Внимание и наблюдательность – Как развить внимательность и наблюдательность

Как развить внимательность и наблюдательность

Внимательность — это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия


Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и развивает мозг.

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Считать желтые машины

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

Таблица Шульте


В этой таблице в хаотичном порядке разбросаны числа от 1 до 25, которые необходимо находить по порядку. Такое упражнение тренирует мозг из множества вычленять главное и концентрировать на этом внимание.
Аналогичное задание можно проделать с числами, уже не расположенными в таблице. Цифры так же находятся в хаотичном порядке, но имеют различные цвета и размеры, что усложняет задачу. Оптимальное время выполнения такого задания составляет 4 минуты.

Стопроцентная концентрация

Если предстоит работа, требующая внимательности для решения серьезных задач, то отдайся ей на все 100. Стоит отключить телефон, выйти из социальных сетей и исключить все факторы, которые могут отвлекать. Лишь полная концентрация на задаче позволит достигнуть положительного результата, а мимолетные отвлечения снижают эффективность работы, и все старания будут напрасны.

brodude.ru

Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности

 

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Обычно объект, который привлекает наше внимание, обладает некоторыми особенностями, свойствами: он интенсивно воздействует на нас, контрастирует с окружением или с чем-то привычным, он динамичен и воздействует на наши эмоции. Кроме того, в зависимости от нашего настроение, наших мыслей и потребностей, разные объекты привлекают наше внимание.

Бывает, что объект, на который мы направили своё внимание, не обладает этими свойствами. В этом случае мы вынуждены применять усилия для концентрации на нём. Это явление называется произвольным вниманием.

Не стоит путать внимание и внимательность. Под внимательностью понимают уже сложившееся качество личности, умение сосредотачиваться на чем-нибудь.

Есть еще одно схожее понятие – наблюдательность. Под ней подразумевается способность видеть детали, отдельные признаки.

Непроизвольное внимание, то есть такое, которое не требует от нас волевых усилий, дается нам с рождения. А вот внимательности, наблюдательности и умению концентрировать свои мысли на определенном объекте – этому человек учится на протяжении всей своей жизни.

 

О развитии внимания, внимательности и наблюдательности

Примерно до школьного возраста дети не умеют направлять свое внимание волевым усилием. Поэтому малыши так легко отвлекаются и часто сменяют деятельность – они просто еще не умеют подолгу сосредотачиваться на одном предмете.

Важно

Физиологи утверждают, что дошкольников больше всего привлекают эмоционально окрашенные объекты.

Поэтому примерно до 5-7 лет не следует требовать от ребенка, чтобы он сосредоточился на определенном предмете. Их внимание пассивно, оно направлено на то, что обладает притягательностью.

Но уже примерно в этом возрасте начинает развиваться навык использования произвольного внимания. Ребенок в подготовительной группе детского сада уже может направить свою волю на выполнение даже скучного задания.

Сила, концентрация внимания зависит не только от воли, но и от физиологического и психологического состояния. Уставший или очень огорченный человек будет рассеян, потому что не имеет сил или желания отвлекаться на что-то неинтересное и незначительное.

Есть и некоторые болезненные состояния, которые, нарушая деятельность мозга, уменьшают нашу способность быть внимательными. Даже воспаление носоглотки и аденоидов может сделать человека крайне рассеянным.

 

Как развить внимательность у ребёнка

Когда родители озабочены тем, что их ребенок не слишком внимателен, прежде всего, надо подумать, а не связано ли это с возрастными особенностями или с заболеваниями. Если эти факторы исключены, то научить ребенка быть более собранным и внимательным достаточно легко.

Для начала, организуйте его ежедневную деятельность так, чтобы его ничто не отвлекало – ни окружающие звуки, ни ожидание чего-то приятного, ни необходимость отвлекаться на другие важные дела во время выполнения какого-либо задания.

Хорошо также развить в ребенке навык самоконтроля. Он станет внутренней, самой сильной мотивировкой.

Если ребенку нужно выполнять множество различных заданий, особенно однотипных, полезно устраивать небольшие перерывы, во время которых можно расслабиться умственно, физически и эмоционально.

И конечно, существует довольно большое количество простых и веселых упражнений на развитие внимания. Если заниматься ими регулярно, не торопясь, фиксируя достижения, они приносят невероятный результат!

Самое главное: не надо стыдить ребенка за неумение делать что-то быстро и качественно. Не надо и шантажировать, обещая что-то приятное за выполненное правильно и в срок задание. Это прямой путь к заниженной самооценке и развитию самых разных комплексов.

 

Что ещё почитать:

Игры на развитие внимания

Дети – визуалы, аудиалы, кинестетики

Портрет гиперактивного ребёнка

yarmalysh.ru

Внимательность и наблюдательность


Казалось бы эти два понятия (внимательность и наблюдательность) близки по сути. Но, на мой взгляд они лишь дополняют друг друга.

Там где нет внимания, говорить о наблюдательности не приходится.

 

Допустим, какой-то объект привлек ваше внимание. Например, картина.  Посмотрели, получили удовольствие и пошли дальше по своим делам. Т.е. внимательность вы проявили, но можно ли сказать, что при этом имела место наблюдательность. 

Думаю, что нет. Два человека проявив внимание к этой картине увидят и затем опишут совершенно разное. 

 

Вопрос — почему ? Ведь окно открылось для обоих.

Потому что, наблюдательность, — это умение подмечать существенные, иногда малозаметные свойства и детали.

Внимание лишь дает возможность проявиться наблюдательности. Они как-бы раскрывает дверь сознанию и говорит: обрати внимание на это.

 

Наблюдательность, во многом зависит от наших знаний по данному объекту или явлению. Чем  знаний больше, тем лучше мы сможем судить.  Поэтому профессионалы могут часами рассказывать о своем деле, постоянно детализируя тонкости. Например, дегустатор вин (сомелье) или любитель китайского чая. 

Для обычного человека многое пройдет незамеченным, а следовательно адекватность восприятия действительности уже будет значительно ниже.

И так во всем.

 

Но наблюдательность проявляется не только через глубокие знания о предмете/явлении. Это в первую очередь знание –

а что, собственно наблюдать, на что обращать особое внимание.

 

Т.е. необходимо знать некий алгоритм наблюдения. Например, описать здание можно  по такому алгоритму:

— общая форма (прямоугольная, квадратная),

— размеры и пропорции (длина к высоте),

— архитектура (фасад, угла, колоны и тд),

— детали (карнизы, декоративные элементы).

В этом случае можно говорить о наблюдательности – мы знаем, что и как наблюдать. А можно и так: кирпичное, высокое, не помню сколько этажей — вряд ли здесь была проявлена наблюдательность.

 

Аналогично и другие примеры, например, лицо человека. Описываем, пропорции, формы, особенности и тд.  Это позволит надолго сохранить в памяти и описать в деталях.

 

Но наблюдательность заключается не только в формальном описании, а скорее в том, что подмечаются связи данного предмета с другими предметами или событиями. Т.е. получаем некую Модель со всеми взаимосвязями. 

Увидеть такую целостную модель рассматриваемого предмета – в этом вершина проявление наблюдательности.

 

Интересно узнать у читателей, используют ли они какие-либо алгоритмы наблюдательности. Или ограничиваются тем, что внимание проявлено, этого и достаточно.  Как, например, к этой заметке.

Сайт автора

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Материал по теме: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в начальной школе происходит в рамках любого предмета. Формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит урокам окружающего мира.

Целенаправленно побуждать детей на уроках к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения можно с помощью упражнений.

Упражнение №1 «Запоминай — ка»

Поставьте перед детьми какую-нибудь игрушку. Рассмотрите вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предложите детям закрыть глаза. Уберите предмет и попросите детей вспомнить и назвать все его детали.
Затем вновь предъявите детям этот же предмет и коллективно побеседуйте о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали.
Следующий этап упражнения – нарисуйте изученную вещь по памяти.

Упражнение № 2 «Найди отличие».

Рассмотри картинки и найди, чем они отличаются друг от друга.


Упражнение № 3 «Путаница»

Разберись в хитросплетениях линий и найди, к какой стрекозе привязан шарик.


Упражнение № 4 «Найди ошибки художника»

Внимательно рассмотри картинку и найди, какие ошибки допустил художник.

Упражнение № 5 «Тень»

Найди тень от картинки и проведи линию.

                                     

Упражнение № 6 «Простое в сложном»

Понаблюдай, определи и нарисуй, на какие простые геометрические фигуры похожи деревья:

                      

Упражнение № 7 «Определи последовательность»

Расставь цифры, в какой последовательности строился домик.

Упражнение № 8 «Аквариум»

Понаблюдай, определи, в каких 3 квадратах рыбки ни разу не повторяются.

Упражнение № 9 «Красное — чёрное». 

Покажите по 5 изображений предметов с красными и чёрными фрагментами, уберите и попросите записать названия предметов в 2 столбика. Предварительно проведите над первым столбиком красную черту, над вторым — чёрную.

Усложните условия игры. Покажите ребёнку в течение 5 минут как можно больше предметов и предложите сгруппировать их по общему признаку:

1) только чёрного цвета;

2) только красного цвета;

3) любого цвета, название должно начинаться со звука А;

4) относящихся только к деревьям;

5) только круглых;

6) только прямоугольных;

7) относящихся только к мебели;

8) относящихся только к посуде и т. д.

Упражнение № 10 «Учимся наблюдать»

Помоги кукле Маше собрать все конфетки. Посчитай их. Понаблюдай, чем они похожи и чем отличаются.

Ответь на вопросы:

Все ли конфеты одинакового размера?

Все ли конфеты имеют одинаковые фантики!

Все ли конфеты имеют одинаковую форму?

Все ли конфеты имеют одинаковый вкус?

nsportal.ru

Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *

2 слайд Описание слайда:

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание — это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *

3 слайд Описание слайда:

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе — недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *

4 слайд Описание слайда:

Внимание — необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *

5 слайд Описание слайда:

Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *

6 слайд Описание слайда:

Основные качества внимания: избирательность — возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к созна­тельной цели; концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены внимани­ем одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. *

7 слайд Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *

8 слайд Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *

9 слайд Описание слайда:

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала — от самого интересного к менее интересному Прием персонификации — использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *

10 слайд Описание слайда:

Упражнение. Муха *

11 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *

12 слайд Описание слайда:

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее — начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *

13 слайд Описание слайда:

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ори­ентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *

14 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-036226

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Материал на тему: Внимательность и наблюдательность как черты личности

Внимательность и наблюдательность как черты личности

Реферат

О.Н. Жучковой

Москва

2017


Введение

Каждый день по нескольку раз мы общаемся с самыми разными людьми, в транспорте, на работе, в магазине, в институте и просто на улице.

Мы контактируем как с близкими людьми, которых давно и хорошо знаем, так и с совершенно незнакомыми, которых видим впервые. Мало того,  мы встречаемся с людьми при разных обстоятельствах, при радостных событиях и в конфликтных ситуациях. О каждой из этих встреч и ситуаций мы  делаем для себя какие-то выводы и извлекаем информацию о собеседнике.

Если при кратковременном общении можно делать выводы только о том, как повел себя человек в той или иной ситуации, то при длительном общении мы понимаем каким человек является на самом деле, замечаем черты, свойственные для него в постоянной жизни, то есть его постоянные характеристики или, иными словами, черты личности.

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать определение понятию черт личности;
  2. рассмотреть внимательность как черту личности;
  3. рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

         

        

  1. Определение понятия «черты личности»

Под чертами личности, как правило, понимаются некие свойства и характеристики человека, описывающие его глубокие внутренние  особенности,  которые познаются не в какой-либо конкретной ситуации, а впоследствии длительного общения с ним.

         Другими словами, это устойчивые особенности поведения человека, свойственные ему в различных ситуациях.

        Черты личности могут быть как врожденными, переданными генетически, то есть биологическими, так и приобретенными в течение жизни, в процессе учебы, работы и общения с другими людьми, то есть социальными.

        Черты личности могут быть как положительными, так и отрицательными, первый вид часто называют качествами личности. Наверное, нельзя назвать точное количество существующих черт личности, присущих человеку, можно только с полной уверенностью говорить о том, что их очень и очень много.

Британский психолог Р. Кеттелл в своих попытках  описать все существующие черты личности нашел в словарях более 4 500 определений, выражающих позитивные или негативные свойства человека[1].

Черты личности человека хоть и являются устойчивыми характеристиками и не меняются в зависимости от ситуации, но могут меняться на протяжении жизни, также как и характер, оставляя определенный отпечаток, но все же заметно деформируясь, а могут, наоборот, укрепляться, например, обычная аккуратность с годами может перерастать в настоящую педантичность и скрупулёзность.

В качестве примера черт личности можно назвать ответственность, наблюдательность, внимательность, любознательность и другие.

  1. Внимательность как черта личности

Когда человек делает все свои дела со вниманием и аккуратностью, то это  внимание перерастает в такую постоянную черту личности как внимательность. Эта черта является очень важной и может многое сказать о человеке. Тот человек, который обладает данной положительной чертой, гораздо лучше воспринимает окружающий мир, быстрее реагирует на какие-либо события, происходящие в мире, стране, семье, на дороге или где-либо еще. Такой человек лучше усваивает информацию, а соответственно и более обучаем и развит.

Внимательность как черта личности связана с  развитием отдельных свойств внимания, его объема, умения сосредоточиться на самом главном. Довольно интересно, что в отличие от некоторых других черт личности, внимание позволяет человеку запомнить и заметить даже то, что ему совершенно неинтересно, а в том, что по-настоящему вызывает интерес заметить самые мельчайшие подробности и нюансы.

Можно смело сказать, что данной чертой личности обладали все известные выдающиеся  ученые. Чарлз Дарвин в своей автобиографии писал о том, что превосходит обыкновенных людей именно способностью замечать те, вещи, которые ускользают от внимания обычного человека[2].

В зависимости от того, проявляет ли человек внимание ко всему или к каким-то определенным вещам, например, к цифрам или номерам, одежде или каким-либо другим деталям можно делать выводы о направленности личности. Например, один человек может быть в принципе внимательным и любознательным к любым вещам в жизни, другой сосредоточен на каком-то одном направлении, а третий меняет одно увлечение за другим, но во всех этих случаях можно говорить о развитии в данных индивидах такой черты личности как внимательность.

Очень интересно, что внимательность можно рассматривать еще и как моральное качество личности, причем здесь имеется виду не внимание к деталям и событиям, а такая важная вещь как внимательное отношение к людям. Синонимами внимательности в данном понимании являются такие понятия как заботливость и отзывчивость. Мы говорим, что человек внимателен к нам  когда он замечает не какие-то материальные  вещи, а наши потребности, желания и настроение , и наоборот, когда человек остается безучастным к нашим проблемам мы называем его невнимательным.  

  1. Наблюдательность как черта личности

Наблюдательность как черта личности характеризуется  способностью замечать существенные,  возможно  малозаметные свойства предметов и явлений. 

 Наблюдательность является очень важным и ценным качеством в жизни каждого человека. Наблюдая, или по-другому, концентрируя внимание на чем-либо, люди, у которых данное качество хорошо развито, запоминают намного больше информации об объекте наблюдения, чем остальные, соответственно являются более  всесторонне развитыми.

Р. Киплинг описывал довольно интересный пример, с помощью которого можно понять разницу между наблюдательностью и внимательностью. Смысл эксперимента был в том, что на стол положили разные камни, показали их молодым людям, а потом накрыли бумагой и попросили каждого описать, что находится на столе. Один молодой человек сказал, что под бумагой несколько камней разного размера и цвета, а другой подробно описал, что на столе есть один большой камень зеленого цвета,  с царапинами, похожий на полудрагоценный, и предположил, что царапины являются результатом огранки. С такими же подробностями он описал и остальные камни[3].

Данный пример очень хорошо показывает разницу между внимательностью, когда молодой человек заметил лишь общие характеристики, и наблюдательностью, от которой не ускользнула ни одна мелочь.

Таким образом, можно сказать, что наблюдательность – это способность видеть вещи, не являющиеся очевидными на первый взгляд.

Данная черта, к сожалению, крайне редко бывает развита  с рождения, но ее можно успешно и целенаправленно развивать, подмечая и запоминая в обыденной жизни какие-то свойства и вещи, не такие уж необходимые на первый взгляд. Со временем вырабатывается привычка замечать подобные вещи, то есть наблюдательность.


Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чертами личности принято считать некоторые внутренние качества человека, характерные для него в жизни, а не в какой-либо конкретной ситуации.

В данной работе дано определение  понятия черт личности и рассмотрены такие важные черты как внимательность и наблюдательность,  очень похожие на первый взгляд, но очень разные на самом деле. Если внимательность помогает замечать какие-то общие свойства и характеристики предмета, то наблюдательность позволяет заметить не приметные на первый взгляд вещи.

Обе рассмотренные черты личности, безусловно, являются положительными и помогают человеку развиваться  и узнавать много нового. Если данные характеристики не достаточно развиты с рождения, не стоит переживать по этому поводу, практически любую черту личности можно самостоятельно развивать в себе.


Список литературы:

  1. ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5).
  2. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. — М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. — 480 c
  3. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2013. — 182 c.
  4. ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/cherty-lichnosti-i-refleksivnye-adaptatsii-haraktera-izomorfizm-ili-polimorfizm.

[1] ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5)

[2] Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2013. — 182 c

[3] ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25)

nsportal.ru

Наблюдательно — это… Зачем развивать наблюдательность?

Внимательность и наблюдательность – это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали – это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой – это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер – это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали – навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом – это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность – это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение «видеть» основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность – это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 – самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное – очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

fb.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *