Педприкорм схема – схема при грудном и искусственном вскармливании, таблица

Содержание

правила при грудном вскармливании, с чего начать, принципы микродоз

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности
    . Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

что это такое и как его организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Автор – Best!Я, сайт supermams.ru – Супермамы

Поделись полезным:

Загрузка…

supermams.ru

Педагогический прикорм. личный опыт., таблица прикорма личный опыт

В 12 лет мне поставили диагноз гастрит. Врачи сказали мне питаться здоровой пищей, но я никак не могла заставить себя отказаться от фастфуда, чипсов и прочей очень вредной, но безумно вкусной пищи. Но ребенок послужил мощным стимулом, для того чтобы наконец-то перейти на здоровую пищу, чтоб подавать ребенку правильный пример. Ребенок всегда берет пример у своих родителей, и если родители кормят своего ребенка исключительно полезными кашками и пюрешками, а сами в это время едят гамбургер и запивают колой, рано или поздно этот ребенок напрочь забудет о полезном питании, и начнет есть эти самые бургеры.

В 6 месяцев я решила начать прикорм. У ребенка был явный пищевой интерес, и как-то, в очередной раз, когда ребенок голодными глазами провожал яблоко, которое я ела, я решила отломать маленький кусочек и дать попробовать ему. То отвращение, которые было у него в тот момент на лице просто не передать словами! Он скривился, потом его передернуло, и в конечном итоге этот бедный кусок яблока был бесжалостно вытолкнут языком изо рта. Я решила не настаивать, а просто периодически предлагать и смотреть на реакцию. Следующее несколько недель любой кусок, попадавший ребенку в рот был выплюнут таким же образом.
Где-то через неделю, в очередной раз ни на что не надеясь, я решила предложить ему попробовать вареную картошку из моей тарелки, и о чудо! Ребенок с превеликим удовольствием слопал этот кусочек. Так мы начали наш прикорм.
У ребенка был дикий интерес к пищи, он открывал рот, как только я ему предлогала попробовать новую пищу, ну как только он съедал первый кусок, интерес у него пропадал, и дальше он есть отказывался. В редких случаях на него нападал жор и он мог поесть «как нормальный ребенок».

Когда наша бабушка узнала, что ребенку никто не дает положенных 100гр пюре, у него был шок!
«Вы что ребенка голодом морите! Ты что думаешь, он наедается с этой крошки?!» Но тем не мение, ребенок продолжал расти, как вверх, так и в ширину. Выглядел вполне упитанным, здоромым и активным ребенком.Педагогический прикорм. Личный опыт.

» Ты зачем ему куски даешь? Он же подавиться!» Ребенок действительно очень часто давился, но парадокс заключался в том, что давился он как правило или грудным молоком или слюной. Прикорм же он очень тщательно прожёвывал.

Мясо он ни разу не попробовал до года. При любой моей попытке предложить ему это мясо, он его тут же выплевывал. Бабушка пречитала, что у ребенка будет низкий гемоглобин, что надо обязательно заставлять его есть силой! Не смотря на все опасения, все 3 раза, когда мы сдавали анализ крови, у нас был идеальный гемоглобин: 120-125.

До года наш выглядел именно так. Никакого желания наесться пищей у него не возникало. Но после года ребенок САМ постепенно начал увеличивать свой рацион. С каждым днем он начинал есть все больше и больше.
Педагогический прикорм. Личный опыт.

Сейчас нам 1,5 года. Ребенок есть ВСЕ и достаточно приличными порциями. Бабушки наконец поняли, что не бывает единственно правильно прикорма, и оценили все плюсы ПП.

Единственный минус, который я могу отметить для себя. Наш папа так и не смог полностью перейти на правильную здоровую пищу, и продолжает есть сосиски с майонезом.

Чтобы не делать этот плод запретным, я дала ему попробовать пару раз колбасу и съесть несколько чипсинок.  Конечно, хотелось бы, чтоб меню ребенка было исключительно полезным, но ему жить в этом мире, среди фаст фудов, полуфабрикатов и прочего. Поэтому пусть уж он попробует все это дома и будет спокойно относиться ко всему этому, чем будет в тайне от меня объедаться этими самыми чипсами с колой.

Надеюсь мой оыт будет кому-то полезен и интересен.

www.baby.ru

Педагогический прикорм — Вопросы и ответы

Нашему малышу скоро 6 месяцев. Он находится полностью на грудном вскармливании, по требованию (разумному — не по первому писку, а с интервалом — как Вы и пишите в Вашей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»).

В интернете сейчас много информации по, так называемому, педагогическому прикорму (о нем же читала у супругов Никитиных).

Я пытаюсь выбрать — как же начинать кормить дите — по тому, как описываете Вы в Вашей книге (но, это принципы, максимально подходящие большинству, а большинство про пед. прикорм, может, не слышало..).

Напишите, если Вас не затруднит, действительно ли имеет смысл вводить потихонечку пед. прикорм, заменяя кормления грудью на взрослую пищу, начиная с 8-11 мес и к 1,5 годам переходить сразу на взрослую пищу(учитывая, что наша семья старается питаться в основном здоровой пищей).

Вот, собственно, что я начиталась про пед.прикорм:

«Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

• Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).

• За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.

• Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.

• Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.»

 

Спасибо большое, Евгений Олегович, если у вас достало терпения дочитать до конца 🙂
Извините, если я повторяюсь с вопросом, но на сайте искала ответ — не нашла.. Только вопрос какой-то был про прикорм, но там фанатичный кто-то писал и не совсем про пед. прикорм, а про продолжительное грудное вскармливание..

опубликовано 05/12/2008 14:14
обновлено 18/02/2017
— Первый год жизни

faq.komarovskiy.net

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: педприкорм (Комаровский)

Набирающая популярность среди современных родителей идея так называемого педагогического прикорма вовсе не является очередной модной тенденцией в сфере ухода за детьми. Именно таким, наиболее доступным и естественным образом на протяжении всей истории человечества дети приобщались к обычной пище по мере того, как материнского молока становилось недостаточно. Дискуссии о том, какой вид прикорма является наиболее полезным, зачастую заставляют родителей изучить тему детского питания как можно глубже и детальнее.

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать прикорм ребенка

Схема педиатрического прикорма традиционно разрабатывается и внедряется детскими врачами; чем, когда и как начинать прикармливать малыша обычно советует педиатр. Если же мама принимает решение вводить «взрослые» продукты в рацион ребенка по принципу педприкорма, то она чаще всего руководствуется личными соображениями и опытом других родителей. Получить профессиональные рекомендации по этому виду прикорма можно у консультантов по грудному вскармливанию.

Чтобы развеять все сомнения родителей в выборе рациона для своего ребенка, попробуем проанализировать основные положения педагогического прикорма в сравнении с педиатрическим прикормом. Рассмотрим сроки, схемы ввода продуктов питания при педприкорме, а также некоторые особенности и ограничения, связанные с ним.

Естественный прикорм – немного теории

Естественный или педагогический прикорм – это способ поэтапного введения новых продуктов в минимальном количестве в рацион ребенка первого года жизни. Он предполагает, что младенец начинает знакомиться со «взрослой» пищей с общего семейного стола, как только у него появится желание (пищевой интерес). В отличие от традиционных схем прикорма, которые требуют приготовления отдельных специфических блюд, кормление ребенка органично вписывается в привычный семейный режим питания.

Сроки ввода обычной пищи определяются готовностью ребенка. Если он с самого раннего возраста имеет доступ к еде родителей, участвует в семейных трапезах, то постепенно начинает проявлять любопытство к необычным для него продуктам и вкусам. Концепция педприкорма предписывает стимулировать и поддерживать интерес малыша в выборе новых блюд.

До полугода малыш получает все необходимые вещества из грудного молока

Схема введения новых блюд при таком варианте питания не требует каких-либо строгих правил. В любой прием пищи малышу предлагают попробовать от одной до трех доз новых для него продуктов.

Одна «доза» соответствует крошечной порции продукта размером приблизительно с половину горошины или с крупинку риса. Жидкие блюда вводятся в объеме 2-3 мл (половина чайной ложки). Таким образом происходит знакомство ребенка с образом питания семьи, приучение его к общему столу.

Педагогический прикорм и грудное вскармливание

Наилучшим питанием для детей до одного года является материнское молоко. Педприкорм призван поддерживать грудное вскармливание столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку. Совместить кормление грудью и введение обычной пищи при таком прикорме достаточно просто:

  • Всемирная Организация Здравоохранения придерживается мнения, что для младенцев идеальной пищей является грудное молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ, никакого другого питания и питья детям до полугода не требуется, а прикорм следует вводить по достижении ребенком 6 месяцев (подробнее в статье: схема прикорма ВОЗ по месяцам).
  • Продукты для прикорма не должны заменять материнское молоко. Следует продолжать грудное вскармливание в привычном ритме. Новую пищу в минимальных количествах целесообразно предлагать ребенку в перерывах между основными кормлениями молоком. Идеально, если знакомство малыша со «взрослой» едой будет происходить в семейном кругу во время общей трапезы.
  • По данным ВОЗ в возрасте одного года объем немолочного питания в рационе ребенка не должен превышать 25 процентов, к полутора годам – 50 процентов. Все необходимые для роста и развития питательные вещества ребенок продолжает получать из материнского молока, поэтому форсировать переход на иные продукты не следует.
Педагогический прикорм можно начинать с шести месяцев, при этом порция нового продукта не должна превышать размера горошинки

Авторитетное мнение

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.

Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи. Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.

Основы педагогического прикорма

Изначально принципы педприкорма были сформулированы для детей, находящихся на грудном вскармливании. Ввиду этого приведенные ниже правила лучше впишутся в образ жизни грудничков, нежели малышей, питающихся молочными смесями:

  1. Питание матери должно быть полезным, разнообразным и исключающим вредные либо сомнительные продукты.
  2. Данный вариант прикорма предусматривает присутствие ребенка за общим столом во время принятия пищи взрослыми членами семьи. Ребенку дают удобную ложку, при желании он может дотянуться до маминой тарелки и ее еды.
  3. В течение одного приема пищи малышу разрешают попробовать до трех микродоз продукта, одного либо разных. Незнакомые продукты вводятся по одному в день, но также предлагается и та еда, которая уже была успешно опробована. На данном этапе важно не превышать объема порций, если ребенок настойчиво требует добавки, нужно постараться его отвлечь и переключить внимание на игру и т.п.

    Прикорм хорошо проводить во время семейного обеда, продукты в этом случае должны быть самыми полезными

  4. Увеличение объема порций можно начинать со второго месяца педприкорма. Постепенно доводим дозы уже знакомой и полюбившейся пищи до 2 чайных ложек. Новые продукты предлагаются, как и раньше, микродозами. Только к началу восьмого месяца прикорма порция введенного ранее продукта достигает 1-2 столовых ложек. К первому дню рождения ребенок должен познакомиться с большинством продуктов с семейного стола.
  5. Педагогическая концепция предполагает не только приобщение ребенка к взрослым продуктам питания, но и к правильному поведению за столом. Малыш раньше привыкает есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами. Полезно сразу же приучать ребенка к чистоплотности во время еды, незамедлительно убирая крошки и капли со стола, и не допускать игр с пищей.

Какой вид прикорма выбрать?

Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

Благодаря педагогическому прикорму к полутора годам ребенок научится кушать самостоятельно

В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

Окончательный выбор в пользу того или иного варианта прикорма остается на усмотрение каждой конкретной семьи. Исходите из ваших личных представлений об удобстве, целесообразности, семейных традиций и вашего желания.

Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии. Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: схема и рекомендации

Когда подходит время знакомить малыша со взрослой пищей, каждый родитель стремится подобрать оптимальный для своего ребенка вариант и способ прикорма.

 


Оглавление: 
Суть педагогического прикорма
Преимущества и недостатки педагогического прикорма
Когда следует начинать прикармливать малыша
Техника введения педагогического прикорма
Этапы педагогического прикорма
Педагогический прикорм и аллергическая реакция
Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Существует два вида прикорма, которые прекрасно адаптированы для малышей:

  1. Педиатрический прикорм представляет собой введение отдельно приготовленных для ребенка продуктов питания по специальной схеме. При этом все блюда, предлагаемые малышу, тщательно перетираются в однородное пюре.
  2. Педагогический прикорм или предприкорм – это введение прикорма ребенку микродозами (дозами, которые помещаются между большим и указательным пальцами мамы) из тарелки матери. Основная задача такого прикорма – знакомство ребенка с той пищей, которую употребляют в его семье, то есть малыша прикармливают не отдельно приготовленной едой, а как говорится с общего “казанка”. При этом дневные кормления грудью не отменяются.

Нередко дети, находящиеся на грудном вскармливании, на протяжении довольно долгого времени отказываются кушать что-либо кроме материнского молока. Как отмечают многие мамы, именно с помощью предприкорма получается успешно справится с данной проблемой.

Суть педагогического прикорма

Понятие “предприкорм – питание как воспитание” придумал центр детского воспитания “Рожана”. Данная методика имеет такое название потому, что ее цель не удовлетворять голод малыша, а дать ему возможность познакомиться с правилами поведения за столом, научиться жевать и пользоваться столовыми приборами. В процессе введения предприкорма ребенок понимает, что пищу можно добыть не только из маминой груди.

При введении педагогического прикорма родители обязаны побуждать пищевой интерес малыша, который, как правило, основывается на стремлении подражать своим родителям, а отнюдь не на чувстве голода.

Основные условия, позволяющие вводить педагогический прикорм:

  • ребенок должен находиться на грудном вскармливании. Предполагается, что ферменты, которые поступают из грудного молока, содержащего информацию о съеденных продуктах, помогают поддерживать детский ЖКТ, поскольку и мама, и ребенок едят одно и то же;
  • питание всей семьи должно быть правильным и разнообразным: различные копчёности и другую неполезную еду следует полностью исключить из семейного рациона.

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

К преимуществам предприкорма можно отнести то, что:

  1. Ребенок имеет возможность, ориентируясь только на свое желание и вкусовые предпочтения, выбирать продукты со стола. При таком подходе малышу не навязывается определенный вид пищи, как это происходит при педиатрической системе.
  2. С самого раннего возраста ребенок приобщается к семейным традициям, учится самостоятельно есть и пользоваться столовыми приборами.
  3. Введение предприкорма способствует быстрому усвоению ребенком навыков жевания.
  4. У детей, которых прикармливали по педагогической системе, практически никогда не возникает проблем с аппетитом.
  5. Ребенок знакомится с новой пищей без ущерба для грудного вскармливания.
  6. Нет необходимости тратить время и средства на организацию отдельного питания для малыша, поскольку он ест то, что и его родители.

Стоит отметить, что педагогическая система имеет также и свои минусы:

  1. Отсутствие на данный момент какого-либо научного обоснования данной методики. Сторонники так называемой концепции “естественного родительства”, частью которой и является предприкорм, обычно ссылаются на многовековой опыт предков, которые не прикармливали своих малышей отдельно приготовленной пищей, а кормили их с общего стола.
  2. На первых порах, когда ребенок только привыкает к твердой пище, он может давиться ее кусочками.
  3. Сложность определения источника аллергии или расстройства стула, поскольку за один прием пищи ребенок потребляет сразу несколько различных продуктов.
  4. Необходимость в пересмотре семейного рациона питания. Поскольку ребенок должен иметь доступ ко всем продуктам питания, находящимся на столе во время семейной трапезы, родителям стоит отказаться от копченной, острой и жирной еды, а также от полуфабрикатов. Для большинства семей этот момент является решающим минусом.

Когда следует начинать прикармливать малыша

Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.

Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.

Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно  по следующим признакам:

  1. Малыш уверенно сидит.
  2. Выталкивающий рефлекс угасает.
  3. Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
  4. Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
  5. Появился “пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.

Определить, что у ребенка появляется именно “пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.

Обратите внимание! Появление “пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, “толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды.

Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.

Когда не следует начинать введение прикорма:

  1. Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
  2. Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
  3. Выход мамы из декретного отпуска.
  4. Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
  5. Активное прорезывание зубов.
  6. Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно.

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма. Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:
    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:
    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу.

Этапы педагогического прикорма

В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:

  1. Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
  2. Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
  3. Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.

На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.

Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:

  1. На первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
  2. Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
  3. У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
  4. На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.

Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.

В энергетический период родители малыша:

  • должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
  • не должны кормить его из ложечки;
  • не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.

На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:

  1. Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
  2. Не играется с едой и не выплевывает ее.
  3. Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
  4. Старается аккуратно кушать ложкой.

Как правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.

Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.

На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:

  • отлично орудует столовыми приборами;
  • сам следит за чистотой во время еды;
  • справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
  • по-прежнему активно интересуется едой;
  • имеет собственное место за столом.

Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.

К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:

  • питаться той едой, которую едят все в его семье;
  • правильно использовать столовые приборы и салфетки;
  • благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
  • убирать за собой грязную посуду и т.д.

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом. На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно.

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

  1. Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
  2. Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
  3. Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше. Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
  4. Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
  5. Ребенок не играется едой или столовыми приборами. Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
  6. Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
  7. Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
  8. Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
  9. За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
  10. Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
  11. Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
  12. Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
  13. Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола. При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
  14. Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок. Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
  15. Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
  16. Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
  17. Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
  18. Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
  19. Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр