Язык внешнего вида – Язык внешнего вида учителя — это… Что такое Язык внешнего вида учителя?

Содержание

Как выглядит язык здорового человека (фото, строение): изменение цвета и болезни

Язык – это не просто орган пищеварительной системы, но еще и специфический индикатор, безошибочно сообщающий человеку, как в данный момент чувствует себя организм, нуждается ли он в специальной защите или нет.

Нередко именно язык привлекает к себе внимание, заставляет задуматься о том, не пора ли обратиться к врачу, несмотря на то, что общее состояние и самочувствие в целом не вызывает тревоги.

Именно по состоянию языка определяются многие болезни, даже на приеме у врача осмотр языка выступает в качестве одного из этапов диагностики.

Анатомия и функции

Язык человека по своей природе является мышечным органом, не имеющим костей. Сверху он покрыт слизистой оболочкой. Задачи и функции, которые он выполняет:

  • участвует в работе речевого аппарата;
  • определяет вкус пищи, которую ест человек;
  • является частью системы пищеварения – выполняет первичную обработку еды, перемешивает ее и образует пищевой комок, который и проталкивает дальше в пищевод.

Строение языка просто, но интересно. Этот орган разделяется на две части – заднюю – корень и переднюю — тело. Также верхняя поверхность называет спинкой и имеет бархатистую структуру.

Язык покрыт сосочками, которые подразделяются на 4 группы, отвечающие за распознавание вкусов. Именно поэтому при ожоге и других травмах языка человек временно теряет возможность воспринимать один или несколько вкусов.

Как выглядит здоровый язык?

Язык здоровый без каких – либо патологий должен быть розовым и иметь складку, которая проходит вдоль всей его поверхности. Также язык в нормальном состоянии мягкий на ощупь, не вызывает неприятных ощущений, если им двигать при разговоре или еде. Вкусовые сосочки обычно хорошо различимы и ярко выражены.

Небольшое количество белого налета является нормой для здорового языка. Его количество может изменяться в зависимости от сезона. Также наличие тонкого белесого налета свидетельствует о незначительной патологии, которая развивается медленно, имеет местное расположение.

Привести к появлению налета может:

Проблемы с ЖКТ, пищевые аллергии и недостаток витаминов являются первопричиной образования налетов желтого или белого цвета. Уплотнение налета может указывать на заболевания, в том числе и хронические, требующие немедленного обращения к специалисту.

Все цвета радуги во рту

Всем известно, что по цвету языка можно с легкостью определить, что с организмом что – то не в порядке, поскольку некоторые болезни «отражаются» на нем характерным цветом налета. Самые распространенные из них:

  • корь или грипп, высокая температура – бордовый налет;
  • недостаток питания, анемия, сердечная недостаточность – бледный язык;
  • заболевания крови или дыхательных путей – фиолетовый налет;
  • проблемы с ЖКТ, курение, желтуха – желтый или серый налет;
  • болезни печени, селезенки, дизентерия, абсцессы, запущенные вирусные заболевания – черный налет;
  • болезни почек – синий налет;
  • нарушения циркуляции крови, отравление тяжелыми металлами, цинга – голубой налет;
  • обезвоживание, грибковая инфекция – белый язык;
  • болезни ротовой полости – темно – коричневый налет.

Именно поэтому важно обращать внимание на детали, так как они могут рассказать о здоровье больше, чем сам человек.

Образование налета

Наличие налета на языке нездорового цвета свидетельствует о том, что с каким – то определенным органом или даже группой происходят изменения, присутствует проблема, требующая внимания и медицинского вмешательства. Для того чтобы точно понимать, что происходит, необходимо знать особенности расположения налета.

Чаще всего цвет языка и налета различается, что позволяет определить примерную систему органов, нуждающихся в лечении.

Толщина налета показывает степень серьезности проблемы – чем он толще, тем быстрее происходят изменения, вредящие здоровью человека.

В том случае, если белый налет лег толстым слоем, то страдает ЖКТ, а вероятность запоров возрастает. Если же он расположен тонким слоем на кончике языка, основная проблема – гастрит. В то же самое время толстый слой на кончике языка говорит об осложнениях при гастрите или о том, что болезнь перешла в хроническую форму.

Если налет расположен у корня языка, то это первый признак воспалительных процессов в кишечнике. В том случае, если налет серого цвета и сконцентрирован у корня языка, то можно судить о хронических заболеваниях кишечника и желудка, таких как повышенная кислотность.

Налет может быть также желтым или черным — это повод задуматься о здоровье внутренних органов, среди которых:

  • селезенка;
  • желчный пузырь;
  • печень.

Признак серьезной патологии – длительный период сохранения налета на языке. Если налет держится всего несколько часов или сутки, то в этом случае необходимо принять во внимание тот факт, что имеет место нарушение микробного баланса в полости рта.

Скорее всего, причина – проблемы ЖКТ, поэтому консультация со специалистом в этой области необходима, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Важно помнить, что налет на языке, имеющий белый цвет, может свидетельствовать также и о заболеваниях дыхательных путей, например, пневмонии.

Определить это заболевание можно по постепенному потемнению налета и его расположению по краям языка и на его передней части. Если потемнения не происходит, то при аналогичном размещении налета можно говорить о воспалении легких.

Бугорки у основания

Появление бугорков у основания корня языка может свидетельствовать об увеличении миндалин. Исправить положение в домашних условиях можно промыванием носа специальными средствами, но лучше всего будет обращение к врачу, поскольку полноценное обследование позволит выявить точную причину их появления.

Образование трещин

Язык не всегда имеет идеально ровную поверхность. Нередко на нем можно наблюдать трещины. Если их много, то такой язык называют «географическим», свидетельствовать он может о том, что проблемы с ЖКТ перешли в хроническую форму, а также о том, что возможны психические расстройства.

Кроме того, множество трещин на языке говорят о:

  • нарушениях в работе отделов мозга;
  • наличии аллергической реакции;
  • соматических нарушениях в организме.

Также в том случае если имеются трещины на языке, необходимо обратиться к врачу, так как вероятна патология подъязычного нерва.

Распознать ее можно, если вместе с трещинами наблюдается отклонение языка в сторону. По расположению трещин диагностируется сторона, на которой органы испытывают нагрузку или имеется заболевание.

Например, в том случае если они находятся ровно в середине языка, то высока вероятность проблем с позвоночником. Изогнутая трещина, расположенная у корня языка указывает на проблемы в поясничном отделе, у кончика языка, то в шейном отделе.

Язвы и ранки на языке

Язвы на поверхности языка не являются редким явлением и могут возникать по самым разным причинам:

  • травма языка;
  • ожог;
  • стоматологические проблемы в ротовой полости;
  • болезнь Крона и другие проблемы с ЖКТ.

Обычно язвочки небольшого размера, но присутствуют в большом количестве, поэтому человеку они доставляют много неудобств и дискомфорта. Оставлять без внимания ранки и язвы на языке, особенно если они возникли без причины, нельзя.

Одним из видов заболевания, при котором организм дает такой симптом, является сифилис, следовательно, лечение должно быть незамедлительным и профессиональным. Однако в случае этой болезни язвочка будет присутствовать на языке в единственном числе.

Поверхность ее ярко-красного цвета, блестящая и твердая. Кроме того, она совершенно безболезненная. Образование бородавок у корня языка или по его бокам – признак ВИЧ, а плоские язвочки на кончике языка, боковых отделах или вдоль срединной линии, указывают на начало туберкулеза.

Карта болезней внутренних органов

Язык называют картой болезней органов не случайно. Каждому из них соответствует свое место. Так в китайской медицине принято разделение поверхности языка на три части:

  • корень – нижняя часть тела и органы, расположенные внизу;
  • тело языка — средней части тела;
  • кончик — верхней части тела.

Существует и другое разделение, при котором место на языке закреплено за органом. Так передняя часть поверхности языка рассказывает о здоровье печени, сердца и легких, середина дает понимание, как работает желудок, поджелудочная железа и селезенка. Корень языка помогает в диагностике кишечника. Боковые части языка позволяют узнать, как работают почки.

О каких болезнях говорит цвет языка — Елена Малышева знает:

Таким образом, язык является универсальным способом быстро и с высокой точностью провести диагностику работы внутренних органов. Его значение для человека не ограничивается переработкой пищи и участием в формировании речи, так как язык – это настоящий доктор, который всегда поможет распознать самую сложную болезнь.

Появляющиеся изменения следует принимать во внимание, поскольку они указывают на возникновение и развитие патологий и изменений в организме. Необходимо не только своевременно заметить признаки заболевания, но и оперативно принять меры по его устранению – обратиться к врачу.

dentazone.ru

Покажи язык: о чем говорят его цвет и внешний вид

Языки бывают розовые, белые, желтые, красные, коричневые, в пупырышках и даже пятнистые («географические», если по-науке). И ничего на них не появляется и не исчезает просто так: любая внутренняя болезнь оставляет на языке свой «автограф».

Язык, самый подвижный орган нашего тела, представляет собой сложное сплетение мышц. Так как его работой управляет головной мозг, то при неполадках в работе центральной нервной системы у малышей часто возникают проблемы с речью и глотанием. Также в нем много кровеносных, лимфатических сосудов и нервных окончаний, позволяющих этому органу выполнять очень сложную и важную работу.

Образно говоря, язык и швец, и жнец, и на дуде игрец: участвует в первом этапе пищеварения, когда разжеванную пищу надо перемешать и, сформировав из нее шарик, направить и протолкнуть в глотку, дает людям возможность отличить горькое от сладкого, кислое – от соленого, почувствовать консистенцию и температуру пищи, а также разговаривать.

Компас в мире ощущений

На слизистой оболочке языка расположено множество вкусовых и осязательных сосочков (рецепторов). Задача первых – распознать вкус того, что в рот попало, и «доложить» о результатах исследования в головной мозг. Именно поэтому врачи рекомендуют тщательно пережевывать еду: только в таком случае импульсы успевают дойти до мозга и он дает сигнал к выработке определенных пищеварительных ферментов. С помощью последних из продуктов усваиваются полезные элементы – витамины и минералы.

Для каждого из основных четырех вкусов на поверхности языка имеются особые рецепторы. На сладкое реагируют те, что находятся на самом кончике, соленое чувствуют боковые края передней части языка, кислое опознают боковые края задней части языка, а корень языка (место, где он крепится к подъязычной кости и нижней челюсти) «отвечает» за горькое. Меньше всего сосочков на спинке языка. По этой причине, если нужно дать малышу горькую таблетку, положите ее на эту часть – так можно обмануть чуткие рецепторы: ребенок, проглотив лекарство раньше, чем соответствующий сигнал дойдет до мозга, не узнает, что именно он съел.

Благодаря осязательным сосочкам мы понимаем, что именно попало нам в рот: жидкий чай, густая ряженка или шершавая картошка, и отличаем холодное от теплого или горячего.

Многоликий стоматит

Форма и внешний вид языка может многое поведать о самочувствии его хозяина. Вот почему на осмотре педиатр обязательно попросит ребенка широко открыть рот и показать язык. Если проблем нет, язычок будет влажным, розовым, чистым, без налета и пигментации. Сосочки будут практически незаметны. Если же доктор заметит налет того или иного цвета, это может быть сигналом того, что у крохи есть проблемы со здоровьем. Ведь налет образуется из-за активного размножения бактерий.

Чаще всего у малышей на языке, внутренней поверхности щечек и на небе встречается белый налет. У грудничков он может быть похож на остатки молока, и тогда это первый признак развивающейся молочницы. Так называется одна из форм грибкового заболевания слизистых оболочек, кожных покровов и внутренних органов – кандидоза, или кандидозного стоматита. Его вызывают дрожжеподобные грибы рода Candida. Появление названия «молочница» связано с тем, что во время болезни слизистая пораженного органа покрывается беловатым налетом, который напоминает створоженное молоко, и образуются творожистые выделения. Так как молочница может быть первым проявлением какого-либо заболевания, ребенка надо обязательно показать педиатру. Заболевание хорошо лечится местными противогрибковыми средствами. Но конкретный препарат и схему лечения определять должен только доктор.

Появившиеся на языке язвочки – признак вирусного стоматита. Его может спровоцировать и травма, возникшая из-за того, что ребенок прикусил язык или обжег его горячим супом. Обычно подобная неприятность проходит за пару дней.

Мелкие пузырьки на кончике языка и деснах – результат «атаки» вирусов герпеса. Немного погодя пузырьки лопаются, и на их месте появляются мелкие язвочки, похожие на пшено. При этом у основания языка появляется белый налет, а малыш жалуется, что ему больно глотать и жевать.

При вирусном стоматите у малыша может подняться температура. В таком случае есть вероятность, что к вирусной присоединилась еще и бактериальная инфекция. Обращайтесь поскорее к педиатру. Доктор порекомендует противовирусные и местные антибактериальные средства – полоскания, спреи, рассасывающиеся таблетки.

Все цвета радуги

«Малиновый» язык является одним из симптомов скарлатины. В первые дни болезни он обложен густым белым налетом, который к пятому дню проходит, а язык становится ярко-красным и зернистым из-за того, что сосочки сильно увеличиваются в размерах. Получается, «малиновый» – это и цвет языка, и его внешний вид, который при скарлатине напоминает ягоду малины. У крохи обязательно поднимется температура, он будет жаловаться на сильную боль в горле. Немедленно вызывайте врача: скарлатина чревата осложнениями. Доктор пропишет антибиотики, порекомендует полоскания и спреи для горла, а также средства для снижения температуры.

Желтоватый налет на языке – результат скопления на его поверхности омертвевших клеток или остатков пищи. Такое наблюдается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта – дисбактериозе и нехватке пищеварительных ферментов, а также при проблемах с желчевыводящими путями и печенью.

Коричневый налет на языке появляется из-за нарушений микрофлоры кишечника и при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Иногда точно так же проявляются грибковые инфекции. В обоих случаях необходима консультация педиатра или гастроэнтеролога. Доктор назначит УЗИ органов брюшной полости, бактериологическое исследование кала и его анализ на гельминты.

Если язык, губы и ногти синеют, значит, организм испытывает острую нехватку кислорода. Это случается при болезнях легких и сердца. Срочно вызывайте врача!

Лечить и устранять надо не налет на языке, а причины, вызвавшие его образование. После выздоровления налет пройдет сам собой, без какого-либо специального лечения.

Сухой язык говорит об обезвоживании. Совсем маленькие дети при этом беспокойно им шевелят и открывают рот, те, кто постарше, часто просят пить. Такие симптомы наблюдается при нарушениях в работе слюнных желез, например, из-за высокой температуры на фоне вирусной инфекции. Язык может стать сухим и тогда, когда у крохи заложен нос и во сне он вынужден дышать ртом. Обезвоживание может вызвать и кишечная инфекция, по вине которой организм теряет много жидкости из-за рвоты или сильной диареи. Поите малыша как можно чаще. При рвоте, диарее и высокой температуре, чтобы определить тактику лечения, надо вызвать врача. Если у крохи на протяжении долгого времени заложен нос, покажите его ЛОР-врачу, чтобы исключить аденоиды.

«Географический» язык

На языке могут появиться беловатые «островки», которые позже преображаются в розоватые пятна, образующие замысловатый рисунок. Причем форма пятен может ежедневно меняться. Так как пятна напоминают изображение континентов в географическом атласе, язык получил название «географического».

Рисунок образуется из-за слущивания эпителия. Подобные явления обычно не вызывают неприятных ощущений. Но если слущивание усиливается, то появляется чувство жжения, покалывания или пощипывания на языке, особенно во время еды. Иногда возникают расстройства вкусовых ощущений.

Так как на очагах слущивания слой слизистой оболочки тонок, они могут легко инфицироваться, и тогда язык покрывается трещинками. Подобное состояние называется десквамативным глосситом («десквамация» – шелушение, а «глоссит» – воспаление языка). Специалисты считают, что это состояние возникает из-за нарушения питания тканей языка в результате недостатка витаминов, заболеваний ЖКТ, кроветворных органов или длительного приема антибиотиков. У грудничков обычно подобное заболевание связано с прорезыванием зубов. В любом случае надо посоветоваться с врачом.

Чем плотнее и толще налет на языке, тем дольше существует заболевание и тем сильнее оно выражено. Если налет увеличивается – болезнь прогрессирует, если уменьшается – дело идет к выздоровлению.

Уход за языком

Мы знаем, как важно соблюдать гигиену полости рта, и много внимания уделяем чистке зубов. А вот про то, что в такой же чистоте надо содержать и язык, частенько забываем, хотя он тоже нуждается в заботе и уходе.

Язык надо постоянно очищать, ведь на нем оседают разные, в том числе и болезнетворные, микроорганизмы. Вместе с пищей они могут попасть в желудочно-кишечный тракт и стать одной из причин проблем со здоровьем.

Для чистки языка можно использовать обычную зубную щетку с мягкой или полумягкой щетиной. Продаются в аптеках и специальные скребки, которые представляют собой пластиковую насадку с наконечником в виде лопатки, а также щетки-скребки: с одной стороны у них щетина, а с другой – резиновые рельефные полосы. Мягко и достаточно эффективно почистить язык можно еще с помощью насадки на ирригатор (прибор, очищающий полость рта при помощи подачи струи воды под давлением) – наконечника в виде ложечки. Как и зубную щетку, приспособление для чистки языка надо менять каждые 2–3 месяца.

Чистят язык плавными движениями по направлению от корня языка к его кончику. Процедуру проводят ежедневно, независимо от того, заметен ли налет. Периодически скребок или щетку ополаскивают водой, чтобы смыть накопившиеся отложения. Потом надо прополоскать рот водой и тщательно промыть скребок или щетку.

Читать на эту тему:

www.parents.ru

Презентация на тему «Язык внешнего вида учителя»

Язык внешнего вида учителя.

2 слайд

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).

К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. На него смотрят внимательно, его образ сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Педагоги открывают детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Слайд 3

Современный учитель – это человек высокой духовно-нравственной культуры, широкой эрудиции, настоящий интеллигент, первооткрыватель нового опыта и современного общества, умеющий легко и свободно ориентироваться во всё увеличивающемся объёме знаний, в растущем потоке научной информации.

Профессия учителя особенная. Психологи утверждают: красота учителей — страшная сила. Учителя находятся на виду не только у коллег, но, что более важно, у учеников и родителей. Визуальная привлекательность – важная часть имиджа педагога. Он должен вызывать уважение, расположение, доверие. Внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Умение красиво и стильно одеваться в значительной мере облегчает взаимопонимание учителя с учениками.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Но, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, занятия, подрывая процесс обучения.

Когда я начала работать по теме доклада у меня возникли вопросы: как же должен выглядеть педагог и соответствует ли мой внешний вид и вид моих коллег образу современного педагога?

Начнем с того, что внешний вид учителя имеет главную задачу: создать положительный настрой на себя, располагать к себе учеников. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у учителя, правильно одеваться. Поэтому лучшие учителя постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у детей.

В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям.

Отметим некоторые характеристики, на которые можно обратить внимание. Они являются ключевыми, и именно эти детали отвечают за уважение и авторитетность учителя. В связи с этим рассмотрим положений о внешнем виде педагога.

Слайд 4

Первое. Вещи учителя. Вещи учителя должны быть простыми по сути (без лишнего декора) и, в сочетании с такими же простыми вещами, составлять элегантный костюм, который служит фоном для внешности.

Основной стиль учителя — это классика. Как ни банально это звучит, но классика потому и называется классикой, что никогда не выходит из моды. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль — это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.

Второе. Ткань и фактура. Фактура для одежды педагога — это ткань костюмная и блузочная, ровная и матовая. Только из этих фактур одежда будет иметь первоначальную форму, умело скрывать недостатки фигуры и ассоциироваться с компетентностью, а потому с авторитетом. Презентабельный вид очень важен. Этого легко добиться с помощью качественных материалов: шерсть, шелк, хлопок. Одежда из тканей, которая легко мнётся, к середине рабочего дня будет выглядеть непрезентабельно. Не подходит одежда из люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов. В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.

Желательно исключить трикотаж, даже в качестве водолазок под жакет. Насколько бы эта фактура не была удобной, она не способна ассоциироваться с аккуратностью.

Третье. Цвет одежды.

Одежда дает богатую палитру от положительных переживаний до нейтральных и даже отрицательных. Она может быть как источником радости, хорошего настроения, так и порождать тревогу и недовольство, личностные конфликты. Не нужно забывать, что яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения учебного материала, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, можно быть уверенным, что внимание будет сконцентрировано именно на учебном материале.

Традиционно строгими цветами в одежде являются: черный, серый, коричневый и синий. Такая скучная гамма разбавляется яркими акцентами. Под акценты, можно отдать верхнюю часть фигуры — лацкан жакета, украшения в области лица и шеи, светлый воротничок блузки, тонкий ремешок на талию (если она есть). Грамотно подобранные, они подчёркивают индивидуальность, формируют неповторимый образ. Шейный платок, маленький шарф, уголок носового платка в нагрудном кармане, красивая брошь, элегантный ремешок не только оживят костюм, но и акцентируют внимание на безупречном стиле.

И нужно помнить, что в одном образе нельзя сочетать более трех оттенков.

Более подробно о цвете одежды и ее влиянии на человека вы можете ознакомиться на нашем стенде.

Четвёртое. Деловой стиль

Самый распространённый вариант строгого и сдержанного классического стиля – ансамбль их светлого верха и тёмного низа. Прямая юбка-карандаш идёт абсолютно всем женщинам, не зависимо от их комплекции, возраста, мировоззрения. Две-три таких юбки, не обязательно чёрного цвета, и несколько разных блуз обеспечат педагога богатым гардеробом на многие годы. Яркие блузы лучше одевать под жакет.

Учительская мода предполагает ношение разнообразных платьев, соответствующих классическому стилю. Они не должны иметь глубокое декольте или шокирующий разрез. Что касается цвета, то предполагаются нейтральные и пастельные тона: чёрный, серый, бежевый, коричневый.

Не нужно забывать про основное правило: длина юбок, платьев, сарафанов закрывает колени учителя. И это правило распространяется на любой возраст.

Пятое. Обувь и колготки.

Обувь в качестве акцента слишком много внимания забирает на себя. Туфли педагога — это дополнение и продолжение образа. И лучше всего с этим справятся модели нейтрального плана, изящной формы с закрытым мысом, на устойчивом каблуке. Также следует помнить о комфорте — только в удобной обуви можно чувствовать себя элегантно и уверенно.

Шестое. Украшения и аксессуары

Украшений — минимальное количество, если педагог не хочет, чтобы в течение всего урока или занятия ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться. Также следует выбирать неброские украшения: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги. Кольца, серьги, браслеты, цепочки выдержаны в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов. Кольцо желательно одно. Цепочка – не более двух. Часы среднего размера.

Седьмое. Прическа

Прическа в меру строгая: аккуратная стрижка, длинные волосы ниже плеч заколоты, гладко зачесаны или убраны в пучок. Цвет волос естественных тонов.

Не должно быть: экстравагантных стрижек и причесок, окрашенных волос в яркие, неестественные оттенки, отросших корней на окрашенных волосах сильно отличающихся по цвету от основного тона волос.

Восьмое. Маникюр и макияж.

Макияж и маникюр должен производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно макияж подбирается дневной, легкий, естественных тонов.

Маникюр для педагога обязателен. Ногти не должны быть чрезмерно длинными и лак для ногтей подбирается спокойных тонов без ярких элементов декоративного маникюра. Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом. Типичными деталями превосходства являются очки.

Слайд 5

Деловые качества и хорошие манеры

  • Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
  • Щепетильное отношение к чужому времени.
  • Уважение к чужому труду.
  • Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
  • В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
  • Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
  • Мимика должна быть только доброжелательной.
  • Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности. Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.

Слайд 6

Что дает работа над собственным имиджем!?…

  • Проявить свою индивидуальность.
  • Поможет одержать победу над своими страхами.
  • Почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников.
  • Воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером!

Слайд 7

В качестве вывода хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что педагог был, есть и будет эталоном для детей. Порой его слово значит для ребенка больше, чем хор родительских голосов. Учитель «функционирует» на виду, то есть в течение продолжительного времени находится перед глазами. Его не только слушают, «картинка» должна быть «приятна» глазу. На разглядывание — одна-две минуты, а дальше ничего не должно отвлекать. Выбор может быть один — классический деловой стиль, цвета спокойные, аксессуары достойные.

Не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками – его кабинет. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.

Женщина, которая умеет элегантным способом украшать себя, невольно вызывает уважение, особенно среди учеников. Они мечтают брать пример с красивых и успешных. И будет здорово, если у них перед глазами, каждый день, будет образ модного и образованного учителя.

infourok.ru

Вариантов вида языка (разновидность языка)

Вариантов вида языка огромное множество,  по строению и внешнему виду этого органа можно судить о сопутствующих заболеваниях, особенно болезнях желудочно-кишечного тракта, о питании, образе жизни, привычках и, конечно, наследственности. Рассмотрим наиболее распространенные виды языка.

Черный язык

Определение и симптомы

Черный (волосатый) язык – это состояние, при котором поверхность языка становится ороговевшей и наблюдается гиперплазия нитевидных сосочков. Эпителий слущивается, на поражениях начинают размножаться бактерии, вырабатывающие пигмент темного цвета, в результате чего язык становится коричневым или черным. Окрашенные сосочки внешне напоминают короткие волосы, откуда и название. Поражение распространяется по центральной линии языка, приобретая овальную или треугольную форму.

Черный языкЧерный язык

Черный язык

Сосочки достигают длины до 2 см и диаметра до 2-3 мм. Черный язык является не самостоятельной патологией, а симптомом различных заболеваний или следствием воздействия ряда провоцирующих факторов. Возникает чаще всего у мужчин в возрасте старше 40 лет. Заболевание протекает в две стадии – в первую происходит рост и утолщение сосочков без изменения цвета. Своевременное лечение позволяет предотвратить потемнение и устранить симптомы. При второй стадии сосочки начинают ороговевать и чернеть.

Причины развития

Факторы, вызывающие поражения, разделяются на три группы:

  1. физико-химические: антибиотикотерапия, спиртные напитки, сигаретный дым, недостаточная гигиена рта, ожог слизистой оболочки языка;
  2. инфекционные: кандидоз, системные грибковые инфекции;
  3. патологические состояния организма: лихорадка, обезвоживание, уменьшение образования слюны, нарушения обмена веществ, заболевания желудка и кишечника, нарушение трофики сосочков языка.

Лечение

Терапия заключается в устранении провоцирующих факторов, лечении сопутствующих патологий и соблюдении диеты. При диагностике следует исключить заболевания желудка и кишечника, диабет и грибковую инфекцию. При обнаружении кандидоза помимо основного лечения назначают полоскание ротовой полости салициловой кислотой и резорцином.

Нежелательно употреблять соленые, кислые и горькие продукты, которые усугубляют течение болезни. При сильном разрастании сосочков используется метод криодеструкции. На разросшиеся ткани воздействуют холодом, после чего их удаляют.

Статья в тему: Кандидозный баланопостит у мужчин

Профилактика и прогноз

Профилактика заключается в своевременном лечении основных патологий, ежедневной чистке языка специальной щеткой, отказе от алкоголя и курения. При адекватной терапии и устранении провоцирующих факторов прогноз благоприятный, язык за несколько недель возвращается в нормальное состояние.

Кандидоз языка

Определение и симптомы

Кандидоз языка (кандидозный глоссит) – острое заболевание языка, вызванное грибками рода Кандида при их чрезмерном размножении в ротовой полости. Поражает представителей всех возрастных категорий, но чаще всего возникает у детей и людей преклонного возраста.

Кандидоз языкаКандидоз языка

Кандидоз языка

Наиболее характерные симптомы:

  • язык увеличивается в объеме из-за притока крови;
  • через 1-2 дня на слизистой оболочке языка появляется творожистый налет белого или коричневого цвета;
  • со временем место поражения начинает зудеть, появляется жжение и боль;
  • в более тяжелых случаях язык напухает и становится неподвижным, человеку тяжело говорить, во рту образуется много слюны;
  • наблюдается сильный неприятный запах изо рта;
  • у больных со сниженным иммунитетом на языке появляются эрозии и язвы;
  • с развитием заболевания возможно ослабление или извращение вкусовых ощущений;
  • в тяжелых случаях появляются системные реакции – жар, вялость, головная боль, тошнота и плохой аппетит.

При отсутствии лечения заболевание может перейти в хроническую фазу. Обострения будут возникать при появлении простудных заболеваний и при любом снижении иммунитета.

Причины развития

Кандидозный глоссит может развиться вследствие попадания возбудителя извне или в результате размножения грибов, уже живущих во рту. В первом случае причиной может стать поцелуй с зараженным человеком, использование его зубной щетки, прием пищи из плохо вымытой посуды и так далее. Во втором случае причина размножения грибов заключается в снижении иммунитета, которое может быть вызвано:

  • беременностью;
  • стрессами и переутомлением;
  • детским или пожилым возрастом;
  • нарушениями обмена веществ;
  • гриппом, мононуклеозом, СПИДом;
  • аутоиммунными заболеваниями;
  • новообразованиями;
  • прохождением курса лечения иммунодепрессантами и глюкокортикостероидами;
  • алкоголизмом или курением;
  • гиповитаминозом.

Лечение

Терапия разделяется на местную и системную.

Местно применяют:

  • 2% соду или слабо-розовый раствор перманганата калия – полоскать ротовую полость 4-5 раз в день;
  • препараты на основе гексинидина (Орасепт, Стоматидин) – делать аппликации на 4-5 минут 5-6 раз в день;
  • 1% раствор клотримазола – полоскать ротовую полость 2-3 раза в день.

Системное лечение включает:

  • противогрибковую терапию – флуконазол по 0.05 г или кетоконазол по 0.2 г в сутки;
  • препараты для укрепления иммунной системы – интерферон, экстракт эхинацеи, поливитаминные комплексы;
  • обезболивающую терапию – диклоберл или мовалис по 1 капсуле 2 раза в день.

Также рекомендуется диета: ограничение употребления продуктов с высоким содержанием крахмала, мучного, сладкого, острого, соленого, копченого и горячей пищи.

Профилактика и прогноз

Для профилактики заболевания следует придерживаться режима, правильно питаться, соблюдать личную гигиену и заниматься спортом. Нужно вовремя лечить инфекции и ежегодно посещать стоматолога для планового осмотра. При своевременном и комплексном лечении прогноз благоприятный.

Складчатый язык

Складчатый язык является врожденной аномалией строения, характеризующейся появлением на спинке языка глубоких складок, напоминающих морщины. Слизистая оболочка при этом не повреждена, человек не испытывает никакого дискомфорта. Складки располагаются в продольном и в поперечном направлении, могут появиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Иногда складчатый язык является симптомом болезни Мелькерссона-Розенталя, но в целом это вариант нормально развитого органа.

Складчатый языкСкладчатый язык

Складчатый язык

Причины возникновения складчатого языка не выяснены. Лечение не требуется, но необходимо регулярно вычищать из складок остатки пищи. Если не ухаживать за языком, то в результате может возникнуть его воспаление и неприятный запах изо рта.

Географический язык

Определение и симптомы

Географический язык – патология воспалительно-дистрофического характера, проявляющаяся слущением эпителия на спинке и боковой поверхности языка. В результате десквамации образуется одно или несколько пятен красного цвета и произвольной формы. Поражения имеют гладкую поверхность, окруженную ободком белого цвета, состоящим из отслаивающегося эпителия. В результате чередования красных и белых участков на языке видны рисунки, напоминающие географическую карту.

Статья в тему: Афты во рту и на на языке — причины и лечение

Географический языкГеографический язык

Географический язык

Болевой синдром отсутствует, иногда наблюдается извращение вкуса и незначительное жжение от раздражающей пищи. Приблизительно в 40% случаев у больных также наблюдается складчатый язык.

Причины развития

Окончательная причина возникновения заболевания не выяснена. Важную роль играет наследственность и склонность к развитию аллергий. Географический язык часто сопровождается вегетативно-эндокринными расстройствами, острыми инфекциями, заболеваниями пищеварительной и кровеносной систем. Появлению патологии также способствуют коллагенозы (системная красная волчанка, острая ревматическая лихорадка). В детском возрасте провоцирующим фактором может оказаться глистная инвазия.

Лечение

Если отсутствуют жалобы, то необходимости в лечении нет. При наличии сопутствующих заболеваний проводят их терапию. В случае сочетания патологии со складчатым языком необходимо проводить тщательную очистку ротовой полости и регулярно снимать налет и зубной камень. При появлении боли нужно делать аппликации 5% суспензии анестезина в растворе витамина Е. Также можно сделать 10-15 минутную ванночку из кипяченого подсолнечного масла. Из рациона исключается острая, горячая и холодна пища.

Профилактика и прогноз

Для профилактики географического языка необходимо вовремя лечить сопутствующие заболевания, регулярно принимать витаминные комплексы, проходить профилактические осмотры у стоматолога и соблюдать гигиену ротовой полости. Нужно отказаться от алкоголя и сигарет.

Прогноз на выздоровление от осторожного до благоприятного, в зависимости от причины, вызвавшей патологию, и общего состояния организма.

medictime.ru

Реферат: «Язык внешнего вида» в профессиональной деятельности учителя, цена: 693 руб.

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 «ЯЗЫК ВНЕШНЕГО ВИДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 8

Фрагмент для ознакомления

Как можно понять, данный знак выполняет реагирующую функцию.
Таким образом, «язык внешнего вида» учителя дает ему возможность общаться с аудиторией или отдельными учениками в ходе учебного занятия без слов, призван как регулировать их поведение, так и привлекать внимание и выполнять другие функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Одним из важнейших качеств учителя является умение его организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними. Коммуникативно-грамотный педагог знает не только словесно оптимальные средства при общении с аудиторией, но и соответствующую им интонировку, органичный и необходимый ситуациям жестикуляционный, мимический комплекс, обеспечивающий и диалогическую открытость, и правильность понимания сказанного.
Язык внешнего вида учителя характеризуется теми жестами и мимикой, которыми учитель сопровождает свою речь. В педагогическом взаимодействии данный язык выполняет ряд функций, таких как регулирующая, указательная, изобразительная и реагирующая. Иными словами, с помощью «языка внешнего вида» учитель может управлять поведением ученика на уроке, заменять движениями и мимикой слова, дополнять мимикой и жестами значения слов или использовать их в качестве средства установления контакта.
Использование «языка внешнего вида» очень важно для учителя, поскольку таким образом он может более эффективно поддерживать контакт с аудиторией учеников, объяснять им материал и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Борщ Т. А. Речевое искусство педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 55–60.
Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,2008. – 319 с.
Салманова Д.А. Техника самоуправления личности педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,2008. – 114 с.
Салманова Д.А. Техника самоуправления личности педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Борщ Т. А. Речевое искусство педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 55–60.

8

2


1. Борщ Т. А. Речевое искусство педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 55–60.
2. Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,2008. – 319 с.
3. Салманова Д.А. Техника самоуправления личности педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Диагностика качества профессиональной деятельности учителя

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет». Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра практической психологии

Курсы

по дисциплине: «Управление воспитательной»

на тему: «Диагностика качества профессиональной деятельности учителя»

Выполнил:

студентка 3 курса группы «И»

на факультет психологии

Анастасия Вячеславовна Орлова

Научный руководитель: Ф. и. О.

Тула 2012

Содержание

Введение

Глава I. Профессиональные ценности и качества учителя. Личные качества учителя. Самоощущение человека как учителя детей

.1 Возникновение и становление педагогической профессии

.2 Профессиональные навыки и качества учителя

Глава II. Оценка качества профессиональной деятельности учителя

.1 Сущность педагогической деятельности

.2 Оценка качества работы учителя

Вывод

библиография

Введение

Актуальность исследований. В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности работников образовательного учреждения, становится все более актуальной, поскольку за создание условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов несут ответственность руководители образовательных учреждений. Очевидно, что решение этой проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников оу. Итак, в первую очередь, оценка деятельности учителя может осуществляться в целях создания и поддержания имиджа (статуса) учреждения образования. Очевидно, что уровень профессиональной компетентности учителя в значительной степени определяет качество образовательного процесса школы, и, следовательно, непосредственно влияет на имидж, формирует общественное мнение, определяет место школы на рынке образовательных услуг.

myknow.ru

Покажите себе язык: как поставить диагноз по внешнему виду языка | Здоровая жизнь | Здоровье

Многие заболевания поначалу проявляются в мелочах, на которые мы не всегда обращаем внимание. К примеру, изменение внешнего вида языка может свидетельствовать о серьезных паталогических проц6ессах в организме.

Карта внутренних органов

Во времена, когда еще не было рентгента, УЗИ и компьютерной томографии, эскулапы умели диагностировать состояние человека по языку. Врачи до сих пор просят пациентов показать им язык.

В китайской медицине язык считали своеобразной картой внутренних органов. Все его зоны – индикаторы их здоровья. Кончик языка показывает состояние легких и сердца. Середина языка отражает состояние желудка, печени и желчного пузыря и кишечника. И зачастую первые признаки заболевания проявляются именно на языке. Некоторые люди, чтобы лишний раз убедиться, что со здоровьем у них все в порядке, по утрам, глядя в зеркало, обязательно показывают себе язык. Такую самодиагностику лучше проводить натощак, до чистки зубов, при хорошем освещении. Обратите внимание на цвет языка, его форму, подвижность. Посмотрите, какая у него поверхность (гладкая, рыхлая, плотная?) какого цвета налет, нет ли язвочек, пузырей и папиллом. У здорового человека язык розовый и гладкий, покрыт небольшим беловатым налетом. Хорошо заметны сосочки на поверхности языка, потому он выглядит немного бархатистым. У истощенных людей с анемией язык, как правило, совсем бледный.

Если бледноватой выглядит нижняя сторона языка, проверьте печень и желчный пузырь. Малиновым язык становится при тяжелых инфекционных заболеваниях с высокой температурой и при отравлениях. У людей с больными почками и токсическими поражениями организма язык бывает темно-красным, как и у алкоголиков, и больных ожирением. У пациентов с нарушениями кровообращения, сердечно-сосудистыми патологиями и легочной недостаточностью язык приобретает синеватый оттенок. При желтухе желтеет и нижняя часть языка.

Стоит обратить внимание не только на цвет, но и на налет на языке.  При хронических запорах и глистной инвазии цвет налета бывает грязным, бело-серым. Фиолетовый оттенок налета свидетельствует о проблемах кровообращения.

Черный налет сигналит о серьезных нарушениях в поджелудочной железе и желчном пузыре. Желтый налет бывает у больных с дискинезией желчного пузыря и поражением печени. У людей с проблемами желудочно-кишечного тракта от избытка налета язык порой кажется распухшим и слишком влажным. В таком случае хорошо бы обратиться к гастроэнтерологу и проверить, нет ли у вас гастрита, холецистита, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

О том, что в пищеварительной системе происходят патологические процессы, легко догадаться и по наличию на языке язвочек. О тяжелом поражении почек вам «расскажут» темные пятна на языке. О застойных явлениях в сердечно-сосудистой системе – синеватые пятна.

Опытный врач по чередованию белых и красных пятен на языке сразу диагностирует скарлатину.

Если вы увидели по краям языка отпечатки собственных зубов, вам пора отдохнуть и подлечить нервы. А еще это признак дисбактериоза и плохого пищеварения. Слишком сухой язык бывает у больных сахарным диабетом. При нарушениях мозгового кровообращения язык искривляется и отклоняется в сторону. Если язык дрожит, возможно у вас серьезное невротическое расстройство и даже начинает развиваться болезнь Паркинсона.

Если сосочки языка увеличились и покраснели в конкретном месте, вспомните, проекция какого внутреннего органа там находится, и срочно проверьте его состояние.

aif.ua

Сергей СтепановЯзык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда

Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одеждаЯзык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда

Предисловие

По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди

Оскар Уайльд

Более двух тысяч лет назад китайский мудрец Лу Ван случайно встретил незнакомого юношу, с которым поспешил завязать дружеские отношения, более того – посватал к нему в жены свою дочь. Прозорливости мудреца можно только поразиться: судьбе было угодно, чтобы через несколько лет безвестный юноша провозгласил себя повелителем Поднебесной, первым императором династии Хань. По утверждению счастливого тестя, исключительные способности незнакомца и предначертанное ему величие он прочел, внимательно вглядевшись в черты его лица.

Эту историю отделяют от нас тысячелетия, и сегодня ее достоверность уже невозможно проверить. Но вот еще одна история, совсем недавняя.

Американский психолог Роберт Уайтсайд долгие годы посвятил изучению человеческих лиц. В частности, он подметил, что определенное строение лица характеризует потенциальных «аварийщиков» – людей, склонных неосознанно подвергать себя повышенной опасности при обращении с техническими устройствами. Сам Уайтсайд намеревался освоить навыки управления самолетом. Однако, обнаружив перед зеркалом такую настораживающую черту, отказался от своего намерения. Летный инструктор, которого также отличала эта малоприметная внешняя черта, не внял предостережениям психолога и продолжал полеты. Через несколько месяцев он разбился.

О способности «видеть человека насквозь» одни рассказывают легенды, другие относятся к этим рассказам с недоверием. Так или иначе, каждый из нас выносит суждение об окружающих не только по их словам и поступкам, но и по их внешности, которая оценивается часто неосознанно, интуитивно. Особенно это важно тогда, когда никаких слов еще не произнесено, никаких поступков не совершено. Считается, что мнение о человеке складывается в первые 15–20 секунд общения. Из чего за столь короткое время рождается симпатия или неприязнь, расположение или недоверие? Всегда ли справедливы эти оценки и как научиться избегать ошибок в понимании другого человека? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.

Знание «бессловесного языка» во многом определяется нашей общей психологической культурой и во многом определяет культуру нашего общения. Именно от умения понимать без слов часто зависит успех деловых и личных отношений между людьми.

Этому языку почти нигде не учат. Хотя с научными основами невербального (бессловесного) общения стоило бы знакомить людей, для которых умение составлять о других правильное впечатление – профессиональная необходимость: педагогов, предпринимателей, врачей, актеров, политиков. Пока эта область психологии освоена явно недостаточно: психологи всерьез занялись ею лишь в последние два-три десятилетия. Правда, уже появились интересные книги на эту тему. Среди них – «О чем говорят лица» уже упоминавшегося Р. Уайтсайда, «Язык телодвижений» Алана Пиза, «Сигналы личности» Макса Люшера и другие. Однако большинство этих работ посвящено тому или иному аспекту психологии взаимопонимания: умению «читать» мимику, интерпретировать жесты и т. п. В данной книге автор попытался собрать воедино информацию о самых разнообразных внешних проявлениях личности. Ведь человека нельзя воспринимать фрагментами, как нельзя увидеть лицо, в одиночку прогуливающимся по улице. Каждая внешняя особенность должна анализироваться в ансамбле с другими. По одной-единственной, пускай и ярко выраженной, черте внешности или характерному жесту нельзя делать однозначного вывода о наличии определенной черты характера.

Известно, что способностью тонко понимать «язык» лица и тела в совершенстве владел Леонардо да Винчи. Он открыл основы этого языка своим юным ученикам и оставил после себя плеяду замечательных художников. А маленькому Чарли Чаплину постичь тайны житейской психологии помогла мать. Часами просиживали они у окна, наблюдая прохожих, и она объясняла мальчику, как в движениях людей отражается их душевный мир. Способность «читать человека, как книгу» можно развивать. Если читателю это хотя бы отчасти удастся, автор будет считать свою задачу выполненной.

Первое впечатление: парадоксы и иллюзии

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Дон-Аминадо

На факультете психологии МГУ несколько лет назад был поставлен интересный эксперимент. Предварительно была сделана фотография заурядного мужчины средних лет. Его ничем не примечательное лицо не имело никаких ярких отличительных черт. На таких лицах, которые во множестве встречаются нам каждый день, наш взгляд обычно даже не останавливается. Надо сказать, что в реальной жизни этот человек ничем не выделялся из массы, не демонстрировал ни исключительных способностей, ни ярких поступков – положительных или отрицательных.

Перед фотосъемкой всякий человек обычно прихорашивается – поправляет прическу, проверяет, как сидит костюм. Данная фотография была сделана экспромтом: человек даже не успел пригладить волосы и застегнуть ворот рубашки.

Получившийся портрет был предъявлен двум группам студентов – будущих психологов – якобы для проверки их психологической проницательности. Требовалось составить подробную характеристику человека, опираясь лишь на особенности его внешности.

Изображенный на фотографии человек был представлен двум группам испытуемых по-разному. В одной аудитории экспериментатор предъявил «портрет талантливого ученого», в другой – «портрет преступника», якобы позаимствованный с милицейского стенда «Их разыскивают». Упоминание об этом делалось вскользь, словно не имело большого значения для психологической характеристики. Однако выяснилось, что такая предварительная установка оказала на испытуемых решающее влияние.

В первой группе преобладали такие характеристики: «Его высокий лоб свидетельствует о большом уме, в глубоких глазах светится творческое вдохновение, прямой нос говорит о силе воли, высокой работоспособности, легкая улыбка подчеркивает доброту…»

Вторая группа характеризовала портрет примерно так: «Его плоский лоб свидетельствует об ограниченности, невысоком интеллекте; глубоко посаженные глаза – злые, кажется, что он готов убить кого угодно; прямой, резкий нос подчеркивает готовность идти к цели по трупам; ехидная ухмылка выражает озлобленность на весь мир…»

Даже невольная небрежность одежды и прически была расценена по-разному. В первом случае подчеркивалось, что одаренный человек одержим творческими замыслами и не придает значения внешности. Во втором то же самое якобы свидетельствовало о презрении к общественным нормам.

Трудно поверить, что эти психологические портреты относятся к одному и тому же человеку и составлены они будущими психологами – знатоками человеческих душ. А виной тому – оброненная вскользь реплика, которая и определила тональность восприятия.

Подобным иллюзиям бывают подвержены не только неопытные студенты. В ХVIII веке величайшим знатоком человеческой натуры считался цюрихский пастор Иоганн Лафатер. О его интересной, но спорной теории еще пойдет речь. Взгляды Лафатера на проявления личности в строении лица весьма уязвимы для критики, хотя история свидетельствует, что ему удавалось составлять удивительно точные и глубокие характеристики по одному лишь портрету незнакомца. Популярность Лафатера затмевала даже известность королей. Со всей Европы к нему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Его боготворили, но и побаивались. Сам знаменитый граф Калиостро, с которым Лафатер мечтал встретиться, уклонялся от этой встречи, опасаясь разоблачения.

Естественно, у знаменитости нашлись и недоброжелатели. Они однажды сумели жестоко подшутить над проницательным пастором. Зная, что Лафатер преклоняется перед гением Руссо, ему прислали портрет французского философа. Рассказывают, что, глядя на этот портрет, Лафатер с воодушевлением и трепетом произнес: «Это гений, его глаза, нос – свидетельство сниспосланного природой чуда…» Позже выяснилось, что это был портрет убийцы, незадолго до того повешенного в Парижской тюрьме.

Таким образом, внутренние установки, с которыми мы подходим к оценке другого человека, оказывают решающее влияние на наше суждение. Впрочем, существует еще много разнообразных факторов, влияющих на межличностное восприятие. Это, в частности, – степень эмоционального возбуждения, которое сопутствует оценке. Данный феномен исследовал польский психолог Я. Рейковский. Источником эмоционального возбуждения в его опытах была обстановка, предшествующая экзамену. Испытуемые – студенты – перед самым экзаменом встречались с незнакомым человеком, который вел с ними короткую беседу, касающуюся некоторых формальных анкетных данных. После сдачи экзамена студентов просили с помощью вопросника оценить внешний и внутренний облик недавно встреченного ими незнакомца. На следующий день их просили аналогичным образом оценить еще одного незнакомого человека. Испытуемые были разделены на две группы. Одна встречалась с личностью А перед экзаменом, а с Б – на следующий день; другая – наоборот. Оказалось, что оба эти человека получали более высокую оценку за привлекательность и дружеское расположение, когда встречались со студентами после экзамена, и соответственно – после спада эмоционального напряжения. Нетрудно понять, что состояние хронического стресса заставляет нас глядеть на окружающих исподлобья, без симпатии и в каждом видеть больше недоброжелательности и отрицательных черт. В известной мере оценки, которые мы даем другим людям, характеризуют не столько этих людей, сколько нас самих, наши настроения и пристрастия. Уверенные в себе люди часто оценивают других как доброжелательных и уравновешенных. В то же время неуверенные в себе имеют обыкновение видеть других как неотзывчивых и настроенных враждебно. Более тревожные и другим приписывают повышенную тревожность.

 

Склонность приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой критичностью и плохим пониманием своих личностных особенностей. В очень большой степени она характерна для «авторитарных» личностей и почти не обнаруживается у «демократичных». В экспериментальных ситуациях представители «авторитарного» типа, говоря о возможных реакциях «неавторитарных» личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания и свои суждения.

Каждый человек в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. Это может быть превосходство по разным параметрам: по социальному статусу, по личному статусу в группе, по интеллекту, по профессиональным достижениям, физической силе и т. д. Человеку, вызывающему у нас восхищение своим превосходством по какому-либо весьма значимому для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительное качество выражено слабо.

В ситуации общения часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе и т. п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоцениваю его по всем параметрам – он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное – эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим – ошибка будет иметь место.

Еще одна схема восприятия также широко распространена и довольно хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят или, по крайней мере, хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит или хотя бы недолюбливает. Это проявление действия фактора отношения к нам, который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения.

Показателен в этом плане результат исследования Р. Нисбета и Т. Вильсона. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить ряд характеристик преподавателя. Результаты оказались однозначными. Оценки преподавателя доброжелательного оказались значительно выше, чем оценки «холодного».

Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является, в частности, все то, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащими другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.

В принципе ошибки восприятия, вызванные фактором отношения к нам, можно скорректировать. Мысленно представим человека, относящегося к нам хорошо, спорящим с нами по важному для нас вопросу: как он насмехается над нами, крутит пальцем у виска, демонстрирует нам нашу тупость и т. п. Несколько трудней вообразить человека, относящегося к нам плохо, согласного с нами во всех важных для нас вопросах. Но если это нам удается, то можем получить неожиданный эффект, понять вдруг, что этот человек не таков, каким мы его привыкли представлять.

Важно помнить, что в условиях ограниченной информации о человеке отдельная значимая для нас положительная или отрицательная характеристика создает благоприятное или неблагоприятное представление о воспринимаемом человеке в целом. Одна существенная для нас черта окрашивает в свой тон и другие.

Особенно большое влияние на целостное впечатление о человеке оказывает его внешняя привлекательность. (Подробнее об этом речь пойдет в главе «Красота – страшное оружие».) Молодым людям было предложено оценить очерк, написанный женщиной, причем к тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – портрет «дурнушки». Нетрудно догадаться, что более высокие оценки получил очерк красивой женщины.

В другом эксперименте молодых мужчин и женщин просили охарактеризовать внутренний мир людей, изображенных на фотографиях. Фотографии были разделены экспертами по степени привлекательности лиц. Людей с красивыми лицами чаще оценивали как уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, любезных, находчивых, утонченных и более развитых духовно. Кроме того, мужчины оценивали красивых мужчин и женщин как более заботливых и внимательных к другим людям. Ореол физической привлекательности вызывает сдвиг не только в оценках черт личности, но и в оценках результатов деятельности или отдельных поступков человека.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, совершенных семилетними мальчиками и девочками. Прилагались фотографии, сделанные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из детей и к их поведению. Студентки оказались более снисходительны к тем, у кого, по оценкам экспертов, была более привлекательная внешность.

К преувеличению положительной оценки приводит не только собственная привлекательность человека. Недаром говорят, что короля играет свита. В одном опыте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам людей. В одной группе он появлялся вместе с женщиной, имеющей яркую привлекательную внешность, в другой его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Первая группа нашла больше положительных качеств в мужчине, отношение к нему было более благоприятным. Этот и аналогичные опыты доказали, что впечатление о человеке определяется, в частности, и тем, в каком окружении мы его видим. Не потому ли наши нувориши, часто невзрачные на вид, так любят появляться на публике в сопровождении специально нанятого эскорта из хорошеньких девушек?

Американский психолог Гордон Олпорт исследовал «житейские обобщения», на которые, часто не осознавая этого, опираются в повседневном общении люди, вынося оценку новому для себя человеку. Олпорт предлагал большим группам испытуемых по первому впечатлению оценивать качества личности незнакомых им людей и обнаружил тенденцию воспринимать людей, носящих очки, или с высоким лбом как более умных, заслуживающих доверия, прилежных; видеть в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, ответственно относящихся к своему слову; воспринимать улыбающиеся лица более умными, а владельцев их – дружелюбнее настроенными по отношению к другим людям. Исследователь считает, что у большинства людей такие оценки образуются как следствие легкой ассоциации идей: люди, носящие очки, могли повредить свои глаза в учении, люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. п.

Исследование, проведенное американским психологом Майклом Вогалтером, обнаружило, что бородатые мужчины представляются людям менее привлекательными, менее дружелюбными и, кроме того, кажутся старше, чем их гладко выбритые сверстники. Правда, Вогалтеру не удалось выяснить, отчего люди так неблагосклонно воспринимают растительность на лице мужчины.

В этом же исследовании Вогалтер, предъявляя испытуемым портреты, сделанные методом фоторобота, и прося их поделиться своими впечатлениями о человеке, обнаружил, что лысым мужчинам приписываются более высокий интеллект и зрелость, чем обладателям пышных шевелюр. Лысых может порадовать и тот факт, что само по себе наличие или отсутствие волос на голове мужчины не влияет на оценку окружающими его привлекательности. Кэрол Китинг из Колгейтского университета считает, что отдельные мужские черты, например, редеющие волосы, могут особенно привлекать женщин. В наше время, говорит она, лысина придает мужчине внушительность, поскольку подразумевает зрелый возраст, а следовательно, достаточно высокое общественное положение.

Похожий эффект возникает и при восприятии противоположного признака – длинных волос у мужчины. При прочих равных условиях, если исключается версия социального протеста (характерного, например, для безалаберных хиппи), то фиксируется интеллектуальное превосходство. Мужчин с длинными волосами склонны считать более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов (вероятно, здесь срабатывает тот факт, что длинноволосые часто встречаются в среде творческой интеллигенции).

В возникающем представлении о каком-либо человеке его физические и психологические характеристики объединены в устойчивые пары: тучность и добродушие, стройность и интеллектуальность, закругленные линии тела и уживчивость, крупные размеры тела и уверенность в себе и т. п. Например, полного мужчину часто характеризуют как несколько старомодного, разговорчивого, сердечного, добродушного, доверчивого, эмоционального, искреннего, любящего комфорт. О мускулистом, атлетического сложения мужчине часто говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный. О высоком, худощавом и хрупком мужчине опрашиваемые чаще всего говорят, что он честолюбивый, подозрительный, скрытный, чувствительный к боли, нервный, любящий уединение. И хотя основания для таких характеристик существуют (об этом речь пойдет ниже), в приложении к конкретному человеку они могут оказаться довольно спорны.

Помимо названных найдены и другие оценочные тенденции, которые, хотя они довольно часто проявляются в практике общения людей, заключают в себе лишь небольшую долю достоверности.

Значит, правильно говорят, что первое впечатление всегда ложно, и чтобы узнать человека, надо вместе с ним «съесть пуд соли»? Разумеется, все названные факторы способны сильно исказить наше восприятие. Но так или иначе впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и, как утверждают психологи, лишь 8-10 % информации мы черпаем из слов собеседника. Большую часть информации, которой мы обмениваемся в момент знакомства, передают отнюдь не слова. Положение тела, жесты, выражение лица, тон и темп речи – эти несловесные сигналы нами постоянно «считываются» и интерпретируются. Умение отвлечься от собственной предвзятости и сосредоточиться на чертах, по-настоящему важных, и составляет искусство «разбираться в людях». Но существуют ли такие внешние черты, которые можно непредвзято психологически интерпретировать? Об этом – дальнейший рассказ.

fictionbook.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о