Темповая задержка моторного развития что это: Задержка моторного развития

Содержание

Задержка темпов моторного развития | Официальный сайт Санаторно-курортный комплекс ДиЛУЧ

Главная → Задержка темпов моторного развития

Каждый ребенок, появляющийся на свет, обладает своим собственным набором самых разнообразных качеств, присущих только ему. Именно поэтому развитие моторики малыша – процесс сугубо индивидуальный. Однако, педиатры разработали ряд общепринятых норм, отклонение от которых в той или иной степени может насторожить специалистов и заботливых родителей. Какие именно симптомы говорят о задержке двигательного развития? Стоит ли бить тревогу?

Симптомы задержки двигательного развития

В первую очередь стоит отметить, что отклонение в моторном развитии характерно для детей в первые годы жизни, и даже твердо поставленный диагноз не является приговором! Поэтому паниковать и опускать руки ни в коем случае не стоит. Чем раньше взрослые смогут заметить, что ребенок хуже других справляется с освоением таких навыков, как ползание, сидение или первые шаги, тем более вероятен положительных исход своевременно принятых мер.

На то, когда именно малыш начнет сидеть, стоять и прочее, огромное влияние оказывают такие факторы, как генетические особенности, окружающая среда, физическое и психическое здоровье. Поэтому точные временные рамки этих событий установить достаточно сложно. Неправильно говорить о наличии проблемы в том случае, если малыш, например, научился сидеть с небольшим опозданием. Однако, если опоздание затянулось на несколько месяцев, этому факту обязательно нужно уделить внимание, и обратиться за помощью специалистов.

Примерные сроки развития моторных навыков у детей первого года жизни

Движение или навык

Средний срок

Временные границы

Улыбка

4 недели

3-8 недель

Гуление

7 недель

4-11 недель

Держание головы

3 месяца

2-4 месяца

Направленные движения рук

4 месяца

2,5-5,5 месяцев

Переворачивание

5 месяцев

3,5-6,5 месяцев

Сидение

6 месяцев

4-8 месяцев

Ползание

7 месяцев

5-9 месяцев

Произвольное хватание

8 месяцев

5,5-10,5 месяцев

Вставание

9 месяцев

6-11 месяцев

Шаги с поддержкой

9,5 месяцев

6,5-12,5 месяцев

Самостоятельное стояние

10,5 месяцев

8-13 месяцев

Самостоятельная ходьба

11,5 месяцев

9-14 месяцев

 

Признаки задержки двигательного развития

Каждый месяц жизни малыша до года в норме должен сопровождаться освоением какого-либо нового навыка моторного развития. Это новое умение говорит о развитии головного мозга ребенка и его костно-мышечной системы.

  • В первые два месяца жизни малыш не умеет еще практически ничего. Взгляд он может зафиксировать лишь на несколько секунд, а движения рук и ног хаотичны. В этот период жизни еще сложно выявить отставание в развитии двигательного развития. Но опытный специалист сможет распознать повышение или понижение мышечного тонуса и некоторые другие признаки, способные свидетельствовать о нарушениях в развитии малыша.
  • Ребенок должен пытаться приподняться в положении лежа на животе, отклонять голову. Если же этого не происходит, имеет смысл обратиться к специалисту.
  • В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже может переворачиваться со спины на бок и живот и обратно. Если он этого еще не делает, стоит так же обратиться к врачу. Причины могут быть не слишком опасными, однако, раннее обращение к врачу может уберечь от достаточно серьезных последствий.
  • К восьми месяцам малыш уже активно ползает или, по крайней мере, пытается научиться. Если же этого не происходит, необходима консультация специалиста.
  • К достижению годовалого возраста малыш должен делать один или несколько шагов с поддержкой родителей или без нее.

Как проявляется темповая задержка моторного развития у ребенка?

Как уже говорилось ранее, существует ряд общепринятых норм, на которые можно ориентироваться при выявлении задержек моторного развития ребенка. Однако, прежде чем расстраиваться и переживать, если навыки ребенка при достижении определенного возраста не соответствуют этим нормам, рекомендуем обратиться за консультацией специалиста. Процесс развития малыша сугубо индивидуален и у каждого протекает по-своему.

Определить, является ли отставание малыша в развитии проблемой, выявить ее первоисточник и принять правильные меры, чтобы избежать серьезных последствий, способен только врач, опираясь на результаты проведенных исследований. ЗТМР у ребенка может быть вызвана целым рядом причин, поэтому визит к детскому врачу-неврологу лучше не откладывать.

Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» всегда рады ответить на вопросы обеспокоенных родителей. Такие специалисты, как детский невролог, хирург, педиатр и многие другие проведут профессиональную консультацию, назначат необходимые исследования и поставят диагноз, если таковой имеется.

 

 

Темповая задержка моторного развития//Рахит — 103 ответов на Babyblog

такие вот страшные диагнозы поставили нашей крошке…

Я в отчаянии! Уже так устала переживать, сил моих больше нет! В связи с чем эта задержка образовалась, я так и не поняла…

Все по порядку. Малышка родилась ровно в 39 недель, 8/9 по Апгар. До 4-х мес. развитие соответствовало срокам (помню, примерно в 4 мес. я отметила, что за ней теперь глаз да глаз — такая она активная и вертлявая стала. Без умолку гулила, очень резво крутилась на боку или на спине вокруг своей оси, казалось, что вот-вот начнет переворачиваться).

в 4,5 мес. я немного напряглась, потому что Софийка так и не перевернулась… и вообще стала какая-то беспокойная, пассивная, практически перестала гулить. Стала плохо спать, начала вскрикивать по ночам (например, спит спокойно и резко как завизжит, потом только просыпается вся в слезах). Мы связывали это то с переменой погоды, то с зубами (первый проклюнулся в 5мес 5 дней). В это же время доча начала активно чесать голову, особенно затылок (я связала это с корочкой на голове, даже пост писала). Параллельно у нее начали сильно выпадать волосы (у нее длинные волосы с рождения), голова при этом не лысела, зато на подушке/в шапочке волос оставалось, как после сильно линяющего кота! Свекровь сказала, что я все выдумываю, что это нормально и волос меняется. Педиатр тоже оставила этот вопрос без внимания. Недели через 1,5-2 все само собой резко прекратилось. Сразу после этого (примерно в 5,5 мес) малышка начала часто просыпаться по ночам (я практически перестала перекладывать ее обратно в кроватку после кормлений), особенно под утро начала как-то постанывать, плакать с закрытыми глазами, отказывалась от груди… Это продолжалось примерно неделю-две и прекратилось (в это время как раз лез второй зуб). К концу 5 мес. поведение малютки нормализовалось, она снова начала активно гулить, что-то рассказывать, но! постоянно лежала на спине! На животе вообще находиться не любит и на живот сама не поворачивается! Только с живота на спину.

В связи с этим, в 5 мес ровно пошли мы к неврологу. Та померила голову, что-то пробормотала про затылок и назначила Аквадетрим по 4 капли/день до конца мая. Ребенка практически не осмотрела, начала писать в карту с моих слов. Когда я сказала, что ребенок не переворачивается, выпучила глаза и поставила диагноз: Задержка моторного развития. Отправила на электростимуляцию спины и массаж (cito). Отходили на СМТ и массаж — эффекта 0! Вот уже 6 мес малышке — ничего не меняется. И тут у меня потихоньку начинается паника! Читаю ленту, ровесники уже чуть ли не бегают, а наша лежит себе и никаких попыток к активной деятельности даже в помине нет! Наконец-то получилось попасть к другому неврологу в нашей пол-ке (ее все хвалят). Та посмотрела и озвучила диагноз Темповая задержка (сказав, что ничего критичного, просто позже все у нее). Отправила на контроль НСГ и выписала: Нейромультивит по 1/4 (№20), Рыбий жир (по 1/2 ч.л.) и начинать массаж и ЛФК. Дома я заглянула в карту и чуть не упала — в статусе: форма головы — Гидроцефал…). Заключение НСГ: расширение МПЩ, скопление жидкости по конвенситальной поверхности, сосудистая дисциркуляция…. Откуда это взялось?? В месяц делали, все в норме было! Невролог сказала ничего страшного, к лечению добавила Пантогам. После невролога мы зашли к педиатру, которая привязылась ко мне с АКДС! «Да все у вас нормально, что же вы так переживаете-то?». Ощупывая родничок, как-то задумчиво сдвинула брови. Я спросила в чем дело и тут она выдала: «У вас рахит. Подострое течение. Вам же прописали рыбий жир. Все нормально будет. Сейчас у всех городских детей рахитик» С тех пор я нахожусь в какой-то прострации. Рахит — это же такое серьезное заболевание!!! Официально в нашей карте ни слова об этом! Я буквально выбила из нее диагноз! Почему врачи так несерьезно относятся к нему?? Почему описанные симптомы игнорировались (я тогда не знала, что это симптоматика рахита!!!), ведь в современных условиях можно без труда предотвратить эту болезнь!!! И даже сейчас нам никто не говорит сдать анализы крови и мочи (к слову, мы сдавали только в 1 мес — полгода назад!!!), лечение назначается «на глазок», а ведь гипервитаминоз Д очень опасен!!!

Начали массаж на дому (за 2 недели видны результаты, но массажистка сказала, что отставание наше примерно месяца на 2!!! и это из-за рахита….). Сказала, что руки и спинка очень слабенькие и нельзя присаживать ребенка ни в коем случае! А вот наш хирург-ортопед возмутилась, что в 7 мес ребенок еще не сидит и сказала, что в нашем возрасте присаживать в обязательном порядке!

Девочки, может у кого-то была подобная ситуация? Как вам назначали лечение? Как быстро/долго идет процесс восстановления? Может быть, мне какие-то витамины пить (мы на ГВ)? Какие еще сдать анализы? Боюсь упустить время.

Спасибо всем, кто откликнется!!!

Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном

22.03.2017

Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень  развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.

Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения.  Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития.  Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.

Причины задержки психического развития

В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.

К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.

Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.

Виды задержки психического развития

Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.

  1. ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.

  2. ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными  тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.

  3. ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто. Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т.д.

Отличительные черты детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.

Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.

Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.

Диагностика

Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.

При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.

Коррекция

Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата  проводит логопед.

При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.

Профилактика

Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы. 


Выявляем нарушение психомоторного развития ребенка

При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.

Отставание в развитии на 3 — 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.

Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.

В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 — 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 — 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука — лицо», «рука — рука», «нога — нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 — 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 — 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 — 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).



Дополнительная информация:

Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 — 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 — 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.

Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 — 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 — 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 — 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.

источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин , Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)



читайте также:

статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017) [читать] или [читать];

статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать]



читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]

Задержка моторного развития у детей ⋆ Школа детского массажа Елены Гореликовой

Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, — это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.

психомоторное развитие

Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития.
Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов.
Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента.

Задержка психомоторного развития

Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия.
Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД).
ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы.
Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей?

Рекомендации остеопата

Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме:
1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений
2. остеопатическая коррекция дисфункций
3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели
4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций
5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели
Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции. Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов. Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции — малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным.
Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций.
Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Упражнения при задержке моторного развития, упражнения при задержке моторного развития у детей, массаж при задержке моторного развития, упражнения при задержке моторного развития у младенца

Вопрос:

Здравствуйте!
Спасибо за рубрику — очень много полезных рекомендаций. К сожалению, нашла сайт не
вовремя. Моему сыну (1 год ровно) невропатолог поставил диагноз — пирамидная недостаточность, темповая задержка развития. Малыш не ходит и не стоит самостоятельно (лишь возле опоры).
К тому же постоянно поднимается на носочки. Назначен курс массажа с ЛФК.
К сожалению, с массажисткой общий язык мы не нашли: массаж был настолько
интенсивным, что ножки становились бордовыми, а под пальцами появлялись белые пятна. Ребенок все сеансы (а мы прошли их 3) прорыдал — до икотки. К тому же ни ягодички, ни спинку нам не массировали.
Я разрывалась между сознанием того, что массаж необходим и жалостью к ребенку.
После прочтения Ваших ответов решила сменить массажиста, сейчас делаем перерыв, чтобы он забыл стрессовую ситуацию.
Хотелось бы с Вами проконсультироваться вот в чем: массажистка в виде гимнастики
выполняла с нами 2 упражнения — приседания-вставания (5 раз) и наклоны вперед-поднимание туловища (столько же).
Все насильно. При этом ребенок сопротивлялся, плакал. Теперь совсем отказывается вставать на ножки, просто боится. Когда я пытаюсь поставить его (а тем более, повести) тут же расслабляет ножки, не упирается ими об пол. И плачет.
Переходит на ползание (а это он делает очень хорошо). Как мне быть? Может, Вы
посоветуете какие-нибудь упражнения при задержке моторного развития у детей?. Мы с ним прыгаем (в обуви, ножки распрямлены) — ему очень нравится. Я при этом держу его под мышки и слегка подбрасываю вверх. Это не может навредить?
Заранее очень благодарна за ответ!

Автор: Наталия

Ответ:

Здравствуйте!
Во-первых, Вам нужно устранить стояние на носочках, которое, скорее всего, провоцирует гипертонус в мышцах ног. Надеюсь, Вам удастся это с новым массажистом.

Во-вторых, прекратить выполнять те упражнения, которые приходится выполнять насильно. Это поможет ребенку психологически расслабиться и подготовиться к самостоятельной ходьбе.

Нужно вводить упражнения, которые малыш не знает и есть шанс, что не станет сопротивляться.

Прыжками, если они не выполняются резко и не на носках, Вы не навредите.

Упражнения при задержке моторного развития Вам нужны следующие:

Так как для начала нужно прекратить попытки ребенка расслабить ножки во время упражнений, сначала поможем ему в этом.

Отталкиваться нужно от упражнения, которое нравится малышу – прыжки, т. е. начинать с него. В процесс выполнения прыжков нужно плавно, не акцентируя внимания ребенка, вводить новые упражнения.

Упражнение с прыжками нужно выполнять на мяче диаметром 50-90 см, помощник удерживает мяч. После того как ребенок развеселится, ладони, которыми Вы поддерживаете ребенка, нужно опустить на голени, обхватив их спереди, а предплечья расположить впереди коленных суставов, тем самым произойдет выпрямление ног.
В таком положении нужно покачиваться на мяче вверх-вниз.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, нужно своим корпусом поддерживать его спинку, не давая упасть с мяча. После того как почувствуется, что во время этого упражнения коленные суставы перестанут сгибаться, ладони можно будет снова возвратить в подмышки и качать ребенка вверх-вниз, добавляя усилие большими пальцами рук, находящимися сверху плечевых суставов (остальные в подмышечной впадине).

Когда малыш адаптируется к тому, что он может вставать на ножки в любое время, нужно начинать водить его за ручки, попеременно за каждую, ребенок психологически привыкнет к ходьбе и вскоре порадует Вас первыми самостоятельными шагами.

Автор: детский массажист Егоров Сергей

Ссылки по теме:

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Стояние на носочках

ЛФК по авторским методикам Сандакова, Войта, Бобат

Записей не найдено.

Методики Войта и Бобат, Сандакова сейчас у многих родителей на слуху: они относятся к наиболее популярным методам лечения двигательных расстройств и входят в большинство программ реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

  Развитие координации движений у всех людей происходит в строгой последовательности: сначала происходит стабилизация в пространстве головы и шеи, затем туловища, потом верхних конечностей, и в последнюю очередь – нижних конечностей. Этот принцип заложен во всех современных методиках кинезитерапии, в том числе в Войта- и Бобат-терапии, методике Сандакова. Несмотря на то, что преследуют они в целом одну и ту же цель, между ними есть некоторые отличия.

Бобат-терапия

Бобат-терапия носит название по фамилии разработавших метод супружеской пары из Лондона — физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога Карта Бобат. Оказывается, что есть физиологические позиции тела ребенка, позволяющие затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствуют снижению мышечного напряжения и позволяют сформировать правильные движения и навыки.

Метод опирается на принципы кинезиотерапии (лечение движением).

  Инструктор ЛФК помогает ребенку принять физиологическое (то есть максимально естественное) положение, которое способно скорректировать патологическое движение. Так, постепенно, с каждым занятием у ребенка появляется «двигательная осознанность»: он понимает, что нужно сделать, чтобы перевернуться, встать, как наклонить голову. Благодаря многократным повторениям специалист совместно с родителями помогает ребенку сформировать правильный стереотип движения, который не смог развиться из-за наличия той или иной патологии. С точки зрения нейрофизиологии, действие Бобат-терапии объясняется феноменом пластичности ЦНС и ее способности к восстановлению.

Войта-терапия

 Войта-терапия была разработана в 1950-1970 годах чешским неврологом Вацлав Войта, который много лет посвятил работе с детьми с ДЦП. Он обнаружил, что при воздействии на определенные участки тела возможно развить двигательные реакции и навыки, которые ребенок без патологии развития формирует за первый год своей жизни естественным путем. С точки зрения моторного развития ребенок решает одну задачу – переориентироваться в пространстве из горизонтального в вертикальное положение. То есть все моторные навыки в течение этого времени – лишь этапы вертикализации.

  Войта-терапия основывается на этих принципах развития. Во время занятия специалист по ЛФК воздействует на определенные зоны на теле ребенка, что способствует смещению центра тяжести тела. В ответ на такое раздражение у малыша возникает либо рефлекторное ползание, либо рефлекторный поворот. Центральная нервная система, в свою очередь, активно включает в работу опорно-двигательный аппарат, из-за чего у ребенка начинают формироваться новые, правильные движения и навыки.

 Третьим по популярности в России  является авторская методика российского детского врача-невролога Дмитрия Васильевича Сандакова. Он более двадцати лет занимается изучением и практическим решением проблем неврологии детского возраста. Для коррекции патологических рефлексов, при мышечной дистонии, задержке двигательного развития он попытался найти и использовать другие методы воздействия. Разработанная и внедренная Д.А. Сандаковым авторская методика опирается на научные исследования Л.О. Бадалян, К. А. Семеновой, А.Ю. Ратнера и других выдающихся специалистов в области детской неврологии. Методика основывается на стимуляции основных установочных рефлексов согласно неврологическому возрасту. Метод Сандакова сочетает в себе элементы терапии Бобатов, меридианного и точечного массажа, а также – приемов мягких мануальных практик.

  Методика Сандакова используется при: ДЦП ( все формы). синдроме мышечной дистонии, темповой задержке моторного развития, гемисиндроме,задержке редукции рефлексов врожденного автоматизма, нарушениях опоры (приведение дистальных отделов стоп, опора на носки), нарушениях осанки, Х- и О- образных деформациях ног, профилактике сколиотических изменений позвоночника . Особенно эффективна методика у детей первого года жизни.

  Обязательными и общими принципами реабилитации детей с поражением ЦНС являются: подавление патологических рефлексов, формирование установочных рефлексов, систематичность, регулярность и непрерывность, а так же подбор строго индивидуальных упражнений, в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием.

Так в чем же разница между этими методиками?

Разница между ними заключается в том, что при Бобат-терапии и методике по Сандакову используются различные укладки и активные упражнения, чтобы повторить естественную последовательность развития центральной нервной системы и моторных навыков ребенка: от удержания головы и переворачивания к сидению и ходьбе. Во время занятия специалист ЛФК управляет позой и движениями ребенка, провоцируя желаемые рефлексы. А Войта-терапия предполагает удержание определенной позиции на протяжение нескольких минут, с воздействием на определенные зоны, чем активизирует рефлекторную реакцию.

А что выбрать?

В реабилитации детей с поражением ЦНС используются различные методики, и нельзя акцентировать свое внимание на чем-то одном.

  Нам представляется наиболее разумным совмещение трех этих методик. Такой подход позволяет добиться положительных результатов максимально быстро. На свете нет одинаковых людей. Все дети разные и патологии у них разные, соответственно и методики и упражнения и программы необходимо подбирать исключительно индивидуально. Противопоказаниями к занятиям являются острые воспалительные процессы, а также период после вакцинации.

В МЦ «Авиценна»  методики ЛФК дополняются массажем, мануальной терапией, нейростимуляцией головного и спинного мозга и т.д.

Инструмент задержки двигателя AAP

Наши спонсоры Авторизоваться | регистр

Меню

Авторизоваться | регистр Дом Наши спонсоры
  • Возраст и этапы Возраст и этапы
    • Возраст и этапы
      • Пренатальный
        • Решения о доставке и после
      • Ребенок (0-12 мес.)
        • Детское питание
      • Малыши 1-3 года.
        • Питание
      • Дошкольное образование 3-5 лет
      • Начальная школа 5-12 лет.
      • Подростки от 12 до 18 лет.
      • Молодые люди 18–21 лет.
  • Здоровый образ жизниЗдоровый образ жизни
    • Здоровый образ жизни
      • Питание
      • Фитнес
      • Спорт
      • Здоровье полости рта
      • Эмоциональное благополучие
      • Здоровый рост и безопасность
      • Профилактика сна
    a
    • Безопасность и профилактика
      • Иммунизация
      • Дома
      • В игре
      • На ходу
      • Все вокруг
  • Семейная жизнь Семейная жизнь
    • Семейная жизнь
      • Медицинский дом
      • Family Dynamics
      • Family Dynamics
      • Work & Play
      • Участие в жизни вашего сообщества
  • Проблемы со здоровьем
    • Проблемы со здоровьем
      • Условия
      • Травмы и чрезвычайные ситуации
      • Заболевания, которые можно предотвратить с помощью вакцин
  • 25 Новости Новости
  • Советы и инструменты Советы и инструменты
    • Советы и инструменты
      • Спросите педиатра
      • Найдите педиатра
      • Информационные бюллетени
      • Проверка симптомов
      • Вебинары
      • HealthyChildren Magazine
      • 2
      • HealthyChildren Magazine
      • Программа HealthyChildren
      • Миссия
        • Наша миссия
          • AAP в действии
          • Медицинский редактор и участники
          • Спонсоры
          • Возможности спонсорства
          • Распространение информации
      • Магазин AAP
      Найдите педиатра {{$ root.Translations.SkipToContent}} {{$ root.Translations.MenuBtn}}
      • {{$ root.Translations.Home}}
      • {{activityGroup.Title}} + {{$ root.Translations.ExpandActivities}}
        • {{ деятельность.Заголовок }}
      • {{$ root.coreData.Pages.About.Title}}

      Идет ли физическое развитие вашего ребенка в нужное русло?

      Вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому важно поделиться своими опасениями со своим педиатром, если вы считаете, что развитие вашего малыша идет не совсем правильно.

      Обычно дети развивают моторику головы вниз. Сначала идет контроль над головой, а затем над верхней частью тела. Типичный паттерн для двигательных этапов — это переворачивание, затем сидение, подтягивание, стояние, ходьба и лазание. Мелкая мелкая моторика, такая как хватание предметов, складывание кубиков в чашку и рисование, также являются важными вехами.

      Задержка физического развития или Задержка ранней моторики — это термины, используемые для описания того, когда дети не достигают критических показателей физического развития в первые месяцы и годы жизни — насколько хорошо и скоро они двигаются и взаимодействуют с окружающей средой.Эти задержки могут быть признаком чего-то более серьезного, поэтому важно поговорить о них с педиатром вашего ребенка.

      Признаки физического развития или задержки моторики на ранней стадии

      • Задержка переворачивания, сидения или ходьбы

      • Плохой контроль головы и шеи

      • Жесткость или вялость мышц

      • Задержка речи

      • Затруднение глотания

      • Неуклюжая осанка или затрудненная осанка

      • Неуклюжесть

      • Мышечные спазмы

      Общие опасения родителей по поводу задержки физического развития

      • Кажется, мой ребенок не растет так, как должен.

      • Мой ребенок двигается очень скованно и скованно.

      • Мой ребенок слабый и безвольный, как тряпичная кукла.

      • Мой ребенок не успевает за детьми своего возраста, когда они вместе играют.

      • Кажется, мой ребенок очень быстро устает.

      Если какой-либо из приведенных выше списков признаков и проблем кажется вам знакомым или у вас есть другие проблемы, сообщите об этом! Обычно ребенок, который опаздывает, выполняя определенные действия, догоняет других детей.Но иногда позднее развитие является признаком состояния здоровья. По оценкам, 400 000 детей, рожденных каждый год в Соединенных Штатах, подвержены риску какой-либо формы нервно-мышечного заболевания, и каждый 40 фактически рождается с ранней двигательной задержкой. Выявление этих признаков и выявление состояния здоровья как можно раньше поможет вашему ребенку получить необходимую помощь.

      Задержки физического развития: на что обращать внимание

      При попытке определить раннюю двигательную задержку полезно знать признаки типичного и атипичного физического развития.Американская академия педиатрии (AAP) создала онлайн-инструмент для родителей под названием Задержки физического развития: на что обращать внимание. Этот инструмент предлагает интерактивный опыт, позволяющий узнать больше о задержках физического развития у детей 5 лет и младше, и может служить руководством, если вы чувствуете, что что-то не так. Вы также можете составить контрольный список из пунктов, который поможет начать разговор с педиатром вашего ребенка.

      Примечание: Этот инструмент ориентирован только на физическое развитие ребенка.Если вас беспокоят другие проблемы развития, такие как социальные, эмоциональные, коммуникативные или учебные, посетите Изучите знаки. Действуйте рано. Также имейте в виду, что если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), он или она может развиться позже, чем другие дети того же возраста. Видеть Вехи Preemie.

      Следующий шаг: поговорите со своим педиатром

      Когда вы сообщите педиатру о том, что ваш ребенок обеспокоен развитием, он или она внимательно выслушает вас и может задать вам несколько дополнительных вопросов.Вас также могут попросить заполнить скрининговую анкету онлайн или на бумаге; это оценка задержки развития. Наблюдения родителей — важная часть оценки педиатра. Педиатры используют ответы родителей в этих анкетах в качестве основы для дальнейшего обследования и направления к специалистам. Смотрите эти советы CDC по обсуждению с педиатром вашего ребенка вопросов развития.

      Поиск поддержки при выявлении состояния здоровья

      Если у вашего ребенка обнаружен конкретный диагноз, ваш педиатр может помочь вам связаться со специальными группами поддержки и другими ресурсами для родителей в вашем районе.Организации поддержки родителей, такие как Родительский проект «Мышечная дистрофия» поможет вам понять, что делать, особенно в первые несколько недель после постановки диагноза, и предложит вам поддержку в воспитании ребенка с особыми потребностями. В некоторых других условиях существуют хорошо организованные общества, такие как Национальное общество синдрома Дауна, Объединенный церебральный паралич и Ассоциация мышечной дистрофии.

      Дополнительная информация


      Вехи движения: от рождения до 3 месяцев

      Инструмент задержки моторики AAP

      Простые способы развлечь и ускорить развитие вашего ребенка дома

      Задержка физического развития: на что обращать внимание Инструмент был разработан в соответствии с соглашением о сотрудничестве № 5 U38 OT000183, финансируемым Центрами по контролю и профилактике заболеваний.Его содержание является исключительной ответственностью Американской академии педиатрии и не обязательно отражает официальную точку зрения Центров по контролю и профилактике заболеваний или Министерства здравоохранения и социальных служб.

      Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

      Влияние движения вручную / педали, темпа и пола на точность устойчивого ритма у учеников детского сада в JSTOR

      Абстрактный

      Цели этого исследования состояли в том, чтобы (а) обнаружить влияние ручного движения и движения педали на выполнение устойчивого ритма и (б) изучить влияние темпа и пола на ручной и педальный устойчивый ритм. Участниками (N = 40) этого исследования были мальчики (n = 20) и девочки (n = 20) детских садов из сельской начальной школы.Чтобы проверить точность устойчивого ритма руками или ногами, участники были поровну разделены на две группы (ручное или педальное движение). Каждый участник выполнил устойчивый ритм, похлопывая или шагая к музыкальным образцам, представляющим медленные, средние и быстрые темпы. Каждому удару оценивали индивидуально, с оценкой «1», если участник похлопывал или наступал на долю, и «0», если учащийся не соответствовал удару. Результаты показали, что в целом участники имели более низкие средние значения для стабильной точности ударов при среднем темпе, участники были наиболее точными при выполнении в быстром темпе, а наименьшее среднее значение как для мужчин, так и для женщин было обнаружено при движении педалей в среднем темпе.В среднем, женщины в педальной группе были более успешными на всех трех темпах, чем мужчины в педальной группе. Смешанный дисперсионный анализ ANOVA с повторными измерениями был рассчитан для изучения влияния темпа на точность устойчивого удара, с переменными между субъектами в зависимости от пола и группирования вручную / педали. Не было обнаружено значительных различий между полом или группами с ручным управлением и педалями. Также не было никакого основного влияния темпа на точность ударов. Никаких значительных взаимодействий обнаружено не было.

      Информация о журнале

      Бюллетень Совета по исследованиям в области музыкального образования представляет собой форум, на котором современные исследования становятся доступными для всех, кто интересуется музыкальным образованием.Бюллетень содержит текущие исследования и обзоры, представляющие интерес для международной профессии музыкального образования.

      Информация об издателе

      Основанная в 1918 году, University of Illinois Press (www.press.uillinois.edu) считается одной из самых крупных и выдающихся университетских издательств страны. Ежегодно The Press публикует более 120 новых книг и 30 научных журналов по множеству предметов, включая историю Америки, историю труда, историю спорта, фольклор, еду, фильмы, американскую музыку, американскую религию, афроамериканские исследования, женские исследования и Авраама. Линкольн.The Press является одним из основателей Ассоциации прессов американских университетов, а также History Cooperative, онлайновой коллекции из более чем 20 журналов по истории.

      Права и использование

      Этот предмет является частью коллекции JSTOR.
      Условия использования см. В наших Положениях и условиях
      Авторское право 2012 г. Попечительским советом Иллинойского университета.
      Запросить разрешения

      Задержка нейропсихомоторного развития: концептуальная карта, определения терминов, использование и ограничения

      Резюме

      Цель

      Извлечь происхождение термина «задержка нейропсихомоторного развития» (NPMD), его концептуальную эволюцию во времени и построить концептуальную карту на основе по обзору литературы.

      Источник данных

      Поиск литературы проводился в базах данных SciELO Brazil, Web of Science, Science Direct, OneFile (GALE), Pubmed (Medline), Whiley Online и Springer с января 1940 г. по январь 2013 г. с использованием следующие ключевые слова: задержка НПМД, задержка НПМД, задержка развития и глобальная задержка развития. Всего была отобрана 71 статья, которые были использованы для построения концептуальной карты термина.

      Обобщение данных

      Из 71 ссылки 55 были международными и 16 национальными.Термины «задержка развития» и «глобальная задержка развития» наиболее часто использовались в международной литературе, а в Бразилии наиболее часто использовался термин «отсроченный НПМД». Термин «задержка в развитии» появился в середине 1940-х годов, набирая обороты в 1990-х годах. В Бразилии термин отложенный NPMD начал использоваться в 1980-х годах, он часто цитировался и публиковался в литературе. Задержка развития характерна для 13 заболеваний, описанных в 23 источниках. Что касается типа использования, было найдено 19 ссылок с семью формами использования.Среди ссылок 34 содержали определения этого термина и были идентифицированы 16 различных концепций.

      Выводы

      Задержка развития рассматривается в международной и национальной литературе под разными названиями, различными приложениями и разнородными концепциями. На международном уровне были указаны способы улучшения коммуникации между профессионалами со стандартизованным определением термина и его использованием в очень специфических ситуациях до пятого года жизни, чего не было в бразильских публикациях.

      Resumo

      Objetivo

      Resgatar a origem do termo atraso do desenvolvimento neuropsicomotor (DNPM) , sua evolução conitual ao longo do tempo e construir mapa concepta do termo com base em busca busca.

      Fontes de dados

      Foi Realizada busca nas base de dados eletrônicas do Portal da Capes, в том числе Scielo Brazil, Web of Science, Science Direct, OneFile (GALE), Pubmed (Medline), Whiley Online и Springer, ссылаются на Janeiro / 1940-Жанейро / 2013.Palavras-chave: atraso e retardo do DNPM, задержка развития e глобальная задержка развития . Foram selecionados 71 artigos e construído o mapa conitual do termo.

      Síntese de dados

      Das 71 referências, 55 eram internacionais e 16 nacionais. Os termos mais encontrados foram глобальная задержка развития e задержка развития na literatura internacional e retardo e atraso do DNPM no Brasil. Internacionalmente, o termo surgiu em meados da década de 40 ganhando força nos anos 90.No Brasil, o termo começou a ser usado na década de 80 e vem sendo fastemente citado na literatura. O atraso é citado em 23 trabalhos como característica presente em 13 tipos de condições clínicas. Com relação ao uso, foram encontrados 19 estudos, com sete situações de uso. Dentre os artigos revisados, 34 deles apresentaram Definições, sendo Identificados 16 тщеславий.

      Conclusões

      O atraso do desenvolvimento é abordado na literatura internacional e nacional sob diversos nomes, differentes aplicações e Conceitos heterogêneos.Internacionalmente, apontam-se caminhos para melhorar a comunicação entre profissionais, com Definição padronizada do termo e uso em situações específicas até o quinto ano de vida, o que não foi encontrado nas publicações nacionais.

      КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

      Развитие ребенка

      Расстройства развития ребенка, повсеместно распространенные

      PALAVRAS-CHAVE

      Desenvolvimento infantil

      Transtornos globais do de desenvolvimento infantil

      статей © Copyright

      Рекомендуемые статьи 0Опубликовано Elsevier Editora Ltda.

      Рекомендуемые статьи

      Ссылки на статьи

      Низкая скорость обработки и вялый когнитивный темп | Какая разница? | Разобрался

      Ответ:

      Это сложный вопрос отчасти потому, что эти два термина во многом совпадают. Скорость обработки данных означает, сколько времени уходит на выполнение умственной задачи. Вялый когнитивный темп (SCT) — более широкий термин, который включает в себя мечтательность и недостаток энергии.SCT также не так хорошо определен и более спорно.

      Скорость обработки можно измерить с помощью стандартных тестов. Когда нейропсихологи говорят о «медленной скорости обработки данных», они обычно имеют в виду низкую производительность подтестов индекса скорости обработки данных, которые являются частью шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC). Эти подтесты включают в себя такие задачи, как поиск в ряду фигур, чтобы определить, являются ли какие-либо из них квадратами.

      В более широком смысле, однако, скорость обработки — это скорость, с которой человек воспринимает информацию и реагирует на нее посредством зрения, звука или движения.Редко когда у кого-то возникают трудности только в одной из этих областей. Медленная скорость обработки обычно затрагивает как минимум две области.

      SCT похож на медленную скорость обработки, но имеет гораздо более широкое влияние на то, как дети взаимодействуют с окружающей средой. Они могут казаться сонными или усталыми, склонны мечтать и медленно двигаться. Многие, но не все из этих детей демонстрируют признаки низкой скорости обработки данных на WISC.

      SCT — относительно новая концепция. Необходимы дополнительные исследования, чтобы прояснить разницу между SCT и медленной скоростью обработки.

      Некоторые исследователи считают, что SCT следует рассматривать как новое заболевание. Другие исследователи считают, что SCT ничем не отличается от типа СДВГ, который не связан с гиперактивностью. (Этот тип СДВГ иногда называется ДОБАВИТЬ. Но официальное название — СДВГ, преимущественно невнимательное представление.)

      Но на практическом уровне вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь, если у вашего ребенка SCT, низкая скорость обработки данных или и то, и другое:

      • Создайте рабочее место без визуального беспорядка.Сведите к минимуму отвлекающие звуки. Цель состоит в том, чтобы сделать среду обучения вашего ребенка максимально эффективной, чтобы обрабатывать меньше информации.

      • Мозговой штурм с учителем вашего ребенка , чтобы найти способы повысить внимательность и скорость вашего ребенка. Посмотрите, имеет ли ваш ребенок право на помещения в классе, которые могут помочь в ускорении обработки.

      • Убедитесь, что ваш ребенок ест здоровую пищу и высыпается. Голод и усталость могут повлиять на внимание и скорость вашего ребенка.

      • Играть в сильные стороны и интересы вашего ребенка. Это может помочь детям с низкой скоростью обработки или SCT быстрее выполнять задания. Например, если ваш ребенок любит бейсбол, написание статьи о Бэйби Рут может занять у него меньше времени, чем написание на менее интересную для него тему.

      • Попросите больше времени на тесты. Личное пространство также может помочь, потому что многие дети, у которых есть эти проблемы, любят говорить вслух, когда они работают над контрольными вопросами.

      • Измените свой образ жизни дать направление. Например, можно давать указания по шагам. Также может помочь указание направлений более чем одним способом, например, запишите их и , произнеся их вслух.

      • Проконсультируйтесь со своим педиатром , если ваш ребенок продолжает бороться. Вы также можете узнать, лекарства, используемые для лечения СДВГ, могут быть полезны.

      • Практикуйте новые навыки, пока они не станут автоматическими. Чем больше ваш ребенок знакомится с задачей, тем больше вероятность повышение скорости обработки. Но фокус в том, чтобы помочь вашему ребенку найти баланс между переучиванием и чувством подавленности.

      Старайтесь дать ребенку достаточно времени, чтобы попрактиковаться и полностью освоить новый навык, не утомляя его чрезмерным усердием. Перерывы во время выполнения домашних заданий также могут помочь уменьшить разочарование. Поощряйте ребенка размять ножки!

      Влияние интервалов постукивания партнера на индивидуальный контроль времени при медленной диадной синхронизации с использованием постукивания пальцами

    • 1.

      Меркер Б. Синхронное припевание и человеческое происхождение. В Валлин, Н. Л., Меркер, Б. и Браун, С. (ред.) Происхождение музыки , 315–327 (MIT Press, 2000).

    • 2.

      Desain, P. & Honing, H. Масштабирует ли экспрессивное время в музыкальном исполнении пропорционально темпу? Психологические исследования 56 , 285–292 (1994).

      Артикул Google ученый

    • 3.

      Данлэп К. Реакция на ритмические стимулы с попыткой синхронизировать. Психологический обзор 17 , 399–416 (1910).

      Артикул Google ученый

    • 4.

      Мияке И. Исследования ритмического действия. Исследования из Психологической лаборатории Йельского университета (Йельский университет, 1901 г.).

    • 5.

      Стивенс Л. Т. О смысле времени. Разум 11 , 393–404 (1886).

      Артикул Google ученый

    • 6.

      Вудроу, Х. Влияние скорости последовательности на точность синхронизации. Журнал экспериментальной психологии 15 , 357–379 (1932).

      Артикул Google ученый

    • 7.

      Прессинг, Дж. Референтная динамика познания и действия. Психологический обзор 106 , 714–747 (1999).

      Артикул Google ученый

    • 8.

      Репп, Б. Х. Сенсомоторная синхронизация: обзор литературы по постукиванию. Psychonomic Bulletin & Review 12 , 969–992 (2005).

      Артикул Google ученый

    • 9.

      Репп, Б. Х. и Су, Ю. Х. Сенсомоторная синхронизация: обзор последних исследований (2006–2012). Psychonomic Bulletin & Review 20 , 403–452 (2013).

      Артикул Google ученый

    • 10.

      Мишон, Дж. А. Расчет времени во временном отслеживании (Институт восприятия RVO-TNO, 1967).

    • 11.

      Мишон, Дж. А. и Ван дер Валк, Н. Дж. Л. Динамическая модель временного поведения. Acta Psychologica 27 , 204–212 (1967).

      CAS Статья Google ученый

    • 12.

      Voillaume, C. Modèles pour l’étude de la régulation des mouvements cadencés. L’annee Psychologique 71 , 347–358 (1971).

      CAS Статья Google ученый

    • 13.

      Хэри Д. и Мур Г. П. Стратегии временного отслеживания и синхронизации. Нейробиология человека 4 , 73–79 (1985).

      CAS PubMed Google ученый

    • 14.

      Хэри Д. и Мур Г. П. О производительности и стабильности стратегий синхронизации метронома человека. Британский журнал математической и статистической психологии 40 , 109–124 (1987).

      MathSciNet Статья Google ученый

    • 15.

      Матес, Дж. Модель синхронизации двигательных действий с последовательностью стимулов. I. Сроки и исправления ошибок. Биологическая кибернетика 70 , 463–473 (1994).

      CAS Статья Google ученый

    • 16.

      Матес, Дж. Модель синхронизации двигательных действий с последовательностью стимулов. II.Анализ устойчивости, оценка ошибок и моделирование. Биологическая кибернетика 70 , 475–484 (1994).

      CAS Статья Google ученый

    • 17.

      Винг, А. М. и Кристофферсон, А. Б. Время интервалов между ответами. Восприятие и психофизика 13 , 455–460 (1973).

      Артикул Google ученый

    • 18.

      Wing, A. M. & Kristofferson, A. B. Задержки реакции и время дискретных двигательных реакций. Восприятие и психофизика 14 , 5–12 (1973).

      Артикул Google ученый

    • 19.

      Мэдисон, Г. Изменчивость в изохронном отводе: зависимости более высокого порядка как функция интервала между отводами. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность 27 , 411–422 (2001).

      CAS PubMed Google ученый

    • 20.

      То, М. Х., Тиан, Б. и Азими-Саджади, М. Р. Ритмическое постукивание пальцами по модулированным косинусно-волновым последовательностям метронома: свидетельство подсознательного вовлечения. Наука человеческого движения 17 , 839–863 (1998).

      Артикул Google ученый

    • 21.

      Schulze, H.-H. Модель исправления ошибок для отслеживания случайного метронома: статистические свойства и эмпирический тест.В Macar, F., Pouthas, V. и Friedman, W. J. (eds) Время, действие и познание: на пути к преодолению разрыва , 275–286 (Kluwer Academic Publishers, 1992).

    • 22.

      Стефан К. М. и др. . Сознательная и подсознательная сенсомоторная синхронизация? — префронтальная кора и влияние осознания. Neuroimage 15 , 345–352 (2002).

      CAS Статья Google ученый

    • 23.

      Репп, Б. Х. Воплощение музыкальной структуры: влияние музыкального контекста на сенсомоторную синхронизацию со сложными временными паттернами. В Prinz, W. и Hommel, B. (eds) Общие механизмы восприятия и действия: внимание и исполнение XIX , 245–265 (Oxford University Press, 2002).

    • 24.

      Мияке Ю., Ониши Ю. и Пёппель Э. Два типа упреждения при синхронизирующем постукивании. Acta Neurobiologiae Experimentalis 64 , 415–426 (2004).

      PubMed Google ученый

    • 25.

      Репп, Б. Х. Автоматический и произвольный контроль фазовой коррекции после сдвигов начала события в сенсомоторной синхронизации. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность 28 , 410–430 (2002).

      PubMed Google ученый

    • 26.

      Репп, Б. Х. Восприятие времени более контекстно-зависимо, чем сенсомоторная синхронизация. Восприятие и психофизика 64 , 703–716 (2002).

      Артикул Google ученый

    • 27.

      Репп, Б. Х. Фазовая коррекция после нарушения сенсомоторной синхронизации зависит от сенсорной информации. Журнал моторного поведения 34 , 291–298 (2002).

      Артикул Google ученый

    • 28.

      Репп, Б. Х.Фазовая коррекция сенсомоторной синхронизации: нелинейность произвольных и непроизвольных реакций на возмущения. Наука человеческого движения 21 , 1–37 (2002).

      Артикул Google ученый

    • 29.

      Репп Б.Х. Музыкальная синхронизация. В Altenmüller, E., Wiesendanger, M. и Kesselring, J. (eds) Music, Motor Control, and the Brain , 55–76 (Oxford University Press, 2004).

    • 30.

      Репп, Б. Х. Влияет ли иллюзия слухового восприятия на контроль слуховых действий в режиме онлайн? случай (де) акцентуации и синхронизации. Экспериментальное исследование мозга 168 , 493–504 (2006).

      Артикул Google ученый

    • 31.

      Репп, Б. Х. и Пенел, А. Слуховое доминирование во временной обработке: новое свидетельство синхронизации с одновременной визуальной и слуховой последовательностями. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность 28 , 1085–1099 (2002).

      PubMed Google ученый

    • 32.

      Репп, Б. Х. Идеальная фазовая коррекция при синхронизации с медленными слуховыми последовательностями. Журнал моторного поведения 40 , 363–367 (2008).

      Артикул Google ученый

    • 33.

      Репп, Б. Х., Келлер, П. Э. и Якоби, Н. Количественная оценка фазовой коррекции в сенсомоторной синхронизации: эмпирическое сравнение различных парадигм и методов оценки. Acta Psychologica 139 , 281–290 (2012).

      Артикул Google ученый

    • 34.

      Конвалинка И., Вууст П., Рёпсторф А. и Фрит К. Д. Следуй за тобой, следуй за мной: постоянное взаимное предсказание и адаптация в совместном прослушивании. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 63 , 2220–2230 (2010).

      Артикул Google ученый

    • 35.

      Конвалинка И. и др. . Фронтальные альфа-колебания отличают лидеров от последователей: многомерное декодирование взаимодействующих между собой мозгов. Neuroimage 94 , 79–88 (2014).

      Артикул Google ученый

    • 36.

      Химберг, Т. Совместное прослушивание и коллективный хронометраж — различия в точности хронометража в дуэте с человеком или компьютером. In Proceedings of the 9th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC9) , 397 (2006).

    • 37.

      Химберг, Т. Измерение кооперативности в диадах нарезки. In Proceedings of 10th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC10) , 460–464 (2008).

    • 38.

      Новицки, Л., Принц, В., Грожан, М., Репп, Б. Х. и Келлер, П. Э. Взаимное адаптивное время в координации межличностных действий. Психомузыкология: музыка, разум и мозг 23 , 6–20 (2013).

      Артикул Google ученый

    • 39.

      Окано, С. М., Шинья, М. и Кудо, К. Парное синхронное ритмическое постукивание пальцами без внешней временной метки показывает большее увеличение скорости по сравнению с сольным постукиванием. Научные отчеты 7 , 43987 (2017).

      ADS Статья Google ученый

    • 40.

      Wohlschläger, A. & Koch, R. Ошибка синхронизации: ошибка в восприятии времени. В Desain, P. & Windsor, L. (ред.) Восприятие и воспроизведение ритма , 115–127 (Swets & Zeitlinger, 2000).

    • 41.

      Репп Б. Х. О природе фазового притяжения при сенсомоторной синхронизации с перемежающейся слуховой последовательностью. Наука человеческого движения 23 , 389–413 (2004).

      Артикул Google ученый

    • 42.

      Гиббон, Дж., Черч, Р. М. и Мех, У. Х. Скалярная синхронизация в памяти. Ежегодник Нью-Йоркской академии наук 423 , 52–77 (1984).

      ADS CAS Статья Google ученый

    • 43.

      Джеймс, В. Принципы психологии , (Генри Холт 1890).

    • 44.

      Szelag, E., Kowalska, J., Rymarczyk, K. & Pöppel, E. Обработка продолжительности у детей, определяемая воспроизведением времени: последствия для временного окна в несколько секунд. Acta Psychologica 110 , 1–19 (2002).

      Артикул Google ученый

    • 45.

      Пёппель, Э. Восприятие времени. В Held, R., Leibowitz, H.И Тойбер, Х. Л. (ред.) Справочник по сенсорной физиологии: восприятие , 8 , 713–729 (Springer, 1978).

    • 46.

      Фрейсс П. Восприятие и оценка времени. Ежегодный обзор психологии 35 , 1–36 (1984).

      CAS Статья Google ученый

    • 47.

      Блок Р.А. Модели психологического времени. В Блоке, Р. А. (ред.) Когнитивные модели психологического времени , 1–35 (Erbium Associates, 1990).

    • 48.

      Пёппель, Э. Временные механизмы в восприятии. Международный обзор нейробиологии 37 , 185–202 (1994).

      Артикул Google ученый

    • 49.

      Пёппель, Э. Иерархическая модель временного восприятия. Тенденции в когнитивной науке 1 , 56–61 (1997).

      Артикул Google ученый

    • 50.

      Виттманн, М. Восприятие времени и уровни временной обработки мозга. Международная хронобиология 16 , 17–32 (1999).

      CAS Статья Google ученый

    • Изменение импульсивного темпа у учащихся с ограниченными возможностями обучения

    • Кэмпбелл, С. Б. Когнитивные стили у рефлексивных, импульсивных и гиперактивных мальчиков и их матерей. Перцепционные и моторные навыки , 1973, 36 , 747–752.

      Google ученый

    • Кэткарт, Г., & Лидтке, В. Рефлексивность / импульсивность и достижения в математике. Учитель арифметики , 1969, 16 , 563–567.

      Google ученый

    • Clements, S. D. Минимальная мозговая дисфункция у детей (Монография NINDS № 3, Публикация Службы общественного здравоохранения США № 1415). Вашингтон, округ Колумбия: U.Государственная типография С., 1966.

      Google ученый

    • Дебус, Р. Л. Влияние краткого наблюдения за модельным поведением на концептуальный темп импульсивных детей. Психология развития , 1970, 2 , 22–32.

      Google ученый

    • Дуглас В. И. Остановись, посмотри и послушай: проблема постоянного внимания и контроля над импульсами у гиперактивных и нормальных детей. Канадский журнал поведенческих наук , 1972, 4 , 259–282.

      Google ученый

    • Эгеланн, Б. Обучение импульсивных детей использованию более эффективных методов сканирования. Развитие ребенка , 1974, 45 , 165–171.

      Google ученый

    • Эпштейн, М. Х., Куллинан, Д., и Штернберг, Л. Импульсивный когнитивный темп у детей с тяжелыми и легкими нарушениями обучаемости. Психология в школе , 1977, 14 , 290–294.

      Google ученый

    • Эпштейн, М. Х., Халлахан, Д. П., и Кауфман, Дж. М. Последствия измерения отражательной способности-импульсивности для специального образования. Журнал специального образования , 1975, 9 , 11–25.

      Google ученый

    • Эрриксон, Э. А., Уайн, М. Д., & Раус, Д.K. Ответно-затратная процедура для снижения импульсивного поведения детей с ограниченными возможностями в учебе. Журнал аномальной детской психологии , 1973, 7 , 350–357.

      Google ученый

    • Финч, А. Дж., Уилкинсон, М. Д., Нельсон, В. М., и Монтгомери, Л. Е. Модификация импульсивного когнитивного темпа у мальчиков с эмоциональными расстройствами. Журнал аномальной детской психологии , 1975, 5 , 49–52.

      Google ученый

    • Халлахан Д. П. и Кауфман Дж. М. Введение в проблемы обучаемости . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1976.

      Google ученый

    • Халлахан, Д. П., Кауфман Дж. М., и Болл, Д. В. Селективное внимание и когнитивный темп учеников шестого класса с низкой и высокой успеваемостью. Перцепционные и моторные навыки , 1973, 36 , 579–583.

      Google ученый

    • Хелдер, Э. Р. Обработка информации и модификация «импульсивного концептуального темпа». Развитие ребенка, 1971, 42 , 1276–1281.

      Google ученый

    • Хемри, Ф. П. Влияние условий подкрепления на обучающую задачу по различению для импульсивных и рефлексивных детей. Развитие ребенка , 1973, 44 , 657–660.

      Google ученый

    • Каган Дж. Рефлексия-импульсивность и умение читать у детей младшего возраста. Развитие ребенка , 1965, 36 , 609–628.

      Google ученый

    • Каган Дж. Отражение-импульсивность: общность и динамика концептуального темпа. Журнал аномальной психологии , 1966, 71 (1), 17–24.

      Google ученый

    • Каган, Дж., Пирсон, Л., и Велч, Л. Возможность изменения импульсивного темпа. Журнал педагогической психологии , 1966, 57 , 359–365.

      Google ученый

    • Кио, Б. К., и Донлон, Г. Зависимость от поля, импульсивность и неспособность к обучению. Журнал нарушений обучаемости , 1972, 5 , 331–336.

      Google ученый

    • Кио, Б.К. и Марголис, Дж. Научитесь трудиться и ждать: проблемы с вниманием у детей с нарушениями обучения. Журнал нарушений обучаемости , 1976, 9 , 276–286.

      Google ученый

    • Кирк Р. К. Дизайн эксперимента: процедуры для наук о поведении . Белмонт, Калифорния: Брукс / Коул, 1968.

      Google ученый

    • Мейхенбаум, Д.Х. и Гудман Дж. Обучение импульсивных детей разговору с самим собой: средство развития самоконтроля. Журнал аномальной психологии , 1971, 77 , 115–126.

      Google ученый

    • Майерс, Дж. Л. Основы экспериментального дизайна . Бостон: Аллин и Бэкон, 1966.

      Google ученый

    • Одом, Р. Д., Макинтайр, К. В., и Нил, Г.С. Влияние когнитивного стиля на перцептивное обучение. Развитие ребенка , 1971, 42 , 883–891.

      Google ученый

    • Оллендик, Т. Х., и Финч, А. Дж. Импульсивная релаксация у детей с повреждением головного мозга и у нормальных детей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.