Юнгианская песочная терапия: Юнгианская песочная терапия. | Социальная сеть работников образования

Что такое песочная терапия? | АССОЦИАЦИЯ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ РОССИИ

«В песочной терапии мир детства
вновь распахивает перед человеком свои двери,
и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».

Дональд Сандер (юнгианский песочный терапевт)

Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50ых годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» – в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу»(1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый – может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

“Картина на песке (…) может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay»,1980)

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 x 70 x 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет – таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.

В работе с песком, также как и в работе со сновидениями в юнгианском подходе, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, он все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливается связь между сознанием и глубокими бессознательными слоями психики, несущими в себе потенциал для роста, изменения, и исцеления – между Эго и Самостью, направляющим принципом всей личности.

Сегодня «песочницу» активно используют как вспомогательный материал, обеспечивающий возможность глубокого самовыражения, в различных психотерапевтических направлениях – арт-терапии, игровой терапии, в детском психоанализе, гештальт-терапии. Однако как самостоятельное направление с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия существует только в рамках юнгианского подхода.

Разнообразие новейших технологий в юнгианской песочной терапии //Психологическая газета

Какие направления развиваются в песочной терапии? Как разнообразить работу с песком, чтобы помочь клиенту лучше выразить себя? С какими направлениями психотерапии можно сочетать песочную терапию? Об этом на мастер-классе «Разнообразие новейших технологий в юнгианской песочной терапии» рассказала Евгения Мищенко

. Евгения Яковлевна Мищенко – психолог-консультант, сертифицированный тренер (Германия, Финляндия), психотерапевт, автор и ведущая личностных групп, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Изменение оборудования и условий проведения песочной терапии

«Использование в терапии других сред помимо песка нужно в методических целях, чтобы помочь клиенту выразить и решить свои проблемы. Например, гречневая крупа – такая же неструктурированная, пластичная. В идеале мы должны предоставить клиенту возможность выбрать среду, в которой он будет создавать картину, – греча, рис, пшено. 

Выбор определенной среды, основы для построения песочной картины отражает эмоции клиента. По моим наблюдениям, гречку выбирают, когда хотят контакта с землей, когда человек что-то хочет изменить в реальности. А если клиенту хочется сделать что-то такое заоблачное, небесное, выразить нуминозное, часто выбирают манную крупу. Дети тоже часто выбирают манку.

ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Глубинные источники женской магии и сексуальности»

Мы можем использовать пески разной фактуры и разного цвета. Окрашенный песок в современной песочной терапии допустим. Когда стоят несколько песочниц, заполненных песком разных цветов, выбор определенного цвета будет диагностичен для терапевта: цвет говорит или о переизбытке какой-то энергии, или о ее недостатке.

Кинетический песок нельзя ни с чем смешивать, лить в него воду. Он хорошо позволяет выразить эмоции, и некоторые клиенты его очень любят. Он тоже бывает разноцветный.

Следующее направление развития условий и оборудования – это сами песочницы. Форма песочницы и ее цвет играют большую роль: например, овальные песочницы позволяют выплеснуть женскую, феминную энергию, треугольные песочницы – мужскую, более агрессивную. Можно подготовить пластиковые подносы разной формы и разного цвета, мы смотрим, что выбирает клиент. 

Появились большие песочницы в виде полусферы, шестигранника, они рассчитаны на групповую терапию. Мы можем приглашать семью от двух до десяти человек.

Разнообразие песочниц – это не фантазия и причуды терапевта. Это выполняет диагностическую роль и помогает трансформировать. Например, после «агрессивной» песочницы клиенту хочется успокоения, и он после красного подноса переходит к голубому.

Изменение фигур

Ассортимент фигур, которые используются в песочной терапии очень расширился: появились фигуры инвалидов, фигурки компьютера или мобильного телефона, которые отражают нашу реальность.

Появились фигуры-символы, которые отражают время. Например, у меня есть фигурка упаковки туалетной бумаги, сейчас она отражает этап самоизоляции, панику.

Появились фигуры, которые клиенты делают сами, если у них есть потребность внести артефакт, сделанный собственными руками. Мы можем использовать пластилин и глину: клиент не только может создать что-то свое, но и достроить имеющуюся фигуру (сделать ей крылья или корону). Фигуру, которую клиент сделал сам, он может забрать с собой по окончанию терапии. Есть практика, когда терапевт заказывает художнику какую-то фигуру.

Фигура не должна занимать больше 1/6 или 1/8 части песочницы. Есть некоторые фигуры, которые традиционно будут большими – замки, здания.

Изменение технологий

Синтез. Синтезировать песочную терапию нужно с чем-то близким. Прежде всего песочная терапия хорошо объединяется с другой арт-терапией: мы можем предложить клиенту порисовать, сделать аппликацию.

Песочная терапия Юнга. Практика работы со стрессом и его последствиями

Я считаю, что песочная терапия хорошо синтезируется с транзактным анализом. Допустим, есть сложная для клиента ситуация, и я могу предложить ему три песочницы: в одну он помещает себя как ребенка, в другую – себя как взрослого, в третью – себя как родителя. Он мог переживать ситуацию как ребенок, он нервничает, но если он подключит другие архетипы, то сможет пройти это легче.

Другое направление, которое хорошо совмещается с песочницей – это гештальт. Технологии гештальта я использую, когда работаю со снами. Если использовать юнгианский подход ко снам, то мы поставим эпизод сна или весь сон в песочнице. А если мы используем гештальт-подход, то там есть проживание сна с позиции его разных героев. Это имеет потрясающий эффект, если мы построим картину с позиции «я – герой сна», а потом с точки зрения «герой сна – кто-то другой», это дает другое видение, другое проживание сна. Диалоги между фигурой и клиентом, между разными фигурами – это тоже гештальт-техника.

Конечно, в песочнице мы будем использовать такое направление как символодрама, они очень близки с песочной терапией, потому что мы оперируем символами.

Мои ученики с большим успехом используют сочетание таро или метафорических карт и песочницы. Можно выбрать метафорическую карту и вокруг нее достроить песочницу или какие-то фигуры заменить метафорическими картами.

Еще одно направление, с которым хорошо синтезируется песочная терапия – это когнитивная терапия. Создание песочной картины и ее трансформация – это процесс бессознательный, насыщенный эмоционально. Но дальше это надо собрать и вывести в сознание, и здесь нам помогает когнитивная терапия: выражение в форме мыслей, посланий, историй».

Юнгианская песочная терапия — МААП


Ведущая — Андреева Виктория Ивановна, аналитический психолог, юнгианский аналитик, член IAAP, сертифицированный ISST терапевт.

Песочная терапия (Sandplay) — один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии.
Песочная терапия — уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

Обучающая программа
«Песочная терапия (Sandplay)»

 

Практико-ориентированный курс для специалистов, имеющих высшее психологическое, медицинское, педагогическое образование, студентов психологических факультетов, практикующих психологов, психотерапевтов.

Программа посвящена истории, теории и практике юнгианского подхода в песочной терапии.
 

Программа предусматривает:

    • ознакомление с особенностями песочной терапии, организацией и процессом работы

 

    • овладение диагностическим инструментарием, приобретение личного опыта погружения в предложенные техники

 

    • знакомство с особенностями использования метода при работе с детьми и взрослыми

 

  • изучение теоретических и клинических аспектов песочной терапии. Особенности классического юнгианского подхода и современных модификаций в различных направлениях. Ознакомление с наиболее важными понятиями и концепциями развития и структуры психики, а также с различными теоретическими школами их связь с песочной терапией.

 

Содержание программы:

    1. Архетипические корни песочной терапии. Идеи М. Ловенфельд, Д. Калф, К.Г.Юнга в развитии метода . Юнгианская песочная терапия и модификация метода. Отличительные особенности. Организация рабочего пространства. Теоретическая основа метода. Активное воображение, метод свободных ассоциаций.

 

    1. Психология развития и песочная терапия. Структура и развитие психики. Комплексы. Стадии развития личности, отражение процессов в песочнице. Концепции и медоты работы М.Кляйн., А.Фрейд, Д.Винникота, Э.Нойманна

 

    1. Формирование и развитие символообразующей функции психики. Трансцендентная функция. Взаимодействие сознательного и бессознательного. Идеи К.Г. Юнга, Э.Эдингера, ось Эго-Самость.

 

    1. Процесс песочной терапии. Уровни взаимодействия. Роль терапевта. Перенос-контрперенос в песочной терапии. Сочетание с арт-терапией .

 

    1. Анализ песочной картины. Архетипы и символические процессы в песочной терапии. Архетип Матери, Отца, Ребенка, «Я», Самости.

 

    1. Топография пространства. Ландшафт.

 

    1. Символическое поле, культура обращения. Уровни анализа символов.

 

    1. Символический язык сказки и сновидения. Сказки, мифы и другие архетипические истории в песочной терапии. Методы психологической интерпретации. Сны в песочнице.

 

    1. Особенности песочной терапии с детьми. Методы диагностики. Коррекция и психотерапия детей и подростков в песочнице. Основные психоаналитические концепции психопатологий. Игровая терапия. Работа с родителями.

 

    1. Песочная терапия со взрослыми и парами. Этапы работы.

 

    1. Групповая работа в песочнице с клиентами разных возрастов. Особенности, отличия и возможности групповой работы. Техники и средства.

 

  1. Итоговое занятие. Завершение работы в песочнице. Супервизия в песочнице.


Длительность курса — 60 академических часов.

По окончании программы выдается сертификат участника.

Режим занятий: полный курс 15 занятий: 2 группы (утро, вечер), 1 раз в неделю (18.00 — 21.00), (10 00 — 13 00).

Контактная информация: Тел. +7 915 077 58 80. E-mail: [email protected]

 

Статья на тему: Юнгианская песочная терапия в работе с детьми

Юнгианская песочная терапия в работе с детьми

Основой юнгианской песочной терапии считается свободное и защищённое пространство. Ребёнок может свободно выражать себя, получать собственный опыт здорового общения, и в то же время он защищён терапией. Это важно, поскольку часто дети в этом, а особенно в подростковом возрасте, не осознают своих границ, и их поведение может выходить за рамки.

Задача психолога в том, чтобы, решая проблемы, с которыми приходит в терапию ребёнок и его семья, создавать пространство доброжелательности и защищённости, которое поддерживается юнгианской песочной терапией.

В результате терапии деструктивные и негативные аспекты не подавляются, а выражаются и трансформируются в творчество. Пробуждаются творческие силы, укрепляется чувство целостности, формируется адаптация к переменам в жизни.

Основательница метода юнгианской песочной терапии Дора Калфф назвала этот метод «Sandplay» — игрой с песком. И, действительно, дети, приходя в терапию, воспринимают такие занятия с психологом как увлекательную игру с песком и фигурками. И это то, чем дети занимаются с максимальным удовольствием! Современные родители и сами осознают необходимость игры как ведущей деятельности для развития здорового ребёнка. Но, с другой стороны, в наших квартирах часто невозможно играть так, как хочется, поскольку это может помешать соседям. А бывает, что на игры с ребёнком не всегда хватает времени и сил…

Ребёнку действительно нравится, когда занятия с психологом похожи на игру! Это эффективный метод для того, чтобы выразить свои переживания и чувства не только вербально, но и посредством использования образов из песка и миниатюрных фигурок. Также Sandplay терапия открывает исцеляющие ресурсы и потенциал самого ребёнка, придавая ему силы и формируя положительный результат. Именно поэтому этот проверенный метод позволяет проработать происходящие с ребёнком процессы и состояния, чтобы помочь ему.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

 «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.

«Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

«Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

«Смелые поступки».  Ребенку необходимо выбрать 2-х героев. Одного – в роли которого будет выступать сам, другого – в роли друга к которому нужно добраться. Выбрать фигуры отрицательных героев — «плохишей». Отрицательные герои постараются помешать главному герою встретиться с другом. Ребенку необходимо придумать, какой смелый поступок должен совершить герой, чтобы преодолеть трудности. После игры ребенку можно предложить совершить смелый поступок, чтобы преодолеть страх (но не настаивать на его исполнении).

Расшифровка песочной терапии. Юнгианская песочная терапия

Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии

В возрасте 83 лет в предисловии к автобиографии Юнг писал: «Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя».

На заре своей профессиональной деятельности, работая с больными шизофренией и глубоко изучая при этом мифологию, Юнг предположил существование «мифопорождающего уровня психики, общего для всех людей». Собственные детские и юношеские сновидения показали ему существование коллективного бессознательного, отражающегося в мифологических, а не научных представлениях.

Юнг делал различия между тремя уровнями психической жизни: сознанием (1), личным бессознательным (2) и коллективным бессознательным (3). Личное бессознательное состоит, в первую очередь, из всего того материала, который стал не осознаваем либо утратил свою яркость и был забыт, либо потому что был вытеснен и, во вторую очередь, из тех впечатлений, которые никогда не были достаточно яркими для того, чтобы достичь сознания, но все же являющихся содержанием психики. Коллективное бессознательное, отражая опыт предков и различные возможности, не имеет индивидуального характера и является общим для всех людей, а возможно, и для всех животных, подлинной основой индивидуальной психики.

Данные представления Юнга являются важными для понимания эволюционного процесса психики, культурного опыта, а также жизни современного человека и его поведения.

После решительного разрыва с Фрейдом в 1912/13 гг. Юнг смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию символических игр, создавая на берегу озера «деревни» из камней, земли и воды, подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощение в природных материалах спонтанно возникавших образов помогло Юнгу разобраться в своих переживаниях и дало выход его творческой фантазии. В дальнейшем он вновь вступал в диалог с фантастическими персонажами, проявлявшимися в его воображении. Материал бессознательного мог затем найти свое отражение в живописи, рисунке, скульптуре или художественных описаниях. Юнг назвал этот процесс активным воображением, рассматривая его в качестве инструмента взаимодействия с коллективным бессознательным. Сторр пишет:

Юнг представлял коллективное бессознательное состоящим из мифологических мотивов или первоначальных образов, которые он назвал «архетипами». Архетипы не являются врожденными представлениями, но выступают в качестве «типичных форм поведения, которые, становясь осознаваемыми, естественно выражаются в идеях и образах, как и все то, что становится содержанием сознания». Архетипы определенным образом организуют образы и представления. Сами по себе они не являются содержанием сознания, но выступают как некие основополагающие темы, на которых формируется многообразие сознательных проявлений. Они кажутся настолько «сверхъестественными», что приобретают глубокое духовное значение.

Эдингер писал: «Архетипы воспринимаются и переживаются посредством определё

История возникновения РАЮПТ | АССОЦИАЦИЯ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ РОССИИ

Д-р Джун Атертон

Предпосылки создания Ассоциации  зародились в 1995 году, когда на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета началось регулярное обучение психологов и психотерапевтов на 2-х годичном  курсе подготовки по «Юнгианской песочной терапии». Автором и ведущим программы являлась Джун Атертон (June Atherton, B.Sc., M.A. Psych. PhD., MIACP,), юнгианский аналитик из Ирландии, песочный терапевт, приглашенный профессор СПбГУ, ученица Д. Калфф – швейцарского аналитического психолога, автора метода юнгианской песочной терапии. Джун Атертон – основатель и директор  Международного Института юнгианской песочной терапии в Ирландии (The International Jungian Sandtherapy Institute, Dublin), Президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии (IJSTA).

В 1999 году в СПбГУ состоялась первая Международная конференция IJSTA, в которой приняли участие специалисты из России, Ирландии, Японии, Австралии, Эстонии, Латвии, Литвы. На этой конференции, 13  мая 1999 года, собрание психотерапевтов, сертифицированных в данной области, учредило сообщество профессионалов, названное «Российская Ассоциация юнгианской песочной терапии» (РАЮПТ). Международная Ассоциация юнгианской песочной терапии, считая РАЮПТ одной из своих ветвей, помогла молодому сообществу в организации и разработке норм.

Члены молодой ассоциации регулярно встречались на супервизиях, обсуждали клинические и теоретические тексты, развивали практику песочной терапии.

В 2004 году Джун Атертон открыла работу Международного семинара, который состоялся при содействии РАЮПТ в СПбГУ. Семинар проходил под председательством Орлы Кроули (Orla Crowley), юнгианского аналитика, психотерапевта Европейского реестра (Ирландия, Дублин), с докладами выступили представители России, Ирландии, стран Балтии.

Признанием растущей зрелости РАЮПТ во время рабочей встречи всех собравшихся членов IJSTA стала передача Российской ее ветви полномочий координирующего центра: Международный исполнительный комитет IJSTA переместился в Россию.

В 2004 году РАЮПТ была зарегистрирована как коллективный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ).

В декабре 2013 года ассоциация была зарегистрирована в качестве Региональной общественной организации “Ассоциация юнгианской песочной терапии”.

Со времени создания РАЮПТ активность Ассоциации растет. В Ассоциацию вступают новые члены, которые разделяют идеи К.Г. Юнга, успешно применяют песочную терапию в своей психотерапевтической практике. Ежемесячно собирается супервизорская группа действительных членов РАЮПТ, была организована парная супервизия, проводятся обсуждения символов сказок, значения символов в подносах, в произведениях искусства, был организован просмотр учебных видеоматериалов, проводились группы по исследованию сновидений. Также проводятся семинары и супервизии в других городах России (Архангельск, Владивосток, Челябинск).

Ассоциация организует Программу обучения юнгианской песочной терапии под руководством Дж. Атертон на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. У специалистов, прошедших подготовку по Программе обучения юнгианской песочной терапии СПбГУ, была возможность участвовать в семинарах таких преподавателей из Ирландии, как Орла Кроули (Orla Crowley), Патрик Долан (Padraic Dolan), Урсула Сомервилль (Ursula Somerville), Джин Кейси О’Келли (Jean Casey O’Kelly).

В последние годы проводятся мастер-классы Джун Атертон по песочной терапии.

Президент РОО “АЮПТ”

Трошихина Евгения Германовна – кандидат психологических наук, психотерапевт. Участник Международной Тренинговой Программы подготовки юнгианских аналитиков в Институте К.Г. Юнга (Цюрих, Швейцария)

Международный исполнительный комитет IJSTA

Зелинский Сергей Мингардович – председатель Международного исполнительного комитета IJSTA, Вице-президент РОО “АЮПТ”. Кандидат медицинских наук, психотерапевт.

Мосенков Валерий Сергеевич – секретарь Международного исполнительного комитета.  Кандидат военных наук, психолог-консультант. Участник Программы Дополнительного Профессионального Образования в области Аналитической Психологии в Институте К.Г. Юнга (Цюрих, Швейцария)

Трошихина Евгения Германовна – член Международного исполнительного комитета IJSTA. Кандидат психологических наук, психотерапевт. Участник Международной Тренинговой Программы подготовки юнгианских аналитиков в Институте К.Г. Юнга (Цюрих, Швейцария)

Программа обучения | АССОЦИАЦИЯ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ РОССИИ

Юнгианской песочной терапии

Обучение песочной терапии проходит на базе психологического факультета Санкт-Петербургского университета под руководством юнгианского аналитика, приглашенного профессора СПбГУ Джун Атертон (June Atherton B.S., M.Psych., Ireland) с 1995 года.

В программе могут принимать участие:

· специалисты-практики в области психологического консультирования и психотерапии

· специалисты с высшим психологическим, медицинским или философским образованием

· студенты старших курсов, магистры, аспиранты СПбГУ и других ВУЗов, получающие психологическое, медицинское или философское образование.

В ходе программы раскрываются следующие темы:

1. История и концепции юнгианской песочной терапии

2. Формирование коллекции и организация кабинета

3. Символ и знак, взаимодействие сознательного и бессознательного

4. Индивидуация и место терапии в жизни клиента

5. Процесс песочной терапии, позиция психотерапевта, взаимоотношения терапевта и клиента

6. Принципы анализа песочных композиций

7. Структуры психики по К.Г.Юнгу (комплекс и архетип, Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость) и их отражение в подносе с песком

8. Трансцендентная функция, поле трансформации

9. Динамика песочных картин в процессе терапии

Программа предполагает участие в нескольких последовательных семинарах (общей продолжительностью не менее 100 ак.часов), распределенных на 2 учебных года, и организована так, что на каждом семинаре как впервые, так и повторно пришедшие смогут развить и углубить свои знания и навыки. В ходе семинаров, наряду с минилекциями, слушателям предлагается строить собственные картины на песке, участвовать в процессе их осмысления, осознавать свои реакции при взаимодействии с символами, использовать интерпретацию подносов для отслеживания возможных проекций, исследовать перенос и контрперенос.

По завершении каждого из семинаров участники получают сертификат Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет».

Прошедшие обучение на семинарах получают возможность принимать участие в регулярно проводящихся членами Ассоциации юнгианской песочной терапии супервизорских группах, по согласованию с ведущими. Прошедшие обучение по программе приглашаются на другие семинары и мастер-классы, проводимые членами Ассоциации и преподавателями из Ирландии.

Для тех, кто глубоко заинтересуется песочной терапией и захочет развиваться как профессионал в этом направлении, предусмотрено выполнение курсовой работы. Прошедшие не менее двух семинаров, выполнившие курсовую работу и регулярно проходящие супервизию могут стать действительными членами Ассоциации юнгианской песочной терапии (см. Членство в Ассоциации).

Преподаватели программы:

Д-р Джун Атертон (June Atherton) – M.A. Psych., Ph.D., юнгианский аналитик, психотерапевт, директор Института песочной терапии в Дублине (Ирландия), Президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии (IJSTA), приглашенный профессор СПбГУ.

Трошихина Евгения Германовна – Кандидат психологических наук, психотерапевт. Президент РОО АЮПТ, член Международного исполнительного комитета IJSTA. Участник Международной Тренинговой Программы подготовки юнгианских аналитиков в Институте К.Г. Юнга (Цюрих, Швейцария)

Зелинский Сергей Мингардович – Кандидат медицинских наук, психотерапевт. Вице-президент РОО АЮПТ, председатель Международного исполнительного комитета IJSTA.

Мосенков Валерий Сергеевич – Кандидат военных наук, психолог-консультант. Секретарь Международного исполнительного комитета IJSTA. Участник Программы Дополнительного Профессионального Образования в области Аналитической Психологии в Институте К.Г. Юнга (Цюрих, Швейцария)

Участники обучающей программы, выполняющие курсовую работу, в которой предусмотрено построение собственных песочных картин, для прохождения индивидуального учебного процесса могут обратиться к одному из перечисленных специалистов:

Трошихина Евгения Германовна

Мосенков Валерий Сергеевич

Федорова Елена Владимировна

Костина Валентина Александровна

Введение в Sandplay Therapy | АССОЦИАЦИЯ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ РОССИИ

Дора М. Калфф

Дора Калфф, юнгианский терапевт, разработала терапию с песком в Швейцарии в 1950-х и 60-х годах, основываясь на своих исследованиях в C.G. Институт Юнга, Цюрих, по тибетскому буддизму и с Маргарет Лоуэнфельд, в Англии.

Резюме
Клиенту предоставляется возможность с помощью фигур и расположения песка в области, ограниченной песочницей, создать мир, соответствующий его или ее внутреннему состоянию.Таким образом, благодаря свободной творческой игре бессознательные процессы становятся видимыми в трехмерной форме и изобразительном мире, сравнимом с опытом сна. Посредством ряда образов, которые формируются таким образом, процесс индивидуации, описанный К. Г. Юнгом, стимулируется и осуществляется.

Процесс, к которому стремится аналитическая психология и который Юнг обозначил как процесс индивидуации, можно понимать как процесс осознания человеческой целостности.Под целостностью понимается отношение, которое выходит за рамки взаимоисключающих противоположностей и стремится к интеграции этих противоположностей. Это структура целостности, которая, начиная с рождения, является фундаментальным аспектом человеческого существа и которую Юнг называет Самостью.

Эта целостность впервые находится в Я матери. Забота о потребностях новорожденного, которые, как правило, обращаются к матери, такие как удовлетворение от голода, защита от холода и т. Д.локализуются в телесной матери. Мы называем это фазой единства матери и ребенка, в которой ребенок испытывает бесспорную безопасность и безопасность в материнской любви.

Через год Самость ребенка освобождается от матери и вместо этого испытывается во взаимоотношениях с ней, когда она проявляет привязанность; и чувство безопасности перерастает в отношения доверия.

Результирующая безопасность является основой для третьей фазы, которая начинается в конце второго года жизни, когда центр Самости консолидируется в бессознательном состоянии ребенка и начинает проявляться в символах целостности.Тысячелетний ребенок играет, рисует или рисует на языке символов и с помощью которого человек сознательно или бессознательно через раз во всех культурах выражал целостность. Это глубокий опыт, который часто находит свое выражение в форме круга или квадрата и сопровождается numinosum . Таким образом, круг становится не просто геометрической формой, а превращается в символ, который позволяет выявлять что-то невидимое в человеке живым.Символы говорят о внутренних, несущих энергию изображениях, о характере человека, который, если он становится видимым, оказывает постоянное влияние на развитие человека. Символы с нуминозным или религиозным содержанием поэтому говорят о внутреннем духовном порядке, который может быть основой для здорового развития эго, которое создает связь с внешним миром.

Юнг говорил о единстве внешнего и внутреннего мира. Часто, фактически, посредством односторонней адаптации к внешнему миру с маской персоны внутренний мир бессознательного подавляется — этот мир включается в образ души противоположного пола Анимуса и Анима.Бессознательное содержит передаваемые энергии предыдущих коллективных переживаний, а также забытые и подавленные переживания отдельной личности. Человеческое существо, понимаемое как единство, должно быть способно постоянно посредничать между требованиями внутреннего и внешнего мира, как единственный способ доказать, что он является подлинной личностью, потому что таким образом он не является жертвой без воли бессознательного содержания или сверхадаптированного существа по отношению к обществу и миру.Однако такое отношение может быть реализовано только таким образом, что эго, которое является центром сознательной личности, осознает свою относительность и понимает себя как составляющую часть Самости, которая воплощает единство сознательного и бессознательного. человек. Кроме того, Юнг приписывает Самости целительную и регулирующую тенденцию, которую аналитическая работа стремится выявить.

Сама работа, выполняемая во время песочной игры, может привести к релятивизирующему столкновению эго с силами Самости в виде яркого опыта, который часто находит свое выражение в религиозных символах.Другим аспектом целостности, которому уделяется особое внимание в песочной игре, является совокупность тела и духа. В своем негативном аспекте дух проявляется как исключительный интеллект, потерявший связь с чувствами и телом. Эта нехватка связи выражается в презрении к чувству чего-то неясного и в том, что тело примитивно и не духовно. Такое отношение, слишком часто встречающееся у современного человека, часто является причиной психических расстройств.Только когда интеллект научится понимать себя как один элемент среди других, составляющих целостную личность, клиент сможет найти путь назад к смыслу и смыслу жизни. Символично, что вновь найденная целостность выражается в представлениях типа мандалы.

«Песочная игра» — это метод, который я использую в терапии как для детей, так и для взрослых, чтобы получить доступ к содержимому бессознательного. Как следует из названия, он заключается в игре в специально рассчитанной песочнице (примерно 19.5 х 28,5 х 2,75 дюйма; пол и бока покрашены водостойкой ярко-синей краской). Поставляются ящики с сухим и влажным песком. Клиенты также имеют в своем распоряжении несколько маленьких фигур, с помощью которых они формально реализуют свой внутренний мир. Фигуры, из которых они могут выбирать, должны представлять как можно более полное сечение всех неодушевленных и одушевленных существ, с которыми мы сталкиваемся во внешнем мире, а также во внутреннем воображаемом мире: деревья, растения, камни, мрамор, мозаика, дикие домашние животные, обычные женщины и мужчины, занимающиеся различными видами деятельности, солдаты, сказочные персонажи, религиозные деятели из разных сфер культуры, дома, фонтаны, мосты, корабли, транспортные средства и т. д.

В песочной игре сразу становится ясно, что человек может приблизиться к целостности. Становится возможным прорваться сквозь сужающуюся перспективу нашей увязшей концепции и страхов и найти в игре новые отношения с нашей собственной глубиной. Погруженный в игру, человеку удается сделать внутреннюю картину видимой. Таким образом, устанавливается связь между внутренним и внешним.

Песочница соответствует по степени видимости. В этой области формируется и формируется фантазия, которая стремится к безграничности.Можно сказать, что фантазия становится плодотворной только тогда, когда она обязана ограничивать себя в определенных формах. Результатом является полярность свобода / ограничение. Свобода, с одной стороны, заключается в том, что для формирования деятельности клиента установлено несколько границ. У клиента есть возможность выбора из множества фигур и построения изображения мира, который ему ближе всего. Ограничение, с одной стороны, заключается в том, что из многих цифр выбор должен быть сделан.Таким образом, клиенты преуспевают в изображении проблем, которые им без сознания. Теперь мы видим, что начинается процесс, в котором бессознательная скрытая тотальность берет на себя руководство. Когда люди начинают играть, они подчиняются закону того самого, что приводит их к тому примирению противоположностей, которое действительно является решающей характеристикой игры. Игра является посредником невидимого и видимого.

Другая важная полярность в песочной игре — это то, что между телом и душой.Изображение сформировано в песке физически, так что мы можем сказать, что внутреннее содержимое обретает телесную форму. Кроме того, мы наблюдаем, что акт формирования может стать глубоким, эмоционально ощущаемым переживанием, если проявится целостность, у которой мандала является самым прекрасным выражением. Одной из предпосылок развертывания внутренних сил является то, что я обозначил как свободное и защищенное пространство. Задача терапевта — придать форму такому пространству: свободному пространству, в котором клиент чувствует себя полностью принятым.Это пространство защищено тем фактом, что психотерапевт распознает границы пациента. Терапевт становится доверенным лицом. Таким образом, негативные или разрушительные тенденции не подавляются, а изображаются и трансформируются.

Аналитический процесс с песочной игрой разворачивается через представления бессознательного содержимого, которые находят свое выражение в символах. Начальная сцена чаще всего отражает ситуацию, лежащую ближе к уровню сознания, но которая все еще содержит ссылки на проблемную.Во многих случаях на основе начальной сцены мы уже можем найти важные признаки того, как и в каком направлении может развиваться решение внутреннего конфликта. Последующие образы ведут к исключительному преобладанию уровня сознания и к более глубоким слоям в человеке, имеющим бессознательное содержание. Эти изображения часто имеют хаотический характер и свидетельствуют о высвобожденных энергиях. В конечном итоге пациент может достичь той стадии, которую мы можем обозначить как выражение целостности, или в юнгианской терминологии — Атман.Таким образом, формируется психическая ситуация покоя внутри себя, которая часто воздействует на нуминозный опыт и устанавливает контакт с духовным. Эго становится менее абсолютным в качестве центра сознательной личности, когда начинает осознавать, что оно содержится внутри Самости, которая воплощает единство между сознательным и бессознательным. Этот опыт является основой для первоначального преобразования энергий.

На изображениях песка это видно сначала на примитивном уровне тела.Появляются темы растительного и животного мира. Вода и земля на переднем плане. Поэтому я называю эту фазу развития животным-вегетарианцем, встреча с самым низким уровнем тела. Это также тот момент, когда происходит встреча с образом души, дополняющим друг друга, который все еще остается абсолютно бессознательным, то есть у мужчины с женской творческой стороной и у женщины с мужской логотипной стороной. Это новые творческие энергии, которые начинают появляться.Признание этих энергий приводит к усилиям по борьбе с ними и, на последующей стадии, к их трансформации. Темные энергии превращаются в яркие, созидательные и с помощью пробуждающего творчества они дают жизни новое направление. Цельность, выраженная через песок, должна теперь найти свое выражение в целостности жизни.

Мы могли бы вкратце сказать, что целостность эго и Я, тела и души, становится целью и находит свое выражение в принципе, что энергии не подавляются, а скорее трансформируются.

Из этого описания возможной последовательности внутреннего развития мы можем признать, что опыт исцеления является прямым следствием участия клиента в динамике внутреннего образа и придает им пластическое выражение. Опыт показывает, что обсуждение или обширное толкование игры в песочнице может препятствовать способности клиента оставаться открытым для чего-то, что все еще требует спонтанного выражения на довербальном уровне.Однако для процесса исцеления и самовосприятия решающее значение имеет установление контакта с еще неосознанными сторонами внутри себя. По этой причине важным аспектом этой работы является то, что обсуждение и осознанная реализация содержания на устном уровне должны быть отложены до тех пор, пока процесс опыта с песочницей не будет в основном завершен и не будет воспринят как внутренний «живой» процесс. Основным элементом этой формы терапии является формирование и восприятие изображений песка и результирующего разрешения внутренних напряжений.Этот тип опыта также можно рассматривать как форму осознанного осознания бессознательного содержимого, хотя и не на словесном уровне, а в форме формирования и переживания этого содержимого. Внутренний опыт этого содержания часто предшествует изменениям во внешней сфере жизни.

Тот факт, что изображения не комментируются и не интерпретируются во время песочной игры, не исключает возможности того, что у взрослых процесс сознательного осознания опыта на уровне устного толкования может иметь большое значение позже.

Важно, однако, чтобы терапевт или консультант правильно понимал язык символов на изображениях и на основе этого понимания следовал за процессом внутри и, при определенных обстоятельствах, не обращаясь к песочнице, устанавливает связи с внешняя жизненная ситуация и поднимает возможные проблемные моменты. Для прогресса работы также может быть важно распознать возможный перенос, который может символически выразиться в песочной игре, и быть способным реагировать на него соответствующим образом.

Эта работа полностью созвучна тому, что наряду с формированием изображений песка должно быть место для обсуждения повседневных проблем и изучения важных снов вместе с анализандом.

Особенно в случае работы с детьми, помимо песочной игры, должно быть достаточно возможностей для других игр и творческих занятий, таких как лепка и рисование. Такие игры могут внести важный вклад в постановку и реализацию того, что выявляется на самих песочных изображениях, и, наоборот, могут способствовать дальнейшему продолжению внутреннего процесса игры с песком.

Чтобы быть в состоянии выполнить задание «песочница», терапевт / консультант, помимо психологической подготовки, должен быть в состоянии выполнить две важнейшие предпосылки:

1. Поскольку процесс песочной игры выражается на символическом языке, глубокое знание языка символов — как это выражено в религиях, мифах, сказках, литературе, искусстве и т. Д. — необходимо. Это особенно относится к глубинно-психологической интерпретации символов, разработанной С.Г. Юнг. Прежде всего, человек должен был испытать эти символы и их эффективность на основе своего собственного процесса психического созревания. Только такая практика позволяет эффективно сопровождать опыт клиента.

2. С другой стороны, как мы уже видели, терапевт / консультант должен быть способен создать свободное и защищенное пространство. То, что мы хотим стать посредником для других, должно быть получено из нашего собственного опыта. Это означает, что терапевт / консультант должен обладать открытостью, которая является плодом открытого столкновения со своими темными и неизвестными сторонами.Однако в то же время важным также является опыт, связанный с собственным глубоко укоренившимся положительным потенциалом, — опыт, который гарантирует внутреннюю безопасность, которая, таким образом, позволяет создавать защищенное пространство для других.

Наконец, для успешной работы важно иметь положительную мотивацию, которая ставит своей целью создание пространства для клиента, которое позволит приблизиться к целостности независимым образом. Это намерение должно сочетаться с стремлением через постоянную работу над собой углубить собственную способность оказывать подлинную и не ищущую себя помощь.

Журнал Sandplay Therapy, том 1, номер 1, 1991 год.

,

песочная терапия для лечения травм

Трошихина Евгения

ПТСР, или посттравматическое стрессовое расстройство, является эмоциональным расстройством, которое в результате
возникает в результате переживания или наблюдения событий, которые являются чрезвычайно травмирующими или угрожающими жизни
. Солдаты, которые участвовали в боевых действиях и испытали на себе
военных боев, особенно подвержены риску развития этого расстройства. Около
человек страдают от ночных кошмаров и воспоминаний, в которых они невольно переживают травмирующие события.ПТСР сочетается с другими заболеваниями, такими как депрессия,
физических осложнений, злоупотребление алкоголем и наркоманией.

Терапевты, работающие с ветеранами, часто обнаруживают, что терапия разговором не эффективна в качестве метода лечения. Это может быть связано с тем, что ужасы войны
не могут быть выражены словами. Ветеранам нужны невербальные способы выразить свои
мыслей и эмоций. Ценность терапии Sandplay заключается в том, что она обеспечивает пространство для безмолвной работы
, и клиенты имеют возможность высказаться, не говоря ни слова.

Sandplay терапия была разработана юнгианским психотерапевтом Дорой Калфф. Этот метод
позволяет клиентам создавать трехмерную картинку в песочнице с игрушечными миниатюрами
. Клиенту предлагается выбирать любые предметы, которые он пожелает, и помещать цифры
любым удобным для него способом в лоток, перемещая песок и предметы, пока сцена
не покажется нужной.

Песочная терапия приносит глубину понимания и эмоциональную свободу
посредством выражения оригинальных страданий и связи с ними.Шаг за шагом травма
пробивается к символическому выражению, которое было устно заблокировано,
, через которое она становится визуальной и приносит освобождение и исцеление.
Важная роль терапевта заключается в том, чтобы сохранить терапевтическое пространство, в котором клиент
чувствует себя настолько свободным и защищенным, что он позволяет травмирующим переживаниям всплыть на поверхность
и осмелится вновь пережить ужасы войны.

Клиническая иллюстрация включена для того, чтобы показать этот процесс в аналитической обстановке
.Иван пришел ко мне на лечение ПТСР после своего возвращения из региональной русской войны
года.

Ключевые слова: психотерапия, ПТСР, Sandplay, символика, травма.

*****
ПТСР, или посттравматическое стрессовое расстройство, представляет собой эмоциональное расстройство, которое
является результатом переживания или наблюдения событий, представляющих угрозу для жизни. ПТСР развил у некоторых людей
после чрезвычайно травмирующих событий, таких как преступление, авария, стихийное бедствие
или боевые действия. Солдаты, которые участвовали в операциях, особенно подвержены риску развития этого вида расстройства.Они пережили военные события, которые чрезвычайно отличаются от повседневной жизни; однако психика
отреагировала на них лучше для выживания. Но, придя домой, они понимают, что их поведение кажется ненормальным окружающим людям.

Симптомы ПТСР включают в себя повышенную бдительность, беспокоящее беспокойство, гиперстартл, гипер-возбуждение
(постоянное пребывание «на страже»), непредсказуемую агрессию и т. Д.

Некоторые люди страдают от ночных кошмаров и воспоминаний, в которых они
невольно переживают травмирующие события.Они стараются избегать всего, что напоминает им
ужасных событий и тех волнующих чувств, которые настолько интенсивны, что, как им кажется,
, разрушают их жизни. ПТСР сочетается с другими заболеваниями, такими как депрессия
, физические осложнения, злоупотребление алкоголем и наркоманией. Теперь, в
мирских жизнях, желая быть нормальными и адаптированными, как и все люди, они пытаются
создать непроходимую стену против незваных воспоминаний и непрошеных чувств,
, которые возникают из прошлого, пытаясь заглушить душевные страдания.Они хотят, чтобы
отрезало прошлое от настоящего, как будто этого не произошло с ними.
К сожалению, при таком типе поведения солдаты оказываются без энергии
для создания реальной жизни. Говоря на изображениях, кажется, что они остаются в
маленьком бункере с отверстиями в стенах, через которые страдают пены, как потоки воды
.

Путь исцеления от травмы идет по противоположному пути — назад к ужасным
событиям и к переживанию страхов, вины, слабости, горя, слабости и всех
страданий души снова в присутствии свидетеля, который способен их вынести.

Мы не можем изменить прошлое, не в наших силах сделать его лучше или, по крайней мере,
менее уродливым, но наши нынешние чувства, наша нынешняя самооценка и чувство, с которыми
видят прошлое, мы можем изменить.

Как обычно ветераны не говорят о прошлых событиях — их рот «запер
», и терапевты, работающие с ними, часто обнаруживают, что разговорная терапия не эффективна как метод лечения. Это может быть связано с тем, что ужасы войны
не могут быть выражены словами.Ветеранам нужны невербальные способы выразить свои
мыслей и эмоций. Ценность терапии Sandplay заключается в том, что она обеспечивает пространство для безмолвной работы
, и клиенты имеют возможность высказаться, не говоря ни слова.

Этот метод позволяет клиентам создать трехмерную картинку в песочнице
с игрушечными миниатюрами. Клиенту предлагается выбирать любые предметы, которые он пожелает, и помещать
фигур любым удобным для него способом в лоток, перемещая песок и предметы, пока сцена
не покажется нужной.

Клиенты

, у которых вообще нет проблем с вербализацией, могут извлечь выгоду из конкретности процесса
. Одним из главных преимуществ терапии Sandplay является то, что невидимый
становится видимым в трехмерной реальности, воплощаясь в материальные объекты.
Клиент может видеть неприятности и страхи, которые пугали его внутри, и смотреть им в глаза
.

Еще в 400 до н.э. Сунь Цзы в «Искусстве войны» (1944) сказал:

Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться
результатов ста сражений.Если ты не знаешь ни врага, ни
, то будешь погибать в каждой битве.

Это особенно применимо для борьбы с ужасающими ужасами и для понимания
битвы, которую человек ведет с теневой стороной себя.

Ветераны также могут быть обеспокоены восприятием, что они не были такими
мужественными, бесстрашными и ответственными солдатами, как они думали, что должны быть. Поднос с песком
помогает показать им, что, будучи человеком, мы все владеем разными частями
и испытываем все чувства.

На этом этапе может быть полезно взглянуть на краткую историю терапии Sandplay.

Sandplay терапия, история и принципы

Sandplay терапия была разработана юнгианским психотерапевтом Dora Kalff
(1980).

Сначала, в начале 20-го века, Х.Г. Уэллс (2004) в книге
под названием «Игры на полу» описал, как его дети были взволнованы, играя в
с различными предметами и фигурами, которые он собрал. Книга повлияла на психолога
Маргарет Ловенфельд, и она, используя идеи, изложенные в книге,
организовала работу в Институте детской психологии в Лондоне.Маргарет
Лоуэнфельд (1997) описала игру с песком как технику для консультации в
1939 году. Она назвала это «Мировой техникой», потому что, когда она спросила
детей, что они сделали, они часто отвечали: «Ну, это моя Мир’. Маргарет
Лоуэнфельд представила документ об этом на юнгианской конференции в Цюрихе, и Дора
Калфф, участвующий в этой конференции, был очарован возможностями
World Technique. Воодушевленный Юнгом, Калфф отправился в Лондон, чтобы изучить этот терапевтический метод
.Песочная терапия, разработанная Д. Калффом, была основана на юнгианском подходе
, World Technique и идеях дзен. Когда она и Дайетц Судзуки встретились на
, они обнаружили, что параллельная практика дзен не давала прямого ответа на вопрос ученицы
с ее практикой задержки перевода. Кальф много читал лекции в 60-е годы, и в
году одним из ее учеников была Джун Атертон. Впервые она встретила Дору Калфф в университете Южной Калифорнии
в конце 1960-х годов. В настоящее время июнь Атертон является
доцентов Св.-Петербургский университет, где у меня была возможность
связываться с ней с 1990-х годов. Она познакомила нас, группу психологов,
с этим методом и постоянно вдохновляет нас в нашей работе с клиентами по наблюдению за
встречами.

Sandplay Therapy — это метод, при котором сцена создается в трее. Клиент
заверил, что он может взять столько объектов, сколько он хочет, и поместить их туда, где они хотят,
, в лоток или по краям. Они также могут делать снимки только из песка
без каких-либо миниатюр, используя воду, если им нужно сделать песок влажным.Во время этого процесса
терапевт тихо сидит рядом, очевидно ничего не делая. После того, как картина
была закончена, терапевт может попросить клиента рассказать историю о ней или дать
комментарии о какой-нибудь статуэтке. Иногда клиент рассказывает о своих жизненных проблемах, а затем терапевт отвечает; в остальное время оба молчат.

Статуэтки, использованные в Sandplay, символизировали разные стороны человеческой жизни:
природа и культура. Объекты включают землю: камни, горы, кристаллы; вода
— кораллы, ракушки и морские звезды.Небесные тела: солнце и луна, звезды
и планеты. Растительность: деревья, цветы, овощи и фрукты. Животные — дикие и домашние
, агрессивные и мирные, динозавры, змеи, рыбы, насекомые и птицы.
Фигуры людей: взрослые и дети, мужчины и женщины, из разных культур,
мудрец и обманщик. Объекты культуры: боги, предметы религии и мифы
существ; дома, машины, мосты, музыкальные инструменты. Символы пространства и времени:
спиралей, часов, символов смерти и любви и т. Д.

Все статуэтки располагаются на открытых полках, поэтому их может просмотреть клиент
, который, познакомившись с этой коллекцией, попадает в пространство игры
терапевта. Свободно двигающийся взгляд на вещи погружает клиента в волшебный мир
, который открывает двери для бессознательного. Некоторые статуэтки становятся «живыми», притягивая
энергии глубокого уровня психики, и сама рука берет выбранный объект
. Есть начало игры клиента. Дональд Винникотт (1971) написал:

Психотерапия проводится в двух областях:
пациента и терапевта.Психотерапия связана с тем, что два человека играют вместе.

Процесс заживления

Аранжировки, сделанные в лотке с песком спонтанно, сами по себе являются
исцелением. Сознание реагирует на внутренний бессознательный голос, который появляется
графическим способом. Этот диалог продолжается в тишине; ему не нужны руководящие интерпретации терапевта в
, ни для поглощения материала на сознательном уровне, ни для переупорядочения и уравновешивания психики.Терапевт ожидает, что
психики клиента развернутся в серии песочных картинок, вместо того, чтобы проецировать ограниченные концепции
на изображения, созданные в трее. Терапевт должен обладать достаточным самосознанием на уровне
, чтобы иметь возможность «отойти в сторону», в то же время позволяя психике клиента
начать заживать. Как К.Г. Юнг считал, что человеческая психика способна
регулировать свой собственный путь к целостности. Юнг обнаружил, что активное противостояние
между сознательным и бессознательным привело к появлению
новых символических форм, которые превзошли внутренние конфликты, что привело к большей психической целостности
.

Лечение исходит от глубинного уровня психики, а не извне,
, поэтому изготовление лотка само по себе является исцелением. Терапевт обслуживает этот процесс
, получая изображения такими, какие они есть, позволяя им двигаться в
во внешнем мире. Дора Калфф сказала, что было трудно приостановить эго и ничего не делать,
, но она, «ничего не делая», сохранила пространство, где изображения могли быть «живыми».

Томас Огден (Thomas Ogden, 1999) применил идею третьего к терапевтической ситуации
в своем предложении «аналитической трети», возникающей из интерсубъективной области
между терапевтом и клиентом, но не сводимой ни к одному из них.Он видит это пространство как место потенциально творческого преобразования, особенно если терапевт
может осознать это через свои мечты.

В работе с ветеранами важная роль терапевта заключается в сохранении терапевтического пространства
, которое клиент чувствует настолько защищенным и свободным, что позволяет травмирующим переживаниям
всплыть на поверхность и осмелится вновь пережить ужасы войны.

Воспоминание или ночной кошмар становятся видимыми, созвучными на песочной картине, но
это произойдет, только если поддерживающий психотерапевт может мысленно содержать эмоциональный опыт
.Эта способность идет на том же уровне, что и поведение матери
маленького ребенка. Уилфред Бион (1962) предположил, что поддерживающая мать умственно
содержит эмоциональный опыт, который ребенок не может справиться самостоятельно, но
удается вызвать в ней. Такое сдерживание требует, чтобы мать сама вынашивала в пределах
, обрабатывала и представляла ребенку в приемлемой форме то, что было
ранее невыносимым эмоциональным переживанием ребенка, как и терапевт —
клиенту.Песочная терапия приносит глубину понимания и эмоциональную свободу благодаря выражению оригинальных страданий и связи с ними.

Иван: пример

Теперь я хочу сказать пару слов о клиенте, который, безусловно, научил меня
много о том, что значит смотреть глубоко в глаза ужасов и хаоса. Иван приехал ко мне на лечение ПТСР после своего возвращения из региональной русской войны.

Он обратился за лечением, потому что его поведение казалось странным для других людей и самого
.Он не мог наслаждаться жизнью. У него были разорванные отношения с женщиной, которую он любил
, потому что он больше не мог выражать привязанность или эмоции. Иногда он был
, оказываясь на грани смерти. Его друг рассказал ему о
«волшебной пьесе», и он пришел ко мне со своей собственной мотивацией к работе.

Во время нескольких сеансов он создавал идентичные сцены. Они были очень хаотичны;
фигур покрывали все пространство лотка, однако, в некотором порядке, слой за слоем.
Там были дома, деревья, животные, люди, солдаты, все лежали на песке лицом вниз,
не двигались под несколькими военными орудиями.В конце изготовления каждого подноса он использовал
, чтобы положить луну и солнце лицом вниз в противоположные углы, и сказал: «все
мертвы». Как обычно, он больше ничего не рассказывал о подносах, но, глядя на них,
описал болезненные ощущения, которые появились в его речи в результате, как
фигуры в слоях на песке. Они шли все глубже и глубже, и чувство безнадежности
было последним. Тем не менее, дважды он делал довольно разные снимки
, которые выглядели устойчиво, где белые камни и крепкие дома стояли в центре
.Это был видимый графически способ целительной работы его психики, идущий
со своей скоростью. Я просто смотрел, садясь рядом, пытаясь быть достаточно хорошим свидетелем
и принимая «контейнер» процесса. По крайней мере, его хаотические картины
, где все было мертво, привели к изображению воспоминания. Это был случай войны
года, когда он приготовился умереть и встретиться с Богом. Через поднос с песком его рот
был «незапертым», и он смог устно описать мне ужасы войны
.

Это был бы конец терапии, если бы не путь для более глубокой травмы.
стал свободным. На нескольких следующих песочных рисунках детская травма проявила себя
. Это было связано с событиями, когда он столкнулся с опасностью смерти. Самое раннее из
событий произошло, когда ему было два года. Он просто не затонул в
р. Эта грань катастрофы возникла в его уме с внутренними чувствами;
особенно больно, ему казалось, были чувства беспомощности и
безнадежности.На этом этапе терапии он на какое-то время прекратил делать подносы, и у нас
было много дискуссий о противоположностях: жизни и смерти, легитимности и аварии
, а также вопросах личного значения, ценности жизни, поисках
более глубокое значение и смысл жизни. На последнем сеансе он хотел бы
устроить лоток. Он вылил воду и размешал песок, как пирог, затем
сделал холм и вставил в него лопату со словами: «Вот и все».

Я считаю, что он оставил идею понять Бога, почему он остался жив,
и просто позволил себе быть живым. Шаг за шагом травма нашла путь
для символического выражения, которое было словесно заблокировано, благодаря которому оно
стало визуальным и принесло освобождение и исцеление.

Примечания

unСун Цзы, Искусство войны (Harrisburg Pa: Издание военной службы, 1944), 24.
«Дональд В. Винникотт, Игра и реальность (Лондон: Книги пингвинов, 1971), 100.

Библиография

  • Атертон, июнь. «Песочная терапия — мечты стали видимыми». In Inside Out 59 (2009): 8-14.
  • Бион, Уилфред Р. Изучение опыта. Лондон: Karnac Books, 1962.
  • Дин, Линда Э. «Ничего не делать — еще один подход к песочной терапии». По состоянию на 10 декабря 2011 г. .
  • Колман, Уоррен. «Символические концепции: идея третьего». В журнале аналитической психологии 52 (2007): 565-83.
  • Юнг, Карл Г. Человек и его символы. Лондон: Альбус Букс, 1964.
  • Kalff, Dora M. Sandplay, Психотерапевтический подход к психике. Бостон: Sigo Press, 1980.
  • Колодзин, Вениамин. Как жить после психической травмы. Санкт-Петербург: Шанс, 1992.
  • Ловенфельд, Маргарет. Понимание детской песочной игры. Мировая Техника Лоуэнфельда. Лондон: Аллен и Анвин, 1997.
  • Огден, Томас. Уважение и интерпретация. Чувствуя что-то человеческое. Лондон: Karnac Books, 1999.
  • Сунь Цзы. Искусство войны. Harrisburg Pa: Издание военной службы, 1944.
  • Уэллс, Герберт Г. Напольные игры. Канзас: Издательство Теменос, 2004.
  • Винникотт, Дональд В. Игра и реальность. Лондон: Книги Пингвинов, 1971.
Травма: теория и практика. 2-я Глобальная конференция (2012), Прага, Чешская Республика.
http://www.inter-disciplinary.net/at-the-interface/evil/trauma/project-archives/2nd/session-12-recovery-and-reconciliation/
,

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *