Проблемы с фонематическим слухом у школьников – Статья на тему: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современные проблемы становления фонематического слуха у первоклассников

Статья раскрывает современные проблемы развития фонематического слуха у учащихся первого класса в период обучения грамоте. Особое внимание уделяется критериям развития фонематического слуха, в частности фонематическим представлениям.

Ключевые слова: речевая деятельность, фонематический слух, фонематические представления, критерии выявления уровня фонематических представлений.

 

Общеизвестно, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время имеется ряд исследований (М. Р. Львов [5,с.5–12], П. С. Жедек [2,с.60], А. А. Штец [11,с. 149;12,с. 60–62] и др.), в которых раскрывается возрастная динамика процесса осознания языковой действительности нормально развивающимися детьми.Исследователи подчеркивают, что вычленение ребенком новой области объективного мира имеет для него не только прагматическое значение, обеспечивая овладение письмом и чтением, но является важным этапом его умственного развития (М. Р. Львов [6,с.147], Д. Б. Эльконин [13] и др.).

Основой становления различных форм речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо, — является фонематический слух. Однако, в процессе становления фонематического слуха младших школьников в период обучения грамоте возникает целый ряд проблем.

Первая проблема, которую необходимо учитывать в становлении фонематического слуха, это отсутствие полного определения данного понятия.

Трактовка этого термина, основанного на дихотомии языка и речи, нейролингвистического и психолого-педагогического подходов отличаются.

Представители психолого-педагогического подхода (Ф. А. Сохин [9, с.173], Д. Б. Эльконин [13], Е. В. Колесникова [3, с. 47],А. М. Горчакова [1, с.5–12] и др.) под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители нейролингвистического подхода (А. Р. Лурия [7, с. 125], А. Н. Корнев [4,с.54–58], Е. Д. Хомская [10,с. 372] и др.) поясняют термин как умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме. Если учитывать выше представленные точки зрения, под фонематическим слухом можно понимать речемыслительную деятельность, состоящую из таких структурных компонентов как фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление, входе которой формируются звукобуквенные образы или эталоны слов. Неполное определение фонематического слуха является одной из причин некачественного формирования фонематического слуха учебно-методического комплекса обучения грамоте. Это является второй проблемой становления фонематического слуха у младших школьников.

Неполнота деятельности фонематического слуха обнаруживается в отсутствии такого компонента, введенного В. К. Орфинской [8, с.459] в 1946 г., который называется «фонематические представления». Под фонематическими представлениями ученый подразумевает способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений. Игнорирование данного термина приводит к снижению уровня развития фонематического слуха уже в первом классе начальной школы, что достаточно отчетливо было выявлено в проведенном нами исследовании, которое проводилось на базе общеобразовательной билингвальной гимназии № 2 I-III ступеней обучения г. Севастополя в период 2014- 2015 учебного года. В эксперименте приняли участие ученики 1В класса в количестве 30 человек.

Для определения уровня развития фонематических представлений возникла необходимость выделить следующие критерии: способность подобрать слова на заданный звук, способность подбирать слова с заданным количеством звуков.

В ходе анализа результатов проведенного исследования было выявлено, что такое качество как фонематические представления у первоклассников не развиты в полной мере. Так, с заданиями на выявление способности подбирать слова на заданный звук справились двадцать человек. Остальные первоклассники затруднялись подбирать слова на звук, предложенный учителем. Распространенной ошибкой при выполнении данного задания являлась неспособность дифференцировать звуки [л] и [р], а также [с] и [ш].

С серией заданий, направленных на выявление способности подбирать слова с заданным количеством звуков справились девятнадцать человек. Остальные ученики большинство слов воспроизводят верно, но в замедленном темпе, с запинками, допускают незначительные ошибки, которые сами же и исправляют.

Обобщенные результаты диагностирования уровня развития фонематического слуха у учащихся первого класса в период обучения грамоте и представим их в диаграмме:

Рис. 1. Результаты проверки уровня развития фонематического слуха у учащихся первого класса

 

Данные диаграммы свидетельствуют, что в 1-В классе с повышенным уровнем развития фонематического слуха 8 человек, что составляет 26 %, со стандартным уровнем развития фонематического слуха -10 учеников, что в процентном соотношении составляет 33 %; 11 человек с низким уровнем развития фонематического слуха, что составляет 36 %.

Причиной достаточно низких результатов, полученных в ходе проведенного исследования по выявлению уровня развития фонематического слуха у первоклассников, могут быть связаны с недостаточным уровнем развития умения детей выделять звуки на фоне слова, определять их количество и последовательность что является важнейшими свойствами фонематических представлений. Детям с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски и замены слогов, добавления лишнего звука внутри слога.

Полученные результаты подтверждают, что проблемы, заявленные выше, остаются нерешенными и требуют самого пристального внимания, поскольку, расхождение в трактовке самого термина «фонематический слух» и недооценка его компонентов приводит к тому, что детям с неразвитым фонематическим слухом сложно производить звуко-буквенный анализ слова. Также с большими трудностями он овладевает чтением, поскольку звуки речи имеют определенное значение, и при их восприятии ребенок должен четко дифференцировать один звук от другого. Иначе говоря, в слове звуки выступают как фонемы и определяют значение слова. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, то он не будет четко воспринимать смысл слова, что негативно отражается на успешном обучении чтению и письму младших школьников.

 

Литература:

 

1.                  Горчакова A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / Практическая психология и логопедия, № 5 (22), 2006. — С.5–12.

2.                  Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах Учебно-методическое пособие/ П. С. Жедек — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с.

3.                  Колесникова Е. В.Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет: Учеб-но-метод. пособие к раб. тетр. «От слова к звуку» / Доп. Мин-вом образов. РФ-M., 2007г. — 95 с.

4.                  Корнев А. Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей/А. Н. Корнев. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.-С.54–58

5.                  Львов М. Р. Основы теории речи /М. Р. Львов.- Издательство: Академия, 2002.-248с.

6.                  Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская.-.- Издательство: Академия, 2007.-275с.

7.                  Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2002. — 352 с.

8.                  Орфинская В. К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 256, 1963.-576с.

9.                  Сохин Ф. А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002.- 329 с.

10.              Хомская Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. 4-е издание. — СПб., 2005. — 496 с.

11.              Штец, А. А. Совершенствование обучения грамоте. Результаты регио-нального педагогического исследования. Монография / А. А. Штец. — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. — 198 с.

12.              Штец, А. А. Развивающее обучение: настоящее и будущее / А. А. Штец // Проблемы образования и воспитания: педагогический опыт, идеи, творчест-во. Сборник статей в 2-х частях. Часть II. — Мурманск, 1995. — С. 60–62

13.              Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3,6, 7, 8, 10.-1998.

moluch.ru

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Ребенок не слышит родителей и учителей – когда начинать беспокоиться, всегда ли это связано со слухом и как докопаться до причины – рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

 

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

 

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

 

– А из-за чего так происходит?

 

– Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

 

– Как это может мешать ребенку в жизни?

 

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

 

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой.

 

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

 

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

 

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

 

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

 

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

 

– Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

 

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

 

Нужно ли обследовать ребенка “на всякий случай”

– Как определить нарушения обработки слуховой информации?

 

– Исследований много, выбор зависит от того, что именно интересует врача – острота слуха, слуховая чувствительность или еще какие-то параметры.

Слуховая аудиометрия – это измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач-сурдолог.

Речевая аудиометрия – субъективный метод исследования слуха, с использованием речевых стимулов. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого.

Импедансометрия (тимпанометрия) – определение акустического импеданса, оно основано на измерении звуковой энергии, проходящей через среднее ухо.

Акустический импеданс – измерение сопротивления, которое встречает звуковая энергия, проходящая через структуры уха.

Отоакустическая эмиссия выступает в роли акустического ответа, который является отражением естественной работы рецептора, отвечающего за слуховую активность. Это очень слабые по частоте колебания звука, которые генерирует улитка.

Метод дихотического прослушивания – психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо.

И, конечно, передовые и модные стволовые вызванные слуховые потенциалы – это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

– Что, если родители решат обследовать ребенка “на всякий случай”?

 

– Такой совет я не даю ни в коем случае. В том-то и дело, что чаще всего – нет. Или, вернее, – не всем.

Повторяю, сначала нужно получить грамотную консультацию невролога, который подскажет, нужно ли ребенку обследование, или той информации, которой поделился родитель, и наблюдений врача достаточно. Нужно уметь слушать родителей – запрос, жалобы, внимательно наблюдать за ребенком во время консультации. Нельзя во главу угла ставить принцип «до кучи».

 

В итоге приходят на прием родители с пухлыми папками обследований, а проблема так и не решена. Конечно, сейчас и сами родители инициируют этот забег по врачам – «мы записались сразу в три центра». Их понять можно – тревога за детей. Но совсем непрофессионально то, что исследования продают пакетом, без первичной консультации доктора.

 

Мне недавно очень профессиональный человек, который в теме многих сенсорных нарушений, замечательно озвучил вопрос – расскажите про диагностику, что нужно спрашивать у специалистов, чтобы получить подробную информацию про центральные нарушения слуха.

 

Родитель уже приходит с запросом, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, отвлекаемый, двигательно расторможенный, плохо обрабатывает слуховую информацию, испытывает проблемы со слуховой памятью, трудности в запоминании инструкций, путает при чтении и на письме близкие по звучанию звуки и так далее.

Современные родители тревожны. Заручившись информацией в интернете, они хотят докопаться до истины, до причины. И часто самостоятельно принимают решение о том, чтобы пройти целый ряд обследований, в которых в целом нет необходимости.

«Что в этом плохого?» – спросите вы. Плохого ничего, кроме того, что эти исследования не приносят радости детям, а малышам, про которых мы чуть позже поговорим подробнее, приносят еще и слезы. Тратится уйма детских, родительских сил и денег.

 

Чаще всего, чтобы получить ответ, например, на стволовых вызванных слуховых потенциалах, нужно провести не обследование за несколько минут, а многочасовое исследование, по сути научное. Когда сравнивается огромное количество параметров, анализируется текущая информация на протяжении времени.

 

Даже слуховую аудиограмму, чтобы определить снижение слуха, приходится одному и тому же ребенку делать не один раз. И я думаю, что специалисты могут подтвердить, что степень снижения слуха у разных специалистов может получиться разная, именно поэтому данные перепроверяются.

 

– Когда стоит обращать внимание, что есть проблема, и обращаться к специалистам, обследовать ребенка?

 

– Если речь о тех 5-7 процентах детей, то, в основном, – это школьники, которым трудно учиться, ведь в школе много речи, отвлекающих звуковых факторов. У дошкольников это не так заметно.

 

Так что важно называть возраст детей и только тогда определяться с исследованием.

Если это школьник, то слуховые вызванные потенциалы, которые проводят тщательно и не торопятся, возможны. У нас в центре на такое исследование уходит не менее часа. При этом специалист по функциональной диагностике заранее звонит пациентам, выясняя, насколько долго сможет с ним работать ребенок, возраст, включенность, или просит администраторов собрать эту информацию.

 

Иногда сразу понятно, что ребенок не сможет качественно участвовать в исследовании, и его отменяют, вернее переносят, когда ребенок повзрослеет. Но расстраиваться не нужно, потому что как раз этому ребенку можно будет провести аудиотест, где исследуют воздушную и костную проводимости.

 

Если это маленький ребенок, то хороши методы, где оценивается физиологический слух: «слышу – не слышу» и степень снижения слуха. Можно пробовать проводить и более серьезные исследования, но ключевое слово здесь будет “пробовать”, потому что объективную картину пока получить трудно.

 

Особая категория – это дети с аутизмом, у которых достаточно часто отмечается повышенная чувствительность к звукам (гиперакузия) и нарушение понимания речи. Здесь проведение исследования еще больше усложняется особенностями поведения, гиперчувствительностью. Обычно таким детям мы начинаем снимать аудиотесты после нескольких этапов слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса.

 

Еще одна категория детей – дети со сниженным пониманием, нарушением фонематического слуха. Для тестирования нарушений фонематического слуха лучше обратиться за консультацией к логопеду или психологу.

 

– Для чего проводятся аудиотесты? Что такое костная проводимость, у каких детей она повышена?

 

– На аудиотестах можно посмотреть, сохранен ли физический слух, но прежде всего они нужны для того, чтобы посмотреть слуховое восприятие и насколько ребенок подвержен костной проводимости (передаче звука через кости).

 

Так, у детей с СДВГ на низких частотах (от 125 до 1000 Гц) костное проведение преобладает над воздушным восприятием. Родители жалуются на двигательную расторможенность, отвлекаемость, утомляемость, снижение концентрации внимания.

У детей с нарушением обработки слуховой информации как раз на высоких частотах (1000-3000 Гц) костное восприятие преобладает над воздушным. Родители жалуются на нарушение обработки слуховой информации, слуховой памяти, запоминания инструкций.

 

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

 

– Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

 

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку “шипящий-свистящий” и дифференциации сонорных ([р], [л], [j]).

 

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

 

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

 

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

 

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

 

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

 

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

 

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

 

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

 

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

 

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат “нейроупражнения” с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

 

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

 

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука. Мы используем аппарат “Бессон” швейцарского производства.

 

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

 

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

 

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

 

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

 

Мифы и реальность:

Миф 1. Говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах

В реальности: так уж устроен человек – хотелось бы, чтобы все функции можно было измерить, то есть получить достоверный результат. Слуховые вызванные потенциалы – очень передовой метод, с помощью которого можно провести длительное исследование и, проанализировав полученные данные, сделать вывод о нарушениях, связанных со слуховым речевым восприятием.

Почему говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах, и это действительно миф?

Фонематический слух – это наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных (по глухости-звонкости – «дочка-точка», твердости-мягкости – «банка-банька», дифференциации шипящих-свистящих – «крыса-крыша» и сонорных – «лак-рак»). Более того, это и не совсем «слух», потому что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка слышать нельзя, ее нужно анализировать, выделять из звучащего потока мыслью. Обследование проводит логопед.

Миф 2. Аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка

В реальности: органы зрения напрямую связаны с нервной системой и с мозгом человека, которые обрабатывают поступающие сигналы. На эти сигналы и реагирует зрачок, который в зависимости от ряда ситуаций может сужаться или расширяться. Для расширения зрачков есть немало естественных причин: изменение степени освещенности, поступление в кровь большого количества адреналина – это основные.

Почему говорят, что аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка, и это миф?

Вслушайтесь в название – АУДИО, значит «слышу». Да, мы можем пользоваться репрезентативной системой человека для подкрепления самого теста, но никак не для получения достоверных данных и тем более для того, чтобы речь шла о снятии аудиотеста, как воздушного, так и костного. Особенно нелепо звучит это выражение, когда ребенку дают в руки планшет или телефон, в уши подают сигнал. Что смотрят у этого ребенка, данные о чем пытаются получить? Добавлю еще и то, что низкие частоты часто не слышит даже мама ребенка, которой также снимают аудиотест. Сам аудиотест требует достаточного слухового внимания и произвольности, то есть участия самого человека.

Советы Ольги Азовой – как помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации

 

1. Мероприятия, касающиеся непосредственно слуховых нарушений:

– Сократите количество источников, которые одновременно звучат.

 Давайте четкие и короткие инструкции.

 Смотрите в глаза ребенка и вставайте так, чтобы ребенок видел ваше лицо, рот.

 Учите слушать звуки разной частоты.

 Слушайте терапевтичную музыку. Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.

 Проходите слуховые терапии в проверенных местах, при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.

 

2. Мероприятия по организации жизненного пространства:

– Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.

 Продумайте, где организовать рабочий уголок дома. Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.

 У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения, обязанности.

 Организация режима. Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.

– Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.

 Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.

 Стресс – всегда дополнительная усугубляющая проблема. Следите, чтобы ребенок не попал в такие ситуации, где ему самому не справиться, будьте на стороне ребенка, поддерживайте его.

 

3. Помогите ребенку, организовав коррекционные мероприятия:

 слуховые терапии;

 занятия по сенсорной интеграции;

 музыкальные занятия;

 развитие темпа и ритма;

 развитие слухового восприятия;

 выполняйте другие рекомендации специалистов.

Главная страница

sensint.ru

Развитие фонематического слуха у младших школьников

«Развитие фонематического слуха

у младших школьников»

Многие проблемы обучения письму связаны именно с отсутствием фонематического слуха. Для развития фонематического слуха необходимо проводить специальную работу, к которой предъявляются определенные требования: слова в этот период для фонетического анализа должны даваться: только звучащие. Напри­мер, показываем предметную картинку, ребенок называет слово, а потом анализирует звуки.

Фонетическая работа тесно связана с правописанием слов, с развитием орфографической зоркости. До сих пор одно из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность, и, видимо, причин здесь много: это и трудности русской фонетики и орфографии, и то, что все меньше и меньше становится детей, же­лающих читать. Орфографическая зоркость формируется посте­пенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Еще в первом классе ученик на слух должен различать глас­ные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух — звуками, потом зрительно — буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в кор­не слова. Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова, в сочетании букв использую разные виды работ: фо­нетический разбор, орфографический диктант, работа по карточ­кам, тематические игры и т.д.

Для наглядности возьмем орфографический диктант. Ключом к грамотности правописания является многоразовое использование одной диктовки. Например:

1. Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, сочета­ния букв, вспомните правило.

Чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, рыбка, задача.

2. Вставка пропущенной буквы (те же слова):

Ч…жой, руч…и, ра…ий, р…ды, голу…, скв…речник, пруж…на, ры…ка, задач… .

3. Спишите, поставьте ударение, подберите проверочное слово.

На дер…е птичка св…ла гн…здо.

4. Спишите, поставьте ударение. Подберите однокоренное
прилагательное, обозначьте корень.

Окна — … и т.д.

5. Игра «Плюс», «Минус»

Если соглашаешься с ответом, ставишь «+» , если возража­ешь, ставь «-». 1. Золушка.

  1. В имени Золушка 3 слога.

  2. В имени Золушка ударный слог второй.

  3. В имени Золушка все согласные звуки твёрдые.

6. Игра «Кого хочешь — выбирай».

— Выбери из двух данных ответов правильный. 1. [м,ы,ш,к,а]

  1. Это звуки.

  2. Это звуки речи. Из них получаются слова.

— Какие ещё слова можно составить из этих звуков? (камыш)

7. Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм.

[р’эпка]: рыбка, репка, река и т.д.

Играя, наши школьники оттачивают знания о звуках и буквах, о слоге, ударении, приучаются пристально всматриваться в звуко­вой костюм слова, соотносить его с буквенной одеждой.

Для проверки знаний по фонетике можно использовать сле­дующие виды заданий:

  1. Подумай, какая буква пропущена в каждом слове, б — п? д — т? ж — ш? з-с? тро…ка кле…ка бука…ка перево…ка кно…ка закла…ка бума…ка перевя…ка

  2. Запишите слова в три столбика:

  1. Количество букв больше, чем звуков;

  2. Количество букв равно количеству звуков;

  3. Количество букв меньше, чем звуков.

Пятак, весна, олень, ёлка, яма, моя, праздник, юла, поют, лает,
съел, петь, семя, семья, сквер, перья и т.д.

  1. Определите, в каких словах мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного.

Банька, тишь, рожь, тоньше, пишешь, брошь, дальше, спишь, т пить, испечь, бежать, моешься.

  1. Расставьте ударения в словах. Проверьте себя по словарю.

Алфавит, крапива, свёкла, красивее, банты, торты, звонит, баловать, кремень, пломбировать

5 Тестовые задания.

I Сколько букв и звуков в слове листья?

а)6 б., 7 зв.,

б) 7 б., бзв.,
к) 6 б., 6 зв.

6. В каком ряду во всех словах все согласные звуки твёрдые? а) небо, облако, сирень,

в)голубой, дубрава, мир,
к) огород, чиж, сугроб.

7. В каком слове букв больше, чем звуков, а) сельдь, б) скучно, в) боец.

Фонетический разбор — основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся. В методике раз­нимают собственно-фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звукобуквенный).

Цель собственно звукового разбора — это характеристика звуковой структуры слов без обращения к буквам. Этот вид разбора учащиеся выполняют уже в подготовительный период обучения грамоте. В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах: аист, лось, окуни.

Работа имела системный характер: начиналась в букварный период в первом классе и была продолжена в следующих классах. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволило, во-первых, учить детей без принуждения. Во-вторых, игра помогала наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, организовать учебную деятельность ребёнка, обогащала его новыми сведениями по фоне­тике, активизирована мыслительную деятельность, внимание, раз­вивала речь.

Наибольшие трудности учащиеся второго класса испытывали при определении количества слогов, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных в слове.

Эта проверка показала, что осознанные умения звукобуквенного разбора слов у учащихся не сформированы. Возникла необ­ходимость в выявлении эффективных методических приёмов и разработке системы упражнений с целью ликвидации допущенных детьми ошибок.

На школьном методическом объединении учителей началь­ных классов мы проанализировав методическую литературу, раз­работали систему упражнений по проблеме исследования, в кото­рых за основу взяли приемы и упражнения из учебников разви­вающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. В. Занкова, собственные методические находки с целью формирования фонетических уме­ний.

Работу организовали более глубоко и разнообразно, задания постепенно усложнялись, проводились дидактические игры.

В конце 3 класса была проведена повторная диагностика. Учащимся предлагалось провести звукобуквенный разбор слов: Рая, пеньки, пушистый.

В третьем классе показатели улучшились, но по-прежнему де­ти испытывают трудности в характеристике согласных звуков.

Можно сделать вывод, что с помощью использованных мето­дических приёмов и упражнений были ликвидированы ранее до­пущенные ошибки у большинства учащихся, дети улучшили ре­зультаты.

Основное условие для занятий по звукобуквенному разбору -систематичность, она необходима на протяжении всего периода школьного обучения. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, требует особого подхода, специальных приёмов.

Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый тук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.

Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков обучения русскому языку и распространяются далее на весь школьный курс обучения.

Одним из наиболее важных способов ознакомления с фонети­ческим явлением на начальном этапе является показ наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звуча­щем слове. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными.

Также на начальном этапе своеобразно использовать такие способы: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетиче­ской стороны нового лексико-грамматического материала; работа над, произношением путем чтения вслух.

Фонетическая зарядка является также основным способом формирования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение: в произношении. Мате­риалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звуко­сочетания, слова, предложения.

Работа над чтением вслух на начальном этапе также дает воз­можность упрочить фонетическую базу учащихся. Не следует, од­нако, призывать учащихся к чтению вслух без фонетических уп­ражнений; аналитико-имитационная стадия обязательна.

Работа по формированию фонетических навыков учащихся на начальном этапе обучения позволила нам сделать вывод, что про­цесс формирования фонетических навыков будет протекать ус­пешнее, если правильно подобраны способы формирования фоне­тических навыков; учитываются возрастные особенности детей; соблюдается алгоритм формирования фонетических навыков. По­лученные знания и умения применяются учащимися на уроках обучения грамоте и в процессе чтения на уроках чтения и вне­классного чтения.

Литература

  1. Кирюшкин В.А. Рабата со схемами при обучении грамоте. // На­чальная школа — 2000. — №7.

  2. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у млад­ших школьников. // Начальная школа. — 2001. — №11.

  3. Аристова Т.А.. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму. // Начальная школа. — 1999. — №1.

  4. Коцур Н.И.. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения гранте. // Начальная школа. 2004. -№7.

infourok.ru

Нарушен фонематический слух? — Нестандартные дети

 Вопрос родителям будущих первоклассников. Вы уверены, что у вашего почти школьника фонематический слух в порядке?

Одна мамочка рассказала мне историю двадцатилетней давности про этот самый фонематический слух. Пусть вас возраст истории не смущает, потому что сейчас проблема актуальна во много раз больше.

История про ФФН

Итак… Её второклассник, умненький по математике, писал безграмотно. Ошибки на письме естественно отравляли мальчику жизнь. Учительница не могла сказать откуда они берутся и как от них избавиться. Она посоветовала обратиться к школьному логопеду.

Логопед – специалист редкий по тем временам, один на три школы. Чем он там занимается? Вдруг скажет, что с головой непорядок. Мамочка пошла с большой опаской. Оказалось, что у школьника нарушен фонематический слух. Логопед пригласила на занятия.

Но у него же нормальный слух. Лор проверил. И все звуки произносит чисто. Оказалось не всё так просто.

Фонематический слух – это что

Способность человека анализировать звуки родной речи – это и есть фонематический слух. В норме к пяти годам он развит в достаточной мере. При наличии проблем со здоровьем во внутриутробном периоде и/или младенчестве его формирование может задержаться.

При этом обычный слух хороший и «все буквы», как обычно говорят родители, ребёнок воспроизводит правильно. Так что не только родители, но даже поверхностно осмотревший ребёнка логопед (что часто бывает) нарушения не видят. «Выползает» проблема фонематического слуха только в школе в форме безграмотного письма. Это сравнительно лёгкий вариант.

Для современных школьников характерно сочетание нарушения (недоразвития) фонематического слуха и звукопроизношения. Ребёнок заменяет звуки: ШАПКА – САПХА, ЧАШКА –ТЯСКА.

Как это происходит в детском мозге? Звуковой сигнал попадает в слуховую кору (зона Вернике). Там он (в норме) бывает распознан и преобразован в нейронный код. Тот в свою очередь попадает далее в речедвигательный центр (зона Брока), а из него на органы артикуляции.

Воспринятый неправильно в самом начале цепочки и переданный по ней дальше звуковой сигнал в речи проявится как неправильное произношение слова или неправильное его написание под диктовку.

Ошибки на письме
  1. Замена букв фонетически близких звуков, например, парных согласных: ВЕРПЛЮД
  2. Пропуск букв и слогов (в том числе ударных гласных) СВУШКА вместо СОВУШКА
  3. Перестановки СВЁ вместо ВСЁ
  4. Недописывание слов: ИДЁ вместо ИДЁТ, СИНИ вместо СИНИЙ. Часто в тетрадках видим слова с недописанной буквой Й.

Если вы видите это в тетрадках, знайте – нарушен звуковой анализ и синтез. Сам собой дефект не исправится. Учитель тоже не поможет при всём нашем к нему уважении. Обращайтесь к логопеду и побыстрее.

2-3 занятия в неделю с логопедом в течение 3-12 месяцев устранят ФФНР. Срок определяется тяжестью дефекта и добросовестностью и систематичностью работы. Будет ученик без пропусков посещать уроки логопеда, проблема решится раньше.

Какие упражнения в помощь родителям?

Если ученик смешивает парные согласные, работаем строго так: УСЛЫШАЛ – ПРОИЗНЁС – ОТЛИЧИЛ – ЗАПИСАЛ.  При этом активно жестикулируем, двигаемся, включаем тактильные ощущения.

Упражнение Почувствуем разницу.

Формируем понимание разницы звонких (произносимых голосом) и глухих (без голоса) звуков. Обычно ладошка на гортани, чтобы почувствовать: звонкий звук – гортань вибрирует, нет – глухой.

Упражнение плюс/минус

Понадобятся 2 картонные карточки. Нарисуем на одной «+» — звонкий, на другой «-» — глухой. Произносим слова, начинающиеся на согласный звук. Ученику надо повторить слово, определить звонкий/глухой и поднять соответствующую карточку

Звуковой анализ с фишками

Упражнение из детского сада, где начинается подготовка к обучению грамоте. Каждое слово выкладывается цветными квадратиками: красные – гласные, синие – твердые согласные, зелёные – мягкие. Обратите внимание на ударение. Для ударного гласного заготовьте большие красные квадраты. Ещё понадобятся фишки с жёлтым колокольчиком. Колокольчик проставляется над звонким звуком.

Разбор с фишками ограничивается первым классом. Но для школьников с фонематическим недоразвитием этого недостаточно. Видимо у них образное восприятие преобладает. Ничего страшного, если вы будете разбирать слова с помощью фишек, когда ваш ребёнок будет учиться и во втором, и в третьем классе. Сколько нужно, столько и применяйте их. Разумеется параллельно с записью транскрипцией. Это хорошая помощь ученикам с ФФНР.

Бухгалтер

Эта игра со странным названием сложна для многих школьников. Она выполняется в уме и требует концентрации внимания, на что многие современные дети не способны.

Но если вы будете играть в неё ежедневно, то результат будет впечатляющим.

Сперва выполняйте задание на листе бумаги. Научите детей прописывать слова в столбик. Возьмите 2 слова из трёх букв. Задайте определить, скажем, третью букву в одном и другом слове. Проведите эту игру на наглядном уровне раза три.

Когда ребёнок усвоит задачу, переходите на умственный план. Задавайте слово, а он в уме пишет его в столбик. Вопросы: какая буква первая, вторая…

Если удерживать образ слова в уме получается легко, переходите к двум словам, записанным в уме столбиком. Получится 2 столбика. Вы спрашиваете определённую по порядку букву, а он называет её в каждом слове.

Слов может быть 2-4, букв в них 3-7.

Звуковая и буквенная структура слова многими школьниками не удерживается в памяти достаточно долго. Это упражнение беде поможет.

Арабское письмо

Применяется при перестановках и недописывании. Взрослый диктует слова, а ребёнку надо записать их наоборот, начиная не с левой стороны, как мы обычно пишем, а с правой. Например: СТОЛ – ЛОТС, ШАРФ – ФРАШ. Сперва берём короткие слова. Усложнение: от слов к предложениям. Например: Пришла весна – Ансев алширп.

Учителя началки имеют много подобных упражнений в арсенале. Но детям с фонематическим недоразвитием времени на уроке недостаточно. Им надо много раз повторять такие упражнения. Родители окажут своему ребёнку очень хорошую помощь просто часто выполняя эти задания.

mama-pomogi.ru

Тесты на определение фонематического слуха у детей

Эксперт + Психолог   + Астролог   + Специалист по кадрам

6031

125 подписчиков

Во время подготовки к школе и при обучении в младших классах огромное значение придается развитию высокого уровня грамотности. Распространенная проблема ребенка 6-10 лет: пишу, как слышу. В формировании правильной речи и грамотного письма важно уделить должное внимание развитию фонематического слуха. С помощью простых тестов и упражнений родители могут определить уровень фонематического слуха у ребенка и развить его в домашних условиях.

Статьи по теме:

Вам понадобится

  • — флажки синего и зеленого цвета
  • — предметные картинки, обозначающие слова со звонкими и глухими согласными

Инструкция

Предложите ребенку поиграть в познавательную викторину: «Хитрые буквы». Цель: определить уровень умения ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. Время, отведенное на каждый тест не должно превышать 7-10 минут. Для удобства посадите ребенка за стол, а сами встаньте напротив (приучение к роли школьника).

Тест 1. Умение различать схожие по слуху звуки. Положите перед ребенком флажки. Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты будь внимателен и поднимай красный флажок только тогда, когда услышишь одинаковые слова: дочка-точка, зала-сало, балка-палка, булка-булка, мишка-миска, миска-миска». Произносите слова обычным голосом, но четко.

Тест 2. Умение различать звонкие/глухие согласные. Приготовьте или нарисуйте картинки, обозначающие слова с глухими/звонкими согласными (например: уши, усы, почки, бочки и т.д.). Инструкция: «Я буду показывать картинки и называть их, а ты должен поднять синий флажок, если согласная в слове глухая, и зеленый – если звонкая».

Тест 3. Повторение. Инструкция: «Я сейчас произнесу набор слов, а ты повтори их в точности, как я говорила: дом – том – ком – бочка – почка – точка — кочка». Сыграть три раза, каждый раз меняя порядок слов.

Результаты: высокий уровень (фонематический слух не нарушен) – ребенок понимает поставленную задачу, безошибочно различает слова, быстро реагирует в случае повторения, средний уровень (требуется слабая коррекция) – ребенок допускает незначительные ошибки, но исправляет их самостоятельно, низкий уровень (требуется коррекция у логопеда) – грубое нарушение фонематического слуха, более 3 ошибок, ребенок не различает схожие звуки, не замечает собственных ошибок.

Коррекция «Рисуем звуки». Каждому звуку присваивается свой кодовый символ. Например, звонкая согласная – это косая палочка, глухая согласная – знак дефиса. Дайте ребенку карандаш или ручку и предложите зашифровать тайное послание: БППШЖШШБ (например). Должно получиться: /—/—/

Обратите внимание

Вместо флажков можно использовать вырезанные из цветного картона фигуры (круг, квадрат и т.д.). Если ребенку трудно справляться со словами, начинайте упражнения со слогов.

Полезный совет

Не стоит огорчаться или раздражаться, если ваш ребенок ошибается. Чем спокойнее и увереннее вы будете, тем легче ребенку будет справиться с мелкими дефектами.

Совет полезен?

Похожие советы

www.kakprosto.ru

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку

Статья раскрывает психолого-педагогический и нейролингвистический подходы к определению понятия «фонематический слух». Особое внимание уделяется характеристике основных аспектах влияния фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку.

Ключевые слова: фонематический слух, нейролингвистический подход, психолого-педагогический подход, фонетическая ошибка.

 

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку многоаспектно, поскольку предполагает характеристику и реализацию множество компонентов фонематического слуха в методике обучения русскому языку.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения НОО основой обучения русскому языку является система действий, связанная с развитием фонематического слуха. Примерной учебной программой начального общего образования представлены такие основные задачи реализации содержания учебного предмета «русский язык» в период обучения грамоте: осознание единства звукового состава слова и его значения, установление числа последовательности букв и звуков в одном слове, сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Решая эти задачи, учителя начальных классов сталкиваются с наличием у некоторых детей затруднений в обучении. Так, в своих статьях Т.В Кулюкина и Н. А. Шестакова [6, с.45] акцентируют внимание на том, что школьная неуспеваемость может быть обусловлена не только такими причинами как низкий уровень преподавания, воспитательная запущенность ученика, обширные пробелы в знаниях исходной неготовностью к школьному обучению и т. д. Среди неуспевающих младших школьников имеются дети с различными нарушениями речи, в частности недоразвитием фонематического слуха. Прежде чем охарактеризовать аспекты влияния фонематического слуха на успешность обучения младших школьников русскому языку, остановимся на трактовке самого понятия «фонематический слух».

В отечественной науке сформировалось два подхода к пониманию фонематического слуха: нейролингвистический и психолого-педагогический.

Первый нейролингвистический подход (П. С. Жедек, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Т. А. Ткаченко, М. Е. Хватцев Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова и др.) рассматривает фонематический слух как особую функцию, входящую в состав высших психических функций и составляющую основу для восприятия и речи. По определению А. Р. Лурия, фонематический слух — это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов» [8, с.187]. Такие исследователи как М. Е. Хватцев [10, с. 67], Р. Е. Левина, [7,с.3–18] Т. А. Ткаченко [9,с.83] и др., акцентируют внимание на том, что понимание речи начинается со слухового восприятия, затем проходит стадию декодирования и складывается в общую смысловую схему сообщения, формирующуюся во внутренней речи.

В рамках второго психолого-педагогического подхода ученые (А. М. Горчакова, Е. В. Колесникова, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) рассматривают фонематический слух как способность или готовность к звуковому анализу единиц языка (фонем, слогов, слов).

Если учитывать выше представленные точки зрения, под фонематическим слухом следует понимать речемыслительную деятельность, состоящую из таких структурных компонентов как фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление, входе которой формируются звукобуквенные образы или эталоны слов. С этой точки зрения влияние фонематического слуха должно учитывать два подхода к определению этого термина: нейролингвистический и психолого-педагогический.

На нейролингвистическом уровне актуальными становятся следующие аспекты влияния.

Во-первых, развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции, поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Так, О. И. Азова в своих диагностических обследованиях младших школьников отмечает, что при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т. е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» [1, с. 38].

Вслед за Д. Б. Элькониным, Е. В. Колесникова рассматривает фонематический слух как способность детей соотносить звук (фонему) с буквой при обучении чтению и письму [4, с. 67]. На основе этого соотнесения формируются звукобуквенные образы или эталоны слов. Это мнение разделяет и С. Ф. Иванова. Ученый трактует фонематический слух как «способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» [3, с.184]. Позиция исследователей позволяют нам утверждать, что без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза. По нашему мнению это является вторым аспектом влияния фонематического слуха.

На психолого-педагогическом уровне следует применять такие аспекты влияния: во-первых, слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением. При нарушении фонематического слуха резко нарушается техника чтения. Нередко дети делают неправильное ударение, причем количество таких ошибок в двусложных словах меньше чем, в трехсложных. Нарушается и интонационная структура читаемого предложения. Часто в конце фразы отсутствует интонация законченности. Она может появляться в середине предложения, разделяя его на бессмысленные части. Так, по данным А. Н. Корнева, у 92 % детей, имеющих нарушения чтения, отмечается недостаточное овладение навыками фонематического анализа, как одного из главных компонентов фонематического слуха, в 33 % случаев оказывается несформированным фонематическое восприятие, у 44 % детей обнаруживаются дефекты звукопроизношения [5, с.54–58].

Во-вторых, нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка — на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Исследования целого ряда ученых (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.) подтверждают, что детям с неразвитым фонематическим слухом сложно производить звуко-буквенный анализ слова. Также с большими трудностями они овладевают чтением, что мешает четко воспринимать смысл слова, что негативно отражается на успешном обучении чтению и письму младших школьников.

Третий аспект — развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения родному языку. На это указывали М. Р. Львов, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин. Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что система обучения чтению, которое он характеризовал как «воссоздание звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели», целиком зависит от характера письменности, а также состояния фонематического слуха у детей [11]. Поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

Также несформированный фонематический слух ведет за собой ряд фонетических ошибок, допускаемых младшими школьниками. Данные описаны в работах Р. Е. Левиной [7, с. 3–18],О. Н. Жовницкой [2,с. 41–42], а также в статьях Т. В. Кулюкиной и Н. А. Шестаковой [6, с. 45–50].В обобщенном виде фонетические ошибки младших школьников могут быть представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Виды фонетических ошибок младших школьников

Вид ошибки

Пример ошибки

Смешение звуков

-звонких согласных с глухими «Блакала»– плакала, «крафин»– графин, «нака» — нога, «том» — дом, «картовель» — картофель

-свистящих согласных с шипящими: «чаши» — часы, «пирозное» пирожное,«жолотистый» — золотистый

-твердых согласных с мягкими:«потерала»– потеряла, «ягоди»– ягоды

-сонорных звуков [р] на [л] и обратно:

«лжи»– ржи, «тли» — три.

звук [м] на [н] и обратно «небель» — мебель, «несок» — мешок

звук [й] на [л]:«таль» — «чай»

-аффрикат [ц, ч] с составляющими их звуками: «вселился» — вцепился, «светы» — цветы, «птичы» — птицы и др.

Перестановка и включение отдельных звуков

«наушинки» — наушники, «каторная»– картонная, «нулжа» — лужа и т. д.

Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных

«днь» –день, «межу»– между, «латочка» — ласточка, «оманул» — обманул)

Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

«метает» — подметает, «сматривает» — подсматривает, «дети учат (учатся) в школе», «дожке» — дорожке, «тишинына» — тишина и т. д.

Двойная замена

звонких звуков — глухими, шипящих — свистящими, расщепление звуков, замена звука [з] на [д], замена звука [с] на [т]:«зляпка»– шляпка и т.д, нарушения типа «абискво» — яблоко, «данка»– занка и т. д., «табака»– собака и т. д.

 

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что представленные аспекты влияния фонематического слуха должны адекватно учитываться в методике начального обучения русскому языку и в методике обучения грамоте в частности, а также отражаться в содержании обучения русскому языку всех образовательных систем.

 

Литература:

 

1.                  Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников// О. И. Азова — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

2.                  Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа. — 2001. — № 11 — С.41–42.

3.                  Иванов С. В. и др. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. — Ч. 2 / под ред. Иванова С. В. — М.: Вента — Граф, 2006.-375с.

4.                  Колесникова Е. В.Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет: Учеб-но-метод. пособие к раб. тетр. «От слова к звуку» / Доп. Мин-вом образов. РФ-M., 2007г. — 95 с.

5.                  Корнев А. Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей/А. Н. Корнев. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.-С.54–58

6.                  Кулюкина Т. В.,Шестакова Н. А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, № 4, с.45–50.

7.                  Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма/Р. Е. Левина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- С. 3–18.

8.                  Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2002. — 352с.

9.                  Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия// Т. А. Ткаченко— М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с.

10.              Хватцев М. Е. Логопедия. Книга1//М. Е. Хватцев. М.: Владос, 2009. — 272 с.

11.              Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3,6, 7, 8, 10.-1998.

moluch.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?

Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?

Иванова Е.И., логопед, дефектолог, Одесса, Украина
Логопед в Одессе.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух,

обеспечивающий восприятие фонем любого языка.

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопед ,занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие — оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.

— игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

“Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

Назови слова на заданный звук:

[К] в начале слова:

КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ

[К] в середине слова:

МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ

[К] в конце слова:

ПАУК, РАК, ЧУДАК

Желаем успехов!

www.logoped.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о