Внимание и наблюдательность – Как развить внимательность и наблюдательность

Как развить внимательность и наблюдательность

Внимательность — это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия


Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и развивает мозг.

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Считать желтые машины

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

Таблица Шульте


В этой таблице в хаотичном порядке разбросаны числа от 1 до 25, которые необходимо находить по порядку. Такое упражнение тренирует мозг из множества вычленять главное и концентрировать на этом внимание.
Аналогичное задание можно проделать с числами, уже не расположенными в таблице. Цифры так же находятся в хаотичном порядке, но имеют различные цвета и размеры, что усложняет задачу. Оптимальное время выполнения такого задания составляет 4 минуты.

Стопроцентная концентрация

Если предстоит работа, требующая внимательности для решения серьезных задач, то отдайся ей на все 100. Стоит отключить телефон, выйти из социальных сетей и исключить все факторы, которые могут отвлекать. Лишь полная концентрация на задаче позволит достигнуть положительного результата, а мимолетные отвлечения снижают эффективность работы, и все старания будут напрасны.

brodude.ru

Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности

 

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Обычно объект, который привлекает наше внимание, обладает некоторыми особенностями, свойствами: он интенсивно воздействует на нас, контрастирует с окружением или с чем-то привычным, он динамичен и воздействует на наши эмоции. Кроме того, в зависимости от нашего настроение, наших мыслей и потребностей, разные объекты привлекают наше внимание.

Бывает, что объект, на который мы направили своё внимание, не обладает этими свойствами. В этом случае мы вынуждены применять усилия для концентрации на нём. Это явление называется произвольным вниманием.

Не стоит путать внимание и внимательность. Под внимательностью понимают уже сложившееся качество личности, умение сосредотачиваться на чем-нибудь.

Есть еще одно схожее понятие – наблюдательность. Под ней подразумевается способность видеть детали, отдельные признаки.

Непроизвольное внимание, то есть такое, которое не требует от нас волевых усилий, дается нам с рождения. А вот внимательности, наблюдательности и умению концентрировать свои мысли на определенном объекте – этому человек учится на протяжении всей своей жизни.

 

О развитии внимания, внимательности и наблюдательности

Примерно до школьного возраста дети не умеют направлять свое внимание волевым усилием. Поэтому малыши так легко отвлекаются и часто сменяют деятельность – они просто еще не умеют подолгу сосредотачиваться на одном предмете.

Важно

Физиологи утверждают, что дошкольников больше всего привлекают эмоционально окрашенные объекты.

Поэтому примерно до 5-7 лет не следует требовать от ребенка, чтобы он сосредоточился на определенном предмете. Их внимание пассивно, оно направлено на то, что обладает притягательностью.

Но уже примерно в этом возрасте начинает развиваться навык использования произвольного внимания. Ребенок в подготовительной группе детского сада уже может направить свою волю на выполнение даже скучного задания.

Сила, концентрация внимания зависит не только от воли, но и от физиологического и психологического состояния. Уставший или очень огорченный человек будет рассеян, потому что не имеет сил или желания отвлекаться на что-то неинтересное и незначительное.

Есть и некоторые болезненные состояния, которые, нарушая деятельность мозга, уменьшают нашу способность быть внимательными. Даже воспаление носоглотки и аденоидов может сделать человека крайне рассеянным.

 

Как развить внимательность у ребёнка

Когда родители озабочены тем, что их ребенок не слишком внимателен, прежде всего, надо подумать, а не связано ли это с возрастными особенностями или с заболеваниями. Если эти факторы исключены, то научить ребенка быть более собранным и внимательным достаточно легко.

Для начала, организуйте его ежедневную деятельность так, чтобы его ничто не отвлекало – ни окружающие звуки, ни ожидание чего-то приятного, ни необходимость отвлекаться на другие важные дела во время выполнения какого-либо задания.

Хорошо также развить в ребенке навык самоконтроля. Он станет внутренней, самой сильной мотивировкой.

Если ребенку нужно выполнять множество различных заданий, особенно однотипных, полезно устраивать небольшие перерывы, во время которых можно расслабиться умственно, физически и эмоционально.

И конечно, существует довольно большое количество простых и веселых упражнений на развитие внимания. Если заниматься ими регулярно, не торопясь, фиксируя достижения, они приносят невероятный результат!

Самое главное: не надо стыдить ребенка за неумение делать что-то быстро и качественно. Не надо и шантажировать, обещая что-то приятное за выполненное правильно и в срок задание. Это прямой путь к заниженной самооценке и развитию самых разных комплексов.

 

Что ещё почитать:

Игры на развитие внимания

Дети – визуалы, аудиалы, кинестетики

Портрет гиперактивного ребёнка

yarmalysh.ru

Материал на тему: Внимательность и наблюдательность как черты личности

Внимательность и наблюдательность как черты личности

Реферат

О.Н. Жучковой

Москва

2017


Введение

Каждый день по нескольку раз мы общаемся с самыми разными людьми, в транспорте, на работе, в магазине, в институте и просто на улице.

Мы контактируем как с близкими людьми, которых давно и хорошо знаем, так и с совершенно незнакомыми, которых видим впервые. Мало того,  мы встречаемся с людьми при разных обстоятельствах, при радостных событиях и в конфликтных ситуациях. О каждой из этих встреч и ситуаций мы  делаем для себя какие-то выводы и извлекаем информацию о собеседнике.

Если при кратковременном общении можно делать выводы только о том, как повел себя человек в той или иной ситуации, то при длительном общении мы понимаем каким человек является на самом деле, замечаем черты, свойственные для него в постоянной жизни, то есть его постоянные характеристики или, иными словами, черты личности.

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать определение понятию черт личности;
  2. рассмотреть внимательность как черту личности;
  3. рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

         

        

  1. Определение понятия «черты личности»

Под чертами личности, как правило, понимаются некие свойства и характеристики человека, описывающие его глубокие внутренние  особенности,  которые познаются не в какой-либо конкретной ситуации, а впоследствии длительного общения с ним.

         Другими словами, это устойчивые особенности поведения человека, свойственные ему в различных ситуациях.

        Черты личности могут быть как врожденными, переданными генетически, то есть биологическими, так и приобретенными в течение жизни, в процессе учебы, работы и общения с другими людьми, то есть социальными.

        Черты личности могут быть как положительными, так и отрицательными, первый вид часто называют качествами личности. Наверное, нельзя назвать точное количество существующих черт личности, присущих человеку, можно только с полной уверенностью говорить о том, что их очень и очень много.

Британский психолог Р. Кеттелл в своих попытках  описать все существующие черты личности нашел в словарях более 4 500 определений, выражающих позитивные или негативные свойства человека[1].

Черты личности человека хоть и являются устойчивыми характеристиками и не меняются в зависимости от ситуации, но могут меняться на протяжении жизни, также как и характер, оставляя определенный отпечаток, но все же заметно деформируясь, а могут, наоборот, укрепляться, например, обычная аккуратность с годами может перерастать в настоящую педантичность и скрупулёзность.

В качестве примера черт личности можно назвать ответственность, наблюдательность, внимательность, любознательность и другие.

  1. Внимательность как черта личности

Когда человек делает все свои дела со вниманием и аккуратностью, то это  внимание перерастает в такую постоянную черту личности как внимательность. Эта черта является очень важной и может многое сказать о человеке. Тот человек, который обладает данной положительной чертой, гораздо лучше воспринимает окружающий мир, быстрее реагирует на какие-либо события, происходящие в мире, стране, семье, на дороге или где-либо еще. Такой человек лучше усваивает информацию, а соответственно и более обучаем и развит.

Внимательность как черта личности связана с  развитием отдельных свойств внимания, его объема, умения сосредоточиться на самом главном. Довольно интересно, что в отличие от некоторых других черт личности, внимание позволяет человеку запомнить и заметить даже то, что ему совершенно неинтересно, а в том, что по-настоящему вызывает интерес заметить самые мельчайшие подробности и нюансы.

Можно смело сказать, что данной чертой личности обладали все известные выдающиеся  ученые. Чарлз Дарвин в своей автобиографии писал о том, что превосходит обыкновенных людей именно способностью замечать те, вещи, которые ускользают от внимания обычного человека[2].

В зависимости от того, проявляет ли человек внимание ко всему или к каким-то определенным вещам, например, к цифрам или номерам, одежде или каким-либо другим деталям можно делать выводы о направленности личности. Например, один человек может быть в принципе внимательным и любознательным к любым вещам в жизни, другой сосредоточен на каком-то одном направлении, а третий меняет одно увлечение за другим, но во всех этих случаях можно говорить о развитии в данных индивидах такой черты личности как внимательность.

Очень интересно, что внимательность можно рассматривать еще и как моральное качество личности, причем здесь имеется виду не внимание к деталям и событиям, а такая важная вещь как внимательное отношение к людям. Синонимами внимательности в данном понимании являются такие понятия как заботливость и отзывчивость. Мы говорим, что человек внимателен к нам  когда он замечает не какие-то материальные  вещи, а наши потребности, желания и настроение , и наоборот, когда человек остается безучастным к нашим проблемам мы называем его невнимательным.  

  1. Наблюдательность как черта личности

Наблюдательность как черта личности характеризуется  способностью замечать существенные,  возможно  малозаметные свойства предметов и явлений. 

 Наблюдательность является очень важным и ценным качеством в жизни каждого человека. Наблюдая, или по-другому, концентрируя внимание на чем-либо, люди, у которых данное качество хорошо развито, запоминают намного больше информации об объекте наблюдения, чем остальные, соответственно являются более  всесторонне развитыми.

Р. Киплинг описывал довольно интересный пример, с помощью которого можно понять разницу между наблюдательностью и внимательностью. Смысл эксперимента был в том, что на стол положили разные камни, показали их молодым людям, а потом накрыли бумагой и попросили каждого описать, что находится на столе. Один молодой человек сказал, что под бумагой несколько камней разного размера и цвета, а другой подробно описал, что на столе есть один большой камень зеленого цвета,  с царапинами, похожий на полудрагоценный, и предположил, что царапины являются результатом огранки. С такими же подробностями он описал и остальные камни[3].

Данный пример очень хорошо показывает разницу между внимательностью, когда молодой человек заметил лишь общие характеристики, и наблюдательностью, от которой не ускользнула ни одна мелочь.

Таким образом, можно сказать, что наблюдательность – это способность видеть вещи, не являющиеся очевидными на первый взгляд.

Данная черта, к сожалению, крайне редко бывает развита  с рождения, но ее можно успешно и целенаправленно развивать, подмечая и запоминая в обыденной жизни какие-то свойства и вещи, не такие уж необходимые на первый взгляд. Со временем вырабатывается привычка замечать подобные вещи, то есть наблюдательность.


Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чертами личности принято считать некоторые внутренние качества человека, характерные для него в жизни, а не в какой-либо конкретной ситуации.

В данной работе дано определение  понятия черт личности и рассмотрены такие важные черты как внимательность и наблюдательность,  очень похожие на первый взгляд, но очень разные на самом деле. Если внимательность помогает замечать какие-то общие свойства и характеристики предмета, то наблюдательность позволяет заметить не приметные на первый взгляд вещи.

Обе рассмотренные черты личности, безусловно, являются положительными и помогают человеку развиваться  и узнавать много нового. Если данные характеристики не достаточно развиты с рождения, не стоит переживать по этому поводу, практически любую черту личности можно самостоятельно развивать в себе.


Список литературы:

  1. ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5).
  2. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. — М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. — 480 c
  3. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2013. — 182 c.
  4. ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/cherty-lichnosti-i-refleksivnye-adaptatsii-haraktera-izomorfizm-ili-polimorfizm.

[1] ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5)

[2] Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2013. — 182 c

[3] ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25)

nsportal.ru

25. Внимание и наблюдательность учителя

Внимание –
направленность и сосредоточенность
сознания на каком-нибудь предмете,
явлении или деятельности.

Направленность
сознания – выбор объекта, и отвлечение
от всего, что не имеет отношения к этому
объекту.

Внимание не может
проявляться вне других процессов.
Внимание является лишь свойством
различных психических процессов.

В коре больших
полушарий ГМ могут протекать 2 процесса:
возбуждение и торможение.

Когда человек
внимателен к чему-то, это значит что у
него в коре мозга возникает очаг
возбуждения.

Большое значение
для появления внимания имеет так называет
ориентировочный рефлекс. Он представляет
собой врожденную реакцию организма на
всякое изменение окружающей среды.

Виды внимания:

Если лекция
преподавателя интересна по содержанию,
то студенты без всяких усилий внимательно
ее слушают. Это проявление непроизвольного
внимания.

Оно нередко
появляется у человека не только без
всяких волевых усилий, но и без намерения
что-либо видеть, слышать и т.д.

Причины, вызывающие
непроизвольное внимание:

  1. относительная
    сила раздражителя

  2. неожиданность
    раздражителя

  3. движущиеся предметы

  4. новизна раздражителя

  5. контрастные предмет
    или явления

  6. внутреннее состояние
    человека

Произвольное
внимание – возникает потому, что у
человека появляется цель, намерение
что-то воспринимать или сделать.

Произвольное
внимание имеет волевой характер.

Для появления и
поддержания произвольного внимания
необходимо сознательное отношение к
деятельности.

Основные свойства
внимания:

  1. Сосредоточенность
    ( конкретизация) – выделение сознанием
    объекта и направление на него внимания.

  2. Устойчивость –
    большая сопротивляемость отвлечениям,
    благодаря чему человек длительное
    время может быть сосредоточен на
    каком-нибудь предмете или действии.

  3. Объем внимания –
    количество объектов воспринимаемых
    одновременно.

  4. Распределение –
    умение одновременно следить за
    несколькими предметами или за выполнением
    различных действий.

  5. Переключение –
    сознательное переключение внимания
    на новый объект.

Наблюдение педагога
– выборочная направленность восприятия,
которая проявляется в легкости выделения
педагогично-информативных деталей в
поведении других людей.

Роль внимания
учителя в общении очень велика, она дает
учителю возможность:

  • Выбрать значимые
    для него объекты, не реагировать на
    все, а действовать выборочно и
    рассудительно;

  • Создать своеобразный
    эффект «коммуникативного зеркала»,
    которое отображает эмоциональный
    климат урока или другой формы
    взаимодействия. Этот эффект формируется
    на основе умения учителя понимать
    состояние другого человека;

  • Регулярно
    контролировать ход взаимодействия,
    придерживаться задания на каждом его
    этапе;

  • Видеть себя глазами
    детей, осознавать недочеты собственного
    нововведения, которые негативно влияют
    на характер взаимодействия.

  • Внимание является
    инструментом установления пед. контакта,
    т.к. сосредотачивается на интересах
    учеников, проявление внимания к ним
    способствует развитию хороших отношений.

studfiles.net

41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии

41. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Внимание и наблюдательность

Каждый человек верит, что он обращает внимание на детали и видит каждый уголок своего окружения. Лучше всего об этом заблуждении знают маги и фокусники. Они понимают, что на самом деле нас может отвлечь все что угодно — интересная история, или шутка, или фраза «Глянь-ка вон туда!».

Стоит показать пальцем в другой угол комнаты, и мы сразу же перестанем видеть то, что происходит у нас под носом. Большинство фокусов основано на умении иллюзиониста отвлечь внимание публики, пока он демонстрирует ловкость рук. Например, фокусник выкладывает на стол шесть карт лицевой стороной кверху и просит вас загадать одну из них, но не показывать какую. Вы запоминаете свою карту, а фокусник обещает залу, что сейчас прочитает ваши мысли. Он собирает все шесть карт, внимательно рассматривает их, а потом выкладывает пять из них на стол и говорит, что шестая — ваша. Вашей карты действительно нет на столе. У него получилось! Вот только как?

Если вы внимательно наблюдали за фокусом, то могли заметить, что на столе лежат вовсе не те карты, что были вначале. Фокусник даже не задумывался над тем, какую карту вы загадали. Он знает, что, пока вы концентрировались на одной карте, наверняка не успели рассмотреть остальные пять, поэтому не заметите разницы между похожими картами — например, червовым и бубновым королем или пиковой и трефовой дамой. Только благодаря нашей невнимательности и способности легко отвлекаться фокусники заставляют предметы исчезать, достают кроликов из шляп и разрезают пополам живых людей.

Юмористы тоже пользуются этой особенностью. Они обращают наше внимание на вещи, которые мы обычно игнорируем. Когда мы задумываемся о, казалось бы, самых рутинных процессах — как паркуемся, или чистим зубы, или стоим в очереди, — замечаем странные мелочи и детали, кажущиеся смешными.

Знаменитый комик Джерри Сайн- фелд любит такие рассказы «ни о чем». Его шутки кажутся забавными, потому что Джерри обращает наше внимание на вещи, которые мы привыкли не замечать; мелочи, из которых состоит повседневная жизнь. Вот, например, отрывок из одного выступления Джерри, указывающее на его наблюдательность.

Ненавижу приемные у врача. То есть, понимаете, они называют эту комнату «приемной», но приема-то как раз и нет. Их специально строят для того, чтобы ты в них ждал. Раз уж это приемная, так почему сразу не начать прием? И все сидят и читают такие маленькие журнальчики. Вернее, делают вид, что читают, а на самом деле рассматривают других людей: «Интересно, что за дрянь у этого парня?» Потом тебя вызывают, и ты думаешь, что сейчас увидишь своего врача. Не тут-то было. За дверью приемной — еще одна приемная, поменьше. Только в ней нет журналов, а ждать приходится без штанов*.

* Программу Джерри Сайнфелда вы можете найти по адресу seinology. com/  scripts/ script-14. shtml

Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи / Тина Силиг. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. Опубликовано с разрешения издательства

bfveteran.ru

Внимательность и наблюдательность


Казалось бы эти два понятия (внимательность и наблюдательность) близки по сути. Но, на мой взгляд они лишь дополняют друг друга.

Там где нет внимания, говорить о наблюдательности не приходится.

 

Допустим, какой-то объект привлек ваше внимание. Например, картина.  Посмотрели, получили удовольствие и пошли дальше по своим делам. Т.е. внимательность вы проявили, но можно ли сказать, что при этом имела место наблюдательность. 

Думаю, что нет. Два человека проявив внимание к этой картине увидят и затем опишут совершенно разное. 

 

Вопрос — почему ? Ведь окно открылось для обоих.

Потому что, наблюдательность, — это умение подмечать существенные, иногда малозаметные свойства и детали.

Внимание лишь дает возможность проявиться наблюдательности. Они как-бы раскрывает дверь сознанию и говорит: обрати внимание на это.

 

Наблюдательность, во многом зависит от наших знаний по данному объекту или явлению. Чем  знаний больше, тем лучше мы сможем судить.  Поэтому профессионалы могут часами рассказывать о своем деле, постоянно детализируя тонкости. Например, дегустатор вин (сомелье) или любитель китайского чая. 

Для обычного человека многое пройдет незамеченным, а следовательно адекватность восприятия действительности уже будет значительно ниже.

И так во всем.

 

Но наблюдательность проявляется не только через глубокие знания о предмете/явлении. Это в первую очередь знание – а что, собственно наблюдать, на что обращать особое внимание.

 

Т.е. необходимо знать некий алгоритм наблюдения. Например, описать здание можно  по такому алгоритму:

— общая форма (прямоугольная, квадратная),

— размеры и пропорции (длина к высоте),

— архитектура (фасад, угла, колоны и тд),

— детали (карнизы, декоративные элементы).

В этом случае можно говорить о наблюдательности – мы знаем, что и как наблюдать. А можно и так: кирпичное, высокое, не помню сколько этажей — вряд ли здесь была проявлена наблюдательность.

 

Аналогично и другие примеры, например, лицо человека. Описываем, пропорции, формы, особенности и тд.  Это позволит надолго сохранить в памяти и описать в деталях.

 

Но наблюдательность заключается не только в формальном описании, а скорее в том, что подмечаются связи данного предмета с другими предметами или событиями. Т.е. получаем некую Модель со всеми взаимосвязями. 

Увидеть такую целостную модель рассматриваемого предмета – в этом вершина проявление наблюдательности.

 

Интересно узнать у читателей, используют ли они какие-либо алгоритмы наблюдательности. Или ограничиваются тем, что внимание проявлено, этого и достаточно.  Как, например, к этой заметке.

Сайт автора

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о