Начальное музыкальное образование – Музыкальное образование

Содержание

Музыкальное образование

Ученики музыкальной школы

Участник конкурса

Победители конкурса

Музыкальный конкурс

Что такое музыкальное образование?

Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения не менее 7 классов. По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование. После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

Какие учебные организации и заведения дают музыкальное образование?

  • Музыкальные студии для детей
  • Центры развития детей
  • Детские муниципальные музыкальные школы
  • Частные детские музыкальные школы
  • Специализированные детские музыкальные школы
  • Музыкальные училища
  • Музыкальные колледжи
  • Музыкально-педагогические институты
  • Музыкальные консерватории
  • Институты культуры
  • Академии искусств

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными. Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

national-travel.ru

Музыкальное образование — три ступени традиционного музыкального образования в России, в Москве

Как получить музыкальное образование в России?

Информация для тех, кто решил начать или продолжить обучение музыке в учебном заведении.

Существует три основных ступени музыкального обучения:

  1. Начальное музыкальное образование (для детей)
  2. Среднее специальное образование (для выпускников школ)
  3. Высшее образование (для выпускников школ и средних специальных учебных заведений)

Большинство учащихся в рамках классического музыкального образования проходит по всем трем ступеням: ребенок с малых лет начинает учиться музыке в подготовительном отделении музыкальной школы, поступает в школу, заканчивает ее, затем поступает в музыкальный колледж, а после окончания колледжа — в ВУЗ. Но бывают и исключения. Например, некоторые вундеркинды поступают после школы сразу в консерваторию. Или занимаются с частными преподавателями начальным музыкальным образованием, а затем поступают в музыкальный колледж.

Музыкальное образование считается одним из самых длительных. С момента поступления в музыкальную школу до окончания института может пройти 16 лет. В ДМШ, как правило, учатся 5-7 лет; в училищах и колледжах — 4 года; в консерваториях и институтах — 5 лет. Срок обучения зависит от выбранной специальности и от индивидуальных способностей. Дольше всех обучаются по специальностям: композиция, теория музыки, дирижирование, классическое исполнительское искусство (фортепиано, инструменты классического оркестра) . Быстрее проходит обучение по специальностям: вокал, народные инструменты.

Следует учесть, что существуют нетиповые музыкально-образовательные учебные заведения, которые могут отличаться от указанных сведений.

Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость движения музыки, определяемая количеством метрических долей в единице времени. Темп принято обозначать на итальянском языке. Большинство терминов обозначают также и характер движения.

Темп более точно определяется по ударам в минуту, для точного установления темпа используется метроном — прибор, отстукивающий равномерные удары. На метрономе можно задать количество ударов в минуту, соответствующих нужному темпу. Каждый удар обозначает одну долю (четверть или восьмую в соответствии с размером).

Читать далее →

Несколько примеров решений задач по гармонии из учебника:
И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов. Учебник гармонии.
Формат MIDI, просмотр возможен с помощью нотных редакторов.

Читать далее →

Перечень контактов музыкальных ВУЗов Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.

Читать далее →

Перечень контактов Музыкальных училищ и Музыкальных колледжей Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.

Читать далее →

Перечень контактов ДМШ и ДШИ Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.
Читать далее →

Учебные заведения: Консерватория, Академия, Институт.

Содержит очные, заочные и вечерние факультеты. В списке ниже указаны наиболее распространенные факультеты (у каждого ВУЗа свой набор отделений).
Читать далее →

Учебные заведения: Музыкальное училище, Музыкальный колледж.
Читать далее →

Учебные заведения: Детская музыкальная школа, Детская школа искусств (ДМШ, ДШИ).

Читать далее →

diafon.ru

Музыкальное образование детям | Jeell.ru

Музыкальное образование — один из видов эстетического и культурного воспитания ребенка, когда раскрытие его музыкальных способностей осуществляется для всестороннего и гармоничного развития личности. С такой целью музыкальное образование ребенок может получать и в музыкальном кружке, и в студии, и в музыкальной школе без обязательного последующего условия повышать свой уровень в музыкальных заведениях высших степеней.

Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения не менее 7 классов. По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование. После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

•  Музыкальные студии для детей.
•  Центры развития детей.
•  Детские муниципальные музыкальные школы.
•  Частные детские музыкальные школы.
•  Специализированные детские музыкальные школы.
•  Музыкальные училища.
•  Музыкальные колледжи.
•  Музыкально-педагогические институты.
•  Музыкальные консерватории.
•  Институты культуры.
•  Академии искусств.

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с  основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Среднее-специальное музыкальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными. Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк.

Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподавания музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

jeell.ru

Музыкальное образование для ребенка: какое выбрать и почему

Играющая на фортепиано дочь – мечта каждой мамы. А какая радость для родителей – поющий в хоре сынишка! Занятия музыкой, может быть, и не принесут вашему ребенку всемирную известность. Но то, что они будут способствовать развитию его воображения, выработают умение правильно распределять свое время, – факт неоспоримый. Неважно, какой путь обучения музыке вы выберете для своего ребенка – в любом случае он останется ее поклонником на всю жизнь.

Для того чтобы ребенок получил базовые знания по музыкальной теории, научился играть на инструменте и любить Моцарта и Шопена, совсем необязательно вести его в музыкальную школу. В наше время существует альтернатива классическому музыкальному образованию. В детских садах и начальных школах можно получить начальное музыкальное образование по системе немецкого педагога Карла Орфа. Разумеется, у каждого метода есть свои преимущества.

Школа для профессионалов

Плюсы обучения в классической музыкальной школе очевидны: ребенок получает объемные знания, он не только учится играть на основном музыкальном инструменте, но и знакомится с произведениями классического музыкального искусства, поет в хоре, играет в ансамбле, осваивает дополнительный музыкальный инструмент. К тому же эти занятия повышают его эмоциональный и интеллектуальный уровень. Ученик музыкальной школы не спутает русского композитора с французским, а Чайковского с Бетховеном.

Давно замечено, что занятия в музыкальной школе помогают осваивать иностранные языки, особенно те из них, где большую роль играет фонетика. Например, китайский или вьетнамский. Уловить, как принято в этих языках, малейшие оттенки интонации, от которых меняется смысл слова, человеку с музыкальным слухом намного легче, чем любому другому. Кроме того, учеба в музыкальной школе делает детей организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем.

Еще одно очень полезное качество, которое прививают в классической музыкальной школе, – привычка к конкурентной борьбе. Каждый экзамен – это концерт перед зрителями, когда на площадке всегда много хороших музыкантов. Чтобы заслужить хорошую отметку и бурные аплодисменты, надо стараться.

Занятия музыкой делают детей организованными и способствуют развитию интеллекта

Иногда эти очевидные плюсы заслоняют «мелочи», которые остаются за кадром. По статистике, всего 1% выпускников музыкальных школ продолжают профессиональную карьеру. А большинство детей – ученики с обычными способностями, но поблажек им никто не делает. Российская музыкальная школа – это ступень начального профессионального образования, поэтому педагоги предъявляют к ученикам очень высокие требования. После окончания школы знаний должно быть достаточно для поступления в музыкальное училище. Это значит, что ребенок должен будет каждый день 4–5 часов проводить в школе, а в свободное от двух школ время делать уроки. Двойная нагрузка ложится не только на ребенка, но и на маму. Проверить все домашние задания, встретить из школы и проводить на вечерние уроки и, главное, объяснить, что это все гораздо важнее, чем телевизор, футбол или обычные прогулки с друзьями. Если объяснения не помогают и ребенок делает все только потому, что этого хочет мама, после окончания музыкальной школы он, как правило, больше не подходит к своему инструменту.

В музыкальной школе дети с 5-летнего возраста могут учиться играть на фортепиано, гитаре, органе, клавесине, скрипке, флейте, баяне, даже на балалайке или домре. Изучают сольфеджио, ритмику, музыкальную литературу, поют в хоре.

Метод Карла Орфа

Обучение музыке по системе Карла Орфа – для тех детей и родителей, которые не стремятся к профессиональной карьере, но хотят получить начальное музыкальное образование в несколько облегченном варианте. Главный результат, которого хотят добиться педагоги и в первом, и во втором классе, можно сформулировать просто: ребенок должен любить музыку. А научиться играть на фортепиано или гитаре – второстепенно. Малыши еще в детсадовской группе буквально с первого дня занятий осваивают музыкальные инструменты Карла Орфа. Они носят такие же названия, как обычные: ксилофоны, металлофоны и т. д., но заметно от них отличаются. Карл Орф адаптировал свои инструменты специально для детей. Например, на его ксилофоне коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Это придает ему удивительную особенность: звук ксилофона не заглушает голос исполнителя. Играя, ребенок слышит себя. Еще одна изюминка ксилофонов Орфа – съемные клавиши. Вы можете оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом – существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста

Музыка для малыша – путевка в сказочный мир

Дети постепенно осваивают музыкальную теорию, с первого дня играя в своеобразном оркестре. В ход идут не только инструменты Орфа, но и целая россыпь шумовых инструментов – трещотки, маракасы, бубенчики, колокольчики, самодельные тарахтушки. Это позволяет каждому ребенку независимо от уровня его способностей найти свое место в ансамбле. Если он не справляется с мелодией, которую нужно сыграть, ему предлагают другой инструмент. Через некоторое время все дети, независимо от способностей играют на блок-флейтах или ксилофонах. А на индивидуальных занятиях по выбору осваивают фортепиано, гитару или флейту.

Для того чтобы развить у каждого малыша музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть деятелем. Классические методы обучения музыке в детских садах часто бывают скучноваты. Воспитатель играет на пианино, а дети сидят и слушают не шевелясь. Если на первом же уроке дать малышам в руки инструменты и попросить попадать в такт, эффект будет гораздо выше. Именно так и поступают педагоги, работающие по методу Орфа. Они уверены: чем больше разных инструментов, пусть даже и самодельных, предложить детям, тем лучше. Попросите, например, двухлетнего малыша взять в руки пластмассовую бутылочку, наполненную крупой, и показать, как бежит мышка. Или с помощью двух деревянных палочек изобразить, как прыгает козлик. Даже просто потрясти маракасы под музыку, попадая в такт, – восторгу не будет предела! Казалось бы, балуется малыш: шуршит, стучит и ничего больше. Но на самом деле он развивает чувство ритма, чувство метра, ощущение динамики, словом, свою природную музыкальность.

Музыка была обязательным предметом для многих школяров предыдущих эпох. Например, в Древней Греции ее изучали наряду с чтением, письмом, арифметикой, поэзией и танцами. Умение петь песни было одним из пунктов «семи добродетелей» средневекового рыцарского образования (кстати, в этом списке отсутствовало умение читать, но присутствовали, например, умения метать копья и плавать).

Звуковая сказка

Если вы твердо решили, что ваш ребенок будет заниматься музыкой, постарайтесь подготовить его к учебе в школе как можно раньше. Начать можно с двух лет.

Как известно, слух есть у каждого человека. Но если его не развивать, эта способность с годами угасает. Заниматься дома с малышом может любая мама. Вы наверняка обращали внимание, как годовалые малыши любят колотить ложкой по тарелке или по столу. Превратите эту любовь в захватывающую игру. Для этого надо лишь дать понять крохе, что за каждым звуком что-то есть. Игра на инструменте – это условный язык, в котором надо научиться разбираться. Придумайте звуковую сказку с переводом. Сначала произведите звук, а потом объясните, что это значит. И тогда удар по клавише ксилофона превратится в падение звездочки, а стук палочек по барабану – в цокот копыт маленьких козлят, которые бегут к маме. Попробуйте поговорить с малышом на языке инструментов. Не надо произносит ни одного слова, просто «говорите» бубном или ксилофоном что-то ребенку, а он пусть с помощью своего инструмента «отвечает». А после этого попросите рассказать, о чем был «разговор». Примите любую его версию. Увидите, ваш малыш научится слушать. Пусть это только первоначальное представление о возможностях музыки. Позже фантазия подскажет ему, о чем хотели рассказать нам своей музыкой великие композиторы.

Ребенок должен любить музыку. А научиться играть на фортепиано или скрипке – это второстепенно.

Почему дети не поют?

Один из компонентов музыкального слуха – умение чисто, без фальши, петь – во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него – трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно живое мамино пение, ведь под магнитофон правильно брать дыхание не научишься.

Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят – слишком сложны для исполнения. Даже детские песенки не все для этого годятся. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию они им не интересны. Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.

Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят – очень сложны для исполнения.

Учимся слушать классику

Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине. Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу. Теперь, когда ребенок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Малыш по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку». Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит «свою». Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.

Вольфганг Амадей Моцарт играл на клавесине с 4 лет, в 5 начал сочинять музыку, в 6 – выступал с концертами, в 8–9 создал первые симфонии. Музыке его учил отец – скрипач и композитор. Людвиг ван Бетховен, также сын музыканта, давал первые концерты в 8 лет.

Пойте ребенку песни! Ребенок должен слышать живой голос
Художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров рассказал «Счастливым родителям» о том, как развивать у детей певческие навыки, как избавиться от заикания и почему мужчина должен петь для беременной жены. Читать далее

Музыкальное сопровождение: звуки в жизни ребенка
Звуки помогают внести упорядоченность в жизнь маленького ребенка, делают более привлекательными его ежедневные открытия, аккомпанируют играм и сопровождают общение с родителями… То есть непосредственно участвуют в развитии малыша. Читать далее

www.parents.ru

Музыкальное образование — как получить взрослому, и что оно дает

Основные ступени музыкального образования

Музыка обладает своим собственным, неповторимым языком, способна заставить нас пережить массу положительных эмоций, сочувствовать и сопереживать, отлично успокаивать и выбрасывать негативные эмоции. Высшее музыкальное образование — это прекрасная возможность неплохо устроиться и блеснуть своими талантами в кругу близких и друзей. Человек, серьезно относящейся к музыке, должен относиться к ней как к системе. Поэтому, существует три ступени получения музыкального образования в России:

  • начинать учиться необходимо в детской музыкальной школе — срок обучения в зависимости от возраста — 5-7 лет;
  • прохождение среднего специального музыкального образования — предусмотрено для выпускников школ;
  • будущий профессиональный музыкант поступает в вуз — срок обучения от 4 до 5 лет — форма учебного заведения это консерватория, институт, музыкальный колледж.

Получение музыкального образования за рубежом обладает сходными этапами. Исключение составляют лишь исключительно талантливые дети, которые уже по окончании среднего общеобразовательного заведения поступают в консерватории и обладают великолепными природными данными для дальнейшей успешной учебы.

Когда нужно начинать обучать ребенка музыке?

Обычно, привлекают малышей к музыке с возраста 5-6 лет. Этот возраст отличает:

  • эмоциональная восприимчивость;
  • быстрое запоминание;
  • комфортное раскрытие творческого потенциала;
  • неподдельный интерес малыша.

Если вас интересует, как получить музыкальное образование взрослому и не закрыта ли подобная возможность для состоявшегося человека, то не беспокойтесь — стать хорошим певцом возможно в любом возрасте, главное иметь большое желание и способность к учебе.

Музыкальное образование детей-дошкольников требует лишь настойчивости, терпения и готовности постоянно совершенствовать полученные навыки. Психика человека в возрасте 5-6 лет является довольно гибкой и способной к восприятию самых сложных вещей без налета сложностей, свойственных взрослому человеку. Можно успешно учиться играть на баяне, гармони или аккордеоне, скрипке или флейте — все навыки даются легко и безболезненно.

Если же отдавать ребенка учиться в музыкальную школу в среднем школьном звене, процесс может стать настоящим мучением для ребенка, поскольку подобную нагрузку выдержать будет сложнее. Родитель в учебном развитии дошкольника также обладает совершенно неоценимой ролью — он формирует его навыки и режим дня, делает нагрузки на неокрепшего малыша посильными, ободряет и внушает уверенность в собственных силах для дальнейшего раскрытия творческого потенциала.

Преимущество музыкального образования и можно ли обойтись без него?

Можно ответить на вопрос, что дает музыкальное образование для успеха следующим образом:

  • воспитывает усидчивость и дисциплинированность;
  • улучшает память и умственные способности;
  • дает толчок развитию концентрации, памяти и навыкам самовыражения;
  • дает практические умения игре на музыкальном инструменте, чтобы в дальнейшем использовать его получения прибыли;
  • стимулирует деятельность головного мозга, помогает легче и быстрее решать повседневные сложности и расслабляться.

Музыка оказывает самое положительное воздействие на аудиторию, позволяет успешно трудоустроиться — ведь далеко не всегда можно встретить музыкальных руководителей или хореографов, по-настоящему влюбленных в собственную профессию, поэтому такого специалиста будут по достоинству ценить в любом коллективе!

Можно ли сделать карьеру без музыкального образования?

Девушек, любящих музыку и вокал, часто волнует как стать хорошей певицей без музыкального образования и не затрачивать не один год своей жизни на обучение. Конечно же, это возможно и история знает массу примеров для этого. Всем аспектам музыки можно научиться и самостоятельно, но если вы планируете связать свою жизнь с музыкой и точно хотите постоянно совершенствоваться, то без профессионального музыкального образования и раскрытия всех интересующих тонкостей, сопутствующих этому процессу будет обойтись довольно сложно.

Читайте также:

eduardsurzhyk.org

История музыкального образования в России: основные этапы

До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.

Зарождение музыкальной педагогики

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось  на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.

В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений

История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.

Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге. Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.

Примеру старшего брата следовал и  Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и  Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.

В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

История музыкального образования в России в советский период

Наряду с первыми консерваториями,  в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.

Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну.

Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях,  поддерживающих высокий уровень обучения.

Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России.  Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

Современное музыкальное образование

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние).  Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.

Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.



music-education.ru

Статья по музыке на тему: Начальное музыкальное образование и исполнительство

Начальное музыкальное образование и

исполнительство

                                       

     Не секрет, что музыкальное образование является самым  консервативным из всех образовательных систем, как в искусствах,  так и в науках. Если общеобразовательные школы стонут от непрерывных реформ, то музыкальные, несмотря на декларировании новых подходов, остаются на позициях середины прошлого века.

     Разделение направлений обучения детей в классах фортепиано на предпрофессиональное и любительское само по себе своевременно и оправдано, но на деле эти варианты отличаются только трудностью произведений, которые изучаются в классе фортепиано. Но, самое главное, контролем за выполнением программных требований как было, так и остается сольное выступление на академических концертах, зачетах и экзаменах.

     Таким образом,  исполнительство является основным делом в работе ученика пианиста любого возраста и любой одаренности.

      А, между тем, еще в начале прошлого века выдающийся пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз говорил: « Для меня идеал педагога – не обязательно ученику сдавать экзамен, но пусть у него будут хотя бы зачатки импровизации. А ведь это осуществимо».  Далее он приводит пример работы чехословацкой музыкальной школы, где импровизации учат всех.

      В некоторых более или менее современных программах по классу фортепиано прописываются иные виды музыкальной деятельности кроме исполнительства. Возьмем для примера замечательную программу Т. И. Смирновой «Фортепиано – интенсивный курс». В пояснительной записке содержаться пожелания родителей о целях и задачах обучения. Они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:

— свободно читать с листа произведения различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;

— подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;

— аккомпанировать «сходу» поющему и петь под собственный аккомпанемент;

— музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах;

— любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;

— уметь рассказать своим друзьям о музыке и композиторе, поддержать беседу на музыкальную тему;

— расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление;

— общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции;

   Наиболее часто повторяющиеся пожелания определили значимый порядок в этом списке.

    Обычно такие цели и преследуют родители, отдавая ребенка в музыкальную школу. На деле же все обучение сводится к разучиванию, (читай – зубрежке) и исполнению программных произведений на академических концертах и экзаменах. Хотя как- то скрашивают картину классные концерты для родителей. Наиболее способные ученики играют на торжественных мероприятиях, различных конкурсах, но их, как правило, не более двух – трех в классе.

  Вернемся к программе Т.И Смирновой. Она явно не работает с учениками со средними музыкальными данными, а зачастую мы обучаем откровенно слабых детей, т.к. конкурсов в обычные музыкальные школы давно нет. (Хотя с ограничением бюджетных мест могут и появиться).

В программе Смирновой отводится дополнительный индивидуальный час на предмет по выбору, на котором наряду с освоением, скажем, синтезатора можно заняться чтением с листа, аккомпанементом, музицированием и т.д.  В обычных же музыкальных школах на все про все отводится традиционные два часа. Вместить в эти два часа (точнее два урока по 40 минут) обучение всем желаемым навыкам физически невозможно. Одно время была мода на поминутное планирование урока для разнообразия форм работы и учебного материала.  Может с некоторыми детьми это и получается, но большинство не выдерживают такой темп работы и просто отключаются. И что же делать? Как научить любого, даже не обладающего талантом ребенка любить музыку, заниматься ею в условиях ограниченного времени урока?

     Давайте обратимся за советом к уже упомянутому Г.Г. Нейгаузу. Он на эту тему сказал следующее: «С малоодаренными учениками надо заниматься музицированием, а не исполнительством. Нужно по-настоящему музицировать».

      Мы же тратим все время на уроке на (чего греха таить) натаскивание ученика к академическому концерту или экзамену. А главной ценностью объявляется хорошая отметка. Многократно проверено, что при такой работе, даже исполненное на пять произведение забывается за несколько дней, а через месяц многие не могут сыграть и по нотам.

     А. Б. Гольденвейзера спросили: «Как накапливается репертуар?»

       —  Часто мы замечем, что любители музыки больше любят музыку, чем профессионалы. Человек, который много учился,  играет неохотно. А тот, кто не учился, играет охотно, у него есть свой репертуар, он играет и доставляет друзьям и знакомым некоторое удовольствие. Стоит начать учиться – и получается, что у такого человека есть в репертуаре произведения двух типов: одни он еще не выучил, а другие забыл…  Поэтому, когда его просишь сыграть, — ему нечего играть.

 Точнее про наших учеников и не скажешь!   Чтобы музыка вошла в жизнь человека, он должен иметь репертуар, который более или менее сохраняется на протяжении продолжительного времени, пока не замещается более трудным или интересным. А навыки чтения нот с листа должны позволять самостоятельно восстановить предыдущий репертуар, если он понадобится в какой- либо жизненной ситуации. Идеальным было бы не просто вспомнить, но и изменить исполнение на новом качественном уровне. Скажем, облегченный вариант произведения выучить в оригинале, аккомпанемент к песне сделать более интересным и насыщенным.

      То, что нужно учить детей разным формам музицирования, не вызывает сомнений. Но каким образом совместить эту работу с подготовкой к обязательным сольным выступлениям на академических концертах и экзаменах – большой вопрос…

     В программе у Смирновой есть вариант учета успеваемости участием в детей в различных школьных и семейных мероприятиях (праздниках, конкурсах, концертах). Проводить или не проводить переводной экзамен, на мой взгляд, нужно решать индивидуально. Участие в нескольких мероприятиях считаю достаточным для многих.  Причем это не обязательно должно быть сольное исполнение наизусть. Это может быть ансамбль, выступление в качестве аккомпаниатора, исполнение песни под собственный аккомпанемент и т.д.

       Если исходить из приоритета репертуара как основной цели, нужно разделить его на разные уровни, подходящие для различной степени способностей, вкусов и возможностей учеников.

  Первый и основной, я считаю, должен быть репертуар семейный, который бы использовался и в будни, и в праздники,

— второй – для классных концертов,

— третий – для тематических вечеров,

-четвертый —  для праздничных концертов,

-пятый – для конкурсов различного уровня.

 В торжественных концертах и серьезных профессиональных конкурсах участвуют наиболее одаренные ученики, но и остальные имеют свою нишу. И у тех и у других музыка становится частью жизни.

   Многие люди испытывают большие затруднения в подборе на слух. Сейчас эта проблема легко решается при помощи интернета, где можно найти любую музыку. Нужно только научить выбирать и делать подходящие для каждого ученика аранжировки.

     Любого ученика можно научить аккомпанировать, используя различные фактуры, двигаясь от простого к сложному. Все дело только в расстановке приоритетов и разумном распределении времени. Не обязательно учить всех и всему. Начать стоит с того, что наиболее интересно и лучше получается, а потом двигаться дальше.

   В заключении хочу отметить, что обучение любым искусствам, не только музыке, невозможно полностью регламентировать и спланировать, даже если занятия групповые. Индивидуальные же занятия предназначены для того, чтобы развивать потенциал каждого ребенка, вести его по особому пути, выявить сильные стороны ученика и делать акцент на них, создать ситуацию успеха (не хорошей отметки, а радости творчества), возможно только опираясь на индивидуальность каждого ребенка. Раскрывать творческий потенциал и развивать его, доводя до максимально возможного качества – это и есть главная задача учителя.

 

   Литвинова Г.М.    

     

     

   

                                                                           

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *