Стыд понятие – Значение слова СТЫД. Что такое СТЫД?

Содержание

Стыд — Википедия. Что такое Стыд

Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины[1].

По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной[2]. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно[3].

Определения

Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля

[4].

Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение… должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида»

[5].

С точки зрения биологии и психологии

К. Э. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании[6]:

Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.

Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека[7]. Далее Дарвин ясно поставил вопросы:

  • о происхождении чувства стыда;
  • о его постепенном развитии[8].

Интерес представляет не столько само решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретённых привычек?

Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты[9] и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве; в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства[10][11][12], ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.

Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания. Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто — и симптомом психического расстройства, заболевания.

Если история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка

[13][14][15][16][17].

По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так называемой народной психологии, Völkerpsychologie[18][19][20]. Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике» (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда[21][22].

К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность, относятся работы такой области научного знания, как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идёт о работах, авторами которых явились З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других. В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом

[23], и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.

С точки зрения социологии

Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения

[24][25][26]. К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних людей ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).

С точки зрения этики

Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал[27] на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею

[нейтральность?].

С точки зрения эстетики

Наконец, чувство стыда может быть предметом исследования с эстетической точки зрения. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, то есть можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство стыда. И не только литература, но и другие искусства (например, живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования[28].

См. также

Примечания

  1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. —
    СПб.
    : Питер, 2013. — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
  2. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 37.
  3. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 45.
  4. ↑ Электронная библиотека
  5. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
  6. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
  7. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
  8. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
  9. ↑ работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
  10. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
  11. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
  12. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
  13. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
  14. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
  15. Гай Светоний Транквилл
  16. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
  17. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
  18. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
  19. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
  20. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
  21. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
  22. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
  23. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
  24. Лино Ферриани. «Письма преступников»
  25. Corre. «Les criminels», П., 1889
  26. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
  27. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
  28. ↑ например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853

Литература

  • Стыд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
  • Гергилов Р. Е. Феномен стыда. Социологическая перспектива // Материалы конференции «Пятые Кареевские чтения. История и теория социологии», 18 декабря 2015 года / Отв. ред. А. В. Воронцов, Науч ред. и сост. С. Н. Малявин, СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2016. — С. 188—201.
  • Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — No 4. — С. 1-19.
  • Гергилов Р. Е. Стыд. Философско-антропологическая перспектива. — СПб.: «Свое издательство», 2016. — 245 с. ISBN 978-5-4386-1130-1
  • Гергилов Р. Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ // Человек. — 2016. — № 4. С. 146—154.
  • Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 2. — С. 115—128.
  • Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 5. — С. 183—193.
  • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
  • Дженнифер Джекет. Зачем нам стыд? Человек vs. общество = Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 244 с. — ISBN 978-5-91671-565-1.
  • Мартен, Ж.-П. Книга стыда: стыд в истории литературы. М., Текст, 2009.
  • Cua, Antonio S. The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi // Philosophy East and West 53.— 2003.— C. 147—202.

Ссылки

wiki.sc

стыд — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

стыд

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -стыд- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [stɨt]  мн. ч. [stɨˈdɨ]

Семантические свойства

Значение
  1. смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм либо обнаружением такого нарушения ◆ Она мало разговаривала с мальчиком, странный стыд заставлял её скрывать возникшее в ней материнское чувство. В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В великом стыду Андрей прошептал ей: «Ты должна ненавидеть меня…» А. А. Азольский, «Лопушок», 1998 // «Новый Мир» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В этом стыде есть береженье ее стыдливости. В. Д. Дудинцев, «Белые одежды», 1987 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. позор, бесчестье ◆ Стыд пал на седую голову мою. В. И. Даль (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Стыд и срам
  3. то же, что срам ◆ стыд прикрыть
Синонимы
  1. стыдоба
  2. позор, бесчестье
  3. срам, срамное место, стыдоба
Антонимы
  1. бесстыдство
  2. честь
Гиперонимы
  1. смущение
Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «стыд»
  • существительные: стыд, стыдоба, стыдобища, стыдобушка, стыдобуха, стыдливость, бесстыдство, постыдность, пристыжённость, пристыжение
  • прилагательные: стыдный, стыдливый, бесстыдный, постыдный, застыженный, пристыженный
  • глаголы: стыдить, стыдиться; застыдить, застыдиться; постыдить, постыдиться; пристыдить, пристыдиться; устыдить, устыдиться
  • наречия: стыдно, стыдливо, бесстыдно, постыдно, пристыженно

Этимология

Происходит от праслав. *stydъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. стыдъкъ (αἰσχρός, ἀναιδής; Супр.), русск. стыд, укр. стид, белор. стыд, сербохорв. сти̑д «стыд», сти́дак «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать», чешск. stydět se «стыдиться», stydký «постыдный», словацк. stуdiеť sа, польск. wstyd «стыд». Связано чередованием гласных со сту́да. Знач. «стесняться, стыдиться» и «стынуть» являются родственными. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Пословицы и поговорки

Перевод

смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм, либо обнаружением такого нарушения
  • Аймарскийay: phinq’a
  • Английскийen: shame
  • Арабскийar: الخزي
  • Болгарскийbg: срам
  • Бретонскийbr: mezh
  • Валлийскийcy: cywilydd
  • Датскийda: skam
  • Жемайтскийsgs: sarmata
  • Ивритhe: בושה
  • Идишyi: שאנדע
  • Исландскийis: skömm
  • Испанскийes: vergüenza, pena, ignominia
  • Итальянскийit: vergogna ж.
  • Казахскийkk: ұят, ұялу, бет, инабат
  • Каталанскийca: vergonya
  • Кечуаqu: p’inqa, p’inqakuy
  • Корейскийko: 수치심
  • Литовскийlt: gėda
  • Люксембургскийlb: Schimmt
  • Маратхиmr: लज्जा
  • Немецкийde: Scham ж. =, —
  • Нидерландскийnl: schaamte
  • Польскийpl: wstyd
  • Португальскийpt: vergonha
  • Рипуарскийksh: Schamhaftichkeet
  • Румынскийro: rușine
  • Сицилийскийscn: virgogna
  • Словацкийsk: stud, pocit hanby, hanba, pocit zahanbenia
  • Турецкийtr: utanç
  • Украинскийuk: сором
  • Финскийfi: häpeä
  • Французскийfr: honte
  • Чешскийcs: stud
  • Шведскийsv: skamkänsla
  • Эсперантоиeo: honto
  • Эстонскийet: häbi, häbitunne
  • Японскийja: 羞恥心

Библиография

  • Иорданская Л. Н. Стыд // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 832–834.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Слово СТЫД — Что такое СТЫД?

Слово состоит из 4 букв: первая с, вторая т, третья ы, последняя д,

Слово стыд английскими буквами(транслитом) — styd

Значения слова стыд. Что такое стыд?

Стыд

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

ru.wikipedia.org

Стыд (общеславянск., основа та же, что и в слове «студить». Значение «срам, позор» является переносным и развилось из значения «холод»; англ. shame – cтыд, позор) – 1.

vocabulary.ru

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали.

Головин С. Словарь практического психолога

Стыд (др.рус. – остуда) – эмоциональная форма осознания и переживания своего проступка, греха, вины. Стыд – это подсознательный защитный механизм от страстей и пороков, основанный на совести и естественной нравственности.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

СТЫД — состояние, которое испытывает человек, когда пробуждается совесть, смущение от совершенного поступка. Стыд может проснуться и в том случае, когда самого деяния еще нет, но человек в собственном воображении ясно осознает его последствия.

Евразийская мудрость от А до Я

СТЫД (SHAME) В антропологии проводится различие между культурами вины, в которых социальный контроль осуществляется посредством внутренних санкций, и культурами стыда…

Социологический словарь. — 2008

Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

СТЫД чувственное переживание человеческой личностью своих безнравственных поступков. В отличие от «совести» как чисто внутреннего переживания, «стыд» подразумевает переживание перед лицом общественности.

Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых. — 2009

Стыд — стыд-сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к . Его положительный коррелят — честь, слава, признание и одобрение со стороны .

Карманов А. Психологический словарь

СТЫД — одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. философии и культуры в целом.

Русская философия: Словарь. – М., 1995

Стыд (фильм, 1968)

«СТЫД» (Skammen) Швеция, 1968, 103 мин. Экзистенциальная драма-антиутопия. Этот фильм может показаться неожиданным для тех зрителей, которые знают и любят Ингмара Бергмана как исповедального поэта и в то же время хирурга интимного мира человеческих…

Энциклопедия кино. — 2010

«Стыд» (швед. Skammen; англ. Shame) — чёрно-белый антивоенный художественный фильм, снятый известным шведским режиссёром Ингмаром Бергманом по своему же сценарию. Просмотр этого фильма не рекомендуется детям и подросткам моложе 16 лет.

ru.wikipedia.org

ЧУВСТВО СТЫДА

ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

Долой стыд (общество)

Общество «Долой стыд!» (1924—1925) — движение радикальных нудистов в СССР (существовало главным образом в Москве, хотя имеются сведения об акциях общества в других городах, в частности — в Харькове и Саратове).

ru.wikipedia.org

«ДОЛОЙ СТЫД!», Украина, киностудия им. А.Довженко, 1994, цв., 95 мин. Драма. По мотивам повести Миколы Хвылевого «Сентиментальная история». Времена НЭПа. Из провинциального городка в столицу приезжает девятнадцатилетняя Мария, чтобы быть с теми…

Энциклопедия кино. — 2010

Русский язык

Стыд/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Стыд, -а́.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова стыд

Ведь две голливудские звезды, преодолевая стыд, изобразили небывалые любовные страсти.

Они же, когда ищут заранее ответы на ЕГЭ, вряд ли преодолевают стыд, нет, считают, что это вполне адекватно.

Только потерявший совесть, стыд и разум человек мог накануне Дня Победы рассылать такие «могильные» письма.

Да только партнёры не бросали, стыд им и позор.

Я ещё подумала тогда, мол, да, это стыд и позор.

К тому же герою постоянно мешает его стыд.


  1. стыдобушка
  2. стыдящийся
  3. стыдящий
  4. стыд
  5. стыкать
  6. стыковавшийся
  7. стыковавший

wordhelp.ru

СТЫД — это… Что такое СТЫД?

  • стыд — стыд, а …   Русский орфографический словарь

  • стыд — Стыд …   Словарь синонимов русского языка

  • стыд — стыд/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • стыд — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. С. может быть связан… …   Большая психологическая энциклопедия

  • стыд — Стыдливость, застенчивость, совесть; позор, срам. Ложный стыд. Ср …   Словарь синонимов

  • Стыд —  Стыд  ♦ Honte    Отнюдь не чувство вины, потому что можно испытывать стыд, зная, что ты ни в чем не виноват. Именно такого рода страдание причиняет нам насмешливый чужой взгляд – мы чувствуем себя нелепо и жалко. Иногда для этого бывает… …   Философский словарь Спонвиля

  • СТЫД — СТЫД, стыда, мн. нет, муж. 1. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. «Он проснется с содроганьем, полон страха и стыда.» Пушкин. «Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.» Л.Толстой. «Я… …   Толковый словарь Ушакова

  • стыд — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стыда, чему? стыду, (вижу) что? стыд, чем? стыдом, о чём? о стыде 1. Стыдом называется неприятное чувство, когда человек понимает, что совершил плохой или неправильный поступок. Испытывать стыд. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СТЫД — страх перед ожидаемым бесчестием. Платон Стыд это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь. Карл Маркс Стыд определяет сознание. Станислав Ежи Лец Честный всегда найдет еще более честного, который его пристыдит. «Пшекруй» Чем больше у… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СТЫД — СТЫД, а, муж. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Испытывать с. Гореть (сгорать) от стыда (испытывать сильный стыд; разг.). Ни стыда, ни совести нет у кого н. (совершенно бессовестен; разг.). К стыду своему …   Толковый словарь Ожегова

  • СТЫД — «СТЫД» (Skammen) Швеция, 1968, 103 мин. Экзистенциальная драма антиутопия. Этот фильм может показаться неожиданным для тех зрителей, которые знают и любят Ингмара Бергмана как исповедального поэта и в то же время хирурга интимного мира… …   Энциклопедия кино

  • ethics.academic.ru

    Стыд Википедия

    Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

    Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

    Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

    Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины[1].

    По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной[2]. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно[3].

    Определения

    Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля[4].

    Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

    Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение… должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

    Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида»[5].

    С точки зрения биологии и психологии

    К. Э. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании[6]:

    Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.

    Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека[7]. Далее Дарвин ясно поставил вопросы:

    • о происхождении чувства стыда;
    • о его постепенном развитии[8].

    Интерес представляет не столько само решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретённых привычек?

    Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты[9] и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве; в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства[10][11][12], ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.

    Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания. Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто — и симптомом психического расстройства, заболевания.

    Если история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка[13][14][15][16][17].

    По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так называемой народной психологии, Völkerpsychologie[18][19][20]. Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике» (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда[21][22].

    К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность, относятся работы такой области научного знания, как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идёт о работах, авторами которых явились З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других. В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом[23], и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.

    С точки зрения социологии

    Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения[24][25][26]. К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних людей ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).

    С точки зрения этики

    Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал[27] на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею[нейтральность?].

    С точки зрения эстетики

    Наконец, чувство стыда может быть предметом исследования с эстетической точки зрения. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, то есть можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство стыда. И не только литература, но и другие искусства (например, живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования[28].

    См. также

    Примечания

    1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
    2. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 37.
    3. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 45.
    4. ↑ Электронная библиотека
    5. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
    6. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
    7. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
    8. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
    9. ↑ работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
    10. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
    11. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
    12. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
    13. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
    14. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
    15. Гай Светоний Транквилл
    16. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
    17. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
    18. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
    19. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
    20. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
    21. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
    22. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
    23. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
    24. Лино Ферриани. «Письма преступников»
    25. Corre. «Les criminels», П., 1889
    26. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
    27. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
    28. ↑ например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853

    Литература

    • Стыд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
    • Гергилов Р. Е. Феномен стыда. Социологическая перспектива // Материалы конференции «Пятые Кареевские чтения. История и теория социологии», 18 декабря 2015 года / Отв. ред. А. В. Воронцов, Науч ред. и сост. С. Н. Малявин, СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2016. — С. 188—201.
    • Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — No 4. — С. 1-19.
    • Гергилов Р. Е. Стыд. Философско-антропологическая перспектива. — СПб.: «Свое издательство», 2016. — 245 с. ISBN 978-5-4386-1130-1
    • Гергилов Р. Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ // Человек. — 2016. — № 4. С. 146—154.
    • Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 2. — С. 115—128.
    • Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 5. — С. 183—193.
    • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
    • Дженнифер Джекет. Зачем нам стыд? Человек vs. общество = Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 244 с. — ISBN 978-5-91671-565-1.
    • Мартен, Ж.-П. Книга стыда: стыд в истории литературы. М., Текст, 2009.
    • Cua, Antonio S. The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi // Philosophy East and West 53.— 2003.— C. 147—202.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    стыд — Толковый словарь Даля

    Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. стыд — Это общеславянское слово восходит к той же основе, что и студить. Значение «холод, окоченение» перешло в «чувство срама». Этимологический словарь Крылова
    2. стыд — Стыдливость, застенчивость, совесть; позор, срам Ложный стыд ср. !! стыдиться см. также -> потерять чувство стыда, сгореть со стыда Словарь синонимов Абрамова
    3. стыд — СТЫД, стыда, мн. нет, ·муж. 1. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. «Он проснется с содроганьем, полон страха и стыда.» Пушкин. «Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.» Л.Толстой. Толковый словарь Ушакова
    4. стыд — стыд I м. 1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т.п. 2. разг. Позор, бесчестье. 3. разг. То же, что срам I 2. II предик. Об ощущении позора, о чувстве стыда, испытываемом кем-либо. Толковый словарь Ефремовой
    5. стыд — Стыд, стыды, стыда, стыдов, стыду, стыдам, стыд, стыды, стыдом, стыдами, стыде, стыдах Грамматический словарь Зализняка
    6. стыд — СТЫД, а, м. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Испытывать с. Гореть (сгорать) от стыда (испытывать сильный стыд; разг.). Ни стыда, ни совести нет у кого-н. (совершенно бессовестен; разг.). Толковый словарь Ожегова
    7. стыд — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
    8. стыд — • безумный ~ • великий ~ • глубокий ~ • жгучий ~ • мучительный ~ • нестерпимый ~ • острый ~ Словарь русской идиоматики
    9. Стыд — Чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. Большая советская энциклопедия
    10. стыд — СТЫД — БЕССТЫДСТВО Стыдливый — бесстыдный стыдливо — бесстыдно стыд — бесстыдность (см.) стыдливость — бесстыдность Стыд, взывая, власы на себе раздирал, а бесстыдство — оно расчетливо, преспокойно расчесывалось у зеркал, аккуратно продув расческу. Словарь антонимов русского языка
    11. Стыд — 1). Описательная психология в анализе С. не пошла далее определения слова. Едва ли не самое точное определение принадлежит Спинозе, который в III-й части своей этики (опред. 31) говорит: «С. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    12. стыд — Беспомощный, глубокий, гнетущий, гнусный, горький, горячки, девичий, девчоночий (разг.), едкий, жгучий, искренний, легкий, ложный, мучительный, необоримый, непобедимый, нестерпимый, неуемный, острый, притворный, робкий, смутный, совестливый, тяжелый, тяжкий. Деликатный, черный. Словарь эпитетов русского языка
    13. стыд — • Багряный (Сологуб). • Безнадежный (Премиров). • Бесплодный (Премиров). • Безумный (Сологуб). • Горячий (Полонский). • Жгучий (Брюсов, Кипен, Надсон, Сологуб, Плещеев). • Непобедимый (Жилкин). • Нестерпимый (Кипен). • Острый (Сургучев). Словарь литературных эпитетов
    14. стыд — сты́д род. п. -а́, укр. стид, блр. стыд, ст.-слав. стыдъкъ αἰσχρός, ἀναιδής (Супр.), сербохорв. сти̑д «стыд», сти́дак «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать», чеш. styděti sе «стыдиться», stydký «постыдный», слвц. Этимологический словарь Макса Фасмера
    15. стыд — сущ., м., употр. часто (нет) чего? стыда, чему? стыду, (вижу) что? стыд, чем? стыдом, о чём? о стыде 1. Стыдом называется неприятное чувство, когда человек понимает, что совершил плохой или неправильный поступок. Испытывать стыд. | Краснеть от стыда. Толковый словарь Дмитриева
    16. Стыд — Эмоциональное и моральное чувство, в котором человек выражает осуждение, неудовлетворённость или обвинение своих действий и мотивов. Педагогический терминологический словарь
    17. стыд — орф. стыд, -а Орфографический словарь Лопатина
    18. стыд — -а, м. 1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения. Я понял все неприличие, всю низость своего поведения и, задыхаясь от стыда и раскаяния, стоял, как опозоренный. Малый академический словарь
    19. стыд — Общеслав. Основа та же, что в студить, но с перегласовкой у/ы (ср. слух — слышать). Значение «срам, позор» является переносным и развилось из значения «холод» (ср. подобное в мороз — мерзкий, см.). Этимологический словарь Шанского
    20. стыд — Индоевропейское – steu > stu (стужа, холод > сжиматься, коченеть). Общеславянское – studъ < stydъ (стыд, поругание, позор). Слово «стыд» (позор, срам, чувство смущения) известно с древнерусской эпохи (с XI в.). Этимологический словарь Семёнова
    21. стыд — Стыд/. Морфемно-орфографический словарь
    22. стыд — СТЫД -а; м. 1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения. Испытывать с. Гореть со стыда (испытывать сильный стыд). 2. Чувство моральной ответственности за своё поведение, поступки… Толковый словарь Кузнецова

    gufo.me

    Стыд Википедия

    Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

    Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

    Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

    Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины[1].

    По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной[2]. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно[3].

    Определения[ | ]

    Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля[4].

    Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

    ru-wiki.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о