Девиантное поведение подростков родительское собрание – Классное родительское собрание «Профилактика девиантного поведения подростков.»

Классное родительское собрание «Профилактика девиантного поведения подростков.»

Классное родительское собрание.

Профилактика девиантного поведения подростков.

Форма проведения – лекция с элементами беседы.

Цель: определение методов предупреждения девиантного поведения подростков.

Задачи:

  1. Определить особенности подросткового возраста.

  2. Дать характеристику девиантного поведения.

  3. Осуществить диагностику детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.

  4. Предложить родителям рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Ход собрания (лекция классного руководителя):

  1. Проблема: осознание подростком качеств своей личности, чётко выраженное стремление к самоутверждению, стремление определить своё место в жизни и среде окружающих людей нередко сопровождается девиантным поведением.

  1. Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством- третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным… а если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.

  1. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение определяется биологическими и социальными факторами.

Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

  1. Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение подростка».

Родители самостоятельно анализируют результаты анкеты (если по четырём или более пунктам есть положительные ответы, можно говорить о склонности подростка к отклоняющемуся поведению).

  1. Характеристика семей, вызывающих асоциальное поведение:

  1. семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное

поведение;

  1. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

  2. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;

  3. семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

  1. Тест для родителей «Стратегия семейного воспитания». Родители самостоятельно анализируют результаты теста.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы хотите видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.

  1. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Анализ родителями анкет своих детей.

  1. Как правильно общаться с подростком?

Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком. Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании.

Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка.

Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость.

Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним.

    Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. Но основе полученных оценок человек способен в наилучшей степени познавать себя и формировать личную самооценку. Следует помнить, что оценки предъявляемые родителями, учителями, воспитателями очень сильно влияют на самооценку личности ребенка.  В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности.
Родителям не стоит быть сильно критичными в плане морального и физического воспитания.

Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности. Будем же к подростку внимательны и добры.

Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение».

  1. Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

  • Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

  • Побеги из дома

  • Грубость, сквернословие

  • Употребление алкоголя, пьянство

  • Курение

  • Раннее начало половой жизни

  • Хулиганство

  • Унижение других

  • Воровство

  • Неподчинение, критика взрослых

  • Ношение «вызывающей» одежды

  • Отрицательное отношение к учёбе

  • Драки, нанесение телесных повреждений

  • Употребление наркотиков

  • Что-то ещё

  1. Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из первого вопроса)?

  2. Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети) предоставлен самому себе?

  1. Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время?

  2. Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняюшегося от нормы поведения?

  1. К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении?

  • Классному руководителю

  • Школьному психологу

  • Социальному педагогу

  • Психотерапевту

  • Инспектору по делам несовершеннолетних

  • Врачам

  • Справились бы самостоятельно

  • К кому-то ещё

  • Затрудняюсь ответить

  1. Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в плохую компанию?

  1. Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения?

Анкета для учащихся.

  1. Как ты проводишь свободное от уроков время:

А. провожу с друзьями на улице

Б. участвую в вечеринках и дискотеках

В. занимаюсь в спортивных секциях и кружках

2. Назовите любимый жанр кино и литературы:

А. боевики

Б. детективы

В. триллеры

Г. мистика

Д. эротика

Е. фантастика

3.Помощь в разрешении трудных ситуаций будешь искать у

А. родителей

Б. друзей

В. классного руководителя

4. Какие виды насилия ты испытывал:

А. избиение

Б. издевательства

В. оскорбление

Г. вымогательство денег и вещей

Д. другие виды насилия

Е. не испытывал насилия

5. От кого исходит насилие:

А. от чужих ребят

Б. от одноклассников

В. от взрослых

Г. от родителей

Д. от учителей

Е. ни от кого

6. О своей беде ты готов рассказать:

А. друзьям

Б. родителям

В. учителям

Г. правоохранительным органам

Д. никому не скажу

Тест «Стратегия семейного воспитания».

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырёх предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

  1. Чем, по Вашему мнению, в большой мере определяется характера человека – наследственностью или изменчивостью?

А. преимущественно воспитанием

Б. сочетанием врождённых задатков и условий среды

В. главным образом врождёнными задатками

Г. ни тем, ни другим, а жизненным опытом

  1. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности

Б. абсолютно с этим согласен

В. готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традщиционной роли родителей как воспитателей своих детей

Г. затрудняюсь ответить, не задумывался об этом

  1. Какие из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачными?

А. «Если вам нечего сказатьребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умываться». (Эдгар Хоу).

Б. «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». (Эрнст Легуве).

В. «Детям нужны не поучения, а примеры». (Жозеф Жубер).

Г. « Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному». (Томас Фуллер).

  1. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит

Б. считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять интерес, возникающий у детей к этим вопросам

В. когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.

Г. конечно, в первую очередь, это должны сделать родители

  1. Как Вы обычно поступаете, когда требуется ребёнку дать деньги на карманные расходы?

А. если просит, можно и дать

Б. лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и конкретные расходы

В. целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы

Г. некоторую сумму выделяем на определённый срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

  1. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. огорчусь, постараюсь утешить ребёнка

Б. отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика

В. дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие

Г. посоветую ребёнку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях

  1. Как Вы отнесётесь к сквернословию Вашего ребёнка?

А. постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято

Б. сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить

В. подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы

Г. ребёнок имеет право выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе

  1. Ваш ребёнок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите Вы его?

а. ни в коем случае. Такие сборища до добра не доведут. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших

б. возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надёжных ребят

в. он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоится

г. не вижу причины запрещать

  1. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок Вас солгал?

А. постараюсь «вывести его на чистую воду» и пристыдить

Б. если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения

В. расстроюсь

Г. попробую разобраться, что его побудило солгать

  1. Считаете ли Вы, что подаёте ребёнку достойный пример?

А. безусловно

Б. стараюсь

В. надеюсь

Г. не знаю

Обработка результатов.

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

б

в

в

г

в

г

а

б

г

б

Авторитарный

а

а

г

в

б

б

б

а

а

а

Либеральный

в

б

б

б

а

а

г

в

в

в

Индифферентный

г

г

а

а

г

в

в

г

б

г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы хотите видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

infourok.ru

Родительское собрание. Девиантное поведение.

Родительское собрание по теме: «Девиантное поведение детей».

Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для милиционера – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.

Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на следующие группы:

1.Кратковременные и случайные формы (обмолвки, описки, забывчивость, бред, опьянение и т.д.).

2.Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, некоторые формы душевных заболеваний).

3.Постоянные пожизненные дефекты поведения.

Для того, чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

Причины отклоняющего от норм поведения подразделяют на две группы:

— причины, связанные с психофизиологическими расстройствами;

— причины социального и психологического характера.

Среди симптомов можно выделить следующие:

а) длительность сохранения расстройства, кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

б) то же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;

в) появление изменений в поведении ребёнка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

г) появление тяжёлых и часто повторяющихся кошмарных снов.

Всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок.

Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков, возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Вплоть до 18 века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста, вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в 18 веке были сформированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

Проведём игру-тренинг.

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Например, начнём с фразы:

— В детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.)

Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.

— В юности нельзя… (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т.д.)

Если с фразой не согласны, хлопайте в ладоши.

Сколько же запретов мы ставим перед молодёжью?

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Разберём несколько ситуаций:

  1. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы ей скажите?

  2. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы ей скажите?

  3. Ваши дети гораздо позже назначенного времени вернулись домой. Как вы их встретите?

  4. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаёте её судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас. Она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).

Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, — вот те основные причины, которые провоцируют порой наших детей на девиацию.

По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания (28%), употребление алкоголя (24%), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%), агрессивность, раннее начало половой жизни (16%), непослушание, ложь, токсикомания, воровство (12%).

Основной причиной девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т.е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.

На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают:

— недостаток внимания, контроля со стороны родителей;

— негативный пример, который дают родители детям;

— низкий уровень жизни, нищета в семьях;

— безработица и пьянство родителей;

— снижение интеллектуального уровня родителей.

Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.

Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:

  1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

  2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.

  3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.

  4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

  5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.

Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

В заключение нашей встречи подумайте над:

История греческого баснописца Эзопа.

В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нём жить».

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

— Уважаемые, папы и мамы!

Ваш сын или дочь выросли, но они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

Вы обязаны знать:

  1. с кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

  2. Кто его лучший друг или подруга.

  3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

  1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

  2. Вам лжёт.

  3. Требует у вас деньги.

  4. Становится зависимым от алкоголя.

  5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

infourok.ru

Родительское собрание «Девиантное поведение подростков»

КОНСПЕКТ родительского собрания

Ф.И.О. воспитателя: Шихалева Оксана Александровна

Класс: 8-9

Тема:  Причины девиантного поведения подростков

Продолжительность РС: 30 мин.

Цель: определение методов предупреждения девиантного поведения подростков.

Задачи:

  1. Определить особенности подросткового возраста.

  2. Дать характеристику девиантного поведения.

  3. Осуществить диагностику детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.

  4. Предложить родителям рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Ход собрания (лекция классного руководителя)

Девиантное поведение подростков в современном мире не редкость. Проблема девиантного поведения является центральной проблемой со времен возникновения социологии.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического и социального выживания человека.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных отношений и взаимодействий в рамках психического и физического здоровья.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально – психологических и нравственных норм. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное поведение устраняется путем применения определенных санкций(лечение, изоляция, исправление или правовое наказание нарушителя.)

Как и все процессы человеческого развития, девиантное поведение подростков имеет свою сложную природу проявления. Сказывается влияние самых разнообразных факторов, порой находящихся в сложном переплетении взаимовлияния. Это и среда воспитания, и наследственность, и собственное развитие, и влияние сверстников, и многое другое.

Причины девиантного поведения разные, но существует пять основных факторов, которые приводят ребенка к девиантному поведению.

1. Биологические факторы; фактор, основанный на человеческой биологии и выражающийся в присутствии каких – либо отклонений, на фоне физиологии человека и его анатомии, такие вещи затрудняют психологическую адаптацию человека в обществе, соответственно, усиливают риск возникновения в будущем девиантного поведения детей и подростков.

генетические факторы ( наследственные или приобретенные во время беременности матери при ведении неправильного образа жизни: употребление спиртных напитков, курение, неполноценное питание, получение физических и психических травм, перенесенные болезни). Необязательно ,что это приведет к девиантному поведению, но риск будет выше.

психофизические факторы. Это отклонения связаны с психологическими нагрузками. Очень часто дети просто с ними не справляются, что становится причиной девиантного поведения подростков. К этому фактору относится и отрицательное воздействие на организм окружающей среды.

физиологический фактор непривлекательная внешность, дефекты речи, отклонение в умственном развитии. Часто, все это вызывает неприятие со стороны окружающих подростков, что, в свою очередь толкает его на самоутверждение с помощью девиантного поведения.

2.Психологические факторы.

Психические факторы включают наличие у ребенка психопотологии или акцентуации (чрезмерное усиление ) отдельных черт характера, эти отклонения выражаются в нервно – психологических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Такие дети нуждаются в помощи психиатра. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических взаимодействий и нуждаются, как правило, в социально – медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально – педагогические факторы.

Социально – педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогической запущенности ), ведущей к несформированности у подростков познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о школьной дизодоптации .

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: — дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений сочетающие в себе, с одной стороны потворство желаниям ребенка, гиперопеку , а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации. – нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в стадии развода, длительного раздельного проживания детей и родителей. – асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, насилие. – жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе и т.д. такие дети, лишены чувства безопасности, необходимого для нормального развития. Это приводит к осознанию того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения приводит к разнообразным последствиям.

4. Социально – экономический фактор.

Социально – экономический фактор включает социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной части населения, ограничение социально – приемлемых способов получения достойного заработка.

5. Морально – этические факторы.

Они проявляются, с одной стороны, в низком морально – нравственном уровне современного общества, в другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. В случае несформированости системы нравственности нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях. Эгоцентричная позиция подростков с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правилам другого человека приводит к « отрицательному лидерству» . Таким образом, девиантное поведение представляет, как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались.

infourok.ru

«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения». ГУО «Каменский УПК ДС-СШ Горецкого района»

Родительское собрание.

Тема: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу профилактике девиантного поведения в семье.                                       

Методы: лекция, анкетирование.

  Программа

Теоретическая часть (лекция)

  • Формирование поведения детей в семье
  • Отношение родителей и детей
  • Анализ семейного воспитания
  • Результаты опроса учащихся
  • Практические рекомендации родителям

          Практическая часть.

  • Анкетирование родителей.

Каждый родитель с пеленок пытается привить своему ребенку общественные нормы поведения. Поэтому любой малыш в возрасте от трех лет знает, что дядя, подпирающий забор возле дома — пьяница. И что на фотографии, наклеенной на двери подъезда, изображен плохой дядя.  Мы проходим мимо «нехороших людей», гордо подняв голову, и только выдавливаем сквозь зубы: «Откуда, мол, такие берутся?» Ответ прост: вы не поверите, «берутся» они, как позволяем мы себе выражаться, из обычных российских семей, только вот атмосфера в них не всегда привычная. Было бы заблуждением считать, что у преступников: воров, убийц, насильников — родители непременно должны быть наркоманами, алкоголиками или тунеядцами. Разрешите вас разочаровать, делинквентные (преступные, криминальные) личности часто родом из благополучных семей. Конечно, среди ведущих социальных факторов, влияющих на развитие девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, следует выделить алкоголизм родителей, низкий уровень материального обеспечения, высокий уровень внутрисемейного насилия, дисгармоничное отношение в семье, разводы.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные. Среди субъективных причин выделяют особенности темперамента, аномалии характера и его гармоничность, биологические реакции пубертатного (подросткового) возраста, психофизиологическое нездоровье.  Бытует мнение, что особенно во внимании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Конечно, это бесспорный факт, но не следует снимать со счетов и период перехода от детства к зрелости. Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи. Теперь многое зависит от поведения родителей. Если подавлять личную свободу человека, пусть даже из самых гуманных побуждений, то он непременно захочет поскорее освободиться от давления. Из соображений избавиться от назойливого контроля — «пожить свободной жизнью» или просто привлечь внимание, подростки совершают побеги из дома. Желая показать себя взрослыми, они способны на совершение  правонарушения. Положение усугубляется, если на утрированное представление подростка о взрослости накладываются его психофизиологические особенности. Проблема не стояла бы так остро, если родители выбрали по отношению к ребенку позицию друга и опытного наставника, а не — властителя судеб, которому во всем и всегда надо подчиняться.

      К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом проудовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.

В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма.

Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Анкета для родителей

Влияние семьи на становление личности

  • Кто оказывает на детей основное влияние?

а) родители,

б) бабушка и дедушка,

в) старшие братья и сестры,

г) другие родственники,

д) друзья,

е) школа,

  • Кто занимается воспитанием детей в семье?

а) мать,

б) отец,

в) бабушка,

г) дедушка,

д) брат (сестра),

е) никто.

  • Как строятся ваши отношения с детьми?

а) дети должны беспрекословно выполнять приказания,

б) отношения строятся на основе равноправия,

в) детям предоставляется большая свобода действий.

  • Каковы причины конфликтов между родителями и детьми (если они бывают)?

а) родители не понимают интересов детей,

б) родители не довольны отношением к учебе,

в) родители недовольны тем, как дети проводят свободное время,

г) родители не одобряют выбор друзей,

д) дети не оказывают помощь в домашних делах,

е) грубость по отношению к старшим,

ж) дети требуют деньги на приобретение вещей.

  • Какие факторы мешают в воспитании детей?

а) мало времени для занятий с детьми,

б) не хватает педагогического опыта,

в) ситуация в семье неблагоприятная для воспитания детей,

г) мало помощи от школы в воспитании детей,

д) в семье не хватает денег, чтобы досуг детей сделать более содержательным,

е) мешают плохие жилищные условия,

ж) на детей дурное влияние оказывает “уличная” компания.

Тест «Ваш стиль взаимоотношений с ребенком»
Определить стиль своих взаимоотношений с ребенком вам поможет тест Р.В. Овчаровой.
Инструкция: Прочитайте внимательно утверждения и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:
1. Сколько раз тебе повторять! — 0 баллов
2. Посоветуй мне, пожалуйста. — 1 балл
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. — 1 балл
4. И в кого ты только уродился! — 0 баллов
5. Какие у тебя замечательные друзья! — 1 балл
6. Ну на кого ты похож (похожа)! — 0 баллов
7. Я в твое время …- 0 баллов
8. Ты — моя опора и помощник (помощница). — 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя! — 0 баллов
10. О чем ты только думаешь?! — 0 баллов
11. Какая ты у меня умница! — 1 балл
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? — 1 балл
13. У всех дети как дети, а ты?! — 0 баллов
14. Какой ты у меня сообразительный! — 1 балл

Обработка результатов: Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе. Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.

Максимальное количество баллов в тесте для школьников и подростков — семь.
Желаю вам в жизни набрать гораздо больше баллов, чем в этом тесте!

Рекомендации родителям:

  • Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  • Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Литература

  1. Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»
  2. Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».
  3. «Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.
  4. Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».

kam.schools.by

Презентация к уроку по теме: Тема родительского собрания: «Девиантное поведение младших школьников и подростков»

Слайд 1

Девиантное поведение младших школьников и подростков

Слайд 2

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Слайд 4

Девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками. Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьёзном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

Слайд 5

В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний. После 10 лет ребёнок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство…

Слайд 6

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания . Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребёнка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

Слайд 7

формы поведения детей Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм. Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм. Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабёж.

Слайд 8

Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причём оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счёты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, помутнение рассудка, недовольство собой.

Слайд 10

Причины девиантного поведения Медико-биологические факторы Эту группу можно условно разделить на приобретённые, врождённые и наследственные причины. Врождённые развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание. Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование . Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребёнка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы. Приобретённые причины связаны с самим образом жизни малыша. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжёлыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Слайд 11

Причины девиантного поведения Психологические факторы Психология отношений влияет на ребёнка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Слайд 12

Социальные факторы Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях: неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель; частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь; асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни; алкоголизм. Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Слайд 13

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребёнок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы. Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребёнок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков

Слайд 14

Возможные симптомы Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний». Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.

Слайд 15

5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность. 6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье. 7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста. 8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение. 9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям. 10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения. 11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве

Слайд 16

Спасибо за внимание https://roditeliz.ru/family/deviantnoe-povedenie-detey-metodika-raboty-s-detmi.html http://depressio.ru/slovar-terminov/87-deviantnoe-povedenie.html

nsportal.ru

Родительское собрание «Девиантное поведение»

Родительское собрание

«Девиантное поведение».

1.Норма и патология.

В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие «трудный подросток». Но что значит – «трудный»?

«Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный…», писал Януш Корчак. – Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований». «Трудный подросток» — подчас всего лишь неудобный для взрослых. Имея в виду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком, осторожнее будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.

Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

Эта опасность распространена у нас очень хорошо. Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей.

  1. Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряжённых, конфликтных ситуаций.

  2. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются элементом каких-то обязательных ритуалов («церемониальное пьянство»), а в других выступает как антинормальное поведение, средство освобождения от внешнего мира.

  3. Основной мотив пьянства у мужчин – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведёт себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т.д.

  4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее её чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы.

Что способствует алкоголизации подростков подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания.

Эту проблему у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьёзна.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей – наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90 процентов наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определённых местах. У них есть специфический жаргон: «план», «дурь» — гашиш, «косяк» — папироса с гашишем, «кода» — кодеин, «марфа» — морфий, «колёса» — таблетки, «стекло» — ампулы, «машина» — шприц и т.п. Есть у наркоманов и стереотипы поведения. Школа большей частью об этом не знает.

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Агрессивное поведение.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей.

Подростковая агрессия — чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и тд.). Изощрённую жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а вот что могу!

Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!». Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидное поведение.

Проблема юношеских самоубийств многие годы у нас была под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения:

  1. что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;

  2. что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, даёт максимальный процент самоубийства.

На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным.

У подростков значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера.

Среди обследованных подростков 32 процента суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31 процент – 16-летних, 21 процент – 15-летних, 12 процентов – 14-летних и 4 процента – 12-13-летних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются; хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет всё-таки покончили с собой.

Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» — не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует также психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтных стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней.

Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счёты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80 процентов суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, всё это смертельно серьёзно и требует чуткости и внимания родителей, учителей и психологов.

infourok.ru

Материал для родительского собрания «Профилактика девиантного поведения детей»

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого»

Родительское собрание

«Профилактика девиантного поведения детей»

Подготовила:

социальный педагог Семёнова А.А.

Тема нашего родительского собрания актуальна для любой возрастной категории обучающихся.

Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для полицейского – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок.

А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм, причиняющих реальный вред личности или обществу. Такое поведение детей называется девиантным.

Выделяют следующие виды девиантного поведения:

1.Делинквентное поведение — поведение на грани криминала: нарушение общественного порядка, акты вандализма, драки, домашние кражи, угоны, срывы уроков, вызывающее поведение в общественных местах, хулиганство.

2.Уходы из дому и бродяжничество.

3.Отклонения сексуального поведения.

5.Суицидальное поведение.

Для того, чтобы знать, как исправлять дефекты поведения, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

Причины отклоняющегося от норм поведения подразделяют на две группы:

— причины, связанные с психофизиологическими расстройствами;

— причины социального и психологического характера.

Среди особенностей девиантного поведения можно выделить следующие:

  • негативная психическая напряженность;

  • акцентуированная готовность к риску;

  • психическая фригидность;

  • выраженная ориентация на нормы  девиантной  подростковой группы;

  • непредсказуемость поведения;

  • высокая агрессивность.

Всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок.

Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Вплоть до 18 века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в 18 веке были сформированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяет подросткам и чем больше особых прав им предоставляет, тем острее становится проблема трудного возраста, в результате которого возникает отклоняющееся поведение, очень существенно влияющее на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.

Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.

Сейчас мы с вами проведём игру-тренинг.

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Например, начнём с фразы:

— В детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.)

Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.

— В юности нельзя… (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т.д.)

Если с фразой не согласны, хлопайте в ладоши.

Сколько же запретов мы ставим перед своими детьми!

Здоровый, нормально развивающийся ребёнок активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи потчуют его нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуальное насилие.

В подростковом возрасте ребёнок начинает выражать свой протест как средство самоутверждения, протест против действительности и требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Представляем вам для размышления следующую ситуацию:

Вы приходите домой в неурочный час неожиданно для дочери и застаёте её курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

Опираясь на этот слайд, подготовьте ваш ответ.

Стратегия воспитания

Примеры поведения родителей

Характерная ответная реакция ребенка

Причина

такого поведения

резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати»

«Не смей наказания

агрессивная (прекращает действовать лишь на время, выплеснет чувства в другое время)

копирует стиль родителей, учится у них агрессивным формам поведения

игнорирование

агрессивного поведения

родители делают вид, что не замечают агрессии или считают, что ребенок еще мал

агрессивная (продолжает подобное поведение)

ребёнок думает, что всё делает правильно формы девиантного поведения закрепляются, превращаются в черту характера

Родители дают возможность выплеснуть

агрессию приемлемым

способом, ограничивают

агрессивное поведение в

тактичной форме,

запрещают вести себя

агрессивно по отношению к другим

вовлекают в игру, которая

помогает отреагировать

гнев, объясняют, как надо

вести в определенной

ситуации, рассказывают

о чувствах других, учат

правилам поведения

  • ребенок учится управлять

  • своим поведением,

  • становится приятным в

  • общении

ребенок учится анализировать ситуации, берет пример со своих тактичных родителей

Исходя из вышесказанного, можно выделить пять качеств, жизненно необходимых в общении с ребенком. Самое важное из них- терпение. Родитель должен суметь разобраться и объяснять причину неправильного поведения ребёнка. Важно быть щедрым, чаще хвалить и поощрять ребёнка. Воспитывать уверенность в нём, поддерживать в неудачах – и он будет чувствовать себя личностью.

Самый тяжёлый труд –это воспитание ребёнка, поэтому и родителям, и педагогам нужно чётко определить стратегическую цель, каким мы хотим видеть ребёнка, и под эту цель подбирать приёмы и методы.

Большое влияние на возникновение девиантного поведения оказывает влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе,  для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Если у ребёнка не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с  целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).

Даже в благополучной атмосфере ребёнок может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

Самую большую роль оказывает на ребёнка ситуации, возникающие в семье. Сюда входят:

— недостаток внимания, контроля со стороны родителей;

— негативный пример, который подают родители детям;

— низкий уровень жизни, нищета в семьях;

— безработица и пьянство родителей;

— снижение интеллектуального уровня родителей.

Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.

Именно семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка.

Проведённое нами исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:

  1.  Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

  2.  Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.

  3.  Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.

  4.  По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, — вот те основные причины, которые провоцируют порой наших детей на девиацию.

Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребёнка. Нравственные качества человека, его жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Всё: и слова, и поступки, и поведение родителей- играет свою роль в воспитании ребёнка. А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребёнком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп».

Уважаемые родители, нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Если даже Ваши сын или дочь выросли, они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

Вы обязаны знать:

  1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

  2.  Кто его лучший друг или подруга. 

  3.  Чем увлекается, какие у него интересы. 

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

  1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

  2. Вам лжёт.

  3. Требует у вас деньги.

  4. Становится зависимым от алкоголя, наркотиков, курения.

  5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте:  Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только попытаться его найти.

Наше собрание хотелось бы закончить следующей притчей:

Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране. 
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает: 
— Дай-ка я над ним посмеюсь! 
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится: 
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит: 
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит:

— Все в руках твоих! 

Желаем вам удачи в деле воспитания и здоровья всем вам и вашим близким!

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о