Разделы фэмп в детском саду – ( , , ) (. 1 ) |
Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений». Структура программы: Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы. Задачи по математическому развитию по группам: Вторая группа раннего развития. Младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа. Особенность программы. |
nsportal.ru
Турбина Ольга Ивановна Первоначальные математические знания ребенок приобретает уже враннем возрасте. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способенприкоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. «Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г.Галилею. Познакомить детей с простейшими законами математики, дать им элементарные математические представления, дать понять, что мир Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя детей элементарные математические представления? Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина». «Форма», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Программа младшей группы ограничена дочисловым периодом обучения и включает в себя разделы: «Количество», «Форма», «Величина». Исходными принципами построения всех разделов программы являются системность и последовательность, которые позволяют обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, а оно в свою очередь предполагает усвоение ребенком ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.) Следует обратить особое внимание на заключительную часть-«К концу года дети должны уметь», что позволит нам понять, какими знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, поможет также при составлении и проведении мониторинга по ознакомлению детей с элементарными математическими представлениями. Большое значение последнего заключается и в том, что он помогает нам увидеть четкую картину усвоения определенных знаний каждым ребенком в отдельности и проследить динамику роста. Современные составители «Методических рекомендаций», как и выше названные авторы, ратуют за то, чтобы обучение детей носило наглядно-действенный характер, то есть, чтобы дети усваивали знания не только на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, но и посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом. Поэтому они нацеливают нас, прежде всего, на создание благоприятных условий для успешного развития элементарных математических представлений. В группах нашего детского сада такие условия имеются. В математических уголках есть достаточно богатый базовый набор различных пособий. Это раздаточный и демонстрационный материал, математические таблицы, дидактические игры, вызывающие интерес дошкольников к математике, развивающие их способности, мышление. В нашей группе много игр, соответствующих разному возрастному уровню: «Найди Пару», «Найди свой домик», «Разложи по форме», «Найди такие же фигуры», «Домино фигур», «Цветовое лото», «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек», «Танграм», «Волшебные палочки» и многие другие. Есть математическая игротека с заданиями для детей по всем разделам программы. Целесообразно использовать такие дидактические игры и упражнения для закрепления изученного материала, как в свободное время, так и на занятиях. В «Методических рекомендациях» мы найдем четкие указания о продолжительности занятий в каждой возрастной группе. Можем воспользоваться примерным распределением программного материала на весь учебный год, что значительно облегчает процесс тематического планирования. Здесь же есть сноска: последовательность ознакомления с некоторыми темами может определяться воспитателем произвольно и варьироваться по его усмотрению. Далее, что немаловажно, мы получаем сведения о структуре занятия. Уясняем, что структура занятая определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний, возрастными особенностями детей. Изучение нового материала включает такие виды работ: показ и объяснение, демонстрацию образца, выявление свойств и связей математических объектов. На первом занятии изучению нового отводится большая часть времени, на последующем занятии изучение нового занимает половину лимита времени, вторую половину отводят повторению пройденного. В течение года необходимо время от времени возвращаться к повторению уже изученного материала. Математика — наука точная, с определенными законами и многочисленными терминами. И потому она требует от нас, воспитателей, использования четких, традиционно устоявшихся методов и приемов, независимо от того, по какой программе мы работаем. Методика работы с детьми каждой возрастной группы широко представлена в «Методических рекомендациях». Есть много методических пособий, но чаще всего мы используем методику Метлиной, которая подкупает нас своей последовательностью, системностью, четкой конкретикой, разнообразием приемов и методов при решении каждой программной задачи. Рассмотрим методику на примере обучения детей составу числа из единиц. В старшей группе мы знакомим детей с составом из единиц чисел первого пятка. Показ состава числа из единиц осуществляем на конкретном материале. Причем, на первом этапе знакомства с составом числа из единиц, как советует Метлина, мы подбираем объемные группы предметов, в которых каждый предмет отличается от других (1 матрешка. 1 пирамидка…). Далее используем предметы одного вида, но отличающихся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, набора матрешек, елочек разной высоты и т.п.). Позднее — предметы, объединенные одним родовым понятием (комплекты посуды, мебели, овощей) На завершающем этапе используем плоскостные изображения предметов или предметные картинки. Понять состав числа из единиц помогут четко сформулированные конкретные вопросы:
Длясообщения знаний и осознания количественного, значения числа задаем детям вопросы: Сколько разных игрушек вы возьмете, если я назову число 4? Сколько раз вы подпрыгните, если я назову число 1? И предлагаем выполнить эти действия и движения. Работу с детьми подготовительной группы начинаем с повторения учебного материала, изученного в старшей группе, а затем переходим к знакомству с составом числа из единиц второго пятка. Кроме выше названных приемов используем новые, усложненные; зарисовка определенного числа разных предметов или геометрических фигур, распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единицы счета и определение общего количества групп. Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц и могут отвечать на более сложные вопросы: «Сколько предметов вы возьмете, если я назову число 7? Почему?», «Как составлено число 7?», «Сколько единиц содержится в числе 7?» Такую скрупулезность, в какой-то мере даже педантичность, а также обращение к разнообразным, правильным методическим приемам мы должны использовать при решении любой программной задачи. Но точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему приветствуется игровая форма обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов. |
www.igraza.ru
Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздел «Формирование элементарных математических представлений»
2. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой отводит значимую роль развитию элементарных математических представлений в умственном развитии детей.
Основные направления раздела по формированию элементарных математических представлений:
В этой программе конкретно построены задачи по формированию у детей элементарных математических представлений. Они опираются на психологические особенности ребёнка. В программе особое внимание уделяется формированию у ребёнка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную, совместную, познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем. Конкретно выстроены задачи по формированию элементарных математических представлений по всем возрастам.
Задачи по математическому развитию в подготовительной к школе группе.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе. Добавляются задачи:
Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Познакомить с монетами.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину.
Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представление о весе и способах его измерения.
Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке.
Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать.
Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Ориентировка во времени. Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», учить определять по часам с точностью до часа.
Разработчики программы указывают на важность использования материала программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую деятельность, для решения различных математических проблем.
Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике — организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой — предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.
В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников.
Единственный минус у программы М. А. Васильевой – нет своей диагностики.
infourok.ru
Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду » раздела «Формирование элементарных математических представлений». Наш детский сад «Улыбка» работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е.исправленное и дополненное, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 год,-368 стр. Проанализируем структуру программы, ее содержание и программные задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Структура программы: Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы. Задачи по математическому развитию по группам: Вторая группа раннего развития. Младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа. Особенность программы. |
ylubkads.ucoz.ru
Методическая разработка по математике на тему: Конспекты занятий по ФЭМП в доу
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша
(подготовительная группа)
Задачи:
· Учить раскладывать в определенных углах нужные геометрические фигуры.
· Закрепить знание детей числового значения палочек Кюизенера в пределах 10, знание цифр.
· Упражнять на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» детей в количественном и порядковом счёте в пределах 10.
· Активизировать знания детей о геометрических фигурах.
· Уточнять знание последовательности времён года, месяцев, дней недели, части суток.
· Развивать зрительный глазомер и ориентировку в пространстве на плоскости листа в клетку, находить верхний, нижний, правый и левый углы.
· Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.
· Способствовать логическому мышлению, фантазии.
· Формировать у детей навык самоконтроля, самооценки.
· Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту.
Оборудование:
· Письмо о помощи из страны Смешариков.
· (Презентация)Картинки Смешариков.
· Набор блоков Дьенеша на каждого ребёнка.
· Схемы автомобилей.
· Сенсорные таблицы с приложением – игра «Лабиринт».
· Палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
· Карточки с зашифрованными изображениями
· Телефон.
· Аудиозапись (шум моря, движущегося поезда, гудок паровоза).
Ход занятия:
Воспитатель:
— Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? (Хозяева).
— Какими мы должны быть? (Доброжелательными, приветливыми, радостными).
— Правильно. Так давайте улыбнёмся гостям. Если у кого-то из них и было не очень хорошее настроение, оно, я думаю, несомненно, сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное и у нас и у гостей, и вы готовы отвечать на мои вопросы? (Ответы детей).
— Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
— Какой сейчас месяц?
— Какое время года?
— Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
— Какое сегодня число?
— Какое сейчас время суток?
Давайте сделаем круг, выполняют движения по тексту, который произносит воспитатель:
В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся, И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, Заниматься все начнем.
В записи звучит музыкальная загадка (может быть шум паровоза, взлёт космического корабля).
— Дети, что бы это могло быть…(ответы и предложения детей).
— Я сама тоже затрудняюсь ответить, что это могло бы быть.
(Раздаётся телефонный звонок)
— Алло! Слушаю! Да! Поняла! Дети, оказывается, это пролетела злая волшебница Бастинда и обронила письмо. Давайте мы его поищем.
(Дети с воспитателем находят письмо и читают).
« Дорогие ребята! Пишут вам Нюша, Совунья и Пин из страны Смешариков. Помогите, пожалуйста, вернуть наших весёлых, добрых, круглых друзей. Злая ведьма Бастинда разбросала их по разным сказкам и без вашей помощи нам не обойтись, потому что нужно выполнить сложные задания, которые только вам под силу. С уважением – Смешарики, очень дружные ребята!»
— Ну что ж, дети, поможем вернуться Смешарикам в мультстрану? Воспитатель: — чтобы им помочь, давайте скажем волшебные слова.
Психогимнастика.
У нас все получится,
У нас все в порядке.
Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)
У всех без исключения – Да!
И вы такого мнения – Да!
Ну, вы ребята молодцы!
— Если отгадаете загадку, то сможете узнать, на чём мы отправимся в путь.
« В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит!»
(Ответы детей)
Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».
— Ребята, откройте коробочки с цветными палочками. Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10 от самого маленького до самого большого.
— Сосчитайте вагоны в поезде.
— Каким по порядку стоит жёлтый вагон?
— Какого цвета вагон стоит шестым?
— Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?
Какой вагон левее голубого?
— Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.
— А сейчас возьмите самую короткую палочку. Это пассажир. Поместите его в восьмой вагон.
— Какого цвета вагон, в котором едет пассажир?
— Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием и нам удалось вернуть Кроша в свой мультфильм.
(На экране появляется Крош)
— Задание на основе развивающей игры «Блоки Дьенеша».
— Чтобы вернуть следующего героя, необходимо собрать автомобиль из геометрических фигур по схеме.
Дети выполняют задание, используя схемы автомобилей и наборы блоков Дьенеша. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
— Дети, теперь проверьте друг у друга верно ли выполнено задание и если есть ошибки, исправьте.
— Автомобили собраны. А самое главное мы ещё одного героя смогли вернуть к друзьям.
(Смешарик появляется на экране)
Сейчас я предлагаю поиграть.
Физкультурная минутка
На каждый вопрос мой вы будете отвечать дружным хором «Вот так!» и жестом показывать нужные движения.
Как живешь? А идешь?
Как бежишь? А плывешь?
Ждешь обед? Машешь в след?
Утром спишь? А шалишь?
— Дети, вы без ошибок выполнили все движения, и вернули Лосяша к друзьям.
(Лосяш появляется на экране)
— Приглашаю присесть за столы. Перед вами зашифрованные изображения. Если правильно соедините цифры, то узнаете что зашифровано. Цифры необходимо соединять по порядку. Это задание поможет вернуть ещё одного героя.
(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)
Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?
— Что получилось? А на что похоже? (Ответы детей принимаются все)
— Какие вы замечательные фантазёры, видите то, что сразу и не разглядишь.
— Вот и Ёжика мы вернули в сказку. Вы настоящие спасатели!
(Ёжик появляется на экране)
— А теперь необходимо выручить Бараша. Дети, возьмите карточки с геометрическими фигурами (Предлагаются сенсорные таблицы с геометрическими фигурами)
— Сосчитайте все треугольники, квадраты.
— Сколько всего жёлтых фигур?
— Сколько всего жёлтых треугольников?
— Что можно сказать о жёлтых и красных фигурах?
— Сколько углов у треугольника?
— Сколько углов у квадрата?
— У какой фигуры тоже четыре угла?
— У какой фигуры все стороны равны?
-У какой фигуры нет углов?
(Ответы детей)
Вот и Бараш уже в стране Смешариков.
( Бараш появляется на экране)
— Чтобы все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя Каркарыча. Пройти придётся по лабиринту. Если выход найдёте, все друзья снова будут вместе.
Игра «Лабиринт»
(У каждого ребёнка плоскость в клетку)
Дети выполняют под диктовку воспитателя задания, перемещая фишку:
— на одну клеточку вверх,
— на три клеточки вправо,
— на одну клеточку вниз,
— на две клеточки вправо.
(Дети передвигают фишку до тех пор, пока фишка не окажется в самой верхней правой клетке)
— Из лабиринта выбрались все, потому что очень внимательны и правильно ориентируетесь по клеточкам.
(Каркарыч появляется на экране)
— Посмотрите, всех ли героев мы вернули в мультфильм? Давайте их сосчитаем.
— Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?
— А какое задание было самым интересным?
— Ребята, какое доброе дело мы с вами совершили, всех друзей собрали в одну сказку. Они говорят вам огромное спасибо и дарят на память о себе диск с новыми приключениями.
nsportal.ru
Статья по математике (старшая группа) на тему: Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
Шаповалова Юлия Владимировна
Воспитатель
« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшеее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо целей, чем играть.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» — так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умстенном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: « не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами.
- Игры путешествие во времени.
- Игры на ориентировку в пространстве.
- Игры с геометрическими фигурами.
- Игры на логическое внимание.
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот- неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как Какой цифры не стало? Сколько? Путаница. Исправь ошибку, Убираем цифру. Назови соседей. Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. ( 1 карточки с цифрами).
Игра Считай не ошибись помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке ( прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Так же можно поиграть « назови месяца года», « Дни недели». Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить програмный материал ( 2 с мячом).
В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник- первый день после окончания недели, вторник – второй день и так далее. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру Живая неделя. Для игры вызываю 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. ( 3 с кружочками в руках).
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, взади, далеко, близко.
Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы впереди тебя был стол, а сзади окно и т.д. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.) ( 4 перед стулом). Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Например, игра Найди игрушку. «Ночью, когда в группе никого не было- говорю детям, — игрушки спрятались, их надо найти. Распечатываю конверт, читаю: « Надо встать перед столом и пройти 3 шага и т.д. Дети выполняют задание, находят игрушку.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.).
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры, как Найди такой же узор, Сложи квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Каждую фигуру на свое место, Подбери по форме, Кто больше назовет.(5. складыв.из кусочков).
Дидактическую игру Геометрическая мозаика использую на занятиях и в свободное ремя, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например,
-составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу),
-работа по условию ( собрать фигуру человека, )
-работа по собственному замыслу ( просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Давала более сложные задания:
— назови самый большой треугольник.
-какого цвета самая маленькая фигура.
-назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п. ( 6. геом. фигуры на доске).
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е.формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дид. Игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину ( 7. цепочка из геом. фигур).
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Для закрепления знаний, даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
nsportal.ru