Требования к учебникам начальной школы: Требования к учебникам образовательного учереждения

Содержание

Требования к учебникам образовательного учереждения

Учебники выступают в качестве одного из основных средств образования, поскольку в них по пунктам перечислены этапы изучения учебного предмета (частично или полностью) в строгом соответствии с программой. Предполагается как самостоятельная работа ученика с учебником при выполнении домашнего задания, так и работа в классе под наблюдением педагога. Книги должны способствовать выработке отчетливого общеобразовательного знания, а также различных навыков и умений, содействовать всестороннему развитию личности, соответствовать последним требованиям и современным организациям учебных форм.

Определение 1

Учебник представляет из себя сборник современной, научно достоверной информации. Он создается в соответствии с основными дидактическими принципами постоянства, регулярности, наглядности, последовательности и усвояемости. Структура построения учебника должна создавать у учащихся целостную непротиворечивую картину мира.

Он является средством выражения системы и объема знаний, который предполагается усвоить, а также сборником примеров и заданий, необходимых для развития умений и навыков практической деятельности.

Замечание 1

Важно учитывать возрастные особенности и уровень предварительной подготовки школьников. Поскольку одной из целей учебных пособий является развитие эмоционального, чувственного отношения к миру, в них размещаются материалы, провоцирующие эмоции, однако они должны обязательно учитывать возрастные и психические особенности учеников.

Основные принципы создания учебников

Существуют правила, в соответствии с которыми должны создаваться учебные пособия. Так, важно учитывать следующие параметры:

  • создание диалога ученика и книги,
  • способствование развитию любознательности,
  • возможность пополнения содержания учебника дополнительными средствами, пособиями;
  • создание модели усвоения информации, приобретения знаний о событиях, изучаемых предметах;
  • самостоятельность (учебник может считаться полноценной образовательной системой).

Главные составляющие качественной учебной книги: текст и иллюстративные нетекстовые компоненты, которые стимулируют аппарат ориентировки и усвоения. Язык пособия должен быть понятным и учитывать детскую психологию, например, не стоит строить слишком длинные фразы. Рекомендуемая длина предложения не должна превышать 16 слов. Причастные и деепричастные обороты необходимо свести до минимума. При введении терминов обязательно нужно давать их определение и перевод. Учебник должен включать в себя алфавитный указатель содержимого, сборник вопросов и заданий для самостоятельной работы. Все названия и формулировки законов, явлений, их разъяснения должны приводиться в строгом соответствии с принятыми в науке понятиями. В учебнике не должно быть слишком много незнакомых слов.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Виды текстов в учебнике

Все тексты в учебнике можно разделить на базисные, которые описывают основную теоретическую часть материала, и добавочные, которые предлагают интересные факты и объяснения, логически связанные с основной частью текста.

Также книга должна обязательно иметь предисловие, содержание, введение, систему сигнальных символов (цифровых, буквенных, геометрических или знаковых, для начальной школы используются условные обозначения в виде рисунков), а также именной и алфавитный указатели.

Правила оформления учебника

В составе учебника публикуются различные инструкции, добавочные материалы – комментарии, памятки, руководства для самостоятельной работы, примеры решений практических задач, образцы опытов и наблюдений, таблицы с подписями и пояснениями, иллюстративный материал, перечень упражнений, заданий и вопросов для самопроверки и осуществления обратной связи.

Определение 2

Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

  • тематические задания контрольного характера;
  • задачи, направленные на простое воспроизведение объясненного материала;
  • творческие работы, подразумевающие применение новых навыков и знаний;
  • задачи различных уровней сложности;
  • наблюдения, эксперименты и другие виды лабораторных и практических работ.

Ученик должен иметь возможность узнать из учебника подробные сведения из истории науки, правила определения научных гипотез. Например, учебники по истории должны рассказывать об археологических изысканиях и раскопках, по географии – описывать географические экспедиции и т.д. Весьма уместны будут портреты и фотографии деятелей науки и искусства. Иллюстративная часть учебника также должна помогать усвоению необходимых научных сведений, соотноситься с текстовым содержимым, соответствовать возрасту учащихся и уровню их подготовки. Качество и размеры рисунков должны быть достаточны для подробного изучения и адекватного понимания.

Рисунки полезны, когда нужно объяснить ранее незнакомые понятия. Они могут быть сюжетными, наглядными, научно-прикладными (фотографии, карты, схемы, диаграммы, чертежи и др.) Качество печати и шрифта должно соответствовать общепризнанным требованиям школьного образования. Гарнитура и размер основного и добавочного текста должны различаться. Установленным нормам должны соответствовать и ширина полей, интерлиньяж, плотность букв и т.

д. Шрифт должен хорошо читаться на белом, сером и цветном фонах. Желательно, чтобы размер книги был удобен для переноса в ранце или портфеле. Вес учебника не может превышать 300 г для 1-4 классов,400 г для 5-6 классов, 500 г для 7-9 классов, 600 г для 10-11 классов.

Все перечисленные выше эргономические требования к учебникам направлены на создание оптимальных условий обучения и воспитания детей, обеспечение их работоспособности и вовлеченности.

Требования к учебникам

Общая характеристика учебника

Учебник — основное средство воспитания, в котором методически перечислены учебный предмет или его части, которые соответствуют программе. Школьники используют учебник под наблюдением преподавателя, как на уроке, так и при работе дома самостоятельно. Книга должен быть пригодна для вырабатывания отчетливых общеобразовательных научных знаний, умений и навыков, содействовать развитию личности, отвечать современным требованиям и организациям форм обучения.

В учебнике расположена научно достоверная и современная информация, ее создают, учитывая такие законы дидактики как регулярность, постоянство, последовательность, наглядность, усвояемость. Учебник должен создавать у учеников общенаучную картину окружающего их мира. Ему следует выражать систему и количество знаний, которые нужно усвоить, а также содержать задания и примеры, которые помогают сформировать необходимый умения и навыки ученика, должен совпадать с возрастными особенностями и уровнем предварительной подготовки учащихся. Для создания эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в учебнике размещают материалы, которые способны порождать эмоции, учитывая психические возрастные особенности учеников.

Принципы создания учебника

При составлении учебника необходимо принимать во внимание некоторые правила:

  • общение, умение создать диалог ученика с книгой;
  • любознательность, вероятность его пополнения вспомогательными средствами обучения;
  • моделирование, создание модели как средства приобретения обязательных познаний о предмете или событиях, которые изучаются;
  • самостоятельность, что допускает расценивать учебник как целостную систему.

Основными компонентами такой книги является текст и внетекстовые элементы (красочный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

Текст учебника составляют на понятном языке, учитывая детскую психологию. В предложении не должно быть более 16 слов. Желательно ограничивать число наречных и деепричастных оборотов. Если используются специальные термины, то приводится их краткое определение и перевод. В учебнике нужно размещать указатель терминов, систему вопросов и заданий для работы с ними. Названия, формулировка понятий, описание законов, разъяснения явлений должны отвечать общепринятым в науке и практической деятельности. Запрещено использовать большое количество незнакомых понятий в учебнике.

Виды текстов

Тексты бывают следующих видов:

  • базисные тексты — содержат основной теоретический материал.
  • добавочные тексты, которые охватывают интересную развивающую информацию.
  • объяснительные тексты, обеспечивающие необходимым. дополнительным материал, непосредственно связанным с основным текстом.

В учебнике, кроме главного текста, имеется — предисловие, введение, содержание, сигнальные символы (геометрические, цифровые, буквенные, знаковые или в виде рисунков условные обозначения), алфавитный, именной и тематический указатели и т.д.

Оформление учебника

Учебник содержит:

  • инструкции и информационные материалы (памятки, комментарии, указания для самостоятельной работы с материалом и практические задачи, наблюдений и опытов, образцы решения задач, примеров),
  • таблицы, подписи-по-объяснения в иллюстрированного материала,
  • упражнения, задания и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи.

Варианты задач могут быть разными: контрольные задания по темам; задания для воспроизведения текущего учебного материала; задания творческого характера на применение новых знаний, наблюдения, проведения практических и лабораторных работ; задачи, разные по уровню сложности.

В учебник необходимо вносить точные сведения из истории научного познания, определение научных гипотез, наблюдения, эксперименты. Учебник по истории должен заключать информацию об археологических раскопках, отрывки из исторических документов, учебник по географии — описания географических экспедиций и т.д. Также уместно печатать портреты деятелей науки и искусства.

Иллюстрации в учебнике должны нести необходимые научные сведения, соответствовать содержанию, композиции, размерам и качествам, отвечать уровню подготовленности и возрастным особенностям учащихся. Иллюстрации следует применять также как самостоятельные источники информации, дополнения к тестовым материалам. Рисунки помогают понять неизвестные слова, обозначающие определенные предметы или явления. Иллюстрации могут быть сюжетные, наглядные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. Работать с иллюстрациями нужно основываясь на задачи репродуктивного, проблемного и творческого характера.

Шрифтовое оформление и качество печати согласовывают с общепризнанными требованиями школьного образования. Основные и добавочные тексты выделяют шрифтами разной гарнитуры и размеров, согласно установленным нормам. На тех же условиях выбирают длину строки, интервал между строками, плотность букв, размеры полей и т.п. Иллюстрации должны быть яркими, одинаковый, шрифт четкий, чтобы можно было читать на белом, сером и цветном фонах или на участках разноцветных иллюстраций. Величина книги должна быть удобной в использовании и переносе в портфеле или ранцы. Вес учебника не должна превышать 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.

Итак, рассмотренные эргономические запросы регулируют и предоставляют удобные и безопасные для здоровья детей условия обучения и воспитания, обеспечивают их работоспособность.

Какие требования предъявляются к новым учебникам?

В следующем учебном году в белорусских школах будут использоваться 44 новых учебных пособия. Большинство них попадут к ученикам третьих и седьмых классов, поскольку вот уже несколько лет в учреждениях образования поэтапно внедряются новые учебные программы: первыми на обновленное содержание обучения перешли в 2015/2016 учебном году первые и пятые классы, на следующий год — вторые и шестые, далее — третьи и седьмые, а теперь пришел черед четвертого и восьмого классов. Также появятся новые учебные пособия по иностранным языкам для учащихся третьего, шестого, девятого и десятого классов, пособия по математике, информатике и трудовому обучению для шестого класса.

 


Навигатор в море знаний

Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание, об этом рассказала на встрече с журналистами директор Национального института образования Валентина Гинчук.

— Особенностью новых учебных пособий является в том числе их национально-ориентированное содержание, — подчеркнула она. — Это значит, что в текстах используется информация о достопримечательностях Беларуси, ее экономических и спортивных достижениях. Мы считаем это принципиально важным для реализации воспитательного потенциала учебных предметов.

Также новые учебники и учебные пособия включают больше практико-ориентированных заданий. Учебный материал в них оптимизирован с точки зрения доступности для учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, времени, выделяемого для изучения того или иного предмета, в учебных программах реализованы межпредметные связи, уменьшен объем теоретического материала, изучаемого на второй ступени школы. К тому же в новых учебниках используется разная форма подачи информации. Современному человеку приходится работать не только с цельными текстами, но и с графиками, таблицами, диаграммами… Все это необходимо уметь «читать», поэтому в учебниках используются различные формы подачи информации…

В основу создания новых учебников по иностранным языкам положен коммуникативный подход. Ставится конкретная цель — каждый выпускник должен владеть разговорным иностранным языком и свободно общаться с носителями других языков хотя бы на бытовом уровне.

При разработке учебных пособий активно задействуют информационные технологии. Главное ноу-хау — активное использование QR-кодов и дополненной реальности. Кстати, все электронные версии учебников, используемых в образовательном процессе, можно найти на Национальном образовательном портале. Они доступны для бесплатного скачивания, а их PDF-версии дополнены гиперссылками, которые позволяют переходить на другие компоненты учебно-методических комплексов: хрестоматии, атласы, сборники задач и упражнений, электронные образовательные ресурсы… Учебник сегодня уже не рассматривается как единственный источник информации, а выполняет, скорее, навигационную функцию и направляет школьника к дополнительным источникам информации.

К новому учебному году будут подготовлены также электронные приложения по информатике для 6, 7 и 8 классов: они более интерактивные, чем PDF-версия школьных учебников.

«Минск-Арена» на уроках геометрии

Издательство «Народная асвета», в частности, выпустило 11 новых наименований учебных пособий: информатику для шестого класса, физику, геометрию, химию, алгебру, информатику — для восьмого.

— Отдельно останавливаюсь на учебнике по физике для 8 класса. Это учебник дополненной реальности, который позволяет учащимся посмотреть видеосъемку лабораторных и практических занятий, — объясняет директор издательства Виктория КАЛИСТРАТОВА. — Каждый ученик может «оживить» картинку с помощью своего смартфона… Учебник по физике для 8 класса — второй, который вышел в мягком интегральным переплете. Первым был прошлогодний учебник по физике для 7 класса: он на национальном конкурсе «Искусство книги» решением жюри был признан «Учебником нового века».

Вообще во всех новых учебниках содержится много практико-ориентированных задач, которые каждому придется решать в жизни. Например, как рассчитать, сколько нужно приобрести ламината для конкретной комнаты и как его положить? Или еще одна задачка из реальной геометрии: если идет речь о построении кривых, то берется карта Беларуси и предлагается проложить авиамаршурт, допустим, из Минска в Гомель. Или, например, задачи по окружности решаются на примере спортивно-развлекательного комплекса «Минск-Арена». Главное — белорусский контекст.

Новые учебники получат также и дети с нарушением зрения. Учебники шрифтом Брайля выйдут тиражом более тысячи экземпляров. Всего будет выпущено 36 томов шести наименований учебников. Они полностью повторяют соответствующие издания для общеобразовательной школы. Но если обычный учебник по истории помещается под одной обложкой, то аналогичный учебник, выполненный шрифтом Брайля, занимает шесть томов. Зато здесь есть и карты, выполненные на полистироле точечным методом, которые дети тоже могут «считывать» пальцами. Даже графический рисунок на обложке повторяет обычный учебник, и дети могут на ощупь узнать, как выглядел замок в Средние века. Новый тираж выделяется также и переплетом, который оформлен в определенном цвете в зависимости от учебного предмета: розовый и красный — история Средних веков и история Беларуси, синий — география, зеленый — биология. Это позволит детям со слабым зрением легче ориентироваться в выборе нужного учебника на книжной полке. Кроме того, издательство готовит к выпуску книги шрифтом Брайля из серии «Школьная библиотека». Увидят свет девять наименований с произведениями Ивана Науменко, Василя Быкова, Пимена Панченко, Раисы Боровиковой, Винцента Дунина-Марцинкевича, Андрея Платонова, Николая Гумилева, Анны Ахматовой и Афанасия Фета.

Учиться… вместе с супергероями

Целая россыпь полезной литературы предлагает к новому учебному году издательство «Пачатковая школа».

— Мы подготовили более 50 новых изданий, — подчеркивает директор издательства Ольга Ванина. — Это и методические пособия для учителей, и рабочие тетради для учеников, и книги для дополнительного образования. Учебный процесс должен быть для ребенка интересным и захватывающим, поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши издания не только помогали учиться, но и повышали мотивацию к учебе. Например, серия пособий для дошкольников «Хочу в школу» предназначена для тренировки мелкой моторики рук. Детям предлагаются упражнения, направленные на развитие основных графических навыков: надо аккуратно обвести и дополнить элементы, образцы, раскрасить фигуры, выполнить различные виды штриховки. Регулярные занятия помогают подготовить руку к письму, формируют умение ориентироваться на листе, правильно держать карандаш и ручку.

В серии «Академия супергероев» собраны творческие задания для повторения школьной программы для всех классов начальной школы. Но, чтобы детям не было скучно, все они завернуты в сказочный контент: для того, чтобы решить проблемы героев, понадобятся школьные знания. Здесь присутствует и игровой, и мотивационные моменты.

Со тетрадями из новой серии «Школа логики» ребенок учится рассуждать и логически мыслить. Авторские задания раскрывают интеллектуальные способности маленького ученика и программируют его на успех не только в точных науках, но и в сфере творчества, и повседневной жизни. 3D-задачи, оказывается, могут решать дети в возрасте от пяти до десяти лет!

Именно издательство «Начальная школа» в своих детских журналах первое начало внедрять технологию дополненной реальности, когда фотографии оживают и превращаются в видеоролики. «Эта технология работает в журналах «Рюкзачокс,«Рюкзачок. Весёлый зоопарк»,«Рюкзачок. Мир путешествий»,«Юный техник и изобретатель», а также в некоторых наших книгах. Чтобы увидеть «живую» картинку, читателю понадобится телефон или планшет с камерой доступа к интернету и специальная программа HP Reveal, которую можно бесплатно скачать с Play Market или App Store», — объясняет Ольга Ванина.

Педагогов «Пачатковай школе» тоже есть чем порадовать. Новая серия «Компетентостный подход» содержит дидактические и диагностические материалы нового поколения.

Работают только профессионалы

Начальник управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации Елена Павлова сообщила, что тираж учебной литературы по итогам I полугодия текущего года составил 72% от общего тиража книг, выпускаемых издательствами. Учебники, методические пособия, другая учебная литература занимает значительное место на книжном рынке. Если в 2012 году учебная литература составляла до 50% в общем объеме книгоиздания, то по итогам 2017 г. по наименованиям — уже 51%, а по тиражу — 76%.

По словам специалиста, получить право издавать книги учебного направления очень сложно. «Мы стремимся ограничить приход на книжный рынок непрофессионалов, которые просто хотят снять сливки, так как образовательная литература пользуется высоким спросом у покупателей, — констатировала она. — На рынке учебной литературы работают прежде всего учреждения образования — высшие учебные заведения, средние специальные, организации Министерства образования, специализированные государственные издательства, в первую очередь системы Министерства информации и системы Министерства образования. Присутствуют также и частные издательства. Благодаря тому, что многие учебники сейчас выходят в двух частях (чтобы не нарушать установленные санитарные требования по весу), это позволило наладить их ритмичный выпуск в течение всего года. Например, другие части учебников для третьей и четвертой учебной четверти будут печататься в сентябре — ноябре, а раньше пик приходился на июнь — август и полиграфии было очень сложно справляться с такими объемами работы.

По словам директора Национального института образования Валентины Гинчук, подготовка и создание современных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений — многосторонний и творческий процесс, в котором участвуют ученые, методисты, учителя, издатели и полиграфисты. Главная роль в этом процессе, несомненно, отводится авторам или авторским коллективам. Все учебники разрабатываются на конкурсной основе. Во внимание берутся, например уровень сложности изложения материала, иллюстративный материал, соответствие возрастным особенностям школьников, образовательным стандартам и учебным программам, современному состоянию развития науки, последовательность и преемственность содержания при переходе из класса в класс, внутрипредметные и межпредметные связи. В основу создания новых учебников закладываются практикоориентированность в изложении материала и реализация компетентостного подхода. На сегодняшний день подведены итоги конкурса уже по 100 учебным пособиям, и среди победителей-авторов каждый четвертый — это учитель-практик.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

О характере и содержании учебников для начальной и средней школы по русскому языку, математике. географии, физике, химии и естествознанию. (к постановлению ЦК ВКП(б) от 12.II.1933 г.) Приложение № 10 к п. 53/18 пр. ПБ № 131.

Приложение № 10

к п. 53/18 пр. ПБ № 131.

О характере и содержании учебников для начальной и средней школы по русскому языку, математике. географии, физике, химии и естествознанию.

I. Общие требования к учебнику.

Все учебники для начальной и средней школы должны обязательно удовлетворять следующим общим требованиям:

1. Обеспечивать прочное усвоение учащимися систематических знаний по каждому предмету в полном соответствии с утвержденными учебными программами.

Учебный материал должен быть изложен в учебнике в точных научных формулировках и одновременно в доступном и понятном учащимся изложении, в соответствии с их возрастом.

2. Методические указания, вносимые в учебник, должны даваться в самом минимальном количестве и не превращать учебник в методическое руководство для работы учителя.

3. Считать обязательным при составлении учебников по отдельным предметам использование материалов социалистического строительства, обеспечивая тщательный подбор этого материала в доступной для детей форме и в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

4. Иллюстративный материал, помещаемый в учебнике, должен быть тесно увязан с текстом и являться составной органической частью учебника. Иллюстративный материал не должен ни в какой степени перегружать учебник.

5. Оформление учебников в отношении организации учебного материала должно преследовать цель наилучшего ознакомления учащихся с общим характером учебника и способствовать быстрейшему усвоению имеющегося в учебнике материала (оглавление, специальные заголовки отдельных разделов, глав, предметные указатели и т.  д.).

6. Впредь при составлении и издании учебников предусмотреть такой порядок, чтобы составление каждого учебника одновременно было поручено двум-трем лучшим авторам (с обязательной оплатой авторского гонорара, даже в том случае, если заказанные им учебники не будут изданы), с тем, чтобы из них был выбран один учебник наиболее достойный.

II. Содержание и объем учебников по отдельным предметам.

Исходя из установок настоящего постановления и общих требований, которые должны быть предъявлены к учебникам, утвердить следующий план составления и издания учебников для начальной и средней школы:

1. Учебники по русскому языку: (букварь, учебник по русскому языку для начальной школы, грамматика, книга для чтения и теория литературы).

а) Букварь (для первого года обучения), Букварь должен быть общим для городской и деревенской школы. Имея своей целью обучить детей читать и писать, букварь должен обязательно включать в себя упражнения в делении слов на слоги, выделении в слове звука, буквы и т.  п. Кроме этого, он должен иметь материал для письма чернилами, четким почерком, образцы которого должны быть в самом букваре. В соответствии с этим должны быть решительно устранены все недостатки, присущие прежним букварям, как-то: отсутствие в самом букваре упражнений по делению слов на слоги и т. д. Объем букваря — 4 печ. листа.

В качестве стабильного букваря допустить в школе на ряд ближайших лет букварь проф. Афанасьева, внеся в него изменения в соответствии с вышеуказанными требованиями.

б) Учебник по русскому языку, (для начальной школы). Учебник по русскому языку для начальной школы должен состоять из двух частей. В первой части (для первого и второго годов обучения) учебник должен давать первоначальные сведения по языку и содержать упражнения, которые заложили бы у учащихся навыки устной речи и правильного письма.

Во второй части (для третьего и четвертого годов обучения) учебника должны быть даны элементы этимологии и синтаксиса и ряд упражнений, которые должны выработать у учащихся твердые навыки орфографически правильного письма и устной речи.

В учебнике необходимо дать краткие, сжатые, четко сформулированные выводы и определения, а также и важнейшие грамматические правила (применительно к детскому возрасту).

Объем учебника — 10 печ. листов (обе части учебника должны быть изданы каждая в отдельности). Учебник составляется проф. Афанасьевым и Шапошниковым.

в) Книга для чтения (для начальной школы). Учебник дается в 4‑х частях по годам обучения.

В книге для первого и второго годов обучения должен быть дан художественный материал, а также материал для чтения по вопросам естествознания, обществоведения, географии и истории.

“Книга для чтения” для 3‑го и 4‑го г.г. обучения должна являться хрестоматией, включающей в себя художественные отрывки как из произведений классиков, так и современных писателей.

Задачей книги для чтения является научить учащихся правильному, беглому, выразительному и осмысленному чтению, первоначальным навыкам самостоятельной работы с книгой, умению владеть устной и письменной речью, пробудить и развить у учащихся интерес к самостоятельному чтению.

Объем книги для 1 и 2 г.г. обучения — 10 печ. листов (в двух выпусках), а для 3‑го и 4‑го г.г. обучения — 14 печ. листов (в двух выпусках). Первые две части учебника составляются Флеровым, а вторые две части — Рыбниковой и Браиловской.

г) Грамматика (для средней школы). Учебник составляется в двух частях: первая часть — этимология (морфология) и вторая часть — синтаксис. Учебник должен дать систематический курс грамматики (этимологии и синтаксиса). Учебник должен содержать все необходимые для систематического курса этимологические и синтаксические определения, ликвидировав полностью такой недостаток прежних учебников по грамматике, как отсутствие четко сформулированных грамматических определений и правил. В учебник должен быть включен и материал для самостоятельных письменных упражнений.

Объем обоих частей учебника — 18 печ. листов. Учебник составляется Шапиро.

д) Теория литературы. Учебник должен заключать в себе систематический курс о видах и формах литературных произведений и средствах выразительной художественной речи.

Учебник должен также включать в себя необходимые сведения по истории литературных форм и литературного языка.

При составлении учебника необходимо иметь ввиду, что все важнейшие выводы и определения, входящие в курс теории литературы, должны даваться на основе анализа лучших образцов художественной литературы и в теснейшей связи с изучением истории литературы в средней школе.

Ввиду того, что советский учебник по теории литературы составляется впервые, предложить Наркомпросу тщательно подобрать авторов этого учебника и привлечь к этому делу Орг. Комитет советских писателей.

Учебник должен быть представлен на предварительное обсуждение литературоведов, критиков и писателей.

Объем учебника — 6 печ. листов.

2. Учебник по математике (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и задачники к ним).

а) Учебник по арифметике должен состоять из 5 частей: четыре выпуска для начальной школы по каждому году обучения и один выпуск для 5‑го года обучения.

Учебник для первых двух годов начальной школы должен представлять из себя сборник упражнений и задач с обязательным изложением арифметических правил с соответствующими объяснениями, в строгом соответствии с возрастными особенностями учащихся первой и второй групп начальной школы и с утвержденными программами.

Считать необходимым для третьего и четвертого года начальной школы издать отдельный от учебника сборник арифметических задач и упражнений. Учебник по арифметике для третьего и четвертого года начальной школы должен быть изложен доступным учащимся этих возрастов языком с обязательным приведением небольшого количества примеров к каждому правилу, объяснению и т. д.

Учебник для пятого года обучения должен содержать курс арифметики в соответствии с утвержденной программой.

Объем учебников для начальной школы должен быть следующий: 1‑й выпуск — 3 печ. листа; 2‑ой выпуск — 4 печ. листа и 3‑й и 4‑й выпуски вместе объемом 3‑4 печ.  листа. Задачник к ним (для третьего и четвертого года) в два запуска по 3 печ. листа.

Объем учебника для пятого года обучения — 7 печ. листов.

Учебник для начальной школы и задачник для третьего и четвертого годов составляются Эменовым и Зенченко с обязательным использованием учебника, выпушенного Учпедгизом в 1932 г.

Учебник для 5‑го года обучения составляется Поповым. К учебнику по арифметике для 5‑го года обучения дается сборник арифметических задач. Объем задачника — 6 печ. листов. Задачник составляется Березанской.

б) Учебник по алгебре. В качестве учебника по алгебре принять курс алгебры Киселева (для 6, 7, 8 и 9 г.г. обучения). Учебник Киселева в первую очередь первые части его должны быть подвергнуты некоторой переработке в сторону устранения схематизма и сухости изложения. Наряду с учебником Киселева допустить к использованию в школах выпущенный в 1932 г. учебник по алгебре Фриденберга для 6 и 7 г.г.обучения.

К учебнику по алгебре дается сборник алгебраических задач Шапошникова и Вальцева, после его переработки в сторону освежения учебного материала и приведения его в полное соответствие с требованиями утвержденных программ.

Сборник задач должен быть издан в двух частях: первая часть для 6 и 7 г.г. обучения и вторая — для 8 и 9 г.г. обучения. Объем задачника — 12 печ. листов (обе части). Объем учебника по алгебре — 18 печ. листов (обе части).

в) Учебник по геометрии. Учебник по геометрии для средней школы должен состоять из двух частей: первая часть — “Вводный курс в геометрию” для 5‑го года обучения и вторая часть — “Систематический курс геометрии” (планиметрия и стереометрия) для 6, 7, 8 и 9 г.г.обучения.

Учебник по курсу геометрии должен обязательно содержать все основные геометрические определения, а также теоремы и их доказательства.

Объем учебника геометрии для 5‑го года обучения — 3 печ. листа. Курс геометрии для 6‑9 г. г. обучения разбивается на два выпуска: первый выпуск (планиметрия) для 6 и 7 г.г. обучения, второй выпуск (стереометрия) для 8 и 9 г.г. обучения. Объем этого учебника — 18 печ. листов (обе части).

В качестве учебника по геометрии как для 5‑го, так и для 6‑9 г.г. обучения должен быть взят учебник 1932 г., составленный Гурвицем и Крупенькиным с внесением в него исправлений, согласно настоящего постановления и требования утвержденных учебных программ.

Наряду с учебником Гурвица допустить в школы составленный Ганнусом учебник по геометрии.

К учебнику по геометрии для 6‑9 г.г. обучения дается сборник геометрических задач Рыбкина, составленный в 1932 г., с теми изменениями и исправлениями, которые вытекают из настоящего постановления и новых учебных программ по геометрии.

Объем геометрического задачника — 8 печ. листов (обе части).

г) Учебник по тригонометрии. По тригонометрии переиздать в качестве учебника “Систематический курс тригонометрии” Рыбкина с некоторыми изменениями в соответствии с учебной программой по этому предмету. Объем — 7 печ. листов.

Для 8‑го и 9‑го г.г. обучения переиздать сборник тригонометрических задач того же автора. Объем — 4 печ. листа.

Кроме этого, переиздать таблицы логарифмов. Пржевальского и Брадиса; объем первого — 6 печ. листов, объем второго — 4 печ. листа.

3. Учебники по географии. (География СССР, география капиталистических стран, география физическая и экономическая).

а) Учебник по географии для начальной школы (3 и 4 г.г. обучения) составляется Эрдели Б. Г. и Тереховой Л. Г. с использованием учебников по географии для этих лет, выпущенных Учпедгизом в 1932 г.

Учебник состоит из 2‑х частей: первая часть (для 3‑го года обучения) — 5 печ. листов; вторая часть (для 4‑го года обучения) — 7 печ. листов.

б) Учебник физической географии для средней школы (для 5‑го года обучения). В качестве учебника переиздать имеющийся учебник Синицкого и др., приведя его в соответствие с требованиями новой учебной программы. Объем — 8 печ. листов.

в) Учебник географии капиталистических стран для средней школы (для 6‑го года обучения). В соответствии с новой учебной программой по географии, учебник должен быть составлен заново с использованием материала учебника издания 1932 г. Составители учебника — Варжанский С. Л. и Синицкий Л. Д. Объем учебника — 5 печ. листов.

г) Учебник географии СССР для средней школы (для 6, 7, 8 г.г. обучения).

Учебник состоит из 2‑х частей: первая часть — районный обзор СССР (6 и 7 г.г. обучения), и вторая часть — обзор СССР по отраслям наводного хозяйства (для 8‑го года обучения). Учебник составляется Н. Н. Баранским. Объем учебника — первая часть — 10 печ. листов, вторая часть — 7 печ. листов.

д) В учебниках по географии должен быть решительно устранен общий их недостаток, заключающийся нередко в чрезмерной перегрузке их текущим политическим материалом за счет фактических знаний по данной дисциплине.

4. Учебник по физике. Учебник по физике для средней школы должен состоять из 3‑х частей: первая часть — для 5‑го года обучения; вторая часть для 6‑7 г.г. обучения и 3‑я часть — для 8‑9 г.г. обучения.

Первая часть этого учебника должна представлять собой, согласно требования учебной программы по этому предмету, введение в систематический курс физики (простейшие измерения, сведения о твердом, жидком и газообразном теле).

Учебник по физике для 6‑9 г.г. обучения должен быть систематическим курсом физики, построенным в соответствии с программой по физике.

Учебник по физике издать в 4‑х выпусках: первый — для 5‑го года обучения; второй — для 6‑го года обучения; 3‑й — для 7‑го года обучения и 4‑й — для 8‑9 г.г. обучения.

Объем учебника: первый выпуск — 5 печ. листов; 2‑ой выпуск — 8 печ. листов; 3‑й выпуск — 10 печ. листов и 4‑й выпуск — 18 печ. листов.

К учебнику по физике должен быть издан Сборник задач по физике для 6‑7 г. г. обучения. Объем — 6 печ. листов.

Учебник по физике составляется Фалеевым и Перышкиным. Учебник должен явиться переизданием учебника тех же авторов 1932 г. с внесением в него изменений, исправлений и дополнений, согласно новых учебных программ.

Сборник задач по физике составляется заново теми же авторами.

5. Учебник по химии (неорганической и органической).

Учебник по химии для средней школы должен состоять из 2‑х частей: первая часть — неорганическая химия для 6‑8 г.г. обучения и вторая часть — органическая химия для 9‑го года обучения.

Учебник издается 3‑мя выпусками: первый для 6‑7 г.г. обучения, второй — для 8 года обучения и третий для 9‑го года обучения.

Объем учебника — первого выпуска 10 печ. листов; второго выпуска — 6 печ. листов и 3‑го выпуска — 6 печ. листов.

Учебник химии должен явиться переизданием (с исправлениями и дополнениями в соответствии с программами НКП) выпущенного в 1932 г. учебника химии проф. Верховского.

6. Учебник по естествознанию (элементарный курс общих сведений по естествознанию для начальной школы, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, основы эволюционного учения для средней школы).

а) Учебник по естествознанию для начальной школы (для 3 и 4‑го г.г. обучения). Учебник должен являться элементарным курсом общих сведений по естествознанию (почва и полезные ископаемые, вода, воздух, электричество в природе, растения, животные, строение и работа человеческого тела и сведения по гигиене и охране здоровья).

Учебник составляется Шибановым с использованием материала учебника того же автора издания 1932 г.

Учебник издается в 2‑х выпусках. Объем учебника — 12 печ. листов (оба выпуска).

б) Учебник по ботанике (для 5‑го года обучения). Учебник по ботанике должен давать систематический курс данного предмета в соответствии с требованиями новых учебных программ НКП. Учебник составляется Всесвятским с использованием соответствующего учебного материала учебника того же автора издания 1932 г. Объем учебника — 10 печ. листов.

в) Учебник по зоологии (6, 7 г.г. обучения). Учебник должен дать систематический курс данного предмета в соответствии с утвержденной НКП учебной программой.

Учебник составляется доцентом Цузмером с использованием соответствующего учебного материала прошлогоднего учебника издания Учпедгиза. Объем учебника — 10 печ. листов.

г) Учебник анатомии и физиологии человека (для 8‑го года обучения). Учебник составляется Кабановым с использованием материала учебника того же автора и с внесением в него ряда изменений в соответствии с требованиями утвержденной НКП учебной программы. Объем учебника — 10 печ. листов.

д) Учебник по курсу “Основы эволюционного учения” (для 9‑го года обучения). Учебник составляется Беляевым с использованием материала, содержащего в учебнике по тому же курсу для техникумов, выпущенного Учпедгизом в 1932 г. под редакцией А. А. Шибанова.

Ввиду отсутствия программы по этому курсу, предложить Наркомпросу составление этого учебника поставить под свой непосредственный контроль.

Объем учебника — 10 печ. листов.

7. Краевая учебная книга для начальной школы. В дополнение к вышеутвержденному плану составления и издания учебников для начальной школы предложить Наркомпросу с привлечением республиканских, краевых и областных организаций РСФСР организовать составление для каждой республики, края и области краевой учебной книги, которая бы содержала местные краеведческие сведения по географии, естествознанию, обществоведению и истории.

Эти книги по утверждении их Наркомпросом издаются местными краевыми издательствами.

Объем книги определить максимум в 8‑10 печ. листов.

8. Предложить Наркомпросу разработать вопрос о привлечении местного краеведческого материала при преподавании в средней школе отдельных предметов — естествознание, обществоведение, история и география. Соответствующие указания по этому поводу (рекомендательные списки краеведческой литературы, пополнение литературой по этим спискам школьных библиотек, методические указания для учителей и т. д.) должны быть даны местам с таким расчетом, чтобы все это было фактически реализовано в средней школе до начала 1933‑1934 учебного года.

По каким учебникам учатся первоклассники и как их правильно выбирать

При выборе школы недостаточно заглянуть в столовую или в туалет. Стоит ещё узнать, по какой программе учатся дети. Как учебники влияют на отношение к учёбе и почему с ними всё неоднозначно — об этом Елена Климова поговорила с доктором педагогических наук Анной Молоковой.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Вариативность в образовании пришла в Россию в 90-е годы, когда вместо одной школьной программы и единственного набора учебников появилось много разных. То, что мы называем программами, на самом деле называется УМК — учебно-методический комплекс. Он включает в себя и учебники, и методики обучения, прописано всё это в федеральных государственных образовательных стандартах.

Все учебно-методические комплексы утверждает Минобрнауки. Существует традиционная и развивающие системы обучения. К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «РИТМ», «Перспектива».

К развивающим раньше относились две программы: Эльконина-Давыдова и Леонида Занкова. Последнюю несколько назад из перечня утверждённых учебников исключили.

Чем руководствуются при выборе УМК учителя и на что обращать внимание родителям, особенно если они выбирают в первый раз первый класс. Эти и не только вопросы мы задали доктору педагогических наук и заведующей кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анне Молоковой.


На что важно обращать внимание родителям при выборе школы: на учебную программу или всё-таки на учителя?

Нет идеальных учебников. Их пишут живые люди и всегда найдутся среди учителей и родителей те, кому что-то не нравится и кто чего-то не понял.

Учебники отличаются авторскими концепциями. До принятия в 2012 году закона об образовании учебники продавались в книжных магазинах. Сейчас школьников обеспечивает государство. Каждое издательство работает с конкретным авторским коллективом и заинтересовано в том, чтобы школы покупали их комплекты.

Регулирует этот выбор государство, которое издаёт с определённой периодичностью приказ о перечне учебников, которые рекомендованы для образовательных организаций. К учебникам предъявляются новые требования, список каждый год обновляется.

Команда авторов, которая работает с каким-то издательством, дорабатывает материалы, потом учебники попадают в приказ (или нет), а потом только школы их выбирают или оставляют без внимания. С одной стороны, так создаётся лучший продукт, с другой — бесконечное преобразование ведёт к стрессу для учителей, детей и родителей.

И какой же учебно-методический комплект всё-таки самый лучший?

Есть более популярные комплекты учебников, есть менее. Например, педагоги охотно выбирали учебники математики Людмилы Петерсон, хотя в них, как и во многих других, есть неточности, математические ошибки и большое количество сложных заданий.

Людмила Петерсон — харизматичный лидер, она много ездила по стране общалась с учителями, убедительно рассказывала о своём учебнике, могла дать ответ на любой вопрос. Ей верили, за ней шли! Так возник миф, что её учебник — лучший учебник математики. Многие переживают, что учебник отсутствует в списке рекомендованных. Одновременно многие родители и учителя критиковали пособие и не понимали, как с ними работать.

Есть выдающиеся научные идеи и созданные на их основе учебники, например, по системе Леонида Занкова. Под новые требования их потребовалось переделывать, совершенствовать, что-то не было выполнено. В итоге учебники по системе Занкова не попали в приказ Минобрнауки.

Но я знаю школы, где дети и сейчас учатся по системе Занкова.

По Занкову учатся сейчас экспериментальные площадки и те школы, которые купили учебники ещё до того, как их исключили из перечня. Чтобы у школы не было нецелевого расходования средств, школа оговоренное время работает по «старым» книгам.

Например, перечень учебников на 2017–2018 год сильно сокращён по сравнению с предыдущими годами. Все ждут следующего приказа, он скоро появится.

Новые учебники должны будут соответствовать требованиям ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования, в проекте которого прописаны ожидаемые результаты обучения по предметам и годам.

Результат достигается в процессе. На родительских форумах хвалят учебники «Школы России»: нет непонятных заданий, недетских литературных произведений, всё просто и логично, как в старых советских учебниках. Что вы о нём скажете?

Ещё один миф, как с учебником Петерсон. Да, учебники издательства «Просвещение» внешне и по логике изложения материала похожи на те, по каким занимались в советской школе. На самом деле он столько раз менялся, что учебники «Школы России» не могли сохранить сходство с советскими. Изменилась методика, появились электронные формы и много дополнительных учебных пособий.

Да. Но родители пишут: занимались по «Россия 2100», читали Мопассана и Эдгара По (в начальной школе!). Ребёнок стал нервным. После По заснуть не мог. Перевелись на «Школу России» — тишь и благодать. Здоровье дороже новшеств в образовании.

Комфортно ли будет ребёнку учиться в начальной школе, зависит не столько от учебника, сколько от методики, которую использует учитель. Она с учебником связана не всегда.

Можно открыть учебник, прочитать задание и дословно его выполнить. Можно организовать групповую работу или в парах, устроить соревнование или конкурс. Учитель может раздать отметки, а может детям предложить составить рейтинг, проверить работу друг у друга, написать в тетрадях задания друг другу.

Всегда по одним и тем же учебникам педагоги учили по-разному. Можно выбрать консервативную, по мнению многих, «Школу России» и получить учителя, который использует псевдоинновацию, которая обернётся стрессом для ребёнка.

А Эдгар По стрессом не оборачивается?

Нам приходят письма, что, мол, учительница не провела предварительную работу и заставила детей учить стихотворения, которые призывают к кровавому пиру. Как мы можем ответить? Если учебник, в котором это стихотворение напечатано, включён в приказ о перечне рекомендуемых учебников, значит, это ответственность трёх экспертиз — Российская академия образования (РАО), Российская академия наук (РАН) и общественной. И ответственность государства.

Что такое ответственность государства? С кого спросить?

Начать со школы. Если учитель с таким сложным неоднозначным текстом не поработал, то претензии к учителю и завучу, который не проконтролировал. Это внутренние вопросы школы. Сейчас учебник по чтению для начальной школы, о котором мы говорим, исключён из перечня. Государство дало ответ.

Родители на форумах пишут: «Кто эти учебники сочиняет? Они живого первоклассника хоть раз видели?». Что вы на это можете сказать?

Учебники проходят несколько экспертиз. Научная экспертиза — оценка научной адекватности текстов, её проводит Российская академия наук. Экспертизу на соответствие учебников возрастным психолого-педагогическим особенностям и предметному содержанию образования осуществляет Российская академия образования.

Специалисты всегда предлагают включать в учебники как можно больше необходимого с их точки зрения содержания.

Если дети, а то и родители, не могут выполнить задания в учебнике, возникают резонные вопросы: кто должен контролировать содержание учебников?

Есть третья экспертиза, общественная. Она предполагает, что учебники будут смотреть представители общественности.

Общественную экспертизу проводят разные организации. В 2015 году это были Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация, некоммерческое партнёрство «Лига образования». Хотелось бы узнать про родительское участие — оно возможно?

В этих общественных организациях работают люди, которые тоже родители учеников, бабушки и дедушки, дяди и тёти. При этом они специалисты в разных областях. Их задача — оценить учебники по другим критериям, чем в ходе научной и педагогической экспертиз.

Кроме того, на официальном сайте Министерства образования Российской Федерации любой человек может поучаствовать в обсуждении текста стандарта, а, значит, повлиять на содержание учебников, которые по законодательству должны ему соответствовать.

Я бы охарактеризовала современный период как реформирование с целью наведения порядка в нормативном содержании образования. Приведения в соответствие этому содержания учебников и организации всего процесса. У нас школы всё время находятся в состоянии реформ, это непросто, но реформы оправданы.

Чем оправданы?

В советское время обучение было по единым программам и учебникам, разнообразия предложений в сфере образовании было не слишком много. С одной стороны, всё было фундаментально, серьёзно, глобально. С другой стороны, выпускники школ отстали от своих сверстников из развитых стран.

Особенно это было заметно в использовании знаний на практике, в проектировании развития, в решении нестандартных задач. Всё изменилось в 90-е годы, когда предложений стало столько, что учитель не всегда был готов изучить их все и сделать выбор. Появились последствия.

Например?

Например, в начальной школе дети учились по учебнику, написанному в одной концепции и логике. На следующем уровне образования учителя выбирают учебник, авторы которого придерживаются совершенно других взглядов и на уровень сложности, и на ключевые понятия предметной области.

В результате ученики часто теряют интерес к предмету, снижается результативность образовательного процесса, ухудшается качество образования

Этого бы не происходило, если бы концепции и содержание учебников не различалось так сильно. Когда ребёнок поступает в школу, родителям нужно поинтересоваться, в какой логике изучают там базовые предметы (русский язык, математика и так далее).

И как в итоге выбирать?

Многоступенчатая система попадания учебника в портфель к конкретному ребёнку пока не даёт родителям возможности каким-то образом на это влиять. Можно только высказывать своё мнение при обсуждении проекта стандарта или участвовать в педагогических советах по обсуждению выбора учебников в качестве представителя общественного совета.

У меня два ребёнка окончили школу, я знаю, в каком непростом положении часто оказываются и ученики, и родители

Учебник, это, конечно, традиция. Но есть ещё слово учителя, есть родительское участие в образовании ребёнка, есть, в конце концов, коллективный разум. Ведь нужно учиться не только по учебнику, а у жизни. У людей, которые тебя окружают. Вот этот журналистский вывод будет прекрасен в вашем тексте. Не уповать на учебник, он не панацея.

При этом обсуждалась идея определить жёстко содержание учебников и не оставить выбора учителю и родителям. Не хотелось бы, чтобы это произошло. Министерство образования такой вариант не поддерживает. Планируется выбор учебников оставить, но сократить их количество, а главное, улучшить качество. Важно, чтобы каждый ребёнок имел возможность интересно и успешно учиться и брать школьный учебник с удовольствием.

Фото: Shutterstock (fotosparrow)

Требования к учебников — Основы педагогического эргономики Библиотека русских учебников

Учебник является официально признанной основной учебной книгой, в которой систематически изложены учебный предмет или его части в соответствии с программой. Ученики пользуются им под руководством учителя как на а уроке, так и при выполнении домашних заданий. Он должен быть пригодным для формирования определенных общеобразовательных научных знаний, умений и навыков, способствовать развитию личности, соответствовать современным методам и организационных форм обученияня.

В учебнике подают научно достоверную и современную информацию ее приводят с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, преемственность, наглядность, усвояемость. Рекомендуемая в проблемное изложение материала с критическим его осмыслением, но при этом необходимо придерживаться оптимального соотношения между научностью и доступностью. Учебник должен формировать у учащихся научную карт ину окружающего мира. Он должен определять систему и объем знаний, нужно обязательно усвоить, а также содержать задания и упражнения, которые обеспечивают формирование необходимых умений и навыков шк чник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню предварительной подготовки учащихся. Для формирования эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в учебнике помещают материалы, способные вызвать ем оции с учетом психически возрастных особенностей ученики учнів.

При создании учебника следует учитывать следующие принципы:

— коммуникативность, способность обеспечить диалог ученика с книгой;

— комплиментарность, возможность его дополнения дополнительными средствами обучения;

— моделирование, построение модели как средства получения необходимого знания об объекте или явлении, которое изучается;

— автономность, что позволяет рассматривать учебник как самодостаточную систему

Структурными составляющими такой книги является текст (основной, дополнительный, объяснение) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки)

. Текст учебника пишут понятным языком с учетом детской психологии. В предложении не может быть более 16 слов. Целесообразно уменьшать количество наречных и деепричастных оборотов. При использовании специальных терминов приводят их краткое определение и перевод термина иностранного происхождения. Учебник должен иметь указатель терминов, систему вопросов и заданий для работы с ними. Термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практической деятельности. Нельзя перегружать учебник незнакомыми понятиемяттями.

Тексты бывают таких видов:

а) основные, содержащие основной теоретический материал для усвоения их, в свою очередь, делятся на теоре-тико-п с на ные и инструментально-практические;

б) дополнительные, которые охватывают интересную развивающую информацию их подают в виде пословиц или поговорок, рубрик»Знаешь ли ты?»,»Это интересно»,»Для любознательных»,»Возьми внимание!»

в) объяснительные, содержащие необходимый дополню-тельный материал, непосредственно связанный с основным текстом. Могут выглядеть словариков, примечаний, объяснений и т.д.

В учебнике, кроме основного текста, имеющийся аппарат ориентировки — предисловие, введение, содержание, сигнальные символы (геометрические, цифровые, буквенные, знаковые или в виде рисунков условные обозначения), алфавитный, именной и тематический указатели и т.д.. Материал, изложенный в пи идручнику, организуют для лучшего усвоения посредством деления на главы, параграфы, выводы тощо.

Учебник должен содержать аппарат организации усвоения, охватывающий упражнения, задания и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, инструктивные и справочные материалы (памятки, комментарий ре, указания для самостоятельной работы материала и практических задач, наблюдений и опытов, образцы решения задач, примеров), таблицы, подписи-по-объяснения в иллюстрированного материала. Типы за заданий могут быть разными: контрольные задания по темам; задания для воспроизведения текущего учебного материала; задания творческого характера на применение новых знаний, наблюдения, проведения п рактичних и лабораторных работ; задачи разного уровня сложности задачи и ссылки на ранее изученный материал, а также на материал других учебных предметев.

В учебники необходимо включать определенные сведения из истории научного познания, описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов. Учебник истории должен содержать информацию об археологических раскопках отрывки из исторических документов, учебник по географии — описания географических экспедиций и т.д.. Целесообразно также печатать портреты деятелей науки и искусствва.

Иллюстрации к учебнику должны доносить необходимую научную информацию, быть пригодными для учебника по содержанию, композицией, размерами и качеством, соответствовать уровню подготовки и возрастным особенностями ям учащихся, их следует использовать также как самостоятельные источники информации, дополнения текстового материала. Иллюстрации облегчают понимание неизвестных слов, обозначающих определенные предметы или явления иллюстрирует низации могут быть сюжетные, наглядные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. Работа с ними должна быть организована на основе задач репродуктивного, проблемного и тв орчого характереру.

Шрифтовое оформление и качество печати согласовывают с общепризнанными эргономичными требованиями школьного образования. Основное и дополнительное тексты выделяют шрифтами различной гарнитуры и размеров согласно уста влены нормами. На таких же условиях определяют длину строки, расстояние между строками, плотность букв, размеры полей и т.п.. Окрас должен быть интенсивным, равномерным, шрифт четким, чтобы читался на би лома, сером и цветном фонах или на участках разноцветных иллюстраций. Формат учебника должен быть удобным в использовании и переносе в портфеле или ранцы, переплет — отвечать требованиям мицнос те и сохранения внешнего вида. Масса учебника не должна превышать 300 г для 1 -4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 класселасів.

При необходимости используют приложения. Требования к ним аналогичны требованиям к самому учебника

Стоит отметить главных эргономических требованиях к средствам обучения. Информация, передаваемая с их помощью, должна быть научно достоверной и соответствовать современному состоянию науки, которую изучаю ют. При этом содержание, объем и глубина заложенной информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. Используемый метод обучения должен быть согласованным с возрастными особенностями и уровнем во подготовки школьников. Он должен быть наглядным, активизировать внимание учащихся, вызвать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результаттаті.

Средство обучения следует обеспечивать методическими указаниями по его использованию

Итак, рассмотренные эргономические требования регламентируют и обеспечивают комфортные и безопасные для здоровья детей условия обучения и воспитания, способствующих повышению их работоспособности, активному психофизиолог логическому развития тощ.

Презентация «Электронные учебники в начальной школе»

Номер слайда 26

Достоинства электронных учебных пособий (естественно, они не обязательно присутствуют одновременно), которых нет у традиционных печатных аналогов. Использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным. Возможность снабдить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет учащемуся экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон. Возможность моделировать. Возможность быстро и эффективно тестировать или как-либо иначе проверять знания учащихся. Возможность организовывать самостоятельную работу учащихся, давать подсказки, справки и многое другое (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку, возможно, рыться в книгах, идти за необходимой литературой в библиотеку и т.п.). Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста. Пожалуй, одно из главных достоинств — возможность организовать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке. основные недостатки электронных учебников и других электронных материалов: Отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия. Большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания. Не все достаточно хорошо воспринимают текст на экране. Методически не продуманная (а иногда и просто вредная) подача учебного материала. Учащимся предписывают действовать по определенной довольно жесткой схеме, тем самым сковывая их самостоятельную деятельность. Мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть.

Как выбираются учебники — и кто принимает решения

Учебники играют важную роль в определении того, чему учат многие учителя, и, в свою очередь, чему учат ваши дети. Некоторые курсы практически спланированы на основе содержания их учебников.

Поскольку учебники играют очень важную роль в образовании вашего ребенка, вы должны знать, как и почему одни заголовки выбираются, а другие отбрасываются, и кто принимает эти решения.

Для учащихся с первого по восьмой класс отбор в большинстве случаев осуществляется на уровне штата Советом по образованию штата при поддержке комитетов добровольцев, специализирующихся в каждой дисциплине.Часто совет выбирает несколько текстов для одного и того же предмета и уровня обучения, и отдельные школьные округа выбирают из этого списка.

Процесс отбора в совет штата может занять до года. Во-первых, правление утверждает структуру для каждой дисциплины, в которой указываются цели, минимальные стандарты и содержание, которые должны быть охвачены в каждом курсе.

Затем назначается комитет добровольцев для проверки и отбора учебников.

Размер комитетов варьируется, но не менее 55% членов должны быть классными учителями. Остальные обычно имеют профессиональный опыт, связанный с предметной областью.

Каждый год процесс отбора книг охватывает только одну предметную область. В прошлом году это были история и общественные науки. В этом году это тексты на иностранных языках. В следующем году появятся новые научные книги.

Списки подходящих книг действительны в течение восьми лет. Иногда это создает проблемы, потому что некоторые дисциплины — например, естественные науки — могут сильно измениться за восемь лет, а учебник семилетней давности может оказаться устаревшим.

государственных служащих это осознали. Начиная с 1993 года, списки подходящих учебников будут меняться каждые два года.

Местные школы могут ходатайствовать о разрешении на использование учебников, не включенных в официальные списки.

Принимая во внимание бюджетные ограничения, с которыми сталкиваются штат и школьные округа, неудивительно, что стоимость является основным критерием, используемым отборочными комиссиями.

Но есть и другие факторы. Самое важное — это охват материала учебником.Книгу внимательно читают и обсуждают, чтобы обеспечить ее точность, актуальность, полноту и непредвзятость.

Формат

также важен, потому что привлекательный формат может существенно повлиять на желание студентов читать учебник.

У предпочтительных учебников обычно широкие поля, крупный шрифт, частые цветные иллюстрации или фотографии, а диаграммы, примеры и анекдотическая информация выделены в рамках.

Комитеты также ищут соответствующий возрасту словарный запас и письменные материалы, достаточно интересные, чтобы учащиеся могли читать.

После того, как список подходящих учебников составлен, книги становятся доступными в 30 местах по всему штату, чтобы учителя и сотрудники могли изучить их и выбрать те, которые лучше всего подходят для их классов.

При выборе учебников для 9–12 классов школьные округа имеют гораздо большую автономию. Каждый округ может установить свою собственную процедуру для этого, если выбранные книги соответствуют рамкам предметной области штата.

Однако в целом книжные комитеты старших классов используют аналогичные критерии.Стоимость является более приоритетной для одних районов, чем для других, но точность, объективность и актуальная информация важны для всех.

Поскольку вопросы мультикультурности вызывают большую озабоченность, книги, содержащие информацию о других культурах или разделы, написанные представителями других культур, стали особенно желательными.

Например, в значительной степени табу — это литературные книги, содержащие только произведения традиционных «мертвых белых людей», и книги по истории США, в которых афроамериканцы упоминаются только как рабы.

Обращение к разным уровням способностей также важно, потому что все учащиеся — от отличников до специального образования — должны изучить материал, утвержденный государством, и часто использовать одни и те же книги.

Учителей старших классов также интересуют вспомогательные материалы — мы называем их «коробками с подарками», которые идут в комплекте с большинством учебников.

Эти пакеты содержат такие вещи, как руководства для учителей, руководства для дискуссий или письменные руководства, готовые к использованию задания и экзамены, настенные диаграммы или плакаты, пленки для проекторов, кассеты и даже компьютерное программное обеспечение.Для некоторых учителей коробка с подарками может сделать или сломать учебник. Другие практически не используют их.

Наконец, учитываются размер и вес. В конце концов, издавать громадные учебники, которые не будут носить с собой студенты, — бесполезно.

Как начать писать и издавать учебное пособие

Вы хотите опубликовать учебное пособие или издать книгу для учителей? Нужны советы по написанию и публикации образовательных книг? На этой странице вы найдете информацию о том, как я начал писать и издавать книги для учителей, а также узнаете, как можно писать книги для учителей.

Кому я могу дать совет?

Я далек от эксперта в вопросе публикации книг, но я делал это успешно три раза и честно рассказывал о процессе, поэтому, как правило, получаю МНОГО писем с просьбами о совете. Есть много способов опубликовать свою книгу и заработать на продаже книг для учителей, и я рад поделиться тем, что сработало для меня. Я не могу гарантировать, что все делаю «правильно», но мне нравится писать книги, и я стабильно зарабатываю на этом с 2008 года.Надеюсь, когда вы прочитаете мой совет, вы найдете некоторые идеи, которые найдут отклик и будут работать и для вас.

Видео: Советы по изданию книги для педагогов

Доктор Уилл Деямпорт III брал у меня интервью об образовательных публикациях. В видео ниже вы услышите, как я говорю о:

  • Как у меня возникли идеи для моих книг и я начал издавать
  • Уравновешивание очного обучения и написания книг
  • Что меня мотивирует писать и как я использую письмо для улучшения образования
  • Выбор между традиционным и самопубликационным
  • Электронная книга
  • vs.продажа копий для печати
  • Как использовать возможности продажи книг и консультирования
  • Как работает мой писательский и творческий процесс
  • Мой совет тем, кто хочет написать и издать книгу
  • Важность продвижения вашей книги в социальных сетях