Уход от реальности в мир иллюзий – .

Содержание

Эскапизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эскапи́зм, эскепизм[1], эскейпизм[2] (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

Описание

Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, небезопасной средой обитания или небезопасным окружением, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряжённой работой».[стиль] Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД). В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии[3]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «побегу» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[4]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь иностранных слов.- Комлев Н. Г., 2006.
  2. ↑ Большой энциклопедический словарь. 2012
  3. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016. — С. 222.
  4. ↑ Джон Р. Р. Толкин. О волшебных сказках

Ссылки

wikipedia.green

Эскапизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эскапи́зм, эскепизм[1], эскейпизм[2] (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

Описание

Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, небезопасной средой обитания или небезопасным окружением, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряжённой работой».[стиль] Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД). В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии

[3]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «побегу» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[4]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

Видео по теме

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь иностранных слов.- Комлев Н. Г., 2006.
  2. ↑ Большой энциклопедический словарь. 2012
  3. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016. — С. 222.
  4. ↑ Джон Р. Р. Толкин. О волшебных сказках

Ссылки

wiki2.red

Эскапизм — Википедия. Что такое Эскапизм

Эскапи́зм, эскепизм[1], эскейпизм[2] (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

Описание

Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, небезопасной средой обитания или небезопасным окружением, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряжённой работой».[стиль] Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД). В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии

[3]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «побегу» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[4]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь иностранных слов.- Комлев Н. Г., 2006.
  2. ↑ Большой энциклопедический словарь. 2012
  3. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016. — С. 222.
  4. ↑ Джон Р. Р. Толкин. О волшебных сказках

Ссылки

wiki.sc

Эскапизм — что это?

Сто лет назад эскапистами называли фокусников наподобие знаменитого Гарри Гудини, умевших ловко освобождаться из наручников и запертых клеток. Сегодня это те, кто стремится любым путем выбраться из клетки скучной реальности.

Эскапизм возник не вчера. Всегда находились люди, готовые отказаться от привычной жизни, богатства, власти ради душевного спокойствия. Вначале это были монахи и отшельники, потом — творческие люди, искавшие убежище от мира в «башне из слоновой кости». Один из них, американец Генри Торо (1817-1862), писал: «Среди людей мы часто более одиноки, чем наедине с собой».

Как мы убегаем

В наши дни эскапизм разросся, превратившись в целое общественное явление. Большой энциклопедический словарь определяет его как «стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса». Кризис налицо даже на благополучном Западе, а о России и говорить нечего. Потому эскапизм и стал таким массовым, принимая десятки разнообразных форм и обличий. При этом физическое бегство от мира встречается не так уж часто. На всю страну наберется не больше 10 тысяч монахов и монахинь, еще меньше добровольных странников (речь не идет о цыганах и спившихся бомжах) и совсем немного тех, кто уходит жить в какую-нибудь таежную избушку или на горную вершину. Всех вместе их меньше, чем самоубийц — «крайних» эскапистов, которых в 2015 году набралось более миллиона (1,1 млн. человек)!!!

Гораздо больше тех, кто покидает надоевший мир на время, разными способами отключая себя от повседневных забот. К сожалению, среди этих способов попрежнему лидируют спиртное и наркотики. Постоянно наращивая дозы того и другого, можно окончательно выпасть из надоевшей реальности, а потом и из жизни. Такое «отложенное самоубийство» подходит далеко не всем, и люди ищут более безопасные способы. Запойное чтение детективов, просмотр «мыльных опер» и даже безобидные хобби вроде цветоводства и собирания марок — чем не эскапизм? Все дело в степени поглощенности людей: если одни отдают любимому занятию часть досуга, для других оно превращается в дело жизни. Романами того же Толкиена увлекаются многие, но лишь малая часть из них всерьез пытается переселиться в любимый мир «Властелина колец», бегая по паркам с деревянными мечами.

Чтобы переселиться в мир компьютерной игры, не нужны ни компания единомышленников, ни бутафорское снаряжение. Среди миллионов игроков — процентов десять заядлых «геймеров», которые ни дня не могут провести без любимого занятия. Лет пятнадцать назад впервые заговорили о «веб-серферах» — тех, кто часами не может оторваться от интернета, перескакивая с сайта на сайт. Недавно появилась новая категория «фриков»: этим и информация не нужна, они просто бесцельно блуждают по компьютерным линкам, как прежде по каналам телевидения.

Все упомянутые категории предпочли иллюзорный мир реальному. Но есть те, кому и этого недостаточно,- многие люди жаждут полностью замкнуться в себе. Часто они зацикливаются на собственном оздоровлении или на «душевном очищении» через медитацию. Миллионы людей во всем мире считают, что, сидя в позе лотоса или монотонно повторяя одну и ту же фразу, можно достичь просветления. На Западе медитативными практиками с восточным уклоном увлекается от 2% до 5% населения, у нас их число куда меньше.

Погружение в себя свойственно и истинно верующим, хотя они не слишком замкнуты и охотно помогают своим единоверцам. С поразительной скоростью растет число сект и их новообращенных. По подсчетам известного сектоведа Александра Дворкина, в России 800 тыс. активных сектантов, для каждого из которых мир замкнут на единомышленниках. Все остальные — «слуги дьявола».

Путь к «сообществу одиночек»

Круг эскапистов так же широк, как само это понятие. Безобидный цветовод соседствует в нем с отвязным рокером, респектабельный коллекционер — с опустившимся наркоманом. Фактически каждый из нас хоть на какое-то время уходит от мира — в работу, в любовь, в мечты. В сон, наконец. Выходит, проблемы эскапизма не существует? Многие так и считают — мол, скучающие беглецы от реальности существовали всегда (вспомним байроновского Чайльд Гарольда) и погоды в обществе не делали. Но сегодня многое изменилось: людям все труднее находить друг с другом общий язык. Современные города постепенно превращаются в «сообщества одиночек», где даже люди, живущие в одной квартире, отчуждены друг от друга. В Штатах появился термин «сетевая вдова» — то есть женщина, муж которой все время проводит в интернете.

Когда-то социологи думали, как увести подростков с улиц, и вот цель достигнута: молодое поколение дни напролет просиживает у компьютеров или уткнувшись в мобильный телефон. На первый взгляд, это выгодно властям — одиночки вряд ли пойдут бунтовать. Но выгода это обманчивая. Бунт одиночек, считающих общество чужим для себя, может оказаться не менее разрушительным: представьте, что такой одиночка бросает «боинг» на небоскреб или запускает вирус в программу запуска ядерных ракет. Но и безо всякого бунта эскапизм представляет опасность для общества. Оно ведь потому и общество, что может решать какие-то проблемы сообща. А как это сделать, если одни заперлись в монастыре, другие разбрелись по лесу с мечами, а третьи «зависли» в интернете? И все хотят только одного — чтобы их не трогали.

Все бы ничего, но и у самих эскапистов жизнь не слишком легкая. Большинство из них не могут оставаться в своем иллюзорном мире постоянно. Выбираясь из него, они испытывают такой же дискомфорт, как водолаз при быстром подъеме на поверхность. И чем чаще такие переходы, тем больше риск серьезного невроза или даже душевного заболевания. Есть, правда, и другой вариант, подсказанный «Матрицей»,- считать свой собственный мир реальным, а настоящий — иллюзией. Но это не меняет дела — пересечение границы между ними остается таким же болезненным.

Где выход

Положение кажется безвыходным. Спасаясь от неврозов, мы «эскапируем» в иную реальность, чтобы на выходе из нее столкнуться с тем же неврозом, только в более тяжелой форме. Но отказаться от эскапизма невозможно — он обеспечивает хоть какую-то защиту от стресса, уровень которого в окружающем мире постоянно растет. Нужно лишь сделать переход из виртуального далека в наш мир менее болезненным. Хороший метод для этого — считать наш так называемый реальный мир таким же иллюзорным, как тот, куда мы убегаем. Возможно, тогда и в нем можно будет разглядеть романтику, красоту, волшебство — все то, что мы ищем в царстве фантазии.

Эскапизм присущ поведению многих людей, оказавшихся в ситуации реальной угрозы для здоровья и жизни. Они принимают действительность во всех ее подробностях, кроме какого-то одного фактора, который отказываются замечать или признавать. После аварии на атомной электростанции в Чернобыльскую зону вернулись многие эвакуированные жители, а некоторые и вовсе не стали покидать свои дома. Им рассказывали о смертельном воздействии радиации на человека, они каждый день наблюдали ликвидаторов аварии, одетых в защитные костюмы. Но были убеждены, что их лично происходящее не касается. И то, что они тщательно прибирались в домах, «отмывая радиацию», и безмятежно радовались урожаю и размеру грибов, не объясняется одной лишь безграмотностью. Скорее, это своеобразный самогипноз, который защищал придуманную ими реальность.

5 знаменитых эскапистов

  • Римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от власти и поселился в Салоне (нынешняя Хорватия), где мирно выращивал капусту.
  • В 1891 году непонятый на родине французский художник Поль Гоген уехал на Таити в поисках уединения, а нашел сифилис и раннюю смерть.
  • Голливудская звезда Грета Гарбо в 35 лет оставила кино и скрылась от публики. Говорят, она хотела остаться в памяти зрителей молодой.
  • Последние десять лет жизни американский миллиардер Говард Хьюз (он, кстати, участвовал в разработке летательного аппарата «Еловый гусь», по его биографии был снят фильм «Авиатор») провел взаперти в своем отеле в Лас-Вегасе, спасаясь от микробов.
  • В 1952 году 28-летний француз Ален Бомбар, оставив перспективную карьеру врача, первым переплыл Атлантику на надувной лодке «Еретик».

Интересный факт. Оксфордский профессор филологии Джон Роналд Руэл Толкиен (1899-1973) — не только основатель жанра «фэнтези», но и крупнейший в XX веке теоретик эскапизма. В своем эссе «О волшебных сказках» он писал:

«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки… Пораженные недугом современности, мы остро ощущаем, что служим злу. А это вызывает желание бежать — не от жизни, а от современности и от созданного нашими же руками уродства».

Не случайно именно Толкиен дал начало движению «ролевиков» — людей, всерьез входящих в роли эльфов и прочих героев «Властелина колец».

Куда ведет эскапизм?

Решившись покинуть берег привычной реальности, начинающий эскапист может прибиться к разным берегам. И везде у него будут свои примеры для подражания.

Погружение в себя

Медитация. Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) после смерти любимой жены увлекся восточными техниками медитации, а потом стал пропагандировать «расширение сознания» при помощи ЛСД.

Сектантство. Голливудский актер Джон Траволта в период спада в своей карьере увлекся учением Рона Хаббарда — основателя секты сайентологов и писателя-фантаста. Траволта даже поставил на свои деньги фильм по роману Хаббарда «Поле битвы — Земля».

Наркомания. Английский писатель Томас де Куинси (1785-1859) в погоне за острыми ощущениями начал курить опиум и втянулся. Свой опыт он описал в «Исповеди опиомана» — бестселлере своего времени.

Компьютерные игры. Культовый писатель Виктор Пелевин — заядлый геймер. Он увлекается компьютерными играми уже лет двадцать назад и активно отражает это в своем творчестве.

Физический уход от мира

Монашество. Путешественник и востоковед Александр Булатович (1870-1918) из-за несчастной
любви ушел в монастырь на Афон. Перед революцией он вернулся в Россию, где был убит бандитами.

Странничество и отшельничество. Украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) бросил преподавательскую карьеру и стал бродить по дорогам, излагая свои идеи всем желающим. Перед смертью он сочинил для своей могилы надпись: «Мир ловил меня, да не поймал».

Виртуальность телевидения. Руководство хозяйства «Вагайский» Омутинского района вынуждено было пересмотреть расписание дойки коров в дни, когда шел сериал «Богатые тоже плачут». Для миллионов женщин судьбы любимых героев становятся важнее реальных проблем их собственной жизни.

Подмена реальной жизни виртуальной

Ролевые игры. Бурный успех романов Толкиена в 1980-е годы породил движение «ролевиков». Сегодня они переодеваются не только в эльфийские наряды, но и в кольчуги русских богатырей или мундиры героев Бородинской битвы.

Алкоголизм. Писатель-романтик Эдгар По (1809-1849) в поисках вдохновения регулярно прикладывался к бутылке, пока не стал алкоголиком. Заснув однажды пьяным на скамейке он простудился и умер от пневмонии.

Как уйти в монастырь?

Как уйти в монастырь. «Уйду в монастырь!» — патетически восклицал какой-нибудь водевильный папаша, доведенный до отчаяния непослушными детьми. Но многие готовы на самом деле выбрать монастырь местом жительства. Что для этого нужно? Во-первых, посещать храм, регулярно исповедоваться, знать основы веры. Во-вторых, быть холостым (вдовым, разведенным), не иметь на попечении детей или стариков-родителей: монах должен быть свободен от мирских забот. Обязательное условие — благословение духовного отца или приходского священника. На пути в монахи человек проходит этапы трудничества и послушания. Послушник живет в монастыре постоянно, но не принимает пострига и может в любой момент уйти. Монаху это сделать сложнее, ведь он принимает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Их нарушение или оставление обители без разрешения настоятеля считается тяжким грехом. В некоторых обителях монахи-новички проходят еще этап «искуса» — испытания тяжелой работой и чрезмерно строгим обращением. Ведь в монашеском коллективе свои градации, и лишь те, кто пройдет все соблазны, могут надеяться на карьерный рост.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

alfaed.ru

Эскапизм общая характеристика (уход от современного реального мира)

Эскапизм

 

Энгр, Жан Огюст Доминик, 1811—1813

Эскапи́зм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

Описание

Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой».[стиль!] Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесен ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведен до крайности сторонними причинами, может стать навязчивой манией. (Например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД). С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации, и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «побегу» в литературе служат счастливые финалы инеожиданные спасения героев[1]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

Эскапизм в искусстве

Побег от реальности часто изображается в искусстве. Иногда эскаписты служат примером духовности и способности мечтать, иногда, напротив, бегство от реальности осуждается и даже сравнивается с наркотическим дурманом.

§ Яркое описание бегства от реальности дано в романе французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот» (фр. Au rebours). Однако, главный герой достаточно богат, поэтому он вполне может физически создать особый мир внутри обыденного.

§ В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» главный герой, Жан-Батист Гренуй, длительное время живёт в тёмной пещере, погрузившись в мир своих иллюзий.

§ В романе английского писателя Артура Мейчена «Холм грёз» (англ. Hill of dreams) герой, не имея на обустройство своего мира финансовых возможностей, просто предаётся мечтаниям.

§ В рассказе Говарда Лавкрафта «Селефаис» главный герой отходит от реальной жизни, предпочитая ей жизнь во сне.

§ В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» подробно рассмотрена тема эскапизма в обществе людей, полностью обеспеченных материально. В другом романе Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» одна из сюжетных линий построена вокруг сообщества эскапистов под названием Флора.

§ В трилогии Эдмонда Гамильтона «Звёздный волк» герои находят устройство, позволяющее душам людей путешествовать вне тел, и людей, болезненно пристрастившихся к таким путешествиям.

§ В рассказе Роберта Э. Говарда «Ползучая тень» главный герой Конан обнаруживает целый город, погруженный в грёзы и не отличающий реальность от иллюзий из-за злоупотребления галлюциногенами.

§ С 2004 года тему эскапизма развивает в своих произведениях петербургская писательница Виктория Платова.

§ Исследуется тема эскапизма и в кинематографе. Например, в фильме «Мост в Терабитию» главный герой — подросток, фактически сбегает в выдуманную волшебную страну, что позволяет ему подавить в себе чувство вины за гибель близкого человека. В Фильме М. Найта Шьямалана «Таинственный лес» действие разворачивается в поселении, созданном эскапистами. В фильме Нила Геймана и Дэйва Маккина «Зеркальная маска» главная героиня Хелена на фоне сложной ситуации с попаданием матери в больницу, обнаруживает, что грань между реальным миром и выдуманным сошла на нет. Также в надежде на спасение от мрачной и жестокой франкистской Испании двенадцатилетняя героиня фильма «Лабиринт Фавна» Офелия попадает в мир, который, как оказывается, не уступает реальности.

§ В репертуаре финской метал-группы Nightwish есть композиция Escapist.

§ Песни с названием Escapism есть у групп An Cafe (Япония) и Dernier Martyr (Россия)

§ Ярким примером эскапизма и его развенчания является повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Главные герои — братья Лева и Ося — выдумывают себе страну, в которой создают историю, географию и эпос, пока их не возвращает к жизни суровая действительность гражданской войны.

§ Илья Ильич Обломов, герой одномённого романа Ивана Гончарова, предпочитал погружаться в мечты о том, как он хотел бы жить, вместо того, чтобы устраивать свою жизнь наяву.

§ Одним из лейтмотивов произведения «Белые ночи» Ф.М. Достоевского является эскапизм. Главный герой живёт мечтами, до наступления развязки, в которой возникает драма конфликта оторванности и поддельности мечтаний в отношении к действительности.

 

ЭСКАПИЗМ

Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева.

 

ЭСКАПИЗМ (от англ. escape — бегство, побег; уход от действительности) — социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни.

В основе эскапизма лежит сомнение в целесообразности и, как следствие, попытка критического переосмысления общепринятых норм, заключенных в тех или иных общественных представлениях.

Необходимым условием зарождения эскапизма является высокий уровень общественного развития, при котором асоциализация уже не ведет к неизбежной гибели, как в доисторические времена, когда частым наказанием за тяжкие преступления служили остракизм и изгнание из общества.

Хрестоматийными примерами эскапизма служат биографии древнегреческих философов Гераклита (ок. 540–480 до н.э), Диогена (ок. 412–323 до н. э.), Эпикура (342–270 до н. э.) и др. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Эпикур создал целую школу на основе идеи стремления к чувственным удовольствием и отказа от страданий, в т. ч. вызываемых трудом. Некоторые идеи Эпикура об умеренности и гармонии созвучны доктрине Лао-цзы, основоположника даосизма с его принципом «недеяния».

Склонность к эскапизму нередко была присуща даже правителям государств. Римский император Диоклетиан (284–305), оставив Рим, переселился в Сплит (совр. Хорватия) и занялся философией и огородничеством. Когда империя под управлением цезаря Дазы начала разваливаться, римляне стали умолять Диоклетиана вернуться. Свой отказ бывший тиран объяснял… успехами в выращивании капусты.

На протяжении веков эскапизм имел негативную коннотацию в общественном сознании, расцениваясь как малодушный побег от действительности. Характерно, что греческое слово «идиот» изначально означало индивида, не принимающего участия в общественной жизни. Однако развитие эскапистских по сути монотеистических религий (христианство, буддизм), привело к тому, что эскапизм, по крайней мере, в форме отказа от мирской жизни, стал массовым и даже приемлемым явлением. Монашество не только принимается, но и считается привилегированной формой спасения.

Различные еретические секты в Средние века целиком предавались эскапизму, т. е. жизни по своим, отличным от всех, законам (ходили голыми, не имели собственности и проч.).

Мощным движением такого рода было движение гуситов, табаритов и адомитов в Богемии, отсюда позже название для эскапистов — «богема».

Новый эволюционный импульс эскапизм получил уже в XX в., благодаря бурному развитию промышленности, которое, с одной стороны, привело к резкому обогащению общества, с другой — содействовало возникновению новых форм и возможностей эскапизма, от самых радикальных, таких как психотропные вещества, алкоголь, до самых безобидных, к числу которых можно отнести всевозможные хобби.

В начале XX в. «богемную жизнь» во Франции пропагандировало целое поколение будущих великих художников, режиссеров, музыкантов, философов, поэтов. Мощнейшим эскапистским движением было движение хиппи, использовавшее в качестве способов бегства от реальности легкие наркотики и жизнь общинами в гетто и пригородах. Стремительное распространение алкоголизма, уход в многодневные запои, отказ от социально приемлемых норм существования в СССР также можно назвать видом эскапизма. Отдельного внимания заслуживают т. н. «виртуальные реальности», возникшие изначально в виде фантазийных бытописаний выдуманных государств, с придуманными народами и их историческими хронологиями. Автор «Властелина Колец» Дж. Толкиен называл себя первым эскапистом.

К концу XX в. эскапизм нашел наибольшее распространение уже в виде компьютерных игр, позволяющих быть не только наблюдателем или персонажем, но и создателем того или иного мира. Своеобразным эскапизмом является и присоединение к сетевым сообществам — своего рода «племенам», субкультурам с узкой идентичностью, живущим по своим правилам.

Еще одно яркое проявление эскапизма в наши дни — дауншифтинг (от англ. downshifting, «движение вниз»), при котором человек отказывается от высокооплачиваемой, но отбирающей все свободное время работы в пользу более спокойной, хотя и менее оплачиваемой.

В СССР выросло целое поколение «дворников и сторожей» — богемной культурной элиты, пассивно протестующей против стандартов социализма. Аналогично в США заговорили о поколении «иксеров», бродяг, рассказывающих друг другу истории, выбирающих для своего времяпровождения тихие курортные городки.

В 1950–60-е гг. некоторые западные ученые и политики, в частности советник президента Дж. Кеннеди А. Шлезингер-мл., предрекали наступление «эры праздности», объясняя это тем, что для поддержания достаточного уровня жизни требуется все меньше усилий. Однако развитие общества потребления диктовало все новые жизненные стандарты, и в своей массе западные потребители стали работать только больше. И дауншифтинг как отказ от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых рекламой и СМИ, не смог стать по-настоящему массовым явлением.

Распространенной формой дауншифтинга является географический эскапизм, предполагающий переселение в экономически неразвитые страны (например, Индию), позволяющий существовать на небольшой по западным меркам доход.

В современной России эскапизм также принимает форму уходов в леса христианскими или сектантскими общинами. С. Горфинкель в книге «Все под контролем» видит источник эскапизма в стремлении сохранить свое личное пространство, в бегстве от навязчивой рекламы, от тотальных маркетинговых стратегий ТНК, которые преследуют потребителя, и требует законодательного урегулирования вопросов вмешательства в частную жизнь.

Сами эскаписты зачастую рассматривают себя как альтернативу глобализации. Но существует точка зрения, что эскапизм в любой форме — это бегство от свободы, желание отдать другому ответственность за принятие решений.

Возможно, эскапизм — это не альтернатива глобализации как тотальному контролю, а, наоборот, основа для тоталитаризма, который, используя пассивность эскапистов, может делать все что угодно.

 

Об эскапизме.

Слыхали про такую штуку, как эскапизм? Нет? Ну, тогда я немного расскажу про то, что я понимаю под этим словом.


Вот справка из словаря:


ЭСКАПИЗМ (или эскейпизм) (происходит от англ. слова escape — убежать — спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.

Вообще если вы не поленитесь и поищите в интернете информацию об эскапизме, то чего вы только не прочитаете. Прежде всего всяких отрицательных мнений. Почему-то люди часто считают, что уход в мир фантазии — это непременно побег от реальности, который приводит человека к непониманию и полному отрицанию мира реального. Меж тем толика эскапизма есть в любом человеке. Просто мы всё-таки называем в данном случае эскапистами людей, для которых мечта — это очень значительная часть их жизни и выражается она не в примитивных формах, а в моделировании второй довольно яркой реальности, которая дополняет повседневную жизнь.

Понятие «эскапизм» тесно переплелось с представлением о толкинистах (поклонниках книг Толкина), любителях ролевых игр. Безусловно среди этих людей эскапизм представлен в очень яркой форме. Люди не просто мечтают о сказочных мирах или романтических эпохах, но пытаются играть в свои «воздушные замки», обставляя это действо соответствующими костюмами и атрибутами. Казалось бы, совершенно замечательное увлечение и отдых, но многие обыватели тоже скептически на это смотрят и даже побаиваются этих странных людей в необычных нарядах, несмотря на то, что они совершенно безобидны. В глазах людей, совершенно не понимающих, что такое эскапизм, любые мечтатели, которые стремятся перемешать свои мечты с реальностью — это люди, вызывающие подозрение, что это или сумасшедшие, или какая-то страшная секта. Меж тем, так называемые «ролевики» — это такие же люди, как и все прочие, они точно также ходят на работу и учатся, заводят семьи. Наоборот, очень многие из них по жизни куда успешнее обычных граждан, которые проводят свободное время дома на диване или в вульгарных дискотеках. Ведь для того, чтобы играть в такие игры, надо читать книги, изучать историю, да и обладать артистическими наклонностями. Может, вас это удивит, но самыми первыми «толкинистами» в нашей стране были студенты и выпускники университетов, которые были не только классными специалистами в своих профессиях, но и играли в «Что? Где? Когда?», занимались различной творческой деятельностью, добились успеха во многих областях жизни. Настоящий ролевой эскапизм — это удел интеллектуальных, эрудированных и творческих людей.

Но оставим в покое ролевое движение и тому подобные вещи. Собственно я сама, несмотря на свою дружбу с ролевиками, не езжу на игры и, увы, не имею на это времени. Поговорим об обычном мечтателе. О девушках, которые ждут своих «принцев», о фантазёрах, витающих в облаках в тот момент, когда надо бы сосредоточиться на чём-то более серьёзном. Ведь именно с этого начинается любой эскапизм, и только затем он может вылиться в какую-то деятельность. Можно сто раз говорить, что витать в облаках глупо. Но я сама эскапистка. И убеждения мои таковы: в мечтательности можно найти только один недостаток — в невозможности или нежелании свои мечты воплотить. Любая мечта — это позитив, это идея, искра! И грустно лишь, когда искра сразу затухает, так и не породив ни света, ни тепла.

Я за мечтательность! Человек без фантазии скучен, а жизнь его сводится лишь к одной реальности, в то время, как у эскаписта этих реальностей несколько, они переплетаются между собой и порождают целый новый мир вокруг как одного человека, так и его друзей. С эскапизма начинается переход через грань невозможного. Потому что мечта и вера в свою мечту — это чудесная сила, которая меняет и нас самих, и то, что вокруг нас.

Мне смешно, когда говорят, что эскаписты не понимают реальности. Истинный эскапист, который верит в свои мечты, отлично знает, что такое реальность и знает как с ней уживаться. От реальности бежит спивающийся алкоголик, а мечтатель стремится эту реальность перебороть, наполнить её новым смыслом, воплотить свои идеи. Эскапизм — это явление креативное, созидающее, а не направленное на разрушение себя или чужой жизни.

Что касается того идеализма, в котором обвиняют всех эскапистов-мечтателей, то это довольно однобокий взгляд на вещи. Да, если некая девушка влюблена в придуманный образ, то ей сложно снизойти до обычных людей с кучей недостатков. Но так ли конструктивно стремиться любить только то, что реально? Это, конечно, поможет приспособиться к окружающей действительности, принять её такой, как есть. Однако вместе с этим уходит и стремление к чему-то лучшему. Исчезает как бы понятие роста, движения вверх, всё мировосприятие в итоге вертится лишь в одной предлагаемой обстоятельствами плоскости. В таком случае и людям, претендующим на сердце такой девушки, уже нет необходимости стараться стать лучше, раскрывать в себе новое.

Эскапизм — это наличие у человека нескольких реальностей. Бегство в мечты никого не избавляет от необходимости жить в нашем общем, так называемом реальном мире. Это расширяет возможности и восприятие человека, хотя и может создавать некоторые сложности и конфликты с окружающими. Но любые дополнительные способности могут создавать человеку дополнительные сложности. Человеку с творческим воображением всегда труднее, нежели тому, кто этого воображения лишён.

Можно бесконечно рассуждать, что лучше: мечтательность или прагматизм. И безусловно трудно прийти в этом вопросе к единому мнению. Однако это вопрос личного восприятия и выбора.

Я однозначно выбираю сложный путь мечты. Даже многократно теряя веру, чувствуя бессилие перед обстоятельствами, я не соглашусь принять мнение, что мечтать — бессмысленно.

 

Эскапизм

« Пусть неровен и петлист Путь до сказочного мира: Я не просто эскапист — Я прикончил конвоира. »
— Евгений Лукин

Эскапизм (от англ. escape — сбежать, исчезнуть) — мировоззрение или стиль жизни, подменяющий реальные отношения с миром на воображаемые, часто почерпнутые из научной фантастики или фэнтези, или религиозных установок большими и маленькими человечками, зачастую зелеными от скуки.

В 95% принимает форму унылого неприятия системы. Так как сил и решимости не хватает, ЧСВ падает, то неизбежно появляется желание схватиться за голову, или в крайнем случае хотя бы забиться в дальний уголок, забыть о всем происходящем вокруг и заниматься каким-нибудь узкоспециальным дрочевом, интересным только себе самому и тесному кругу таких же психов.

Ярчайшим примером эскапизма, подкрепленного общим неизлечимым задротством больного, является увлечение компьютерными играми, среди которых главным образом RPG, в том числе и сетевые. Также к эскапистам можно отнести толчков и прочих ролевиков (да и вообще субкультуры, см. список ниже).

Эскапизм и сублимация

Объяснение для не читавшей Фрейда школоты на понятных примерах: есть два задрота, первый, будучи убежден что «все бабы дуры», общается посредством компа с идеальной девушкой из японской игры; второй же подсознательно хочет перетрахать весь колхоз вместе с очевидным населением коровника, но вместо этого в силу психологических приблуд с женским полом контактировать не может, а заменяет общение остервенелой поклейкой танчиков.

Так вот: первый случай — это эскапизм, а второй — сублимация.

Эскапизм в Империи Зла

« Слева молот, справа серп, Это наш советский герб. Хочешь жни, а хочешь куй, Все равно получишь ХУЙ! »
— Немецкая листовка времен ВОВ

Как демонстрирует это известное стихотворение неизвестного автора при совке подобный подход был очень распространён.

Так же известны лозунги: «работай, не работай — все едино, так лучше пойдем в лес или подвал, песни попоем, водку побухаем», накануне перестройки — «денег нет и не будет, в жопу работу и учебу, пойдем рок попоем», уже сейчас: «все равно уже все украли и нам не досталось — пошел ты нах, начальник, сегодня пятница, все идем в кабак!»

Всё это как бы объясняет причины дауншифтинга в этой конкретной стране.

И классиков процитируем

— Я знаю, тебя покорил Владимир Сергеевич. Что ж, это понятно. С одной стороны Юрковский, который считает, что жизнь — это довольно скучная возня с довольно скучными делами и нужно пользоваться всяким случаем, чтобы разрядиться в великолепной вспышке. С другой стороны, Быков, который полагает истинную жизнь в непрерывном напряжении, не признает никаких случаев, потому что он готов к любому случаю, и никакой случай не будет для него неожиданностью… Но есть еще и третья сторона. Представь себе, Юра, — Жилин положил ладони на стол и откинулся в кресле, — огромное здание человеческой культуры: все, что человек создал сам, вырвал у природы, переосмыслил и сделал заново так, как природе было бы не под силу. Величественное такое здание! Строят его люди, которые отлично знают свое дело и очень любят свое дело. Например, Юрковский, Быков… Таких людей меньше пока, чем других. А другие — это те, на ком стоит это здание. Так называемые маленькие люди. Просто честные люди, которые, может быть, и не знают, что они любят, а что нет. Не знают, не имели случая узнать, что они могут, а что нет. Просто честно работают там, где поставила их жизнь. И вот они-то в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы… — Жилин помолчал. — Конечно, хочется, чтобы каждый и держал и строил. Очень, брат, хочется. И так обязательно будет когда-нибудь. Но на это нужно время. И силы. Такое положение вещей тоже ведь надо создать.
А., Б. Стругацкие, «Стажёры»

С другой стороны

« Я бог нового мира! »

Но с таким опуханием воображения сразу же прямая дорога на чаепитие к Кэрроллу.

Запущенные случаи

§ Яроврат — клинически запущенный случай;

§ Шмуклер — немногим менее фееричный, но зато по-прежнему в ЖЖ;

§ Хикки;

§ Митьки;

§ КСП;

§ Толчки;

§ Фурри;

§ да и вообще любая субкультура.

 

Эскапизм общая характеристика (уход от современного реального мира)

Поделиться…

Эскапизм это уход от современного реального мира, который полностью поглощает сознание человека. Иллюзии и утопические мечты позволяют человеку освободиться от проблем и нужд настоящего. Многие люди , у которых в профессиограмме творчские наклонности, страдают от этого расстройства. Среди рядовых граждан эскаписты тоже встречаются. Что же стимулирует развитие эскапизма?

Желание отстраниться от действительности может быть защитной реакцией человека на усталость, от постоянных раздражений, сильного и стабильного дистресса, которые могут быть вызваны моральными и физическими нагрузками, агрессией со стороны окружающих людей, неудовлетворенностью своими внешними или внутренними данными, все это стимулирует эскапизм.

Как метод отключения от реальной жизни и перехода в мир фантазий человек может использовать все, что ему доступно: телевиденье, виртуальный мир, умственную и физическую работу, искусство, любовь, секс, наркотики (основатель группы Pink Floyd Сид Баррет пережил эскапизм после злоупотребления наркотическими средствами, в частности ЛСД), алкоголь, спорт, танцы, литературу… Каждый выбирает увлечение индивидуально, но при этом все эскаписты как один посвящают свою жизнь этому увлечению и с его помощью отвлекаются от своей ежедневной действительности. В отдельных случаях эскапизама человек выбирает для релаксации отчуждение от социума и изоляцию в безлюдной местности.

Официальная медицина не признает эскапизм психической болезнью, но доказано, что он может стать основой для развития мании, депрессии и прочих расстройств личности. В отдельных случаях эскапиз становится способом рекреации личности после тяжелого стресса и обеспечивает защиту от негативного влияния и восстановление психики человека после болезни или негативного воздействия из вне. Эскапим – состояние знакомое многим.

В последнее время среди молодых людей возрастом от 13 до 25 лет очень распространенным способом эскапизма становятся виртуальные игры, которые делают их не просто участниками вымышленного героического сюжета, но и зависимыми от происходящего людьми. Компьютерные ролевые игры и он-лайн жизнь становятся бичом нашего общества, ведь многие люди не могут контролировать свои желания и проводят у мониторов значительную часть времени, эскапизм в википедии описывают именно так. Зависимость чревата последствиями для физического и психического здоровья человека.

Организм Интернет-зависимого человека может получить следующие недостатки:

  1. Расстройство сна.
  2. Головные боли, мигрени.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта.
  4. Нарушения развития опорно-двигательной системы организма.
  5. Нарушение зрения.
  6. Нарушение слуха.

В психологическом плане эскапизм от увлечения виртуальным миром способствует развитию:

1. Замкнутости, вследствие чего, теряется контакт с близкими и родными.

2. Неблагополучия в других жизненных делах – в учебе, карьере, семье и т.д.

3. Моральной слабости и неустойчивости к влияниям и стрессам.

4. Различных расстройств личности – это и невроз, и депрессия, и мания, и нарциссизм, и шизоидное расстройство, и социопатия, и психопатия, и прочие.

По этому важно чувствовать грань между тем, когда увлечение Интернетом (или иной сферой жизни) становится не просто развлечением, а ежедневным и единственным способом избавиться от проблем и тяжелых мыслей. Ведь перейдя ее, можно очень пострадать и на долго попасть в ловушку утопического мира эскапизма.

 

 

Человек — единственное в мире существо, способное творить и создавать нечто новое, частично или полностью отличающееся от материальной реальности. Анна Куновская об особенностях экскопизма и его тайных ловушках.

Человек — единственное в мире существо, способное творить и создавать нечто новое, частично или полностью отличающееся от материальной реальности. Наш постоянный автор Анна Куновская об особенностях экскопизма и его тайных ловушках.

Львиная доля творчества всегда была направлена на создание иллюзорного мира, альтернативного нашему, начиная с древних мифов и заканчивая современными видеоиграми. Стремление переделать или изменить окружающую реальность выливается в мечты, фантазии, сны, игру воображения и даже эскапизм — крайнюю форму углубления в виртуальный, придуманный мир. Но что самое интересное, чем стремительнее развивается наша цивилизация, чем больше человек отрывается от природы, тем чаще начинает проявляться эта экстремальная форма ухода в альтернативный мир грез. Многие ученые связывают такую печальную статистику с развитием компьютерной индустрии, в особенности видеоигр, другие же находят причину в неестественном для человека способе существования. Так или иначе, но факт потребности в частичном или полном эскапизме налицо, а значит, необходимо рассмотреть его причины и следствия.

Истоки явления

По словам известного американского ученого и психолога Эриха Фромма, ключ к разгадке феномена эскапизма заключается в несоответствии бесконечности и вечности вселенной и ограниченной во времени и пространстве человеческой жизни. Чем глубже мы осознаем эту парадоксальную разницу, тем активнее стараемся «продлить» или «увеличить» себя самыми различными способами. Влиться в коллектив и стать частью чего-то большего; подчинить себе других людей, природу, ее отдельные явления и распространить, таким образом, свое влияние за рамки собственного тела; увековечить себя в истории за счет великих открытий и достижений или разрушений. По своей сути мечты и игра фантазии — не что иное, как попытка найти убежище от гнетущего несоответствия «человек – вселенная» в альтернативном мире, где действуют законы нашего воображения, а значит, мы имеем реальное влияние и вес. Одно из первых проявлений такого стремления — мифологизация окружающей среды, создание религий и культов, отводящих человеку особое место и роль, объясняющих цель его существования и делающих нас частью чего-то великого и сакрального. Нечто подобное происходит и в процессе созидательного творчества и даже простого мечтания. С той лишь разницей, что фантазер не настолько убежден в реальности выдуманных им же образов, как приверженец культа.

Но эта причина, скорее, философского характера, то есть общечеловеческая, а кроме нее в каждом отдельном случае играют роль и другие, более конкретные поводы. Мечтает каждый, и все той или иной мерой приобщаются к миру искусств, а вот эскапизмом страдают единицы. Толчком к переходу от кратковременного пребывания (фантазии) до полного (эскапизм) переселения в альтернативную реальность могут послужить как психологические травмы, так и злоупотребление воображением без конкретного вектора его практического применения.

Подобные казусы наблюдаются у заядлых поклонников фэнтези, компьютерных игр, киноманов — словом, у людей, которые, раз увлекшись прелестями выдуманного мира, с трудом возвращаются в реальный. Но даже среди таких личностей можно выделить эскапистов патологических — когда уход от реальности грозит умственными и психическими отклонениями, и эскапистов умеренных, умеющих вовремя уходить и возвращаться, используя фантазии на благо себе и окружающим. Например, известна история с Максимом Горьким, когда он, описывая наказания, которым подверглась молодая мусульманка, настолько увлекся, что потерял сознания от фантомной боли. Случай разовый, и вреда писателю принес немного, зато его произведение было написано красочно и реалистично.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

жизнь в воображаемом мире — Психология

Я не знаю куда точно отнести вопрос. 

Суть: я живу в воображаемом мире (как минимум с начальной школы, м.б. раньше). У меня есть в/о, хорошая, высокооплачиваемая работа (но не моей мечты), хорошие отношения с родителями, машина, крыша над головой, друзья, люблю читать, интерес к жизни не утраечен. НО! практически всегда когда я остаюсь одна (и не только одна) я перевоплащаюсь в других людей. Т.е. я — это я, но уже не представитель своей профессии, а например врач, музыкант или агент госдепа — все что угодно. Меня окружают воображаемые люди. Я С НИМИ РАЗГОВАРИВАЮ! В этом мире не все безоблачно, там свои сложности и радости — все как в обычной жизни.

Практически все автовладельцы хотят машину на класс лучше. Я не хочу. Я когда еду в своей машине (а у меня неплохая машина хоть уже и не очень новая) — я как минимум тот таинственный водитель из фильма «Перевозчик» только женского пола (а бывает и мужского).

КОгда я жила одна, то моя квартира не имела границ, потому что я ее толком не замеала — она была то гримеркой, то студией, то гостиницей, то тайными комнатами ООН, то горами с какими-то туземцами.

Иногда мне это мешает: когда надо что-то решать в реальной жизни, я погружаюсь в вымышленную. Когда сиуация становится критической, я ухожу в реал — решаю все свои задачи — и обратно. Я уже думала, что это проблемы с самооценкой и то что в этом воображаемом мире у меня есть те качества которых нет в реальной жизни. Но я вполне социализирована. Вопрос: опасно ли это? Иногда я думаю, что если в моей жизни произойдет большой стресс и если я останусь с ним один на один — то я не выйду из своей матрицы самостоятельно, сойду с ума например. Стоит ли обратится к специалисту?

Я даже когда иду по кордору на работе из кабинета в кабинет, мне уже начинаеит казаться, что я иду по застенкам каких-то тайных госструкутр и вообще идет война… Тайные агенты и музыканты — две любимые роли))))

Хотя есть и плюсы. КОгда я всматриваюсь в те роли, которые мне предлагает эта вторая реальность, те люди которые меня окружают (а ведь далеко не все представители из реала, есть абсолютно вымышленные персонажи), те диалоги которые я веду — я лучше понимаю свое состояние в реале, я понимаю что именно меня задевает или радует. 

www.liveexpert.ru

Иллюзия мечты. Как мечтать, чтобы не замечтаться.:) Феномен ретрофлексии.

Вот если бы я выиграл 10 миллионов…
Вот если бы я нашёл мешок денег…
Вот если бы мой муж вернулся, и мы опять зажили вместе…
Ах, вот если бы, откуда ни возьмись, волшебным образом у меня появился бы собственный дом…
Вот если бы всё ещё можно было вернуть и начать заново…

Кто не любит погружаться в сладостные грёзы? Особенно на сон грядущий.

Но иногда мечтание становится способом жизни и как-то незаметно заменяет значительную её часть.
Вместо того чтобы предпринимать какие-то шаги, чтобы достичь желаемого, человек живёт фантазиями. Безобидными на первый взгляд… Только если они не сжирают львиную часть энергии, а самое главное, – дают иллюзию, что мечтая, я как бы “при деле”. И мир, который я себе нафантазировал, действительно существует. Такой устойчивый  самообман.

С одной стороны, я знаю, что у моего бывшего мужа, уже 10 лет другая семья. А с другой стороны, я верю, что он вернётся…. И живу так, как будто это так!

С одной стороны, я знаю, что при нынешнем положении дел ничего не предвещает собственного дома.  С другой стороны, я живу так, как будто вот- вот, и мне оставит наследство богатая бабушка за границей.

Благодаря таким “играм разума” человек находится в  западне. Он ориентируется на иллюзии, на свой воображаемый мир, ничего не меняя в мире настоящем.

Уход в мечту – это один из способов психологической защиты от агрессивной реальности. Как и все эти способы, он сформировался в детстве.

Ясли, детский сад, одиночество и беспомощность – весь этот ужас надо было как-то пережить. И ребёнок уходил в свои фантазии. Где-то там есть сказочный мир с добрыми лошадками и милыми феями, там, где всё хорошо. Как можно было ещё пережить сидение на стуле в углу или этот ужасный тихий час? Фантазии уносили далеко. И к ним можно было возвращаться каждый раз, когда реальность снова была непереносима.

 

Способы психологической защиты позволяют человеку выживать в агрессивной среде, они спасают его личность от разрушения. И психологические защиты очень важны, когда адекватны. Например, грёзы о будущем  помогают выживать  узникам различных лагерей.

Когда реальность невыносима, мозг способен унести далеко-далеко и этим самым спасти личность от разрушения.

Но дело в том, что однажды в детстве сформировавшись и закрепившись долгими годами практики ухода от  реальности (2-3 года детского сада, 10 лет школы, 4 года института – время, когда человек ничего не решает – он должен только делать то, что должен, и пытается  всё это как-то пережить),  “жизнь в мечтах” становится  самым привычным способом жизни.

Помните историю про Екатерину Медичи? Её заточили в темницу на 20 лет. Когда короли сменились, двери её темницы отворили. Она не вышла из своей кельи до конца дней. Так и прожила с открытыми дверями, за которые ни разу не переступила.

Мир меняется, обстоятельства меняются, но человек продолжает жить так, как он привык. Как будто от него, как и прежде, ничего не зависит. Реальность сама по себе, он сам по себе. Он продолжает жить в мечтах.

Даже и в голову не приходит, что можно по-другому! Можно – “захотел и сделал”!
Как? 20  лет нельзя, а сейчас можно?

 

Мечтание становится способом ухода от реальности и ответственности за свою жизнь.

“Всё равно то, чего я хочу, у меня никогда не будет. А другого я не хочу”.
 
Вот такой замкнутый круг. Всю свою энергию, которая поднялась на удовлетворение потребности, вместо того, чтобы запустить в дело, человек закручивает на себя. Тратит на пестование сада грёз.

В гештальт-терапии такое бегство от контакта с реальностью в мир грёз называется ретрофлексией.  Когда энергия, поднявшиеся на удовлетворение потребности и предназначавшиеся конкретным действиям, возвращается обратно. Проявление ретрофлексии – это не только уход в мечту, но и, например,  уход в болезнь, в психосоматический симптом. Смысл в том, что энергия тратится не на действие по удовлетворению потребности, а  возвращается обратно в тело.

“Если вы будете практически следовать указаниям ваших фантазий, то результат, хотя и не столь грандиозный, как сама фантазия, может быть гораздо более адекватным относительно ваших подлинных потребностей.” Ф. Перлз

Мечта может быть и тем, что помогает человеку выжить в агрессивных условиях среды, и тем, что уводит его от реальности, заменяя реальный мир миром грёз. А может стать вектором движения, звездой, идя к которой, человек преодолевает многое на своём пути.

Мечта может стать маяком и путеводной звездой. Для этого нужно, чтобы она была соединена с реальностью.

Возможно, эта нить будет незримой. Но она должна чувствоваться. У вас должно быть чёткое ощущение, что вы держитесь за конец каната, а другой его конец прицеплен к вашей мечте.

И то, что вы делаете сейчас, шаг за шагом приближает вас к вашей мечте. Вы видите этот путь.

Мечта становится сильнейшей движущей силой, только если она побуждает к действиям.

Поэтому стоит различать два вида “мечт”. Грёзы о невероятном будущем, входя в которые человек закутывается в розовый кокон, уходя от жизни и проблем с ней связанных. (механизм ретрофлексии)
И мечта, как маяк, освещающий дорогу, побуждающий к действиям и дающий силы.
Отличает эти два механизма главный маркер –  наличие действий.

 

Человек способен изменить многое, достигнуть небывалых высот, если он действует.
А мечта – это то, что поднимает энергию и двигает вперёд.

Поддержка в мечтах и действиях. :))
Запись на  первую бесплатную встречу в скайп.  И личный курс на сентябрь 2014 г.

Комментарии

dybova.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *