Навык письма это – Теоретические основы формирования навыка письма у младших школьников
Теоретические основы формирования навыка письма у младших школьников
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка письма у младших школьников
1.1 Этапы формирования навыка письма у младших школьников
Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический — методика и тактика учителя; гигиенический, предусматри-вающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический, являющийся основой для рационального построе-ния методики и для гигиенического нормирования.
Почему же так сложен процесс формирования навыка письма для всех детей? Прежде всего, потому, что письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге, путем начертания букв, соответствующих элементам устной речи. В процессе письма в работу вовлекаются кора голов-ного мозга, органов зрения, слуха, многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет. Ведь навык письма — это одновременно формирующийся навык выполнения тонкоординированных движений и навык орфографически правильного письма [31].
Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохра-нение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (бук-вы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, без-ошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.
Навык — это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».
В формировании навыка выделяются три основных этапа [37]:
I этап — аналитический — вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.
II этап — условно назван синтетическим — соединение отдельных элементов в целостное действие.
III этап — автоматизация — фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совер-шенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естест-венный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — это осознанная деятельность, (а не механические упраж-нения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, — «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе) дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодиров-ки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно.
Объективная закономерность первого этапа — сосредоточенное внимание к графике (т.е. постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на первом этапе.
А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные этапы (циклы): время движения (Тдв) и паузу (Тп) перед следующим движением, необходимую для осознания последующего движения. где Тдв — время выполнения графического элемента, а Тп — время паузы. Как показали расчеты, время движения на начальном этапе практически равно времени паузы. Следовательно, на осознание действия необходимо такое же время, как и на само действие. Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему их нельзя торопить.
Как формируются осознанные действия?
Если учитель мало объясняет, что и как делается, то ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.
Например, М. М. Безруких и Т. Е. Хохлова в статье «Как писать буквы» рекомендует начать объяснение с того, что каждая буква состоит из элементов, и из них можно сконструировать любую букву. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, «L» — черта с закруглением внизу, «г» — черта с закруглением вверху и внизу. Есть еще «J» -начальный элемент букв М, Л, Я, короткие петли, петли, выходящие за строку и вниз, точки [7].
Такой поэлементный анализ, на который, по мнению авторов стоит обратить внимание и потратить время, позволит ребенку творчески подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать.
Следующий шаг — объяснение того, как выполняется движение при напи-сании основных элементов. Необходимость подробного объяснения программ-мирования действия за ребенка объясняется функциональными особеннос-тями развития головного мозга 6-7 летнего ребенка и развития сенсомоторных функций. Почти все дети этого возраста вполне готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова. Но незрелость механизмов произвольной регуляции, программирования своих действий, восприятия и оценки информа-ции — все, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга, требует объяснения и уяснения необходимого алгоритма действия. К тому же у части детей этого возраста развитие лобных долей может запаздывать на полгода — год, что неизбежно ведет к трудностям обучения. Поэтому траектория движений должна соответствовать биомехани-чески более простым, менее напряженным (действиям) движениям. Такие движения при письме — это движение сверху вниз и справа налево (к себе). Движения снизу вверх, поворотные слева — направо, круговые, спирале-образные снизу вверх, справа налево очень трудны для детей, вызывают не только мышечное трудности (напряжение), но и требуют для успешного выполнения прямого или вертикального положения ручки, закрывают линию письма, искажают позу ребенка.
Значит, что подобные движения должны быть исключены, особенно для тех детей, у которых отмечается задержка в развитии моторки. Для того, чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, надо обратить внимание на такой фактор, как «наличие обратной связи», то есть возможности оценки качества самого движения. В существующей методике большую роль отводят кинестетическому контролю («мышечному чувству»), но у детей 6-7 лет он еще несовершенен и не играет существенной роли. Основным звеном коррекции является зрительный контроль.
Прежде чем сформулировать перед учеником задачу действия: «написать такую же букву», надо создать необходимые условия для такого контроля. В этом случае ориентирами для коррекции будет строка, ее верхние и нижние ограничительные линии. При этом не следует забывать, что косая разлиновка имеет свои недостатки — дополнительная нагрузка на зрение — это увеличение времени на формирования навыка.
Что делать? М.М. Безруких советует, во-первых, следует «пожертвовать» жесткими требованиями к каллиграфии, т.к. каллиграфический почерк вырабатывается у единиц, остальные же, по ее мнению, зря тратят силы и время.
Во-вторых, усилить элемент осознанности в выполнении движений. Общепринято, что письмо, как и чтение, обязательно должно быть сформи-ровано как самостоятельное сознательное действие.
Чисто технически важно научить на этом этапе (и учить этому нужно специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву. Хорошо помогают ребенку подробное объяснение действий: «начинаю…, веду …, и т.д.». Важно «описывать» движение одинаковыми словами.
На первом этапе формирования письма нельзя форсировать темп, скорость письма, т.к. сокращается микропауза, т.е. время, необходимое для осознанности действий.
Оптимальная скорость письма 6-10 знаков в минуту.
Наличие паузы в движении после каждого элемента еще заставляет задуматься о целесообразности и необходимости обучения безотрывному письму. Речь идет о безотрывном письме, связанным со специальными соединениями, особой траекторией движений и т.д., и не о связном письме. Поэтому связное письмо будет естественным результатом сокращения паузы между движениями сначала при написании буквы, а затем при написании некоторых слогов. Но темп письма будет определяться в конечном итоге не в том, как заставляли мы писать ребенка, когда разрешали отрывать руку, не тем, что требовали писать безотрывно слова, а индивидуальной психофизиологи-ческой темповой организацией движений, имеющей у каждого человека свои отличительные особенности. Безотрывное письмо создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо, что вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища. Кроме того, дети на первом этапе пишут «затаив дыхание», как правило «на вдохе», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задерживается дыхание. Задержка может достигать 20-30 секунд, что вредно сказывается на функциональном состоянии здоровья. Итак, учить безотрывному письму, по словам автора, не только нецелесообразно, но и вредно.
Более подробно методика формирования навыка письма у первоклассников будет раскрыта нами во второй главе курсовой работы.
1.2. Типичные ошибки в написании букв у младших школьников
Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:
— вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей:
письмо грамота обучение первоклассник
— горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:
— пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):
3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.
Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.
multiurok.ru
Статья на тему: Статья «Формирование каллиграфических навыков письма».
Формирование каллиграфических навыков письма
Каллиграфия – это искусство писать чётким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем всё больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.
Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.
При письме встречаются следующие графические ошибки:
- дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,
- неравномерно расставляют слова на строке;
- пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
- очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность
- наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
- не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат
линейность при письме;
- не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко).
Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического глазодвигательного аппарата, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение.
Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец,
способствует их эстетическому воспитанию.
Как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма? Проблема каллиграфического письма приобрела в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и меня.
Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.
Другим приёмом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, — словом, того, чего иногда, он не может перенести в свое время движение во время письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
Иногда можно давать учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это
вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.
Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки,
положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
- буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
- необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от
друга;
- писать надо красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот приём при обучении письму применялся давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Ещё одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить.
Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.
Здесь были описаны основные приемы, применяемые в обучении
каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, узоров, росчерков, штриховка мелких форм и других.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
Можно использовать при работе упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку. Для детей младшего школьного возраста используются на уроке игровые ситуации: «Бюро находок» (закрепление знания элементов) — учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»; «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок) — доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
Таким образом, для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков необходимо:
- знать психолого-физиологические особенности формирования
графических навыков письма, гигиенические условия письма;
- осознать важность педагогических принципов обучения письму;
- знать различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
- выбирать эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;
- анализировать графические ошибки детей при письме.
nsportal.ru
Теоретические основы формирования навыка письма у младших школьников
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка письма у младших школьников
1.1 Этапы формирования навыка письма у младших школьников
Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический — методика и тактика учителя; гигиенический, предусматри-вающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический, являющийся основой для рационального построе-ния методики и для гигиенического нормирования.
Почему же так сложен процесс формирования навыка письма для всех детей? Прежде всего, потому, что письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге, путем начертания букв, соответствующих элементам устной речи. В процессе письма в работу вовлекаются кора голов-ного мозга, органов зрения, слуха, многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет. Ведь навык письма — это одновременно формирующийся навык выполнения тонкоординированных движений и навык орфографически правильного письма [31].
Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохра-нение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (бук-вы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, без-ошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.
Навык — это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».
В формировании навыка выделяются три основных этапа [37]:
I этап — аналитический — вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.
II этап — условно назван синтетическим — соединение отдельных элементов в целостное действие.
III этап — автоматизация — фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совер-шенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естест-венный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — это осознанная деятельность, (а не механические упраж-нения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, — «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе) дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодиров-ки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно.
Объективная закономерность первого этапа — сосредоточенное внимание к графике (т.е. постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на первом этапе.
А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные этапы (циклы): время движения (Тдв) и паузу (Тп) перед следующим движением, необходимую для осознания последующего движения. где Тдв — время выполнения графического элемента, а Тп — время паузы. Как показали расчеты, время движения на начальном этапе практически равно времени паузы. Следовательно, на осознание действия необходимо такое же время, как и на само действие. Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему их нельзя торопить.
Как формируются осознанные действия?
Если учитель мало объясняет, что и как делается, то ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.
Например, М. М. Безруких и Т. Е. Хохлова в статье «Как писать буквы» рекомендует начать объяснение с того, что каждая буква состоит из элементов, и из них можно сконструировать любую букву. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, «L» — черта с закруглением внизу, «г» — черта с закруглением вверху и внизу. Есть еще «J» -начальный элемент букв М, Л, Я, короткие петли, петли, выходящие за строку и вниз, точки [7].
Такой поэлементный анализ, на который, по мнению авторов стоит обратить внимание и потратить время, позволит ребенку творчески подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать.
Следующий шаг — объяснение того, как выполняется движение при напи-сании основных элементов. Необходимость подробного объяснения программ-мирования действия за ребенка объясняется функциональными особеннос-тями развития головного мозга 6-7 летнего ребенка и развития сенсомоторных функций. Почти все дети этого возраста вполне готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова. Но незрелость механизмов произвольной регуляции, программирования своих действий, восприятия и оценки информа-ции — все, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга, требует объяснения и уяснения необходимого алгоритма действия. К тому же у части детей этого возраста развитие лобных долей может запаздывать на полгода — год, что неизбежно ведет к трудностям обучения. Поэтому траектория движений должна соответствовать биомехани-чески более простым, менее напряженным (действиям) движениям. Такие движения при письме — это движение сверху вниз и справа налево (к себе). Движения снизу вверх, поворотные слева — направо, круговые, спирале-образные снизу вверх, справа налево очень трудны для детей, вызывают не только мышечное трудности (напряжение), но и требуют для успешного выполнения прямого или вертикального положения ручки, закрывают линию письма, искажают позу ребенка.
Значит, что подобные движения должны быть исключены, особенно для тех детей, у которых отмечается задержка в развитии моторки. Для того, чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, надо обратить внимание на такой фактор, как «наличие обратной связи», то есть возможности оценки качества самого движения. В существующей методике большую роль отводят кинестетическому контролю («мышечному чувству»), но у детей 6-7 лет он еще несовершенен и не играет существенной роли. Основным звеном коррекции является зрительный контроль.
Прежде чем сформулировать перед учеником задачу действия: «написать такую же букву», надо создать необходимые условия для такого контроля. В этом случае ориентирами для коррекции будет строка, ее верхние и нижние ограничительные линии. При этом не следует забывать, что косая разлиновка имеет свои недостатки — дополнительная нагрузка на зрение — это увеличение времени на формирования навыка.
Что делать? М.М. Безруких советует, во-первых, следует «пожертвовать» жесткими требованиями к каллиграфии, т.к. каллиграфический почерк вырабатывается у единиц, остальные же, по ее мнению, зря тратят силы и время.
Во-вторых, усилить элемент осознанности в выполнении движений. Общепринято, что письмо, как и чтение, обязательно должно быть сформи-ровано как самостоятельное сознательное действие.
Чисто технически важно научить на этом этапе (и учить этому нужно специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву. Хорошо помогают ребенку подробное объяснение действий: «начинаю…, веду …, и т.д.». Важно «описывать» движение одинаковыми словами.
На первом этапе формирования письма нельзя форсировать темп, скорость письма, т.к. сокращается микропауза, т.е. время, необходимое для осознанности действий.
Оптимальная скорость письма 6-10 знаков в минуту.
Наличие паузы в движении после каждого элемента еще заставляет задуматься о целесообразности и необходимости обучения безотрывному письму. Речь идет о безотрывном письме, связанным со специальными соединениями, особой траекторией движений и т.д., и не о связном письме. Поэтому связное письмо будет естественным результатом сокращения паузы между движениями сначала при написании буквы, а затем при написании некоторых слогов. Но темп письма будет определяться в конечном итоге не в том, как заставляли мы писать ребенка, когда разрешали отрывать руку, не тем, что требовали писать безотрывно слова, а индивидуальной психофизиологи-ческой темповой организацией движений, имеющей у каждого человека свои отличительные особенности. Безотрывное письмо создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо, что вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища. Кроме того, дети на первом этапе пишут «затаив дыхание», как правило «на вдохе», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задерживается дыхание. Задержка может достигать 20-30 секунд, что вредно сказывается на функциональном состоянии здоровья. Итак, учить безотрывному письму, по словам автора, не только нецелесообразно, но и вредно.
Более подробно методика формирования навыка письма у первоклассников будет раскрыта нами во второй главе курсовой работы.
1.2. Типичные ошибки в написании букв у младших школьников
Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:
— вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей:
письмо грамота обучение первоклассник
— горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:
— пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):
3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.
Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.
multiurok.ru
Консультация по логопедии на тему: Что нужно знать о навыках письма
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Правильное положение при письме
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. (В дальнейшем мы будем называть его неправильным навыком письма)
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
- неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
- неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;
- неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;
- слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
- неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.
Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.
Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.
Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети б—7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.
Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов.
Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки1 имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения, где они могли бы получить достаточный опыт изобразительной деятельности.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.
Нередко случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.
Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук
Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его» ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким видом спорта ему лучше заниматься дополнительно к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.
Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неправильный/ навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Литература:
- Гаврикова С.Е ., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб учится и писать и красиво рисовать», — Ярославль, 2000.
- Н.В. Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду», — Ярославль, 2000.
- Датешидзе Т.А. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития», — Санкт-Петербург, 2004.
nsportal.ru
Методика формирования навыков письма у младших школьников
2. Методика формирования навыков письма
2.1. Методика формирования навыка письма: историография вопроса
Методика обучения четкому и красивому письму разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.
Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв [25].
Столь же важное значение в обучении письму придавал К.Д. Ушинский и первоначальным упражнением в письме элементов: «Основательное, ничем не пренебрегающее обучение постепенно ускоряет свой ход: учение, много пропускающее в начале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков». Указания великого русского педагога не утратили силу и по сей день.
Большинство методистов при разработке вопросов обучения письму исходили из принципов поэлементного изучения букв. Так, в «Руководстве к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц» П.Е.Градобаева (1871 г.), есть указания о штрихах или элементах.
Методисты-каллиграфы более позднего периода (В.П. Вахтеров, Ф.В. Гре-ков, B.C. Гербач, И.Е. Евсеев) разработали стройную систему поэлементного обучения детей письму. Каждый элемент в их системе выступает как четкое дифференцированное понятие и обозначается определенным термином, например: «прямая черта», «черта, закругленная снизу», «черта, закругленная вверху», «черта, закругленная вверху и внизу», «полуовалы», «левый овал», «правый овал».
В «Методическом руководстве обучения письму» (1899 г.) В.С. Гербач вывел ряд существенных дидактических требований, которым должен удовлетворять рациональный способ обучения школьников письму:
а) возбуждение любознательности и охоты к учению;
б) развитие самодеятельности и способности наблюдать, запоминать, сличать.
Автор считал, что обучение письму надо строить так, чтобы «ученики на основе изученных элементов выводили ряд букв, подлежащих изучению, сами разлагали их на части и определяли их взаимное отношение». Существенное внимание, по мнению B.C. Гербача, должно уделяться развитию способности учеников находить черты сходства и различия между буквами и подробно отличать каждую букву, прежде чем приступать к ее изображению. Следова-тельно, еще в конце прошлого столетия B.C. Гербач близко подошел к проблеме развития аналитико-синтетической деятельности детей в процессе обучения их письму.
Совершенствование методов шло с учетом закономерностей формиро-вания графических навыков письма, удобства при письме, увеличение доли сознательности при их написании. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий мебель — школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В практику школы внедряются исследования ученых — гигиенистов А.С. Вирениуса [11].
Методисты — каллиграфисты советского периода (Д.А.Писаревский, В.А.Саглин, Н.Н.Боголюбов) разрабатывая методику обучения детей письму
в традиционном плане, считали, что воспроизведение букв на бумаге, обязательно должно подготавливаться написанием отдельных частей или элементов письменных знаков.
В 1969 году в школах Советского Союза был введен упрощенный рукописный шрифт. Преобладающее большинство букв упрощенного алфавита по своим начертаниям приспособлено к безнажимному письму шариковой ручкой, что способствует развитию навыков безотрывного скорого письма.
В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, метод Карстера и др.
Копировальный метод был введен в XIX веке и состоял в том, что учитель писал в тетрадях точками или бледными чернилами буквы и слова, а учащиеся обводили их, привыкая к форме букв. Такой прием обучения отнимал много времени у учителей и стал затруднительным при переходе на классную систему обучения. Очень эффективный данный метод для специальных целей в индивидуальной работе с детьми на ранней стадии обучения. Д.А. Писаревский считал, что умелое применение этого метода может дать определенный эффект при исправлении почерка учащихся. Примеры копировального метода в настоящее время мы находим в «Прописях», действующих в школе.
В современной школе применяется так же разновидности копировального метода — списывание учащимися с готового образца и воображаемое письмо или обведение над образцом.
Линейный метод тоже довольно старый метод. Он заключается в том, что дети сначала упражняются в начертании букв крупных размеров (8 мм) по двум линейкам с частыми наклонными линиями. Этот способ облегчает письмо букв, правильность их начертания, одинаковую высоту, одинаковое расстояние между элементами букв и отдельными буквами [23].
Детям предлагается писать буквы крупных размеров по разграфленной сотке еще и потому, что этим они приучаются к правильным движениям пальцев.
Генетический способ. Он имеет ввиду обучение, построенное на постоян-ном нарастании трудностей при письме. Ввиду этого учащиеся знакомятся с письмом букв и их элементов не в порядке алфавита, а в порядке трудностей их написания. Ценность этого способа заключается в том, что при усложнении работы учащимся дается постепенно только по одной трудности, благодаря чему письмо усваивается легче и успешнее. Буквы при этом разбиваются на группы по составу сходных элементов.
Впервые о генетическом способе упоминал немецкий художник Дюрер еще в XVI веке. Он доказал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
В традиционной современной методике порядок изучения рукописных букв в букварный период обусловлен системой обучения грамоте: ознакомление с буквами определяется букварем. Дальнейшее обучение письму (чистописание) проводится в генетической системе. Чистописание в этой системе рассмат-ривается не как изолируемый предмет, тренирующий только движение руки: зоркости глаза путем «технических» упражнений, а в связи со всей системой обучения русскому языку.
Тактильный или ритмический способ — это письмо под счет (под такт). Тактирование содействует плавности движений, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, пишущих медленно, развивает четкость и решительность движений, дисциплинирует класс. Но при длительном и постоянном применении этого способа дети утомляются. У них притупляются интерес к работе. Ученый — методист Н.А.Федосова предлагает применять этот метод только после того, как дети усваивают начертание буквы, написав ее в тетради 2-3 раза, и с ориентировкой на пишущего в среднем ученике. Именно спокойный ритм помогает добиться плавного движения руки по строке и в дальнейшем дает плавное красивое и быстрое письмо. К этому выводу пришел еще К.Д.Ушинский.
Метод Карстера. В начале XIX века в школах Лондона стал применяться метод, предложенный английским педагогом Карстером. Этот способ ставил главной задачей выработку у учащихся на основе изучения физиологической стороны процесса письма четкой и красивой скорописи. Придавая большое значение развитию механизма письма при правильном положении и действии пишущего аппарата, Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера [26].
По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей, т.к. многие почерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно использовались и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).
2.2. Современные достижения в методике формирования навыка письма у первоклассников
В данном параграфе я хочу раскрыть современные методики формирования навыка письма у младших школьников.
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с секретом» В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует «овал». Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении — вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради [20].
В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, «поворот на месте», «крючок до середины», «секрет» — встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок — новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети «отправляются в поиск» самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя!
Например: «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до сере
multiurok.ru
Консультация (подготовительная группа) по теме: Навык письма.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
НАВЫК ПИСЬМА
Овладеть таким необходимым навыком, как, письмо, для ребёнка — непросто. Для этого важны хорошо развитая координация между рукой и глазами, моторные навыки, а также визуальные и познавательные способности. Письмо требует усидчивости, терпения и настойчивости, чего так не хватает детям. Однако, детям чаще всего нравится учиться писать курсивом «как взрослые ». Специалисты отмечают, что у детей, которые уделяли мало времени на овладение этим навыком или получали неправильные инструкции, может сформироваться небрежный стиль письма. А неправильное построение букв или неправильное (неудобное) положение руки во время письма может привести к тому, что ребёнок будет писать очень медленно или неразборчиво, а сам процесс может даже оказаться болезненным. Для того, чтобы этого не произошло с Вашим ребёнком, надо взять этот процесс под контроль с самого начала. Не затягивайте время занятий, попробуйте заниматься по 5 минут в день. Проверяйте, как он держит ручку или карандаш. Очень часто дети слишком сильно зажимают ручку, отчего нарушается циркуляция крови в кисти. Следите за тем, чтобы большой палец не был направлен внутрь кисти и не обхватывал указательный палец сверху. Если ребёнок держит ручку или карандаш слишком близко к стержню, можно намотать на него небольшую резинку над заточенной частью, чтобы он знал, где именно должны быть пальчики. Писать — это интересно! Если ваш ребёнок не любит писать, постарайтесь сделать это занятие ярким: пишите что-нибудь интересное, приобретите привлекательные ручки и карандаши, пусть они всегда будут у него под рукой. Пишите ребёнку «секретные » записочки, прячьте их и побуждайте писать вам ответ. Можно предложить ребёнку придумать подписи к страницам раскраски. Пусть ваш будущий первоклассник всем членам семьи подписывает поздравительные открытки. Можно купить ему собственную записную книжку для «важного». И успехов Вам и Вашим детям в этом нелёгком деле!
nsportal.ru
Статья (русский язык) по теме: формирование навыков грамотного письма
Формирование навыков грамотного письма
Каждого учителя волнует эта тема. Ведь учитель призван обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 класса в определенной системе.
С чего же следует начинать?
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществить различные звуковые схемы.
Очень часто бывает так, что ребенок знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ребенка видеть и узнавать орфограммы. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
Третье, что необходимо для достижения грамотного письма, — это научить детей самоконтролю.
Итак, звуковой анализ, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. И эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. В период обучения грамоте появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
Вот некоторые приемы, которые я применяю в своей работе, позволяющие не допускать ошибок, быстро их находить и исправлять.
- При обучении грамоте можно сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Они пригодятся для самостоятельного составления звуковых схем к любому заданному слову
- У моих учеников есть «волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5см, украшенный аппликацией). Я говорю, что этот квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. таким образом он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
- По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляю другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи,ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши. По мере изучения новых орфограмм могут быть следующие задания:
Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным ь знаком; 1 слово с сочетанием ча, и т.д.
- При изучении какой-либо темы, например темы «Глухие и звонкие согласные», я ежедневно даю задание подчеркнуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким образом внимание ученика на изучаемых орфограммах.
- Для формирования орфографической зоркости предлагаю такие упражнения. На доске написаны 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки (прикрепляют красные кружки) под изученными орфограммами, а затем записывают предложение в тетрадь.
- Необходимо с 1 класса вести такую работу, как, письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.
- Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
- На уроках провожу разные виды диктантов. Все диктанты небольшие по объему, состоящие из 2-3 предложений.
- Диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется и не станет спрашивать учителя. Учителю нужно напомнить ученику правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат в этой работе.
- Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
- Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной.
- Переходя к изучению все новых и новых тем, нельзя забывать и о том, что учащиеся должны повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем правописание разделительного твердого и мягкого знаков. В понедельник ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но без объяснения. Учитель проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова. В четверг пишут небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными знаками. Учитель проверяет и выписывает слова с ошибками. Из этих слов составляется новый диктант, который дети пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки, значит всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой же темы и ни в коем случае не приступать к другой. Эта система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Эта система работы позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма.
nsportal.ru