Правила работы с песком в песочной терапии – Песочная терапия в практике.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ | Социальная сеть работников образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методические материалы

курсов повышения квалификации психологов

«Современные психотехнологии:

основы юнгианской песочной терапии»

хозрасчетная основа обучения

Автор-составитель: Сакович Наталья Александровна

ведущий психолог Отдела прикладной педагогической психологии АПО г.Минск, Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член международной ассоциации Sandplay, член Российской Ассоциации Арт-терапии, член Белорусской Ассоциации психотерапевтов.

Минск 2007


Метод sandplay (дословно — песочная игра) очень мало известен в Белоруссии. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый — ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала человека со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия. Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь — всё, что присутствовало в религии навахо, доставшимся им в наследие от предков, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого человека на песочной картине воссоздавался предок ясновидца. Картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы отображают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами.

Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования ― это метод  диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт  материала и набора миниатюрных объектов.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Источниками концепции песочной психотерапии стали опыт и работы М. Ловенфельд, Д. Калфф, К. Г. Юнга,  и др.

В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми клиентами.

Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “…мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур… Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью” (Фрейд А. Фрейд З., 1995).

Примерно в 40-х годах в Швеции появился “Тест мира”, разработанный Шарлоттой Бюлер или, так называемый, “Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии, несколько позже, в работе с детьми начала использоваться «Техника Мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из теста мира. В 30-40-х годах Дора Калф на психологическом конгрессе познакомилась с М. Ловенфельд. Она увидела в «Технике Мира» большой потенциал, но должна была быть проделана большая работа по оформлению игры в психологическую технологию.

Дорой М. Калф на основе «Техники Мира» был разработан и теоретически обоснован  терапевтический метод – Sandplay. Вначале он использовался как игра в песок для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми и получил название песочной терапии. Клиенты разыгрывают свои фантазии, мечты, желания в песке при помощи символических объектов. Это стало дополнением к технике активного воображения К.Юнга.

Самый важный аспект sandplay, это то, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективной психики. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком открывает “внутреннего ребенка”. К. Юнг: “Тема ребенка, это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель – жить” [  ].

Дора Калфф установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком (подносом) песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография “Сэндплэй”[  ].

Дора Калфф полностью посвятила себя сэндплэю и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться в руках таких же самоотверженных последователей.

Обустройство места песочной терапии

Как только принято решение, что Песочная терапия – это то, чем Вы хотели бы заниматься, пришло время обустроить рабочее пространство и собирать необходимые материалы.

Многие психологи объясняют свое невнимание к песочной терапии неадекватностью рабочего пространства или недостаточным бюджетом. На самом деле можно начать с минимального пространства и расходов. Основные материалы, которые должны быть — песок, один или два подноса для песка, некоторые миниатюрные объекты, арт и строительные материалы, кувшин для воды, фотоаппарат, маленький стол, и несколько полок или контейнеров для хранения объектов.

В процессе введения Песочной терапии в вашу практику важно потратить некоторое время на знакомство с книгами и статьями по данной теме. Рекомендованный список литературы включен в эти материалы Так же рекомендуется поучаствовать в обучающих мастер-классах или пройти курсы повышения квалификации, способствующих квалифицированному использованию Песочной терапии. Предпочтительно, чтобы мастер-классы были основаны на опыте, давая возможность испытать себя в роли и клиента и психолога. Изучение будет на более глубоком уровне, если вы фактически участвуете в Песочной терапии. Это поможет определить, является ли Песочная терапия подходящим для вас инструментом, который  дополнит уже существующие методы.


Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-р1ау») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо. Ящик можно заменить и пластмассовой псочницей.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей.

Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.

После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает

сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.

Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:

— Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.

— Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15-20 минут занятий.

— Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педагогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи.

— Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.

— Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

— Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них.

— Стабилизировать психоэмоциональное состояние.                       

Техника «Автопортретные изображения для игры с песочницей» Л. Джин Лей и Джин Хаузи (L. Jean Ley and Jean Howze)

Предлагаемую технику можно использовать в работе с детьми и взрослыми, парами и семьями, а также в группах. Она не требует значительных расходов и очень эффективна. Впервые примененная в детском саду, для того чтобы вовлечь детей в игру с песочницей, впоследствии эта техника была использована нами и в клинической работе. Дополнение игры в песочнице фигуркой, изготовленной из фотографии клиента, оказывает на него сильное воздействие: повышает самооценку и позволяет ему (а также семье или группе) увидеть, насколько гармонично он включен в окружающую среду. Эти же фигурки можно применять в играх на полу и в сочетании с куклами.

Описание техники

Создавать необходимые фигурки несложно. Для этого понадобятся фотоаппарат («Поляроид» не годится), материал, позволяющий заламинировать вырезанную фигуру (можно воспользоваться услугами пунктов по ламинированию) и квадратные деревянные блоки (размер граней — два с половиной сантиметра). Сначала мы опишем технику индивидуальной работы, а затем — технику работы с группами и семьями.

Первым делом следует сфотографировать клиента во весь рост Иногда клиент предпочитает фотографироваться сидя, и этому противиться не надо. В целях экономии в группе лучше фотографировать детей попарно. При индивидуальной работе лучше сделать два снимка, чтобы клиент мог выбрать тот, который ему понравится больше. Некоторые предпочитают иметь сразу два фотографических изображения: одно в положении стоя, другое — сидя; в некоторых случаях, поиграв с такими фигурками в песочнице, ребенок может захотеть воспользоваться еще одной фигуркой, изображающей его в более динамичной позе. Если в психотерапевтическом кабинете нет фотоаппарата, попросите клиента принести свой Когда снимок будет готов, осторожно вырежьте фигуру клиента и заламинируйте ее (это можно сделать в большинстве копировальных центров; там же нередко можно купить и материалы для самостоятельного ламинирования). Зала-минированную фигуру укрепите на деревянной подставке. Теперь она сможет стоять самостоятельно и готова к игре.

Клиент может включать автопортретное изображение в песочные композиции и играть с ним на полу вместе с другими предметами. Некоторым клиентам такая игра поначалу может показаться сложной, им потребуется определенное время, прежде чем они смогут пользоваться своим изображением. Другие начинают играть сразу, но у них сложности возникают впоследствии, и фигурка может оказаться в стороне без дела. Можно изготовить фигурки других членов семьи ребенка. Многие клиенты (особенно дети) любят приносить фотографии домашних животных для того, чтобы создать из них фигурки и затем использовать в игре. Иногда они приносят фотографии своих друзей, любимого родственника и т д. Один мальчик, например, все время использовал изображение своего любимого покойного дяди в роли своеобразного «свидетеля».

В группе клиенты обычно пользуются одним или двумя автопортретными изображениями. Дети могут вместе играть в песочнице, что предполагает активную групповую динамику, но в то же время и возможность для каждого дистанцироваться за счет наличия индивидуального «пространства», обозначенного собственным изображением. В этой ситуации возникает почва для связанного с проблемами в их отношениях диалога двух или более участников. По мере того как между детьми возникает больше доверия, они могут спрашивать друг У друга разрешения установить свои фигурки на чужой «территории»; это связано с их попыткой выступить в роли помощников или защитников других участников.

На сеансах семейной психотерапии каждому члену семьи необходимо иметь хотя бы по одному автопортретному изображению, которое будет включаться в общую либо индивидуальную композицию Иногда клиенты испытывают затруднения, и им необходимо сначала воспользоваться традиционным набором фигурок и предметов, применяемых в игре с песочницей. Отношения в семье нередко становятся более понятными; иногда члены семьи могут взаимодействовать друг с другом посредством своих изображений, видеть, какое место они занимают в композиции и какие роли исполняют. Кроме того, важную информацию можно получить, обращая внимание на особенности самих образов, например, на то, кто из членов семьи использует свое изображение в положении сидя, а кто — стоя и почему, кто из них на фотографии смотрит в камеру, а кто — нет, кто неподвижен, а кто изображен в более динамичной позе, кто хмурится, а кто улыбается или дурачится и т д. В ходе работы, по мере изменения характера отношений между членами семьи, они могут выражать желание заменить свое прежнее изображение на новое

Чтобы подчеркнуть конфиденциальный характер автопортретных изображений, их следует хранить отдельно от остального набора фигур, используемых в игре с песочницей. Иногда можно предложить ребенку изготовить из небольшой коробки свой «дом», в котором фигурка сможет жить между занятиями. Наличие «дома» дает ребенку ощущение защищенности, что особенно важно в работе с детьми, подвергавшимися насилию, и детьми из семей, нарушающих границы «Я» ребенка. Сказанное в некоторой мере может быть справедливым и для взрослых клиентов, хотя они обычно избегают пользоваться «домом».

Показания и рекомендации к применению

Данную технику в сочетании с песочной терапией можно использовать в самых разных ситуациях Исключение составляют лишь случаи полной неспособности клиента к созданию композиций, включающих автопортретное изображение. Иногда необходима продолжительная работа, направленная на укрепление идентичности ребенка, чувства личной безопасности и повышение его самооценки.

Использование автопортретных изображений помогает решать целый комплекс вопросов о взаимоотношениях клиента с близкими людьми и зависимости от них, а также о проблемах самоопределения. В случае пережитой клиентом тяжелой психической травмы применение таких изображений поначалу бывает затруднительно, однако со временем может стать важным фактором укрепления его психической устойчивости и самостоятельности. В тех случаях, когда психическая травма произошла сравнительно давно, бывает полезно воспользоваться фотографиями клиента, сделанными в период пережитой травмы. При работе с чувством утраты, изображение клиента может быть использовано для построения диалогов между ним и ушедшим человеком. Подобные изображения могут использоваться в работе с клиентами, склонными к самодеструктивным действиям. Они получают возможность «выплеснуть» агрессивные переживания на свое изображение, не причиняя себе ущерба. Психотерапевт, однако, должен хорошо понимать особенности состояния и ритуальных действий клиента, связанных с разрушением им собственного образа. Если клиент не до конца готов к игре с автопортретным изображением, подобные манипуляции причинят ему больше вреда, чем пользы.

В работе с клиентами, пережившими психическую травму в результате насилия, при их достаточной готовности можно использовать изображение насильника. Если его фотография отсутствует, клиент может вырезать из журнала фотографию похожего на него человека. Затем клиент может совершить «акт возмездия» и обрести внутреннюю устойчивость, не подвергая себя и других реальной опасности. Если клиенту предстоит увидеть своего обидчиёка в суде или участвовать в опознании преступника, он может сначала «прожить» эту ситуацию, играя в песочнице.

Предлагаемая техника может с успехом применяться с детьми. Они всегда способны творчески использовать предоставленные им возможности и могут по-своему использовать фигурки. Они получают глубокое удовлетворение, ощущение своей значимости и способности к самостоятельному решению проблем. Взрослые, как правило, более скованны, однако и для многих из них применение данной техники оказывается весьма полезным. Она также может выполнять диагностическую функцию, если психотерапевт обращает внимание на особенности выбора и использования клиентом своего образа.


Малый лексикон юнгианских терминов

Анима.

Внутренняя феминная сторона мужчины. Бессознательный архетипный образ женщины.

К.Г.Юнг: « Каждый мужчина носит в себе образ женщины, причем не только матери, но и дочери, сестры, возлюбленной и богини. Каждая мать и каждая возлюбленная становиться вместилищем и носителем этого нестареющего символа».

Анимус.

Внутренняя маскулинная сторона женщины. Бессознательный архетипный образ мужчины.

К.Г.Юнг: «Анимус – разум и душа. Он соответствует отцовскому Логосу, так же как Анима материнскому Эросу». Может быть позитивным  в качестве моста между женским Эго и ее собственными творческими ресурсами.

Архетип.

Примитивные структурные элементы человеческого Психе. Архетипы незаметны, но их воздействие прослеживается в архетипных образах и мотивах. Архетипные образы – универсальные установки или мотивы, которые происходят от коллективного бессознательного. Они являются базисом для первоистоков религий, мифов, легенд и сказок.

К.Г.Юнг: « Архетип выражает себя в метафорах. И если в этом свете мы будем говорить о солнце и индентифицировать с ним льва, короля, груду золота, охраняемую драконом или силу, которая дает жизнь и здорорвье человеку, то это не будет ни то, ни другое, но нечто неизвестное, что более или менее адекватно выражается во ВСЕХ этих ставнениях. Это не может уместиться в рамках формулы». На личностном уровне архетипные установки и мотивы являются утановками мышления или поведения, что свойственно человечеству всегда и везде. Они возникают в снах, видениях и других выражениях бессознательного.

Комплексы.

Эмоционально заряженные группы идей или образов. Юнг делает акцент на то, что Комплексы сами по себе не являются  негативными, хотя их эффекты часто бывают таковыми. К.Г.Юнг: «Комплексы могут пересекаться с намерениями воли и мешать нашим сознательным действиям. Они появляются и исчезают по своим собственным законам. Они могут преследовать сознательное и воздействовать на речь и поступки в бессознательной форме». Вместо «здравого смысла» человек руководствуется тем, что говорят ему комплексы.

Личность (Self).

Архетип целостности. Регулирующий центр Психе. Сила целостности, которая выходит за  рамки Эго. К.Г.Юнг: «Личность соответствует целому рангу психических феноменов человека. Она выражает единость личности в целом. Личность не только центр, но так же целое окружение, которое охватывает и сознательное, и бессознательное. Это – центр данной совокупности, так же как Эго – центр сознательного».

Персона.

Это «Я». Обычно наши идеальные черты, которые мы представляем миру. Первоначально слово Персона обозначало маску, носимую актерами античного театра, для обозначения роли, которую они играли. К.Г.Юнг: «Персона – функциональный Комплекс, появляющийся по причинам адаптации или личного удобства. Персона – это то, чем в реальности человек не является, но то, как он, так же как и другие, себя воспринимает». Сильное Эго обладает гибкой персоной.

Тень.

Скрываемые или бессознательные аспекты личности человека, и хорошие, и плохие, но такие, которые Эго либо подавляет, либо никогда не признает. Тень в основном состоит из подавленных желаний и некультурных импульсов, морально недоброкачественных мотивов, детских фантазий и обид. Мы НЕ гордимся всеми этими вещами, и часто мы находим это в других посредством проекций. К.Г.Юнг: «Осознание нашей Тени вовлекает в себя распознавание темных аспектов личности как присутствующих в действительности». « Тень – просто что-то недоброкачественное, примитивное, неадаптированное и неуклюжее, но не совершенно плохое. Она даже содержит некоторые детские и примитивные качества, которые могли бы в своем роде визуализировать и украсить человеческое существование, но – условности запрещают».

Эго.

Центр личного сознательного. Сильное Эго может быть объективно связано с активацией объективного бессознательного. Эго – центральный комплекс бессознательного, и сильное Эго может избежать идентификации с ним. Юнг говорит, что знание «личности» Эго часто запутывает понимание самого себя. К.Г.Юнг: «Любой, обладающий  Эго-сознательным  считает, что он знает самого себя.  Но, Эго знает только свое содержимое, а не бессознательное и его содержимое. В таком случае  Психе ведет себя как тело, о физиологической и анатомической структуре которой человек обычно знает очень мало».

Три слоя Сознательного/ Бессознательного:

Личностное сознательное – то, в чем мы все уверены, в настоящем и прошлом.

Личностное бессознательное – то, в чем мы не уверены, но каждый в СВОЕМ, в настоящем и в прошлом.

Коллективное бессознательное – разделяемое бессознательное человечества. Слой Психе, содержащий наследственные коллективные сведения. Отсюда проистекают Архетипы, например универсальная потребность человека в религии ит.п..

Психе.

Обобщение всех наших психологических процессов, сознательных и бессознательных.


Индивидуальная регистрационная форма

ФИО____________________________________Поднос______Песок (сухой, влажный)

Дата______Время_____Название___________________

Объекты

Вербальные и невербальные реакции клиента

Карта


Коментарий__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              


Список рекомендованной литературы

  1. Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. (2000). Sandplay therapi. W.W.Norton and Company. London..
  2. Kalff, Dora. (1980). Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica: Sigo Press.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. СПб., 2002 г.
  4. К.Г.Юнг Психология бессознательного, М., 1998 г.
  5. К.Г.Юнг Человек и его символы, М., 1998 г.
  6. Мария фон Франц Алхимия СПб., 2000 г.
  7. Мария фон Франц Прорицание и синхрония. СПб., 2000 г.
  8. Мария фон Франц Психология волшебной сказки. СПб., 2000 г.
  9. Нойман Эрих Происхождение сознания. СПб., 1998 г.
  10. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999 г.
  11. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. Питер, СПб – 2001

nsportal.ru

«Техника песочного рисования или игры с песком». — Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Цель: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи: познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

 

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная техника.

В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка.

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Положительные моменты в работе с песком.

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Оборудование:

Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Цель: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят

, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – настройка на работу с песком, расслабление

Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться — посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице «свой мир». Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Сегодня мы остановимся на познавательных и психопрофилактических играх.

Игра «Необычные следы»

Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. 

«Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. 

«Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Обучающие игры.

Упражнение «Синхронное рисование»

Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.

Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Например: «Давай нарисуем с замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»

Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.

Игра «Составь предложение»

Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

Игра «Найди отличие»

Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Картотека обучающих и развивающих песочных игр разнообразна.

Психопрофилактические игры

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Рисование круга и его украшение можно сравнить с созданием мандалы, считается, что создавая мандалу человек успокаивается, процесс сравним с медитацией, что будет очень полезно для тревожных, агрессивных, неуверенных в себе и гиперактивных детей. Мандала может создаваться как с сухим песком, так и с мокрым.

Игра «Победитель злости»

Каждый человек, в том числе и маленький ребенок имеет право на отрицательные эмоции, такие как злость, обида, страх и прочее. Однако, в обществе принято их сдерживать и не высказывать открыто, чему мы и пытаемся научиться сами и учим других. На сама деле достаточно правильно выплеснуть негативные эмоции и избавиться от них. Данная игра как раз учит детей правильно выплескивать свою злость.

Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает? Что случается с тобой, когда ты сердишься? Что говорят тебе взрослые, когда ты сердишься?

Твое плохое настроение может заставить говорить и делать тебя то, что может огорчить и расстроить взрослых. Давай поиграем с тобой в игру, которая поможет тебе «сердиться правильно» чтобы не обижать других. Давай с помощью мокрого песка вылепим с тобой злость, а потом ее победим».

Сначала взрослый, а потом и ребенок вылепливают из мокрого песка шар, рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».

Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребёнок может комментировать весь процесс изготовления «шара — злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней — успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». Если ребенок желает, он может создать радость на песке (украшая свои отпечатки).

Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы.

Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.

Педагог (П) ставит на стол пустую банку.

П: Это не просто банка. Это — чаша Вашей жизни. 
Педагог бросает в банку несколько мячиков. 

Оставшимися мячиками предлагает участникам МК наполнить банку настолько, насколько это возможно.


П: Как Вы думаете, эта банка полная? 
— Да, полная! 
П: Вам правда так кажется? 
Педагог  достаёт  мешочек  с  камушками и высыпает их в банку. И они туда поместились.
П: А сейчас эта банка полная? 
— Ну, теперь точно полная! 
П: Неужели?!
Тогда педагог достаёт песок и высыпает его в банку, и он тоже поместился. 
П: А теперь? 
— Теперь-то уж точно полная! 
П: Вы правда так думаете? 
Тогда педагог достаёт две чашки кофе и выливает их в банку и они тоже поместились. 

П: Что это все может значить? 
— Может быть, не важно,  на сколько полна Ваша жизнь, в ней всегда есть место для чего-то нового? 
П: Не совсем правильно.

Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок — самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

П: Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.

Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, — уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным …?

Я советую вам начинать с самого основного — наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.

П: Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? (ответы)

П: Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, — у вас всегда найдётся свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим близким человеком. Помните об этом! А чем полна ваша чаша жизни?!…

Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни. Пожалуйста, примите на память скромные сувениры-песочные часы. Будьте счастливы!

 

kargashilova.ru

Коррекционная программа «песочная терапия»

Коррекционно-развивающая программа для подростков

по стабилизации психоэмоционального состояния с использованием песочной терапии

«Волшебство в песочнице»

Актуальность программы

По данным исследователей в области психологии в последние 10-летия увеличилось количество детей, у которых отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция становится актуальной.

Проблема детской тревожности, агрессивности является актуальной и для нашего образовательного учреждения. Особенно тревожность выражена в период адаптации учащихся к новым социальным условиям ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им.Н.Ф.Катанова» (далее гимназии-интернат). Как правило, тревожные дети часто имеют низкую самооценку, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к неудачам, остро реагируют на них и могут отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

В связи с этим появилась необходимость в работе с детьми с высокой тревожностью, с психоэмоциональным напряжением и с низкой самооценкой. В ходе психокоррекционных занятий будет использован метод песочной терапии. Данный развивающий метод направлен на разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и психологической песочницы. Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.

Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей — это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое внутреннее беспокойство. Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на них
со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и т.д.

Песочная терапия является ценным инструментом психолога образовательного учреждения. Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи.

В связи с этим была разработана коррекционно-развивающая программа по снятию психоэмоционального напряжения, включающая в себя 8 занятий по 30-45 минут 1 раз в неделю.

Возрастная группа 11-15 лет.

Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья школьников, проявление у детей позитивного образа «Я», повышение уровня уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и чувства, решает такие проблемы у детей, как страхи, агрессию, трудности привыкания ребенка к новым условиям.

Противопоказания для песочной терапии:

— уровень тревожности очень высок;

— аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;

— кожные заболевания и порезы на руках.

Цель: гармонизация эмоциональной сферы.

Задачи:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Снижение психофизического напряжения.

Актуализация эмоций, развитие умения выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами

Развитие фантазии, творческого и критического мышления.

Развитие самооценки.

Основной метод работы – песочная терапия

Этапы работы

Ориентировочный

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Завершающий.

Форма занятий:

Групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Игры, упражнения, арттерапия, сказкотерапия.

Критерии отбора в группу

  1. Наличие конфликтных тенденций в поведении учащихся в течение нескольких месяцев, которые отмечаются педагогами, родителями, одноклассниками.

  2. По итогам диагностических мероприятий.

  3. Жалобы родителей, педагогов на повышенную тревожность, неуверенность ребенка.

Общие принципы взаимодействия с клиентом

1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и безопасно. Исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие внешнего вида человека, его физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности консультирования. В песочной терапии мы принимаем все действия учащегося в песочнице.

3. Принцип «доступности информации»

Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для учащегося.

4. Принцип «конкретизации»

Согласно данному принципу, психолог стремится понять истинную причину обращения за консультацией. Часто в консультативной практике заявляемая учащимся причина обращения не является истинной.

5. Принцип «ориентации на потенциальный ресурс клиента»

Рассматривая проблему ребенка, параллельно психолог исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым, что нового он приобрел, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу работы, ориентируясь на ресурс учащегося.

6. Принцип «интегрированности в социальную среду»

Если в процессе психологической работы изменения происходят резко, учащийся становится дезадаптированным. Данный принцип предполагает заботу о ребенке не только в кабинете психолога, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит ребенка к возможным изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотрение проблем ребенка в системе его социальных отношений.

Структура программы

План занятий представлен в таблице 1.

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг — демонстрация песочницы,

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок,

Третий шаг – знакомство с правилами игры на песке,

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции,

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Ожидаемые результаты

— Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Получение ребенком опыта рефлексии, умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

— Важным показателем эффективности коррекционного воздействия является субъективная оценка участников взаимодействия. Положительные отзывы, чувство удовлетворенности от посещенных занятий являются положительным критерием в оценке эффективности проделанной работы.

— Для администрации и педагогов образовательного учреждения критерием эффективности является соответствие полученных результатов предъявленному запросу.

— Для родителей школьников критерием эффективности будет изменившееся в положительную сторону поведение детей, уменьшение тревожности, агрессии в поведении детей.

— Для педагога-психолога, реализовывавшего данную программу в образовательном учреждении, критерием эффективности будет являться достижение поставленной цели (диагностика на выходе).

Приложение

Общие условия организации работы с «психологической песочницей»:

Для организации песочной терапии потребуется

психологическая песочница;

песок;

вода;

коллекция миниатюрных фигурок.

Символизм пространственного расположение предметов в песочнице

Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.

Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.

Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».

Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.

Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Занятие 1

Тема: «Знакомство с песком»

Цель: установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.

1.Упражнение «Здравствуй, песок».

Инструкция педагога – психолога. Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой? (сухой, шершавый, мягкий..). Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками… Возьмем песок крепко – крепко в руки… потихоньку отпустим его. Берем песок, солим, чем выше, тем лучше; изобразим сухой дождь. Делаем цветок, насыпаем горкой песок, рисуем цветок, опять насыпаем горкой песок, рисуем цветок, получается обьемный цветок.

Существует 2 техники рисования — насыпание, разведение.

2. Упражнение «Учимся рисовать»

Рисуем — 1 пальцем, большим пальцем, ребром ладони, кулаком (сбоку косточки), 2-мя пальцами – круг, дерево, цветок, домик…

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Педагог-психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты?
Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.
— поставь ладонь ребром и выполни те же движения,
— пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,
— сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.
— а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.

Упражнение «Настроение»

Нарисуй на песке свое настроение.

Обсуждение.

Игра «Путешествие по острову»

Рефлексия:
Мы узнали какой песок на ощупь. Что нового узнал ты? Какое у тебя настроение?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 2

Тема: «Мир, в котором я живу»

Цель: диагностика актуального состояния, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.


Педагог-психолог: Сегодня мы познакомимся с фигурками, которые живут в нашей волшебной песочнице. Какой он, твой мир? Кто в нем есть?

Демонстрируем игрушечные фигурки ребенку, даем возможность ему перебирать, рассмотреть каждую.
Далее даем задание построить в песочнице свой мир, таким, каким он чувствуется ребенку, брать и использовать любые фигурки для этого, камушки, материал, растения. Расставить все так, как ему захочется.
По окончании попросить ребенка сказать вслух: «готово».

Психолог: ты построил в песочнице целую картину! Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?). Пытаемся установить взаимосвязь между героями картины. Обращаем внимание на расположение фигурок. Особенно на расположение фигурки самого ребенка. Кто находится рядом, где находится фигурка. Спрашиваем обязательно, какое настроение создает вся картина в целом. Что чувствует ребенок, глядя на свою картину. Если ребенку не очень комфортно, предлагаем изменить картину так, чтобы ему стало комфортно в ней (трансформируем в ресурс). Обращаем внимание на сделанные изменения.
Если в картине ребенка происходит конфликтная ситуация, какие-то бои или напряженная атмосфера и нет ресурсного участка в картине, предлагаем ребенку привнести ресурсный элемент: «Кто же может помочь нашей картине? Может быть найдется добрый помощник?»
Рефлексия:
Сегодня мы с тобой узнали много нового о твоем мире, почувствовали твой мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 3

Тема: «Школа, в которой я учусь»

Цель: диагностика тревожности, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Используем ритуал входа.

Педагог-психолог: Сегодня мы будем в нашей песочнице создавать картину школы, в которой ты учишься. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся.

По окончании работы анализируем картину так же, как мы это делали на 2ом занятии на примере картины мира ребенка. Не забываем найти доброго помощника и исправить картину, если там присутствуют напряженные элементы.

Упражнение «Мое любимое место».

Цель: развитие самостоятельности, осознание ребенком своей роли в семье, своих чувств, развитие умения выражать их словами.

Инструкция. Педагог-психолог просит ребенка построить место в котором он себя чувствует спокойно и хорошо, посмотреть внимательно на миниатюрные игрушки, выбрать необходимые и расположить в песочнице,  придумать название своей композиции. Каждый ребенок строит что-то свое: ферму, дачу, парк и др. Он управляет игрушками, расставляя их меняя место расположение, достраивая и улучшая картину, если это необходимо. В процессе игры педагог- психолог может задавать следующие вопросы:

Кем бы здесь хотел быть ты?

Что ты сейчас чувствуешь? (многие дети не умеют выражать свои чувства, поэтому на первых этапах педагог –психолог называет их сам, давая тем самым ребенку возможность сориентироваться в мире эмоций).

Кто из знакомых, друзей здесь присутствует?

Рефлексия:
Сегодня мы снова тобой узнали много нового о твоем школьном мире, почувствовали его, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 4

Тема: «Моя семья»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог: сегодня в нашей волшебной песочнице мы построим мир для твоей семьи. Рассели всех, кого тебе захочется. Используй различные фигурки и постройки. Как бы ты хотел, чтобы располагались фигурки. Подумай, почувствуй и начинай!

Анализируем песочную картину так же, как и на предыдущих занятиях, узнаем название картины, обращаем внимание на расположение всех фигур, уделяя особое внимание фигуре ребенка. Обнаружив напряженные элементы в картине, предлагаем ребенку изменить сюжет, часть картины или добавить ресурсный персонаж. Добиваемся позитивного изменения картины и получения положительных эмоций ребенком.

Упражнение «Чаепитие»

Цели: проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания ребенком своего места в семье, формирование умения обозначить свои чувства.

Инструкция. Ребенку предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся мелких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить.

В процессе игры ребенку задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог – психолог оказывает помощь, обозначая  существующие эмоции. Впоследствии эта игра может быть использована неоднократно.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали много нового о мире твоей семьи, почувствовали этот мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 5

Тема: «Мои страхи»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Сегодня в нашей волшебной песочнице мы будем заниматься волшебным превращением. Сначала построй страшную картину, покажи то, от чего тебе страшно, то, что тебя пугает. Все-все неприятное, что ты чувствуешь, мы сейчас достанем и выложим в нашей песочнице.Выкладываем…
А так как наша песочница волшебная, то все страшное сейчас растворится и превратится в нестрашное. Все злое превратится в доброе. Но для этого песочнице нужна твоя помощь. Найди и поставь в песочницу фигурку волшебного помощника (ресурсный персонаж). А теперь изменяй все вместе с волшебником.

Расспрашиваем о названии картины в первоначальном варианте и после произошедших изменений. Обращаем внимание на то, чтобы все отрицательные элементы изменились. Просим ребенка проговорить, что он чувствует. Насколько хорошо ему после изменений.

Упражнение «Отдых».

Цели: развитие саморегуляции, осознание и раскрытие личностных ресурсов (навыков и способностей), формирование чувства защищенности.

Инструкция. Работа продолжается с картиной, построенной в ходе упражнения «Мое любимое место». Педагог-психолог, выстраивая взаимодействие с ребенком, меняет направленность работы. Ему задаются вопросы:

Как животные набирают силу?

Что им  в этом помогает?

Как они взаимодействуют друг с другом?

Во время операций с фигурками необходимо обращать внимание на те способы, которые ребенок использует, т.к. в процессе игры он, как правило, воспроизводит тот стиль общения и поведения, который наблюдает в своей семье. Игра может подтолкнуть его к нахождению своего способа взаимодействия с семьей.

После озвучивания ответов может возникнуть ситуация, когда ребенку захочется в картину добавить домик и туда всех спрятать. В данном случае педагог-психолог помогает или установить имеющийся домик, или построить его.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали, что все злое, страшное можно изменить на хорошее и доброе. Мы научились менять зло на добро, и нам помогал добрый волшебник. Он все время был рядом. Мне понравилось наше занятие и у меня радостно внутри. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 6

Упражнение: «Прошлое. Настоящее. Будущее».

«Мое прошлое»

«Мое настоящее»

«Мое будущее»

Рефлексия

1 этап.

Вы побывали в своем прошлом, настоящем, будущем. Что вы увидели? Кто вас окружал? Кто вы? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Какие ощущения испытываете?

2 этап

Обсуждение.

Занятие 7

Тема: «Идеальный мир»

Психолог: Сегодня мы в нашей волшебной песочнице будем строить идеальный мир. Мир, в котором все хорошо, легко, там только добро. Какой этот идеальный мир? Покажи его песочнице.

Также узнаем название картины. Обращаем внимание на расположение фигур. На присвоенное значение элементам. Скорее всего, в этой картине ребенок отразит желаемое, то, чего бы хотелось достичь. То, чего сейчас ему не хватает. По окончании обязательно интересуемся, все так, как он хотел, или добавим еще что-нибудь.

Рефлексия

Сегодня мы строили идеальный, добрый мир. Мы радовались за нашу картину, за персонажей, живущих там. Мы видели добро и красоту. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А у тебя?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 8

Тема: «Острова» (групповое занятие)

Цель: умение взаимодействовать в группе, самовыражение, умение налаживать контакт.

В маленькой песочнице 50х70 см вполне могут разместиться 5-6 участников занятия. Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать, пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

Педагог-психолог: по окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей. Сегодня мы с вами научились общаться без слов, научились чувствовать собеседника и понимать его. Мы построили дружный мир, в котором всем комфортно.

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Использованная литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб.: «Речь», 2000 – 310 с.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игра с песком» — Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2000 – 256 с.

  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь особому ребенку ». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

  5. Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия, Издательствово «Питер» 2001 – 154 с.

infourok.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *