Сухомлинский о семье высказывания – Цитаты Василия Александровича Сухомлинского
о семье, о воспитании, о жизни.
28 сентября 1918 года, родился Василий Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор, Герой Социалистического Труда.
Родился в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье — деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.
Работая директором, выступил продолжателем идей Антона Макаренко. Им была создана целостная педагогическую система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.
Свои педагогические идеи раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ.
Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.
Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто–то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.
Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.
Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.
Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.
Долг перед отечеством — святыня человека.
Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.
Наивысшее личное счастье — бороться за что–то более значительное, чем личные интересы.
Человек таков, каково его представление о счастье.
Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.
Подлинная самокритика — это голос совести.
Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.
Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.
Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.
Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.
Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.
mirzenshiny.ru
самые главные мысли о детях, семье и школе Сухомлинский сердце отдаю детям цитаты
Творческая работа
«Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского»
В. А. Сухомлинский — педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем» , а методы воспитания — спасительными .
Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.
Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» . Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.
В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…»
« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание — это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».
«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».
«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».
«Любовь — это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня — нет и благодарной любви ».
«Бесстрашие — это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».
«Научись пользоваться оружием смеха — одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».
«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка — миссия педагога», — так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».
«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».
«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы… пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами… Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .
«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», — считал Сухомлинский.
«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя — школа и семья — не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех ж
kastrubin.ru
8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения советского педагога-новатора Василия Сухомлинского. Свои идеи Сухомлинский обсуждал в переписке с сыном — и, по сути, изложил в ней свои взгляды на образование и самовоспитание человека.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Призвание не обязательно должно быть громким. Сухомлинский приводит в пример знакомого агронома. Тот мастерски ухаживает за деревьями, и его умение стричь кроны педагог сравнивает с мастерством Станиславского и Шостаковича.
Только благодаря такому труду человек ставится профессионалом. Заниматься тем, что тебе неинтересно, нельзя — даже на профессиональном уровне. Иначе получится человек, «зарабатывающий на хлеб насущный», но в его жизни не будет той радости, которую даёт любимое дело.
«Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприёмников, если бы не трудился — вряд ли появилось бы это призвание. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья».
В призвании нужно постоянно совершенствоваться. Педагог обращает внимание сына на необходимость самообразования — университет даёт лишь необходимые теоретические знания, а тем, что происходит в профессии сейчас, надо интересоваться самому.
«Установи сам себе вот какое правило: ежедневно, буквально ежедневно — и в праздник, и в выходной — прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам электронике, бионике, астрофизике, космической биологии и др. Я ещё раз повторяю: делать это надо ежедневно. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприёмник в действующие модели, управляемые по радио. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству — в этом путь к воспитанию призвания».
Сыну, который только начинал студенческую жизнь, Сухомлинский советует с первых дней установить режим труда. Например, самые сложные занятия и задания оставлять на утро: вставать в 5.30, чтобы в шесть утра уже быть готовым уделить время самостоятельным занятиям до начала лекции.
Второй шаг — завести несколько записных книжек, куда нужно записывать важные мысли из прочитанного и передуманного. Вести их нужно чётко, по системе, а не хаотично — только тогда этот способ облегчит умственный труд. К этому способу постоянно прибегал сам Сухомлинский в работе над своими книгами.
Он обращал внимание на то, что в учёбе одинаково важно уметь бегло просматривать текст и глубоко вчитываться в него. А вот ночные бдения над конспектами он считал не только не полезным, но и вредным делом.
«Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и поработать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложенные лекции, во вторую — то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается всё здание знаний по данному предмету. Вот над этими каркасными вопросами надо думать ежедневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет „авральных“ дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачёту».
Сухомлинского, чей сын учился на радиофизика, раздражал спор физиков и лириков. Педагог считал, что любой человек, независимо от своих склонностей, должен заниматься самовоспитанием, и самым верным учителем в этом видел книгу. Он особенно советовал сыну произведения Симонова, Солоухина, Твардовского и Берггольц, рекомендовал перечитывать «Всадников» Яновского, «Седьмой крест» Зегерс, «Землю людей» Экзюпери и «Старика и море» Хемингуэя.
«Совершенно недопустимой, просто глупой является тенденция, почему-то усиленно культивируемая в последнее время: тот, кто не имеет больших математических способностей, считается вроде бы неполноценным, несчастным, обездоленным существом. Ты стремишься стать хорошим инженером. Это очень важно. Но надо стремиться прежде всего стать человеком — это ещё важнее. Меня очень тревожит, что с окончанием средней школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование, а в средней школе во многих случаях оно поставлено очень плохо. Воспитывай в себе Человека — вот что самое главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».
Самое страшное для человека, считает Сухомлинский, — это равнодушие к добру и злу одновременно. Он советует сыну никогда не проходить мимо несправедливости и зла и прикладывать все усилия, чтобы разрешить их. Голос совести в этом — самый надёжный ориентир. «Если ты привыкнешь не обращать внимания на что-нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер». При этом нужно всегда решать конкретные проблемы, чтобы принести пользу обществу.
«С одной стороны, хорошо, что тебя тревожат факты бесхозяйственности: в колхозе прекрасный сад, но уже тонн десять яблок скормили свиньям; гектара три помидоров остались неубранными, а председатель колхоза приказал трактористам перепахать участок, чтобы и следов не осталось… Но, с другой стороны, меня удивляет, что в твоём письме — только недоумение и больше ничего, растерянность перед этими возмутительными фактами. Что же это получается? Ты пишешь: „Когда я увидел утром этот участок вспаханным, у меня чуть сердце не вырвалось из груди…“. А потом что? Всё-таки, что же произошло с твоим сердцем? Успокоилось оно, по-видимому, и бьётся ровненько? И сердца твоих товарищей-тоже ни у кого не вырвались из груди?».
Никогда не бойтесь выразить то, что вы чувствуете, даже если ваши мысли противоречат общепринятым. Сухомлинский считает, что в подростковом возрасте человек должен быть достаточно смелым, чтобы отстаивать свою точку зрения и не оглядываться на то, что скажут окружающие. Именно вера в идею приносит смысл в жизнь человека, она его главное положительное качество.
«Ты пишешь, что если бы ты поднял голос против зла, которое происходит на твоих глазах, если бы стал бороться за правду, на тебя смотрели бы с удивлением — как на белую ворону. Сейчас ты поднимаешься на ту ступеньку духовного развития, когда человек уже не должен оглядываться на других. Что они делают? Как поступают? Надо думать самому, решать самому. Тот, в чьём сердце нет идеи, начинает приближаться к животному существованию. Джордано Бруно мог спасти свою жизнь, сказав всего несколько слов: я отказываюсь от своих взглядов. Но он не сказал этих слов, потому что благородная идея одухотворяла его. Если бы каждый молодой человек, каждая девушка в нашей стране жили благородной, возвышенной идеей, если бы идея была у каждого стражем совести, — наше общество стало бы миром идеальной нравственной, духовной красоты».
Сухомлинский предупреждает сына: когда у него появится настоящий друг, ему нужно будет приложить много сил, чтобы стать хорошим товарищем и не позволять пустым эмоциям портить их отношения. Важно заниматься воспитанием чувств и учиться управлять своими эмоциями. Он советует не забывать о переживаниях, заботах и тревогах окружающих, а в дружбе и постоянном общении с другими людьми воспитывать «тонкость чувств».
«Самое главное, что надо помнить каждому молодому человеку, не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточённости, свирепости. Где-то в глубине человеческой психики, в подсознании дремлют инстинкты — животный страх, свирепость, жестокость. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью. Когда человеку нечего больше говорить в доказательство своей правоты, он или прямо говорит, что не может больше ничего доказать (так делают люди высокой эмоциональной и интеллектуальной культуры), или же начинает кричать, то есть восполняет убогость мысли «бунтом инстинктов».
Сухомлинский считал, что, когда человек признаётся в любви, он автоматически берёт на себя ответственность за судьбу того, кого любит. Он призывал сына не искать опыта в любви и не встречаться с девушками только для развлечения. В союзе между мужчиной и женщиной он видел начало будущей семьи.
«Сколько „безвыходных положений“ и „неразрешимых противоречий“ создаётся в молодых семьях лишь потому, что люди делают из своей любви маленькую вселенную, в которой, понятно, на каждом шагу тупики, нет простора для широких, благородных движений души. Нет какой-то специальной „науки любви“. Любовь — это самый строгий экзамен человечности. Если ты настоящий человек, если ты способен создавать духовное богатство в любимом тобой человеке, то перестать любить того, кого ты любил в течение нескольких лет, невозможно. Настоящая любовь — ещё раз говорю тебе — с годами не слабеет, а крепнет».
mel.fm
50 важнейших принципов воспитания ~ Я happy МАМА
Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями — Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми.
В своих известных произведениях «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека» он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка. И несмотря на то, что эти принципы были обозначены им около полувека назад, они и сегодня не теряют актуальности, а скорее даже наоборот.
50 важнейших принципов воспитания
- Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
- Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
- Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, потому что идешь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь.
- На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей — камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.
- Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
- Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
- Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.
- Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
- Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
- Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
- Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
- Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности.
- Мышление начинается с удивления.
- Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином. Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива.
- Умение управлять желаниями — в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке — источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
- Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
- Если ты слышишь порицание, осуждение от старших, от своих товарищей, помни, что, порицая и осуждая, они хотят тебе добра. Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу — от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму — всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы. Развивай чуткость своей совести.
- Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится — боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость.
- Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер.
- Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.
- Человек без убеждений — тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.
- По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть — ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов — поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.
- Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
- В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
- Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
- Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.
- Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями.
- Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок — значит не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок — это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо помогать.
- Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали неудовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного усердия.
- К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от учителя — нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок проявляет изобретательности в обмане, тем благоприятнее почва для лени и нерадивости.
- Тот, кого я учу, — это прежде всего живой человек, ребенок, а потом — ученик. Оценка, которую я ставлю ему, — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
- Смысл жизни — в служении людям.
- Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
- Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприемников, если бы не трудился — вряд ли появилось бы это призвание. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
- Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Нажал кнопку — и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до полного отупения.
- Где зубрежка — там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Прибегающий к шпаргалкам обрекает себя на ограниченное скольжение по поверхности фактов и явлений, превращает сам себя в ленивое, малоразвитое существо. Шпаргалки в вузах — это дитя лени мысли. Они как раз и появляются в результате того, что человек не рассуждает, не размышляет; у него
ihappymama.ru
8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского
Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников. «Мел» рассказывает об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.
Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми1. Научить жить
Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.
«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».
Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.
Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук
В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.
«Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».
2. Быть настоящим отцом
Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».
Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей. Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее.
Педагог вспоминает просто голливудскую историю про одну большую семью сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. После смерти отца, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.
Сухомлинский читает книгу с детьми3. Быть талантливым родителем
Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.
«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».
4. Быть мудрым учителем
Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.
«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“».
Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение
Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.
«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».
Сухомлинский рассказывает истории о советской школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался. Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».
«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».
Василий Сухомлинский (второй справа) с коллегами5. Воспитывать без наказаний
Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка.
У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым
Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.
6. Развивать любознательность
С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.
В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.
Василий Сухомлинский с детьми7. Уметь делать домашние задания быстро
Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.
Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени
Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.
8. Лайфхаки для студентов
- Научитесь слушать лекции. Уже во время записи конспекта думайте над его смыслом. В отдельной графе записывайте свои мысли по новой теме и с чем вам следует разобраться.
- Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами.
- Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы. Ещё 10-15 страниц статей или учебников прочитывайте очень внимательно.
- Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности.
- Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь.
- Ищите собственные стимулы к учёбе.
- Избирательно подходите к книгам. Чтение всего подряд только растрачивает силы.
- Умейте говорить «Нет».
- Не тратьте время на пустяки и болтовню.
- Не откладывайте на завтра.
- Никогда не прекращайте умственного труда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Домашняя работа: кто виноват и кому делать
8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили
Почему нельзя отменять ЕГЭ
mel.fm
афоризмы, высказывания, цитаты, пословицы о семье. Ясли-сад № 68 г. Гродно
Семья начинается с детей. Герцен А. И.
*****
Хорошая семья — та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью о том, что они супруги. Ж. Ростан
*****
Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер
*****
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.
*****
Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей
*****
На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. Марк Туллий Цицерон
*****
Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье. Джордж Сантаяна
*****
Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Толстой Л. Н.
*****
Семья — такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно. Адриан Декурсель
*****
В семейной жизни самый важный винт — это любовь. Чехов А. П.
*****
Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. Жюль Ренар
*****
В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может. Чернышевский Н. Г.
*****
Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто нелегче, чем управлять провинцией. Публий Корнелий Тацит
*****
В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией. Рабиндранат Тагор
*****
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. Александр Сергеевич Пушкин
*****
Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. Гюго В.
*****
Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные. Бэкон Ф.
*****
В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Сухомлинский В. А.
*****
Женщина — спасение или гибель семьи. А. Амиель
*****
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.
*****
Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья. Фаина Раневская
*****
С чего начинается семья? С того, что молодой человек влюбляется в девушку, — другой способ пока еще не изобретен. Уинстон Черчилль
*****
Даже самая прочная семья — не прочнее карточного домика. Джордж Галифакс
*****
Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной. Уго Фосколо
*****
Семья — это судебная палата, заседания которой не прерываются даже ночью. Малькольм Шазаль
*****
Одинокий человек быстро растрачивает свои силы, а родная семья оказывает ему поддержку. Однако если бы все было так ровно да гладко, то не возникли бы многочисленные афоризмы и цитаты о семье и браке, одни из которых вполне серьезны и нравоучительны, а другие – пронизаны искрометным юмором. Важно то, что все афоризмы и цитаты о семье поучительны и могут повлиять на взаимоотношения в семье и супружеской жизни.
*****
«Если боитесь одиночества, то не женитесь». Антон Павлович Чехов
*****
«Мужьям небезопасно говорить правду об их женах! Забавно, но женам говорить правду о мужьях можно совершенно спокойно!». Агата Кристи
*****
«Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова». Александр Иванович Герцен
*****
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастная по-своему». Лев Николаевич Толстой
*****
«Брак без любви – ужас. Но есть еще нечто худшее: это брак, в котором любовь налицо, но только на одной стороне; верность, но только на одной стороне… в таком браке из двух сердец одно несомненно разбито». Оскар Уайльд
*****
«Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят». Лев Николаевич Толстой
*****
«Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви». Василий Осипович Ключевский
*****
«Жена – не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиною, и тогда, когда она будет старушкою». Виссарион Григорьевич Белинский
*****
«Когда мужчина берет жену ниже себя по званию, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается». Жан Жак Руссо
*****
«Семья всегда будет основой общества». Оноре де Бальзак
*****
«Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, — которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком». Фридрих Ницше
*****
«Французы почти не говорят о своих женах: боятся говорить при посторонних, которые знают этих жен лучше, чем сами мужья». Шарль Луи Монтескье
*****
«…Главное – ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку». Лев Николаевич Толстой
*****
«Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры». Бернард Шоу
*****
«По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет». Вольтер
*****
«В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». Иммануил Кант
*****
«Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста». Николай Гаврилович Чернышевский
*****
«Во всяком возрасте почитай родителей». Екатерина II
*****
«Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни». Иван Сергеевич Тургенев
*****
«Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием». Жан Жак Руссо
*****
«По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих – больше никого». Виссарион Григорьевич Белинский
*****
«Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться». Фридрих Ницше
*****
«Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен». Василий Осипович Ключевский
*****
«Если жена превосходит своего мужа в благоразумии и умении и он с охотой уступает, тогда вступает в действие высший и более естественный закон, согласно которому более мудрый должен управлять менее мудрым, безразлично, мужчина он или женщина». Джон Мильтон
*****
«Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца». Дени Дидро
*****
«В семейной жизни главное – терпение. Любовь продолжаться долго не может». Николай Гаврилович Чернышевский
*****
«Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе». Лев Николаевич Толстой
*****
«Чудесно все-таки заведено в природе. Любой мужчина, с виду совсем непривлекательный, обязательно становится избранником какой-то женщины». Агата Кристи
*****
«Если бы Лаура была женой Петрарки, разве он писал бы ей сонеты всю свою жизнь?». Джордж Байрон
*****
«Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах». Екатерина II
*****
«Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими». Шарль Луи Монтескье
*****
«Мужчины женятся со скуки, женщины – из любопытства. И те и другие испытывают разочарование». Оскар Уайльд
*****
«Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией… Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?». Джон Мильтон
*****
«…Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».Николай Гаврилович Чернышевский
*****
«Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи». Лев Николаевич Толстой
*****
«…Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладостную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой». Жан Жак Руссо
*****
«Ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: муж и жена легко переносят тяготы семейной жизни, и часто, имея всю жизнь эту возможность, они не пользовались ею только потому, что были вольны это сделать». Шарль Луи Монтескье
*****
«Когда во второй раз выходит замуж женщина, это означает, что она ненавидела своего первого мужа; когда вторично женится мужчина, это происходит потому, что он обожал свою первую жену». Оскар Уайльд
*****
«Цель обеда есть питание и цель супружества – семья». Лев Николаевич Толстой
*****
Семья всегда будет основой общества. Оноре де Бальзак
*****
Несколько испуганная и встревоженная любовь становится нежнее, заботливее ухаживает, из эгоизма двоих она делается не только эгоизмом троих, но самоотвержением двоих для третьего; семья начинается с детей. Александр Иванович Герцен
*****
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Николаевич Толстой
*****
Даже самая прочная семья — не прочнее карточного домика. Джордж Савил Галифакс
*****
На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем (остальные) родственники. Марк Туллий Цицерон
*****
Семья распадается гораздо чаще от здравомыслия мужа, чем от чего-нибудь другого. Как может женщина быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней вполне разумное существо? Оскар Уайльд
*****
Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю, что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей — то добротой; ибо все мы — единая семья, идущая от Адама. Уильям Мейкпис Теккерей
*****
Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. Виктор-Мари Гюго
*****
Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвет его плоды, все звери полевые объедают его. Ахикар
*****
Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена — это сущий ад. Менандр
*****
Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа. Плутарх
*****
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом. Сократ
*****
Мужчина смахивает на апрель, когда ухаживает, и на декабрь, когда уже женат. Уильям Шекспир
*****
Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплетства, либо не станет великим поэтом. Георг Кристоф Лихтенберг
*****
Сыновья верят в добродетельность своих матерей. Дочери тоже, но меньше. Анатоль Франс
ПОСЛОВИЦЫ:
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В семье и каша гуще.
- Семья воюет, а одинокий горюет.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Семейное согласие всего дороже.
- Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
- Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- На семью чисто не настряпаешься.
- Ссора в совей семье до первого взгляда.
- Богатую невесту беручи, да думай о том, как семью кормить.
- Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит.
- Горшок на всю семью большой.
- Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит.
- Сват, не сват, а в горох не лезь.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.
- Есть родня, есть возня.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Что мне тесть, коли нечего есть.
- Бабушке — один только дедушка не внук.
- Десятая вода на киселе.
- В семье толст, да не в семью прост.
- Он нашему слесарю троюродный кузнец.
- Как родня? Да на одно солнышко глядим.
- Твоя бабушка моего дедушку за нос водила.
- Его собаки овсянку ели, а наши на них через тын глядели.
- Два брата на медведя, а два свата на кисель.
- Намёки да попрёки — семейные пороки.
- Густая каша семьи не разгонит.
- Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.
- У милого дитяти много имён.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.
- На что клад, коли в семье лад.
- Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
- Всякий мирянин своему брату семьянин.
- За общим столом еда вкуснее.
- Дочернины дети милее своих.
- Где дуракова семья, тут ему своя земля.
- Родня до полдня, а пообедать негде.
- В семье не без урода.
- Люблю своих детей, но внуки милей.
- Соли нет, так и слова нет; а мука дошла, по всей семье пересговорка пошла.
- Дети родителям не судьи.
- Сват, не сват, был бы добрый человек.
- Когда не вижу своих, так тошно без них; а увижу своих, так лучше без них.
- Хоть наследства не делить, а надо своими счесться.
- Я тебе сват, а ты мне кто?
- Есть и братья у меня, да не свои, чужие.
- Все в семье спят, а невестке молоть велят.
- Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее — радость; а брат брата умнее — зависть.
- Это барской курицы племянник.
- На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел и руки погрел.
- Русский человек без родни не живёт.
- Духовное родство пуще плотского.
- Где бабка ни бери, а внука корми!
- Не прячь свои неудачи от родителей.
- В своей семье какой расчет.
- Согласье в семье — богатство.
ddu68grodno.schools.by
«Мудрые изречения о воспитании и семье»
Мудрые изречения о воспитании и семье
— Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует жертв. (П. Буаст.)
— Когда наши дети называют нас консерваторами, утешимся тем, что наши внуки отомстят им за нас. (И.Д.Вильде)
— Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью (А.П.Чехов)
— Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать. (Г.Бичер-Стоу)
— Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б.Франклин)
— Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. (Ф. Искандер).
— Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А.Шопенгауэр)
— Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.(А.Шопенгауэр)
— Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. (Пифагор)
— Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. (Д.Еремич)
— Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э.Легуве)
— Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. (Ф. Честерфилд)
— Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. (Н.Колеридж)
— Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. (Д.Уэбстер)
— У человеке в гневе открывается рот, и закрываются глаза.(П.Катон)
— Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. (Г.Филдинг)
— Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.(О.Уайльд)
— Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. (К,Уэйтли)
— Если вам нечего больше сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умылся.(Хови)
— Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день. (А,Моруа)
— Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться. (Э.Чалмерс)
— Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают своим детям! (Б.Шоу)
— Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями. (Г.Бичер)
— Лучшее, что отец может сделать для свои детей – это любить их мать. (Неизвестный автор)
— Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. (Хейцлитт)
— Понимание – это улица с двусторонним движением. (Элеонора Рузвельт)
— Насилие никогда не приведет ни к чему хорошему. (М.Лютер)
— Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. (Э.Филдинг)
— В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. (Г.Гегель)
— Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. (Г.Гегель)
— Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. (М.Горький)
— Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию. (В.Гюго)
— Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными, И такова настоящая любовь отца. (Д.Дидро)
— Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак)
— Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. (А.С.Макаренко)
— Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь.(И.И.Мечников)
— Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. (Н.И. Пирогов)
— Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. (Д.И.Писарев)
— Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.(Д.Питтак)
— Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
— Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. (Я.Райнис)
— Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. (Ж.-Ж. Руссо)
— Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж.Руссо)
— У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж.Руссо)
— Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж.-Ж.Руссо)
— Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». (В.А. Сухомлинский)
— Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В.А. Сухомлинский)
— Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)
— Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора. (Т.Фуллер)
— Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)
— Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)
— Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет.(П.Буаст)
— Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. (В.Г.Белинский)
— Во всяком человеке – Человек с большой буквы, Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. (О.М.Куваев)
— Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – корню всякого зла.(Г.Гегель)
— Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И.Даль)
— Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (М.И.Драгоманов)
— Тот, кто мало знает, малому может и учить.(Я.Коменский)
— Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. (Я.Коменский)
— Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я.Коменский)
— Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.( А.С.Макаренко)
— Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)
— Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. ( М.Монтень)
— Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Р.Тагор)
— Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э.Хаббард)
— Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. (Ф.Честерфилд)
— Учатся у тех, кого любят. (И.Гете)
— Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.С.Макаренко)
— Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (В.О.Ключевский)
— Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. (Сюнь-Цзы)
— Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В.Шелгунов)
— Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. (В.М.Бехтерев)
— С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. (В.А.Сухомлинский)
— Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви.(И.Кант)
— Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.(Эзоп)
— Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга – душевной пришибленности. (Д.Локк)
— Сначала убедись, а потом уж убеждай. (К.С.Станиславский)
— По мере возможности стремись, ослабляя родительскую власть, заменять ее в понятиях ребенка тем самоуправлением, которое происходит от предвидения последствий, вытекающих из того или другого образа действий.(Г.Спенсер)
— Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.(Д.Локк)
— Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла. (Л.А.Сенека)
— Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу
природу. — «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха». (Г. Селье, психолог)
— Счастье – это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме…СЕЙЧАС ! Живи, наслаждайся данным моментом.
— Самая важная вещь в этой жизни – это помогать побеждать. Даже если это означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. (Спиноза) |
nsportal.ru