Пример ритуального общения: Ритуальное общение

Содержание

Стили общения

Основные стили общения 
Стиль общения существенно влияет на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.  
Конкретный выбор стиля общения определяется такими факторами: личные качества человека, его мировоззрение и социальный статус в определенном обществе, характеристиками этого общества и др. 
Если исходить из того, что стиль общения определяется большей готовностью человека к коммуникации в той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стиля: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный и гуманистический.  
 
Ритуальный стиль предопределяется межгрупповыми ситуациями; авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный — деловыми; гуманистический — межличностными. 
 
Стиль общения следует рассматривать в этом ракурсе как склонность к определенному виду общение, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций.

Однако какой-то один стиль не полностью определяет общения человека, она может общаться и в любом другом, «чужому» стиле. Так, если в общении человеку привлекает манипулятивный стиль, это вовсе не значит, что ее общение с близким другом также будет деловым. 
 
Ритуальное общение. Главной задачей партнеров в этом стиле является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в ритуальном общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует множество ритуалов, иногда очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как «маска» с заранее определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности — это все элементы ритуального общения. 
 
Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент, даже если у обоих партнеров свои цели по поводу изменения точки зрения собеседника. Победит тот, кто окажется самым находчивым манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения. Не следует из этого делать вывод, что манипуляция является негативным явлением. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения. 
С типичными признаками манипулятивного общения, техниками его предотвращения ознакомимся в следующих разделах.  
 
Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не могут справиться с этой проблемой. 
Цели гуманистического общения с самого начала не закрепляются и не планируются. Специфической особенностью этого общения является то, что ожидаемым результатом его является не поддержка социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном, а общая смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Пример гуманистического общения: интимное, доверяя, педагогическое, общение врача и пациента, психотерапевтическое и др.. 
 
Авторитарное общение. Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление, при котором только одна мысль (преимущественно руководителя) правильная, а все остальные ложны.
Инициатива других людей не поощряется. 
Демократическое общение. Для него присуще коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, информированность всех о решаемую проблему, способы выполнения задач, достижения целей. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса. 
 
Либеральное общение. Либерал, или уступчивый, в общении «плывет по течению», часто прибегает к уговариванию собеседника, но в общем, достаточно малоинициативные в общении.


что это, примеры и основные модели, характеристика эмоционально-творческого жанра

Деловое общение

Общение в деловом стиле сейчас важно для представителей любых специальностей, так как успех в карьере во многом зависит именно от эффективной коммуникации. От обычного межличностного общения деловой стиль иногда значительно отличается и более того, на разных предприятиях и в разных сферах можно столкнуться со своими особенностями общения, которые приняты в данном кругу. Тем не менее, общие правила делового этикета едины для всех.

Специфика делового общения

На работе вся коммуникация сводится к решению тех или иных задач – именно это отличает деловой разговор от любого другого. Контакты по работе в высокой степени стандартизированы, поэтому в такой коммуникации остается мало возможностей для творчества. Тем не менее, даже в жестких рамках можно и нужно проявлять свою индивидуальность – это поможет быстрее найти контакт с новыми людьми, расположить к себе оппонентов и эффективно достичь поставленных целей. При этом важно учитывать специфические особенности, присущие корпоративному речевому этикету.

Деловая коммуникация бывает вертикальной и горизонтальной.

Первый вариант подразумевает общение начальника и подчиненного – обычно это официально-деловой вариант, требующий соблюдения субординации. Горизонтальные связи подразумевают контакты с коллегами: к подобным разговорам можно подойти более творчески, обычно они требуют соблюдения меньшего числа правил.

Деловая коммуникация может проходить в рамках компании или подразумевать общение с потенциальными клиентами, партнерами или инвесторами. Такое общение будет иметь свою специфику. В частности, выстраивая внешние контакты, следует проявлять большую осторожность и подстраиваться под собеседника

. Когда человек сможет понимать мотивы партнеров в процессе коммуникации, то может действовать смелее, например, умело использовать манипуляцию или вносить в разговор элементы межличностного общения.

В деловом разговоре важно учитывать специфику профессиональной деятельности. Если человек работает в банке или в юридической фирме, принятые стандарты взаимодействия с коллегами и начальниками будут максимально жесткими и официальными. Если же он работает в сфере искусства или в индустрии развлечений, то важна гибкость стиля –

он должен быть деловым, но не слишком официальным. Может требоваться грамотное употребление сленга и профессионального жаргона.

Если в организациях со строгими правилами требуется лишь четкое соблюдение инструкций, то при более свободных правилах делового общения особенно важно уметь найти подход к каждому человеку.

Стили делового общения

Невозможно четко описать процесс общения и классифицировать все коммуникативные ситуации, дав им четкую характеристику.

При деловой коммуникации, даже если она строго регламентирована, каждый участник диалога привносит что-то свое. Тонкости такого общения зависят от личности говорящего, его темперамента, опыта, целей и задач. Ситуации на работе также бывают комплексными, и в рамках одних переговоров параллельно решается целый ряд вопросов. Тем не менее, можно условно разделить деловое общение на три стиля:

  • Манипулятивный. Стиль подразумевает, что говорящий задает тему диалога и принимает решения по ходу дискуссии в одностороннем порядке. По сути, говорящий использует своего партнера для достижения тех или иных целей в процессе диалога, задает рамки беседы и наводит на ответы. Такая коммуникация характерна, прежде всего, для процесса корпоративного обучения. Кроме того, манипулятивный стиль может использоваться для осуществления контроля. Наконец, в процессе переговоров именно этот стиль позволяет настойчиво переубедить оппонента.
  • Ритуальный стиль в коммуникации служит для поддержания определенного имиджа. Этот стиль обычно наиболее регламентирован. Свои ритуалы могут быть в рамках одной компании, отрасти, а также единые для всех деловых людей. К этому стилю можно отнести будничное общение начальников с подчиненными, обсуждение организационных вопросов, поддержание деловых контактов с партнерами.
  • Гуманистический стиль подразумевает взаимную заинтересованность участников коммуникативной ситуации в общем деле. Это подразумевает взаимовыручку, помощь и поддержку, которую люди оказывают друг другу. Личностные качества партнеров не оцениваются с позиций хорошо или плохо, а просто принимаются во внимание. Данный стиль актуален для решения текущих рабочих вопросов в среде равноправных коллег с разной специализацией.

Направленность в деловом общении

Каждому стилю делового общения может соответствовать своя направленность. Под направленностью общения стоит понимать отношение одного человека к другому, которое имеет в своей основе требования конкретной ситуации, систему убеждений и опыт говорящего, а выражается она в выборе коммуникативных средств. Разные направленности могут быть уместными или неуместными в различных коммуникативных ситуациях.

Если человек хочет выстроить конструктивный диалог, то очень важно уметь общаться с разной направленностью – это зависит от целей и от поведения собеседника:

  • Диалогическая направленность – это направленность на взаимное уважение, сотрудничество и равноправный диалог. Она характерна для гуманистического стиля делового общения: открытость, свобода самовыражения и попытка взаимопонимания могут стать почвой для успешного сотрудничества и развития на равных.
  • Авторитарная направленность выражается в явном доминировании одного из партнеров в общении. Такой вариант может быть уместен для манипулятивного стиля.

Иногда авторитарная направленность также используется в ритуальном стиле: диалоги начальника и подчиненного с высокой степенью стереотипизации.

  • Манипулятивная направленность – это стремление получить собственную выгоду из коммуникативной ситуации. Наиболее характерна для манипулятивного стиля. Тем не менее, ситуации в рамках этого стиля могут быть очень разными: обучение подразумевает манипуляцию напрямую, а жесткие переговоры – скрытую манипуляцию. Для этих двух ситуаций требуются разные навыки в общении.
  • Альтероцентристская направленность – это ориентация на собеседника в процессе коммуникации, стремление его понять и удовлетворить его потребности. Такая направленность хорошо работает в процессе коммуникации с инвесторами, партнерами и клиентами. При этом наблюдать ее можно в гуманистическом, а иногда и в ритуальном стиле.
  • Конформная направленность – это ориентация на подчинение в процессе коммуникации, отказ от противодействия, реактивное общение. Уместной она будет в отдельных ситуациях в рамках ритуального стиля, а также такой подход характерен для коммуникации в манипулятивном стиле, когда один из партнеров доминирует в общении, а второй подстраивается. Например, такое происходит при обучении.
  • Индифферентная направленность чаще всего характерна для ритуального общения. Суть проблем, затронутых в общении, в этом случае игнорируется, диалог полностью стереотипизирован. Подобная направленность может быть уместна и в рамках манипулятивного стиля. Например, в процессе переговоров индифферентное общение является одной из основных моделей поведения.

Для гуманистического стиля такая направленность недопустима.

Основы грамотной деловой коммуникации

Сейчас существует множество тренингов по деловому общению, в которых представлены примеры диалогов и их детальный разбор. Тем не менее, лучше всего учиться на практике в процессе реальной коммуникации в разных жанрах делового общения. К жанрам можно отнести переговоры, интервью, совещание, деловую беседу, телефонный разговор. К эмоционально-творческому жанру относятся коммуникативные ситуации на стыке делового и межличностного общения.

Чтобы грамотно выбирать стили и направленность делового общения, необходимо обращать внимание на ряд важных нюансов:

  • В современной деловой культуре не принято злоупотреблять манипулятивным стилем в коммуникации: часто он бывает неуместен. В настоящее время даже при обучении нового персонала и стажеров зачастую используется гуманистический стиль – обучаемого стоит выслушивать, вести равноправный диалог, исходить из его личных качеств и давать свободу самовыражения, если это возможно. В процессе переговоров манипулятивный стиль может быть уместным, но отнюдь не всегда. Успехом можно считать, если удается решить проблему, используя гуманистический стиль так, чтобы все стороны остались довольны результатом.
  • Нельзя пренебрегать ритуальной коммуникацией. Любой человек разговаривает в подобном стиле чаще, чем он думает. Даже дежурные беседы с коллегами относятся именно к ритуальному стилю. Он позволяет поддерживать хорошие отношения и дружественную атмосферу в коллективе, даже если случаются какие-либо конфликты.

Кроме того, именно в рамках ритуального стиля зачастую заводятся и поддерживаются деловые контакты.

  • Гуманистический стиль является наиболее продуктивным для решения тех или иных задач в рамках одного коллектива. Тем не менее, при коммуникации в данном стиле очень важен равный вклад всех участников диалога, их активность и заинтересованность. Если кто-то начинает общаться в манипулятивной, конформной или индифферентной направленности, удержать коммуникативную ситуацию в рамках гуманистического стиля становится труднее.
  • Отнюдь не все рабочие ситуации полностью стандартизированы. Зачастую для налаживания продуктивного диалога очень важно открыться собеседнику, так как именно элементы личного общения в рамках делового зачастую помогают установить контакт, расположить к себе человека и добиться поставленных целей.

Подробнее о том, какие существуют стили делового общения, вы унаете из следующего видео.

psi: Ритуальный стиль общения

Этот стиль ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного — знания правил игры.


В подобном стиле осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправлены, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе раза три-четыре в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше «отягчающих» обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей (интересно, что в таких компаниях с трудом приживаются даже собственные дети), чем меньше неожиданных точек зрения — тем больше удовольствия. Зачем же это нам нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения. Отмеченные черты этого общения — ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение — во многом характерные признаки ритуального общения.

Партнер — всего лишь необходимый атрибут, в принципе не единственный и легко заменимый, то его конкретные индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы знаем человека «как облупленного», и когда мы его в первый раз видим. Важно только одно — его компетентность относительно конкретного ритуала.



Существуют сложные ритуалы, в которых в обязательном порядке включены определенные приемы воздействия.


Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Поэтому естественно, что участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой — он укрепит свою самооценку и представление о мире. Если же произойдет какой-то сбой, например, возникнет непредусмотренный ритуалом спор, то общение перестает быть ритуальным, и эффективность будет оцениваться по-другому. Эффективность же собственно ритуального общения в данном случае будет низкой. Это сразу чувствуется, так как у присутствующих портится настроение: вместо того, чтобы «хорошо посидеть, поговорить в теплой компании», вдруг выясняется, что наши давнишние друзья думают совсем не так, как мы, и даже не так, как предполагалось.



С точки зрения атрибуции причин поведения, один из интереснейших фактов — это малая информативная ценность для атрибуции строгого ролевого поведения и, наоборот, большая ценность выходящего из роли поведения. Но в ритуальном общении партнеры обычно строго выполняют свои роли и потому воспринимают друг друга, мягко говоря, схематично.
Гораздо большее значение для ритуального поведения играют восприятие ситуаций общения и та самая коммуникативная компетентность, о которой мы уже говорили. Действительно, для ритуального общения чрезвычайно важно правильно опознать ситуацию общения, с одной стороны, и представлять себе, как в ней себя вести, — с другой. Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, уже стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит — десять минут, полчаса, час. Человек не опознает ситуации, в которой должен быть ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации «застольная беседа». Для хозяев же это именно ритуал прощания, который происходит явно неправильно, гость не выполняет ролевые ожидания, и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого и т.п. человека.


Роль коммуникативной компетентности в ритуальном общении хорошо видна по многим известным примерам.


Если кто-нибудь, разговаривая с вами, положит вдруг ноги на стол, то, это, скорее всего, будет расценено как неуважение, хотя хорошо известно, что, например, в США — это обычный стиль поведения в определенных кругах. На вопрос «Как поживаете?» в англоязычных странах принято отвечать «прекрасно». И если в соответствии с нашими нормами сказать «так себе» — это выбьется из ритуала и вызовет тревогу у собеседника. В некоторых культурах в гостях принято отрыгивать, показывая, что обед понравился. Однако в нашей культуре громкая отрыжка после еды вряд ли произведет должное впечатление; скорее всего, гостя больше никогда не пригласят в дом. Таких примеров можно привести огромное количество. Важно понять, что ритуалы детерминируются культурными нормами, знание которых необходимо для их успешного выполнения.


Приемы коммуникации также будут целиком зависеть от конкретного ритуала. Тут важно отметить, что в ритуальном общении никогда или почти никогда реально не стоит задача изменения точки зрения или мнения, установки партнера. Более того, в этих случаях вообще не предполагается какое-либо изменение, оно с начала и до конца заданное, неизменяемое соотношение сил и мнений, с которым все знакомы, и которого необходимо придерживаться. Даже если есть разница мнений — это такая же часть ритуального общения, как и единство мнений.


Приемы коммуникации также будут целиком зависеть от конкретного ритуала. Тут важно отметить, что в ритуальном общении никогда или почти никогда реально не стоит задача изменения точки зрения или мнения, установки партнера. Более того, в этих случаях вообще не предполагается какое-либо изменение, оно с начала и до конца заданное, неизменяемое соотношение сил и мнений, с которым все знакомы, и которого необходимо придерживаться. Даже если есть разница мнений — это такая же часть ритуального общения, как и единство мнений.


Следует подчеркнуть, что личностно человек невовлечен в ритуальное общение, оно проходит как бы стороной, «по касательной» к важнейшим проблемам и интересам человека. Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем.

Тесты по обществознанию 8 кл.

Тема: «Общение» 8кл

§ 8. Общение (Текущий тест) 8кл.

для учителя (с ответами)

А1. Общение в современном Мире:

1) влияет на физиологическое развитие человека;

2) оказывает влияние на формирование личности;

3) играет большую роль в развитии творческих Способно­стей человека;

4) верно только 2 и 3.

А2 Верны ли следующие суждения о характерных чертах общения?

А. Убеждающее общение происходит только между хорошо знакомыми людьми.

Б. При ритуальном общении всегда используется речь.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А3.Певца С. после выступления долго не отпускали со сце­ны. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплоди­ровали ему. Это пример:

1) делового общения; 2) повседневного общения; 3) речевого общения; 4) ритуального общения.

А4. Верны ли следующие суждения о видах общения?

А. Самым универсальным видом общения людей являет­ся речь.

Б. Неречевое общение существует только в форме жестов.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А5. Студент В. на время каникул решил устроиться аниматором в дом отдыха у моря. Ему объяснили обязанности, уточнили сроки работы и сумму вознаграждения. Речь идёт о:

1) ритуальном общении; 2) досуговом общении; 3) деловом общении; 4) неречевом общении

А6. Процесс общения:

1) связан с социальной средой; 2) не связан с социальной средой;

3) связан с природной средой; 4) происходит только в семье.

[В1] Найдите черты сходства и отличия между деловым и досуговым видами общения.

1) Эмоциональная пристрастность; 2) обмен информацией; 3) развлекательный характер;

4) может выражаться в форме приказа или распоряжения; 5) использование документации.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.

черты сходства

черты отличия

12

345

[В2] Найдите в предложенном списке черты ритуального об­щения.

1) Предполагает четко предписанное поведение;

2) касается только деловой среды;

3) присутствует только в неофициальных отношениях;

4) выражается в письменной или устной форме;

5) возникло с появлением индустриального общества.

Номера, под которыми указаны черты ритуального об­щения, выпишите в порядке возрастания.

Ответ: _____14____.

[В3] Установите соответствие между видами общения и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

Виды общения

Проявления

А) Деловое.

1) Принятие военной присяги но­вобранцами.

Б) Досуговое.

2) Обсуждение в кругу друзей про­читанной книги.

В) Ритуальное.

3) Обучение европейца есть палоч­ками в японском ресторане.

Г) Межкультур­ное.

4) Получение инструкций от на­чальника.

3апишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

4

2

1

3

[В4] Все перечисленные ниже понятия, за исключением од­ного, относятся к классификации форм общения в зави­симости от характера и содержания информации. Речевое общение, повседневное общение, служебное обще­ние, ритуальное общение, межкультурное общение.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Ответ:___речевое общение_______________.

§ 8. Общение (Текущий тест) 8кл.

для учащихся

А1. Общение в современном Мире:

1) влияет на физиологическое развитие человека;

2) оказывает влияние на формирование личности;

3) играет большую роль в развитии творческих Способно­стей человека;

4) верно только 2 и 3.

А2 Верны ли следующие суждения о характерных чертах общения?

А. Убеждающее общение происходит только между хорошо знакомыми людьми.

Б. При ритуальном общении всегда используется речь.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А3.Певца С. после выступления долго не отпускали со сце­ны. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплоди­ровали ему. Это пример:

1) делового общения; 2) повседневного общения; 3) речевого общения; 4) ритуального общения.

А4. Верны ли следующие суждения о видах общения?

А. Самым универсальным видом общения людей являет­ся речь.

Б. Неречевое общение существует только в форме жестов.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А5. Студент В. на время каникул решил устроиться аниматором в дом отдыха у моря. Ему объяснили обязанности, уточнили сроки работы и сумму вознаграждения. Речь идёт о:

1) ритуальном общении; 2) досуговом общении; 3) деловом общении; 4) неречевом общении

А6. Процесс общения:

1) связан с социальной средой; 2) не связан с социальной средой;

3) связан с природной средой; 4) происходит только в семье.

[В1] Найдите черты сходства и отличия между деловым и досуговым видами общения.

1) Эмоциональная пристрастность; 2) обмен информацией; 3) развлекательный характер;

4) может выражаться в форме приказа или распоряжения; 5) использование документации.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.

черты сходства

чеpты отличия

[В2] Найдите в предложенном списке черты ритуального об­щения.

1) Предполагает четко предписанное поведение;

2) касается только деловой среды;

3) присутствует только в неофициальных отношениях;

4) выражается в письменной или устной форме;

5) возникло с появлением индустриального общества.

Номера, под которыми указаны черты ритуального об­щения, выпишите в порядке возрастания.

Ответ: _________.

[В3] Установите соответствие между видами общения и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

Виды общения

Проявления

А) Деловое.

1) Принятие военной присяги но­вобранцами.

Б) Досуговое.

2) Обсуждение в кругу друзей про­читанной книги.

В) Ритуальное.

3) Обучение европейца есть палоч­ками в японском ресторане.

Г) Межкультур­ное.

4) Получение инструкций от на­чальника.

3апишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

[В4] Все перечисленные ниже понятия, за исключением од­ного, относятся к классификации форм общения в зави­симости от характера и содержания информации. Речевое общение, повседневное общение, служебное обще­ние, ритуальное общение, межкультурное общение.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Ответ:_________________________________________.

3.1.3. Теория конфликта — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.

1.3. Теория конфликта

  Теория конфликта в трансакционном анализе описывается через концепции трансакционного взаимодействия, структурации времени и сценарного процесса.
  Трансакция — это единица взаимодействия. Трансакцией может быть фраза, одно слово, несущее смысловую нагрузку, например: «Привет». Жест, передающий то, что могло бы быть сказано. Например, рукопожатие приблизительно соответствует слову «Здравствуй». Трансакцией может быть даже выразительный взгляд, подчас говорящий больше любых слов.

Рис. 31

  Различают явные, осознаваемые участниками общения и скрытые трансакции, не осознаваемые участниками взаимодействия, проистекающие на бессознательном уровне. Скажем, на осознаваемом уровне два собеседника серьезно обсуждают деловую проблему. В тоже время на неосознаваемом, психологическом уровне между собой общаются и шалят два ребенка. Описывая подобные ситуации, участники говорят об «азарте», «спортивных состязаниях», о том, что «весь мир театр, а люди в нем актеры» (В. Шекспир).

Рис. 32

  Ситуация, рассмотренная выше, с точки зрения Э. Берна имела одну важную характеризующую ее особенность. Во время общения трансакции были параллельны друг другу и не перекрещивались. Подобное общение может длиться достаточно долго и доставляет удовольствие всем участникам.
  Конфликтные ситуации связаны с несовпадением используемых собеседниками Эго­состояний, что приводит к перекрещиванию трансакций.

Рис. 33

  Как показано на рисунке, два собеседника пытаются общаться друг с другом как Родитель с Ребенком. Такое общение непременно приводит к выяснению отношений: «Ктоглавнее, умнее, сильнее». Каждый из собеседников при этом считает правым только себя и считает неприемлемым компромисс, и даже само понимание позиции другого. Пример подобной ситуации является конфликт: взрослого и подростка. С точки зрения взрослого подросток — это еще дитя неразумное, нуждающееся в опеке и наставлениях. В глазах подростка взрослый — это ретроград, ничего не понимающий в современной жизни.
  Структурация времени. По мнению Берна, один из самых важных вопросов который задают себе люди — «Что мне делать?». А одна из самых важных проблем, которые люди решают — «Как мне убить время?». Идем ли мы на вечеринку, просыпаемся ли в начале рабочей недели, вопрос структурации, убийства времени является для нас важнейшим. Анализируя человеческое поведение, Берн предлагает 6 способов структурации времени.
  1. Игнорирование — ситуация, когда люди не вступают в коммуникацию: не разговаривают, не переглядываются, как бы не признают факт существования другого. Психологическая дистанция в этом случая самая большая, как и уровень безопасности. Пример. Два человека едут в одном вагоне электрички, сидят и смотрят в окно или читают или дремлют.

Рис. 34

  2. Ритуал — коммуникативная стратегия на уровне «Родитель» — «Родитель», призваннная свести к минимуму риск приобщении. Допускаются только проверенные временем и известные собеседникам фразы и жесты. Фривольность и новшества не поощряются. Красота ритуала в его предсказуемости. Фраза за фразой, жест за жестом складывается цепочка ритуала. И каждая фраза своевременна, каждый жест уместен. В мире насекомых примером ритуального общения являются коммуникативные танцы пчел. Пчела, прилетев в улей, начинает перемещаться строго определенным образом, сообщая своим танцем новости, другие пчелы, повторяя е движения, понимают эти новости. В мире людей ритуал получил очень большое распространение, в каком-то смысле, человеческая культура представляется набором ритуалов. Мы пожимаем руку, здороваясь, улыбаемся, если хотим показать другому свое расположение, ставим свечу в церкви, поминая покойного и т. п. Ритуал — бездушен, хотя может быть наполнен аффективными переживаниями, безличен. Ритуал превращает человека в детальку, шестеренку общества и государства, но в обмен дает безопасность предсказуемости. Преимущество имеет тот, кто знает ритуал лучше: жрец или просто более старый человек. В условиях сильной агрессивности родо-племенного, феодального социума ритуал способствует самому существованию общества, помещая человеческую агрессию в «прокрустово ложе» условностей и предписаний. Ритуал — это сублимированная агрессия и сексуальность. В условиях быстрых изменений окружающего мира, ритуал снижает адаптивные возможности человека. Примером может служить исторический факт единственной битвы между войском японского императора и отрядом монгольской конницы. Японцы превосходили врага численностью и мощью вооружения. Сила их духа и бесстрашие, воплощенные в кодексе воина «буси-до» вошли в легенду. Самураи гордились своей способностью использовать психо-физиологические ресурсы человеческого организма. Казалось бы, императора ждет быстрый военный триумф. Однако реальность оказалась иной. Столетия жизни на изолированных от других стран островах, постоянные междоусобицы привели к возникновению строгих ритуальных правил проведения сражений. Самурай обязан был представиться противнику до сражения, так как поединок мог состояться только между равными по социальному положению. Самурай не мог осквернить свой меч кровью простолюдина и даже просто менее знатного бойца. Представившись врагу, японские воины ждали от противника аналогичного поведения. Монголы не были знакомы с японским этикетом ведения войны. Они засыпали самураев стрелами и в ходе стремительной кавалерийской атаки вырезали всю японскую армию. Психологическая дистанция при ритуальном общении меньший, нежели при стратегии «игнорирование», однако уровень безопасности достаточно высок.

Рис. 35

  3. Работа — коммуникативная стратегия, приводящая к какому-либо результату. Само общение в этом случае становится профессией. В современном обществе достаточно много таких специальностей, например, психолог-консультант.

Рис. 36

  4. Времяпрепровождение — внешне очень похоже на «работу». Люди разговаривают, обмениваются информацией, однако, в их индивидуальной и совместной реальностях ничего не меняется, ничего не происходит — нет результата. Берн в качестве примера приводит клубное общение разговоры о спорте, автомобилях, детях и т.п. В свете современных представлений о важности процессуальности отношений в менеджменте, бизнесе, консультировании тема разговора уже не может выступать определенным диагностическим критерием. Например, в ходе проведения консультации терапевт может использовать «безопасные темы» для установления контакта с клиентом, для снижения напряжения во время сессии, для смены ритма консультации и тем самым улучшать результативность терапии. По всей видимости, именно результат является критерием позволяющим дифференцировать «времяпрепровождение» и «работу». Времяпрепровождение — это разговор двух детей, эмоционально насыщенный и мало предсказуемый. Разговор, постоянно меняющий тему и критерии своего существования. Берн в некотором смысле осуждает эту коммуникативную стратегию, считает времяпрепровождение пустой тратой времени, однако если мы посмотрим на нее с точки зрения «внутреннего ребенка», то увидим определенную пользу. Возможно, одной из причин обилия невротических реакций у современного, западного человека, является культуральное осуждение времяпрепровождения: «Нечего языком молоть», «Только и знают, как языки чесать». Придя домой после трудного рабочего дня, западный мужчина: ужинает, лежит на диване, читает газету или смотрит телевизор. В теории структурации времени его поведение описывается как «игнорирование». Дети предпочитают компьютерные игры, опять же позволяющие не общаться с другими людьми. В восточных культурах преобладает иной стереотип отдыха. Вернувшись с работы, мужчина окунается в общение с семьей и друзьями. Разговоры ни к чему не обязывают, плавно переходят с темы на тему. Поощряются настольные игры, не мешающие разговору и не стимулирующие азартное поведение. Дети предпочитают коллективные игры, в которых учатся тонкостям общения с удовольствием и без результата.

Рис. 37

  5. Игра — коммуникативная стратегия, в отличие от описанных выше стратегий, включающая в себя не только социальное общение, но и упорядоченный алгоритм общения, на психологическом уровне. Описание алгоритма психологической игры — это жемчужина не только Трансакционного анализа, но и всей современной психологии. Выделив психологическую игру, как самостоятельную коммуникативную стратегию присущую людям, Берн, бесспорно, обессмертил свое имя. Игра, как и времяпрепровождение — это общение детских Эго-состояний. В этом секрет ее привлекательности и вечной новизны. Несмотря на то, что спонтанность базовое свойство ребенка, в случае с игрой, под вуалью спонтанности скрывается железный алгоритм, являющийся скорее атрибутом ритуала. Игра начинается как искрометное, увлекательное времяпрепровождение, но неожиданно превращается в бездушный ритуал, страшный в своей неотвратимости и гарантированно приводящий к аффективному состоянию. По словам Берна, игра похожа на рыбную ловлю. На крючок насаживается наживка. Подплывшая рыбка видит наживку, но не видит крючка. Рыбка принимает предложение и заглатывает наживку. Убедившись, что рыбка на крючке, рыбак подсекает и вытаскивает ее на воздух. Рыбка, искавшая удовольствие (еду), получает смерть. Берн описывает игры во многих областях человеческой жизни. Он классифицирует их по степени выраженности на три уровня: а) игры о которых безопасно рассказывать в своем социальном окружении; б) игры о которых сообщают только самым близким людям; в) игры к которым в процессе их развития привлекаются профессионалы. Например, психологическая игра «Динамо» степени а). Молодой человек видит на вечеринке симпатичную девушку, она улыбается ему и он воспринимает это за предложение знакомства (наживка). Молодой человек подходит к девушке и приглашает ее на танец (заглатывает наживку). Девушка в обидной форме отказывает ему (подсекает и вытаскивает на воздух). Игра «Динамо» степени б), начинается, как и игра степени а). Девушка дает согласие на танец, в ходе которого провокационно приближается своими губами к губам молодого кавалера. После вечеринки молодой человек провожает девушку, во время прощания ситуация повторяется. Молодой человек целует ее и получает пощечину, девушка выставляет его в глазах общих знакомых насильником. Молодому человеку стыдно рассказывать об этой ситуации окружающим. Игра степени в), начинается также, но во время своего развития превращается в игру «изнасилование», после чего в нее включаются профессионалы: юристы, врачи, милиционеры и т.д. Несмотря на внешнюю примитивность и предсказуемость психологическая игра бессмертна! Биографии многих звезд спорта и шоу бизнеса являются тому подтверждением.

Рис. 38

  6. Интимность — это коммуникативная стратегия, являющаяся квинтисенцией человечности. Интимность подразумевает общение без «психологических масок». Берн пишет, что интимность — это любовь в широком смысле этого слова. Интимность, прежде всего, подразумевает ответственность перед партнером и заботу о своем благополучии. Отсюда использование в общении всех трех Эго-состояний, однако, при этом трансакции не пересекаются, что позволяет общаться с удовольствием. Любопытно, что научение способности общаться, используя стратегию интимности, по мнению Берна, способствует достижению цели Трансакционного анализа — состояния «автономности», характеризующегося ответственностью пред собой и другими. Автономность — это «осознанность», «спонтанность» и «интимность». Несмотря на провозглашаемую важность понятия «интимность», Берн описывает его крайне схематично и безлико. Исчезают присущие ему юмор и яркость образов. Возможно, тема «интимности» — «слепое пятно» родоначальника Трансакционного анализа.

Рис. 39

  Во время консультирования встречаются все 6 стратегий структурации времени. Клиент «игнорирует» консультанта, делает вид, что самой такой профессии не существует. После того, как клиент примет решение все же обратиться к психотерапевту, наступает этап ритуального общения названный Карлом Виттакером «борьбой за структуру». На этом этапе стороны договариваются о правилах совместной работы, и заключается психотерапевтический контракт. «Работа» и «времяпрепровождение» сливаются в терапевтический коктейль, в котором преобладание определенного ингредиента зависит от метода, который использует консультант, его личностных особенностей, культуральных традиций и преобладающей в данный момент времени моды. Психологическая игра — кошмар начинающих консультантов. Если ее инициатором выступил психотерапевт его «прорабатывают» на супервизии, а в случае, когда первую скрипку сыграл клиент, размер полученного консультантом ущерба определяется степенью сыгранной игры. Ситуация взаимопонимания и психотерапевтического резонанса возникающие в процессе профессиональной психодинамической терапии очень похожа на стратегию интимности.
  Сценарный процесс. Трансакционные аналитики считают, что каждый из людей проживает свою жизнь не спонтанно, но по определенному сценарию. Прототипами жизненных сценариев, выступают древнегреческие мифы (сценарии Сизиф, Прометей, Эдип, персей и т.д.) и сказки (сценарии Красная шапочка, Синяя борода, Гуси-лебеди и т.д.). Ребенок получает установки о базовых параметрах своего жизненного сценария от родителей, которые нашли друг друга и вступили в брак, также выполняя сценарные предписания (ряд специалистов прослеживает до семи поколений однотипных сценарных процессов). В Эго­состояние Родитель закладываются приказы, правила, будущие достижения. В Эго-состояние Ребенок — контр-приказы, иррациональные убеждения, правила игр. Свобода выбора ребенка ограничена этими предписаниями. Он не может создать для себя сценарий, принципиально отличающийся от родительского, он может выбрать нюансы, призванные подчеркнуть отличия современности.

Рис. 40

  Важнейшим в создании жизненного сценария является выбор концовки. Что будет в конце Вашей жизни? Как вы умрете? Какая эпитафия будет на Вашей могиле? Кто придет на Ваши похороны? Что будут говорить о Вас после смерти? Ответы на эти вопросы ребенок находит до трех лет. С трех до пяти создается основная фабула сюжета и определяется отношение к миру. Возможны следующие варианты:
  1. «Я + Ты -» — я хорош и всегда буду лучше тебя, ты плох, ты хуже меня и всегда таким останешься. Установка ведет к дискриминации других людей по различным признакам. Эта установка, часто выдается за позицию «победителя», «удачника», что, конечно же, неправильно, так как в этом случае если и возможна, то только «Пиррова победа».
  2. «Я — Ты +» — я плох, у меня некрасивая внешность, я глуп, слаб физически и морально, ты хорош, тебе повезло при рождении, в лучшем случае я могу быть твоим слугой, если ты будешь обо мне заботиться, решать, что мне делать.
  3. «Я — Ты -» — я плох и ты плох, все люди плохи, весь мир ужасен. Всемирная катастрофа неизбежна, ничто хорошего нас не ждет.
  4. «Я + Ты +» — наиболее зрелая установка, характеризующая автономную личность, способную к интимности. Я хорош и ты тоже, я уважаю себя и тебя. Я забочусь о себе, но уважаю и твои права.
  В подростковом возрасте человек отрабатывает анти-сценарий, пробует «другую колею», но даже эти эксперименты проводятся в рамках семейного сценария. После того как найдена «вторая половинка», а критерий, по которому она идентифицируется — это готовность к участию в качестве партнера в совместных «психологических играх», и создания собственной семьи человек возвращается в сценарный процесс написанный им ранее. Далее все движется к выбранному когда-то окончанию жизни.


Передача

против ритуального общения — 755 слов

Кэри выдвинул идею, что общение можно обсуждать с двух точек зрения: с точки зрения передачи и с точки зрения ритуала. Хотя оба эти аспекта уходят корнями в религию, у них разные подходы к общению.

Обмен данными является наиболее распространенным. Это связано с необходимостью перевозки некоторых вещей; в этом случае связь включена. Ритуальная коммуникация, предложенная Кэри, представляет собой совершенно противоположную точку зрения передачи коммуникации.В нем меньше внимания уделяется самому сообщению, а больше — созданию отношений. Кэри сравнивает слово «общение» с терминами «община», «сообщество» и «общий».

Ритуальное общение также имеет корни в религии; однако это тесно связано с общением между людьми, а не со строгим распространением информации. По словам Кэри, ритуальное общение «дает не информацию, а подтверждение», сохраняя структуру сообщества, а также его ритуалы. Вдобавок, в отличие от трансмиссионного взгляда на общение, в модели ритуального общения «общение связано с такими терминами, как« совместное использование »,« участие »,« ассоциация »,« общение »и« обладание общей верой ». 1

Brotherhood 2.0

Когда дело доходит до примеров общения как ритуала в повседневной жизни, социальные сети — это инструмент, который создает отношения между людьми, превращая их взаимодействие в ритуалы. Хотя Кэри ничего не знал о цифровых медиа, можно утверждать, что его принцип общения как ритуала может быть применен к Интернету и связанным с ним артефактам.Brotherhood 2.0 является прекрасным примером, иллюстрирующим это. Это был проект, начатый двумя братьями Джоном и Хэнком Грином, чтобы противостоять технологиям с помощью технологий. Когда они решили, что их отношения становятся слишком мелкими из-за постоянного использования социальных сетей и обмена текстовыми сообщениями, они пришли к идее прекратить использовать их для общения и начать публиковать ежедневные видеоблоги, адресованные друг другу.

Проект Brotherhood 2.0 воплотил теорию общения Кэри как ритуала.Подобно тому, как Кэри в своем примере с газетой доказывал, что самая важная часть — это не новости, а тот факт, что они доставляются каждый день, самое главное в видео братьев Грин — это не содержание.

Модель ритуального общения Кэри очень точно описывает цифровые медиа. Утверждение о том, что «общение — это символический процесс, посредством которого реальность производится, поддерживается, восстанавливается и трансформируется» 2 В терминах «Братства 2» его легко сломать.0. Проект: два брата создают реальность, сформированную из своих идей, но сообщество людей, смотрящих их видео, поддерживает реальность, обсуждая ее.

По окончании эксперимента братья решили продолжить снимать видео, чтобы сохранить жизнь своей аудитории. Так, когда Кэри заявил, что «ритуальный взгляд на коммуникацию направлен не на распространение сообщений в пространстве, а на поддержание общества во времени; не акт передачи информации, а представление общих убеждений » 3 , нет лучшего примера, чем братья Грин.

Проект научил миллионы зрителей тому, что Интернет может способствовать настоящему диалогу между людьми, а также вернуть некоторые старые традиции, связанные с устным общением, и преобразовать их. Теория ритуального общения Кэри достигла новых высот благодаря тому, что огромное количество людей что-то создают вместе и делятся этим с другими. Если следующие поколения воспользуются некоторыми знаниями из Братства 2.0, тогда устная традиция общения продолжит жить. 4

Хотя ритуальный взгляд на общение не распространен в нашем современном обществе, можно утверждать, что его ценят все больше и больше. Точно так же, как социальные сети расширяют пространство общения, они также начинают поощрять принятие ритуального общения. Большинство онлайн-сообществ, а также сайтов социальных сетей в настоящее время поддерживают настоящие и прошлые отношения, в то время как сфера ведения блогов находит способы установить связь между читателями и распространителями контента. 5

Заключение

Таким образом, теория общения как ритуала, предложенная Кэри, находит поддержку в нашей современной повседневной жизни. Общество начинает придавать большее значение тому факту, что информацией можно делиться и передавать, несмотря на ее ценность или содержание. Способность обмениваться информацией с другими и создавать связи посредством обмена — это воплощение концепции общения как ритуала. На мой взгляд, эта концепция будет и дальше процветать и развиваться вместе с технологическим и социальным прогрессом, поскольку обмен информацией с другими, а также участие в любом типе разговора станет проще и проще для любого человека.

Библиография

Андерсон, Хелен. «Братья и сестры в киберпространстве: ритуальная модель общения Кэри в цифровую эпоху». Пересечение 4, вып. 1 (2011): 92-100. Интернет.

Кэри, Джеймс. Коммуникация как культура: Очерки СМИ и общества. Нью-Йорк: Routeledge, 1992. Интернет.

Хитт, Благотворительность. «Передача против ритуального общения». Колледж журналистики и коммуникаций Флоридского университета . 2016.Интернет.

1. Джеймс Кэри, Коммуникация как культура: Очерки СМИ и общества (Нью-Йорк: Рутледж, 1992), 18. Web.

2. Джеймс Кэри, Коммуникация как культура: Очерки СМИ и общества (Нью-Йорк: Рутледж, 1992), 23. Web.

3. Там же, 18.

4. Хелен Андерсон. «Братья и сестры в киберпространстве: ритуальная модель общения Кэри в цифровую эпоху», Intersect 4, no. 1 (2011): 98. Web.

5. Charity Hitt. «Трансмиссия против. Ритуальная коммуникация », , Колледж журналистики и коммуникаций Университета Флориды, . 2016. Интернет.

Это критическое сочинение о передаче и ритуальном общении было написано и отправлено вашим однокурсником. Вы можете использовать его в исследовательских и справочных целях для написания собственной статьи; однако вы должны процитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен нестандартный образец Critical Writing , написанный с нуля
professional специально для вас?

ритуалов в популярном общении — iResearchNet

Ритуалы и ритуалы можно найти во всех аспектах современной общественной жизни: религии, образовании, политике, массовой культуре, трудовой жизни, семейной жизни, дружбе, потреблении и досуге. Формальные церемонии, такие как религиозные обряды, свадьбы, похороны или присяги, знакомы; остальная часть социальной жизни также перемежается небольшими частями ритуалов и церемоний, которые мы часто упускаем из виду.От правил вежливости до военного кодекса чести, от празднования дней рождения и праздников до инаугурации президента, от проведения заседаний совета директоров и общения между начальниками и подчиненными до проведения концерта симфонического оркестра, от званых обедов до вечеринок Суперкубка, для групп телезрителей, собравшихся для получения новостей о бедствиях и кризисах, отличительные моменты жизни отмечены ритуалом.

Официальные обряды и церемонии

Как работает ритуал, легче всего наблюдать в официальных церемониях, поэтому обсуждение начнется с этих примеров.На религиозной службе, свадьбе или присяге люди исполняют сценарии символических действий, включая слова, жесты, движения, музыку, одежду и украшения, чтобы соединиться с более крупными реальностями, значениями и ценностями, создать новые социальные реальности или управлять ими. социальные перемены. Все это вопросы того, что Дюркгейм (1995) называл серьезной жизнью, и его анализ того, как ритуал соединяет индивидуума и группу, является классическим источником ритуальных исследований. Эти примеры и критерии Дюркгейма показывают, насколько важно не путать ритуал с рутиной и привычкой.

Чаще всего формальные обряды и церемонии проводятся в местах и ​​время, которые отделены от повседневной жизни, так что явная связь участников с серьезной жизнью посредством таких ритуалов также отделена от рутины (Eliade 1959; Turner 1977). Религиозные церемонии, например, проводятся в зданиях с архитектурными разработками, которые символизируют это разделение и направляют внимание на символический центр через двери, входы, внутренние и внешние комнаты, алтари и подиумы, мебель, украшения и освещение.Когда религиозные церемонии проводятся не в местах, построенных для определенной цели, комната или здание украшают и расставляют мебель, чтобы отметить его религиозную функцию. Церемонии на открытом воздухе проводятся не в случайных местах, а ориентированы на природные особенности, чтобы направлять внимание в соответствии с требованиями религиозной практики, будь то вид на Мекку, священную гору или прекрасный вид.

Выделение времени и места для ритуала помогает создать социальное настроение, называемое лиминальность , от латинского слова «порог», которое впервые было идентифицировано в отношении обрядов перехода (van Gennep 1960).При переходе от одного известного социального статуса к другому, будь то мальчики и девочки в мужчин и женщин, граждане одной страны в гражданство другой, одинокие люди в супружескую пару или граждане в должностных лиц, сама церемония является порогом и Пока участники вовлечены в него, их социальные роли и отношения неоднозначны. Тернер (1977) указал, как сослагательное наклонение большинства ритуалов связано с этой лиминальной характеристикой; ритуал — это тайм-аут для того, что могло бы быть или должно быть, для обещаний, а не описаний, для концентрации на идеалах, а не фактах.Одна из форм сослагательного наклонения — это выравнивание ролей или смена ролей в маскараде, карнавале, распутстве или играх — подумайте о карнавале, предшествующем Великому посту, или о глупых играх на свадебном приеме. Эти представления также становятся символическими указателями того, что церемония проходит вне обычного времени, места и поведения. Контраст этих пороговых переживаний с повседневной жизнью дает им некоторую возможность производить социальные изменения или укреплять ценности, поскольку они демонстрируют новые возможности и обеспечивают убедительные воспоминания, нормативные руководства и оценочные термины для последующего поведения.

Пока что это примеры формальных обрядов и церемоний, обычно с какой-то официальной санкцией и целью, с признанными и принятыми формами, выполняемыми в определенных местах и ​​в определенное время, символически и перформативно отмеченными как таковые, с характерным сослагательным наклонением. Такие обряды и церемонии связывают людей с тем, к чему они относятся наиболее серьезно, и обладают способностью создавать, поддерживать и преобразовывать социальные реальности. Это важные вещи в жизни любого человека, организации, сообщества и общества, даже если они нечасты.

Основная роль коммуникации

Обратите внимание на фундаментальную роль общения в обрядах и церемониях. Наряду с основными словесными представлениями присутствуют слои других символических форм, требуемых ритуалом.

В ритуале мало что оставлено на волю случая; почти все выбирается из-за его символической ценности и, таким образом, попадает в общую категорию коммуникативного. Такие совершенно обычные явления, как вставание или сидение, когда они выполняются в ритуалах, представляют собой способы высказывания вещей, которые порождают значения, познания и эмоции.Обряды и церемонии — от движений тела, позы, жестов и одежды до музыки, песнопений, маршей, еды и питья, до декораций и архитектуры — являются явлением в значительной степени коммуникативным. Без общения не бывает обряда или церемонии, и их коммуникативные действия являются эффективными механизмами их последствий (Rothenbuhler 1998).

Важно признать формальность эффективного общения в ритуале. В ритуале не говорят ничего старого и не двигают телом как угодно.Дело не только в том, что в ритуале требуются некоторые коммуникативные формы, но и в том, что все коммуникации должны соответствовать форме. Центром ритуала является исполнение сценария знаков и символов, не закодированных исполнителем, а навязанного ритуалом, неявно требуемого сообществом (Rappaport 1999). Помимо этого, все остальные заявления или движения произносятся шепотом или тихо. Именно правильное выполнение этого пакета коммуникации, включая неисполнение запрещенных, производит эффекты ритуала.С точки зрения исследователя коммуникации, уместно сказать, что ритуал — это коммуникация, и он не может существовать или делать то, что он делает, каким-либо другим способом. (Это также является отправной точкой для ритуальной точки зрения в теории коммуникации; см. Carey 1988; Rothenbuhler 1998.)

Континуум ритуализации

Формальность коммуникации в этих случаях и ее признанная, обычно преднамеренная, эффективность определяют один конец континуума. На другом конце континуума находятся крошечные кусочков формальности в очень неформальном и часто бездумном общении, таком как стандартные приветствия между друзьями, представления или расположение сидений на работе или в общественных местах.Гоффман (1967) был пионером в этой области исследования, и здесь играет роль коммуникативная форма; Ключевым моментом является то, как все делается, потому что форма читается символически. Например, два сотрудника, которые каждый день говорят «доброе утро» одним и тем же способом, не обмениваются информацией, но такая форма может быть ценным ритуалом взаимоотношений. Эти кусочки символической формальности имеют важное значение — они создают, поддерживают или изменяют социальные реальности, идентичности и отношения; они определяют ситуации и свои обязательства или лицензии. Таким образом, как и самые формальные и важные из обрядов и церемоний, эти небольшие формальности повседневного поведения также обеспечивают контакт с серьезной жизнью — и, таким образом, мы можем видеть, что их не следует отбрасывать как простую привычку или рутину. Таким образом, как заметил один известный антрополог, область ритуальных исследований охватывает все, от рукопожатий до коронаций.

Между этими двумя крайностями, каждая из которых имеет свою собственную исследовательскую литературу, лежит обширная и разнообразная территория со своей собственной, более новой, растущей литературой.Мы могли бы назвать это исследованием ритуализации , исследующим различные степени внимания к форме и уместности коммуникации и ее последствиям в смысле и морали.

Даян и Кац (1992), например, обратили внимание на событий в СМИ , таких как государственные визиты, государственные похороны, королевские свадьбы, путешествия Папы или Олимпийские игры. В таких случаях освещение на телевидении принимает ритуальную форму: обычный график прерывается, освещение ведется в прямом эфире, а тон журналистики более почтительный или педагогический, чем враждебный или любознательный. Члены аудитории участвуют в просмотре «в костюмах»; они уделяют средствам массовой информации больше внимания, чем обычное телевидение, заранее планируют просмотр, смотрят его группами, а потом думают и говорят о просмотре. Другая работа расширила рамки событий СМИ до анализа конфликтов, очернения и продолжающегося освещения новостей (Liebes & Curran 1998). Неявная аналитическая нить, связывающая всю эту работу воедино, — это акцент на ритуализации, тенденция к обострению чувства социальной значимости, которая выражается в повышенном внимании к форме, и, как следствие, тенденция реагировать на определенные коммуникативные формы как на знаки социальной значимости.

Coman (2005) показывает, что журналисты используют ритуал при освещении событий в СМИ, поскольку форма их освещения представляет собой ритуальную рамку, которая сигнализирует аудитории, какие события заслуживают церемониального внимания, и формирует авторитет журналистов для этого. Кулдри (2003) показывает, как ритуализация действует также в системе развлечений и знаменитостей. Создавая «СМИ» как социально значимую категорию и поддерживая то, что он называет мифом об опосредованном центре, все игроки в СМИ, а не только те, кто вовлечен в «серьезные» журналистские занятия, получают статус и авторитет.

Ритуализация аудиторией

Аудитория СМИ тоже ритуализируется. Опять же, есть континуумы ​​ритуализации и социально одобренной серьезности. С одной стороны, основные события, имеющие общепризнанное значение, как в первой формулировке концепции медиа-событий Даяна и Каца (1992). Аудитория других крупных мероприятий в средствах массовой информации, таких как Суперкубок или церемония вручения премии Оскар, может демонстрировать аналогичные церемониальные модели отношения и поведения, хотя обычно здесь с большей игривостью, меньшим вниманием к ценностям и меньшим чувством социальных обязательств.

В меньшем масштабе некоторые аспекты ритуализации могут проявляться по отношению к обычному телевидению. Любители спорта могут рассматривать каждую игру как повод для торжественных встреч и работы над самобытностью. Поклонники определенных телешоу могут собираться вместе, наслаждаться обществом друг друга и использовать сюжетные линии как основу для ценностного разговора. Небольшие ритуальные структуры могут быть построены в семейной жизни, чтобы выделить время и место для совместного просмотра телевизора или для того, чтобы провести какое-то личное время вдали от других.Даже одинокие зрители, приверженцы шоу или жанра, могут ритуализировать свой просмотр, придавая ему большее значение, чем остальная часть своего еженедельного распорядка.

Ритуалы и СМИ

Ритуал, определяемый как выполнение надлежащим образом структурированного поведения для символического воздействия или участия в серьезной жизни, присутствует везде, где формальное поведение используется для достижения желаемых социальных целей или контроля нежелательных (Rothenbuhler 1998). Формальные обряды и церемонии, такие как похороны, свадьбы и инаугурации, с одной стороны, и небольшие кусочки церемоний в обычных повседневных действиях, таких как рукопожатия, представления и званые обеды, важны и предполагают непрерывную ритуализацию. Групповая деятельность в повседневной жизни часто включает повышенное внимание к символической форме или внимание к коммуникативному значению способа, которым что-то делается, отсюда своего рода ритуализация.

В современных обществах СМИ являются одними из главных спонсоров ритуалов. Их одобрение мероприятия как достойного полноценного церемониального освещения в средствах массовой информации — это серьезное выделение ресурсов для его достижения и решающий сигнал общественной значимости. Помимо этого, и средства массовой информации, и их аудитория участвуют в различных ритуалах, которые отмечают некоторые действия и события как отдельные и важные в обычном течении жизни.

Сочетание этих исследований ритуализации среди профессионалов СМИ и публики с более ранней литературой о небольших ритуалах повседневной жизни дает провокационный концептуальный взгляд: существует лежащая в основе непрерывность социальной жизни от религии до политики и развлечений. Развлечение — это не только развлечение, но также включает в себя идентичность, ценности и социальные суждения, точно так же, как религия и политика требуют удовольствия от эстетического самовыражения. Изучение ритуала помогает пролить свет на эти связи.

Артикул:

    ,
  1. Кэри, Дж. У. (1988). Коммуникация как культура: Очерки СМИ и общества . Бостон, Массачусетс: Анвин Хайман.
  2. Коман, М. (2005). Культурная антропология и СМИ: процессный подход. В E. W. Rothenbuhler & M. Coman (ред.), Media anthropology . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage, стр. 46–55.
  3. Кулдри, Н. (2003). Медиа-ритуалы: критический подход . Лондон: Рутледж.
  4. Даян, Д., & Кац, Э. (1992). Медиа-события: Прямая трансляция истории . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  5. Дюркгейм Э. (1995). Элементарные формы религиозной жизни (пер. К. Э. Филдса). Нью-Йорк: Свободная пресса. (Оригинальная работа опубликована в 1912 г.).
  6. Элиаде, М. (1959). Священное и профанное: природа религии (пер. В. Р. Траска). Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
  7. Геннеп, А. ван (1960). Обряды перехода (пер.М. Б. Визедом и Г. Л. Каффи). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1908 г.).
  8. Гоффман Э. (1967). Ритуал взаимодействия: очерки личного поведения . Нью-Йорк: Якорь.
  9. Liebes, T., & Curran, J. (ред.) (1998). Медиа, ритуалы и идентичность . Лондон: Рутледж.
  10. Rappaport, R.A. (1999). Ритуалы и религия в становлении человечества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  11. Ротенбюлер, Э.W. (1998). Ритуальное общение: от повседневного разговора до опосредованной церемонии . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  12. Тернер В. (1977). Ритуальный процесс: структура и антиструктура . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1969 г.).

(PDF) Ритуал как средство межкультурной коммуникации

Существует еще одна классификация, не относящаяся к

периодическим обрядам. Они проводятся спорадически, обычно как реакция

на неожиданные события, социальные или природные

(свадьба, рождение ребенка, засуха или наводнение и т. Д.).).

III. РИТУАЛ ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО

МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Ритуалы, определяемые как ритуалы жизненного цикла или обряды

пассажей, имеют огромное значение для осуществления

межкультурных коммуникаций. В 1909 году бельгийский антрополог

Арнольд ван Геннеп предположил, что эти

ритуалов следует идентифицировать этими терминами, считая их

символическими знаками перехода человека от одного социального статуса

к качественно другому в соответствии с

. возрастные периоды.Церемонии обряда перехода происходят

, когда люди достигают нового этапа в жизни и занимают новую позицию

в сообществе с более широким набором взаимных

социальных отношений.

Ритуалы жизненного цикла значимы как для человека

, так и для социальной, этнической группы, вытекающей из

. Каждый молодой человек из культурного сообщества

должен выдержать это, получить свой новый статус и признать

новые социальные связи в этом сообществе.

Одновременно общество признает свою новую должность

с полными правами и обязанностями. Таким образом,

обрядов посвящения являются ритуалами для определения нового возраста и социального положения человека

.

В самом деле, вполне логично, что ритуалы Rites of Passage

определяются учеными, в основном в социальных терминах.

Американские ученые пишут: «Обряды посвящения — это

церемонии, знаменующие изменение социального положения человека.

.Эти ритуальные церемонии <…> помогают

людям и обществу справиться с важными жизненными изменениями,

, такими как рождение, половое созревание, брак и смерть. Однако обряды отрывка

— это больше, чем способы распознавания определенных переходов

в жизни человека. Когда человек

женится, например, он или она не только приобретает новый статус

, но также создает целый комплекс новых отношений

.Затем эти обряды перехода являются важными

публичными ритуалами, которые признают более широкий набор измененных социальных

отношений «[4]. радикальные изменения в социализации человека

как его принятия обществом. В этом контексте

эти церемонии демонстрируют культурное, этническое и

религиозное разнообразие мира, подчеркивая их

единство через конкретные действия людей.

Существуют обряды совершеннолетия, существующие как особый вид обряда переходов

. Эти ритуалы

обеспечивают переход от юности к взрослой жизни, а

определяют границы определенного возраста. Маргарет Мид,

, известный американский антрополог, утверждает, что фаза «взросления»

относится к «набору из

церемоний, знаменующих границы подросткового возраста»

[5].По большей части, такие ритуалы в различных этнических культурах

относятся к посвящению подростков во взрослую жизнь, а

имеют три типичных стадии: разделение, переход и

реинтеграция.

Эти фазы можно рассматривать как символическую интерпретацию

прохождения предыдущего возраста и

перехода в новую фазу жизни. Барбара Д. Миллер,

, американский исследователь в области культурной антропологии

, описывает эти этапы следующим образом: «В первой фазе

посвященный (человек, проходящий ритуал)

отделен физически, социально, или условно из

нормальной жизни

.<…> Во многих культурах Амазонки, Восточной,

и Западной Африки подростки уединяются на несколько

лет в отдельных хижинах или районах вдали от деревни.

Переходная фаза или «пороговая фаза» — это когда человек

больше не находится в предыдущем статусе, но еще не является участником

следующей стадии. Лиминальность часто включает обучение

специальным навыкам, которые подготовят человека

к новому статусу.Реинтеграция, последний этап, происходит

, когда появляется посвященный и приветствуется сообществом

в новом статусе »[6]. Заключительный этап

служит для посвящения человека в новую жизнь, погружая

в дополнительные обязанности

,

культурных, антропологических и этнографических данных содержат

утвержденных трех общих фаз посвящения. Таким образом,

церемоний совершеннолетия могут быть реализованы как одно из

самых мощных средств современной коммуникации.

Тем не менее, в настоящее время ритуалы полового созревания имеют более

экономический характер, чем просто социальный, поскольку

обусловлены установлением гендерного статуса в сообществе.

Отражение различных современных культур показывает, что

различия в реализации ритуалов зависят

от способа производства и разделения труда,

доминируют в конкретном обществе. Если женский труд

ценен и необходим в обществе, то церемонии полового созревания

ежегодно проводятся там, несмотря на то, что, возможно,

являются болезненными.Молодые женщины проходят различные виды посвящений в возрасте

, и часто на первом и втором этапах

(разделение и переход) они осваивают те виды деятельности

, которые лучше всего подходят для их новой социальной роли в экономике. «Например,

среди бемба в южной Африке во время инициации,

девочка учится различать тридцать или сорок различных видов

грибов и знать, какие из них съедобны, а

— ядовиты» [7].Эти церемонии определяют

конкретных видов работы для женщин, поддерживающих их

восхождение на новую ступень социализации.

Одним из самых ярких и ярких примеров

Ритуалов Жизненного Круга, или обрядов перехода, является Церемония восхода полового созревания апачей

, которая относится к посвящению

девочек в женщину и материнство. Эта церемония

была включена в глубоко укоренившуюся традицию

индейского племени.История этой традиции

началась до викторианской эпохи в 18-м

веках. В викторианскую эпоху в 19 веке

английские консервативные и религиозные миссионеры

пытались крестить индейские племена в Америке.

Достижения в области социальных, образовательных и гуманитарных исследований, том 507

307

Ритуальная модель общения | Поиск контактной информации

Результаты листинга Ритуальная модель общения

Ритуальный взгляд на коммуникацию — средства и сообщения

1 час назад Ритуал вид коммуникации , хотя обычно считается «архаичным», это способ общения. общение и анализ различных аспектов связи священным, религиозным путем.По сути, это происходит из взглядов на религию, которые включают…