Переходной возраст – Переходный возраст — Википедия

Содержание

Переходный возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Такой переход может осуществляться как простая юридическая формальность (возраст получения паспорта, совершеннолетие), так и сопровождаться религиозными ритуалами. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек (к примеру, права на вождение автотранспорта, право голоса на выборах, разрешение на заключение брака и т. д.). В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21. С психологической точки зрения, время наступления переходного возраста индивидуально.

С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе (позиционировать себя), иногда — переиначить своё окружение под свои вкусы. Это является первопричиной возникновения молодёжных субкультур. К примеру, субкультура модов возникла в Англии потому, что подростки протестовали против того, чтобы носить такие же серые плащи, как их родители, которым около 40 лет, и слушать такую же музыку — начались поиски более молодёжного стиля в одежде и более энергичного стиля музыки, которым был рокабилли, ранний этап развития рок-музыки. Дальнейшие молодёжные субкультуры создавали ещё более дерзкий и оригинальный стиль одежды и ассоциировали себя с модными в их среде стилями музыки, проявляя всё больший нон-конформизм в поисках себя и своём позиционировании в молодёжном обществе.

Также в переходном возрасте у подростков появляются политические воззрения (для таких большинство политических партий создают «молодёжное крыло») и необходимость их выразить — поэтому часто можно увидеть подростков на политических митингах (вплоть до стычек, где они проявляют себя как самые активные участники) или занимающихся политической агитацией. Притом политические воззрения подростков могут как совпадать с симпатиями их родителей, так и не совпадать с ними, что зачастую приводит к ссорам в семье. Часто в политических, общественных и религиозных взглядах проявляется юношеский максимализм.

С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно. Бунтарское поведение иногда выливается в акты хулиганства, сопряжённые с употреблением алкоголя или наркотиков — в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи, подросток старается «попробовать всё», что зачастую приводит к тяжёлым последствиям. Также для переходного возраста характерны романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, являются причиной многих подростковых самоубийств (среди других причин — неудача при позиционировании себя в обществе, «травля» сверстниками и т. д.).

Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека, наряду с кризисом среднего возраста или выходом на пенсию, воспринимаемый как «период дожития».

ru.wikipedia.org

Подростковый возраст — Википедия

Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.

Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Бразильские подростки

Культурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период

[3][уточнить].

Периодизация подросткового возраста[править | править код]

Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков

[7].

Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]

Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]

  1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
  4. Развитие абстрактного мышления;
  5. Формирование системы ценностей и жизненной философии;
  6. Самоопределение в области образования и профессии;
  7. Подготовка к семейной жизни.

Физические изменения и половое созревание[править | править код]

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].

Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42

Социальная ситуация развития[править | править код]

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

[10]. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].

Ведущая деятельность[править | править код]

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[4]

Новообразования[править | править код]

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.[14]

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]

Подростковые страхи[править | править код]

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ

[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей[21].

Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»[22].

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].

Концепция Л. И. Божович[править | править код]

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка[14].

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.

  1. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  2. 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
  3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
  4. 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  5. 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
  6. ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
  7. ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
  8. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  9. ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ) (неопр.). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
  10. 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
  11. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
  12. 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
  13. 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
  14. 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
  15. 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
  17. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
  18. ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
  19. 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
  20. ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
  21. ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
  22. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
  23. ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
  24. ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.

ru.wikipedia.org

Когда начинается переходный возраст у девочек

Каждый из нас проходил через этот жизненный этап, но время стирает воспоминания о трудностях и неурядицах, поэтому наступление этого не простого времени у вашей дочери может вызвать шок и излишнее напряжение в семье. Вчерашняя умница вдруг становится неуправляемым бунтарём. Поэтому стоит задаться вопросом: переходный возраст у девочек – со скольки он начинается, в чём проявится?

Признаки переходного возраста

Их существует множество, но можно выделить несколько самых очевидных:

  1. Перепады настроения. Довольно быстро оно может меняться от грусти и тоски до радости и эйфории.
  2. Повышенная активность работы сальных и потовых желёз, которая проявляются как угри и засаленные волосы.
  3. Появление волос в подмышечных впадинах и на внешних половых органах.
  4. Начало менструации.
  5. Повышение массы жировых отложений на 15-20%.

Когда начинается переходный возраст у девочек?

Во сколько у девочек начинается переходный возраст? Как правило, в 10-11 лет. Это начало больших изменений, которые длятся около 5-6 лет. Но существуют допустимые отклонения от нормы в один-два года. Всё очень индивидуально и зависит от конституции девочки, физического состояния, экологической обстановки и т.п. Поэтому родителям, спрашивающим «До скольки переходный возраст у девочек может продолжаться?», осторожно отвечают: как правило, до 18 лет.

Как происходит переходный возраст у девочек?

Перепады в настроении и раздражительность обусловлены радикальными переменами в организме девочек. Яичники, гипофиз, щитовидная железа выделяют целый спектр гормонов, заставляют тело меняться. Одни органы могут расти быстрее других, и даже кости скелета растут с разной скоростью, что придаёт непропорциональный вид телу девочки.

Агрессия, апатия, импульсивность – совершенно нормальные симптомы переходного возраста. Не стоит ругать вашу дочь, ведь все проходят через подобные потрясения, и ей самой непонятно, что же с ней происходит.

Выделяют несколько этапов в переходном возрасте девочек, конечно, они весьма индивидуальны. Выделение таких периодов связано с перестройкой всех систем организма, а также изменения душевной организации.

Переходной возраст в 10-12 лет

Первый этап начинается с активизации желёз, производящих гормоны. Это приводит к сбоям во многих системах организма, но больше всего это проявляется в виде прыщей, угрей, повышенной потливости, сальных волосах. Детское тело постепенно приобретает женственные черты – начинает появляться грудь, бёдра становятся более округлыми. Но изменения происходят не равномерно, и когда-то милый ребёнок начинает чувствовать себя гадким утёнком.

Важно в этот период приучить девочку строго следовать правилам личной гигиены – принимать душ, менять бельё каждый день. Правильное питание, использование средств для ухода за кожей помогут справиться с угрями и прыщами быстрее.

Переходной возраст в 13-14 лет

Основная особенность данного периода – начало менструации. Как правило, она начинается на два года позже появления волос в подмышечных впадинах и на внешних половых органах. Некоторые девочки эмоционально переживают этот этап в жизни. Важно поговорить о месячных заранее, чтобы их появление, а потом период нормализации не были сюрпризом. Поговорите с дочерью о физиологии этого процесса и об особенностях личной гигиены, которые с ним связаны.

Если месячные не начались в этот период или они вызывают сильный дискомфорт, боль в нижней части живота или другие отклонения, то лучше обратиться к врачу, он поможет преодолеть эти трудности.

Переходной возраст в 15-16 лет

Этот период характерен быстрым увеличением роста, порой девочки могут прибавлять на 10-13 см в год. В это время не все части тела растут с одинаковой скоростью, поэтому фигура может стать непропорциональной. Это нормальный процесс развития организма.

Но девушки рассматривают себя со стороны привлекательности для мальчиков, поэтому фигура может стать причиной многих проблем и даже психологических расстройств. Излишнее стремление похудеть может приводить к анорексии или булимии. Стоит объяснить дочери, что излишки жира скоро превратятся в мышечную ткань, а умеренные физические нагрузки и сбалансированное питание ускорят этот процесс.

Педиатры отмечают, что в этом возрасте возможен функциональный сбой, который проявляется как повышенная утомляемость, скачки давления и сердцебиение. Если вы заметите эти симптомы, то лучше обратиться к специалисту, который поможет решить проблему.

Особенности переходного возраста в 17-18 лет

Гормональные штормы проходят, эмоциональное состояние выравнивается, появляется плавность и женственность изгибов тела – гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя. От детства девочки переходят к взрослой жизни со всей полнотой ответственности и обязанностей.

На этом этапе важно эмоционально и морально поддерживать свою дочь, помогать ей принимать правильные решения и убедить придерживаться верных нравственных ориентиров. Ведь взрослая жизнь полна соблазнов и препятствий.

Главное стать для неё не только мамой, но и лучшей подругой, с которой можно поделиться всем самым сокровенным, посмеяться и поплакать.

Советы родителям

Важно знать, к чему нужно быть готовым, что является условной нормой, какие допустимы отклонения от неё и в каких случаях нужно бить тревогу. И конечно, доверяйте интуиции, прислушивайтесь к ней, вы знаете свою дочь лучше любых специалистов, педиатров и экспертов.

Но важнее всего выстраивать со своим ребёнком доверительные отношения, чтобы она могла вам доверять, тогда в преодолении любых трудностей вы будете союзниками и вместе сможете справиться со всеми проблемами. Окружите свою дочь заботой и лаской, постоянно говорите, как она прекрасна и как вы ее любите. И тогда этот сложный период вы все вместе пройдете с наименьшими жертвами. Помните, что от вашей поддержки и помощи зависит ее будущее.

amakids.ru

Ответы@Mail.Ru: что такое переходный возраст

Переходный возраст — это такой период, в который человек из ребёнка постепенно превращается во взрослого. В переходном возрасте идёт период полового созревания, идёт формирование вкуса на противоположный пол, идёт переоценка ценностей.. . Вспомните себя лет в 12-15. Появляются новые мысли и чувства, то что нравилось раньше начинает раздражать.. . Появляются прыщи и причём параллельно с желанием понравится какому- нибудь мальчику (или девочке).. . Хочется чувствовать себя значимым человеком, хочется повзрослеть, хочется понять мир взрослых.. . Ты уже знаешь как не быть ребёнком, но ещё не знаешь как быть взрослым.. . Это такое чувство, такой период.. . Если Вы забыли, значит, не сохранили в душе.. . Но вспомнить возможно.. . Переходный возраст — это нечто невероятное, превращение из ребёнка во взрослого

КОгда у ребёнка начинается становление характера и идёт переоценка опыта и пересмотр жизненных ценностей.

Первое свидание, первая любовь, первый секс.. . Редко небольшие психические проблемы.. . Ругань с родителями и прочее семейное…

Когда ты переходишь от слов НЕТ, НЕ МОГУ к словам ДА, КОНЕЧНО…. и через много лет возвращаешься к первоночальным словам….

Вы пережили полуночные кормления, с достоинством выдержали перепады настроения двухлетнего малыша и стойко сопротивлялись его нежеланию идти в школу. Тогда почему же само слово «подросток» вызывает у вас неподдельное беспокойство и серьезные опасения? Если вспомнить о том, что переходный возраст — это период интенсивного физического и интеллектуального роста и стремительного взросления, вполне понятно, что для многих семей это период становится временем волнений и эмоциональных потрясений. Некоторые взрослые настроены по отношению к тинейджерам заведомо негативно, однако, несмотря на дурную репутацию, которая давно закрепилась за переходным возрастом, подростки энергичны, преданы идеалам и проявляют максимализм во всем — особенно их волнуют вопросы справедливости. Итак, хотя конфликты между отцами и детьми в этот период не исключены, все же именно в этом возрасте происходит формирование личности, и задача родителей — сделать этот процесс как можно менее болезненным. Как понять подростка Итак, какой именно возраст можно считать точным началом отрочества? Ответ вам наверняка известен: каждый ребенок уникален, и переходный возраст у всех начинается по-разному. Одни дети быстро развиваются и рано достигают половой зрелости, другие, наоборот, не спешат взрослеть, по третьим можно изучать закономерности развития организма, настолько верно настроены их биологические часы. Другими словами, под категорию нормы подпадает множество случаев. Тем не менее, важно различать (хотя это различие скорее искусственное, чем природное) пубертатный период и отрочество. Для большинства из нас половое созревание означает развитие вторичных половых признаков: рост груди и появление менструального цикла, рост лобковых волос и появление растительности на лице. Без сомнения, это самые очевидные признаки, свидетельствующие о приближении половой зрелости, но дети в возрасте 10 — 14 лет (и даже дети младшего возраста) также проходят через ряд изменений, которые никак не проявляются внешне. Это изменения отрочества. О начале отрочества у многих детей говорит резкая перемена отношения к родителям. Их тяготит родительская опека, а жажда независимости часто толкает на необдуманные поступки. В то же время, в этом возрасте дети чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих, особенно сверстников, и прилагают огромные усилия, чтобы соответствовать их ожиданиям. Подростки часто «примеряют» разные образы, и болезненно переживают любое свое отличие от ровесников, что может привести к конфликтам и разладу с родителями. Переходный возраст: буйные головы Одно из самых распространенных стереотипных предста

touch.otvet.mail.ru

сколько длится кризис и трудности

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Причины поведения

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — половое созревание. Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и ведет себя агрессивно.

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Переходный возраст сейчас начинается в 9-10 лет. Что еще надо знать родителям

Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: как отличить настоящие трудности подросткового возраста от родительских фантазий, о «классике» родительских тревог и когда опасения могут быть оправданы.

Екатерина Бурмистрова

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

Что обычно тревожит родителей

– У подростка есть какая-то своя жизнь, которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние.

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство.

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

Фото: wiki24.net

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

Фото: thedaintysquid.com

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.

Школа Семьи Бурмистровых

Ловушки переходного возраста

www.pravmir.ru

как легко пережить этот период

Начинается переходный возраст у детей и наступает пора противостояния. У родителей появляется желание скорее дорастить дитятко до 18 лет и «сбагрить» это счастье. Примерно такое же желание и у ребенка: скорее вырасти и «свалить». Но именно в этот период мы очень нужны друг другу. У подростка нет более крепкой опоры, чем мы. У нас нет более ранимого и беззащитного, нуждающегося в любви человека.  Это сложный для него период. Уже не ребенок, но ещё не взрослый. Поэтому самое важное в тот момент, когда наступает переходный возраст – попытаться стать максимально близкими, выстроить доверительные отношения и избегать конфликтов.

У нас, как у более старших и чуть более мудрых, должно быть больше выдержки и спокойствия. Это раньше, в детстве, когда нам говорили родители: «Уступи, ты же старший» или «Будь умнее, он же еще маленький», мы злились и были правы. Такая фраза неуместна в общении со старшими в семье детьми. Но она очень актуальна, когда речь заходит об общении родителей и ребенка в переходном возрасте. Это должно звучать, как мантра каждый раз, когда очень хочется ответить криком на крик, подавить несогласие своим авторитетом и намекнуть на то, что вы так-то знаете эту жизнь лучше и больше. Как часто мы, даже не видя и не слыша чего-то, готовы сходу сказать: «Это плохо, полная ерунда и чушь». Будучи подростками, мы всё это проходили сами, когда наши родители не всегда разделяли наши музыкальные предпочтения и длину юбок.

Курс для тренировки спокойствия и осознанности родителей:«7 ступеней к счастью: спокойная мама — счастливый ребенок»

Так почему бы не разобраться во всех тонкостях переходного возраста у детей и сделать их жизнь спокойнее и комфортнее? Давайте начнем с самого начала.

Во сколько всё начинается

Переходный возраст – это транзит из детства во взрослую жизнь. И раньше этот «поезд» четко следовал по расписанию «Детство — Юность – Взрослая жизнь». Если вспомнить историю, то раньше детство заканчивалось рано, и происходил резкий скачок во взрослую жизнь. Причин для этого было много. Например,

  • низкая продолжительность жизни
  • большое количество детей в семье и необходимость помогать родителям по хозяйству и в воспитании младших братьев и сестер
  • войны. И мальчикам, и девочкам вынужденно приходилось рано становиться взрослыми.

За последние годы всё очень изменилось. И у наших детей есть возможность перейти во взрослую жизнь более комфортно. Во сколько же начинается переходный возраст у детей? Если раньше он длился не более двух лет и начинался не ранее 14 лет, то сейчас всё происходит более плавно, в течение 10 лет, и может начинаться уже в 8 лет.

Но не стоит пугаться. Это совсем не означает, что ваш ребенок будет «выносить» вам мозг долгие 10 лет и не надо бежать в близлежащую аптеку, чтобы сделать стратегический запас валерьянки. Просто имейте в виду, что от момента начала прощания с детством до превращения в полноценного адекватного взрослого человека пройдут годы. Но кризисы и проблемы связанные с переходным возрастом не будут длиться без перерыва десять лет. Различают 3 этапа переходного возраста и каждый из них длится от 6 до 18 месяцев.

Сразу хочу обратить ваше внимание: всё индивидуально и каждый ребёнок проживает переходный возраст по-своему и в свое время. Разбежка может составлять 2-3 года. Кроме того, переходный возраст у девочек будет начинаться раньше, чем переходный возраст у мальчиков.

Что же это за этапы и когда их следует ожидать?

Переходный возраст у детей 8-11 лет

Это первый этап на пути к взрослости и характеризуется он резко возросшим желанием делать всё самостоятельно и получать одобрение от взрослых (родители, учителя).

Переходный возраст у детей 12-14 лет

Второй этап взросления. Теперь на первое место выходят права и игнорирование обязанностей. Желание получить одобрение расширяет свои границы и теперь уже недостаточно получить похвалу от взрослых, необходимо покорить весь мир.

Переходный возраст 15 лет

Заключительный этап, в котором растет желание самореализоваться и проявить себя. Начинаются поиски пути, по которому будет продолжаться движение по жизни.

Посмотрите это видео: узнаете все подробности о переходном возрасте

Признаки переходного возраста 

В зависимости от возраста ребенка будут отличаться и симптомы переходного возраста. Рассмотрим основные из них.

В возрасте 8-11 лет могут проявляться следующая симптоматика:

  • Повышенная капризность и нервозность.
  • Отрицание правил и требований, игнорирование их выполнения, непослушание. Начинается прощупывание границ дозволенного. И, если раньше это проверялось просто слезами, то сейчас способы и метод становятся все более продуманными. В лексиконе всё чаще появляются слова: «нет», «Не хочу», «Не буду»
  • Упрямство. Ребенок стоит на своем до последнего, даже если понимает, что не прав. Как правило, в итоге он принимает позицию родителей, но предварительно старается максимально долго стоять на своем.
  • Конфликтность. Порой даже создается впечатление, что ребенок намеренно начинает спорить, чтобы спровоцировать вас на конфликт.
  • Быстрая смена настроения. Ребенок может проснуться утром в прекрасном настроении, сходить почистить зубы и выйти из ванны абсолютно другим человеком. И у этого человека будет всё плохо и безрадостно. В ближайшие 10-15 минут. Радость сменяется слезами и, наоборот, за считанные минуты. Обусловлено это тем, что психика ещё настолько неустойчиво, что не может нужное состояние зафиксировать надолго.
  • Девочки становятся манерными, мальчики паясничают. В интонациях появляются взрослые нотки, в разговор добавляются новые слова и выражения, начинается неумелое подражание взрослым.
  • Новые увлечения, проявления интереса к изучению мира, растущая самостоятельность – это то положительное, что начинает проявляться в возрасте 8-11 лет.

Обратите особое пристальное внимание на переходный возраст у детей 12-14 лет.  В этот период у ребенка уже есть возможности совершить глупости, но ещё нет полного понимания о том, к каким последствиям они могут привести. Если в 8-11 лет всё ограничивается капризами и истериками, то сейчас всё гораздо сложнее. Есть риск «вляпаться» в неприятности, как у мальчиков, так и у девочек.

Повышается риск суицида! Самый опасный возраст – 14-16 лет. По данным ВОЗ – это третья причина смерти подростков после несчастных случаев и убийств. Более 60% детей, совершивших этот непоправимый поступок, никогда ранее не имели проблем с психикой и не находились в группе риска. Относитесь внимательно ко всем изменениям, происходящим с вашими детьми!

  • Пик эмоциональной нестабильности приходится именно на этот возраст.
  • Появляется агрессия и грубость и направлено это может быть не только на сверстников и родителей.
  • Повышается усталость.
  • Снижается уверенность в себе и одновременно появляется стремление выглядеть старше, круче, быть похожими на кумиров.
  • Упрямство и нежелание слушать родителей возрастают.

На последнем этапе, который начинается около 15 лет, признаки переходного возраста примерно такие:

  • Сложности с адаптацией в коллективе.
  • Возникает чувство ненужности: меня никто не любит, я недостаточно хорош (а), никому нет до меня дела.
  • Резко падает самооценка.
  • Частая смена настроения, апатия и депрессии. Обратите внимание, депрессия не может длиться долго. Если вы замечаете её признаки, начинайте принимать меры. Возможно, придётся обратиться за помощью к психологу.
  • Повышенная тревожность.
  • Эгоизм.
  • Непринятие советов родителей, опора на сверстников.
  • Идеализм. «Вот я сейчас стану взрослым и наведу порядок в этом мире. Я смогу всё, что не смогли вы».

Почему переходный возраст меняет ребенка

В каждом возрасте существуют свои причины того или иного изменения.

Например, на не всегда адекватное поведение ребенка 8-11 лет влияют такие факторы:

  • На смену основному игровому виду деятельности, который был до 7 лет, приходит обучение. Появляется новая социальная роль: ученик.
  • Появляются оценки его способностей и поведения, а на смену жизни эмоциями приходят обязанности.
  • Происходит резкий скачок физического развития и формирования мозга.
  • Появляются страхи и тревожность. Ребенок начинает осознавать, что жизнь не длится бесконечно, что существуют опасности и трудности.
  • Происходит осознание собственного «Я».
  • Начинает развиваться самооценка. Не упустите этот момент и сделайте всё возможное, чтобы самооценка вашего ребенка с самого начала формировалась правильно.

В возрасте 12- 14 лет в организме и психике детей происходят следующие изменения:

  • Начинается активация эндокринной системы и выработка гормонов.
  • У мальчиков начинается ломка голоса, у девочек – первые менструации.
  • Интенсивно формируется костная ткань и происходит становление иммунитета.
  • Подросток продолжает изучать свой внутренний мир, вопросов по-прежнему больше, чем ответов.

После 15 лет происходят окончательные изменения, которые формируют взрослого человека. И с ними тоже приходится справляться.

  • Продолжаются изменения на физиологическом и психологическом уровнях, выработка гормонов переходит в активную фазу, корректируются все системы организма. Происходит полное осознание себя, как личности (по какому пути идти, чем заниматься и т.д.) Только представьте себе эту нагрузку и на тело, и на психику!
  • Параллельно происходит формирование своего идеального образа. Этот образ далек от реального, что приводит к нарушению спокойствия.
  • Подросток находится в полной уверенности, что он знает о своих потребностях абсолютно всё и сумеет самостоятельно решить все свои проблемы.
  • Со стороны родителей начинается чрезмерный контроль, который нередко приводит к гиперопеке. У подростка появляется сомнение в своей самостоятельности.
  • Приспособление к новому мышлению и новому телу не проходит без трудностей. Но это и понятно. Ведь даже взрослому человеку иногда бывает сложно привыкнуть даже к обычной смене прически.

Как пережить переходный возраст 

На первый план выходит ваша безусловная любовь! Уделяйте ребенку больше внимания, разговаривайте с ним. Проговаривайте свои чувства, не срывайтесь на крик, объясняйте вашу обиду или боль спокойно. И в ответ очень внимательно слушайте своего ребенка. Поверьте, ему тоже есть, на что обратить ваше внимание.

Становитесь друзьями. И речь не о панибратстве, а о взаимном уважении и безграничном доверии друг другу. Соблюдайте личные границы, общайтесь максимально тактично, проявляя поддержку, понимание и терпение. Избегайте авторитарности и жесткости. Не приказы, а просьбы. Не нотации, а пожелания. Не тотальный контроль, а просьба информировать. Научитесь признавать в ребенке личность и индивидуальность. Он не должен идти по выбранному вами пути. У него свои желания и цели в жизни. От вас требуется только поддержка. Сохраняйте баланс между сепарацией и близостью. Вы должны позволить ему отделиться от вас во взрослую жизнь, но при этом отношения между вами должны сохраниться близкими и доверительными. Начинайте выстраивать ваши отношения, как можно раньше и тогда все тяготы переходного возраста можно будет смягчить.

Развивайте и поддерживайте самооценку. Перестаньте акцентировать внимание на неудачах, обращайте внимание даже на самые мелкие и незначительные успехи и достижения. То, что вам кажется таким, может иметь огромное значение для ребенка. Например, вам кажется абсолютно нормальным, что ребенок сам, без напоминания, застелил свою постель утром или помыл тарелку за собой. А для него это подвиг. Он сделал это, чтобы вы обратили на это свое внимание и похвалили. Он нуждается в вашем одобрении и поддержке.

Родители, не перекладывайте ответственность друг на друга. Воспитание – это процесс, в котором участвуют и мама, и папа. Вы плывете в одной лодке в один пункт назначения – счастливое будущее вашего ребенка. Приложите все усилия, чтобы создать благоприятные отношения внутри семьи. В переходном возрасте очень важны психологически комфортные условия для развития.

Прививайте ребенку правила личной гигиены и предпочтения в еде. Вы закладываете фундамент его здоровья на всю жизнь.

Когда заканчивается переходный возраст

Переходный возраст у детей – это эволюция. Отменить его не получится, но его можно прожить грамотно и комфортно вместе со своим ребенком. И он не будет длиться вечно. Он заканчивается так же внезапно, как и начинается.

Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок отдаляется от вас, и вы теряете с ним связь. Но это не так. Просто происходит переход на новый уровень. Помогите сделать его жизнь чуть более легкой, и он обязательно вернется к вам обновленным взрослым человеком. Не отдаляйтесь от подростка, даже, если он этого очень хочет. Он еще не понимает, что пока не готов к самостоятельной жизни.

Да, переходный возраст — это сложный период для обеих сторон, но правильно преодолев его, вы получите прекрасного друга, поддержку и понимание!

Если вы ещё не посмотрели ВИДЕО, размещенное в начале статьи, обязательно сделайте это. Там вы найдете более полную и развернутую информацию о том, как и когда начинается переходный возраст, почему он проходит с определенными трудностями и как максимально бережно пройти этот путь вместе со своим ребенком.

Желаю вам в любой ситуации оставаться мудрыми родителями!

alinayasnaya.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о