Переставляю буквы в словах при письме – О чем говорит регулярная перестановка букв в словах?

Переставляю буквы в словах. — Ординаторская — ЖЖ

 

ondatraиюл. 23, 2010 07:34 pm Переставляю буквы в словах.

Здравствуйте. В последнее время заметила странность. В письме, когда печатаю на компьютере, постоянно переставляю буквы в словах местами. Порой и слоги, но в основном буквы. Ко врачу идти? Или сразу в дурдом? Спасибо за отевты.

43 комментария — Оставить комментарий

Печатать чуть по-медленнее не пробовали?)))

(Я не врач)

Да все как-то некогда…:-)) Спаисбо!

и я не врач

но зачем же сразу в дурдом …

первый совет как раз к месту — печатать по-медленней, добавлю — использовать помощников, корректировщиков /если возможно/ при проверке

есть такое понятие «операторские ошибки»,
где-то на просторах инета читала и про то, что наш мозг даже переставленные буквы в слове воспринимает сразу же как правильное и все понимает, и только вглядевшись в слова , можно разглядеть абракадабру

не ошибается тот, кто ничего не делает 😉

вообще-то это дисграфийка проклюнулась. на самотек бы не рекомендовала пускать.
параллельно не замечали, что читаете слова ( особенно те, что подлиннее), и какая-то чепуха прочитывается? первая и последняя буква совпадают — а посередине другое как бы видится?
не врач.
но образование как раз по профилю.

Я так делаю, когда устала или с бодуна, хоть и не вчар, то есть не врач.)

Значит я устала. :-))

Я не врач, я левша. Вроде все бы ничего, но косячу с перестановкой букв и цифр постоянно. С врачом специально не советовалась, но разговор зашел и мне сказали, что для «правополушарных» это обычное дело. Вы не левша?

Да. Вернее — переученная левша. Пишу правой рукой, все остальное делаю левой (предпочтительно) или обеими руками. Но замечаю, что «кнопаю» больше левой, чем правой рукой. А… возможно Вы и правы! :-)) Но тут еще на меня свалилось много «умственного кропотливого труда» на работе, может усталость сказывается. Но идея Ваша мне по душе, спасибо!

я не врач.

делаю теже ошибки.
началось это тогда, когда я стала печатать быстро.

да и я правша.

Не врач. Печатаю вслепую 10ю пальцами практически со скоростью речи. Так вот — то, что Вы описываете — обычное дело, особенно к вечеру, когда устаешь. И еще заметила, что сейчас руки вроде бы здоровы, но был диагноз туннельный синдром — вылечила, но вот после этого одна рука явно устает чуть быстрее и чуть притормаживает. На большой скорости это проявляется именно в таких ошибках.
Да, и вслед комментам выше — я правша, но, т.н. скрытая левша.

что-то мне подсказывает, что я тоже скрытая левша 🙂

Не врач.
У самого так бывает регулярно. Пропуски, перестановки, очепятки… При этом рукописно пишу без этого.

Угу, у меня с рукописью тоже нет проблем. И с грамотностью тоже. 🙂 А вот печать. Левая рука быстрее правой наверно.

Это обычное дело, имхо, если спешите или устали.

Устала, да еще и жара. 🙂 Спасибо.

как я посмотрю — ниодного невропатолога/психиатра. вообще-то, есть такие синдромы, которые развиваются при нарушении функциональной ассиметрии мозга.

если это не связанно с усталостью и невнимательностью, то можно обратиться к врачу.

Связано, связано. Очень напряженная неделя была. Я на этой неделе особенно «очепятываюсь»… Спасибо. 🙂

ru-doktora.livejournal.com

Ребёнок при чтении путает буквы: причины и что делать

Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

ourkids.ru

Текст с перемешанными буквами в словах

Есть очень простой способ, чтобы показать, насколько легко наш мозг структурирует даже сильно перепутанную информацию. Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. Этот текст содержит слова с перемешанными буквами.

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.

Наверняка, вам удалось без особых трудностей прочитать все, что написано выше, несмотря на то что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а все слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанного.

Часто, когда люди впервые узнают о возможностях скоростного чтения, они скептически относятся к этой способности. Основные подозрения связаны с тем, что чем быстрее мы читаем, тем больше у нас проблем с усвоением информации. Другими словами, нам сложно понять: как это можно видеть целиком предложения, а иногда даже целый абзац или всю страницу в одно мгновение понять смысл увиденного.

Но раз мы можем прочитать текст с перемешанными в словах буквами, а наш мозг мгновенно расставляет все по своим местам, то, может быть, мы сможем понять смысл текста, в котором и слова переставлены местами. Нам не обязательно видеть все слова последовательно, чтобы понять смысл прочитанного. Главное — уметь видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим целиком все слово.

Обратите внимание, что часто скорость чтения сдерживается именно психологически. Если показать маленькому ребенку, который только научился читать, как быстро вы можете усваивать текст, в словах которого перемешаны буквы, ему ваши способности покажутся феноменальными. Но вы же сами уже понимаете, как это просто. Также при достаточной сноровке вам будет просто читать текст блоками (предложениями или целыми абзацами), просто скользя вниз и по странице. При этом качество понимаемой информации не сильно ухудшится.

Чтобы тренировать данную способность полезную для быстрого чтения, вы можете воспользоваться двумя уроками на нашем сайте в соответствующем тренинге.

  1. Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении. В этом уроке даны приемы, позволяющие с помощью периферийного зрения видеть сразу большой объем информации.
  2. Урок 4. Скорочтение и управление информацией. Данный материал направлен на то, чтобы улучшить ваше восприятие всего полученного объема информации при скоростном чтении.

Надеюсь, материал данной статьи и уроков по быстрому чтению окажется вам полезным, а свои замечания, пожелания и комментарии прошу оставлять ниже.

4brain.ru

Перемешать буквы в тексте онлайн

История  создания данной темы уходит в далекие и давние времена когда патентное право было не столь  развитым как в наши дни.

Ученым, что бы доказать, свое первенство в том или ином открытии  с одной стороны и с другой стороны не быть посмещишем, если вдруг это открытие было ложным, приходилось изобретать такое средство как шифрование текста открытия, переставляя буквы текса в случайном порядке. 

Вот как это делал Галлилей в 17 веке.

» В 1610 году Галилей был поражен видом планеты, представленной тремя расплывчатыми пятнами. Увидев столь странную картину, осторожный итальянец объявил, на всякий случай, что им сделано открытие. Но суть его зашифровал, переставив буквы ключевой фразы в порядке, известном ему одному. Получилась анаграмма: Smaisnermielmbpobtalevmibaneuvdtlamiras. Ах, сколько усилий потратили напрасно современники, расшифровывая тайнопись! Сколько пустого времени посвятил этому занятый изучением Марса Кеплер. После множества перестановок, убрав три лишних и добавив две недостающих, по его мнению, буквы, Кеплер составил великолепную фразу, раскрывавшую, как он думал, смысл работы Галилея: «Salve imbestineum geminata Martin proles», что означало: «Привет вам, близнецы, Марса порождение». Увы, хотя через два с лишним столетия у Марса действительно были открыты два спутника, в тот момент Кеплер ошибался. Галилей, убедившись при повторных наблюдениях в правильности своего вывода, восстановил порядок букв и опубликовал расшифровку анаграммы: «Altissimum planetam tergeminum observari», что в переводе с латинского означало: «Высочайшую планету тройною наблюдал».»(с)

Наш бот делает то же самое, только в автоматическом режиме.

Из оригинального текста убираются пробелы и знаки препинания и текст перемешивается

Есть еще второй вариант перемешивания букв в тексте. Наверняка это пригодится для всех тех кто  создает аннаграмы из слов. Достаточно  добавить в конец текста служебный символ !(восклицательный знак)  и скрипт выдаст пермешанное слово в пределах этого слова. То есть  не просто мешает буквы как ему вздумается,  а учитывает границы смешивания в виде пробелов и знаков препинания.

Это очень удобно,  когда например необходимо составить аннаграму из двух слов, так что бы буквы были перемешаны только в пределах каждого из указанного слова.

Синтаксис для пользователей XMPP клиентов

Jabber:  abra <текст> <!>

Текст —  оригинальный текст

Примеры

Попробуем перемещшать буквы в заголовке это темы

«Создание из оригинального теста смешанного текста»

Результат будет следующим

отослоесанотнасзитшеаикаготдгомнизнсинаргьее


Попробуем составить аннаграму из поговорки «Собака лает, караван идет» но таким образом, что бы буквы перемешивались только в пределах слова

Пишем abra собака лает, караван идет !

Как видите добавлен служебный символ, что бы бот понял как надо преобразовывать полученный текст

Ответ будет следующим

Перемешанный текст по словам, с учетом пробелов

 

асабок етал  нвакаар еитд

 

Удачных Вам преобразований!

 

Перемешать буквы в тексте онлайн | 2013-07-01 09:53:04 | Варламов Дмитрий | Текст |

5 109 51

Онлайн сервис который перемешивает буквы в тексте. Работает с любыми кодировками. Незаменим для создания аннаграмм | перемешать, буквы, аннаграмма

abakbot.ru

Самодиагностика дисграфии у взрослых

Можно ли самостоятельно диагностировать ДИСГРАФИЮ. Если да, то, опираясь на какие признаки?

Диагностировать нарушение письма может педагог, который непосредственно систематически проверяет ваши письменные работы и каждый раз отмечает часто повторяющиеся ошибки. Письмо студента с дисграфией, отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.

Дисграфию могут определить и внимательные родители, которые регулярно сталкиваются с вашей письменной деятельностью и отмечают, что вы постоянно допускает одни и те же очень странные или глупые ошибки.

МОЖНО И самостоятельно диагностировать дисграфию, так как это позволяет на более ранних этапах обратиться за помощью к специалисту и предупредить развитие комплекса неполноценности.

Примечание: глупые, странные, нелепые и т.д. так называют дисграфические ошибки люди в быту. Если вы часто слышите такие комментарии в свой адрес, тогда вам стоит спланировать свой визит к специалисту, который может работать со взрослыми дислексиками.

Как проявляется ДИСГРАФИЯ у студентов и взрослых людей:

1. Плохой почерк, крайне неразборчивое письмо букв и соединений. Часто можно слышать «пишу как курица лапой», «корявый почерк». Желаю предупредить, что чаще всего данные описания характеризуют НЕ проблемы с почерком, а диспраксическую дисграфию, а это уже требует специальных тренировок руки. Если специалист правильно определил причины «корявого почерка», то выход из проблемы займет мало времени, но потребует концентрации на тренинге.

2. Уход от письменной деятельности, т.е. проще позвонить, сказать, т.е. донести информацию через устную речь. Проще говорить, чем писать от руки. А если писать с помощью компьютера, то всё равно дисграфические ошибки проявляются и программой «проверка грамотности» игнорируются.

3. Наличие специфических ошибок в письме. Специфика письма человека с дисграфией проявляется следующим образом:
— переставляют или меняют местами буквы, когда пишут или печатают,

— некоторые буквы пишут зеркально. Сейчас варианты зеркального написания букв, слов значительно увеличились и каждый вариант может сообщить практикующему специалисту о специфике дисграфии у пишущего,

— повторы букв, слогов в слове, например, кориридор, человек словно заикается на слове, когда пишет или печатает,

пропуск букв, слогов в слове или просто не дописывает слова, игнорирует окончания, бывают случаи, когда отсутсвует начало слова,

— допускают множество орфографических ошибок.

Очень интересный факт
При таком качестве письма человек с дисграфией может демонстрировать достаточно высокий уровень устной речи, он может быть прекрасным рассказчиком. Устая речь может ПРИКРЫТЬ проблемы письма, но такой способ НЕ решает проблем с письмом, а следовательно, слабое звено /безграмотность в письме/ будет прогрессировать и окажет своё разрушающее действие на устную речь и самооценку человека с дисграфией.

dyslexia.ru

Консультация по логопедии на тему: Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика…

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

…и лечение

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  4. замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен,люгкий — легкий;
  5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает
  6. перестановки букв и слогов: онко—окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
  9. искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
  10. слитное написание словд их произвольное деление: два— два, бой—    часов — бой часов, в  ся — вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии   (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

 1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?

 2.Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,

левую ногу, и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

3.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие

несформированных понятий «слева» и  «права».

 

2. Чтобы помочь ребенку  легче   запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

 •Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

 •Лепка ребенком буквы из пластилина.

 •Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.

 •«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее)

 •Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие — то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.

 •Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.

 Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.

  •Достраивание»  букв путем добавления к ним недостающих элементов.

 •Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких  букв  «спряталось»  в каждой фигуре

 •Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.

 •Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

•Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв)  под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

     После исчезновения ошибок  при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед  записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из  «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Такие предварительные « отчеты»  очень важны для предупреждения ошибочного написания букв. 

  

ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ

 Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети  часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

 1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают  у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу  и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.

 3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.

 4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

 * Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

 *Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

 *Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и  слов с этими буквами.

 Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные. 

 КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН  ДОПУСКАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ?

 

Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

 Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти  ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что   логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны  с так

называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

 

Как помочь ребенку? Что делать ?

 

 *Необходима  срочная   консультация  логопеда или дефектолога.

Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.

 * Строгая целенаправленность занятий со специалистом.

* Правильный подбор речевого  материала.

* Последовательность в преодолении ошибок.

* Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.

 

НЕ  ДЕЛАЙТЕ  ТАК!

      Интересна реакция на эти ошибки родителей, не  знакомых с  логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов  для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия  минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но  так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.

nsportal.ru

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить три основные:

1)Ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным.

2)Недостаточное развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

3) Недостаточная сформированность навыка самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова.

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Задания для уточнения значения слов.

1)Повтори слова. Объясни их значение.

сопка курага

сумрак пираты

слалом панамка

пристань оратор

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

2) Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Рыба – палтус

Цветок – примула

Ракета — космонавт

Море – аквалангист

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

1) Игра «Один или два»

Педагог называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

2) Игра «Начало, середина, конец»

У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.

3) Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

4) «Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй (превращай ) звук «о» на звук «и».

5) Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

6) Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.

Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.    
Пример:
Шляпа  — 4 звук,
Карета – 4 звук,
Забота – 5 звук,
Карусель – 4 звук,
Горох – 5 звук.
 Получилось слово – петух.

7) Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

8) Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

9) Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

10) Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

11)Игра «Проверяй-ка»

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл’апа] – шяпа, [сухар’]- сухар.

12) Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

13) Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

14) «Сохрани слово в секрете».
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. 
Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно,  дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

15) Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

16) Игра « Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Задания для развития навыков самоконтроля.

1) «Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса—-

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса—а, здоровый——ый, травка—-к-.

2) Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у).

— Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом(о), рак(а), дым(ы).

— Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

— Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

3) «Самый зоркий»

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

4) Игра «Муха». Чтение слов по таблице:


Скопируйте  эту таблицу и распечатайте ее.
Попросите ребенка прочитать по таблице зашифрованные слова, следуя инструкции:
Найди букву  С;
Вправо, вверх  — буква,
Вверх,  вверх – буква,
Вниз, вправо, вверх —  буква.
Игра принесет больше пользы, если ребенок будет следить по таблице глазами, а не водить пальцем.

5) «Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

6) Чтение слов с использованием алфавита:
Отгадай слова, заменяя каждую букву  другой, той, которая в алфавите стоит после записанной буквы.
 Договоритесь с ребенком, что после «я» снова идет «а».

Пример: ЛТФЯ
После Л – М,  после  Т – У, после Ф – Х, после Я – А.
Получилось слово  МУХА.
Можно изменить задание, заменяя написанную букву не последующей, а предыдущей буквой.

Пример: ЛНЖЯ
Перед Л — К, перед Н – О, перед Ж – З, перед Я – А.
Получилось слово КОЗА.
Используя эти и подобные упражнения, можно существенно сократить количество ошибок на пропуск букв, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм. 

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о