Монтессори группа – -? . , — .

Содержание

Монтессори группы и Монтессори центры в москве


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.76054, 37.65896]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Московская семейная Монтессори-школа «Седьмое небо» (АМПР)’,
hintContent: ‘Московская семейная Монтессори-школа «Седьмое небо» (АМПР)’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

(916) 185-89-28
(964) 554-20-34

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.612577937304, 37.604371841431]
},
properties: {
clusterCaption: ‘НОУ Кассиопея’,
hintContent: ‘НОУ Кассиопея’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

916 804-16-88
985 449-53-83

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.802421323407, 37.504829700469]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Образовательный центр Seymour House’,
hintContent: ‘Образовательный центр Seymour House’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.66326, 37.48266]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Онфим’,
hintContent: ‘Онфим’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

915 000-46-83
916 635-99-99

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.820080880852, 37.702841098784]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Остров МА’,
hintContent: ‘Остров МА’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.75471, 37.84648]
},
properties: {
clusterCaption: ‘пчёлка’,
hintContent: ‘пчёлка’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.74101, 37.4164]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Радуга’,
hintContent: ‘Радуга’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

(495) 417-27-73
(495) 627-74-35

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.67549, 37.76179]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Розовый слоненок’,
hintContent: ‘Розовый слоненок’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.74595, 37.51476]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Семейный клуб Кораблик’,
hintContent: ‘Семейный клуб Кораблик’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

(916) 589-49-03
(916) 316-72-01

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.91069, 37.73655]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Семейный центр «Детство»‘,
hintContent: ‘Семейный центр «Детство»‘,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.870552098182, 37.48596761383]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Солнечный Город’,
hintContent: ‘Солнечный Город’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.598011976326, 37.796021070479]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Солнечный Дом’,
hintContent: ‘Солнечный Дом’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.71747, 37.79371]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Страна детства’,
hintContent: ‘Страна детства’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

915 320-48-69
495 377-81-22

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.6178, 37.38761]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Страна чудес’,
hintContent: ‘Страна чудес’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.67675, 37.50584]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Счастливый ребенок’,
hintContent: ‘Счастливый ребенок’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.63667, 37.41773]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Счастливый Ребенок’,
hintContent: ‘Счастливый Ребенок’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

+7 (925) 001-35-32
+7 (926) 232-00-15

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.81898, 37.49786]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Умка’,
hintContent: ‘Умка’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

917 586-40-81
916 621-70-00

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.60333, 38.0897]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Умная Кроха’,
hintContent: ‘Умная Кроха’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

(916) 682-32-35
(916) 656-97-78

сайт


}
},
{
type: ‘Feature’,
id: currentId++,
geometry: {
type: ‘Point’,
coordinates: [55.793458572584, 37.713805969237]
},
properties: {
clusterCaption: ‘Фонарик’,
hintContent: ‘Фонарик’,
balloonContent: ‘

возраст

телефон

+7(999) 916-90-69
+7(495) 964-90-69

сайт

montessori.ru

Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.

Баканова Елена, детский и семейный психолог
[email protected]

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?
Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

•    Коммуникабельность
•    Работоспособность
•    Умение принимать решения и делать выбор
•    Ответственность
•    Умение и желание учиться
•    Творчество или креативность
•    Терпимость
•    Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
•    Лидерские навыки, организаторские способности

Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.

Итак.

Коммуникабельность.
С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта.
Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
— я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей
— я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики — как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И эти  же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права  внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите, и следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет. А разновозрастная группа дает возможность научиться общаться  с разными детьми и получить важный опыт: как это —  быть маленьким и слабым и при этом хорошо себя чувствовать, и как это  — быть большим, знающим  и сильным, и как этим пользоваться так, чтобы не навредить окружающим.
Позитивное отношение к миру. Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне,  на всю жизнь.  То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка:  это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции,  сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится. Более детально эти факторы рассмотрены в статье «Монтессори-группа, как психотерапевтическая среда».

Целеустремленность.  Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Современный ребенок с самого рождения живет в таких условиях, когда стремление к собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя лезть в мамину косметичку, нельзя собирать пробки и окурки, нельзя засовывать денежки в дисковод и т.д. И если ребенок с сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и следовать своей цели, и таких обычно называют упертыми или упрямыми, то ребенок со слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но о целеустремленности говорить здесь не приходится. Хотя и у него, по крайней мере, одна цель есть – не вступать в противоречия с сильными мира сего. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели. Которая, кстати, часто не может быть сформулирована и иногда даже замечена или понята взрослыми.

Работоспособность. Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия.  «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от  работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.

Умение принимать решения и делать выбор. Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик и, вообще, обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует тогда и сколько он хочет и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители   начинают решать за ребенка что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, куда и когда писать, а потом, во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер. Ребенок, которого кормят насильно, не знает, что такое голод и не понимает, что вот от  этого  странного неприятного ощущения можно избавиться, съев кусок хлеба, ребенок, которому не дали возможность почувствовать холод не может сам принять решение одеться или раздеться, если за него это не делают взрослые.
Возможность выбирать – вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в  городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто   негде испытать Никакие из популярных ныне  «развивающих занятий» этого не дают, и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в Монтессори-группе, как один из основополагающих принципов системы.

Ответственность.  Ответственность несет тот, кто принимает решения. Генерал несет ответственность за действия, совершаемые его солдатами. Если вы приняли решение отдать ребенка в супершколу, то это вы несете ответственность за его учебу.
Для того, чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность  принять решение (см. выше). То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей —  я не хочу одевать сапоги (мое решение)– я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение) и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность).  Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.
Умение и желание учиться. Эти способности, пожалуй, одни из самых  востребованных в современном мире. Оглянитесь вокруг – кто из ваших знакомых работает по специальности, полученной в юности? Хорошо, если 15-20 процентов. А остальные? И причин тут несколько. Первая – учеба в юности, сразу после окончания школы, это чаще всего результат родительских усилий или  борьбы ребенка с ними. Поэтому к тому моменту, когда человек получает возможность принимать самостоятельные решения,  то есть годам к 25, вдруг выясняется, что он не хочет быть юристом, экономистом или педагогом, а наоборот, хочет быть экономистом, педагогом или юристом. А может быть и совсем даже не планировавшимся никем байером или мерчендайзером,  блогером или копирайтером. Даже ворд этих слов не знает и подчеркивает, а профессии, тем не менее, уже существуют.
Наша жизнь благодаря технологическому прогрессу изменяется столь стремительно, что знания и навыки устаревают, еще не будучи усвоенными, а потребности в новых видах деятельности и отмирание старых происходит ежедневно.
Поэтому современному человеку необходимо не обладание энциклопедическими знаниями, а высокая способность усваивать новые знания и навыки и забывать (да-да именно забывать, что гораздо сложнее, чем запоминать) старые  и уже непригодные.

Сохранение ощущения у ребенка, что я могу учиться сам и понимание того, как собственно это можно делать – это наиглавнейшая задача педагога и родителя.
Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет, учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействие с ним, а во сне — интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт.   Потребность новорожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую зависит успешность существования в этом мире. И, как и любая  биологически обусловленная потребность, процесс обучения подкрепляется удовольствием от получения новой информации, от понимания, от осознавания причинно-следственных связей, от ощущения собственной успешности в этой деятельности.  Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше, и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент.
В более старшем возрасте к ним добавляются возможность произвольности — то есть я могу учиться, сознательно ставя перед собой такую задачу, я получаю возможность планировать свою деятельность, я научаюсь терпеть и преодолевать моменты, нежелания и разочарования, я учусь наблюдать, повторять и экспериментировать не только с конкретными объектами, но и абстрактными символами.
К сожалению, есть естественное затухание желания учиться с годами. С биологической точки зрения к моменту половой зрелости «человеческая особь» должна уже обладать достаточным набором знаний о мире, в котором она живет. Поэтому, например, в возрасте от 10 до 12 лет происходит массовое отмирание  в мозгу тех связей между нейронами, которые не используются и, соответственно, не нужны или недостаточно хорошо сформированы.
Для ребенка, обучающегося в современной школе,  оказываются совершенно ненужными навыки исследования, задавания вопросов, любопытства вообще.  Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить,  можно лишь предоставить возможность,   создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативность. Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют  «..но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой  башни, штанг и цилиндров!» Это говорит лишь о том, что мы сами часто не до конца осознаем, чем отличается наше восприятие от восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня – банальна. Она нам не интересна. Нам бы что-нибудь замутить этакое с асимметрией и блестками. Но для трехлетнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс,  процесс осознавания концепции построения сериационного ряда.
Вряд ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и розовая башня дают нам в опыте представление о линейной, квадратичной и кубической зависимостях.
Для тех, кто еще помнит что-то из школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от их длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а масса кубиков башни – объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…).
Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на телесном уровне, когда глаз и рука научаются координировано взаимодействовать и прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до опыта – то есть на глазок. Для ребенка это  очень сложный и черезвычайно творческий процесс, который, в том числе, способствует в дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.

Вообще, Монтессори-материалы обладают огромным потенциалом, зачастую скрытым даже от педагогов. Монтессори-группа – это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества.
 

Терпимость. Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Мы живем в эпоху, когда мононациональные и монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на работе, соседом по лестничной клетке зятем и даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и мировоззрением.
Успехи медицины приводят к тому, что мы становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а те дети, которые в связи с особенностями здоровья или развития раньше были обречены на изоляцию, интегрируются в общество. И нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и договариваться.
 В группе, где дети одного возраста и единая воспитательно-образовательная программа у педагога есть необходимость и задача  научить всех одному и тому же. Поэтому любые отличия:  в скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и т.п. воспринимаются, как отклонения и патологии. Детям транслируется мысль, что мы все должны делать одно и то же с одинаковым результатом, в одно и то же время, то есть, быть одинаковыми. А тот, кто отличается – изгой.
Монтессори-группа – это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из базовых требований к М-группе — разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И это обучает пониманию и принятию того, что все люди разные, и это не только нормально, но и хорошо. К тому же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не только среднестатистическому ребенку, но и детям с особенностями в развитии. И присутствие таких детей в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности.  Когда дети перестают боятся друг друга потому, что они разные,  они научаются понимать, принимать и доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих  школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы, во чтобы то ни стало, должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. В реальности это востребовано только в играх типа «Что, где, когда» и при разгадывании кроссвордов. Но жизнь мало похожа на кроссворд. Она ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот. Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь оценки и, следовательно, ошибки, и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Лидерские навыки. Организаторские способности. У многих родителей, когда  ребенку три-четыре года, возникает ощущение, что он — настоящий лидер. Он все время пытается руководить взрослыми. Однако, для того, чтобы быть лидером, нужно не только желание руководить, но и еще ряд очень важных качеств. И первое – это умение руководить.  Для овладения этим навыком лучше места, чем Монтессори-группа, не придумаешь. Когда ребенок приходит в группу – он самый маленький, он мало знает и умеет, он не знает правил группы, плоховато говорит и еще никогда не видел Монтессори-материалов. И вот проходит несколько лет. Он становится самым старшим. Теперь он – самый компетентный, самый умелый, самый знающий. В нормализованной, долго существующей группе старшие дети – это настоящие педагоги, которые следят за порядком в группе и соблюдением правил, помогают младшим, и даже дают им презентации. Именно поэтому Мария  Монтессори могла работать с группой в 60 человек детей. Они – настоящие лидеры. У них есть многолетний опыт общения с детьми разного возраста, пола и темперамента, опыт совместной групповой работы и решения конфликтов. Конечно, и в таких условиях кто-то воспользуется этой возможностью в большей степени, кто-то в меньшей, но даже самый стеснительный и мало коммуникабельный ребенок ее получит. Любому ребенку очень важно прожить этот опыт. А для современного ребенка из семьи с одним-двумя детьми, при отсутствии дворов и коллективных игр, это просто уникальная возможность. И это очень важно понимать не только педагогам, но и родителям потому, что зачастую родители готовы вести ребенка в разновозрастную группу, где большинство детей старше него иторопятся забрать его оттуда, если он оказывается самым взрослым, лишая его уникальной возможности именно получить навыки лидера.   

Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в Монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.
Чтению, письму  и счету действительно можно научиться множеством разных способов. И приобретение этих навыков является несомненно очень важной, но далеко не единственной и даже не первоочередной задачей Монтессори-группы, что не мешает впрочем всем Монтессори-детям успешно ими овладевать именно благодаря всему вышеперечисленному.
В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни.
Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

 

montessori.ru

Раннее развитие в системе Монтессори

Скачать: Программа групп 0-3  |  Мюнхенская диагностика

Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – создаем условия. Ведущая роль в раннем развитии принадлежит самому ребенку – внимание малыша нельзя удержать насильно. Метод Марии Монтессори предлагает подход, при котором ребенок сам выбирает себе занятие в специально подготовленной для этого среде. Что при этом главное для взрослого? Наблюдать, стараться понять, поддержать, показать как. Для ребенка важна атмосфера безопасности и порядка, безусловного принятия, любви. В такой обстановке он активно накапливает опыт. Раннее развитие невозможно, если взрослый подавляет импульсы ребенка к самостоятельному действию. Поэтому девиз Монтессори-педагогики подслушан у детей: «Помоги мне это сделать самому!»

 
 

Монтессори-группы «Вместе с мамой»

Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году. В 2004 году в газете «Детский сад со всех сторон» Программа работы таких групп была опубликована.

В основе — представления Марии Монтессори о законах естественного, раннего развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.
 


Она включает в себя следующие зоны:

  • Развития общих движений (крупной моторики),
  • понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
  • сенсорного развития,
  • упражнений с водой,
  • развития мелкой моторики,
  • развития речи,
  • изодеятельности.

 

 

Все используемые нами материалы, в том числе и вновь созданные, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи. Модульное оборудование, разработанное педагогами Ассоциации, позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.

Обычно занятие в группе продолжается 1,5 часа. Большая часть этого времени — свободная работа ребенка в сопровождении педагога (и близкого взрослого). Слово «работа» подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку. Основные действия педагога во время свободной работы — показ презентаций, упражнений, проведение трехступенчатых уроков.

 

Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые), игры на повторение тестовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания. Главные правила наших групп очень просты и понятны: » Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать», «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем».

 

 

 

 
Все права защищены при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна

montessori.ru

Педагогика Монтессори — Википедия

Подготовленная среда Монтессори-класса

Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори.
Система Монтессори основана на идеях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.[1][2].

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори:[3]

  • Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
  • Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
  • Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
  • Свобода передвижений по классу.
  • Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
  • Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
  • Специально подготовленный Монтессори-педагог.

Для школ Монтессори характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач[4].

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие.
В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной.[5]

Свобода и спонтанная активность ребёнка[править | править код]

Активность ребёнка в Монтессори-классе

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребёнка, в том числе, впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация.

Монтессори заметила у детей от трёх до шести лет психологическое состояние, которое она назвала «нормализация». Нормализация начинается с фокусирования внимания детей на какой-то деятельности, направленной на их развитие, и характеризуется способностью концентрироваться, а также «спонтанной дисциплиной, способностью продолжительно и радостно трудиться, стремлением помочь другим и способностью сочувствовать»[6].

Подготовленная среда[править | править код]

Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.[7]

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель — обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, светлым, выдержанным в спокойных цветах. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы — на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.[8]

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори[править | править код]

Роль педагога в Монтессори-группе

В отношении того, что должен делать учитель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Впитывающий разум[править | править код]

Впитывающий разум (в терминологии педагогики Монтессори) — это способность детей без усилий впитывать своё непосредственное окружение: культуру, язык, привычки, обычаи, жизненные установки.
Этот феномен, открытый в ходе многочисленных наблюдений, Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущим ребёнку.

Взрослые приобретают знания посредством сознательного обучения, в то время как ребёнок неосознанно впитывает знания вместе с впечатлениями из окружающей среды. Такой тип восприятия характерен для ребёнка вплоть до определённого возраста, с точки зрения Монтессори, до шести лет. Восприятие ребёнка отличается тем, что впечатления «не только проникают в сознание, но и формируют его»[7]. Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека. Задача взрослых в этот период — создать специально подготовленную среду, во взаимодействии с которой ребёнок сможет эффективно развиваться и обучаться, используя возможности впитывающего разума, которым он обладает.

В книге «Впитывающий разум ребёнка»[6] М.Монтессори подробно рассмотрела вопрос об умственных способностях ребёнка, которые позволяют ему в течение всего нескольких лет без наставников, без помощи со стороны системы образования, более того, даже будучи оставленным без внимания, а зачастую и испытывающим противодействие со стороны окружающей среды, создать и упрочить в себе все характерные особенности, присущие личности человека. Эта книга была написана по материалам лекций Монтессори, прочитанных ею в Ахмадабаде (Индия) во время первого обучающего курса, посвящённого изложению положений её педагогической методики. В своей книге Монтессори не только описывает феномен впитывающего разума, но и указывает на ответственность, которую несут за него взрослые, раскрывает практическую важность «образования с рождения».

Сензитивные периоды[править | править код]

Сензитивный период — одно из фундаментальных понятий, лежащих в основе педагогической системы Монтессори. Понятие о сензитивных периодах гласит, что ребёнок в процессе своего развития, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянных, интенсивных преобразований.

Термин «сензитивный период» введён в обращение Хьюго де Фризом, голландским биологом, который описывал проведённые им исследования развития живых организмов. Смысл сензитивных периодов в том, что есть связь между тем, в какой среде находится организм в период своего бурного роста и развития, и конечным результатом этого развития. Очень хорошо объясняет это понятие пример жизни бабочки Porthesia, которая откладывает яйца на кору дерева. Личинки гусениц этой бабочки обладают одной особенностью: они очень чувствительны к свету. Именно поэтому они добираются до верхних ветвей дерева, где самые молодые и нежные листочки. Такая пища идеально подходит для молодых гусениц. Но когда гусеницы подрастают, они теряют такую особую чувствительность к свету и уже перемещаются по всему дереву, что благоприятно именно для этого этапа их развития, поскольку они уже могут использовать в пищу все листья дерева. Получается, что окончание этого сензитивного периода в жизни гусениц после того, как он отслужил своё, так же важно, как и его наличие в период более раннего развития.

Сензитивные периоды

Как установила доктор Монтессори, условия, которые являются исключительно благоприятными для развития в один период времени, могут быть ненужными и даже вредными в более поздний период.
Ребенок, находясь в очередном сензитивном периоде, демонстрирует большую концентрацию внимания на определённом виде деятельности. Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нём огромных успехов. В более позднее время такой концентрации уже не наблюдается.

Развивающие упражнения Монтессори были разработаны специально для того, чтобы соответствовать сензитивным периодам развития ребёнка.

В ранние годы ребёнок проходит сензитивный период изучения языка. Это самый лучший период для обучения речи, так как ребёнок может легко воспроизводить слышимые им слова на одном или двух языках одновременно.
В пять — шесть с половиной лет ребёнок проходит ещё один период, в котором повышенный интерес у него вызывают именно написания слов.

За ним следует период, когда лучше всего изучать грамматику. Одним из самых интересных сензитивных периодов является сензитивный период порядка. В течение всего этого периода дети демонстрируют повышенный интерес к порядку вещей в пространстве и времени. Для детей особенно важно видеть вещи на привычных местах.

Существуют также периоды чувственного восприятия, когда ребёнок стремится узнать мир на ощупь, если возможно разобрать предмет, и период, связанный с религиозным развитием.
Многие периоды накладываются друг на друга, одни длятся дольше других[9].

Стадии развития ребёнка[править | править код]

Стадии развития ребёнка: иллюстрация по книге Марии Монтессори «Дети другие»

Первый уровень развития детей, по мнению Марии Монтессори, длится от рождения до шести лет. В течение этого периода ребёнок проходит через значительные психологические и физические изменения. Во время этого периода ребёнка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Второй уровень развития длится с 6 до 12 лет. В течение этого периода Монтессори отметила физические и психологические изменения у детей и разработала специальную среду в классе, уроки, и материалы, которые соответствовали бы этим новым изменениям. Среди физических изменений она отмечает потерю молочных зубов и равномерный рост ног и туловища. Среди психологических изменений наблюдается «стадный инстинкт», или иными словам тенденция работать и общаться в группах, а также развитие разума и воображения. По её мнению, главной задачей второго этапа является формирование у ребёнка интеллектуальной независимости и социальной организации.[10]

Третий уровень развития длится с 12 до 18 лет, включая подростковый возраст. Монтессори связывает третий уровень с половым созреванием, а также с некоторыми психологическими изменениями. Она отмечает психологическую нестабильность и трудности в концентрации этого возраста, а также творческие тенденции и развитие чувства справедливости и чувства собственного достоинства. Она использовала термин «валоризация», чтобы описать стремление подростков к получению внешней оценки. Монтессори считала, что основной задачей этого периода является поиск своего места в обществе.[7]

Четвёртый уровень развития длится с 18 до 24 лет. Монтессори написала сравнительно мало об этом периоде и не разработала специальную образовательную программу для этого возраста. Она считала, что дети, получившие Монтессори-образование на предыдущих уровнях развития, полностью готовы к изучению культуры и науки для того, чтобы стать лидерами. Монтессори также считала, что экономическая независимость в форме работы за деньги имеет решающее значение для этого возраста, и чувствовала, что ограничение обучения несколькими годами в университете бессмысленно, так как изучать культуру можно на протяжении всей жизни человека.

Нормализация[править | править код]

Нормализация поведения ребёнка

Процесс максимальной оптимизации развития ребёнка, в ходе которого в его развитии устраняются отклонения девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребёнка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Став одной из первых в Италии женщин-врачей, Монтессори в качестве практики во время обучения занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости. В 1898 году на конференции в Турине она выступила с докладом, в котором доказывала, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, но образовательной проблемой.[11]

В 1899 году Мария Монтессори стала директором ортофренической школы Instituto Ortofrenico. Монтессори под влиянием идей психологов Итара и Сегена (англ.)русск. разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей; метод сразу же показал высокую эффективность.[12][4]

Во время проверки результатов обучения детей в ортофренической школе установили, что подопечные Монтессори превосходят здоровых детей в навыках письма, счета и чтения. Результатом стала постановка вопроса о неэффективности традиционного обучения здоровых детей, начало работы Марии Монтессори со здоровыми детьми и разработки обучающей методики для них.[11]

В 1904 Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занялась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывала методику обучения детей письму и чтению, принципиально отличавшуюся от уже существующих методик постановкой на первое место письма, а не чтения.
Первый «Дом ребенка» (Casa dei Bambini) для дошкольников с воспитанием по принципам Монтессори был открыт в 1907 в римском квартале Сан-Лоренцо; основной принцип бы сформулирован как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».[1]

Позднее методика Монтессори для дошкольников была доработана для использования в начальной и средней школе[4].

В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International — AMI), действующую и в настоящее время более чем в двадцати странах мира[13].

Место методики в системе образования[править | править код]

После того как получила известность работа Монтессори в итальянском «Доме ребёнка», где она с 1907 года применяла разработанную методику воспитания и обучения здоровых детей, и выхода в 1909 году обобщающей накопленный опыт обучения детей книги «Metodo della Pedagogia», методика начала распространяться. Были основаны «Дома ребенка» в Милане, Женеве, Вене; на методику Монтессори перешли все дошкольные учреждения швейцарского кантона Тичино. К Монтессори приезжали педагоги из разных стран, были открыты курсы по Монтессори-педагогике.
В 1910 на английском языке вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира.
Несмотря на то, что «Дома ребёнка» и Монтессори-школы в Италии были закрыты в 30-х годах по распоряжению властей, новые Монтессори-школы были открыты после падения фашистского режима.
В настоящее время педагогика Монтессори широко распространена во многих странах, как в частной, так и в государственной сфере, при этом «школы Монтессори», как правило, являются дошкольными учреждениями. Монтессори оказала особенно заметное влияние на общую и специализированную дошкольную педагогику. Дидактические материалы ее системы широко используются в детских садах всего мира, эти материалы и применяемые в педагогике Монтессори приемы послужили основой для создания других систем обучения и воспитания детей.[1][4][5][14][15][16]

В России[править | править код]

Методика Монтессори получила распространение и в России. В 1913 была переведена на русский язык и издана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики.»

В том же году Юлия Фаусек основала детский сад, работавший по новому методу; в 1916 она основала «Общество свободного воспитания».

С поддержкой А. В. Луначарского проводились эксперименты по внедрению принципов Монтессори в систему образования Советской России. В 1926 году рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа Монтессори, была закрыта в 1930 году.[1]

В настоящее время в России происходит возвращение интереса к системе Монтессори[5].

В своей книге «Основы педагогики» (1923) российский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен подробно проанализировал метод Монтессори, критикуя его за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как её немецкий предшественник в развитии детского воспитания Ф.Фрёбель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[17].

Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фребель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка»[17].

Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждал учёный.

В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования, целью которого было провести оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум уровням Монтессори-образования: дошкольное (от трёх до шести лет) и начальное (от шести до двенадцати лет). Исследования проводились в Монтессори-школе, расположенной в Милуоки, Висконсин, США. Авторы исследования, Анджелина Лиллард и Николь Ельз-Квест, в обеих группах проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков и пришли к выводу: по нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе.[18][19] Методы проведения и оценки данного исследования впоследствии критиковались в опубликованных в журнале Science в 2007 году отзывах[20].

Существует множество исследований, посвященных оценкам эффективности как системы Монтессори в целом, так и отдельных ее принципов. Так, опубликованный в 2017 году обзор, насчитывает более двух десятков работ о педагогике Монтессори. Автор, проф. Chloë Marshall, приходит к выводу, что наиболее серьезны свидетельства эффективности отдельных принципов Монтессори, таких как методы раннего обучения грамоте и сенсорный базис математического образования; существуют некоторые свидетельства преимуществ в когнитивной и социальной сфере для оригинальной методики Монтессори, но относительно распространенных в настоящее время адаптированных систем, основанных на Педагогике Монтессори, не существует убедительных свидетельств сравнимой эффективности.[21]

Отношение к педагогической системе Монтессори неоднозначно. У многих родителей и педагогов вызывает неприятие отсутствие домашних заданий и экзаменов. В качестве недостатков системы рассматривается отрицание активной роли педагога, недооценка значения ролевых игр для развития ребенка, а также недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей. Принцип, согласно которому ребенок сам решает, чем он хочет заниматься в данный момент, воспринимается противниками системы настороженно, как потенциально ведущий к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Помимо этого, при самостоятельном выборе предметов для изучения, школьники не будут изучать те области знания, которые их не заинтересовали, что может оцениваться, как недостаток системы. Среди отмечаемых достоинств системы — введение в практику дошкольного воспитания систематических и планомерных занятий, постановка вопроса о предоставлении ребенку свободы выбора занятий, индивидуальный подход к каждому ребенку. Сторонники метода утверждают, что результатом воспитания по системе Монтессори, является большая самостоятельность и ответственность детей, способность ставить цели и принимать решения, а главное такие дети — умеют и хотят быть свободными.[1][4][5][16]

  1. 1 2 3 4 5 Монессори, Мария // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ Монтессори // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ AMI School Standards, Association Montessori Internationale-USA (AMI-USA)
  4. 1 2 3 4 5 Montessori-schools (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. 1 2 3 4 Система Монессори // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  6. 1 2 Монтессори, Мария. Впитывающий разум ребенка. — Издательство: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. ISBN 978-5-903884-03-2, 2009.
  7. 1 2 3 Монтессори, Мария. Помоги мне сделать это самому. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — ISBN 5-8403-0100-0.
  8. ↑ Помещение класса Монтессори (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 30 октября 2015.
  9. ↑ Э. М. Стэдинг, М. Монтессори. Революция Монтессори в образовании. — ИПК «Береста», 2015. ISBN 978-5-906670-28-1
  10. Montessori, Maria. From Childhood to Adolescence. — Oxford, England: ABC-Clio, 1994. — ISBN 1-85109-185-8.
  11. 1 2 Биография Марии Монтессори: семья и наука (неопр.) (недоступная ссылка). Монтессори.Дети. Дата обращения 19 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  12. ↑ Maria Montessori (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  13. ↑ International Montessori Association (неопр.). UNESCO. Дата обращения 10 сентября 2018.
  14. ↑ Children’s house (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  15. Дошкольные учреждения — статья из Большой советской энциклопедии. 
  16. 1 2 Монтессори // Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
  17. 1 2 Гессен, Сергей Иосифович. Критика метода Монтессори. Из книги «Основы педагогики» (рус.). Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения 12 ноября 2019.
  18. ↑ Evaluating Montessori Education, Sceince (29 сентября 2006). Дата обращения 8 сентября 2018.
  19. ↑ Оценка Монтессори-образования: исследование, опубликованное в журнале Science (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 11 марта 2016.
  20. ↑ Studying Students in Montessori Schools, Sceince (2 февраля 2007). Дата обращения 8 сентября 2018.
  21. Chloë Marshall. Montessori education: a review of the evidence base, Science of Learning (Nature) (2017). Дата обращения 8 сентября 2018.

Собственные работы[править | править код]

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. — М.: Задруга, 1913. — 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. — Кн. 5—6. — 1915. — C. 72—91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. — M.: Сотрудник школ, 1915. — 375 c.
  • Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с.
  • Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. /Пер. с англ./ — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.

ru.wikipedia.org

Группы Монтессори в Москве, группы развития по системе Монтессори

Единственный способ обучить ребенка важным навыкам в жизни, не угнетая его индивидуальность и свободу — Группы Монтессори в Москве. Детский центр «Созвездие» предлагает родителям выбрать верную методику развития детей, которая не противоречит природе. В процессе занятий формируется всесторонне развитая, образованная, ответственная, и что главное – счастливая личность. Группа Монтессори помогает детям концентрироваться на важных задачах, развивает самостоятельность, коммуникабельность, самодисциплину и другие качества.

Группа Монтессори — 5 преимуществ

Девиз, которого они придерживаются – «Помоги мне это сделать самому». Плюсы методики, выявленные за десятки лет ее использования в развитых странах мира:

  • Отсутствие принуждения, сравнения, наказаний и негативной оценки поступков детей.
  • Построение программы на основе пожеланий самого ребенка – что и сколько учить.
  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся – никаких шаблонов и штампов.
  • Разбиение на группы Монтессори по возрасту, чтобы каждый чувствовал себя в комфорте.
  • Своевременное освоение навыков чтения и письма, приучение к дисциплине и порядку.

Каждая группа Монтессори формируется из детей разного возраста (до 3 лет и от 3 до 6 лет), благодаря чему обучающиеся с ранних лет привыкают жить в разновозрастном обществе – это явление встречается в семье, карьере и других сферах жизни.

Группы в клубе «Созвездие»

В детском центре работают группы Монтессори для детей разных возрастов – от 8 месяцев до 6 лет. Маленькие ребята обучаются вместе с мамами, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Клуб располагает оборудованной Монтессори-средой – просторные и уютные помещения. С детьми занимаются только обученные методике педагоги с образованием. Каждая группа Монтессори проходит регулярные проверки качества обучения.

Детский центр «Созвездие» гарантирует качественное обучение и охрану здоровья детей. 12 лет работы и тысячи выпускников, к которым может присоединиться и ваш ребенок. Задумайтесь о настоящем и будущем своих детей – запишитесь на бесплатное занятие и убедитесь в качестве

www.center-sozvezdie.ru

Ассоциация Монтессори педагогов России

Ближайший курс

Ближайшие курсы по подготовке Монтессори-педагогов начнутся 18 ноября 2019 года!
Запишитесь на курсы span>

подробнее…


Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь — двух одинаковых жизней не бывает. 

Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.

Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе. Каждый выбор имеет свои последствия, это — неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два — страх и любовь.

Выбор, организуемый любовью, продуктивен, именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру… Выбор, продиктованный страхом — разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх — страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе.

Умение делать выбор, продиктованный любовью — прямой путь к свободе. К самой большой свободе — свободе внутренней. Выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-материалом.

Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы «толкаем» своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребенок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению — именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор, детьми?

Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке — маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека. Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.

Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот — следовать ей, помогая ребенку стать самим собой.
Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство.


Лариса Климанова
Директор АНО «Монтессори-система»,
Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России


Стандарты АМПР для Монтессори групп 3 — 6

Ассоциация Монтессори-педагогов России существует с 1997 года как общественная некоммерческая организация. Она не является ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ и поэтому ни прямо, ни косвенно не представляет интересы каких-либо зарубежных организаций в России. АМПР открыта для диалога и сотрудничества с коллегами из других стран – нашими гостями были педагоги из Германии, США. Голландии, Японии, Кореи, Литвы, Италии, Франции… Но 20 лет мы работаем в России  и  исключительно ради российских детей. При создании СТАНДАРТОВ АМПР для групп 3-6 мы исходили из работ Марии Монтессори и успешного опыта работы российских Монтессори-педагогов. 

СТАНДАРТ АМПР

1. Разновозрастность. В группе одновременно находятся дети в возрасте от 3 до 6,5 лет. (Подробнее)

2. Количество детей, одновременно  стабильно  посещающих группу,   от 15 до 25 человек, (Подробнее)

3. Специально подготовленная среда  оборудуется Монтессори-материалом. (Подробнее)

Она включает в себя следующие разделы:

  — Упражнения в практической жизни.(Подробнее)

  — Сенсорика. (Подробнее)

  — Математика. (Подробнее)

  — Русский язык. (Подробнее)

  — Космос. (Подробнее)

4. Основной формой деятельности детей в группе является СВОБОДНАЯ РАБОТА. Её продолжительность – не менее 1,5 – 2 часов в день с предоставлением детям  права выбора всех материалов в течение всего учебного года. (Подробнее)

5. Во время свободной работы в группе находятся 2 Монтессори-педагога.

6. Квалификация Монтессори-педагога предполагает широкий кругозор, подготовку в соответствии с содержанием курсов АМПР (Подробнее), умение  работать с детьми индивидуально – проводить ПРЕЗЕНТАЦИИ Монтессори-материала (Подробнее) и трехступенчатые уроки (Подробнее). А также использовать работу в маленьких группах – УПРАЖНЕНИЯ и коллективные формы общения с детьми на кругу. (Подробнее)

7. Ежедневные наблюдения  во время Свободной работы фиксируются педагогами и регулярно обобщаются индивидуально для каждого ребенка. (Подробнее)

8. Полное взаимодействие с родителями по всем вопросам жизни групп и воспитания детей.

9. В группах полного дня детям в свободное время обеспечивается пространство для игр и активного движения.

10. Главным критерием успешности работы Монтессори-группы является нормализация поведения и  гармонизация внутреннего состояния детей в группе. (Подробнее)


Выездные курсы АМПР

Мы начинаем принимать заявки на проведение выездных курсов по подготовке Монтессори-педаогов на 2017 — 2018 учебный год.
* Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит курсы в разных городах России и СНГ по заявкам организаторов. Мы уже обучали педаогов в Астане, Лермонтове, Шымкенте, Тюмени, Омске, Перми, Краснодаре, Тольятти, Самаре, Сургуте, Пензе, Донецке, Магнитогорске, Орле, Белгороде, Казани, Владивостоке, Сочи…
Тел. +7 964 554-20-34


Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.

Баканова Елена, детский и семейный психолог
[email protected]

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?
Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

•    Коммуникабельность
•    Работоспособность
•    Умение принимать решения и делать выбор
•    Ответственность
•    Умение и желание учиться
•    Творчество или креативность
•    Терпимость
•    Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
•    Лидерские навыки, организаторские способности

Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.
подробнее…


Методическое сопровождение в АМПР

По многочисленным просьбам тех, кто только открывает свои группы, мы готовы предоставить услуги по «Методическому сопровождению старта». Педагог с большим опытом открытия успешных групп поможет: построить среду, организовать работу с родителями и набор детей, сформировать команду, наладить свободную работу в группе, провести праздник.

подробнее…



Мы выбираем Монтессори-педагогику потому, что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.

montessori.ru

Монтессори-группа москва | ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «АЛИСА»

Педагогика Монтессори — это система воспитания ребёнка, разработанная итальянским антропологом и доктором Марией Монтессори. Это не просто воспитание в классическом понимании, а метод, основывающийся на тщательном наблюдении за потребностями и развитием ребенка. Основными принципами Монтессори-педагогики можно назвать самостоятельность, естественность в социальном, психологическом, физическом плане, свободу в определенных установленных границах.

Монтессори методика набирает всё большую популярность не только в мире, но, к счастью, и в России тоже. Многие детские сады и центры раннего развития следуют этим тенденциям, желая идти в ногу со временем, благодаря чему программа обучения Монтессори довольно быстро набирает популярность.

Монтессори-группа — что же это?

Центр развития ребенка Монтессори — это новшество в нашей педагогической системе, и многие все еще относятся с недоверием ко всему, что отличается от модели воспитания и обучения дошкольников, навязанной нам во времена СССР. Поэтому следует немного раскрыть эту тему и рассказать сомневающимся о том, чем центр раннего развития Монтессори отличается от обычного детского сада, и почему его не стоит бояться.

Монтессори-группа имеет следующие особенности, отличающие его от группы обычного детского сада:

  1. Разновозрастные группы: Монтессори-педагогика основана на том, что разновозрастные дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом в естественной и доброжелательной обстановке, при этом для каждого подбирается занятие по возрасту и способностям
  2. Дети сами выбирают себе занятия из имеющихся вариантов, никакого принуждения нет
  3. Обучение происходит через открытия, через работу и взаимодействие с материалом, а не через долгие и нудные объяснения Монтессори-педагога
  4. Каждый центр развития Монтессори использует специально разработанные материалы, созданные самой Марией Монтессори — автором метода, который уже не раз доказал свою эффективность
  5. У ребенка нет ограничения в передвижении по классу, в системе Монтессори поощряется любая активность и спонтанность
  6. Детский центр Монтессори всегда укомплектован необходимым для развития ребенка оборудованием и в нем всегда присутствует Монтессори-педагог, в то время как воспитателем обычного детского сада подчас может стать кто угодно — в некоторых детских учреждениях администрация настолько нетребовательна к персоналу и испытывает настолько большой дефицит кадров, что готова взять любого, невзирая на отсутствие профильного образования.

Программа в Монтессори-группе основывается на четком понимании закономерностей естественного развития ребёнка, а также на любви и уважении педагога к детям. В процессе обучения берется во внимание абсолютно всё — личность ребенка, особенности его характера, склонности, увлечения, интересы. В центре детского развития Монтессори с раннего возраста изучают языки; взрослые взаимодействуют с ребенком как с маленьким Человеком, но не свысока, а принимая его; развивают внутреннюю дисциплину, ведь возраст до 7 лет является тем возрастным промежутком, когда у ребенка формируется доверие к миру и уважение к другим людям и всему живому.

Сама Мария Монтессори писала о том, что образование — это не некая директива, исходящая от учителя, а естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке, и в котором взрослый может служить только помощником, направляющим ребенка, облегчающим ему сложную задачу построения отношений с миром, реальной жизнью, и другими людьми.

Каждый центр развития Монтессори может предлагать свою индивидуальную программу, разработанную педагогами этого центра, однако каждый частный детский сад Монтессори превратит пребывание вашего ребенка в своих стенах в увлекательное и насыщенное позитивными событиями, интересными делами и приятными эмоциями времяпрепровождение. В этом вы можете убедиться, почитав отзывы родителей наших деток.

Родители говорят о том, как программа развития по системе Монтессори повлияла на их деток, поделятся своим мнением о наших педагогах, и о том, как чувствуют себя дети, которые посещают детский сад Монтессори. Москва может предложить очень большой выбор детских дошкольных образовательных учреждений, но садик Монтессори — одна из лучших альтернатив обычному детскому саду на сегодняшний день.

Если вас интересует программа детского сада по системе Монтессори, мы подробно изложили ее в разделе «Помещение»: тут вы найдете также фотографии наших специально оборудованных классов, и подробное описание игрового и развивающего материала, которым располагает наш центр развития Монтессори.

Если вы хотите что бы ваш ребенок вырос в психологически здоровой для становления его личности атмосфере, детский центр Монтессори — это правильное и разумное решение.

Наш центр развития Монтессори: Москва, Волжский б-р, 114 А, к.4

Телефон: +7 (903) 723-27-99, Алия

Записать своего ребенка в Монтессори-группу:

[Contact_Form_Builder id=»9″]

alistravel.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о