Старший и младший – 5 запрещенных приемов в воспитании – Семья и дети – Домашний

Содержание

5 запрещенных приемов в воспитании – Семья и дети – Домашний

Старший и младшийНаверняка многие выросшие старшие дети помнят, как их под угрозой наказания оставляли присматривать за младшим братом или сестрой, ругали, если те падали и набивали шишки, пресекали справедливые жалобы и возмущения словами «Он же маленький! Уступи ему!».

В то же время, младшие могут «предъявить», что донашивали вещи старших, сидели дома, когда те ходили на вечеринки и в клубы, и постоянно были объектом сравнения с ними. И горе младшим, если они были в чем-то на них не похожи в «отрицательную» сторону – хуже учились, больше баловались и меньше слушались родителей.

Хорошо, если такие обиды вспоминаются с улыбкой или легкой грустью. Но часто подобные «приветы» из детства достаточно сильно отравляют жизнь уже взрослым людям. Мужчина каждый месяц покупает себе новые брюки, потому что был четвертым ребенком в семье. Старшая сестра всю жизнь буквально пашет для младших, забывая о себе, несмотря на то, что «младшим» уже по 35 лет. Кто-то помнит, как ему не купили роликовые коньки, потратив отложенные деньги на игрушку для младшего брата, а другой как ненавидел старшего брат только за то, что того постоянно ставили в пример, как более умелого и самостоятельного среди них.

Воспитывать в одинаковых условиях старшего и младшего ребенка не просто сложно, это невозможно потому, что старший навсегда останется страшим, а младший младшим. В психологии много написано про то, как воспринимается детьми их порядок рождения в семье, как зависит от этого восприятие мира и самого себя, как происходит становление личности ребенка.

Но если от психологии никуда не денешься, и изменить порядок рождения каждого ребенка родители не могут, то им вполне по силам сделать так, чтобы описанных выше ситуаций было как можно меньше. Для этого нужно стараться избегать следующих родительских приемов воспитания.

1. Покупать младшему ребенку как можно меньше новой одежды.

Конечно, если от старшего осталось много вещей, выкидывать или отдавать их жалко, тем более, если дети одного пола и младший до них пока не дорос.  Для семейного бюджета эта хорошая экономия денежных средств, а вот для младшего ребенка отрицание его права на самобытность, отдельность от старшего ребенка.

Исключением может быть та ситуация, когда младший сам хочет что-то такое, как у старшего.

2. Водить младшего на те же занятия, что и старшего: все рано идут в одну сторону, так хоть будет под присмотром.

В этой ситуации точно так же отрицается право младшего ребенка на отдельность. На другие интересы, занятия и увлечения. Конечно, удобно, когда два ребенка идут в одну секцию и приглядывают друг за другом, но не всегда это полезно для развития самих детей.

3. Сравнивать старшего с младшим, нагружая его обязанностью «быть как старший брат».

Это, пожалуй, самое сложное, но самое важное. Разумеется, имея опыт воспитания одного ребенка, сложно удержаться от сравнения его с другим. В таком случае, сравнивайте детей хотя бы про себя. Младшему вовсе не обязательно знать, что старший в его возрасте уже сам прибирал игрушки, красиво рисовал солнышко или даже ходил в магазин за хлебом.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Сравнивая детей между собой вы, особенно если это сравнение не в пользу одного из детей, делаете две ошибки – загоняете сравниваемого в угол, развивая ненависть к брату/сестре, и лишаете себя возможности приобрести новый опыт воспитания. Кто сказал, что так, как было со страшим – правильно и верно?

Сравнивать нужно, чтобы похвалить одного, не принижая другого и не формируя в нем чувство зависти и неполноценности.

Например: «Смотри, как Володя нарисовал! Молодец у нас старший братик?!», «Как здорово Оксана танцевала, да, Коля? Какая сестренка у тебя умница», вместо фраз — «Смотри, как Володя нарисовал, не то, что ты», «Как здорово, Оксана танцевала. Может, ты тоже так будешь/хочешь?!»

4. «Взрослеть» старшего, обесценивая его чувства и желания: «Ты старше, будь умней; уступи ему, он же маленький и вообще, хоть ты веди себя нормально».

5. Нагружать ответственностью за младшего: «Если с ним что-то случится, ты виноват».

Старший ребенок, будь ему 3 года или 8 на момент рождения младшего, не перестал быть вашим ребенком тоже. И продолжает нуждаться в вашей любви, а вовсе не в том, чтобы резко стать еще одним «родителем» для малыша. В такой ситуации чувство любви, скорее уступит место раздражению и злости. Лучше посильно привлекайте его к уходу за младенцем, рассказывайте и показывайте какой тот маленький и беспомощный. А младшего приучайте к тому, что старшего брата или сестру нужно уважать и слушаться, не мешать ему заниматься, и не брать без спроса карандаши с его стола.

Помните, что два ребенка – это не два противоположных лагеря, которые нужно привести к общему знаменателю, а два источника любви и радости для родителей, две личности, каждую из которых нужно отправить в жизнь своей дорогой!

domashniy.ru

Старший ребенок в семье: повинность или привилегия?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой — непосильные обязанности. Ведь он старший! Каковы типичные трудности в воспитании старшего ребенка? Какие ошибки допускают родителей и как их избежать?

Мы попросили поделиться советами и опытом детского психолога и по совместительству маму восьмерых замечательных детей Екатерину Бурмистрову.

Екатерина Бурмистрова

— Пока ребенок еще единственный в семье, он привыкает быть «центром вселенной» для родителей. И нередко болезненно переносит потерю этого внимания с появлением братьев и сестер — возникают ревность, обиды. Можно ли предупредить появление таких проблем и заранее подготовить старшего к появлению младших детей?

— Очень многое зависит от того, сколько времени ребенок проводит как единственный. Если разница в возрасте маленькая, меньше двух-трех лет, она, конечно, физически тяжела для матери, но это тот возраст, когда старший себя фактически не помнит без младшего. Если разница больше, то этот период уже помнится ребенком и оказывает влияние на характер.

Основная ошибка, которой очень сложно избежать — это потворствующий стиль воспитания. А если по-простому, то это то, что ребенок является для родителей «зеницей ока» и «пупом земли». Этого очень сложно избежать, пока ребенок единственный. У нас в России такая ситуация, что взрослых много, а детей мало, поэтому каждый ребенок, первенец для своей семьи — «зеница ока». И зная то, что вы будете иметь склонность баловать его, вы должны сознательно себя в этом останавливать. Потому что если ребенок будет первые три года расти как царь, ему потом будет очень сложно потесниться и поставить рядом второй трон. Положение ребенка в семье изначально не должно быть главенствующим.

— А что делать, если проблема уже существует, если ребенок уже избалован вниманием и страдает от того, что внимание родителей перешло к младшим, а он, первый и «главный», вдруг остался в тени?

— Тут проще построить разговор о том, чего не нужно делать, какие типичные ошибки приведут к усилению этой ревности и затруднению контакта.

Ни в коем случае не нужно говорить старшему ребенку, что раз он теперь старший, значит, должен уступать во всем маленькому. Все изменения в его жизни должны связываться не с тем, что появляется младший ребенок, а с тем, что это он, первый, стал старше, он стал настолько большой, чтобы делать то или иное. Эти изменения должны преподноситься как привилегия, связанная с возрастом, как некое повышение статуса. «Ты стал такой большой, что ты можешь сам покушать, и за тобой не надо смотреть, ты уже можешь сам одеться и положить одежду аккуратно, когда ты раздеваешься».

Можно еще попробовать отследить, в каких ситуациях эта ревность возникает особенно сильно. В каждой семье это свои ситуации, и про каждую семью мама должна знать их наперечет. Почему старший начинает себя как-то не так вести, когда, например, мама долго укладывает малыша, или когда пытается с ним заниматься…

Нужно знать про свою семью какие-то моменты и думать уже адресно, что можно сделать в этот момент, как можно переориентировать поведение старшего ребенка, чем его занять, что ему сказать.

Если необходимо уделить время младшему, важно научить старшего тому, что у мамы два режима: «мама с ним» и «мама не с ним». И перед тем, как мама должна быть «не с ним» по времени, нужно вместе как-то позаниматься, насытить ребенка режимом «мама рядом». Очень часто первенцы, которые выросли на потворстве, вообще не привыкли, что мама может куда-то отойти от них, и через этот рубеж все равно нужно пройти, старшему придется научиться делить внимание мамы. И это очень хороший опыт. Если его нет, то вырастает махровый эгоцентрик, у которого потом жизнь будет сложная, и семью, и отношения ему будет строить сложно…

— Нередко родители возлагают на старших детей часть своих забот, нагружая обязанностями в отношении младших. Но ребенок не всегда готов к этому, и эта «привилегия» старшинства может превратиться в непосильный груз. Как не перегнуть палку и не перегрузить ребенка взрослыми заботами?

Источник: photosight.ru Автор: n_kravchuk

— Есть привилегия, а есть парентификация, наделение старшего ребенка какой-то частью опекающих родительских обязанностей. И это совсем разные вещи. Если говорить про привилегию, то речь идет о каких-то вещах, связанных с самообслуживанием старшего и с какой-то номинальной помощью — роль почетного помощника.

А вот если есть парентификация, то тут старший ребенок иногда действительно используется матерью. Родителям нужно хорошо понимать, для какого возраста какая нагрузка возможна. Бывает, что маме очень нужно, чтобы старший реально чем-то помог, но помощь его нужно использовать минимально. Если вы можете обойтись без нее, нужно обходиться. Если можно, то лучше привлечь какого-то взрослого — бабушку, или дядю, или какого-то волонтера.

Нужно четко знать, какие обязанности в семье ребенок может хорошо исполнять. Есть совершенно четкие критерии для каждого возраста, чего от ребенка можно ждать и что ему можно поручить, их можно найти в специальной литературе. Или, если такой возможности нет, то можно смотреть на других детей такого возраста: с чем они справляются, а с чем пока нет.

Другой показатель — смотреть, как ребенок реагирует на те или иные задачи. Например, пока мама отошла на кухню, старшему поручили следить и держать малыша, чтобы тот не упал с кровати. Если ребенку нет шести-семи лет, то это для него очень большая нагрузка. Он, конечно, будет это делать, и будет стараться, но когда вы вернетесь и посмотрите на его глаза, вы увидите по его реакции, что он очень переживал и тревожился. Или даже он забыл, ушел, и малыш упал….

Нужно четко понимать, какую ответственность ребенок может на себя взять. Если в ребенке была изначально воспитана бытовая самостоятельность, то можно потом ожидать от него какой-то помощи, но если не была, то этой помощи ждать нельзя. И тут общий принцип, что лучше недогрузить, чем перегрузить.

— Старший ребенок раньше всех становится полноправным членом семьи — с ним уже советуются, он уже помогает родителям…. Он чувствует себя «важнее», сильнее, и это может перейти в превозношение над младшими, создать дистанцию между детьми. Как избежать такого перекоса, как воспитать в ребенке здоровую самооценку и правильное понимание своего места и положения в семье?

— Вопрос — как подать. В любом случае, чем старше ребенок, тем выше его статус. В семье, где есть дети, должна возникать иерархическая структура, полной уравниловки тут не может быть. Главное, чтобы это не принимало уродливые формы.

Если старший будет понимать, что он старший, и у него больше обязанностей, но при этом и больше прав, то это нормально. А если у старшего только права, а обязанностей никаких, то это неправильная расстановка сил. Он должен понимать, что если ему семь, а младшему, например, два, то когда младшему будет семь, то он тоже это все будет мочь. То есть, грубо говоря, это не ты такой крутой, хороший, а это функция возраста, ты просто дорос до семи лет. Для ребенка существует мистика возраста, не случайно, разговаривая в первый раз, они спрашивают друг друга — сколько тебе? Возраст для них — это определенный ранг.

— Если возникают конфликты между старшим и младшими детьми, то родители часто автоматически встают на защиту младшего, как более беззащитного, не всегда вникая в суть конфликта. Разумеется, в этом случае возникают обиды. Какой должна быть позиция родителей по отношению к старшему ребенку в конфликте?

— Родители должны знать, что, начиная с полутора-двух лет, младшие дети, при небольшой возрастной разнице, становятся виртуозными провокаторами конфликтов. И то, что выглядит как особая вина старшего ребенка, на самом деле часто является следствием провокации со стороны младшего. Пример тому — младший подошел и куснул, старший развернулся и ударил его, а младший, естественно, в крик. Приходит мама, и что она видит? Что старший напал на младшего. Потому что для матерей свойственно долго не видеть в младших их оборотной стороны. Конечно, стоило бы все-таки разбираться в сути конфликтов. Семь раз отмерь, прежде чем обвинить старшего, потому что это может привести к нарушениям отношений, когда старший всегда оказывается виноват, а маленький всегда хороший. Это неравное отношение оно очень мешает отношениям.

Самый правильный вариант, когда за любую стычку замечание от родителей получают оба ребенка. Тогда эти ссоры не выгодны никому, и что бы ни произошло, никто из детей от этого не выиграет: если дело дошло до конфликта, и пришлось вмешаться родителям, мама не будет выяснять, кто начал, а кто продолжил…

Еще одна ошибка родителей — превращение семьи в арбитражный суд. Если вы не договорились, у вас не мирно, значит, виноваты в этом оба. Что бы ни произошло, мама ругает, расстраивается, лишает чего-то обоих детей — метод «сажания в одну лодку». И это действует довольно быстро. Когда нет выигравшего, получившего бонусы в виде маминой ласки, родительского поощрения, количество конфликтов может очень резко пойти на убыль. И если вы даже видите, что виноват старший, то все равно нужно десять раз подумать, прежде чем предъявлять ему обвинения. Сглаживание конфликтов, оправдание ребенка — это лучший способ, чем постоянное его обвинение. Это то, что остается в отношениях и между братьями и сестрами, и между детьми и родителями. Не всегда даже стоит докапываться до истины и искать справедливости, нужно думать, прежде всего, о том, что может сократить количество конфликтов.

— По мере взросления ребенка, у него появляются новые увлечения, и с младшими ему уже не интересно, по отношению к ним могут остаться лишь навязанные родителями обязанности, а может, еще и старые обиды. Как не допустить полного разрыва? Как сохранить единство и взаимную привязанность старших и младших детей в те периоды, когда их интересы совершенно расходятся?

— Все семьи разные, и если разница в возрасте большая, то отрыв действительно может возникнуть, потому что это уже разные поколения. И родителям нужно предпринимать специальные усилия, чтобы объединять их. Не перегружать старшего обязанностями и не делать из него няньку, позволять ему иметь свою жизнь и интересоваться ей, участвовать в его жизни, а не погружаться только в малышей. Но при этом иногда стоит просить об участии, но не обязывая, мягко подключать к какой-то деятельности. Например, можно попросить помочь отобрать лучшие фотографии малыша, или придумать вместе, как устроить ему праздник… Что-то, что ребенку может быть творчески интересно.

Мне кажется, что если между подростком и родителями все в порядке, если нет принуждения в «няньчении», то эти подростки, нагруженные школой и долго отсутствующие дома, они могут даже тянуться к малышам. Малыши — очень теплые существа, и если это не несчастный, отверженный подросток, то он сам бежит, чтобы погреться в этом малышовом тепле. Важно, чтобы он не был перегружен и чтобы был относительно хороший контакт с родителями.

Обычно отторжение младших коренится в отношении старших с родителями. Если старшего шпынять, давать ему только отрицательную энергию, ругать за его неуспехи, не уделять ему времени, потому что есть малыши, то конечно, будет обратный эффект в виде отторжения. Старшему не мешает то, что мама держит на руках ребенка, если мама при этом готова разговаривать с ним про фильм или про поездку. Я не вижу причин, чтобы не построились эти отношения.

— Любую проблему проще предотвратить, чем разрешить, когда она уже возникла. Конечно, совсем избежать ошибок невозможно, но есть, вероятно, ключевые моменты воспитания, на которые стоит обратить внимание родителям, чтобы избежать последующих серьезных трудностей?

— Существуют некоторые узловые моменты, критические периоды, в которые определяется, как это дерево будет расти дальше. Первое — это, конечно, рождение младшего ребенка, и старшего нужно постараться подготовить к этому заранее и не сделать его «пупом земли».

Следующий момент — это кризис, когда старший видит, что младший начинает осваивать его территорию в доме. Сначала он пополз, потом пошел, потом заговорил… И это освоение разных ниш младшим требует особого внимания, тут нужно обозначить какую-то территорию старшего ребенка, физическую, моральную, потому что если старший потерял свое пространство в доме или занятие по возрасту (например, младший начал здесь ползать, поэтому ты здесь уже не можешь играть), это будет негативом для него. Важно определить территорию и следить, чтобы поползший малыш не съел пластилиновый замок старшего, чтобы пошедший малыш не разорвал его тетрадки, чтобы когда он заговорит, не начал обзываться…

К двум годам мы можем говорить о том, что дети переходят в одну и ту же категорию. Если до этого были «младенец» и «ребенок», то теперь — два ребенка. Тут нужно думать о том, как выстраивать отношения уже исходя из того, что маленький больше не младенец, что с него тоже какой-то спрос. И тут маме очень сложно изменить свое потворствующее отношение к младенцу на более требовательное. И в этом случае искривление характера младшего ребенка может привести к обострению его отношений со старшим.

А дальше — каждое следующее возрастное достижение младшего ребенка будет вызывать определенный дискомфорт у старшего. Если раньше, например, ему одному принадлежала роль ребенка, ходящего на занятия, то, как только младший начинает ходить в бассейн или в садик, старший теряет свою единственность и начинает тревожиться, и тут его надо как-то успокоить, дав ему возможность увидеть другие свои привилегии. Также важно не пытаться делать из детей близнецов, не делать все одинаковым — одежду, занятия, одни и те же гости в день рождения. То есть важно помогать им находить не только свое сходство, но и свои отличия. Это их сближает.

Читайте также:

Кризисы детского развития: как пережить и что делать?

Капризы детей – что делать?

Семья растет, конфликтов больше

www.pravmir.ru

старшие и младшие дети в семье

Находясь в разных возрастных периодах, дети по-разному познают мир. В младенчестве – это один способ, в школьном возрасте – совсем другой. Родителям, воспитывающим, например, дошкольника и подростка, предстоит постоянно переключаться с одного способа коммуникации на другой, опираться на разные модели общения. Если трехлетка познает мир посредством предметной деятельности, то подросток уже вовсю старается отделиться от родителей и погрузиться в мир чувств и коммуникации со сверстниками.

Плюсы большой разницы в возрасте детей – это помощь в уходе за малышом. Старший ребенок уже в состоянии помогать родителям, и если в семье царит атмосфера любви и заботы, то новоиспеченному брату или сестре ухаживать за малышом будет только в удовольствие. В подростковом возрасте старшие дети часто испытывают к малышам похожие на родительские чувства. Но важно помнить, что уход остается обязанностью родителей, а не старшего брата, и перекладывать ответственность на ребенка, объясняя это старшинством – серьезная ошибка.

Личное пространство

Серьезный вопрос, который предстоит решить родителям – право обоих детей на обособление. Если дети будут жить в одной комнате, важно сделать зонирование, определяющее границы пространства каждого ребенка. Обоих детей нужно учить уважать чужие вещи и личные границы каждого члена семьи.

При возникновении конфликтов между детьми важно не использовать возраст как причину для уступки. Например, «Уступи ему, ты же старший!» — не лучшая аргументация в споре за пользование компьютером. В семье должна быть своя система договоренностей, при которой каждый член семьи имеет право на выражение своих чувств, желаний, а главное, нежеланий. Старший не всегда хочет уступать младшему и ухаживать за ним, и он имеет на это право. Важно уметь договариваться.

Иногда происходит и обратная ситуация. «Ишь чего захотел, ты еще маленький!» — часто родители не уважают желания младшего ребенка, считая его недостаточно взрослым. Такое обесценивание и неуважение, конечно, негативно скажется на дальнейшем развитии младшего ребенка, а также на формировании отношений между братьями/сестрами, ведь старший ребенок будет расти с осознанием того, что младший пока ничего не хочет в отличие от него, уже взрослого.

Какой бы ни была разница в возрасте, проблемы все равно возникать будут. Для того, чтобы их своевременно решать, нужно уметь договариваться, правильно строить личные границы, а также, конечно, любить как своих детей, так и своего партнера, ведь в кризисных ситуациях всегда важно помнить, что семья строится на принципах любви, заботы и нежности.

Екатерина Головина

Фото с сайта ranak.me

Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

налаживаем отношения – Семья и дети – Домашний

Старшие и младшие. Налаживаем отношенияХорошо, когда старший ребенок изначально с радостью воспринимает идею о появлении братика или сестрички, но даже в этом случае существуют подводные камни.

Теория и практика

Это для вас ребенок второй, вы уже знаете, что такое младенец в доме, а для старшего ребенка – появление в доме еще одного члена семьи необычное новшество. И даже если он ждет с нетерпением и заверяет, что очень хочет братика или сестричку, с появлением реального малыша все может измениться, ибо одно дело теория и совсем другое – практика.

Будьте готовы к тому, что старший может испытать разочарование, узнав, что малыш все время спит/ пачкает пеленки/ постоянно кричит и т.п. Конечно, чтобы свести разочарование к минимуму, стоит объяснить заранее первенцу, что маленький ребенок – это не игрушка. Можно добавить, что все новорожденные по сути ведут себя одинаково – и он таким был, и даже мама с папой. Главное, не терять терпения и не срываться на старшем за то, что он вот так сразу безоговорочно не принял младенца.

Режим дня

В первое время новорожденный много спит. Если старший ребенок тоже еще маленький человечек, то вполне возможно, что и у него есть тихий час, и в какой-то период детский сон не совпадает по времени. Один спит, другой бодрствует, потом наоборот. До года малыши и едят чаще, чем детсадовский ребенок или школьник. Как же совместить режимы?

Конечно, старшему придется объяснить, что нельзя шуметь, пока маленький спит. Это не значит ходить на цыпочках, нет, у вас уже большая семья, и не стоит приучать младшенького к тому, чего у него никогда не будет, например, к идеальной тишине. Так или иначе его всегда будут окружать какие-то звуки, но вот включать музыку на полную громкость или петь караоке действительно не стоит.

Помните, что пока ребенок маленький, его дневной сон может проходить на улице, поэтому одеваем старшего, укладываем младшего в коляску и вперед – дышать свежим воздухом! Одинаково полезно для всех троих.

Когда придет время ложиться спать старшему, если маленький не спит, придется сложнее. Первенец уже привык к определенному режиму и обстановке, и плачущий младенец в соседней комнате не может сказаться благоприятно на его сне. Помогите ребенку приспособиться к изменениям в его жизни. Не ругайте, если они ему даются с трудом. Постарайтесь объяснить, что братик/сестра – еще маленький и ничего не понимает, но когда он чуть-чуть подрастет, вы вдвоем ему объясните, что шуметь нельзя, когда другие спят. Главное, чтобы потом не получилось, что один вечно маленький и не понимает, а второй теперь уже большой и должен все понять.

«Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок»

Будет лучше, если вы сразу разграничите игрушки и личные вещи старшего и младшего. При разнице в возрасте в 3-4 года это не так сложно, поскольку старшему уже вряд ли интересны соски, памперсы и погремушки, и он не станет посягать на добро младенца. Не забывайте, что то же самое должно быть верно и для него самого. У старшего есть свои игрушки и книжки, на который младший не должен посягать.

Идеальным вариантом будет, если дети научатся меняться и делиться своими куклами и машинками, вам придется учить этому обоих. Самое главное помнить – ни один из них не обязан отдавать свою игрушку другому. Ни потому, что он старше, ни потому что он мальчик, ни по какой-либо еще причине, которую стараются придумать родители, чтобы поскорее разрешить спорную ситуацию. Дать любую вещь хозяин может, только если сам этого хочет. Задача родителя – пробудить в ребенке желание хотеть делиться игрушками. Объясните, как это здорово, когда можно играть вместе, ведь тогда игрушек становится почти вдвое больше в общем пользовании.

Помощь и ревность

Чтобы старший не чувствовал себя ущемленным в правах и обделенным вниманием, просите его помочь вам с маленьким. Это могут быть какие-то совсем несложные поручения – подать игрушку, принести соску и т.п. Всегда благодарите и подчеркивайте, как вам повезло, что у вас есть такой помощник. Не забывайте только, что это должна быть просьба о помощи, а не эксплуатация ребенка. «Ты не пойдешь гулять, ты будешь сидеть с братом, потому что мне надо сделать…» – таким подходом вы рискуете вызвать ненависть старшего к появившемуся малышу, ведь теперь из-за него он должен отказаться от своих радостей. Последствия могут быть весьма печальны.

Чтобы между детьми не было ревности, старайтесь уделять им одинаковое количество времени, причем речь идет не только о днях и минутах, но и о качестве проведенного вместе досуга. Вдвоем со старшим занимайтесь младшим, и наоборот, вдвоем с младшим помогайте старшему. С маленьким можно ходить на утренники первенца, болеть на соревнованиях, если он посещает какую-либо спортивную секцию, помогать ему в творческих домашних заданиях (лепить, клеить, вырезать).

Воспитывать двоих детей непросто, но в то же время не так уж и сложно. Помните, что оба ребенка должны получать одинаковое количество вашего внимания и любви, вы должны быть к ним одинаково беспристрастны при решении конфликтных ситуаций. Вместе с тем не забывайте, что каждый человек уникален и не сравнивайте детей в пользу кого-то одного. Лучше вообще не сравнивать. Ваша задача по максимуму блюсти равноправие и свободу каждого, тогда у детей будет больше шансов подружиться, а не бороться между собой за что-то. Пусть лучше объединяются против общего врага, скажем, игрушечного солдата.

domashniy.ru

Старшие и младшие: кому больше повезло

Существуют определенные поведенческие модели, связанные с тем, старшим или младшим родился человек. Но кому же повезло больше – Баху или Ньютону?

Разумеется, любящие папа и мама понимают, что в каждом своем ребенке нужно видеть, прежде всего, уникальную личность, находить силы для развития именно его индивидуальных способностей, вне зависимости от того, чем занимаются другие дети. И главное – находить время для общения с каждым ребенком отдельно от других, чтобы установить контакт и близкие взаимоотношения. Но все же любому родителю интересно узнать о наиболее уязвимых сторонах семейной иерархии, чтобы обратить большее внимание на одних детей и поддержать других.

Первый блин комом

Если выбирать между положением старшего и младшего в семье, мне кажется, последнему гораздо проще. Потому что если следом за старшим рождается брат-сестра, на первенца не хватает времени и сил, а если, наоборот, он остается несколько лет в одиночестве, то ему уделяют слишком много внимания. Папа и мама, бабушки и дедушки – все кидаются ВОСПИТЫВАТЬ единственного, старшего. Но зато именно его любят «один на один». Он ни с кем не делит ни родителей, ни вообще всех родственников. К нему испытывают какое-то особое чувство – когда рождается первенец, все остальные дела по сравнению с его появлением становятся мелкими и третьестепенными.

Говорят, что «первый ребенок – последняя кукла». Но чаще на ум приходит все же другая поговорка – о «первом блине комом»: не так одевают-пеленают, не так кормят-поят, не так укладывают спать. С другой стороны, именно с первым ребенком мамы и даже папы внимательно читают умные книжки, спрашивают совета у более опытных родителей, именно первого водят к врачам, делают массаж и показывают специалистам. С ним ежедневно гуляют в парке и ходят в группы раннего развития. Иногда, правда, до такой степени, что когда приходит время записываться в школу, он сообщает, что уже устал учиться.

Говорят, что детство первого заканчивается тогда, когда рождается следующий. Мама родила братца и теперь думает, что старший должен ей помочь – «принеси памперс, подай соску, выброси-сходи-поиграй-погуляй-купи…» Дальше больше. Со мной в палате лежала мамочка, которая попросила старшего двадцатилетнего сына забрать ее из роддома – мол, папа занят на работе, а ты заезжай, забери. Все родители ждут от старшего ребенка помощи и поддержки. И в этом нет ничего плохого. Ребенок растет ответственным, он помогает родителям. Недаром по статистике чаще всего старшие девочки из многодетных семей становятся педагогами или медиками. Организованность, умение наладить контакт, творческое начало – вот чему учит положение старшего.

Дети часто радуются возможности участвовать «во взрослой жизни». В определенном возрасте «помощь родителям» воспринимается с большим удовольствием, но всем родителям следует помнить, что отнести в помойку грязные подгузники с острым чувством новизны можно раз или два, такая помощь довольно быстро приедается, а чувство, что мама теперь уже «не его», растет с каждым днем. С появлением маленького «конкурента» старший начинает буквально «душить» вопросами: а ты меня любишь, а кого больше, а почему ты его поцеловала три раза, а меня? Вновь вспыхивает страсть к соске и бутылке. Чувство ревности и во взрослом состоянии, особенно если число детей в семье не превысило двух, бывает тяжело подавить. Даже если разница между детьми приличная, то родители все равно вынуждены отвечать на вопросы подросших старших: «а почему ты к нему на елку идешь, а ко мне не ходила», «а почему ему устраиваются Дни Рождения, а мне нет». Знакомый мальчик 14 лет всегда обижается, если ему не покупают «чупа-чупс», как его трехлетнему братцу.

Ученые-революционеры-крестоносцы

Мальчикам как-то вообще не везет. Их сразу спешат представить всем окружающим «наследниками», возникает лишь один вопрос: чего? В старой доброй Англии была хорошая поговорка: «История этой страны написана младшими сыновьями», потому что именно старшим доставался титул, деньги, власть, а младшим приходилось крутиться и самим устраиваться в жизни. Именно они отправлялись в крестовые походы, осваивали новые земли и завоевывали чужеземные страны.

В центре Риги до сих пор есть Дом Черноголовых, украшенный рельефом католического святого Маврикия, который был чернокожим мавром, младшим сыном в своей семье. Этого святого избрало своим покровителем Братство Черноголовых – младших сыновей знатных семейств, которые во времена майората своими деловыми начинаниями обеспечили процветание Ганзы – союза балтийских торговых городов. Но майорат давно в прошлом – неделимость наследства осталась в средних веках. Сейчас, говоря о наследнике, люди имеют в виду другое. Скажем, поступает в школу первый ребенок, и на него смотрят как на представителя семьи – как он будет вести себя, учиться, и соответственно, чего ждать от его младших братьев и сестер. По старшему судят об остальных детях и о семье в целом.

Существует интересная теория: старшие дети, которым подсознательно родители делегируют часть своих полномочий («Приглядывай за братом», «Зайди к сестре в класс, посмотри, нет ли там ее учебника», «Забери из школы, покорми обедом» и т.д.), становятся хранителями традиционных родительских ценностей. Младшие же, наоборот, новаторы и революционеры, им принадлежат открытия в науке и искусстве – вспомним Иоганна Себастьяна Баха и Дмитрия Менделеева. Эта теория была бы красивой и стройной, если Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн не были старшими сыновьями в семьях, и таких примеров – множество.

Младшие дети часто инфантильнее старших – от них уже не так много требуют, возможно потому, что у родителей уже не так много сил, младшим больше прощают. Даже во взрослой жизни они как будто ждут, что их проблемы кто-то решит. Старшие же часто рассчитывают лишь на себя и более объективно оценивают реальность. С другой стороны, младшие дети с раннего детства знают, что старший брат или сестра – физически сильнее их, поэтому им проще научиться договариваться, чем добиваться своего силой. Позднее, став взрослыми, «младшенькие» часто проявляют хорошие коммуникативные навыки – умение договориться, уступить, пойти на компромисс.

Впрочем, далеко не все споры между старшими и младшими – будь они одного пола или разных – удается решать при помощи слов. Драка между братьями-сестрами – явление достаточно распространенное. Причем выяснить, кто виноват в произошедшем чаще всего невозможно: младший начал, но старший его спровоцировал, а сделал это потому что младший что-то испортил или взял без спросу, но в свою очередь, он так поступил, потому что… Бесконечный клубок, который родитель разматывает до тех пор, пока не возникает следующий конфликт между детьми. И все повторяется сызнова. Проще просто развести драчунов по разным помещениям, не выясняя, кто из них был первым именно в этой ссоре. Посидев минут пять-десять в одиночестве, малыши обычно находят нужные слова для выяснения отношений.

Самые несчастные

Если взвешивать на воображаемых весах, кому же больше повезло или не повезло – старшим или младшим – думаю, весы остановятся ровно посередине. Свои сложности есть в положении каждого. Но именно поэтому часто самыми уязвимыми среди братьев и сестер становятся средние дети – у них есть минусы положения старших и младших, но при этом нет их плюсов. Ведь средний ребенок никогда не был у родителей единственным, но при этом бонусы младшего также прошли мимо него. Родители часто делают ставку на образование старших детей, на их успешную социализацию, младших и папа, и мама, и бабушки с дедушками часто балуют и жалеют. Но средний остается где-то в стороне.

Пытаясь примерять на себя роль то старшего, то младшего, он в каждой из этих ролей не может до конца реализоваться. Если у него проявляются лидерские качества, более старшие подсознательно подавляют их, если ему хочется побаловаться, как младшему, родители говорят: «Ну что ты ведешь себя как маленький, ты же старший брат, должен показывать пример». Считается, что он может вырасти самокритичным и тревожным, так как ему сложно найти свою индивидуальную роль в семейной иерархии, ему кажется, что жизнь несправедлива, но он вынужден с этим свыкнуться. Альфред Адлер, автор теории комплекса неполноценности, писал о том, что средний ребенок находится под постоянным давлением с обеих сторон – «борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший». Специалисты-психологи считают, что средние дети часто стремятся привлечь внимание родителей не очень хорошим поведением, этим они хотят обратить внимание на себя. Также, те, кто недополучает маминой заботы, могут чаще болеть, чем их братья и сестры. Подсознательно они знают, что, заболев, они получат то, чего в обычной каждодневной жизни лишены.

Но все же в положении средних тоже есть свои плюсы – тот, кто постоянно находится между старшими и младшими, умеет общаться и с теми, и с другими. В итоге навыки коммуникации с людьми – сильная сторона среднего ребенка в семье.

Психологи также обращают внимание не только на порядковый номер ребенка в семье, но и на отношение полов среди детей – младший брат сестер, старший брат братьев. Таких моделей поведения достаточно много, и часто описываемые признаки и качества тех или иных членов семьи соответствуют тому, с чем ты действительно сталкиваешься в жизни. Но все же набор жизненных обстоятельств (родился вторым после старшего брата и имеет трех младших сестер) не исчерпывает человека. Думаю, любому родителю интересно узнать о наиболее уязвимых сторонах семейной иерархии, чтобы обратить внимание на одних, поддержать других и т.д. Но, с другой стороны, любящие папа и мама понимают, что в каждом своем ребенке нужно видеть, прежде всего, уникальную личность, находить силы для развития именно его индивидуальных способностей, вне зависимости от того, чем занимается старший сын или дочь. И главное – находить время для общения с каждым ребенком отдельно от других, чтобы установить контакт и близкие взаимоотношения, которые помогут ему в будущем преодолеть стереотипы и выйти за пределы определенной социальной модели.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко — многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

www.miloserdie.ru

Если в доме младший брат… Поговорим о мальчиках, у которых есть старшие братья и сестры | Материнство

Младший ребенок в семье нередко оказывается любимцем, как взрослых, так и старших детей. Его балуют, тискают, приносят подарки. Ему практически всегда есть к кому обратиться за помощью или пожаловаться, есть, у кого спросить совета, с кого взять пример, с кем поиграть и поговорить. При этом и спрос с него меньше, ведь за ним навсегда закрепляется статус «маленького», «младшенького». Младший брат объект не только любви, но ревности и зависти старших. Все это отражено и в народном творчестве.

Вспомните сказки. Несмотря на то, что младший брат «дурак» и ему достается самая незначительная и несерьезная часть отцовского наследства, например кот в известной сказке Шарля Перро, он оказывается успешнее и достигает большего, чем старшие. А старшие нередко пытаются устранить конкурента, отправив его за тридевят земель, усыпив или убив его.

Согласно фольклору, младший брат — разгильдяй и везунчик, который оставляет с носом всех недоброжелателей и получает все самое лучшее. А в каждой сказке, как известно, есть доля сказки. Что же говорят о психологических чертах ребенка, который по воле судьбы оказался младшим братом в семье?

Это описание – не 100% характеристика человека, не обязательно люди будут полностью соответствовать всем приведенным характеристикам. Но согласно исследованиям психологов обычно люди имеют черты характера, формирующиеся в связи с их «семейным положением».

Младший брат: психологический портрет


Так как с ним всегда ранее находился старший, который заботился о нем и принимал решения, он может иметь проблемы с самодисциплиной, с умением принять самостоятельное независимое решение. Стереотип поведения сложившийся в детстве, младший брат, возможно, перенесет и во взрослую жизнь. Он в большей степени склонен к уходу от ответственности, старается переложить тяжесть принятия решения на коллег или супруга. Требуют от него меньше и частенько он меньшего и достигает.

Ему никогда не приходилось делить родительское внимание с новорожденным младенцем, ему уделяется много внимания, заботы, все остальные члены семьи чувствуют ответственность за него. Он ощущает особое расположение родителей, но при этом ему необходимо поддерживать нормальные отношения со старшими детьми в семье. Младший брат занимает особенное положение, и может вырасти хитрым, эгоистичным, самовлюбленным и честолюбивым. Младшие дети могут манипулировать остальными членами семьи, капризами, слезами или обаянием достигая желаемого.

Чаще всего младший брат в семье не является лидером, он ведомый и будет следовать за авторитетными для него людьми. Он легко сходится с людьми, легок в общении, популярен среди друзей, легко берется за что-то новое и в меньшей степени держится за традиции семьи. Приключения – это для него.

Младшим детям свойственны и крайности, они могут стать бунтарями, начать отвергать любые авторитеты и устоявшиеся порядки, пускаться во всевозможные авантюры и приключения, отказываться от любой помощи и поддержки. Про таких говорят « как с цепи сорвался» и в какой-то степени так оно и есть. Это связывают со стремлением любым способом разрушить устои, традиции, привычки семьи, которое возникает вследствие усталости от постоянной опеки и контроля. Впрочем, даже в своем бунте, младший брат скорее будет не организатором беспорядков и лидером неформальной группы, а ведомым.

Младший брат имеет меньше забот и обязанностей, ему прощаются многие вещи, непростительные старшим, он ожидает от жизни только приятных сюрпризов, поэтому вырастает неисправимым оптимистом и жизнелюбом.

Он вряд ли будет успешным начальником, зато может быть артистом, певцом, яркой творческой личностью, впрочем, если ему придется стать начальником, то он будет пользоваться любовью подчиненных. Известные младшие дети: Бернард шоу, Максим Галкин, Джон Траволта. Конечно же, важно и то, является ли мальчик младшим братом сестер или имеет старшего брата.

Младше братьев


Младший брат братьев более непредсказуем, не любит планировать дела, живет сиюминутными импульсами и желаниями. Общителен, но с трудом находит общий язык с женщинами. Не бережлив, потому что получает вещи легко и часто. Если что-то не получается, ему проще уйти и отказаться от попыток довести начатое до конца. Младший брат в традиционной культуре должен был уходить и сам зарабатывать себе на хлеб, поэтому их было много среди участников крестовых походов, воинов, авантюристов, мошенников. Может увлекаться танцами, спортом, творчеством, чтобы оказаться лучше старшего брата. Младший брат может стать отличным отцом мальчика, он будет играть с ним и разделять его интересы и желания.

Младше сестер


Младший брат сестер провел все детство в женском обществе, избалован опекой и заботой, ему не нужно прилагать усилий, чтобы выделиться и привлечь к себе внимание. Ему сложно работать в тех областях, где требуется самостоятельность при принятии решений, лучше чтобы работа была более четко структурирована и регламентирована. Лучше у него складываются отношения с дочерьми, а лучшей женой будет женщина, умеющая заботится о мужчинах, как старшая сестра.

Зигмунд Фрейд считал порядковый номер ребенка в семье определяющим фактором развития личности. У него есть как сторонники, так и противники. Как минимум широкое обсуждение этого вопроса предлагает теорию, помогающую объяснить различия между характерами членов семьи и скорректировать все негативные моменты.

Отрицать влияние номера рождения на характер сложно, но все же умные и добрые воспитатели, любящие и внимательные родители могут, зная возможные особенности характера, подчеркнуть и развить в ребенке лучшие качества.

materinstvo.ru

Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу

Экология жизни. Дети: Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье.

«У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак»

П.П. Ершов.

Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие.

Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему. Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики.

Есть две группы факторов, которые определяют становление психологических характеристик детей с разным порядковым номером. Во-первых, одни и те же родители склонны по-разному реагировать на появление первого и последующего ребенка и иметь по отношению к ним совершенно различные ожидания. Во-вторых, на формирование различий между детьми сильно влияет их место среди братьев и сестер. Оно во многом и предопределяет характер складывающихся между детьми отношений.

Первые дети — это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, поэтому психологические характеристики детей с номером «один» сильно выделяются. Они зачастую оказываются для них «подопытными кроликами». В отличие от других, эти дети с самого начала получают громадную заботу и внимание со стороны взрослых. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны. 

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чаще получают высшее образование. Они также охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Говоря о психологических характеристиках детей, родившимся позже, необходимо отметить, что им приходится больше стараться, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть поэтому, они более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.

Порядок рождения серьезно влияет на выбор карьеры и партнера по браку.

Тоумен считает, что для стабильного супружества большое значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. 

В связи с этим можно выделить комплиментарный, некомплиментарный и частично комлиментарный браки.

Комплиментарный брак — это ситуация, когда старший ребенок из одной семьи женится или выходит замуж за младшего ребенка из другой семьи.

Некомлиментарный — это брак двух старших или двух младших детей. Частично комлиментарный брак — это супружество среднего и единственного ребенка со старшими или младшими детьми. 

Тоумен полагает, что в комлиментарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют в браке комлиментарные, то есть дополнительные, роли — один заботится, другой принимает заботу, один планирует, другой осуществляет эти планы и т.д. Их связи тем прочнее и продолжительные, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. В некомплиментарных браках двое старших детей могут бороться за власть, а двое младших — перекладывать друг на друга ответственность.

Для брака двух младших детей может наступить особенно трудное время после рождения их собственного ребенка, когда возникнет необходимость в длительном проявлении заботы и распределении обязанностей. При прочих равных условиях в некомлиментарном браке требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно.

Попробуем коротко описать психологические характеристики детей, с разным порядковым номером рождения. Эти описания конечно же не утверждают, что ребенок всегда должен быть именно таким. Это вероятностные описания и они лишь сообщают, что обычно люди бывают именно такими, так как находятся в той или иной характерообразующей ситуации.

Итак, старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни и потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций и часто развивает в себе лидерские качества.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессию отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. Поэтому, довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать чьи-либо ожидания. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Некоторые вариации в психологической характеристике детей с номером один, возникают в связи с его полом и наличием у него только братьев или только сестер. Так, например, старший брат братьев не так легок в общении, как старший брат сестер, и больше предпочитает мужскую компанию, в которой ему нарвится быть лидером. Обычно он становится строгим и консервативным отцом. Старший брат братьев редко бывает с кем-то в близких отношениях. Он не признает этого и не просит об этом, но ему нравится, когда женщины заботятся о нем.

Лучшей парой для него может быть младшая сестра братьев, которая очень любит мужчин. Хуже всего, если он выберет старшую сестру сестер. Между ними могут возникнуть сексуальные конфликты и столкновения из-за старшинства. Так как каждый из них не имел опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье, они могут плохо понимать потребности друг друга. Наиболее реализованным он чувствует себя, занимая ответственный и важный пост, будучи политическим деятелем, законодателем, президентом компании, летчиком-испытателем или профессиональным военным. 

Старший брат сестер очень предупредителен с женщинами и неизменно внимателен к ним. Он легче, чем старший брат братьев, приспосабливается к некомлиментарному браку. Обычно жена для него оказывается более важной, чем дети, хотя он хороший отец — внимательный и не слишком строгий. Чем больше у него сестер, тем сложнее ему завязывать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни. Обычно он бывает хорошим работником, особенно, если его окружают женщины: в театре, церкви, педиатрии, гинекологии, рекламе или общественных отношениях. Он любит быть лидером, но не авторитарен, легок в обращении, стремится, чтобы работа была выполнена, но не в ущерб отношениям.

Старшая сестра сестер обычно бывает яркой, независимой и сильной личностью. Она склонна быть хорошо организованной, доминирующей и с трудом принимает советы или помощь от других. Обычно она старается угодить своим родителям хорошим поведением и аккуратностью. Чем больше у нее сестер, тем меньше шансы на удачный брак или даже на брак, как таковой.

Ее лучшим партнером будет младший брат сестер, который привык к присутствию в своей жизни сильных женщин.

Она может заботиться о нем, не встречая с его стороны серьезных возражений. Единственный сын может оказаться для нее иногда хорошей парой, так как не привык к общению на равных и принимает ее в роли матери. Когда у старшей сестры сестер появляются дети, она часто теряет интерес к мужу. Ее ближайшими подругами бывают обычно младшие и средние сестры. Так как старшие сестры обычно имеют много схожего, то они хорошо понимают друг друга и прекрасно ладят до тех пор, пока не займутся каким-нибудь общим делом, где у них обязательно возникнет силовая борьба.

Старшая сестра братьев гораздо больше, чем старшая сестра сестер ориентирована на взаимоотношения с мужчинами. Если у нее было много братьев, то ей бывает непросто остановиться на одном мужчине. Даже выйдя замуж, она предпочитает иметь много друзей мужчин и устанавливать над ними опекунство.

Она может с радостью бросить собственную работу, чтобы позаботиться о муже: она ставит ему жизненные цели, она ведет хозяйство и заботится о его детях. Старшая сестра братьев обычно хочет иметь детей. Они становятся для нее второй после мужа «любимой игрушкой», а если это мальчики, то иногда даже первой. На работе старшая сестра братьев может прекрасно действовать как посредник при разрешении конфликтов и оказывать тонкое влияние на своего шефа -мужчину.

Если она занимает руководящее положение, она обычно выполняет свои обязанности с большим вниманием и тактом, распределяя работу между сотрудниками так, чтобы высвободить себе личное время. 

Для младшего ребенка гораздо больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. Как писал один основателей психоанализа Альфред Адлер: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком…Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи». 

У младшего ребенка могут возникнуть проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Так как он привык быть в семье самым маленьким, то он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает обходные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку старшего ребенка, бороться впоследствии против его контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.

Больше других младших детей, роль бунтаря склонен играть младший брат братьев. Многие знаменитые авантюристы и бандиты были младшими сыновьями. Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставались старшему сыну, а младшие уходили искать приключений в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим ребенком в семье.

Младший брат братьев очень общителен, но обычно резок с женщинами, которых слегка побаивается. Старшая сестра братьев или средняя сестра, имеющая младшего брата является для него лучшей парой. Труднее всего ему ужиться с младшей сестрой сестер. Ни один из них не привык к противоположному полу и не хочет брать на себя ответственность за детей и домашнее хозяйство. Однако, он может стать своим детям хорошим товарищем, особенно, если это мальчики, поскольку ему легко играть с ними на равных.

Друзья для него важнее, чем жена и дети. Он часто бывает непредсказуем: в один момент он может быть в хорошем настроении, а в следующий — придти в ярость. Обычно он не строит долгосрочных планов, живя под влиянием момента и своих мгновенных желаний. Поскольку он не может соперничать в интеллекте со старшими братьями до достижения зрелого возраста, он часто обращается к физической активности, такой как спорт или танцы, или же к творчеству — живописи, театру. Он лучше работает, соревнуясь с другими или имея руководителя, внимательного к его потребностям.

Младший брат сестер часто находится в привилегированном положении и всю жизнь находится под опекой женщин. Исследования показывают, что многие родители хотели бы иметь хотя бы одного мальчика и будут продолжать попытки, пока он не появится. Поэтому, зачастую он единственный ребенок мужского пола, желанный для родителей. Благодаря своей особой позиции ему обычно не надо много трудиться, чтобы выделиться. Он лучше работает в тех областях, где работа строго регламентирована и не требует самостоятельности. Чем больше у него сестер, тем ему труднее выбрать единственную спутницу жизни.

Лучшей парой будет для него старшая сестра братьев, которая умеет заботиться о мужчинах и мечтает стать женой великого человека, независимо от того, сделал ли он что-нибудь великое или нет. Детям он часто навязывает свое мнение. Намного легче младший брат сестер строит отношения с дочерьми, чем с сыновьями, так как воспринимает их как соперников. Иногда он вообще предпочитает не иметь детей, особенно если находится в браке с другим младшем ребенком. 

Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, легкомысленной, веселой и любящей приключения, независимо от возраста. Она может быть капризной, неорганизованной и временами даже взбалмошной. Она любит соревноваться с мужчинами, но обычно флиртует и играет исключительно женскую роль. Часто она пытается превзойти старших сестер в привлекательности и в том, кто раньше выйдет замуж. Однако, она не склонна сильно обременять себя заботой о детях, ожидая от них самих помощи. У нее легкий стиль общения с детьми, который им очень нравится.

Ее лучшими подругами часто бывают старшие сестры сестер. Несмотря на то, что она упорно стремится быть привлекательной для мужчин, младшая сестра сестер устанавливает с женщинами более близкие взаимоотношения. Иногда она может быть творческой личностью, но слишком неустойчива и непредсказуема. Гораздо лучше ей удается направить свои способности, если есть более опытный человек, который может ей помочь. Она может быть хорошим исполнителем, если занимается автоматической работой, требующей, однако, высокого качества, например, занимая должность секретаря или диктора телевиденья.

Младшая сестра братьев, так же как и младший брат сестер часто занимает привилегированное положение в своей родительской семье, что отличает психологиечкую характеристику детей этого типа. Она является оптимистичной, привлекательной и увлекающейся женщиной. Обычно она удачно выходит замуж и воспринимает мужа, как некий ценный приз. Иногда она бывает слишком покорной, хотя также может быть эгоистичной.

Младшая сестра братьев чувствует себя среди мужчин в полной безопасности и оказывается хорошей супругой. Иногда она конкурирует с мужчинами и вызывает у них раздражение, но всегда может смягчить ситуацию юмором и ласковой улыбкой. Она может иметь детей лишь для того, чтобы угодить своему мужу, но обычно становится хорошей матерью. Настолько хорошей, что сыновья оказываются чересчур привязанными к ней. Подруги не играют важной роли в ее жизни, и женщины часто относятся к ней как к сопернице. Она редко бывает увлечена карьерой. Когда она работает, ей лучше всего быть под руководством старшего мужчины. 

Единственный ребенок оказывается одновременно и самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста.

Более, чем какой либо другой, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер.

Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил, стремясь к лидерским позициям. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей своей жизни и испытывают большие трудности в обретении независимости.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого. Кроме того, он достаточно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве. Так как у единственного ребенка меньше опыта разрешения конфликтов с другими детьми, то, занимая руководящую должность, он склонен быть авторитарным. Единственный ребенок плохо приспособлен к равным взаимоотношениям. В своей семье они часто ощущают себя маленьким принцем или принцессой. Наиболее статистически неблагоприятный прогноз в браке двух единственных детей. Каждый из них не привык к противоположному полу и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя. Они часто склонны перекладывать на партнера по браку заботу о детях. 

Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем выраженнее типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою «экологическую нишу» в семейной системе. Если разница в возрасте более пяти-шести лет, то каждый из детей по своим характеристикам будет приближаться к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, старшая сестра брата, которая на восемь лет старше его, будет скорее единственной дочерью, каковой она и была на протяжении восьми лет, но в ее поведении будут заметны и черты старшей сестры братьев.

Средний ребенок может демонстрировать психологические характеристики детей как младшего, так и старшего или их комбинации. Если семья многодетная, то черты средних детей во многом зависят от того, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Однако, часто средний ребенок, если он только не является единственным мальчиком или единственной девочкой в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Если все дети одного пола, то средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он получит меньше всего внимания и будет наиболее тревожным и самокритичным. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности и сам будучи вторым сыном в большой семье, писал: «Средний ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший.»


Большое значение также имеют установки родителей относительно пола ребенка. В большинстве культур оказывают предпочтение сыновьям. Старшая сестра в семье может нести ответственность за воспитание младших детей и принимать на себя родительские функции, в то время как следующий за ней брат будет получать славу и высокие родительские ожидания.

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также будут иметь значения и проявляться в зависимости о того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или брата, будут действовать как младшие дети. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то роли старшего и младшего могут быть поделены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект, по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения. Возможно, что это связано с тем, что они функционируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрослых и сверстников. Братья, сестры или одноклассники очень мало способны влиять на них. Все близнецы необычайно близки друг к другу и часто действуют как один человек, совершая похожие жизненные выборы. Во взрослой жизни они испытывают трудности в разделении и обретении собственной идентичности, особенно если они одного пола.

Приведем несколько примеров известных людей для иллюстрации представленных здесь характерологических стереотипов порядка рождения.

Очевидно, что напористые Борис Ельцин и Раиса Горбачева — в своих семьях старшие дети. А вот мастер политических компромиссов Михаил Горбачев — средний ребенок.

Неустанно трудящийся над выстраиванием вертикали власти Владимир Путин — единственный сын. Ну, а Максим Галкин, пародирующий их всех с замечательным юмором, естественно — младший ребенок.

Бывают ли исключения из правил, когда характер ребенка не соответствует типичному стереотипу? Конечно, и таких отклонений немало. Однако, во-первых, многие черты все равно повторяются, несмотря на видоизменение ряда других характеристик. А, во-вторых, за подобными исключениями всегда стоят определенные обстоятельства, понимание которых помогает глубоко осмыслить индивидуальный путь каждой конкретной семьи.

Например, в одной московской семье было двое сыновей: 8 и 4 лет. В этот момент родители развелись и очень скоро у мамы родился в новом браке еще один ребенок. Старший сын не принял отчима, стал плохо учиться, ухудшилось поведение. Он не закончил школу, пошел в армию, где совершил правонарушение и попал в дисбат. Проблемы продолжились и после армии. Постоянные конфликты с милицией приходилось решать его среднему брату, который взял на себя роль ответственного старшего ребенка в семье. В настоящий момент средний сын — глава семейного бизнеса.Он материально поддерживает родителей и на его деньги получает образование младший сын от второго брака матери.

В этой семье, в силу определенных семейных событий, типичные роли старшего и среднего ребенка претерпели существенные изменения. Очевидно, однако, что правила для того и нужны, чтобы лучше понимать исключения. опубликовано econet.ru 


Автор: Черников Александр, из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *