Театр на столе своими руками – . -. , — .

Оживим сказку: зачем ребенку домашний кукольный театр на столе.

В кукольном театре для ребенка все притягательно: куклы-игрушки, сказочный и знакомый сюжет, возможность самому принимать участие в действии, переиначивать его, играть и фантазировать, а, значит, творить. Не менее важна атмосфера праздника, неминуемо возникающего на каждом представлении. Ну и, конечно, участие мамы или папы предпочтительно для любого ребенка.

Первое, о чем нужно сказать: кукольный театр на столе является самой настоящей развивающей игрушкой. Развивающая игрушка – это та, которая растет вместе с ребенком. Т.е., купив один раз игру, вы сможете пользоваться ею в течение нескольких лет роста и развития ребенка, играть с героями сказок можно бесконечно долго и разнообразно, даже имея под рукой одних и тех же персонажей.

Что развивает домашний кукольный театр?

Множество необходимых качеств! Прежде всего, так называемый, эмоциональный интеллект. Сегодня уже всем известно, что успешность человека зависит не от набора его знаний, умений и навыков, а именно от уровня развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей. Многие родители совершенно напрасно полагают, что развивать необходимо память, внимание, восприятие и т.д. Гораздо важнее для ребенка, особенно для дошкольника – эмоция. Маленький ребенок обучается не по команде «учись», его внимание (без которого невозможно восприятие) управляется интересом, удивлением, любопытством. А эмоция за собой «тащит» много нужной информации, которую ребенок усваивает без специальных объяснений или правил. Ничто так естественно и легко не развивает память и образное мышление, как игра в театр. Для ребенка все происходит ненавязчиво, его никто не обязывает специально выучивать роль или запоминать сюжет. В процессе игры процесс запоминания, проистекает сам собой. Причем, малыш учится не только запоминать, но и выстраивать строгую логическую последовательность по определенному сюжету, а позже и видеть картинку в целом.

Почему именно театр на столе, а не, например, пальчиковый или перчаточный?

Театр на столе – это самый первый кукольный театр ребенка. С какого возраста? Это зависит от самого малыша, все детки разные и развиваются каждый в своем темпе. Некоторые дети уже, как только начали сидеть, способны внимательно слушать маму и следить за куклами. Ребенок видит объемное изображение персонажа, видит, что он не статичен, а движется – это привлекает, вызывает интерес. Сначала малыш будет только наблюдать, затем, когда ему исполнится год-полтора, он сам сможет принять участие в спектакле – озвучивать небольшие роли (договаривать отдельные слова, подражать голосам животных). Художественный текст завораживает ребенка, затрагивает его эмоции, завладевает вниманием. Текст не просто запоминается, усваивается еще и то, как он организован. Отсюда скрупулезное внимание ребенка к деталям. Он не допускает пропусков, искажений: «Ты не так читаешь! Читай правильно!» А желание ребенка слушать бесконечно одну и ту же сказку работает на развитие игровых способностей (способностей сочинять). Из художественного текста ребенок усваивает способ действий автора: способы «плетения» сюжета, способы «построения» персонажей, способы их придумывания. Художественный текст учит, показывает, как создавать символическое игровое пространство. Именно поэтому, ребенку полезно слушать народные сказки: в них легко нащупывается структура, из них легко усвоить «грамматику» символического пространства – в силу того, что она с небольшими изменениями воспроизводится от сказки к сказке. А для ребенка крайне важно иметь устойчивые образцы для подражания. Это только нам, взрослым кажется нелогичной, например, «Курочка Ряба», а для малыша важно совсем другое: в сказке присутствуют опознаваемые, знакомые действия «бил-бил – не разбил» и что такое плачет очень-очень понятно. И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг.

Настольный театр — такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом. К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге. У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста. А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно, просто «показывать» спектакль друг другу. Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка. Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.

Настольный спектакль всегда имеет дополнительные, «сверхпрограммные» возможности – то, что не предусмотрено авторским текстом: к примеру, поклон. Или вдруг окажется, что персонаж (пусть это будет лягушка) произносит неожиданную реплику: «Ой, устала! Где бы прилечь? Из чего бы кроватку сделать? Тук-тук-тук. Вот где лягу поспать. Мышка, мышка, ты устала? Хочешь поспать?» Не ответить – даже односложно – трудно. А «отвлекся» взрослый – глядишь, и ребеночек уже за двух персонажей говорит. Какая-то новая жизнь на сцене завязалась.

Эта форма театрализации близка к детской игре. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Главное дело ребенка – играть. К сожалению, этот тезис родители воспринимают с трудом – особенно, если малышу уже больше трех лет. Им кажется, что игра отнимает у ребенка время от подготовки к школе и, следовательно, отдаляет его от светлого будущего. Но вообще-то игра, как бы странно это ни звучало, подготавливает ребенка к тому, чтобы он научился писать сочинения.
Вот сидит малыш на полу, что-то построил, двигает туда-сюда фигурки, машинки, шевелит губами или вслух что-то бормочет… Это действо психологи называют «режиссерской игрой».

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Игра с маленькими игрушками и вправду похожа на постановку спектакля: куколки, солдатики, зверюшки, машинки – это персонажи. Что-то с ними по воле ребенка происходит: они существуют в сюжетном поле, которое ребенок придумывает «здесь и сейчас». Если вы ненавязчиво понаблюдаете за игрой ребенка и обнаружите, что внутри его игры происходит нечто сложное, «закрученное», что игрушки вступают между собой в разные отношения, разговаривают, – значит, прочитанные вами с ребенком книжки «работают», понимание развивается.

Механизмы, порождающие режиссерскую игру, очень напоминают механизмы сочинительства. И то и другое – из области творчества. Конечно, ребенок играет «для себя», без учета зрителей. Поэтому мы и называем эту деятельность игрой: в ней процесс важнее результата. Точнее, процесс здесь и есть результат. Но по тому, как возникает сюжет, как он развивается, как включаются в него игрушки и предметы, получая имена и роли, наделяясь определенными качествами, режиссерскую игру вполне можно считать прообразом художественного текста. Это таинство сродни сочинению сказки или рассказа. Иногда случаются даже целые «повести».

Режиссерская игра становится полноценной после трех лет, когда дети уже не просто подражают увиденным действиям других, а начинают сочинять – придумывать сюжеты, трансформировать в соответствии с этими сюжетами персонажей. В такой игре непременно есть события и конфликты. Причем события должны развиваться, а конфликты решаться.

Игровой сюжет – это не заимствованная, а именно придуманная, самостоятельно созданная конструкция. На самом деле, «позаимствовать» сюжетную конструкцию из реальной жизни крайне сложно. В реальной жизни мы лишены возможности увидеть ее «сюжет» целиком, и даже вообще воспринять его как сюжет. Мы находимся внутри ситуации и похожи на актеров во время киносъемок: в одном эпизоде снялись, в другом, но общий замысел нам не понятен. Мы не знаем, что получится в результате. Чтобы целое нам открылось, жизненный спектакль должен «закончиться».

Художественная литература для этого и существует. Благодаря чтению мы получаем возможность отстраниться от самих себя, раздвоиться: я отождествляюсь с книжным героем, и в то же время слежу за этим героем как зритель, получая возможность пережить его (свой возможный) трагический конец или счастливую развязку событий.

Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка. Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки. Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).

Среди игрушек, предлагаемых в детских магазинах мало персонажей из любимых книг. И они часто не соразмерны пространству режиссерской игры. Для нее нужны мелкие игрушки, легко умещающиеся в детскую ручку.

В статье использованы материалы Марины Аромштам.

www.livemaster.ru

идеи и выкройки, руководства, рекомендации

Домашний кукольный театр является хорошим способом развития ребенка. В частности, проект способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики руки. При этом куклы имеют отличный психотерапевтический эффект, поскольку способны помочь ребенку справиться с его страхами и переживаниями, а также получить то внимание, которого порой так не хватает. Можно сделать кукольный театр в детский сад своими руками, причем это касается не только кукол, но и ширмы, и декорации.

Изготовление кукол

Куклы могут изготавливаться из совершенно разных материалов, в том числе и из подручных. При этом размер их не важен. Они могут быть пальчиковыми, в виде перчаток или стационарных фигурок.

Пальчиковые персонажи из фетра

Пальчиковые куклы позволяет развивать мелкую моторику ребенка, его мышление и речь. Изготовить миниатюрные куклы очень просто. Для этого нужно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы;
  • бумага для выкройки;
  • карандаш.

Саму выкройку для персонажа можно нарисовать самостоятельно. Для этого сначала рекомендуется подобрать сказку или историю, которая будет ставиться, а затем тщательно продумать и ее героев. После этого можно приступать к изготовлению персонажей:

  1. Из фетра вырезать по две заготовки для каждого персонажа.
  2. Сложить их изнаночными сторонами и прошить по краю ниткой.
  3. Декорировать персонажей. На одной стороне нужно вышить нитками лицо. Его же можно сделать и из кусочков белого или черного фетра, которые нужно приклеить или пришить.

При изготовлении пальчиковых кукол стоит сразу определиться с тем, кто будет их надевать. Если это ребенок, то отверстия в куклах должны быть таковыми, чтобы персонажи в процессе инсценирования не спадали.

Паста для моделирования

Хорошим материалом для изготовления кукол может стать специальная паста для моделирования. Ее можно заменить соленым тестом или пластилином. Преимущества такого материала заключаются в том, что из него сделать как пальчиковые, так и стационарные куклы. Для изготовления персонажей нужно подготовить:

  • пасту для моделирования разных цветов, при этом лучше выбирать ту, что не нужно обжигать, поскольку она твердеет на воздухе;
  • акриловые краски или фломастеры;
  • кисточки;
  • стеки и ножики для работы с пластилином.

Процесс лепки для ребенка является довольно сложно, поэтому взрослому необходимо пошагово демонстрировать, как делать ту или иную фигурку. При этом все же стоит оставлять возможность ребенку проявлять свою фантазию. Если для инсценирования необходима фигурка человека, вылепить ее можно следующим образом:

  1. Из кусочка пасты размером 2*3 см нужно скатать колбаску, а затем сформировать из нее цилиндр. Он должен напоминать своей фигурой матрешку с туловищем и головой. Внизу цилиндра сделать выемку для пальца.
  2. Отдельно вылепить ручки, которые нужно прикрепить к туловищу.
  3. Все черты лица можно сделать с помощью стека или ножа для пластилина.
  4. Окрашивать персонажа можно после того, как паста высохнет и затвердеет.

Бумажные герои сказок

Бумажные куклы очень легкие в изготовлении, но они могут быть одноразовыми, поскольку легко рвутся в процессе использования. Размеры кукол зависят от личных предпочтений. Они могут надеваться на палец или на всю руку. Для изготовления бумажной куклы можно вырезать специальные шаблоны по контуру, а затем склеить их попарно, чтобы и тыльная, и изнаночная стороны соответствовали персонажи. Есть и более простой способ изготовления бумажных кукол:

  1. Из листа цветной бумаги необходимо склеить небольшой тубус, для чего лист скрутить и склеить по краю. Размеры его зависят от типа кукольного театра. Кукла может надеваться на палец или быть стационарной
  2. На полученные заготовки необходимо приклеить элементы лица и руки зависимости от персонажа.

Пластиковые ложки лучше не выбрасывать

Сделать кукол можно и из подручных материалов. Отлично справляются с этой задачей пластиковые ложки. Для таких персонажей нужно подготовить:

  • пластиковые ложки;
  • цветную бумагу;
  • ножницы;
  • ткань;
  • клеевой пистолет;
  • декоративную ленточку.

Дополнительно могут понадобиться готовые пластиковые глазки, а также фломастеры или маркеры. После подготовки всех необходимых инструментов можно переходить непосредственно к изготовлению кукол. Для этого надо:

  1. К выпуклой стороне ложки приклеить глазки или нарисовать их.
  2. Вокруг ручки ложки обмотать ткань и перевязать ее лентой, так чтобы получилось платье. Если изготавливается мужской персонаж, то в месте соединения ручки и выпуклой части ложки можно приклеить галстук-бабочку.
  3. Волосы сделать из цветной бумаги. Для этого с одной стороны полоски нарезать бахрому, а затем цельную часть приклеить к выпуклой части ложки.

Можно использовать и другие подручные материалы. Например, можно сделать смешариков из дисков своими руками или взять палочки из-под мороженого.

В помощь придут носки

Очень быстро можно сделать кукольный театр из носков своими руками. Для изготовления таких персонажей необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Из картона вырезать овал, который был бы не шире, чем сам носок, а затем сложить его пополам.
  2. Вывернуть носок наизнанку и разложить его на ровной поверхности.
  3. Сложенный овал изнутри смазать клеем и приклеить к этой части носок. Дать высохнуть.
  4. Теперь носок вывернуть обратно, при этом его нужно натянуть на картон таким образом, чтобы в результате получился улыбающийся рот.
  5. После этого приклеить или пришить к носку глаза, нос, уши в зависимости от персонажа.

Декорации для представлений

Особое внимание необходимо уделить декорациям. Легче всего сделать их из плотного картона. Для этого на картоне необходимо нарисовать необходимый элемент, а затем вырезать по контуру. Дополнительно нужно приклеить к декорации прищепки, которыми будет выполняться крепление украшений к ширме. Их рекомендуется замаскировать, поскольку нельзя, чтобы крепежи портили вид сцены или привлекали к себе внимание. Поэтому прищепки должны быть замаскированы под часть декорации, например, под фигурку цветка или гриба. Количество прищепок зависит от размеров самой декорации.

Ширма для театра

Ширма является основой кукольного театра в детском саду. Ее внешний вид зависит от типа театра. Это может быть просто тканевый занавес, которой можно закрыть отверстие под столом. При этом все действия будут происходить на уровне крышки стола. Также можно сделать кукольный домик из ткани своими руками, выкройки для которого можно нарисовать самостоятельно. Если же изготавливается кукольный театр на пальцах своими руками или будут использоваться перчаточные куклы, то понадобится настольная ширма. Изготовить ее можно из разных материалов.

Ширма из фанеры получится очень легкой, при этом она будет жить не один год. Для изготовления нужно подготовить:

  • фанеру;
  • лобзик;
  • обои или ткань;
  • дверные петли.

Перед изготовлением рекомендуется составить чертеж, на котором указать все необходимые размеры. После этого надо:

  1. Выпилить из основного материала 3 заготовки, то есть одну центральную часть и две боковины. Их необходимо оклеить тканью или обоями.
  2. После того как все три части высохнут, их нужно соединить с помощью дверных петель. Это позволит закрывать ширму и складывать ее.

Аналогичным способом можно сделать ширму и из картона. Однако рекомендуется делать ее трехслойной, что значительно повысит прочность конструкции. Соединять детали необязательно дверными петлями, их можно просто сшить.

Рекомендации для инсценировок

Возраст малышей, которые ходят в детский сад, предъявляет особые требования непосредственно к самому действию. Для театрального представления рекомендуется выбирать простые незамысловатые сюжеты, которые тем не менее способны научить важным жизненным вещам. Постепенно репертуар можно увеличивать, при этом периодически возвращаться к уже поставленным спектаклям. Особенность детей в том, что они быстро утомляются и перестают удерживать внимание на каком-то предмете. Это значит, что продолжительность постановки не должна превышать 10−15 минут. Дополнительно можно использовать музыкальное сопровождение.

Кукольный театр в детскому саду поможет не просто раскрыть таланты каждого ребенка, но и сплотить коллектив. Причем не только на этапе инсценирования сказок, но и в процессе изготовления кукол. Дети однозначно будут в восторге и точно не забудут тех эмоций, которые испытывали в эти моменты.

hendmeid.guru

Театр своими руками | Социальная сеть работников образования

На протяжении нескольких лет с детьми своей группы веду театральный кружок «В гостях у сказки». Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, их речь и память. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.Дети бывают то в роли зрителя, то в роли исполнителя и это помогает им продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.О роли театрализованной деятельности, которую она оказывает на развитие детей, можно продолжать говорить. Но мне сегодня хочется поделиться своими видами театров,которые помогают в работе с детьми в данном направлении.

«Сказка на столике» или настольный театр 

I. Плоскостной театр.

 Персонажи и декорации — картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев  и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II. Театр  из бросового материала.(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков…) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

 

III. Конусный театр. Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. ( «Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V. Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI.  Пластилиновый театр.

 

VII. Театр  игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят  на столе и не создают помех при передвижении.  Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и  источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

 

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона.  Фигурки можно сделать в виде  конусов, цилиндров, колечек.  Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца  ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань.  Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

 

 

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек.  Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами — это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две . Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

    Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать. 

nsportal.ru

Творческий проект «Кукольный театр на столе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа №30

Творческий проект «Кукольный театр на столе»

Авторы проекта : группа учащихся 2–х классов, обучающихся в объединении декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»

Руководитель проекта:

Подосельникова Валентина Михайловна — педагог дополнительного образования

г. Сургут 2017

Оглавление

Содержание проекта

Стр.

Паспорт проекта

  1. Организационно-подготовительный этап.

    1. Обсуждение проблемы

    2. Выдвижение гипотезы

    3. Постановка задач

    4. Тематический план проекта

  1. Поисковый этап.

    1. Социологический опрос.

    2. Актуальность проекта.

    3. Историческая справка. Разнообразие театров кукол.

Виды театральных кукол.

    1. Выбор сказки, поиск или написание сценария сказки.

  1. Практический этап.

    1. Анализ идей и обоснование.

    2. Выбор материала.

    3. Техника безопасности.

    4. Изготовление кукол.

    5. Изготовление ширмы и декораций.

    6. Репетиции кукольного спектакля «Репка».

  1. Заключительный этап.

    1. Представление презентации «Кукольный театр своими руками».

    2. Представление кукольного спектакля для детей группы продлённого дня по сказке «Репка».

    3. Подведение итогов реализации проекта.

  1. Список литературы

Приложение1. Сценарий сказки «Репка»

Приложение 2. Пригласительный билет

3

4

4

4

4

5

6

6

6

7

8

9

9

9

9

9

10

10

11

11

11

12

13

18

Паспорт проекта.

Выступление педагога.

Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой.

По виду деятельности – дополнительное образование.

По продолжительности – среднесрочный (8 занятий)

Срок реализации проекта 02.03.- 23.03. 2017г.

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 8-9 лет.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

Актуальность: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников, оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Сплочение коллектива учащихся, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Введение театрального искусства в виде проекта « Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.

Цель проекта: Приобщение учащихся к театральному искусству, выявление и развитие их творческих способностей посредством изготовления своими руками настольного кукольного театра и совместной театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Пробудить интерес детей к театру. Пополнять представления детей о современном театре, его видах, театральных профессиях.

  2. Формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности.

  3. Развивать память, воображение, выразительную грамотную речь, артистические способности.

  4. Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

  5. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку

Учебный предмет: декоративно — прикладное творчество

Смежные предметы: технология, окружающий мир, изобразительная деятельность, чтение.

Продукт проекта: Кукольный театр из бумаги и картона своими руками. Спектакль «Репка» для учащихся групп продлённого дня в МБОУ НШ №30. Презентация «Кукольный театр своими руками».

Оборудование:

Компьютер, схемы пошагового изготовления изделий, инструменты и материалы для работы по изготовлению кукол, декораций, ширмы: баночки с водой, кисточки, ватман, карандаши, ластик, гуашь, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы.

Этапы проекта:

I этап – организационно — подготовительный.

1.1. Обоснование проблемы.

1.2. Выделение целей и задач.

1.3. Выдвижение гипотезы.

1.4. Тематическое планирование проекта.

II этап — поисковый

2.1. Проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме.

2.2. Актуальность проекта.

2.3. Поиск необходимой информации о видах театров кукол, о разнообразии театральных кукол.

2.4. Выбор сказки, поиск или написание сценария, распределение ролей.

III. Практический этап.

3.1. Анализ идей и обоснование.

3.2. Техника безопасности.

3.3. Изготовление кукол.

3.4. Изготовление декораций.

IV этап – заключительный.

4.1. Представление презентации «Кукольный театр своими руками».

4.2. Представление кукольного театра для детей группы продлённого дня по сказке «Репка».

4.3. Подведение итогов реализации проекта.

Выступление 1 учащегося. (слайд 2)

I.Организационно-подготовительный этап.

1.1. Обоснование проблемы: интерес учащихся к театру и театральной деятельности; недостаточное оснащение атрибутами настольного театра в развивающей среде логопедического кабинета.

Проблемные вопросы проекта:

  • Каково назначение кукольного театра?

  • Какова моя роль для достижения общей цели?

  • Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?

  • Что мы можем сделать коллективно своими руками, чтобы было значимым, полезным и осталось в школе?

1.2. Постановка гипотезы: « Возможно, если мы сделаем кукольный театр своими руками, мы сможем показать сказку для учеников 1-х классов в группе продлённого дня, и поможем в оснащении логопедического кабинета школы атрибутами настольного театра» (слайд 3).

1.3. Цель работы: Создание театра кукол своими руками и организация театральной постановки «Репка» в группе продлённого дня (слайд 4).

Задачи проекта:

  • Узнать об истории театра кукол.

  • Научиться делать театральную куклу из подручных материалов.

  • Сделать ширму и декорации для театральной постановки.

  • Показать кукольный спектакль-сказку «Репка» для детей группы продлённого дня.

Выступление 2 учащегося.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов. Что уже имеется в наличии:

а). Инструменты и материалы для работы по изготовлению кукол, декораций, ширмы: баночки с водой, кисточки, ватман, карандаши, ластик, гуашь, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы.

б). Навыки работы с бумагой и картоном.

в). Знания и умения по изобразительной деятельности.

2. Определить недостающие ресурсы. Чего пока нет, но нужно иметь:

а). Найти информацию о театрах кукол, о видах театральных кукол.

б). Выбрать сценарий сказки.

в). Подыскать и выбрать схемы пошагового изготовления изделий.

г). Изготовить театральные куклы для спектакля.

д). Сделать ширму и декорации к спектаклю.

е). Выучить свою роль

ж).Научиться кукловождению.

  1. Составить план и определить сроки выполнения работы (слайд 5).

Тематическое планирование

02.03-23.03

09.03

09.03-16.03

09.03-16.03

09.03-16.03

23.03

Тема

Особенности выполнения творческого проекта.

Кукольный театр.

Куклы своими руками

Ширма

Выбор и работа над произведением пьесы.

Премьера сказки «Репка»

Вид деятельности

Беседа

Презентация видеоролики

Творческий процесс

Создание эскизов и декораций.

Работа с произведением

Представление Презентации проекта

Содержание деятельности

Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита.

Знакомство с историей театра кукол, с видами театральных кукол, с тем как делают кукол для театра.

Изготовление кукол из бумаги и картона

Оформление ширмы, изготовление декораций.

Распределение ролей. Выразительное чтение сказки «Репка».

Отработка чтения каждой роли.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Выступление 3 учащегося.

II этап — поисковый.

2.1.Социологический опрос.

Мы провели социологический опрос среди друзей, учащихся начальной школы. Всем было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Ваши основные увлечения?

  2. Любите ли вы театральные представления?

  3. Часто ли посещаете кукольный театр?

  4. Что вы знаете о кукольном театре?

Мы опросили 57 человек и составили следующие таблицы и графики

Основные увлечения современных учеников начальной школы (слайд 6)

Основные увлечения

Компьютерные игры

Просмотр мультфильмов

Спорт

Чтение

Рисование

Музыка

Количество учеников

21

16

10

4

4

2

Результаты опроса учащихся начальной школы (слайд 7)

Любите ли вы театральные представления?

Часто ли посещаете кукольный театр?

Хорошо ли вы знакомы с тем как делают кукол для театра ?

Хотите ли вы узнать больше о кукольном театре?

Да

54

5

2

50

Нет

1

50

48

1

Затрудняюсь ответить

2

2

7

6

2.2.Актуальность проекта (слайд 7).

Из нашего обследования можно сделать вывод о том, что кукольный театр ребята очень любят, но ходят туда не часто и очень мало знают о театре, поэтому наш проект актуален и своевременен. Театрализованная деятельность, которую мы проведём в нашей школе в группах продлённого дня для первоклассников – это хорошая возможность познакомить ребят с детской литературой, изобразительным искусством, традициями, народной мудростью. Это возможность нам побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора. Это ощущение праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями (которых мы обязательно пригласим на премьеру) и педагогами в необычном волшебном мире.

Выступление 4 учащегося.

2.3. Историческая справка. Разнообразие театров кукол (слайд 8).

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Выступление 5 учащегося.

В каждой стране есть любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. Неисправимый болтун, он сообщал под видом секретов известные всем вещи; отсюда происходит выражение «секрет Полишинеля». В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует. В Германии тоже есть свой образ национального кукольного героя. Его зовут Касперль, он обычно одет в пёстрый костюм. На голове у него длинный красный ночной колпак, в руке — плоская палка-мухобойка (его оружие). Лицо всегда растянуто в глупой улыбке, нос огромный и кривой, его появление каждый раз вызывает у зрителей ожидание чего-то смешного и неожиданного. Он любит наказать обидчиков палкой и также любитель колбасы, пива и сосисок Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом (слайд 9).

Выступление 6 учащегося.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им Сергея Владимировича Образцова. У Сергея Владимировича была незаменимая перчаточная кукла – Тяпа, которая была с ним более 60 лет. Необычные часы на здании дома театра кукол. Каждый день в 12 часов распахиваются узорные ставни всех двенадцати окошек и показываются все жильцы теремка – начинается маленький театр. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире (слайд 10).

Выступление 7 учащегося.

Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети (слайд 11).

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов

Выступление 8 учащегося.

Виды театральных кукол.

Главные герои театра — это конечно куклы. На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие — в их устройстве.

Виды кукол

  1. Марионе́тка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения (слайд 12 ).

  2. Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол (слайд13).

  3. Гапитно-тростевые куклы – приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками (слайд13).

  4. Ростовые куклы. Кукла надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров (слайд 14).

  5. Планшетная кукла — это театральная кукла, которая «умеет ходить» по полу, по настилу сцены, который называется «планшет». Кукольники во время спектакля могут быть одеты в черное, и при специальном освещении их не видно вообще, только куклы (слайд14).

  6. Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются (слайд 15).

  7. Куклы театра теней — плоскостные фигурки. Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов (слайд 15).

Выступление 9 учащегося.

2.4. Выбор сказки, поиск или написание сценария сказки.

Во многих сказках персонажи повторяются, так в русских народных не обойтись без бабы, деда, внучки и Жучки. Таким образом, если мы изготовим кукол для сказки про колобка – у нас уже не будет возникать вопроса – как сделать куклы для «Репки» или «Курочки Рябы». Из множества сценариев, мы выбрали сказку «Репка» по сценарию автора Олеси Емельяновой (Приложение 1). Распределили роли, каждую роль мы решили — будут изучать по два учащихся, для того чтобы можно было заменить любого участника и для того, чтобы в спектаклях могли участвовать все учащиеся группы.

Выступление 10 учащегося.

III. Практический этап.

3.1. Анализ идей и обоснование (слайд16).

Перед нами возникла проблема, какие куклы мы сможем сделать и из какого материала?

  1. Пальчиковые из фетра.

  2. Перчаточные из папье-маше.

  3. Конусные из бумаги и картона на шпажках.

Мы остановились в своём выборе на третьем варианте, так как эти куклы делаются не так долго как из фетра и папье-маше, они делаются легче и вполне нам по силам и возможностям, у нас есть книга с шаблонами и пошаговыми инструкциями изготовления кукол «Театр на столе» автора И.М. Петровой.

Выступление 11 учащегося.

    1. Выбор материалов и инструментов (слайд 17).

Для работы нам понадобятся: схемы пошагового изготовления изделий; инструменты и материалы для работы по изготовлению кукол, декораций, ширмы: баночки с водой, кисточки, ватман, карандаши, ластик, гуашь, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы, шпажки, пенопласт.

    1. Техника безопасности (слайд 18).

Перед тем как приступить к работе вспомним правила техники безопасности при работе.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Не держите ножницы лезвием вверх.

2. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

3. Не режьте ножницами на ходу.

4. Не подходите к товарищу во время работы.

5. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Техника безопасности при работе с клеем

1. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

3. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

4. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Выступление 12 учащегося.

3.4. Изготовление кукол.

Куклы — главный инструмент, основное действующее лицо и содержание кукольного театра. Для организации нашего театра мы решили, что будем делать конусные куклы из бумаги и картона, которые относятся к верховым и двигаться они будут на шпажках. Трафареты для изготовления кукол мы взяли из книги Петровой И.М. Театр на столе.

Технология изготовления кукол приведена на примере изготовления собаки Жучки. Вся группа учащихся разделена на подгруппы. Каждого персонажа сказки делают по два человека.

Технология изготовления куклы собачки Жучки.

  1. Сначала следует нарисовать нужный шаблон – образец на бумаге. В данном случае, рисуем собаку Жучку.

  2. По шаблонам вырезаем туловище и голову Жучки из плотной желтой бумаги, уши, лапы и хвост–из коричневой. Нос – маленький черный кружок. Глаза — зелёные кружочки. Мордочка — белая бумага (слайд 19).

  3. Склеиваем конус– туловище. Хвост надрезаем по контуру и приклеиваем к конусу. На круг наклеиваем уши, на другой круг ниже его центра наклеиваем мордочку. Наклеиваем нос и глаза. Приклеиваем два круга к конусу, совмещая их вместе (слайд 20).

  4. Для того чтобы персонаж спектакля «Репка» — собачка Жучка, могла двигаться, её нужно посадить на шпажку. Небольшой кусочек пенопласта протыкаем шпажкой. Пенопласт со шпажкой вставляем в конус куклы. Для прочности можно пенопласт смазать клеем (слайд 21).

  5. Аналогично по инструкционным картам выполняем всех героев спектакля «Репка» (слайд 22, 23, 24).

Выступление 13 учащегося.

    1. Изготовление декораций (слайд 25, 26).

Для постановки кукольного спектакля нужны соответствующие декорации. В театре кукол основная декорация — это ширма. Ширма — это небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные. Для своего театра мы изготовили напольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и бумаги.

Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация — художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события. Сначала мы сделали эскиз, так как он помогает лучше распределить декорации в пространстве ширмы, и даёт представление о размерах декораций относительно кукол. Только тогда мы приступили к изготовлению декораций. Мы выполнили плоские декорации – избу, яблоню, забор.

Выступление 14 учащегося.

3.6. Репетиции кукольного спектакля «Репка»(слайд 27, 28)

Оказывается, чтобы управлять куклой на шпажке, необходимо отработать навыки движения куклы по передней створке ширмы и в глубине ширмы, научиться не мешать друг другу в тесноте на небольшой территории за ширмой. Разучивание ролей заняло несколько дней. Только после этого мы соединили словесное действие (текст) с физическим действием персонажей. Большое значение в спектакле имеет звуковое оформление. Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, для нашей постановки мы подобрали фонограмму русской народной мелодии. Интересно и весело проходили репетиции спектакля. Теперь мы выступали в роли актёров – кукловодов. Когда наступил долгожданный день премьеры, мы выступили перед учениками начальной школы. Зрителям очень понравилось наше выступление. Много тёплых и добрых слов благодарности услышали мы в свой адрес. Нам долго аплодировали и приглашали в гости с новой постановкой. Мы тоже остались довольны своей игрой и были счастливы.

Выступление 15 учащегося.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов реализации проекта.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута (слайд 29).Мы узнали много нового об истории театра кукол, выяснили, какие бывают куклы; познакомились с театральными терминами, научились мастерить куклы из бумаги и картона. У каждого из нас куклы получились разные, единственные и неповторимые. Театр — искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. За время работы наш театральный коллектив стал очень дружным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами — кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. Благодаря родителям в нашем театре появилась замечательная ширма и интересные декорации. Самым сложным было — отработать навыки движения куклы в глубине ширмы. Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали кукол, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями. Нас пригласили выступить перед ребятами в школе, значит наш труд не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Многие одноклассники пожелали работать вместе с нами. Ведь театр кукол, созданный своими руками, – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.

V. Список используемой литературы (слайд 30).:

1. Греф А. «Техника театра кукол» Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

2. Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

3. Петрова И.М. «Театр на столе» издательство «Детство –Пресс» Санкт-Петербург 2008г.
Список использованных источников информации:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

2.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол)

3.http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-repka.html (сценарий сказки)

Приложение 1

Сценарий сказки «Репка»

Автор Олеся Емельянова

Рассказчик

Как в деревне Мухоморы

По весне цветут заборы,

А коль где лежит бревно,

В избу вырастет оно.

Там на всё чудес хватает –

Огород себя копает,

И зараз по ведер сто

Носит воду решето.

Там воруют мусор воры…

Только где те Мухоморы?

Их на карте-то искать,

Что клопа за хвост таскать.

А у нас запросто так

Не найдется и пятак.

Дед

Из дома выходит Дед с лопатой и начинает копать огород.

Ой, беда-то, ой беда!

В огороде лебеда!

Зря козу мы в прошлый год

Не пускали в огород!

Грядку вот сейчас вскопаю.

Только что сажать, не знаю.

Внучка

Из окна выглядывает Внучка.

Дедка, посади цветы!

Дед

Дед качает головой.

Вряд ли есть их станешь ты!

Внучка исчезает в окне, из него выглядывает Бабка.

Бабка

Посади-ка дед картошку

Да морковочки немножко!

Бабка прячется, из окна снова выглядывает Внучка.

Внучка

Дедка! Посади спаржу!

Дед

Лучше репу посажу!

Дед бросает в землю семечко возле плетня.

Мы ее, родную, парим,

Тушим, сушим, жарим, варим!

Репу ест который век

Всякий русский человек!

Бабка

Из дома выходит Бабка с лейкой и начинает поливать репу. Репа очень медленно появляется из земли. Видна только ее ботва.

Ярче, солнышко, свети!

Репа, до небес расти –

В пять обхватов шириной

В пять аршинов вышиной,

Да во весь наш огород!

Внучка выходит из дома.

Внучка

Ой, гляди, она растет!

Дед

Ладно, внучка, подождем.

Пусть польет ее дождем,

Ясным солнышком пригреет.

К осени она созреет!

Дед уходит в дом. Внучка оглядывает репу со всех сторон.

Внучка

Что-то очень долго ждать,

Да полоть, да поливать.

Я вот видела во сне

Репу вашу на сосне,

А потом у чудо-елки

Собирали зайцев волки.

Только тем, с кем я дружу,

Эту елку покажу!

Бабка и Внучка уходят в дом. Репа продолжает расти.

Рассказчик

Не успели пообедать,

Репку дед решил проведать.

Репа появляется целиком. Из окна выглядывает дед.

Рассказчик

А она с луны видна,

Как Китайская стена.

Дед

Дед выбегает из дома и осматривает репу. (озадаченно)

Урожайный нынче год,

Из земли все так и прет!

Чтоб не стала, как гора,

Репку выдернуть пора.

Дед

Дед подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть. Репка не поддается.

Слаб я стал на склоне лет,

Вот тяну, а толку нет!

Одолел радикулит –

Ох, спина моя болит!

Бабка!

Бабка

Бабка появляется в окне.

Что еще случилось?

Дед

Помоги мне, сделай милость.

Бабка

(со вздохом)

Жаль, в хозяйстве нет коня.

Дед

Ну, хватайся за меня!

Бабка выходит из дома, хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда.

Бабка и Дед (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддается. Дед и Бабка продолжают тянуть.

Бабка

Ой, животик надорвем!

Ой, не справиться вдвоем!

Дед

Надо нам подмогу звать!

Бабка и дед

(хором)

Внученька!

Внучка появляется в окне.

Внучка

Ну, что опять?

Внучка выходит из дома.

Дед

Ты скорее к нам беги,

Бабке с дедкой помоги.

Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка и Внучка

(хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддается.

Рассказчик

Только репа, как руками,

Ухватилась корешками –

Лучше ей в сырой земле,

Чем на праздничном столе.

Дед, Бабка и Внучка

(хором)

Жучка!

Жучка

Жучка выбегает из дома.

Гав! Гав! Гав! Бегу!

Я сейчас вам помогу!

Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка, Внучка и Жучка

(хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддается.

Бабка

Толку нет и вчетвером!

Дед

Может, проще топором?

Жучка

Дедка, погоди немножко,

Позовем мы лучше кошку.

Дедка, Бабка, Внучка и Жучка

(хором)

Кошка!

Кошка

Из дома выбегает Кошка.

Мяу! Я бегу! Я сейчас вам помогу!

Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка

(хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддается.

Бабка

Впятером не совладать!

Внучка

Может, кипятком обдать?

Жучка

Дело говоришь ты, вроде.

Кошка

И съедим здесь, в огороде!

Дед

(в сердцах)

Что ни делай, все зазря!

Бабка

(мечтательно)

Где б найти богатыря?

Из дома выбегает Мышка.

Мышка

Пип! Я к вам уже бегу.

Не горюйте, помогу!

Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку.

Все

(хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка выдергивается. Все падают.

Рассказчик

Как все вместе налегли,

Вышла репа из земли

Чистым весом в сорок пуд!

Не пропал, знать, мышкин труд!

Все герои берутся за руки и начинают водить вокруг репы хоровод.

Все

(хором)

Приходи, честной народ,

Посмотреть наш огород,

Чудо-репке подивиться!

С нами петь и веселиться!

Приложение 2.

infourok.ru

Интересные поделки на тему театр 2019 года

Театр – это волшебный мир, в основе которого лежит такое понятное и близкое детям действие, как игра. Чем раньше ребенок познакомится с театральным искусством, способным незаметно обучать и развивать, тем богаче будут его эмоции.

Привести впервые в театр можно ребенка в возрасте 2-3 лет. А потом сделать интересные поделки на тему «театр» и играть дома или в детском саду. Театрализованная игра нравится всем малышам.

Важно! Школьники смогут глубже осознать то, что увидели во время представления, если после спектакля своими руками сделают поделку и попытаются отразить в ней свои переживания.

Кукольный театр

Кукольный театр помогает развивать у ребенка речь, воображение, мелкую моторику. Сделать своими руками домашний кукольный театр по силам каждому родителю, особенно если малыши будут участвовать в увлекательном процессе.

Кукольный театр делают из разных подручных материалов, подойдут:

  • бумага;
  • одноразовая пластиковая посуда;
  • фетр;
  • рулончики от туалетной бумаги;
  • носки;
  • круглые коробки из-под сыра.

Куклы в домашнем театре, сделанные своими руками, могут:

  • надеваться на палец;
  • надеваться на руку;
  • быть стационарными.

Фетровый

Эта плотная ткань отлично подходит для изготовления пальчикового кукольного театра. Потребуются:

  • разноцветный фетр;
  • ножницы, нитки, иголка;
  • картон.

Фетровые куклы должны быть размером с детский палец, поэтому надо приложить детскую руку и обвести ее. Пусть ребенок сам нарисует персонажей, маме или папе останется сделать из этого выкройку, перенести на фетр и сшить детали. Элементы лица или мордочки кукол можно приклеить.

Фетровых театральных персонажей легко сшить, посмотрев видео с мастер-классом.

Декорации для такого театра делают, используя фетровые листы формата А4.

Ход работы:

  1. Нарисовать выкройку-схему декорации (лес, домик, поле).
  2. Вырезать все детали, пришить их на лицевую сторону фетрового листа-основы.
  3. Сшить по трем сторонам вместе два листа: основу с декорацией и задник-лист фетра А4 без украшений.
  4. Через незашитую нижнюю сторону вставить лист картона, вырезанный по размеру. Снизу картон должен выступать на 5-7 см.
  5. Подогнуть излишек картона, чтобы получилась подставка.

Бумажный

Это самый простой вариант изготовления кукольного театра своими руками.

Вариант 1

Нарисовать на листе плотной бумаги персонажей сказки. Вырезать их и с изнаночной стороны приклеить на коктейльные трубочки, палочки от мороженого, карандаши. В коробке из-под детских завтраков вырезать лицевую сторону, чтобы получился экран. В нижней части сделать прорезь, куда будут вставляться палочки с героями.

На верхнюю часть коробки закрепить ленту – и театр готов. Ребенок может повесить коробку на шею или на дверную ручку и показывать представление.

Сделать такой театр поможет мастер-класс:

Вариант 2

Склеить из бумаги тубус – туловище театрального персонажа. Размер зависит от того, будет ли кукла надеваться на руку или на палец.

На тубус наклеить элементы мордочки/лица.

Вариант 3

Можно взять готовые тубусы от туалетной бумаги и при помощи цветной бумаги декорировать их.

Перчаточный

Перчаточная кукла должна плотно сидеть на руке, для этого, определив удобное положение пальцев в перчатке, делают выкройку.

Для изготовления куклы – русского шута Петрушки — понадобятся:

  • флис для туловища 3 цветов;
  • наполнитель;
  • пряжа;
  • паста для моделирования или пластилин;
  • ножницы.

Ход работы:

  1. Голова формируется из пасты для моделирования или пластилина. В середину вставляют картонный тубус по размеру пальца. Волосы из пряжи приклеивают.
  2. По выкройке варежки сделать одежду Петрушки, сшить, в ручки вставить трубочки из картона. Их набивают наполнителем и закрепляют клеем.
  3. Сшить колпачок, приклеить на голову.

Видео, как сшить перчаточную куклу:

Важно! Чтобы сшить кукольный театр, потребуется время и терпение, зато результат порадует малышей –дома оживут любимые сказки, а родители вместе с детьми смогут придумать новые увлекательные истории.

Театр из носков

Носочные персонажи забавны, ведь на длинной шее у них располагается только голова с открывающимся ртом. Из носков делают гусей, змеек и фантазийных персонажей.

Интересные поделки на тему театр можно сделать из пластиковых ложек, пустых пластиковых банок и многого другого.
Конкурс в школе

Школьные поделки на театральную тему могут быть выполнены в разных техниках.

Вариант 1

На конкурс для школы подойдет объемная аппликация.

Понадобятся:

  • цветная бумага и картон;
  • бархатная ткань;
  • клей, степлер.

Ход работы:

  1. Распечатать фасад Большого Театра и балерину.
  2. Лист А4 сложить пополам, на верхнюю часть наклеить распечатку фасада, украсить колоннами, сделанными из бумаги (накрутить на трубочку).
  3. Внутреннюю часть согнутого листа декорировать бархатом, сверху наклеить фигурку балерины.

Вариант 2

Миниатюрный театр своими руками привлечет внимание зрителей, которые будут осматривать поделки.

Потребуются:

  • небольшая прямоугольная коробка;
  • ткань, витой шнур;
  • синельная проволока;
  • пластилин, нитки;
  • декор – объемные звезды, блестки.

Ход работы:

  1. Оформить коробку в виде сцены. Для этого отрезают одну из широких сторон коробки, чтобы получилась сцена. Внутреннюю часть обклеивают белой бумагой, пол делают коричневым или зеленым.
  2. Над сценой из ткани размещается небольшая горизонтальная портьера, боковые части кулис декорируют тканью. Складки драпируют и подхватывают витым шнуром. Им же закрывают верхнюю часть коробки, чтобы замаскировать соединение ткани и картона.
  3. Корпус персонажей делают из пластика, пластилина, самозастывающей массы, из этих же материалов делают отдельно ручки и ножки. К фигурке они крепятся синельной проволокой. На все детали фигурки крепятся нитки, которые уводятся вверх в кулисы, где и закрепляются. Получается фигурка марионетки.

Вариант 3

Многие школьники увлекаются оригами. Это отличный материал для создания поделки на конкурс.

Понадобятся полоски салатового, голубого и фиолетового цвета, готовая маска, клей-блестки, акриловые краски.

Ход работы:

  1. Оформить маску. Черным цветом нарисовать глаз, голубым – рот. Вокруг одного глаза сделать фантазийные узоры голубого и фиолетового цветов. Добавить блесток.
  2. Накрутить из бумаги роллы и сделать лепестки.
  3. На основу — лист картона — выложить маску и вокруг нее выложить роллы и лепестки. Украсить блестками.

Вариант 4

Почти в каждом доме найдется немало лоскутков, они пригодятся, чтобы сделать яркое панно на театральную тему.

Определив сюжет, делают схему в полный размер будущего панно и подбирают разные по цвету и фактуре лоскутки. Вырезают из них элементы и пришивают вручную или на машинке.

Интересно смотрится на панно соединение плоских и объемных элементов, для этого подойдут вязанные или сшитые детали.

Вариант 5

Старшеклассникам понравится идея коллажа. В качестве основы берется рамка, задник затягивается холстом.

Рамка может быть:

  • из дерева, узкой или широкой;
  • тонированной под старину;
  • багетная с узорами, выкрашена в золотой цвет.

Рамка оформляется старинными театральными афишами, программками, распечатанными лицами актеров, масками, сухими цветами. Края можно декорировать тканевыми кулисами.

Конкурс в детском саду

В детских садах часто проводят конкурсы, в том числе на тему «театр».

Вариант 1

Большинство малышей в возрасте от 3 лет любят мастерить из деталей конструктора Лего.

Лего пригодится и для создания поделки на тему «театр» своими руками.

Можно построить сцену и разместить на ней актеров-кукол:

Еще один вариант использования Лего – сделать теневой театр.

Ход работы:

  1. Понадобятся элементы Лего, пластина Дупло Лего, белый лист формата А4, фонарик.
  2. Из деталей Лего сделать маленькую сцену, украшенную декоративными элементами, с боковыми колоннами.
  3. Поместить между колонн лист бумаги.
  4. Позади листа сделать еще одну сцену, на которую будут выставляться персонажи.
  5. Установить фонарик так, чтобы свет падал на фигурки.

Театр готов к представлению!

Вариант 2

Театральную аппликацию из бумаги и подручных материалов с удовольствием сделают дети 4-6 лет. Аппликация посвящена героям сказки «Три поросенка».

Ход работы:

  1. Подготовить материалы – листы разноцветного картона, ножницы, клей, а также солому и палочки.
  2. Вырезать из розового картона 3 поросят.
  3. Вырезать из белого картона шаблоны 3 домиков. Каждый домик украсить по-своему. Один обклеить соломой, другой – палочками, третий – вырезанными из коричневого картона кирпичами. Не забыть сделать окна из голубого картона и двери.
  4. Наклеить детали на лист яркого картона. Работа готова!

Вариант 3

Пригодится коробка, из которой можно сделать экран-сцену. Видео, помогающее решить эту задачу:

Вариант 4

Понадобятся рамка для картины, цветной картон, ножницы, нитки, клей.

Персонажи выбранной сказки вырезаются из картона – они будут плоскими. Украсить их можно, сделав из ниток волосы, наклеив готовые глазки. Персонажи закрепляют в рамке, ее декорируют в духе сказки – наклеивают по боковым сторонам деревья, цветы, избушку.

Вариант 5

В садик можно сделать аппликацию из бумаги «Театральные маски»:

  1. Из листа А4 вырезать контур лица.
  2. В середине согнуть и надрезать – получится выступающий нос.
  3. Сделать прорези для глаз.
  4. Ребенок может сам разрисовать маску по своему вкусу.

Венецианскую маску можно сделать, если взять картон. Картонную маску можно декорировать бисером, пайетками, наклеить блестящие ленты. Носом станет пробка из пластиковой бутылки.

Вариант 6

Если плоские камни разрисовать акриловой краской, получится каменный театр.

Заключение

Интересные поделки на тему «театр», сделанные руками детей, развивают воображение и помогают проявить творческое начало, заложенное в каждом ребенке. Психологи уверены, что такая работа снижает уровень стресса у малышей, а школьникам младших классов помогает развивать креативные способности.

www.hobobo.ru

Домашний кукольный театр своими руками, идеи для дома и садика

Конечно, куклы из музея Театра С.В.Образцова прекрасны. Но для домашнего кукольного театра можно сделать игрушки своими руками.

Домашний кукольный театр помогает развлекать ребенка, ведь здесь можно импровизировать по своему усмотрению. Такие занятия развивают разговорную речь, внимательность и образное мышление. Кукол можно сделать разными способами, здесь все зависит от вашей фантазии и умения.

Куклы

Традиционные куклы надеваются на руку кукловода, указательный палец управляет головой персонажа, а большой и средний — ручками.

Такой куклой могут управлять одновременно два человека: на ногах куколки есть петельки для пальцев, голова и руки управляются с помощью трех палочек:

У нас даже есть несколько мастер-классов на тему игрушек на руку.

Сказка «Варежка»

Например, куклу можно сшить (как этих зверушек):

Видео, как сшить перчаточную куклу:

Свалять и связать (например, как эту Лошадку):

Из подручных материалов

Также можно сделать кукол для театра детского сада из подручных материалов силами самих детей.

Яблочкова Наталья предлагает совсем простой вариант. Любимую сказку малыша можете в очередной раз рассказать не вы, а два веселых гномика, которых легко сделать своими руками, конечно, вместе с ребенком.

1. Для поделок понадобятся карандаши, на которые будут надеты головы гномиков.
2. Основание головы может быть выполнено из корковой пробки, старых деревянных дверных ручек или пластилина. Вырежьте круглую деталь, сделайте в ней отверстие по диаметру карандаша.
3. Из разных лоскутков ткани сшейте колпаки, оденьте их на головы гномиков.
4. Волосы сделайте из разноцветной пряжи, надев под колпаки. Для получения крепкой поделки можно воспользоваться клеем.
5. На лице нарисуйте гуашью глаза, рот, нос, щеки. Если за основу взят пластилин, то части лица можно сделать из этого же материала.
6. Наденьте головы гномиков на разноцветные карандаши.

И таких простых кукол можно сделать буквально из любого подручного материала:

Классное видео про кукольный театр из коробки, бумаги и трубочек для коктейля:

Чтобы сделать куколку своими руками, приготовьте:

  • деревянные лопатки (кухонные),
  • квадратные лоскутки ткани,
  • пряжу для волос,
  • деревянные шпажки,
  • карандаши,
  • ножницы, клей,
  • бусинки, ленточки для украшения.

 

Первый вариант: сделайте простую куколку из платочка, привяжите к ручкам и голове по ниточке. Другие концы ниток привяжите к двум связанным крестиком карандашам.

Второй вариант: на деревянную лопатку приклеиваем волосы из ниток. У квадрата ткани вырезаем серединку, надеваем его на лопатку, перевязываем по диагонали ручки, повязываем поясок.

Рисуем кукле лицо, делаем прическу, наряжаем.

В ручки вставляем шпажки. Принцесса для кукольного театра готова.

Можно сделать кукол для театра из такой будничной вещи, как носки. Мастер-класс по изготовлению Лягушонка:

Пальчиковые куклы

Также малыши очень любят куколок-на-пальчик.

Например, вязаных:

Мастер-класс по вязанию поросенка:

В жизни любого ребёнка всегда есть место для сказки. Её можно рассказать, прочитать и даже показать. Для быстрого изготовления хорошо известных и любимых героев не понадобятся какие-либо особенные умения. Достаточно самой простой выкройки и такого материала как фетр. Он хорошо сохраняет форму, не деформируется и его не нужно обмётывать. Для маленьких детей такие куклы сможет сделать мама, а старшие дети уже смогут помочь родителям в их изготовлении.

Необходимые материалы:

• коричневый, бежевый, чёрный, серый и красный фетр
• бумага для шаблона
• карандаш
• фломастеры
• швейная машинка или иголка с нитками
• мелкие бусинки, тесёмочки
• клей, кисточка

Последовательность работы

Нарисуйте и вырежьте для шаблона фигурку по форме пальца размером 7,5 Х 4,5 см. Затем обведите по шаблону на выбранном листе фетра по две заготовки для каждого героя и с соответствующего материала — мелкие детали. На одной из них нужно будет наклеить черты лица персонажа и после этого прострочить половинки туловища на машинке или прошить вручную белыми нитками, оставляя незашитой нижнюю часть.

Примеры изготовления кукол

Собака
Вырежьте две заготовки из бежевого фетра. Затем два коричневых уха, а также необходимые детали для мордочки и двух лапок. Разложите их на лицевой части фигурки, перед тем как наклеивать.

Уши нужно вставить между лицевой и обратной сторонами. Для прочности можно сначала приклеить их и после этого сшить обе заготовки.

 

Гавайская девочка
Из коричневого и чёрного фетра подготовьте две фигурки. Изнаночная сторона должна быть выше, так как она выкраивается с причёской.

Для юбки необходимо вырезать кусочек ткани с бахромой. Из такой же ткани подбирается лента для причёски. Для глаз и рта можно использовать более тонкую ткань. После этого обе части куклы сшиваются.


Гном
Создавая шаблон, продлите туловище немного вверх.

На лицевую часть фигурки наклейте красный колпачок. Затем нужно вырезать закруглённый с одной стороны прямоугольник бежевого цвета для лица и наклеить его. После этого добавить белую бороду. Затем приклеить глаза из кружков голубого цвета и красный овал для носа. Прострочить обе части куклы.

Пингвин
На подготовленную основу для куклы из чёрного фетра наклейте вырезанную белую грудку и мордочку, а затем лапки.

Когда заготовка подсохнет, наклейте чёрные треугольники для глаз и красный для клюва. Затем обе части туловища можно прострочить.

Ёжик
Для этой куклы из серого фетра нужно подготовить лицевую часть по размеру шаблона, а из чёрного фетра вырезать изнаночную часть немного шире. Затем, срезая уголки, выкроить иголки.

На лицевую сторону куклы наклейте брюшко из светло-серого фетра, чёрные глаза, носик и лапки, а затем чёлку. Соедините обе части заготовки.

Таким способом можно сделать любых сказочных героев или придумать свою сказку и новых героев. Кукольные спектакли формируют у детей любовь к творчеству, развивают разговорную речь, фантазию и актёрское мастерство.

Еще вариант — совсем простых игрушек, как этот Зайчик-на-пальчик, который делается за пять минут:

Еще один вариант вязаного кукольного театра «Трансформер» для спектакля «Колобок» прислала Александрова Оксана Эдуардовна:

«Я работаю воспитателем в детском саду №267 г.Ижевска. Вообще идея сделать этот необычный театр возникла у меня не сразу. Вязала я сначала зайчика в комбинезоне, а потом решила связать и остальных героев сказки. А выбрала именно эту сказку не просто так, а потому, что по сюжету герои не встречаются друг с другом, то есть можно спокойно переставлять головы. На фото не видно, но у них и хвосты меняются, крепятся они на контактную ленту — у зайца и медведя хвосты в виде бамбошки, а у лисы и волка связаны как мочалка. Я думаю вы оцените мою работу).»

В этом видео показано, как сделать кукольный театр из носков и коробки:

Ширма

Для более серьезных представлений можно купить готовую ширму или сделать самому.

 

Видео для пап, которые могут сделать своими руками из дерева, фанеры или ламината:

Самую простую ширму для кукольного театра можно сделать из большой картонной коробки из-под бытовой техники:

Видео:

А вот Петрушка — это и игрушка, и ширма — «2-в-1». В конусное основание из пластикового стаканчика прячется кукла при помощи палочки, на которую она надета.  И так же выскакивает, что очень нравится малышам.

Самодельный Петрушка, ярмарочный, который умеет размахивать кулачками и прятаться в свой стаканчик.
Поскольку пошит он относительно давно, фотографий процесса производства нет. Но и больших сложностей тоже нет, можно объяснить на словах.

За основу берутся две палочки, длинная — ось, и короткая — плечи. Привязываются крестом, желательно надпилить их слегка для стыка, чтобы крепче держались. Затем в квадрат белой ткани заворачивается кусок ваты или ветоши, надевается на палку, завязывается — получается голова. Два противоположных конца идут на руки, два — подвязываются под плечами. Из цветной ткани вырезается рубаха, сшивается, надевается на куклу. В кулаки нужно вложить что-то для тяжести (маленькие камушки или орешки). На голову пришить волосы, разрисовать лицо.

Для бочонка можно взять пластиковый стакан, в дне проделать дырку, в которую вставить палочку с Петрушкой. Обшить стакан тканью, снизу ее подвязать, сверху пришить рубаху. Украсить тесьмой. Теперь Петрушка может поворачиваться, размахивая руками, прятаться и выскакивать на потеху детям.

А вот по вальдорфской методике сказки рассказываются без всяких ширм, с использованием обычных игрушек и кукол на игрушечной сцене:

Ну а самый простой кукольный театр — это театр теней. Наверняка многие с детства умеют показывать собаку или страуса, а вот еще варианты:

Как  говорится, подручнее некуда 🙂

А если немножко постараться и сделать фигурки из бумаги и ширму из коробки, то получится такой же замечательный театр теней:

Еще видео — кукольный театр из бумаги:

По мере появления у нас новых мастер-классов на эту тему, мы будем добавлять сюда их анонсы.

Присылайте свои фотографии, если у вас дома тоже есть свой кукольный театр!

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса. Посмотрите также:

Тряпичная кукла Бессонница
Людмила Евсеева прислала нам еще один мастер-класс по народной кукле, спасибо ей большое! Мастер-кла…

Куколки, вязаные крючком, в технике амигуруми
Куколки крючком (амигуруми) Куклы пользуются огромной популярностью среди девочек. В этих мастер-кл…

Еще одна выставка кукол
Хочу показать вам фотографии с XI Международной выставки кукол в Москве. Восхитительное зрелище! …

Принцесса из пластилина
Принцесса из пластилина Все девочки мечтают быть принцессами, покупают принцесс в виде игрушек и от…

Сонечка Ирины Ма
Ирина Ма представляет еще одну историю волшебного превращения куклы. У нас уже есть мастер-класс Ири…

Оберег Ловушка для снов — мастер-класс
 После того, как мы сделали индейский амулет Ловец снов,  пора переходить к нашему, сибирскому обере…

Подарки фей
Встречайте новую работу в номинации «Рукоделие» от Людмилы Лауренчикене. «Здравствуйте, рукодельниц…

Кукла «Пасхальная голубка»
Мастер-класс на конкурс поделок “Подарки к Пасхе” подготовила Обабкова Валентина Ивановна, руководит…

Восточная красавица Ирины Ма
Давненько мы не смотрели работы Ирина Ма. Вот, например, эта восточная красавица по имени Ширин и ее…

Народные куклы Олеси Косыревой
Хочу представить вашему вниманию народных кукол работы Олеси Косыревой, она работает в школе учителе…

Сегодня Международный день кукольника!
Поздравляю всех любителей кукол и кукольного театра! Этот праздник отмечается 21 марта, начиная с 2…

Кукла Покосница
Завтра покажу вам интересную куклу Рябинку, но сперва для этого надо научиться делать куколку Покосн…


Поделиться новостью в соцсетях