Все умк начальной школы по фгос – УМК, или Учебно-методические комплексы для начальной школы | Материнство

Учебно-методические комплекты начального общего образования

Учебно-методические комплекты начального общего образования

Название УМК, символ УМК

Концептуальная идея

Цель

Принципы

Методические особенности, свойства

Учебники

«Школа России» (под ред. Андрея Анатольевича Плешакова) 

Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа современные достижения педагогической теории и практики.

Воспитание гуманного, социально активного гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, своей многонациональной стране.

• Принцип воспитания гражданина России; 
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип экоадекватного характера образования;
• принцип обучения в деятельности; 
• принцип работы на результат; 
• принцип синтеза традиций и инноваций;
• принцип глобальной ориентации образования;
• принцип вариативности.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание.

Русский язык
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
 Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 
 Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

«Перспективная начальная школа»

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.   

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.   

— Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. 
— Принцип целостности картины мира. 
— Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. 
— Принципы прочности и наглядности. 
— Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. 

— УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
— Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

— Русский язык. 
Азбука.  Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
— Литературное чтение.  Автор: Чуракова Н.А.
— Математика.  Автор: Чекин А.Л. и др.

«Перспектива»

Современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. 

Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка

Особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС — это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

— Русский язык.
Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. 
Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
— Литературное чтениеАвторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
— МатематикаАвторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. и др.

«Школа XXI века»

Реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

Организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе освоения образовательной программы.

В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. 

— Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А. 

— Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 

— Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А. 

— Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. 

multiurok.ru

Рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Таблица отличительных черт учебно-методических комплектов начального общего образования

Таблица отличительных черт учебно-методических комплектов
начального общего образования

Фёдоровой Алёны
44 гр.

Программа

Отличительные черты

УМК «Школа России»

Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.
— Наличие учебников по предметам:
изобразительное искусство;
музыка;

 физическая культура.
По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.
Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников.
— Цель:
 Воспитание школьников как граждан России;
Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
— Задачи: 
развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

 обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровье сберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

 формирование естественной мотивации учения.
— Принципы:
фундаментальность;
надежность;
стабильность;
открытость новому;
проблемно-поисковый подход.

УМК «Школа XXI века»

В программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на эрудированных детей.
— Комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть. «Начальная школа XXI века» — это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. УМК «Начальная школа XXI века» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».
В УМК входят новые учебники для 1 класса, рабочие тетради для учеников, методические пособия и рекомендации, поурочное планирование для педагогических работников начальных школ для отдельных учебных дисциплин.  Особенностями данных разработок являются целенаправленность обучения, дифференцированный подход к решению каждой проблемы, представленной ученикам на уроке, поощряется как коллективная продуктивная деятельность, так и самостоятельная работа.
— Наличие учебника по предмету изобразительное искусство.

УМК «Перспектива»

Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года.
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой

активности.
— Наличие учебников по предметам:
изобразительное искусство;
музыка;
физическая культура;
основы мировых религиозных культур:
основы православной культуры;
основы исламской культуры;
основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры;
основы светской этики;
испанский язык.
— Цель:
Всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
— Задачи: 
Общекультурное развитие
Личностное развитие — Познавательное развитие
Формирование учебной деятельности
Развитие коммуникативной компетентности

УМК «Перспективная начальная школа»

— Задачи:
развитие личности ребенка;
формирование мотивации к учению;
воспитание нравственности, толерантности;
обучение умению учиться.
Решение задач в рамках данной программы основывается на принципах гуманистической педагогики. Любой ребенок способен успешно учиться, если для него будут созданы все необходимые условия. Личностно-ориентированное обучение учитывает предыдущий опыт ребенка.
— Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Принцип целостности картины мира.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Принципы прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
— Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»
Каждое методическое пособие состоит из двух частей:
Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.
Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.

УМК «Эльконина-Давыдова»

— Главная идея системы Эльконина-Давыдова:
для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении.
— Концепция программы
предполагает развитие мышления у ребенка;
без игровой формы;
дети объясняют цели сами.
— Цель программы:
научить ребенка мыслить нестандартно.
— Особенностью системы Эльконина-Давыдова:
активные дискуссии.
— Структура:
не предполагает четкого деления на темы;
нет привычного выделения правил;
нет однотипных заданий.
Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей.
— 3 принципа программы: 
1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач;

 2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем;
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи.
— Особенность:
Отметок детям в начальной школе не ставят;
Домашние задания сведены к минимуму.

УМК
«Л. В. Занкова»

— Цель обучения :
 достижение оптимального общего развития каждого учащегося на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Общее развитие:  целостное развитие ребёнка: его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья учащегося
— УМК основан на своих дидактических принципах:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание процесса учения;
быстрый темп изучения материала;
работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.

— Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:
пропедевтическое изучение будущего программного материала, связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.
— Занковский урок:
Ничего не давать детям в готовом виде;
Формулировать вопросы поискового характера;
Организация исследовательской деятельности;
Соединение знаний с эмоциями;
Организация повторения.

УМК «Гармония»

— «Традиционное обучение + развивающее обучение = гармония».
— Цели:
объединение традиций с инновациями;
гуманизация обучения младших школьников.
— Преимущества
весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций;
всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами;
усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша;
проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов.
— Технология
Изложения нового материала происходит после выполнения заданий, поисковых и творческих заданий, которые эвристическим методом подведут малышей к новой информации;
На каждом уроке обязательна совместная работа учителя и ученика, работа в малых группах, парах;
Задания должны быть вариативными.

nsportal.ru

это учебно-методический комплекс. Школьная программа

УМК — это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

новые методики

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК — это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

умк в начальной школе

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

что такое умк

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК – это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК — это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

школа России

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.
вариант УМК в РФ

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

вариант комплекта для работы

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.

fb.ru

ТОООНК Лекция Программы начальной школы

Тема: Современные программы и учебно-методические комплекты (комплексы) начальной школы.

В начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. В связи с этим важно обратить внимание на программу обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которому будет учиться ребенок.

В настоящее время существует несколько систем учебников или учебно-методических комплексов (программ):

  • Учебно-методический комплекс «Школа России»

  • Учебно-методический комплекс «Перспектива»

  • Учебно-методический комплекс «Школа 2100…»

  • Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

  • Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) (УМК «Классическая начальная школа»)

  • Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

  • Учебно-методический комплекс «Планета знаний»

  • Учебно-методический комплект «Гармония»

  • Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»

  • Развивающая система Л.В. Занкова

  • Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Особенностью перечисленных программ является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты по нескольким или всем предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. У каждой программы или системы есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, тесты, мультимедийные приложения, методические рекомендации, поурочные планы и рабочие программы. Учебники проходят Государственную экспертизу и входят в «Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Учебно-методические комплексы «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100» включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.).

Кроме того, существуют завершенные предметные линии учебников, которые не входят в УМК перечисленных ранее программ и систем, но также прошли Государственную экспертизу и включены в «Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях».

Принято считать, что кроме развивающих программ обучения (система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), все остальные УМК относятся к традиционным программам обучения. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей.

Существенной особенностью всех программ является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Таким образом, нет «плохих» и «хороших» программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.

Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства, так и недостатки. Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, проучившись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные «рельсы» и потеряет интерес к учебе.

Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» «К компетенции образовательного учреждения относятся: …определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях…».

Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе разные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК «Школа России». На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система. Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. Главное условие выбора — учебники должны входить в «Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях».

Задание: Подготовить доклады, сообщения и оформить их в виде презентаций и информационных таблиц.

В презентации отразить: концептуальные положения, принципы, общую характеристику и основные особенности, состав УМК, авторов учебников.

  • «Школа России» 

  • «Перспектива» 

  • «Школа 2100»

  • «Начальная школа XXI века»

  • «Гармония» 

  • «Перспективная начальная школа»

  • «РИТМ»

  • «Начальная инновационная школа»

  • система Л.В.Занкова

  • система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • «Планета знаний» 

 

Составить сравнительную таблицу «Обзор УМК для начальной школы» по каждому проекту:

Название УМК

Основная цель (цели)

Задачи

Основные идеи и принципы

Особенности и общая характеристика программ

Состав УМК

Авторы учебников

Допо

лнения

multiurok.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *