Сензитивный возраст – сензитивный возраст — это… Что такое сензитивный возраст?

сензитивный возраст — это… Что такое сензитивный возраст?


сензитивный возраст

 (от лат. sensibilitas — чувствительный)

   этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения дошкольного детства, которое она считала наиболее важным этапом психического развития. Л.С. Выготский, разработавший оригинальную периодизацию возрастного развития, расширил и конкретизировал это понятие, показав, какие конкретные этапы являются оптимальными для возникновения определенных психических новообразований.

   В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей.

Так, сензитивный период для развития речи — 1 — 3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитинвый период для развития навыков письма — 6 — 8 лет.

   Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

   Наряду с описанной — возрастной — сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях — и невротические нарушения.

   В дефектологии показано, что наибольший коррекционный эффект обучения аномальных детей также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребенка — наиболее благоприятный этап для формирования высших психических функций.

Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..

  • СЕГЕН (Seguin), Эдуард
  • синдром

Смотреть что такое «сензитивный возраст» в других словарях:

  • Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Сензитивный период — [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • дошкольный возраст — Категория. Этап психического развития от 3 до 6 7 лет. Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕТСТВО — этап развития человека, пред. шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психич. функций. В совр. философии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д.» рассматривается как сложный многомерный… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДРУЖБА — – вид устойчивых, индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

defectology.academic.ru

Сензитивный возраст — это… Что такое Сензитивный возраст?


Сензитивный возраст
(лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо-физиологические и биологические возможности организма для развития каких-либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее чувствительный возраст к определенным воздействиям со стороны образования и воспитания человека. В разные возрастные периоды человек способен быстро, оптимально овладеть теми или иными знаниями, умениями, видами деятельности, сформировать в себе определенные черты характера. Показателями сензитивности является повышенная восприимчивость, склонность к переживанию определенных событий, акцентуация. Запаздывающее обучение и воспитание могут быть недостаточно эффективными или потребовать со стороны воспитателей и учителей больших усилий, что будет большой сверхнормативной нагрузкой для человека, особенно ребенка.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Семья
  • Сентиментальность

Смотреть что такое «Сензитивный возраст» в других словарях:

  • сензитивный возраст —  (от лат. sensibilitas чувствительный)    этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Сензитивный период — [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • дошкольный возраст — Категория. Этап психического развития от 3 до 6 7 лет. Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕТСТВО — этап развития человека, пред. шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психич. функций. В совр. философии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д.» рассматривается как сложный многомерный… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДРУЖБА — – вид устойчивых, индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

spiritual_culture.academic.ru

Значение «сензитивный возраст»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

how-to-all.com

7. Сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития, согласно Б. Г. Ананьеву, – это периоды повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального формирования интеллекта и личности. Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет – чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций.

В отечественной психологии одним из первых определил данное явление Л.С. Выготский. Он писал о сензитивных периодах: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Поскольку Л. С. Выготский отождествлял сензитивность и оптимальный срок обучения, он всячески подчеркивал наличие границ сензитивности.

Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются вундеркинды; одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности.

Д.Б. Эльконин обозначил младший подростковый возраст как сензитивный период для перехода учебной деятельности на более высокий уровень развития.

И.П. Волков младший школьный возраст описывает как сензитивный период для развития творческих способностей.

ГЛОССАРИЙ

  1. Акселерация

  2. Внеситуативно-личностное общение

  3. Внеситуативно-личностное общение

  4. Внеситуативно-познавательное общение

  5. Внеситуативно-познавательное общение

  6. Генотип

  7. Движущие силы психического развития

  8. Закономерности психического развития

  9. Зона ближайшего развития

  10. Инфантилизм.

  11. Метаморфозы развития

  12. Наследственность

  13. Неравномерность развития

  14. Психическая депривация

  15. Психическая депривация

  16. Психическая депривация

  17. Психологический инфантилизм

  18. Ретардация

  19. Сензитивный период развития

  20. Ситуативно-деловое общение

  21. Ситуативно-личностное общение

  22. Ситуативно-личностное общение

  23. Социальная среда

  24. Уровень актуального развития

  25. Учебная деятельность

  26. Фактор психического развития

  27. Физиологический инфантилизм

  28. Цикличность развития

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ (выполняются в тетради для КСР)

  1. Выпишите в конспект определения понятий, которые указаны в глоссарии.

  2. Составьте схему, отражающую факторы психического развития. В схеме укажите теории психического развития, которые раскрывают значение каждого из указанных вами факторов психического развития.

  3. Заполните таблицу, отражающую движущие силы психического развития в форме противоречий.

Противоречия

Пример проявления противоречия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

1.

2.

3.

  1. Составьте схему, отражающую закономерности психического развития.

  2. Что представляет собой неравномерность психического развития?

  3. Заполните таблицу, характеризующую неравнометность психического развития.

Вид неравномерности ПР

Причины

Последствия

Биологические

Социальные

1.

2

3

  1. Используя материалы в приложении А, заполните таблицу, которая отражает возрастную специфику психической депривации ребенка.

Возраст

Причины

В чем проявляется

Последствия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

  1. Заполните таблицу, отражающую значение деятельности в психическом развитии человека.

Вид

деятельности

Развитию чего в психике человека способствует

Возраст, в котором деятельность является ведущей

Игровая

Учебная

Трудовая

Учебная

Общение

  1. Укажите, чем отличается ситуативно-личная форма общения от внеситуативно-личностной?

  2. Заполните таблицу

Форма общения

(по М.И. Лисиной)

Ее значение для психического развития ребенка

Возрастной период

1.

2.

3.

4.

  1. Составьте схему, отражающую основные линии психического развития.

  2. Заполните таблицу, содержащую характеристику точек зрения ученых на соотношение обучения (О) и развития (Р).

Точка зрения на соотношение О и Р

Основные положения

Ученые

Особенности организации обучения педагогами, придерживающимися этой точки зрения

Какой точки зрения на соотношение обучения и развития придерживаетесь вы? Обоснуйте свое мнение.

  1. Составьте таблицу, характеризующую уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка конкретного возраста.

Зона ближайшего развития

Уровень актуального развития

Как это могут учитывать в процессе воспитания и обучения детей учителя, воспитатели и родители

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

  1. Приведите не менее 4 примеров сензитивных периодов психического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  2. Выготский, Л.С.Проблемы возраста / Л.С. Выготский: Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

  3. Выготский, Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1984.

  4. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

  5. Коломинский, Я. Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Панько. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.

  6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1999.

  7. Мухина, В.С.Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1985.

  8. Немов, Р.С.Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М., 1995.

  9. Обухова, Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.

  10. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005

  11. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М., 2001.

  12. Сорокоумова, Е.А.Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006.

  13. Чеховских, М.И. Психология / М.И. Чеховских. – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ(выполняются в тетради для КСР)

  1. Соотнесите между собой психологические феномены, приведенные в правой колонке с описанием этих феноменов в левой колонке. То есть укажите, какой психологический феномен раскрывается в каждом из примеров.

Психологические

феномены

Примеры

Ведущий вид

деятельности

  1. Одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослого, его указаний, поправок, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности

Сензитивный

период развития

  1. В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы

Биологический фактор развития

  1. В последние годы многие дети, как показывают наблюдения и анропологические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад

Акселерация

  1. Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих деятельностных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – возраст 15-20 лет

Зона ближайшего развития

  1. Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения. Дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения

  1. Соотнесите пословицы с факторами психического развития, которые они раскрывают.

Пословицы

Фактор психического развития

Яблоко от яблоньки недалеко падает

1.Социальный

Сын то мой, да ум у него свой

2.Биологический

Умел дитя родить, умей научить

3.Активность личности

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  1. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального развития;

  3. развития высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития.

  1. Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.

а) закономерности;

б) функции;

в) характеристики;

г) движущие силы.

  1. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:

а) зоной актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития.

6. … не относится к факторам психического развития

а) среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе

а) игровая;

б) учебная;

в) социальная;

г) ведущая.

  1. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе

а) Б.Д. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Слободчиков.

9. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно … подходу к психическому развитию.

а) социогенетическому;

б) двухфакторному;

в) биогенетическому;

г) психогенетическому.

10. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением:

а) развитию;

б) обучению;

в) воспитанию;

г) научению.

studfile.net

сензитивные периоды в развитии ребенка — Мамы Стерлитамака

 Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности. Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все детки. 

С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

 Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.  

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет            

От 0 до года.

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

 От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания. 

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.
Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.  

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

 

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

 

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки.  Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол). 

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

 

 Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими  предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части. 

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы. 
С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. 

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

 

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.  

 По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000г.

 

strmama.ru

Сензитивность возраста

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов:

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

studfile.net

сензитивные периоды развития — это… Что такое сензитивные периоды развития?


сензитивные периоды развития
Этимология.

Происходит от лат. sensus — чувство, ощущение.

Категория.

Возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Специфика.

В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

  • семиотика
  • сенильная деменция Альцгеймеровского типа

Смотреть что такое «сензитивные периоды развития» в других словарях:

  • Сензитивные Периоды Развития — (от лат. sensus чувство, ощущение) возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные… …   Психологический словарь

  • Сензитивные периоды развития — периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды …   Педагогический словарь

  • СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ — (от лат. sensus чувство, ощущение) периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано …   Большая психологическая энциклопедия

  • Сензитивные периоды — (критические, чувствительные) – периоды индивидуального развития, в которые организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям внешней среды …   Словарь дрессировщика

  • сензитивные периоды — <…> для всякого обучения существуют отдельные, т.е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Сензитивные или оптимальные периоды — (sensitive or optimal periods). Периоды времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое обучение и развитие невозможно в другие периоды …   Психология развития. Словарь по книге

  • Сензитивный период — развития (встречается также сенситивный)  период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1]. Сензитивный период  период наивысших… …   Википедия

  • Монтессори, Мария — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • сензитивный возраст —  (от лат. sensibilitas чувствительный)    этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

psychology.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о