Отношение друг к другу – Отношение друг к другу, как состояние мира будущего

Отношение друг к другу, как состояние мира будущего

Нам приятно, что наши дети повторяют за нами, порой пародируют нас своей детской непосредственностью. Мы видим в них свое продолжение, без наших ошибок, но с нашим опытом.

Мы поощряем детей к развитию и самостоятельным поступкам, и лишь направляем их в правильное русло. Если ребенок желает нам помочь и, скажем, при этом разбивает нашу любимую чашку, роняет мобильник в ванную или раскрашивает своими каракулями свежепокрашенную стену — мы не злимся, не наказываем маленького человечка и не заставляем его покаяться в содеянном. То, что мы прощаем детям, мы не прощаем взрослым. Почему?

Ответ на этот вопрос вроде бы понятен. Ребенок не совершает это намеренно, он показывает свое отношение к нам через заботу, внимание, подражание, и мы, понимая это, не относимся к нему соразмерно тому вреду, что он нам при этом причинил. Мы принимаем во внимание именно его намерение и отношение — это для нас важнее той потери, что мы понесли, лишившись в результате таких действий любимой для нас вещи. То есть отношение перевешивает потерю, намерение становится важнее утраты. Но это почему-то происходит лишь в отношении детей. Мы, по сути, делаем им скидку на возраст. По мере взросления, их отношение к нам, нами воспринимается все менее значительным, а вред все более значимым. Мы привыкаем к тому, что ребенок к нам относится искренне и начинаем его воспитывать уже исходя не из меры его отношения к нам, а из меры пользы и вреда для нас. Ребенок это ощущает и так же меняет к нам свое отношение — ведь это взаимный процесс. Через несколько лет, ощутив мир более сложным, ребенок становиться похож на нас. Он начинает оценивать поступки людей исходя не из отношения к нему, а из той же пользы и вреда или на уровне выгодно-невыгодно. Так ребенок становится взрослым. Так мы портим своих детей, не понимая при этом, почему они изменились.

Впрочем, если детям мы делаем скидку, то сверстникам такой скидки не положено вовсе. Мы изначально оцениваем взрослых людей не по отношению к нам, а по той выгоде, что можно из них извлечь, и наше отношение к ним строится на том же принципе: выгоден человек — отношение к нему от хорошего до подобострастного; не выгоден — отношение презрительное и уничижительное.

Отношение — вот что правит в этом мире: отношения на работе, с друзьями, сослуживцами, родными и близкими. Мы всю жизнь строим отношения друг с другом; от уровня отношений зависит наша карьера, материальное положение, семейное благополучие и успех в обществе.

Вот только то, детское отношение мы не желаем даже вспоминать, и виним в этом мир, мол, с таким отношением в этом мире не выжить — заклюют, обойдут, унизят и заклеймят в инфантилизме. Мол, мир жесток и то отношение, что нас умиляло и радовало, нас убивает и разрушает, и это правда. Людей с детским взглядом на жизнь мы презираем, высмеиваем, клеймим позором и крутим пальцем у виска -человек остался в детстве, его стоит пожалеть. При этом вспоминаем классиков и незабвенного «Идиота» Достоевского – мол, чем закончил, помните?!

Но если честно, кто бы не хотел вспомнить те отношения, что были между нами в детстве, когда наши внутренние побуждения ценились больше, чем любые наши проступки, и любили нас не за проделанную работу, а за стремление ее проделать; когда уважали нас не за то, что мы вскопали грядку своими маленькими ручками, а за то, что проявили желание к этому, когда ценили не оценки в дневнике, а сами знания.

Что же изменилось? Почему это светлое и доброе в себе мы сами отринули и променяли на мир, где отношения становятся расчетливыми и злобными?

Мы живем в несовершенном мире, который сами построили. Мы разрушили тот мир, в котором нам было комфортно и легко. Мы променяли мир Непосредственности на мир Выгоды. Это сделали мы и пожинаем плоды рук наших. Но мы же и ощущаем, что это неправильно, что так жить нельзя и когда-то мы, в детстве жили по другому ,и стоит то ощущение и то отношение перенести сюда и реконструировать его здесь и сейчас. Мы можем это, мы помним как это, мы хотим этого, и нам мешает лишь страх показаться искренними.

Будущий мир будет миром других отношений, миром ценностей, чувственных и возвышенных желаний; и построим ли мы его — зависит только от нас!

Вячеслав Люстик

www.sunhome.ru

Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья» (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «

Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «

Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «

Это те, которые милосердны друг к другу» (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «

В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу : когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «

Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим» (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт» (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым» (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «

Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете» (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого» (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

 Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева» (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него» (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром» (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца» (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними» (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!

islam.ru

Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл):  «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину — брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы – самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, Ибну Маджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага  короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет — и наоборот…

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит — вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится:  «Кого не волнуют проблемы мусульман — тот не из них!».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

Один из табиинов, Ибну Аббасил Муджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?». Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!». То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑ и за это предусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место — то есть, каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу и авторитету.

Братство в религии

islamdag.ru

Классный час на тему «Отношение друг к другу»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Жатайский техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по ВР

ГБПОУ РС (Я)

«Жатайский техникум»

________ Захарова Т.В.

«____»_________2017 г.

Классный час группы СР-1 на тему

«Отношение друг к другу»

Выполнила классный руководитель группы:

Алексеева Надежда Викторовна

Жатай, 2017 г.

Место и роль мероприятия  в образовательном процессе:

Эмоциональную и воспитывающую силу таких мероприятий сложно переоценить. Интеграция усилий семьи и учебного заведения является важнейшим условием формирования единого воспитательного  и образовательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника. А успешности обучающийся может достигнуть в том случае, если он здоров в физическом и психологическом плане. Совершенно очевидно, что при проведении такого рода занятий, в результате взаимного сотрудничества  родителей и учебного заведения повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование.

Именно поэтому проведение таких занятий необходимо.

Участники: студенты группы СР1

Продолжительность урока: 45минут.

Место проведения КТД: каб. 402

Форма проведения: классный час

Цель:  воспитание культуры толерантности у обучающихся, связанной с признанием и уважением друг к другу.

 При организации деятельности учащихся в ходе занятия решается основная задача: уважительная/воспитательная.

Воспитательная задача – формирование умения работать в группе, воспитание чувства коллективизма, создание атмосферы успешности, значимости и увлечённости  каждого члена группы.

Методы: классный час, игровые.

Планируемые результаты:

— среди обучающихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия;

— изменится восприятие участниками образовательного процесса себя и других людей, что отразится в уменьшении межличностных разногласий;

— среди студентов возрастет осознание себя частью коллектива;

— возрастет взаимопонимание и доверие среди обучающихся, педагогами;

— разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способность творчески решать жизненные ситуации;

— произойдет осознание значимости здорового образа жизни.

Оформление:  надпись на доске  с тезисом «Толерантное отношение друг к другу — залог мира на планете»; рисунки, представленные обучающимися в ходе подготовки к мероприятию.

Оборудование: раздаточный материал.

Основные этапы:

I этап. Целеполагание (принятие цели каждым участником).

Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, степень толерантности, а так же спроса на организацию досуговой деятельности студентов.

Формы реализации: Игра «Снежный ком» (знаешь ли ты соседа по имени и отчеству).

II этап.  Планирование.

Цель: выяснить, как решить поставленные задачи и грамотно использовать методический материал.

Формы реализации: подбор материалов, классный час, изучение материалов СМИ, интернета по данной проблеме, составление плана работы

III этап.  Подготовка.

  1. Поиск и отбор информации, необходимой для проведения занятия.

  2. Работа с  материалом по теме.

  3. Сбор информации и мониторинг  уровня  осведомленности в этой теме о группе студентов.

IV этап. Проведение

Цель: практический переход к выполнению занятия.

Формы реализации: классный час.

1. Вводное слово. Ознакомление с темой занятия.

2. Понятийный аппарат, история,  притчи, игры.

3. Вопросы. Обсуждение.

V этап.  Заключительный

1. Подведение итогов. Анализ. Рефлексия.

2. Заключительное слово ведущего.

VI этап.  Анализ.

Цель: подвести итоги и спланировать работу на перспективу.

Форма реализации: самоанализ результативности работы.

Приемы воздействия:

Обращение по имени отчеству.

Улыбка, доброжелательное отношение

Спокойная интонация голоса.

Зрительный контакт глаз.

Наводящие вопросы

Слушанье

Оборудование:  раздаточный материал: картинки, ручки.

Ход занятия.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш классный час.

Я предлагаю вам наше занятие  начать  с игры «Знаешь ли ты соседа по имени, отчеству?»

Игра как «снежный ком». Ребята стают по кругу и начиная с преподавателя называют по очереди свое, потом соседа, второй студент называет всех предыдущих и свое и т.д.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие студентами цели занятия.

Сегодня мы поговорим с вами об очень удивительном, добром, замечательном   качестве, которое присуще человеку, и называется оно – «толерантность»; научимся некоторым выходам из кризисных ситуаций и приобретём полезные навыки в приятном общении друг с другом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Проектирование решений  проблемной ситуации,

актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам

История толерантности

-Что такое толерантность, спросите вы! Понятие  «толерантность» связано  с именем  человека, который жил в  Париже, являлся бессменным министром иностранных дел при разных правительствах – Талейраном Перигором . Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Понятие толерантности

— Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

-Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии.

Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

— А воспитание является средством предупреждения нетерпимости? ( Оно показывает культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.)

-Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний,

представлений, (выполнение работы)

Игра «Словесный портрет» на воспитание толерантности и  создание картины «Толерантный человек» командами обучающихся.

Участники игры должны за определенное отведенное время составить словесный портрет, например толерантного человека. Какой он? Что для него характерно, чем он живет, что его особенно интересует? Может быть, следует привести примеры таких людей из реальной жизни или литературных произведений.

Целесообразно подчеркнуть основные психологические черты этого человека, может быть, поставив их в определенный ранг, то есть по степени значимости. На первое место ставится самая значимая, с точки зрения толерантности, черта, затем — вторая его отличительная черта, далее третья и до тех пор, пока не будут расставлены все его психологические характеристики.

Педагогу следует дать определенный алгоритм составления словесного портрета, с тем, чтобы все участники (или группы участников) были в равных условиях и ничего не забыли при составлении такого предмета.

Примерный алгоритм:

1. Название черты, которая присуща толерантному человеку.

2. Основные признаки указанной черты: внешние признаки, которые видят окружающие, внутренние признаки, которые видит только сам человек.

3. Обоснование указанной черты как толерантной с демонстрацией примеров.

4. Возможные последствия преобладания указанной черты для самого человека, его семьи, общества в целом: положительные последствия наличия указанной черты, отрицательные последствия наличия указанной черты.

5. Предполагаемые действия со стороны самого человека, а также со стороны общества и государства.

Выступления групп. Демонстрация картины «Толерантный человек»

Работа в группах. Составление памятки .

Памятка «Правила поведения в конфликтных ситуациях»

Где нет толерантного отношения друг к другу  наступает  или  конфликтная ситуация или конфликт.

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре.

 Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Конфликт – практически неизбежное явление в любой социальной группе. Эта группа может быть большим коллективом или же состоять всего из двух человек.

-Как можно выйти из конфликта? Работа в группах на ватманах.

Правила поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.

Типы поведения:

•        Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;

•        Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;

•        Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;

•        Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;

•        Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;

•        Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.

Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.

Однако, нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.

НУЖНО:

1) проявлять внимание к оппоненту, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3) постоянно поддерживать с говорящим обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4) чуть затягивать темп беседы, если оппонент  взволнован или говорит изFлишне быстро;

5) попытаться мысленно поставить себя на место  говорящего и понять, какиесобытия привели его в это состояние;

6) дать оппоненту выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7) уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать оппонент заинтересованность в решении его проблемы;

9) подчеркнуть его  лучшие качества , которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Демонстрация учащимися памятки «Правила поведения в конфликтных ситуациях»

Невозможно быть хорошим для всех или самому любить всех без исключения, невозможно дружить со всеми, так не выходит. Почему? Потому что  все мы –разные, у нас разное воспитание, образование, интеллект, характер, желание учиться и т.д. Но  мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга  такими, какие  мы есть, то есть быть толерантными.

Художественный пересказ студентам притчи.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Все мы знаем, что Югра  – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число народностей. Но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться . Быть толерантными к людям других национальностей, дружить, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей.

Заключительный этап. 

— Сегодня многие из вас  познакомились с понятием «толерантность», узнали некоторые способы толерантного отношения друг к другу?  Скажите, что это такое, актуальна ли эта тема на сегодняшний день и что удалось вам узнать о себе что-то новое? Начните свое выступление словами  «Для меня толерантность это…»

Рефлексия: Внимание друзья! Уважаемые ребята, я предлагаю вам в виде закрепления нашего классного часа сделать до конца учебного года неделю уважения, т.е. мы теперь друг друга будем звать по имени отчеству

Я благодарю вас всех за участие в занятии. Спасибо вам большое за участие. До новых встреч!

Анализ занятия

В ходе беседы удалось достичь поставленной цели. Ожидаемый результат  выполнен. Каждый обучающийся высказал свое мнение о толерантности. Был  контакт, тема показалась ребятам интересной и новой.  В ходе проведения занятия присутствовал положительный настрой, агрессии и замкнутости со стороны учащихся  не наблюдалось

Список источников:

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.

  2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.

  3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.

  4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. — 2002 . № 4.стр 12-16.

  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24

  6. Риэрдон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.

  7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

infourok.ru

План-конспект: Уважительное отношение друг к другу

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Этап установления эмоционального контакта

-Добрый день, я очень рада тебя видеть, и сегодня  мы вместе проведем занятие.

-Здравствуйте.

— Но перед тем как мы начнем наше занятие, посмотри на картинки. Что ты видишь?

-Цветы

— Ты совершенно прав. Теперь дай названия всем цветам, которые ты видишь.

  1. -Роза
  2. -Подсолнух
  3. -Подснежник
  4. -Клубника
  5. -Мак
  6. -Лилия
  7. -Колокольчик
  8. -Гвоздика

— А все ли цветы изображены? Есть лишняя картинка? Под каким номером?

— Что изображено под номером 4? Почему же эта картинка лишняя?

Да есть, под номером 4.

Изображена клубника. Лишняя, потому что это ягода, а остальные цветы.

-А теперь посмотри, что изменилось?

-Исчезла изображение клубники. Остались только фотографии цветов.

-Ты верно ответил. Но эти цветы были не простые, в них есть секреты. А знаешь какие? За каждым цветочком прячется предложение, которое тебе нужно дополнить. Готов открыть первый цветок?

  • Моё любимое время года – это…
  • В свободное время я люблю…
  • Мой любимый предмет в школе – это…
  • Мой любимый праздник – это…
  • Моего лучшего друга  зовут …
  • Моё любимое животное – это…
  • Больше всех я люблю…

-Нет

-Да

-После того как мы открыли все волшебные цветы, ты узнал новое обо мне?

-Да. Мы узнали друг друга и немножко узнали больше информации о себе.

  1. Этап постановки темы и цели занятия.

-Давай с тобой посмотрим на картинку и определим о чём мы сегодня будем говорить, хорошо?

-Кто изображён?

-Какую эмоцию он показывает?

-Как думаешь, о чём мы будем сегодня говорить?

-Давай сформулируем тему занятия.

-Какую цель мы себе поставим на нашем занятии?

-Как ты думаешь, что такое злость?

да

Об эмоциях

О злости

  1. Основная часть занятия

Перед тобой на столе кружки двух цветов. Я буду называть ситуацию, а ты подними красный кружок, если вам подходит первое выражение, и желтый, если тебе подходит второе выражение.

На столе лежит интересная книга. Ты очень хочешь ее посмотреть, но твой одноклассник успел взять книгу раньше:

  1. Ты подождешь своей очереди.

       2. Ты отберешь у него книгу.

Ты поссорился с другом:

1. Ты попытаешься объясниться с ним.

2. Ты обижаешься и мстишь.

Твой одноклассник сломал дорогую тебе вещь:

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударишь его, накричишь.

С тобой поступают грубо, может быть, даже жестоко:

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты не станешь выяснять отношения и обратишься за помощью к взрослому.

-Почему ты выбрал именно данный цвет кружка? Как ты можешь это объяснить? А ты когда-нибудь так поступал?

 

-А сейчас давай с тобой преставим такую ситуацию:

1. Юра без спроса взял у Коли его тетрадь.

-Как ты думаешь, что сделает Юра?

-Как бы ты поступил на его месте?

-Почему?

2. Лена назвала Наташу глупой и смешной.

-Правильно ли сделала Лена?

-В чём была её ошибка?

-Давай сделаем вывод по данной ситуации, как нужно себя вести?

3. На перемене Сергей толкнул Рому так, что тот упал, а сам убежал.

-Правильно ли сделал Сергей?

-Почему?

-Как бы ты ответил?

-Давай сделаем вывод по данной ситуации, как нужно себя вести?

-Если себя так вести, будут ли с тобой дружить?
-К каким последствиям может привести драка?
-Надо ли контролировать свои эмоции, чтобы не драться?

Упражнения:

1.Как только ты почувствуешь, что в тебе начинает расти гнев, сделай три вещи. Сначала остановись и скажи себе: „Успокойся “. Это 1. После этого сделай три глубоких, медленных вдоха. Это 3. И, наконец, сосчитай про себя до 10. Это поможет тебе успокоиться и вернуть контроль над самим собой.

2. Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людям вы болезненно реагируете на их выпады, воспользуйтесь следующим приемом. Представьте себе, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он говорит что – то вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия, не поддаетесь, на провокацию, не реагируете на обидные слова.

Игра «Камушек в ботинке»

Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?

Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек.

Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.

Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает, и мы сможем об этом поговорить. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «камушек».

-Ты можешь подойти ко мне и сказать камушек в ботинке, если тебе что-то или кто-то мешает, и мы с тобой будем решать проблемы вместе и никому об этом не скажем. Это будет наш с тобой секрет.

-Давай составим памятку, как справиться со злостью.

-Какие советы ты можешь дать?

  1. Рефлексия

-Давай вспомним, о чём мы сегодня говорили?

-Какой вывод ты можешь сделать?

-Каким нужно быть по отношению к другим?

-Какие упражнения ты запомнил?

nsportal.ru

40-й урок.Выбор друга и обязанности по отношению к нему

Одной из важнейших обязанностей родителей и воспитателей является оказание помощи ребенку в выборе хорошего друга и благочестивого окружения, ибо они оставляют большой след в формировании личности ребенка, его нравственных качеств.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение)наставляет воспитателей и родителей выбирать своим воспитанникам и детям хороших друзей. Он говорил: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. А что касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ощутишь исходящее от него зловоние». В другом хадисе сказано: «Берегись плохого друга. Тебя через него узнают».
Исходя из этих хадисов, родители и педагоги должны выбирать для своих детей и воспитанников, особенно в юношеском возрасте, хорошее общество и в школе, и на улице, и на работе.
К братьям своим и друзьям мусульманин должен испытывать чувство высокой любви, не связанной ни с коими корыстными интересами. Это – искренняя братская любовь, чистота которой поддерживается благодаря откровениям, полученным Пророком (мир ему и благословение). Любить брата по вере и друга мусульманин должен только ради Аллаха. Ведь Всевышний Аллах уготовил для таких людей место в Раю, и Он окажет им высокую честь в Судный день. В хадисе говорится, что в День Суда, когда солнце будет нещадно палить, Аллах укроет в тени ‘Арша семерых, когда никакой другой тени не будет:
справедливого правителя;
юношу, росшего в поклонении Аллаху;
человека, который любил находиться в мечети и совершал молитвы вместе с коллективом;
тех двоих, которые полюбили друг друга ради Аллаха, встречаясь друг с другом в этой любви и расставаясь в ней;
человека, которого заманила к себе знатная и красивая женщина с целью совершить прелюбодеяние, но который ответил ей: «Поистине, я боюсь Аллаха!»;
человека, тайно дававшего милостыню так, что его левая рука не ведала, сколько тратила правая;
человек, глаза которого наполнялись слезами, когда он в одиночестве поминал Всевышнего Аллаха.

Пророк (мир ему и благословение)говорил, что в отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга. Также он говорил: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, то и все тело отзывается на это бессонницей и жаром».
Так любовь к брату и другу своему становится одним из элементов блага, единства и созидания в этом мире, а в мире Вечном может снискать любовь и благословение Господа.
Мусульманин не должен порывать связи и прекращать общаться со своими братьями по вере и друзьями. Пророк (мир ему и благословение)говорил: «Не разрешается человеку прерывать общение с верующим больше, чем на три дня, а когда эти три дня пройдут, пусть он встретится с ним и приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду, а если он не ответит ему, то обратившийся с приветствием будет свободен от (ответственности за грех) расставания».
Нельзя плохо думать о братьях по вере, завидовать им, ненавидеть их. Необходимо уметь прощать их, проявлять по отношению к ним великодушие, встречать их всегда словами приветствия и с радостным лицом, ибо в хадисе сказано, что если человек улыбнется брату своему, то это зачтется ему как пожертвование (садака).
Если твой друг и брат по вере в чем-то оступился или провинился, не спеши его обвинять, а поспеши ему на помощь, помоги ему исправиться, находя различные доводы для его оправдания перед другими.
Необходимо проявлять к нему искренность и желать ему того же, чего желаешь самому себе, быть верным, проявлять доброту, быть щедрым, не злословить о нем, избегать споров с ним, воздерживаться от обидных шуток и всегда исполнять свои обещания, обращаться к Аллаху с мольбами за него. Помни всегда: то, что ты просишь для своего брата и для других, ангелы просят у Аллаха и для тебя. Также необходимо посещать друзей и братьев при болезни, помогать в беде и горести, отвечать на приглашение, поздравлять их в дни праздников и в других случаях, обмениваться подарками, даже если они и незначительные.
Всему, что мы перечислили выше, необходимо обучать своих детей еще с детства. Поистине, эти обязанности и ценности играют большую роль в укреплении любви и согласия в обществе. Следование им укрепляет братские узы и социальную солидарность, безопасность и стабильность в обществе.

Вопросы для самопроверки:
Какой должна быть любовь мусульманина к своему другу и брату по вере?
Какие права имеет твой друг на тебя?

Задание:
Перескажите два предпоследних абзаца и запомните, кто эти семеро, которые в Судный день будут в тени ‘Арша.

islam.ru

Какие бывают отношения: типы взаимодействия между людьми

Люди постоянно контактируют друг с другом. Отношения бывают поверхностными и глубокими. Все зависит от уровня привязанности, от того, насколько проявлены чувство доверия и нужность. Чтобы довести взаимодействие до определенного уровня, нужно пройти некоторые стадии. Большинство сверстников легко сходятся между собой: у них обнаруживаются общие взгляды, интересы, увлечения, в том числе социальные и экономические.

Содержание статьи:

Типы взаимоотношений между людьми

Люди взаимодействуют друг с другом по-разному. Избирательность продиктована личными мотивами, а также существующими индивидуальными стремлениями. Общество подчиняется определенным нормам, в чем нет ничего странного. Существует несколько типов отношений.

Деловые и профессиональные

Это общение, выстроенное между коллегами и основанное на сугубо профессиональной деятельности. Этика диктует свои правила: нельзя грубить и вести себя излишне вызывающе. В коллективе важно взаимное уважение, только в этом случае станет возможным нормальное взаимодействие. Работа требует от личности соблюдения правил этикета, иначе люди не смогли бы понимать друг друга и оказались бы в тупике. Чтобы руководство осуществлялось правильно, нужно качественное сотрудничество.

Приятельские и дружеские

Отношения могут быть очень близкими и при этом затрагивать совместный досуг. Если люди стремятся проводить вместе много времени, их можно назвать хорошими друзьями. Совместные увлечения сближают. Иногда один человек помогает второму эмоционально и духовно развиваться. С товарищем делятся самым сокровенным, стараются ничем его не огорчить. В этом случае говорят, что межличностное взаимодействие является полезным. Иногда дружеские отношения переходят во взаимную любовь.

Родственные

В некоторых семьях царит патриархат. Здесь затрагиваются вопросы отца и сына, брата и сестры. Люди понимают, что имеют определенные обязанности по отношению друг к другу. Часто их невозможно убедить в чем-либо, поскольку существует привычка поступать конкретным способом. Родственная связь признается одной из самых сильных. Только близкие люди не предадут, не подставят, не заставят испытывать неловкость. Некоторые родители считают своим долгом помогать выросшим детям. Это особые отношения, которые нельзя подвергать логическому анализу.

Родственные отношения

Конфликтные

У каждого из нас имеются индивидуальные притязания. Взгляды на жизнь могут меняться под воздействием определенных факторов. Споры и разногласия возникают, когда индивиды не могут договориться. Длительный конфликт приводит к формированию неприязни. В этом случае приходится прибегать к радикальным мерам. Используя крайние методы воздействия, люди теряют отношения. В результате утрачивается доверие, навсегда уходит взаимопонимание. Конфликтные ситуации происходят и в семье, и на работе. Нигде личность не застрахована от разочарований и обид. Разные сферы отношений подвергаются пересмотру.

Ментальная связь

Ее называют экстрасенсорной, глубокой, затрагивающей непосредственно самого человека. Здесь две отдельные личности проходят совместные кармические уроки и учатся выходить на глубокое понимание сути происходящих вещей. Достичь такого уровня непросто. Приходится вкладывать много сил в собственное саморазвитие, стремиться к самосовершенствованию. Ментальные узы связывают ученика и учителя, простого обывателя и его духовного наставника.

В минуты тягостных раздумий нам всем нужна поддержка. Только тогда мы ощущаем себя нужными и значимыми. Способность достичь духовных вершин растет вместе с развитием интуитивного мышления, желанием бескорыстно заботиться о другом человеке.

Основные виды отношений между мужчиной и женщиной

Любовь – чувство, необходимое каждому. Только тот, кто обрел вторую половинку, познал радость и счастье. В этом случае мы чувствуем себя полностью реализовавшимися и можем претендовать на глубокие отношения. Любовная несовместимость тоже часто присутствует во взаимодействии пары. Тогда говорят, что партнеры обожглись, ошиблись в выборе.

Интимная связь

Тип отношений, подразумевающий минимум обязательств. Люди встречаются исключительно ради физической близости. Чувства при этом не развиваются, хотя на определенном этапе может возникать некоторая привязанность друг к другу. В такой ситуации меньше страданий. Мужчина и женщина не строят иллюзий, не предъявляют высоких требований. Даже если девушка мечтает о замужестве, но при этом является просто любовницей, она не может открыто заявить о своем желании.

Интимная связь

Часто такие отношения выгодны парням, поскольку позволяют им избегать ответственности. Душевные порывы задвигаются в самые потаенные уголки сердца и не озвучиваются. Интимная связь может продолжаться годами. При этом сами отношения развиваться не будут, так как партнеры не стремятся к воссоединению. Им проще и легче не строить совместного будущего, а жить одним днем.

Разновидности супружеских отношений

Находясь в браке, люди по-разному выстраивают процесс ежедневного взаимодействия. В каждой семье существуют негласные правила, соблюдать которые необходимо, иначе нарушится механизм взаимодействия и его придется налаживать заново. Виды супружества:

  1. Традиционная семья. Самый распространенный вариант, который только можно себе представить. Главным является мужчина. Он принимает на себя ответственность за все, что происходит с домочадцами. Отец заботится о благополучии детей, всегда знает, что с ними происходит. В традиционной семье жена опирается на мнение мужа и во всем ему доверяет. Супруг выступает в роли сильной личности, способной решить всяческие проблемы. Если взаимодействие складывается удачно, можно прожить в браке долгие годы.
  2. Партнерские отношения. В этом случае супруги равны. Никто не старается доказывать правоту, не занимает главенствующую позицию. Часто мужчина и женщина стремятся друг другу помогать, вместе преодолевают кризис отношений. По образовательному уровню в таком брачном союзе один не уступает другому. Людям интересно вместе разговаривать, приходить к различным умозаключениям. Партнерские отношения подразумевают наличие уважения и умения ценить потребности второй половинки.
  3. Непререкаемый диктат. Крайне нежелательный вариант. Мужчина подавляет волю женщины, не позволяет ей иметь индивидуальное мнение. Дети растут в страхе наказания, любые проявления личности немедленно пресекаются. Это отношения по типу «жертва — тиран». В таком взаимодействии не может вырасти человек, умеющий ценить свободу. Все держится на страхе и постоянном ожидании упреков.

Типы любовных отношений

Во всяком взаимодействии что-то выходит на первый план, поэтому браки не похожи друг на друга. Их существует несколько типов.

Любовные отношения

Мужчины в отношениях с женщинами ведут себя по-разному:

  1. Потребительский союз. Люди ищут взаимную выгоду для того, чтобы оставаться вместе. Мерилом успеха становится финансовое благополучие. Изобилие денег несет гарантию, что супруги будут стремиться сохранять союз как можно дольше. Иногда жена откровенно пользуется влиятельностью мужа.
  2. Зависимые отношения. Когда чувство превращается в манию, оно начинает разрушать человека изнутри. Люди даже не подозревают о том, какую сильную боль причиняют друг другу. В ситуации зависимости супруги повторяют, что не могут жить без второй половинки. На самом деле такая привязанность объясняется недостаточной самооценкой и нежеланием заниматься саморазвитием. Чтобы двигаться в направлении желаемого, нужно принять на себя ответственность за возможные последствия.
  3. Телесное удовольствие. Если главным в отношениях становится эротическое начало, то люди остаются вместе ради сексуального удовлетворения. Со временем страсть проходит, но тогда внутри образуется пустота.
  4. Альтруистическая любовь. Бескорыстные чувства базируются на искренности, желании быть полезным. Отношения могут продолжаться много лет. Чистые намерения подразумевают отказ от эгоизма, стремление сделать жизнь партнера яркой и насыщенной.
  5. Любовь-дружба. Союз, в котором оба поддерживают между собой приятельские отношения. Это взаимодействие приносит радость обоим. Партнеры совместно развиваются в выбранном направлении, ощущая взаимную поддержку. Чувства сильные и самодостаточные.

Отношения между людьми бывают разными. Чувства многогранные и неповторимые. Целостное взаимодействие подразумевает бескорыстную самоотдачу, но такие случаи скорее исключение, чем правило. Проблемы возникают там, где две личности не желают уступать. Если каждый настроен на получение собственной выгоды, тогда приходится признавать, что во взаимодействии нет искренности.

love-is.org

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *