Профилактика агрессии у подростков – ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Профилактика агрессивного поведения: откуда берутся агрессивные дети

Агрессивное поведение детей и подростков в школе, а также за ее пределами превратилось уже в социально-педагогическую проблему. Современная психология предлагает множество теорий возникновения агрессивного поведения, как детского, так и подросткового. Но только поняв настоящие причины агрессивности и особенности ее проявления в каждом отдельном случае, можно применить правильную и эффективную программу профилактики.

Проблема агрессивного поведения детей и подростков и ее профилактика

Большинство психологических направлений на сегодняшний день сходятся во мнении, что коррекция агрессивного поведения предполагает не только индивидуальный подход к этой проблеме — то есть через оценку и коррекцию индивидуальных характеристик личности, таких как самооценка, уровень интеллектуального развития и прочие. Все больше психологов и научных деятелей начинают понимать важность и особенности влияния окружающей среды на агрессивное поведение детей и подростков.

Таким образом, для того чтобы программа профилактики агрессивного поведения была эффективной, необходим более обширный анализ агрессивного поведения детей и подростков в разных сферах их деятельности. Поэтому в любую программу по профилактике агрессивного поведения должны включаться и внешние факторы.

Такие как:

— проявления агрессивного поведения в семье и ее влияние на агрессивное поведение детей и подростков в других сферах общения;
— проявления агрессивного поведения в школе и какое это оказывает влияние на агрессивное поведение вне школы;
— проявления агрессивного поведения среди сверстников и их влияние;
— влияние примеров агрессивного поведения на экранах телевизоров на детей и подростков.

Кроме того, на сегодняшний день все понимают, что коррекция агрессивного поведения должна иметь не только исправительный характер, но также предусматривать программу развития альтернативных путей общения и профилактики агрессивного поведения.

Безусловно, все эти факторы должны быть приняты во внимание при создании программы по коррекции агрессивного поведения. Но если не понимать корни — откуда рождается агрессивное поведение детей — даже самая обширная и детальная программа по профилактике может остаться безрезультатной.

Причины агрессивного поведения детей

Прежде чем говорить о профилактике агрессивного поведения детей и подростков, рассмотрим, что же такое агрессивность. Некоторые направления современной психологии рассматривают агрессивность с точки зрения цели.

Например:

— агрессивность как спонтанная реакция;
— агрессивность как средство достижения практических целей;
— агрессивность с целью унижения и подавления другого.

Другие говорят, что агрессивное поведение может передаваться генетически по наследству. С этой точки зрения можно понять, что агрессивное поведение — это неотъемлемая характеристика детского и человеческого поведения в общем.

То есть в какой-то мере любой ребенок должен уметь защитить себя и свою территорию в случае угрозы его жизни или целостности. Но тогда как объяснить, что есть дети, которые по своей природе просто не склонны к агрессии и зачастую становятся жертвами насилия и агрессивного поведения остальных детей.

По мнению некоторых психологов, агрессивное поведение детей может объясняться тем фактом, что они обладают характеристикой невнимания к своим сверстникам и неспособностью видеть и понимать их. По этой причине детям трудно использовать такие качества характера, как сочувствие, сопереживание или содействие. Данные характеристики не связаны ни с самооценкой, ни с положением ребенка в группе, а являются особенностью развития.

В последнее время также можно часто увидеть научные исследования в сфере влияния на агрессивное поведение детей со стороны их окружения. Что, конечно, немаловажно, но не определяет точных причин агрессивного поведения, так как есть дети, которые в одинаковых условиях проявляют себя более или менее агрессивно.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает рассмотреть агрессивное поведение детей через призму внутренних психических желаний человека. Дает понять, что движет ребенком или подростком при совершении акта агрессии — как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям или к предметам. Что намного облегчает применение методов коррекции и профилактики агрессивного поведения, так как их можно конкретно направить на разные формы агрессии.

Агрессивное поведение как средство достижения цели

Дети склонны использовать агрессивные методы для достижения своих целей, так как они еще не развиты. Например, могут выхватить у кого-то из рук игрушку или толкнуть, схватить за волосы. Таким образом они защищают свои интересы, как умеют. Их поведение будет продиктовано особенностями характера, которые глубоко раскрываются в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Так, для обладателей кожного вектора приоритетом является материальное и социальное превосходство, поэтому такие дети хотят быть первыми во всем и везде. Они очень подвижны, адаптивны к любой ситуации, а также амбициозны. Поэтому не постоят за ценой и растолкают всех локтями на пути к своей цели.

Они могут проявить так называемый инструментальный тип агрессии с целью получения желаемого предмета. Этот тип агрессии не несет за собой цели причинить боль, а только лишь заполучить желаемое.

Агрессивное поведение как средство мести

Другой тип агрессивного поведения среди детей и подростков — это целенаправленное нанесение вреда, чтобы причинить боль. Как правило, причиной такого агрессивного поведения является обида, желание мести. К такой форме агрессии прибегают люди, которых системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как обладателей анального вектора.

Дети с анальным вектором в потенциале очень послушные, спокойные и покладистые. Проблема в том, что если не создаются надлежащие условия развития их психики, они могут быть склонны к садизму, начинают получать удовольствие от причинения боли другим.

Одна из особенностей характера людей с анальным вектором — для них очень важно соблюдать равенство в отношениях с другими. Например, если кто-то ответил им грубо, оскорбил, толкнул, ударил, они обязательно затаят обиду и будут искать возможности «вернуть» обидчику содеянное.

Другая характеристика людей с анальным вектором: они обладают очень хорошей памятью. Поэтому долго могут помнить обиду и даже пронести ее через всю жизнь, тайно испытывая желание «сравнять счеты». А значит, когда ребенок имеет анальный вектор, нужно обращать особое внимание не только на его воспитание, но и на окружение.

Понимая психику и задатки ребенка с анальным вектором, можно направить его любое агрессивное поведение в правильное русло или решить конфликт таким образом, чтобы ребенок почувствовал себя облегченным от этой ноши обиды. Ведь от обиды можно избавиться, не доходя до рукоприкладства.

Агрессивное поведение как спонтанная реакция

Эта форма реакции может подойти для описания агрессивного поведения детей с уретральным вектором.

В данном случае агрессивное поведение обычно мотивируется защитой интересов других членов группы. Потому что основной приоритет человека с уретральным вектором — сохранение и защита группы людей, которую он считает своей.

Детей с уретральным вектором всего лишь 5 %, поэтому наблюдать мы их можем нечасто. Зато, один раз увидев, точно понимаем, что речь идет об уретральном ребенке. Дело в том, что всей своей душой и телом такой ребенок направлен на защиту «своей стаи» или на защиту слабых. Его агрессивное поведение имеет окрас благородства и милосердия. Такой ребенок будет вступаться за более слабого или даже пойдет на вызов взрослым, если надо будет защитить свою группу сверстников или компанию.

Нужно понимать, что реакция уретрального ребенка не только мгновенна, но и опасна. По существу самый неагрессивный ребенок может в долю секунды просто «перерезать горло» противнику, чтобы защитить «свою стаю». Понимая это, можно избежать конфликта, потому что никакие предостережения и наказания не могут остановить уретрального ребенка в его проявлении гнева.

Агрессивное поведение детей в возрасте трех лет и младших дошкольников

Особенности агрессивного поведения детей зависят от их уровня развития, возраста, наличия других векторов, среды обитания, культурных надстроек. Все эти факторы должны приниматься во внимание в любой программе профилактики агрессивного поведения.

Иногда среди детей в возрасте 3-х лет или среди младших дошкольников агрессивное поведение считается допустимым. Но это не значит, что оно не должно исправляться. Поведение детей, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, регулируется по принципу первобытной стаи, то есть базового желания сохранить себя. Они еще не успели приобрести культурную надстройку, которая обеспечивает понимание приемлемых форм взаимодействия в обществе.

Понимая это, любая коррекция агрессивного поведения и его профилактика для детей в возрасте 3-х лет и старше, в том числе младших школьников, должна быть направлена на создание крепких эмоциональных связей между детьми в группе. Что может быть достигнуто через развитие чувственности и понимание эмоционального состояния другого человека через опыт сострадания и сочувствия.

Кроме того, существуют отдельные особенности проявления агрессивного поведения в зависимости от векторального набора ребенка. Например, дети с анальным вектором склонны к порче предметов (ударить стул, толкнуть стол, бросить со всей силы на пол), когда у них что-то не получается или они считают, что с ними несправедливо поступают.

Кожные дети, наоборот, будут направлять свое агрессивное поведение прямо на цель своего вожделения. Например, если они хотят получить игрушку, они скорее попытаются вырвать ее из рук другого ребенка или схватить и убежать. Если уж дело дойдет до рукоприкладства, то они не будут бить сильно и со злостью, а скорее — для отвлекающего маневра.

Понимание этих особенностей характера и агрессивного поведения детей поможет педагогу или родителям сделать правильный выбор в решении конфликта и применить правильную программу профилактики агрессивного поведения в школе и дома.

Профилактика агрессивного поведения подростков

Ни для кого не секрет, что подростковый период является одним из самых трудных в жизни человека. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, в этот период человек начинает использовать свои качества и задатки в группе людей наравне со взрослыми. Поэтому очень часто подростки желают самостоятельности и не хотят больше быть под влиянием родителей.

Для любого подростка очень важно найти нишу, чтобы реализовать свои врожденные качества. Вся проблема в том, что иногда эти качества могут быть не настолько сильно развиты, чтобы достичь полной реализации . Тогда человек будет чувствовать себя неудовлетворенным. Что, в свою очередь, будет его мотивировать прибегать к «некультурным», примитивным, то есть агрессивным методам решения проблемы.

Например, человеку дана феноменальная память и аналитическое мышление. А вместо того, чтобы учить трактаты по истории или квантовую физику, он сидит, вспоминает с точностью все детали из жизни своих обидчиков и лишь желает им отмстить. Или использует свои знания, чтобы постоянно исправлять родителей или учителей и замечать, что и как они неправильно сказали или сделали.

В случае с подростками с уретральным вектором, если их репрессировали строгими наказаниями в детском возрасте, — они будут убегать из дома. Или же организуют свою банду, чтобы противостоять взрослым.

В случае с подростками с кожным вектором, если их постоянно физически наказывали или словесно унижали, то они будут иметь склонность к воровству и разгильдяйству. Если им не привили принципы дисциплины, они будут не способны организовать свою жизнь. Будут вечно опаздывать, не следить за временем, делать все как попало и не будут обладать никаким самоконтролем.

Семя развития закладывается в детстве. Поэтому очень важно осознавать, что понимание психики ребенка является основным фактором коррекции агрессивного поведения. Точно и ясно понимая причины, по которым ребенок дерется, задирается, обижает других, бросает вызов учителям и родителям, можно предупредить негативное развитие жизненного сценария ребенка и его агрессивность.

Что делать, чтобы профилактика агрессивного поведения была эффективной

1. Прежде всего надо учитывать возрастной фактор. Дети еще не умеют справляться с импульсом к агрессивному поведению самостоятельно. Им надо прививать навык сочувствия и сострадания.

2. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого вектора и его проявлений агрессивного поведения. Четко понимать причину, по которой ребенок дерется или бьет остальных.

3. Обеспечить развитие врожденных характеристик и свойств ребенка, чтобы он смог адаптироваться в группе в подростковом возрасте.

4. Любая профилактика агрессивного поведения должна включать работу не только отдельно с ребенком или только в семье, а также на коллективном уровне, в школе.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает любому родителю, педагогу, психологу и другим профессионалам, работающим в сфере обучения, точно и определенно понять, что стоит за агрессивным поведением детей и подростков. А самое главное — какие меры профилактики и коррекции можно предпринять в каждом случае, чтобы достичь максимальной эффективности.

«…До тренинга: все как у всех — горы литературы и тренингов, ощущение собственной «продвинутости», все «умнее и умнее» — другим предъявить есть что, а себе — нет, никаких ответов, ни на какие вопросы, «неуды» себе, людям, отношениям. После одного похода к психологу стало не только еще хуже, но и пришло понимание того, что мне не туда. Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль «как страшно все и запущено… я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!», еще и личных консультаций нет — ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).
Трудные сомнительные решения стали приниматься на «раз». Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился не передать какой… а до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!..»
Асия В., косметолог, Канада

«…Мой результат — ребенок стал себя нааамного спокойнее вести во время тренинга… не крушит больше дом )) все потому, что я спокойнее стала, муж стал спокойнее ))…»
Виктория П., юрист, Южно-Сахалинск

Подробнее о причинах проявления агрессии можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь — по ссылке.

Автор Екатерина Бондаренко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Просмотров: 2 471

Поделитесь этим с другими:

xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой подросток научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь — собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация  возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

             Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, психологов.

Основные направления коррекционной работы

                            Для того чтобы результат работы с агрессивным подростком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного подростка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

           Анализируя характерологические особенности агрессивных подростков, а также их семей, можно выделить 7 ключевых блоков — 7 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

  1. Снижение уровня личностной тревожности
  2. Развитие позитивной самооценки
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии
  4. Обучение подростка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих , а также отреагированию негативной ситуации в целом
  5. Обучение подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении
  6. Обучение подростка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными  эмоциями
  7. Консультативная работа с родителями, педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения подростков (См.приложение)

              Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность.

    Последовательность блоков, отражающих основные направления работы с агрессивными подростками  взята произвольно и не задает именно такую логику и последовательность коррекционной работы. Важно, чтобы работа с агрессивным подростком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Подросток, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

              Работа с агрессивными  подростками должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными подростками  в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе до 10 человек.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

    Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к общему не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.     Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности подростков  одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Обзор литературы, посвященный агрессивности подростков позволил сделать вывод о том, что эта тема достаточно не изучена. Данные приведенные в исследованиях различных авторов уже устарели.  Необходимы новые исследования проблемы влияния различных факторов  на агрессивность подростков.

nsportal.ru

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении



В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, профилактика.

 

Увеличение агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества. Жалобы на агрессивное поведение подростков возникают с каждым годом все больше и больше. Все чаще мы слышим о демонстративном и вызывающем поведении подростков в обществе. Они не замечают нормы и требования взрослого мира, совершают действия, направленные против основных прав других людей. Подростки становятся импульсивными, раздражительными, вспыльчивыми, испытывают сильное чувство гнева и обиды, могут проявлять и физическую жестокость по отношению к людям или животным, умышленно портить постороннее имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома.

Особое место в поведении подростков занимает вербальная агрессия, которая становится преградой для реализации наиболее важных задач результативного речевого общения: препятствует полноценному обмену информацией, тормозит понимание собеседниками друг друга.

Термин «вербальная агрессия» в переводе с латинского языка означает «бранная речь». Данный термин широко используется, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Многими ученными предпринимались попытки сформулировать определение вербальной агрессии, однако сложно дать научно обоснованное определение «вербальной агрессии» с учетом видов и форм ее проявления. Поэтому понятие «вербальная агрессия» до сих пор не имеет единого определения [7, 17].

В общем виде вербальную агрессию можно определить, как обидное обращение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [17].

Вербальная агрессия рассматривается как социально-психологическое явление, встречающееся в любой логосфере и представляющее одну из наиболее актуальных и значимых психолого-педагогических проблем современного общества [8].

Вербальная агрессия может выражаться как в открытой форме, в виде конфликтов, ссор, скандалов, так и в пассивной форме в виде сплетен, ябедничества, отказ общаться с собеседником, враждебные намеки, клевета, иронические замечания [8, 17].

Наиболее выраженными проявлениями вербальной агрессии в речи подростков являются угрозы сверстникам, обвинения, оскорбления, критика, клевета, игнорирования, крики, унижение окружающих, проклятия, ненормативная лексика, грубые требования, язвительная насмешка и т. д. [14, 17].

Помимо перечисленных форм вербальной агрессии подростки используют сленг и мат, являющиеся способом преодоления социальных запретов на недопустимые культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи.[6 с.367].

Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению являются систематическая профилактика вербальной агрессии подростков [9 с. 49].

В общем смысле слова понятие «профилактика» означает предупреждение нежелательных явлений [16 с.195].

Профилактика — это своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека, в его поведении и отношениях [12 с. 82].

Профилактика — это действия, направленные, на поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, помощь им в достижении установленных целей и раскрытие их внутренних возможностей.

По мнению многих исследователей наилучшей системой для профилактики психического здоровья детей является школа, выступающая первой и основной моделью социального мира для ребенка и помогающая осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.) [12 с. 80].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно выделить главные направления в профилактике вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении:

 ранее выявление проблемы, препятствующей развитию личности, а также факторов и воздействий, вызывающих вербальную агрессию подростков;

 устранение этих неблагоприятных влияний, вызывающих вербальную агрессию подростков [15].

Одно важнейших мест в профилактической деятельности, и в профилактике вербальной агрессии подростков в частности занимает диагностика [2 с.31, 13].

Своевременная диагностика позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, а именно, выявить детей с вербальной агрессией, определить программу развития и принять меры, направленны на устранение и смягчение аномального развития, разработать рациональные методы организации, контроля и определить эффективность профилактического воздействия [10].

Исследование вербальной агрессии подростков возможно с помощью использования следующих диагностических методик:

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью визуального наблюдения;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью опросника Л. Г. Почебут;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью рисуночного теста Розенцвейга;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Рисунок несуществующего животного»;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Незаконченные предложения».

На основании данных, полученных с помощью диагностики, можно строить дальнейшую работу, направленную на профилактику вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении. Исходя из этой цели профилактическая деятельность организуется следующим образом: выбираются основные формы, методы, приемы профилактики агрессии в речи подростков, составляется проект работы с подростками в зависимости от их личностных качеств и ценностных ориентаций, проводится непосредственно сама профилактическая работа с подростками и их окружением, оцениваются результаты проведённой работы и корректируются выявленные недостатки в профилактической работе [10].

Профилактическая работа может проводиться с подростками как индивидуально, в виде консультаций, так и с группами детей, классами, возрастными параллелями.

Значимое место в системе профилактической работы в образовательном учреждении уделяется психолого-педагогическому просвещению подростков, следствием которого является присваивание подросткам нужных для них знаний о феномене «вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, каковы последствия применения вербальной агрессии в общении с окружающими и каковы способы ее преодоления, а также навыков эффективной речевой коммуникации, запрещающей грубость и бестактность [3].

Однако, необходимо отметить, что подобное информирование задает несовершеннолетним слушателям инертную позицию, и в этой ситуации новые знания у подростка могут быть забытыми или вообще отвергнутыми, если они приходят в противоречие с имеющимися у детей представлениями. Просвещение ориентированно на создание условий для активного усвоения подростками необходимых знаний в процессе обучения, общения, личностного развития и использования их в дальнейшем в жизни [2 с. 49]. Поэтому, для того чтобы даваемые подросткам знания могли активно включаться в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания информации и к выбору форм и методов работы.

Наиболее результативными являются следующие формы информирования подростков о вербальной агрессии: лекции по данной проблеме; семинары; тематические вечера и встречи типа «Что? Где? Когда?»; экскурсии, в ходе которых теоретические знания наглядно иллюстрируются на практике; индивидуальные беседы; КВНы, использование видеофильмов с дальнейшим их обсуждением; диспуты, предметом которых является такая проблема, как вербальная агрессия подростков и ее последствия, а также способы ее преодоления; олимпиады; обсуждение книг и статей и по данной проблеме, которое позволяет не только пополнить запас необходимых знаний, но и сформировать своё отношение к ним и т. д. [2 с. 48].

Помимо устных форм информирования подростков о проблеме вербальной агрессии различают также и наглядные формы просвещения: тематические стенды, плакаты, специальные витрины, буклеты, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература.

Но одно просвещение подростков по данной проблеме не даст положительного результата, поэтому необходима активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности, направленной на исправление и преодоление отрицательных качеств и привычек, помощь подросткам в работе над собой. Добиться решения данной проблемы можно с помощью специальных элективных курсов, коррекционно-развивающих занятий, направленных на предупреждение и снижение вербальной агрессии в речи подростков, и включающих в себя как теоретическую, так и практическую подготовку детей к культурному общению в обществе. Данные курсы могут содержать элементы психологического тренинга, систему заданий, проведение дискуссий, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций, направленных на повышение уровня знаний и умений эффективного, культурного общения. Проводить такие курсы могут как классные руководители в своем классе, так и конкретный педагоги, а также специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения [5].

В процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание проблемам досуга подростков, направить усилия на развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Как отмечает Беличева С. А., «избыток свободного времени является криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи». Поэтому немалую роль в профилактике вербальной агрессии несовершеннолетних играют внешкольные воспитательные учреждения, ставящие своей целью развивать полезные интересы подростков, приобщать детей к участию в общественных организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.), чтобы свободное время стало фактором развития, а не криминализации подрастающего поколения [5].

Образовательные учреждения могут самостоятельно создавать систему дополнительного образования, на территории школы, разрабатывать свои образовательные программы внеучебной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организованна:

 по направлениям: спортивно-оздоровительное, нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое, научно-познавательное и проектная деятельность.

 по формам: различные кружки и секции, конкурсы, соревнования, олимпиады, экскурсии, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями;

 по видам: игры, проблемно — ценностное общение, техническое, художественное, социальное, творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность и т. д. [11].

Профилактическая работа, направленная на преодоление вербальной агрессии проводиться как с подростками, так и с педагогами и родителями, которые оказывают большое влияние на развитие ребенка.

Значимая роль в предупреждении вербальной агрессии отводится оздоровлению ближайшего окружения подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания, так как антиобщественное поведение во многих случаях связано с семейным неблагополучием [5, 10].

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. В обычной жизни родители, имеют мало возможности для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Поэтому родителей необходимо знакомить с основными аспектами проблемы. Просвещение родителей подростков, имеющих или склонных к вербальной агрессии проводится с целью повышения их психолого-педагогической грамотности. Необходимо, чтобы родители знали, почему у их ребенка возникают подобные проблемы, что такое «вербальная агрессия», какова ее природа, и как ее можно преодолеть [13].

В рамках данного направления требуется решить проблему создания благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании [5].

Работая с родителями, подростки которых склонны или имеют вербальную агрессию, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении и именно они могут сыграть большую роль в преодолении данной проблемы у их детей.

Важной для них является информация о возможностях преодоления данной проблемы у их детей, к кому они могут обратиться за помощью, какие существуют кружки, секции, дополнительные занятия, мероприятия в школе которые могли бы посещать дети [13].

Подобную информацию родители могут получить как на родительских собраниях, так и индивидуально, виде консультаций и обучения эффективным способам общения со своими детьми от классных руководителей или специалистов социально-психологической службы, которые могут создавать специальные программы образования родителей. Основной целью таких программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье [13].

Для эффективной воспитательно-профилактической деятельности с подростками по предупреждению вербальной агрессии необходимо и повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания, либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста [5].

Педагоги образовательного учреждения также должны обладать информацией о специфике подросткового возраста, о том, что такое вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, и каковы способы ее преодоления [3].

Необходимую информацию педагоги могут получить во время консультаций специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения, а также с помощью индивидуального изучения теоретической и методической литературы по данной проблеме.

Важным условием в профилактике вербальной агрессии подростков является взаимодействие компетентных специалистов, а именно, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, которые профессионально владеют диагностическими, прогностическими, коррекционно-педагогическими умениями [4 с.157].

Таким образом вербальная агрессия детей подросткового возраста — явление, от которого невозможно застраховаться.Это одно из самых неприятных проявлений подросткового возраста, с которым, к сожалению, сложно бороться. Совсем искоренить вербальную агрессии в речи подростков невозможно. Даже если до переходного возраста ребенок получал массу внимания со стороны ближайшего своего окружения и правильное воспитание, нет гарантии, что он не изменится при достижении подросткового возраста. Поэтому с подростками необходимо систематически проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение вербальной агрессии детей.«Болезнь легче предупредить, чем лечить»

Литература:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
  3. Витковский А. Наши на марафоне// Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 9. — С. 33–35.
  4. Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014–244 с.
  5. Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О. В. Коповая, А. С. Коповой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — 80 с.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  7. Назарова Л. А. Основные формы проявления подростковой вербальной агрессии. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997–2911_2014_4–1_43.pdf
  8. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — № 2. С. 43–50.
  9. Першина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  10. Печников, Н. П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н. П. Печников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 72 с.
  11. Положение о внеурочной деятельности ФГОС. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://s_viteb.bol.edu54.ru/p55aa1.html
  12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  13. Сакович Н. Маркеры беды // Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 12. — С. 4–7.
  14. Самойлова О. Не играй в мои игрушки // Семья и школа. — 2007. — № 6. С.16– 17.
  15. Степанова Е. В., Попов В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 788–791.
  16. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И. И., 2012. — С. 227.
  17. Щербинина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие — М.: Флинта, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, вербальная агрессия подростков, образовательное учреждение, профилактическая работа, подросток, подростковый возраст, диагностик состояния, проблема, речь подростков, социально-психологическая служба.

moluch.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *