Поведение по отношению к другим людям – —
Про наше отношение к другим людям
Когда-нибудь задумывались, как мы относимся к другим людям? Как формируется наше отношение к ним и их поступкам?
Очень интересный феномен — мы судим других людей относительно того, кем МЫ САМИ являемся В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Тут 2 пункта.
1) Сравниваем С СОБОЙ, как будто, ты — мерило правильности, осознанности — правильного отношения ко всему.
2) Сравниваем с собой СЕЙЧАС — как будто, тот пункт, куда ты пришел сейчас, — тоже мерило. Все кто хуже, ниже этой черты — ущербны. Даже если ты всего месяц назад сам думал противоположно.
Что еще интересно, когда мы меняемся, мы забываем, каково это было, ощущать себя по другому.
Когда нас прет, мы не помним как было приятно лениться. Когда влюблены, не помним, например, как радовались одиночеству и отсутствию забот. Когда снова одиноки, думаем — и чего я так радовался, когда влюбился, так то гораздо лучше.
Когда влюблены — жалеем тех, кто одинок. Когда одиноки — возвышаемся над теми влюбленными идиотами с кучей проблем в отношениях.
Но когда мы кого-то рассматриваем, осуждаем, оцениваем, мы забываем все это, мы не рефлексируем всех наших изменений состояния, не берем ответственность за то, что было раньше.
Можем сказать «я тебя никогда не любил», ощущая только текущее состояние и не беря ответственность за все, что происходило ранее и за те изменения в сознании, которые будут потом.
Мы можем удариться в сыроедение и забыть, что еще недавно шутили с друзьями, что я — мясоед и без мяса не могу. Бросить пить и презирать всех, кто пьет. Потом снова начать пить понемногу и говорить, что это то и есть самая правильная жизнь. Потом снова начать есть мясо и говорить — вот это и есть гармония. Потом почувствовать себя хуже, обчитаться литературы и снова уйти в сыроедение. И снова осуждать тех, кто ест мясо.
Постоянная потребность в сравнении с другими и в возвышении относительно других. Чтобы собственная жизнь казалась значительно лучше.
А еще часто не принимаем во внимание возраст другого человека. То, что в его возрасте мы были гораздо ниже по уровню, чем он.
Или не берем во внимание, что последние 10 лет он прокачивал одни навыки, а вы совсем другие.
Бесконечная история.
А еще никогда не думаем о том, что у другого человека огромная другая судьба и просто другие заданы параметры при рождении, какая-то своя миссия, все свое, все очень индивидуальное — чешем под одну гребенку.
Александр Палиенко предлагает представлять других луковичками, зайчиками, обезьянками и так далее. Собачка не поймет обезьянку в полной мере. Луковичка не поймет кошечку. Они не равны, но никто не выше и не выже, с полным уважением к этому различию. У каждого — свое. Своя цель, свой уклад, свое питание и свое место в этом мире. Не хуже и не лучше. Про разделение границ и убирание обид у меня было тут.
Во время оценки других людей говорит Чувство собственной важности — «я выше, я уже прошел это все, я то крут, именно моя точка зрения самая правильнее на данный момент, я умнее».
По Эволюции, тут подключаются короны (психозащиты), часто все 3 — Сокровища (эгоцентрика), Спасателя, Победителя.
Во время всех этих сравнения есть просто два обычных человека, каждый из которых по спирали еще много раз пройдет этот же самый момент, только под другим углом. Отойдет в сторону, уйдет в обратную, сделает крюк и снова вернется, каждый раз сам забывая, как он себя чувствовал себя и думая, — «вот, теперь я точно знаю, как жить». А через месяц снова — «вот ТЕПЕРЬ то точно знаю».
Уважение
Благодарность
Открытость
Обычность, обыкновенность
Скромность
Простота
Осознанность
Спокойствие
Отсутствие категоричности, перекосов, надрыва и грандиозности
Вот моменты, которые делают жизнь и отношение с другими людьми гораздо приятнее. Экологичнее, эффективнее.
Это и защитный круг от того, чтобы не испортить себе много чего, чтобы не испортить отношения, чтобы не было стыдно за свое поведение, чтобы не терять самоуважения.
А еще есть такой момент, что те, к кому ты относился еще вчера со снобизмом, осуждением, считал себя выше, завтра могут помочь тебе в трудной ситуацией и станут лучшим другом, мамой родной. Это тоже всегда надо осознавать.
Проще надо, не надо истощать и опустошать друг друга своими ожиданиями. С интересом, уважением относиться ко всему хорошему, что есть в других людях.
Все такие индивидуальные, такие разные, именно поэтому так увлекательно жить в нашем мире.
Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:
Подписывайтесь на мой аккаунт в INSTAGRAM!
Фейсбук
Группа во вКонтакте
Телеграм
Твиттер
Получайте анонсы подобных постов себе на почту
Подпишитесь и получайте время от времени что-нибудь действительно (!) интересное из сферы саморазвития, отношений, развития ресурсов
Я фильтрую для вас только лучшее!
Ваши вопросы, комментарии и отзывы, оставленные ниже — самая большая благодарность для меня, если эта статья была вам полезна.
gettingclose.ru
§ 2. Поведение человека как психологическое понятие
Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.
Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.
К фактам поведения относятся:
1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.
2. Отдельные движения и жесты.
3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.
4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.
Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.
Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.
Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:
Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.
Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность
Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.
Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.
Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.
Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.
Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.
studfile.net
нормы этикета, какие существуют, в обществе, обязательные для всех, культура, образцы
Невозможно представить себе культурное общество без этикета – правил поведения, которые определяют, что является допустимым, а что нет при общении с другими людьми. Нормы поведения в обществе складывались на протяжении многих веков. В различных странах они могут существенно отличаться.
Правила поведения в обществе, что это?
Существуют правила и нормы этикета, принятые в обществе, придерживаться которых необходимо всем, как взрослым, так и детям. Зная, какие бывают нормы общественного этикета, можно избежать множества неприятных ситуаций.
Многих интересует, какие же правила поведения существуют в обществе, которые следует знать и применять на практике.
Среди основных правил этикета можно выделить 5 групп:
- Умение правильно себя подать. К этому блоку можно отнести внешние признаки уверенности в себе: умение одеться со вкусом, красивая походка, умеренная жестикуляция, ухоженный вид, прямая осанка.
- Грамотная и спокойная речь. Умение четко и понятно излагать свои мысли, доносить до оппонента нужную информацию, выстраивать конструктивный диалог, грамотно и емко парировать в споре.
- Соблюдение столового этикета. Аккуратность во время приема пищи, умение правильно использовать столовые предметы, знание правил сервировки стола.
- Соблюдение этикета в публичных местах: транспорте, больницах, музеях, театрах, библиотеках и т. п.
- Соблюдение делового этикета: умение выстраивать отношения с сослуживцами и руководством, вести деловые переговоры, уважительно и вежливо общаться с партнерами по бизнесу.
Человек, который выполняет все эти нормы, располагает к себе и создает впечатление воспитанного и интеллигентного. Такому человеку быстрее идут на уступки, реже отказывают в просьбах и помощи.
Понятие линии поведения
Линия поведения – это осознанные или неосознанные поведенческие черты индивида или группы лиц, которые повторяются систематически на протяжение долгого периода. Поведение индивида характеризует его моральные принципы и особенности личности, а также мотивы, которые побуждают его к совершению различных поступков.
Для того чтобы человеку было легче адаптироваться к окружающим условиям и находить общий язык с людьми, ему необходимо выработать поведенческую линию (правильное поведение) и придерживаться ее.
Поведение, как моральная категория
Поведение представляет собой совокупность поступков, совершаемых человеком в течение длительного времени в заданных условиях. Из отдельных поступков формируется модель поведения. Вне зависимости от того, осознанно совершаются эти поступки или нет, они подвергаются оценке с точки зрения морали.
В отдельных случаях поведение 1 человека может отражать отношение всего коллектива или группы людей.
На поведение индивида влияет не только его характер и темперамент, но и особенности межличностных отношений. Поведение индивида четко выражает его отношение к людям, обществу и объектам окружающей среды.
Норма поведения – это правило, принятое обществом для координации поведенческой деятельности людей.
Понятие правил поведения. Этикет
Этикет – свод правил и норм общественного поведения, регулирующих межличностные отношения людей. Этикет представляет собой составляющую культуры общества. Он предусматривает сложную структуру отношений, которая формируется между людьми в процессе их взаимодействия.
Этикет в обществе включает в себя такие понятия, как:
- уважительное и покровительственное отношение мужчин к женщинам;
- почтительное обращение к представителям старшего поколения;
- учтивое общение с окружающими людьми;
- соблюдение правил ведения диалога;
- соблюдение норм этикета во время приема пищи;
- выполнение правил относительно требований к одежде (соблюдение дресс-кода).
Придерживаясь этих правил, человек показывает себя приличным и воспитанным собеседником.
Помимо общих правил, существуют и жесткие этические нормы, отличающиеся постоянным характером. К ним можно отнести:
- почтительное обращение учеников и студентов к преподавателям;
- субординация подчиненных по отношению к руководящему составу;
- соблюдение правил приличия в общественных местах, во время деловых собраний и конференций.
Поведение, как отражение поступков человека
Поведение человека можно классифицировать на такие виды:
- Демонстративное – стремление привлечь внимание к собственной персоне посредством совершения демонстративных поступков.
- Ответственное – добросовестное выполнение всех обязанностей и обязательств, возложенных на человека.
- Шефствующее поведение – действия, направленные на благо людей, при которых не предусматривается ответных действий (бескорыстная помощь).
- Внутреннее поведение – мыслительная деятельность человека, его решения, вера и ценности.
Существуют и другие формы поведения, определение которых характеризуется более сложной структурой:
- Девиантное – определяется как резко негативное поведение, отход от норм поведения человека в обществе. Чаще всего такое поведение влечет за собой применение наказания по отношению к такой личности.
- Конформное – безразличие к происходящему вокруг, отсутствие стремления к самостоятельному принятию решений, бездумное следование за другими в своих поступках.
Поведение человека можно разделить на следующие категории:
- Свойственное ему с рождения – врожденные качества и инстинкты.
- Приобретенное в процессе жизни – действия, которые совершает человек, отталкиваясь от своих моральных принципов и воспитания.
- Преднамеренное – поведение, совершаемое на сознательном уровне (осознанное).
- Неосознанное – поступки, которые совершает человек, носят глубинный психологический характер.
Общественное мнение, как реакция на поведение человека
Общественное мнение представляет собой механизм воздействия, при помощи которого общество оказывает влияние на поведение каждого отдельно взятого человека. Это понятие включает в себя все виды социального взаимодействия, такие как обычаи, обряды и традиции, а также нормы поведения, соблюдение которых является негласным правилом для многих людей. Такие формы взаимодействия способствуют формированию общественного мнения, которое является регулятором взаимоотношений людей в разных жизненных сферах.
С позиции этики, основным критерием воздействия на поведение человека является общественное мнение, а не его личные взгляды. Мнение социума включает в себя общепринятые моральные принципы и категории.
В противовес общественному мнению существует свобода выбора. Это означает, что поведение человека – это его личное дело. Но придерживаться моральных норм обязан каждый.
Общественное мнение имеет большое влияние на формирование характера и поведения индивида в обществе. По поведению человека можно безошибочно определить его отношение к окружающему миру и собственной личности.
Правила хорошего тона для мужчин
Интеллигентный мужчина должен быть одет со вкусом и соответственно случаю. Его общение с женским полом сопровождается спокойной речью без грубости и резкого тона. Он всегда готов помочь женщине вне зависимости от того, является ли она ему близким человеком или нет. Для него не трудно подать женщине или девушке руку при выходе из транспорта, помочь донести соседке тяжелые сумки до двери, открыть перед ней дверь при входе в помещение и т. п.
Мужчине необходимо проявлять внимание к потребностям женщины. Но и при общении с другими мужчинами он должен быть вежливым, не проявлять своего превосходства и не хвалить себя. Решать все спорные вопросы он должен деликатно, избегая возникновения конфликтных ситуаций.
Ему присуще врожденное чувство справедливости по отношению ко всем людям, независимо от ранга и статуса в обществе. Он ценит труд, время и силы других людей, ему присуще чувство собственного достоинства и уважительное отношение к окружающим.
Главные правила, которые необходимо соблюдать мужчине:
- Приглашая кого-либо в кафе или ресторан, этим мужчина подразумевает, что он готов взять все расходы на себя.
- Во время прогулки с женщиной мужчина должен идти слева от нее. Справа могут находиться только те, кто является военными, чтобы иметь возможность отдать честь, если возникнет необходимость.
- Женщина всегда должна заходить в помещение первой, а мужчина должен пропустить ее вперед.
- Выйдя из машины, мужчина обязан открыть дверь женщине и подать ей руку.
- Мужчине следует помочь женщине одеть верхнюю одежду перед выходом из помещения и подержать дамскую сумочку при надобности.
Строгое соблюдение человеком установленных норм поведения характеризует его как сознательного и ответственного индивида.
Этикет для женщин
Для представительниц прекрасного пола существуют свои общие правила поведения. Женщина должна уметь преподнести себя. Под этим умением подразумевается соблюдение женской манеры поведения и общения, умение одеться красиво и со вкусом.
Она должна уметь выстраивать диалог, проявлять тактичность и уважение к окружающим. Женщина должна держать ровной осанку и уметь грациозно ходить. Она должна уметь правильно оказывать мужчинам знаки внимания.
Фривольное поведение не присуще воспитанной женщине: открытый флирт и навязчивость будут неуместными в общении с мужчинами и могут вызвать негативную реакцию.
При общении с мужчиной женщине необходимо быть вежливой и тактичной, но при этом соблюдать дистанцию и знать свои права. Она имеет право отказаться от навязчивых ухаживаний и дать мужчине понять, что он переходит допустимые границы.
Женщины, склонные к бурному проявлению эмоций, должны уметь в нужный момент сдержать их и скрыть свое негативное отношение к чему-либо: не использовать нецензурную лексику и повышенный тон в разговоре. В отдельных случаях сильное проявление радостных эмоций также считается дурным тоном.
Правила для женщин:
- Не рекомендуется находиться в помещении в варежках и шапке, но в перчатках и шляпе разрешается.
- Яркий и вызывающий make-up необходимо наносить только для похода на вечеринку.
- Важным моментом является правильное использование парфюмов: если женщина чувствует аромат своих духов, это говорит о том, что их много.
- Следует грамотно подбирать и сочетать украшения. Кольца недопустимо надевать поверх перчаток, но разрешается носить браслет. Наибольшее количество украшений (в т. ч. и декоративных пуговиц) должно составлять не более 13 предметов.
Нормы поведения для детей
Родителям следует обратить внимание на тот факт, что дети во всем стремятся подражать им (осознанно или нет) и перенимают родительскую модель поведения. В связи с этим родителям необходимо подавать хороший пример своим детям, с осторожностью делая замечания и координируя их поведение в общественных местах и на детских площадках.
Для детей возрастом 2-2,5 года свойственно с радостью приветствовать окружающих. Подобное поведение необходимо поощрять. Играя на детской площадке с ребенком, можно предложить детям обменяться игрушками ненадолго. Таким образом, детям будет легче научиться делиться и спрашивать разрешение, чтобы поиграть чужими игрушками.
medru.su
Как объясняется поведение других людей
Довольно трудно найти обоснование тому, почему люди действуют так, а не иначе. Несмотря на это, человек снова и снова пытается объяснять поведение других людей. Полезно будет вспомнить популярную теорию Соломона Аша о составлении впечатления, в которой рассматриваются центральные черты, на основе которых можно анализировать замеченные особенности. Это похоже на внутреннее ощущение того, что определенные особенности могут следовать одна за другой.
Дж. Брунер и Р. Тагиури рассматривали способность людей руководствоваться внутренним ощущением при определении характерных черт в контексте имплицитной теории личности. Люди знают, что определенные черты могут сочетаться; например, считается невежливо прерывать говорящего, поэтому в существующей у индивида имплицитной теории личности прерывание собеседника и грубость «сочетаются».
Существует большое количество возможных комбинаций трех составляющих – постоянство, своеобразие, консенсус.
- Доказано, что если индивид демонстрирует в своих поступках высокое постоянство при высоком своеобразии и низком консенсусе, то окружающими это расценивается как личностная (внутренняя) атрибуция (приписывание внутренней причины тому или иному поведению).
- Ситуативная (внешняя) атрибуция (приписывание причин действий особенностям ситуации) имеет место в случае поступков с низким уровнем постоянства и своеобразия при высоком уровне консенсуса.
Постоянная ошибка, свойственная всем людям, называется основной ошибкой атрибуции. Она заключается в том, что, как правило, люди недооценивают роль внешних факторов в ходе оценки чьих-либо повадок. Это происходит потому, что, не располагая достаточной информацией об этом индивиде и его действиях в различных ситуациях, человек придает слишком большое значение личностному фактору.
Людям также свойственно считать, что внешние обстоятельства больше влияют на их собственную манерность, чем на поступки других людей. Скорее всего, это связано именно с тем, что о себе человек наверняка знает намного больше, чем о других. Успехи человек приписывает личным качествам, а неудачи – внешним обстоятельствам. По отношению к другим людям считается наоборот.
Исследование Л. Фестингера и Дж. Карлсмита
Л. Фестингер и Дж. Карлсмит провели классическое научное исследование: они поручили испытуемым выполнять некую скучную и даже нудную работу, после чего дали им деньги и попросили сказать другим людям, что она была очень интересной. Наблюдение велось за двумя группами. В первой группе каждому испытуемому заплатили по одному доллару, во второй – по 20 долларов.
Это исследование наглядно продемонстрировало наличие так называемого когнитивного диссонанса – процесса изменения взглядов, с тем, чтобы они соответствовали поступкам. Получившие один доллар сделали вывод, что, раз им заплатили так мало, значит, работа не была такой скучной. По мере увеличения суммы люди воспринимали задачу как нечто вступающее в противоречие с их взглядами.
перейти наверхКогнитивный диссонанс может много поведать человеку о нем самом и вовлечь в процесс самоатрибуции. Дэрил Бэм разработал теорию самовосприятия, в которой утверждается, что сделать выводы о собственном поведении можно, наблюдая за другими людьми. Тут действует тот же механизм. Если возникает диссонанс между поступками и убеждениями, люди склонны менять последние, так как обычно используют наблюдения за внешними проявлениями своих действий как средство проверки своих убеждений.
Моторные симптомы
Интернет-журнал psytheater.com выделяет такие шаблонные моторные симптомы, которые часто наблюдаются у людей:
- Тики – повторяющиеся движения, затрагивающие определенную группу мышц, нерегулярного характера.
- Манерность – повторяющиеся движения как следствие желания исполнить некий ритуал, имеет целевое функциональное назначение.
- Стереотипии – регулярные и повторяющиеся движения без какого-либо целевого назначения (схожи с привычками).
- Принятие поз – занимание человеком определенной позы, которая не имеет или имеет какой-то смысл.
- Эхопраксия – копирование чужих действий.
Поступки человека многообразны. Ежедневно общаясь с окружающими, каждый интуитивно пытается объяснить для себя их действия.
psytheater.com
понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения :: SYL.ru
Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?
Поведение, как моральная категория
Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.
Понятие линии поведения
Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.
Понятие правил поведения, этикет
Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:
- вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
- чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
- правильные формы повседневного общения с окружающими;
- нормы и правила ведения диалога;
- нахождение за обеденным столом;
- обхождение с гостями;
- выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).
Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.
- Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
- Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
- Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.
Психология как наука о поведении
Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.
Поведение, как отражение поступков человека
В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.
- Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
- Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
- Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
- Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.
Есть и другие, более сложные виды поведения.
- Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
- Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.
Характеристика поведения
Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.
- Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
- Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
- Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
- Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
- Также поведение бывает осознанным и неосознанным.
Нормы поведения
Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.
Воспитание подрастающего поколения
Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:
- как вести себя в школе;
- как себя вести на улице;
- как себя вести в компании;
- как вести себя в городском транспорте;
- как нужно вести себя в гостях.
Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.
Общественное мнение как реакция на поведение человека
Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.
Оценка поведения человека
Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.
Золотое правило поведения
Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.
www.syl.ru
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?
- ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
- — внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы др. людей, коллективов, групп, всего об-ва. Человеческое поведение приобретает соц. смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредствованно включено в общение с др. людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или же когда оно направлено на определенные соц. объекты, напр. соц. ин-ты, организации, общности. При этом, разумеется, речь может идти лишь об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в к-рых субъект поведения участвует как разумное существо, относящееся к своим действиям достаточно осознанно. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано: орудийной деятельностью, использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей ради достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека, будучи исторически обусловленными и многообразными, постоянно развиваются. Следовательно, в широком смысле любое проявление человеческого поведения является в своей основе соц., т. е. личностным. Иногда термин «соц. поведение личности» неправомерно отождествляют с понятием «деятельность». Но П.л. — внешне наблюдаемая сторона деятельности, ее проявления. Содержание же деятельности может быть понятно только при глубоком проникновении во внутреннюю его суть. Сущность человека заключается в том, насколько наблюдаемая деятельность освоена или, говоря словами К. Маркса, присвоена субъектом, т. е. не навязана извне, не является вынужденной или чуждой, демонстрируемой «для других», показной, формально исполняемой, отчужденной. П.л., коль скоро оно затрагивает интересы др. людей, коллективов, об-ва в целом, подлежит политич., нравственной, а иногда и правовой оценке в случае, если соответствующие действия нормируются законом. Классовая, обществ.-заинтересованная оценка и самооценка соц. поведения — решающие инструменты соц. контроля и самоконтроля общей направленности П.л. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Качан М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979; Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М, 1983-1985; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного введения. М, 1988. В.А. Ядов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.
- ПОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
- ПОВЕДЕНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
Смотреть что такое «ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — внешнее проявление деятельности, в к рой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему… … Российская социологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ — (от франц. role роль) поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, к рую она играет в соответствии с этим статусом. Согласно ролевой теории, основы к рой заложили Дж. Мид и Р. Линтон, с каждым соц. положением (статусом) … Российская социологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ — (в конфликте) – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативных последствий конфликта. П. к. (в к.) зависит от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Поведение — (ст.слав. – по ведать) – внешняя форма активности человека (по достижению цели) на протяжении относительно длительного времени. Поведение – это совокупность поступков и действий, объединенных единым стилем, совершаемых согласно убеждениям,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Поведение репродуктивное — система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Синонимами репродуктивного поведения являются термины генеративное поведение и прокреативное поведение. Понятие репродуктивное поведение … Экология человека
поведение девиантное — (от лат. deviato отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин .в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия
поведение отклоняющееся — (поведение девиантное) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное… … Большая психологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
Поведение политическое — форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое… … Политология. Словарь.
sociologicheskaya.academic.ru
Поведение человека
Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.
Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:
- внутреннее и внешнее;
- врожденное и приобретенное;
- намеренное и непреднамеренное;
- осознанное и неосознанное и др.
Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.
Социальное поведение человека
Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.
Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.
В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.
Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.
Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.
Другие классификации
Согласно другим параметрам поведение разделяют на:
- врожденное;
- приобретенное;
- творческое.
В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.
Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.
Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.
Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.
Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.
1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.
2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.
При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.
3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.
4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.
5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.
6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.
7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.
Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.
Социологические теории
Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)
Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.
Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.
Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.
Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.
Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.
Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.
Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.
Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.
Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна
stanzdorovei.ru