губ и лицевых мышц. Человек, использующий субвокализацию, думает о каких-то словах и проговаривает их про себя так тихо, что этого невозможно услышать, но язык и голосовые связки все равно получают речевые сигналы от мозга.

– Чак Йоргенсен (Chuck Jorgensen), глава команды разработчиков системы субвокальной регистрации, NASA


Кстати, чемпионы по быстрому чтению необязательно должны быстро говорить или читать вслух, у них просто обширнее «внутренний словарь легко распознаваемых слов». Незнакомые слова мы проговариваем про себя медленнее, слова, которые уже есть в нашем внутреннем словаре – быстрее.

Вердикт: полностью избавиться от субвокализации невозможно. Более того, чтобы читать быстрее с учетом проговаривания слов, полезно сначала «учиться читать медленнее» – расширять внутренний словарь терминов, внимательно изучая новые и незнакомые слова, чтобы легче было проговаривать их, встретившись с ними вновь.

Быстрое последовательное визуальное предъявление, Rapid serial visual presentation, RSVP


Быстрое последовательное визуальное предъявление – метод, чем-то похожий на чтение без пауз. Однако за отсутствие пауз между демонстрацией слов тут отвечает не сам читатель, а приложение. RSVP – это метод вывода информации на дисплей, когда слова или группы слов показываются на экране «небольшими порциями». Эта технология вызывает множество дебатов, поскольку существуют исследования, свидетельствующие как за, так и против нее.

Часто разработчики RSVP-приложений строят свою аргументацию на том, что «только 20% времени в процессе чтения тратится на осмысление текста, а 80% – на движения взглядом по странице». Поэтому техника, позволяющая зафиксировать взгляд в одной точке, должна значительно сэкономить время читающего.

Здесь ученые могут поспорить: в действительности наш «процесс осмысления» текста не прекращается ни на минуту (мы думаем о тексте и когда читаем его, и когда переводим взгляд с одной группы слов на другую, и когда делаем паузы, чтобы «переварить» прочитанное). Поэтому техники RSVP действительно могут сэкономить нам какое-то время, но точно не увеличат скорость чтения на 80%.

Тем не менее, в защиту RSVP-техник свидетельствуют и более убедительные аргументы. Например, в исследованиях методики Spritz утверждается, что основа успеха этой техники – не только последовательный вывод на экран небольших порций слов, но и правильное выравнивание слов и подбор верной скорости и ритма их вывода.

Скорость и ритм здесь действительно играют важную роль: с ростом скорости, по словам Рейнера, наша возможность воспринимать и обрабатывать увиденное снижается. В итоге читающий перестает понимать, о чем, собственно, он читает.

Кроме того, приложение не «знает», какие слова будут для читателя знакомыми, а какие он видит впервые (все тот же «внутренний словарь»), поэтому не может адаптировать скорость вывода информации с учетом этого фактора. А вот при «обычном чтении» мы автоматически дольше удерживаем взгляд на менее знакомых словах, чтобы запомнить их и пополнить свой «словарик».

Все это усложняется тем, что в случае с большинством приложений, работающих по механике RSVP, пользователю не так-то просто «отмотать текст назад» – как правило, такая опция возможна, но при обычном чтении вернуться к прочитанному нам, само собой, намного легче.

Вердикт: техники быстрого последовательного визуального предъявления действительно помогают читать быстрее – как минимум за счет сокращения движения взгляда по экрану. Однако с увеличением скорости вывода слов на экран качество нашего восприятия может ухудшиться – фактически, чем быстрее будут выводиться слова, тем меньше будет запоминать читатель. Из-за того, что в приложениях невозможно дольше удерживать взгляд на всех незнакомых словах и сложно отматывать текст назад, такой метод вряд ли подойдет для изучения новой, сложной дисциплины.

По тем же причинам оказывается непросто использовать его и для чтения художественной литературы – колумнист Lifehacker, например, отметил, что метод RSVP может помочь переработать массу информации, но ощутить удовольствие от чтения с ним будет непросто. Поэтому в The Atlantic советуют использовать его для чтения новостных заметок и небольших статей – то есть текстов, которые не требуют глубокого погружения в тему. Если вы все-таки решите попробовать этот метод, посмотрите в сторону приложений из этих списков: 1 и 2.

Итак, вкратце:


Чтение по диагонали и попытка охватить взглядом всю страницу целиком вряд ли имеют что-то общее с реальным чтением. Большая часть текста в этом случае попадает в зону периферийного зрения и попросту не может быть прочитана. Эти методики не позволяют читать текст, однако их можно использовать, чтобы быстро пробежаться по уже знакомым материалам.

Чтение без остановки – также не самый удачный способ сэкономить время. Этот подход заметно снижает нашу способность к восприятию материала. В итоге вы сможете быстро читать текст, но запомнить и пересказать его содержание будет крайне трудно.


Подавление субвокализации – еще один плохо работающий прием. Исследования показывают, что читатель всегда проговаривает про себя текст, даже если уверен в обратном. Более того, субвокализация помогает нам лучше понимать прочитанное. Вместо того, чтобы подавлять ее, стоит расширять свой вокабуляр – на внутреннее проговаривание знакомых слов у нас уходит меньше времени, и этот навык не связан с умением быстро читать вслух.

RSVP – эта методика работает, но с ограничениями. Вы сможете читать быстрее, но вряд ли многократно увеличите скорость чтения. Кроме того, особенности этой методики делают ее использование затруднительным в случаях, когда нужно прочесть сложный материал (например, статью из научного журнала по новой для читателя теме). Читать для удовольствия в таком формате тоже неудобно. Идеальный вариант – почта, новостные заметки и статьи вроде этой.

В третьей [и последней] части мы расскажем о случаях, когда без скорочтения все-таки не обойтись, что такое «медленное» чтение и как сэкономить время на чтении «серьезной» научной литературы – не прибегая к сложным техникам.

P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:

habr.com

Скорочтение: как научиться в домашних условиях

Для каждого человека обучение чтению начинается с распознавания букв, потом слогов, со временем наше зрение уже способно охватывать целые слова и составлять из них предложения. Подобной методики вполне достаточно для того, чтобы прочитывать в минуту до 300 слов, однако в современном мире, в условиях огромного количества информации и знаний, нужно не просто уметь читать, а делать это быстро и как можно более эффективно. Добиться высокой скорости восприятия печатного текста помогает скорочтениеспособность как минимум в 3–4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала.

У тех, кто полноценно освоил навыки данной методики, счет идет на десятки тысяч слов в минуту. Среди достоинств техники скорочтения — возможность увеличить объем запоминаемого текста, сэкономить время на его изучение, развить внимание и значительно ускорить мыслительные процессы. В этой статье мы поговорим о методике скорочтении, теории и, конечно, разберем практику – конкретные приемы, как научиться читать быстрее

Как работает методика скорочтения?

Скорочтение

СкорочтениеСкорочтение помогает поверхностно отхватить взглядом текст, «пробежаться» по нему и понять, на какие фрагменты следует обратить более пристальное внимание, а какие можно просто отсеять. Те, кто овладел методикой скорочтения, как правило, не читают все слова в предложении, а фокусируются на наиболее значимых. Таким образом составляется полная и, главное, цельная картина текста. Конечно, для чтения художественных произведений с целью насладиться стилем автора, удачными метафорами и интересными сравнениями, этот метод вряд ли будет наиболее подходящим, однако если ваша цель — именно получение информации, да еще и в большом объеме, развитие навыка скорочтения станет очень полезным.

В интернете можно найти различные курсы по обучению скорочтению – существуют как занятия с преподавателями, так и видеоуроки. Впрочем, освоить методы скорочтения можно и в домашних условиях, абсолютно бесплатно. Главняе условие – быть достаточно усидчивым, регулярно тренироваться и как можно чаще применять полученные знания на практике. Будьте готовы к тому, что тренировки займут не один день и даже не пару недель.

Как научиться скорочтению в домашних условиях?

Многие курсы скорочтения в своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Рассмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.

Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных

1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя. В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию, Как научиться скорочтению, основные упражнения

Как научиться скорочтению, основные упражнениячто существенно уменьшает скорость прочтения материала. Таким образом первым шагом на пути к освоению скорочтения станет прекращение субвокализации.

Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.

2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессиивозвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений. Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному до 10-11 раз! Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.

3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение, не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению, при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.

Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге, представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.

Чтобы не привыкать к одной таблице, стоит нарисовать несколько или вместо цифр использовать буквы алфавита. Если таблица 5х5 станет для вас слишком легкой, количество ячеек всегда можно увеличить.

Увеличиваем скорость

Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить развитие скорочтения в домашних условиях

развитие скорочтения в домашних условияхколичество прочитанных в минуту слов, освойте навык поверхностного чтения, направленный на поиск ключевых слов в тексте, развивается конспектированием или угадыванием смысла предложения после прочтения его отдельной части. Немаловажную роль в обучении скорочтению вообще и в этом упражнении в частности играет усидчивость и непрерывность тренировок, что в скором времени позволит обрабатывать большие объемы текста без упущения важных деталей.

Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного. Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного.

Кстати, часто многие специалисты рекомендуют сочетать тренировки скорочтения с тренировками памяти. Некоторые упражнения мы приводим в статье, посвященной тому, как развить эйдетическую память.

experimental-psychic.ru

5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем, с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Вот несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов.

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит «по-детски», зато очень эффективно.

Техника «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

externat.foxford.ru

5 книг, которые помогут освоить скорочтение

Олеся Скопинская

С чего начать

Прежде чем приступать к освоению навыков скорочтения, определите для себя главную цель: чего именно вы хотите? Увеличить скорость чтения или усваивать вдвое больше информации с перспективой дальнейшего применения? А может, всё сразу?

Существует множество разнообразных методик и упражнений для скорочтения. Какие подойдут именно вам — определяется только практическим путем. Не бойтесь отказываться от какого-либо упражнения, если работа с ним совсем не идет. Замените его другим. Любой процесс обучения, насколько бы сложным и трудоемким он не был, должен приносить удовольствие и побуждать вас к дальнейшему развитию. Неплохо подстегивают к прогрессу занятия в группе или с друзьями.

Составьте расписание занятий и придерживайтесь его (оптимально 1,5–2 часа в день). Введите само чтение в привычку и посвящайте ему свободное время. Отслеживайте свой прогресс, не исключено, что уже через неделю вы отметите заметное ускорение в чтении.

Записывать свои результаты также важно, чтобы понимать, когда вы оказались на «плато» — показатели будут незначительно увеличиваться и может показаться, что вы стоите на месте. Это не так. Наберитесь терпения. «Плато» стоит использовать для отработки уже изученных практик и после приступать к новым. Но ни в коем случае не бросать занятия, пока не достигните желаемого количества слов в минуту.

Методы, которые можно внедрить уже сейчас

  1. Просматривайте книгу (введение, оглавление, заключение) перед прочтением. Это позволит определить структуру материала, выделить важные места и те, которыми можно пренебречь. Чтобы избежать «воды» в тексте, сканируйте страницу глазами. При быстром чтении взгляд цепляется за конкретные фразы. Вычленяя их, переходите к вдумчивому чтению.
  2. Чем больше вы читаете в целом, тем проще вам будет пропускать вводные слова, повторения и устойчивые конструкции за счёт домысливания.
  3. Вы сами можете задавать скорость чтения, водя по строчке пальцем, карандашом или линейкой. А чтобы не возвращаться взглядом к прочитанным абзацам, закрывайте их листом бумаги.
  4. Для развития периферийного зрения тренируйтесь с помощью таблиц «Шульте». Эти упражнения помогут заметно сократить время поиска необходимой информации, за счёт увеличения количества видимого текста.
  5. Учиться можно играя: попробуйте найти в тексте незнакомые термины, или все слова с буквами ш, ф, л, м, н, о. Подобные тренировки концентрируют внимание и усидчивость в работе с текстом.

Книги по скорочтению и развитию памяти

Их я использовала во время самостоятельного обучения.

«Скорочтение», Питер Камп

Это классический самоучитель по скорочтению, в котором собраны методики и приёмы эффективного чтения. Питер Камп пошагово делится теоретическими и практическими знаниями о том, как прочитать нон-фикшн за 15 минут, роман за обедом, а статью в интернете за несколько секунд.

Курс рассчитан на 6 недель. Камп делает ставку не только на скорость чтения, но и на улучшение навыков запоминания и воспроизведения прочитанного материала.

купить книгу

«Быстрое чтение за 10 дней», Эбби Маркс-Бил

Практическое пособие для «экстремального» чтения, когда необходимо в кратчайшие сроки усвоить большой объём информации: во время сессии, при подготовке презентации или доклада. Занятия систематизированы по дням. Маркс-Бил напоминает об индивидуальном подходе к каждому упражнению, чтобы читатель не боялся что-то пропускать или адаптировать под себя. В активном чтении все усилия направлены на результат, и вы сами выбираете, как именно его достичь.

купить книгу

«Скорочтение на практике», Павел Палагин

Книга Палагина подойдёт для отработки уже имеющихся навыков скорочтения. Автор не теряя времени сразу переходит к практическому применению: методика → упражнение.

«Скорочтение на практике» помогает определиться с целью, верно обозначать главные тезисы прочитанного и концентрироваться на материале, независимо от окружающей обстановки.

купить книгу

«Помнить всё», Артур Думчев

Практическое руководство по запоминанию с использованием мнемонических техник. Область применения широка: от пароля почты до абзацев книг. Думчев пишет без воды, с чёткими инструкциями и юмором, что задаёт увлекательный настрой занятиям.

Освоение материала идет традиционно от простого к сложному. Я бы советовала выделить для себя необходимые приёмы при первом прочтении и после отрабатывать их, следуя рекомендациям автора.

купить книгу

«Эйнштейн гуляет по Луне», Джошуа Фоер

Ценность книги Фоера в личном опыте: как за год превратиться из человека, который вечно забывает ключи, в победителя конкурса по запоминанию. Автор подробно изучил историю развития памяти, чтобы использовать эти данные для лучшего освоения необходимых навыков. Фоер рассматривает не так много методик — только те, что использовал сам, однако книга станет для вас отличным мотиватором, чтобы не останавливаться на достигнутом.

купить книгу

Читайте также 📚

lifehacker.ru

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

5 важных правил для быстрого чтения

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности

Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» — скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание — определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку: «7 эффективных техник запоминания»

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.

Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

zapomnivse.com

Техника скорочтения или как научиться быстро читать и запоминать прочитанное (с высоким уровнем запоминания)

Техника скорочтения помогает усваивать большой объем новых знаний. Она пригодится в процессе учебы старательным студентам и тем сотрудникам, у которых работа связана с изучением новой информации.

Так, редактору литературного издательства приходится прочитывать множество книг молодых авторов перед приемом их в печать. Чтобы читать с большой скоростью и работать продуктивно, надо изучить методы скорочтения.

Скорочтение: как научиться быстро читать

О том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, мечтают все, кому просто необходимо изучать много книг, учебников. В наши дни время летит стремительно. Успешная учеба, работа, карьера часто зависят от скорости, с которой человек способен изучать, усваивать текстовый материал, принимать решение на основе полученных знаний, делать выводы.

Специалисты, которые углубленно занимаются этим вопросом, отмечают, что обычно скорость чтения зависит от нескольких «тормозящих» аспектов:

  • регрессия;
  • диапазон зрения;
  • угол обзора;
  • траектория движения глаз;
  • проговаривание про себя и вслух, прочитанного;
  • время осмысления;
  • не избирательность.

Что же такое регрессия? Чтобы читать учебник и запоминать прочитанное, наши глаза просматривают каждую напечатанную строчку текста слева направо, а потом возвращаются и пересматривает еще раз. Такие возвратные скачки, которые служат для лучшего запоминания и осознания смысла, называют регрессией.

Набор упражнений для скорочтения на повышение скорости чтения начинается с того, чтобы обходиться без регрессий. Стараться просматривать строчки рассказа, любой информации, без возврата к предыдущим словам. То есть, необходимо тренировать глаза двигаться только в одном направлении, независимо от того, успели вы понять смысл написанного или нет.

Поймите, что в этот момент вы тренируетесь просматривать читаемую строчку в направлении слева направо. Для осмысления прочитанного, вернетесь к этому второй раз. Это будет не регрессия, а повторение пройденного, так как вы опять будете стараться читать, двигая глаза в одном направлении.

Диапазон и угол зрения у всех разный. Один человек отчетливо видит всего одно длинное или два коротких слова на строчке одновременно. Лучшие чтецы видят несколько слов рядом и несколько строчек вверх и вниз. Кто-то способен даже целый абзац, длиной в 5-6 предложений, разглядеть сразу.

Эту способность вырабатывают специальными упражнениями и тренировками. Асы, освоившие метод чтения с расширенным углом обзора, читают целыми блоками. Прочитывать таким способом можно несколько книг за неделю.

Траектория движения взгляда по вертикали тоже бывает разная. Есть люди, которые постепенно опускают взгляд сверху вниз, пробегая строчку за строчкой. Другие двигают взгляд сверху вниз, придерживаясь середины страницы.

Читать по диагонали удобнее третьим. Писатель Горький читал, рисуя глазами сверху вниз по странице зигзаг. Этим людям читать быстро и правильно помогает способность видеть строчку под расширенным углом зрения. Обычный угол – всего два градуса.

Еще один нюанс, мешающий быстро прочитывать печатные книги, это необходимость произносить про себя текст. Одним людям достаточно воспроизводить текст в уме, другим надо прошептать, шевеля губами и языком, а третьи, пока не проговорят вслух, не понимают, о чем читают.

Это зависит от опыта. Тем, кто читает больше, достаточно произносить текст про себя, в своем сознании. Но те, кто читают мало, обычно проговаривают вслух прочитанное. Эта привычка, естественно, очень замедляет скорость чтения.

Люди с ограниченным кругозором, с трудом могут освоить смысл сложного текста. Взрослому, мало начитанному человеку, трудно читать без ошибок и понимать прочитанное. Малограмотные, деградировавшие люди очень медленно понимают даже простую информацию. Разная способность усваивать информацию существенно влияет на скорость и запоминание текста.

В каждом печатном тексте есть слова ключевые, в которых содержится основной смысл и слова несущие полезную информацию. Но достаточно и слов связок, предлогов, частиц. Существуют даже стоп-слова и предложения, которые называют водой.

Их пишут для перехода от одного абзаца к другому, а также для создания красивого изложения. Если внимательно прочитывать все слова и делать остановки на каждой запятой и точке, чтение будет очень медленным.

Набор упражнений для повышения скорости чтения

Первое упражнение полезно для расширения угла зрения. Не выполняя тренинги, человек легко различает знаки, расположенные на площади сотни пикселей от точки направления взгляда.

Натренированные способности позволяют достаточно хорошо видеть группы печатных знаков. Тренировка, развивающая периферический обзор, пригодится, когда взгляд скользит зигзагом или от верхнего угла страницы к противоположному нижнему.

Отличное периферическое зрение увеличивает скорочтение, позволяя охватывать одним взглядом сразу нескольких слов. Если еще вычленять полезную информацию и «воду» пропускать мимо, скорость освоения текста увеличится.

Интернет предлагает специальный тренинг, когда человек концентрирует взгляд на экране с цифрами, буквами, после чего считает одинаковые знаки, видимые боковым, рассеянным взглядом. На клавиатуре надо набрать полученный результат.

Если вы правильно посчитали, круг для тренинга окрасится в зеленый цвет и увеличится. При отрицательном ответе круг становится красным и сужается. Так можно самостоятельно учиться читать быстро и правильно.

Уроки скорочтения советуют начинать с простейшего. Следите за движением своих глаз, не позволяйте взгляду возвращаться к предыдущим словам. Самостоятельно выбирайте для тренировки интересный или знакомый текст. Навык скорочтения приобретается, когда вы стараетесь обходиться без регрессии.

Не расстраивайтесь, если без повторного прочтения предыдущих слов на строчке, вы не все запомните и чего-то не поймете. Если информация не важна, в этом нет никакой потери. Но, когда вам эта информация интересна и нужна для работы, учебы, повторите прочтение этого абзаца, блока еще раз.

Но при этом взгляд пусть опять продвигается по строчке без регрессии, не нарушая плавное поступательное движение слева направо. Эти приемы скорочтения будут успешно усвоены, если вы уделите тренингу достаточно длительное время и повторите работу много раз.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Открывая секреты скорочтения, Павел Багрянцев на своем виртуальном канале современного мужчины раскрывает вопрос с несколько неожиданной стороны. Он предлагает научиться прочитывать целую книгу всего за 20 минут и запоминать прочитанное.

Его методика скорочтения основана на знании основных принципов написания книг. Если взрослому человеку вспомнить уроки русского языка и литературы, ему многое станет понятно. Любой учебник литературы советует начинать сочинение с составления плана. В плане всегда есть вступление, перечисление основных глав сочинения и заключение.

Также и в каждой книге есть оглавление. Для того, чтобы успешно усваивать информацию, Павел предлагает рассмотреть обложку книги, с двух сторон. Прочитать все, что там написано. Обычно в заглавие и короткую аннотацию на задней обложке автор вкладывает основную идею книги.

Теперь просмотрите первые страницы. Найдите полезную информацию. Иногда здесь бывает предисловие и короткое сообщение об авторе. На второй странице уже можно увидеть оглавление. Внимательно почитайте его. Вы сразу сможете определиться, какая глава вас интересует больше всего.

Откройте страницу заинтересовавшей вас главы. Прочитайте первые два предложения или первый абзац главы. Обычно в этих предложениях раскрывается информация всей главы.

В последнем абзаце подводится итог главы и короткое ее содержание, резюме. Чтобы быстро понять, о чем пишется в главе, достаточно прочесть первые и последние абзацы.

В принципе, вы уже и прочитали книгу. Если какая-то тема зацепила, вы можете спокойно насладиться подробным прочтением, покачиваясь на гамаке, теплым летним вечером. Задача скорого чтения выполнена полностью: информация, которой посвящено произведение вам понятна. На это ушло всего несколько минут.

Конечно, так нельзя читать учебники. Их изучают подробно и вдумчиво. Но обычное развлекательное чтиво, вроде рассказов о том, как разбогатеть, можно просмотреть, что-то запомнить, на чем-то заострить внимание и смело отложить в сторону.

Так изучают множество книг, расширяют свой кругозор, выуживая из большого количества информации то, что полезно и важно для деятельности человека, что необходимо запомнить.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами. Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном. Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации.

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для тренировки памяти, повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся. Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях.

Лучшие книги по скорочтению

Полезных книг для тренировки быстрого чтения много. Но каждый человек, зная свои ошибки и способности, самостоятельно должен выбрать понравившуюся методичку. Рекомендуемый список литературы, известных авторов, приводится ниже.

Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» (обзор книги)

Оригинальный сборник, в нем размещены специфичные задачки, технические советы, развивающие способности скорочтения.

Узнать больше о книге

Олег Андреев «Учитесь быстро читать» (обзор книги)

Советы психологического характера помогут скорее осмысливать и лучше помнить статьи. В данной литературе рассматриваются причины медлительного чтения. Задачки с примерами и объяснения помогут разобраться в собственных ошибках.

Узнать больше о книге

Павел Палагин «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» (обзор книги)

Полная энциклопедия, собрание методик, систем, алгоритмов, принципов скоростного прочтения.

Узнать больше о книге

Марат Зиганов «Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения» (обзор книги)

Большой сборник, с десятками задачек, примеров, рисунков и тестов на изучаемую тему. Наставления специалистов, рекомендации докторов наук, преподавателей и физиологов всего мира.

Узнать больше о книге

Узорова, Нефедова «Самый быстрый способ научиться читать» (обзор книги)

Учебник для любящих мам и пап, желающих видеть своих детей умеющими хорошо читать, без запинок, быстро мыслить, долго помнить, успешно учиться. Задания выстроены от простых к сложным.

Узнать больше о книге

Гузель Абдулова «Скорочтение для детей» (обзор книги)

Шестьдесят задачек для любимых малышей, украшающих нашу жизнь. Хорошо развивающие тесты и примеры.

Узнать больше о книге

Белолипецкий «Быстро читаем. Метод врожденной успеваемости» (обзор книги)

Упражнения и конструкции, представленные в учебнике, подходят детям, разделены по нарастанию сложности.

Узнать больше о книге

Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» (обзор книги)

Сборник методик и заданий для взрослых, активирующих мозговую деятельность, развития зрительной памяти.

За ограниченное количество занятий легко овладеть способностью усваивать много новых текстов, осмысливать, помнить большой объем информации в кратчайшие сроки. Эти навыки полезны не только для успешной сдачи сессии, но пригодятся в жизни. Красивая жизнь начинается с обладания информацией.

Узнать больше о книге

www.pamyatinet.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *