Проблемы с чтением – Проблемы с чтением: что такое дислексия и почему она возникает
Проблемы с чтением: что такое дислексия и почему она возникает
Наверное, каждый родитель хоть раз слышал что-то про дислексию, а некоторые даже подозревали это заболевание у ребёнка. Наш блогер, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая, рассказывает, что такое дислексия.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В каждую эпоху у человека были свои «болезни века» — неизлечимые болезни тела. Последние сто лет к этим недугам добавились ещё и болезни интеллектуальные, когнитивные.
Дислексия стала болезнью века именно сегодня, в век информационных технологий, экономики знаний, развития коммуникации и электронного общения. Между тем каждая эпоха знала своих великих людей-дислексиков. Среди них Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Том Круз, Андерсен и даже Владимир Маяковский. Тем не менее недавно проведённый по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией всероссийский опрос показал, что только 17% населения нашей страны осведомлено об этой проблеме.
Известно, что чем меньше знаний, меньше информации о проблеме, тем больше страхов и мифов возникает вокруг неё. Потому наша с вами задача сегодня — попробовать разобраться, что же такое дислексия.
Под дислексией врачи понимают стойкую неспособность научиться читать. Более того, связывают её с неспособностью оперировать любыми знаковыми системами и вместе с нарушением чтения рассматривают в структуре дислексии также и невозможность освоить нотную грамоту, математические знаки, арифметику и даже знаки дорожного движения.
Педагоги-психологи под дислексией понимают стойкие нарушения чтения, которые прежде всего возникают у детей с сохранённым интеллектом, слухом и зрением
Почему же эти нарушения возникают? Чтобы говорить о нарушениях, нужно понять, что же такое чтение в норме.
Чтение — сложный вид речевой деятельности. Один из важнейших способов самообучения, коммуникации и саморазвития человека. Начинается её формирование с овладения техникой чтения. На начальных этапах обучения ребёнка чтению нужно сформировать правильность, его плавность и понимание прочитанного.
Чтение прежде всего базируется на сформированных процессах устной речи. Ребёнок должен чётко воспринимать все звуки родного языка, уметь различать схожие, близкие звуки. Такие звуки в русском языке, например, — это твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие согласные. Умение выделить все звуки, из которых состоит слово, принципиально важно, поскольку каждый звук в русском письме имеет своё буквенное обозначение. Ребёнок должен усвоить звуко-буквенные связи, ему нужно запомнить, как выглядят буквы русского алфавита, и уметь различать их.
Все буквы печатного алфавита состоят из ограниченного набора элементов: вертикальные и горизонтальные, наклонные прямые, овалы и полуовалы, — и принципиальным является именно расположение и взаимное расположение этих элементов. Так, буквы «Р» и «Ь», «Н» и «П» отличаются только пространственным расположением элементов, а сами элементы, из которых они состоят, одинаковые.
Следующий важный компонент — это сформированность зрительно-моторного компонента чтения — движения глаз в направлении слева направо, который принципиально необходим для прослеживания слов и строчек. И, безусловно, компонент мнемический — память. Увиденное и прочитанное по слогам (на начальных этапах обучения) должно быть удержано в кратковременной памяти, чтобы затем объединить в целое и получить слово. А далее — соотнести прочитанное слово со знакомым словом из устной речи и понять его смысл!
Таким образом, техническая сторона состоит из способа чтения, его правильности и скорости, а смысловая сторона — это понимание того, что мы прочитали, и умение использовать эту информацию для решения различных когнитивных задач. Несформированность каждого из этих компонентов может привести к нарушению либо технической стороны чтения, либо смысловой, либо их обеих.
Плохо читающий ребёнок допускает огромное количество технических ошибок: пропуски букв, перестановки, замены букв, повторы слогов и слов, нарушение ударения и многие другие. Это тема, о которой мы будем говорить отдельно. Кроме того, ребёнок может технически неплохо читать, но не понимать прочитанного: не отвечать на вопросы по тексту, не понимать связи между предложениями, не понимать смысла прочитанного.
В чём причины возникновения дислексии у детей? За сто лет изучения этой проблемы учёные так и не пришли к единому мнению
Тем не менее выделяется несколько основных теорий, которые объясняют, почему же некоторые дети испытывают проблемы при чтении.
1. Так называемая теория «биологического дефицита»
Она говорит, что это врождённое состояние. Есть даже исследование генетиков, которые вычленяют группы генов, определяющие предрасположенность к возникновению дислексии и ведущие к нарушениям вербальной коммуникации.
2. «Когнитивные нарушения»
В ходе раннего, дошкольного развития ребёнка могут возникнуть нарушения в формировании важных для чтения когнитивных функций: устной речи, зрительного восприятия, пространственных представлений и так далее, которые и приводят к проблемам в чтении.
3. «Дидактогенная» теория
Она связана с тем, что ребёнку неправильно подобрана методика обучения чтению. При формировании навыков, на первых этапах овладения чтением, были допущены педагогические ошибки. Таким образом, ребёнок не может научиться читать именно из-за неверно выбранных учебников и методических подходов. Это становится серьёзной проблемой ещё и потому, что всё больше родителей становятся сторонниками раннего развития и, не дожидаясь школы, начинают домашнее обучение грамоте. Но и об этой проблеме мы поговорим в специальном выпуске.
В заключение — для желающих совсем не обязательное домашнее задание. Есть прекрасный фильм «Стэнли и Айрис», в основе сценария которого лежит история из жизни взрослого человека с дислексией. Советую его посмотреть, чтобы в следующую нашу встречу лучше разбираться в проявлении дислексии и в том, как с ней бороться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Zwiebackesser)
mel.fm
Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение
Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.
Что такое дислексия
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.
История дислексии
Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.
В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.
Причины дислексии
Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.
Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:
- Преобладание активности правого полушария головного мозга
- Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
- Черепно-мозговые травмы
- Тяжелые инфекции, такие как менингит
- Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
- Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)
Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.
Симптомы дислексии
Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.
Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):
- Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
- Проблемы со вниманием и концентрацией
- Плохая память
- Изменения буквенного порядка при составлении слов
- Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
- Отказ от чтения вслух и написания сочинений
- Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
- Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
- Проблемы с выполнением элементарных указаний
- Трудности в освоении правописания и принципов чтения
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:
- Запоздалое развитие речи
- Трудности в изучении и произношении слов
- Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
- Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
- Путаница в расположении букв и слов
- Проблемы в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:
- Трудности с распознаванием слов
- Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
- Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
- Разворот букв при написании
- Путаница в арифметических знаках
- Неловкость и импульсивность в поведении
- Трудности с запоминанием фактов
- Нарушения координации движений
- Замедленное освоение новых навыков
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:
- Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
- Отказ читать вслух и писать
- Плохая память
- Нечитаемый почерк
- Неправильное написание и произношение слов
- Трудности с восприятием языка тела и мимики
- Трудности в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:
- Плохо развитый навык письма
- Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
- Ошибки в произношении слов
- Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
- Плохая память
- Слишком медленная скорость работы
- Трудности в адаптации к любым изменениям
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:
- Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
- Труднопонимаемое произношение слов
- Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
- Путаница в последовательности слов и чисел
- Рассеянность и невнимательность
- Плохая память
- Трудности с организацией и планированием своего времени
Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.
Диагностика дислексии
Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.
В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.
Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.
Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.
Виды дислексии
Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:
- Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
- Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
- Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
- Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
- Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
- Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)
Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.
Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.
К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.
Коррекция и лечение дислексии
Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.
Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.
Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
- При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
- При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
- При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
- При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
- При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
- При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».
Профилактика дислексии
От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.
Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.
Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.
Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:
- Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
- Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
- Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
- Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
- Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
- По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
- Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
- Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
- Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
- Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
- Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
- Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
- Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.
Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.
Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.
Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.
Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!
4brain.ru
7 мифов о дислексии, которым не стоит верить
Если ребёнок регулярно приносит из школы плохие оценки по чтению и письму, родители начинают паниковать: наверное, у него дислексия! Но, может быть, он просто ленится или забывает делать уроки. Доктор наук из австралийского университета Маккуори Серж Робиду рассказал о самых распространённых заблуждениях о дислексии в колонке для The Conversation.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Дислексия — довольно распространённое нарушение, которое влияет на способность учиться читать и писать. К примеру, в Австралии дислексией страдает 10% населения. Об этом много пишут и говорят, но всё же часто демонстрируют полное непонимание того, что это за болезнь, и как с ней бороться.
Дислексикам сложно воспринимать тексты с нетипичными для языка словами. Или теми, которые не несут определённого смысла. Они могут путать похожие слова. Им может быть трудно читать и писать — и только. Но у них нет проблем с памятью или с произношением слов.
Между тем, дислексии часто приписывают сразу все проблемы, которые есть у человека с этим заболеванием. И это лишь малая часть заблуждений. Ниже — семь самых распространённых мифов о дислексии.
1. Я плохо произношу слова, потому что у меня дислексия
В определение дислексии часто включают проблемы с произношением слов по буквам. В результате выходит путаница, потому что чтение и произношение всё же разные навыки.
Иногда нужно применить оба навыка сразу — например, при чтении вслух. Конечно, у дислексиков это может вызвать трудности. Но если верить этому мифу, у них должны быть проблемы и с каждым навыком в отдельности. Тем не менее, согласно исследованию, люди могут хорошо читать и плохо произносить слова, и наоборт.
Чтобы не смешивать два разных отклонения, лучше пользоваться отдельными терминами. Сложности при произношении слов по буквам — это признак дисграфии, а проблемы при чтении — дислексии.
2. У меня проблемы с… (укажите проблему), потому что я дислексик
Проблемы с чтением касаются только процесса чтения — казалось бы, это очевидно. Но иногда нарушения в других областях вызывают настолько сильные ассоциации с дислексией, что это заболевание начинают считать причиной.
К примеру, у человека, страдающего дислексией, могут быть ещё и проблемы с памятью. И про него можно сказать: «Он часто забывает свой контейнер с завтраком, потому что у него дислексия». Но если бы плохая память была следствием дислексии, то каждый человек с этим расстройством был бы к тому же и забывчивым.
На одном ресурсе утверждают, что у Леонардо да Винчи была дислексия, потому что большая часть его заметок написана задом наперёд, будто в отражении. Это тоже явный пример необоснованного расширения понятия дислексии.
3. Дислексия проявляется у всех одинаково
Умение читать складывается из нескольких смежных навыков. В процессе чтения нужно распознавать буквы и выстраивать их в определённом порядке, соотносить знаки на бумаге со звуками, понимать смысл слов. Причиной нарушений в механизме чтения может быть проблема с любым из этих навыков.
Есть ли у человека проблемы с восприятием слов, которые он видит впервые? Часто ли по сравнению со сверстниками он совершает ошибки в похожих словах? Легко ли ему даётся понимание прочитанного? Эти вопросы помогают выявить разные виды дислексии, которые не всегда проявляются одновременно.
4. С дислексией можно бороться лишь одним способом
Так как дислексия бывает нескольких видов, способов лечения тоже несколько. Нужно сначала определить конкретную проблему, а потом уже подбирать методику, которая поможет развить недостающие навыки.
5. Вылечиться от дислексии можно с помощью гимнастики
Лечение с помощью физических упражнений, цветных линз или специальной окрашенной бумаги неэффективно. Во-первых, эти методы подразумевают, что дислексия всегда проявляется одинаково. Во-вторых, они не имеют ничего общего с чтением.
Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу
Таких методик очень много и некоторые из них применяются в школах, хотя их эффективность никак не доказана. Современные исследования подтверждают пользу методик, которые основаны на развитии навыков чтения.
6. Фонетика — пустая трата времени
Фонетика учит детей преобразовывать буквы в звуки и составлять из них слова. Это очень важно для дальнейшего развития и профилактики дислексии. Разобравшись, как буквы складываются в слова, читать научиться гораздо легче. Но программы раннего образования не придают особого значения фонетике. В результате детям, склонным к какой-либо форме дислексии, затем трудно учиться в школе.
7. Если кто-то в моей семье страдает дислексией, мне остаётся только смириться
Генетика действительно играет определённую роль в этой проблеме. Но фраза «у меня есть генетическая предрасположенность» не равна фразе «я ничего не могу с этим поделать». В случае дислексии это не одно и то же. Если чётко поставить проблему и начать целенаправленное лечение, дислексию можно преодолеть. И неважно, что стало причиной отклонений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как научить ребёнка заботиться о себе
7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого
Главные отличия французской школы от нашей
mel.fm
Дислексия – ответы на главные вопросы
В этом случае дислексию нужно диагностировать и рассматривать как один из вариантов расстройства развития. Трудности могут носить разный специфический характер ― в зависимости от культуры, в которой растет ребенок, и от языка, на котором он учится читать.
Дислексия в разных языках
В своих исследованиях я рассматриваю дислексию как определенный вид неспособности обучения чтению, связанный с чтением отдельно взятого слова, — это процесс декодирования. Иными словами, декодирование — это то, как быстро человек может прочитать слово без ошибок. Эта характеристика дислексии особенно важна для «непрозрачных» языков, например для английского. В таких языках нет прямого, «прозрачного» соответствия фонем и графем.
Чтобы правильно и без акцента говорить на родном языке, нужно уметь слышать и манипулировать фонемами, часто называемыми неделимыми звуковыми носителями языка (все слова разговорного языка собираются из фонем). Чтобы ребенок научился читать, у него должно быть сформировано репрезентативное пространство родного языка, которое описывается в фонемах. При обучении чтению эти фонемы нужно научиться картировать, то есть переводить, в графемы — визуальные носители языка. Азбучные языки, примером которых является русский, отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой точностью и однозначностью фонемы картируются в графемы или наоборот.
При картировании графем в фонемы вы декодируете (озвучивая или нет) слово. При картировании фонем в графемы вы занимаетесь правописанием. В русском языке достаточно просто читать — картировать графемы в фонемы. Мало слов, из-за которых возникают сложности с кодированием, — в этом случае нужно знать произношение слова. Например, «солнце» ― при чтении буква «л» не читается, но если вы все-таки прочтете «соЛнце», то никто не посчитает это ошибкой. То есть в русском языке, как только ты овладел азбукой, то есть принципом кодирования, ошибок при чтении практически не бывает, в отличие от английского, где много слов читаются совершенно не так, как пишутся. Ситуация с правописанием в русском совсем другая: кодирование фонем в графемы является задачей совсем непростой.
Дислексия в России и США
В России мало специалистов, которые могут поставить диагноз «дислексия», потому что в стране используется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и в ней нет такого диагноза. Там есть диагноз специфического расстройства чтения F81.0, но эти расстройства не дифференцируются на неспособности на уровне слова и неспособности на уровне связного текста.
В пятой редакции американского «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-V) употребляется термин «дислексия», на основании этого лицензированный специалист — педиатр, психолог, психиатр, невролог — может поставить соответствующий диагноз. При этом дислексия определяется как «трудности с обучением, характеризующиеся проблемами с точным или беглым распознаванием слов, плохим декодированием и плохими способностями к правописанию» — «a pattern of learning difficulties characterized by problems with accurate or fluent word recognition, poor decoding, and poor spelling abilities (p.67, DSM-5)».
Диагноз ставится на основе клинического наблюдения и психологического тестирования, которое выявляет проблему. Специалисты используют тесты интеллекта, проверяют фонетические навыки человека, навыки, связанные с развитием родного языка и речи, и навыки, связанные с элементами когнитивных процессов, например памяти. На основе большого количества тестов пишется развернутое заключение, и на основе этого ставится диагноз.
Изучение дислексии
Впервые это расстройство развития было зафиксировано в немецкоязычной литературе в конце XIX века. В ней описывались случаи, когда у детей, которые посещают обычные школы и растут в достаточно состоятельных семьях, есть проблемы с обучением. Расстройство обозначили как неврологическое, и сразу были описаны его семейные формы.
В этих ранних работах дислексию называли по-разному, в том числе врожденной словесной слепотой. В начале XX века американский ученый Самюэль Ортон ввел в своих работах понятие «дислексия». Ортон также провел первые популяционные исследования в штате Айова (США), чтобы установить частоту встречаемости этого расстройства — до него ученые описывали единичные случаи.
postnauka.ru
Нарушения чтения у детей — Logoprofy.ru
Чтение является фундаментальным навыком для обучения и успеха в жизни. К сожалению, у детей с раннии речевыми нарушениями, как правило, возникают дополнительные трудности, когда они начинают изучать письменный язык. Логопедм важно обращать внимание на чтение при работе с детьми с ранними языковыми расстройствами.
Подробнее о нарушениях чтения и дислексии можно здесь!
Предотвращение трудностей с чтением у детей с нарушениями речи.
1. В течение некоторого времени предполагалось, что дети с нарушениями языка подвержены повышенному риску затруднений при чтении. Это правда?
Да, есть последовательные данные, указывающие на то, что дети с языковыми расстройствами, такие как дети с нарушениями развития языка, чем обычно развивающиеся дети. Более 50% детей с нарушениями языкового развития имеют плохие навыки чтения в начальных классах.
2.У детей с речевыми расстройствами есть проблемы с развитием грамотности в дошкольных учреждениях.Проходят ли проблем со временем?
К сожалению, может быть и обратное. В исследовании изучалась траектория развития чтения у детей с нарушениями речи по сравнению с типично развивающимися сверстники. В детском саду у детей с нарушениями скорость чтения была значительно ниже. Однако со временем разрыв между этими двумя группами увеличился. Такая работа привела к большому интересу к определению того, как можно предотвратить нарушения чтения среди детей с нарушениями, возможно, путем повышения навыков ранней грамотности детей до поступления в официальную школу и строгости обучения чтению в детском саду.
3. В чем разница между трудностями чтения и нарушениями чтения?
Я использую термин «трудности с чтением» для обозначения детей, которые не читают на том уровне, на котором они должны, с учетом возраста, года обучения в школе, фона и так далее. Данные, полученные из Национальной Оценки Образовательного Прогресса, показывают, что приблизительно 36% четвероклассников — опытные читатели; и наоборот, 64% нет. Дети, которые не являются опытными читателями, могут испытывать трудности с чтением. Многие из этих детей неопытны из-за влияния бедности и воспитпния, они могут посещать школы с ограниченным вниманием к чтению или с хроническими проблемами. Для сравнения, я использую термин «неспособность к чтению», чтобы описать детей, у которых есть необъяснимые проблемы с развитием чтения, например, с дислексией.
4. Почему трудности с чтением вызывают беспокойство как у логопедов?
Трудности с чтением — самая большая «проблема», с которой сталкиваются дети с речевыми нарушеними. Если кто-то не умеет читать, они вряд ли преуспеют в образовании и в других сферах жизни (социальные отношения, среднее образование и т. Д.)
5. Почему так важно непрерывно заниматься развитием чтения?
Развитие чтения чрезвычайно сложно. Это считается многокомпонентным навыком, который сложен с точки зрения развития. На рост чтения влияют многочисленные аспекты окружающей среды, а также основные когнитивные и аффективные возможности человека. К сожалению, прогресс в чтении легко застопориться; Например, посещение начальной школы очень низкого качества может иметь серьезные последствия для успеваемости учащихся. В то же время наличие когнитивных проблем, которые влияют на навыки и процессы, на которые опирается чтение, такие как визуальная, лингвистическая и слуховая системы, также может поставить под угрозу развитие.
6. Правда ли, что дети не умеют читать, потому что их родители не заботятся о чтении или не читают регулярно своим детям.
Есть родители, которые по многим причинам не достаточно понимают развитие ранней грамотности, чтобы дать своим детям важный опыт чтения в ранние годы. Однако, когда дети проблемы с чтением, это происходит не из-за того, что «что-то» произошло или не произошло в их жизни. Обычно трудности с чтением отражают конгломерат проблем, которые поднимаются до порога, чтобы обойти развитие чтения у ребенка. Например, может случиться так, что ребенок рождается со значительными нарушениями интеллекта, что очень мало мотивирует к чтению. В свою очередь, родители (и учителя, и другие) меньше читают этим детям и развивают низкие ожидания относительно будущего ребенка как читателя. Как говорилось ранее, развитие и сложность чтения — чрезвычайно сложное явление.
7. Есть ли преобладающая теория или концептуальная основа, которую можно использовать, чтобы понять больше о чтении?
Мне нравится «простой взгляд на чтение», как теоретическая основа для концептуализации чтения. Она утверждает, что чтение (Ч) является производством декодирования (Д) и лингвистического понимания (Л), или Ч = Д x Л. Проще говоря, расшифровка — это способность применять алфавитный принцип для декодирования слов, тогда как лингвистическое всеобъемлющее более или менее, свои языковые навыки. Поэтому мы можем осмыслить ребенка с трудностями чтения как проблемы с расшифровкой и / или лингвистическим пониманием, которые могут поставить под угрозу способность чтения.
8. Что такое дислексия?
Дислексия — это особая группа читателей с нарушением, которые имеют адекватный уровень лингвистического понимания, но очень плохие навыки декодирования. Таким образом, люди с дислексией могут понимать сложные тексты, которые они слышат, но не могут декодировать их. Существует несоответствие между их лингвистическими навыками и навыками декодирования. Подгруппа детей с нарушениями языка имеет проблемы с декодированием и может быть описана как дислексия.
9. Есть теория, что дислексия вызвана проблемами с фонологией. Если это правда, не можем ли мы решить проблему фонологии, чтобы решить проблемы с чтением?
Я хотел бы, чтобы это было правдой. Существует тесная связь между дислексией (проблемы чтения, связанной с расшифровкой) и фонологическими навыками, такими как фонологическая обработка. Предоставление лечения этим детям, которое решает основные фонологические проблемы, может улучшить их навыки чтения. Однако, поскольку навык чтения сложен, это обычно не «волшебная пуля». Часто дети с дислексией не идентифицируются достаточно рано, чтобы решить свои фонологические проблемы, и они могут потерять драгоценное учебное время в развитии чтения и довольно сильно отстают. Кроме того, они могут иметь мотивационные проблемы из-за невозможности читать тексты на уровне класса. Важно не обманываться, полагая, что есть одна программа или подход, который может легко устранить дислексию. Это часто вопрос на всю жизнь, который требует постоянного, пристального внимания.
10. У некоторых детей есть хорошие навыки декодирования (то есть они не дислексики), но они, кажется, не понимают, что они читают. Что с этим?
Этих детей обычно называют «плохими понимателями» — эти дети имеют хорошие навыки декодирования (и фонологической обработки), но не понимают, что они читают. Эти дети, как правило, имеют плохие базовые языковые навыки, включая проблемы с грамматикой и лексикой, которые ставят под угрозу их способность понимать то, что они читают. Часто у этих детей возникают «субклинические языковые проблемы»: языковые проблемы, которые не являются достаточно серьезными, чтобы оправдать профессиональное вмешательство логопеда. Таким образом, кажется, что «плохие пониматели» находятся в серьезной опасности провалиться сквозь трещины.
11. Как мы можем предотвратить проблемы с чтением у детей?
Ключом к предотвращению трудностей с чтением у маленьких детей является решение тех проблем, которые порождают проблемы с чтением на ранних этапах жизни ребенка. Для многих детей развитие чтения формально начинается в детском саду или в первом классе, когда их учат читать учителя начальных классов. Тем не менее, существуют предварительные навыки, на которых будет основываться это развитие чтения и обучение чтению. Если мы — родители, учителя, патологи речевого языка — помогаем детям прийти к развитию чтения с помощью этих предварительных навыков, у них гораздо больше шансов отреагировать и начать развиваться, начав чтение.
12. Каковы некоторые из предварительных навыков?
Наиболее обсуждаемые навыки дошкольного образования, часто называемые навыками ранней грамотности, включают в себя словарный запас, грамматику, повествование, фонологическую осведомленность и знание печати. Первые три — это обычные языковые области, которые, вероятнее всего, знакомы логопедм. Эти навыки являются важными предшественниками лингвистического понимания. Последние два — фонологическая осведомленность и знание печати — являются важными предшественниками декодирования. Фонологическая осведомленность представляет растущую чувствительность маленьких детей к звуковым структурам в разговорной речи, тогда как знание печати представляет растущие знания маленьких детей о формах и функциях печати. Все эти предварительные навыки имеют надежную, продольную связь с будущим достижением чтения.
13. Разве проблемы с чтением не являются обязанностью учителя чтения?
Во-первых, в начальных классах нет «учителя чтения». У детей есть преподаватель общего профиля, который отвечает за все области обучения, включая чтение. Во-вторых, учителя, работающие в качестве младших школьников, проходят обучение чтению, обычно это несколько курсов, посвященных основам развития чтения и методам обучения чтению. Тем не менее, они, вероятно, не обладают достаточными навыками для проведения специализированных оценок и вмешательств, необходимых для определения способов решения проблем данного ребенка. Когда дети испытывают трудности с чтением, обеспечение достаточного уровня реагирования для устранения этих проблем зачастую оказывается гораздо большим, чем может взять на себя учитель начальных классов. По этой причине в школах часто есть многочисленные специалисты, которые могут вмешаться и оказать дополнительную поддержку, включая школьных психологов, специальных педагогов, и логопеды. Таким образом, проблемы с чтением не являются обязанностью учителя чтения. Трудности чтения являются серьезной проблемой для многих , и нам нужно, так сказать, «все руки на палубе», чтобы выявлять и решать эти проблемы, когда они возникают.
14. Почему дети с языковыми расстройствами восприимчивы к проблемам с чтением?
По этому вопросу было проделано много работы, и общие данные свидетельствуют о том, что те же основные проблемы, которые способствуют диагностике языкового расстройства, также связаны с трудностями чтения. Это потому, что чтение, по крайней мере, часть чтения лингвистическое понимания, это язык. Однако это еще не все. Существуют некоторые данные, свидетельствующие о том, что дети с языковыми расстройствами могут быть менее мотивированы к участию в мероприятиях по ликвидации неграмотности, что приводит к снижению опыта в типах переживаний, которые могут способствовать росту чтения. Также верно, что языковые проблемы, как правило, возникают в семьях, поэтому у детей с языковыми расстройствами могут быть родители, которые сами имеют языковые проблемы и сопутствующие проблемы с чтением. В очереди, такие родители могут обеспечить менее надежную среду домашней грамотности для своих детей. Наконец, также возможно, что учителя и психотерапевты могут снизить свои ожидания в отношении успехов в чтении для детей с нарушениями языка. Если бы это произошло, они могли бы предоставить меньше возможностей для обучения, что еще больше препятствует росту их чтения.
15. Существуют ли эффективные меры для улучшения навыков грамотности у детей с нарушениями языка?
Да! В последнее десятилетие этому вопросу уделялось значительное внимание в научной литературе. Исследователи проверили пути повышения фонологической осведомленности среди детей с языковыми расстройствами, а также знания в области письменной речи. Возможно, самое большое ограничение такой работы, однако, заключается в том, что существует мало долгосрочных данных, свидетельствующих о том, что ранние меры по ликвидации неграмотности, проводимые детям с языковыми расстройствами, имеют долгосрочные преимущества для достижения успеха в чтении. Тем не менее, одно недавнее исследование показало, что дети с языковыми расстройствами, получавшие вмешательство по грамотности в дошкольном возрасте, сохранили свой ранний рост грамотности до одного года после вмешательства.
16. Когда родители читают своим детям, это может повысить их успехи в чтении. Это правда?
Существуют свидетельства того, что домашнее чтение между родителями и их детьми может оказать влияние на развитие раннего чтения их детей. Тем не менее, это, безусловно, не «волшебная пуля». В лучшем случае, регулярное чтение в домашних условиях скромно повышает навыки раннего чтения у детей, и для того, чтобы родители могли ежедневно читать их детям, будет недостаточно для решения значительных трудностей с чтением. В таких случаях профессиональное вмешательство является наиболее важным.
logoprofy.ru
Как преодолеть проблемы с чтением
Нарушения чтения и их преодоление.
Чтение один из важных процессов жизни как ребёнка, так и взрослого человека.
Мы живём в самой читающей стране. Сегодня мы часть большого города Санкт-Петербурга с богатой историей и культурой. Как в этой ситуации не прививать детям любовь к книге и чтению.
Министерство образования на сегодняшний день сокращает часы, отведённые на литературное чтение, видимо рассчитывая, что дети читают дома под контролем родителей.
Задайте себе вопрос: «В курсе ли я как родитель, что читает мой ребёнок? Могу ли я обсудить с ним прочитанное?»
Если нет, то вы теряете связь со своим ребёнком уже сейчас в 4 классе, в начале подросткового периода. Что дальше?
Если же ваш ребёнок не читает совсем (не берём в расчёт учебную литературу), то возникают проблемы в учёбе, поведении.
Перейдём к самому процессу чтения.
В школе отслеживается чтение по следующим параметрам:
беглость (100слов в мин) Начало 5 класса 120-150 слов
правильность (чтение без ошибок)
выразительность (умение останавливаться на ,?!,-)
способ чтения (Фразы и слова в 4 классе)
осознанность (Умение пересказать текст, ответить на вопросы, выделить тему и главную мысль текста)
Этот сложный процесс, требующий умственного напряжения и концентрации внимания при переводе букв в звуки начинается ещё до школы. Многие родители учат буквы и учат ребёнка складывать буквы в слова, чем оказывают медвежью услугу своему ребёнку и учителю. Ребёнок научившийся читать по буквам, никогда не сможет справиться с требованиями школьной программы блестяще. Учить читать слог и слово по слогам с опорой на гласные.
Нарушения чтения:
неправильный способ чтения (читаем по слогам)
несформированность навыка чтения (музыкант -3 часа в день, водитель читает дорожные знаки ежедневно, чтение книги сколько времени должно занимать, чтобы был результат)
дислексия — стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе дислексии лежат нарушения специфических церебральных процессов. Проявляется в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью психических процессов. Смешение букв П-М, Б-Д, А-О, …Искажение звукослоговой структуры слова (посоветовал-посетовал), аграмматизмы (щиплются – щипляются). Проявляются и на письме.
Вывод
1. 4 класс – ведущая учебная деятельность, нарушение чтения влияет на формирование личности ребёнка.
5 класс – ведущая коммуникативная деятельность.
Пока не поздно!
2, Тренировать в чтении ежедневно по 30 мин в день 4-6 страниц книги соответствующей возрасту. Беседа о прочитанном.
3. Чтение вслух статей учебника (окр. мир). Беседа о прочитанном.
4. Тренировать речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.
Протокол №2
cобрания родителей (законных представителей) учащихся 3 Ж класса
От 13.03.2014г.
Тема собрания: Выбор модуля комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Присутствовали __________ человек.
Повестка дня: _________________________________________________________________
В результате письменного добровольного волеизъявления родителями (законными представителями) обучающихся 3Ж класса ГБОУ школа № 471 сделан следующий выбор модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ:
Слушали:
Решили: для изучения в 4 классе выбрать единый модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ ____________________________________________________________________.
На основе принятого решения родителями (законными представителями) составлены заявления.
Председатель собрания:_______________________________________________________
Секретарь:___________________________________________________________________
infourok.ru
Статья по теме: Проблемы с чтением и письмом у детей
Проблемы с чтением и письмом у детей
Довольно часто родители и педагоги ошибочно полагают, что неспособность ребенка грамотно читать и писать связана с недостаточным количеством занятий, с ленью, нежеланием учиться, и начинают старательно прикладывать усилия к исправлению ситуации – ругать чаще, задавать больше. Между тем, далеко не всегда трудности в учебе у ребенка возникают по этим причинам. Бывает, что проблема кроется гораздо глубже, и тогда помочь с ней справиться могут не педагоги, а нейропсихологи и дефектологи.
Как опознать у своего ребенка дисграфию и дислексию? (соответственно, нарушения письма и нарушения чтения)
Ребенок дислексик
Ребенок дислексик, конечно же, будет не любить читать, ибо дается ему это сложно. В школе появится неуспеваемость в таких видах заданий, которые требуют хорошего слухового восприятия, например, изложения и пересказы текста.
Если уж вы таки заставили дитя сжать скрюченными руками ненавистную книгу, то что вы услышите:
- скорость чтения будет не очень высокой
- само прочтение будет сопровождаться ошибками, но достаточно специфическими: ребенок будет пропускать первые или срединные слоги, добавлять ненужные звуки или пропускать имеющиеся, менять местами буквы.
- дети-дислексики трудно различают похожие звуки (помните из школы звонкие и глухие согласные — б-п, в-ф, г-к, д-т…?)
Ребенок-дисграфик
Ребенок-дисграфик (да и взрослый тоже, тут вся симптоматика одинакова) с трудом пишет, не может избавиться от ошибок никакими просиживаниями за словарями с рядом стоящей с ремнем наперевес мамой, забывает ставить в начале предложения заглавные буквы, не использует знаки препинания. Уроки русского языка, естественно, мучительны, скорость письма понижена, почерк часто корявый. Ошибки дисграфиков тоже достаточно специфичны:
- оптические (заменяют при письме друг другом прописные буквы, похожие по написанию- д-у, п-т, б-д и пр.)
- пропуск букв и слогов, недописание слов — вот это как раз последствие раннего чтения, если осталась недоразвитой фонетическая сторона.
- замена букв по артикуляционному и акустическому сходству: ю-ё, о-у, парные согласные (все те же б-п, в-ф…., но уже при написании), свистящие и шипящие.
- персеверация и антиципация, перевожу: если застрял на букве и повторяет ее в следующем слоге при письме (мамина — малина, повторенная «м» во втором слоге) — это ошибка персеверации, характерная для дисграфии, если предвосхищает следующую букву и заменяет на нее предыдущую (момпьютер — компьютер, предвосхищенная буква «м» написана вместо ранее следовавшей нужной «к») — это ошибка антиципации, также характерная именно для дисграфиков.
- ошибки произношения — дисграфики как слышат, так и говорят, также и пишут (суска — сушка)
- замена друг на друга букв, похожих по очертаниям (например, Р и Ь), или зеркальные развороты (например, Р, Ь, У и Ч пишут в другую сторону)
- взрослые дисграфики часто предлоги пишут слитно, а приставки — раздельно со словом.
Важно: чтобы речь зашла именно о дисграфии или дислалии, все эти ошибки должны повторяться регулярно и никак не исправляться с помощью тренировок, учения, выписывания-прописывания, чтения по 4 часа в день, истязаний и наказаний. Это стойкие нарушения, требующие специальной коррекции. Если вы нашли нечто похожее в тетрадке своего ребенка пять листов назад или однажды услышали нечто сходное, когда он читал вслух, и больше это не повторялось — ваш ребенок не имеет этих нарушений. В 3 года никто вам такой диагноз не поставит. Дислексию и дисграфию можно дифференцировать и диагностировать начиная с 6-8 лет, а структуры мозга, отвечающие за процессы чтения и письма окончательно дозревают к 10 годам.
Откуда что берется?
Наиболее вероятные и частые причины:
- скрытая леворукость
- стойкие нарушения фонематического слуха
- дети-билингвы
- запаздывающее развитие центра речи в мозге
- качественная незрелость мозговых структур — наследственный фактор
- дети с нарушением артикуляции (каша во рту)
- неразвитость «буквенного зрения» — особый тип восприятия, необходимый для запоминания символов и их воспроизведения в речи и письме
- скольжение взгляда, невозможность последовательного слежения (причина — хаотичное движение глазных мышц) – «спонсор» нарушения — телевизор во младенческом возрасте.
Предпосылки для подобных нарушений имеются лет с пяти и могут быть успешно диагностированы и скорректированы еще в старшем дошкольном возрасте на занятиях с нейропсихологом и дефектологом.
Автор: Джумазова Юлия Сергеевна
nsportal.ru