Упражнения для формирования навыков письма – Картотека по русскому языку (1 класс) по теме: Пропись Упражнения для формирования навыков грамотного письма

10 эффективных упражнений для развития навыков письма у дошкольников | MaMere

С распространением компьютеров почерк многих людей испортился: уж больно редко нам приходится писать что-то от руки, отвыкаем. Но нашим деткам умение аккуратно, разборчиво и быстро писать понадобится для школьного обучения. И не секрет, что отличная графомоторика – предпосылка хорошего речевого развития. Предлагаем десятку упражнений для развития навыков письма у дошкольников – выбирайте по нраву и настроению!

  • Штриховка прямыми, прерывистыми, волнистыми и зигзагообразными линиями во всех направлениях. Заштриховывать обычные квадратики скучно, зато интересно делать дождик из тучки, чешуйки на рыбке, иголки на ежике. Для штриховки необязательно распечатывать шаблоны или покупать журналы, можно задействовать ее в ходе рисования карандашами и фломастерами: пусть у мишки будут штанишки в горизонтальную полоску, на елке появятся гирлянды, зебра приобретет характерный для нее окрас.

 

  • Графический диктант. Раньше такое непростое упражнение предлагали только школьникам, сегодня же с ним успешно справляются даже тренированные четырехлетки. Задание к такому диктанту можно скопировать в Интернете или составить самостоятельно, если перед глазами имеется рисунок по клеткам. Конечно же, ребенку будет интересней создавать какой-то законченный предмет, чем абстрактную и бессмысленную ломаную линию.

Выполняется графический диктант так. На листе бумаги с бледной сеткой (чтобы хорошо был виден карандаш) начинаем рисование с указанного места. Ручки и фломастеры использовать не рекомендуется, потому что вероятные ошибки ластик не исправит. Диктуем медленно, чтобы дошколенок успевал проводить отрезки: одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Желательно, чтобы получившееся изображение было легко узнаваемым и понятным для раскрашивания. Сетки для графических диктантов с заданиями можно распечатать из Интернета.

Полезно для развития глазомера и восприятия пространства делать обратные графические диктанты: проговаривать схемы готовых картинок.

 

  • Зеркальное рисование. Сделать симметричную копию половинки предмета – довольно трудоемкая задача, которая предлагается по достижении четырех лет и старше. Изображение может быть простым (полукруг) и более сложным, многокомпонентным (половинка домика, дерева, лица). 

 

  • Пишем и рисуем через копировальную бумагу. Черная и цветная копирка – принадлежность, неизвестная большинству современных детей. А ведь писать под копирку не так легко, как просто на страничке. Нужно аккуратно придерживать, чтобы ничего не сдвинулось, регулировать силу нажима, чтобы отпечаток был ярким. Попробуйте порисовать с ребенком через копирку, соединив два листа канцелярскими скрепками – дошколенку наверняка понравится эта новая задача. Можно не писать, а допустим, переводить из книжки черно-белые иллюстрации к сказкам и потом их раскрашивать.

 

  • Переводим картинки на оконном стекле. Еще одно полезнейшее умение из нашего детства, когда не было возможности создавать копии при помощи техники. К стеклу прикладывается картинка с контрастными контурами, поверх нее – чистый лист писчей бумаги. Просвечивающееся изображение обводится карандашом. Продаются и готовые рисовальные наборы с безопасным прозрачным стеклопластиком.

    

  • Копирование рисунков. Задача – создать точно такое же изображение, как на образце. Первоначально предлагаем копирование по точкам (пунктиру), чуть позже – на пустой части листа. Помимо дублирования предметов и сюжетных картинок, можно делать копии произвольных фигур, нарисованных на точечном поле.

 

  • Обводилки и лабиринты бывают очень разными и важно подобрать тот вариант, который заинтересует ребенка. Не всем нравится обводить контуры предметов по точкам. Вести карандашом по тропинке – занятие куда более увлекательное, потому что имеет для ребенка обозримую цель – добраться до финала, провести рисованного персонажа к нужному ему месту. Помимо графических навыков, лабиринты развивают внимание, пространственное мышление, усидчивость. Самые любимые и сложные картинки запаивают в пленку и после занятия очищаются от фломастера влажной салфеткой. Их можно дополнять новыми цветными деталями (цветочки на обочине, камешки и гусеницы на дороге), использовать как игровое поле для маленьких игрушек (человечков из «Лего», киндеровских зверушек).

 

  • Рисование по клеткам. Прямые и наклонные линии, квадраты, треугольники – в одной клетке на самом деле можно расположить много фигур. Стройные ряды рисунков и прописных элементов можно сохранять на фотографиях, примерно раз в квартал сравнивая результат детских стараний.

 

  • Прописи на линейках. Наклонные линии, элементы букв и цифр, флажки, дуги и овалы – ребенку приходится следить не только за формой прописываемых элементов, но также за наклоном и интервалом между ними. Прописи с интересными сюжетами на хорошей бумаге продаются в книжных магазинах и газетных киосках. Предлагать их стоит не раньше, чем ребенку исполнится пять полных лет: помимо хорошо развитой мелкой моторики, требуется завидное терпение.

 

  • Рисуем картинки по цифрам. Соединяя последовательно числа от первого до последнего, дошколенок создает картинку, угадать которую по точкам бывает непросто. Зато после рисования всех отрезков предмет вырисовывается ясно и отчетливо. В такой задаче всегда есть интрига, и от ребенка требуется внимательность, правильный счет, уверенное владение карандашом для проведения ровных линий.

 

Для успешного формирования навыков письма полезно рисовать буквы, цифры и геометрические фигуры в воздухе и воде, на песке, россыпи молотого кофе или манной крупы. 

mamere.ru

Методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме: Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения (письма) у младших школьников

Аннотация. Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к читательской деятельности и потребности учиться  у детей неразрывно связано с  информационной модернизацией жизни, а так же  с трудностями овладения самого процесса чтения.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Таким образом, чтение как сложный процесс,  не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

В процессе развития навыка чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (понимания смысла читаемого, извлечение содержания),которая является основной целью процесса чтения. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности обучения детей в школе, т.к. чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие научные дисциплины.

Хорошо читаем – отлично учимся. Комплекс практических упражнений для младших школьников поможет учащимся овладеть  навыком чтения , развить устную речь  и сформировать предпосылки овладения правильной письменной речью. С помощью интересных заданий постараемся сделать процесс овладения навыком чтения (письма) более интересным, продуктивным и лёгким.

Цель: Развитие навыка чтения (письма) у младших школьников.

Задачи :

— Овладение звуко-буквенным обозначение;

— Овладение понятием слог, послоговое чтение;

— Овладение целостным чтением, смысловой догадкой;

— Развитие понимания и смысла прочитанного;

— Развитие устной речи;

— Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления;

— Формирование предпосылок овладения письменной речью;

— Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Адресат: Учащиеся 1-2 классов общеобразовательных школ, а также дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Содержание: Подборка заданий состоит из двух блоков направленных на развитие навыка чтения и связной речи, а также формирование письменной речи.

Условия реализации: Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей — логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развития, профилактики и коррекции нарушений со стороны  устной и письменной речи младших школьников.

I.Чтение и развитие речи.

  1. Упражнения для произносительной стороны речи. Развитие подвижности речевого аппарата. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

АУОЫЭИ, ЫАОУИЭ, ОУЫАЭИ…  (Изменяйте самостоятельно последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ…

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш…

Ба — бя бо — бё бу — бю бэ – бе бы – би

Да — дя до — дё ду — дю дэ -де ды — ди

Фа — фя фо — фё фу — фю фы – фи фэ — фе

Ла — ля ло — лё лу — лю лы – ли лэ – ле

  1.  Чтение скороговорок. Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

У Иринки мандаринки.

На дворе трава, на траве дрова.

Семь весёлых гномов сели

И семь песенок весёлых просвистели.

3. Слоговые таблицы. 

са

со

су

сы

си

на

но

ну

ны

ни

ба

бо

бу

бы

би

ва

во

ву

вы

ви

га

го

гу

гы

ги

1. Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. 
2. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. 
3. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает. Словарный материал может быть следующим: 

-ВА ( корова, клюква, трава), -НА (сметана, обезьяна, смородина)-ГА (бумага, берлога).

4.«Найди ошибку». Взрослый произносит слово, одновременно указывая на клетки в таблице. При этом один из слогов не показывает или добавляет лишний слог:                         (че — мо — ? – ны, че – ре – па – та – ха).  5. Чтение столбиков слов, объяснение значений слов и подбор слов по смыслу. Запись отдельных слов в тетрадь.

нано

нына

нону

нуна

  тато

тыта

тоту

тута

сасо

сыса

бобу

буба

ваво

выва

вову

вува

                       ПАЛКА            КОПИЛКА    

                   ПОЛКА             БУТЫЛКА

                     БУЛКА            ТАРЕЛКА

                    ВИЛКА             ВЕШАЛКА

                                                                4.Упражнение « Катаемся на горке» Обучению слиянию звуков и прочтению слогов. Читать нужно плавно ориентируясь на гласную букву. Слоги читать проводя рукой по дугам,линиям. «Поднимаясь в горку» — читаем медленно, «спускаясь с горки» — читаем быстро.

                  МУ

            МУ       МУ                          МЫ

                                        МУ                           МЫ                   МЫ

                МУ                     МУ           МЫ            МЫ        МЫ     МУ

                                               МУ                             МЫ  МУ            МЫ

         МУ                                    МЫ                            МЫ                     МУ

                       

                           СА                                               СО                            

                 СА              СА                             СО           СО                            СА

              СА                    СА                      СО                   СО                      СА

            СА                         СА                 СО                        СО                  СО

                                            СА            СО                             СО              СА

         СА                                                                                                            

                                                СА   СО                                       СО      СО                                                                                                            

    СА                                          СА                                                 СА

5. Упражнение «Марсианские» стихотворения.                                                                                                                    

Стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребёнок следит и слушает. Затем читает ребенок. Стихотворение не заучивать наизусть!

http://igrobukvoteka.ru

6. Упражнение « Пирамида». Расширение поля зрения. Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д.Чтение наложенных слов.

                 

7. Чтение с предложений и текстов с пропущенными окончаниями.

Володя и Вадик сиде… в комнате. Они раскрашива… картинки и не виде…, как кот Вась…   залез под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось и упало на пол.

8. «Чтение текста через слово». Читать нужно не как обычно любой текст, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют

9. Чтение с помощью «Решетки». Тренировка чтения текстов начинается с помощью решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

10. Упражнения по совершенствованию навыка чтения и развитию речи

МЕДВЕДЬ

1. Читай целыми словами по кругу.

сидит         малина               медведь               прич-мо-ки-ва-ет

урчит                жадный               чавкает             об-са-сы-ва-ет

голые                по одной       веточки             жадный же

ягода                остаются      объешься      слад-ко-еж-ка

мишка       заболит               срывает              не по одной

2. Читай на одном дыхании как одно слово:

Не по одной      а весь         ну и

3. Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

     Медведь не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает.

4. Прочитай рассказ. Скажи, почему медведя называют сладкоежкой.

МЕДВЕДЬ

Сидит медведь — слад-ко-еж-ка, ест малину. Чавкает, урчит, прич-мо-ки-ва-ет. Не по одной ягодке ест, а весь куст целиком об-са-сы-ва-ет. Одни голые веточки остаются. Ну и жадный же ты, мишка! Смотри, объешься — живот заболит.

5. Прочитай предложение с интонацией:- удивления, осуждения, возмущения.

НУ  И  ЖАДНЫЙ  ЖЕ  ТЫ,  МИШКА!

6. Какой слог надо добавить, чтобы получились слова.

                                                                       ведь

                                                                       ведица

                                                     _______    вежонок

вежата

                                                                       вежий

7. Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.                      

Смотри, объешься – живот заболит.

8. Прочитай. Какие  по- твоему животные? Соедини слова стрелками.

 Волк           осторожная, хитрая

                                                Лиса             злой, жадный

        Заяц            за-пас-ли-вый, пугливый

II. Письменная речь. 

 6. Упражнение «Слово закружилось».

 Ребенок должен прочитать слово. Правильное направление подскажут стрелки. Записать письменными буквами слова в тетрадь.

           

7. Списывание. Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

                                            Аммадама реберге ассамаса

                                                  Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

8. Буквы – прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, запиши предложения. Прочитай рассказ.

          Нмасмтумпил дмекмабмрмь.  Вмыпмамлм пмервмымй пумшимсмтмый смнемг. Лкекска и кпокля скткалик бкелкымки. Сбильбныбй мборобз забгнабл маблебньбкибх збвебрбей в бнобрку.

9. Сбежавщие гласные. Вставь в слова гласные, которые стоят справа. Прочитай предложения.

Дн   глв   хрш, а дв  лчш.                  Оа  ооа  ооо ,  а е уе.

Трд  члвк  крмт, а лнь пртт.              у  еоеа  ои, а  е  ои.

Стрй   дрг   лчш   нвых  двх.              аы   у   уе   оы    у.

Грмт   чтьс —  всгд  пргдтьс .              аое  уия   еа   иоия.

10. Работа с предложениями и текстом.                                                                                                       

Прочитай предложения

Запиши в тетрадь заменяя печатные буквы письменными.

Восстанови предложения, вставь  пропущенные слова либо печатными буквами, либо прописными (смотри на буквы в предложении)

Список  литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70
  2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
  3. Безруких М.М., Логинова Е.С.: От Буквы к слову; Тетрадь №3
  4. http://igrobukvoteka.ru

       

nsportal.ru

Игры и упражнения по развитию и коррекции навыков чтения и письма.

Игры и упражнения по развитию и коррекции навыков чтения и письма.

Игра «Найди букву».

Цель: закрепление зрительного образа букв

Содержание: для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. 

Игра «Раздели буквы».

Цель: дифференциация букв А-У.

Содержание: На слайде написаны слова, в которых встречаются буквы А и У. Надо разделить их на две группы.

Игра «Найди правильную букву».

Цель: закрепление зрительного образа букв.

Содержание: на слайде даны буквы правильно написанные, зеркально отраженные, и перечеркнутые. Ребенку необходимо выбрать только правильно написанные буквы.

Игра «Собери букву».

Цель: закрепление зрительного образа бук , А,У.

Содержание: На слайде изображены элементы букв. Надо собрать букву У, затем букву А.

Игра «Сложи фигуру из семи палочек».

Цель: закрепление зрительного образа букв.

Содержание: Словесные инструкции:

• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;

• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.


Игра «Найди спрятанную букву».

Цель: закрепление зрительного образа букв.

Содержание: Найди и закрась только буквы.

Игра «Воздушные буквы».

Цель: развивать зрительное и пространственное представление о букве, воображение, внимание, память.

Содержание: предложить детям закрыть глаза и представить, что буквы превратились в воздушные карандаши.Попросить изобразить буквы носом, указательным пальцем, ногой, локтем, ушком.

Игра «Строители»

Цель: развивать зрительное и пространственное представление о букве,внимание.

Материал: Строительные кубики.

Содержание: Предлагаю детям задание-сконструировать буквы-слова из строительного материала.

Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или в конце).

Содержание: на доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.

А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).

Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Игра «Кто в домике живет».

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Содержание: играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

Игра «Где находится буква?».

Цель : упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

Содержание: педагог даёт задание детям: если они услышат звуки [к] и [к’] в начале слова, то им необхо-димо поднять руки вверх; если в середине слова — руки вперёд; если в конце — руки вытянуть вниз и присесть. Ведущий говорит слова: КОТ, МАК, РАКЕТА, РАК, РУКАВ, КУРИЦА, ЛАК, КОМПОТ, ШКАФ и т.д.

 

Игра «Подарок Буратино».

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Содержание: педагог говорит, что звери принесли подарок для Буратино, а он раскапризничался и хочет, чтобы ему дарили только те подарки, в словах которых есть звуки [ р] и [р’]. Ведущий читает слова, а дети определяют, есть ли в них эти звуки, примет ли такой подарок Буратино. (РОЗА, РОМАШКА, КУБИКИ, КУКЛА, ШОКОЛАД, КРУЖКА, МАРМЕЛАД, КОН-ФЕТЫ, БРАСЛЕТ, БРЮКИ, ЧАСЫ и т.д.)

Игра «Будь внимательным».

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Содержание: педагогдаёт детям задание: «Я буду читать слова, вы внимательно их слушайте, если услышите заданный звук (например, [к] или [к’]), то хлопайте в ладоши, а если в этом слове нет данного звука, то соблюдайте тишину». Ведущий читает слова: РАК, МАК, ДОМ, ЖУК, ВАЗА, КЕФИР, КУКЛА, ВЕДРО, ЖАБА, КИТ.

 

Игра «Какой звук чаще звучит?».

Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Содержание: педагог даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

1)Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

2) Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

Игра «Замени звук».

Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, изменяя один звук в данном слове; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.

Материал: схемы слов, где нет одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами, вставляя которые, получаются новые слова. (_ОТ и буквы Б, Р, К, Л; _АК и буквы М, Л, Р, Т, Б; _ОМ и буквы Л, Д, К, Т, Р, С и др.).

Содержание: педагог говорит, что есть схемы слов, где пропущены буквы. Дети должны вставлять буквы и читать новые слова, которые получатся.

 

 

Игра  «Добавь звук».

Цель: упражнять детей в образовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.

Материал: схемы слов, где есть место для одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами , добавляя которые получается новое слово.( _РОТ и буква К; _ДАР и буква У; _УСЫ и буква Б; ШАР_ и буква Ф; ВОЛ_ и буква К; _ РОЗА и буква Г и др.).

Содержание: педагог говорит, что есть схемы слов. Детям нужно читать слова, после чего добавлять к ним букву и читать новые слова, которые получатся.

 

Игра  «Убери звук».

Цель: упражнять детей в образовании новых слов, убирая один звук в слове ; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.

Материал: схемы слов, где одна буква вынимается и получается новое слово (ЗУБр, ВОЛк, сМЕХ, уТОЧ-КА, кОСА, уДОЧКА, ШАРф, уКОЛ и др.).

Содержание: педагог говорит, что есть схемы слов. Будем читать слова, после чего убирать одну букву из слова и читать новые слова, которые получатся.

Игра «Буквы рассыпались».

Цель: 

упражнять детей в образовании новых слов из заданных букв; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.

Материал: картинка с прикреплённой внизу табличкой, где иллюстрируется количество букв в заданном слове; карточки с рассыпанными буквами или магнитные буквы.

Содержание: педагог говорит, что есть картинки слов, но рассыпались буквы. Будем составлять слова из букв, которые рассыпались.

infourok.ru

Статья (1 класс) на тему: игры и упражнения для приобретения навыков письма

Игры и упражнения для приобретения навыкав письма

Автор

Адыя О,Б.

Знаешь ли ты, как называется каждый пальчик? Познакомься с ними.

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец — боковой —

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй —

указчик старательный,

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец —

как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

дано ему имя.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

Попробуй выполнить различные упражнения с пальчиками

ПАЛЬЧИКИ ЗАГОРАЮТ.

Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.

КУРОЧКИ.

Соедини все пальчики в щепотку. Постукивай ими по столу, имитируя движения курочки, клюющей зёрнышки.

ЗАМОЧЕК.

Соедини пальчики обеих рук в замочек.

МОЕМ РУЧКИ.

Изображай движения, имитирующие мытьё рук.

ФОНАРИКИ.

Поднять ладони вверх, пальцы развести в стороны. Показывать круговые движения кистями рук.

КЛУБОЧКИ.

Круговые движения кулачками один вокруг другого, имитирующие наматывание ниток.

ПЕТУШОК.

Средний палец наложить на указательный, затем безымянный на средний, мизинец на безымянный.

МОЛОТОК.

Постукивать кулачком одной руки по ладони другой.

Цепочки

Поочерёдно соединяй согнутые пальцы

Колечки

Соедини поочередно с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец

Паучки

«Шагай» всеми пальчиками по столу, имитируя движения паучков

nsportal.ru

Система упражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыков письменной речи на английском языке

Для формирования навыков письменной речи как аспекта иноязычного коммуникативного общения были поставлены следующие цели:

  1. Формировать у учащихся коммуникативную компетентность.
  2. Расширять словарный запас за счёт работы над словообразованием и чтения аутентичных текстов.
  3. Формировать у учащихся умения практически пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

– формирование у учащихся необходимых графических навыков, доведение их до автоматизма;
– формирование речемыслительных навыков и умения формулировать мысль согласно стилю письменной работы;
– совершенствование языковой и компенсаторной компетентности;
– расширение социокультурной компетентности;
– формирование интеллектуальной готовности создавать содержание письменного сообщения.

Кроме того, следует учитывать, что обучение письменной речи может быть как целью. Так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть другими видами речевой деятельности.

Рассматривая письменную речь в трех плоскостях: исполнения (графическое изображение), выражения (речи) и содержания (мышления), обучение письменной речи предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме, т.е. обучение письму, а также речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения, письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом, упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

Для формирования графико-орфографического аспекта письменной речи можно использовать следующие упражнения:

Обучение орфографии.

  1. Напишите букву. Многократно повторяя ее в изолированном положении, в сочетании с другими указанными буквами.
  2. Найдите среди данных пары строчных и прописных букв и напишите их.
  3. Расположите все буквы в алфавитном порядке и запишите их.
  4. Соотнесите печатные буквы с письменными.
  5. Найдите данную букву в словах, выпишите эти слова.
  6. Соотнесите транскрипцию с указанными словами, напишите слова в необходимом порядке.
  7. Сгруппируйте слова по звукобуквенным соответствиям.
  8. К транскрипции слова подберите его написание.
  9. К слову подберите его транскрипционное обозначение.
  10. Сгруппируйте слова по буквам алфавита.
  11. Выберите из списка слова, которые содержат заданную букву или буквосочетания.
  12. Вставьте пропущенные в словах буквы.
  13. Исправьте ошибки в написании слов.
  14. Расставьте буквы в слове в нужном порядке и запишите его.
  15. Прочтите все слова в соответствии с правилами чтения, запишите их.
  16. Выпишите из списка слова, которые читаются не по правилам.
  17. Прослушайте слова, отметьте в карточках слова, которые не были произнесены и наоборот.
  18. Сгруппируйте слова по правилу чтения.
  19. Сгруппируйте слова по частям речи.
  20. Выберите из текста слова, имеющие общие корни или другие словообразовательные элементы с русскими, проанализируйте их, соотнесите значения.
  21. Сгруппируйте все формы слова вокруг исходного.
  22. Выпишите из текста все слова, обозначающие предмет, действия и т.п.
  23. Образуйте существительные от глаголов и т.п.
  24. Преобразуйте количественные числительные в порядковые.
  25. Запишите слова по памяти (проверка знания тематической лексики и орфографии).
  26. Выполните зрительно-слуховой диктант (найдите слово на доске, в списке, тексте и запишите).

Для того чтобы научить учащихся использовать письмо в коммуникативных целях необходимо сформировать навыки, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главной особенностью упражнений, формирующих речевые навыки, состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания, которому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Письменные тренировочные языковые упражнения.

  1. Ответьте на вопросы в письменной форме.
  2. Выберите и запишите правильный ответ на вопрос (из списка).
  3. Соотнесите утвердительные предложения с вопросительными, отметьте различия в порядке слов.
  4. Поставьте вопросы к выделенным словам в

urok.1sept.ru

Статья по теме: Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Учитель начальных классов

ГБОУ специальная коррекционная

 школа VIII вида № 869

Чернова Н. Г.

Наиболее сложным этапом обучения фонетически правильному письму умственно отсталых школьников является формирование у них навыка письма под диктовку. Предыдущие упражнения уже в какой-то мере подготовили учащихся к овладению этим сложным видом деятельности. Обучение письму под диктовку должно проходить последовательно. Первоначально необходимо осуществить звуко-буквенный анализ слова, составить слово из букв разрезной азбуки , прочитать его и списать. Затем работу следует несколько усложнить. Ученики составляют слово, читают его, а затем записывают, вставляя букву, которую учитель убрал из составленного ими слова. Далее из состава слова следует убрать целый слог, который ученики должны записать самостоятельно, а затем и само слово. Запись при этом должна осуществляться на основе анализа и синтеза, но уже без зрительного подкрепления в виде букв разрезной азбуки.

В дальнейшем в качестве зрительного подкрепления вместо букв разрезной азбуки выступает условно-графическая запись слов. Предварительно по следам анализа ученики должны начертить столько полосок,  сколько в слове слогов, и столько точек, сколько в нём звуков, обозначая гласные красным цветом, а согласные синим.

Только после такой длительной подготовки учащиеся могут перейти к письму под диктовку «по следам звукового анализа» без зрительной и моторной подготовки. Звуковой анализ долгое время должен оставаться ведущим при осуществлении письма под диктовку. Каждое подлежащее написанию слово необходимо повторить, соблюдая правильное произношение, установить количество и порядок звуков. Звуковой анализ должен сокращаться постепенно за счёт исключения некоторых, уже отработанных этапов, например отказа от определения количества звуков в слове, затем – их порядка. Опорой может быть только слоговой анализ и выделение некоторых звуков. В ходе обучения предварительный анализ из внешнего действия должен переходить во внутренний план и осуществляться учащимися самостоятельно в процессе написания слов под диктовку. Для облегчения такого перехода можно рекомендовать написания простых по структуре слов (в один закрытый слог или два открытых). Сложные по структуре слова, слова с трудно дифференцируемыми звуками всегда подлежат предварительному анализу до достаточно полного овладения их составом. Каждое слово после написания должно прочитываться для осуществления речевого и кинестетического контроля.

Овладение записью на слух предложений  также должно быть постепенным и проходить те же этапы, что и запись слов. При этом большое внимание следует уделять вычленению отдельных слов из предложения, а предложений из речевого потока. Подлежащие написанию предложения предварительно полностью составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются и списываются. Затем из предложения можно убрать отдельные, достаточно лёгкие слова, заменяя их условно-графической записью, которая постепенно полностью вытесняет составление предложений и является внешней, материализованной опорой при формировании навыка письма под диктовку, так как помогает учащимся уточнить количество слов в предложении. При необходимости, звуко-буквенный анализ также сопровождается условно-графическим изображением отдельных слов. В процессе обучения отпадает необходимость в условно-графической записи сначала отдельных слов, а затем и всего предложения. В дальнейшем не все слова могут подвергаться звуковому анализу, затем анализ предложения сокращается до указания только количества слов. Наконец, не анализируются короткие предложения, состоящие из двух-трёх несложных по структуре слов. Таким образом, ученики постепенно приучаются писать под диктовку слова, предложения, связного текста.

Однако трудность в написании под диктовку у умственно отсталых детей всегда будет возникать при изучении новой темы. Поэтому каждый урок во вспомогательной школе должен включать все виды упражнений по возрастающей степени сложности, способствующих формированию грамотного письма: звуко-буквенный анализ, списывание с разными вариантами заданий, письмо под диктовку сначала слов, а затем и предложений с этими словами.

На уроке, как этапы обучения, рекомендуются диктанты предупредительные и объяснительные. Они должны сопровождаться предварительным или последующим звуко-буквенным анализом с выкладыванием слов и предложений из букв разрезной азбуки или их условно-графической записью. Завершается тема обязательно контрольным диктантом, которому в начале года может предшествовать звуковой анализ, а в дальнейшем только установление количества слов в предложении. К третьему классу навык письма под диктовку у учащихся вспомогательной школы должен быть сформирован.

Итак, каждый урок русского языка во вспомогательной школе должен быть разнообразным по содержанию и форме, направленным как на обучение элементам грамотного письма, так и на развитие у учащихся различных сторон мышления и речи. Кроме того, он должен вовлекать в занятие всех учеников класса с учётом их возможностей и недостатков.

Дифференцированный подход к учащимся различных групп, испытывающим те или иные затруднения в овладении навыком фонетически грамотного письма, необходимо осуществлять при прохождении каждой темы. В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонетическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение.

На эту группу детей следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений в списывании для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может служить опорой в обучении.

Наиболее сложным для них является овладение всеми этапами по слуху: разделением слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности. Формированию этих навыков могут служить предложенные нами выше упражнения по формированию письма под диктовку.

 Дети с  нарушением артикуляции, но достаточно сохранным фонетическим слухом направляются к логопеду. Работа по постановке, автоматизации и дифференцировании отдельных звуков у этих учеников не может быть оторвана от программных требований по русскому языку и должна сопровождаться звуковым анализом отдельных слов и предложений. В свою очередь,  учитель закрепляет на уроке результаты логопедических занятий, опираясь на сохранный у них фонематический слух и зрительное восприятие. В основном всех учеников данной группы надо включать во фронтальную работу класса. Индивидуальный подход осуществляется к тем учащимся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных учеников на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Для самостоятельной работы им можно предлагать те же упражнения, что и всему классу, но с предварительным чётким артикулированием каждого звука,  входящего в слово.

Особенно важно включать этих детей во фронтальную работу при написании диктантов. В противном случае они привыкают писать под диктовку только с логопедом на индивидуальных занятиях.

Для учащихся с резким нарушением моторики затруднения вызывает удержание в памяти количества звуков в слове и воспроизведение их последовательности, а также процесс написания слов. Работа с этой группой должна быть направлена на развитие звуко-буквенного анализа, главным образом в плане определения и уточнения количества и порядка звуков и букв в слове. Кроме того, для этих учеников необходимо сокращать объём заданий, требующих самостоятельного выполнения, особенно списывания, так как у них быстро ослабевает слуховой и кинестетический контроль и появляются пропуски и замены букв, слогов, двигательные персеверации.

 Работа с учащимися, характеризующимися нарушением работоспособности, в основном заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить все задания, в варьировании упражнений в стимулировании учебной деятельности. Например, во время самостоятельной работы учитель может таким ученикам предложить сначала выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. Если у того или иного ребёнка темп снижается, теряется интерес к заданию, учитель может изменить вид работы, дать ему другое упражнение такого же типа, например вставить пропущенные буквы в подписи под картинками. Такое внимание к индивидуальным особенностям активизируют учащихся, стимулирует их деятельность.

Таким образом, построение урока с учётом основных затруднений и возможностей умственно отсталых школьников различных групп помогают корректированием их учебной деятельности и способствует включению этих учеников во фронтальную работу класса.

Учебные приёмы, которые использую на уроке обучения грамоте при знакомстве с новым звуком, основаны на аналитико-синтетической деятельности детей и способствующие развитию фонематического слуха.

  1. Кто догадается, какой третий звук в слове Родина?
  2. А в каком из слов: дом, стол, школа, тетради – есть этот звук? (тетради).
  3. Какие из данных слов начинаются этим звуком? (Дуб, диктант, дерево, друг, дедушка, Дима).
  4. Есть три звука – «т», «к», «о». Какие слова можно из них составить? (ток, кот, кто).

Фонематические упражнения как приёмы учебной деятельности включают в себя операцию сравнения, позволяющую устанавливать сходства и различия между звуками, слогами, фонетическими словами. Такие упражнения проводятся в конце букварного периода и на уроках русского языка. Задания помогают развивать речь детей, внимание, творческие способности.

  1. Какими звуками различаются пары слов: дом-сом, сон-сок и т.д.
  2. Какие слова можно составить, изменив одну букву в слове?

Кот (рот, бот, вот, ком, кол)

Стол (стул, стал, сток, стон) и т.д.

  1. Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.

Рука- река                  лес – лось

Кот- кит                      липа – лапа

  1. Какие тут слова?

Кара

бара

бук

боло

бан

бас

то

вы

тара

беге

бала

бутер

мот

брод

рам

гам

  1. «Весёлые ошибки».

Репуста, огурбузы, помидыни, чеслук, сельдерошек, маркофель

Развитие слогового анализа и синтеза.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3.  В первом вагоне размещаются слова- картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем-из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь»  (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить

Помочь слова оживить?

  1. Дидактическая игра «Пирамида».

Дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.

  1. Дидактическая игра «Отгадай секрет».

На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например: собамага, оперсина, сокорошка, глорамм.

Рассекреченные слова записываются в тетрадь.

На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносимых представлений.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
  2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом  МА (ма-лина, ма-лыш, ма-ма).
  3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например со слогом КА (кош-ка, мош-ка, музы-ка, морков-ка).
  4. Графический диктант.

Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

Шуршат                  сухие                листья                              2,3,2

Пастушок               потушил          костёр                              3,3,2

Шумят                    вершины          сосен                                 2,3,2

  1. Игра «Шифровальщики» — анограммы.

Цель: автоматизация зкуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: играют в парах, один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.

Шифровальщик загадывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Вариант 1 (буквенный)

Жиил – лыжи       ански – санки       кьоинк – коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок).

Вариант 2 (слоговой).

Слова зашифровываются способом перестановки слогов.

  1. «Клички».

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописания собственных имён.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЁЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА.

Составьте предложения с полученными словами.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: Система игр и упражнений для развития графических навыков

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу.

К  моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой- то  мере уже готовы к обучению письму. В настоящее время разработаны и апробированы  методики  по формированию графического навыка младших школьников. Этой проблемой  занимаются  педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Но почти  все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей. Хотя практика обучения письму детей с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении  сформировать этот навык непросто. Зрение  играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребёнку необходимый контроль за движениями. Полное  или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии и влечёт ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета.

         Дети с нарушением зрения  (по сравнению со здоровыми сверстниками) медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, движение руки не скоординированы). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность.   Дети глубоко переживают из-за того, что у них не всё получается. Это часто приводит к депрессии, неверию в свои силы.

Я разработала систему игр и упражнений по развитию графических навыков с учётом зрительной патологии, которая:

а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму;

б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности.

Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети  с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке.

                                       

    Для невелирования  трудностей, наметила коррекционную работу, в которой выделила 4 этапа:

  1. Подготовка руки и глаз к письму.
  2. Развитие навыков ориентировки.
  3. Обучение письму с использованием дидактических игр.

4. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

         1 этап. Подготовка руки и глаз к письму.

              1.1. Гигиенические правила письма.

         Для наглядности правил посадки при письме использую таблицу                            «Правильно сиди при письме». Обращаю внимание на то, что:  сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой ( на левшей наоборот) ; обе ноги всей ступней опираются на пол. Стараюсь научить детей самостоятельно проверять свою осанку (3 точки опоры). Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что  особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Неправильное умение пользоваться пишущим предметом способствует быстрому утомлению. На первых занятиях важно выявить это умение и по необходимости исправить.  В последствии доведя его до автоматизма.

             1.2 Упражнения на восстановление работы мышц глаза.

Детям необходимо  помочь преодолеть дефицит направленных действий, что положительно скажется на функциональных свойствах самого зрительного  аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки. Необходимым средством для решения этих проблем являются упражнения для восстановления работы мышц глаза. Все упражнения рассчитаны на воздействие на глаза ребёнка с коррекционных позиций. Комплексы отвечают разным зрительно-восстановительным задачам, поэтому их надо периодически чередовать в процессе работы через 1-2 недели (приложение №1).

           1.3.Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика имеет многоцелевое назначение: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах. С этой целью я использую зрительную гимнастику.

           1.4. «Пальчиковая гимнастика».

Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности  и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных  реакций.

             Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

         Дети быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев.

                                                                                       ( приложение №2)

          1.5. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса.

В процессе письма задействованы  не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кисти сочетаются с движениями всей руки и корпуса. ( приложение №4).

         2 этап. Развитие навыков ориентировки.

На коррекционных занятиях по развитию графических навыков для каждого ученика была заведена индивидуальная папка, где я собрала задания, которые помогут преодолеть трудности в обучении первоначальному письму.

Каждое занятие начинаю с массажа рук, использую пальчиковую гимнастику и упражнения, изученные на первом этапе.

У детей с нарушением зрения отмечаются затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировки, в использовании пространственной терминологии.

Решению этих трудностей посвящен 2-ой этап по развитию графических навыков. Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют  умения ребёнка определять местоположение предметов и их  изображений, а так же графических знаков в микропространстве.

          2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела.

          2.2. упражнения  на определение пространственных взаимоотношений.

1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела.

2) упражнения на  уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета.

3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.

         Итогом этой работы служат графические диктанты, направленные на закрепление знаний, умений и  навыков по ориентировке в пространстве.

Данная система упражнений помогла сформировать зрительно-пространственные представления, умения пользоваться пространственной  терминологией, что способствовало быстрому включению учеников в процесс обучения.                      

                                                                 (приложение №5)

3 этап. Обучение письму с использованием дидактических игр.

Работая с детьми с нарушением зрения, я заметила, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Изображаемые ими линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, я выделила 3 направления коррекции изобразительных навыков. Они включают:

-точность направления движения руки;

-коррекцию формообразующих движений руки;

-коррекцию рисования графических элементов школьного письма.

По каждому разделу я подобрала определённую серию заданий. Эти задания позволяют развивать у ребёнка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

3.1.Коррекция точности направления движения руки:

Коррекционно-педагогическая задача: развивать умение проводить длинные и  вертикальные линии.

Задания:

«Попади капелькой на  цветок»

«Попади капелькой в лужу»

«Попади в цель»

«Посади парашютистов на землю»

«Посади парашютистов на отметку»

«Соедини прямыми линиями» и т.д.

                                                               (приложение №6)

3.2.Коррекция  формообразующего движения руки.

Коррекционно-педагогические задачи: учить регулировать размах руки от большого к меньшему и наоборот; развивать глазомерную оценку величины предмета.

          Задания:

«Нарисуй  круги»

«Нарисуй квадраты»

«Нарисуй треугольники»

«Нарисуй цветок»

                                                      (приложение № 7).

Наиболее сложный следующий шаг, так как на нём осуществляется переход от рисования к письму элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая палочка-        , длинная палочка-      

       , короткая палочка с закруглением внизу-     , длинная палочка с закруглением внизу-     , палочка с закруглением внизу и вверху-     , удлинённая вниз петля-     , удлинённая вверх петля-    , полуовалы левые и правые     ,     , овал     . Главная задача при рисовании элементов букв- освоение их формы.

3.3.Коррекция графических элементов школьного письма.

Коррекционно-педагогические задачи: формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений руки, имитируя элементы школьного письма; учить соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем, выполнять движения внутри его.

На этом этапе использую моделирование графических элементов: из ниток, шаблонов, пластилина, проволоки. Таким образом, на полисенсорной основе у детей формирую зрительно- двигательный образ графических элементов.

Главное требование для всех заданий: не зайти за пределы рабочей строки.

Цель: развитие пространственного ориентирования, координации движений и мелкой моторики рук.

— выделение рабочей строки и штриховка (закрашивание) её.

— рисование на рабочей строке предметов круглой и овальной формы.

-моделирование из шаблонов.

— рисование полуовалов, завитков, петель.

-вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.

-проведение параллельных линий: вертикальных и наклонных.

Цель: установка руки на изображении параллельной наклонной и прямой; развитие глазомера.

-моделирование из проволоки.

-написание палочек с закруглением внизу.

Цель: развитие глазомера; закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением внизу.

-моделирование из ниток.

-написание палочек с закруглением вверху.

Цель: развитие глазомера, закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением вверху.

-моделирование из ниток.

— написание палочек с закруглением вверху и внизу.

Цель: развитие глазомера, автоматизация способа проведения параллельных  прямых с закруглением вверху и внизу.

-моделирование из проволоки.

-написание овалов.

Цель: развитие глазомера, постановки рук на изображения овала, соблюдение  принципа параллельности при изображении овала.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй внизу.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй вверху.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-письмо под счёт ровных палочек с закруглением внизу, вверху, внизу и вверху, овалов, длинных палочек с петлей вверху и внизу.

Цель: формирование единого темпа работы.

Команда «Внимание».

Все взяли ручки и показали, как правильно держать при письме.

Рука поднята, стоит на парте.

Команда «Приготовились».

Поставили точку на рабочей строке в том месте, откуда начинать письмо.

Команда «Начали».

Когда учитель произносит «раз», дети пишут прямую линию ( сильный нажим), когда говорит «и» ( расслабление мышц руки)

-делают закругление.

Выполнение этих заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Слабовидящим  детям необходимо выделять рабочую строку  зелёным цветом, а для написания элементов букв предложить черный фломастер.

         

                                                          (приложение №8)

Вся предшествующая работа является основой следующего этапа.

         4 этап. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

На основе моей практической работы с детьми,  имеющими нарушение зрения, мною были выделены основные ошибки школьного письма. С целью предупреждения и коррекции этих ошибок подобрала упражнения, которые исходя из цели, разделила на 2 группы:

— работа над формой сопоставляемых букв.

— работа над соединениями букв.

4.1.Работа над формой сопоставляемых букв.

Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно-двигательный образ сопоставляемых букв.

и-л                    л-я

ш-м                 С-Е

т-п                 с-е

г-р                  Е-З  

А-Л                                       

(приложение № 9)

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *