Солнце воздух – Ой!

План-конспект занятия на тему: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

       Конспект на тему:

«Солнце, воздух и вода —       наши лучшие друзья»

             

                           

                           Выполнила:

                                                           Овчаренко М.М.

                                                            воспитатель

                                  Краснодар

                                       2018


Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Задачи:

Образовательная.

1. Расширять представление детей о предметах быта, связанных с культурно- гигиеническими привычками, о том что природа является источником здоровья.

2. Расширять представление о культурно- гигиенических привычках средствами художественной литературы.

Развивающая.

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

2. Развивать умение точно выполнения движения в соответствии с текстом.

Воспитательная.

1. Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками по поводу соблюдения культурно – гигиенических привычек.

2. Воспитывать желание следить за своим внешним видом и аккуратность.

Предварительная работа: Разучивание стихов, разгадывание загадок; чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»; беседы с детьми: о солнце, воздухе, воде; о личной гигиене.

Оборудование: схема чистки зубов, голубые ленточки, воздушный шарик,  картинки по сказке К. Чуковского: «Краденое солнце».

Ход занятия

 Воспитатель:  ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Здравушка»,а отправимся мы на волшебном транспорте. Садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и прилетели.

Ребята скажите, когда мы с вами летели, что светило нам в пути?

Дети: Солнце .

Воспитатель:  Ты весь мир обогреваешь,

                           И усталости не знаешь,

                           Улыбаешься в оконце,

                           А зовут тебя все…

Дети: солнце.

Воспитатель:  дети, а что дает нам Солнышко?

Дети: тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» .

Воспитатель: правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

Воспитатель: давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил?

Дети: звери испугались, потерялись…

Воспитатель: а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?

Дети: нет. 

Воспитатель: правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете.  Но, солнце – это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?

Дети: летом.

Воспитатель: правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все едем с семьёй на море, где любим купаться и загорать. Давайте, запомним, какие советы нам помогут, когда мы загораем.

Воспитатель:

— загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце;

— продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут;

— солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно;

— голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой;

— не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.

Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Воспитатель: ребята, давайте все закроем глаза и  представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Воспитатель: дети, а к нам пришел необычный гость.

— Что это?

Дети: шарик.

Воспитатель: он почему – то сдувается. Что внутри его было? 

Дети: Воздух.

Воспитатель: что мне нужно сделать, чтоб он снова стал круглым?

Дети: надуть. 

Воспитатель:  где мы можем ощутить воздух?. 

Дети: в мяче, воздушном шаре, на улице.

Воспитатель: зачем нам нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Воспитатель: можем прожить без воздуха?

Дети: нет.

Дыхательная гимнастика — упражнение «Погончики» по Стрельниковой.

И. П – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

— вдох носом, плавно поворачиваем голову к правому плечу, выдох через рот, голову прямо, вдох, плавный поворот к левому плечу, выдох.

Звучит музыка и входит «Мойдодыр»

Мойдодыр: Здравствуйте детишки,

                      Девчонки и мальчишки.

                      Я великий умывальник.

                      Знаменитый Мойдодыр.

                      Умывальников начальник

                      И мочалок командир.

                      Отвечайте мне.

                      Вы здоровенькие?

Дети: Да

Мойдодыр: Вы чистенькие?

Дети: да.

Мойдодыр: с мыло дружите?

Дети:  да.

Мойдодыр: с водой дружите?

Дети:  да.

Мойдодыр: Покажите-ка, как вы дружите с водой, как моете руки (показ детьми правила мытья рук)

Чтение и имитация движениями.

Кран откройся нос умойся

Мойтесь сразу оба глаза

Мойтесь уши, мойся шейка, мойся шейка хорошенько.

Мойся мойся обливайся, грязь смывайся, грязь смывайся.

Мойдодыр: а где можно встретить воду?

Дети:  в реке, ручейке, океане… (ответы детей) .

Игра «Ручеек»: короткие ленточки, разложенные в разных местах групповой комнаты , соединить их в одну «большую речку».

Мойдодыр: а какие предметы личной гигиены вы знаете?

Дети: расческа, мыло, зубная щетка, паста…

Мойдодыр:  каждое утро и вечер всем нужно чистить зубы, так как между зубами остаются остатки пищи. Рассмотреть с детьми правила чистки зубов.

А отгадаете ли вы мои загадки?

Загадки:

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит

(зубная щетка)

Гладко и душисто, моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) .

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос села кляксы,

То она нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук. (вода)

Мойдодыр: Ну, молодцы, теперь я уверен, что вы всегда будете следить за чистотой своего тела, за своим здоровьем . До свидания ребята.

Дарит детям детское мыло.

Воспитатель: ребята, вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора отправляться в детский сад, давайте займем свои места на ковре —  самолёте.

Полетели:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите что вы узнали, кого мы можем назвать нашими лучшими друзьями?

Дети: Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья .

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

                         Но добиться результата невозможно без труда.

                         Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

                         Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

                         И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

                         И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

                         Свежим воздухом дышите по возможности всегда

                         На прогулку вы ходите, она вам силы даст, друзья!

nsportal.ru

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | Начальная школа

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Автор: Коденцева Лариса Ивановна

Организация: МКОУ СОШ № 2

Населенный пункт: Воронежская область, г. Острогожск

Урок (час) здоровья

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека. Приобщать школьников к проблеме сохранения своего здоровья, к традициям народной культуры как источника нравственного здоровья.

Задачи:

  • формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
  • прививать потребности в здоровом образе жизни;
  • дать знания о том, как быть здоровыми, применяя знания и умения в согласии с законами природы;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, костюмы животных, конверты с «разрезными» пословицами.

Ход занятия

1.Разминка. Сообщение темы урока.

Учитель. А знаете ли вы, что у нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка? – (солнце)

А знаете ли вы, что у нас общий водопровод? – (дождевые и снежные тучи)

И вентилятор тоже один на всех – (ветер-ветрило)

Сегодня мы продолжаем говорить о здоровье.

2. Обобщение знаний о таких природных факторах, как солнце, воздух и вода.

У нас с вами есть много друзей, которые ежедневно и бескорыстно дают здоровье каждому. Кто эти друзья? Послушайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все….(Солнце)

а) «Солнце – наш друг».

Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д) Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа.

Посмотрите на наше солнышко. Его закрыли тучки, оно грустит. А развеселить его и разогнать тучки помогут ваши правильные ответы. Сейчас послушаем, что о солнце расскажут ребята из 1 отряда, это группа Учёных, которые искали для вас интересную информацию:

1 учёный: Солнце – это звезда, каких множество во вселенной. Эта звезда шарообразной формы и состоит в основном из раскаленных газов. Солнце живет уже 4,5 млрд. лет. Поверхность Солнца имеет температуру около 6000°.. Так что близко. друзья, к Солнцу не подлетайте при случае, а то притянет и зажарит.

  1. учёный: Ученые прогнозируют, что солнце будет существовать еще около 5 миллиардов лет. И это очень здорово, потому что тепло и свет солнца дают жизнь растениям, животным, людям. Солнечные лучи вырабатывают в организме вещества, дающие человеку бодрость, хорошее настроение, запас сил для борьбы с болезнями.1

Учитель: Уважаемые Учёные, ну и как им, этим солнцем лечиться? До него далеко, к телу не приложишь, больное место не намажешь. Расскажите, как правильно дружить с Солнцем, чтобы помочь организму стать здоровым?

3 ученик: Нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.

Учитель: Какие правила поведения на солнце надо выполнять, чтобы солнце стало другом? ( Ответы детей)

Слайды: 1. Лучшее время для дружбы с солнцем – с 8 до 11 утра.

Слайд 2: 1.Не рекомендуется находиться на солнце с 11 до 16 часов дня, когда лучи солнца становятся жаркими, ведь можно обжечь кожу. _____________________________________________________________
1Источник: http://sitefaktov.ru/index.php/kosmos/734-osolnce

 

Слайд 3: Обязательно защищайте голову от перегрева панамкой или шляпкой. Это убережет Вас от теплового удара. Носите специальные солнцезащитные очки.

Учитель: Соблюдайте эти правила, и солнце всегда будет вашим другом, поможет сохранить и укрепить ваше здоровье. Ребята, а что значит выражение «здоровье», «охрана здоровья»? (Ответы детей)

Учитель: здоровье – это величайшая ценность человека, это залог его благополучия и долголетия. Не зря говорят, что здоровье ни за какие деньги не купишь. Зачем нам охранять здоровье? Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье

Ну а каков он, здоровый ребенок?

Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям, взрослым и детям. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен, он закален. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.

Посмотрите на наше солнышко: одна тучка убежала, стало светлее.

б) Оздоровительная минутка.

Ребята, а как бы вы изобразили зайчика? (Дети прыгают, изображая движение зайца) А если это солнечный зайчик? (Учитель помогает изобразить: дети раскрывают ладошки и в воздухе «ставят солнечные пятна». А теперь попробуем показать солнышко.

Стихотворение о солнце (дети выполняют релаксационные упражнения с элементами самомассажа согласно тексту).

СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.

Очень ярко светит солнце,

(поднять руки вверх, потянуться)

Греет ласково и нежно.

(поглаживание себя по голове)

Рано утром мне в оконце

(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)

Заглянуло важно.

(Руки «полочкой» под подбородком)

Прикоснулося лучом

К розовой щеке.

(поглаживание щёчек)

Осветило все кругом.

(поглаживание лба, висков)

Луч — сожму в руке.

(сложить ладони вместе)

Я его не отпущу,

Пусть ладонь мне греет.

(ощутить тепло в ладонях)

В нем я лето отыщу,

Не всякий так сумеет.

(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг) .

в) «Воздух- наш друг»

Какой друг поможет нам остальные разогнать тучки? Послушайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем! (Воздух)

Уважаемые учёные, расскажите нам про воздух!

1.Учёный Воздух — газообразное прозрачное вещество, поэтому кажется, что нас окружает пустота. Но очень легко доказать что воздух вокруг нас заполняет всё пространство. Помашите рукой перед своим лицом, слышите ветерок. Это есть воздух!

  • 2.Учёный надо каждый день в любое время года гулять на свежем воздухе. Играть надо на детских площадках, в парках, скверах. Там, где много пыли и мало зелени, не место для игр.

3. Учёный. Проветривайте чаще помещение, в котором вы находитесь.

Более 90% всех простудных заболеваний приобретаются в помещениях, а не на открытом воздухе.

г) Дыхательная гимнастика

Учитель. От правильного дыхания зависит ритм работы сердца, работа мозга. Я познакомлю вас с упражнениями, которые помогут организму работать как часы. Будем выполнять их вместе:

  • Вдох через нос – выдох через нос.

 

Многие упражнения похожи на игру. Давайте поиграем с пользой:

  • « Одуванчик». Попробуем помочь одуванчику разнести свои семена- парашютики по лесной полянке. Делаем глубокий вдох, губы складываем трубочкой и выдыхаем с силой.
  • «Узор на окне» Резким выдохнуть на воображаемое морозное окно1

Эти упражнения выполняются не более 5 раз.

Ребята, а как можно бороться за чистоту воздуха дома, в классе?

( Ответы детей)

Слайд.1 Проветривание. Влажная уборка. Наличие комнатных растений.

Ребята, вы, наверное, часто слышите, когда говорят: «Здоровый образ жизни» Это как надо понимать?

__________________________________________________________________

1. http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/kak-obyasnit-vazhnost-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-shkolnikov/

Для того чтобы сформировать здоровый образ жизни школьника, нужно соблюдать режим дня, правильно и вовремя питаться, пребывать как можно

больше времени на свежем воздухе (прогуливаться, играть в подвижные игры, заниматься физической культурой и разными видами спорта). Нужно ложиться спать в одно и то же время. Также нужно с самого рождения проводить детям процедуры закаливания, именно они помогут избежать в будущем многих болезней1

 

Учитель. Посмотрите на наше солнышко, ещё одна тучка улетела.

д). «Вода – наш друг»

Мы подружились с солнышком, с воздухом. Пришло время разгадать имя нашего третьего друга.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…. (воды).

Что про воду расскажут Учёные?

  1. Учёный. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов.

Если у ребенка вдруг понизилась успеваемость в школе, не всегда это означает перегрузку. Виной всему может быть свинец, содержащийся в воде. Поэтому: — пить из-под крана воду ни в коем случае нельзя;

— пить можно только фильтрованную воду;

 

______________________________________

1 http://referatik.org/referaty/medicina/dyhanie-detey-v-mladshem-shkolnom-vozraste

— если в доме пока нет фильтра, то можно отстаивать воду из под крана в течение ночи;

— нельзя кипятить воду больше одного раза.

2.Учёный Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых:

  • Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.
  • Наш организм на 65-70% состоит из воды.
  • Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания.
  • Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий. Поэтому воду нужно беречь и бережно её расходовать.1

Учитель. Кто из вас уже сегодня пользовался водой? В каких ситуациях?

( Ответы детей) А вот что произошло однажды!

е) Инсценировка

Жил — был мальчик Игорь, который очень не любил по утрам и вечерам умываться. И вот однажды его друзья: Данил и Полина решили проучить своего друга.

(Данил идёт навстречу Полине)

Игорь: Здравствуй, Полина!

Полина (пугаясь): Ты кто? Я тебя не знаю!

(Игорь бежит к Данилу)

Игорь: Здравствуй,Данил!

Данил: Я с незнакомыми не разговариваю!

( Игорь обиделся, а Полина и Данил в это время стали играть в мяч).

Учитель. И тут неожиданно пошёл дождь и смыл грязь с утёнка.

(Игорь стоит и прихорашивается. К нему подбегает дети) __________________________________________________________________

1 http://www.poelidovolen.ru/parents/interesting/59

Полина. Здравствуй, Игорь! Какой ты чистый и симпатичный!

Игорь. Почему же вы раньше со мной не здоровались?

Данил. А к нам какой –то чумазый грязнуля подходил, а не ты!

Игорь. Так это же был я! Только меня теперь дождик умыл!

Полина. Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, на дождик не надейся!

Данил. Ведь дождик бывает не каждый день!1

Учитель. Вода не только помогает быть чистыми опрятными, но и улучшает настроение.

2.Работа в группах.

Ещё одна тучка ушла, и стало ещё светлее. Осталась последняя тучка, она улетит, если вы выполните ещё одно задание. Каждый отряд получает конверт со словами, из которых вы должны составить пословицы и объяснить их значение.(Дети работают в группах)

Задания

В 1 конверте слова: «воздухом», «не», «запас», «в», «надышишься».

(Воздухом в запас не надышишься»)

Во 2 конверте; «золото», «мне», «светило», «бы», «что», «солнышко».

( «Что мне золото — светило бы солнышко»). В 3 конверте: «и», «вода», «солнце», «воздух», «друзья», «наши», «лучшие».

(«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.»)

Дети складывают пословицы из слов, а затем их объясняют.

3. Подведение итогов.

Учитель: Мы говорили о друзьях! О каких? Прочитайте тему нашего занятия! Наше государство заботится о здоровье детей! С самого рождения вы имеете право на медицинское обслуживание. Врачи советуют мамам, как

нужно ухаживать за малышами, чем кормить, какие витамины давать. О

1 http://www.litmir.me/br/?b=182024

вашем здоровье заботятся родные, близкие.

-Ребята, а в нашем лагере-дворе заботятся о вашем здоровье? Как?

Проводим:

  • много времени на свежем воздухе;
  • утреннюю зарядку;
  • упражнения по закаливанию;
  • много играем;
  • посещали бассейн;

Посмотрите на наше солнышко: какое яркое, весёлое. Оно зовёт нас в школьный двор встретиться с ним, подышать свежим воздухом, умыться чистой водицей. Разучим новую игру!

(Дети выходят в школьный двор. Заранее начерчен большой круг на площадке. Ребята становятся по кругу.)

4. Проведение игры.

Учитель. Прослушайте правила русской народной игры «Солнечный Зайчик». В центре круга сидит и спит «солнечный зайчик» Все игроки становятся за кругом, берутся за руки, идут по кругу и говорят:

Зайчик солнечный проснулся, (зайка потягивается, трёт глазки)

Повернулся, потянулся.

«Зайка, зайка, не зевай,

С нами вместе поиграй»

Со словами «Зайка, зайка, не зевай, с нами вместе поиграй» дети идут к центру круга и на последнем слове в последнем слоге делают хлопок, чтобы «зайка» проснулся. После этого дети стараются как можно быстрее выбежать за границы круга, а «зайчик» в это время старается поймать игрока. Пойманный становится «солнечным зайчиком». Игра начинается сначала.

(Дети играют в игру вместе с учителем)

5. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Чему научились? Что вам особенно понравилось?

 

 

 

 

Литература:

 

  1. http://sitefaktov.ru/index.php/kosmos/734-osolnce
  2. Как объяснить важность здорового образа жизни для школьников?

  3. http://referatik.org/referaty/medicina/dyhanie-detey-v-mladshem-shkolnom-vozraste
  4. http://www.poelidovolen.ru/parents/interesting/59
  5. http://www.litmir.me/br/?b=182024
  6. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы, 1-4 классы, Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е., 2008 г.

 

 

 

Приложения:

  1. konspekt-zanyatiya.docx.. 29,5 КБ

  2. chas-zdorovya.pptx.zip.. 1,2 МБ

Опубликовано: 17.10.2017

www.1urok.ru

Материал (старшая группа): «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»

«Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста:

Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.

Оборудование: набор картинок «Советы о здоровье», набор картинок «Солнце, воздух, вода».

Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье? », «Помощники здоровья», рассматривание картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика.

Ход

Ведущий: (стихотворение о здоровье)

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел.

С ветром, солнцем подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

Приучал себя к порядку:

Рано утром он вставал.

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

Каждый день он бегал, прыгал,

Много плавал, в мяч играл.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Ведущий: Ребята, о чём это стихотворение? (о том, что помогает поддерживать наше здоровье) Да.  Мы  уже говорили с вами об этом. Давайте немного вспомним.

 Итак, что же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?

 (ответы детей). В конце  подвести  итог сказанному, выставляя набор картинок «Советы о здоровье» (уже знакомых детям).

Ведущий: Молодцы! Вы всё запомнили и правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них (дети вспоминают разученные ранее поговорки и пословицы): «Здоровье – дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровому всё здорово», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

Есть и такая – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья! »

 Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?

 Ответы детей. Помочь размышлять детям, поощряет их активность.

Ведущий: (показ фотографии или картинки с изображением Солнца)

Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д)

Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.

Солнечный луч —  релаксационное упражнение с элементами самомассажа согласно тексту согласно тексту)

Очень ярко светит солнце,

(поднять руки вверх, потянуться)

Греет ласково и нежно.

(поглаживание себя по голове)

Рано утром мне в оконце

(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)

Заглянуло важно.

(Руки «полочкой» под подбородком)

Прикоснулся лучом

К розовой щеке.

(поглаживание щёчек)

Осветило все кругом.

(поглаживание лба, висков)

Луч — сожму в руке.

(сложить ладони вместе)

Я его не отпущу,

Пусть ладонь мне греет.

(ощутить тепло в ладонях)

В нем я лето отыщу,

Не всякий так сумеет.

(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг).

Ведущий: (показ картинки с изображением неба)

Не менее полезны и воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцитов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаляться и потом не болеть. Когда мы, выходим из помещения на улицу и ощущаем разницу температур (в помещении тепло, на улице прохладно), то тренируются наши сосуды. А любая тренировка всегда помогает сделаться сильней и крепче. И поэтому люди, которые гуляют на свежем воздухе, занимаются спортом (совершают пробежки, прогулки на велосипеде, играют в футбол, зимой катаются на лыжах, санках, коньках) меньше болеют, и защита их организма (иммунитет)  крепче.

Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.

 Если мы будем дышать грязным воздухом, что может быть? (ответы детей).

Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.

 Стихотворение о воздухе (дети выполняют дыхательное упражнение).

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)

Пахнет дубом и сосной.

(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)

Летом он бывает тёплым,

(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)

Веет холодом зимой,

(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)

Мы о нём не говорим.

(задержать дыхание до окончания стихотворения)

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

(спокойный выход)

Ведущий: А теперь поговорим о воде ( картинки с изображением воды, реки).

 Мы пьём воду и используем в приготовлении пищи, и она, также как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.

Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки  комнатных  растений — всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.

 А кто из вас любит купаться  в реке, море, озере?  (ответы  детей).

Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24°С, а воды – не ниже 20°С. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч.

 Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:

1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.

2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.

3. Не ныряйте в незнакомом месте.

4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!

5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.

6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.

Берегите воду —  пальчиковая гимнастика

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

(пальцы сцеплены в «замок» — сжимать и разжимать пальцы)

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

(показать кулачки)

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

(постукивание кулачком об кулачок)

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

(сложить из ладошек «домик»)

Иначе, закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

(сложить кулачок в кулачок)

Ведущий: Итак, сегодня мы узнали что-то новое о солнце, воздухе и воде. Как мы видим, и солнце и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья! »

Солнце, воздух и вода —

Наши лучшие друзья.

С ними будем мы дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

nsportal.ru

Солнце, воздух и — вода

В России разработали экономичный способ получения чистой пресной воды из воздуха


Фото: Sk.ru.

Российские специалисты научились добывать чистую пресную воду из воздуха. Плавающая в море установка может использовать энергию солнца или волн. Разработчик проекта компания «Электрорам» получила финансирование, юридическую и патентную помощь в фонде «Сколково». По мнению авторов изобретения, подобные системы будут полезны в регионах, где много солнечных дней и недостаточно питьевой воды — например, в Крыму. Для их эффективной работы требуется высокая влажность воздуха.

По словам руководителя проекта, профессора Тюменского индустриального университета Виктора Миронова, каждый десятый житель планеты сегодня испытывает дефицит чистой питьевой воды. Именно это стало поводов для разработки нового способа ее получения.

— Потребление воды за последнее столетие выросло в десять раз, — рассказал «Известиям» Виктор Миронов. — При этом ее источники в большинстве стран загрязнены. В России лишь 12% водных объектов можно признать условно чистыми.

Верхняя часть установки представляет собой буй, который плавает на поверхности воды и нагревается на солнце. Он снабжен специальными мембранами для забора влажного воздуха. Энергия солнца повышает температуру внутри буя. Теплый воздух отправляют в так называемый конденсатор, который расположен в 20–40 м под поверхностью водоема и прикреплен ко дну тросами. На глубине температура значительно ниже, поэтому из воздуха выделяется влага. Ее собирают и направляют потребителям по трубопроводам. Установка не использует внешнего электроснабжения, она работает только за счет энергии солнца или морских волн.

— Буи желательно устанавливать у берега. Это удобно для размещения трубопроводов. Важно также не портить вид пляжей и не мешать судоходству, — объяснил Виктор Миронов. — С1 кв. м морской акватории в солнечный день можно получить до 1 л чистой воды в час только за счет солнца. Если подключить энергию морской волны, то еще больше. 400 подобных установок в акватории дадут 14 кубометров пресной воды в сутки при высоте волны 0,4 м.

В мире уже существуют различные установки для получения воды из атмосферного воздуха. На российском рынке есть инивидуальные системы, производящие до 30 л в сутки. Они преимущественно используют энергию электрического тока. Пожалуй, одно из самых известных решений — созданная в США установка Zero Mass Water — работает за счет энергии солнца. Ее можно поставить на крышу дома, при этом не требуется наличия водоема. Но производительность у такой системы ниже, чем у российской.

— Наши установки плавают в воде. Она может быть соленой — или пресной, но грязной. Но в «конденсаторе» получается чистейшая питьевая. Понятно, что мы не конкурируем с опреснительными установками, которые работают, сжигая углеводородное сырье, испаряя влагу, доведя ее до кипения. Они экологически опасные, вредные, дорогие, — рассказал Виктор  Миронов. — Наша система независима от внешних источников энергоснабжения. Ее можно использовать в регионах с нехваткой чистой пресной воды.

Один из таких регионов — Крым. Именно в прибрежной акватории полуострова предполагается протестировать новую технологию.

Несколько лет назад тюменские разработчики получили микрогрант фонда «Сколково». В Центре интеллектуальной собственности (ЦИС — дочерняя структура фонда) им помогли получить патент на изобретение и зарегистрировать фирму — ООО «Электрорам». ЦИС помогает резидентам патентовать интеллектуальную собственность в России и за рубежом, его специалисты оказывают юридическое сопровождение сделок в соответствии с российским и зарубежным правом.

   

— Практически все услуги ЦИС можно оплатить микрогрантами. Это хорошая новость для участников проекта, — заявили специалисты ЦИС «Известиям».

По мнению экспертов, созданная в «Электрораме» технология может оказаться полезной прежде всего не в России, а в странах, где проблема питьевой воды более остра и при этом воздух достаточно влажный. Это могут быть, например, государства Африки.

— Для работы установки требуется влажная атмосфера, близость моря. В засушливых регионах получить воду из сухого воздуха очень тяжело, — считает доктор биологических наук, сотрудник географического факультета МГУ Александр Ольчев. — Кроме того, 1 л в час — это мало. Этого хватит только для одной семьи.

По мнению сотрудника кафедры экологии и промышленной безопасности МГТУ имени Баумана Михаила Иванова, реальная производительность системы может оказаться еще меньше.

По его словам, работы над технологиями получения воды из воздуха ведутся постоянно. Первым разработкам в этом направлении несколько тысяч лет. Еще древние египтяне использовали специальные сосуды для конденсации воды из атмосферы.

    

Источник: iz.ru

sk.ru

Конспект занятия «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Солнцевоздух и вода – наши лучшие друзья.

Цели:

— дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздухвода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздухасолнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

— расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

— ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

— развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

— воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной сторонывоздушный шарик,, пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки»; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

— Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

-Дети, здесь письмо. Написано«От Незнайки». Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки».

— Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

— Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце).

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.

— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

— Что мы делать любим летом на солнышке(загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку:

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу(Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

— Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

— Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.

— Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

А кому ещё для жизни нужен воздухВоздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.

А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улицеВоздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

— Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот — вредит.

— А где мы можем увидеть грязный воздух(чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом(заболеем)Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

— Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

— Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки).

Воспитатель достает бутылку с водой.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

— Это вода!

— Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

— Человек может ли жить без воды?

— Кому ещё нужна вода?

— Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

— Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода?

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

— У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Бесцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус(Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнцевоздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья:

Солнцевоздух и вода!

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки».

infourok.ru

Консультация по теме: Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  НА ТЕМУ:

 

«НАШИ   ЛУЧШИЕ  ДРУЗЬЯ  —  СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, И ВОДА».

Дети  —  дошкольники    все  чаще  страдают  от  воспалений  верхних  дыхательных  путей.  Эти  заболевания  отрицательно   влияют на  здоровье

ребенка   и иногда  становятся  причиной  его  хронических   недомоганий

в    последующие  годы.

Основные средство  предупреждения  простудных  заболеваний —  естественные  оздоровительные  факторы.   Целесообразное  использование

воздуха,  солнца  и  воды  помогает  выработать  у ребенка  приспособительные  реакции  к  меняющимся  внешним условиям.

Воздушные  ванны   применяются с целью  приучать  детей  к  непосредственному  соприкосновению  всей  поверхности тела с  воздухом.

При  этом,  кроме  температуры,   имеют  значение  влажность  и  движение

воздуха.

Жарким  летом,  когда   дети  весь день  ходят  только  в  трусиках,  особой

необходимости   в приеме  специальных  воздушных  нет.   Весной   же,  

когда    еще   привычки  к  воздуху,  и  в  прохладные  дни, которые  случаются   и   в  летнюю  пору,  они очень  полезны.

      Для  воздушных  ванн выбирают  площадку,  защищенную  от  ветра,  проводить  их можно  на террасе,  на  открытом  балконе.    Детей  раздевают

догола   или оставляют  только  короткие  трусики.   Вначале  воздушные  

ванны   продолжаются   всего  3- 4  минуты,  постепенно  увеличивая  их  

продолжительность,  можно  довести  до  часа.  Начинать  процедуру  

лучше  в  тихую  погоду  при  температуре  воздуха  не  ниже  23-24 градусов.

     Во  время   воздушных  ванн  дети  должны   быть  в движении,  в  прохладные   дни  надо  подбирать  более  подвижные  игры,  в  теплые

спокойные.   Можно  предложить  ребенку какое –нибудь   интересное

задание:  бросать  и  ловить  мяч  определенное  количество  раз  так,  

чтобы  он  ни  разу  не  упал,  прокатить  деревянный  обруч  до  конца

дорожки,  обежать  2-3  раза  вокруг  дерева,  беседки  и  т.п.

Солнечные  ванны  оказывают  на  организм   дошкольников  общее  укрепляющие  действие,  усиливают  обмен  веществ,  повышают  сопротивляемость  организма   к  заболеваниям.   В  коже  под  влиянием

солнечных   лучей   образуются  вещества,  повышают    сопротивляемость

организма  к  заболеваниям.   В  коже  под  влиянием  солнечных  лучей  

образуются   вещества,  богатые  витаминами  D  (противорахитическим),

что  улучшает  усвоение  солей,  кальция  и  фосфора,  особенно  важных

для  растущего  организма.   Пребывание   на  солнце   полезно  еще  потому,

что  дети  привыкают  переносить  тепловое  действие  солнечных  лучей  

и  чувствуют  себя  бодро  даже  в жаркую  погоду.

Но  после  продолжительного   пребывания  на  солнце  у  некоторых детей

может  появиться  слабость,  раздражительность,   иногда  плохой  сон.    

Поэтому  необходимо  внимательно   следить  за  самочувствием  детей  как

во   время  приема   солнечных  ванны,  так  и после  нее.

Место,  выбранное  для  приема  солнечных  ванн,  должно  быть  сухое.

Ребенок   ложиться  на  подстилку  так, чтобы  тело  было  освещено

солнцем,  а  голова  находилась  в  тени  (ее  можно  покрыть панамой).

Продолжительность  процедуры  вначале  4  минуты, при  этом  ребенок  меняет  положение,  подставляя  солнцу  спину,  правый  бок, живот.

Через  каждые  2-3  ванны  ко  времени  облучения   прибавляется  еще  по  минуте   для  каждой   стороны  тела.  

Постепенно   длительность  солнечной  ванны  можно  довести до  25- 30мин.

Через  каждые  2-3  ванны   ко  времени  облучения   прибавляется  еще  по

минуте   для  каждой   стороны  тела.    Постепенно  длительность  солнечной

ванны   ребенка  надо   облить   водой   с  температурой   26- 28 градусов  и

устроить    на    полчаса   отдыхать   в  тени.

Купание —  прекрасное   закаливающее  средство.  Купаться   в  открытых  водоемах  можно  начиная   с двух  лет.  Место  для  купания  должно  быть

неглубоким,  ровным,  с  медленным  течением.   Прежде  чем  дать  ребенку

возможность   самостоятельно  войти воду,  необходимо   убедиться  в  том,

в  данном  месте  нет  ям,   коряг,  глубокой  тины,  острых  камней.

В  воде  вместе  с ребенком  обязательно  должен  находиться  взрослый.

    При   купании   необходимо   соблюдать  правила:

 1.  Не  разрешается  купаться   натощак  и  раньше  чем  1- 1,5  часа  после  

        еды.

  2.  В  воде   дети  должны  находиться   в  движении.

   3.  При  появлении   озноба   немедленно   выйти   из  воды.

   4.  Нельзя   разгоряченными   окунаться   в  прохладную  воду.

Существует   несколько   отдельных  способов  закаливания  водой:

1.  Обтирание —  самая  нежная   из  всех  процедур.  Его  можно   применять  

     во   всех  возрастах,  начиная   с  младенческого.      Обтирание  производится   смоченной  в  воде  материей,  ткань  которой  должна  удовлетворять   следующим  условиям:  хорошо  впитывать  воду,  не  быть

слишком  мягкой.    Желательно,  чтобы  рукавички  были  хорошо  смочены,

но вода не  должна  с них  капать.   После  обтирания  тело  растирают   сухим    полотенцем.   Обтирание   сопровождается   легким   массирующим

действием,  а  массаж  всегда   делают   от  периферии  к   центру,  поэтому

конечности   надо  обтирать   снизу  вверх  (руку  от  кисти,  ноги  от   стопы),   Снижение  температуры  на  один  градус  через  2- 3 дня.

  1. Обливание-  бывает  местное  и  общее.  Местное  обливание:  обливание  ног,  чаще  всего  используется  в  яслях  и  младших

группах.   Начальная   температура  воды  — 30  град.,  затем  доводят

до  +  18 град., а  в  старших  группах до + 16град.    Время  обливания  ног

20- 30  секунд.   Общее   обливания  надо  начинать  с  более  высокой  температуры   преимущественно  летом,  а  осеннее —  зимний  период

надо   организовать  так,  чтобы  вода  охватывала  возможно  большую

поверхность  тела,  спину,  затем грудь  и  живот,  затем  правый  и  левый бок.    После   окончания  —  растереть  полотенцем.   Время  под  струей

20-40 секунд.  Душ  действует  сильнее,  чем  простое  обливание.

Вода  из  под  душа  оказывает  массирующее  действие,  ощущается

как   более теплая, чем  даже  вода  при  обливании.

  1. Хождение  босиком  —  один  из  древнейших  приемов  закаливания,  

широко   практикуемые  и  сегодня  во  многих  странах.   К  тому  же

происходит  тренировка   мышц  стопы.   Предохраняя  от  плоскостопия.

Поэтому   рекомендуется  ходить  босиком  по  скошенной  траве,  опавшей  хвое  в  лесу  и  т. п.   Начинать  хождение  босиком  надо в  комнате   сначала  по  1 минуте  и  прибавлять  через  каждые  5-7  дней

по   минуте,  доведя  общую  продолжительность  до  8 —  10  минут  ежедневно.

     Идеальный  отдых   часто  болеющего  ребенка  выглядит  так  

(важно  каждое  слово);   лето  в  деревне,  надувной  бассейн  с колодезной  водой,  рядом  куча  песка;  форма  одежды  —  трусы,  босиком;  ограничение  на  использование  мыла;  кормить  только

тогда,  когда  закричит:  «  Мама, я  тебя  съем!».   Грязный   голый  ребенок,  который  скачет  из  воды  в  песок,  выпрашивает  еду,

дышит   свежим  воздухом  и  не   контактирует  с  множеством  людей

за   3-4  недели  восстанавливает  иммунитет,  поврежденный   городской

жизнью.

        Во  время закаливающих  процедур  организм  получает  сигнал  о  том,  что  он  попал   стрессовую   ситуацию  и  необходимо  под  нее  подстроиться.    Таким  образом,  иммунная  система  привыкает  к  различным   изменениям   среды.    Настраивается  и  терморегуляция

организма,  ведь  у  детей  она   еще  далеко   не  совершенна.

Организм   учится   не  терять  излишка   тепла  при  охлаждении   и   наоборот,  отдавать   тепло,  чтобы не  перегреться.    При   периодических

повторениях    процедур   организм  постепенно  привыкает  и  сразу  отвечает   необходимой   реакцией.     Чем   раньше   закаливание  ребенка,

тем   легче   организм  будет   переносить  процедуры  и  тем  эффективнее  

будет  результат.   К   тому  же  при  закаливании  ребенка ,  тренируется

не  только  его  тело,  но  и  ускоряются  реакции  головного  мозга.    

 

   

     

nsportal.ru

Статья по теме: «СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА — НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»


консультация для родителей



 







 «Солнце, воздух и вода –



наши лучшие



друзья!»



Методы проведения закаливающих процедур         

Многие считают, что закаливание более трудное дело, чем гимнастика. «Как, — говорят они, — облиться холодной водой? Да я тут же заболею! К тому же у меня радикулит, пиелонефрит, аллергия на холод и ринит, а кроме того, давление… Нет, это не для меня!»

Но перейдем к закаливающим процедурам.

  1. ОБЛИВАНИЕ НОГ

Вечером, за полчаса-час до сна надо облить ступни (примерно до середины голени) самой холодной водой из-под крана. Можно воспользоваться душем или ковшом — чем угодно. Люди с легковозбудимой нервной системой, страдающие нарушением сна, реагируют на поздние обливания (а также на босохождение, контрастный душ и т.п.) по-разному.

В некоторых случаях сильные вечерние воздействия  бывают нежелательны, но очень часто после  холодовой встряски страдающие бессонницей засыпают, как младенцы. Через неделю-другую обливания будут доставлять подлинное наслаждение, человек почувствует, что таким путем он сбрасывает усталость, взвинченность, в некотором роде возрождается. Время не ограничено: 5, 10 секунд, 1 минуту — смотря по ощущениям.

  1. БОСОХОЖДЕНИЕ

Очень полезно хотя бы раз в день, а лучше дважды, утром и вечером, пройтись, пробежаться босиком по земле. И летом, и зимой, и в межсезонье, в любую погоду — круглый год.

Что это дает? Во-первых, собственно закаливание. Прежде всего  возрастает сопротивляемость к простудным болезням, так как стопы рефлекторно связаны с нашими шестью гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды — это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней. Во-вторых, оживление внутренних органов. Ведь зоны стоп не только рефлекторно, но и энергетически связаны со всеми системами нашего организма. Поэтому босохождение благотворно при заболеваниях печени, глаз, желудка и поджелудочной железы, кишечника, сердца, легких, почек и др. Обычно можно начинать босохождение без специальной подготовки (хотя зимой перед этим желательно все же две-три недели обливать ноги холодной водой, походив предварительно босиком по полу).

  1. КОНТРАСТНЫЙ ДУШ

В идеале его делают так. Человек становится в ванну и обливается водой приятной температуры. Затем ее делают так:

  1. Горячий (пока приятно)
  2. Холодный (20-30 и более секунд)
  3. Горячий (20-40 секунд)
  4. Холодный (до минуты и более)
  5. Горячий (20-60 секунд)
  6. Холодный (сколько приятно)

Привыкать к контрастному душу, как и к любому новому воздействию, нужно постепенно. Сначала на протяжении 2-х-4-х недель ежедневно принимать комфортный душ (душ приятной температуры). Затем делать только один контраст и не очень долго стоять под холодной водой (5-10 сек.), через неделю-другую перейти на два, а затем и на три контраста. Иногда вначале можно уменьшать перепад температур, то есть обливаться не самой холодной и горячей водой, а теплой и прохладной. Для «раскачки» очень больных организмов желательно так и поступать. Но дойдя до ощущения явного холода, надо все же сделать резкий скачок и перейти сразу на ледяную воду. Не зная этого правила, многие начинающие «горят», пытаясь и далее снижать температуру постепенно. Доходят, скажем, до 19-20°С, а затем, продолжая закаливание, начинают болеть. Секрет здесь прост.

Вода такой температуры уже значительно охлаждает тело, но она еще недостаточно холодна, чтобы «включить» дремлющие защитные силы. Резкое же кратковременное обливание ледяной водой не успевает отнять много тепла, но оказывает мощнейшее воздействие на нервную систему, запускает терморегуляторный и иммунный механизм.

А что делать, если душа (или горячей воды) нет? Обливаться из ведра или принимать холодный душ. Выход при желании всегда можно найти. Контрастный душ очень желательно делать хотя бы раз в день, по утрам, после гимнастики (но не после йоговских комплексов!) Хотя лучше омывать тело дважды в день. При ежедневных обливаниях отпадает необходимость часто мыться с мылом. Людям с жирной кожей рекомендуется применять мыло не чаще раза в неделю (кроме мытья рук и волосяных покровов), а при сухой коже — не чаще раза в месяц. Достаточно даже мыться с мылом раз в квартал. От этого выиграет и кожа, и сальные железы и, соответственно, все тело.

Контрастный душ (Вариант 2)

Встать под душ. Сделать воду горячей. Стоять под горячим душем 10-15 секунд, затем пустить холодную воду и принять холодный душ в течение 10-15 секунд. Так повторить три цикла. Всегда начинать с горячей воды, заканчивать холодной. До озноба тело не доводить. Голову мыть горячей водой не следует: выпадают  волосы и ухудшается зрение.

Можно предварительно распарив тело, мыться щеткой или мочалкой (грубой) без мыла. «Не мытьем, так катанием». Можно стирать мозоли и роговевший слой кожи на стопах. Постепенно увеличивать контрастность температуры между холодной и горячей водой.

Перед выполнением комплекса упражнений после душа можно обтереть тело руками и начинать делать комплекс раздетым. Влажное тело обсохнет во время выполнения упражнений. Детям школьного возраста можно надеть легкую одежду и на мокрое тело. Можно использовать полотенце, лучше махровое, но не растираться им, а только промокнуть воду с поверхности тела. Всегда вытирать полотенцем голову, от периферии к центру. Затем вытереть руки и ноги (от пальцев к туловищу). Затем грудь круговыми движениями от центра вверх и вбок. Живот — по часовой стрелке, расширяя круги, а затем, сужая круги, обратно к пупу. Затем — массировать и растирать поясницу вверх от копчика. Затем — спину в продольном направлении. Принимая душ и растирая тело, нельзя растирать его поперек, — только вдоль позвоночника, снизу вверх.

Во время душа руками, без мочалки, можно вымыть с мылом все волосяные поверхности тела, исключая голову. Полное (включая голову) мытье тела с мылом проводить не чаще 1-2 раз в неделю. Кроме мыла, можно мыть и тело, и голову ржаным хлебом, предварительно размочив его, или ржаной мукой, разведя ее до консистенции сметаны. Перед контрастным душем можно сделать отдельную процедуру контрастного душа отдельно для головы. Душ для головы можно делать под краном.

Делать 3 цикла, заканчивая холодной водой. Контрастный душ с осторожностью начинать делать лицам, страдающим нарушением кровоснабжения мозга, тромбофлебитом, гипертонической болезнью, спазмами сосудов.

        

 

 

 

.

                

 

                

 

        

                

 

        

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о