Природоведение: Значение слова ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. Что такое ПРИРОДОВЕДЕНИЕ?

Содержание

Природоведение — Википедия

Prirodovedenie.jpg

Природоведение (от рус. природа и ведать; рус. дореф. природовѣдѣнiе) — совокупность знаний о природе, или естествознание как предмет преподавания.

Школьный учебный предмет, преподаваемый в начальных и средних классах современных общеобразовательных школ России, Украины и других государств, входивших ранее в состав СССР. Во многих школах предмет переименован в «Окружающий мир».

Природоведение учит элементарным основам естественных наук (астрономии, биологии, географии, геологии, физики, химии, экологии и др.), даёт учащимся элементарные знания о природе, родном крае, анатомии человека, взаимодействии человека с окружающей средой. На последнем году обучения курс природоведения подготавливает к более глубокому и специализированному изучению предметов естественнонаучного цикла.

История

В Российской Империи

Впервые курс естественной истории был введён в школах России во 2-й половине XVIII века. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи…» (1786) задал основные черты содержания и структуры предмета. Автор считал, что для начала естественно-научного образования ребёнка необходимо ознакомить его с окружающей природой, а порядок ознакомления должен идти от неживой природы к растениям, и затем к животным.

Однако до конца XIX века, несмотря на большое количество изучаемых рассказов о природе, природоведения как отдельного учебного курса для начальной школы не существовало. Первый учебник, написанный для курса «одной нераздельной науки» об окружающем мире появился в 1883 году — «Мир божий. Земля, воздух и вода» А. Я. Герда. Запланированная вторая часть — «Растения, животные и человек» — так и не увидела свет. Одной из главных целей курса автор видел формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Помимо чтения учебника, основой обучения должны были стать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.

В начале XX века начальный курс естествоведения в той или другой форме утвердился практически во всех учебных заведениях — кадетских корпусах, женских гимназиях, реальных училищах, классических гимназиях, причем в последних курс носил название «Природоведение». Учебники в основном следовали порядку изложения, заданному Зуевым: неорганический мир — растения — человек и животные.

Программа, разработанная в 1901 году Д. Н. Кайгородовым, предлагала основное внимание уделить взаимодействию растений и животных друг с другом и с окружающей средой, а в основу обучения положить экскурсии к типичным местам «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. д.). Задачей курса предлагалось сделать приобщение к природе, с тем чтобы учащиеся почувствовали себя её частью и учились воспринимать её красоту. Многие идеи предложенной программы повлияли на курсы природоведения в школах СССР.

В СССР

После ряда реформ, в 40-50х годах общее естествознание, как самостоятельный предмет, сохранился лишь в программе 4-го класса.

К середине 60-х естествознание и география были объединены в природоведение, и эта дисциплина была введена в программы 2-го и 3-го классов.

Предмет должен был дать школьникам элементарные знания о предметах и явлениях природы, сформировать стремление к бережному использованию богатств природы, к её охране, воспитать любовь к ней. Во 2-м классе изучались сезонные изменения в природе; в 3-м изучались темы «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-м — темы «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Был издан ряд экспериментальных и пробных учебников и учебных пособий; проводились методические исследований по образованию учащихся.

В Российской Федерации

В начале 90-х была введена новая программа природоведения для четырёхлетней начальной школы, разработанная Плешаковым, и изданы учебники этого автора. Новая программа выделяет в качестве одной из основных своих целей экологическое образование и воспитание школьников. Уделяется внимание развитию у учащихся экологически-оправданной системы ценностей, предупреждению формирования потребительского подхода к природе. В курсе изучаются темы многообразия природы, единства природы и человека, возможности отрицательного влияния человека на природную среду и воздействия изменённой среды на самого человека. Программа дополнена сведениями об истории развития наук о природе. По состоянию на 2013 год природоведение преподается до 5-го класса.

В других странах

Природоведение преподаётся также в школах государств, входивших ранее в состав СССР (Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). В других странах существуют общие школьные курсы по естественным наукам, схожие с природоведением («Естествознание», «Родной край», и т. п.).

См. также

Литература

  • Кайгородов Д. Н. На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ, 1907
  • Ягодовский К. П. Практич. занятия по естествознанию в нач. школе, M., 1953
  • Герд А. Я. Избранные педагогические труды, М., 1953
  • Маркин В. И. Объяснительное чтение по естествознанию в нач. школе, М. — Л., 1953
  • Федорова В. Н. Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958
  • Скаткин M. H. Методика преподавания естествознания в нач. классах, M., 1959
  • Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969
  • Ковалева Г. Е. Методика формирования и развития природоведч. понятий в четвёртом кл., Л., 1975
  • Горощенко В. П. Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976
  • Рыков Н. А. Развитие методики природоведения в сов. школе, НШ, 1977, № 10
  • Мельчаков Л. Ф. Уроки природоведения в 3 кл., M., 1980
  • Федорова В. Н. Методика обучения природоведению в 4 кл., M., 1983
  • Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения, M., 1984
  • Аквилева Г. Н., Клепилина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988
  • Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990
  • Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения, М., 1990
  • Плешаков А. А. Природоведение в 3 кл., М., 1993
  • Плешаков А. А.
    Природоведение в 4 кл., М., 1994

Примечания

Ссылки

Природоведение — Википедия. Что такое Природоведение
Prirodovedenie.jpg

Природоведение (от рус. природа и ведать; рус. дореф. природовѣдѣнiе) — совокупность знаний о природе, или естествознание как предмет преподавания.

Школьный учебный предмет, преподаваемый в начальных и средних классах современных общеобразовательных школ России, Украины и других государств, входивших ранее в состав СССР. Во многих школах предмет переименован в «Окружающий мир».

Природоведение учит элементарным основам естественных наук (астрономии, биологии, географии, геологии, физики, химии, экологии и др.), даёт учащимся элементарные знания о природе, родном крае, анатомии человека, взаимодействии человека с окружающей средой. На последнем году обучения курс природоведения подготавливает к более глубокому и специализированному изучению предметов естественнонаучного цикла.

История

В Российской Империи

Впервые курс естественной истории был введён в школах России во 2-й половине XVIII века. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи…» (1786) задал основные черты содержания и структуры предмета. Автор считал, что для начала естественно-научного образования ребёнка необходимо ознакомить его с окружающей природой, а порядок ознакомления должен идти от неживой природы к растениям, и затем к животным.

Однако до конца XIX века, несмотря на большое количество изучаемых рассказов о природе, природоведения как отдельного учебного курса для начальной школы не существовало. Первый учебник, написанный для курса «одной нераздельной науки» об окружающем мире появился в 1883 году — «Мир божий. Земля, воздух и вода» А. Я. Герда. Запланированная вторая часть — «Растения, животные и человек» — так и не увидела свет. Одной из главных целей курса автор видел формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Помимо чтения учебника, основой обучения должны были стать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.

В начале XX века начальный курс естествоведения в той или другой форме утвердился практически во всех учебных заведениях — кадетских корпусах, женских гимназиях, реальных училищах, классических гимназиях, причем в последних курс носил название «Природоведение». Учебники в основном следовали порядку изложения, заданному Зуевым: неорганический мир — растения — человек и животные.

Программа, разработанная в 1901 году Д. Н. Кайгородовым, предлагала основное внимание уделить взаимодействию растений и животных друг с другом и с окружающей средой, а в основу обучения положить экскурсии к типичным местам «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. д.). Задачей курса предлагалось сделать приобщение к природе, с тем чтобы учащиеся почувствовали себя её частью и учились воспринимать её красоту. Многие идеи предложенной программы повлияли на курсы природоведения в школах СССР.

В СССР

После ряда реформ, в 40-50х годах общее естествознание, как самостоятельный предмет, сохранился лишь в программе 4-го класса.

К середине 60-х естествознание и география были объединены в природоведение, и эта дисциплина была введена в программы 2-го и 3-го классов.

Предмет должен был дать школьникам элементарные знания о предметах и явлениях природы, сформировать стремление к бережному использованию богатств природы, к её охране, воспитать любовь к ней. Во 2-м классе изучались сезонные изменения в природе; в 3-м изучались темы «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-м — темы «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Был издан ряд экспериментальных и пробных учебников и учебных пособий; проводились методические исследований по образованию учащихся.

В Российской Федерации

В начале 90-х была введена новая программа природоведения для четырёхлетней начальной школы, разработанная Плешаковым, и изданы учебники этого автора. Новая программа выделяет в качестве одной из основных своих целей экологическое образование и воспитание школьников. Уделяется внимание развитию у учащихся экологически-оправданной системы ценностей, предупреждению формирования потребительского подхода к природе. В курсе изучаются темы многообразия природы, единства природы и человека, возможности отрицательного влияния человека на природную среду и воздействия изменённой среды на самого человека. Программа дополнена сведениями об истории развития наук о природе. По состоянию на 2013 год природоведение преподается до 5-го класса.

В других странах

Природоведение преподаётся также в школах государств, входивших ранее в состав СССР (Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). В других странах существуют общие школьные курсы по естественным наукам, схожие с природоведением («Естествознание», «Родной край», и т. п.).

См. также

Литература

  • Кайгородов Д. Н. На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ, 1907
  • Ягодовский К. П. Практич. занятия по естествознанию в нач. школе, M., 1953
  • Герд А. Я.
    Избранные педагогические труды, М., 1953
  • Маркин В. И. Объяснительное чтение по естествознанию в нач. школе, М. — Л., 1953
  • Федорова В. Н. Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958
  • Скаткин M. H. Методика преподавания естествознания в нач. классах, M., 1959
  • Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969
  • Ковалева Г. Е. Методика формирования и развития природоведч. понятий в четвёртом кл., Л., 1975
  • Горощенко В. П. Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976
  • Рыков Н. А. Развитие методики природоведения в сов. школе, НШ, 1977, № 10
  • Мельчаков Л. Ф. Уроки природоведения в 3 кл., M., 1980
  • Федорова В. Н. Методика обучения природоведению в 4 кл., M., 1983
  • Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения, M., 1984
  • Аквилева Г. Н., Клепилина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988
  • Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990
  • Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения, М., 1990
  • Плешаков А. А. Природоведение в 3 кл., М., 1993
  • Плешаков А. А. Природоведение в 4 кл., М., 1994

Примечания

Ссылки

Природоведение — Википедия

Prirodovedenie.jpg

Природоведение (от рус. природа и ведать; рус. дореф. природовѣдѣнiе) — совокупность знаний о природе, или естествознание как предмет преподавания.

Школьный учебный предмет, преподаваемый в начальных и средних классах современных общеобразовательных школ России, Украины и других государств, входивших ранее в состав СССР. Во многих школах предмет переименован в «Окружающий мир».

Природоведение учит элементарным основам естественных наук (астрономии, биологии, географии, геологии, физики, химии, экологии и др.), даёт учащимся элементарные знания о природе, родном крае, анатомии человека, взаимодействии человека с окружающей средой. На последнем году обучения курс природоведения подготавливает к более глубокому и специализированному изучению предметов естественнонаучного цикла.

История

В Российской Империи

Впервые курс естественной истории был введён в школах России во 2-й половине XVIII века. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи…» (1786) задал основные черты содержания и структуры предмета. Автор считал, что для начала естественно-научного образования ребёнка необходимо ознакомить его с окружающей природой, а порядок ознакомления должен идти от неживой природы к растениям, и затем к животным.

Однако до конца XIX века, несмотря на большое количество изучаемых рассказов о природе, природоведения как отдельного учебного курса для начальной школы не существовало. Первый учебник, написанный для курса «одной нераздельной науки» об окружающем мире появился в 1883 году — «Мир божий. Земля, воздух и вода» А. Я. Герда. Запланированная вторая часть — «Растения, животные и человек» — так и не увидела свет. Одной из главных целей курса автор видел формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Помимо чтения учебника, основой обучения должны были стать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.

В начале XX века начальный курс естествоведения в той или другой форме утвердился практически во всех учебных заведениях — кадетских корпусах, женских гимназиях, реальных училищах, классических гимназиях, причем в последних курс носил название «Природоведение». Учебники в основном следовали порядку изложения, заданному Зуевым: неорганический мир — растения — человек и животные.

Программа, разработанная в 1901 году Д. Н. Кайгородовым, предлагала основное внимание уделить взаимодействию растений и животных друг с другом и с окружающей средой, а в основу обучения положить экскурсии к типичным местам «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. д.). Задачей курса предлагалось сделать приобщение к природе, с тем чтобы учащиеся почувствовали себя её частью и учились воспринимать её красоту. Многие идеи предложенной программы повлияли на курсы природоведения в школах СССР.

В СССР

После ряда реформ, в 40-50х годах общее естествознание, как самостоятельный предмет, сохранился лишь в программе 4-го класса.

К середине 60-х естествознание и география были объединены в природоведение, и эта дисциплина была введена в программы 2-го и 3-го классов.

Предмет должен был дать школьникам элементарные знания о предметах и явлениях природы, сформировать стремление к бережному использованию богатств природы, к её охране, воспитать любовь к ней. Во 2-м классе изучались сезонные изменения в природе; в 3-м изучались темы «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-м — темы «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Был издан ряд экспериментальных и пробных учебников и учебных пособий; проводились методические исследований по образованию учащихся.

В Российской Федерации

В начале 90-х была введена новая программа природоведения для четырёхлетней начальной школы, разработанная Плешаковым, и изданы учебники этого автора. Новая программа выделяет в качестве одной из основных своих целей экологическое образование и воспитание школьников. Уделяется внимание развитию у учащихся экологически-оправданной системы ценностей, предупреждению формирования потребительского подхода к природе. В курсе изучаются темы многообразия природы, единства природы и человека, возможности отрицательного влияния человека на природную среду и воздействия изменённой среды на самого человека. Программа дополнена сведениями об истории развития наук о природе. По состоянию на 2013 год природоведение преподается до 5-го класса.

В других странах

Природоведение преподаётся также в школах государств, входивших ранее в состав СССР (Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). В других странах существуют общие школьные курсы по естественным наукам, схожие с природоведением («Естествознание», «Родной край», и т. п.).

См. также

Литература

  • Кайгородов Д. Н. На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ, 1907
  • Ягодовский К. П. Практич. занятия по естествознанию в нач. школе, M., 1953
  • Герд А. Я. Избранные педагогические труды, М., 1953
  • Маркин В. И. Объяснительное чтение по естествознанию в нач. школе, М. — Л., 1953
  • Федорова В. Н. Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958
  • Скаткин M. H. Методика преподавания естествознания в нач. классах, M., 1959
  • Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969
  • Ковалева Г. Е. Методика формирования и развития природоведч. понятий в четвёртом кл., Л., 1975
  • Горощенко В. П. Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976
  • Рыков Н. А. Развитие методики природоведения в сов. школе, НШ, 1977, № 10
  • Мельчаков Л. Ф. Уроки природоведения в 3 кл., M., 1980
  • Федорова В. Н. Методика обучения природоведению в 4 кл., M., 1983
  • Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения, M., 1984
  • Аквилева Г. Н., Клепилина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988
  • Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990
  • Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения, М., 1990
  • Плешаков А. А. Природоведение в 3 кл., М., 1993
  • Плешаков А. А. Природоведение в 4 кл., М., 1994

Примечания

Ссылки

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — это… Что такое ПРИРОДОВЕДЕНИЕ?

уч. предмет. Изучается на начальной и средней (5-й класс) ступенях общеобразоват. школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий нач. сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и химии. В курсе П. учащиеся получают знания о неживой и живой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира в целом, взаимоотношениях человека и окружающей его среды, а также о строении и функциях организма человека, охране здоровья. В 5-м кл. П. выполняет в основном пропедевтич. функции по отношению к др. предметам естеств.-науч. цикла.

П. ведёт начало от курса естеств. истории, впервые введённого в школах России во 2-й пол. 18 в. Осн. черты его содержания и структуры были заложены в учебнике В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи» (1786). Автор считал, что началом естеств.-науч. образования ребёнка является ознакомление его с окружающей природой, к-рое должно идти от изучения предметов и явлений неживой природы («Ископаемое царство») к растениям («Прозябаемое царство»), а затем к животным («Животное царство»).

В нач. школе 19 — нач. 20 вв. природо-ведч. знания давались гл. обр. путём объяснительного чтения. Уч. книги К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, Н. В. Тулу-пова и П. М. Шестакова, Д. И. Тихомирова содержали большое кол-во рассказов и статей о природе. Однако П. не выделялось в самостоятельный учебный предмет.

Первый успешный опыт построения самостоят. уч. курса для нач. школы осуществил А. Я. Герд в учебнике «Мир божий» («Земля, воздух и вода», 1883). Автор предполагал создать и вторую часть курса — «Растения, животные и человек», но замысел остался нереализованным. По мнению Герда, в нач. школе не должны изучаться отд. естеств. науки, здесь место только одной «нераздельной науке» об окружающем неорганич. и органич. мире, причём изучение неорганич. мира должно предшествовать изучению мира органического. Среди целей курса автор особо выделял формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Он считал также, что в основе обучения должны лежать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.

В ср. уч. заведениях в нач. 20 в. П. в той или иной форме утвердилось практически повсеместно. В муж. классич. гимназии курс под таким названием преподавался в 1—3-х кл., в реальных уч-щах в 1—7-х кл. изучался курс естествоведения, в кадетских корпусах были введены нач. сведения по естеств. истории, в жен. гимназиях — «главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене». Преподавание велось по учебникам «Начальный курс естествоведения» Л. С. Севрука (1902), «О трёх царствах природы» И. И. Полянского (1904), «Природоведение. Краткий курс естественных наук» М. Бубликова и Н. Гольденберга ; «Начальный курс естественной истории» H. H. Малышева (ч. 1—2, 1910 — 11), «Начальный курс природоведения» Ю. Н. Вагнера (ч. 1—3,) и др. Эти учебники строились в основном по плану, намеченному Зуевым и Гердом: неорганич. мир — растения — человек и животные.

Своеобразием отличалась программа П., предложенная в 1901 Д. Н. Кайгоро-довым. В ней рассматривались в связи с сезонными изменениями и преим. на базе экскурсий «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. д.) во взаимодействии друг с другом и с неорганич. средой. Задачу курса Кайго-родов видел в том, чтобы учащиеся приобщились к природе, почувствовали себя её частью, привыкали воспринимать её красоту. Хотя программа просуществовала в гимназиях недолго, многие её идеи нашли отражение в курсах П. школы после 1917.

В 1920 в школах I ступени был введён курс «Естествознание и география». Однако вскоре в связи с внедрением комплексных программ (см. Комплексная система обучения) он прекратил своё существование, природоведч. знания включались в комплексные темы. С 1932 в нач. школе изучался курс «Естествознание»: на 1-м году обучения дети знакомились с сезонными изменениями в природе; на 2-м — предусматривались темы «Огород и сад (парк — для гор. школы) осенью», «Домашние и дикие животные и птицы», «Пруд и река», «Лес весной»; на 3-м — «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух», «Электрические явления в природе», «Жизнь растений»; на 4-м — «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Строение и работа человеческого тела». Кроме того, на 3-м и 4-м годах обучения вводился нач. курс географии.

В 1937 предмет «Естествознание» был упразднён в 1-х и 2-х кл., с 1945 — ив 3-х кл. Как самостоят. предметы курсы естествознания и географии сохранились лишь в 4-х кл. В 1—3-х кл. осн. источником природоведч. знаний вновь стало объяснительное чтение, к-рое дополнялось рядом экскурсий, наблюдений, опытов. Развитие методики преподавания П. в этот период связано с разработками П. А. Завитаева, В. Н. Маркина, С. А. Павловича, А. А. Перротте, Б. Е. Райко-ва, М. Н. Скаткина, К. П. Ягодовского и др.

В 1958 курсы естествознания и географии 4-го кл. были объединены в единый предмет — П. В 1966 П. как самостоят. уч. курс было введено в уч. план 2-х и 3-х кл. нач. школы и 4-х кл. ср. школы. Были изданы ряд эксперим. и пробных учебников, уч. пособий по П. (авторы В. П. Горощенко, Л. И. Грехова, Г. Е. Ковалёва, А. М. Низова, Н. А. Рыков, В. Н. Фёдорова). В школе вводились программы, к-рые предусматривали изучение во 2-х кл. сезонных изменений в природе; в 3-х — тем «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Родины», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-х — тем «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Программы предусматривали формирование у детей элементарных знаний о предметах и явлениях природы, воспитание любви к ней, стремление к охране и бережному использованию её богатств. При обучении П. в школах России использовались учебники 3. А. Клепини-ной для 2-го кл. (1975), Л. Ф. Мельчакова для 3-го кл. (1980), M. H. Скаткина для 4-го кл. (1986).

В кон. 70-х и в 80-е гг. проводился ряд науч.-метод. исследований по экологич. образованию учащихся мл. классов средствами курса П. (Л. П. Салеева, Т. И. Тарасова, А. А. Плешаков и др.), в к-рых подчёркивался его большой воспитат. потенциал.

С введением (1986) обучения детей с 6-летнего возраста программы П. существуют в вариантах для трёх- и четырёхлетней нач. школ. Первоначально для последней была адаптирована программа трёхлетней нач. школы. Соответствующие учебники были созданы Клепини-ной (1988/1989). В 1990 параллельно введена новая программа П. для четырёхлетней нач. школы, разработанная Пле-шаковым, а в 1991—92 — изданы учебники этого автора.

Новый курс П. сориентирован прежде всего на экологич. образование и воспитание мл. школьников (см. Экология и педагогика). При его подготовке ставилась задача обеспечить формирование у учащихся экологически оправданных ценностных ориентации, предупредить развитие потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологич. ценностности , единства природы и человека. Причём каждое из этих направлений пронизывает идея уязвимости природы. Если речь идёт о многообразии природы, в уч. содержание включаются конкретные знания о сокращении численности и полном исчезновении не к-рых видов организмов. В рамках идеи экологич. целостности природы рассматриваются разл. примеры нарушений экологич. связей, анализируются причины и последствия этого явления. Идея единства природы и человека предусматривает показ отрицат. влияния человека на природную среду, а также обратного воздействия изменённой среды на самого человека. Логика развёртывания осн. идей курса, необходимость решения задач развития, воспитания учащихся потребовали Значит. обновления содержания курса. В программу включены сведения о физич. телах, веществах и частицах, об осн. группах растений и животных и их отличит, признаках, о природных сообществах, природном равновесии и др. Впервые разработан материал об экологии как науке (с привлечением элементарной экологич. терминологии). В учебники вводятся сведения о науч. поиске, об учёных, внёсших существенный вклад в развитие знаний о природе. Программа курса включает: в 3-м кл. — темы «Природа и мы», «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье»; в 4-м кл. — темы «Мы — жители Земли», «Сохраним природу России», «Сбережём природу своего края». В дополнение к осн. программе разработаны факультативные курсы: «Экология для младших школьников» (3-й кл.), «Планета загадок» (4-й кл.).

Формы организации деятельности учащихся при обучении П. — урок, экскурсия. Ведущая роль отводится наблюдениям в природе, практич. работам, демонстрации опытов. Значит. объём наблюдений выполняется во внеурочное время по заданиям (имеются в учебнике и могут формулироваться учителем). В последние годы широко используется уч. моделирование: построение графич. и динамич. схем (особенно при изучении экологич. связей). Важное место в уч. процессе занимает практич. природо-охранит. работа, а также чтение учащимися дополнит, природоведч. лит-ры и пропаганда ими в доступной форме природоохранных знаний.

Для курса П. выпускается разнообразное оборудование, в частности коллекции полезных ископаемых и гербарии, глобусы и геогр. карты, серии таблиц, наборы диапозитивов, диафильмы, уч. кинофильмы, приборы и приспособления (компасы, термометры, лабораторная посуда). На занятиях используются комнатные и культурные (выращенные на уч.-опытном участке) растения, собранные в природе плоды, семена, опавшие листья, повреждённые животными части растений, а также разл. самодельные пособия. В ряде школ созданы кабинеты П.,

Урочная и внеурочная деятельность учащихся по П. дополняется внеклассной работой; проводятся занятия кружков юных натуралистов, экологов, путешественников, просмотры науч.-популярных и науч.-худож. фильмов о природе, читательские конференции, вечера и праздники по разнообразной природо-ведч. тематике, в т. ч. натуралистич. кампании «Неделя леса», «Праздник цветов», «День птиц» и др.

Курс П. тесно связан с др. предметами нач. школы. Его изучение способствует осознанному восприятию худож. произведений о природе на уроках чтения, даёт образный материал к урокам изобразит, иск-ва и музыки, обеспечивает понимание элементарных науч. основ с.-х. труда и физкультуры. С др. стороны, чтение, изобразит, иск-во, музыка обогащают эмоциональный, нравств. эстетич. опыт отношения ученика к природе, а трудовое обучение и физич. воспитание обеспечивают практич. применение природо-ведч. знаний.

Перспективы развития курса П. связаны прежде всего с отходом от господствовавшего до кон. 80-х гг. единообразия всех школ и созданием разл. вариантов программ, учебников и уч. пособий. Это могут быть курсы собственно П. и близкие к ним, напр. «Естествознание», «Окружающий мир», «Мир и человек». Возможно расширение уч.-метод. комплектов уже действующих курсов П. за счёт включения в них новых видов пособий (атласы-определители, наборы эко-логич. игр и др.), что окажет обновляющее воздействие на методику преподавания. Перспективной является разработка регионального аспекта содержания П. и создание своего рода краеведч. приложений к базовым учебникам, а также самостоят. региональных учебников.

Уч. курс П. преподаётся в гос-вах, входивших ранее в состав СССР. В др. странах также существуют интегрированные курсы, в большей или меньшей степени аналогичные курсу П. (собственно П., «Естествознание», «Родной край», «Родиноведение» и др.).

Лит.: Кайгородов Д. Н., На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ; Ягодовский К. П., Практич. занятия по естествознанию в нач. школе, M.; Герд А. Я., Избр. пед. труды, М., 1953; Маркин В. И., Объяснительное чтение по естествознанию в нач. школе, М. — Л., 1953; Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958; Скаткин M. H., Методика преподавания естествознания в нач. классах, M.; [Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П.], Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969; Ковалева Г. Е., Методика формирования и развития природоведч. понятий в четвертом кл., Л., 1975; Г о p о-щенко В. П., Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976; Рыков Н. А., Развитие методики природоведения в сов. школе, НШ, 1977, № 10; Мельчаков Л. Ф., Уроки природоведения в 3 кл., M.; Федорова В. Н., Яку по в С. 3., Методика обучения природоведению в 4 кл., M.;

Горощенко В. П., Степанов И. А., Методика преподавания природоведения, M.; Аквилева Г. Н., Кле-п и и и и а 3. А., Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988; К л с и и — нина 3. А., Чистова Л. П., Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990; II а к у-л о в а В. М., Кузнецова В. И., Методика преподавания природоведения, М., 1990; Плешаков А. А., Природоведение в 3 кл., М., 1993; его же, Природоведение в 4кл., М., 1994. А. А. Плешаков.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Природоведение — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Природоведение (от рус. природа и ведать; рус. дореф. природовѣдѣнiе) — совокупность знаний о природе, или естествознание как предмет преподавания.

Школьный учебный предмет, преподаваемый в начальных и средних классах современных общеобразовательных школ России, Украины и других государств, входивших ранее в состав СССР. Во многих школах предмет переименован в «Окружающий мир».

Природоведение учит элементарным основам естественных наук (астрономии, биологии, географии, геологии, физики, химии, экологии и др.), даёт учащимся элементарные знания о природе, родном крае, взаимодействии человека с Окружающей средой, анатомии человека. На последнем году обучения курс природоведения подготавливает к более глубокому и специализированному изучению предметов естественнонаучного цикла.

История

В Российской Империи

Впервые курс естественной истории был введён в школах России во 2-й половине XVIII века. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи…» (1786) задал основные черты содержания и структуры предмета. Автор считал, что для начала естественно-научного образования ребёнка необходимо ознакомить его с окружающей природой, а порядок ознакомления должен идти от неживой природы к растениям, и затем к животным.

Однако до конца XIX века, несмотря на большое количество изучаемых рассказов о природе, природоведения как отдельного учебного курса для начальной школы не существовало. Первый учебник, написанный для курса «одной нераздельной науки» об окружающем мире появился в 1883 году — «Мир божий. Земля, воздух и вода» А. Я. Герда. Запланированная вторая часть — «Растения, животные и человек» — так и не увидела свет. Одной из главных целей курса автор видел формирование мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». Помимо чтения учебника, основой обучения должны были стать наблюдения учащихся и простые, доступные опыты.

В начале XX века начальный курс естествоведения в той или другой форме утвердился практически во всех учебных заведениях — кадетских корпусах, женских гимназиях, реальных училищах, классических гимназиях, причем в последних курс носил название «Природоведение». Учебники в основном следовали порядку изложения, заданному Зуевым: неорганический мир — растения — человек и животные.

Программа, разработанная в 1901 году Д. Н. Кайгородовым, предлагала основное внимание уделить взаимодействию растений и животных друг с другом и с окружающей средой, а в основу обучения положить экскурсии к типичным местам «общежития» растений и животных (лес, луг, поле, сад, пруд и т. д.). Задачей курса предлагалось сделать приобщение к природе, с тем чтобы учащиеся почувствовали себя её частью и учились воспринимать её красоту. Многие идеи предложенной программы повлияли на курсы природоведения в школах СССР.

В СССР

После ряда реформ, в 40-50х годах общее естествознание, как самостоятельный предмет, сохранился лишь в программе 4-го класса. К середине 60-х естествознание и география были объединены в природоведение, и эта дисциплина была введена в программы 2-го и 3-го классов. Предмет должен был дать школьникам элементарные знания о предметах и явлениях природы, сформировать стремление к бережному использованию богатств природы, к её охране, воспитать любовь к ней. Во 2-м классе изучались сезонные изменения в природе; в 3-м изучались темы «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-м — темы «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». Был издан ряд экспериментальных и пробных учебников и учебных пособий; проводились методические исследований по образованию учащихся.

В Российской Федерации

В начале 90-х была введена новая программа природоведения для четырёхлетней начальной школы, разработанная Плешаковым, и изданы учебники этого автора. Новая программа выделяет в качестве одной из основных своих целей экологическое образование и воспитание школьников. Уделяется внимание развитию у учащихся экологически-оправданной системы ценностей, предупреждению формирования потребительского подхода к природе. В курсе изучаются темы многообразия природы, единства природы и человека, возможности отрицательного влияния человека на природную среду и воздействия изменённой среды на самого человека. Программа дополнена сведениями об истории развития наук о природе. По состоянию на 2013 год природоведение преподается до 5-го класса.

В других странах

Природоведение преподаётся также в школах государств, входивших ранее в состав СССР (Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). В других странах существуют общие школьные курсы по естественным наукам, схожие с природоведением («Естествознание», «Родной край», и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье «Природоведение»

Литература

  • Кайгородов Д. Н. На разные темы, преимущественно педагогические, СПБ, 1907
  • Ягодовский К. П. Практич. занятия по естествознанию в нач. школе, M., 1953
  • Герд А. Я. Избранные педагогические труды, М., 1953
  • Маркин В. И. Объяснительное чтение по естествознанию в нач. школе, М. — Л., 1953
  • Федорова В. Н. Развитие методики естествознания в дорев. России, М., 1958
  • Скаткин M. H. Методика преподавания естествознания в нач. классах, M., 1959
  • Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горошенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения, М., 1969
  • Ковалева Г. Е. Методика формирования и развития природоведч. понятий в четвёртом кл., Л., 1975
  • Горощенко В. П. Мельчаков Л. Ф., Степанов И. А., Основы природоведения, М., 1976
  • Рыков Н. А. Развитие методики природоведения в сов. школе, НШ, 1977, № 10
  • Мельчаков Л. Ф. Уроки природоведения в 3 кл., M., 1980
  • Федорова В. Н. Методика обучения природоведению в 4 кл., M., 1983
  • Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения, M., 1984
  • Аквилева Г. Н., Клепилина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1988
  • Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 кл., М., 1990
  • Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения, М., 1990
  • Плешаков А. А. Природоведение в 3 кл., М., 1993
  • Плешаков А. А. Природоведение в 4 кл., М., 1994

Примечания

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Ссылки

  • [enc-dic.com/pedagogics/Prirodovedenie-1366/ Природоведение] — Педагогический словарь
  • [www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14399 Российский образовательный стандарт основного общего образования по природоведению] (5-й класс)

Отрывок, характеризующий Природоведение

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l’agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

Природоведение — это… Что такое природоведение?

Но были и такие предметы, как законоведение, природоведение, история, математика, физика, география, гимнастика.

Потом по старым Вериным учебникам Андрюша изучил историю, природоведение и другие нехитрые предметы в пределах первых четырех классов.

Даже в школе учителя старались избегать запретных тем, а география, природоведение и астрономия сводились к перечислению полезных ископаемых, добываемых в той или иной точке планеты, тщательному вызубриванию законов Кеплера и умению переводить парсеки в световые годы и обратно.

Так, во всех землях обучение детей начинается с посещения начальной школы, однако отсутствие параллельного школьного пути приводит к разнообразию методик и содержания преподавания: например, один из основных предметов «природоведение» в разных землях может быть кратким или более пространным; предмет «музыка» особенно развит в Баварии; предмет «религия» может быть дан в форме «evangelisch» или «katholisch» или и то и другое в зависимости от Земли.

Мисс Симпсон, которая преподавала в школе физику и природоведение, объяснила Фелисити, что он не всегда смертелен — все зависело от дозы.

Предметы и в первом, и во втором классе (третьего просто не было) одни и те же – закон божий, чистописание, арифметика, природоведение, пение, рисование.

Космогония (учение о сотворении мира) и природоведение — основы Буддизма и эзоте­рической доктрины — являются также основой и эзотерического Браманизма.

Жак рассказал мне, что это жилье — родственное наследие покойного мужа сеньоры Роситы, учителя, преподававшего природоведение в местной гимназии.

природоведение — это… Что такое природоведение?


природоведение
природоведение

естествоведение, естествознание, естественная история, естественные науки, реальные науки, естествоиспытание

Словарь русских синонимов.

природоведение

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011.

природоведение

сущ., кол-во синонимов: 6


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • природовед
  • природоведческий

Смотреть что такое «природоведение» в других словарях:

  • природоведение — природоведение …   Орфографический словарь-справочник

  • ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, природоведения, мн. нет, ср. То же, что естествоведение. Курс природоведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, я, ср. Наука о природе; такая наука как предмет школьного преподавания. Программа по природоведению. | прил. природоведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — комплекс научных дисциплин, изучающих природу. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Природоведение — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 ноября 2012. Дата постановки к улучшению 3 ноября 2012. Номинатору …   Википедия

  • ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — уч. предмет. Изучается на начальной и средней (5 й класс) ступенях общеобразоват. школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий нач. сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Природоведение — ср. то же, что естествознание Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • природоведение — природоведение, природоведения, природоведения, природоведений, природоведению, природоведениям, природоведение, природоведения, природоведением, природоведениями, природоведении, природоведениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • природоведение — природов едение, я …   Русский орфографический словарь

  • Природоведение —     учебный предмет. Изучается на начальной и средней (5 й класс) ступенях общеобразовательной школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий начальные сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и …   Педагогический терминологический словарь


90000 Natural science 90001 90002 The 90003 natural sciences 90004 are branches of science that seek to elucidate the rules that govern the natural world by using empirical and scientific methods. The term «natural science» is used to distinguish the subject matter from the social sciences, which apply the scientific method to study human behavior and social patterns; the humanities, which use a critical or analytical approach to study the human condition; and the formal sciences such as mathematics and logic, which use an a priori, as opposed to factual methodology to study formal systems.90005 90006 Overview 90007 90002 Natural sciences are the basis for applied sciences. Together, the natural and applied sciences are distinguished from the social sciences on the one hand, and the humanities on the other. Though mathematics, statistics, and computer science are not considered natural sciences, for instance, they provide many tools and frameworks used within the natural sciences. 90005 90002 Alongside this traditional usage, the phrase 90011 natural sciences 90012 is also sometimes used more narrowly to refer to natural history.In this sense «natural sciences» may refer to the biology and perhaps also the earth sciences, as distinguished from the physical sciences, including astronomy, physics, and chemistry. 90005 90002 Within the natural sciences, the term hard science is sometimes used to describe those subfields which some people view as relying on experimental, quantifiable data or the scientific method and focus on accuracy and objectivity. These usually include physics, chemistry and biology. By contrast, soft science is often used to describe the scientific fields that are more reliant on qualitative research, including the social sciences.90005 90006 History 90007 90002 In ancient and medieval times, the objective study of nature was known as natural philosophy. In late medieval and early modern times, a philosophical interpretation of nature was gradually replaced by a scientific approach using inductive methodology. The work of Sir Francis Bacon popularized this approach, thereby helping to forge the scientific revolution. 90005 90002 By the 19th century, the study of science had come into the purview of professionals and institutions.In so doing, it gradually acquired the more modern name of 90011 natural science. 90012 The term 90011 scientist 90012 was coined by William Whewell in an тисячі вісімсот тридцять чотири review of Mary Somerville’s 90011 On the Connexion of the Sciences 90012. But the word did not enter general use until nearly the end of the same century. 90005 90002 According to a famous тисяча дев’ятсот двадцять три textbook 90011 Thermodynamics — and the Free Energy of Chemical Substances 90012 by the American chemist Gilbert N. Lewis and the American physical chemist Merle Randall, the natural sciences contain three great branches: 90005 90032 90002 Aside from the logical and mathematical sciences, there are three great branches of 90011 natural science 90012 which stand apart by reason of the variety of far reaching deductions drawn from a small number of primary postulates — they are mechanics, electrodynamics, and thermodynamics.90005 90037 90002 Today, natural sciences are more commonly divided into life sciences, such as botany and zoology; and physical sciences, which include physics, chemistry, geology and astronomy. 90005 90006 Branches of natural science 90007 90042 Astronomy 90043 90002 This discipline is the science of celestial objects and phenomena that originate outside the Earth’s atmosphere. It is concerned with the evolution, physics, chemistry, meteorology, and motion of celestial objects, as well as the formation and development of the universe.90005 90002 Astronomy includes the examination, study and modeling of stars, planets, comets, galaxies and the cosmos. Most of the information used by astronomers is gathered by remote observation, although some laboratory reproduction of celestial phenomenon has been performed (such as the molecular chemistry of the interstellar medium). 90005 90002 While the origins of the study of celestial features and phenomenon can be traced back to antiquity, the scientific methodology of this field began to develop in the middle of the 17th century.A key factor was Galileo’s introduction of the telescope to examine the night sky in more detail. 90005 90002 The mathematical treatment of astronomy began with Newton’s development of celestial mechanics and the laws of gravitation, although it was triggered by earlier work of astronomers such as Kepler. By the 19th century, astronomy had developed into a formal science, with the introduction of instruments such as the spectroscope and photography, along with much-improved telescopes and the creation of professional observatories.90005 90042 Biology 90043 90002 This field encompasses a set of disciplines that examines phenomena related to living organisms. The scale of study can range from sub-component biophysics up to complex ecologies. Biology is concerned with the characteristics, classification and behaviors of organisms, as well as how species were formed and their interactions with each other and the environment. 90005 90002 The biological fields of botany, zoology, and medicine date back to early periods of civilization, while microbiology was introduced in the 17th century with the invention of the microscope.However, it was not until the 19th century that biology became a unified science. Once scientists discovered commonalities between all living things, it was decided they were best studied as a whole. 90005 90002 Some key developments in biology were the discovery of genetics; Darwin’s theory of evolution through natural selection; the germ theory of disease and the application of the techniques of chemistry and physics at the level of the cell or organic molecule. 90005 90002 Modern biology is divided into subdisciplines by the type of organism and by the scale being studied.Molecular biology is the study of the fundamental chemistry of life, while cellular biology is the examination of the cell; the basic building block of all life. At a higher level, physiology looks at the internal structure of organism, while ecology looks at how various organisms interrelate. 90005 90042 Chemistry 90043 90002 Constituting the scientific study of matter at the atomic and molecular scale, chemistry deals primarily with collections of atoms, such as gases, molecules, crystals, and metals.The composition, statistical properties, transformations and reactions of these materials are studied. Chemistry also involves understanding the properties and interactions of individual atoms for use in larger-scale applications. 90005 90002 Most chemical processes can be studied directly in a laboratory, using a series of (often well-tested) techniques for manipulating materials, as well as an understanding of the underlying processes. Chemistry is often called «the central science» because of its role in connecting the other natural sciences.90005 90002 Early experiments in chemistry had their roots in the system of Alchemy, a set of beliefs combining mysticism with physical experiments. The science of chemistry began to develop with the work of Robert Boyle, the discoverer of gas, and Antoine Lavoisier, who developed the theory of the Conservation of mass. 90005 90002 The discovery of the chemical elements and the concept of Atomic Theory began to systematize this science, and researchers developed a fundamental understanding of states of matter, ions, chemical bonds and chemical reactions.The success of this science led to a complementary chemical industry that now plays a significant role in the world economy. 90005 90042 Earth science 90043 Main article: Earth science 90002 Earth science (also known as geoscience), is an all-embracing term for the sciences related to the planet Earth, including geology, geophysics, hydrology, meteorology, physical geography, oceanography, and soil science. 90005 90002 Although mining and precious stones have been human interests throughout the history of civilization, the development of the related sciences of economic geology and mineralogy did not occur until the 18th century.The study of the earth, particularly palaeontology, blossomed in the 19th century. The growth of other disciplines, such as geophysics, in the 20th century led to the development of the theory of plate tectonics in the 1960s, which has had a similar effect on the Earth sciences as the theory of evolution had on biology. Earth sciences today are closely linked to climate research and the petroleum and mineral exploration industries. 90005 90042 Physics 90043 90002 Physics embodies the study of the fundamental constituents of the universe, the forces and interactions they exert on one another, and the results produced by these interactions.In general, physics is regarded as the fundamental science, because all other natural sciences use and obey the principles and laws set down by the field. Physics relies heavily on mathematics as the logical framework for formulation and quantification of principles. 90005 90002 The study of the principles of the universe has a long history and largely derives from direct observation and experimentation. The formulation of theories about the governing laws of the universe has been central to the study of physics from very early on, with philosophy gradually yielding to systematic, quantitative experimental testing and observation as the source of verification.Key historical developments in physics include Isaac Newton’s theory of universal gravitation and classical mechanics, an understanding of electricity and its relation to magnetism, Einstein’s theories of special and general relativity, the development of thermodynamics, and the quantum mechanical model of atomic and subatomic physics The field of physics is extremely broad, and can include such diverse studies as quantum mechanics and theoretical physics, applied physics and optics. Modern physics is becoming increasingly specialized, where researchers tend to focus on a particular area rather than being «universalists» like Isaac Newton, Albert Einstein and Lev Landau, who worked in multiple areas.90005 90042 Atmospheric science 90043 Main article: Atmospheric sciences 90002 Though sometimes considered in conjunction with the earth sciences, due to the independent development of its concepts, techniques and practices and also the fact of it having a wide range of sub disciplines under its wing, the atmospheric science is also considered a separate branch of natural science. This field studies the characteristics of different layers of the atmosphere from near ground level to the edge of the space.The timescale of study also varies from days to centuries. Sometimes the field also includes the study of climatic patterns on planets other than earth. 90005 90042 Oceanography 90043 Main article: Oceanography 90002 The serious study of oceans began in the early to mid 1900s. As a field of natural science, it is relatively young but stand-alone programs offer specializations in the subject. Though some controversies remain as to the categorization of the field under earth sciences, interdisciplinary sciences or as a separate field in its own right, most modern workers in the field agree that it has matured to a state that it has its own paradigms and practices.As such a big family of related studies spanning every aspect of the oceans is now classified under this field. 90005 90042 Materials science 90043 Main article: Materials science 90002 Originally developed through the field of metallurgy, the study of the properties of materials has now expanded into many materials other than metals. The field covers the chemistry, physics and engineering applications of materials including metals, ceramics, artificial polymers, and many others. 90005 90006 Interdisciplinary studies 90007 90002 The distinctions between the natural science disciplines are not always sharp, and they share a number of cross-discipline fields.Physics plays a significant role in the other natural sciences, as represented by astrophysics, geophysics, chemical physics and biophysics. Likewise chemistry is represented by such fields as biochemistry, geochemistry and astrochemistry. 90005 90002 A particular example of a scientific discipline that draws upon multiple natural sciences is environmental science. This field studies the interactions of physical, chemical and biological components of the environment, with a particular regard to the effect of human activities and the impact on biodiversity and sustainability.This science also draws upon expertise from other fields such as economics, law and social sciences. 90005 90002 A comparable discipline is oceanography, as it draws upon a similar breadth of scientific disciplines. Oceanography is sub-categorized into more specialized cross-disciplines, such as physical oceanography and marine biology. As the marine ecosystem is very large and diverse, marine biology is further divided into many subfields, including specializations in particular species. 90005 90002 There are also a subset of cross-disciplinary fields which, by the nature of the problems that they address, have strong currents that run counter to specialization.Put another way: In some fields of integrative application, specialists in more than one field are a key part of most dialog. Such integrative fields, for example, include nanoscience, astrobiology, and complex system informatics. 90005 90006 See also 90007 90006 References 90007 90006 External links 90007 90112 90113 The History of Recent Science and Technology 90114 90113 Natural Sciences Information on the Natural Sciences degree programme at Durham University. 90114 90113 Natural Sciences Contains updated information on research in the Natural Sciences including biology, geography and the applied life and earth sciences.90114 90113 Natural Sciences Information on the Natural Sciences degree programme at the University of Bath which includes the Biological Sciences, Chemistry, Pharmacology, Physics and Environmental Studies. 90114 90113 Reviews of Books About Natural Science This site contains over 50 previously published reviews of books about natural science, plus selected essays on timely topics in natural science. 90114 90113 Scientific Grant Awards Database Contains details of over 2,000,000 scientific research projects conducted over the past 25 years.90114 90113 Natural Sciences Tripos Provides information on the framework within which most of the natural science is taught at the University of Cambridge. 90114 90127 .90000 What are the Natural Sciences? (With pictures) 90001 90002 Natural sciences are one of the three major divisions of science, the other two being the social sciences and the formal sciences. Chemistry, biology, earth science, astronomy, and physics are all part of natural sciences. There are also cross-disciplines, such as biophysics, which integrate different aspects of multiple subjects. Prior to the 17th century, these disciplines were often referred to as «natural philosophy» and lacked the types of experiments and procedures used today.90003 90004 Chemistry is one of the natural sciences. 90005 Chemistry 90006 90002 Much of what defines modern civilization comes from advances in knowledge and technology caused by investigations in the natural sciences and chemistry.For instance, the modern production of food can be traced back to the Haber-Bosch process which was developed during World War I. This chemical process allows the creation of fertilizer nitrates from atmospheric nitrogen, rather than relying on biologically fixed sources of nitrogen such as cow dung, significantly increasing the amount of food various countries produce. 90003 90009 Geology, which includes the study of rocks, is one of the natural sciences.90002 Want to automatically save time and money month? Take a 2-minute quiz to find out how you can start saving up to $ 257 / month. 90003 90005 Biology and Medicine 90006 90002 Thanks to developments in biology, especially those in the 20th Century, doctors can use advanced medicines to cure or treat many diseases that were previously fatal.Through research in biology and medicine, scourges of the 19th century and before, such as plague and smallpox, have come largely under control. Perhaps more importantly, mortality rates for infants and mothers in industrialized nations have drastically decreased. The biological subfield of genetics has even allowed scientists to understand the very code of life itself, and recognize the way it expresses itself within each person. 90003 90016 The study of medicines used in treating patients can fall within the category of natural science.90005 Earth Sciences 90006 90002 Advances in earth science have allowed mankind to extract huge amounts of minerals and petroleum from the Earth’s crust, powering the engines of modern civilization and industry.Paleontology, a subfield of earth science, provides a window into the Earth’s distant past, long before humans even existed. Through discoveries in geology and similar fields within the natural sciences, scientists are better able to understand the history of the planet and predict changes it may go through in the future. 90003 90021 A study of sciences often involves research and experimentation.90005 Astronomy and Physics 90006 90002 Physics is, in many respects, the science that underlies all other natural sciences, and offered some of the most unexpected revelations of the 20th century.Among the most notable of these was the discovery that matter and energy are constant, and merely transfer from one state to the other. Through astronomy, scientists have discovered an enormous amount of information about the universe. In previous centuries, it was thought that the entire universe was just the Milky Way galaxy, until a series of debates and observations in the 20th Century revealed that the universe is literally millions of times bigger than previously imagined. 90003 90005 Different Types of Science 90006 90002 The establishment of the scientific method in the 1600s, and the ensuing scientific revolution, helped create modern science.Natural sciences are often referred to as «hard science» because of the heavy use of objective data and quantitative methods that rely on numbers and mathematics. In contrast, the social sciences, such as psychology, sociology and anthropology, rely more on qualitative, or non-numeric, evaluations and tend to have less-certain conclusions. The formal sciences, including mathematics and statistics, are heavily quantitative in nature, but do not typically involve the study of natural phenomenon or experimentation.90003 90030 Astronomy is a natural science. .90000 Natural Sciences | Undergraduate Study 90001 90002 Typical offers require 90003 90004 90005 A Level: 90006 A * A * A 90007 90005 IB: 90006 40-42 points, with 776 at Higher Level 90010 90004 For other qualifications, see our main Entrance requirements pages. 90010 90002 Course requirements 90003 90004 Please note that in the following ‘science / mathematics subjects’ refers to Biology, Chemistry, Physics, Mathematics * and Further Mathematics. It does not include Psychology. 90010 90017 90018 90005 Required by all Colleges: 90006 A Levels / IB Higher Levels in at least two science / mathematics, see also subject requirements for Year 1 options 90021 90018 90005 Required by some Colleges: 90006 AS or A Level / IB Standard or Higher Level in a third science / mathematics subject and / or particular subjects 90021 90026 90004 For College-specific requirements / preferences, see: 90010 90004 90030 Natural Sciences (Biological): Subject Requirements and Typical Offer by College 90007 90030 Natural Sciences (Physical): Subject Requirements and Typical Offer by College 90010 90004 All undergraduate admissions decisions are the responsibility of the Cambridge Colleges.Please contact the relevant College admissions office if you have any queries about College-specific requirements. 90010 90004 See also Entrance requirements and 90030 The Subject Matters for additional advice about general requirements for entry, qualifications and offers. 90010 90039 A Levels 90040 90004 Most students have at least three science / mathematics A Levels. The minimum requirement is two, but this will restrict your choice of Part IA options. In these circumstances, you’ll normally be expected to achieve A * in both of the science / mathematics subjects and encouraged to take an additional science / mathematics AS Level.The more useful combinations are: 90010 90017 90018 A Level Biology, A Level Chemistry, and AS Level Mathematics or Physics 90021 90018 A Level Chemistry, A Level Mathematics, and AS Level Biology or Physics 90021 90018 A Level Physics, A Level Mathematics and AS Level Further Mathematics 90021 90026 90004 If you do not have A Level Mathematics, you’re required to complete some preparatory work before the start of the course and must take Mathematical Biology as your mathematics subject in Year 1.90010 90039 International Baccalaureate 90040 90004 The advice above about A Level subject combinations also applies to the IB. For these purposes: 90010 90017 90018 Standard Level subjects will satisfy AS Level subject requirements 90021 90018 Higher Level subjects will satisfy A Level subject requirements 90021 90026 90004 Please note, IB applicants starting the new IB Mathematics syllabus are expected to take IB Higher Level ‘Analysis and Approaches’ for any course where Mathematics is a requirement.If this option is not available at your school, please contact the College that you wish to apply to directly for further advice and guidance. 90010 90039 Other examination systems 90040 90004 We expect applicants taking other recognised qualifications to have a level of understanding in science and mathematics roughly equivalent to those applying with A Levels. 90010 90004 Refer to our main Entrance requirements pages and consult a College Admissions Tutor for further advice. 90010 90002 Admission assessment 90003 90004 For 2021 entry, applicants for Natural Sciences are required to take a pre-interview written assessment on 4 November 2020 року, at an authorised centre local to them (for a lot of applicants, this will be their school / college).You need to be registered by 15 October 2020 to take the assessment, and your assessment centre must do this for you. Please note that open centres may set an earlier deadline for accepting entries, and it is your responsibility to check if this applies at your centre. See admission assessments for full details. 90010 90039 Assessment format 90040 90004 The format for the 2020 assessment will be as follows: 90010 90017 90018 90005 Section 1 90006: Multiple choice questions in mathematics plus one science (Biology, Chemistry or Physics) (60 minutes) 90021 90018 90005 Section 2 90006: Extended multiple choice questions in Biology, Chemistry or Physics (60 minutes) 90021 90026 90004 90030 Natural Sciences Admissions Assessment Specification 2020 90010 90004 Please note that your performance in the pre-interview assessment will not be considered in isolation, but will be taken into account alongside the other elements of your application.90010 90004 In addition to the pre-interview assessment, applicants to the following Colleges are required to take a College-set written assessment at interview (see individual College websites for details): 90010 90004 Mature students (aged 21 or over) applying to one of the mature Colleges are not required to take the pre-interview assessment, and will instead sit an at-interview assessment. See the written assessments page for more details. 90010 90039 Specimen and past papers 90040 90004 A specimen paper has been produced to allow you to sample the written assessment format and practice under timed conditions.It is not expected that you will answer every question correctly; the written assessment is designed to be challenging. Even some strong candidates may not complete the paper in the time allowed; it is designed to distinguish across our field of high-calibre applicants. 90010 90004 Experience with similar assessments and from trials indicates that, on average, typical applicants to the most highly selective undergraduate courses (who are by definition academically very able) will gain approximately half of the available marks.The best applicants will score more highly, but only relatively few are expected to gain more than 80 per cent of the available marks. 90010 90004 Written assessments help admissions tutors to assess whether candidates have the skills, aptitudes and any required subject knowledge and understanding required to study the relevant course at Cambridge. They are only one of the elements used in the admissions process. Others include a candidate’s academic record and forecast grades in school-leaving examinations; UCAS application form; examples of recent written work submitted to the College to which they are applying; and performance at interview, if invited to attend.90010 90004 90005 When using the specimen and past papers below, please note the following changes to the 2020 Natural Sciences admissions assessment: 90006 90010 90110 90111 90112 90113 90004 Natural Sciences Admission Assessment 90010 90116 90113 90004 In 2020 90010 90116 90113 90004 In previous years 90010 90116 90125 90126 90127 90112 90129 90004 Section 1 90010 90132 90129 90017 90018 60 minutes 90021 90018 4 parts, of which candidates should answer 2 (mathematics and one of the sciences).Each part contains 20 multiple-choice questions. 90021 90026 90132 90129 90017 90018 80 minutes 90021 90018 5, parts, of which candidates should answer 3. Each part contains 18 multiple-choice questions. 90021 90026 90132 90125 90112 90129 90004 Section 2 90010 90132 90129 90017 90018 60 minutes 90021 90018 3 parts, of which candidates should answer 1. Each part contains 20 multiple-choice questions. 90021 90018 Marking solely based on answers on multiple choice answer sheet 90021 90018 Calculators not permitted 90021 90026 90132 90129 90017 90018 40 minutes 90021 90018 6 questions, of which candidates answer 2 90021 90018 Marking took account of working provided on question paper 90021 90018 Calculators permitted 90021 90026 90132 90125 90180 90181 90004 90005 Specimen papers: 90006 90010 90004 90187 Updated specimen papers will be available shortly.90188 90010 90004 90005 Past papers: 90006 90010 90004 90030 Natural Sciences Admissions Assessment 2018 (papers combined) 90010 90004 90030 Natural Sciences 2017 — Section 1: Question Paper 90007 90030 Natural Sciences 2017 — Section 1: Answer Sheet 90007 90030 Natural Sciences 2017 — Section 1: Answer Key 90007 90030 Natural Sciences 2017 — Section 2: Question Paper 90007 90030 Natural Sciences 2017 — Section 2: Explained Answers 90010 90004 90030 Natural Sciences 2016 — Section 1: Question Paper 90007 90030 Natural Sciences 2016 — Section 1: Answer Sheet 90007 90030 Natural Sciences 2016 — Section 1: Answer Key 90007 90030 Natural Sciences 2016 — Section 2: Question Paper 90007 90030 Natural Sciences 2016 — Section 2: Explained Answers 90010 90039 Submitted work 90040 90004 Applicants are not typically asked to submit examples of written work.Some may be asked by their College to do some reading in advance of their interview, but if this is required the College will provide full details in the letter inviting the student to interview. 90010 90004 For further information about studying Natural Sciences at the University of Cambridge see the Natural Sciences Tripos website. 90010 .90000 natural science | Example sentences 90001 90002 natural science is not in the Cambridge Dictionary yet. You can help! 90003 These repudiations resonated with the empiricist teachings of contemporary 90004 natural 90005 90004 science 90005.The physicist is thus acting in accordance with his healthy instinct, that dogmatism is the worst enemy of 90004 natural 90005 90004 science 90005. Such words were fundamental for a psychology that intended to be grounded in established 90004 natural 90005 90004 science 90005. A rigorous 90004 natural 90005 90004 science 90005 would confine itself to physical causes and effects.It is one of the branches of 90004 natural 90005 90004 science 90005. The fallacy of 90004 natural 90005 90004 science 90005 is that it proceeds as if uninterpreted material phenomena were primary, and had interpretations added to them later. When discussing an issue of 90004 natural 90005 90004 science 90005, it is normal to defer to the relevant experts.What this meant in practice is that modern 90004 natural 90005 90004 science 90005 metaphors would be integrated into the neoliberal narrative. Nevertheless, with regard to its origins, geometry is a 90004 natural 90005 90004 science 90005. The author worked as an engineer and had connections with the scientific community and the world of 90004 natural 90005 90004 science 90005.The very fact that the word «philosophia» has been transferred from the seven liberal arts to 90004 natural 90005 90004 science 90005 and metaphysics is significant. Fiction has calculated the human cost of the more unnatural aspects of advances in 90004 natural 90005 90004 science 90005. Not only did such canons apply to 90004 natural 90005 90004 science 90005 and to mathematics, but they applied to «mixed sciences» such as optics and mechanics as well.In his view necromancy was an entirely 90004 natural 90005 90004 science 90005 concerned with investigating properties originating from the stars. The topic prompted divergent individual responses rather than a convergent collective endeavor, even among the supporters of the interests of 90004 natural 90005 90004 science 90005.During the nineteenth century, medicine made an important progress and became a 90004 natural 90005 90004 science 90005. How can a 90004 natural 90005 90004 science 90005, dealing with physical causes and effects, explain not only an unintentional eye blink but also an intentional wink? Neither in history nor in 90004 natural 90005 90004 science 90005 is this law to be considered as a divine plan.90002 90077 These examples are from the Cambridge English Corpus and from sources on the web. Any opinions in the examples do not represent the opinion of the Cambridge Dictionary editors or of Cambridge University Press or its licensors. 90078 90003 90002 natural science is not in the Cambridge Dictionary yet.message}} 90002 Please choose a part of speech and type your suggestion in the Definition field. 90003 {{/ Message}} Part of speech 90002 Choose noun, verb, etc. adjective adverb exclamation noun number prefix suffix verb 90087 90003 90002 Definition 90003 90002 Submit Cancel 90003 .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о