Прием хорошо плохо – Прием «Хорошо-плохо» — Всем учителям

Содержание

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе – EduNeo

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.

Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).

Урок литературного чтения
Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть».

Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
• умения определять проблему;
• умение находить и формулировать пути решения проблемы;
• умение выбирать сильное решение.

Пример на уроке русского языка.

Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да
• Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?
• Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
-Посмотреть в словарь
-Спросить у взрослых
-Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, реки, водовоз, водица,
• Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
• А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет
• Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».

Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.

Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Или пример на уроке математики.
Ученик.
-Что с тобой?
Маша-растеряша.
-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 15 на 5?
Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.
Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умеий: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;

• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

 Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:  Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений(сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий).
Формирует:
• умение описывать объект через имена и значения признаков;
• умение определять по заданным частям модели скрытые части;
• умение составлять внутренний план действий.

Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты.
1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная  черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример (урок “Окружающий мир”)

Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

Данный прием в своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Пример работы ученика

Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

Считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.

 

 

 

 

Другие статьи автора

Статьи по теме

www.eduneo.ru

ХОРОШЕЕ в ПЛОХОМ

Как мы поступаем со всяким гадостями, которые неизбежно встречаются в нашей жизни? Можно поступать по-разному. Можно полностью сконцентрироваться на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, которые, безусловно, есть в современном мире. Этот способ обращения с негативным очень распространен в современном мире. Более того, некоторые люди до такой степени концентрируются на негативном, что сами начинают создавать негатив вокруг себя

В любом негативном событии всегда есть нечто позитивное

Как мы поступаем со всяким гадостями, которые неизбежно встречаются в нашей жизни?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Можно поступать по-разному. Можно полностью сконцентрироваться на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, которые, безусловно, есть в современном мире. Этот способ обращения с негативным очень распространен в современном мире. Более того, некоторые люди до такой степени концентрируются на негативном, что сами начинают создавать негатив вокруг себя.


Но опыт показывает, что в любом негативном событии или явлении всегда есть нечто позитивное. Оставив без внимания банальный «наполовину пустой — наполовину полный стакан», сконцентрируемся на простом приеме, который не позволяет портить нам удовольствие прошлыми и грядущими неприятностями.

Прием заключается в том, что в случившемся или ожидаемом неприятном событии мы ищем позитивные моменты, образно представляем себе этот позитив и вживаемся в него.

Несмотря на кажущуюся простоту и эффективность прием «Хорошее в плохом» требует все же специальной тренировки.

Столкнувшись с неприятными событиями или предполагая, что они могут произойти, подумайте о том, что в этих событиях может быть хорошего, приятного, позитивного.

Упражнение 1. «Хорошее в плохом»

Вспомните о неприятном событии, которое произошло с вами в прошлом или которого можно ожидать в будущем. Подумайте, что в этом событии может быть хорошего, и расскажите нам об этом.

Я попрошу членов группы помогать друг другу в поисках позитива. Предлагайте, пожалуйста, любые приходящие в голову варианты.

Обсуждение

Существуют ли ситуации, при которых невозможно найти позитивное в нежелательных событиях? Что мешает обращать внимание на позитивное?

Упражнение — 10-15 минут на каждого участника.

Домашнее задание

Если в вашем присутствии кто-либо будет рассказывать о негативных событиях, то попробуйте сами найти в них позитивное и расскажите об этом позитиве партнеру по разговору. Конечно, партнер будет сопротивляться и оспаривать ваши слова. Будьте настойчивы и скажите, что вы все же остаетесь при своем мнении.

Упражнение 2. «Поиск наилучшей альтернативы»

Подумайте о событии, которое может случиться в ближайшем будущем и которого бы вы не хотели. Не стоит думать о трагических событиях, выберем просто неприятное.

Расскажите, пожалуйста, о ваших опасениях группе и предложите 4-5 наилучших альтернатив неприятным чувствам, которые могут быть связаны с этим событием.

Членов группы я попрошу помогать друг другу в поиске наилучших альтернатив.

Обсуждение

Что вы чувствовали, обдумывая наилучшие альтернативы?

Упражнение — 10-15 минут на каждого участника.опубликовано econet.ru. 

Ирина Германовна Малкина-Пых, «Психологическая помощь близким» 2009

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе в уловиях реализации ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Дубская основная школа»

VI районные педагогические чтения

«Методические находки педагога в условиях обновления содержания образования»

Тема: «Использование приёмов ТРИЗ на уроке литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

Автор: учитель I квалификационной категории МАОУ «ДОШ»

Кирилова Ирина Константиновна

с . Дубское

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения на уроках литературного чтения

Задачи:

формирование открытого мышления; обучение способам коллективной познавательной деятельности; формирование интереса к предмету и активности во время занятий; воспитание терпимости к чужой точке зрения; воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности

Актуальность:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который является одним из механизмов реализации Триз-технологии. Эта технология полностью соответствует требованиям ФГОС НООО второго поколения. Использование приёмов Триз-технологии способствует формированию универсальных учебных действий:

коммуникативных УУД: умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов;

регулятивных УУД: самоконтроль, саморегуляция, прогнозирование; познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации; личностных УУД: смыслообразование, самоопределение.

Обучение детей методиками Триз-технологии способствует воспитанию нравственности, так как каждая идея проверяется на нравственность и возможность воплощения в реальных условиях. Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Результативность:

-Изменилось отношение учащихся к урокам литературного чтения.

-У учащихся сформировалось иное отношение к своим затруднениям и ошибкам, появляющимся в ходе образовательного процесса.

-Учащиеся научились сотрудничеству.

-Сформировалось умение задавать вопросы, логически и последовательно излагать свои мысли.

-Возрос уровень интеллектуальных способностей.

-На уроках учащиеся стали более активными, проявляют познавательный интерес.

Основная часть

« Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим,- тем хуже» — утверждал Л.Н. Толстой. Изменятся время, меняются дети, другим становится процесс образования, а мысль, высказанная известным русским писателем, остаётся актуальна и в наше время.

Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно понимают, как трудно обучить учащихся технике чтения, но ещё тяжелее воспитать увлечённого читателя. Заставить учиться нельзя. Ребёнка можно только увечь. И внедрение новых технологий помогает учителю в этом.  Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования [3]. Использование Триз-технологии позволяет учителю сделать урок более увлекательным, а учащимся развивать потребность в познавательной деятельности. Первоначально Триз создавали для инженерно-технических работников, а в последнее время широко используется педагогами-практиками. Методики Триз — идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что учащийся усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В этом можно убедиться подробнее, изучив приёмы Триз. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Многие из них можно применять на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Рассмотрим примеры приемов и стратегий, которые успешно используются в моей педагогической практике на примере басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица».

На этапе самоопределения деятельности (организационный этап) эффективно использовать приёмы для формирования познавательных УУД: «Ассоциативный ряд», « Нестандартный вход в урок», « Отсроченная отгадка».

Приём « Ассоциативный ряд».

Учащимся предлагается несколько слов-подсказок, на основании которых учащиеся формулируют тему урока.

-«Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения и его автора, с которым будем работать на уроке: “Ворона и лисица”, “Слон и Моська”, “Квартет».

(Ответ: Басни. И.А .Крылова)

Приём « Нестандартный вход в урок».

Урок начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например ,вначале урока учитель раздаёт жетоны с изображением сыра, лисы, вороны и предлагает для работы в группах по жетону найти себе товарищей по принципу: сыр, лиса, ворона(т .е 3 человека в группе) Учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между предметами на жетонах и отвечают на вопрос: «Что их объединяет?»

(Ответ: герои басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица).

Приём « Отсроченная отгадка» активизирует мыслительную деятельность учащихся. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), ключик для понимания будет открыт на уроке при работе над новым материалом. На первом уроке, когда учащиеся ещё не знакомы с жанром басня, можно предложить учащимся словарную статью «басня» с пропущенными словами и предложить вставить нужные слова. Учащиеся, как правило, испытывают затруднение. Но после разбора темы при подведении итогов, вернувшись к этой же словарной статье, учащиеся уже легко отгадывают пропущенные слова.

На этапе актуализации знаний можно применить приём « Оживи картину» или «Корзина идей».

Приём « Оживи картину» служит развитию творческого мышления и прогнозирования. Суть приёма заключается в том, что учащимся демонстрируется иллюстрация к произведению или картина художника, и предлагается ответить на ряд вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения должна отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущение объектов на картине.

-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на ней?

-Что изображено на картине?

-Как вы думаете, какое настроение у Вороны? Почему вы так решили?

-Какие чувства испытывает в этот момент лиса? Почему?

-Какие у вас чувства возникли?

— За кого вы больше переживаете из героев? Поясните свой ответ.

Приём « Корзина идей» позволяет выявить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока : идеи, имена, факты, предположения термины. Учитель все идеи выписывает на доску, не критикуя и не оценивая. На данном этапе идёт просто сбор информации.

При работе с текстами, имеющие глубокую нравственную проблему, можно использовать стратегию « Идеал» (идеальный метод решения проблемы), которая как нельзя лучше подходит для формирования личностных УУД. Суть её заключается в том, что нужно найти лучший способ решения проблемы постепенно отвечая на вопросы.

Интересно, в чем проблема? 
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! 
Есть ли какие-либо хорошие решения? 
А теперь сделаем выбор! 
Любопытно, как это осуществить на практике?

Методическую ценность на этапе открытия новых знаний имеет приём « Зигзаг». Это системно-деятельностный подход в действии, так как основан на взаимообучении и самостоятельном изучении учащимися нового материала. Приём помогает усвоить большой объём теоретического материала любому ученику, не зависимо от его способностей. Сотрудничество учащихся и ответственность за результат — основные слагаемые урока, так как вся работа выполняется самостоятельно. Введение приёма начинается со стадии вызова. Выясняется что известно по заданной теме, выслушиваются предположения, учащиеся советуются, и рисуют рисунок.

Шаг1-свместная работа в группе. Каждая рабочая группа получает задание: прочитать текст и найти ответ на свой вопрос.

Шаг-2-объединение в новые « экспертные» группы (по цветам), обмен мнениями, убеждение в правильности ответа.

Шаг-3-возвращение в свои « рабочие группы». Каждый учащийся делится ответом на свой вопрос. На этом же этапе урока можно предложить приём « Лови ошибку», который предполагает формирование познавательных УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Учащимся предлагается несколько цитат из литературных произведений. Они должны определить, какая из цитат не принадлежит автору и попытаться доказать своё мнение. Этот приём является универсальным, так как активизирует внимание учащихся, формирует умение рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации.

Приём «хорошо — плохо» помогает разобраться учащихся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна. Так при разборе басни И. А. Крылова учащиеся могут разбирать положительные и отрицательные стороны главных героев или рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации. Работа может проводиться в паре или группе.

Для создания информационной копилки используется приём « Морфологический ящик». Его применяют на этапе первичного закрепления. Копилка универсальна, можетпримняься на любом из учебных предметов. На уроке литературного чтения используется как копилка рифм, метафор, личных качеств характеристик героя. При анализе басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» работа с «морфологическим ящиком» строится так:

-Назовите главных героев басни « Ворона и Лисица». — Перечислите, какие качества принадлежат Вороне. /Дети перечисляют качества Вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/ — Какой герой является противоположностью Вороне? (Лиса) — Какие качества подходят этому герою? /Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/.

Французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоций ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, формировать у ребёнка культуру чувств [1]. С целью развития воображения и формирования познавательных УУД, использую приём « Составление загадок», « Лимерики», « Склеивание». Учащиеся сочиняют загадки про литературных героев после анализа художественного произведения по определённой модели в виде таблицы. Вставляя между левым и правым столбцом таблицы слова « как» или « но не» получается загадка.

Рыжая, как белка.

Пушистая, как кошка.

Хитрая , но не человек. Ответ: Лиса

пушистая

кошка

хитрая

человек

Ли́мерики — небольшие стихи, созданные на обыгрывании бессмыслицы. Появились они в Великобритании. Лимерики состоят из пяти строк, рифмующихся по схеме ААВВА. Вначале обучения написания лимериков учащимся можно предложить 1-2 строчки. А дальше они могут продолжить сами. Для оформления работ учащиеся могут нарисовать рисунок к сочинённому лимерику или можно использовать раскраску.

Вот пример лимерика о басни « Ворона и Лисица»:

Из тёмного леса лиса.

Сыграл, как актриса.

Отняла у вороны сыр.

И закатила при.

Ворона каркает от ужаса!

Особенность приёма «склеивание» заключается в том, что различные, несоединимые в повседневной жизни части собираются в один предмет. Учащимся предлагается изобразить несуществующее животное, назвать его дать характеристику, определить область проживания и рассказать о его деятельности. Например, после анализа басни « Ворона и Лисица» можно предложить такое задание:

-Как вы считаете, Лисица совершила хороший поступок или плохой? В объяснительных сказках за хорошие поступки животных награждали хорошими качествами, а в наказание изменяли внешность. Как бы вы изменили внешность лисы, в напоминание о плохом поступке. Нарисуй, как будет выглядеть такая лиса.

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

Имя – Ворона. Создатель – А.И. Крылов. Прописка – басня « Ворона и Лисица». Внешний вид — чёрная, имеет крылья, большой клюв. Где встречается — в лесу Личные качества-доверчивая. Заветное желание – поесть.

Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.

Сочинять стишки и загадки, составлять паспорта и рисовать несуществующих животных учащиеся могут самостоятельно.

На этапе включения нового знания в систему знаний можно использовать приём

«Фантастическая добавка», где учащимся можно немного пофантазировать и представить себя на месте литературного героя. — Как бы вы повели себя, окажись на месте героев басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица»? — Представьте себя сыром из басни попытайтесь пересказать эту историю с позиции сыра. Приём « Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Вариант 1: По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

Вариант 2: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

— Перед вами кадры мультфильма « Ворона и Лисица». Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Приём « Хочу спросить» формирует умение задавать вопросы и эмоционально выражать своё отношение к ответу. Учащийся задаёт вопрос, начиная словами « Хочу спросить…» На полученный ответ сообщает своё эмоциональное отношение « Я не удовлетворён, потому что…»или « Я удовлетворён».

Прием «Ромашка Блума» предполагает формирование коммуникативных УУД. У ромашки 5 лепестков. Учащихся должны придумать и записать на лепестках пять различных видов вопросов.

Провести рефлексию в конце урока интересно поможет приём

« Телеграмма». Данный приём помогает формированию личностных , коммуникативных, познавательных УУД. В конце урока учащимся предлагают написать телеграмму. Возможны разные варианты.

1 вариант: Записать самое главное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться телеграммами с соседом.

2 вариант: Написать в телеграмме пожелание литературному герою.

3 вариант: Написать телеграмму себе с учётом изученного материала.

Приём « Синквейн» применяется как творческая форма рефлексии.

Синквейн — пятистрочный стишок в кратких выражениях, требующий синтеза информации. Используется для эмоциональных оценок своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн сочиняется по алгоритму.

Мониторинг

Для отслеживания результативности приёмов Триз-технологии проводилось изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности П.Торранса).

Из данных в таблице заметна положительная динамика развития творческого мышления у школьников. Раньше учащиеся класса старались не выбирать олимпиады по литературному чтению. Сейчас ситуация изменилась. Диагностическая методика « Пьедестал успеха» выявила, что уроки литературного чтения в 1 классе нравились-53% учащихся, во 2 классе-61 % учащихся, в 3 классе-75%.Это тоже показатель положительной динамики. Вывод: использование на уроках литературного чтения приёмов Триз развивает творческие способности учащихся, способности к самосовершенствованию. Задания такого характера приучают к самостоятельности, учат ставить перед собой цели и достигать результатов. Учащиеся открывают для себя знания, а учитель лишь вдохновитель.

Литература

1 Винокурова Н.К Развитие творческих способностей учащихся М ,1999

2 Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного твор-чества. — Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. — 88 с.

3 Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. — 2013. — Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. — URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm

Интернет-ресурсы

http://infourok.ru/metody_i_priemy_triz_v_nachalnoy_shkole.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/29/ispolzovanie-priemov-triz-v

infourok.ru

ДОКЛАД на педсовет «Рефлексия на уроках и во внеурочное время в условиях интерната».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Крым

«Чеботарская специальная школа – интернат»

ДОКЛАД на педсовет

«Рефлексия на уроках и во внеурочное время в условиях интерната».

Подготовила:

учитель 4 класса

Бучеловская А.В.

2019г.

(2 слайд) «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот получает преимущество в движении вперёд»

Евгений Долманский

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

(3 слайд) В словарях дается четкое определение:

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

(4 слайд) Рефлексия помогает ученикам

  • сформулировать получаемые результаты,

  • переопределить цели дальнейшей работы,

  • скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей.

Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

(5 слайд) Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

(6 слайд) Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя, уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

2. По форме деятельности:

коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

3. По цели:

Эмоциональная. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно». Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса, в своей работе использую раздаточные карточки со смайликами, (7 слайд) (понял тему, поставь улыбку, возникли затруднения – полосочку или точку) показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки, светофор. (8, 9 слайд)

Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

(10 слайд) В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже первоклассники) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности.

(11 слайд) Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность.

(12 слайд) Лесенка успеха.

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

(13 слайд) Дерево успеха.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами, деревья яблоками т.д.

(14 слайд) Вагончики.

Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех заданий и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков, животных, в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

(15 слайд) «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок определённого цвета на полях или подчёркивает наиболее правильно написанную букву.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала.

Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Например, можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал…

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

(16 слайд) Также можно выбрать один из вариантов и прикрепить, на практике нашего класса – ладошки.

(16 лайд)

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). Например, «Я научилась хорошо умножать десятичные дроби» или «Я хорошо научилась различать виды треугольников».

Приём «Телеграмма»

Цель: усиление оценочной, рефлексивной деятельности учащихся.

Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Можно написать телеграмму учителю: с просьбой, пожеланиями, вопросами.

Осознанно написать ученик сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.

Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

Положительная сторона этого приема еще в том, что часто застенчивые и неуверенные дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми. Этот прием решает проблему.

Этот приём позволяет определять причинно — следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания. 

Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Ребята подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие. Например, «Я получил отметку «три» за самостоятельную работу (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующую самостоятельную работу написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его (намечается коррекционная работа).

(17 слайд)

Рефлексия.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Рефлексия.

    • сегодня я узнал…

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Прием «Хорошо – плохо».

Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные УУД: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

  • умение разрешать противоречия;

  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

(18 слайд) Этот прием хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: семья переехала в другой город это хорошо или плохо?

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

Также прием «Хорошо – плохо» можно использовать для проведения рефлексии мастер-класса.

Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

(19 слайд)

Рефлексия.«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Рефлексия.

Анкета «Самоанализ».

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

(20 слайд)

Применение рефлексии на уроках и учебных занятиях помогают развивать у учащихся УУД.

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

осознавать успешность своей деятельности

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей : умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей Была достигнута цель урока? Решены ли поставленные проблемы? Что вы узнали на уроке, что научились, что запомнили и что бы вы хотели рассказать дома

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. высказывают собственное мнение.

(21 слайд)

Рефлексия — обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно. В практике организации этого этапа урока насчитывается большое количество приемов. Сделать урок эффективным и интересным мне помогают многие приемы этой технологии. Организация рефлексивной деятельности на уроке – подготовка к развитию необходимых качеств современной личности.

infourok.ru

Самые плохие приемы в воспитании детей

Самооценка, сформированная в детстве, влияет на дальнейшую жизнь. Даже очень талантливый человек может не достичь успеха, если он не уверен в себе, в то время как личность с посредственными способностями, убежденная в своей ценности, в силах добиться многого. И хотя родители не могут «дать» ребенку чувство собственного достоинства, они могут помочь ему самостоятельно обрести «крылья».

1. Навешиваете ярлыки

Здоровая самооценка у ребенка — это больше, чем успех в компании сверстников или у противоположного пола. Это основа счастья ребенка. Психолог Натаниэль Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» пишет, что самооценка — как хорошая, так и плохая — генерирует самосбывающиеся пророчества. Человек с низкой самооценкой чаще вступает в любовные связи с неподходящими ему партнерами и даже счастливые отношения разрушает своей неуверенностью и сомнениями. Положительная самооценка, наоборот, помогает ему относиться с уважением и к себе, и к избраннику и делает его более стойким перед трудностями. Если же вы (случайно или нет) навешиваете на ребенка ярлыки «Ты все ломаешь», «Бабушку в гроб вгонишь своим поведением», ребенок будет расти с чувством вины и несостоятельности. Даже такими невинными фразами, как «Катя слишком медлительная», вы можете повлиять на самовосприятие ребенка, лишая его возможности стать лучше.

2. Сравниваете: «Вот я в твоем возрасте…»

Некоторые вещи, которые мы делали в детстве, могут быть неинтересными для современных детей. Поэтому сравнение может вызвать только обиду или раздражение. Если вы хотите привести поучительный пример, то расскажите историю. Поверьте, ребенок с удовольствием послушает, как вы в 8 лет прошли за день 10 км во время похода или сумели отогнать от себя огромную собаку. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Тогда у него появится стимул развиваться и становиться лучше.

3. Запрещаете выражать негативные эмоции

Эмоции нужно выражать, даже если они негативные. Если ребенок будет стыдиться своих чувств, это вызовет самоотчуждение и неуверенность в себе. Вместо того чтобы ругать ребенка за его чувства, предложите поделиться ими, найти им объяснение. Сделайте вместе пару глубоких вдохов. Так вы научите сына или дочку справляться с чувствами, а не стыдиться их.

4. Льстите своему ребенку и превозносите его способности

Внушая сыну или дочери, что они более талантливы, чем есть на самом деле, вы не сделаете их увереннее в себе. Самооценка должна формироваться в прямой связи с реальностью. Лучше рассказать о его талантах четко, но мягко. Например: «Ты еще недостаточно хорошо играешь на пианино, чтобы поступить в консерваторию, тебе нужно подготовиться, и тогда все получится». Ведь в итоге ребенку все равно придется столкнуться с жестокой реальностью. Любые комплименты должны быть искренними и по возможности конкретными. Фраза «Ты удачно подобрал краски для этой картины» научит его понимать свои сильные стороны и заставит прилагать больше усилий. Чрезмерная же похвала может вызвать в нем недоверие к вашим словам или развить потребность в получении одобрения у других.

5. Не даете проявлять инициативу

Не пытайтесь уберечь ребенка от всех ошибок. Давая ему возможность проявлять самостоятельность и инициативу, допустимые для его возраста, вы делаете его более уверенным в себе. Пусть он сам выберет себе одежду, в которой будет гулять, завяжет себе шнурки или спустится с высокой горки. Приучайте его выполнять работу по дому и самому выбирать себе внешкольные занятия. Полезно и ввести некоторые правила вроде «играть на компьютере после выполнения домашнего задания», «умываться по утрам». Это повышает у детей уверенность в себе. Они смогут решать некоторые задачи без вашей помощи, а значит, научатся быть самостоятельными. Если какие-то действия могут быть действительно опасными для малыша, введите на них строгие запреты и неукоснительно их соблюдайте. Дети, которые совсем не знают ограничений, более беспокойны, чем их сверстники.

6. Любите, но не уважаете

Одной любви недостаточно для формирования здоровой самооценки. Вы должны относиться к ребенку как к равному, внимательно выслушивать и не перебивать. Тогда он будет ожидать и требовать того же и от других людей. Ничто так не расстраивает детей, как то, что взрослые не воспринимают их всерьез, не разделяют их чувства или отвлекаются на посторонние дела, когда разговаривают с ними. В этом случае ребенок чувствует себя невидимкой. Старайтесь не просто принимать его эмоции (позитивные и негативные), но и называть их. Если сын плачет из-за потерянной игрушки, не отмахивайтесь фразой «Ничего страшного», а скажите: «Я понимаю, как ты расстроен, что твой любимый трансформер потерялся».

7. Бросаете самоуничижительные фразы и проявляете неуверенность в себе

Ребенок — зеркало родителей. Поэтому когда вы постоянно извиняетесь перед окружающими за малейшие неудобства и демонстрируете свою незначительность, ребенок перенимает вашу манеру поведения. Хотите, чтобы ваш сын или ваша дочь были увереннее и смелее по жизни — начните с себя. Относитесь к себе с уважением.

8. Бросаете пустые угрозы и ведете себя непоследовательно

«Вот придем домой, и папа тебе задаст!» Часто подобными фразами грешат даже не родители, а бабушки или дедушки. Они больше разрешают, а потом не знают, как угомонить расшалившееся ребенок. Но если часто грозить детям наказанием и при этом не наказывать, то они перестают воспринимать угрозы всерьез. А когда кара их все-таки настигает, не испытывают ничего, кроме обиды. Если шалость не так уж велика, то зачем вообще пугать ребенка? Если же проступок серьезный, то не откладывайте наказание. Бросая пустые обещания, вы только укрепляете в детях недоверие к вашим словам или чувство страха, а также подрываете уверенность ребенка в себе. Избегайте также привычки часто менять планы без видимой причины или ругать ребенка в пылу эмоций. Такая непоследовательность создает у него ощущение зыбкости и непостоянства окружающего мира. Уже во взрослом возрасте человек, воспитанный по таким принципам, будет считать, что лучше не высовываться из своей раковины, ведь инициатива, как подсказывает ему опыт, наказуема. Есть ли у вас свои методы воспитания в ребенке уверенности в себе или развития в нем лидерских качеств? Как вы наказываете своего ребенка за провинности? Поделитесь своим жизненным опытом в комментариях.

Сергей

sovet.boltai.com

Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Чтоб урок был интересным,

Развивающим, полезным

ФГОС старательно внедряю

И приемы применяю.

Предложу на уроке придумать вопрос.

Проведу интересно я блиц-опрос.

Обсуждать проблему будем.

«Создать паспорт» не забудем.

Возьму интересный прием «Идеал»

Чтоб проблему разрешал.

И вот так вот «Шаг за шагом»

Текст изучим мы «Зигзагом».

Представлю некоторые приемы, которые применяю в своей педагогической деятельности. Они помогают мне в формировании у обучающихся универсальных учебных действий.

Думаю, что многим учителям знакомы приемы из технологии теории решения изобретательских задач и технологии развития критического мышления. Это известные приемы синквейн, Зигзаг, «Жокей и лошади» Я считаю, что использование на современном уроке различных приемов этих технологий направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Некоторые из них я особенно часто применяю на разных этапах урока, они нравятся мне и моим ученикам. Приемы вызывают интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.

Хочу обратить ваше внимание на слова американского педагога Лоренса Питера. «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Почему я вспомнила про эти слова? Да потому, что те приемы, о которых вам хочу рассказать далеко не новые, но о них я узнала сравнительно недавно, и мне они помогают в работе.

Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание ребенка уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Например, учитель предлагает обычные загадки и лжезагадки.

Столица России – Санкт-Петербург или Томск? Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?

Приём «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Глагол». Задание: назовите глаголы настоящего времени. Ученик шагает и на каждый шаг называет глагол настоящего времени.

На уроке окружающего мира по теме «Млекопитающие», ученик на каждый шаг называет животное-млекопитающее.

Логическая цепочка « Причина — Факт — Следствие».

Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия. Это упражнение позволяет осуществлять мини исследование, устанавливать причинно — следственную связь, развивать навыки анализа. Например, «Не выучил правило – допустил ошибки в диктанте – получил плохую отметку»..

Прием «Да-нетка»

Это прием, в результате которого сужается поиск чего-либо посредством задавания вопросов учениками, на которые учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».

Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Например, учитель загадал число 24.

Ученики задают вопросы:

  • Это однозначное число? Нет

  • В нем больше одного десятка? Да

  • Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да

  • Сумма цифр больше 7? Нет и т.д

Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.

Прием «Хорошо-плохо».

 Учитель задает вопрос ученикам. Например, «Болеть — это хорошо или плохо?» Ученики ищут плюсы и минусы данной ситуации. Можно класс разделить на команды. Проверка задания выполняется в виде «игры-перестрелки».

Команда №1 «хорошо»

Команда №2 «плохо»

можно не ходить в школу

не ходишь в школу пропустишь много нового

можно сидеть дома и смотреть телевизор

не можешь погулять с друзьями на улице

много внимания со стороны родителей

постоянно пьешь горькие лекарства

необходимо ходить в больницу

Систематическое использование приемов делает педагогический процесс эффективным, интересным и увлекательным для каждого ученика. Приемы направлены на формирование универсальных учебных действий и закрепление предметных знаний.

kopilkaurokov.ru

Консультация на тему: Приёмы повышения уровня развития интереса к чтению на уроках в начальной школе и дома.

        В современном мире снижение интереса к чтению у детей является важной проблемой. Вследствие явления всеобщей компьютеризации, обилия гаджетов, отсутствия примера читающих родителей дети перестали читать. В результате младший школьник затрудняется грамотно формулировать свою точку зрения и доказывать её, не умеет анализировать прочитанное и понимать его смысл. Это создает большие затруднения в учебной деятельности. Важная задача учителя – привить ученикам интерес к чтению книг, поэтому разработка специальных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие читательского интереса, актуальна. Кроме того, интерес к чтению относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования в соответствие с ФГОС НОО. Проблему отсутствия читательского интереса у современных школьников  изучается широко в психолого-педагогической литературе.

Приведем ряд приёмов  повышения уровня развития интереса к чтению на уроках литературного чтения в начальной школе.

1. «Активное слушание». Цель данного приёма: научиться выделять главную мысль и опорные слова текста, составлять рассказ по опорным словам и грамотно пересказывать текст. Учитель выразительно читает текст, дети слушают и на ходу выписывают опорные слова. Затем с помощью опорных слов они составляют пересказ текста и рассказывают его учителю. Приём «Активное слушание» можно применить при изучении небольших произведений, например, киргизской сказки «Мудрая девушка», русской сатирической сказки «Три калача и одна баранка» и др

 2. «Хорошо – плохо». Цель данного приёма: анализировать личности героев произведений и их поступки, отличать добрых персонажей сказки от злых персонажей, а также хорошие поступки от плохих и аргументировать свою точку зрения. Составляется таблица из двух столбцов с названиями «Хорошо» и «Плохо». Герои произведения в соответствие с их характером и действиями, а также поступки распределяются в соответствующие столбцы. Ученик высказывает свою точку зрения о том, какого персонажа можно отнести к доброму, а какого к злому и почему, используя в качестве доказательства текст. Этот приём более чем уместен во время изучения сказок, например, сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», отрывков из произведений А. Толстого «Приключения Буратино» и Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

3. «Угадай, кто я?». Цель приёма: актуализировать свои знания об изученных произведениях, научиться формулировать и задавать вопросы, знать общую характеристику героев произведений. Среди учеников выбирается ведущий (им может быть вначале применения приема учитель) и загадывает в уме героя из изученного литературного произведения. Задача учеников – задавать ведущему такие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет». Необходимо догадаться, кого загадал ведущий. Этот приём полезно использовать после изучения целого раздела, так как он актуализирует знания второклассника и тренирует его память.

 4. «Создай паспорт». Цель приёма: уметь анализировать личность героя, его характер и поступки, давать характеристику герою произведения. Детям необходимо в свободной форме охарактеризовать героя, отразив его внешность, качества характера и поступки. Затем каждый ученик представляет «паспорт» героя перед классом. Приём «Создай паспорт» полезно использовать во время изучения большинства литературных произведений в курсе литературного чтения во втором классе, например, сказок П. Ершова «Конёк-горбунок», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит», А. Милна «Винни-Пух», А. Толстого «Приключения Буратино»,Дж. Родари «Приключения Чиполлино» и др.

5. «Кадр за кадром». Цель приема: научиться делить текст на смысловые блоки, делать раскадровку произведения, составлять рассказ, опираясь на иллюстрации, развить творческие способности. Учащиеся изучают произведение, делят его на смысловые блоки и иллюстрируют каждый смысловой блок. Затем, опираясь на иллюстрации, они воспроизводят сюжет произведения. После урока можно организовать выставку из рисунков, повесив их на специальный стенд. Деление произведения на смысловые блоки можно проводить на уроке, а иллюстрирование и пересказ задать в качестве домашнего задания. Приём «Кадр за кадром» уместен при изучении различных сказок, как народных, так и авторских.

 6. «Инсерт». Цель приема: формирование адекватной самооценки ученика, актуализация знаний, осознание степени усвоенности материала и необходимости его дальнейшего изучения. Дается небольшая таблица, разделенная на 4 столбца. Названия столбцов: «Уже знал», «Новое», «Думал иначе», «Не понял/ Есть вопросы». В конце урока после изученного материала ученик сам оценивает свои знания и заполняет таблицу. В первом столбце он пишет факты, которые были ему известны до урока; во втором столбце – информацию, которая оказалась новой для него; в третьем столбце – какие факты из нового материала предстали перед ним в новом, неожиданном, свете; в четвертый столбце – информацию, которая была им не понята, которую необходимо уточнить, а также возникшие у него вопросы по данной теме. Учитель может в конце урока провести опрос по данной таблице и выяснить степень усвоенности детьми материала и отметить для себя, какие моменты нужно будет снова проговорить. Этот приём используется на этапе рефлексии урока. Если применять его регулярно в конце каждого урока, то можно приучить второклассника к самоанализу и осознанию процесса обучения. Таким образом, развитие у учащихся читательского интереса и любви к книге является важнейшей задачей начального образования. Это способствует личностному развитию и саморазвитию младшего школьника, формированию у него потребности в чтении, развитию универсальных учебных действий, а также осознанию учащимся учебного процесса и улучшению его эффективности. Владение приёмами формирования интереса к чтению – ценная компетенция настоящего учителя, необходимая для качественного образования современных детей.


Колпащикова Ю. С., Рожина В. А. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104–109. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770823.htm.

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Как правило, читать любят дети читающих родителей. Родителям следует дать рекомендации:

1. Будьте примером вашему ребенку

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.

Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, ребенок повторяет действия взрослых. Вы — родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Таким образом, именно родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни.

2. Чаще ходите в библиотеку.

. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом, вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность.

3. Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор.

Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

4. Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну..

5. Пусть ваш ребенок читает вслух.

Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребенку. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин — это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребенка. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.

6. В гостиной должны преобладать книги.

Во многих комнатах главное место должны занимать книги. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. А в детской комнате на полке на видном месте должны стоять детские книги Постоянно выписывайте ребёнку детские периодические издания. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов- всё что угодно! Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

7. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

8. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о