Работа с девиантными подростками: Статья: «Работа с девиантными подростками и их семьями»

Статья: Подростки с девиантным поведением.

Ермакова Жанна Алексеевна,

социальный педагог

МОУ Речицкая СОШ

 

Социальный педагог и подростки с девиантным поведением.

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падание авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего проявляются так называемые девиантные подростки.Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками, или подростками асоциального поведения выстраиваются основные формы и методы в социально-педагогической работе с девиантными подростками. девиантный подросток педагог

Социально-педагогическая работа — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы социального педагога с подростками девиантного поведения:

Первая форма — организация социальной среды.

Вторая форм — психопрофилактическая работа(информирование).

Третья форм — активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма — организация здорового образа жизни.

Шестая форма активизация личностных ресурсов.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок- групп. Чрезвычайно важна работа в местах, еще молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков лидеров, проводящих соответствующую работу. В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма профилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего — это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению [32, С. 193-201а].

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

  • 1. Метод психологического консультирования;
  • 2. Метод разговорной психотерапии.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Таким образом, психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии — это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия — использование в работе музыкальных произведений и инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика — взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия — метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Изотерапия — лечение изобразительным искусством — наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды — то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. — всё, что помогает создать художественное полотно.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка [30, С. 36-112].

Итак, рассмотрев девиантное поведение подростков, следует сделать вывод, что это явление комплексное и сложное. Оно может иметь как внешние, так и внутренние причины. Девиантное поведение связано не только с индивидуальными особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних и внутренних факторов, а так же какой социум окружает подростка. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение, которое затрудняет их социализацию в обществе.

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), и коррекции уже имеющихся отклонений.

В условиях Современной России подростки неподвластны противостоять рекламам, алкоголю. табакокурению, СМИ, а так же многим развлечениям, на которых делают очень много денег бизнесмены, и им не важна дальнейшая судьба подростка. Так же большое влияние на развитие девиантного поведения у подростка оказывает сама школа, не компетентность молодого специалиста, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями, не учитывают индивидуально-психологических особенностей подростка. Семья как социальный институт тоже откладывает определенный отпечаток на подростка.

В общеобразовательных учреждениях в работе с такими подростками в основном опираются на такие документы как: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон об основных гарантиях прав

Формы работы с подростками с девиантным поведением

Формы работы с подростками с девиантным поведением

Девиантное поведение – нарушение социальных норм, которое обрело постоянный характер. Соответственно, девиантные подростки – это дети, регулярно ведущие себя вопреки обществу.

Существует несколько подходов к трактовке этого понятия:

  • Социология. Девиантное поведение – это действия, которые считаются в конкретном обществе вредными. Вызваны нарушением способности к усвоению и воспроизводству социальных норм.
  • Медицина. В рамках этого подхода девиантные поступки вызываются психическими заболеваниями или пограничными психическими расстройствами.
  • Психология. Здесь девиантные поступки спровоцированы психологическими феноменами, например, неспособностью находить грамотный выход из конфликтной ситуации.

Рассматривать девиантные формы поведения детей и подростков необходимо комплексно, на основе всех этих подходов.

Все причины детской девиантности делятся на три группы:

1. Биологические. Сюда относятся психические заболевания, акцентуации, психопатии. Это органические особенности мозга, приводящие к изменению в восприятии окружающего мира и, как следствие, поступков.

2. Психологические. Например, девиантное поведение могут провоцировать личностные особенности: нонконформизм, агрессивность, амбициозность, жадность и другие. Сюда же относятся социально-психологические причины: особенности воспитания, влияние друзей и прочее.

3. Социологические. Общественные изменения, которые порождают девиантные поступки. Они могут быть как краткими, так и продолжительными.

Чтобы действие подростка считалось девиантным, нарушение социальных норм должно быть регулярным. Также обязательно должен быть оказан вред или себе, или другим. Если действие не причиняет реального ущерба кому-то, но подросток от этого страдает, это тоже является признаком девиации. Кроме этого, подобное поведение должно соответствовать личности подростка, не идти вразрез с его системой ценностей. Не всегда признаки девиантного поведения подростков видны невооруженным глазом. Разве что он употребляет наркотики, дерётся с синяками или совершает другие поступки, вызывающие изменения во внешности.

Социально-педагогическая работа — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы с подростками девиантного поведения:

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.

Работа с подростками в моей практике включает в себя совместное с ними участие в Киноклубе, организованном в Отделении временного проживания Центра социальной помощи семье и детям, когда сотрудники совместно с детьми участвуют в просмотре художественных фильмов и далее следует обсуждение. Подбор фильмов осуществляется в соответствии с планом, являющимся частью процесса реабилитации.

Также на регулярной основе подростки участвуют в акции «Синяя птица — безопасная территория» по закрашиванию на асфальте надписей содержащих информацию о распространении психоактивных веществ.

Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или фильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Эффективной формой работы в моей практике являлось участие подростков в лекциях о химической зависимости, когда сами подростки являлись лекторами, а материал для их выступлений подбирался и разъяснялся при подготовке к выступлению взрослыми, компетентными в данном вопросе.

Третья форма профилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего — это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данные виды реализуются при общем процессе реабилитации, когда, в соответствии с программой реабилитации, подростки участвуют в индивидуальных и коллективных беседах, в том числе направленным на информирование и обучение по следующим темам: влияние алкоголя, наркотиков на человека; права несовершеннолетних; тайм-менеджмент; неагрессивные формы общения; самопрезентация себя; управление эмоциями; группы поддержки и т.д.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

В процессе реабилитации подростки мотивируются на участие в конкурсах, концертах организованных как на базе учреждения так и вне. Благодаря сотрудничеству с волонтерами и учреждениями в сфере досуга, подростки имеют возможность бесплатно побывать в музеях, сходить в поход, попробовать что-то новое в парках развлечений, скалодроме, катке, посмотреть на работу заводов и т.д.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Работу в данном направлении в основном реализуют воспитатели Отделения.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Данная форма реализуется при сотрудничестве с Детскими городскими больницами и Наркологическим диспансером по индивидуальным особенностям подростка.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Статья на тему: Рекомендации при работе с девиантыми подростками

Рекомендации по работе с девиантными подростками.

  1. Единообразие требований воспитателей.
  1. Адекватность требований. Соответствие требований возможностям воспитанника. Предоставление воспитаннику  права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Следует учитывать, что навязывание педагогами и родителями воспитаннику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у подростка  чувства неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии.
  1. Обеспечение эмоционального комфорта воспитаннику. Нежелательно, чтобы подросток  воспринимал взрослого  как чужого человека, настроенного против него. Поэтому можно пожелать педагогу воспринимать трудных школьников такими, какие они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом их негативном высказывании и проступке.
  1. Усиление контроля. В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать чувство раскаяния трудного подростка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за проступок учащегося, отказ от похвалы.
  1. Поощрение активности. Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им свободного времени для безделья.
  1. Избегать приклеивания ярлыков. Пересмотр любым взрослым, который работает с девиантным подростком,  своих негативных суждений о трудных учащихся как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по определению своих недостатков в учебе и общении.
  1. Использование похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за улучшение учебной деятельности, а не только за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за творческие усилия.
  1. Применение наказания. Наказание применяют в ограниченных, но необходимых случаях.

     

     В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:  

     1.Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.

     2.Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.

     3.Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания – «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

     4.Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители. 

     5.Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться доверием, чем оскорбить детей недоверием.

     6.Индивидуальный подход к трудному ученику.       

     Мастерство перевоспитания  включает в себя следующие составные элементы:

     1. Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.

     2. Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемости, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.

     3. Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.

     4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.

     5. Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. 

Приемы, способствующие формированию у воспитанника

правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример.

Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка.

Личный пример – важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Схема 1. Взаимодействие специалистов, занимающихся социальной коррекцией агрессивного поведения подростков.

Таким образом, взаимодействие всех специалистов данной школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения.

Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.

Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением в средней школе №6 обычно определяют следующие факторы:

  • установка подростка и семьи на помощь специалиста;
  • учет характерологических особенностей подростка;
  • возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
  • взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).
  • реализация индивидуального подхода.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Основное содержание социальной коррекции в средней школе можно сформулировать следующим образом:

Таблица 1. Основное содержание социальной коррекции в средней школе.

Субъекты реализации работы с девиантным поведением подростков в средней школе. Содержание деятельности специалистов.
Классный руководитель
  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.
Педагог дополнительного образования
  • изучает интересы учащихся;
  • создает условия для их реализации;
  • развивает возможности личности в профессиональном самоопределении;
  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.
Социальный педагог
  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
  • поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.
Психолог
  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков.
Школьный врач
  • исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  • проводит систематический диспансерный осмотр учащихся;
  • организует помощь учащимся, имеющим проблемы со здоровьем;
  • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с подростками, имеющими различные заболевания;
  • взаимодействует с лечебными учреждениями.

Таким образом, содержание социально–коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:

  • классным руководителем;
  • социальным работником;
  • социальным педагогом;
  • психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

  • диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
  • проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
  • содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
  • реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
  • информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.

Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.

Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:

  • профилактическую индивидуальную беседу;
  • интервью;
  • психологическое консультирование;
  • индивидуальную психотерапию;
  • групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми является метод психологического консультирования.

Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.

Таблица 2. Особенности психологического консультирования агрессивных подростков в школе.

Виды деятельности. Содержание психологического консультирования. Особенности психологического консультирования в школе.
Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе.
Предмет Внутренний психологический мир подростка: эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. Воспитание новых ценностей, соответствующих

ценностям группы, класса;

идентификация подростка с

одноклассниками.

Условия использования Желание консультироваться – получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность подростка принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. Мотивация подростка на общение со специалистами.
Основные принципы
  • Гуманность;
  • позитивность;
  • адекватность;
  • системность;
  • реалистичность;
  • гибкость.
Индивидуальный подход,

взаимодействие с различными

социальными институтами.

Характер Совместная деятельность психолога и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для подростка ситуации. Определенная индивидуально для данного подростка

траектория развития.

Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений. Обозначение социальной роли подростка в сообществе одноклассников для его успешной адаптации.
Профессиональные (психологические) задачи Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обуславливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка. Определённая технологизация процесса

с учетом особенностей личности.

Результат Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив. Поэтапное изменение установок и

мотивов

личностного поведения.

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия — это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление н

Статья на тему: Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

        Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. (В.Е Каган, психиатр).

        Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата — в данном случае девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

        Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

        В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

        Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

        Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

        Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

        Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

        Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.                

        Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

        Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются: моторная и психомоторная коррекция, а также коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями.                                                                                                                                       Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, особенно в сфере физических качеств, связанных с тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, а также дифференцировками пространственно-временных отношений взаимодействия субъекта и объекта физической деятельности.        

        В детской и подростковой психологии заключение о девиантном и гиперактивном поведении требует особой осторожности, ибо:

1)суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития;

2)критериями для суждения о девиантном и гиперактивном   поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются.

        В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.

        Педагог должен быть более корректным с обучающимися и соблюдать их неотъемлемые права на честь и дос

Семинар для классных руководителей «Формы и методы работы с подростками с девиантным и делинквентным поведением».

Семинар для классных руководителей

Формы и методы работы с подростками с девиантным и делинквентным поведением

Установление в сообществе определенных правил поведения обусловленных моральными, правовыми и этическими нормами, позволяет людям гармонично сосуществовать, а также существенно влияет на развитие общества в целом. Однако, несмотря на это некоторые индивиды в силу различных причин отказываются принимать и соблюдать правила, демонстрируя тем самым девиантное и делинквентное поведение .

В целом под девиацией понимается отклонение, от каких либо норм и понятий. Также как и любой другой тип, отклоняющееся поведение может иметь свои негативные и позитивные стороны. Так, например видение мира художником, отличающееся от ранее принятых канонов может также являться девиантным поведением, но при этом в целом положительно воздействует на развитие культуры.

Впрочем, положительное проявление данного типа поведения в действительности встречается крайне редко, и стоит помнить, характеризуя девиантное поведение, что это, прежде всего, проявление недостаточной социализации личности.

Крайней отрицательной формой девиации поведения является делинквентное поведение. Данный термин происходит от английского значения правонарушение. Иными словами можно сказать, что делинквентное поведение — это совершение противоправных действий, направленных против общества, и преследуемых уголовным законодательством.

В большей степени проявлению девиации подвержены подростки, для которых этот тип поведения является практические естественным этапом в ходе поиска собственного места в обществе. При этом девиантное поведение подростков может проявляться достаточно ярко или в незначительной мере.

Дело в том, что в подростковом возрасте человеку свойственно постоянно экспериментировать, открывая для себя новые знания и увлечения. Результаты такого поведения в большей степени зависят от окружения индивида, что отражается на его дальнейшей социализации. Так, например, если в подростковом периоде человек общался в малом обществе, для которого присуще аморальное или асоциальное поведение, велика доля вероятности, что девиация станет для него нормой в дальнейшей жизни.

Виды девиантного поведения

В практической психологии выделяют три типа девиантного поведения индивида:

  • Дисциплинарное нарушение — отклонение от нравственных норм поведения, без причинения вреда окружающим. Сюда относятся такие проявления как нарушение устава учебных заведений или предприятий работодателей, конфликт поколений, формирование молодежных неформальных течений и т. д.

  • Правонарушения или преступления — проявление делинквентного поведения с принесением различной степени ущерба.

  • Психические отклонения, вызванные заболеваниями. В данном случае при установлении индивида с подобными проявлениями, обязательно проведение лечения и изоляции от общества.

Исходя из вышесказанного, можно выделить различные причины девиантного поведения:

  • Биологические факторы — психологические заболевания наследственные или приобретенные в результате травмы, анатомические отклонения затрудняющие процесс социализации, физические недостатки не принимаемые обществом.

  • Психологические факторы — нарушение основных функций психики, эмоциональная нестабильность, ярко выраженные отдельные черты характера, нервно-психические заболевания.

  • Социально-педагогические факторы — недостаточное воспитание, плохое отношение в семье или учебных учреждениях, асоциальное или аморальное окружение, жестокое обращение.

  • Социально-экономические факторы — разделение общества на социальные прослойки, с точки зрения финансового благосостояния, массовая нищета, способствующая увеличению криминальных действий, сопутствие возможности самореализации.

  • Морально-этические факторы — нарушение моральных принципов, присущих гуманному обществу, потеря духовных ценностей, узкое акцентирование внимания на материальном, пренебрежение ценностью человеческой жизни.

Негативное отклоняющееся поведение, примеры которого сегодня можно встретить буквально повсюду, тесно связанно с низким уровнем интеллектуального развития отдельных индивидов, качества образования в целом, а также обусловлено ограниченным кругом интересов, прежде всего молодежи. Так, например, согласно статистике склонность к делинквентному поведению наблюдается в большей степени у подростков из неблагополучных семей, а также в семьях, где детям с раннего возраста не уделяется достаточно внимания.

Нередки случаи негативного девиантного поведения и в хорошо обеспеченных семьях, где родительское внимание часто заменяется потаканием капризов и материальными благами. Также существенно выше процент девиации в небольших слабо развитых населенных пунктах, где отсутствует возможность организации культурного досуга молодежи (спортивные залы, библиотеки, театры, художественные кружки и т.д).

Профилактика девиантного поведения

Среди средств, которые могут обеспечить необходимую профилактику возникновения девиантного поведения, можно перечислить следующие:

• Информирование человека об опасных и разрушающих формах поведения и их последствиях. Многие подростки и даже взрослые не до конца понимают результат своих действий.

• Правильное воспитание, в ходе которого складываются доверительные взаимоотношения между ребенком и родителями, мирно разрешаются конфликты и споры, появляется возможность обсудить и разрешить поведенческие проблемы, потенциально влияющие на возникновение девиантного поведения

• Обучение личности навыкам контроля за своим поведением. Это очень важно потому, что причиной проблемы является низкий уровень сознательного контроля своих действий. Навыки контроля позволяют сохранять сознательность даже в трудных и стрессовых для личности ситуациях.

•Профилактические меры со стороны государства. Зачастую люди не знают законодательных норм и не подозревают, что их действия могут квалифицироваться как преступные. Государству доступны самые разные меры по профилактике девиантности, в числа которых – обучение школьников и студентов основам законодательства. Для диагностики девиантности своего поведения нередко бывает достаточным задать самому себе два вопроса:

1. Нарушаю ли я сейчас какой-то закон?

2. Делаю ли я кому-то плохо своим поступком?

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

 для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это в первую очередь взаимодействие социального педагога с классным руководителем, психологом, врачом;

 профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;

 профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;

 организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;

 в целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию:

во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации в школе;

во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления.

Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов:

  • прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование;

  • прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика;

  • прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников.

Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России 

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди с девиантными проявлениями. Отклоняющееся поведения для общества не является чем-то совершенно уникальным и новым. Однако, несмотря на большое количество работ по отклоняющемуся поведению, именно девиация в подростковом возрасте изучена в меньшей степени. Необходимо принятие мер, направленных на ее предупреждение, потому что сегодняшнее положение подростковой преступности может являться одним из основных условий, которое будет определять состояние взрослой преступности в будущем. И поэтому выявление особенностей социальной работы с подростками социального риска стоит в ряду особо актуальных.

В обществе, как и в любой целостной системе, выделяются две противоречивые тенденции: организации и дезорганизации. Социальные нормы являются одними из основных и важных условий устойчивого развития, функционирования общества. Формы поведения, противоречащие сформировавшимся нормам, приводящие к социальным отклонениям — девиациям.

Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. [1, с. 134]

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. [1, с. 137]

Причинами возникновения девиантного поведения могут быть:

– в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных;

– в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания;

– в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские проблемы рыночной экономики: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь “верхов” и нарастающая социальная напряженность “низов”. [2, с. 28]

Современными основными формами девиантного поведения подростков являются: наркомания; алкоголизм и пьянство; суицидальное поведение; правонарушения. Основанием таких форм девиаций чаще всего служит то, что подросток эмоционально некрепок, излишне любопытен, он хочет стать взрослее, выделяться среди сверстников, решать возникшие трудности самым простым путем, а также он не имеет опыта разрешения сложных жизненных ситуаций.

Работа с трудными подростками представляет собой неотъемлемый компонент общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей чаще всего относят к «группе риска», то есть к группе с высокой вероятностью совершения каких-либо противоправных действий. Работа с ними основывается на базе целого ряда программ, отличительной особенностью которых является их превентивный характер.

В 70-х гг. ХХ в. в США были совершены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 г. конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. [3, с. 297] Закон в качестве приоритетной цели провозгласил профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Социальная работа с подростками с девиантным поведением осуществляется по трём типам программ:

  1. Базовые программы полиции.
  2. Базовые программы школ.
  3. Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних. [4, с. 78]

Первый контакт несовершеннолетних правонарушителей с правоохранительной системой, в большинстве случаев, происходит в местном полицейском участке. На первом этапе работы с такими подростками вся инициатива отдана на усмотрении полиции, и в большинстве случаев непосредственно от нее зависит число дел, которые передаются в суды для несовершеннолетних. Однако в последние годы в правоохранительные органы нанимают специалистов по работе с несовершеннолетними. Их цель — помочь подросткам и их семьям.

Базовые программы школ подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, которые рассчитаны на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. [4, с. 78]

В настоящее время в США цель базовых программ судов по делам о несовершеннолетних состоит в реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Система судов по делам несовершеннолетних акцентирует свое внимание не на наказании, а на ресоциализации. Суды по делам о несовершеннолетних существуют следствие того, что американское общество видит принципиальное различие между действиями взрослого и ребенка, признает ключевую задачу данных судов в воспитании девиантных подростков, предупреждении их преступности.

В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать соответствующие и в достаточном количестве службы помощи подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. [3, с. 304] Кроме того в законе фиксировалось, что все разновидности помощи должны реализоваться на добровольной основе, и при участии подростка в поисках наиболее оптимального и подходящего для него предложения.

Следует отметить, что в Германии сильны традиции социальной педагогики, и термины «социальный работник» и «социальный педагог» там используются как идентичные. Социально-педагогический такой подход включает следующие виды помощи:

  1. Педагогическую защиту, направленную на сокращение причин, которые ведут к девиантному поведению. Данная помощь должна выступать препятствием к доступу к наркотикам, уверенностью в себе, социальной изоляции, пробелам в образовании.
  2. Деятельность служб социально-педагогической помощи, педагогических консультаций нацелена на оказание помощи семье в кризисной ситуации.

На сегодняшний день в России, вследствие изменений в общественном сознании, возрос интерес к девиациям в поведении. Общесистемный кризис приводит к постепенному росту лиц группы риска, вследствие этого повышается возможность разнообразных проявлений отклоняющегося поведения и расширяется социально-дезадаптированный слой населения. Ведущими направлениями деятельности социальной работы в России выступают: во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию подростков “социального риска”. [1, с. 147]

Профилактические меры включают в себя:

– Ликвидацию источников негативного влияния, причин и обстоятельств, которые способствовали противоправным действиям подростка;

– Защиту прав и интересов ребенка;

– Социально-педагогическую, психологическую реабилитацию, направленную на исправление и перевоспитание подростка, ранее совершившего нарушения закона, либо изменение его криминогенной ориентации;

– Привлечение подростка к участию в различных мероприятиях, организация занятости и обеспечение досуга свободного от учебы (работы) время. [5, С. 65–67]

Одной из важных мер предупреждения рецидива преступлений, правонарушений является своевременного подключение к работе с несовершеннолетними и его семьей специалистов: педагогов, психологов, юристов, специалистов по социальной работе. Также следует отметить, что среди социальных институтов особенную значимость представляют социальные службы. Для оказания помощи организованы специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, которые утратили семейные связи, остались без постоянного места жительства, средств к существованию и оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации. К подобным учреждениям можно отнести различные, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье и детям.

Также необходимо отметить, что значительное место в борьбе с правонарушениями подростков занимает уголовно-правовая деятельность. Основное ее содержание состоит в воспитательной работе, предупреждении отклоняющегося поведения со стороны подростков, устранении причин и условий, которые способствуют преступности несовершеннолетних. Данные задачи благополучно разрешаются совместными действиями подразделений УВД, занимающиеся проблемами подростков и различными социальными институтами.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в осовремененном обществе проблема отклоняющегося поведения является особо актуальной и разрабатываемой. Особенно важно изучать девиацию в поведении подростков, ведь сегодняшние подростки — это завтрашние активные участники социальных процессов. Также можно выделить общее, что характеризует социальную работу с подростками с отклоняющимся поведением за рубежом: имеет превентивный характер; осуществляется по месту жительства подростков; исполняется на основе программ, направленных на конкретную группу подростков; осуществляется различными специалистами; разветвленная сеть социальных служб. В России основными направлениями социальной работы являются: исследовательское, профилактическое, работа по адаптации и развитию девиантных подростков. Как и за рубежом, в отечественной практике подключают к работе с несовершеннолетними и его семьей специалистов не только по социальной работе, но и педагогов, психологов, юристов и тд. Сравнивая с зарубежным опытом социальную работу с подростками группы риска, можно отметить, что в России большую роль отводится уголовно-правовой системе. В этом и проявляется специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России.

Литература:

  1. Жукова Т. В. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебное пособие / Т. В. Жукова, Д. А. Астафьев. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. — 268 с.
  2. Голуб Е. В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риска: учеб. метод. пособие / Е. В. Голуб — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 60 с.
  3. Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 368 с.
  4. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Р. В. Корнюшина. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 84 с.
  5. Тиссен Е. В. Помочь подростку сделать правильный выбор // Социальная работа. — 2016. — № 5. — С. 65–67.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность.

90000 How to link deviants, deviations, or websites! by Amarantheans on DeviantArt 90001 I am using deviant arts own help topic found here help.deviantart.com/81/. I will be expanding upon what they have with examples, to make it easier to understand. Just so you know I am using their outline and explanation, if you would like to know which parts were mine and which are theirs just go to the site above 90002 How can I create links to other deviants, deviations, or websites? 90003 There are a few formats you can use, either a link of the users name, displaying the members avatar, or by linking with a personal description.90004 90005 Avatar linking 90006 90007 90008: icon 90009 username 90010: 90011 will display the member’s or group’s avatar as a link to their page. Remember, however, that the limit for posting blocks of avatars is sixty four per post, and this will not work in signatures. 90004 90013 This seems easy enough, here I will use my own name. 90008: iconamarantheans: 90011 will give you 90016 90004 90002 Username linking 90003 90007 90008: dev 90009 username 90010: 90011 -or- 90008 90026 @ 90027 90009 username 90010 90011 will give you the member’s or group’s name as a link.90004 90013 Now if you just want to link the name of the other deviant this will help you out. Basicly it will make a clickable link so that anyone who wants to go directly there can just click on it, and if they have notifications enabled, the deviant that you link with get a message saying that their name was linked. 90007 Both of these will make the same result as you will see … 90007 90008: devamarantheans: 90011 gives you Amarantheans 90007 90008 @amarantheans 90011 gives you Amarantheans 90016 90004 90005 Text linking 90006 90007 There are HTML tags which can be used to add a link to something everywhere on deviantART.The standard link will show the first part of the URL truncated by an ellipsis (90008 http: // 90046 deviantart.com/devia… 90011). This is achieved by simply pasting a URL to the page, For example, view one of your images, copy the address down and then just paste it wherever. 90013 The second method is to use HREF tags (which will NOT work in the shout box) to give your link a name, for example, copy the address to the image down, and then use this format: 90008 Name of Image 90011 90008 90007 90011 90007 90016 90004 90013 The first part here is self explanatory, so I will go into more depth on the second part.I will use my own image for an example. I will link you to my most favorited deviation ... 90008 DA Trophy 90011 and you will get this: DA Trophy 90016 90004 90002 Image linking 90003 90007 This will work with images that are on DA and on other sites as well. 90007 To link images in your journal please follow the code here, and replace the URL Address and Image URL Address with the proper information: 90008 Name of Image 90011 90008 90007 90011 90007 90004 90013 First let's link the picture of the DA Trophy in the example above: 90007 90008 90011 90007 90007 90016 90004 90013 Now to link and image that is off site that can not be linked with a: thumb : code: 90007 90008  smiles 90011 90007 90007 90087 90016 90004 90013 Before we go on I will explain the difference between the URL address and the Image URL address. 90007 You get the 90026 90093 URL Address 90094 90027 from the web address bar at the top of your browser, when you are on the deviation you would like to use. (If you are off dA trying to use an item you will need to right click and select "copy address".) 90007 You get the 90093 90026 Image URL address 90027 90094 when you right click on the image itself and scroll down to "copy image address" and select it.90016 90004 90005 Deviation linking 90006 90007 To link to images found on deviantART in your journal please visit the deviation page and in the sidebar to the right under the "share" or "details" header please copy the code that starts with "90026: 90027 thumb 90026: 90027 ". Once you have copied that: thumb: code you can paste it in to your journal and it will automatically generate a thumbnail image for that deviation when the journal is displayed on site. 90004 90013 This is quite simple again lets use my trophy icon: 90008: thumb519333483: 90011 looks like: 90007 90115 90116 90007 Also if you would like for the image to be larger than the usual thumb try this: 90007 90008: bigthumb603858821: 90011 90007 Regular: thumb: 90007 90115 90007 Bigger: bigthumb: 90007 90115 90007 90016 90002 (heads up this only works in the 90026 comments section 90027 if you are a 90026 core member 90027 or have a 90026 premium membership, 90027 for those of us before core.) 90003 90002 90026 90139 90093 Now thumb codes work for everyone! 90094 90142 90027 Thumbnails in Comments Now Available to Everyone 90003 90004 90007 Note: Regrettably, though it is allowed for you to use thumb codes and such in the comments and on your journals it is unfortunate that it is a core exclusive when it comes to adding them to a deviation description You can always make a complaint to the help desk to hopefully get DA to amend its ways. Here is the link: help.deviantart.com/contact/?t... 90007 90004 90007 90002 Media embedding 90003 90007 To embed a media widget please use the following code: 90008 profile = " video type " id = " ID of the video " /> 90011 90007 For example: 90007 90157 90158 dA Film: 90008 90011 90161 90162 90157 90158 YouTube: 90008 90011 90161 90162 90157 90158 Vimeo: 90008 90011 90161 90162 90157 90158 Soundcloud: 90008 90011 (Note: That ID is the number after / tracks / in Soundcloud's own embed code) 90161 90162 90007 90004 90013 This will work in your journals, comments, and widget boxes.90007 and the first one: 90008 90011 90026 90007 90027 Looks like this: 90007 90026 90192 90193 90027 90007 90016 90007 90004 90005 Pop up descriptions 90009 (tooltips) 90010 90006 90007 You can also add popup descriptions with a dotted underline to your links by using the 90008 90011 tag, and close using the 90008 90011 tag, the format for this is the following. 90008 link description 90011 90013 So the following command; 90016 90013 90008 90008 deviantART FAQ 90011 90007 90011 would result in the link, deviantART FAQ 90016 90013 If however you wish to use this code without a dotted underline then you need to use the following code below. 90016 90013 90008 90008 deviantART FAQ 90011 90007 90011 which would create the link, deviantART FAQ 90007 90008 90007 90004 90007 90002 90007 Ok lets try this one out with a link to my current contest... 90003 90002 What this will cause is a small pop up to, pop up when you put your mouse on the link: in my case it will say "Come Join In On The Collaborative Fun!" 90003 90007 Awareness of The Arts Contest 90007 90007 Awareness of The Arts Contest 90011 90016 90002 And for the no line: 90003 90007 Awareness of the Arts Contest 90013 Awareness of the Arts Contest 90016 90002 90007 90003 90008 90115 90026 (This last part is really not wanting to work in the journal format it keeps rewriting itself, so I had to add spaces throughout the example text, if you would like to copy and paste it from the original article see help.deviantart.com/81/) 90027 90007 90139 90007 90142 90007 90004 I hope this helps! 90007 90007 Anita / Amarantheans 90007 90011.90000 Top 5 Worst Deviants on DeviantArt by CJFairfield16 on DeviantArt 90001 There are a lot of very talented and nice people who are trying to achieve his or her goals; from the photographers to the artists to the writers and many other talents in DA. 90002 However, some deviants are not who he or she is supposed to be. Art thieves who steal artwork from talented artists, rabid fans who attack anyone who have an opinion on something he or she likes or dislikes, and bullies who harass deviants to no respect.So today, I will count down the top 5 worst deviants on DeviantArt. 90003 90002 5: Gregory Alan Bailey- The scars he left on me and my friends who support were horrible. However, there is one plus side and reason why Gregory is not higher on my list. Gregory was a rabid fan of Clay Claymore and he was a bully to no end because he bullies anyone who dislikes Clay Claymore and likes cartoons. Thankfully, many people who were against Clay Claymore and were smart enough to ignore Gregory who has still made accounts but a lot of people ignored him.90003 90002 4: ToonEguy: Now you may look at this guy and think, "Oh he's just old school Disney fan who likes drawn animation." Well, not ToonEguy, he lives with harassing the most powerful entertainment company in the world, Disney Corporation. ToonEguy is a bully who harasses Disney, hates 3D Animation, and bullies creators who do not use drawn animation and use 2D Animation. 90003 90002 3: Cambia / AjitpaiNazi- Please ignore this guy. He's a disgusting piece of shite. Cambia uses disgusting images of gore to shock you from not returning to Deviantart.He has ban evaded many times as Torithewolfy. 90003 90002 2: Hozupindahows00s (also known as Paul): A talentless hack who thinks he's the greatest artist ever and a huge Sonic X Amy fan. Heck, Paul worships Amy like a goddess of the Sonic the Hedgehog franchise. He has little to no respect over his family, friends, and the deviants who try to help him improve his 'amazing artwork'. 90011 To quote my friend, Tanooki, that's sounds like a word that starts with an H .... a hypocrite! 90011 Yep, Paul also likes butts in a bad way.Now, I like cute girls as well .... but Paul becomes more perverted and talks about his sisters butt. Gross .... anyway, Paul is a bully who deserves to be criticized for his actions. 90003 90002 And the number one worst person in DeviantArt is ....... 90003 90002 1: Sam Juan Stevens: Sam has harassed deviants for 2 years and he still continues his harassment to this day. He is pervert, an asshole, a bully and a coward who bullies anyone who is against him. Heck, I've even told him on his current profile that he was sad and pathetic because Sam is that person.He has no life other than harassing deviants. With an very terrible attitude towards deviants and his family and friends, I HATE Sam Juan Stevens! He's nothing more than an ignorant prick who deserves the hatred of many deviants who were attacked by him. 90011 His account also reached the most deactivated accounts in DA history and he's increasing that number of 100+. Sam also supports child pornography and I'm sicken of his attitude towards deviants. Sam deserves to be punished for his actions.90011 90003 90002 Anyway ..... other than these bullies on DA, there are hundreds of very talented artists and writers around DeviantArt. Now I do not condone any bullying so please do not attack these people. 90003.90000 Welcoming New Deviants by danlev on DeviantArt 90001 90002 90003 90004 Starting today, we're launching an ongoing initiative aimed at increasing community spirit by identifying deviants who are good at reaching out to others, and matching them with new deviants who might benefit from a kindred guide. 90005 Joining a new community can sometimes feel daunting - like you're on the outside looking in. But we're working on ways to make it easier for new deviants to meet others and get involved with the things that matter most to them.90006 90005 If you're a deviant who often interacts with new deviants, you may receive a notification every so often. Currently, there is not a way to opt-in to getting these notification, but you can increase your chances of receiving them by interacting with new deviants. The "New Deviants" section of the today page is a great place to start. 90006 90004 90010 How It Works 90011 90004 90013 90014 90005 We've selected a small group of deviants who've proven they're community ambassadors and regularly welcome new deviants to the site.90006 90017 90014 90005 These selected deviants will receive a notification prompting them to welcome specific new deviants. 90006 90005 90004 90006 90017 90014 90005 If you've been chosen to participate, visit the profiles of your suggested deviants and introduce yourself! Give them a warm welcome! Share your interests and hobbies, learn about theirs, suggest groups to join, and how to best get started on DeviantArt. The aim is to form a kindred connection over time. (See below for more tips on welcoming.) 90006 90017 90014 90005 If you'd prefer not to participate, simply remove the message. 90006 90017 90033 90004 90010 Reporting Spammers 90011 90004 In the event that one of your suggested deviants is a spammer, please rollover their username and select "Report Spammer." 90005 When making initial contact, introduce yourself and be friendly! Remember to be authentic and avoid using copy and pasted pre-written messages. Find out why they joined, ask them if they need any specific help, and find ways to connect with them! 90006 90004 90010 Encourage Participation in the Community 90011 90005 Providing a few guidelines to getting involved in the community could help to keep that new deviant spark going.Here are a few suggestions: 90006 90045 90014 90005 Avoid copy and pasting the same message to each deviant. Instead, try to find shared interests to start a more meaningful discussion. 90006 90017 90014 90005 Favouriting artwork and other artists. Suggest things like Daily Deviations and Undiscovered to get them started. Encourage them to share a thumbnail of one they've found that they really like. Start a discussion! 90006 90017 90014 90005 Creating collections is the step up from favouriting a deviation.Encourage them to post a status update or journal that links to their newly created collection and be sure to comment on it yourself! 90006 90017 90014 90005 Find out why they joined DeviantArt and suggest some groups for them to join or watch. 90006 90017 90014 90005 If they're an artist, encourage them to submit a deviation and consider commenting on it yourself when they do. 90006 90017 90066 90004 90010 Great Community-Made Resources 90011 90005 Here's a short list of community-made journals that are helpful resources for new deviants.Feel free to share them with your new friends. 90006 90004 The DAWelcomeWagon group goes out of their way to welcome new deviants on a daily basis. If you enjoy welcoming new deviants, consider getting involved with the group! .90000 deviants User Profile | DeviantArt 90001 Supposedly The Phone Will Ring 90002 Right After You Do This. 90003 Just read the little stories and 90002 Think of a wish as you scroll all 90002 The way to the bottom. There is 90002 A message there - then make your 90002 Wish. 90008 90003 No attachment on this one. 90008 90003! 90008 90003 Stories 90008 90003 I'm 13 years old, and I wished 90002 That my dad would come home from 90002 The army, because he'd been having 90002 Problems with his heart and right 90002 Leg It was 2:53 p.m .. When I made 90002 My wish. At 3: 07 PM. (14 minutes 90002 Later), the doorbell rang, and 90002 There my Dad was, luggage and all !! 90008 90003 I'm Katie and I'm 20 and I've been 90002 Having trouble in my job and on the 90002 Verge of quitting. I made a simple 90002 Wish that my boss would get a new 90002 Job. That was at 1:35 and at 2:55 90002 There was an announcement that he 90002 Was promoted and was leaving for 90002 Another city. Believe me ... this 90002 Really works !!! 90008 90003 My name is Ann and I am 45 years 90002 Of age.I had always been single 90002 And had been hoping to get into a 90002 Nice, loving relationship for many 90002 Years. While kind of daydreaming (and right after receiving this email) 90002 I wished that a quality person would 90002 Finally come into my life. That was at 90002 9:10 AM on a Tuesday. At 9:55 AM 90002 A FedEx delivery man came into my 90002 Office.He was cute, polite and 90002 Could not stop smiling at me. He 90002 Started coming back almost everyday (even without packages) and asked me 90002 Out a week later.We married 6 90002 Months later and now have been 90002 Happily married for 2 years. 90008 90003 What a great email it was !! 90008 90003 Just scroll down to the end, but 90002 While you do, think of a wish. 90002 Make your wish when you have completed 90002 Scrolling. Whatever age you are, is the 90002 Number of minutes it will take for your 90002 Wish to come true. Ex.you are 25 years 90002 Old, it will take 25 minutes for your wish 90002 To come true). 90008 90003 However, if you do not send this to 90002 People in 5 minutes, you will have bad 90002 Luck for years !! 90008 90003 Go for it !!! 90002! 90008 90003 SCROLL DOWN !!!! 90002 * 90008 90003 ** 90008 90003 *** 90008 90003 **** 90008 90003 ***** 90008 90003 ****** 90008 90003 ******* 90008 90003 ******* * 90008 90003 ********* 90002 ********** 90008 90003 *********** 90008 90003 ************ 90008 90003 ************* 90008 90003 ************** 90008 90003 *************** 90008 90003 **************** 90008 90003 ***************** 90008 90003 ************* ***** 90008 90003 ******************* 90008 90003 ******************** 90008 90003 ********************* 90008 90003 ********************** 90008 90003 *** ******************** 90008 90003 ************************ 90008 90003 ** *********************** 90008 90003 ************************* * 90008 90003 *************************** 90008 90003 ****************** ********** 90002 ***************************** 90008 90003 ******** ********************** 90008 90003 ************************** ***** 90008 90003 ******************************** 90008 90003 ********* *********************** * 90008 90003 ********************************** 90008 90003 *********** ************************ 90008 90003 ************************ ********** 90008 90003 ********************************* 90008 90003 *** ***************************** 90008 90003 ******************* ************ 90008 90003 ********************* ********* 90008 90003 **** ************************* 90008 90003 *********************** ***** 90008 90003 *************************** 90008 90003 ************** ************ 90008 90003 ************************ 90008 90003 ********** ************** 90008 90003 *********************** 90008 90003 ********* ************* 90008 90003 ********************* 90008 90003 ************ ******** 90008 90003 ******************* 90008 90003 ****************** 90008 90003 ***************** 90008 90003 **************** 90008 90003 ************ *** 90008 90003 ************** 90008 90003 ************* 90008 90003 ************ 90008 90003 *********** 90008 90003 ********** 9 0008 90003 ********* 90008 90003 ******** 90008 90003 ******* 90002 ****** 90008 90003 ***** 90008 90003 **** 90008 90003 *** 90008 90003 ** 90008 90003 * 90008 90003 STOP !!! 90002 Congratulations !!! Your wish will 90002 Now come true in your age minutes.90008 90003 Now follow this carefully .... it 90002 Can be very rewarding !!!! 90008 90003 If you send this to 10 more 90002 People, other than the 5 that you 90002 Already have to send to, something 90002 Major that you've been wanting 90002 Will happen. 90008 90003 Message: This is scary! 90008 90003 The phone will ring right after 90002 You do this! 90008.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *