Ручная моторика – Статья по логопедии по теме: развитие ручной моторики

Статья по логопедии по теме: развитие ручной моторики

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

Необходимость развития моторики рук у детей дошкольного возраста обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки дошкольников к овладению письмом.

Существуют различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронного движений пальцев рук. Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. Конструирование из кубиков домиков, башен, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.

3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. первоначально складывают по образцу, потом – по памяти.

4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений.

5. Обведение контуров предметных изображений.

6. Раскрашивание контурных изображений предметов  цветными карандашами.

7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10. Работа с пластилином.

11. Работа с мозаикой.

12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

С детьми можно проводить пальчиковые игры без речевого сопровождения:

«Лесенка».

К кончику большого пальца правой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее также большими и средними пальцами, большими и безымянными пальцами.

«Оса».

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им. То же – левой рукой, затем обеими.

«Дети бегут».

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу. То же – левой рукой, затем одновременно.

«Очки».

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, соединить их.

«Двое разговаривают».

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

«Птичка пьет водичку».

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец левой руки опускается в отверстие.

«Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

«Лодочка».

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

«Солнечные лучи».

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка».

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Игра на рояле».

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1,2,3,4,5;5,4,3,2,1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: Игры и упражнения на развитие ручной моторики

Развитие ручной моторики

 1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

 2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

 3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем — по памяти.

 4. Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.

 5. Обведение контуров предметных изображений.

 6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

 7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

 8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

 9. Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

 10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).

 11. Работа с мозаикой.

 12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

 13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак — ладонь — ребро.

 14. Поочередная смена положений рук: левая рука — кулак, правая — ладонь; затем наоборот: правая рука — кулак, левая — ладонь.

 15. С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Пальчики «здороваются».

 Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки;

 то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

 то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;

 пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

Дети бегут.

 Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;

 то же упражнение проводится пальцами левой руки;

 то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).

Игра на рояле.

 

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

 одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

 двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Пальчики»

 Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

 Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

 Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)

 Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

 Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)

 Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)

 Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)

 В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки

 «бегут» по столу.)

 Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Этот пальчик…»

 Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

 Этот пальчик — дедушка. (Сгибают большой палец.)

 Этот пальчик — бабушка. (Сгибают указательный палей.)

 Этот пальчик — папочка. (Сгибают средний палец.)

 Этот пальчик — мамочка. (Сгибают безымянный палец.)

 Этот пальчик — я. (Сгибают мизинец.)

 Вот и вся моя семья. (Разгибают пальцы.)

 Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

nsportal.ru

Мелкая моторика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 февраля 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 февраля 2016; проверки требуют 12 правок. Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой[1]. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Мелкая моторика — один из видов моторики.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.[2] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину.[3]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.;
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж кистей и пальцев и т.д.;
  • Лепка.

Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы[1].

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[4],[5], при нарушениях зрения[6], дизартрии[7], аутизме[8], спиноцеребеллярной атаксии и др.

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

ru.wikipedia.org

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10.

Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

azbyka.ru

Моторика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3D-модель расположения двигательных зон коры головного мозга

Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов[1]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.

Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Существуют большое количество заболеваний и функциональных расстройств различной этиологии, которые влекут за собой сбои в работе двигательных систем человека. Ниже перечислены некоторые из них:

Под моторикой органа или системы органов понимают слаженную работу мышц, обеспечивающих их нормальное функционирование.

Чаще всего речь идёт о моторике желудочно-кишечного тракта (см. Моторика тонкой кишки, Мигрирующий моторный комплекс), но понятие также употребляется и в отношении других органов, например, говорят о моторике желчного или мочевого пузырей.

  1. ↑ Словарь медицинских терминов
  • Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. — М.: 1966.

ru.wikipedia.org

Материал на тему: Развитие мелкой моторики

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

        Мелкая моторика – одна из важнейших функций. Детям с плохо развитой ручной моторикой бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками. Они отказываются от лепки и аппликаций, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

        С незрелостью пальцевого гнозиса связывают и нарушения счетных операций. При овладении счетом, особенно на начальных этапах, большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев рук, которые помогают овладеть десятичным счетом, связанным с количеством пальцев на правой и левой руках. У детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счетом и счетными операциями. В связи с этим развитие мелкой моторики является важным условием профилактики и коррекции дискалькулии.

        Развитие ручной моторики осуществляется в несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. формирование статической организации движений;
  3. формирование динамической координации движений.

        Для занятий по формированию ручной моторки можно дать следующие рекомендации:

  1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет соответствовать возможностям ребенка.
  2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  3. Время выполнений упражнений должно быть оптимальным, иначе внимание и интерес ребенка быстро иссякает.
  4. Повторение инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения упражнений.

І ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сущность данного этапа заключается в подготовке детей к овладению ручным праксисом: создание благоприятной атмосферы, желания, заинтересованности.

        Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики на подготовительном этапе можно предложить следующие игры:

  1. «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий сосуд и мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Ребенок должен держать сосуд левой рукой, а правой бросать в него предметы. Затем то же самое ребенок выполняет другой рукой.
  2. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
  3. «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
  4. «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге геометрические фигуры.
  5. «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
  6. «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, домик, поезд, заборчик, машину и т. д.
  7. «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (игрушки) на расстоянии 5 см друг от друга. Понадобиться также какой-нибудь деревянный или пластмассовый кружок. Передвигая кружок одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
  8. «Шнуровка». Берется большая карточка, на которой имеются отверстия. При помощи шнурка выполняются следующие задания: провести нитку через все отверстия по краю карточки; протянуть шнурок в каждое второе отверстие; провести шнурок только через дырочки, обведенные красным цветом и т.д.
  9. «Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, счетную палочку, карандаш). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху буквы, цифры, предметы, геометрические фигуры. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.

ІІ ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

        Хорошую тренировку статических движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и т.д.

        В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

         К статическим относятся упражнения с изображением пальцами различных фигурок.

Второй этап включает следующие упражнения:

  1. «Флажок». Соединить четыре пальца вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
  2. «Очки». Соединить в кольцо  большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
  4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
  5. «Стул». Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
  6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
  7. «Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
  8. «Гнездо». Соединить круглые ладони.
  9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
  10.  «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальцы правой руки левой ладони.
  11.  «Крыша». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
  12.  «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
  13.  «Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
  14.  «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
  15.  «Болтливые человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
  16.  «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, кончики пальцев соединить.
  17.  «Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.
  18.  «Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони.
  19.  «Гусь». Поставить локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе и слегка округлить. Расположить их и большой палец параллельно столу.
  20.  «Петушок». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы подняты вверх в полусогнутом положении один за другим.
  21.  «Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
  22.  «Улитка». Кулак правой руки прижат к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы разведены и выпрямлены вперед.
  23.  «Улитка в домике». Положение правой руки то же. Левая рука лежит на тыльной стороне правой руки.
  24.  «Кошка». Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
  25.  «Мышка». Положение пальцев то же. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному
  26.  «Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

Теневые игры

        Еще одним занятием для развития статической организации движений пальцев рук является теневая игра, которая проводится в затемненной комнате.

        Источник света освещает экран. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых падает тень. Теневая игра может сопровождаться короткими диалогами сценками.

        Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Упражнения для теневых игр:

  1. «Орел». Руки повернуть ладонями от себя, большие пальцы наложить друг на друга. Остальные пальцы соединить и вытянуть в стороны.
  2. «Рыбка». Ладони соединить, все пальцы, кроме указательных и больших вытянуть вперед. Указательные пальцы – в замке, большие направлены вовнутрь ладоней.
  3. «Волк». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь указательные пальцы, большие поднять вверх. Мизинцы соединить и отвести в сторону.
  4. «Лось». Локоть правой руки опирается на стол. Пальцы вытянуты и соединены. Тыльная сторона левой руки соприкасается с тыльной стороной правой руки. Пальцы левой руки полусогнуты и раздвинуты.

Также в теневых играх могут изображаться и другие предметы.

Примерные тексты теневых игр,

 направленных на развитие мыслительной деятельности

 и счетных операций.

Дети играют в теневой театр, изображают животных и одновременно решают математические задачки.

  1. Сосчитай животных.

Юля приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили собака, кошка, двое гусей, две курицы и петух. Сколько всего животных было у бабушки?

  1. Сколько игрушек?

Скоро Новый год. Папа принес домой елку. Аня и Володя стали ее наряжать. Сначала Володя повесил маленький домик. Аня достала из коробки кораблик и рыбку и повесила их на елку. Володя прикрепил к ветке красный флажок.  Потом Аня украсила елку фигурками животных: зайца, лисы, мышки. Володя добавил еще кошку и петушка. Сколько всего игрушек повесила Аня? Сколько Володя? Сколько всего игрушек ребята повесили на елку? Кто больше повесил игрушек? На сколько?

  1. Утро.

Проснулось солнышко и стало всех будить. Первый луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел : ку-ка-ре-ку! Второй луч упал на высокую скалу. Орел расправил крылья и полетел. Третий луч упал на зайчика. Передернул ушками зайчик и весело запрыгал по зеленому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Четвертый луч попал в улей. Выползла оса и полетела на поляну. Пятый луч попал в дом и добрался до постели маленького лентяя: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой  бок и опять заснул.

        Кто проснулся третий по счету? Каким по счету проснулся орел? Кто проснулся после зайчика? И т.д.

ІІІ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Данный этап предполагает выполнение «подвижных» пальчиковых игр с речевым сопровождением и с сопровождением счета, а также задания на развитие предметно-практической деятельности.

Подвижные пальчиковые игры:

1. «Человечки». (Движения указательного и среднего пальцев по поверхности стола)

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки!

2. «Овощи».

Один, два, три, четыре!

Дети овощи лепили:

Лук, редиска, кабачок,

Огурец и чесночок.

(Сжимать – разжимать кулаки; соединять полусогнутые ладони обеих рук; все пальцы поочередно соединяются с большими пальцами обеих рук)

3. «Пальчики». (Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого)

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает.

4. «Дружные пальчики». (Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху).

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

5. «Алые цветки        ». (Ладони соединены в форме тюльпана. Пальцы медленно раскрываются, плавно покачиваются, затем они медленно закрываются). Кисти рук покачиваются.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

Упражнения на развитие предметно-практической деятельности

1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению следующие фигуры:

Квадрат, треугольник, кубик.

Ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое.

Мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка.

Беседка, снежинка, кораблик, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор.

2. «Сделай так же».

У логопеда – набор карточек с изображениями человечков в разных позах. У ребенка – палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.

3. «Нитяные узоры».

Для работы необходимы тонкие веревочки. Ребенок по карточке-образцу должен выложить узор, петли, завязать узелки.

Развитию мелкой моторики способствуют задания:

  1. Изготовление бус;
  2. Собирание мозаики;
  3. Лепка;
  4. Аппликация;
  5. Обведение трафаретов с их последующей штриховкой;
  6. Работа с дошкольными прописями.

nsportal.ru

Зачем и как развивать мелкую моторику

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

4brain.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *