Невролог в 1 месяц: Что может напугать на приеме у невролога
Профилактический осмотр
Главная/О больнице/Статьи/Профилактический осмотр
Невролог — специалист, который занимается диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением центральной и периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.
У детей 1 года жизни невролог является вторым врачом, к которому обращаются после педиатра. Плановые профилактические осмотры проводятся в возрасте 1 месяца, 3-х месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев и 1 года.
Осмотр невролога входит в схему диспансерного наблюдения здоровых детей (приказ МЗ РФ №60 от 19.01.93, №154 от 05.05.99) и является обязательным.
Малышей первого года жизни невролог осматривает несколько раз, начиная с месячного возраста (приказ МЗСР РФ от 28.04.2007 г. № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»). Данные сроки обусловлены психомоторным развитием ребёнка и проведением профилактических прививок.
В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Календарь психомоторного развития ребенка составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.
В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка.
У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться. Для родителей и специалистов очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.
Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.
Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.
Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания.
Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: игры для развития ребенка до трех лет или игры с песком.
Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.
Календарь развития ребенка
Возраст | Моторика | Статика | Сенсорные реакции | Речь | Эмоции и социальное поведение |
---|---|---|---|---|---|
Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание. | Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца. | Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение. | Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е». | Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем. | |
2 мес. | Вращает головой в разные стороны. | Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении. | Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. | Сосредоточение на звук. Частое короткое «гуление». | Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется. |
3 мес. | Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой. | Хорошо держит голову. | В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция. | Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки. | Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение. |
4 мес. | Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок. | В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе — уверенная опора на предплечья. | Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке. | Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости. | Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение. |
5 мес. | Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней. | Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев. | Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка. | Ритмичные цепочки звуков. | Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются. |
6 мес. | Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую. | В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. | Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз. | Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона. | Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми. |
7 мес. | Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку. | Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует) | Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. | Продолжает лепетать. | Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери). |
8 мес. | Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время. | Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается. | При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет». | Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да». | Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет. |
9 мес. | Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы. | Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит. | Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями. | Четкое удвоение слогов. | Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей. |
10 мес. | Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. | Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет. | Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку. | Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог. | Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой. |
11 мес. | «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев. | Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед. | Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет. | Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца». | Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям. |
12 мес. (1 год) | Может играть с игрушками по часу и больше. | Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно. | Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается. | Языковой запас: 8-12 слов. | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком. |
Скачать таблицу с данными в формате *.doc
Но бывает так, что беременность протекала не совсем гладко — отмечалась угроза прерывания на различных сроках, токсикозы, внутриутробные инфекции и др.; роды были быстрые, стремительные, или затяжные; ребёнок сразу не закричал, был вялым, не сосал или наоборот резко болезненно кричал. В роддоме оказывались медицинские мероприятия. В этом случае ребёнок осматривается специалистами, проводится нейросонография и другие обследования и анализы.
Особенно это актуально для детей с перинатальной энцефалопатией, а так же для выявления врожденных заболеваний, таких как гидроцефалия (водянка головного мозга), ДЦП, микроцефалия (порок развития головного мозга, приводящий к умственной отсталости), выявления приобретенных заболеваний, в основном, воспалительного и травматического генеза.
После 1 года ребёнок осматривается с периодичность 1 раз в год.
Консультация невролога включает:
- Сбор анамнеза жизни (роды, беременность), анамнез заболевания (жалобы, начало заболевания), неврологический осмотр ребенка
- Назначение, при необходимости, дополнительных методов исследований (осмотр глазного дна, электроэнцефалографии, ультразвуковой допплерографии сосудов головного мозга, нейросонографии)
- Назначение лечения, контроль течения заболевания
К неврологу обращаются в следующих случаях:
С новорожденным ребенком при:
- Беспокойстве, нарушениях сна в виде затруднённого засыпания, частых пробуждений
- Частых «срыгиваниях», треморе подбородка, ручек и ножек при плаче или в состоянии покоя
- Опоре на «цыпочки» или поджимании пальчиков стоп
- Подёргиваниях в конечностях при повышении температуры тела
С ребёнком дошкольного и школьного возраста:
- С жалобами на головную боль, повышенную утомляемость, раздражительность;
- Проявлениями гиперактивности в поведении, на плохую успеваемость в школе, рассеянность, затруднение контакта со сверстниками;
- С обморочными состояниями, судорогами;
- Нарушениями осанки и др.
Профилактические осмотры невролога крайне важны, так как позволяют выявить патологию со стороны центральной нервной системы и своевременно назначить соответствующие диагностические мероприятия и лечение.
Зачем нужна консультация детского невролога, если ребенок здоров :: АЦМД
«Ребенок здоров. Что не так?! Зачем ему детский невролог?!» Достаточно часто родители малышей задают такой вопрос.
Чтобы разобраться «зачем, когда и почему» малышам необходим визит к доктору, мы пообщались с детским неврологом, врачом высшей категории клиники АЦМД-МЕДОКС Бежок Евгением Ильичом.
— Евгений Ильич, так для чего необходим осмотр детского невролога ребенку первого года жизни?
— Здравствуйте! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.
Во-первых, для оценки не только общего состояния ребенка, но и для качественного сбора анамнеза. Врача интересует не только какая по счету и как протекала беременность у матери, но и сколько ей лет, имела ли вредные привычки (курение, употребление алкоголя), чем она болела во время беременности, была ли угроза прерывания, токсикоз, даже какая у нее профессия. Так как иногда профессиональные вредности могут вызывать врожденную патологию нервной системы. Поэтому, от правильно собранного анамнеза, в дальнейшем, может зависеть здоровье малыша.
— Доктор, напрашивается «во-вторых»
— Да.
Во-вторых, для оценки неврологического статуса, который включает в себя общий осмотр, доктор внимательно изучает форму черепа, размеры большого родничка, швов, измеряет окружность головы, исследует черепно-мозговую иннервацию, мышечный тонус, опору на ножки.
Различные деформации черепа, увеличение, или наоборот, недостаточный прирост окружности головы за определенный период, так называемый лицевой дизморфизм, различные стигмы дизэмбриогенеза (аномалии развития ушных раковин, глаз и т.д) может нацелить врача для исключения какой-либо аномалии развития головного мозга, наследственной или генетической патологии (гидроцефалия, микроцефалия, нарушение обмена аминокислот и т.д.).
— Евгений Ильич, принимая во внимание 25-летний опыт работ в детской неврологии предполагаем, что Вам довелось познакомиться с достаточно большим количеством деток разного возраста. На что еще Вы обращаете внимание у малышей и когда необходимо показаться детскому неврологу?
— Особое внимание детский невролог уделяет оценке рефлексов периода новорожденности, так называемых безусловных рефлексов, которые после 3-4 месяцев должны угасать (редуцироваться).
На основании вышеизложенного ребенок должен быть осмотрен детским неврологом в возрасте 1мес, 3 мес, 6 месяцев, а затем, если ребенок развивается нормально, и у родителей нет жалоб, то уже ближе к 12 месяцам.
В возрасте 1 месяца ребенок должен в положении лежа на животе кратковременно удерживать голову, начинает фиксировать взгляд на ярком предмете, лице матери, прослеживать за игрушкой, появляется гуление.
В возрасте 3 месяцев ребенок должен уверенно держать голову длительное время, начинает переворачиваться с живота на спину, захватывает игрушки в руки, рассматривает их.
Если развитие ребенка соответствует возрасту, то следующий осмотр детским неврологом проводится в возрасте 6 месяцев. К этому периоду малыш уже может откликаться на сое имя, отличает своих от чужих, активно лепечет, становится на четвереньки, пытается садиться.
Следующим из основных этапов развития малыша является 9-ти месячный «рубеж». В это период ребенок уже может вставать в манеже, стоять, держась за опору, приседать на корточки, выполнять простые просьбы близких: покажи, дай, возьми, найди.
И вот ребенку исполнилось 12 месяцев!. Он уже взрослый, потому что его возраст исчисляется не месяцами, а годами.
Ничего, что пока только одним годом). В этот период кроха уже стоит без опоры, некоторые малыши уже самостоятельно ходят, появляются первые слова: мама, папа, дай и т.д.
-Какой совет Вы дадите нашим родителям по поводу малышей?
Подводя итог вышесказанному, дорогие родители, от Вас и Вашего отношения очень многое будет зависеть.
Если Вам что-то не нравится в поведении Вашего малыша, если он поздно начал держать голову, если в возрасте 1 месяца не следит за предметами, если у него дрожит подбородок и ручки, если он беспокойно спит по ночам, если в возрасте 4-5 месяцев плохо переворачивается, а в 7 месяцев еще не сидит самостоятельно, если у него на фоне высокой температуры отмечались судороги , если у него большой родничок возвышается над уровнем черепа, пульсирует, отмечается рвота, если при опоре на ноги становится на носочки или есть перекрест в нижней трети голеней – это всё повод незамедлительно обратиться к детскому неврологу.
Доктор в полной мере оценит состояние Вашего ребенка, порекомендует (если необходимо) исследования головного мозга (НСГ, ЭЭГ, МРТ), ограничиться ли только назначением массажа, лечебной гимнастики или назначит медикаментозную терапию.
Здоровья Вам и Вашим малышам!
Большое спасибо детскому неврологу АЦМД-МЕДОКС Бежок Евгению Ильичу за полезную информацию и интересную встречу.
Детская неврология — Полезные статьи
Но вот врачи сказали, что с малышом всё в порядке, проходит несколько месяцев, и мама перестаёт впадать в истерику из–за каждого детского писка. И желание таскать чадо по врачам становится всё меньше. Поэтому, когда приходит время очередного обхода специалистов, многие родители игнорируют посещение поликлиники. Ребёнок растёт, ест, спит. Зачем лишний раз топтаться в очереди и слушать подозрения врачей? И если на прививку или дежурное взвешивание мама ещё соберётся, то лишний раз, например, в детскую неврологию не пойдет. А между тем, эти визиты – очень важны для ребёнка. И если нет желания стоять в очереди в поликлинике, то можно пойти в частную клинику, где ведут прием такие же специалисты. О том, зачем нужен детский невролог и почему важно его посещать, мы поговорили с врачом высшей категории клиники «Садко» в Нижнем Новгороде, детским неврологом Ириной Геннадьевной Кожаковой.
– Ирина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что же за врач – детский невролог?
– Детский невролог – это специалист, который так же как и педиатр наблюдает за развитием ребенка, а точнее за развитием и созреванием нервной системы.
Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Он следит за психомоторным развитием, соответствует ли оно возрастному периоду. Наблюдает вместе с родителями: когда ребенок садится, когда начал делать первые шаги, какие первые слоги и звуки он произнес, как реагирует на окружающий мир и т.д.
Основная задача специалиста: вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение. Для уточнения неврологического диагноза часто привлекаются и другие специалисты. Например, если ребенок отстает в нервно–психическом развитии, то необходимо дополнительно обращаться к детскому психологу или психиатру.
– Есть какие–то определенные сроки, когда надо приводить малыша на осмотр в детскую неврологию?
–Да, существуют декретированные сроки – сначала невролог осматривает новорожденного, следующий визит – в 3 месяца, потом в 6 месяцев. Здоровый ребенок каждые три месяца до года наблюдается неврологом. Потом до трех лет он приходит на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показаться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.
– А перед какими–то другими мероприятиями, например, прививками, детским садиком, надо побывать у невролога?
– Перед прививками желательно показать ребенка неврологу, особенно тех детей, которые ранее наблюдались у данного специалиста. Если Ваш ребенок собирается посещать детский садик, то его важно тоже показать детскому неврологу. От этого зависит, в какое детское дошкольное учреждение (ДДУ) его следует направить — либо в обычное, либо в специализированное. Например, есть детские дошкольные учреждения для детей с опорно–двигательными нарушениями. В обычных детских дошкольных учреждениях тоже могут быть специализированные группы, например, логопедические, которые посещают дети с заиканием, задержкой речевого развития.
– Как проводится консультативный прием в детской неврологии? Родителям или ребенку надо как–то готовиться к визиту?
– Прием детского невролога проводится так же как у педиатра: беседа с родителями, сбор анамнеза (как родился ребеночек, как развивался, есть ли какие–то особенности в развитии малыша, что беспокоит родителей и т.д.), осмотр ребенка (дети до года осматриваются на пеленальном столике). Врач обязательно отмечает его психомоторное развитие (соответствует ли оно паспортному возрасту) и дает соответственное заключение и рекомендации. Только у детского невролога есть дополнительный инструмент для работы – неврологический молоточек, которым он проверяет рефлексы, то есть то, что относится к нервной системе. Для посещения невролога, родителям желательно иметь на руках амбулаторную карту ребенка и (или) другие документы обследований и заключений (если такие имеются).
– Часто бывает, что после первого визита, когда врач говорит, что у ребенка все в норме, мама успокаивается и перестает ходить на плановые осмотры. Так ли важно не пропускать визит к неврологу, если все действительно хорошо?
– Ребенка до года обязательно надо показывать неврологу! Дело в том, что каждые три месяца неврологический статус малыша изменяется, и это норма. Для этого и существуют декретированные сроки наблюдения за развитием нервной системы малыша, чтобы она соответствовала возрасту. По определенным симптомам, врач определяет – нет ли задержки в нервно–психическом и двигательном, (т.е. в психомоторном) развитии. Если есть какие–то сомнения, то обязательно назначается план обследования, консультации других специалистов. Например, детям до года часто назначается нейросонография. Это метод ультразвукового исследования головного мозга через большой родничок. Уточненный диагноз (после обследования) позволяет своевременно и правильно назначить комплексное лечение.
– Чем чревато отставание ребенка в двигательном развитии?
– Отставание ребенка в моторном (двигательном) развитии может быть связано с возникновением серьезных неврологических (например, детский церебральный паралич) и других заболеваний (например, сердечно-сосудистых) Поэтому, еще раз повторюсь: важно своевременно показаться специалисту, чтобы как можно раньше поставить правильный диагноз и соответственно, начать проводить лечение.
– Иногда мамы ведь как рассуждают? Мол, мы выросли без всяких неврологов, и наши дети вырастут…
–Да, раньше таких специалистов было мало, чаще только в крупных лечебных учреждениях, теперь эта услуга доступна всем. Но на сегодняшний день в школах преподается совершенно другие программы, дети должны успевать, в них больше «закладывается» материала. Дети с ослабленной нервной системой просто будут не готовы к восприятию такого объема информации. Если мамочки пренебрегали советами детского невролога, то их дети просто не будут успевать усваивать необходимый объем информации, не потому что они глупые, а просто, потому что у них быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из–за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога.
– Многие мамы опасаются похода к неврологу, воспринимают этот визит как экзамен, на котором будет оценен уровень развития ребенка…
– В какой–то степени – это правильно. Дело в том, что поход в детскую неврологию, это еще и оценка того, как родители общаются с ребенком. Бывает, мама боится услышать, что ребенок отстает в психомоторном развитии, а доктор говорит, что не ребенок отстает, а родители просто плохо «работают» с ним. Ведь малыша надо не просто накормить, одеть, его надо к этой жизни адаптировать. А бывает, мамочки просто боятся услышать какой–нибудь диагноз, они считают, что это какой–то приговор. Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.
– А можно как–то предупредить развитие неврологических патологий? От чего зависит то, насколько гармоничной будет нервная система ребенка?
– Зависит от множества факторов. От состояния здоровья родителей, от того, когда и как забеременела мамочка, в каком состоянии она вынашивала этого малыша, правильно ли она наблюдалась гинекологом, как протекали роды, вовремя ли родился ребенок, сразу ли и громко он закричал, с каким весом…
– Какие неврологические заболевания наиболее часто встречаются у детей до года?
– Чаще всего мы слышим о какой–то энцефалопатии. Многие родители боятся диагноза «перинатальная энцефалопатия». Не пугайтесь! Чаще этот диагноз пограничный, и он отражает лишь текущие неврологические «недостатки» созревания нервной системы. Зная о них и другим докторам проще наблюдать и грамотно вести этого ребенка. Если диагноз более серьезный, то, естественно, такой ребенок нуждается в коррекции, в грамотном лечении. Это должно быть комплексное лечение: медикаментозное (если необходимо), лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтическое лечение.
– Какие тревожные «звоночки», симптомы должны насторожить родителей и подтолкнуть к визиту к неврологу?
– Это нарушения поведения (беспокойство, возбудимость, замкнутость), нарушение сна, нарушение двигательного или речевого развития, ночное недержание мочи, отставание в учебе (для детей школьного возраста) и т.п. Со всеми этими проблемами необходимо обратиться в детскую неврологию. А вообще, родители должны расти вместе со своим ребенком, наблюдать за его развитием, замечать какие–то изменения в нем, контактировать с его друзьями. И если что–то настораживает – обращайтесь к детскому неврологу.
Марина Зинина
Кожакова Ирина Геннадьевна — врач отделения детской неврологии клиники «САДКО», г. Нижний Новгород
Статья опубликована в журнале «Вы и Ваш ребёнок», май 2009 г.
Малыш на приеме у детского невролога
Вашему крошке исполнился 1 месяц, поздравляем! Настало время посетить первых врачей, чтобы убедиться, что развитие вашего малыша идет правильно. Мы расскажем какие вопросы задать детскому неврологу лучше. Одним из таких врачей будет детский невролог, который поможет вам своевременно обратить внимание на малейшие признаки нарушений в нервной системы крошки, ответит на все ваши вопросы, успокоит, а в случае проблемы, подберет правильное лечение.
На вопросы родителей отвечает детский невролог медицинского центра «MDclinic», Назар Оксана Васильевна.
Оксана Васильевна, в каком возрасте необходимо показывать малыша детскому неврологу и почему?
Во время беременности и родов будущая мама сталкивается со многими проблемами, которые могут стать причиной нарушения нормального развития ребенка. К основным факторам риска развития патологии плода и новорожденного относятся частая угроза прерывания беременности, наличие хронической соматической и инфекционной патологии, требующей приема лекарственных препаратов, фетоплацентарная недостаточность, задержка внутриутробного развития плода, нарушение нормального течения родов и многие другие. Выяснить, не повлияли ли выше перечисленные факторы на неврологическое развитие Вашего ребенка, Вам поможет детский невролог. Поэтому посетить детского невролога необходимо в возрасте 1 месяца. В дальнейшем необходимость и частоту последующих консультаций определяет доктор. Чтобы избавить маму от лишних переживаний по поводу нормального развития малыша, посещать детского невролога желательно каждые 3 месяца (3, 6, 9 и 12 мес.) в период становления основных моторных навыков.
А когда правильно проводить осмотр малыша врачом?
Осмотр ребенка лучше проводить через 1-1,5 часа после кормления, так как сразу после кормления ребенок обычно засыпает и становится вялым, если ребенок будет голодный, то наоборот, он будет излишне беспокойный. И в первом, и во втором случае доктор не сможет адекватно провести обследование ребенка.
На что в первую очередь детский невролог обращает внимание при плановом осмотре месячного малыша?
При плановом осмотре доктор в первую очередь обращает внимание на общее состояние ребенка: как он набирает вес, активно ли сосет грудь, сколько он спит, выясняет наличие сопутствующей патологии. В дальнейшем проводится неврологическое обследование ребенка, в которое входит, прежде всего, измерение окружности головы, оценка состояния родничков, мышечного тонуса и рефлекторной системы. В заключении детский невролог дает общую оценку моторного и психического развития ребенка.
Какие вопросы детский врач может задать маме в первом посещении?
При первом посещении малыша в возрасте 1 месяца, детского невролога, прежде всего, интересует, как протекали беременность и роды, наличие соматической патологии и TORCH — инфекции у матери, как долго спит ребенок, беспокойный ли у него сон, как набирает вес, следит ли за игрушкой, улыбается или нет, реагирует ли на громкий звук, как часто возникают срыгивания и в каком количестве, есть ли тремор подбородка и ручек.
Оксана Васильевна, а какие проблемы у месячного крошки должны насторожить маму и стать поводом для обращения к детскому неврологу?
Например, такие симптомы, как нарушение сна, беспокойство, частые срыгивания, выраженное запрокидывание головы назад во время сна, нарушение сосания, отсутствие фиксации взора до 1 мес., снижение общей двигательной активности, есть поводом для обращения за консультацией к детскому неврологу.
А в более старшем возрасте, с какими симптомами надо обязательно показать ребенка детскому неврологу?
Задержка формирование основных моторных навыков ребенка, (повороты, сидение, ползание, самостоятельная ходьба), асимметрия в движениях, нарушения захвата игрушек может быть одним из признаков нарушений со стороны мышечного тонуса и нормального неврологического развития. Отсутствие или недостаточное гуление, сниженная лепетная активность может свидетельствовать о нарушении речевого развития.
Пусть Ваши крошки ростут здоровыми!
Важные вопросы к детскому неврологу
Молодые мамы часто задаются вопросом: «Почему врач так тщательно измеряет голову и грудь ребенка в первые несколько месяцев»? О чем расскажут полученные данные врачу, рассказывает детский невролог медицинского центра «MDclinic», Назар Оксана Васильевна.
Почему так важно с рождения контролировать прирост окружности головы и груди у ребенка?
Величина окружности головы (ОГ) ребенка есть одним из основных диагностических критериев при оценке неврологического статуса. Величина ОГ зависит от гестационного возраста (срок беременности, когда родился ребенок), массы при рождении, роста и индивидуальных особенностей ребенка. При рождении она не должна превышать окружность грудной клетки на 1-2см. Нормальные размеры ОГ: 32-37см при рождении. Нормальный прирост головы в течение первых 3 месяцев – 1,5см в месяц. В дальнейшем до 12 мес. прирост головы в среднем составляет 1см в месяц. При нарушении нормального прироста головы необходима консультация детского невролога.
Влияет ли процесс родов на форму черепа? Могут ли деформации черепа рассказать врачу о нарушениях у малыша?
Во время родов происходит незначительная деформация черепа, которая предусмотрена природой для облегчения прохождения ребенка по родовым путям. Как правило, восстановление формы головы происходит в течение первой недели жизни. В норме форма головы имеет округлую форму. Различные деформации в процессе развития черепа, а также микроцефальная и макроцефальная форма головы требую дополнительного обследования ребенка с целью исключения патологии со стороны ЦНС.
Что такое кефалогематома? Влияет ли она на общее развитие черепа ребенка и в целом, а также как она отражается на умственных способностях малыша в будущем? Необходимо ли ее удалять и какой врач наблюдают за течением этого процесса?
Кефалогематома – это кровоизлияние под надкостницу костей черепа (чаще теменной кости) в результате тяжелых родов у матери. Вследствие того, что надкостница плотно сращена с костью, кефалогематома имеет ограниченный характер распространения.
При небольших размерах кефалогематомы необходимо наблюдение неонатолога или педиатра. При значительных размерах кефалогематомы необходима консультация нейрохирурга с последующей пункцией кефалогематомы.
Объем необходимой консультативной помощи и медицинских манипуляций решается неонатологом в роддоме, где родился ребенок. При наличии кефалогематомы у ребенка необходимо провести дополнительные методы исследования. При отсутствии других повреждений со стороны головного мозга и черепа, кефалогематома имеет благоприятный характер для последующего развития ребенка.
Оксана Васильевна, расскажите, о родничках и нормах их закрытия. Какие существуют первые признаки отклонений, которые должны насторожить маму?
Большой родничок располагается в месте схождения лобных и теменных костей. Средние размеры родничка при рождении: 2 на 3см. При очень маленьких размерах родничка необходимо наблюдение детского невролога. При очень больших размерах, напряженном и пульсирующем большом родничке также необходима консультация детского невролога. Сроки закрытия родничка у детей различные, в норме он должен закрыться до 18 мес. Наличие родничка больших размеров у ребенка старше 18 мес. может быть одним из признаков рахита.
Что такое гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС? Чем чревато несвоевременное лечение этой патологии?
Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС у новорожденного возникает в результате перенесенной хронической гипоксии плода или же острой гипоксии (асфиксии) во время родов. Гипоксия – это нехватка кислорода. В зависимости от степени перенесенной гипоксии, у ребенка может быть различная клиническая симптоматика: от синдрома гипервозбудимости до грубых двигательных нарушений. Несвоевременная диагностика и лечение данной патологии может приводить к нарушениям развития ребенка.
Пусть Ваши крошки ростут здоровыми!
Невролог отвечает на вопросы родителей
1. Чем именно занимается детский врач-невролог? В чём специфика его работы?
– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.
2. Когда ребёнок и невролог встречаются впервые? Как родителям подготовится к визиту?
– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.С нами уже более 30 000 подписчиков!
3. В связи с новыми нормами, осмотр неврологом детей до года проводится дважды – в 1 месяц и в 12 месяцев. Раньше осмотров было четыре. С чем это связано?
– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.
4. Каких неврологических заболеваний нужно опасаться у ребёнка на первом году жизни, а каких – не стоит?
– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.
Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.
Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.
5. Если малыш упал с кровати или коляски, обязательно ли бежать к неврологу? Что должно насторожить родителей?
– При любой травме нужно немедленно обратиться к травматологу, который проведёт осмотр и назначит необходимые обследования или отправит в стационар. Если после травмы отмечалась потеря сознания, была рвота, то необходимо в срочном порядке вызвать бригаду скорой помощи. Если мама увидела удар именно головой либо есть следы ушиба – покраснение, «шишка», то это уже повод прийти ко мне. При наличии факта травмы головы необходима консультация невролога.
6. В каких случаях ребёнку действительно необходима срочная консультация невролога?
– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.
7. Какие игрушки вы как невролог советуете для самых маленьких детишек?
Быстрая регистрацияПолучите 5% скидку на первый заказ!
– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.
8. Какие процедуры вы считаете обязательными для грудничков – массаж, плавание, зарядка?
– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.
9. Стоит ли опасаться приёма препаратов, если их назначает невролог? Можно ли обойтись без них?
– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.
10. В заключение ваш главный совет всем родителям – читателям нашего блога.
– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.
Появились вопросы?
Задайте их в комментариях, и наш невролог ответит на них.
Невролог | Детский медицинский центр «ЧудоДети»
Детский невролог — это врач, который диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной и периферической нервной системы, а также функциональные нарушения у детей. К патологическим явлениям нервной системы надо относиться очень серьезно, т. к они могут привести к тяжелым последствиям. Как минимум, это задержка развития психомоторного и речевого аппарата. Далее патология нервной системы может привести к нарушениям поведения (гиперактивность, синдром дифицита внимания, нарушение формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение.
Почему важно обследоваться у врача данной специальности?
Для выявления возможных патологий периферической нервной системы, головного и спинного мозга, заболеваний мышц (болей, аномальных сокращений, изменений тонуса), ваш малыш обязательно должен своевременно проходить осмотр у детского невролога. Организм ребенка во время роста проходит несколько этапов развития, в связи, с чем претерпевает изменения и вся нервная система. Детский невролог проводит осмотр ребенка, контролирует развитие нервной системы по возрасту, при необходимости назначает дополнительную диагностику или исследования.
Почему крайне важно обращаться к неврологу своевременно: именно неврологические нарушения, не выявленные у детей в раннем возрасте, приводят необратимым к крайне серьезным последствиям, вплоть до тяжелой инвалидизации ребенка.
Обращаться к врачу неврологу необходимо срочно, если вы наблюдаете аномальное поведение малыша. Своевременное выявление патологии позволяет провести лечение на ранней стадии заболевания без каких-либо последствий для малыша и исключить возможность развития тяжелых осложнений в будущем.
Если Вам нужен лучший детский невролог в Санкт-Петербурге — обращайтесь в «ЧудоДети». Наш центр специализируется на медицинском обслуживании малышей.
Плановое проведение профилактических осмотров
У малыша в организме практически непрерывно осуществляются функциональные изменения всей нервной системы. Чтобы своевременно диагностировать возможные отклонений необходимо во время проходить профилактические осмотры у детского невролога в декретированные (утверждённые) сроки, рекомендованные Министерством здравоохранения РФ.
Осмотр невролога для детей первого года жизни проводится:
- в первые 30 дней после рождения малыша (несколько осмотров при сложных родах или по другим медицинским показаниям)
- в течение первого года жизни: каждые 3 месяца
- с 1 до 3 лет: каждые 6 месяцев
- с 3 до 6 лет: один раз в год
- профилактические осмотры в период социальной адаптации (7-11 лет) и полового созревания (11-13лет)
Когда следует обращаться к детскому неврологу в СПб
Консультация невролога для новорожденных:
- дрожание подбородка, дрожание рук или ног; повышенный или пониженный тонус мышц (какой-либо группы мышц, мышц конечности или всего тела)
- малыш плохо (не по возрасту) держит голову, наблюдается нарушение или невозможность естественных для ребёнка движений
- у малыша нарушен сон: плохо засыпает, слишком тревожно спит, просыпается от малейшего шороха, либо — наоборот, неестественно вялый, быстро утомляется
- если вы заметили неестественное положение зрачков (косоглазие, зрачки неестественно смещены вниз или вверх от обычного положения)
- если во время сна ребенок «выгибает» спину, не может спать на спине, старается спать на боку с «запрокинутой головой»
- если у ребенка проблемы с приемом пищи: трудно или невозможно глотать, слишком частые или слишком обильные срыгивания, нарушение прибавки в весе
Консультация невролога для детей старше 1 года:
- если у малыша наблюдаются неестественные нарушения поведения (повышенная утомляемость, рассеянность, вялость, либо — наоборот: повышается раздражительность, гневливость, капризность)
- если вы обращаете внимание на необъяснимые и резкие изменения в поведении ребенка (быстрые переходы от «веселый» до «апатичный», смена плача на смех, приступы гневливости или агрессии)
- если присутствуют нарушения сна: постоянная сонливость, либо нарушение засыпания и чрезмерно беспокойный сон, повышенная потливость
- в случае, если у ребенка энурез и другие нарушения стула (во сне или в период бодрствования)
- если наблюдается Ухудшение контактов с другими детьми или вовсе их отсутствие
- если есть нарушения мышечного тонуса (повышенный или пониженный тонус), появляется непроизвольное дрожание конечностей, ощущается боль в мышцах
- при нарушении осанки (сколиоз), плоскостопие
- при жалобах ребенка на головные боли
- если ребенок упал в обморок
В медицинском центре «ЧудоДети» вы можете вызвать врача данной специализации на дом
Консультация детского неврологаНевролог детский, первичная консультация | 2 000 р. |
Невролог детский, первичная консультация в выходной и праздничный день | 2 300 р. |
Невролог детский, повторная консультация | 1 800 р. |
Невролог детский, повторная консультация в выходной и праздничный день | 2 000 р. |
Симптомы которые перечислены сами по себе не обязательно свидетельствуют о наличии каких-либо неврологических заболеваний или отклонений в развитии ребенка, тем не менее, необходимо обратиться к специалисту для своевременной диагностики и исключения заболеваний нервной системы.
Если у ребенка наблюдаются нарушения нервной системы или неврологические заболевания, для комплексного подхода к лечению мы рекомендуем пройти дополнительно консультации детских профильных специалистов: ортопед, остеопат, мануальный терапевт, врач ЛФК.
Диагностика и симптомы неврологических заболеваний новорожденных
Симптомы неонатального неврологического расстройства
Чтобы получить правильное лечение, важно правильно диагностировать заболевание вашего ребенка. Существует множество неврологических расстройств, поэтому у вашего ребенка может быть много симптомов. Наша команда специализируется на выявлении различных симптомов, которые могут быть у новорожденного с неврологическими проблемами.
В некоторых случаях медицинские работники замечают симптомы сразу после рождения ребенка, или вы можете не замечать других проблем в течение нескольких дней после рождения.Иногда симптомы трудно обнаружить. Например, припадки могут быть очевидными, но при некоторых состояниях, таких как псевдоопухоль, припадки могут быть незначительными.
Чтобы диагностировать неврологическое расстройство, врачу вашего ребенка необходимо знать все симптомы, которые кажутся вам необычными. Это могут быть такие симптомы, как:
- Суетливость
- Пониженный уровень сознания
- Ненормальные движения
- Сложность кормления
- Изменение температуры тела
- Быстрое изменение размера головы и напряженное мягкое пятно
- Изменения мышечного тонуса (высокий или низкий)
Иногда вы можете не замечать неврологические симптомы, пока ваш ребенок не начнет пропускать вехи.Вот несколько примеров этапов развития, которые ваш ребенок может пропустить:
- Способность держать голову вверх
- Способность переворачиваться, сидеть, ползать или учиться ходить
- Учится кормить себя
Иногда у вас могут возникнуть трудности с определением проблемы, но вы просто знаете, что с вашим ребенком что-то не так. Если ваш ребенок испытывает какие-либо из этих проблем, важно обратиться за медицинской помощью.
Диагностика неврологических заболеваний новорожденных
Детская больница UPMC в Питтсбурге использует различные подходы помимо или вместе с анализами крови. У нас есть много передовых нейродиагностических инструментов, которые мы используем для выявления общих и сложных заболеваний головного мозга. В их число входят:
- Энцефалография
- МРТ
- Компьютерная томография
- Мониторинг электроэнцефалограммы (ЭЭГ)
- Электромиография (ЭМГ)
В некоторых случаях может потребоваться отбор проб спинномозговой жидкости.
Хрупкие и недоношенные новорожденные могут получить инкубаторы, совместимые с МРТ, в детской больнице UPMC, в отличие от многих других центров. Это означает, что они могут пройти ускоренное тестирование, не беспокоясь о снижении температуры тела. Это очень важно для их общего благополучия.
Расширенная магнитно-резонансная томография головного мозга плода доступна для выявления неврологических состояний еще до рождения ребенка. Это позволяет нашей команде тщательно спланировать роды вашего ребенка, чтобы эффективное лечение было начато сразу после родов.Эти инструменты также помогают в раннем выявлении неврологических расстройств, которые могут не проявляться при рождении и проявиться позже.
Чтобы узнать больше о неонатальных неврологических расстройствах или записаться на прием в детский мозговой институт UPMC, позвоните по телефону 412-692-5520 .
Детская неврология | Колумбийская неврология
ColumbiaDoctors Child Neurology поддерживает высочайшие стандарты неврологической практики для педиатрических пациентов и их семей, сочетая последние исследования и технологические достижения с индивидуализированным внимательным отношением к врачу.
Детские неврологи в Колумбийском университете имеют большой опыт ухода за детьми с врожденными нарушениями обмена веществ, затрагивающими нервную систему. Бернард Сакс, основатель отделения детской неврологии, описал болезнь Тея-Сакса, и нынешние преподаватели находятся в авангарде знаний о митохондриальных заболеваниях, дефиците транспортера глюкозы, лизосомных болезнях накопления, нервно-мышечных расстройствах, нарушениях развития нервной системы и врожденных нарушениях гликозилирование.
Наши специалисты
ColumbiaDoctors Child Neurology состоит из педиатров-специалистов в следующих областях:
- Детская эпилепсия (детская и подростковая)
- Детская головная боль (дети и подростки)
- Детские двигательные расстройства
- Детский рассеянный склероз / аутоиммунные заболевания
- Детская нейрокритическая помощь
- Нервно-мышечные заболевания у детей
- Детская нейропсихология
- Нарушения сна у детей
- Детский инсульт
- Аутизм, нарушения обучаемости и поведенческая неврология
- Неврология плода
- Комплекс туберозного склероза
Программа мышечной дистрофии
Программа Ассоциации детской мышечной дистрофии предлагает специальные знания в области нервно-мышечных расстройств и предоставляет доступ к опыту физиотерапевтов, ортопедов, пульмонологов, психологов и терапевтов, которые работают совместно с неврологом-координатором.При щедрой поддержке Фонда SMA создана специализированная клиника для ухода за детьми со спинальной мышечной атрофией.
Центр детской эпилепсии
Центр детской эпилепсии при Нью-Йоркской пресвитерианской детской больнице Морган Стэнли использует сложные диагностические методы, в том числе видеоэнцефалографию (ЭЭГ), биохимические методы и методы визуализации, для исследования детей с судорожными расстройствами. Некоторым детям помогает хирургическое вмешательство, которое проводится с помощью сложных методов картирования мозга.Во всех случаях терапия подбирается индивидуально для каждого ребенка, и варианты могут включать полный спектр противоэпилептических препаратов, кетогенную диету и стимуляцию блуждающего нерва. Центр является основной программой направления неврологов для лечения трудноизлечимых приступов.
Опытная многопрофильная команда, включающая неврологов, нейрохирургов, нейрорадиологов и нейроонкологов, занимается лечением детей с опухолями головного и спинного мозга. Многие дети имеют возможность участвовать в испытаниях новых методов лечения.
Наши неврологи также исследуют и лечат церебральный паралич, задержку развития, расстройства аутистического спектра, двигательные расстройства и хроническую головную боль. Они участвуют в лечении детей с травмами головы и позвоночника в сотрудничестве с нашими детскими нейрохирургами.
Условия, которые мы лечим
- Острый диссеминированный энцефаломиелит
- Синдром Аспергера
- Атаксия телеангиэктазия
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Аутизм
- Расстройство аутистического спектра
- Детский церебральный паралич и спастичность
- Мальформация Киари
- Нарушения нервного развития
- Нейроиммунологические заболевания
- Синдром Туретта детский
- Артериовенозные мальформации у детей
- Детская атаксия
- Педиатрическая поведенческая неврология
- Опухоль головного мозга у детей
- Детская эпилепсия
- Головная боль у детей
- Неизлечимая эпилепсия у детей
- Проблемы с языком у детей
- Педиатрические нарушения обучаемости
- Мигрень у детей
- Детские двигательные расстройства
- Рассеянный склероз у детей
- Детское нейрометаболическое расстройство
- Нейрофиброматоз детский
- Детская неврология
- Нервно-мышечные болезни у детей
- Педиатрическая нейропсихология
- Судорожное расстройство у детей
- Нарушения речи у детей
- Инсульт у детей
- Детские тики
- Распространенное расстройство развития
- Расщелина позвоночника
- Спинальная мышечная атрофия
- Туберозный склероз
Симптомы и причины неврологического осмотра у детей
Мы понимаем, что у вас может возникнуть много вопросов, когда вы узнаете, что вашему ребенку требуется неврологический осмотр:
- Что это?
- Потребуется ли госпитализация моего ребенка?
- Будет ли больно?
- Что означают результаты?
Мы постарались дать некоторые ответы на эти вопросы здесь, и врач вашего ребенка может поговорить с вами об экзамене, когда вы встретитесь.
Что такое неврологический осмотр?
Неврологический осмотр — это простая серия тестов, которые позволяют врачу вашего ребенка понаблюдать за ее нервной системой в действии и оценить ее:
- психическое состояние (уровень осведомленности и взаимодействия с окружающей средой)
- Двигательные и сенсорные навыки
- баланс и согласование
- рефлексы
Стандартный неврологический осмотр состоит из разных частей, и те, на которых сосредоточится врач вашего ребенка, зависят от таких факторов, как симптомы, возраст и состояние вашего ребенка.
Почему моему ребенку нужно пройти неврологический осмотр?
Если нервная система вашего ребенка не работает должным образом, это может вызвать задержку его нормального развития и функционирования. Раннее обнаружение означает, что у нас больше шансов определить причину, быстро вылечить ее и снизить вероятность долгосрочных осложнений.
Врач вашего ребенка может запросить неврологический осмотр, если ваш ребенок:
- жалуется на следующие симптомы:
- головные боли
- нечеткое зрение
- усталость
- лихорадка неустановленной причины
- изменение баланса или согласования
- Онемение или покалывание в руках или ногах
- уменьшение движения рук или ног
- тремор
- получила травму головы, шеи или спины
- испытывает изменение в поведении, балансе или координации
- имеет любой врожденный дефект головы или позвоночника
- в настоящее время проходит лечение от болезни или состояния
Неврологические осмотры также могут проводиться во время обычного медицинского осмотра сразу после рождения, позже в детстве или подростковом возрасте, чтобы исследовать возможные проблемы или что-то исключить.
Где проводится экзамен?
Их делают прямо в кабинете врача, обычно невролога. Если ваш ребенок находится в больнице и лечится от чего-то еще, часто это можно сделать и в его палате.
Как долго длится экзамен?
Первое, что сделает врач, — это поговорит с вами и вашим ребенком о его симптомах, чтобы получить хорошее представление о том, на каких областях следует сосредоточиться. После этой части собственно экзамен занимает около 30 минут.
Что происходит во время неврологического осмотра?
Наши детские неврологи разговаривают с вами и вашим ребенком и собирают историю болезни вашего ребенка. На основании того, что мы узнаем, мы формируем теории о том, что может вызывать симптомы. Затем мы проводим серию «тестов», которые позволяют нам сделать две вещи: получить больше информации о том, как функционирует центральная нервная система вашего ребенка, и проверить теории, сделанные нами в ходе интервью.
Самые распространенные неврологические тесты смотрите на:
1. Психическое состояние. Мы оценим уровень осведомленности вашего ребенка и его взаимодействие с окружающей средой. Как вы понимаете, то, как мы это делаем, сильно зависит от ее возраста. Детей старшего возраста мы просим следовать указаниям или отвечать на вопросы. Что касается младших детей, мы смотрим, как они общаются со своими родителями.
2. Моторная функция и баланс. Если ваш ребенок достаточно взрослый, мы можем попросить его:
- Тянуть и толкать врача руками и ногами
- прыгать, пропускать или прыгать
- Ходьба на цыпочках, на каблуках, на внешней стороне стопы или на внутренней стороне стопы
- сжать пальцы
- стоит с закрытыми глазами, осторожно отталкиваясь в сторону
Мы можем проверить, как двигаются ее суставы.Если ваш ребенок недостаточно взрослый, чтобы следовать инструкциям, мы можем просто наблюдать, как он двигается.
3. Сенсорное восприятие. Это исследует способность вашего ребенка чувствовать. Мы можем прикоснуться к ногам, рукам или другим частям тела вашего ребенка и попросить его определить ощущение (горячее / холодное, острое / тупое).
4. Рефлексы. Если ваш ребенок старше, мы исследуем его рефлексы, осторожно постукивая маленьким мягким рефлекторным молотком по разным точкам его тела.
5. Черепные нервы. Есть 12 основных нервов головного мозга, называемых черепными нервами, каждый из которых имеет номер. Во время полного неврологического обследования мы оцениваем большинство из них, но мы можем сосредоточиться на определенных областях, в зависимости от ее симптомов. Вот повреждение черепных нервов, за что они отвечают и как мы их проверяем:
Черепные нервы и номер | Помогает с | Мы можем попросить вашего ребенка позвонить по номеру |
обонятельный нерв (I) |
| |
зрительный нерв (II) |
| |
глазодвигательный (III) отводящий нерв (VI) |
|
|
слуховой нерв (VIII) |
| |
языкоглоточный нерв (IX) |
| |
тройничный нерв (V) |
|
|
лицевой нерв (VII) |
|
|
блуждающий нерв (X) |
| |
добавочный нерв (XI) |
| |
подъязычный нерв (XII) |
|
Можно ли пройти неврологический осмотр грудного ребенка?
Да, у новорожденных и младенцев есть особые серии рефлексов, которые мы можем проверить, в том числе:
- мигает — ваш младенец закроет глаза в ответ на яркий свет
- Рефлекс Бабинского — при поглаживании стопы вашего ребенка пальцы его ног вытягиваются вверх.
- ползание — если ваш ребенок лежит на животе, он будет ползать.
- Рефлекс Моро — быстрое изменение положения вашего ребенка заставит его вскинуть руки наружу, раскрыть ладони и запрокинуть голову.
- испуг — громкий звук заставит вашего младенца вытягивать и сгибать руки, в то время как его руки остаются сжатыми в кулак.
- ладонный и подошвенный хват — пальцы ее рук или ног будут сгибаться вокруг пальца, помещенного в эту область.
Каждый из этих рефлексов исчезает в определенном возрасте.
Когда мы получим результаты экзамена?
Сразу после экзамена. Врач вашего ребенка расскажет вам о первоначальной гипотезе, о том, что показал экзамен, и о том, что делать дальше. Обследование может указывать на то, что необходим другой тест, например, анализ крови, МРТ или исследование нервной проводимости. Врач вашего ребенка будет рад ответить на любые ваши вопросы.
Как лучше понять детский мозг |
---|
Исследования под руководством П.Эллен Грант, доктор медицинских наук, директор нашего Центра нейровизуализации и развития плода и новорожденных, создает неинвазивные системы визуализации, безопасные для дошкольников, младенцев и даже плодов, все еще находящихся в утробе матери, которые могут позволить нам обнаруживать травмы до того, как нежный развивающийся мозг необратимо станет пострадал. |
5 предупреждающих знаков, что у вашего ребенка может быть неврологическое расстройство
Что такое неврологическое расстройство?
Неврологические расстройства у детей возникают, когда что-то ненормально в головном мозге, нервной системе или мышечных клетках.Эти расстройства могут варьироваться от эпилепсии до мигрени, тиков или двигательных расстройств и т. Д.
Дети либо рождаются с таким заболеванием, как расщелина позвоночника или гидроцефалия (жидкость в головном мозге), либо они приобретают заболевание в более позднем возрасте — в результате травмы или серьезной инфекции.
В случае Келли детские неврологи Детской больницы Арканзаса диагностировали у нее редкое наследственное заболевание. После того, как они определили основную причину припадков Келли, ее медицинская бригада провела операцию.Им удалось удалить поврежденную часть мозга, вызвавшую у нее судороги.
Сегодня Келли счастлива, здорова и у нее нет судорог. Ее родители благодарны за то, что причина приступов Келли была выявлена и вылечена, что дало их дочери надежду на более здоровое завтра.
Предупреждающие признаки неврологических расстройств
Несмотря на то, что трудно сказать, когда следует обращаться за специализированной медицинской помощью для вашего ребенка, наши педиатрические эксперты рекомендуют быстро осмотреть вашего ребенка врачом, если у вашего ребенка наблюдается снижение вех в развитии.Например, это красный флаг, если ваш ребенок потерял навык, которым он ранее овладел, например, ходьбу, разговор или кормление.
Ранняя диагностика и вмешательство имеют ключевое значение. Если нормальное поведение вашего ребенка резко изменилось, вызовите его педиатра для оценки.
Предупреждающие признаки неврологического расстройства включают:
- Нарушение мышечного тонуса при рождении
- Изъятия
- Детские дискеты
- Эпизоды с незаметным пристальным взглядом / без ответа
- Замедленная речь и / или моторика
- Снижение этапов развития
После того, как диагностирована основная причина задержки развития, может помочь терапия.Arkansas Children’s предлагает речевую, профессиональную и физиотерапию, чтобы помочь ребенку максимально раскрыть свои способности. Ранняя диагностика также очень полезна при состояниях, которые срочно нуждаются в хирургическом вмешательстве, таких как опухоли головного мозга или гидроцефалия.
Нужно ли моему ребенку обратиться к неврологу?
Самый частый вопрос, который мне задают, когда я говорю кому-то, что я невролог, — это то, делаю ли я операцию на головном мозге. Невролога часто путают с нейрохирургом, и, хотя мы тесно сотрудничаем, у нас очень разные работы.Так чем же конкретно занимается невролог? Неврологи лечат заболевания центральной и периферической нервной системы, включая головной, спинной мозг, периферические нервы и даже мышцы. Нервная система — это удивительно сложный механизм, который координирует беспрепятственную связь между мозгом и телом, позволяя вам петь своим детям, пока вы идете в новый магазин в условиях интенсивного движения, не попадая в аварию. Это просто потрясающе, если задуматься! Когда эта система выходит из строя, могут возникать неврологические расстройства, такие как головные боли, судороги, задержка развития, аномальные движения и слабость.Несмотря на то, что неврологи лечат множество других заболеваний, это лишь некоторые из общих явлений, которые мы наблюдаем. Итак, когда ваш педиатр сможет диагностировать и лечить такие проблемы и когда вам нужно обратиться к специалисту? Я надеюсь предоставить вам руководство как родителю.
Головные болиПо оценкам, распространенность головной боли у детей во всем мире составляет ошеломляющие 54%! 1 Если у вашего ребенка периодически возникают легкие или умеренные головные боли, которые не мешают повседневной жизни и облегчаются отдыхом или лекарствами, отпускаемыми без рецепта, тогда вы сможете справиться с ними с помощью вашего педиатра.Лишь небольшой процент детей с головными болями страдает мигренью, обычно называемой головной болью от носовых пазух или болезненной головной болью. Это изнуряющие головные боли от умеренной до сильной, сопровождающиеся другими симптомами, такими как тошнота, рвота и чувствительность к свету и звуку, из-за которых ребенку хочется спрятаться в темной комнате, чтобы выспаться. Ваш педиатр может начать лечение мигрени вашего ребенка несколькими способами. Если, однако, вы не можете справиться с головными болями, вам следует обратиться к неврологу.Другие тревожные признаки головной боли, которые должны побудить к визиту к неврологу, включают очень частые головные боли, усиливающиеся или меняющиеся головные боли и головные боли, сопровождающиеся признаками неврологической дисфункции, такими как слабость, онемение, спутанность сознания, потеря зрения или рвота ранним утром.
ИзъятияЕсли вы думаете, что судороги случаются редко, подумайте еще раз! У 10% населения припадки будут в течение жизни, но только у 1% населения разовьются повторяющиеся припадки (также известные как эпилепсия).Дети предрасположены к определенному типу судорог, который называется фебрильными припадками. Они возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет и довольно часто. Хотя они могут быть пугающими для свидетелей, они не вызывают каких-либо долгосрочных проблем. Исследования показали, что у большинства детей с фебрильными судорогами не развивается эпилепсия или какие-либо другие долговременные неврологические проблемы.2 Лихорадочные судороги обычно лечатся педиатрами и не требуют ежедневного приема лекарств. Если у вашего ребенка есть другой тип приступа, ему необходимо обратиться к неврологу.
Задержка развитияНаблюдать за тем, как ваш ребенок учится и растет, — один из самых увлекательных аспектов родительской роли. Точно так же может возникнуть серьезное беспокойство, если ваш ребенок не достигнет поставленных целей вовремя. Каждый ребенок индивидуален, и педиатры очень хорошо разбираются в проблемах развития. Если дети попадают в категорию «глобального отставания в развитии», что означает, что у них есть проблемы в более чем одной области развития (моторной, социальной, языковой и мышечной), им требуется дальнейшее обследование.Этот процесс будет начинать педиатр, но обычно он включает в себя дальнейшее обследование у невролога или педиатра по неврологическому развитию. Один из «красных флажков» развития — регресс. Под регрессом понимается потеря ранее приобретенных навыков, например, если ваш ребенок разговаривал или шел и внезапно остановился.
Ненормальные движенияДети часто двигаются не так, как взрослые. Нервная система младенцев еще не созрела, чтобы плавно управлять своими руками и ногами.Так как же узнать, нормально это или нет? По мере того как дети растут, у некоторых развиваются «привычки» к движениям, которые они совершают, когда они взволнованы, испуганы или им скучно. Эти движения называются «стереотипами», и их часто путают с тиками или другими двигательными расстройствами. Простые стереотипы, такие как хлопанье руками, могут возникать у нормальных в остальном детей и не касаются самих себя. Ваш педиатр должен помочь определить, являются ли движения вашего ребенка стереотипными. Если в остальном у вашего ребенка все в порядке и у него есть этот диагноз, вам не нужно обращаться к неврологу.Еще одно распространенное ненормальное движение — тики. Тики — это непроизвольные повторяющиеся движения (моргание глаз, подергивание носа, гримаса) или звуки. Синдром Туретта диагностируется, когда у ребенка более одного моторного и хотя бы одного вокального тика в течение более одного года. У некоторых детей в детстве бывают преходящие тики, но если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть синдром Туретта, им следует обратиться к неврологу. В общем, если у вашего ребенка есть непроизвольные движения или проблемы с движением, которые мешают повседневной жизни, вам следует его обследовать.
СлабостьЗнаете ли вы, что инсульт бывает даже у детей? Хотя часто по другим причинам, чем у взрослых, маленькие дети могут быть затронуты в любой момент в детстве или даже в утробе матери. У детей может быть слабость и от других заболеваний, таких как мышечная дистрофия и миастения. К некоторым красным признакам слабости относятся ранняя маневренность (предполагающая слабость противоположной руки), задержка двигательных этапов, внезапная слабость любой части тела (признаки инсульта) или проблемы с выполнением задач, которые раньше были легкими (подъем по лестнице, бег) .Слабость у детей сложно диагностировать, и ее часто путают с общей усталостью или другими проблемами или заболеваниями суставов. Ваш педиатр должен иметь возможность выявить истинную слабость во время осмотра, и если она будет обнаружена, вы, скорее всего, попадете в кабинет невролога. Если вы сомневаетесь, ваш педиатр — ваш лучший проводник, который поможет вам сделать эти выводы, и он всегда должен быть вашим первым источником с любыми медицинскими вопросами о вашем ребенке. Однако в нашей команде есть детские неврологи, прошедшие специальную подготовку по каждой из перечисленных выше категорий неврологических заболеваний, если они понадобятся.
Чего ожидать от неврологического обследования
Ваш ребенок был направлен к детскому неврологу для неврологического обследования, которое также называется неврологическим обследованием, которое является частью полного неврологического обследования. Вы знаете своего педиатра и знаете, чего ожидать во время этих посещений. Что происходит при неврологическом обследовании и чего можно ожидать?
Зачем моему ребенку неврологическое обследование?
Ваш педиатр может предложить полное обследование нервной системы вашего ребенка, если врач подозревает, что у вашего ребенка может быть основная проблема.Нервная система включает головной и спинной мозг и нервы в этих областях, включая мышцы, также называемые нервно-мышечной системой. Вот некоторые причины, по которым вас могут направить на полное неврологическое обследование:
- Ваш педиатр что-то заметил во время обычного медосмотра.
- Ваш педиатр что-то заметил во время медосмотра новорожденного.
- Требуется дополнительная информация о диагнозе.
- Нейроэкзамен необходим для оценки любых врожденных патологий головы или позвоночника.
- Ваш ребенок переживает:
- Ненормальные движения, такие как тики
- Травма головы, шеи или спины
- Расплывчатое зрение
- Изменения в поведении, равновесии или координации
- Хроническая усталость
- Снижение движений в руках или ногах
- Лихорадка по неизвестной причине
- Головные боли
- Пропущенные вехи, такие как поднятие головы вверх, переворачивание, обучение ходьбе или самообслуживание
- Онемение или покалывание в руках или ногах
- Выдача заклинаний
- Изъятия
- Невнятная речь
- Заклинания пристального взгляда
- Тремор
- Слабость
Что происходит во время неврологического осмотра?
В зависимости от возраста вашего ребенка тесты могут немного отличаться.Тем не менее, это хороший обзор областей и функций, которые можно оценить во время неврологического обследования, в том числе:
- Психический статус: Невролог проверит уровень осведомленности вашего ребенка и его взаимодействия с окружающей средой. Это можно сделать, наблюдая, как ребенок взаимодействует с вами (если ваш ребенок младше), или разговаривая со старшим ребенком, задавая им вопросы и прося их следовать указаниям для небольших шагов. Дети постарше будут контролироваться, чтобы убедиться, что их речь ясна и имеет смысл.Это может сделать невролог, взаимодействующий с вами и вашим ребенком во время приема.
- Исследование черепных нервов: Оцениваются 12 основных черепных нервов головного мозга, чтобы помочь определить различные функции мозга, в том числе:
- Обонятельный нерв: вашего ребенка попросят определять различные типы запахов с закрытыми глазами.
- Зрительный нерв: Зрение вашего ребенка, в том числе его зрачки (черная часть глаза), будет оцениваться с помощью визуального теста и осмотра зрения со специальным освещением.
- Глазодвигательный нерв, блокированный нерв, отводящий нерв: Тестирование этих нервов проверяет движение глаз. Тест будет включать в себя просьбу вашего ребенка использовать глаза, чтобы следовать за светом или пальцем в разных направлениях.
- Тройничный нерв: этот нерв позволяет чувствовать свое лицо и внутреннюю часть рта, а также двигать мышцами челюсти. Невролог может прикоснуться к лицу вашего ребенка в различных точках и заставить его «укусить», как будто он жует.
- Лицевой нерв: Этот нерв помогает выражать эмоции и вкус на языке.Вашему ребенку может быть предложено определить разные вкусы (горький, сладкий, кислый) и двигать частями лица — улыбаться, моргать, показывать зубы, шевелить щеками и лбом.
- Вестибулярный кохлеарный нерв: этот нерв помогает слышать и сохранять равновесие. Тестирование этого нерва может включать проверку слуха и дополнительное тестирование вестибулярной функции (баланса).
- Глоточный нерв и блуждающий нерв: Эти нервы помогают со вкусом, рвотным рефлексом, глотанием и некоторыми речевыми навыками. Вашему ребенку может быть предложено определить вкусовые ощущения на задней части языка и проглотить.Врач также может спровоцировать рвотный рефлекс, применив у ребенка депрессор для языка.
- Добавочный нерв: Этот нерв включает движение в плечах и шее. Вашему ребенку будет предложено повернуть голову из стороны в сторону, прикладывая небольшое сопротивление. Ребенка также могут попросить пожать плечами.
- Подъязычный нерв: Этот нерв помогает двигать языком. Вашему ребенку будет предложено высунуть язык и заговорить.
- Двигательная функция: Невролог проверит двигательную функцию, попросив ребенка толкать и тянуть руки врача руками и ногами.Ребенка также могут попросить сжать пальцы врача или прыгнуть, скакать или подпрыгивать.
- Сенсорный экзамен : этот тест проверяет способность ребенка чувствовать. Могут использоваться различные инструменты, в том числе тупые иглы, спиртовые тампоны, камертоны и другие инструменты. Невролог может прикоснуться к ногам, рукам или другим частям тела вашего ребенка и попросить его определить ощущение (тупое, острое, горячее, холодное и т. Д.).
- Рефлексы растяжения мышц (глубокие сухожильные рефлексы) : Тестирует периферические нервы и спинной мозг.Это делает невролог, используя рефлекторный молоток на колене или локте, проверяя рефлекторную дугу между нервами, которые заставляют мышцы сокращаться. Если есть проблемы с нервами, реакция может быть незначительной или отсутствовать вообще. Если у ребенка какая-либо травма позвоночника, реакция может быть усилена. Сниженные или усиленные / оживленные рефлексы у некоторых пациентов могут быть физиологическими / нормальными.
- Инфантильные рефлексы : Новорожденные и младенцы будут проверяться на примитивные рефлексы или младенческие рефлексы.Эти рефлексы появляются на ранних этапах жизни ребенка и могут исчезнуть с возрастом. К примитивным рефлексам относятся:
Детский институт неврологии Нортона
Свяжитесь с командой неврологов детской больницы Нортон.
(502) 588-3650
- Мигание: это проверяется направлением света в глаза ребенка, чтобы он начал моргать.
- Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского): Когда стимулируется подошва стопы младенца, чаще всего пальцы ног поднимаются вверх. Это называется приметой Бабинского.Поднятие пальцев ног в возрасте от полутора до двух лет часто является признаком заболевания центральной нервной системы.
- Ползание: Ребенка кладут на живот, чтобы посмотреть, будет ли он ползать.
- Рефлекс Моро (рефлекс испуга): рефлекс, который обычно исчезает после 6 месяцев жизни, это когда любое резкое изменение движения заставляет ребенка вскинуть руки с раскрытыми руками и откинуть голову назад.
- Ладонный и подошвенный хват: младенец будет хватать за палец, расположенный рядом с пальцами рук и ног
- Тонический рефлекс шеи: Обычно этот рефлекс исчезает после 6 месяцев жизни.Чтобы проверить это, ребенок ляжет лицом вверх. Если голова лежит набок, рука с этой стороны разгибается, а другая рука сгибается в локте и плече.
- Баланс и согласование . Баланс ребенка можно проверить, наблюдая за тем, как ребенок ходит или стоит. Кроме того, детей старшего возраста можно попросить встать с закрытыми глазами, пока врач осторожно толкает ребенка из стороны в сторону.
Неврологическое обследование всегда интерпретируется и проводится с учетом полной неврологической картины.
Неврология | Городская больница Гарден
О программе
Обзор резиденции
Больница Гарден-Сити предлагает отличное обучение на базе общественной больницы опыт работы в неврологии взрослых. GCH является аккредитованным центром инсульта и является аффилированным лицом к сети Michigan Stroke Network.
Резиденция по неврологии — это четырехлетняя программа, включающая год PGY-1.Учебные центры вокруг активной консультационной службы в больнице Гарден-Сити, с амбулаторной ротацией в Мичиганском институте неврологии Расстройства (РАЗУМ) и специализированные ротации на других аффилированных сайтах.
Факты
Продолжительность программы: 4 года
Утвержденных должностей: 8
Текущих должностей: 4
Директор программы
Рамеш Мадхаван, доктор медициныДоктор Мадхаван окончил Мадрасский медицинский колледж в Ченнаи, Индия.Он закончил ординатуру по неврологии и стипендию по сосудистым заболеваниям. Неврология в Государственном университете Уэйна. Доктор Мадхаван сертифицирован в как общая неврология, так и сосудистая неврология. Доктор Мадхаван учил с 2007 года и является членом Американской академии неврологии.
Учебная программа
Наши блок-схемы вращения основаны на образовательных требованиях, установленных Советом по аккредитации высшего медицинского образования (ACGME). Наша ротация в программу включено:
PGY-1
- 4 блока стационара внутренних болезней
- 3 блока взрослой неврологии
- 1 блок реанимации
- 1 блок поплавка Night House
- 1 блок лекарств от инфекционных болезней
- 1 блок кардиологии
- 1 блок скорой медицинской помощи
- 1 блок нейроофтальмологии
PGY-2
- 5 месяцев неврологии
- 2 месяца в стационаре Неврология взрослых
- Нейрорадиология 1 месяц
- Амбулаторное лечение в течение 1 месяца Неврология для взрослых
- 3 месяца эпилепсии / EMU
PGY-3
- 3 месяца взрослой неврологии
- Электромиография (ЭМГ) 3 месяца
- 2 месяца детской неврологии
- 1 месяц двигательных расстройств
- 2 месяца в стационаре Неврология взрослых
- 1 месяц по выбору
PGY-4
- 5 месяцев взрослой неврологии
- 1 месяц детской неврологии
- Невропатология 2 месяца
- Амбулаторно 1 месяц Головная боль
- 2 месяца в стационаре Неврология взрослых
- Психиатрия 1 месяц
Возможные выборные ротации:
- Клиника головной боли (Мичиганский университет)
- Медицина расстройств сна (Мичиганский университет)
- Лекарство от инсульта (Система здравоохранения Генри Форда)
- Деменция (Кейс Вестерн Резерв)
Текущие жители
Щелкните здесь, чтобы просмотреть наших нынешних жителей.